Вопросы к диф зачету по бжд. Примерные вопросы к зачету по дисциплине бжд

Д ифференцированный зачет по Безопасности жизнедеятельности (БЖД)

Д ифференцированный зачет проводится по итогам 3 семестра обучения с выставлением итоговой оценки в диплом об окончании учебного заведения.

Состоит из двух вариантов. ДЗ- представляет собой итоговую контрольную работу на 2 часа в виде тестов по всем 3 семестрам обучения. Состоит из 2-х частей. Блок А- 20 вопросов. Блок Б- 5 вопросов.

В результате контрольной работы студенты должны показать знания по следующим проийденным материалам;

освоение знаний ; овладение умениями показать навыки показать умение

Разделы зачёта

Изучение мат. части АК- 74М.

4. По итогам зачёта делаются выводы об уровне и качестве подготовки студентов:

При проведении дифференцированного зачёта студенты подтвердили знания полученные в течении трёх семестров обучения: первого и второго семестра 2013/2014 учебного года и третьего семестра 2014/22015 учебного года, о чём свидетельствует коэффициент обученности.

В целом студенты показывают хороший уровень знаний. Итоговые оценки за первый курс обучения и за 3 семестр соответствуют оценкам полученным студентами в ходе дифференцированного зачёта.

более 12 ошибок 2 балла.

Специальность СПО:

09.01.03 гр.101

190631.01 «Автомеханик» гр.111

19.01.07 «Повар, кондитер» гр.121

гр.171

Спецификация дидактических единиц

п/п

Чрезвычайные ситуации природного, техногенного и военного характера

Организация защиты населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.

Обеспечение устойчивости функционирования объектов экономики.

Основы обороны государства

Военная служба – особый вид федеральной государственной службы

Основы военно-патриотического воспитания

Суточный наряд и караульная служба

Кодификации тестовых заданий

№ п/п

Наименование дидактической единицы

Номер варианта

Номера вопросов

Чрезвычайные ситуации природного, техногенного и военного характера

2, 4, 5, 6.

2, 4, 5, 6.

Организационные основы по защите населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени

3, 7.

3, 7.

Организация защиты населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.

8, 9.

8, 9.

Обеспечение устойчивости функционирования объектов экономики.

10, 11

10, 11

Основы обороны государства

12, 20

12, 20.

Военная служба – особый вид федеральной государственной службы

14, 15, 16.

14, 15, 16.

Основы военно-патриотического воспитания

Суточный наряд и караульная служба

17, 18, 19.

17, 18, 19.

Изучение материальной части АК- 74М.

1, 22, 23, 24, 25.

1, 22, 23, 24, 25.

Специальность СПО: 1.

09.01.03 «Мастер по обработке цифровой информации» гр.101

190631.01 «Автомеханик» гр.111

19.01.07 «Повар, кондитер» гр.121

220703.02 «Слесарь по контрольно-измерительным приборам и автоматике» гр.131

Раздел учебного плана: Общеобразовательные дисциплины

Дисциплина: Основы безопасности жизнедеятельности

Вариант № 1

Блок А

№ п/п

Задание (вопрос)

Эталон

ответа

1.Цифрой 5 обозначено:

1 - шомпол;

2 - масленка;

3 – пенал.

1. Связанные с проявлениями стихийных явлений природы.

2. Связанные с техническими объектами.

3. Связанные с авариями на производстве.

2. Северо-запад;

4. Сель - это:

1.Временный поток смеси воды и горных пород после обильных дождей;

3. Длительный и очень сильный ветер.

5. Цунами - это:

1. Морские волны большой величины, возникающие в результате сдвига морского дна.

2. Затопление водой местности в результате ливней и продолжительных дождей.

3. Проникновение воды в подвалы зданий через канализационную сеть.

1.Взрывы и аварии на опасных химических объектах.

2.Землетрясения и наводнения.

3.Оползни, сели и ураганы.

7.Авария – это:

1. Повреждение машины, оборудования, транспортного средства, здания или сооружения.

2.Землятрясение, цунами.

3.Пожар, извержение вулкана.

2. Бежать к соседям;

9.Эпидемия - это:

1. Широкое распространение инфекции среди людей.

2. Широкое распространение инфекции среди растений.

1. Отравляющих свойствах некоторых химических веществ;

2. Использовании внутриядерной энергии:

1. Химическое и бактериологическое;

2. Ядерное и высокоточное;

3. Лучевое, радиочастотное и инфразвуковое.

1.Авиационный механик;

3.Наводчик артиллерийского орудия.

13.Правила наложения жгута:

1.Жгут накладывают выше раны на расстоянии 5-7 см;

3. Жгут накладывают на рану;

1.Телефонный звонок дежурного из военкомата.

2.Повестка из военкомата.

3.Долг и совесть призывника.

1.Министр обороны РФ.

3.Начальник генеральго штаба ВС РФ.

1.Сержантов и, как исключение из числа наиболее подготовленных солдат;

2.Солдат - отличников боевой подготовки;

3.Офицеров роты.

1.Дежурному по роте;

2.Только своему командиру отделения;

3.Верховному главнокомандующему (Президенту РФ)

1.Начальник караула и разводящий, которому подчиняется часовой;

2.Верховный главнокомандующий РФ (Президент РФ).

3.Министр обороны РФ или Начальник генерального штаба ВС РФ.

20.Часовой обязан:

1.Бдительно охранять и оборонять свой пост;

2.Чистить и смазывать вверенное ему оружие на посту;

3.Проверять военное ему имущество внутри хранилищ поста.

Блок Б

№ п/п

Задание (вопрос)

Эталон ответа

«Огневая подготовка - это обучение личного состава Вооруженных Сил по применению …для поражения целей в бою.».

«АК-74 имеет калибр... мм.».

«Автоматическое действие АК-74 основано на использовании энергии … газов.»

Специальность СПО:

09.01.03 «Мастер по обработке цифровой информации» гр.101

190631.01 «Автомеханик» гр.111

19.01.07 «Повар, кондитер» гр.121

220703.02 «Слесарь по контрольно-измерительным приборам и автоматике» гр.131

Раздел учебного плана: Общеобразовательные дисциплины

Дисциплина: Основы безопасности жизнедеятельности

Вариант № 2

Блок А

№ п/п

Задание (вопрос)

Эталон

ответа

Инструкция по выполнению заданий № 1-20: выберите цифру, соответствующую правильному варианту ответа и запишите ее в бланк ответов.

Принадлежность автомата АК-74:

1.Цифрой 5 обозначено:

1 - шомпол;

2 - пенал.

3 – масленка;

2.Чрезвычайные ситуации природного характера - это:

1. Связанные с авариями на производстве;

2. Связанные с техническими объектами;

3. Связанные с проявлениями стихийных явлений природы.

3.Стрелка компаса всегда показывает направление на:

3. Северо-запад.

4. Сель - это:

1. Длительный и очень сильный ветер.

2. Масса снега, падающая с крутых склонов;

3. Временный поток смеси воды и горных пород после обильных дождей.

5. Цунами - это:

1. Проникновение воды в подвалы зданий через канализационную сеть;

2. Затопление водой местности в результате ливней и продолжительных дождей;

3. Морские волны большой величины, возникающие в результате сдвига морского дна.

6.Чрезвычайные ситуации техногенного характера – это:

1. Землетрясения и наводнения.

2. Взрывы и аварии на опасных химических объектах.

3.Оползни, сели и ураганы.

7.Авария – это:

1. Пожар, извержение вулкана.

2.Землятрясение, цунами.

