Наступает международно правовая ответственность.

Каждое международно-противоправное деяние субъекта международного права влечет за собой международную ответственность. Международно-противоправное деяние может представлять собой одно или более действий или бездействий или их сочетание.

Факт наличия международно-противоправного деяния обусловливается:

  1. требованиями обязательства, которое было нарушено;
  2. рамочными условиями для такого деяния.

В международном праве, как и в любой правовой системе, противоправное деяние способно порождать различные виды правоотношений в зависимости от обстоятельств.

Основные принципы международно-правовой ответственности :

  1. каждый субъект несет ответственность за свое собственное поведение в отношении своих собственных международно-правовых обязательств;
  2. один субъект международного права может нести ответственность за международно-противоправное деяние другого субъекта (например, в том случае, если деяние было совершено под его руководством и контролем);
  3. ответственность субъекта международного права возникает в силу нарушения им международно-правового обязательства независимо от происхождения соответствующего обязательства (устанавление обычной нормой международного права, договором или общими принципами права);
  4. деяние субъекта международного права выражается в активном действии или в бездействии.

Ответственность подразумевает применение к субъектам, совершившим правонарушения, предусмотренные нормами международного права меры принуждения в установленном для этого процессуальном порядке.

Международно-правовая ответственность является разновидностью юридической ответственности. В отличие от других видов ответственности она всегда связана с принуждением, с практическим применением к правонарушителю установленных источниками международного права санкций. Юридическая ответственность сопровождается наступлением отрицательных последствий для правонарушителя в виде ограничений имущественного и неимущественного порядка.

Для возникновения и осуществления на практике юридической ответственности требуются определенные, предусмотренные нормами международного права основания и условия.

В настоящее время принцип ответственности субъекта за международные правонарушения является общепризнанным принципом, носящим императивный характер.

Виды и формы международно-правовой ответственности государств

Виды международно-правовой ответственности государств :

  1. политическая;
  2. материальная.

Политическая ответственность

Политическая ответственность, как правило, сопровождается применением принудительных мер в отношении государства-правонарушителя и сочетается с материальной ответственностью.

Формы политической ответственности :

  • реторсии;
  • репрессалии;
  • сатисфакция;
  • ресторация;
  • приостановление членства или исключение из международной организации;
  • подавление агрессора силой.

Санкции — это принудительные меры, применяемые к государству-нарушителю. Они могут быть применимы международными организациями (универсальными и региональными), например ООН, ИКАО, ОАЕ, группой государств или отдельными организациями. Объем и виды санкций зависят от степени тяжести правонарушения и нанесенного ущерба. Например, к государству-агрессору могут быть применены следующие принудительные меры: временное ограничение суверенитета; отторжение части территории; послевоенная оккупация; полная или частичная демилитаризация всей или части территории; сокращение вооруженных сил и вооружений (по видам или размерам) или запрещение иметь тот или иной вид вооруженных сил или вооружений; ограничение юрисдикции государства-агрессора по делам об ответственности главных военных преступников, виновных в совершении преступлений против мира, человечности и военных преступлений, и др.

Санкции за посягательство на международный мир и безопасность предусмотрены ст. 39, 41 и 42 Устава ООН, уставами некоторых региональных политических организаций. При этом высшей формой политической ответственности государства является лишение государственного суверенитета, когда высшую власть осуществляют представители государств-победителей. Так было в отношении Германии и Японии после подписания ими безоговорочной капитуляции.

Санкции как форма принуждения применяются только в случае совершения тяжкого международного преступления. Применение таких санкций в других случаях нельзя считать правомерным, ибо по существу санкции являются реакцией государств (международного сообщества) на умышленное совершение противоправных действий или умышленное причинение значительного ущерба. Например, в 90-х годах XX в. были введены санкции в отношении Ирака после разгрома его вооруженных сил: Ирак обязан был отвести свои войска от территории Кувейта; ему запрещалось иметь ракетное и химическое оружие; на территории Ирака международные инспекции наблюдали за ликвидацией ракетного оружия Ирака, за передвижением его войск и вооружений и т. д. Вполне понятно, что такие санкции могут вводиться и осуществляться по решению Совета Безопасности ООН в рамках ст. 41 и 42 Устава ООН, включая экономические и иные санкции, вплоть до полной экономической блокады, перерыва экономических отношений, железнодорожных, морских, воздушных, почтовых, телеграфных, радио- или других средств сообщения, а также разрыв дипломатических отношений.

Реторсиями считаются принудительные действия одного государства, направленные против другого государства, нарушившего интересы первого. Реторсия может быть только ответом одного государства на определенные недружественные действия другого государства с целью восстановления нарушенных прав.

К реторсиям относятся:

  • отзыв посла из государства, совершившего недружественный акт;
  • выдворение из страны равного числа дипломатов государства, которое ранее выслало из страны дипломатов первого государства;
  • запрещение въезда в страну или отмена визитов делегаций, в том числе главы государства, и т. д.

Репрессалии (невооруженные) - это правомерные принудительные действия одного государства против другою государства. Репрессалии применяются в ответ на неправомерные действия другого государства с целью восстановления нарушенного права. Они должны быть соразмерными причиненному ущербу и тому принуждению, которое необходимо для получения удовлетворения.

Репрессалии могут выражаться:

  • в приостановлении или разрыве дипломатических отношений;
  • введении эмбарго (запрещения) на ввоз товаров и сырья с территории государства-нарушителя и др.

Репрессалии должны быть прекращены по получении удовлетворения. Современное международное право запрещает вооруженные репрессалии как средство разрешения споров и разногласий. Однако это никоим образом не затрагивает право государства (группы государств) на индивидуальную или коллективную самооборону от агрессии в соответствии со ст. 51 Устава ООН, на обращение в Международный суд ООН или арбитраж.

Сатисфакция (удовлетворение) — это предоставление государством-нарушителем удовлетворения пострадавшему государству за ущерб, причиненный его чести и достоинству.

Сатисфакция может быть выражена в виде:

  • официального принесения извинения;
  • выражения сожаления или сочувствия;
  • заверения в том, что подобные неправомерные акции не будут иметь место в будущем;
  • оказания почестей флагу потерпевшего государства или исполнения его гимна в соответствующей торжественной обстановке и т. д.

Сатисфакция может потребоваться только в тех случаях, когда реституция или компенсация не обеспечивают полного возмещения.

Сатисфакция является средством возмещения вреда, не поддающегося финансовой оценке, который представляет собой нанесенное государству оскорбление. Такие виды вреда, как правило, носят символический характер и возникают из самого факта нарушения обязательства независимо от его материальных последствий для соответствующего государства.

Сатисфакция не должна носить карательного характера или предусматривать штрафные санкции. Сатисфакция не должна принимать формы, унизительные для ответственного государства.

Таким образом, сатисфакция преследует три цели:

  1. принесение извинений или иное признание неправомерности совершенного деяния;
  2. наказание виновных;
  3. принятие мер к предотвращению повторения нарушения.

Ресторация как форма ответственности предполагает восстановление государством-нарушителем прежнего состояния какого-либо материального объекта (например, восстановление качества и чистоты воды, загрязненной по его вине).

Особой формой политической ответственности государств является приостановление прав и привилегий, вытекающих из членства в международной организации (лишение правана представительство в главных органах, права на получение помощи и обслуживаниеи др.), и как крайняя мера исключение из международной организации. Например, за агрессию против Финляндии СССР был исключен из Лиги Наций в 1940 г.

Материальная ответственность

Материальная ответственность наступает в случае нарушения государством своих международных обязательств, связанных с причинением материального ущерба.

Формы материальной ответственности :

  1. репарация;
  2. реституция;
  3. субституции.

Репарации представляют собой возмещение материального ущерба в денежном выражении, товарами, услугами. Объем и вид репараций, как правило, применяются на основе международных договоров. Сумма репараций обычно значительно меньше объема ущерба, причиненного войной. Например, по решению Крымской конференции 1945 г. репарации с Германии составили всего 20 млрд долл., что даже несопоставимо с нанесенным Советскому Союзу ущербом в целом. Соглашение о прекращении войны и восстановлении мира во Вьетнаме от 27 января 1973 г. обязывало США лишь внести «свой вклад в залечивание ран войны и послевоенное строительство Демократической Республики Вьетнам и всего Индокитая» (ст. 21). Необходимо отметить, что правительство ФРГ (после включения в ее состав ГДР) приняло решение о выплате компенсации гражданам бывшего СССР, угнанным в Германию во время Второй мировой войны.

