Шпаргалка: Учебный курс Экологическое право. Экологическое право рф Какие вопросы регулирует экологическое право


экологическое правонарушение ответственность


Понятие и метод экологического права, как отрасли права


Экологическое право как отрасль права представляет собой систему правовых норм, специфическим способом регулирующих экологические общественные отношения в целях достижения гармоничных отношений между обществом и природой, в интересах людей, живущих в нашем общем и единственном доме - на Земле.

Всякая система представляет собой множественность составляющих ее элементов, которые объединены системообразующими факторами.

Благодаря действию системообразуюших факторов экологического права "правовая работа", с одной стороны, разделена между конкретными отраслями и нормами права, каждая из которых выполняет свою определенную функцию, не дублируя другие, а с другой - на случай возникновения коллизий между нормами предусмотрен определенный антиколлизионный механизм. Так, законы и иные нормативно-правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй ст. 76 Конституции РФ. В случае возникновения противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в РФ, действует федеральный закон (ч. 5 ст. 76 Конституции РФ).

Метод экологического права, направленный на достижение гармонии отношений общества и природы, базируется на соблюдении в правовом регулировании закономерностей, присущих как природе, так и обществу, и с учетом этого конгломерата закономерностей законодатель избирает способы правового воздействия на экологические общественные отношения.

Предметом правового регулирования могут быть лишь те общественные отношения, которые обладают определенными признаками:

Эти отношения должны иметь волевой характер, то есть их возникновение, изменение и прекращение определяется в значительной степени волей людей. В качестве предмета правового регулирования могут выступать общественные отношения, поддающиеся правовому регулированию (миграции животных - нет) и имеющие "правовую природу".

Вместе с тем не всякие поддающиеся правовому регулированию общественные отношения составляют предмет экологического права. Правовое вмешательство российского государства в экологические общественные отношения является средством достижения экологического благополучия Российской Федерации. Это вмешательство необходимо, когда возникают определенные общественные противоречия. Например, в Лесной кодекс РСФСР была включена ст. 35, допускающая возможность переводить леса из одной группы в другую лишь до начала строительства объекта.

Эти отношения должны складываться по поводу объектов природы, образующих различные экологические системы (по сути это окружающая нас природа), а также многообразных как внутренних, так и внешних экономических связей (литосферу, гидросферу и атмосферу).

Эти отношения должны быть направлены на регулирование совокупности объектов, составляющих среду обитания человека и обеспечивающих условия его жизнедеятельности и состояние здоровья.

Если общественные отношения складываются по использованию объектов имущественного характера, не относящихся к числу объектов природы, то данные отношения не всегда следует признавать предметом экологического права. Например, общественные отношения, складывающиеся по поводу мелиоративных работ, являются предметом экологического права; непосредственную же эксплуатацию мелиоративных систем (насосов для перекачки воды, узлов, механизмов и частей мелиоративных машин) нельзя отнести к предмету экологического права, поскольку это отношения имущественного характера.

Предмет экологического права - это складывающиеся в сфере действия эколого-правовых норм исторически обусловленные производственные отношения между гражданами и организациями при обязательном участии государства по поводу сохранения, улучшения, восстановления, эффективного использования природных объектов (экосистем) в целях сохранения окружающей среды в интересах настоящего и будущего поколений.

Специфика метода обусловлена спецификой предмета экологического права, поэтому комплекс экологических общественных отношений, составляющих предмет экологического права, выражен в комбинации методов его правового регулирования.

В экологическом праве ведущим является метод экологизации, направленный на гармонизацию отношений общества и природы. Метод экологизации порожден особенностями предмета экологического права, заключающегося в том, что любой вид экологопользования связан с применением законов природы, а для успешной его реализации необходимо подчиняться данным законам, т. е. экологизировать каждое действие, сопряженное с вторжением в природную среду.

Метод экологизации включает следующие элементы:

Закрепление в законодательстве тех элементов экологической системы страны, которые экологически и экономически значимы и использование которых либо воздействие на которые нуждается в правовом регулировании и обеспечении (необходимо придать правовой статус экологическим связям природных объектов, имеющим большую значимость; уровням плодородной силы земли; закрепить ландшафтный подход в отводе земель и формировании регионов и т. п.)

Закрепление в законодательстве структуры тех органов, которые осуществляют конкретное регулирование использования природ-ных объектов, контролируют сохранность и воспроизводство экологической системы страны (закреплена общероссийская служба охраны природы и управления природопользованием (Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ), межведомственные и ведомственные службы.)

Закрепление в действующем законодательстве круга экологопользователей, а также лиц (физических и юридических), которые своими жизнеобеспечительными функциями неизбежно влияют на экосистему страны (в законодательстве определены пользователи земли, недро-пользователи, лесопользователи, водопользователи, пользователи животного мира (ст. 27 Закона о недрах; ЛК РФ).

Четкая регламентация правил экологопользования, которые, с одной стороны, обусловлены спецификой объекта экологопользования, а с другой - правовым статусом экологопользователл. Так, пользование дикой фауной (охота) регламентировано, с одной стороны, с учетом особенностей дикой фауны (дикие кабаны, лоси, куропатки и т. п.), а с другой - уставной правоспособностью организации, которой выделены данные охотничьи угодья (промысловая, научно-исследовательская и т. п.).

Установление юридической ответственности за нарушения правил экологопользования. Так, законом предусмотрена дисциплинарная (ст. 135 КЗоТ РСФСР), административная (ст. 46-48, 50-87 КоАП РСФСР и др.), уголовная (ст. 246-262 УК РФ и др.), материальная (ст. 118-121 КЗоТ РСФСР и ст. 1064 ГК РФ и др.) и специальная (лишение права пользования теми или иными объектами, изъятие объектов и т. п.) ответственность.

Перечисленные пять элементов составляют содержание метода экологического права.

Метод правового регулирования экологического права - способ правового воздействия на экологические общественные отношения путем законодательного закрепления элементов экологической системы страны, значимых для правового регулирования, структуры органов управления и круга экологопользователей, а также установление четкой регламентации правят экологопользования и юридической ответственности за нарушение правомочий субъектов экологических правоотношений.