3. Повреждение машины, оборудования, транспортного средства, здания или сооружения.

8.При обнаружении пожара в квартире в первую очередь:

1. Немедленно вызвать пожарных по телефону «01»;

2. Бежать к соседям;

3. Выйти на балкон и звать на помощь.

9.Эпидемия - это:

1. Широкое распространение инфекции среди растений.

2. Широкое распространение инфекции среди людей.

3. Широкое распространение инфекции среди животных.

10.Действие ядерного оружия основано на:

1. Использовании внутриядерной энергии;

2. Отравляющих свойствах некоторых химических веществ;

3. Использование болезнетворных свойств микробов и токсичных продуктов.

11.Виды оружия на новых физических принципах:

1. Лучевое, радиочастотное и инфразвуковое.

2. Ядерное и высокоточное;

3. Химическое и бактериологическое;

12. Воинская должность в Военно-Воздушных Силах РФ:

1. Наводчик артиллерийского орудия;

2.Машинист-турбинист подводной лодки;

3. Авиационный механик.

13.Правила наложения жгута:

1. Жгут накладывают на рану;

2. Жгут накладывают ниже раны на расстоянии 5-7 см;

3. Жгут накладывают выше раны на расстоянии 5-7 см;

14. Основание для прибытия в военкомат в период призыва на военную службу является:

1.Телефонный звонок дежурного из военкомата;

2. Долг и совесть призывника;

3. Повестка из военкомата.

15. Призывной возраст граждан РФ:

1. 18-27 лет.

3. 19-26 лет.

16.Общее руководство Вооруженными силами РФ осуществляет:

1. Министр обороны РФ.

2. Начальник генеральго штаба ВС РФ.

3. Верховный главнокомандующий РФ (Президент РФ).

17.Дежурный по роте назначается из:

1. Солдат - отличников боевой подготовки;

2. Сержантов и, как исключение из числа наиболее подготовленных солдат;

3. Офицеров роты.

18.Дневальный по роте подчиняется:

1. Только своему командиру отделения;

2. Дежурному по роте;

3. Верховному главнокомандующему (Президенту РФ)

19.Часового имеют право сменить или снять с поста только:

1. Министр обороны РФ или Начальник генерального штаба ВС РФ.

2. Верховный главнокомандующий РФ (Президент РФ).

3. Начальник караула и разводящий, которому подчиняется часовой;

20.Часовой обязан:

1. Проверять военное ему имущество внутри хранилищ поста;

2. Чистить и смазывать вверенное ему оружие на посту;

3. Бдительно охранять и оборонять свой пост.

Блок Б

№ п/п

Задание (вопрос)

Эталон ответа

Инструкция по выполнению заданий № 21-25: в соответствующую строку бланка ответов запишите краткий ответ на вопрос, окончание предложения или пропущенные слова.

«Автоматическое действие АК-74 основано на использовании энергии … газов»

«Магазин автомата снаряжается патронами в количестве … штук».

«Огневая подготовка-это обучение личного состава Вооруженных Сил по применению …для поражения целей в бою»

«АК-74 имеет калибр... мм».

«Иммобилизация – создание условий ….. для поврежденной или больной части тела»

Дисциплина: Основы безопасности жизнедеятельности

Группа №____________

(Ф.И.О.)

Вариант №____________

Блок А

задания

Вариант ответа

задания

Вариант ответа

1

11

2

12

3

13

4

14

5

15

6

16

7

17

8

18

9

19

10

20

Блок Б

Инструкция по выполнению заданий № 21-25: в соответствующую строку бланка ответов запишите краткий ответ на вопрос, окончание предложения или пропущенные слова.

№ п/п

Эталон ответа

21

22

23

24

25

Оценка знаний дифференцированного зачёта:

до 2-х ошибок (включительно) 5 баллов

до 6-ти ошибок (включительно) 4 балла

до 12 ошибок (включительно) 3 балла

более 12 ошибок 2 балла.

Всего ошибок____________ Оценка за зачёт____________________

Преподаватель-организатор ОБЖ ____________________________ Литвиченко В.В.

Проверочный лист:

Вариант № 1

Блок А

задания

Вариант ответа

задания

Вариант ответа

1

3

11

3

2

1

12

1

3

3

13

1

4

1

14

2

5

15

3

6

16

2

7

17

1

8

18

1

9

19

1

10

20

1

Блок Б

№ п/п

Эталон ответа

21

штатного оружия

22

5.45

23

пороховых

24

25

Неподвижности (покоя)

Вариант № 2

Блок А

задания

Вариант ответа

задания

Вариант ответа

1

2

11

1

2

3

12

3

3

2

13

3

4

3

14

3

5

3

15

1

6

2

16

2

7

3

17

2

8

1

18

2

9

2

19

3

10

1

20

1

Блок Б

№ п/п

Эталон ответа

21

пороховых

22

23

штатного оружия

24

5.45

25

Неподвижности (покоя)

Пояснительная записка

контрольно – оценочные средства для проведения дифференцированного зачёта по общеобразовательной дисциплине

« Основы безопасности жизнедеятельности »

по профессии

09.01.03 «Мастер по обработке цифровой информации» гр.101

190631.01 «Автомеханик» гр.111

19.01.07 «Повар, кондитер» гр.121

220703.02 «Слесарь по контрольно-измерительным приборам и автоматике» гр.131

Тестовый материал состоит из 25 тестовых заданий составленных в двух вариантах и включает в себя вопросы по основным разделам предмета:

Спецификация дидактических единиц согласно ФГОС

п/п

Наименование дидактических единиц

Чрезвычайные ситуации природного, техногенного и военного характера

Организационные основы по защите населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени

Организация защиты населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.

Обеспечение устойчивости функционирования объектов экономики.

Основы обороны государства

Военная служба – особый вид федеральной государственной службы

Основы военно-патриотического воспитания

Суточный наряд и караульная служба

Изучение материальной части АК- 74М.

контроль знаний, умений, навыков в соответствии с основными целями курса :

1.освоение знаний о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; о здоровье и здоровом образе жизни; о государственной системе защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций; об обязанностях граждан по защите государства ;

2. овладение умениями оценивать ситуации, опасные для жизни и здоровья; действовать в чрезвычайных ситуациях;

3. показать навыки использования средств индивидуальной и коллективной защиты;

4. показать умение оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим.

Преподаватель- организатор ОБЖ: _______________ Литвиченко В.В.

1. /Безопасность жизнедеятельности/Менеджмент/Вопросы к зачету.docx
2. /Безопасность жизнедеятельности/Менеджмент/Контрольные работы.docx
3. /Безопасность жизнедеятельности/Менеджмент/Учебно-методический комплекс.docx
4. /Безопасность жизнедеятельности/Направление Государственное и муниципальное управление/Вопросы к зачету.docx
5. /Безопасность жизнедеятельности/Направление Государственное и муниципальное управление/Контрольные работы.docx
6. /Безопасность жизнедеятельности/Направление Государственное и муниципальное управление/Учебно-методический комплекс.docx
7. /Безопасность жизнедеятельности/Экономика/Вопросы к зачету.docx
8. /Безопасность жизнедеятельности/Экономика/Контрольные работы.docx
9. /Безопасность жизнедеятельности/Экономика/Учебно-методический комплекс.docx
10. /Безопасность жизнедеятельности/Юриспруденция/Вопросы к зачету.docx
11. /Безопасность жизнедеятельности/Юриспруденция/Контрольные работы.docx
12. /Безопасность жизнедеятельности/Юриспруденция/Учебно-методический комплекс.docx

Рабочая программа для студентов направления 080200. 62 «Менеджмент» (очной формы обучения) «подготовлено к изданию»
Вопросы к зачету по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности»
Безопасность жизнедеятельности и чрезвычайные ситуации
Рабочая программа для студентов направления 081100. 62 «Государственное и муниципальное управление»
Вопросы к зачету по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности»
Безопасность жизнедеятельности и чрезвычайные ситуации
Рабочая программа для студентов направления 080100. 62 «Экономика» (очной формы обучения) «подготовлено к изданию»
Вопросы к зачету по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности»
Безопасность жизнедеятельности и чрезвычайные ситуации
Рабочая программа для студентов направления 030900. 62 «Юриспруденция» (очной формы обучения) «подготовлено к изданию»

скачать docx

Вопросы к зачету по дисциплине

«Безопасность жизнедеятельности»


  1. Актуальность предмета. Научно-технический прогресс и увеличение риска угрозы здоровью и жизни людей, окружающей природной среде.