Реституция — это восстановление положения, которое существовало до совершения противоправного деяния. Одной из форм реституции является возврат в натуре имущества, неправомерно изъятого и вывезенного воюющим государством с территории противника. Например, в соответствии со ст. 75 Мирного договора между союзными державами и Италией от 10 февраля 1947 г. Италия обязалась вернуть «в возможно кратчайший срок имущество, вывезенное с территории любой из стран Объединенных Наций.

Объектом реституции может быть также возвращение неправомерно захваченного или неправомерно задержанного имущества в мирное время, т. е. вне связи с военными действиями, или же отмена какого-либо правового акта или их сочетания. В судебно-арбитражной практике нередко употребляется термин «юридическая реституция». Этот вид реституции требует или предполагает изменение юридической ситуации либо в рамках правовой системы ответственною государства, либо в его правовых отношениях с потерпевшим государством. Такие случаи включают в себя отзыв, отмену или изменение конституционного или законодательного положения, принятого в нарушение норм международного права, аннулирование или пересмотр административной или судебной меры, неправомерно принятой в отношении какого-либо лица или имущества иностранца. В некоторых случаях может применяться как материальная, так и юридическая реституция.

Государство, ответственное за международно-противоправное деяние, обязано компенсировать ущерб, причиненный таким деянием, поскольку такой ущерб не возмещается реституцией. Компенсация охватывает любой исчислимый в финансовом отношении ущерб, включая упущенную выгоду, насколько она установлена.

Из различных форм возмещения компенсация является наиболее распространенным видом санкций.

По сравнению с сатисфакцией роль компенсации заключается в возмещении фактических убытков, понесенных в результате международно-противоправного деяния. Компенсация, как правило, представляет собой денежную выплату. Денежная выплата должна соответствовать размеру ущерба, понесенного потерпевшим государством в результате правонарушения.
Например, в деле о судне «Сайга» Сент-Винсент и Гренадины потребовали компенсацию от Гвинеи после противоправного ареста и задержания зарегистрированного на Сент-Винсенте и Гренадинах судна «Сайга» и его команды. Международный трибунал ООН по морскому праву присудил компенсацию в размере 2 123 357 долл. США с учетом процентов. Основные категории компенсированного ущерба включали, в частности, ущерб, нанесенный судну, расходы, связанные с задержанием судна, и ущерб, понесенный в связи с задержанием капитана, членов команды и других лиц, находившихся на борту судна.

Субституция — это разновидность реституции. Она представляет собой замену неправомерно уничтоженного или поврежденного имущества, зданий, транспортных средств, художественных ценностей, личного имущества и т. п.

и мирное урегулирование международных споров

То и другое можно рассматривать в качестве институтов международного права, но мы выделяем их как особо значимые в учебных целях.

В системе международного права для обеспечения соблюдения субъектами его норм в принципе отсутствуют аппарат принуждения и правоприменительные органы по аналогии с системами внутригосударственного права. Вместе с тем ответственность за несоблюдение международного права возникает, но она имеет свои особенности.

Институт международно-правовой ответственности в основном функционирует на базе норм обычного права с учетом прецеден­тов. Кодификацией норм международно-правовой ответственнос­ти с 1956 г. занимается Комиссия международного права ООН, подготавливающая соответствующий проект статей.

Известно два вида ответственности - политическая и матери альная.

Политическая ответственность возникает в результате нару­шения субъектом нормы международного права. Правонарушение именуется деликтом. Особо опасные деликты (например, агрессия) считаются международными преступлениями. Если в результате деликта или преступления нанесен и имущественный ущерб, то возникает в дополнение к политической материальная ответствен­ность.

Материальная ответственность может возникать безотноси­тельно к правонарушению, т.е. как результат правомерной деятель­ности по использованию источников повышенной опасности (ядер­ная энергия, космическая техника и др.). Такая ответственность именуется абсолютной, или объективной, т.е. не связанной с виной причинителя ущерба. Этот вид материальной ответственности воз­никает только на основании соответствующих конвенций.

Политическая ответственность реализуется в форме сатисфак­ ции, репрессалии и санкции.

Сатисфакция - это принесение извинений, заверение в отно­шении пострадавшей стороны в недопущении повторения правона­рушения, выражение сожаления в связи со случившимся, наказа­ние конкретных виновников деликта, иные формы морального удовлетворения.

Репрессалии - это ответные насильственные действия в связи с умышленным деликтом. Репрессалии должны быть соразмерными тем действиям, которыми они вызваны. Они не должны осущест­вляться коллективно.

От репрессалий следует отличать реторсии, которые формой ответственности не являются. Реторсии - это ответные акции в связи с недружественными действиями, не составляющими право­нарушения (например, отзыв посла в ответ на недружественное политическое заявление).

Санкции - это коллективные репрессалии, которые осущест­вляются по решениям Совета Безопасности ООН в отношении го­сударств, совершивших международные преступления (агрессия, политика геноцида или апартеида и т.п.). В соответствии с Уставом ООН санкции могут осуществляться без использования вооружен­ной силы (приостановление экономических связей, разрыв дипло­матических отношений и др.) и с использованием вооруженной силы (военная демонстрация, блокада и собственно военные опера­ции от имени ООН). Принцип соразмерности репрессалий на сан­кции не распространяется; они могут носить и характер наказания. Например, государства-победители во второй мировой войне огра­ничили суверенитет побежденных агрессоров - Германии и Япо­нии, запретив им иметь свои вооруженные силы.

Материальная ответственность реализуется в форме реститу­ ции, репарации и субституции.

Реституция - это восстановление материального положения, существовавшего до правонарушения или причинения ущерба в процессе правомерной деятельности, если это предусмотрено дого­вором.

Репарация - это денежная или иная компенсация убытков потерпевшей стороне.

Субституция - это передача пострадавшей стороне предме­тов, равных по стоимости и значению тем, которые были повреж­дены или уничтожены.

На практике ответственность реализуется в виде предъявления претензии, которая обычно направляется по дипломатическим ка­налам. В претензии обосновываются факт правонарушения, нали­чие вреда или ущерба и прямая причинная связь между правонару­шением и ущербом.

Сторона-правонарушитель может доказывать, что имели место обстоятельства, которые освобождают ее от ответственности. К ним относятся: форс-мажор, или непреодолимая сила, т.е. не под­дающиеся контролю непредвиденные внешние события чрезвы­чайного характера (стихийные явления, эпидемии, эпизоотии, гражданские беспорядки и т.п., которые не позволили выполнить международное обязательство); согласие потерпевшей стороны на совершение действия, повлекшего ущерб; вина самой потерпевшей стороны.

В случае совершения государством международного преступ­ления конкретные исполнители деликтных действий (физические лица) могут нести международную уголовную ответственность. В 1946 и 1948 гг. Нюрнбергский и Токийский военные трибуналы осудили ряд нацистских и милитаристских лидеров Германии и Японии за преступления против мира и человечества. В 1998 г. в Риме состоится конференция по созданию международного уго­ловного суда для совершения правосудия в отношении лиц, со­вершивших преступления против мира и безопасности челове­чества.

Мирное урегулирование международных споров

Международный спор означает разногласие между субъектами международного права по какому-либо вопросу их взаимоотноше­ний. Выше уже говорилось о существовании принципа мирного урегулирования споров. Институт мирного урегулирования споров охватывает средства и процедуру мирного урегулирования споров.

Во многих международных договорах содержатся статьи, устанавливающие порядок разрешения споров, которые могут возни­кать в связи с применением или толкованием договора.

Основные средства мирного урегулирования споров перечисле­ны в ст. 33 Устава ООН. Ниже мы рассмотрим некоторые из них.

Переговоры - наиболее гибкое и эффективное средство, по­скольку все вопросы существа и процедуры согласовываются сами­ми спорящими. Переговоры должны вестись на равноправной основе, без ультимативных предварительных условий и давления. Разновидностью переговоров являются консультации.

Обследование - оценка фактических обстоятельств спора международной следственной комиссией, создаваемой на паритетных началах спорящими сторонами. Иногда такую комиссию возглавля­ют представители третьего государства или международной орга­низации.

Примирение (согласительная процедура) - оценка фактичес­ких обстоятельств и выработка рекомендаций по урегулированию спора. Выводы согласительной комиссии и рекомендации носят факультативный характер.