Юридическая ответственность за экологические правонарушения


Экологическое правонарушение - это виновное противоправное деяние, наносящее вред окружающей среде и здоровью человека, совершаемое праводееспособным субъектом, причиняющее или несущее реальную угрозу экологического вреда либо нарушающее права и законные интересы субъектов экологического права. С учетом степени общественной опасности и противоправности правонарушения делятся на проступки и преступления.

Объектом экологического правонарушения являются общественные отношения по поводу окружающей среды в целом или ее отдельных компонентов, регулируемые и охраняемые нормами права. Эти отношения по своему содержанию могут касаться собственности на природные ресурсы, природопользования, охраны окружающей среды от вредных воздействий, защиты экологических прав и законных интересов человека и гражданина.

Данные правонарушения являются основанием для эколого-правовой ответственности, которая представляет собой обязанность претерпевания определенных лишений личного или материального характера в соответствии с санкцией нарушенной нормы. Законодательством за экологические правонарушения установлена дисциплинарная, административная, уголовная и гражданско-правовая ответственность.

Дисциплинарная ответственность за экологические правонарушения, совершенные работниками в процессе исполнения ими своих трудовых обязанностей в тех случаях, когда нарушения являются одновременно дисциплинарными проступками. Эта ответственность (предупреждение, выговор и другие виды) применяется администрацией предприятий, учреждений и организаций в отношении своих работников, допустивших экологические правонарушения.

Материальная ответственность заключается в обязанности работника возместить в установленном порядке и в определенных размерах имущественный вред, причиненный по его вине предприятию, организации в результате ненадлежащего исполнения им своих трудовых обязанностей. В частности, материальную ответственность несут должностные лица и иные работники, по вине которых предприятие понесло расходы по возмещению вреда, причиненного экологическим правонарушением.

Материальная ответственность за причиненный ущерб признается самостоятельным видом ответственности. Поэтому работник, независимо от привлечения к материальной ответственности, может быть привлечен также к дисциплинарной ответственности.

Административная ответственность закреплена ст. 84 Закона «Об охране окружающей среды». За несоблюдение стандартов, норм и иных нормативов качества окружающей среды, отказ от предоставления достоверной экологической информации и другие правонарушения граждане подвергаются штрафу в размере от 1 до 10 минимальных размеров оплаты труда, должностные лица - от 3 до 20 МРОТ, юридические лица - от 5000 до 50000 рублей.

Уголовная ответственность наступает за наиболее общественно опасные деяния, посягающие на экологическую безопасность общества. В частности, УК РФ установлены следующие составы экологических преступлений: умышленное уничтожение лесов путем поджога, незаконное занятие рыбным промыслом и т.д. Все составы преступлений, сформулированные в Уголовном кодексе Российской Федерации, с точки зрения выполняемых ими функций, можно подразделить на три категории: специальные экологические составы, смешанные и дополнительные.

Специальные экологические составы сосредоточены в главе 26 «Экологические преступления» Уголовного кодекса РФ. Она помещена в разделе IX «Преступления против общественной безопасности и общественного порядка» и содержит следующие составы:

нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ (ст. 246 УК РФ);

нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов (ст. 247 УК РФ);

загрязнение вод (ст. 250 УК РФ);

незаконная охота (ст. 258 УК РФ) и другие составы.

За совершение экологических преступлений Уголовный кодекс РФ предусматривает следующие виды наказаний:

штраф (его размер зависит от характера совершенного преступления и колеблется от 200 до 700 минимальных размеров оплаты труда);

лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью;

обязательные работы до 240 часов;

исправительные работы до 2-х лет;

ограничение свободы (такое наказание предусмотрено за порчу земли);

арест до 3-х месяцев предусмотрен за загрязнение вод;

лишение свободы на определенный срок (например, за нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ - до 5 лет).

Экологические преступления относятся в России к категории наиболее распространенных. Но при этом латентность экологических правонарушений достигает 95-99% .

Гражданско-правовая ответственность состоит в возмещении вреда, причиненного экологическими правонарушениями. Вред возмещается добровольно или принудительно - по решению суда или арбитражного суда по иску потерпевшей стороны. С согласия сторон вред может быть возмещен в натуре путем возложения на ответчика обязанности по восстановлению окружающей среды за счет ого сил и средств.

Гражданско-правовая ответственность в сфере взаимодействия общества и природы заключается, главным образом, в возложении на правонарушителя обязанности возместить потерпевшей стороне имущественный или моральный вред, причиненный в результате нарушения правовых экологических требований.

Регламентируя порядок и условия возмещения вреда, в целях предупреждения причинения нового вреда, Гражданский кодекс РФ устанавливает, что опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность (ст. 1065 ГК РФ). Если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность.

Особенностью гражданско-правовой ответственности является то, что она может возлагаться на правонарушителя наряду с применением мер дисциплинарного, административного и уголовного воздействия, то есть совокупно. Целью данного вида ответственности является компенсация причиненного экологическим правонарушением вреда.



Дирекция городского ботанического сада передала в аренду несколько павильонов, расположенных на территории сада, для организации магазина по продаже саженцев садовых деревьев, семян, иного посадочного материала, а также цветов.

Часть территории, примыкающей к павильонам, была огорожена для устройства стоянки автомашин и иной техники, принадлежащей торгующей фирме.

Обоснуйте Ваше мнение по данному вопросу ссылками на законодательство.

В соответствии со 95 Земельного кодекса РФ (от 25 октября 2001 г. N 136-ФЗ в редакции от 21 июля 2014 года) земли ботанических садов относятся к землям особо охраняемых природных территорий.

Территории ботанических садов предназначаются только для выполнения их прямых задач и передаются в бессрочное (постоянное) пользование ботаническим садам, а также научно-исследовательским или образовательным учреждениям, в ведении которых они находятся. Ботанические сады являются природоохранными учреждениями, в задачи которых входит создание специальных коллекций растений в целях сохранения разнообразия и обогащения растительного мира, а также осуществление научной, учебной и просветительской деятельности. На территориях и ботанических садов запрещается всякая деятельность, не связанная с выполнением их задач и влекущая за собой нарушение сохранности флористических объектов.

