Экологическое право краткий курс лекций. Экологическое право - курс лекций

Лекция 12: ОСНОВЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРАВА

Право - единая система общеобязательных правил (норм), которые установлены или санкционированы государством. Со­блюдение норм права обеспечивается государством в принуди­тельном порядке.

Экологическое право - это отрасль права, которая регу­лирует общественные отношения в сфере взаимодействия об­щества и природы. Экологическое право является важным ин­струментом, используемым государством в интересах сохра­нения и рационального использования окружающей природной среды. В связи с резким обострением экологических проблем на современном этапе развития общества роль экологического права и в целом административно-правового направления по­стоянно растет.

Источники экологического права

Источниками экологического права являются следующие правовые документы:

1) Конституция;

2) законы и кодексы в области охраны природы;

3) Указы и распоряжения Президен­та по вопросам экологии и природопользования; правительст­венные природоохранные акты;

4) нормативные акты мини­стерств и ведомств;

5) нормативные решения органов местного самоуправления.

Систему экологического законодательства возглавляет Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (с изм. и доп. от 22 августа, 29 декабря 2004 г., 9 мая, 31 декабря 2005 г., 18 декабря 2006 г., 5 февраля 2007 г.)

В вопросах охраны природной среды нормы других законов не должны противоре­чить Конституции России и данному законодательному акту.

В этом главном Федеральном законе отражены следующие вопросы в области охраны окружающей среды:

Общие положения (гл. I);

Основы управления в области охраны окружающей сре­ды (гл. II);

Права и обязанности граждан, общественных и иных не­коммерческих организаций (гл. Ш);

Экономическое регулирование (гл. IV);

Нормирование (гл. V);

Оценка воздействий на окружающую среду и экологичес­кая экспертиза (гл. VI);

Требования в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности (гл. VII);

Зоны экологического бедствия, зоны чрезвычайных си­туаций (гл. VIII);

Природные объекты, находящиеся под особой охраной (гл. IX);

Государственный мониторинг окружающей среды (гл. X);

Контроль в области охраны окружающей среды (эколо­гический контроль) (гл. XI);

Научные исследования (гл. XII);

Должностные лица органов государственного экологическо­го контроля имеют широкие полномочия. В частности, соглас­но Закону РФ «Об охране окружающей среды» (2002), они име­ют право:

Принимать решения об ограничении, приостановлении и пре­кращении деятельности экологически вредных объектов;

Налагать административный штраф в установленном разме­ре за нарушение природоохранительного законодательства;

Предъявлять иски о возмещении вреда, причиненного при­родной среде, и направлять материалы для привлечения ви­новных к уголовной ответственности;

Выдавать разрешения на природопользование, устанавливать нормативы выбросов, сбросов вредных веществ, назначать государственную экологическую экспертизу.

Помимо государственного в нашей стране действует еще про­изводственный и общественный контроль . В первом случае, речь идет о своеобразном контроле предприятия за своей деятельно­стью в области природопользования, во втором - о контроле выполнения требований законодательства об охране окружаю­щей природной среды со стороны профсоюзов, общественных объединений, трудовых коллективов и отдельных граждан.

Каждый гражданин нашей страны имеет право на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей при­родной среды; в свою очередь, он обязан сохранять природу и окружающую среду, принимать участие в ее охране.

Наиболее массовыми добровольными организациями до не­давнего времени были общества охраны природы, охотников и рыболовов, дружины по охране природы и т. д. В их задачу входило содействие государственным органам в проведении ме­роприятий по охране природы, привлечение широких масс на­селения для участия в природоохранных мероприятиях и т. д. Авторитет этих обществ среди населения из-за формализма в работе, низкой эффективности в послед­нее время заметно снизился.

В середине 80-х гг., в связи с возросшей социально-поли­тической активностью населения, во многих регионах страны начали формироваться массовые общественные экологические организации (союзы, объединения, ассоциации, фонды и т. д). Среди них - Социально-экологический союз, ассоциация «Эко­логия и мир», Центр экологической политики России, Эколо­гический фонд, Общественный комитет спасения Волги, Фонд защиты Байкала и др.

Еще раньше в Западной Европе (ФРГ, Дания и др.) возник­ло движение «зеленых». Оно выступает за сохранение среды жиз­ни, против ядерной угрозы, за чистоту атмосферы, вод и т. д. К целям и задачам движения «зеленых» наиболее близки Россий­ское экологическое движение и Экологический фонд России.

Юридическая ответственность за экологические правонарушения

Юридическая ответственность за экологические право­нарушения является одной из форм государственного принуж­дения; ее задача - обеспечить реализацию экологических ин­тересов в принудительном порядке. Наиболее успешно эта за­дача решается в тех субъектах Российской Федерации, которые имеют в своем составе межрайонные природоохранные проку­ратуры. Наличие специализированного прокурорского надзо­ра в сфере экологии позволяет выявлять во много раз больше экологических правонарушений, чем в районах, где таких про­куратур нет.

Экологические правонарушения различны по своему соста­ву, но всегда складываются в сфере природы: будь то загрязне­ние природной среды, незаконная порубка леса или нарушение законодательства о континентальном шельфе. Наибольшее чис­ло экономических правонарушений связано с охраной и исполь­зованием животного мира (охота и рыболовство) и с охраной атмосферного воздуха.

Общий критерий всех экологических нарушений - причи­нение вреда окружающей природной среде. В тех случаях, ко­гда вред наносят не природной среде, а среде обитания челове­ка, например, сверх нормативов загрязняют воздух в произ­водственных помещениях, говорят о санитарных правонаруше­ниях .

Экологические правонарушения, не относящиеся к катего­рии общественно опасных, именуют экологическими проступ­ками . Если же они представляют общественную опасность, посягают на экологическую безопасность общества, причиняют ощутимый вред окружающей природной среде и здоровью че­ловека, их относят к категории экологических преступлений .

Согласно Закону РФ «Об охране окружающей среды» (2002) различают следующие виды ответственности за экологические правонарушения :

дисциплинарную,

административную,

уголов­ную,

материальную.

Дисциплинарные наказания (предупреждение, выговор, строгий выговор, понижение в должности и в окладе, уволь­нение с работы) налагаются на должностные лица, рабочих и служащих руководителем предприятия, организации, учреж­дения за невыполнение ими своих производственных обязан­ностей, связанных с правовой охраной окружающей природ­ной среды.

