Участвуют в обороте. Особенности участия юридических лиц, государства и муниципальных образований в гражданском обороте

Государство может участвовать в гражданском обороте как непосредственно, так и через специально созданные им для этих целей государственные юридические лица в организационно-правовых формах, предусмотренных действующим гражданским законодательством. Остановимся вначале на последней форме участия государства в гражданском обороте.

Опосредованное участие государства в обороте достигается путем вступления в него созданных государством юридических лиц, действующих как таковые, принимающих обязанности и приобретающих права для себя, а не для государства.

Речь идет о юридических лицах таких организационно-правовых форм, как государственные и муниципальные унитарные предприятия и финансируемые собственником (в нашем случае - государством) учреждения. Через этих юридических лиц, косвенно, опосредованно в гражданском обороте участвует и государство.

Действующее законодательство закрепляет принцип раздельной ответственности учредителя и созданного им юридического лица (п. 3 ст. 56 ГК), однако у этого принципа есть немало исключений (см., напр. п. 5 ст. 115и п. 2 ст. 120 ГК), связанных в основном с государством. Именно государство в ряде случаев отвечает по долгам созданных им юридических лиц. Однако не только в этих исключениях из принципа раздельной ответственности состоит опосредованное участие государства в гражданском обороте. Государство продолжает оставаться собственником имущества, на базе которого оперируют созданные им юридические лица, и в этом смысле стоит за каждой их сделкой, пусть и совершенной ими от своего имени. В ряде наиболее важных с точки зрения государства случаев за его органами закрепляются контрольные полномочия (согласование, одобрение, утверждение, контроль и т. п.) в отношении таких юридических лиц. Сами по себе эти полномочия не свидетельствуют о непосредственном участии государства в гражданском обороте (сторонами соответствующих сделок становятся созданные государством юридические лица), однако показывают, насколько оно близко к этому. Однако далеко не всегда в случае действия созданного государством юридического лица имеет место опосредованное участие государства в гражданском обороте. Существуют такие юридические лица, которые могут одновременно действовать и от имени государства, и от своего собственного имени. Например, Министерство финансов РФ может представлять в гражданском обороте государство, но в то же время оно действует и как самостоятельное юридическое лицо, приобретающее права и обязанности для себя, а не для государства (например, при покупке канцелярских принадлежностей).

Непосредственное участие государства во внутреннем гражданском обороте

Оно осуществляется путем вступления в оборот органов государственной власти, действующих при этом не как обособленные юридические лица, а как особые представители государства. Вполне возможно, что государство будет представлено органом, который является одновременно и юридическим лицом.

Однако это последнее качество не имеет значения для данных отношений, поскольку такой орган представляет государство в целом и обязывает именно его. Главное, что этот орган действует от имени государства в пределах компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов (пп. 1 и 2 ст. 125 ГК). 22 Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая /Федеральный закон от 30.11.1994 № 51-ФЗ (в ред.от 2.11.2013) // Собрание законодательства Российской Федерации -1994. - № 32.- Ст. 3301. Квалифицирующим признаком участия государства в обороте не может быть действие такого государственного органа, который не является юридическим лицом. Сейчас практически все государственные органы, которые участвуют в гражданском обороте от имени государства, признаны юридическими лицами. Здесь главное - не формальный критерий наличия или отсутствия прав юридического лица, а направленность действий государственного органа, которые должны быть совершены от имени государства в пределах компетенции такого органа. В случае непосредственного участия государства в гражданском обороте мы имеем специфические отношения представительства в силу закона, к которым должна применяться глава 10 ГК. При любых обстоятельствах государство может считаться участвующим в гражданском обороте непосредственно лишь тогда, когда в законодательстве содержится полномочие какого-либо органа государства совершить действие от имени государства, тем самым связав его.

От имени государства в гражданском обороте могут выступать как представительные, так и исполнительные органы Российской Федерации - Федеральное Собрание РФ, Президент РФ, Правительство РФ, Министерство финансов РФ, Федеральное казначейство РФ, Мингосимущество РФ и др., а также соответствующие им органы государственных и муниципальных образований. В случаях и в порядке, предусмотренных законодательством, от имени государства по его специальному поручению могут выступать любые лица - государственные органы, органы местного самоуправления, юридические и физические лица (п. 3ст. 125 ГК). Например, интересы государства в органах управления акционерных обществ (хозяйственных товариществ), часть акций (доли, вклады) которых закреплена в федеральной собственности, могут представлять физические лица, заключившие соответствующие договоры на представление этих интересов.

Таким образом, российское законодательство исходит из плюралистической модели участия государства в гражданском обороте, когда его представляют несколько различных органов, причем порядок взаимодействия между этими органами и даже некое подобие их иерархичности отсутствуют. Между тем многие правовые системы исходят из монистической модели участия государства в гражданском обороте, когда основным и главным участником гражданско-правовых отношений становится казна (фиск). Такая правовая конструкция восходит еще к римскому праву.

Ценность ее состоит в том, что достаточно однажды зафиксировать равноправие фиска в отношениях со всеми другими участниками гражданского оборота - и в дальнейшем это положение не будет нуждаться в пересмотре. Это удобно и демократично. 44 Гражданское право: учебник / В 4-х томах. Под ред. Суханова Е.А. 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Волтерс Клувер, 2008. Том 1 - 720с. Плюралистическая же модель требует фиксации равноправия применительно к каждому государственному органу, представляющему государство в гражданском обороте, что вызывает дополнительные сложности и становится практически невозможным, если число этих органов все увеличивается и увеличивается. Неслучайно степень обеспеченности имущественных прав граждан и юридических лиц во взаимоотношениях с нашими государственными органами ниже, чем в странах Запада.

Федеральное казначейство представляет собой централизованную систему органов, состоящую из Главного управления, входящего в состав Министерства финансов РФ, и территориальных органов (на местах). Органы казначейства являются юридическими лицами в форме бюджетных учреждений. Основными функциями федерального казначейства являются управление доходами и расходами федерального бюджета РФ (учет средств, их зачисление, перемещение и расходование) и обслуживание внутреннего и внешнего долга РФ. Главное управление федерального казначейства является от имени Министерства финансов РФ официальным корреспондентом международных финансово-банковских организаций, членом которых состоит РФ, по вопросам финансовых операций Правительства РФ. Однако Федеральное казначейство РФ не единственный орган, действующий непосредственно от имени казны. Это лишает казну присущего ей в ряде иностранных законодательств единства. Хотя и в нашем законодательстве закреплен принцип единства казны, однако он касается лишь денежных средств, зачисляемых в бюджет или перечисляемых из бюджета. Иное имущество, как движимое, так и недвижимое, выведено из "общей кассы", и в отношении него право представлять государство закреплено совсем за другими органами, а именно, за органами по управлению государственным имуществом. Последние являются распорядителями практически любого государственного имущества, кроме бюджетных средств. Поэтому-то и нельзя говорить о единстве казны (кассы).

Между тем в нашем законодательстве уже появилась конструкция, исходящая, хотя и не вполне последовательно, из принципа единства казны хотя бы по названию. Речь идет о казенных предприятиях (ст. 115 ГК). Их учредителем, правда, не является федеральное казначейство, но название прямо говорит о том, что они находятся в собственности казны (хотя на деле пока - государства).

По-видимому, дальнейшее развитие гражданского законодательства пойдет в направлении создания единой казны. Плюралистическая модель участия государства в гражданском обороте облегчает тяготы государственных органов, однако снижает уровень защищенности прав потерпевших. В частности, довольно странно выглядит невозможность обратить взыскание по долгам государства на его имущество, переданное в ведение (управление) других лиц. А если казенного имущества недостаточно? Это вполне возможно применительно, скажем, к муниципальным образованиям, да, пожалуй, и к субъектам РФ. Вред и в этих случаях должен быть возмещен. Очевидно, практика уже в ближайшее время потребует "снятия корпоративной маски" с некоторых государственных юридических лиц.

Результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации законодательно признаются объектами гражданских прав. Вместе с тем в обороте участвуют не сами результаты и средства, а права на указанные объекты. Автор представленной статьи - старший юрист ООО "Бюро корпоративных консультаций" А.С. Касьянов обосновывает предпосылки и анализирует особенности участия исключительных прав в обороте, а также высказывает предложения по совершенствованию регулирования указанных отношений.

Ключевые слова: исключительное право, результаты интеллектуальной деятельности, оборот исключительных прав, абсолютное право, имущественное право, монополия, товар, оборотоспособность, государственная регистрация, распоряжение.

Participation of exclusive rights in a circulation

The results of intellectual activity and means of individualization are recognized by law as the objects of civil rights. Nevertheless, these results and means don"t participate in circulation, only the rights to these objects do it. The author of presented article - the senior lawyer of LLC "Corporate consultation bureau" A.S. Kas"yanov (e-mail: [email protected]) proves prerequisites and analyzes peculiarities of exclusive right"s participation in circulation and also makes suggestions concerning improvement of these relations regulation.

Key words: the exclusive right; results of intellectual activity; circulation of exclusive rights; the absolute right; a property right; monopoly; the goods; ability for circulation; the state registration; the order.

Традиционно на протяжении всей истории человечества объектом экономического оборота являлись материальные вещи. Это объясняется тем, что "рост личности начинается с материального, поэтому первыми областями, в которых за личностью признаются субъективные права, являются области отношений имущественных и семейных. Все то, что выходило за пределы этих материальных отношений, мало интересовало личность, а вследствие этого не находило себе отражения и в гражданском праве" <1>. Результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации долгое время по ряду причин не принимали участия в экономическом обороте. По мнению В.А. Дозорцева, причины этого в том, что "реализация таких результатов, при всей их значимости для развития человечества, в конечном счете осуществлялась крайне медленно. Она была недостижима на протяжении жизни поколения. Для рынка, где реализация результатов труда должна происходить оперативно, это неприемлемо" <2>. В связи с этим создавалось ощущение, будто результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации вообще не имеют какого-либо практического экономического значения. Однако наступил период, когда такое положение стало неприемлемым, а возникшая объективная потребность в вовлечении результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации в экономический оборот начала постепенно получать удовлетворение.

<1> Покровский И.А. Основные проблемы гражданского права. М., 2001. С. 132.
<2> Дозорцев В.А. Интеллектуальные права. Понятие. Система. Задачи кодификации. М., 2003. С. 12, 13.

Разумеется, в силу своей природы идеальный объект не может быть передан в классическом гражданско-правовом значении этого термина. Ведь сам по себе идеальный объект передать невозможно, можно лишь предоставить право на совершение в отношении его определенных, строго установленных действий, причем сделать это неограниченное количество раз в отношении неограниченного круга лиц. Поэтому сначала нашло отражение в теории, а в дальнейшем было и закреплено законодательно положение о том, что такие объекты гражданских прав, как охраняемые результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации, не могут отчуждаться, они признаются необоротоспособными. Однако исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации могут отчуждаться или иными способами переходить от одного лица к другому.

Таким образом, само появление категории "исключительное право" обусловлено возникшей значимостью результатов интеллектуальной деятельности для экономического товарного оборота <3>. Было просто необходимо закрепить особые права за заинтересованными лицами, "чтобы никто не собирал урожая там, где ничего не посеял" <4>.

<3> Там же. С. 112; Мерзликина-Квернадзе Р. Понятие и предмет права интеллектуальной собственности // Интеллектуальная собственность. Промышленная собственность. 2002. N 1. С. 60.
<4> Близнец И., Леонтьев К. Право интеллектуальной собственности: цели и средства // Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права. 2003. N 2. С. 3.

Но для пуска результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации в экономический оборот, для того, чтобы они стали объектами рыночных отношений, на них должно было быть закреплено абсолютное право, подобное праву собственности, закрепляемому и признаваемому за материальными вещами, - такова экономическая потребность и необходимость. Именно по этой причине появилась и получила развитие такая ветвь абсолютных гражданских прав, как исключительные права, которые были призваны обеспечить участие в экономическом обороте идеальных результатов интеллектуальной деятельности. Связано это с тем, что именно "абсолютные правоотношения закрепляют предпосылки и результаты товарообмена (т.е. относительных, обязательственных правоотношений), что позволяет говорить об их взаимозависимости, а иногда даже о производности обязательственных прав от вещных и исключительных" <5>. Следовательно, и вещные, и исключительные права юридически фиксируют присвоение тех или иных материальных и идеальных благ и служат исходной предпосылкой для юридической организации их оборота, а возникли они "для обслуживания потребностей коммерческого оборота, рыночного начала" <6>. Поэтому следует согласиться с высказанным В.А. Дозорцевым мнением о том, что исключительное право представляет собой "юридическую форму обособления результата творческой деятельности человека и введения этого результата в оборот" <7>.

<5> Гражданское право / Под ред. Е.А. Суханова. М., 2006. Т. III. С. 13.
<6> Дозорцев В.А. Указ. соч. С. 49.
<7> Цит. по: Белов В.А. Гражданское право: Общая и Особенная части. М., 2003. С. 554.

В настоящий момент возможность прав на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации участвовать в обороте законодательно закреплена в пункте 4 ст. 129 Гражданского кодекса РФ, устанавливающем, что права на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации, а также материальные носители, в которых выражены соответствующие результаты или средства, могут отчуждаться или иными способами переходить от одного лица к другому.

Стоит отметить, что существующую редакцию пункта 4 ст. 129 ГК РФ нельзя признать удачной. Дело в том, что в отношении результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации в силу положений Гражданского кодекса РФ признаются интеллектуальные, исключительные, личные, неимущественные и иные права. Однако в указанном пункте 4 ст. 129 не определено, о каких именно правах на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации идет речь. Вместе с тем системный анализ положений Кодекса позволяет сделать вывод о том, что имеются в виду исключительные права, являющиеся правами имущественными, возможность отчуждения которых законодателем закреплена. В связи с этим законодателю следовало сформулировать указанное положение пункта 4 ст. 129 более конкретным образом для устранения вероятности его двусмысленного толкования.

Результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации могут становиться объектами правоотношений только в случае, когда они облекаются в какую-либо объективную форму, обеспечивающую их восприятие другими людьми. Но при этом необходимо отметить: исключительное право на результат интеллектуальной деятельности существует независимо от права собственности на материальный объект, в котором такой объект выражен. Вот почему законное обладание носителем исключительных прав (книгой, видеокассетой, компакт-диском и т.д.) еще не означает возможности экономического использования исключительных прав на сам объект <8>.

<8> См.: Зверева Е. Имущественные и исключительные права на информационные продукты, их реализация и защита // Право и экономика. 2004. N 12. С. 46; Калятин В.О. Право в сфере Интернета. М., 2004. С. 190; Титаева А.В. Приобретение исключительных прав на программу для ЭВМ // Налоговый вестник. 2004. N 9. С. 76.

И все же обороты материальных и нематериальных результатов человеческой деятельности тесно связаны между собой. Обусловлено это тем, что огромное количество материальных благ (вещей), окружающих нас, являются носителями результатов интеллектуальной деятельности, представляющих из себя идеальный объект чьих-то прав <9>. Более того, если обратиться к перечисленным в законе основным способам использования результатов интеллектуальной деятельности или средств индивидуализации, то выяснится, что они представляют собой действия именно с материальными объектами, в которых выражены результаты интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации.

<9> См.: Понятие и содержание исключительных прав // Гражданское право. Актуальные вопросы теории и практики / Под ред. В.А. Белова. М., 2008. С. 563.