Добрые услуги - действия третьей стороны, не участвующей в споре (государство, международная организация, авторитетная личность), направленные на установление контактов между споря­щими. Оказывающий добрые услуги не является участником пере­говоров.

Посредничество - участие третьей стороны в мирном разреше­нии спора. Посредник является равноправным участником перего­воров.

Международный арбитраж - третейское разбирательство, осуществляемое третьей стороной с вынесением обязательного для спорящих решения. Передача спора в международный арбитраж осуществляется по соглашению между спорящими. Для этого может создаваться временный арбитражный орган по конкретно­му делу или постоянный арбитражный орган (например, Постоян­ная палата третейского суда в Гааге).

В ряде договоров содержатся обязательства сторон рассматри­вать свои споры в арбитраже по требованию одной из стороны (принудительный, или обязательный, арбитраж).

Судебное разбирательство - передача спора на рассмотрение международного судебного органа, решение которого, как и в слу­чае арбитража, является для спорящих сторон обязательным. Если в случае арбитража спорящие стороны назначают арбитров, а те избирают суперарбитра, то состав судебных органов от спорящих сторон в принципе не зависит.

В настоящее время основным судебным органом является Международный суд ООН, функционирующий на основе Статута, кото­рый составляет неотъемлемую часть Устава ООН. Спор передается на рассмотрение Международного суда ООН с согласия спорящих сторон. Если же спорящие стороны сделали особое заявление о признании обязательной юрисдикции Международного суда ООН, то Суд может рассмотреть спор по требованию одной из сторон в споре.

Особые механизмы для мирного урегулирования споров образованы рядом региональных организаций, в их числе Механизм ОБСЕ, Суд Европейских Сообществ, Европейский суд по правам человека, Экономический суд СНГ и др.

Международные организации и конференции

Международные организации и конференции - это формы многостороннего сотрудничества и многосторонней дипломатии. В настоящее время имеется более 300 международных межправительственных организаций. Их следует отличать от международ­ных неправительственных организаций, которые объединяют фи­зических и юридических лиц разных стран и субъектами междуна­родного права не являются.

Международные организации создаются в соответствии с международными договорами и осуществляют компетенцию в рамках своего устава.

Международные организации делятся на универсальные (открытые для участия всех государств) и региональные. Известны открытые организации, членом которых может стать любое госу­дарство по своему усмотрению, и закрытые, членом которых можно стать по решению первоначальных членов.

Ознакомиться с компетенцией, структурой органов и функция­ми международной организации можно изучая ее Устав, а с поряд­ком работы ее органов - изучая правила процедуры.

Важнейшей международной организацией современности яв­ляется Организация Объединенных Наций (ООН), созданная в 1945 г. и насчитывающая 185 членов.

Главными органами ООН являются Генеральная Ассамблея, Совет Безопасности, Экономический и социальный совет (ЭКОСОС), Совет по опеке, Международный суд и Секретариат.

В систему ООН входят так называемые специализированные учреждения ООН - Международная организация труда (МОТ), Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), ЮНЕСКО, Все­мирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС), Международная морская организация (ИМО), Всемирный почто­вый союз (ВПС), Международный союз электросвязи (МСЭ) и др.

Всего таких организаций 16. Они представляют собой самостоятельные межправительственные организации (субъекты междуна­родного права), действующие на основе своих уставов. Однако ими заключены соглашения с ЭКОСОС об их постановке в связь с ООН в качестве специализированных учреждений ООН. ООН коорди­нирует деятельность этих организаций, получает от них регулярные доклады, обеспечивает взаимное представительство на сессиях ор­ганов.

Международная межправительственная конференция - это временный коллективный орган государств, собирающийся для ре­шения определенной задачи (чаще всего для разработки и принятия многостороннего договора). Конференции (они могут именоваться конгрессами, съездами, совещаниями и т.п.) работают в соответст­вии с правилами процедуры, которые сами принимают.

Конференции могут быть универсальными (например, Всемир­ная конференция по правам человека в Вене 1993 г.) и региональны­ми (например, Совещание по безопасности и сотрудничеству в Ев­ропе, проходившее с 1973 г. вплоть до преобразования в ОБСЕ в 1994г.).

Некоторые конференции проводятся в виде серии совещаний и длятся долгие годы. Например, Конференция ООН по морскому праву длилась с 1973 по 1982 г.

Решения на конференциях и на сессиях органов международ­ных организаций принимаются голосованием или консенсусом (считаются принятыми при отсутствии возражений кого-либо из участников).

Введение

Международное право играет важную роль в укреплении стабильности и порядка в международных отношениях и создании условий для сотрудничества между государствами в решении общих проблем, содействуя тем самым поддержанию международного мира и безопасности. Однако когда одна сторона берет на себя обязательство, и по каким - либо причинам или без таковых не исполняет его, то наступает ответственность. Таким образом, международно-противоправное деяние субъекта международного права влечет за собой международную ответственность.

Ответственность- это ключевое понятие международного права и права вообще. Для поддержания порядка и обеспечения справедливого правомерного разрешения споров в международном праве существует институт ответственности.

На протяжении всей истории развития права человечество постоянно сталкивалось с проблемами, которые первоначально разрешались грубыми насильственными способами с использования силы и оружия. Развитие международного права привело в конечном итоге к тому, что появился специальный механизм, с помощью которого представлялось возможным восстанавливать справедливость без использования вооруженных методов. По мере того, как столкновение интересов между государствами стало проявиться в наибольшей степени, в международном праве начал формироваться особый институт, предназначение которого состоит в правомерном привлечении к принуждению субъекта международного права, которым был причинен вред.

Рассматриваемая тема является весьма актуальной на сегодняшний день, так как именно этот институт является средством, сдерживающим войну, хаос и восстанавливающим справедливость в международных отношениях.

Объектом курсовой работы являются международно-правовые отношения субъектов, регулируемые институтом ответственности международного права.

Предметом исследования в данной работе являются правовые нормы, регулирующие общие положения института международно-правовой ответственности.

Для достижения цели и решения поставленных задач использовался комплекс методов исследования: толкование и изучение нормативных актов, анализ нормативно-правовой документации по теме курсовой работы, специально-юридический и сравнительно-правовой методы.

Цель работы - анализ института международно-правовой ответственности с теоретической точки зрения.

В соответствии с целью работы рассмотрению подлежат следующие задачи:

) Раскрыть понятие международно-правовой ответственности;

) Определить основания возникновения международно-правовой ответственности и обстоятельства, исключающие ответственность государств;

) Раскрыть виды и формы международно-правовой ответственности;

) Изучить международно-правовую ответственность субъектов международного права.

Теоретическую основу курсовой работы составляют труды авторов, ученых: Айман Т.О., Бекяшев К.А., Броунли Я., Бирюков К.Н., Игнатенко Г.В., Колосов Ю.М., Куркин Б.А., Лукашук И.И., Мазов В.А., Устинов В.В., Ушаков Н.А., Циховина Ю.К., Черпунова Н.М., Шестаков Л.Н. и другие.

Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, каждая из которых включает в себя по три параграфа, заключения и списка использованных источников информации.

Глава 1. Теоретические аспекты института международно-правовой ответственности

.1 Понятие международно-правовой ответственности и классификация международных правонарушений

Разные правовые школы по-разному понимают институт международно-правовой ответственности. Например, немецкая правовая школа в 18 веке считала, что ответственность связана с суверенитетом государства. При этом государство выступает единственным судьей своего суверенитета, и поэтому обязанность возместить причиненный вред другому государству зависит только от воли государства. Однако, в действительности, эта теория была несправедливой, так как нарушение норм международного права нельзя оправдывать ссылкой на суверенитет государств, поэтому эта теория не получила мирового признания и была вынуждена уступить место другими теориям.

В 1880 году Гефтер А.Г. занимался разработкой международного процессуального права, выделяя мирные процедуры разрешения споров, противопоставляя им право войны. В 1909 году Казанский П.Е. рассматривал войну как вид международного процесса, но не исключал при этом мирное разрешение споров.

Существует ряд взглядов ученых на определение международной ответственности. Одни считают, что международная ответственность это специфическая обязанность нарушителя возместить причиненный им ущерб. Другие, что это комплексное образование, включающее одновременно обязанность нарушителя и реализуемые в отношении его санкции.