Территории ботанических садов могут быть разделены на различные функциональные зоны: экспозиционную, посещение которой разрешается их администрацией; научно-экспериментальную, доступ в которую имеют научные сотрудники; административную.(Ст. 29 Федерального закона от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" в редакции от 12 марта 2014 года)

Следовательно действия дирекции ботанического сада по передаче аренду павильонов, учитывая их ассортимент, можно рассматривать как деятельность разрешенную, а огораживание части территории за павильонами для обустройства автостоянки - незаконно, так как влечет за собой нарушение сохранности флористических объектов.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

?Экологическое право относится к числу:
*самостоятельных отраслей российского права
!неосновных отраслей
!институтов административного права
!подотрасли конституционного права
?Предметом экологического права являются отношения по:
*природопользованию
*охране окружающей среды
!взаимодействию общества и государства
!использованию земельных участков различных категорий
?Общая часть экологического права включает в себя правовые институты, определяющие:
!охрану земель и недр
!правовой режим лесопользования
*экологический контроль
*экологическую экспертизу
!правовой режим особо охраняемых природных территорий
?Методы эколого-правового регулирования - это:
!сравнительно-правовые методы
*императивные предписания, разрешения и запреты на совершение определенных действий
!формально-юридические методы
!убеждение и принуждение
!гипотеза, диспозиция, санкция
?Объект, созданный человеком для обеспечения его социальных потребностей и не обладающий свойствами природных объектов, - это:
*антропогенный объект
!искусственный ландшафт
!природный ландшафт
!природно-антропогенный объект
?Основным конституционным правом человека является право:
*каждого человека на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением
!граждан России, иностранных граждан и лиц без гражданства, проживающих на территории РФ, на радиационную безопасность
!граждан на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей природной среды
!на обеспечение экологической безопасности, охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов в интересах настоящего и будущего поколений
?Установите соответствие между понятиями по различным методам (объектам).
*Средство (метод) эколого-правового регулирования:вариант = Дозволение, предписание, запрет
*Метод правового регулирования:вариант = Императивный и диспозитивный
*Метод научного познания:вариант = Гносеология, статистический, сравнительно-правовой
*Объекты охраны окружающей среды:вариант = Земля, вода, недра
?Экологические правоотношения могут возникнуть между:
!органом исполнительной власти и окружающей средой
*органом исполнительной власти и гражданином
!политическими партиями
!предприятием и окружающей природной средой
*гражданином и общественным объединением
?Субъектом экологического права выступают:
*общественные объединения
*граждане
*государственные органы исполнительной власти
!чрезвычайная ситуация природного характера
!земля, животный и растительный мир
?Наиболее полно определяет экологические права и обязанности субъектов экологического права:
!Гражданский кодекс РФ
!Федеральный закон «О проведении экологической экспертизы»
!Федеральный закон «Об охране окружающей природной среды»
!Конституция РФ
*Федеральный закон «Об охране окружающей среды»
?Граждане и юридические лица могут иметь в собственности:
!реки и озера
!недра
!леса, расположенные на землях лесного фонда
!животный мир в естественной среде обитания
*земельные участки
?Природные ресурсы территориальных вод, континентального шельфа и экономической зоны РФ отнесены к:
!граждан
!собственности Федерации и субъектов РФ
!государственной и муниципальной собственности
!юридических лиц
*федеральной собственности
?… - это изъятие у собственника имущества с выплатой ему его стоимости в интересах общества по решению государственных органов при обстоятельствах, носящих чрезвычайный характер.
*Реквизиция
!Приватизация
!Национализация
!Конфискация
?Комплексное природопользование является формой:
!особого водопользования
*специального природопользования
!общего природопользования
!коллективного природопользования
?Субъектами специального природопользования могут выступать:
!только юридические лица
!субъекты РФ
!любые физические и юридические лица
*юридические лица и индивидуальные предприниматели
?Владение, пользование и распоряжение природными ресурсами осуществляется их собственниками свободно, если это:
*не нарушает прав и законных интересов иных лиц
!не вредит интересам других лиц
!не нарушает интересов государства
*не наносит ущерба окружающей среде
?Совокупность предпринимаемых соответствующими субъектами действий, направленных на обеспечение исполнения требований законодательства об окружающей среде, рационального природопользования представляет собой:
*управление
!аудит
!экспертизу
!мониторинг
!наблюдение
?Орган специальной компетенции в сфере управления природопользованием - это:
*Министерство природных ресурсов и экологии РФ
!Министерство охраны окружающей среды
!Государственный комитет экологии
!Федеральное Собрание РФ
!Правительство РФ
?Целью Государственного доклада о состоянии окружающей природной среды как официального документа является:
!оценка особых видов воздействия на окружающую среду с учетом климатических особенностей года, природных катастроф и стихийных бедствий
!разработка плана действий для улучшения состояния окружающей природной среды и повышения качества жизни населения на территории Российской Федерации
!нормативное обеспечение деятельности в области охраны окружающей среды
*обеспечение государственных органов управления и населения объективной систематизированной информацией о качестве окружающей природной среды
?Санитарно-гигиеническое нормирование относится к задачам:
*Министерства здравоохранения и социального развития РФ
!Министерства природных ресурсов РФ
!Министерства сельского и лесного хозяйства
!Федерального надзора России по ядерной и радиационной безопасности

В качестве каких субъектов выступают юридические лица в правоотношениях по защите их экологических прав, какими они обладают правами и какие требования могут предъявлять?

Экологическое правоотношение - это реально существующее общественное отношение, урегулированное нормами экологического права, участники которого являются носителями субъективных прав и обязанностей.

Субъектами экологических правоотношений являются субъекты, обладающие экологической правоспособностью и дееспособностью.

По характеру обеспечиваемых и охраняемых правом экологически значимых интересов субъекты экологических правоотношений подразделяются на две группы - физические лица и организации. К организациям относятся государство в целом, государственные органы, муниципальные органы, юридические лица, общественные организации.

Юридическим лицом является организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. В экологических правоотношениях юридические лица выступают в качестве: хозяйствующих субъектов, организаций, осуществляющих деятельность в области охраны окружающей среды; лиц, имуществу которых в результате нарушения закона об охране окружающей среды причинен вред.