  2. Основные понятия (стихия, стихийные бедствия, катастрофа, авария, чрезвычайная ситуация и др.).

  3. Государственные институты, ответственные за решение проблем безопасности жизнедеятельности и защиты населения и территорий от ЧС.

  4. Понятие чрезвычайной ситуации. Причины возникновения ЧС и основные подходы к их классификации. Официальная классификация ЧС в соответствии с Федеральным законом РФ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и постановлением правительства РФ.

  5. Задачи обучения населения вопросам безопасности жизнедеятельности и защиты населения и территорий от ЧС.

  6. Методологические аспекты научных основ дисциплины "Защита населения и территорий от ЧС".

  7. Негативные факторы естественного и антропогенного происхождения. Классификация негативных факторов. Виды и общие сведения об источниках естественных негативных факторов в окружающей природной среде (атмосфере, космосе, гидросфере и литосфере).

  8. Виды и общие сведения о техногенных источниках негативных факторов. Особенности негативных факторов производственной среды, оказывающие влияние на здоровье и трудовую деятельность работников предприятий.

  9. Общие сведения о процессах горения. Вредные негативные факторы, сопутствующие пожарам.

  10. Общие сведения о детонации и взрыве. Взрывчатые вещества и взрывоопасные среды и смеси. Негативные факторы, сопутствующие взрывам.

  11. Основные источники и уровни негативного воздействия факторов бытовой среды.

  12. Виды и масштабы негативного воздействия производственной деятельности на окружающую природную среду.

  13. Экологическая безопасность и экологическое равновесие. Принципы обеспечения экологического равновесия.

  14. Понятие о вредных веществах. Аварийно химически опасные вещества (АХОВ) и сильнодействующие ядовитые вещества (СДЯВ), их агрегатные состояния и классификация.

  15. Источники радиации, понятие ионизирующих (проникающих) излучений. Виды, основные характеристики и единицы измерения ионизирующих излучений.

  16. Наиболее опасные радионуклиды, понятие о биологических цепочках поступления их в организм человека. Понятие о биологическом периоде полувыведения радионуклидов из организма человека. Классификация радионуклидов по возможности выведения их из организма.

  17. Особенности внешнего и внутреннего облучения людей ионизирующими излучениями.

  18. Радиоактивное заражение местности как источник негативных факторов, оказывающих вредное воздействие на человека, животных и растительность.

  19. Влияние вредных негативных факторов, сопутствующих пожарам и взрывам, на человека и среду его обитания.

  20. Общие сведения об основных факторах биологического заражения человека и окружающей природной среды: бактериях, вирусах, риккетсиях, грибках, токсинах.

  21. Виды, классификация и общая характеристика стихийных бедствий. Основные особенности различных видов стихийных бедствий. Прогнозирование стихийных бедствий.

  22. Рекомендации населению по порядку действий в чрезвычайных ситуациях, обусловленных стихийными бедствиями, и основные правила поведения населения в этих условиях (при землетрясениях, наводнениях, оползнях, снежных заносах и пр.).

  23. Общие сведения о техногенных авариях и катастрофах, причины их возникновения, классификация.

  24. Основные тенденции возникновения и развития чрезвычайных ситуаций, связанных с техногенными авариями и катастрофами. Прогнозирование техногенных аварий и катастроф, и перспективы сокращения техногенных аварий и катастроф в современном мире.

  25. Понятия радиационной аварии и радиационно-опасных объектов (РОО). Типовые РОО. Классификация РОО. Основные опасности при авариях на РОО. Краткая характеристика аварии на ЧАЭС.

  26. Понятие радиационной безопасности. Основные направления обеспечения радиационной безопасности. Предел дозы облучения. Ограничения по пределам доз облучения для различных категорий населения.

  27. Основные мероприятия и способы защиты населения при авариях на РОО. Рекомендации населению по порядку действий в чрезвычайных ситуациях, обусловленных радиационными авариями, и основные правила поведения населения при авариях на РОО.

  28. Понятия химической аварии и химически опасных объектов (ХОО). Типовые ХОО. Классификация ХОО.

  29. Зона химического заражения и очаг химического поражения. Формирование зоны химического заражения при авариях на ХОО.

  30. Понятие химической безопасности. Основные направления повышения химической безопасности при проектировании и эксплуатации ХОО.

  31. Основные мероприятия и способы защиты населения при авариях на химически опасных объектах. Рекомендации населению по порядку действий в чрезвычайных ситуациях, обусловленных авариями на ХОО, и основные правила поведения населения в условиях химической аварии.

  32. Понятие промышленной безопасности. Пожаро- и взрывоопасные объекты. Общие сведения о пожарах. Основные причины возникновения пожаров. Классификация пожаров. Тушение пожаров. Пожарная безопасность и пожарная профилактика.

  33. Рекомендации населению по порядку действий в чрезвычайных ситуациях, обусловленных пожарами и взрывами, и основные правила поведения населения при пожарах в жилище, лесу и т.д. Права и обязанности граждан РФ в области пожарной безопасности.

  34. Современные (обычные) средства поражения людей и объектов экономики. Основные виды и характеристики обычных средств поражения. Защита от обычных средств поражения.

  35. Понятие, виды и основные особенности оружия массового поражения (ОМП).

  36. Ядерное оружие: виды, основные характеристики, отличительные особенности различных видов ядерных взрывов, поражающие факторы ядерного взрыва. Характеристика зон разрушения и зон радиоактивного заражения местности при ядерных взрывах. Способы защиты от ядерного оружия.

  37. Химическое оружие: основные виды отравляющих веществ (ОВ), используемых в химическом оружии, их классификация и особенности поражающего действия. Основные способы и характерные признаки применения химического оружия. Способы защиты от химического оружия.

  38. Биологическое оружие: основные виды и характеристики бактериальных средств и составов, используемых в биологическом оружии. Основные способы и характерные признаки применения биологического оружия.

  39. Основные инфекционные заболевания людей, животных и растений при применении биологического оружия. Способы защиты от биологического оружия.

  40. Понятия экологической безопасности и экологического равновесия. Основные принципы обеспечения экологического равновесия. Федеральный закон РФ "Об охране окружающей природной среды". Экологические последствия стихийных бедствий и техногенных катастроф. Экологические последствия применения обычных средств поражения и ОМП в военных конфликтах.

  41. Основные цели, задачи и содержание Федерального закона РФ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

  42. Понятие защиты населения, перечень и основное содержание мероприятий по защите населения. Основные принципы и способы защиты населения.

  43. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС).

  44. Концепция гражданской обороны в современных условиях. Силы и средства ГО.

  45. Средства индивидуальной защиты населения, назначение, классификация, принцип действия основные характеристики и способы их использования.