При этом следует учитывать два важных момента:

1) дис­циплинарная ответственность может наступить лишь за нару­шение экологических правил, исполнение которых входило в круг должностных обязанностей нарушителя. Так, например, нельзя привлекать к ответственности водителя за выпуск в экс­плуатацию автомобиля, у которого содержание загрязняющих веществ превышало установленные нормы, поскольку испол­нительный контроль за этот выпуск не входит в число води­тельских обязанностей;

2) недопустимо наказывать в дисцип­линарном порядке лиц, которые нарушают экологические пра­вила во внерабочее время.

К административной ответственности могут быть привле­чены организации, предприятия, должностные лица, отдель­ные граждане. Административная ответственность устанав­ливается за противоправное действие или бездействие, нару­шающее законодательство об охране окружающей природной среды. К их числу относятся порча, повреждение, уничтоже­ние природных объектов, несоблюдение экологических требо­ваний при захоронении вредных веществ и т. д.

Наиболее распространенная мера административного взы­скания - денежный штраф, кроме того, применяются преду­преждения, общественное порицание, изъятие орудий и средств совершения правонарушения, конфискация незаконно добытой продукции и т. д.

За экологические правонарушения, которые отличаются наи­высшей степенью общественной опасности и тяжелыми послед­ствиями, предусмотрена уголовная ответственность (лише­ние свободы, конфискация имущества, крупный денежный штраф и т. п.). Применение мер этого вида ответственности за экологические преступления определяется Уголовным кодек­сом. Единственным основанием назначения уголовного нака­зания является приговор суда.

К тяжелым экологическим преступлениям относится, на­пример, умышленное уничтожение или повреждение лесных массивов путем поджога. Менее тяжкими преступлениями счи­таются загрязнение водоемов и атмосферного воздуха, неза­конная порубка леса, незаконная охота и некоторые другие.

Все предприятия и граждане, причинившие вред окружаю­щей природной среде, здоровью и имуществу других граждан и народному хозяйству, обязаны возместить его в полном объ­еме. Должностные лица, по вине которых предприятие понес­ло расходы по возмещению вреда, несут материальную ответственность.

Экологическая экспертиза

Правовой механизм управления природопользрванием и ох­раной окружающей природной среды включает в себя и такую важную форму предупредительного экологического контроля, как экспертизу. Различают государственную, общественную и иные виды экологических экспертиз.

Под государственной экологической экспертизой понима­ют предварительную проверку представленных материалов спе­циальной комиссией, назначаемой Госкомэкологии России. За­дача экспертной комиссии - оценить соответствие намечаемой хозяйственной и иной деятельности требованиям экологической безопасности.

Объектами государственной экологической экспертизы яв­ляются любые проектные и предпроектные документы, новая техника и технология, продукция, сырье и материалы, вещест­ва, а также проекты стандартов и нормативов.

Федеральным законом от 23 ноября 1995 г. N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" (с изм. и доп. от 15 апреля 1998 г., 22 августа, 21, 29 декабря 2004 г., 31 декабря 2005 г., 4, 18 декабря 2006 г.) установлены следующие принципы государственной экологи­ческой экспертизы: обязательность ее проведения, научная обос­нованность выводов, независимость и вневедомственность - широкая гласность, привлечение общественности, а главное, презумпция потенциальной экологической опасности любой на­мечаемой хозяйственной и иной деятельности.

Государственная экологическая экспертиза, как правило, предшествует принятию хозяйственного решения. Это позволя­ет еще на стадии планирования и проектирования выявить допу­щенные ошибки, оценить их последствия и дать рекомендации по их устранению. Финансирование работ по всем проектам и программам открывается только при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы.

Кроме государственной существуют и другие виды экспер­тиз - общественная, научная и др., которые проводятся обыч­но на добровольной основе и носят рекомендательный или ин­формационный характер.

Правовой основой экологической экспертизы служит Фе­деральный закон «Об экологической экспертизе» (1995), а так­же постановления, указы и другие природоохранные акты. Нор­мативной базой являются стандарты, нормы, правила и т. д., обобщенные в специальных справочниках для экспертов.

Об эффективности государственной экологической экспер­тизы свидетельствует тот факт, что только в 1997 г. из 55 тыс. рассмотренных материалов отклонено и отправлено на дора­ботку около 15 тыс. (Государственный доклад..., 1997).

Экологическая экспертиза становится одной из важных функций государственной экологической политики. Сейчас уже невозможно представить превентивное правовое регулирование хозяйственной деятельности без экологической экспертизы, на­целенной на снижение экологического риска при принятии ре­шений. Еще более глубоким и объемным вариантом проведе­ния экологической экспертизы в последние годы служит -оцен­ка воздействия на окружающую среду (ОВОС). Здесь учитыва­ется уже и трансграничный перенос загрязняющих веществ, ин­формации, энергии и др.

Экологическое воспитание и образование

Воспитание и образование молодежи - приоритетное направление развития любого общества вне зависимости от по­литического устройства и экономических формаций. Назрев­ший еще на пороге третьего тысячелетия глобальный экологи­ческий кризис современной технологической цивилизации вынуждает человечество создать систему непрерывного эколо­гического воспитания и образования, результатом которых яв­лялось бы формирование экологического мышления - способ­ности оценивать результаты своей деятельности с точки зре­ния воздействия на Природу. При этом должно оцениваться не только каждое непосредственное (сиюминутное) воздействие, но и их отдаленные последствия, сказывающиеся на последую­щих поколениях. В наши дни образование в целом и экологическое образование в ча­стности не только эффективный, но и наиболее дешевый способ предотвращения экологической катастрофы, пе­рехода к устойчивому развитию.

Экологическая нравственность и экологическая этика бу­дущих поколений формируются сегодня. Только с детских лет может быть воспитано понимание, что все живое на планете самоценно и эта ценность не зависит от полезности для челове­ка. Человек - пусть и выдающийся, но по значимости для биосферы не подавляющий вид.

Экологическое образование молодежи должно начинаться в семье, продолжаться в детских учреждениях (детских садах и т. п.), школах и вузах. Красивые игрушки и книжки по эко­логии, личный пример родителей, экологические мультфиль­мы, предмет «Экология» в школе, экологические лицеи, сту­денческие экологические конференции и симпозиумы, нако­нец, обязательный предмет «Экология» в высшем учебном заведении, - вот звенья цепочки, формирующие экологиче­ски ответственного человека. В вузах должны подготавливать­ся экологи-педагоги, специалисты, занимающиеся различны­ми разделами этой науки.

