Водный кодекс рф 1995 года. Водный кодекс российской федерации документы и реестры

ПЕРВАЯ РЕДАКЦИЯ КОДЕКСА. (без изм. и доп) 16 ноября 1995 года N 167-ФЗ ___________________________________________________________________ РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ВОДНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Принят Государственной Думой 18 октября 1995 года Воды являются важнейшим компонентом окружающей природной среды, возобновляемым, ограниченным и уязвимым природным ресурсом, используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на ее территории, обеспечивают экономическое, социальное, экологическое благополучие населения, существование животного и растительного мира. Отношения по поводу вод регулируются настоящим Кодексом путем установления правовых основ использования и охраны водных объектов. ОБЩАЯ ЧАСТЬ ОГЛАВЛЕНИЕ Раздел I. Общие положения Глава 1. Основные положения Статья 1. Основные понятия Статья 2. Водное законодательство Российской Федерации Статья 3. Цели водного законодательства Российской Федерации Статья 4. Водное законодательство Российской Федерации и нормы международного права Статья 5. Отношения, регулируемые водным законодательством Российской Федерации Статья 6. Действие водного законодательства Российской Федерации во времени Глава 2. Объекты водных отношений Статья 7. Водный объект Статья 8. Виды водных объектов Статья 9. Поверхностные водные объекты Статья 10. Поверхностные водотоки Статья 11. Поверхностные водоемы Статья 12. Особенности прав собственников, владельцев и пользователей земельных участков, примыкающих к поверхностным водным объектам Статья 13. Ледники и снежники Статья 14. Внутренние морские воды Статья 15. Территориальное море Российской Федерации Статья 16. Береговая линия и прибрежная полоса внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации Статья 17. Подземные водные объекты Статья 18. Внутренние воды Статья 19. Трансграничные (пограничные) водные объекты Статья 20. Водные объекты общего пользования Статья 21. Водные объекты особого пользования Статья 22. Оборотоспособность водных объектов Глава 3. Субъекты водных отношений Статья 23. Участники водных отношений Статья 24. Российская Федерация и субъекты Российской Федерации - участники водных отношений Статья 25. Муниципальные образования - участники водных отношений Статья 26. Водопользователи - участники водных отношений Статья 27. Водопользователь - гражданин Статья 28. Водопользователь - юридическое лицо Статья 29. Водопользователь, использующий водные объекты для обеспечения нужд водопотребителей Статья 30. Правоспособность и дееспособность водопользователей Раздел II. Право собственности и другие права на водные объекты Глава 4. Основные положения Статья 31. Содержание права собственности на водные объекты Статья 32. Предмет права собственности на водные объекты Статья 33. Субъекты права собственности на водные объекты Статья 34. Формы собственности на водные объекты Статья 35. Право государственной собственности на водные объекты Статья 36. Федеральная собственность на водные объекты Статья 37. Собственность субъектов Российской Федерации Статья 38. Вопросы владения, пользования и распоряжения водными объектам, и находящимися в государственной собственности Статья 39. Право муниципальной собственности на обособленные водные объекты Статья 40. Право собственности граждан и юридических лиц на обособленные водные объекты Статья 41. Права на водные объекты лиц, не являющихся собственниками водных объектов Статья 42. Право долгосрочного и краткосрочного пользования водными объектами Статья 43. Право ограниченного пользования водным объектом (водный сервитут) Статья 44. Виды водных сервитутов Статья 45. Права на обособленные водные объекты Глава 5. Приобретение и прекращение прав пользования водными объектами Статья 46. Основания приобретения прав пользования водными объектами Статья 47. Переход прав пользования водными объектами Статья 48. Лицензия на водопользование Статья 49. Содержание лицензии на водопользование Статья 50. Порядок выдачи, оформления, регистрации лицензии на водопользование и распорядительной лицензии Статья 51. Внесение изменений в лицензию на водопользование Статья 52. Распорядительная лицензия Статья 53. Аннулирование лицензии на водопользование и распорядительной лицензии Статья 54. Договор пользования водным объектом Статья 55. Виды договоров пользования водными объектами Статья 56. Согласование условий лицензии на водопользование и договора пользования водным объектом Статья 57. Обязательные (существенные) условия договора пользования водным объектом Статья 58. Заключение договора пользования водным объектом в обязательном порядке Статья 59. Государственная регистрация договоров пользования водными объектами Статья 60. Прекращение прав пользования водными объектами Статья 61. Порядок прекращения прав пользования водными объектами Глава 6. Осуществление и защита прав пользования водными объектами Статья 62. Осуществление права пользования водными объектами Статья 63. Ограничение прав пользования водными объектами Статья 64. Судебная защита прав пользования водными объектами Раздел