Мера участия субъектов в экологических правоотношениях различна. Она определяется их правоспособностью и дееспособностью.

Юридическим лицам адресованы нормы экологического права. Они становятся участниками, с момента возникновения прав или с момента осуществления деятельности, которая влияет на состояние окружающей среды

Участие юридических лиц в экологических правоотношениях предусматривает выполнение ими целого ряда природоохранных мероприятий. Так, при размещении предприятий обеспечивается выполнение экологических требований, приведение государственных и общественных экологических экспертиз. Они обязаны соблюдать требования по охране природы, норм вредных выбросов и правил захоронения отходов.

Экологическими обязанностями юридических лиц, руководствуясь действующим законодательством, следует считать обязанности, возлагаемые на них как на хозяйствующие субъекты.

Экологическими обязанностями хозяйствующих субъектов являются все предъявляемые к ним природоохранные требования. При осуществлении хозяйственной и иной деятельности юридическое лицо обязано соблюдать требования законодательства об охране окружающей среды. Если в процессе хозяйственной деятельности юридическое лицо использует природные ресурсы, оно является природопользователем и приобретает соответствующие права и обязанности. Общие требования к хозяйствующим субъектам в области охраны окружающей среды установлены гл. 12 ФЗ «Об охране окружающей среды», более детальные - природоресурсным законодательством, а также законодательством, регулирующим отношения в сфере соответствующей хозяйственной деятельности (например, ФЗ «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами»).

Юридические лица обязаны соблюдать требования законодательства об охране окружающей среды при осуществлении хозяйственной деятельности; информировать государственные органы и население об аварийных ситуациях, которые нанесли или могут нанести значительный вред окружающей среде и здоровью граждан. В случае причинений вреда окружающей среде юридическое лицо, виновное в его причинении, обязано возместить нанесенный вред в соответствии с действующим законодательством.

Юридические лица имеют право требовать возмещения вреда, причиненного их имуществу, в том числе в результате экологического правонарушения. Следует отметить, что данное право не предусмотрено ФЗ «Об охране окружающей среды». Однако вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в соответствии с гл. 59 Гражданского кодекса РФ. Также, согласно ст. 1065 ГК РФ, юридические лица вправе требовать, помимо возмещения вреда, прекращения или приостановления производственной деятельности, наносящей вред или создающей возможность нанесения вреда их имуществу.

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВО

отрасль права, регулирующая отношения по рациональному использованию и охране природных ресурсов.

Субъектами Э.п. (участниками эко-логических правоотношений) являются

граждане, юридические лица, муниципальные образования, а также государство.

Предметом Э.п. как самостоятельной отрасли права выступают экологические (природоохранительные) общественные отношения. Данный вид волевых общественных отношений может складываться в сфере сохранения, улучшения, воспроизводства, использования ресурсов, либо в сфере управления окружающей природной средой (ОПС). В их число входят отношения: в сфере создания и функционирования особо охраняемых природных территорий:по обеспечению экологической безопасности; в сфере применения юридической ответственности за экологические правонарушения.\"

Объектами экологических общественных отношений выступают: естественные экологические системы, озоновый слой атмосферы, земля, ее недра, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, леса и иная древесно-кустарниковая растительность, дикий животный мир, находящийся в состоянии естественной свободы, микроорганизмы, генетический фонд, природные ландшафты, а также такие особо охраняемые природные объекты, как государственные природные заповедники,национальные парки, природные парки, ботанические сады и дендрарии, государственные природные заказники.памятники природы, лечебно-оздоровительные местности и курорты, а равно находящиеся под угрозой исчезновения виды животных и растений и места их обитания.

В Э.п. преобладает императивный (повелительный) метод, отражающий активную роль государства в регулировании природопользования и обеспечении охраны природной среды.

Система отрасли Э.п. представлена тремя частями: общей, особенной и специальной. Общая часть Э.п. состоит из следующих правовых институтов: а) общие положения Э.п.: б) государственное управление охраной ОПС и природопользованием; в) право граждан на здоровую, благоприятную ОПС: г) экономико-правовой механизм охраны ОПС;

д) нормирование качества ОПС: е) правовые основы информационного обеспечения; ж) право природопользования;

з) юридическая ответственность за экологические правонарушения.

Особенная часть Э.п. объединяет следующие правовые институты: а) правовое регулирование использования и охраны земель: б) правовое регулирование использования и охраны недр;

в) правовое регулирование использования и охраны вод; г) правовая охрана атмосферного воздуха и озонового. слоя;

д) правовое регулирование охраны лесов и древесно-кустарниковой растительности; е) правовое регулирование охраны и использования животного мира;

ж) правовой режим особо охраняемых природных территорий и объектов;

з) правовое регулирование обращения с радиоактивными и опасными веществами и твердыми отходами; и) правовой режим экологически неблагоприятных территорий.

Специальная часть включает: а) Э.п. и управление в зарубежных странах;

б) международно-правовую охрану ОПС.

Конституция РФ в ст. 9 содержит принцип разнообразия форм собственности на природные ресурсы, а также принцип рационального использования и охраны природных ресурсов как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Статья 36 закрепляет принцип ненанесения ущерба ОПС, ненарушения прав и законных интересов иных лиц при владении, пользовании и распоряжении природными ресурсами. Статьи 41-42 провозглашают принцип права граждан на экологически благоприятную природную среду.

Самостоятельность Э.п. как отрасли права подтверждается и наличием особой системы нормативно-правовых актов (источников), регулирующих экологические (природоохранительные) отношения.

Особую роль среди специальных систематизированных законодательных актов как источников Э.п. играет Закон РСФСР от 19 декабря 1991 г. № 2060-1 "Об охране окружающей природной среды". В нем закреплены такие отраслевые принципы, как: приоритет охраны жизни и здоровья человека, обеспечения благоприятных экологических условий для жизни, труда и отдыха населения;

научно обоснованное сочетание экологических и экономических интересов общества; неуклонное соблюдение требований природоохранительного законодательства, неотвратимость ответственности за экологические правонарушения;

гласность в работе и тесная связь с общественными организациями и населением в решении природоохранительных задач; международное сотрудничество в охране ОПС.

