Учение о суверенитете Ж. Бодена

Религиозные войны во Франции привели к распаду страны на воюющие между собой лагеря. С одной стороны - католики, с другой - протестанты. Междоусобицы мешали нормальной жизни общества. С критикой такого положения и обоснованием абсолютизма выступил в XVI ст. Жан Боден (1530-1596), юрист по образованию.

Жан Боден родился седьмым ребенком в большой семье в городе Анже. Рос и приобретал знания в монастыре, занимался метафизикой, которая на то время была "царица средневекового знания", но у Бодена это сформировало негативное отношение к ней. Завершил образование в университетах Парижа, Анже, Тулузы. Образование для таких людей - это единственный путь к власти, получить возможность участвовать в судьбе отечества.

Когда Жан учился в Париже, у него сформировалось негативное отношение к католической церкви, после изучения трактатов немецких протестантов, французских гугенотов, Кальвина. Для Бодена авторитет Ветхого Завета выше чем Нового Завета. Наступил период, когда он отказывается от законов жизни монаха, оправдывая свой поступок тем, что был "пострижен", когда ничего не сознавал и был недееспособным.

Право Жан учился в Тулузском университете, который принадлежал до лучших учебных заведений Франции, где обучалось четыре тысячи студентов. Все они были опорой короля Франции. После окончания университета в Тулузе, преподает римское право.

Жан Боден становится великим юристом французского Возрождения, и любовь к Родине приводит его на путь служения королю. Во Франции более 30 лет велись междоусобные религиозные войны. Кровопролитие, особенно в Варфоломеевскую ночь, резня гугенотов католиками в 1572 г. привела страну к упадку. Поэтому самые верные и патриотически настроенные силы стали объединяться вокруг короля Франции, кроме того, они также устали от религиозных войн. Жан Боден чудом остался жив во время Варфоломеевской ночи, убегая через окно своего дома. События во Франции XVI века, которую раздирали религиозные, политические, экономические и правовые противоречия, тысячи убитых людей, вызвали у Бодена большое желание мира, спокойствия, согласия в обществе. Он мечтал о справедливом государстве, где будут существовать правовые гарантии свободы, развития личности. Человек должен быть спокойна за себя, за свое будущее, за свою семью, должны быть защищены ее личные права.

Авторитет Бодена как юриста был огромный. Когда он работал прокурором в Нормандии, то провел около 400 судебных дел, даже против дворянства и представителей высшей знати. В 1571 г. Жан Боден возглавляет партию политиков, которая считала, что главная задача государства - установить порядок, право и мир, а не господствующее положение той или иной веры. То, что он так выступил против религии, вызвало при дворе у многих непонимание, а то и подозрения. Чем больше Боден становился популярным во Франции, тем больше терял поддержку короля. Он вынужден был отойти от политики. Переехал в город Лан, женился на вдове, а после смерти ее брата унаследовал должность королевского прокурора. Умер Жан Боден от чумы во время эпидемии. Так закончилась жизнь великого юриста во времена смуты во Франции и Европе.

Жан Боден написал сочинение "Шесть книг о государстве" в 1576 г. Латыни для всей Европы книга была издана в 1584 г. Основные политико-правовые идеи этой работы следующие: 1. Ж. Боден выступал против феодальной децентрализации. 2. Призвал прекратить религиозный фанатизм. 3. Самая основная и главная идея заключалась в том, что Же. Боден первый в истории политико-правовой мысли сформулировал и обосновал понятие суверенитета как существенного признака государства. Суверенитет - это абсолютная и постоянная власть государства... Абсолютная, не связанная никакими законами власть над гражданами и подданными.

Власти государства - постоянная и абсолютная. Это высшая и независимая власть как внутри страны, так и в отношениях с зарубежными государствами. Выше носителя суверенной власти только Бог и законы природы. Суверенитет Же. Боден понимал как независимость государства от Папы Римского, от церкви, от другого государства.

Суверенитет как верховная власть дает права: 1. Издавать и отменять законы. 2. Объявлять войну и заключать мир. 3. Назначать высших должностных лиц. 4. Осуществлять верховный суд. 5. Миловать. 6. Чеканить монету. 7. Устанавливать эталоны меры и веса. 8. Взимать налоги.