Об особой роли и значении экологического воспитания, об­разования, а также научных исследований в нашей стране сви­детельствуют разделы XII и XIII Федерального закона от 10.01.02 № 7-ФЗ «Об охране ОС», где, в частности, отдельной статьей (ст. 73) оговаривается необходимость экологической подготовки «руководителей организаций и специалистов, от­ветственных за принятие решений при осуществлении хозяй­ственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду».

В соответствии с современной Экологической доктриной РФ экологическое воспитание, образование и просвещение признаны одним из средств реализации государственной эко­логической политики нашей страны.

В настоящее время происходит формирование и экологи­ческой культуры, которая, по определению Н. Ф. Реймерса, является составной частью развития общемировой культуры, характеризуемой острым, глубоким и всеобщим осознанием насущной важности экологических проблем в жизни и буду­щем развитии человечества. Экологическая культура - это в какой-то степени возврат Человека к единству с Природой.

Древнейшие религии мира основаны на обожествлении природных явлений и признании всего живого равным себе - «...участь сынов человеческих и участь животных - участь одна; как те умирают, так умирают и эти, и одно дыхание у всех, и нет у человека преимущества перед скотом...» [Книга Екклесиаста. Гл. 3, стих 19. Ветхий Завет].

Современная экологическая культура, конечно, не может слепо основываться на вере, составляющей важнейший момент (элемент) религии. Она базируется на приоритетном научном изучении закономерностей взаимодействия Человека и Природы.

Руководствуясь современными знаниями о науке и техни­ке, экокультура должна способствовать гармоничному сущест­вованию антропогенных и природных экосистем.

А. А. Потапова
Конспект лекций
[битая ссылка] [email protected]

Информация о книге

УДК 349.6(075.8)

ББК 67.407я73

Потапова А. А.

Данное учебное пособие содержит информацию о понятии экологического права, системе источников и принципов, общей характеристике экологических проблем, видах экологических правонарушений и юридической ответственности, обобщенную на основе анализа действующей в Российской Федерации нормативно-правовой базы в области экологии.

Издание подготовлено по состоянию законодательства на ноябрь 2010 г.

Для студентов учреждений среднего профессионального образования, обучающихся по специальностям юридического профиля.

УДК 349.6(075.8)

ББК 67.407я73

© Α. Α. Потапова, 2014

© ООО «Проспект», 2014

1. Общая характеристика экологических проблем в мире

Современный экологический кризис ставит под угрозу возможность устойчивого развития человеческой цивилизации. Дальнейшая деградация природных систем ведет к дестабилизации биосферы, утрате ее целостности и способности поддерживать качества окружающей среды, необходимые для жизни. Преодоление кризиса возможно только на основе формирования нового типа взаимоотношений человека и природы, исключающих возможность разрушения и деградации природной среды.

К числу основных факторов деградации природной среды на мировом уровне относятся:

Рост потребления природных ресурсов при сокращении их запасов;

Увеличение численности населения планеты при сокращении территорий, пригодных для проживания людей;

Деградация основных компонентов биосферы, включая сокращение биологического разнообразия, связанное с этим снижение способности природы к саморегуляции, и, как следствие, – невозможность существования человеческой цивилизации;

Возможные изменения климата и истощение озонового слоя Земли;

Возрастание экологического ущерба от стихийных бедствий и техногенных катастроф;

Недостаточный для перехода к устойчивому развитию человеческой цивилизации уровень координации действий мирового сообщества в области решения экологических проблем и регулирования процессов глобализации;

Продолжающиеся военные конфликты и террористическая деятельность.

К числу основных факторов деградации природной среды РФ относятся :

Преобладание ресурсодобывающих и ресурсоемких секторов в структуре экономики, что приводит к быстрому истощению природных ресурсов и деградации природной среды;

Низкая эффективность механизмов природопользования и охраны окружающей среды, включая отсутствие рентных платежей за пользование природными ресурсами;

Резкое ослабление управленческих и, прежде всего, контрольных функций государства в области природопользования и охраны окружающей среды;

Высокая доля теневой экономики в использовании природных ресурсов;

Низкий технологический и организационный уровень экономики, высокая степень изношенности основных фондов;

Последствия экономического кризиса и невысокий уровень жизни населения;

Низкий уровень экологического сознания и экологической культуры населения страны.

Стратегической целью государственной политики в области экологии является сохранение природных систем, поддержание их целостности и жизнеобеспечивающих функций для устойчивого развития общества, повышения качества жизни, улучшения здоровья населения и демографической ситуации, обеспечения экологической безопасности страны. Для этого необходимо:

Сохранение и восстановление природных систем, их биологического разнообразия и способности к саморегуляции как необходимого условия существования человеческого общества;

Обеспечение рационального природопользования и равноправного доступа к природным ресурсам ныне живущих и будущих поколений людей;

Обеспечение благоприятного состояния окружающей среды как необходимого условия улучшения качества жизни и здоровья населения.

В целях развития международного сотрудничества по сохранению, защите и восстановлению экосистемы Земли предусматриваются следующие основные направления деятельности:

Сохранение биоразнообразия;

Охрана озонового слоя;

Предотвращение антропогенного изменения климата;

Охрана лесов и лесовосстановление;

Развитие и совершенствование системы особо охраняемых природных территорий;

Обеспечение безопасного уничтожения химического и ядерного оружия;

Решение межгосударственных экологических проблем (трансграничное загрязнение, проблемы Балтийского, Каспийского, Черного и Аральского морей, Арктического региона);

Восстановление экосистемы и видового состава гидробионтов Азовского моря;

Решение проблем Мирового океана.

2. Понятие экологического права как отрасли российского права. Предмет, система и принципы экологического права

Экологическое право – самостоятельная отрасль российского права, регулирующая общественные отношения в сфере природопользования и охраны окружающей среды.

Предметом экологического права являются экологические правоотношения. Экологическое правоотношение – это общественное отношение, возникающее в связи с реализацией субъектами экологического права своих прав и обязанностей в сфере природопользования и охраны окружающей среды.

Окружающая среда – совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов. Природная среда (природа) – совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов. Компоненты природной среды – земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле.

Охрана окружающей среды – деятельность органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий (природоохранная деятельность).

Объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются:

Земли, недра, почвы;

Поверхностные и подземные воды;

Леса и иная растительность, животные, другие организмы и их генетический фонд;

Атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство.