Соответственно, вещные права и интеллектуальные права могут быть закреплены и сосуществовать в отношении одного объекта, представляющего собой материальное благо, в котором находит отражение идеальное. Несоответствие указанного свойства проявляется лишь в контрафактной продукции, на которую существует вещное право как на материальный объект, но при этом не признаются интеллектуальные права, поскольку такая продукция нарушает права законного правообладателя и публичные интересы, в связи с чем вопросы вещного права отходят здесь на второй план. Таким образом, право собственности на материальный объект, воплощающий результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации, когда оно принадлежит не автору, носит ограниченный характер <10>.

<10> Там же.

Идеальные объекты без вмешательства права не могут быть никем присвоены фактически, они сами по себе не могут быть включены в гражданский оборот. При регулировании оборота вещей право лишь придает юридическое значение фактически существующей монополии (владению вещами), регулирует и охраняет ее. Применительно же к идеальным объектам фактическая монополия существовать не может, и ее отсутствие должно быть восполнено правовыми средствами <11>. Соответствующие объекты невозможно вовлечь в экономический оборот, поскольку последний не может быть построен иначе как на основе принадлежности (в данный конкретный момент времени) определенных объектов определенным лицам <12>. Именно поэтому закон говорит о том, что распорядиться можно правом, а не самим результатом интеллектуальной деятельности или приравненным к нему средствам индивидуализации.

<11> Там же. С. 563.
<12> См.: Дозорцев В.А. Указ. соч. С. 12, 13.

Несмотря на то что идеальные объекты существуют с момента возникновения сознания у человека, зарождаться рынок таких объектов гражданских прав, как исключительные права, начал чуть более двухсот лет назад. Изначально в оборот были вовлечены лишь определенные виды интеллектуального продукта (произведения науки, литературы и искусства, результаты технического творчества и некоторые другие), в дальнейшем этот перечень существенно увеличился (результаты деятельности артистов-исполнителей, программы для ЭВМ, селекционные достижения, секреты производства, базы данных и др.). Поскольку по своей сути товаром является все, что может быть продано <13>, в настоящий момент тенденция такова, что права на все результаты творческой деятельности человека отчетливо приобретают черты товара (подтверждением этого обстоятельства может служить обсуждавшийся при принятии части четвертой Гражданского кодекса РФ вопрос о включении в состав интеллектуальной собственности доменных имен).

<13> См.: Близнец И.А. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации: теоретико-правовое исследование: Дис. ... д-ра. юрид. наук. М., 2003. С. 102, 140; Гражданское право / Под ред. Е.А. Суханова. Т. II. С. 275; Дозорцев В.А. Указ. соч. С. 56; Фомичев Ю., Наумов А. Вовлечение в хозяйственный оборот объектов интеллектуальной собственности: проблемы и пути их решения // Интеллектуальная собственность. Промышленная собственность. 2004. N 3. С. 2 - 10.

Современный рынок исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации можно охарактеризовать как сферу формирования спроса и предложения на исключительные права на признаваемые и охраняемые законом результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации, в которой они обращаются в качестве товара на основе свободного выбора и равноценного обмена <14>. Важнейшей задачей в указанной сфере является формирование цивилизованного рынка интеллектуальной собственности, так как эффективное использование интеллектуального продукта - одно из важнейших условий реализации поставленной руководством России задачи модернизации страны, динамичного развития ее экономики, а также увеличения объемов промышленного производства и повышения конкурентоспособности отечественной продукции на мировом рынке. Почти все негативные явления, с которыми приходилось сталкиваться в сфере интеллектуальной собственности, так или иначе были связаны с двумя основными проблемами: малым объемом и медленным развитием рынка интеллектуальной собственности. Основными причинами такого положения являлись неупорядоченность отношений, трудности при реализации исключительных прав и их использовании, большое количество правонарушений, отсутствие развитой инфраструктуры и единой государственной политики и саморегулирующихся механизмов в данной области" <15>. Принятие части четвертой Гражданского кодекса РФ как раз и было направлено на устранение подобных негативных явлений.

<14> См.: Корчагин А. Вовлечение в гражданский оборот результатов интеллектуальной деятельности как основа новой экономической стратегии России // Интеллектуальная собственность. Промышленная собственность. 2005. N 7. С. 5.
<15> Близнец И.А. Указ. соч. С. 318.

Наряду с другими наиболее важными положениями, закрепленными в Гражданском кодексе РФ; стало включение прямого указания на возможность исключительных прав участвовать в обороте объектов гражданских прав.

Наиважнейшим для рынка коммерческим свойством объектов гражданских прав в целом <16> и для прав на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации в частности <17> выступает свойство оборотоспособности объектов гражданских прав, являющееся одним из составляющих правового режима этих объектов, которое используется при их классификации на следующие виды объектов гражданских прав: оборотоспособные, ограниченно оборотоспособные, необоротоспособные.

<16> См.: Лапач В.А. Система объектов гражданских прав. СПб., 2002. С. 289 - 300.
<17> См.: Городов О.А. Интеллектуальная собственность: правовые аспекты коммерческого использования: Дис. ... д-ра юрид. наук. СПб., 1999. С. 157.

Свойство оборотоспособности прав на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации выражается в юридически обеспеченной возможности участия этих прав в коммерческом обороте путем предоставления права их использования и (или) распоряжения ими от одних субъектов гражданских правоотношений к другим при помощи различных гражданско-правовых способов.

Исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации, как и всякие объекты гражданских прав, могут быть классифицированы на группы по признаку их оборотоспособности <18>.

<18> См.: Крушина О.Г. Залог исключительных прав: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2005. С. 72, 73.

В первую группу входят исключительные права, которые могут свободно отчуждаться или переходить от одного лица к другому при помощи любого гражданско-правового способа. При этом действует презумпция оборотоспособности исключительных прав, закрепленная в статье 129 ГК РФ.

Вторую группу составляют исключительные права, которые могут принадлежать лишь определенным участникам оборота либо нахождение которых в обороте допускается по специальному разрешению. К указанной группе относятся, например, исключительные права на секретные изобретения. Заметно ограничена оборотоспособность исключительного права на коммерческое обозначение, так как оно может перейти к другому лицу лишь в составе предприятия, для индивидуализации которого используется (п. 4 ст. 1539 ГК РФ) <19>.

<19> Павлова Е.А. Договоры о распоряжении исключительным правом: Комментарий к Постановлению Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 26 марта 2009 г. N 5/29 "О некоторых вопросах, возникших в связи с введением в действие части четвертой Гражданского кодекса РФ" // Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ. 2009. N 9. С. 63.

К третьей группе относятся исключительные права, нахождение которых в обороте не допускается. Изъятыми из коммерческого оборота считаются те права, на распространение которых наложен запрет из соображений национальной безопасности и сохранения общественной нравственности (к их числу можно отнести исключительные права на изобретения, содержащие сведения, составляющие государственную тайну). Кроме того, изъятыми из оборота в силу прямого указания закона являются исключительные права на фирменное наименование (п. 2 ст. 1474 ГК РФ), исключительные права на коллективный знак (п. 2 ст. 1510 ГК РФ), исключительные права на наименование места происхождения товара (п. 4 ст. 1519 ГК РФ).

В рамках оборотоспособности исключительных прав нужно отметить следующее: при осуществлении правомочий исключительного права остро стоит проблема определенности такого права. Дело в том, что согласно российскому гражданскому законодательству часть результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации подлежит государственной регистрации, а часть - нет. При этом очевидно, что оборот исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации, которые прошли процедуру государственной регистрации, представляется значительно более стабильным и определенным, чем оборот исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации, не прошедшие подобной государственной регистрации. Связано это с тем, что права обладателей на зарегистрированные исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации подтверждаются выдаваемым свидетельством, индивидуализирующим конкретное исключительное право и подтверждающим права его обладателя.