Государство Боден определял как правовое управление многими семьями и тем, что в них есть общее, на основе суверенной власти. Государство - это правовое управление согласно со справедливостью и законами природы. Правом оно отличается от шайки разбойников или пиратов, с которыми нельзя заключать союзов. Государство - совокупность семей, а не отдельных лиц. Семья - основа и средоточие государства. В семье Же. Боден различает три вида властных отношений: 1. Супружеские. 2. Родительские. 3. Барские.

Рабство Же. Боден не признавал и был против его существования. Он также выступал против различных форм государства, как правильных так и неправильных, и даже смешанных. Надо исходить из того, поучал Боден, кому принадлежит суверенитет, реальная власть: одному, немногим, большинству.

К демократии Же. Боден относился отрицательно, потому что при демократии много законов, а общее дело в наследственные. Лучшая форма государства - монархия. Монарх, как Бог, без помех правит подданными. Власть передается наследнику, и она существует тысячу лет. Много кто советует, но решает один.

Жан Боден выступил в защиту частной собственности, потому что она связана с законами природы. Природный закон запрещает брать чужое, а имущественное равенство - гибель для государства.

По способу осуществления власти Же. Боден делит все государства на три вида: 1. Законны. 2. Вотчинные. 3. Тиранические. В законных подданные повинуются законам, а сам руководитель только законам природы. В вотчинных - силой, оружием руководитель захватил имущество людей и правит как отец в семье. В тиранических - руководитель презирает естественные законы, распоряжается свободными людьми как рабами, а их собственностью как своей.

В наше время учение Жана Бодена достаточно актуален. Во-первых: Суверенитет присущ только государству, как неотъемлемое качество верховной власти в стране. Во-вторых: Суверенитет - неограниченный, он или есть, или его нет, его нельзя ограничить. В-третьих: Суверенитет неделим.

Теория государственного суверенитета Жана Бодена - краеугольный камень классического государственного права - является и фундаментом классических теорий международных отношений, так как в ней обоснована сущность политического поведения государства как субъекта международных отношений. Профессор юриспруденции в Тулуэском университете, парижский адвокат, а затем королевский прокурор в Лионе, Жан Боден изложил свою теорию в "Шести книгах о республике" (1576), понимая под термином "республика" государство вообще.
Подход Ж. Бодена к осмыслению феномена государства, разумеется, навеян историческим контекстом. Франция, раздираемая в XVI в. гражданскими и религиозными войнами между католиками и гугенотами, разоренная грабежами солдатских банд и набегами дворян, переживала полнейшую разруху. Герцоги, принцы и высшие вельможи вели себя как государи, не считаясь с Парижем. Римский папа, иностранные правители тянули страну в свою сторону. Спасением Франции даже ценой жестокого правления могло стать только усиление королевской власти до абсолютизма. Жан Боден пришел к выводу о необходимости верховной общенациональной власти, воплощаемой в государственном суверенитете.
Жан Боден установил, что "суверенитет есть постоянная и абсолютная власть государства". Он впервые сформулировал доктрину суверенитета как сущности и признака государственной власти, означавшую, что отсутствие суверенитета исключает существование государства. Ж. Боден указал также на два непременных признака суверенитета: постоянство государственной власти, не ограниченной во времени, и ее абсолютный характер, не сдерживаемый какими-либо условиями. Содержание этих принципов, разумеется, носило преходящий характер, обусловленный эпохой. Тем не менее, положение Ж. Бодена о неограниченности суверенитета во времени легло в основу современного толкования международным правом принципа непрерывности государства при смене правительств и политических режимов.
Положение об абсолютизме юридически выражалось в принципе верховенства государственной власти, над которой нет никакой другой власти внутри государства и вне его пределов. Ж. Боден уточнял, что "все государи на земле подчинены законам бога и природы и многим человеческим законам, общим всем народам"" . Хотя такая оговорка свидетельствовала о том, что Ж. Боден рассматривал неизбежный вопрос о соотношении абсолютизма и международного права, он рассматривал его в пользу суверенного государства с отсутствием разделения власти и предпочтительно монархической формой правления. Некоторые французские юристы высказывают другое мнение. "В целом для Бодена суверенитет был основным принципом внутреннего права, предназначенного привести в порядок политическое сообщество. Он никоим образом не означал, что государство ставилось выше любого закона"" , - пишет, например, французский юрист-международник Д. Kappa.