III. Государственное управление в области использования и охраны водных объектов Глава 7. Основы государственного управления в области использования и охраны водных объектов Статья 65. Полномочия Российской Федерации в области использования и охраны водных объектов Статья 66. Полномочия субъектов Российской Федерации в области использования и охраны водных объектов Статья 67. Разграничение полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в области использования и охраны водных объектов Статья 68. Полномочия органов местного самоуправления в области использования и охраны водных объектов Статья 69. Основные принципы государственного управления в области использования и охраны водных объектов Глава 8. Система органов исполнительной власти Российской Федерации в области использования и охраны водных объектов Статья 70. Органы исполнительной власти, осуществляющие государственное управление в области использования и охраны водных объектов Статья 71. Федеральные органы исполнительной власти в области использования и охраны водных объектов Статья 72. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области использования и охраны водных объектов Статья 73. Специально уполномоченный государственный орган управления использованием и охраной водного фонда Статья 74. Основные функции специально уполномоченного государственного органа управления использованием и охраной водного фонда Глава 9. Сферы государственного управления в области использования и охраны водных объектов Статья 75. Водохозяйственные балансы Статья 76. Схемы комплексного использования и охраны водных ресурсов Статья 77. Государственные программы по использованию, восстановлению и охране водных объектов Статья 78. Государственный мониторинг водных объектов Статья 79. Государственный учет поверхностных и подземных вод и государственный водный кадастр Статья 80. Государственная экспертиза предпроектной и проектной документации на строительство и реконструкцию хозяйственных и других объектов, влияющих на состояние водных объектов Статья 81. Государственный контроль за использованием и охраной водных объектов Статья 82. Нормирование в области использования и охраны водных объектов Статья 83. Лицензирование в области использования и охраны водных объектов Статья 84. Государственное регулирование водохозяйственной деятельности Раздел IV. Использование и охрана водных объектов Глава 10. Использование водных объектов Статья 85. Цели и способы использования водных объектов Статья 86. Общее и специальное водопользование Статья 87. Особое пользование водными объектами Статья 88. Порядок осуществления общего водопользования Статья 89. Ограничение, приостановление или запрещение использования водных объектов Статья 90. Лимиты водопользования (водопотребления и водоотведения) Статья 91. Порядок предоставления водных объектов в пользование Статья 92. Права и обязанности водопользователей при использовании водных объектов Статья 93. Антимонопольные требования в области использования водных объектов Глава 11. Охрана водных объектов Статья 94. Общие требования к охране водных объектов Статья 95. Охрана водных объектов от загрязнения Статья 96. Охрана водных объектов от засорения Статья 97. Аварийное загрязнение водных объектов Статья 98. Охрана водных объектов от загрязнения и засорения из источников загрязнения, находящихся на суше Статья 99. Охрана водных объектов от загрязнения и засорения, вызываемых деятельностью на дне водных объектов Статья 100. Охрана водных объектов от загрязнения и засорения с судов и иных средств и сооружений, используемых на поверхности водных объектов Статья 101. Охрана ледяного покрова водных объектов, ледников и снежников от загрязнения и засорения Статья 102. Охрана водосборных площадей водных объектов Статья 103. Охрана водных объектов от загрязнения ядохимикатами и другими химическими средствами Статья 104. Охрана водных объектов от загрязнения радиоактивными и токсичными веществами (материалами) Статья 105. Размещение, проектирование, строительство, реконструкция и ввод в эксплуатацию хозяйственных и других объектов, влияющих на состояние водных объектов Статья 106. Эксплуатация хозяйственных и других объектов, влияющих на состояние водных объектов Статья 107. Особенности охраны подземных водных объектов Статья 108. Порядок ведения работ на водных объектах и в их водоохранных зонах Статья 109. Нормативы предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты Статья 110. Требования к экологическим попускам и нормированию предельно допустимого безвозвратного изъятия поверхностных вод Статья 111. Водоохранные зоны водных объектов Статья 112. Особенности предоставления земельных участков в водоохранных зонах и контроль за их использованием Статья 113. Использование и охрана лесов водоохранных зон водных объектов Статья 114. Охрана водных объектов при использовании недр Статья 115. Зоны и округа санитарной охраны Статья 116. Зоны чрезвычайной экологической ситуации и экологического бедствия на водных объектах Статья 117. Предупреждение и ликвидация последствий вредного воздействия вод Статья 118. Особо охраняемые водные объекты Статья 119. Особо охраняемые водные