В этом законе впервые закреплены нормы, регулирующие экономический механизм охраны ОПС, нормирование качества ОПС. понятия зоны чрезвычайной экологической ситуации и зоны экологического бедствия и определен порядок объявления их таковыми.

Многочисленные законы и подзаконные нормативно-правовые акты, регулирующие экологические отношения, принимаются на уровне субъектов РФ (законы об охране ОПС. земельные кодексы, кодексы о недрах и т.д.). Определенную роль в регулировании природоохра-нительных отношений играют акты местных органов самоуправления (перспективные программы развития муниципальных образований, программы использования и охраны земель и т.п.).

Признание Э.п. в качестве самостоятельной отрасли права берет начало с середины 70-х гг., когда во многих вузах страны стал преподаваться учебный курс "Природоохранительное право"(правовая охрана природы), который с 90-х гг. именуется "Экологическое право". Э.п. как учебная дисциплина по существу представляет собой совокупность приро-доресурсовых отраслей (земельного, горного. водного,лесного права, законодательства об охране животного мира), поскольку изучает вопросы правового режима использования и охраны земель, недр, вод, лесов и иных природных ресурсов.

Эколого-правовая наука уходит своими корнями в становление и развитие земельного, горного, лесного, водного законодательства, законодательства о заповедниках. У истоков развития этой науки стояли такие видные ученые-юристы, как Аксененок Г.А.. Ерофеев Б.В., Казанцев Д.Н., Колбасов О.С., Панкратов И.Ф., Петров В.В. Научную эстафету у них приняли Адиханов Ф.И., Брин-чук М.М., Голиниченков А.К. и др.

Гусев Р.К.


Энциклопедия юриста . 2005 .

Смотреть что такое "ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВО" в других словарях:

    Экологическое право особое комплексное образование, представляющее собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере взаимодействия общества и природы. В сегодняшней юридической науке существует два… … Википедия

    Экологическое право - комплексная отрасль права, нормы которой регулируют отношения людей, организаций в целях рационального использования природных ресурсов, защиты окружающей среды. Иногда экологическое право отождествляют с природоресурсовым. Существует также… … Элементарные начала общей теории права

    Комплексная отрасль права РФ, представляющая собой совокупность юридических норм, регулирующих отношения в области охраны и рационального использования природных ресурсов. В состав Э.п. входят нормы административного, финансового, уголовного,… … Юридический словарь

    ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВО Юридическая энциклопедия

    В СССР комплексная отрасль права, представляющая собой совокупность правовых норм, регулирующих на базе государственного суверенитета и общественной собственности на основные объекты природы общественные отношения по рациональному использованию,… … Экологический словарь

    экологическое право - Установленные юридические нормы и правила, а также ответственность за их нарушение в области охраны природы. Syn.: природоохранное законодательство … Словарь по географии

    Экологическое право - (англ. ecological law) в РФ отрасль права, представляющая собой совокупность правовых норм, регулирующих отношения в области рационального использования и охраны окружающей природной среды, в т.ч. природных ресурсов с целью сохранения природных… … Энциклопедия права

    -Экологическое право - 1) (в узком значении природоохранительное право) система правовых норм и правовых институтов, образующих комплексную отрасль права, предметом которой являются общественные отношения только по охране окружающей природной среды природоохранительные … Экологическое право России: словарь юридических терминов

    Экологическое право - – право окружающей среды; особенно тесно связано с экологией (в переводе с греческого: дом и наука, т.е. с наукой о местообитании). По определению французского ученого Р. Дажо, «экология – это наука, изучающая условия существования живых… … Правовой глоссарий по комплексному управлению прибрежными зонами

    Комплексная отрасль права, представляющая собой совокупность юридических норм, регулирующих общественные (экологические) отношения в сфере взаимодействия общества и природы, в области охраны и рационального использования природных ресурсов в… … Энциклопедический словарь экономики и права

Книги

  • Экологическое право , А. Ю. Пуряева , Учебник «Экологическое право» разработан в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности «Юриспруденция». Детально… Категория: Юриспруденция, право Издатель:

1. Экологическое право - это отрасль… права

+: публичного

-: гражданского

-: конституционного

-: частного

2. Особенная часть экологического права включает в себя правовые институты, определяющие:

-: экологический контроль

+: правовой режим особо охраняемых природных территорий

+: охрану земель и недр

+: правовой режим лесопользования

-: экологическую экспертизу

3. Основной источник экологического права

+: Конституция РФ

4. Основанием возникновения, изменения и прекращения эколого-правового отношения

является…

+: юридический факт (действие, событие)

-: решение трудового коллектива

-: материальные ценности, вещи, предметы

-: собрание политической партии

-: решение научно-практических конференций

5. Субъектами права собственности на природные ресурсы могут быть:

+: Российская Федерация, субъекты РФ

+: муниципальные образования

-: орган исполнительной власти в Российской Федерации

-: иностранные граждане

-: совокупность должностных лиц, предусмотренных законодательством Российской

Федерации

6. Обязательным условием специального водопользования для забора (изъятия) водных

ресурсов из поверхностных водных объектов является…

+: наличие договора водопользования

-: лицензия на право водопользования

-: сертификация водопользования

-: регистрация в качестве юридического лица

-: недопустимость использования технических средств в ходе деятельности

7. Государственный доклад о состоянии окружающей природной среды разрабатывается и

распространяется…

+: ежегодно

-: ежемесячно

-: ежеквартально

-: по мере необходимости в зависимости от изменения состояния окружающей природной

среды

8. Система долгосрочных наблюдений, оценки и прогноза состояния окружающей среды и

его изменений называется…

+: мониторинг

-: регистр

-: кадастр

-: аудит

9. Видами экологической экспертизы в соответствии с законом являются:

+: государственная

+: общественная

-: предварительная

-: производственная

-: муниципальная

10. Государственная экологическая экспертиза организуется и проводится:

+: федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы

+: органами государственной власти субъектов Российской Федерации

-: общественными организациями

-: предприятиями и учреждениями

11. Требование к эксперту при производстве экологической экспертизы исходить из того,