«Подобно тому, как корабль, если у него нет киля, носа, кормы и верхней палубы, представляет собой лишь груду дерева, не имеющую формы корабля, так и государство, лишенное суверенного могущества, объединяющего всех граждан и все части оного, все хозяйства и все коллегии в единое целое, не является более государством», - писал Жан Боден. Понятие суверенитета, сформулированное Боденом в его знаменитом труде Шесть книг о республике (1576), стало основой теории государства Нового времени. Власть, суверенитет для мыслителя - не просто атрибут государя, но сама субстанция, само определение государства. И если политическая теория Макиавелли развивается прежде всего в плане факта, то концепция Бодена переносит нас в план легитимности и представляет собой теоретическую систему категорий и понятий, сконцентрированных вокруг понятия суверенитета. Эта система от Гоббса к Руссо, от Локка к Монтескьё будет впредь развиваться и совершенствоваться.

Боден определяет государство (республику) как прямое управление множеством хозяйств и всем, что они имеют общего, при помощи суверенной власти. Данное определение означает следующее: -

во-первых, государство существует только там и тогда, где и когда в качестве его принципа выступает суверенитет. Например, группа разбойников, ведомая предводителем, не является государством. Государство, или республика, существует только там и тогда, где и когда существует юридический порядок (т.е. право управлять); -

во-вторых, суверенитет власти выступает в качестве определения государства или республики. Понятие суверенитета - это принцип государства, задающий форму и структуру его политике. Иными словами, суверенитет является не просто характеристикой власти государя, но самой основой государства.

Таким образом, для существования государства, в котором один закон применим равным образом ко всем, необходимо, чтобы эта политическая форма, характеризующаяся разделением на правителя и управляемых, установилась, сохранялась и поддерживалась. Государство, т.е. форма суверенитета, есть политическая система подчинения множества субъектов единству принципа - личности государя.

Что же такое суверенитет по Бодену? Это «способность повелевать и понуждать таким образом, что тот, кто повелевает и понуждает не является объектом повеления и понуждения со стороны кого бы то ни было». Суверенитет - основа государственной целостности, он связывает все части государства, «все хозяйства, корпорации или коллегии» в единое целое, придавая особую форму государства всем политическим и социальным элементам (Шесть книг о республике, I). Боден выделяет следующие основные черты государственного суверенитета: -

суверенитет постоянен, т.е. он существует во всех без исключения формах правления, сменяющих друг друга, и независимо от них; -

суверенитет абсолютен, ибо суверен никому не подчиняется, он свободен от всех повелений, кроме тех, что исходят непосредственно от него самого; -

суверенитет неделим: правитель либо обладает суверенитетом целиком и нераздельно, либо не обладает им вовсе. В противном случае мы получаем, по мнению Бодена, беспорядок и хаос смешанного правления.

Каково же содержание этого понятия? Каковы признаки суверенной власти? По Бодену, главным средством правления выступает закон, поэтому и первейшим признаком суверенной власти является способность издавать законы. Остальные признаки тесно связаны с первым и обусловлены им: это право объявлять войну и заключать мир, назначать высших государственных сановников, вершить суд в последней инстанции, чеканить деньги и взимать налоги.

С боденовским определением суверенитета и его сущности тесно связана и классификация форм правления. Поскольку суверенитет неделим, то все смешанные формы правления абсурдны.