В международно-правовой доктрине все эти взгляды в равной степени пользуются поддержкой.

Так, например, Броунли Я. пишет, что международно-правовая ответственность - это совокупность правовых отношений, возникающих в современном международном праве в связи с правонарушением, совершенным государством либо другим субъектом международного права или связи с ущербом, причиненным одним государством другому в результате неправомерных деяний.

В современной литературе международно-правовая ответственность - это совокупность правовых отношений, возникающих в современном международном праве в связи с правонарушением, совершенным каким-либо государством или другим субъектом международного права, или в связи с ущербом, причиненным одним государством другим в результате правомерной деятельности. В одних случаях эти правоотношения могут касаться непосредственно только государства-правонарушителя и пострадавшего государства, в других - могут затрагивать права и интересы всего международного сообщества.

В науке международного права под международно-правовой ответственностью понимают отрицательные юридические последствия, наступающие для субъектов международного права в результате нарушения ими международного обязательства.

Комиссия международного права ООН определила содержание международной ответственности как «те последствия, которые то или иное международно-противоправное деяние может иметь согласно нормам международного права в различных случаях, например, последствия деяния в плане возмещения ущерба и ответных санкций».

Элементами международно-противоправного деяния, которое порождает ответственность являются:

субъективный элемент - наличие вины данного субъекта как такового (не тех или иных лиц, а именно государства в целом);

объективный элемент - нарушение субъектом своих международно-правовых обязательств.

Международные правонарушения подразделяются на международные деликты и международные преступления.

К числу международных преступлений относятся особо опасные деяния, нарушающие основополагающие принципы и нормы международного права, имеющие жизненно важное значение для международного сообщества, и потому негативно воздействующие на всю систему международных отношений. Международными преступлениями считаются акты агрессии, колониальное господство, геноцид, апартеид, систематические и массовые нарушения прав человека, исключительно серьезные военные преступления и т.п.

Существует большое количество многосторонних актов, в котором предусмотрена ответственность за международные преступления (Конвенции о предупреждении геноцида и наказании за него 1948 г., Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1965 г. и т.д.). В настоящее время Комиссия международного права разработала проект Кодекса преступлений против мира и безопасности человечества, в который вошли следующие преступления: агрессия; угроза агрессии; колониальное господство и другие формы иностранного господства; вербовка, использование, финансирование и обучение наемников; геноцид; расовая дискриминация; апартеид; систематические и массовые нарушения прав человека; исключительно серьезные военные преступления; преднамеренный и серьезный ущерб окружающей среде; международный терроризм; незаконный оборот; незаконный обороти наркотических средств.

Правонарушения, не относящиеся к категории преступлений, являются международными деликтами. Ответственность, порождаемая деликтом, носит характер двустороннего правоотношения, в силу которого нарушитель ответствен только перед потерпевшим.

В случае же международного преступления возникают универсальные правоотношения ответственности, в силу которых правонарушитель несет ответственность не только перед потерпевшим, но и перед международным сообществом в целом. Речь идет о нарушении универсальных обязательств. В таком случае каждый субъект международного права вправе требовать от правонарушителя прекращения преступных действий и ликвидации их последствий.

При определении цели ответственности выделяют в основном данные:

а) сдерживать потенциального правонарушителя;

б) побудить правонарушителя выполнить надлежащим образом свои обязанности;

в) предоставить потерпевшему компенсацию за причиненный ему материальный или моральный ущерб;

г) повлиять на будущее поведение сторон в интересах добросовестного выполнения ими своих обязательств.

Субъектами международно-правовой ответственности являются только субъекты международного публичного права. Физические и самостоятельные юридические лица не несут такой ответственности за обычные правонарушения, поскольку в этих случаях ответственность является гражданско-правовой.

Ответственность субъектов международного права связана со строгим соблюдением международного правопорядка, борьбой за сохранение и упрочение мира, обеспечением международного сотрудничества. Она выступает в качестве определенного инструмента правового регулирования международных отношений и стимулирует функционирование международного права.

Таким образом, признаки, характеризующие содержание рассматриваемого понятия, сводятся к тому, что международно-правовая ответственность:

) состоит в применении к субъекту-правонарушителю санкций международно-правовых норм;

) наступает за совершение международного правонарушения;

) направлена на обеспечение международного правопорядка;

) связана с определенными отрицательными последствиями для правонарушителя;

5)реализуется в международных правоохранительных правоотношениях, возникающих между субъектом-правонарушителем и потерпевшим субъектом, а в определенных случаях также между государством-правонарушителем и международным сообществом государств в целом.

1.2 Основания возникновения международно-правовой ответственности

Ответственность в международном праве наступает при наличии определенных оснований, закрепленных правом. Основаниями международной ответственности являются предусмотренные международно-правовыми нормами объективные и субъективные признаки. Различают юридические, фактические и процессуальные основания международно-правовой ответственности.

Юридические основания ответственности - это совокупность юридически обязательных международно-правовых актов, на основе которых определенное поведение квалифицируется как международное правонарушение. Иными словами, при международном правонарушении нарушается не сама международно-правовая норма, а обязательства субъектов соблюдать международное правило поведения. Поэтому перечень источников юридических оснований ответственности шире, чем круг источников международного права.

Юридическими основаниями ответственности являются: договор, обычай, решения международных судов и арбитражей, резолюции международных организаций (например, ст. 24 и 25 Устава ООН устанавливают юридическую обязательность для всех членов ООН решений Совета Безопасности ООН), а также односторонние международно-правовые обязательства государств, устанавливающие юридически обязательные правила поведения для данного государства (в форме деклараций, заявлений, нот, выступлений должностных лиц и т.п.).

Фактическим основанием ответственности является международное правонарушение, т.е. деяние субъекта международного права, выражающееся в действиях (бездействии) его органов или должностных лиц, нарушающее международно-правовые обязательства. Оно характеризуется следующими признаками:

противоправность поведения проявляется в нарушении международных обязательств государства в форме действия или бездействия;

вред (ущерб - международное право не делает различия) - это любое противоправное поведение, противоречащее защищаемым международным правом законным интересам государства. Ущерб бывает материальным и не материальным;

причинная связь между противоправным поведением и ущербом позволяет установить причастность государства к наступившим вредным последствиям;

вина достаточно спорный в науке международного права признак международного правонарушения. Однако, по нашему мнению, она имеет место в системе признаков международного правонарушения.

Вину, как признак международного правонарушения, необходимо понимать как оценку характера поведения государства-правонарушителя со стороны международного сообщества.

Процессуальные основания ответственности представляют собой процедуру рассмотрения дел о правонарушениях и привлечения к ответственности. В одних случаях эта процедура детально зафиксирована в международно-правовых актах, в других - ее выбор оставлен на усмотрение органов, применяющих меры ответственности.

Также существуют обстоятельства, освобождающие от ответственности. международный правовой ответственность преступление

Освобождение от ответственности - это снятие с субъекта обязанности ликвидации последствий совершенного им деликта, породившего ответственность.

К обстоятельствам, освобождающим от ответственности, традиционно относится вина самой потерпевшей стороны. Эта вина может выразиться в совершении действий с намерением вызвать наступление материального ущерба вследствие противоправного действия другого субъекта, а также в форме грубой небрежности или упущения самой потерпевшей стороны.

Например, государство получает информацию о готовящейся провокационной акции в отношении его посольства, но не сообщает об этом властям страны пребывания посольства. Ответственность государства пребывания в случае совершения такой акции в принципе возникает за нарушение обязанности обеспечить неприкосновенность посольства иностранного государства. Однако если будет доказано, что посольство знало о готовящейся акции и не сообщило об этом властям пребывания, то это поведение посольства может рассматриваться как обстоятельство, освобождающее государство пребывания от ответственности за возмещение ущерба.

К освобождающим от ответственности обстоятельствам относится форс-мажор (непреодолимая сила), то есть не поддающиеся контролю непредвиденные внешние события чрезвычайного характера: стихийные явления, эпидемии, эпизоотии, вооруженные конфликты, гражданские беспорядки и т. п. Например, если из-за неожиданно ухудшившихся метеоусловий воздушное судно нарушило границу иностранного государства, государство регистрации воздушного судна сошлется на форс-мажор как на основание для освобождения от ответственности.