что реализация деятельности может влечь вредные воздействия на окружающую природную

среду, составляет содержание принципа…

+: презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной

и иной деятельности

-: обязательности проведения государственной экологической экспертизы

-: обязательности учета требований экологической безопасности

-: ответственности за достоверные результаты за проведение экологической экспертизы

12. Общественная экологическая экспертиза в соответствии с законодательством может

проводиться…

+: до проведения государственной экологической экспертизы или одновременно с ней

-: только после проведения государственной экологической экспертизы

-: одновременно с проведением государственной экологической экспертизы или после нее. 14

-: после разрешения специально уполномоченного органа в области экологической

экспертизы

13. Предельный срок действия лицензии на комплексное природопользования составляет…

+: 5 лет

-: 3 года

-: 10 лет

-: 1 год

14. Закон запрещает включать в лицензии право деятельности на территории…

+: заповедников, заказников

-: участков недр в виде горного отвода

-: участков недр в виде геологического отвода

-: населенных пунктов

15. Продукция, на которую выдан сертификат, маркируется

+: знаком соответствия

-: товарным знаком

-: фирменным наименованием

-: знаком экологической безопасности

16. Независимая оценка соблюдения субъектом хозяйственной деятельности требований в

области охраны окружающей среды и подготовка рекомендаций по ее улучшению – это …

+: экологический аудит

-: экологический контроль

-: экологическая экспертиза

-: экологический мониторинг

17. Субъектом государственного специального (надведомственного) экологического

контроля является…

-: Президент РФ

-: Правительство РФ

-: Федеральное собрание

18. Дисциплинарным взысканием за экологические проступки является…

+: замечание

-: лишение специального права, предоставленного физическому лицу

-: дисквалификация

-: арест имущества

-: штраф

19. Вина правонарушителя – признак… экологического правонарушения

+: субъективной стороны

-: объективной стороны

-: объекта

-: предмета

20. Обязанность работника возместить имущественный ущерб называется…ответственностью

+: материальной

-: гражданско-правовой

-: эколого-правовой

-: административной

21. Условная единица оценки ущерба с учетом затрат, понесенных на содержание

хозяйства (лесного, рыбного, охотничьего), а также необходимости наказания виновного

называется…

+: таксой

-: штрафом

-: неустойкой

-: размером упущенной выгоды

22. Недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное

пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы,

являются …

+: государственной собственностью

-: федеральной собственностью

-: совместной собственностью государства и лиц, добывающих полезные ископаемые

-: государственной и муниципальной собственностью

23. Водные объекты в зависимости от особенностей их режима, физико-географических,

морфометрических и других особенностей подразделяются на… водные объекты

+: поверхностные и подземные

-: чистые и сточные

-: замкнутые и открытые

-: ледники и жидкие

24. Водные объекты по общим правилам находятся в собственности…

+: Российской Федерации (федеральной собственности)

-: совместной собственности РФ и ее субъектов

-: в собственности РФ, субъектов РФ, муниципальных образований

-: любых субъектов водных правоотношений

25. Предельный срок предоставления водных объектов в пользование на основании

договора водопользования не может составлять более чем....... лет.

+:20 лет

26. Систематизированный свод документированных сведений о водных объектах, об их

использовании, о речных бассейнах, о бассейновых округах – это…

+: государственный водный реестр

-: водный кадастр

-: государственный водный регистр

Водный мониторинг

27. Исходя из условий предоставления водных объектов в пользование, водопользование

подразделяется на … водопользование

+: совместное

+: обособленное

-: частное

-: приватизированное

-: общественное

28. Территория, примыкающая к акваториям поверхностных водных объектов, на которой

устанавливается специальный режим хозяйственной и иных видов деятельности, называется… 16

+: санитарно-защитной зоной

-: округом санитарной охраны

-: водоохранной зоной

-: зоной экологического благополучия

29. Систематическое определение в установленном порядке количества и качества водных

ресурсов называется …

+: государственным учетом поверхностных и подземных вод

-: мониторингом водных объектов

-: нормированием в области использования и охраны водных объектов

-: экологическим контролем

30. Совокупность диких растений (наземных и водных), произрастающих в состоянии

естественной свободы на территории государства, а также в пределах его континентального

шельфа называется…

+: растительным миром

-: лесной растительностью

-: памятниками природы

-: деревьями и кустарниками

31. Леса, расположенные на землях лесного фонда, по целевому назначению

подразделяются на … леса:

+: защитные

+: эксплуатационные

+: резервные

-: первой группы

-: второй группы

32. Недра предоставляются для добычи подземных вод …

+: на срок до 25 лет

-: на неопределенный срок

-: на пять лет

-: до пятидесяти лет

-: на один год

33. Объект животного мира – это:

+: организм животного происхождения

+: дикое животное

+: популяция диких животных

-: дикие и домашние животные

-: все живые организмы, обитающие на Земле

34. Виды лицензий, связанных с использованием и охраной объектов животного мира:

+: долгосрочная

+: именная разовая

+: распорядительная

-: краткосрочная

-: бессрочная

35. Животный мир в пределах территории Российской Федерации является …

собственностью

+: государственной

-: исключительно федеральной

-: государственной, муниципальной и частной

-: государственной и муниципальной

-: как федеральной, так и муниципальной

36. Редкие и находящиеся под угрозой исчезновения объекты животного мира заносятся в:

+: Красную книгу Российской Федерации

+: Красные книги субъектов Российской Федерации

-: Государственный реестр диких животных

-: Государственный кадастр животного мира

-: Государственный регистр исчезающих животных

37. Объекты животного мира могут предоставляться органами государственной власти

юридическим лицам в … пользование на основании лицензии

+: долгосрочное

-: бессрочное

-: краткосрочное

-: разовое

38. Объекты животного мира могут предоставляться органами государственной власти

гражданам в … пользование на основании лицензии

+: краткосрочное

-: бессрочное

-: долгосрочное

-: разовое

39. Национальные парки…

+: находятся исключительно в федеральной собственности

-: находятся только в собственности субъектов РФ

-: могут находиться как в собственности субъектов РФ, так и в федеральной

-: могут принадлежать субъектам РФ и муниципальным образованиям

-: могут находиться в государственной и муниципальной собственности

40. Природные парки создаются в форме…

+: государственных учреждений

-: товариществ

-: государственных унитарных предприятий

-: государственных корпораций

41. Наиболее строгий правовой режим охраны установлен законодательством для…

+: заповедников

-: ботанических садов

-: заказников

-: национальных парков

42. Функциональная зона национального парка, в которой запрещается любая

хозяйственная деятельность и рекреационное использование территории, называется…

+: заповедной зоной

-: особо охраняемой зоной

-: зоной хозяйственного назначения

-: рекреационной зоной

-: зоной познавательного туризма

43. Участки территории РФ, где происходят устойчивые отрицательные изменения в

окружающей среде, угрожающие здоровью населения, состоянию естественных экологических

систем, признаются зонами…

+: экологического бедствия

-: отчуждения

-: чрезвычайной экологической ситуации

-: экологической опасности

44. Решение об учреждении государственного природного заповедника принимается…

+: Правительством РФ

-: Президентом РФ

-: Федеральным Собранием РФ

-: Специально уполномоченным органом исполнительной власти

-: Законом субъекта РФ

45. Правила, установленные международным договором РФ в области охраны

окружающей среды, противоречат правилам Федерального закона «Об охране окружающей

среды» - в этом случае применяются правила и нормы…

+: международного договора

-: Федерального закона

-: Конституции РФ

-: в зависимости от территории, на которой они применяются

46. Естественное продолжение сухопутной территории до внешней границы подводной

окраины материка или до 200 миль, если границы подводной окраины материка не достигают

этого предела – это …

+: континентальный шельф

среды является …

+: Организация Объединенных Наций

-: Международный валютный фонд

-: Всемирная организация охраны дикой природы и фауны

-: Гринпис

-: Организация всемирного культурного наследия

48. Региональными договорами в области международной охраны окружающей среды

являются:

+: Африканская конвенция по охране природы и природных ресурсов (1968 г.)

+: Конвенция об охране морских живых ресурсов Антарктики (1980 г.)

+: Соглашение о сотрудничестве по борьбе с загрязнением Северного моря нефтью (1969

г.)

-: Конвенция об охране мигрирующих видов диких животных (1979 г.)

-: Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния (

49. Массовое уничтожение растительного или животного мира, отравление атмосферы или

водных ресурсов, а также совершение иных действий, способных вызвать экологическую

катастрофу, - это…

+: экоцид

50. Экологическое право относится к числу:

+: самостоятельных отраслей российского права

-: неосновных отраслей

-: институтов административного права

-: подотрасли конституционного права

51. Предметом экологического права являются отношения по:

+: природопользованию

+: охране окружающей среды

-: использованию земельных участков различных категорий

-: взаимодействию общества и государства

52. Общая часть экологического права включает в себя правовые институты, определяющие:

+: экологический контроль

+: экологическую экспертизу

-: правовой режим особо охраняемых природных территорий

-: охрану земель и недр

-: правовой режим лесопользования

53. Методы эколого-правового регулирования…

+: императивные предписания, разрешения и запреты на совершение определенных действий

-: формально-юридические методы

-: сравнительно-правовые методы

-: убеждение и принуждение

-: гипотеза, диспозиция, санкция

54. Объект, созданный человеком для обеспечения его социальных потребностей и не

обладающий свойствами природных объектов– это…

+: антропогенный объект

-: природно-антропогенный объект

-: природный ландшафт

-: искусственный ландшафт

55. Основным конституционным правом человека является право …

+: каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее

состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим

правонарушением

-: граждан на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей природной среды

-: граждан России, иностранных граждан и лиц без гражданства, проживающих на территории РФ, на радиационную безопасность

-: на обеспечение экологической безопасности, охрану окружающей среды и рациональное

использование природных ресурсов в интересах настоящего и будущего поколений

56. Эколого-правовые норма, определяющая права и обязанности участников экологического правоотношения, делятся на…

+: материальные нормы

-: процессуальные нормы

-: срочные нормы

-: исполнительные

57. Экологические правоотношения могут возникнуть между:

+: органом исполнительной власти и гражданином

+: гражданином и общественным объединением

-: политическими партиями7

-: органом исполнительной власти и окружающей средой

-: предприятием и окружающей природной средой

58. Субъектом экологического права выступают:

+: государственные органы исполнительной власти

+: общественные объединения

+: граждане

-: чрезвычайная ситуация природного характера

-: земля, животный и растительный мир

59. Наиболее полно определяет экологические права и обязанности субъектов экологического права…

+: Федеральный закон «Об охране окружающей среды»

-: Конституция РФ

-: Гражданский кодекс РФ

-: Федеральный закон «Об охране окружающей природной среды»

-: Федеральный закон «О проведении экологической экспертизы»

60. Граждане и юридические лица могут иметь в собственности …

+: земельные участки

-: леса, расположенные на землях лесного фонда

-: реки и озера

-: недра

-: животный мир в естественной среде обитания

61. Природные ресурсы территориальных вод, континентального шельфа и экономической

зоны РФ отнесены к …

+: федеральной собственности

-: собственности Федерации и субъектов РФ

-: государственной и муниципальной собственности

-: граждан

-: юридических лиц

62. Изъятие у собственника имущества с выплатой ему его стоимости в интересах

общества по решению государственных органов при обстоятельствах, носящих чрезвычайный

характер, называется…

+: реквизицией

-: конфискацией

-: национализацией

-: приватизацией

63. Комплексное природопользование является формой...

+: специального природопользования

-: общего природопользования

-: особого водопользования

-: коллективного природопользования

64. Субъектами специального природопользования могут выступать…

+: юридические лица и индивидуальные предприниматели

-: любые физические и юридические лица

-: только юридические лица.