Подобно хозяйству, в котором попеременно командует то муж, то жена, смешанные формы государственного правления недолговечны. Всякое разделение суверенитета ведет к конфликтам, борьбе, в которой рано или поздно сильнейший одержит победу и завладеет суверенитетом. Отвергает мыслитель и аристотелевскую идею «испорченных» форм правления: в классификации речь должна идти о сущности, а не о качестве режима, которое не изменяет природы вещей. Степень чистоты или испорченности режима не является достаточным основанием для наделения его новым именем. Боден считает, что он впервые раскрыл основное правило, являющееся секретом всей политики: он полагал, что существует различие между государством и правлением, между формой государства, определяемой количеством людей, в чьих руках сосредоточен суверенитет, и тем способом, каким суверенитет осуществляется в каждой из этих форм. Таким образом, если существует всего три формы правления, определяемые тем, кому принадлежит право издавать законы и принимать решения (монархия, аристократия, демократия), если, далее, исключена четвертая, смешанная форма правления, то совсем иначе обстоит дело со способом отправления суверенитета: здесь, напротив, не только возможно, но и предпочтительно смешение различных способов или видов власти, призванное умерить власть и ограничить суверенитет. И вот уже Боден разворачивает перед нами детальную картину возможных комбинаций и сочетаний форм правления и способов отправления власти. Так, например, народное государство может быть с народным правлением (эгалитарный режим, при котором все граждане принимают равное участие как в правлении, так и в распределении благ), с аристократическим правлением (фактически правит небольшое число граждан, например Римская республика и ее Сенат) и с королевским правлением (принципат, основу которого составляет большинство народа при фактическом правлении одного человека - цезарианская демократия). Аналогичным образом и аристократия, и монархия могут быть с народным, аристократическим или монархическим правлением.

Какая же из всех этих разнообразных форм представляется Бодену наилучшей? Вне всякого сомнения, таковой является наследственная королевская монархия, которая одна только и способна создать прочный фундамент для осуществления суверенитета, а он, в свою очередь, способен обрести подлинную точку опоры только в одном правителе. Монархия наиболее естественная и наилучшим образом соответствует целям и задачам государства. Конечно, и монархия несовершенна, и она обладает недостатками разного рода, самый серьезный среди которых - чрезмерное личное влияние одного человека, обращенное к тому же не во благо государства, а на удовлетворение своекорыстных интересов. Но как бы то ни было, негативные моменты монархии несоизмеримы с тем злом, которое несут в себе аристократия и демократия. Королевская монархия представляет собой гармоничное правление, при котором король равным образом заботится о всех своих подданных - дворянстве и крестьянах, бедных и богатых.

Жан Боден считал себя новым Аристотелем, создателем «Политики», углубленной, развитой и исправленной в соответствии с требованиями своего времени. Новая политическая наука, по его мнению, свободная одновременно от макиавеллиевского радикального эмпиризма и идеалистического утопизма Мора, должна следовать божественному закону и закону естественному, широко опираться на исторические факты и давать полную и цельную картину всех политико-правовых знаний. Быть может, чрезмерность претензий мыслителя и способна вызвать улыбку, но его Шесть книг о республике - это море фактов, идей, цитат, комментариев - остаются политико-юридической Суммой своего века, своеобразным политическим компендиумом целой эпохи.

«Подобно тому, как корабль, если у него нет киля, носа, кормы и верхней палубы, представляет собой лишь груду дерева, не имеющую формы корабля, так и государство, лишенное суверенного могущества, объединяющего всех граждан и все части оного, все хозяйства и все коллегии в единое целое, не является более государством», – писал Жан Боден. Понятие суверенитета, сформулированное Боденом в его знаменитом труде Шесть книг о республике (1576), стало основой теории государства Нового времени. Власть, суверенитет для мыслителя – не просто атрибут государя, но сама субстанция, само определение государства. И если политическая теория Макиавелли развивается прежде всего в плане факта, то концепция Бодена переносит нас в план легитимности и представляет собой теоретическую систему категорий и понятий, сконцентрированных вокруг понятия суверенитета. Эта система от Гоббса к Руссо, от Локка к Монтескьё будет впредь развиваться и совершенствоваться.