В первоочередном порядке охране подлежат естественные экологические системы, природные ландшафты и природные комплексы, не подвергшиеся антропогенному воздействию.

Экологическое право подразделяется на Общую и Особенную части. Общая часть включает в себя такие правовые институты, как право собственности на природные ресурсы, право природопользования, экологическая экспертиза, экологическая безопасность, экологические права граждан, ответственность за экологические правонарушения и др. К Особенной части относятся подотрасли, регулирующие правоотношения, возникающие в процессе использования и охраны отдельных видов природных объектов, например, земельное, лесное, водное право.

Основные принципы экологического права:

Соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду;

Обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека;

Научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды;

Охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности;

Ответственность органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях;

Платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде;

Независимость контроля в области охраны окружающей среды;

Презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности;

Обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности;

Обязательность проведения в соответствии с законодательством РФ проверки проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, на соответствие требованиям технических регламентов в области охраны окружающей среды, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан;

Учет природных и социально-экономических особенностей территорий при планировании и осуществлении хозяйственной и иной деятельности;

Приоритет сохранения естественных экологических систем, природных ландшафтов и природных комплексов;

Допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду, исходя из требований в области охраны окружающей среды;

Обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, которого можно достигнуть на основе использования наилучших существующих технологий с учетом экономических и социальных факторов;

Обязательность участия в деятельности по охране окружающей среды органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц;

Сохранение биологического разнообразия;

Обеспечение интегрированного и индивидуального подходов к установлению требований в области охраны окружающей среды к субъектам хозяйственной и иной деятельности, осуществляющим такую деятельность или планирующим осуществление такой деятельности;

Запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды;

Соблюдение права каждого на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды, а также участие граждан в принятии решений, касающихся их прав на благоприятную окружающую среду, в соответствии с законодательством;

Ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды;

Организация и развитие системы экологического образования, воспитание и формирование экологической культуры;

Участие граждан, общественных и иных некоммерческих объединений в решении задач охраны окружающей среды;

Международное сотрудничество РФ в области охраны окружающей среды.

3. Понятие права природопользования

Право природопользования – это правовой институт, входящий в систему экологического права и регулирующий правоотношения, возникающие в результате использования природных ресурсов.

Использование природных ресурсов – эксплуатация природных ресурсов, вовлечение их в хозяйственный оборот, в том числе все виды воздействия на них в процессе хозяйственной и иной деятельности. Природные ресурсы – компоненты природной среды, природные объекты и природно-антропогенные объекты, которые используются или могут быть использованы при осуществлении хозяйственной и иной деятельности в качестве источников энергии, продуктов производства и предметов потребления и имеют потребительскую ценность.

Принципы природопользования:

Платность использования природных ресурсов;

Рациональность использования природных ресурсов;

Устойчивость, т. е. неистощительное использование возобновляемых и рациональное использование невозобновляемых природных ресурсов;

Использование природных ресурсов способами, не наносящими вреда окружающей среде и здоровью человека;

Приоритет охраны природных ресурсов перед их использованием;

Целевое использование природных ресурсов.

Основными задачами в сфере устойчивого природопользования являются неистощительное использование возобновляемых и рациональное использование невозобновляемых природных ресурсов. Для этого необходимы:

Внедрение комплексного природопользования, его ориентация на цели устойчивого развития РФ, включая экологически обоснованные методы использования земельных, водных, лесных, минеральных и других ресурсов;

Сокращение в структуре национальной экономики доли предприятий, эксплуатирующих природные ресурсы; развитие наукоемких, природосберегающих, высокотехнологичных производств;

Сохранение разнообразия используемых биологических ресурсов, их внутренней структуры и способности к саморегуляции и самовоспроизводству;

Максимально полное использование извлеченных полезных ископаемых и добытых биологических ресурсов, минимизация отходов при их добыче и переработке;

Минимизация ущерба, наносимого природной среде при разведке и добыче полезных ископаемых; рекультивация земель, нарушенных в результате разработки месторождений полезных ископаемых;

Внедрение систем обустройства сельскохозяйственных земель и ведения сельского хозяйства, адаптированных к природным ландшафтам, развитие экологически чистых сельскохозяйственных технологий, сохранение и восстановление естественного плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения;

Поддержание традиционной экологически сбалансированной хозяйственной деятельности;

Предотвращение и пресечение всех видов нелегального использования природных ресурсов, в том числе браконьерства, и их незаконного оборота.

Например, Водный кодекс РФ устанавливает следующие права и обязанности:

Собственники водных объектов, водопользователи при использовании водных объектов имеют право:

✓ самостоятельно осуществлять использование водных объектов;

✓ осуществлять строительство гидротехнических и иных сооружений на водных объектах;

✓пользоваться иными правами;

Собственники водных объектов, водопользователи при использовании водных объектов обязаны:

✓не допускать нарушение прав других собственников водных объектов, водопользователей, а также причинение вреда окружающей среде;

✓информировать уполномоченные исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления об авариях и иных чрезвычайных ситуациях на водных объектах;

✓своевременно осуществлять мероприятия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на водных объектах;

✓вести в установленном порядке учет объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества, регулярные наблюдения за водными объектами и их водоохранными зонами, а также бесплатно и в установленные сроки представлять результаты такого учета и таких регулярных наблюдений в уполномоченный Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти;

✓выполнять иные обязанности.

4. Источники экологического права

Источники экологического права – это нормативные правовые акты, содержащие нормы экологического права.

К источникам экологического права относятся:

Конституция РФ;

Федеральные законы;

Указы Президента РФ;

Постановления Правительства РФ;

Международные договоры, межгосударственные соглашения.

Законодательство в области экологического права основывается на Конституции РФ и состоит из федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов РФ, законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ. Отношения, возникающие в области охраны и рационального использования природных ресурсов, их сохранения и восстановления, регулируются международными договорами РФ, земельным, водным, лесным законодательством, законодательством о недрах, животном мире, иным законодательством в области охраны окружающей среды и природопользования.

Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ. Законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции РФ.

Конституция РФ в ряде своих статей закрепляет основополагающие положения и принципы экологического права.

Конституция РФ устанавливает, что Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в РФ как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.

В ст. 42 Конституции РФ закреплено, что каждый гражданин РФ имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Конституция РФ устанавливает предметы исключительного ведения РФ и субъектов РФ. В ведении РФ находятся: установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития РФ. В совместном ведении РФ и субъектов РФ находятся: вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами; разграничение государственной собственности; природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры; административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды.