-: субъекты РФ 8

65. Владение, пользование и распоряжение природными ресурсами осуществляется их

собственниками свободно, если это не…

+: наносит ущерба окружающей среде

+: нарушает прав и законных интересов иных лиц

-: вредит интересам других лиц

-: нарушает интересов государства

66. Совокупность предпринимаемых соответствующими субъектами действий,

направленных на обеспечение исполнения требований законодательства об окружающей среде,

рационального природопользования представляет собой…

+: управление

-: наблюдение

-: мониторинг

-: аудит

-: экспертизу

67. Органы специальной компетенции в сфере управления природопользованием – это …

+: Министерство природных ресурсов и экологии РФ

-: Федеральное Собрание РФ

-: Правительство РФ

-: Государственный комитет экологии

-: Министерство охраны окружающей среды

68. Целью Государственного доклада о состоянии окружающей природной среды как

официального документа является…

+: обеспечение государственных органов управления и населения объективной

систематизированной информацией о качестве окружающей природной среды

-: оценка особых видов воздействия на окружающую среду с учетом климатических

особенностей года, природных катастроф и стихийных бедствий

-: нормативное обеспечение деятельности в области охраны окружающей среды

-: разработка плана действий для улучшения состояния окружающей природной среды и

повышения качества жизни населения на территории Российской Федерации

69. Санитарно-гигиеническое нормирование относится к задачам…

+: Министерства здравоохранения и социального развития РФ

-: Министерства природных ресурсов РФ

-: Федерального надзора России по ядерной и радиационной безопасности

-: Министерства сельского и лесного хозяйства

70. Установление соответствия документов и (или) документации, обосновывающих

намечаемую хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям – это ###

+: экологическая экспертиза

+: экспертиза

71. Членами экспертной комиссии государственной экологической экспертизы могут быть:

+: внештатные эксперты

+: штатные сотрудники федерального органа исполнительной власти в области

экологической экспертизы

+: штатные сотрудники органов государственной власти субъектов Российской Федерации

-: представитель заказчика документации, подлежащей государственной экологической

экспертизе

-: разработчик объекта государственной экологической экспертизы

72. Финансирование государственной экологической экспертизы объектов государственной

экологической экспертизы осуществляется за счет средств…

+: заказчика документации, подлежащей государственной экологической экспертизе

-: федерального бюджета

-: бюджета субъекта РФ

-: экспертов государственной экологической экспертизы

73. Финансирование общественной экологической экспертизы не вправе осуществлять за счет…

+: заказчика документации на проведение государственной экологической экспертизы

-: собственных средств общественных организаций (объединений)

-: общественных экологических и других фондов

-: целевых добровольных денежных взносов граждан и организаций

-: средств, выделяемых в соответствии с решением соответствующих органов местного

самоуправления

74. Решение о выдаче лицензии в сфере природопользования должно быть принято в срок

не превышающий…

+: 45 дней

-: 30 дней

-: 10 дней

-: 3 месяца

-: 6 месяцев

75. Экологическая сертификация может быть…

+: обязательной и добровольной

-: только обязательной

-: только добровольной

-: общественной и государственной

76. Законодательство РФ предусматривает возможность проведения экологической аудита…

+: только добровольного

-: только обязательного

-: добровольного и обязательного

-: некоммерческого

77. Основанием возникновения страховых отношений в сфере экологического страхования

выступает…

+: договор страхования

-: акт государственного органа исполнительной власти

-: приказ директора предприятия

-: протест прокурора

78. Стадия ввода объектов в эксплуатацию, подлежащих экологическому контролю, предусматривает проведение … экологического контроля

+: предупредительного

-: текущего

-: последующего

-: общественного

79. Виновное противоправное деяние, нарушающее природоохранительное

законодательство и причиняющее вред окружающей природной среде и здоровью человека

является…

+: экологическим правонарушением

-: экологическим правоотношением

-: экологической ответственностью

-: мерами пресекающего характера

80. Административная ответственность за совершение экологических правонарушений

может устанавливаться…

+: как на федеральном, так и на региональном уровне

-: только на уровне субъектов РФ

-: исключительно на федеральном уровне

-: на уровне субъектов РФ в соответствии с природоохранным законодательством

81. Иски о компенсации вреда окружающей среде, причиненного нарушением

законодательства в области охраны окружающей среды, могут быть предъявлены в течение....

лет.

+: двадцати

82. Нормативный правовой акт, не являющийся источником отрасли экологического права, - это…

+: Воздушный кодекс РФ

-: Водный кодекс РФ

-: Лесной кодекс РФ

-: Закон о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения

-: Градостроительный кодекс

83. Зоны экологического бедствия – это участки территории, где в результате

хозяйственной или иной деятельности...

+: произошли глубокие необратимые изменения окружающей среды

-: наблюдается повышенная антропогенная нагрузка на окружающую среду

-: выявлен хронически повышенный уровень загрязнения

-: происходит сильное загрязнение окружающей среды, многократно превышающим

экологические нормативы

-: нарастают процессы разрушения экологических систем, истощаются природные

ресурсы, увеличивается заболеваемость и смертность населения

84. Территории, призванные создать барьер между застройкой и предприятиями и иными

объектами, являющимися источниками вредных воздействий на состояние окружающей среды,

называются…

+: санитарно-защитными зонами

-: зонами отчуждения

-: особо охраняемыми природными территориями

-: санитарными зонами

-: санитарно-гигиеническими зонами

85. Предметами совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ являются:

+: природопользование

+: охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности

+: особо охраняемые природные территории

-: регулирование и защита прав человека и гражданина

-: обеспечение государственной безопасности

86. Совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных

объектов, а также антропогенных объектов – это…

+: окружающая среда

-: природная среда

-: природный объект

-: природа

87. Эколого-правовые отношения – это…

+: урегулированные нормами экологического права общественные отношения,

складывающиеся в области взаимодействия общества и природы

-: общественные отношения в сфере власти-подчинения

-: общественные отношения в области природоохранной деятельности предприятия

-: общественные отношения в области управления сельским хозяйством

88. Государственной собственностью на природные ресурсы управляет:

+: Администрация области

+: Правительство РФ

-: Совет Федерации Федерального Собрания

-: Федеральное министерство

-: Совет Безопасности РФ

89. Система норм, регулирующих отношения по использованию природных богатств, называется…

+: правом природопользования

-: правом собственности на природные ресурсы

-: правом окружающей среды

-: сервитутом



Просмотров