Боден определяет государство (республику) как прямое управление множеством хозяйств и всем, что они имеют общего, при помощи суверенной власти. Данное определение означает следующее:

– во-первых, государство существует только там и тогда, где и когда в качестве его принципа выступает суверенитет. Например, группа разбойников, ведомая предводителем, не является государством. Государство, или республика, существует только там и тогда, где и когда существует юридический порядок (т.е. право управлять);

– во-вторых, суверенитет власти выступает в качестве определения государства или республики. Понятие суверенитета – это принцип государства, задающий форму и структуру его политике. Иными словами, суверенитет является не просто характеристикой власти государя, но самой основой государства.

Таким образом, для существования государства, в котором один закон применим равным образом ко всем, необходимо, чтобы эта политическая форма, характеризующаяся разделением на правителя и управляемых, установилась, сохранялась и поддерживалась. Государство, т.е. форма суверенитета, есть политическая система подчинения множества субъектов единству принципа – личности государя.

Что же такое суверенитет по Бодену? Это «способность повелевать и понуждать таким образом, что тот, кто повелевает и понуждает не является объектом повеления и понуждения со стороны кого бы то ни было». Суверенитет – основа государственной целостности, он связывает все части государства, «все хозяйства, корпорации или коллегии» в единое целое, придавая особую форму государства всем политическим и социальным элементам (Шесть книг о республике , I) . Боден выделяет следующие основные черты государственного суверенитета:



– суверенитет постоянен, т.е. он существует во всех без исключения формах правления, сменяющих друг друга, и независимо от них;

– суверенитет абсолютен, ибо суверен никому не подчиняется, он свободен от всех повелений, кроме тех, что исходят непосредственно от него самого;

– суверенитет неделим: правитель либо обладает суверенитетом целиком и нераздельно, либо не обладает им вовсе. В противном случае мы получаем, по мнению Бодена, беспорядок и хаос смешанного правления.

Каково же содержание этого понятия? Каковы признаки суверенной власти? По Бодену, главным средством правления выступает закон, поэтому и первейшим признаком суверенной власти является способность издавать законы. Остальные признаки тесно связаны с первым и обусловлены им: это право объявлять войну и заключать мир, назначать высших государственных сановников, вершить суд в последней инстанции, чеканить деньги и взимать налоги.

С боденовским определением суверенитета и его сущности тесно связана и классификация форм правления. Поскольку суверенитет неделим, то все смешанные формы правления абсурдны. Подобно хозяйству, в котором попеременно командует то муж, то жена, смешанные формы государственного правления недолговечны. Всякое разделение суверенитета ведет к конфликтам, борьбе, в которой рано или поздно сильнейший одержит победу и завладеет суверенитетом. Отвергает мыслитель и аристотелевскую идею «испорченных» форм правления: в классификации речь должна идти о сущности, а не о качестве режима, которое не изменяет природы вещей. Степень чистоты или испорченности режима не является достаточным основанием для наделения его новым именем. Боден считает, что он впервые раскрыл основное правило, являющееся секретом всей политики: он полагал, что существует различие между государством и правлением, между формой государства, определяемой количеством людей, в чьих руках сосредоточен суверенитет, и тем способом, каким суверенитет осуществляется в каждой из этих форм. Таким образом, если существует всего три формы правления, определяемые тем, кому принадлежит право издавать законы и принимать решения (монархия, аристократия, демократия), если, далее, исключена четвертая, смешанная форма правления, то совсем иначе обстоит дело со способом отправления суверенитета: здесь, напротив, не только возможно, но и предпочтительно смешение различных способов или видов власти, призванное умерить власть и ограничить суверенитет. И вот уже Боден разворачивает перед нами детальную картину возможных комбинаций и сочетаний форм правления и способов отправления власти. Так, например, народное государство может быть с народным правлением (эгалитарный режим, при котором все граждане принимают равное участие как в правлении, так и в распределении благ), с аристократическим правлением (фактически правит небольшое число граждан, например Римская республика и ее Сенат) и с королевским правлением (принципат, основу которого составляет большинство народа при фактическом правлении одного человека – цезарианская демократия). Аналогичным образом и аристократия, и монархия могут быть с народным, аристократическим или монархическим правлением.