Постепенное введение института регистрации исключительных прав представляется ряду исследователей положительным моментом, поскольку будет способствовать увеличению контроля правообладателя за действиями, производимыми с его правом <20>. Стоит отметить, что в настоящий момент из 16 объектов интеллектуальной собственности, перечисленных в статье 1225 ГК РФ, обязательной государственной регистрации подлежат семь (изобретения, полезные модели, промышленные образцы, селекционные достижения, фирменные наименования, товарные знаки и знаки обслуживания, наименования мест происхождения товара), еще три объекта (программы для ЭВМ, базы данных, топологии интегральных микросхем) могут быть зарегистрированы правообладателем в добровольном порядке. В отношении объектов авторского права <21> и коммерческих обозначений <22> также высказываются мнения о необходимости введения как минимум добровольной государственной регистрации подобных объектов.

<20> См.: Добрякова Г.Э., Крехалева Л.П. Проблемы передачи исключительных прав // Законы России: опыт, анализ, практика. 2009. N 4. С. 75.
<21> Мерзликина Р. Проблемы правового регулирования отношений, возникающих при приобретении исключительного права на результат интеллектуальной деятельности // Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права. 2004. N 12. С. 16.
<22> Кондратьева Е. Правовая природа фирменного наименования и коммерческого обозначения // Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права. 2009. N 4. С. 21.

В связи с этим для стабилизации гражданского оборота и повышения привлекательности участия подобных объектов гражданских прав в обороте можно закрепить положение о том, что оборотоспособными правами являются исключительные права на те результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации, которые прошли государственную регистрацию. Соответственно, предлагается установить, что распоряжение исключительным правом на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации возможно при условии обязательной или добровольной государственной регистрации указанного результата или средства.

Учитывая перечень результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации, которые в настоящий момент еще не подлежат государственной регистрации, представляется, что в добровольном порядке может осуществляться государственная регистрация следующих результатов интеллектуальной деятельности: произведений науки, литературы и искусства; исполнений, фонограмм, сообщений в эфир или по кабелю радио- и телепередач. В отношении такого средства индивидуализации, как коммерческие обозначения, необходимо установить обязательную государственную регистрацию.

Что же касается не прошедших добровольную государственную регистрацию результатов интеллектуальной деятельности, следует установить, что они подлежат защите гражданским законодательством, но распоряжение исключительными правами на них до прохождения государственной регистрации невозможно. Действие подобного правила следует распространить в отношении уже созданных результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации. А исключением из него будут случаи создания результата интеллектуальной деятельности по заказу (ст. ст. 1288, 1372, 1431, 1463 ГК РФ) и при выполнении работ по договору (ст. ст. 1297, 1371, 1462, 1471 ГК РФ), когда распоряжение исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности по общему правилу осуществляется в порядке, установленном законом, который, в свою очередь, может быть изменен сторонами.

Несмотря на общую с материальными объектами классификацию по признаку оборотоспособности, оборот исключительного права на охраняемые результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации существенно отличается от товарно-денежного оборота вещей, охраняемых вещным правом собственности. Применительно к обороту исключительного права на указанные результаты и средства используется не классический механизм производства и обмена товаров как вещей, а лишь сугубо товарно-денежная форма. В силу идеального характера, индивидуальности и оригинальности результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации "плата за приобретение исключительного права на них либо за предоставление права их использования определяется не сопоставлением индивидуальных трудовых и иных затрат автора либо иного правообладателя с общественно необходимыми затратами на их создание, поскольку таковых не существует и по определению не может существовать, а соотношением спроса и предложения на указанные результаты и средства" <23>, обусловленного наличием определенной имущественной ценности подобных объектов для приобретающего их лица и для общества. Собственно основной предпосылкой вовлечения прав на результаты интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации в оборот послужила возникшая на определенном этапе развития общества необходимость обеспечения разумного баланса интересов творцов, желающих получить адекватное вознаграждение за свой труд <24>.

<23> Зенин И.А. Исключительное интеллектуальное право (право интеллектуальной собственности) // Законодательство. 2008. N 8. С. 12.
<24> См.: Волынкина М.В. Концепция исключительных прав и понятие интеллектуальной собственности в гражданском праве // Журнал российского права. 2007. N 6.

Условием оборота исключительных прав является наличие у них соответствующего правового режима. Суть его заключается в том, что законодатель, с одной стороны, определяет условия принадлежности прав субъектам гражданских прав, а с другой - предоставляет возможность ими распоряжаться. Отсюда вытекает значение правового механизма реализации прав на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации: на первом этапе в рамках абсолютного правоотношения возникает и легализуется право лица в отношении созданного им нематериального объекта. На втором происходит дальнейшее движение этого права через относительное правоотношение, которое направлено на передачу нематериального объекта. Именно на этой стадии названные объекты, обладая свойствами товара, вовлекаются в товарный оборот, где и выявляется их реальная экономическая сущность, ибо товарный оборот имущественных прав, а значит, и исключительных как юридическое выражение рыночных экономических связей складывается из многочисленных конкретных актов распоряжения подобными правами, совершаемых правообладателями в целях получения некоего положительного экономического эффекта.

Библиография

Белов В.А. Гражданское право: Общая и Особенная части. М., 2003.

Близнец И.А. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации: теоретико-правовое исследование: Дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2003.

Близнец И., Леонтьев К. Право интеллектуальной собственности: цели и средства // Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права. 2003. N 2.

Волынкина М.В. Концепция исключительных прав и понятие интеллектуальной собственности в гражданском праве // Журнал российского права. 2007. N 6.

Городов О.А. Интеллектуальная собственность: правовые аспекты коммерческого использования: Дис. ... д-ра юрид. наук. СПб., 1999.

Гражданское право / Под ред. Е.А. Суханова. М., 2006.

Гражданское право. Актуальные вопросы теории и практики / Под ред. В.А. Белова. М., 2008.

Добрякова Г.Э., Крехалева Л.П. Проблемы передачи исключительных прав // Законы России: опыт, анализ, практика. 2009. N 4.

Дозорцев В.А. Интеллектуальные права. Понятие. Система. Задачи кодификации. М., 2003.

Зверева Е. Имущественные и исключительные права на информационные продукты, их реализация и защита // Право и экономика. 2004. N 12.

Зенин И.А. Исключительное интеллектуальное право (право интеллектуальной собственности) // Законодательство. 2008. N 8.

Калятин В.О. Право в сфере Интернета. М., 2004.

Кондратьева Е. Правовая природа фирменного наименования и коммерческого обозначения // Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права. 2009. N 4.

Корчагин А. Вовлечение в гражданский оборот результатов интеллектуальной деятельности как основа новой экономической стратегии России // Интеллектуальная собственность. Промышленная собственность. 2005. N 7.

Крушина О.Г. Залог исключительных прав: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2005.

Лапач В.А. Система объектов гражданских прав. СПб., 2002.

Мерзликина Р. Проблемы правового регулирования отношений, возникающих при приобретении исключительного права на результат интеллектуальной деятельности // Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права. 2004. N 12.

Мерзликина-Квернадзе Р. Понятие и предмет права интеллектуальной собственности // Интеллектуальная собственность. Промышленная собственность. 2002. N 1.

Павлова Е.А. Договоры о распоряжении исключительным правом: Комментарий к Постановлению Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 26 марта 2009 г. N 5/29 "О некоторых вопросах, возникших в связи с введением в действие части четвертой Гражданского кодекса РФ" // Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ. 2009. N 9.

Покровский И.А. Основные проблемы гражданского права. М., 2001.

Титаева А.В. Приобретение исключительных прав на программу для ЭВМ // Налоговый вестник. 2004. N 9.

Фомичев Ю., Наумов А. Вовлечение в хозяйственный оборот объектов интеллектуальной собственности: проблемы и пути их решения // Интеллектуальная собственность. Промышленная собственность. 2004. N 3.