По значимости из всех федеральных законов можно выделить Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Закон об охране окружающей среды), который определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

Федеральный закон «Об охране окружающей среды» регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории РФ, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне РФ. Федеральный закон действует на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне РФ в соответствии с нормами международного права и федеральными законами и направлен на обеспечение сохранения морской среды.

Федеральный закон «Об охране окружающей среды» состоит из шестнадцати глав: Общие положения; Основы управления в области охраны окружающей среды; Права и обязанности граждан, общественных и иных некоммерческих объединений в области охраны окружающей среды; Экономическое регулирование в области охраны окружающей среды; Нормирование в области охраны окружающей среды; Оценка воздействия на окружающую среду и экологическая экспертиза; Требования в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности; Зоны экологического бедствия, зоны чрезвычайных ситуаций; Природные объекты, находящиеся под особой охраной; Государственный мониторинг окружающей среды; Контроль в области охраны окружающей среды; Научные исследования в области охраны окружающей среды; Основы формирования экологической культуры; Ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды; Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды; Заключительные положения.

Нормы экологического права содержатся в Земельном кодексе РФ от 25.10.2001 № З6-ФЗ (регулирует земельные отношения – отношения по использованию и охране земель в РФ, как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории), Лесном кодексе РФ от 04.12.2006 № 201-ФЗ (регулирует лесные отношения), Водном кодексе РФ от 04.12.2006 № 74-ФЗ (регулирует водные отношения), а также в Гражданском кодексе РФ, Уголовном кодексе РФ, Бюджетном кодексе РФ, Налоговом кодексе РФ, Трудовом кодексе РФ и др.

Поскольку в системе источников экологического права нет единого систематизированного законодательного акта, федеральные законы РФ занимают особое место в правовом регулировании экологических правоотношений. Например, Федеральные законы: «О животном мире», «О недрах», «Об охране атмосферного воздуха», «Об особо охраняемых природных территориях», «Об экологической экспертизе», «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами», «Об использовании атомной энергии», «О континентальном шельфе Российской Федерации», «Об отходах производства и потребления», «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации», «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации», «Об охране озера Байкал», «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах», «О радиационной безопасности населения», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «Об информации, информационных технологиях и защите информации» и др.

Источниками экологического права также являются указы Президента РФ, например Указ Президента РФ от 04.02.1994 № 236 «О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития»; постановления Правительства РФ, например постановление Правительства РФ от 30.07.2004 № 401 «О Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору», постановление Правительства РФ от 02.03.2000 № 182 «О порядке установления и пересмотра экологических и гигиенических нормативов качества атмосферного воздуха, предельно допустимых уровней физических воздействий на атмосферный воздух и государственной регистрации вредных (загрязняющих) веществ и потенциально опасных веществ»; подзаконные нормативные акты федеральных органов исполнительной власти, акты органов исполнительной власти субъектов РФ.

Конституция РФ устанавливает, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы (Конвенция о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении (заключена в Париже 13.01.1993), Рамочная конвенция Организации Объединенных Наций об изменении климата (заключена в Нью-Йорке 09.05.1992), Конвенция об охране подводного культурного наследия (принята в Париже 02.11.2001 на 31-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО), Объединенная конвенция о безопасности обращения с отработавшим топливом и о безопасности обращения с радиоактивными отходами (принята в Вене 05.09.1997 на Дипломатической конференции Международного агентства по атомной энергии)). Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Международные договоры РФ в области охраны окружающей среды, не требующие для применения издания внутригосударственных актов, применяются к отношениям, возникающим при осуществлении деятельности в области охраны окружающей среды, непосредственно. В иных случаях, наряду с международным договором РФ в области охраны окружающей среды, применяется соответствующий нормативный правовой акт, принятый для осуществления положений международного договора РФ.


§2. Право общего и специального природопользования
§3. Принципы права природопользования
§4. Субъекты права природопользования и содержание
§5.
§6.

Абукарова М.У. Экологическое право. 2016.

Развитие общества за период своего существования воздействовало на окружающую природную среду, преобразовывало ее. Нежелательные последствия для природы, а также для человека потребовали развития определенного спектра знаний, направленных на изучение вопросов восстановления, сохранения, рационального использования и охраны окружающей природной среды, закономерностей обеспечения природных условий жизни человека и др. Международным сообществом были обозначены глобальные проблемы современности: экологический кризис, охрана окружающей среды.

Человек - часть природы. Вне природы, не пользуясь её ресурсами, он не может существовать. Природа всегда будет основой и источником жизни человека. По отношению к человеку она выполняет ряд функций, связанных с удовлетворением его потребностей: экологическую, экономическую, эстетическую, рекреационную, научную, культурную. Вопрос о функциях природы по отношению к человеку является юридически значимым. Он положен в основу правового регулирования природопользования и охраны окружающей среды от вредных воздействий человеческой деятельности. Так, чтобы поддержать экономическую функцию природы и предупредить истощение природных ресурсов, современное право окружающей среды устанавливает требования, касающиеся рационального использования земли, вод, лесов, других природных богатств; направленные на охрану природы от химического, физического и биологического загрязнения с целью обеспечения, связанные с удовлетворением эстетических, рекреационных, научных, культурных потребностей человека при его общении с природой.

Соответственно сохранение благоприятного состояния природы, ее качественных и количественных характеристик может быть обеспечено посредством регулирования отношения человека к природе в процессе удовлетворения его потребностей за счет ресурсов природы. При этом как биологическое существо и часть природы человек должен соблюдать законы ее развития.

Сегодня экологическое право является самостоятельной юридической дисциплиной, одной из отраслей права, прошедшей свой этап формирования и развития. Кроме того, экологическое право является наукой и учебной дисциплиной. С принятием и вступлением в силу Федерального закона «Об охране окружающей среды», интенсивным развитием земельного законодательства, проведением административной реформы органов государственной власти Российской Федерации за последние два года наступил новый этап в развитии экологического права. Сегодня наступил процесс «экологизации» отдельных отраслей права.

Экологическое право можно определить как совокупность правовых норм, регулирующих общественные (экологические) отношения в сфере взаимодействия общества и природы в интересах сохранения и рационального использования окружающей природной среды для настоящих и будущих поколений. Самостоятельность отрасли права определяется наличием своего предмета правового регулирования, а именно специфическими общественными отношениями, на упорядочение которых направлены нормы права, а также методы правового регулирования.