Высказывается точка зрения, что к обстоятельствам, освобождающим от ответственности, следует относить состояние крайней необходимости, когда совершение тех или иных действий продиктовано угрозой жизненным интересам субъекта-делинквента.

Освобождающие от ответственности обстоятельства следует отличать от фактов и действий, которые исключают квалификацию деяния в качестве деликтного, хотя в результате этого деяния и была нарушена норма международного права. К ним относятся согласие потерпевшей стороны на совершение действия, повлекшего правонарушение, допускаемое международным правом действие в ответ на противоправное деяние самого потерпевшего субъекта (например, самооборона, репрессалии).

Комиссия международного права ООН считает целесообразным объединить обстоятельства, освобождающие от ответственности, а также факты и действия, исключающие квалификацию деяния в качестве правонарушения, в одно общее понятие - «обстоятельства, исключающие противоправность».

1.3 Виды и формы международно-правовой ответственности

Международно-правовая ответственность выражается в определенных видах и формах.

Существует два вида международно-правовой ответственности государств - политическая (нематериальная) и материальная.

Политическая ответственность, как правило, сопровождается применением принудительных мер в отношении государства-правонарушителя и сочетается с материальной ответственностью. Наиболее распространенной формой политической ответственности является реторсии, репрессалии, сатисфакция, ресторация, приостановление членства или исключение из международной организации, подавление агрессора силой, которые реализуются посредством санкций.

К государству-агрессору могут быть применены следующие меры:

временное ограничение суверенитета;

отторжение части территории;

послевоенная оккупация;

полная или частичная демилитаризация всей или части территории;

запрет иметь то или иное вооружение;

экономическая блокада;

приостановление экономических, дипломатических, транспортных и иных отношений.

Санкции за посягательство на международный мир и безопасность предусмотрены статьями 39, 41 и 42 Устава ООН, а также уставами некоторых региональных политических организации. Почти все виды вышеперечисленных санкции были применены к Германии, Италии и Японии после окончания Второй мировой войны. В 1945 года союзные державы взяли на себя функции верховной власти, осуществляли разоружение и демилитаризацию Германии, ликвидировали нацистские организации. При этом следует отметить, что санкция как форма ответственности может быть применена за наиболее тяжкие международно-правовые преступления. Например, в 90-х года 20 века были введены санкции в отношении Ирака после разгрома его вооруженных сил: Ирак был обязан отвести свои войска с территории Кувейта; ему запрещалось иметь ракетное или химическое оружие.

Реторсии - это принудительные действия одного государства, направленные против другого государства, нарушившего интересы первого с целью восстановления нарушенных прав. Например, отзыв посла из государства, совершившего недружественный акт; выдворение из страны равного числа дипломатов государства, которое ранее выслало из страны дипломатов первого государства; запрещение въезда в страну или отмена визитов делегаций и.т.д.

Например, в 1995 году Литва отозвала своего посла из Латвии в знак протеста против соглашения о разведке нефтяных месторождений, подписанного Латвией с рядом западных компаний. Однако, по мнению Литвы, территория, на которой будет производиться разведка, является спорной и намеченные работы могут нанести ущерб суверенитету и интересам этого государства.

Репрессалии - это правомерные принудительные действия одного государства против неправомерных действий другого государства с целью восстановления нарушенного права. При этом восстановление должно быть равным тому объему вреда, который был причинен. Репрессалии могут выражаться в виде разрыва дипломатических отношений, запрета на вывоз товаров и услуг с территории государства-нарушителя и др.

В 1994 году президент США подписал билль «Об ужесточении санкции против Кубы» в ответ на атаку кубинскими военными истребителями гражданских самолетов эмиграционной организации, в результате которой погибли 4 летчика. Кроме этого, были приостановленные чартерные авиарейсы между США и Кубой, введены новые барьеры для кубинских дипломатов, отказ иметь дело с иностранными компаниями, занимающимися бизнесом на Кубе. При этом репрессалии должны быть прекращены в случае получения удовлетворения от противоположной стороны. В настоящее время международное право запрещает применять вооруженные репрессалии в качестве средства разрешения споров, но, тем не менее, это не исключает на основании статьи 51 Устава ООН на самооборону от агрессии.

Сатисфакция (удовлетворение) - это предоставление государством-нарушителем удовлетворения пострадавшему государству за ущерб, причиненный его чести и достоинству. То есть принесение извинений с принятием мер к предотвращением повторения нарушения. Например, официального принесения извинения, выражения сожаления или сочувствия, заверения в том, что подобные неправомерные акции не будут иметь место в будущем и др. Сатисфакция может потребоваться только в тех случаях, когда реституция или компенсация не обеспечивают полного возмещения.

Ресторация - это восстановление государством-нарушителем прежнего состояния какого-либо материального объекта. Например, восстановление качества и чистоты воды, загрязненной по вине государства.

Особой формой политической ответственности государств является приостановление прав и привилегий, вытекающих из членства в международной организации (лишение права голоса, права на представительство в главных органах, права на получение помощи и обслуживание и др.), и как крайняя мера - исключение из международной организации. Например, за агрессию против Финляндии вопреки существовавшему международному Договору между СССР и Финляндией о ненападении СССР был исключен из Лиги Наций в 1940 г.

Материальная ответственность наступает в случае нарушения государством своих международных обязательств, связанных с причинением материального ущерба. Она может быть выражена в форме репарации, реституции и субституции.

Репарации - возмещение материально ущерба в денежном выражении, товарами, услугами. Объем и вид репараций, как правило, применяются на основе международных договоров. Сумма репарации, как правило, значительно меньше объема ущерба, причиненного войной. Например, по решению Крымской конференции 1945 года репарация с Германии составила всего 20 млрд.долларов, что даже несопоставимо с нанесенном Советскому Союзу ущербу в целом. По решению Международного суда ООН правительство США в 1996 году выплатило Ирану компенсацию в размере 131 млн. долларов за сбитый американскими войсками пассажирский самолет.

Реституция - восстановление положения, которое существовало до совершения противоправного деяния. Одной из форм реституции является возврат в натуре имущества, неправомерно изъятого и вывезенного воюющим государством с территории противника. Например, в соответствии со ст.75 Мирного договора между союзными державами и Италией от 10 февраля 1947 г. Италия обязалась вернуть «в возможно кратчайший срок имущество, вывезенное с территории любой из стран Объединенных Наций».

Компенсация - форма возмещения, при которой государство, ответственное за международно-противоправное деяние, обязано компенсировать ущерб, причиненный таким деянием, поскольку такой ущерб не возмещается реституцией. Компенсация охватывает любой исчисляемый в финансовом отношении ущерб, включая упущенную выгоду в размере, в котором она установлена.

Проценты начисляются тогда, когда это необходимо для обеспечения полноты возмещения вреда. Ставка и метод расчета процентов определяются таким образом, чтобы достичь этого результата. Проценты исчисляются с даты, когда должна была быть выплачена основная сумма, на дату выполнения платежного обязательства.

Субституция - это разновидность реституции, замена неправомерно уничтоженного или поврежденного имущества, зданий, транспортных средств, художественных ценностей, личного имущества и.т.п. другим имуществом.

Резюмируя изложенное, следует отметить, что существует два вида ответственности: материальная и нематериальная. К материальной ответственности относятся репарация, реституция, субституция и компенсация. К нематериальной ответственности относятся санкция, реторсия, репрессалия, сатисфакция, ресторация и такие особые формы ответственности, как приостановление прав и привилегий в международной организации, лишение права голоса, права представительства вплоть до исключения из международной организации.

Глава 2. Международно-правовая ответственность субъектов международного права

.1 Ответственность государств

В международном праве, регулирующем прежде всего международные взаимоотношения государств, под ответственностью государства, именуемой международной ответственностью, понимаются неблагоприятные юридические последствия для государства, совершившего международно-противоправное деяние. В свою очередь в международном праве в соответствии с общей теорией права эти неблагоприятные последствия для государства обозначаются термином «санкция », в данном случае - международно-правовая санкция.

В последние годы, начиная с 1969 г., кодификацией и прогрессивным развитием норм о международной ответственности государств занимается Комиссия международного права ООН, которая разработала часть соответствующего проекта статей, касающуюся оснований международной ответственности государств, и продолжает работать над другими частями проекта, касающимися, в частности, видов и форм международной ответственности государств. Сердцевиной всего проекта является его глава первая, озаглавленная «Общие принципы». Это основополагающего характера исходные нормы, которым должны соответствовать все остальные нормы. Их четыре:

Всякое международно-противоправное деяние государства влечет за собой международную ответственность этого государства.