    СРЕДСТВА, ПРИВЛЕЧЕННЫЕ Большой бухгалтерский словарь

    Совокупность СРЕДСТВ предприятия, находящихся вхозяйственном обороте и используемых для образования оборотных произ водственных фондов и фондов обращения. Словарь финансовых терминов … Финансовый словарь

    СРЕДСТВА, ПРИВЛЕЧЕННЫЕ - средства (чаще всего оборотные), не принадлежащие предприятию, полученные со стороны, но временно до их возврата участвующие в хозяйственном обороте в качестве источника формирования оборотных средств. В условиях рыночной экономики это, в… … Большой экономический словарь

    В России по данным на июль 2010 года зарегистрировано более 93 х тысяч СМИ, причём абсолютное большинство из них – 90 процентов – это негосударственные СМИ. Согласно российской классификации, СМИ имеют следующие признаки: массовость… … Википедия

    Средства (как правило, оборотные), не принадлежащие предприятию, полученные со стороны, но временно до их возврата участвующие в хозяйственном обороте в качестве источника формирования оборотных средств. В условиях рыночной экономики это в… … Энциклопедический словарь экономики и права

    привлеченные средства - средства (чаще всего оборотные), не принадлежащие предприятию, полученные со стороны, но временно до их возврата участвующие в хозяйственном обороте в качестве источника формирования оборотных средств. В условиях рыночной экономики это в… … Словарь экономических терминов

    Бухгалтерский баланс Активы Пассивы Внеоборотные активы Оборотные активы Капитал и резервы Долгосрочные обязательства Краткосрочные обязательства Внеоборотные средства активы компании, не участвующие в обороте. В РФ к ним, в основном,… … Википедия

    Финансы Публичные финансы: Международные финансы Государственный бюджет Федеральный бюджет Муниципальный бюджет Частные финансы: Корпоративные финансы Финансы домохозяйств Финансовые рынки: Рынок денег … Википедия

    Финансовые ресурсы, ранее бывшие у организации в виде оборотных средств, но в настоящий момент отсутствующие и в обороте не участвующие. См. также: Основные средства Финансовый словарь Финам … Финансовый словарь

Опосредованное участие государства в гражданском обороте. Государство может участвовать в гражданском обороте как непосредственно, так и через специально созданные им для этих целей (стр. 183) государственные юридические лица в организационно-правовых формах, предусмотренных действующим гражданским законодательством . Остановимся вначале на последней форме участия государства в гражданском обороте.

Опосредованное участие государства в обороте достигается путем вступления в него созданных государством юридических лиц, действующих как таковые, принимающих обязанности и приобретающих права для себя, а не для государства . Речь идет о юридических лицах таких организационно-правовых форм, как государственные и муниципальные унитарные предприятия и финансируемые собственником (в нашем случае - государством) учреждения. Через этих юридических лиц, косвенно, опосредованно в гражданском обороте участвует и государство.

Действующее законодательство закрепляет принцип раздельной ответственности учредителя и созданного им юридического лица (п. 3 ст. 56 ГК), однако у этого принципа есть немало исключений (см., напр. п. 5 ст. 115 и п. 2 ст. 120 ГК), связанных в основном с государством. Именно государство в ряде случаев отвечает по долгам созданных им юридических лиц . Однако не только в этих исключениях из принципа раздельной ответственности состоит опосредованное участие государства в гражданском обороте.

Государство продолжает оставаться собственником имущества, на базе которого оперируют созданные им юридические лица, и в этом смысле стоит за каждой их сделкой, пусть и совершенной ими от своего имени . В ряде наиболее важных с точки зрения государства случаев за его органами закрепляются контрольные полномочия (согласование, одобрение, утверждение, контроль и т.п.) в отношении таких юридических лиц . Сами по себе эти полномочия не свидетельствуют о непосредственном участии государства в гражданском обороте (сторонами соответствующих сделок становятся созданные государством юридические лица), однако показывают, насколько оно близко к этому.

Однако далеко не всегда в случае действия созданного государством юридического лица имеет место опосредованное участие государства в гражданском обороте. Существуют такие юридические лица, которые могут одновременно действовать и от имени государства, и от своего собственного имени. Например, Министерство финансов РФ может представлять в гражданском обороте государство, но в то же время оно действует и как самостоятельное юридическое лицо, приобретающее права и обязанности для себя, а не для государства (например, при покупке канцелярских принадлежностей).



Непосредственное участие государства во внутреннем гражданском обороте . Оно осуществляется путем вступления в оборот органов государственной власти, действующих при этом не как обособленные (стр. 184) юридические лица, а как особые представители государства . Вполне возможно, что государство будет представлено органом, который являются одновременно и юридическим лицом. Однако это последнее качество не имеет значения для данных отношений, поскольку такой орган представляет государство в целом и обязывает именно его. Главное, что этот орган действует от имени государства в пределах компетенции, усыновленной актами, определяющими статус этих органов (п.п. 1 и 2 ст.125 ГК).

Квалифицирующим признаком участия государства в обороте не может быть действие такого государственного органа, который не является юридическим лицом. Сейчас практически все государственные органы, которые участвуют в гражданском обороте от имени государства, признаны юридическими лицами. Здесь главное - не формальный критерий наличия или отсутствия прав юридического лица, а направленность действий государственного органа, которые должны быть совершены от имени государства в пределах компетенции такого органа. В случае непосредственного участия государства в гражданском обороте мы имеем специфические отношения представительства в силу закона, к которым должна применяться глава 10 ГК. При любых обстоятельствах государство может считаться участвующим в гражданском обороте непосредственно лишь тогда, когда в законодательстве содержится полномочие какого-либо органа государства совершить действие от имени государства, тем самым, связав его .



От имени государства в гражданском обороте могут выступать как представительные, так и исполнительные органы Российской Федерации - Федеральное Собрание РФ, Президент РФ, Правительство РФ, Министерство финансов РФ, Федеральное казначейство РФ, Мингосимущество РФ и др., а также соответствующие им органы государственных и муниципальных образований. В случаях и в порядке, предусмотренных законодательством, от имени государства по его специальному поручению могут выступать любые лица - государственные органы, органы местного самоуправления, юридические и физические лица (п. 3 ст. 125 ГК). Например, интересы государства в органах управления акционерных обществ (хозяйственных товариществ) « часть акций (доли, вклады) которых закреплена в федеральной (стр. 185) собственности, могут представлять физические лица, заключившие соответствующие договоры на представление этих интересов.

Таким образом, российское законодательство исходит из плюралистической модели участия государства в гражданском обороте, когда его представляют несколько различных органов, причем порядок взаимодействия между этими органами и даже некое подобие их иерархичности отсутствуют . Между тем многие правовые системы исходят из монистической модели участия государства в гражданском обороте, когда основным и главным участником гражданско-правовых отношений становится казна (фиск). Такая правовая конструкция восходит еще к римскому праву. Ценность ее состоит в том, что достаточно однажды зафиксировать равноправие фиска в отношениях со всеми другими участниками гражданского оборота - и в дальнейшем это положение не будет нуждаться в пересмотре. Это удобно и демократично. Плюралистическая же модель требует фиксации равноправия применительно к каждому государственному органу, представляющему государство в гражданском обороте, что вызывает дополнительные сложности и становится практически невозможным, если число этих органов все увеличивается и увеличивается. Неслучайно степень обеспеченности имущественных прав граждан и юридических лиц во взаимоотношениях с нашими государственными органами ниже, чем в странах Запада.

Ситуацию не мажет исправить и то, что в РФ существует Федеральное казначейство. Оно создано на основании Указа Президента РФ от 8 декабря 1992 г. № 1556 «О федеральном казначействе». Положение о федеральном казначействе РФ утверждено постановлением Правительства РФ от 27 августа 1993 г. № 864. Федеральное казначейство представляет собой централизованную систему органов, состоящую из Главного управления, входящего в состав Министерства финансов РФ, и территориальных органов (на местах). Органы казначейства являются (стр. 186) юридическими лицами в форме бюджетных учреждений. Основными функциями федерального казначейства являются управление доходами и расходами федерального бюджета РФ (учет средств, их зачисление, перемещение и расходование) и обслуживание внутреннего и внешнего долга РФ. Главное управление федерального казначейства является от имени Министерства финансов РФ официальным корреспондентом международных финансово-банковских организаций, членом которых состоит РФ, по вопросам финансовых операций Правительства РФ.