Предметом экологического права являются общественные отношения в области взаимодействия общества и окружающей среды. Данные общественные отношения, таким образом, и сам предмет экологического права делятся на три составные части:

1) природоохранное право (или природоохранительное право), которое регулирует общественные отношения по поводу охраны экологических систем и комплексов, общих природоохранных правовых университетов, решения концептуальных вопросов всей окружающей среды. Назначением этой части является обеспечение регулирования всего природного дома, естественного жилища людей в комплексе;

2) природоресурсное право, которое регулирует общественные отношения по предоставлению отдельных природных ресурсов в пользование, а также вопросы их охраны и рационального использования - земли, ее недр, вод, лесов, животного мира и атмосферного воздуха;

3) нормы других самостоятельных отраслей права, обслуживающие общественные отношения, связанные с охраной окружающей среды, объединяемые задачей защиты окружающей среды (нормы административного права, уголовного права, нормы международного права).

Понятие «экология» ввел в научный оборот в немецкий ученый, биолог Эрнст Геккель, который в 1866 году опубликовал книгу под названием «Общая морфология организмов». В этой книге экология рассматривалась в качестве общей науки об отношениях организмов с окружающим внешним миром2. Понятие «экология» происходит от двух греческих слов, «oikos», которое можно перевести как дом, жилище, место обитания и «logos», которое переводится как учение, наука, знание. Таким образом, понятие «экология» можно дословно перевести, как «наука о месте обитания».

Экологическое право как наука и как учебная дисциплина.
Экологическое право как наука представляет собой систему правовых знаний об общих закономерностях взаимодействия человека, общества и окружающей среды, об особенностях правового регулирования складывающихся в процессе такого взаимодействия общественных отношениях40. Наука экологическое право находит свое выражение в соответствующих научных публикациях, книгах, монографиях.

Экологическое право как учебная дисциплина представляет собой систему знаний о науке экологического права и реализации экологического законодательства. По мнению А.Ю. Винокурова, задачей экологического права как учебной дисциплины является доведение до студентов юридических вузов и факультетов того минимума знаний научного характера и практического назначения, которые определены требованиями ГОСТа высшего профессионального образования. Экологическое право как учебная дисциплина находит выражение в учебниках, учебных пособиях, практикумах по экологическому праву и иной учебной литературе. Таким образом, представляется, что именно отрасль экологического права опосредует возникновение эколого-правовой науки и учебной дисциплины.

СОДЕРЖАНИЕ
ОБЩАЯ ЧАСТЬ
Глава 1. Основные начала экологического права
1.1. Понятие экологического права
1.2. История правового регулирования экологических отношений
1.3. Экологическое право как наука и как учебная дисциплина
1.4. Предмет и методы экологического права, участники экологических правоотношений
1.5. Принципы экологического права
1.6. Объекты охраны окружающей среды
1.7. Система экологического права
Глава 2. Основные виды источников экологического права
2.1. Общие положения об источниках экологического права
2.2. Конституция Российской Федерации как источник экологического права
2.3. Федеральное законодательство, как источник экологического права
2.4. Законодательство субъектов Российской Федерации, как источник экологического права
2.5. Муниципальные правовые акты как источники экологического права
2.6. Локальные нормативные акты, как источники экологического права
Глава 3. Экологические права и обязанности граждан и общественных объединений
3.1. Общие положения об экологических правах и обязанностях
3.2. Экологические права и обязанности граждан
3.3. Экологические права и обязанности общественных объединений
Глава 4. Управление в области охраны окружающей среды и природопользования
4.1. Понятие, функции, методы, виды экологического управления
4.2. Органы общей компетенции
4.3. Органы специальной компетенции
Глава 5. Право собственности на природные ресурсы и право природопользования
5.1. Понятие, содержание и формы собственности на природные ресурсы
5.2. Право природопользования
Глава 6. Правовой режим экологической информации
6.1. Общие положения о правовом режиме экологической информации
6.2. Требования, предъявляемые к экологической информации
6.3. Источники экологической информации
Глава 7. Правовое регулирование экологического нормирования
7.1. Общие положения об экологическом нормировании
7.2. Нормативы качества окружающей среды
7.3. Нормативы допустимого воздействия на окружающую среду
Глава 8. Правовое регулирование оценки воздействия на окружающую среду и экологической экспертизы
8.1. Правовое регулирование оценки воздействия на окружающую среду
8.2. Правовое регулирование экологической экспертизы
Глава 9. Правовое регулирование осуществления экологического контроля
9.1. Правовые основы экологического контроля
9.2. Государственный экологический надзор
9.3. Производственный экологический контроль
9.4. Общественный экологический контроль
Глава 10. Правовое регулирование экономического механизма охраны окружающей среды
10.1. Плата за природопользование
10.2. Плата за негативное воздействие на окружающую среду
10.3. Экологическое страхование
10.4. Экологический аудит
Глава 11. Юридическая ответственность за экологические правонарушения
11.1. Общие положения о юридической ответственности за экологические правонарушения
11.2. Имущественная ответственность за экологические правонарушения
11.3. Дисциплинарная ответственность за экологические правонарушения
11.4. Административная ответственность за экологические правонарушения
11.5. Уголовная ответственность за экологические правонарушения
ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ
Глава 12. Правовой режим земель
12.1. Общие положения о правовом режиме земель
12.2. Правовое регулирование использования и охраны земель
12.3. Управление в области использования и охраны земель
Глава 13. Правовой режим недр
13.1. Общие положения о правовом режиме недр
13.2. Правовое регулирование использования и охраны недр
13.3. Управление в области использования и охраны недр
Глава 14. Правовой режим вод
14.1. Общие положения о правовом режиме вод
14.2. Правовое регулирование использования и охраны водных объектов
14.3. Управление в области использования и охраны водных объектов
Глава 15. Правовой режим лесов
15.1. Общие положения о правовом режиме лесов
15.2. Правовое регулирование использования и охраны лесов
15.3. Управление в области использования и охраны лесов
Глава 16. Правовой режим животного мира
16.1. Общие положения о правовом режиме животного мира
16.2. Правовое регулирование использования и охраны объектов животного мира
16.3. Управление в области использования и охраны объектов животного мира
Глава 17. Правовой режим атмосферного воздуха
17.1. Общие положения о правовом режиме атмосферного воздуха
17.2. Правовое регулирование охраны атмосферного воздуха
17.3. Правовые проблемы использования атмосферного воздуха
17.4. Управление в области охраны атмосферного воздуха
Глава 18. Правовой режим особо охраняемых природных территорий
18.1. Общие положения о правовом режиме особо охраняемых природных территорий
18.2. Категории и виды особо охраняемых природных территорий
Глава 19. Правовой режим отходов производства и потребления
19.1. Общие положения о правовом режиме отходов производства и потребления
19.2. Управление в области обращения с отходами
Глава 20. Правовой режим зон экологического бедствия и зон чрезвычайных ситуаций
20.1. Общие положения о правовом режиме зон экологического бедствия и зон чрезвычайных ситуаций
20.2. Зоны экологического бедствия
20.3. Зоны чрезвычайных ситуаций
СПЕЦИАЛЬНАЯ ЧАСТЬ
Глава 21. Международно-правовой механизм охраны окружающей среды
21.1. Общие положения международно-правового механизма охраны окружающей среды
21.2. Международные организации в области охраны окружающей среды
21.3. Международные правовые акты в области охраны окружающей среды
Глава 22. Экологические требования при размещении, проектировании, строительстве, вводе в эксплуатацию, эксплуатации и выводе из эксплуатации объектов
22.1. Общие требования в области охраны окружающей среды при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, консервации и ликвидации зданий, строений, сооружений и иных объектов
22.2. Экологические требования при размещении, проектировании, строительстве, вводе в эксплуатацию, эксплуатации и выводе из эксплуатации отдельных объектов
Глава 23. Правовой режим озера Байкал
БИБЛИОГРАФИЯ.