  46. Медицинские средства защиты населения. Состав средств, основные характеристики и порядок их использования.

  47. Защитные сооружения ГО. Виды защитных сооружений, их классификация, основные требования к ним, общие сведения об устройстве и порядке их использования.

  48. Защита продовольствия, продуктов питания, воды, фуража от радиации, отравляющих и сильнодействующих ядовитых веществ и от бактериальных средств и составов.

  49. Средства и способы проведения санитарной и специальной обработки.

  50. Режимы радиационной защиты населения.

  51. Цели и задачи обучения населения вопросам безопасности жизнедеятельности и действиям в ЧС.

  52. Особенности организации обучения населения в РФ вопросам безопасности жизнедеятельности и действиям в ЧС.

  53. Основные цели, задачи и содержание Федерального закона РФ « Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей».

  54. Содержание аварийно-спасательных и других неотложных работ (АСиДНР) в зонах ЧС.

  55. Силы и средства, привлекаемые для проведения АСиДНР. Организация проведения АСиДНР.

  56. Проведение АСиДНР при авариях на РОО.

  57. Проведение АСиДНР при авариях на ХОО.

  58. АСиДНР при пожарах.

  59. АСиДНР при стихийных бедствиях.

  60. Проведение АСиДНР в очагах поражения ОМП.

  61. Основные виды обеспечения АСиДНР.

  62. Меры безопасности при проведении АСиДНР.

  63. Оказание помощи населению, пострадавших районов во время ЧС.

  64. Организация защиты личного состава формирований при проведении АСиДНР.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

В табл. 1 приведены теоретические вопросы контрольной работы.

Таблица 1. Вопросы контрольной работы

Первая буква фамилии Номер вопроса Содержание вопроса
А Планирование и финансирование мероприятий по охране труда. Действия при пожаре. Эвакуация при пожаре.
Б Государственный и общественный контроль за соблюдением норм охраны труда. Природные опасности: классификация, защита, рекомендации населению при угрозе урагана, наводнения.
В Биологические опасности. Профилактика заболеваемости. Психология безопасности деятельности. Методы снижения производственного травматизма.
Г Техногенные опасности. Классификация. Профилактика профессиональных заболеваний.
Д Условия и причины возникновения чрезвычайной ситуации, стадии развития чрезвычайной ситуации. Эргономика и правила организации рабочего места при работе с ПЭВМ.
Е,Ё Угрозы национальной безопасности РФ. Специальная оценка рабочих мест по условиям труда.
З Оценка обстановки при чрезвычайной ситуации. Негативные факторы городской среды, влияющие на здоровье и жизнедеятельность человека.
Ж Опасные и вредные факторы в чрезвычайной ситуации. Расследование и учет несчастных случаев.
И Идентификация опасных и вредных факторов. Правила поведения населения при угрозе совершения террористического акта.
К Обеспечение комфортных (нормальных) условий жизнедеятельности. Утомление и переутомление. Профилактика переутомления.
Л Чрезвычайные ситуации природного характера. Землетрясение. Действия до, вовремя и после землетрясения. Влияние физической активности на здоровье, борьба со стрессом.
М Чрезвычайные ситуации техногенного характера. Обучение по охране труда. Инструктажи.
Н Методы и средства повышения безопасности технических систем и технологических процессов. Порядок и правила оказания первой помощи при электротравме.
О Чрезвычайные ситуации антропогенного характера. Правила поведения в толпе и при проведении массовых мероприятий. Оформление трудовых отношений: виды договоров, испытание при приеме на работу, рабочее время, время отдыха, работа за пределами рабочего времени.
П Ответственность за нарушение норм охраны труда. Оказание первой помощи при отравлении.
Р Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Средства и методы пожаротушения.
С Специальная оценка рабочих мест по условиям труда. Действие электротока на организм человека, факторы определяющие опасность поражения током.
Т Утомление и переутомление. Профилактика переутомления. Оказание первой помощи при травмах и кровотечениях.
У Профилактика травматизма и производственных травм. Цвета сигнальные и знаки безопасности: виды, формы, назначение
Ф Особенности радиоактивного заражения местности, воздуха и воды при авариях на АЭС. Основные принципы и способы зашиты населения. Пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, особенности расчета больничных листов.
Х Условия труда. Производственный микроклимат, его воздействие на организм человека и влияние на работоспособность. Химически опасные объекты. Характеристика, поражающие факторы АХОВ. Действия населения при авариях с выбросом АХОВ.
Ц Вредные вещества в воздухе рабочей зоны и их действие на организм человека. Огнестойкость и пожарная опасность строительных конструкций. Категорирование помещений и зданий по пожаро- и взрывоопасности
Ч Физиология труда и комфортные условия жизнедеятельности. Состав и назначение медицины катастроф.
Ш «Человеческий фактор» обеспечения безопасности в системе «человек- машина». Радиационно-опасные объекты. Характеристики очагов поражения
Щ Правила поведения при радиационных авариях и катастрофах. Чрезвычайные ситуации военного характера.
Э Порядок оповещения населения об угрозе возникновения аварий, катастроф и стихийных бедствий. Сигналы оповещения населения об угрозе возникновения аварий, катастроф и стихийных бедствий. Коллективные и индивидуальные средства защиты от шума и вибрации.
Ю Ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций. Особенности обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Я Средства индивидуальной защиты человека. Виды, назначение, сроки и периодичность выдачи. Сигналы оповещения ГО и ЧС. Виды защитных сооружений.

Задача1

Выкуривание Х сигареты соответствует индивидуальному риску летального исхода 1 10 -6 в год. Рассчитать число погибших курильщиков для населения миллионного города, среди которого P % людей ежедневно выкуривают по S сигарет.

Задача 2

Определить показатели частоты и тяжести травматизма по предприятию, если за отчетный период произошло Nn несчастных случаев на производстве с утратой трудоспособности 190 дней,Np несчастных случая – по пути на работу с утратой трудоспособности 60 дней, No несчастный случай – при выполнении общественной работы с утратой трудоспособности 8 дней и Nb бытовых несчастных случая – с утратой трудоспособности 52 дня. Указать, какие несчастные случаи следует включить в отчетность по травматизму. Среднесписочное число работающих на предприятии за отчетный период – C человек.

В табл. 2 приведены варианты задачи контрольной работы.

Первая буква фамилии Условия для 1 задачи Условия для 2 задачи
Х P S Nn Np No Nb C
А, Ф 0,5
М, Х 0,6
Б, Ц 0,7
Н,Ч 0,8
В, Ш 0,9
О, Щ 0,5
Г, Э 0,6
П, У 0,7
Д, Я 0,8
Р, И, Й 0,9
Ж, Л 0,5
К, Ю 0,6
З, С 0,7
Т, Е 0,8

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ К ЗАЧЁТУ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ».

1. Цели, задачи, содержание дисциплины «Безопасность жизнедеятельности».

2. Опасности и их источники. Безопасность, система безопасности.

3. Риск и его виды.

4. Физиологические основы безопасности жизнедеятельности.

5. Виды и формы деятельности человека.

6. Классификация условий трудовой деятельности.

7. Пути повышения эффективности трудовой деятельности

8. Защита от естественных опасностей обеспечением комфортных условий.

9. Негативные факторы техносферы, их классификация

10. Воздействие негативных факторов на человека и среду обитания.

11. Нормирование негативных факторов.

12. Идентификация травмирующих и вредных факторов техносферы.

13. Методы и средства защиты от опасностей технических систем и технологических процессов

14. Средства индивидуальной защиты.