Какая же из всех этих разнообразных форм представляется Бодену наилучшей? Вне всякого сомнения, таковой является наследственная королевская монархия, которая одна только и способна создать прочный фундамент для осуществления суверенитета, а он, в свою очередь, способен обрести подлинную точку опоры только в одном правителе. Монархия наиболее естественная и наилучшим образом соответствует целям и задачам государства. Конечно, и монархия несовершенна, и она обладает недостатками разного рода, самый серьезный среди которых – чрезмерное личное влияние одного человека, обращенное к тому же не во благо государства, а на удовлетворение своекорыстных интересов. Но как бы то ни было, негативные моменты монархии несоизмеримы с тем злом, которое несут в себе аристократия и демократия. Королевская монархия представляет собой гармоничное правление, при котором король равным образом заботится о всех своих подданных – дворянстве и крестьянах, бедных и богатых.

Жан Боден считал себя новым Аристотелем, создателем «Политики», углубленной, развитой и исправленной в соответствии с требованиями своего времени. Новая политическая наука, по его мнению, свободная одновременно от макиавеллиевского радикального эмпиризма и идеалистического утопизма Мора, должна следовать божественному закону и закону естественному, широко опираться на исторические факты и давать полную и цельную картину всех политико-правовых знаний. Быть может, чрезмерность претензий мыслителя и способна вызвать улыбку, но его Шесть книг о республике – это море фактов, идей, цитат, комментариев – остаются политико-юридической Суммой своего века, своеобразным политическим компендиумом целой эпохи.


Очерк четвертый

Со второй половины XVI в. во Франции разгорелись религи­озные войны между католиками и гугенотами. Остановить рели­гиозный и политический хаос могло лишь "сильное" государство. Именно такой точки зрения придерживался правовед Жан Боден (1530-1596), разрабатывая теорию государственного суверенитета.

Боден закончил факультет права Тулузского университета и некоторое время преподавал в нем римское право. Затем стал зани­маться адвокатской практикой в Париже. С 1575 по 1580 г. - судья. В 1576 г. являлся депутатом третьего сословия в Генеральных шта­тах в Блуа. С 1587 г. - королевский прокурор в Лане (эту долж­ность Боден получил по наследству от брата своей жены). Умер от чумы. Еще в молодости Боден сознательно выбрал путь практику­ющего юриста. Он считал, что таким образом можно послужить людям, и в то же время лучше самому понять право: "Тот, кто думает, что познал право вне юридической практики, в действи­тельности глубоко ошибается - и уподобляется тому, кто, истязаясь гимнастикой и физическими упражнениями, мнит себя равным воину, познавшему пыл сражения и утомление военной битвой". Сочетая научные занятия с практической деятельностью, Боден создал ряд произведений, которые принесли ему европейскую из­вестность: "Метод легкого познания истории" (1566 г., публикация в Париже на латыни) и "Шесть книг о республике" (1576 г., публика­ция на французском языке, затем - на латыни; в течение трех лет работа выдержала 7 изданий).

Мировоззрение Бодена складывалось под сильным влиянием античного наследия. В духе Нового времени Боден строил свое уче­ние на основе историзма и рационализма. В контексте такого миро­воззрения он и создал свое учение о государстве и праве.

Боден уделяет пристальное внимание институту государства (для обозначения понятия "государство" он использует латинский термин "res publica" и его французский аналог "une Republique"). После Бога, по мнению Бодена,

именно государство представляет для людей огромную ценность. Поэтому он в своих работах воздает "благодарность государству, которому, после бессмертного Бога, мы обязаны всем".

Боден осмысливает государство иначе, чем его предшественни­ки (Аристотель, Полибий, Цицерон и др.) и современники (Макиа­велли, Мор и др.). Аристотель и Цицерон ничего не говорят о вер­ховной власти, без которой, по мнению Бодена, невозможно пред­ставить себе государство. Боден оспаривает исключительное значе­ние такого признака государства, как "согласие в вопросах права", на котором настаивал Цицерон. Боден полагает: "Глупо утверж­дать, что империя турок, которая включала народы, проживающие вместе, но не подчиненные общей системе единого закона, не была государством, пока народы удерживались в одном государстве при помощи силы и власти".