Любое государство может рассматриваться как совершившее международно-противоправное деяние, влекущее за собой его международную ответственность.

Международно-противоправное деяние государства налицо в том случае, когда:

а) какое-либо поведение, заключающееся в действии или бездействии, может, согласно международному праву, присваиваться государству;

б) такое поведение представляет собой нарушение международного обязательства этого государства.

Деяние государства может быть квалифицировано международно-противоправным лишь на основании международного права. На такую квалификацию не может влиять квалификация этого же деяния согласно внутригосударственному праву как правомерного.

Международно-противоправное деяние государства налицо, когда оно нарушает свое международное обязательство. Последнее может вытекать прежде всего из нормы международного права (конвенционной или обычно-правовой), но не только. Источником международного обязательства государства может явиться также решение международного арбитража и суда, неформальное международное соглашение, о котором речь шла в предыдущей главе, акты-предписания международных организаций и органов, адресованные государствам-членам и имеющие для них при определенных условиях обязательный характер. Однако основной источник обязательств - нормы международного права. Нормы международного (и внутригосударственного) права имеют трехчастную структуру: гипотезу, обозначающую условия действия установленного правила поведения (иногда отсутствует, будучи подразумеваемой), диспозицию, излагающую это правило, и санкцию, указывающую на те неблагоприятные последствия, которые наступают для субъекта, нарушившего данное правило.

Для норм международного права, регулирующих взаимоотношения государств, характерно то, что субъективному правомочию одного государства всегда противостоит субъективное обязательство другого государства. Поэтому, устанавливая наличие международно-противоправного деяния государства, исходят из его субъективного обязательства, нарушение которого порождает субъективное право другого государства требовать исполнения того, что предусмотрено соответствующей санкцией, т. е. предъявлять международную претензию. Но оно может и не предъявить таковую, поскольку вправе распоряжаться своими правомочиями по своему усмотрению, за исключением случаев наличия международного преступления государства. В нормах об основаниях международной ответственности государств сформулированы условия выделения в числе международно-противоправных деянии государства двух их категорий: международных преступлений и правонарушений государств.

Международное преступление государства может иметь место, когда государство нарушает основные принципы и иные императивные нормы международного права. При этом прерогатива констатации наличия международного преступления государства и принятия коллективных мер-санкций в отношении этого государства принадлежит международному сообществу государств в лице ООН и в соответствии с ее Уставом.

Государство несет за свои международно-противоправные деяния международную ответственность двух видов: материальную и политическую. Формами материальной ответственности являются реституция и репарация. Политическая ответственность государства состоит, в частности, в его обязанности в соответствии с международным правом восстановить предшествующее status quo в его взаимоотношениях с потерпевшим государством, отменив все неправомерные акты, приведшие к нарушению его международных обязательств;принести извинения потерпевшему государству за содеянное;привлечь к ответственности должностных и иных лиц, подозреваемых в совершении противоправных деяний, и наказать лиц, в этом виновных, в соответствии со своим внутренним правом.

В случае совершения государством международного преступления на него могут быть наложены различные обременения, предусматривающие, в частности, его обязанность запретить и пресекать деятельность на своей территории отдельных лиц и общественных организаций, не совместимую с обязательствами государств в силу императивных норм общего международного права, ограничить определенным уровнем свои вооруженные силы, не иметь отдельных видов вооружений, осуществить меры демилитаризации части территории совершившего тяжкое международное преступление государства.

В международном праве нельзя предусмотреть все возможные случаи правонарушений и преступлений государств, установив применительно к каждому из них соответствующие меры их международной ответственности; нормы о международной ответственности государств по необходимости имеют характер общих норм, хотя в некоторых случаях формулируются и специальные нормы.

2.2 Ответственность физических лиц

В современном международном праве признается индивидуальная уголовная ответственность физических лиц за совершенные ими преступления против мира и безопасности человечества.

Ответственность физических лиц за международные преступления чаще всего наступает при условии, что их преступные деяния связаны с преступной деятельностью государства. Государства, виновные в совершении преступления, несут международную ответственность, а физические лица - уголовную ответственность. Совершение лицом преступных действий во исполнение приказа (своего правительства или начальника) не освобождает его от уголовной ответственности. Для наказания таких лиц применяется как международная, так и национальная юрисдикция.

Официальный статус лица (глава государства или правительства) не освобождает его от уголовной ответственности.

После окончания второй мировой войны для суда над главными военными преступниками были созданы два Международных военных трибунала: в Нюрнберге и Токио. Решением Совета Безопасности (1993 г.) предусмотрено создание Международного трибунала для осуждения лиц, виновных в совершении преступлений на территории бывшей Югославии после 25 июня 1991 г.

Возможность создания международных уголовных судов предусмотрена и в некоторых конвенциях, например в Конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказании за него 1948 года и Международной конвенции о пресечении преступления апартеида и наказании за него 1973 года. В вязи с разработкой проекта Кодекса преступлении против мира и безопасности человечества в Комиссии международного права ставится вопрос о создании Международного уголовного суда.

Международное право исходит из неприменения срока давности к ответственности за международные преступления.

Конвенция о неприменимости срока давности к военным преступлениям и преступлениям против человечества 1968 года указывает, что представители государственных властей и частные лица, виновные в совершении указанных преступлений и соучастии в них, несут ответственность независимо от времени совершения преступления.

Если по соответствующему соглашению не создано специального международного суда, государство, на территории которого находится преступник, обязано либо предать его суду, либо выдать другому государству, на территории которого было совершено преступление и которое явилось основной жертвой преступления.

2.3 Ответственность международных организаций

Ответственность международных организаций возникает из нарушения ими международных обязательств, вытекающих из договоров и других источников международного права. Вопрос об ответственности международных организаций получил отражение в некоторых международных договорах. Так, в договорах об исследовании и использовании космического пространства устанавливается ответственность международных организаций, осуществляющих космическую деятельность, за ущерб, причиненный этой деятельностью (Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, 1967 г.; Конвенция о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами, 1972 г.).

Ответственность международных организаций устанавливается также в конвенциях об ответственности за ядерный ущерб в тех случаях, когда международные организации выступают в качестве операторов ядерных установок или операторов ядерных судов.

Международные организации несут ответственность за несоблюдение уставных и других обязанностей своими органами и международными должностными лицами, за причинение ущерба своими действиями государствам, другим международным организациям и физическим лицам.

В случаях материальной ответственности международных организаций следует исходить из того, что их средства складываются из взносов государств-членов. В практике наметилась тенденция сочетания материальной ответственности международной организации и государств. Здесь возможны два варианта: 1) установление солидарной ответственности организации и государств-членов; 2) установление ответственности самой организации. В первом случае претензии об ответственности могут быть предъявлены как государствам-членам, так и организации. Во втором случае претензии предъявляются только организации, которая сама решает вопрос о распределении бремени ответственности между своими членами.

В Конвенции о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами, была установлена солидарная ответственность, однако при соблюдении следующих условий: а) любая претензия о компенсации за ущерб предъявляется в первую очередь международной организации, осуществляющей запуск объекта; б) если организация в течение шести месяцев не компенсировала суммы причиненного ущерба, то государство-истец может поставить вопрос об ответственности государств - членов организации.

Международные организации могут быть и субъектами международных претензий. В Консультативном заключении Международного Суда ООН от 11 апреля 1949 г. по вопросу о возмещении ущерба, понесенного на службе в ООН, указывалось, что международная организация может выступать с претензией об ответственности за причиненный ей ущерб. ООН неоднократно предъявляла иски о возмещении причиненного ей ущерба (например, иск к Израилю в 1949 г. в связи с убийством израильскими террористами посредника ООН графа Бернадота и военного наблюдателя ООН полковника Серо),

Международная организация может нести ответственность и по международному частному праву, а также по внутреннему праву государств. В этом случае ответственность международной организации зависит от признания ее правоспособности на территории государства на основании учредительного акта или соглашения с государством о ее штаб-квартире или представительстве.

Заключение

В представленной курсовой работе была исследована тема - «Институт ответственности в международном праве». При изучении выбранной темы была поставлена конкретная цель - анализ института международно-правовой ответственности с теоретической точки зрения.