15. Виды электротравм. Факторы, которые влияют на тяжесть поражения электрическим током.

16. Классификация помещений по опасности поражения электрическим током.Меры защиты человека от поражения электрическим током.

17. Порядок и особенности предоставления первой помощи при поражении электрическим током.

18. Методы и средства защиты электронной информации.

19. Техногенные аварии: взрывы, пожары, аварии на АЭС, химических объектах.

20. Стихийные явления и бедствия. Меры защиты от них.

21. Что такое «чрезвычайная ситуация» (ЧС), виды ЧС?

22. Источники ЧС мирного и военного времени.

25. Классификация ЧС по масштабам и нанесению материального ущерба.

26. Правовые основы деятельности МЧС РФ.

27. Основные цели и задачи Единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС).

28. Основные цели и задачи гражданской обороны.

29. Организация гражданской обороны и ликвидации ЧС объекта экономики.

30. Организация и проведение эвакуационных мероприятий.

31. Организация и проведение эвакуации при пожаре.

32. Основные задачи и организация аварийно-спасательных работ.

33. Социальные опасности и защита от них.

34. Информационная безопасность.

35. Экономическая безопасность государства.

36. Экономическая безопасность организации.

37. Экономическая безопасность личности.

38. Оказание первой помощи при травмах и кровотечениях.

Учебная и справочная литература

1. Акимов, В. А. Безопасность жизнедеятельности. Безопасность в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера: учеб. пособие для вузов / В. А. Акимов, В. Я. Богачев, В. К. Владимирский. - 3-е изд., испр. - М. : Высш. шк., 2006. - 592 с.

2. Безопасность жизнедеятельности: учеб. для вузов / Э. А. Арустамов, А. Е. Волощенко, Г. В. Гуськов [и др.] ; под ред. Э. А. Арустамова. - 15-е изд., перераб. и доп. - М. : Дашков и К°, 2009. - 456 с.

3. Безопасность жизнедеятельности: учеб. для вузов / С. В. Белов, А. В. Ильницкая, А. Ф. Козьяков [и др.] ; под общ. ред. С. В. Белова. - М. : Высш. шк., 2009. - 616 с.

4. Безопасность жизнедеятельности. Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях: учеб. пособие для вузов / Я. Д. Вишняков, В. И. Вагин, В. В. Овчинников, А. Н. Стародубец; под общ. ред. Я. Д. Вишнякова. - М. : Академия, 2008. - 304 с.

5. Бобок, С. А. Чрезвычайные ситуации: защита населения и территории: учеб. пособие для вузов / С. А. Бобок, В. И. Юртушкин. - 3-е изд., испр. и доп. - М. : Изд-во ГНОМ и Д, 2004. - 301с.

6. Бурлак, Г. Н. Безопасность работы на компьютере: Организация труда на предприятиях информационного обслуживания / Г. Н. Бурлак. - М. : Финансы и статистика, 1998. - 144 с.

7. Викерн, Д. Медицинский справочник на все случаи жизни / Д. Викерн, Дж. Фрайес. - СПб. : ПитерКом, 1998. - 432 с.

8. Графкина, М. В. Безопасность жизнедеятельности: учеб. для вузов / М. В. Графкина, В. А. Михайлов, Б. Н. Нюнин; под общ. ред. Б. Н. Нюнина. - М. : Проспект, 2008. - 608 с.

9. Девисилов, В. А. Охрана труда: учеб. для сред. проф. образования / В. А. Девисилов. - 4-е изд., перераб. и доп. - М. : ФОРУМ, 2009. - 496 с.

10. Девисилов, В. А. Охрана труда: учебник / В. А. Девисилов. - М. : ФОРУМ: ИНФРА-М, 2010. - 512 с.

11. Емельянов, В.М.Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях: учеб. пособие для вузов / В. М. Емельянов, В. Н. Коханов, П. А. Некрасов. - 3-е изд., доп. и испр. - М. : Академ. проект: Трикста, 2005. - 480 с.

12. Ефремова, О. С. Обучение и инструктирование работников по охране труда / О. С. Ефремова. - М. : Альфа-Пресс, 2008. - 160 с.

13. Занько, Н. Г. Безопасность жизнедеятельности: учеб. для вузов / Н. Г. Занько, К. Р. Малаян, О. Н. Русак; под ред. О. Н. Русака. - 12-е изд., перераб. и доп. - СПб. : Лань, 2008. - 672 с.

14. Иванюков, М. И. Основы безопасности жизнедеятельности: учеб. пособие / М. А. Иванюков, В. С. Алексеев. - М. : Дашков и К°, 2008. - 240 с.

15. Ильин, А. А. Первые действия в экстремальной ситуации. Школа выживания / А. А. Ильин. - М. : ЭКСМО-ПРЕСС, 2002. - 384 с.

16. Каракеян, В. И. Безопасность жизнедеятельности: учеб. для вузов / В. И. Каракеян, И. М. Никулина. - М. : Юрайт, 2012. - 456 с.

17. Катин, В. Д. Расследование и учет несчастных случаев и профессиональных заболеваний на производстве: учеб. пособие для вузов / В. Д. Катин, И. М. Тесленко. - М. : ГОУ УМЦ ЖДТ, 2009. - 119 с.

18. Маринченко, А. В. Безопасность жизнедеятельности: учеб. пособие для вузов / А. В. Маринченко. - 2-е изд., доп. и перераб. - М. : Дашков и К 0 , 2008. - 360 с.

19. Мастрюков, Б. С. Безопасность в чрезвычайных ситуациях / Б. С. Мастрюков. - Изд. 5-е, перераб. - М. : Академия, 2008. - 334 с.

20. Мастрюков, Б. С. Опасные ситуации техногенного характера и защита от них: учеб. для вузов / Б. С. Мастрюков. - М. : Академия, 2009. - 320 с.

21. Мирошниченко, А. Н. Медико-биологические основы безо­пасности жизнедеятельности: учеб. пособие для вузов / А. Н. Мирошниченко. - Благовещенск: Изд-во АмГУ, 2003. - 178 с.

22. Михайлов, Л. А. Безопасность жизнедеятельности: учеб. для вузов / Л. А. Михайлов. - 2-е изд. - СПб. : Питер, 2008. - 461 с.

23. Мищенко, О. А. Безопасность жизнедеятельности: учеб. пособие / О. А. Мищенко. - Хабаровск: Изд-во Тихоокеан. гос. ун-та, 2007. - 166 с.

24. Муравей, Л. А. Безопасность жизнедеятельности: учеб. пособие для вузов / Л. А. Муравей. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : ЮНИТИ, 2003. - 432 с.

25. Никитина, Д. П. Справочник помощника санитарного врача и помощника эпидемиолога / Д. П. Никитина, А. И. Зайченко. - М. : Медицина, 1990. - 512 с.

26. Ожогин, А. П. Безопасность жизнедеятельности. Управление эргонологической системой безопасности труда: учеб. пособие: в 3 кн. / А. П. Ожогин. - Иркутск: Изд-во ИрГУПСа, 2009. - Кн. 3. -196 с.

27. Петров, С. В. Опасные ситуации техногенного характера и защита от них: учеб. пособие для вузов / С. В. Петров, В. А. Макашев. - М. : ЭНАС, 2008. - 224 с.

28. Раздорожный, А. А. Охрана труда и производственная безопасность: учеб.-метод. пособие / А. А. Раздорожный. - М. : Экзамен, 2007. - 510 с.

29. Русак, О. Н. Безопасность жизнедеятельности: учеб. пособие для вузов / О. Н. Русак, К. Р. Малаян, Н. Г. Занько. - 5-е изд. - СПб. : Лань, 2002. - 448 с.