Боден воспринимает Государство Как "правовое управление се­мьями и тем, что у них общее суверенной властью". Государство понимается как правовое управление - это позволяет Бодену от­личать государство от шайки разбойников, что отмечали еще Цице­рон и Аврелий Августин. Основным элементом государства для Бодена является семья: "Государство не может существовать без семьи как город без домов или как дом без фундамента". Внутри семьи Боден вслед за Аристотелем различает три вида социальной власти: родительскую, супружескую, господскую. Ослабление вла­сти главы семьи, по Бодену, приводит к деградации государства. Но важнейшим элементом государства выступает суверенная власть, под которой Боден понимает постоянную, абсолютную и неделимую власть государства: "Суверенитет - есть абсолютная и постоянная власть государства...".

Именно Бодену принадлежит научное первенство в создании теории государственного суверенитета.

Суверенная власть государства, с точки зрения Бодена, - это всегда Постоянная Власть, которая отличается от временной влас­ти, подобной власти диктаторов Древнего Рима.

Суверенная власть государства - это всегда Абсолютная Власть, - власть, не ограниченная никакими условиями, носитель же этой власти может ее передать другому лицу как собственник. Боден допускает лишь Три ограничения абсолютной власти: Су­верен в своей деятельности связан законами Бога, законами есте­ственными и законами человеческими, общими для всех народов. Законами Бога и естественными законами людям предписана част­ная собственность, поэтому суверен не может произвольно облагать налогами граждан без согласия Генеральных Штатов. Ибо, считает Боден, никто не имеет права без согласия владельца брать чужую собственность. Одним из первых мыслителей Боден критически оценил утопийское государство Т. Мора: государство, основанное на отрицании частной собственности, "было бы прямо противоположно законам Бога и природы".

Суверенная власть государства - это власть Единая, т. е. неде­лимая. Она не может принадлежать одновременно монарху, арис­тократии и народу, ее нельзя разделить на трети. Боден - против­ник теории смешанной формы государства, которой в разное время придерживались Полибий, Цицерон, Мор, Макиавелли. Боден оп­ределил компетенцию суверенной власти государства через комп­лекс исключительных, только ей присущих прерогатив: право из­давать, отменять и обнародовать законы гражданам без их согла­сия - это основная прерогатива суверенной власти; право войны и мира; право назначать должностных лиц и определять для них служебные обязанности; правосудие в последней инстанции для всех должностных лиц и граждан; право помилования в тех случа­ях, "когда сам закон не предоставляет возможности для помилова­ния и смягчения наказания"; чеканка монет; определение мер и весов; взимание налогов и податей.

Боден обстоятельно исследует проблему форм государства. Вслед за Аристотелем Боден осмысливает проблему обусловленности форм правления государства различными факторами (климатом, почвой и др.).

Боден скептически относится к различению Аристотелем форм государства на правильные и неправильные. Боден выделяет три формы государства: демократию, аристократию и монархию, в за­висимости от принадлежности власти тому или иному суверену. В демократии - все или большая часть граждан обладают суве­ренной властью над всеми. В аристократии - меньшая часть граж­дан обладает суверенной властью над всеми. Аристократия для Бодена не есть правление "лучших" в понимании Аристотеля. Бо-ден считает, что коррупция "может появиться в любом государстве, где нобили или богатые люди сосредоточили в своих руках политическую власть, не располагая ни уважением окружающих, ни лич­ной добродетелью, ни соответствующим образованием". В монар­хии - суверенная власть всегда принадлежит одному лицу, будь это король или тиран. Боден критикует Аристотеля, считавшего, что тиран - это правитель, действующий вопреки желаниям наро­да. Но тогда, возражает Боден, "сам Моисей, наиболее мудрый и справедливый правитель, может быть заклеймен как величайший тиран, потому что он приказывал и запрещал своему народу почти все, действуя против его воли".