Экологическое право.

Экологическое право - особое комплексное образование, представляющее собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере взаимодействия общества и природы.

В сегодняшней юридической науке существует два основных (с некоторыми вариациями) подхода к тому, какие общественные отношения в области взаимодействия общества и природы следует включать в предмет экологического права. Первый из них заключается в том, чтобы рассматривать в качестве предмета эколого-правового регулирования только общественные отношения в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности. Второй - в том, чтобы помимо упомянутого включать в предмет экологического права общественные отношения в области использования природных ресурсов.

Принципы экологического права

Экологическое право и формируемое на его основе экологическое законодательство основывается на ряде принципов:

    Право на благоприятную окружающую среду (в России - одно из конституционных экологических прав, закреплено в ст. 42 Конституции РФ)

    Предотвращение вреда окружающей среде

    Охрана жизни и здоровья человека

    Демократизация экологического права

    Гуманность

    Обеспечение рационального использования природных ресурсов

    Сохранение и защита экологического равновесия

    Свободный доступ к экологической информации (в России - одно из конституционных экологических прав, закреплено в ст. 42 Конституции РФ)

    Платность природопользования (в российском экологическом законодательстве сформулирован как «Платность природопользования, возмещение вреда окружающей среде», подробнее см. Принцип платности природопользования, возмещения вреда окружающей среде)

    Разрешительный порядок воздействия на окружающую среду

    Плата за негативное воздействие на окружающую среду

    Экосистемный подход к правовому регулированию охраны окружающей среды и природопользованию

    Ответственность за нарушение требований экологического законодательства

Система экологического права России

В системе экологического права России принято выделять: общую, особенную и специальную части.

Общая часть - положения, обслуживающие институты особенной части.

Общая часть содержит, в том числе, такие институты как:

право собственности на природные объекты;

право природопользования;

государственное регулирование природопользования и охраны окружающей среды;

эколого-правовая ответственность.

Особенная часть - институты, имеющие целевое назначение в силу специфики объекта (предмета использования или охраны).

Особенная часть включает:

Эколого-правовой режим природных объектов: землепользования, недропользования, водопользования, лесопользования, пользования животным миром;

Эколого-правовая охрана (защита) отдельных компонентов природной среды: атмосферного воздуха, защита природных объектов, в том числе ООПТ;

Эколого-правовой режим и охрана природно-антропогенных систем: эколого-правовой режим использования и охраны объектов с/х, эколого-правовой режим населённых пунктов, рекреационных и лечебно-оздоровительных зон; правовое регулирование обращения с отходами производства и потребления и т. д.

Специальная часть - экология и космос, международное экологическое право, сравнительное экологическое право.

Специальная часть экологического права посвящается основным чертам международной правовой охраны окружающей природной среды, сравнительно-правовому анализу отечественного и зарубежного экологического права.

Источники экологического права.

    Общепризнанные принципы и нормы международного права.

    Конституция Российской Федерации

    Конституционные Федеральные законы

    Федеральные законы:

Лесной кодекс РФ

Федеральный закон « О внесении изменений и дополнений в Закон РФ « о недрах» (от 8 февраля 1995)

    Указы Президента РФ

    Подзаконные нормативно – правовые акты органов исполнительной власти как источники экологического права.Бывают правительственные (Постановления Правительства РФФ по вопросам государственной экологической экспертизы и т.д.), межведомственные (напр., Комитет по земельным ресурсам и землеустройству РФ), ведомственные (принимаются начальниками ведомств и министрами по вопросам экологопользования)

    Нормативно-правовые акты субъектов РФ

    Нормативно-правовые акты органов местного самоуправления

Экологические права и обязанности граждан.

    право гражданина РФ на благоприятную окружающую среду

    возможности излагать свое мнение. Обращаясь с письмами, содержащими предложения, заявления или жалобы по вопросам охраны окружающей среды, в государственные органы, требовать их рассмотрения.

    право граждан на участие в митингах, собраниях, демонстрациях, шествиях по охране окружающей среды.

    Право граждан и организаций на получение экологической информации: Согласно ст. Закона РФ « О государственной тайне» 1993 г. , не подлежат засекречиванию сведения о чрезвычайных ситуациях и катастрофах, состоянии экологии, здравоохранения, санитарии, о фактах нарушения законодательства органами государственной власти.

ОБЯЗАННОСТИ:

сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст.58 Конституции).

Виды экологических правонарушений.

    Загрязнение вод

    Загрязнение биосферы.

    Загрязнение морской среды.

    Порча земли. (в том числе уничтожение лесов)

    Уничтожение критических местообитаний (Для организмов, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, повлекшее гибель популяций этих организмов, сокращение численности, нарушение среды обитания, считается правонарушением)

    Незаконная охота.

    Нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ.

    Нарушение правил обращения с экологически опасными веществами и отходами.

    Незаконный оборот сильнодействующих или ядовитых веществ.