Однако Федеральное казначейство РФ - не единственный орган, действующий непосредственно от имени казны. Это лишает казну присущего ей в ряде иностранных законодательств единства. Хотя и в нашем законодательстве закреплен принцип единства казны, однако он касается лишь денежных средств, зачисляемых в бюджет или перечисляемых из бюджета. Иное имущество, как движимое, так и недвижимое, выведено из «общей кассы», и в отношении него право представлять государство закреплено совсем за другими органами, а именно, за органами по управлению государственным имуществом. Последние являются распорядителями практически любого государственного имущества, кроме бюджетных средств. Поэтому-то и нельзя говорить о единстве казны (кассы).

Между тем в нашем законодательстве уже появилась конструкция, исходящая, хотя и не вполне последовательно, из принципа единства казны хотя бы по названию. Речь идет о казенных предприятиях (ст. 115 ГК). Их учредителем, правда, не является федеральное казначейство, но название прямо говорит о том, что они находятся в собственности казны (хотя на деле пока - государства).

По-видимому, дальнейшее развитие гражданского законодательства пойдет в направлении создания единой казны. Плюралистическая модель участия государства в гражданском обороте облегчает тяготы государственных органов, однако снижает уровень защищенности прав (стр. 187) потерпевших. В частности, довольно странно выгладит невозможность обратить взыскание по долгам государства на его имущество, переданное в ведение (управление) других лиц. А если казенного имущества недостаточно? Это вполне возможно применительно, скажем, к муниципальным образованьям, да, пожалуй, и к субъектам РФ. Вред и в этих случаях должен быть возмещен. Очевидно, практика уже в ближайшее время потребует «снятия корпоративной маски» с некоторых государственных юридических лиц.

Государство как собственник. Государство является собственником принадлежащего ему имущества, однако, в отличие от физических или юридических лиц, не обладает сознанием и волей, необходимыми для участия в гражданском обороте без посредства различных государственных органов, как наделенных правами юридического лица, так и не обладающих ими. Эти органы перечислены в ст. 125 ГК. Через посредство таких органов государство приобретает, осуществляет и прекращает право собственности в отношении своего имущества. При этом не имеет значения, закреплено ли такое имущество за каким-либо унитарным предприятием или бюджетным учреждением, или нет. Разумеется, в первом случае налицо некоторые особенности, связанные с тем, что эти государственные юридические лица обладают самостоятельными правами на такое имущество.

Управление и распоряжение объектами федеральной собственности от имени государства регламентируются постановлением Правительства РФ от 10 февраля 1994 г. № 96 «О делегировании полномочий Правительства РФ по управлению и распоряжению объектами федеральной собственности». В частности: 1) создание и ликвидация федеральных государственных предприятий производятся по решению Правительства РФ; 2) учредителями от имени государства в обществах и товариществах выступают Мингосимущество РФ и Российский фонд федерального имущества по решению Правительства РФ; 3) Мингосимущество РФ производит передачу государственного имущества в хозяйственное ведение, оперативное управление, а также в аренду, осуществляет контроль за использованием государственного имущества, дает согласие на продажу, сдачу в аренду, передачу в залог или в уставный капитал обществ (товариществ) и иное распоряжение недвижимым имуществом, закрепленным за федеральным государственным предприятием. Аналогичный порядок, за некоторыми исключениями, существует и для управления и распоряжения иными объектами государственной и муниципальной собственности.(стр. 188)

Главной системой органов, осуществляющих от имени государства управление и распоряжение государственной собственностью, являются Министерство государственного имущества РФ (Мингосимущество РФ) и подчиненные ему органы в субъектах РФ . Их полномочия вытекают из ст. 7 – 8 Закона РФ «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в РФ». Мингосимущество РФ и его органы на местах, осуществляя управление и распоряжение государственным имуществом (за исключением жилых помещений):

Ø принимают решения о приватизации;

Ø осуществляют преобразование государственных унитарных предприятий в открытые акционерные общества;

Ø являются учредителями открытых акционерных обществ, создаваемых в процессе приватизации;

Ø осуществляют права акционера (участника) хозяйственных обществ, акции (доли в уставном капитале) которых находятся в государственной собственности;

Ø выступают в качестве арендодателей государственного имущества;

Ø закрепляют государственное имущество на праве хозяйственного ведения, оперативного управления и бессрочного пользования;

Ø дают согласие на залог государственного имущества;

Ø совершают иные действия.

Указанные действия органы системы Мингосимущества РФ совершают от имени государства как собственника соответствующего имущества.

Второй по значению системой органов, уполномоченных от имени государства управлять и распоряжаться государственным имуществом, являются фонды имущества во главе с Российским фондом федерального имущества (см. Положение о Российском фонде федерального имущества, утвержденное Указом Президента РФ от 17 декабря 1993 г. № 2173).

Российский фонд федерального имущества и фонды, на местах осуществляют функции по:

Владению переданными им объектами приватизации до момента (стр. 189) их продажи, в том числе по осуществлению полномочий государства как акционера (участника) в хозяйственных обществах;

Продаже переданных им объектов приватизации;

Выступлению на основании поручения Правительства РФ учредителем хозяйственных обществ;

Получению и перечислению денежных средств, полученных в результате приватизации;

Осуществлению от имени РФ выпуска государственных ценных бумаг, удостоверяющих право приобретения находящихся в федеральной собственности акций открытых акционерных обществ, созданных в процессе приватизации.

Указанные действия фонды имущества также совершают от имени государства как собственника соответствующего имущества.

Полномочия перечисленных государственных органов в настоящее время ограничены Указом Президента РФ от 30 сентября 1995 г. № 986 «О порядке принятия решений об управлении и распоряжении находящимися в федеральной собственности акциями». Любые действия по управлению и распоряжению акциями, находящимися в федеральной собственности, в том числе их передача в управление частным лицам, в уставные капиталы организаций, в залог, а также иное их обременение возможны только на основании указов Президента РФ, проекты которых должны в обязательном порядке выноситься на подписание постановлениями Правительства РФ.

Однако от имени государства действуют не только указанные выше органы. Так, при приватизации жилых помещений стороной соответствующих отношений по передаче жилых помещений в собственность граждан выступает государство как таковое, хотя заключаются соответствующие сделки государственными органами или даже государственными предприятиями от своего имени.

Государство становится собственником имущества при прекращении (в том числе принудительном) на него права частной собственности по основаниям, предусмотренным ст. 225 ГК (в отношении бесхозяйных вещей), 228 (находок), 231 (безнадзорных животных), 233 (кладов, относящихся к памятникам истории и культуры), 238 (имущества, которое не может принадлежать данному собственнику), 240 (бесхозяйственно содержимых культурных ценностей), 242 (при реквизиции) и 243 (при конфискации), а также в иных случаях.(стр.190)

Государство может участвовать и в общей долевой собственности, например, на жилые помещения в кондоминиумах.

Государство как участник сделки . Государство выступает участником сделок всякий раз, когда они совершаются уполномоченными лицами от его имени . При этом государству доступна любая сделка, за исключением тех, которые рассчитаны исключительно на физических или юридических лиц. Государство не может выступать в сделках в качестве потребителя (покупателя в розничной торговле, нанимателя в договоре проката, заказчика при бытовом заказе и т.д.). Также невозможно участие государства в сделках со специальным субъектом – страховщиком, банком, финансовым агентом и т.д . Поскольку государство - не предприниматель, оно не может участвовать в сделках в качестве предпринимателя (доверительного управляющего, участника договора коммерческой концессии и т.д.) . Государство (а именно Российская Федерация) выступает получателем имущества при признании сделки недействительной по ст. 169 ГК РФ .

От имени государства как собственника соответствующего имущества заключаются, как правило, любые сделки по распоряжению государственным имуществом, в том числе в рамках приватизации.

Государство может осуществлять финансирование и кредитование капитального строительства . Государственное финансирование может предоставляться как на безвозвратной, так и на возвратной основе, в том числе с взиманием процентов, в соответствии с заключаемыми договорами. От имени государства такие договоры с банками и заемщиками (застройщиками) заключает Министерство финансов РФ.