30. Сергеев, В. С. Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях: учеб. пособие для вузов / В. С. Сергеев. - 5-е изд., перераб. и доп. - М. : Академ. проект, 2007. - 464 с.

31. Сидоров, А. И. Безопасность жизнедеятельности: учеб. пособие для вузов / А. И. Сидоров. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : КноРус, 2012. - 552 с.

32. Фролов, А. В. Безопасность жизнедеятельности. Охрана труда: учеб. пособие для вузов / А. В. Фролов, Т. Н. Бакаева; под общ. ред. А. В. Фролова. - Ростов н/Д: Феникс, 2005. - 736 с.

33. Хван, Т. А. Безопасность жизнедеятельности: учеб. пособие для вузов / Т. А. Хван, П. А. Хван. - 9-е изд., испр. и доп. - Ростов н/Д: Феникс, 2012. - 444 с.

34. Частный, С. И. Сборник основных законодательных и нормативных актов по условиям и охране труда РФ и Хабаровского края / С. И. Частный. - Хабаровск: РИОТИП, 2007. - 372 с.

35. Шлендер, П. Э. Безопасность жизнедеятельности: учеб. пособие / П. Э. Шлендер. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Вузовский учебник, 2008. - 304 с.

36. Юрасова, Л. Ф. Гигиеническая оценка рабочего места пользователя персонального компьютера: методические указания к выполнению лабораторной работы для студентов всех специальностей / Л. Ф. Юрасова, Е. А. Алейникова. - Хабаровск: Изд-во Тихоокеан. гос. ун-та, 2009. - 36 с.

37. Ястребов, Г. С. Безопасность жизнедеятельности и медицина катастроф: учеб. пособие для сред. проф. образования / Г. С. Ястребов. - 2-е изд. - Ростов на/Д: Феникс, 2005. - 416 с.

Нормативная литература и законодательные акты

38. О порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда [Электронный ресурс]. : постановление Минздравсоцразвития России от 26.04.2011 г. № 342н. - Доступ из справ.-поисковой системы «Гарант».

39. ГОСТ Р 12.0.007-2009 ССБТ. Система управления охраной труда в организации [Электронный ресурс]. - Доступ из справ.-поисковой системы «Техэксперт».

40. Нормы радиационной безопасности: НРБ-99/2009: [Электронный ресурс] : утв. гл. гос. сан. врачом РФ 07.07.2009г. (зарегистрир. в Минюсте РФ 14.08.2009 г. № 14534) : введ. 01.09.2009. - Доступ из справ.-поисковой системы «Техэксперт».

41. О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера [Электронный ресурс] : постановление Правительства РФ от 21.05.2007 г. № 304. - Доступ из справ.-поисковой системы «Техэксперт».

42. Положение об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях: постановление Минтруда России от 24.10.2002 г. № 73 // Сборник основных законодательных актов по условиям и охране труда / под ред. А. В. Мартыненко. - Изд. 8-е, перераб. и доп. - Хабаровск: РИОТИП, 2006. - 368 с.

43. Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса: Критерии и классификация условий труда: Р 2.2.2006-05 [Электронный ресурс]. - Доступ из справ.-поисковой системы «Гарант».

44. Правила пожарной безопасности в Российской Федерации: ППБ-01-03. - М. : МЧС России, 2003. - 668 с.

45. Нормы пожарной безопасности. Определение категорий помещений, зданий и наружных установок по взрывопожарной и пожарной опасности: НПБ 105-03. - М. : МЧС России, 2003. - 37 с.

46. О Единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций [Электронный ресурс] : постановление Правительства РФ от 30.12.2003 г. № 794. - Доступ из справ.-поисковой системы «Гарант».

47. СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03. Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы [Электронный ресурс]. - Доступ из справ.-поисковой системы «Техэксперт».

48. СанПиН 2.2.4.1294-03. Гигиенические требования к аэроионному составу воздуха производственных и общественных помещений. - М. : Минздрав РФ, 2003. - 17 с.

49. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03. Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий. - М. : Информ.-издат. центр Минздрава России, 2004. - 32 с.

50. СНиП 23-03-2003. Защита от шума. - М. : Госстрой России, 2003. - 39 с.

51. ГН 2.25.1313-03. Предельно-допустимые концентрации вредных веществ в воздухе рабочей зоны. - М. : Информ.-издат. центр Минздрава России, 2004. - 148 с.

52. ГН 2.1.6.1338-03. Загрязняющие вещества в атмосферном воздухе населенных мест [Электронный ресурс]. - Доступ из справ.- поисковой системы «Техэксперт».

53. СанПиН 2.1.4.1116-02. Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды, расфасованной в емкости. Контроль качества [Электронный ресурс]. - Доступ из справ.-поисковой системы «Техэксперт».

54. СанПиН 2.1.4.1074-01. Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества [Электронный ресурс]. - Доступ из справ.-поисковой системы «Техэксперт».

55. Положение о расследовании и учете профессиональных заболеваний: утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 15.12.2000 г. № 967 [Электронный ресурс]. - Доступ из справ.- поисковой системы «Техэксперт».

56. СНиП 21-01-97. Пожарная безопасность зданий и сооружений. - М. : Госстрой России, 1997. - 23 с.

57. СанПиН 2.2.4.548-96. Гигиенические требования к микроклимату производственных помещений. - М. : Информ.-издат. центр Минздрава России, 1997. - 20 с.

58. СНиП 23-05-95. Естественное и искусственное освещение. - М. : Госстрой России, ГУП ЦПП, 1995. - 36 с.

59. ГОСТ Р 22.0.02-94. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. М. : Изд-во стандартов, 1994. - 16 с.

Интернет-ресурсы

60. НОРМАТИВНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА. - HTTP://WWW.TEHDOC.RU ; HTTP://WWW.SAFETY.RU ;

61. ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ МИНЗДРАВСОЦРАЗВИТИЯ. - HTTP://WWW.MINZDRAVSOC.RU ;

62. ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ МЧС. - HTTP://WWW.MCHS.RU/ ;

63. ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СТАТИСТИКИ. - HTTP://WWW. GK S.RU/;

64. НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ БЖД. - HTTP://WWW.NOVTEX. RU;

65. WEB-АТЛАС ПО БЖД. - HTTP://WWW . SCI.AHA.RU.


ПРИЛОЖЕНИЕ1

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное образовательное

учреждение высшего образования

«КРЫМСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени В. И. Вернадского»

(ФГАОУ ВО «КФУ им. В. И. Вернадского»)

Институт экономики и управления

Контрольная работа

По дисциплине«БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Выполнил: студент(ка)курса

Группа _________

Отчество

Проверил преподаватель:

доцент Цикалов В.В.

Симферополь 2017


Примерные вопросы для подготовки к зачету

1. Безопасность жизнедеятельности как наука; предмет, цели, задачи, основные понятия, значение.

2. Основные направления практической деятельности в области безопасности жизнедеятельности.

3. Понятие “среда обитания”, Эволюция системы “человек - среда обитания”.

4. Взаимодействие человека со средой обитания.

5. Экологический кризис, его последствия. Экологическая политика государства.

6. Основные направления предотвращения экологического кризиса в России.

7. Техносфера как зона действия различных уровней энергии, причины ее формирования.

8. Негативные факторы техносферы и их воздействие на природу. Техногенная ситуация в России.

9. Техногенные системы и их влияние на окружающую среду. Безопасность и экологичность технических систем. Методы повышения безопасности технических систем и технологических процессов.