В процессе изучения и исследования были решены следующие задачи:

) Раскрыто понятие международно-правовой ответственности;

) Определены основания возникновения международно-правовой ответственности и обстоятельства, исключающие ответственность государств;

) Раскрыты виды и формы международно-правовой ответственности;

) Изучена международно-правовая ответственность субъектов международного права.

По итогам проведенных исследований были сделаны определенные выводы.

Международно-правовая ответственность - обязанность субъекта международного права ликвидировать вред, причинённый им другому субъекту международного права в результате нарушения международно-правового обязательства, или обязанность возместить материальный ущерб, причиненный в результате действий, не нарушающих нормы международного права.

Международно-правовые санкции - это дозволенные международным правом и осуществляемые в особом процессуальном порядке принудительные меры, применяемые субъектами международного права для охраны международного правопорядка, когда правонарушитель отказывается прекратить правонарушение, восстановить права потерпевших и добровольно выполнить обязательства, вытекающие из его ответственности.

Существует материальная и политическая международно-правовая ответственность, каждая из которых имеет множество различных форм. Кроме того, в международном праве существует ряд обстоятельств, которые препятствуют выполнению государством своих обязательств и исключают противоправность деяния.

Проблемы международно-правовой ответственности специфичны, многогранны и довольно сложны.

Развитие и кодификация норм и принципов ответственности в международном праве требуют анализа и согласованности многих вопросов, каждый из которых должен быть рассмотрен и учтен с тем, чтобы правильно отразить те изменения, которые произошли до настоящего времени в области международного права.

Значение международно-правовой ответственности обусловлено тем фактом, что она является необходимым юридическим средством обеспечения соблюдения норм международного права, средством восстановления нарушенных международных отношений.

Развитие международного права представляет собой взаимосвязанный процесс установления и усовершенствования как правил поведения государств, так и норм и принципов, обеспечивающих их соблюдение, в том числе и правил международной ответственности. Несмотря на возрастающую необходимость нормы и принципы международно-правовой ответственности международных организаций так и не кодифицированы, хотя работа над этим ведется Комиссией международного права ООН.

Таким образом, задачей современного международного права является заполнение данного пробела в праве. Кодификация и развитие норм и принципов международно-правовой ответственности может послужить важным условием в дальнейшем развитии международного права в целом, поскольку от правильного решения вопросов кодификации норм и принципов международно-правовой ответственности зависит, какое влияние эти нормы и принципы будут оказывать на мировое сообщество.

Список использованных источников информации

Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 56/589 от 12 декабря 2001 г.«Ответственность государств за международно-противоправные деяния» (в ред. 09.03.2005) //СПС «Гарант»

Международная Конвенция «О пресечении преступления апартеида и наказания за него» от 30 ноября 1973 г. //СПС «Гарант»

Реализация международно-правовой ответственности включает в себя две составляющие: юридические последствия международно-противоправного деяния и механизмы призвания виновного субъекта к ответственности.

В международно-правовой литературе существуют довольно разноречивое понимание и применение понятийно-категориального аппарата, относящегося к институту реализации международно-правовой ответственности. В частности, довольно часто происходит смешение таких понятий, как «юридические последствия наступления международно-правовой ответственности», «формы» и «виды» такой ответственности. Между тем КМП ООН (далее - КМП) при разработке темы об ответственности как государств, так и международных организаций четко разграничила эти понятия.

К юридическим последствиям международно-противоправного деяния относятся:

а) прекращение противоправного деяния;

б) обязательство предоставить гарантии неповторения, если того требуют обстоятельства;

в) возмещение вреда, нанесенного противоправным деянием.

Данные положения отражены в ст. 30 и 31 Проекта статей об ответственности государств за международно-противоправные деяния 2001 г. (далее - ПСОГ).

Юридические последствия международно-противоправного деяния не влияют на сохраняющуюся обязанность выполнения нарушенного обязательства. Даже в том случае, если нарушившая обязательство сторона выполнит свои обязанности по прекращению противоправного поведения и по предоставлению возмещения, она продолжает быть связанной нарушенным ею обязательством. В ПСОГ положение, отражающее данный принцип, содержится в ст. 29. Вместе с тем в комментарии к данной статье указывается, что принцип, согласно которому обязательство как таковое не затрагивается нарушением, не означает, что выполнение обязательства все еще будет возможным после того, как нарушение было совершено. Это будет зависеть от характера соответствующего обязательства и нарушения. Кроме того, следует заметить, что условия прекращения или приостановления обязательства должны определяться первичными нормами, касающимися этого обязательства, т.е. нормами, которые налагают на субъекта данное обязательство.

Таким образом, после совершения международно-противоправного деяния у обоих субъектов возникает новый объем прав и обязанностей: у нарушившего норму государства появляются вторичные обязательства (обязательство прекратить противоправное деяние, обязательство предоставить гарантии неповторения и обязательство возместить ущерб), а у потерпевшего субъекта -- вторичные права (право требовать возмещения ущерба). То есть международно-противоправное деяние порождает новые правоотношения, которые являются юридическими последствиями совершения этого деяния.

Что же касается видов и форм ответственности, то данные понятия можно определить следующим образом: вид ответственности - это понятие, определяющее общее содержание последствий международного правонарушения, их юридический характер, а форма ответственности - это способ осуществления ответственности в пределах определенного вида.

Традиционно в международном праве выделяется два вида ответственности - материальная и политическая (нематериальная). Материальная ответственность -- это ответственность, которая возникает в связи с нанесением потерпевшему субъекту материального ущерба. Политическая ответственность - это ответственность, которая не связана с нанесением материального ущерба и возникает в силу самого факта нарушения нормы международного права (например, в случае нарушения неприкосновенности дипломатического представительства). То есть политическая ответственность возникает даже в случае, если международно-противоправное деяние не повлекло материального ущерба. Необходимо отметить, что два данных вида не являются взаимоисключающими, и в большинстве случаев при наступлении материальной ответственности наступает и политическая.

Помимо данных видов ответственности некоторые авторы выделяют моральную ответственность субъектов международного права (российские юристы-международники Ю.М. Колосов, И.И. Лукашук). При этом нужно подчеркнуть, что в Проекте не закреплено понятие политической ответственности или политического ущерба, там говорится лишь о возмещении материального или морального ущерба.

Обязательство возмещения ущерба регулируется положениями ст. 31 ПСОГ. В п. 2 ст. 31 ПСОГ закреплено понятие вреда для целей данного проекта, которое включает в себя любой ущерб, материальный или моральный, нанесенный противоправным деянием. При этом КМП выделяет лишь три формы возмещения ущерба: реституция, компенсация и сатисфакция.

Каждый из видов международно-правовой ответственности осуществляется (или реализуется) в определенных формах. К формам реализации материальной ответственности можно отнести реституцию, компенсацию, субституцию.

Реституция -- это восстановление первоначального положения вещей, т.е. положения, которое существовало до совершения международно-противоправного деяния. В простейшей форме реституция предполагает такие действия, как освобождение неправомерно задержанных лиц или возвращение неправомерно арестованного имущества. Таким образом, реституция подразумевает то, что ответственное государство должно ликвидировать правовые и материальные последствия своего противоправного деяния путем восстановления ситуации, которая существовала бы, если бы не было совершено такое деяние. Существует также понятие «юридическая реституция». К юридической реституции относятся, например, отзыв, отмена или изменение законодательного положения, принятого в нарушение норм международного права, аннулирование или пересмотр административной меры, неправомерной принятой в отношении какого-либо лица или имущества иностранца.

Компенсация - это финансовая форма возмещения вреда. В международно-правовой литературе возмещение вреда в денежном эквиваленте часто называют репарацией. В английском варианте Проекта КМП использовала именно термин «reparation» однако в русском переводе он все же звучит как «компенсация». В связи с этим можно утверждать, что это равнозначные термины. КМП определяет, что компенсация представляет собой форму финансового возмещения вреда, причиненного международно-противоправным деянием, насколько такой ущерб не возмещается реституцией, устанавливая, таким образом, приоритет реституции как формы возмещения вреда, т.е. две данные формы совершенно не исключают, а дополняют друг друга.

Также выделяют такую форму возмещения материального вреда, как субституцию - возмещение материальных ценностей в натуре, т.е. передача пострадавшему субъекту объектов, равнозначных по значению и стоимости, взамен утраченных.

К формам политической ответственности относят сатисфакцию, ресторацию и реторсии.