Государство может оказывать краткосрочную финансовую поддержку в виде ссуд предприятиям любых форм собственности на основании Указа Президента РФ от 8 июля 1994 г. № 1484 «О порядке (стр. 191) предоставления финансовой поддержки предприятиям за счет средств федерального бюджета». Краткосрочная финансовая поддержка производится для: 1) проведения структурной перестройки производства 2) расчетов по целевым кредитам, направленным на закупку оборудования и материалов; 3) разработки, внедрения и приобретения новейших технологий, оборудования и материалов, в том числе и за рубежом. Этот перечень целей является исчерпывающим. Ссуды предоставляются на основании договора о предоставлении и возврате ссуды, заключаемого между предприятием и Министерством финансов РФ (по форме утвержденного типового договора) в соответствии с решением Правительства РФ. Ссуды предоставляются на срок, не выходящий за пределы текущего финансового года, на возвратной основе и за плату в размере, обеспечивающем уплату процентов по государственному долгу. Впрочем, ссуды могут быть и беспроцентными.

Государство может на конкурсной основе предоставлять государственные капитальные вложения в коммерчески эффективные проекты. Порядок предоставления таких государственных инвестиций регламентируется Указом Президента РФ от 17 сентября 1994 г. № 1928 «О частных инвестициях в Российской Федерации». Инвестиции распределяются на конкурсной основе и направляются в проекты, связанные в первую очередь с развитием «точек роста» экономики, причем частный инвестор должен вложить в проект не менее 20 процентов собственных средств. Срок окупаемости проектов не должен превышать, как правило, двух лет (для сельского хозяйства - пяти лет). Государственная поддержка прошедших конкурс инвестиционных проектов осуществляется за счет средств федерального бюджета, выделяемых либо на возвратной основе, либо на условиях закрепления в государственной собственности части акций создаваемых обществ, а также путем предоставления частным инвесторам государственных гарантий по возмещению вложенных средств. Предоставление государственной поддержки производится в порядке, устанавливаемом Правительством РФ.

Гарантии или поручительства Правительства Российской Федерации , федеральных органов исполнительной власти по займам и кредитам должны предоставляться на конкурсной основе, причем лишь тем (стр. 192) организациям, которые не имеют задолженности по платежам в бюджет либо государственные внебюджетные фонды. Гарантии (поручительства) могут выдаваться в самых различных случаях.

Например, государство может выдавать гарантии по обязательствам государственных заказчиков продукции для федеральных нужд в пределах средств, выделяемых на эти цели из бюджета. При этом в нормах ГК о поставке товаров и подрядных работах для государственных нужд (525 – 534 и 763 – 768 соответственно) прямо о непосредственном участии государства в соответствующих отношениях не сказано. Государство вполне замещается здесь юридическими лицами, выступающими в качестве государственных заказчиков. Здесь, однако, в роли заказчика выступает государственный орган, обладающий необходимыми ресурсами, а приобретаемое имущество необходимо государству как таковому, возможность непосредственного участия государства в складывающихся отношениях не исключена.

Государство может заключать соглашения о разделе продукции . Сторонами соглашения являются частный инвестор и государство - Российская Федерация в лице Правительства РФ и органа исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого расположен участок недр, предоставленный инвестору для использования. Соглашения о разделе продукции заключаются, как правило, на основании конкурсов (аукционов). Раздел продукции состоит в том, что инвестор оставляет за собой так называемую компенсационную часть произведенной продукции (которая возмещает ему стоимость понесенных затрат) и причитающуюся ему часть «прибыльной» продукции в размере, определенном соглашением. Государство же получает свою часть «прибыльной» продукции, которая делится между Российской Федерацией и соответствующим субъектом РФ. Раздел продукции заменяет взимание с инвестора большинства налогов.

Государство как участник сделок выступает при эмиссии и обращении различных ценных бумаг, в том числе и государственных ценных бумаг . Оно может быть как эмитентом, так и владельцем ценных бумаг. В соответствии с Законом РФ «О государственном внутреннем долге (стр. 193) Российской Федерации», для покрытия своих нужд в денежных средствах государство вправе выпускать различные долговые обязательства, в том числе облигации федеральных займов.

Выпуск и обращение облигаций федеральных займов регламентируются Генеральными условиями выпуска и обращения облигаций федеральных займов, утвержденными постановлением Правительства РФ № 458 от 15 мая 1995 г. Эти Генеральные условия определяют общие принципы выпуска и обращения любых облигаций федеральных займов, независимо от их конкретного вида. Однако для выпуска отдельных видов этих облигаций Министерством финансов РФ по согласованию с Центральным банком РФ должны быть утверждены специальные условия выпуска. Облигации федеральных займов представляют собой долговые обязательства Российской Федерации в форме государственных ценных бумаг, выраженных в валюте РФ. Эти облигации, как правило, являются процентными, т. е. по ним выплачивается не только номинальная стоимость облигации (сумма основного долга) или иной имущественный эквивалент, но и доход в виде процента. Эмитентом облигаций федеральных займов от имени Российской Федерации выступает Министерство финансов РФ. Центральный банк РФ выступает в качестве генерального агента по обслуживанию выпусков этих облигаций.

Государство выпустило несколько видов облигаций:

Государственные краткосрочные бескупонные облигации, выпускаемые на основании Основных условий выпуска государственных краткосрочных бескупонных облигаций, одобренных постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 8 февраля 1993 г. № 107. Эти облигации являются дисконтными (продаются со скидкой, а погашаются по номинальной стоимости), выпускаются в безбумажной форме, имеют срок обращения до 1 года;

Казначейские обязательства, выпускаемые на основании постановления Правительства РФ № 906 от 9 августа 1994 г. Хотя эмитентом в данном случае названо Министерство финансов РФ, нет никаких сомнений в том, что эмитентом является именно государство. Ведь сущность казначейских обязательств состоит в том, что они могут быть (стр.194) обменены на налоговые освобождения, т.е. приняты государством вместо денег в качестве налоговых платежей;

Государственные долговые товарные обязательства. В свое время как СССР, так и Россия занимали у населения деньги под обязательства продать те или иные дефицитные товары. Не погашенные своевременно обязательства, которые были беспроцентными (государственные целевые займы 1990 года и чеки «Урожай-90») подлежат погашению исходя из принципа полной компенсации. Ранее в ряде случаев компенсации подлежала не вся рыночная стоимость соответствующих товаров, а лишь определенная часть (см. постановление Правительства РФ от 16 апреля 1994 г. № 344 «О государственных долговых товарных обязательствах»);

Облигации Государственного сберегательного займа РФ. Эти облигации выпускаются на основании Генеральных условий выпуска и обращения этих облигаций, утвержденных постановлением Правительства РФ от 24 января 1997 г. № 73. Эмитентом этих ценных бумаг от имени Российской Федерации выступает Министерство финансов РФ. Облигации выпускаются в документарной форме и являются государственными ценными бумагами на предъявителя. Они предоставляют их владельцам право на получение в соответствии с условиями выпуска каждой серии процентного дохода, начисляемого к номинальной стоимости облигации;

Облигации российского внутреннего выигрышного займа

Облигации внутреннего государственного валютного займа, которые предназначаются для погашения внутреннего валютного долга перед предприятиями, организациями и учреждениями, независимо от форм собственности. Их номинал выражен в долларах США, проценты по ним выплачиваются посредством отрезания купонов; - облигации государственных нерыночных займов. Помимо облигаций государством выпускаются и другие ценные бумаги, например, жилищные сертификаты, выдаваемые гражданам (стр.195) РФ, лишившимся жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий. Сертификаты являются именными, не обращаемыми ценными бумагами, действуют в течение года с момента их выдачи и погашаются путем предоставления жилья в размере, указанном в самом сертификате.