10. Антропогенное загрязнение атмосферы, источники, загрязняющие вещества, негативное воздействие на биосферу.

11. Антропогенное загрязнение гидросферы, источники, загрязняющие вещества, влияние на биосферу.

12. Антропогенное загрязнение литосферы и его влияние на человека.

13. Источники и уровни энергий естественного и антропогенного происхождения.

14. Классификация негативных факторов среды обитания человека. Природные, экологические, биологические опасности.

15. Вредные вещества: классификация, пути поступления в организм человека, биотрансформация вредных веществ в организме человека.

16. Негативное воздействие вредных (опасных) веществ на организм человека, на среду обитания. Понятие о комбинированном действии вредных веществ.

17. Принципы и порядок нормирования химических веществ. Понятие безопасности. Системы безопасности по объектам защиты.

18 .Производственная среда. Негативные факторы производственной среды.

19. Классификация и характеристика основных форм трудовой деятельности, их влияние на организм человека.

20. Энергетические затраты человека при различных видах деятельности. Понятие об обмене веществ.

21. Классификация условий трудовой деятельности, оптимальные и допустимые условия труда. Понятия тяжести, напряженности труда, параметры их оценки. Методы снижения тяжести и напряженности трудовой деятельности.

22. Работоспособность и фазы ее изменения, утомление, переутомление. Взаимозависимость умственного и физического утомления. Пути повышения эффективности трудовой деятельности.

23. Адаптация человека к воздействию крайних температур.

24. Понятие и критерии комфортности. Микроклимат как фактор комфортных условий жизнедеятельности.

25. Понятие производственного микроклимата. Параметры микроклимата. Негативное воздействие производственного микроклимата на организм человека. Профилактические мероприятия неблагоприятного воздействия микроклимата.

26. Гигиеническое нормирование параметров микроклимата. Эргономика системы обеспечения параметров микроклимата.

27. Производственное освещение, его влияние на организм человека. Естественное и искусственное освещение. Основные характеристики освещения. Классификация искусственного освещения. Качественные и количественные показатели освещения.

28. Источники искусственного освещения, их технические характеристики. Основные требования к производственному освещению. Нормирование и расчет освещения. Цветовое оформление интерьера, его влияние на организм человека.

29. Производственные вибрации, воздействие на организм человека. Допустимые уровни, гигиеническое нормирование и меры снижения воздействия вибраций.

30. Акустические колебания, основные характеристики, классификация. Методы и средства защиты от воздействия акустических колебаний.

31. Шум: понятие, классификация, воздействие на человека, методы нормирования, допустимые уровни. Мероприятия борьбы с шумом. Инфразвук, ультразвук, их характеристики.

32. Производственная пыль: понятие, классификация, источники, пути поступления в организм, агрегатное состояние, влияние на организм человека.

33. Количественная оценка токсичных свойств пыли (веществ). Методы и средства защиты от воздействия пыли. Профилактика пылевых заболеваний.

34. Электромагнитные поля, их классификация, характеристики. Электромагнитные поля радиочастот и их воздействие на организм человека.

35. Электрические поля токов промышленной частоты, их воздействие на человека. Методы и средства защиты от влияния электромагнитных полей.

36. Обеспечение безопасности при работе с компьютерами и другой оргтехникой.

37. Лазерное и ультрафиолетовое излучения, воздействие на организм человека.

38. Ионизирующее излучение: понятие, виды, дозы (поглощенная, экспозиционная, эквивалентная), основные виды лучевых поражений.

39. Защита от воздействия излучений. Принципы обеспечения радиационной безопасности.

40. Понятие, физические характеристики, механизм действия на организм человека электрического тока. Основные поражающие факторы.

41. Понятия “напряжение прикосновения”, “шаговое напряжение”, “ток фибрилляции”, “неотпускающий ток”. Способы повышения электробезопасности в электроустановках. Влияние параметров цепи и состояния организма человека на исход воздействия электрического тока.

42. Электротравмы, их классификация. первая помощь при поражении электрическим током.Гигиеническое нормирование электротока.

43. Сочетанное воздействие негативных факторов и оценка их влияния на организм человека (воздействие химических и физических факторов; электромагнитных и ионизирующих излучений; электромагнитных излучений и теплового фактора).

44. Региональный комплекс естественных и антропогенных негативных факторов как причина экологического и демографического кризиса.

45. Оценка влияния вредных факторов на организм человека.

46. Понятие и качество современной жилой среды. Уровни системы бытовой среды.

47. Основные группы и источники негативных факторов бытовой среды. Основные источники химических и физических негативных факторов жилой среды, их влияние на организм человека. Меры профилактики негативного влияния неблагоприятных факторов жилой среды на человека.

48. Понятие, классификация, причины возникновения чрезвычайных ситуаций. Чрезвычайные ситуации техногенного происхождения, классификация. Понятие риска.

49. Чрезвычайные ситуации природного и антропогенного происхождения.

50. Радиационно опасные объекты. Основные опасности при авариях на радиационно опасных объектах. Защита населения от облучения при авариях на радиационно опасных объектах.

51. Химически опасные объекты. Аварии на химически опасных объектах, их классификация. Аварийно-спасательные работы на ХОО.

52. Пожаро- и взрывоопасные объекты. Понятия о процессах горения, детонации, взрыва. Классификация и основные параметры пожаров. Взрывчатые вещества и взрывоопасные среды. Воздушная ударная волна.

53. Характер воздействия пожаров и взрывов на население и окружающую среду. Профилактика возникновения пожаров и взрывов.

54. Аварии на транспорте. Причины возникновения, аварийно-спасательные работы.

55. Ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций. Обеспечение устойчивости функционирования объектов экономики и технических систем в чрезвычайных ситуациях. Прогнозирование потерь в ЧС мирного времени.

56. Ядерное оружие, очаг ядерного поражения, поражающие факторы ядерного взрыва.

57. Химическое оружие и очаг химического поражения. Отравляющие вещества, классификация.

58. Биологическое оружие и очаг биологического поражения. Основные способы применения биологического оружия, классификация.

59. Основные принципы и мероприятия защиты населения в чрезвычайных ситуациях.

60. Средства индивидуальной защиты населения.

61. Средства коллективной защиты населения в чрезвычайных ситуациях.

62. Средства медицинской защиты населения в чрезвычайных ситуациях.

63. Виды и характеристика ран. Первая медицинская помощь при ранах.

64. Общие правила обращения с ранеными.

65. Основные типы повязок и правила их наложения.

66. Виды и характеристика кровотечений. Первая помощь при кровотечениях.

67. Способы временной остановки кровотечений.

68. Техника и правила наложения жгута.

69. Переломы: определение, классификация, признаки и осложнения. Первая медицинская помощь при переломах. Правила иммобилизации.

70. Правила иммобилизации при переломах костей предплечья, плеча, голени, бедра, позвоночника.

71. Синдром сдавливания тканей и первая медицинская помощь при нем.

72. Ожоги: классификация и характеристика, оказание первой медицинской помощи.

73. Электротравма, характеристика, первая медицинская помощь.

74. Клиническая смерть: определение, характеристика, первая медицинская помощь.

75. Шок: определение, причины, первая медицинская помощь.

76.Отравления (алкоголем, наркотиками, оксидом углерода, бытовым и другими газами, пищевое, лекарственное отравление).

76. Правила эвакуации пораженных из очагов чрезвычайных ситуаций.

77. Способы переноски пораженных, правила развертывания носилок.

78. Правила укладывания пострадавших на носилки.