    Нарушение правил охраны и использования недр

    Незаконное обращение с радиоактивными материалами.

Виды ответственности за экологические правонарушения.

Юридическая ответственность за экологические правонарушения и преступления - есть лишь одна из форм обеспечения экологической безопасности населения, охраны природной среды и рационального использования ее ресурсов. Она осуществляется наряду с экономическими, политическими, нравственно-воспитательными, образовательными мерами, мерами по возмещению причиненного природе или здоровью человека вреда.

Виды:

За экологические правонарушения должностные лица и граждане несут: дисциплинарную, материальную, административную, гражданско-правовую либо уголовную ответственность, а предприятия, учреждения, организации - административную и гражданско-правовую

Дисциплинарная ответственность выражается в наложении на виновное лицо дисциплинарного наказания в виде: замечания, выговора, строгого выговора, увольнения от должности.

Административная ответственность: предупреждение, штраф, конфискация орудия совершения правонарушения; лишение специального права (охоты, рыболовства, управления транспортными средствами); возмездное изъятие предмета, явившегося орудием совершения правонарушения.

Гражданско-правовая экологическая ответственность предусматривает возмещение нанесенного экологического ущерба в объеме, включая реальный вред, упущенную выгоду и неполученный доход.

Уголовная ответственность применяется только к физическим лицам за совершение экологического преступления, т.е. посягательство на экологический правопорядок и его составную часть - экологическую безопасность населения. Предусмотрена ответственность за экоцид (ст. 358 УК), уничтожение или повреждение природных комплексов или объектов, взятых под охрану государства (ст.243 УК), сокрытие информации об обстоятельствах, создающих опасность для жизни или здоровья людей либо окружающей среды (ст.237 УК).

Международное экологическое право.

Многие проблемы не решить силами одного региона, одного государства. Одной экологической организации. Для качественного изменения взаимоотношений человека и природы необходимо нечто большее: единством стремлений, разработка масштабных программ, объединение финансов, принятие и действие жестких законов и наказаний за их неисполнение, а самое главное - реальное претворение в жизнь всего провозглашенного. Именно такие задачи возложены на различные международные организации, деятельность которых признана большинством стран мира.

Важной основой сотрудничества государств в области охраны окружающей среды является его международно-правовое регулирование. Оно все отчетливее формируется как международная отрасль экологического права, представляющее самостоятельную отрасль права. На практике существенные угрозы современности показывают, что объектом регулирования этой отрасли права становятся все неблагоприятные и потенциально опасные экологические явления, затрагивающие интересы двух и более государств: ядерные испытания, космос, мировой океан, атмосферный воздух и другое. Субъектами международного права, складывающиеся по поводу рационального использования и охраны природных объектов, имеющих общепланетарное значение для создания здоровой и плодотворной жизни в гармонии с природой в интересах как ныне живущих, так и будущих поколений.

Наиболее полно комплексный и взаимозависимый характер экологических процессов на Земле проявился в формулировании принципов Декларации по окружающей среде и развития. Принятой Конференцией ООН, состоявшейся в Рио-де-Жанейро в июне 1992 г. Итак. Принципы международного экологического права, сформулированные на этой Конференции ООН:

Забота о людях занимает центральное место в усилиях по обеспечению устойчивого развития. Они имеют право на здоровую и плодотворную жизнь в гармонии с природой.

Для достижения устойчивого развития защита окружающей среды должна составлять неотъемлемую часть процесса развития и не может рассматриваться в отрыве от него.

Все государства и народы сотрудничают в решении важнейшей задачи искоренения бедности – необходимого условия устойчивого развития – в целях уменьшения потребностей большинства населения.

Особое значение придается финансовому положению и потребностям развивающихся стран. Международные действия в области окружающей среды развития должны быть направлены на удовлетворение интересов и потребностей всех стран.

Вследствие своей различной роли в ухудшении состояния глобальной окружающей среды государств несут общую, но различную ответственность.

Государства должны сотрудничать в сфере обмена научно-техническими знаниями и расширения разработки, адаптации, распространения и передачи технологий, включая новые и новаторские технологии.

Экологические вопросы решаются наиболее эффективным образом при участии всех заинтересованных граждан на соответствующем уровне. Государства развивают и поощряют информированность и участие населения путем широкого предоставления информации, касающейся окружающей среды. Обеспечивается эффективная возможность использовать судебные и административные процедуры, включая возмещение и средства судебной защиты.

Государства должны ограничить и ликвидировать нежизнеспособные модели производства и потребления и поощрять соответствующую демографическую политику.

Государства принимают эффективные законодательные акты в области окружающей среды. Экологические стандарты. Цели регламентации и приоритеты должны отражать экологические условия, в которых они применяются.

Страны должны сотрудничать в деле создания благоприятной и открытой международной экономической системы. Меры в области торговой политики, принимаемые в целях охраны окружающей среды, не должны представлять собой средства произвольной или неоправданной дискриминации или скрытого ограничения международной торговли.

Необходима разработка национальных законов, касающихся ответственности и компенсации за негативные последствия экологического ущерба, причиняемого деятельностью, которая ведется под их юрисдикцией или контролем, районам, находящимся за пределами их юрисдикции.

Государства должны эффективно сотрудничать с целью сдерживания или предотвращения переноса и перевода в другие государства любых видов деятельности и веществ, которые наносят серьезный экологический ущерб или считаются вредными для здоровья человека.

В целях защиты окружающей среды государства в соответствии со своими возможностями широко применяют принцип принятия мер предосторожности.

Государство немедленно уведомляет другие государства о любых стихийных бедствиях или других чрезвычайных ситуациях, которые могут привести к неожиданным вредным последствиям для окружающей среды в этих государствах. Международное сообщество делает все возможное для оказания помощи пострадавшим от этого государствам.

Коренное население и его общины призваны играть жизненно важную роль в рациональном использовании и улучшении окружающей среды в силу их знаний и традиционной практики. Государства должны признавать и должным образом поддерживать их самобытность, культуру и интересы и обеспечивать их эффективное участие в достижении устойчивого развития

Война неизбежно оказывает разрушительное воздействие на процесс устойчивого развития. Поэтому необходимо уважать международное право, обеспечивающее защиту окружающей среды во время вооруженных конфликтов и при необходимости сотрудничать в деле его дальнейшего развития

Государства разрешают все свои экологические споры мирным путем и надлежащими средствами в соответствии с Уставом ООН.



Просмотров