В обыденном сознании превалирует суждение о том, что государство выступает как эмитент денег. Однако с точки зрения права все выглядит иначе. Эмитентом денег выступает Центральный банк РФ (Банк России) как отдельное от государства юридическое лицо. Причем государство не отвечает по обязательствам Банка России, а Банк России - по обязательствам государства, если они не приняли на себя такие обязательства или если иное не предусмотрено федеральными законами. Таким образом, государство не отвечает ни за обесценивание денег, ни за иные убытки, которые причинены юридическим и физическим лицам в связи с их участием в денежном обращении.

Эмитированные банкноты и монета обеспечиваются лишь активами Банка России (ст. 30 Закона о Центральном банке РФ). Хотя они и не могут быть объявлены недействительными (утратившими силу законного средства платежа), если не установлен достаточно продолжительный срок их обмена на банкноты и монету нового образца, принцип полного возмещения убытков, понесенных в сфере денежного обращения вследствие действий Банка России или государства, из законодательства прямо не вытекает.

Впрочем, в ряде случаев (в частности, на основании Закона РФ «О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации») государство гарантирует восстановление и обеспечение сохранности ценности денежных сбережений, созданных гражданами РФ в определенный период времени, а затем вследствие изменения экономической политики обесценившихся.

Гарантированными государством сбережениями считаются денежные средства, помещенные:

На вклады в Сберегательный банк РФ (ранее Государственные трудовые сберегательные кассы СССР, действовавшие на территории РСФСР; Российский республиканский банк Сбербанка СССР; Сбербанк РСФСР) в период до 20 июня 1991 г.; (стр. 196)

На вклады в организации государственного страхования РФ (ранее организации государственного страхования СССР, действовавшие на территории РСФСР; организации государственного страхования РСФСР) по договорным (накопительным) видам личного страхования в период до 1 января 1992 г.;

В государственные ценные бумаги (СССР и РСФСР), размещение которых производилось на территории РСФСР в период до 1 января 1992 г.

Эти гарантированные сбережения граждан являются государственным внутренним долгом РФ, обеспеченным государственной собственностью в соответствии с Конституцией РФ и всеми активами, находящимися в распоряжении Правительства РФ. Гарантируется не номинальная стоимость, а именно ценность сделанных в свое время сбережений, которая определяется покупательной способностью денежных средств на момент их вложения (по общему правилу, покупательной способностью валюты СССР в 1990 г.). Гарантированные сбережения граждан переводятся в целевые долговые обязательства РФ, являющиеся государственными ценными бумагами. Каждый рубль вложений переводится в рубль номинала целевого долгового обязательства, если вложение сделано до 1 марта 1991 г. (к вложениям, сделанным позже этой даты, применяются понижающие коэффициенты). Долговая стоимость одной единицы номинала такого обязательства определяется из соотношения текущей покупательной способности рубля и его покупательной способности в 1990 г. Целевые долговые обязательства могут быть обращены в рубли или использованы в качестве средства платежа при приватизации государственного имущества.

Государство также участвует в отношениях, регламентируемых патентным правом. В соответствии со ст. 9 Патентного закона РФ в качестве патентообладателя в интересах государства может выступать Федеральный фонд изобретений России, среди источников финансирования которого указаны, в частности, средства республиканского бюджета. Фонд может приобретать патенты на свое имя и осуществлять продажу лицензий на использование этих изобретений. Государство может выступать также в наследственных правоотношениях (стр. 197) - в роли наследника как по завещанию, так и по закону (ст. 527 и 552 ГК 1964 г.).

Государство как субъект ответственности. Всякий раз, когда государство становится участником какого-либо гражданско-правового отношения, оно может быть привлечено к ответственности за нарушение прав и охраняемых законом интересов другого участника этих отношений и наоборот . Это общее правило, касающееся гражданско-правовой ответственности. Однако говоря о государстве как субъекте ответственности нужно вести речь об ином - об особых случаях внедоговорной ответственности государства за вред, причиненный в определенных ситуациях.

Вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействий) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания акта государственного органа или органа местного самоуправления, не соответствующего закону или иному правовому акту, подлежит возмещению . Вред возмещается за счет соответственно казны РФ, казны субъекта РФ или казны муниципального образования (ст. 16 и 1069 ГК РФ). Таким образом, в законе установлено общее правило об ответственности государства за вред, причиненный его органами или должностными лицами. Такая ответственность наступает независимо от того, является ли орган государства юридическим лицом и может ли он самостоятельно нести ответственность. Естественно, государство не отвечает вместо унитарных (казенных) предприятий и учреждений, не выполняющих властных функций, и их должностных лиц, что не исключает субсидиарной ответственности государства по обязательствам указанных субъектов.

Государство отвечает перед реабилитированными жертвами допущенных им политических репрессий на основании Закона РФ «О реабилитации жертв политических репрессий» и принятых во исполнение него других нормативных актов. Эта ответственность конкретизирована в «Положении о порядке возврата гражданам незаконно конфискованного, изъятого или вышедшего иным путем из владения в связи с политическими репрессиями имущества, возмещения его стоимости или выплаты денежной компенсации», утвержденном постановлением Правительства РФ от 12 августа 1994 г. № 926. Сфера действия этого Положения, впрочем, шире простого случая ответственности государства, поскольку в нем идет речь и о возврате имущества, сохранившегося в натуре, что нельзя считать ответственностью. (стр. 198) К ответственности государства в строгом смысле слова относятся только возмещение стоимости имущества и выплата денежной компенсации. Соответствующие денежные выплаты производятся за счет средств Федерального бюджета Министерством финансов РФ в пределах установленных лимитов.

Вред (в том числе моральный), причиненный гражданину в результате незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного наложения административного взыскания в виде ареста или исправительных работ, возмещается за счет казны РФ, а в случаях, предусмотренных законом, - за счет казны субъекта РФ или муниципального образования в полном объеме независимо от вины должностных лиц соответствующих правоохранительных органов (ст. 1070 ГК). Вред, причиненный этими органами в других ситуациях, возмещается по общим правилам о деликтной ответственности.

В ряде случаев государство может принимать на себя обязанность компенсировать ущерб, понесенный теми или иными лицами, причем подобное возмещение не относится к мерам ответственности. Так, согласно ст. 306 ГК в случае принятия Российской Федерацией закона, прекращающего право собственности, причиненные собственнику убытки, в том числе стоимость его имущества, возмещаются государством.

Требования, которые вытекают из перечисленных выше случаев ответственности государства, могут быть предъявлены к Министерству финансов РФ или его органам на местах и удовлетворяются за счет средств соответствующей казны (ст. 1071 ГК РФ). Однако во всех остальных случаях ответственности государства (в особенности договорной) далеко не просто найти конкретного субъекта, который не только мог бы выступить ответчиком, но и имел бы средства, достаточные для возмещения убытков. Такая ситуация связана с избранной нашим законодательством плюралистической моделью участия государства в имущественных отношениях, при которой отсутствует универсальный ответчик по любым спорам с участием государства, что позволяет последнему в ряде случаев уходить от ответственности.

Непосредственное участие государства во внешнеторговом обороте. Общепризнанно, что власть государства распространяется только на его территорию и некоторые другие пространства в соответствии с нормами международного права. Следовательно, за пределами своей территории Государство власть обычно не осуществляет. Однако оно не теряет при этом такого своего важнейшего качества, как суверенитет. И при вступлении государства в гражданско-правовые отношения за пределами своей территории этого нельзя не учитывать. (стр. 199) Специфика участия государства во внешнеторговом обороте вытекает из того, что ему здесь приходится действовать на чужой территории (под чужой властью). Принцип равноправия государств в международных отношениях здесь пересекается с суверенитетом государства на своей территории. Результатом такого пересечения является признание за государством, участвующим во внешнеторговом обороте, иммунитета. Иммунитет государства представляет собой его суверенитет, но как бы продолженный за пределы государственной территории. Иммунитет означает невозможность распространения государственного суверенитета на иностранное государство, действующее за пределами своей территории, без его согласия.

Учение об иммунитете государства наиболее подробно развито в международном частном праве. Разли



Просмотров