79. Основные способы эвакуации пострадавших из очага чрезвычайной ситуации (с места происшествия) без носилок.

80. Управление чрезвычайными ситуациями. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

81. Правовые основы безопасности жизнедеятельности. Федеральный закон “Об охране окружающей среды”. Федеральный закон “О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера”. Федеральный закон “О радиационной безопасности населения” и др.

82. Обеспечение экологической безопасности жизнедеятельности. Система экологического контроля. Экологическая экспертиза.

83. Правовые аспекты охраны лесов, особо охраняемых природных территорий, животного мира.

84. Основные правовые принципы охраны атмосферного воздуха.

85. Законодательство по использованию и охране водных объектов.

86. Охрана труда. Законодательство РФ об охране труда.

87. Нормативно-техническая документация, ее классификация.

88. Управление охраной окружающей природной среды. Система мониторинга окружающей среды.

89. Управление охраной труда

А) Исторические сведения о формировании науки БЖД

История возникновения направления безопасности жизнедеятельности человека начинается с самого начала развития эпохи человечества. На заре человечества, когда не было техники и орудий производства, основой жизни было обеспечение выживания, т.е. безопасность жизнедеятельности. Шли годы, менялись столетия но, несмотря на значительный прогресс в развитии техники и науки, вопрос выживания индивидуума и человечества в целом продолжает волновать ученых и являться одним из основных.

Однако БЖД разными научными направлениями и дисциплинами рассматривалась не системно и только в конце восьмидесятых годов началось системное освоение этого направления, которое и получило такое название.

В 1992 году в Санкт-Петербурге был проведен первый съезд специалистов по БЖД, а точнее, ученых, работающих в смежных с этим направлением областях. На этом историческом съезде была принята программа "Защита жизни и здоровья людей", которая была опубликована в разных российских изданиях, а также был избран организационный комитет, ставший тем ядром, специалисты которого подготовили проведение второго съезда (16-17 сентября 1993 года) и создание Международной академии наук по экологии и безопасности жизнедеятельности (МАНЭБ). Возглавил Союз специалистов профессор, доктор технических наук Русак Олег Николаевич.

Б) Цель науки БЖД. Специфика содержания науки

Цель БЖД - получение знаний о нормативно-допустимых уровнях воздействия негативных факторов на человека и среду обитания, изучение, классификация и систематизация сложных событий, процессов, явлений в области обеспечения безопасности и комфортных условий деятельности человека на всех стадиях его жизненного цикла, выработка мер по упреждению, локализации и устранению существующих угроз и опасностей.

Безопасность жизнедеятельности (БЖД) - это наука, изучающая общие проблемы опасностей, угрожающих человеку, обществу, государству, всему миру, и разрабатывающая соответствующие способы защиты от них.

В начале XX в. стала формироваться русская школа безопасности (Кипричев и др.). В России появились курсы безопасности, тогда же появился термин «техника безопасности». В 1965 г. был введен предмет «Охрана труда» в вузах, а также читались курсы «Охрана окружающей среды», «Гражданская оборона» - предпосылки для создания единого учения. В 90-х годах появилась дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» (БЖД). Основная цель - выработка общих правил, закономерностей безопасности.

Учебная дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» (БЖД) - обязательная общепрофессиональная дисциплина, в которой рассмотрены основы безопасного взаимодействия человека со средой обитания (производственной, бытовой, городской, природной) и основы защиты от негативных факторов в опасных и чрезвычайно опасных ситуациях. Изучение дисциплины формирует у специалиста представления о неразрывном единстве эффективной профессиональной деятельности и отдыха с требованиями к безопасности техники и защищенности человека. Реализация этих требований гарантирует сохранение работоспособности и здоровья человека, готовит его к действиям в экстремальных условиях.

Цель изучения безопасности жизнедеятельности - формирование и пропаганда знаний, направленных на снижение смертности и потерь здоровья людей от внешний факторов и причин. Создание защиты человека в техносфере от внешних негативных воздействий антропогенного, техногенного и естественного происхождения. Объектом защиты является человек.

2.Основные понятия вузовской дисциплины «Безопасность жизнедеятельности».
  1. опасность – это явления, процессы, объекты, свойства предметов, способные в определенных наносить ущерб здоровью человека или окружающей среде.
  2. ноксосфера (<лат. nox: опасность) - область, зона, в которой проявляются опасности;
  3. гомосфера (<лат. homo: человек) - область, зона, в которой пребывает человек.
  4. безопасность - это состояние защищенности человека, общества, окружающей среды от опасностей различного происхождения.
  5. фактор - движущая сила, которая к чему-то приводит
  6. система - совокупность упорядоченных элементов таким образом, что совокупность как единое целое способно выполнить какую-либо функцию
  7. человек - биосоциальное культурное экзистенциональное существо
  8. дисциплина бжд- дидактическая проекция бжд, это проекция не должна давать искажённые знания
  9. бжд- наука о комфортном и безопасном взаимодействии человека и окружающей среды, основная цель которой выработка правил, закономерностей безопасности
  10. социум (социальная среда) - коллектив, множество людей, характеризующийся общностью социальной, экономической и культурной жизни.
  11. социальный кризис - резкое нарушение нормального взаимодействия между членами общества, социальными группами и институтами, проявляющееся в нарастании объема социальных конфликтов
  12. жизнедеятельность - совокупность всех форм человеческой активности.
  13. здоровье - состояние любого живого организма, при котором он в целом и все его органы способны полностью выполнять свои функции; отсутствие недуга, болезни
  14. среда обитания - совокупность конкретных абиотических и биотических условий, в которых обитает данная особь, популяция или вид, часть природы, окружающая живые организмы и оказывающая на них прямое или косвенное воздействие.
  15. травма - физическое повреждение организма под воздействием внешних факторов
  16. авария - разрушение сооружений и (или) технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, неконтролируемые взрыв и (или) выброс опасных веществ.
  17. катастрофа - происшествие, возникшее в результате природной или техногеннойчрезвычайной ситуации, повлёкшее за собойгибельлюдейили какие-либо непоправимые последствия в истории того или иногообъекта
  18. экстремальная ситуация - называют наиболее сложные опасные ситуации, которые требуют для защиты и здоровья человека напряжения всех его физических и духовных сил
  19. опасная ситуация - неблагоприятная обстановка, в которой действуют вредные факторы различной природы, угрожающие здоровью, жизни человека, его имуществу и среде обитания
  20. чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории (акватории) или объекте, сложившаяся в результате аварии, катастрофы, стихийного или экологического бедствия, эпидемии, эпизоотии, эпифитотии, применении противником современных средств поражения, которая может повлечь или повлекла за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, привела к нарушению условий жизнедеятельности людей, значительным материальным потерям и экономическому ущербу и требует на свою ликвидацию крупных материальных, временных и людских затрат.
  21. окружающая среда (среда обитания) - обусловленная в данный момент совокупностью факторов (физических, химических, биологических, социальных), способных оказывать прямое или косвенное немедленное или отдаленное
  22. закономерность - объективно существующая, повторяющаяся, существенная связь явлений.
  23. правила - форма нормативного правового акта, которымустанавливаются процедурные нормы, определяющие порядок осуществления какого-либо рода деятельности.
    система - множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которое образует определённую целостность, единство
  24. деятельность- вид активности человека
  25. признаки опасности: угроза для жизни; возможность нанесения ущерба здоровью; нарушение условий нормального функционирования органов и их систем; нарушение условий нормального функционирования экологических
  26. объектом образовательного направления БЖД является безопасность жизни и здоровья человека.
  27. предмет бжд – модель безопасности.


Просмотров