Сатисфакция - форма возмещения, при которой речь идет о возмещении ущерба, неподдающегося финансовой оценке, т.е. ущерба нематериального характера. Сатисфакция может выражаться в признании нарушения, выражении сожаления, официальном извинении, однако, она не должна быть непропорциональна нанесенному ущербу и не должна принимать формы, унизительной для ответственного государства.

Ресторация - это восстановление нарушенных прав нематериального характера в том виде, в котором они существовали до совершения правонарушения. То есть в принципе это та же реституция только в отношении нематериального ущерба.

Реторсии -- это ответные меры в связи с недружественными действиями другого государства. Иногда в международно-правовой литературе реторсии не считаются формой ответственности, так как часто предпринимаются при отсутствии факта правонарушения (например, временный отзыв своего посла в ответ на недружественные заявления в адрес своей страны).

Часто к формам политической ответственности относят репрессалии и санкции. Репрессалии -- это ответные насильственные действия со стороны потерпевшего государства. Санкции - более широкое понятие, включающее в себя любые меры, принимаемые в отношении государства, совершившего международное преступление. Некоторые советские юристы-международники (Г.И. Тункин, Д.Б. Левин, Л.А. Мождорян) включали в понятие санкций те же репрессалии и реторсии.

КМП при разработке проблемы международно-правовой ответственности сформулировала иную концепцию понятия санкции. В данном понимании ответственность, ее виды и формы отделены от санкций. Последние выступают как средства принуждения нарушителя выполнить возникшие в рамках правоотношений ответственности вторичные обязательства (обязательства, возникающие в рамках правоотношений ответственности) и никак не являются самими этими обязательствами. При этом необходимо отметить, что на завершающем этапе работы КМП над ПСОГ термин «санкции» в таком понимании был заменен на термин «контрмеры». В числе основных причин такой замены стоит необходимость разграничения между санкциями, применяемыми организациями, и мерами индивидуального государственного принуждения. В таком понимании контрмер это понятие охватывает любые односторонние меры принудительного характера, принимаемые государством (в том числе и репрессалии).

Таким образом, если юридическим последствием невыполнения первичных обязательств является право потерпевшего требовать прекращения правонарушения и возмещения ущерба, то при нарушении вторичных обязательств (т.е. обязательств прекратить противоправное деяние и возместить причиненный ущерб) юридическим последствием является право потерпевшего применить контрмеры.

Международно-правовая ответственность - обязанность субъекта международного права устранить, ликвидировать вред, причиненный им другому субъекту международного права в результате нарушения международно-правового обязательства, или обязанность возместить ущерб в результате правомерных действий, если это предусмотрено договором.

Источники: считается, что в международном праве сложился общий принцип, согласно которому международно-противоправное деяние субъекта влечет его международно-правовую ответственность. Некоторые нормы общего характера, регулирующие вопросы ответственности, закреплены в международных договорах, а также в резолюциях ООН и других международных организаций. Статьи 39, 41 и 42 Устава ООН устанавливают процедуры реализации ответственности за совершение международных преступлений против мира и безопасности. С 1972 года действует Конвенция о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами. Провозглашается международная ответственность за нарушение ряда международных договоров, среди которых особо отмечаются Международная конвенция о пресечении преступления апартеида и наказания за него 1973 года и Конвенция о предупреждении геноцида и наказания за него 1948 года.

Основания:

Юридические основания - совокупность юридически обязательных международно-правовых актов, на основе которых определенное поведение квалифицируется как международное правонарушение.

Фактическое основание есть то, за что наступает ответственность. В силу этого необходимо четко установить элементы международного правонарушения, которое и выступает в качестве фактического основания ответственности.

Политическая;

Материальная.

Формы политической ответственности: реторсии; репрессалии; сатисфакция; ресторация; приостановление членства или исключение из международной организации; подавление агрессора силой.

    Международные правонарушения, их классификация.

В международном праве выделяют два вида правонарушений: простые правонарушения (деликты) и международные правонарушения. Также выделяют в особую категорию преступления против мира и безопасности человечества. Среди тягчайших международных преступлений выделяются: военные преступления и преступления против человечности, геноцид (Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него 1948 г.), расизм и расовая дискриминация (Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1965 г.), апартеид (Международная конвенция о пресечении преступления апартеида и наказании за него 1973 г.), применение ядерного оружия (Декларация Генеральной Ассамблеи ООН о запрещении применения ядерного оружия для целей войны 1961 г.), колониализм (Декларация о предоставлении независимости колониальным странам и народам 1960 г.).

Деяния, которые не образуют состава международного преступления, называются международными деликтами.

Международное преступление – это международно-противоправное деяние, которое возникает в результате нарушения государством международного обязательства, столь основополагающего для обеспечения жизненно важных интересов международного сообщества, что его нарушение рассматривается как преступление перед международным сообществом в целом (проект статей об ответственности государств Комиссии международного права ООН).

Объектами международного преступления могут быть: всеобщий мир, международная безопасность, добрососедские отношения между государствами, право народов и наций на самоопределение, законы и обычаи войны, права и свободы человека.

В случае совершения простого правонарушения (деликта) правом на обращение в суд обладает только потерпевшее государство. При совершении международного преступления правом на обращение в суд за защитой своих нарушенных прав обладают все субъекты международного сообщества в целом.

    Обстоятельства, освобождающие от международно-правовой ответственности.

При квалификации поведения государств необходимо учитывать обстоятельства, наличие которых освобождает государства от ответственности Они могут быть двух видов - исключающие возникновение ответственности и исключающие реализацию ответственности. Первые представляют собой ситуации, при которых поведение государства, квалифицируемое в нормальных условиях как правонарушение, признается правомерным и не порождает ответственности. Вторые - это фактические ситуации, при которых порожденная правонарушением ответственность фактически не осуществляется.

Согласие, ответные меры, самооборона осуществляются самим государством и представляют волевое действие, осуществление права. В отличие от них форс-мажор, случай, бедствие, состояние необходимости - это объективные, внешние по отношению к поведению государства обстоятельства, не зависящие от его воли.

    Виды и формы ответственности.

Виды международно-правовой ответственности государств:

Политическая;

Материальная.

Формы политической ответственности:

Реторсии (правомерные принудительные действия государства в ответ на недружественный акт другого государства)

Репрессалии (правомерные принудительные меры политического и экономического характера, которые применяются одним государством в ответ на неправомерные действия другого государства);

Сатисфакция (удовлетворение нематериальных требований для возмещения вреда, причиненного прежде всего чести и достоинству потерпевшего государства, его политическим интересам);

Ресторация (один из двух видов (наряду с restitutio in integrum) реституции как формы международной ответственности, представляющий из себя восстановление нематериальных прав);

Приостановление членства или исключение из международной организации;

Подавление агрессора силой.

    Реализация международной ответственности.

Реализация ответственности - основная проблема этого института в международном праве. Именно на данном этапе определяются конкретный объем, виды, формы ответственности, обеспечивается восстановление нарушенных прав и международного правопорядка. Как и институт ответственности в целом, механизм реализации ответственности находится еще в процессе становления, нормы его не систематизированы, распределены в разных актах либо существуют в форме обычных норм.

Обобщая, вместе с тем, существующую практику, можно отметить два основных способа реализации ответственности: добровольный (согласительный) и с использованием принудительных (обязательных) средств.

Когда государство-нарушитель не соглашается добровольно нести ответственность, потерпевшее государство должно иметь возможность использовать принудительные средства осуществления ответственности. В более широком плане международное право должно располагать не только механизмом обеспечения выполнения его норм, но и механизмом обеспечения реализации ответственности за международные правонарушения.

Институт ответственности включает международно-правовые санкции (контрмеры) и процессуальный механизм урегулирования (установленный порядок защиты нарушенных прав).

    Международная уголовная ответственность физических лиц.

Физические лица (граждане государств и липа без гражданства), совершившие международные преступления, уголовные преступления международного характера и другие международные правонарушения (международные деликты), могут быть привлечены к уголовной ответственности в соответствии с действующими международными договорами, предусматривающими наказания за такие правонарушения, а также национальным законодательством государства, гражданами которого они являются или на территории которого они постоянно проживают. За совершение отдельных преступлений, например за пиратство или угон воздушного судна, физические лица могут быть привлечены к ответственности по законам государства захвативших пиратов или угонщиков воздушного судна.



Просмотров