Боден не только различает формы правления государства, но и оценивает эффективность каждой из них для обеспечения обще­ственного порядка. Демократию он оценивает отрицательно, ибо "народ - это зверь многоголовый и лишенный рассудка, он с тру­дом делает что-либо хорошее. Доверять ему решение политических дел - это все равно, что спрашивать совета у безумного". Недоста­ток аристократии - неустойчивость, которая обусловлена коллеги­альным способом принятия решений. Общим недостатком демокра­тии и аристократии является то, что "в демократическом или ари­стократическом государстве голоса подсчитываются, но не взвеши­ваются на весах добродетели".

Для Бодена лучшей формой государства для преодоления поли­тического и религиозного кризиса является монархия, поскольку она прямо отвечает природе суверенной власти, ее единству и Не­делимости. Он приводит много доводов в пользу монархии, исполь­зуя рассуждения по аналогии. Боден повсюду находит торжество единовластного начала: Бога, Солнца, отца и др. Боден - сторонник наследственной, а не выборной монархии, потому что выборная монархия предполагает междуцарствие, а государство в это время "подобно короблю без капитана, мечется по волнам мятежей, и часто тонет". Боден считает, что идеальной формой государства для Франции XVI в. является королевская монархия - государ­ство, в котором подданные, пользуясь личной свободой и собствен­ностью, подчиняются законам монарха, а монарх - законам божес­ким и естественным. Боден писал, что монархия может превратить­ся в тиранию, если монарх начинает нарушать естественные зако­ны, рассматривая собственность своих граждан как свою собствен­ную и относясь к гражданам, как к рабам. Боден признает право народа на убийство тирана, если тот захватил власть насилием. Но он не признает такое право, если монарх, занимая свой пост на основе действующего закона о престолонаследии, ведет себя как тиран. Боден уповает только на Божественный суд: "Считается не­законным для частного лица не только попытка убить своего закон­ного государя, но даже и восставать против него без особого и не­двусмысленного повеления Господа".

Боден занимался поиском факторов, определяющих стабиль­ность формы государства. Боден считал, что стабильность формы государства подрывают: крайне неравномерное распределение бо­гатства (поэтому необходимы законы против ростовщичества и за­коны о наследовании имущества) и отсутствие свободы вероиспове­дания (поэтому необходимы законы, допускающие веротерпимость). В противовес Аристотелю Боден критически оценивал институт рабства, выступая за его постепенную отмену.

Боден придерживался концепции Универсального права, Кото­рое нельзя вывести, изучая законодательство только одного госу­дарства, будь то даже римское государство. Напротив, необходимо провести сравнительный анализ законодательств древних народов (персов, евреев, греков, египтян, римлян и др.) и дополнить его знанием современных правовых систем (французской, турецкой и др.). Боден обосновывает свою точку зрения ссылкой на Платона: "Пусть бы они почитали Платона, который полагал, что другого способа утвердить закон или наладить государственное управление не существует, мудрый человек соберет вместе законы всех или наиболее известных государств и, сравнив, из них выделит лучшую форму". Однако Боден признает и специфику законов в зависимо­сти от формы государства: "Законы необходимы и при монархии, и при народных формах правления, и при аристократических (зако­ны являются столь же разнообразными, как и формы правления)".

Боден различает законы и в зависимости от их творца. Он выде­ляет: законы, установленные Богом; законы, установленные приро­дой; законы, установленные суверенной властью; законы, установ­ленные народами; законы, установленные общим соглашением, в котором берет начало суверенная власть (для монархии - это за­кон престолонаследия, подобный Салическому Закону (Lex Salica)).

Основная научная заслуга Бодена - это теория государствен­ного суверенитета. Эта теория сформировалась в эпоху становле­ния европейских абсолютных монархий. Теория государственного суверенитета оказалась очень продуктивной: некоторые известные мыслители стали ее приверженцами, другие - противниками. В XVII в. понимание Боденом суверенитета как Абсолютной Власти государства было воспринято английским философом Т. Гоббсом.

Созданная Боденом теория государственного суверенитета до сих пор остается важным компонентом современной науки о госу­дарстве и руководством для принятия политических решений.



Просмотров