объекты международного значения Статья 120. Бассейновые соглашения о восстановлении и охране водных объектов Глава 12. Экономическое регулирование использования, восстановления и охраны водных объектов Статья 121. Принципы экономического регулирования использования, восстановления и охраны водных объектов Статья 122. Платность водопользования Статья 123. Система платежей, связанных с пользованием водными объектами Статья 124. Плата за пользование водными объектами (водный налог) Статья 125. Плата, направляемая на восстановление и охрану водных объектов Статья 126. Сбор за выдачу лицензий на водопользование Статья 127. Принципы экономического стимулирования рационального использования, восстановления и охраны водных объектов Статья 128. Льготы по платежам, связанным с пользованием водными объектами Раздел V. Разрешение споров по вопросам использования и охраны водных объектов и ответственность за нарушение водного законодательства Российской Федерации Глава 13. Разрешение споров по вопросам использования и охраны водных объектов Статья 129. Порядок разрешения споров по вопросам использования и охраны водных объектов Глава 14. Ответственность за нарушение водного законодательства Российской Федерации Статья 130. Административная и уголовная ответственность за нарушение водного законодательства Российской Федерации Статья 131. Ответственность граждан и юридических лиц за причинение ущерба водным объектам Статья 132. Недействительность сделок, совершенных с нарушением водного законодательства Российской Федерации Раздел VI. Целевое использование водных объектов Глава 15. Цели использования водных объектов Статья 133. Использование водных объектов для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения Статья 134. Резервирование источников питьевого водоснабжения Статья 135. Централизованное и нецентрализованное питьевое и хозяйственно-бытовое водоснабжение населения Статья 136. Использование водных объектов, содержащих природные лечебные ресурсы Статья 137. Использование водных объектов для промышленности и энергетики Статья 138. Использование водных объектов для сельского хозяйства и лесного хозяйства Статья 139. Использование водных объектов для гидроэнергетики Статья 140. Использование водных объектов для рыбного хозяйства Статья 141. Использование водных объектов для охотничьего хозяйства Статья 142. Использование водных объектов для транспорта и лесосплава Статья 143. Использование водных объектов для рекреации Статья 144. Использование водных объектов для сброса сточных и дренажных вод Статья 145. Использование водных объектов для добычи полезных ископаемых, строительных нужд и проведения иных работ Статья 146. Использование водных объектов для обеспечения пожарной безопасности Глава 16. Введение в действие настоящего Кодекса Статья 147. Введение в действие настоящего Кодекса Статья 148. О признании утратившим силу Водного кодекса РСФСР ______________________________________________________________________________ Раздел I. Общие положения Глава 1. Основные положения Статья 1. Основные понятия В настоящем Кодексе используются следующие основные понятия: вода - химическое соединение водорода и кислорода, существующее в жидком, твердом и газообразном состояниях; воды - вся вода, находящаяся в водных объектах; поверхностные воды - воды, постоянно или временно находящиеся в поверхностных водных объектах; подземные воды - воды, в том числе минеральные, находящиеся в подземных водных объектах; водные ресурсы - запасы поверхностных и подземных вод, находящихся в водных объектах, которые используются или могут быть использованы; водный объект - сосредоточение вод на поверхности суши в формах ее рельефа либо в недрах, имеющее границы, объем и черты водного режима; водный режим - изменение во времени уровней, расходов и объемов воды в водных объектах; водный фонд - совокупность водных объектов в пределах территории Российской Федерации, включенных или подлежащих включению в государственный водный кадастр; поверхностный водоток - поверхностный водный объект с непрерывным движением вод; поверхностный водоем - поверхностный водный объект, представляющий собой сосредоточение вод с замедленным водообменом в естественных или искусственных впадинах; обособленный водный объект (замкнутый водоем) - небольшой по площади и непроточный искусственный водоем, не имеющий гидравлической связи с другими поверхностными водными объектами; водосборная площадь - территория, сток с которой формирует водный объект; бассейн поверхностного водного объекта (далее - бассейн водного объекта) - территория, включающая водосборные площади гидравлически связанных водоемов и водотоков, главный из которых впадает в море или озеро; акватория - водное пространство, ограниченное естественными, искусственными или условными границами; дренажные воды - вода, собираемая дренажными сооружениями и сбрасываемая в водные объекты; сточные воды - вода, сбрасываемая в установленном порядке в водные объекты после ее использования или поступившая с загрязненной территории; использование водных объектов - получение различными способами пользы от водных объектов для удовлетворения материальных и иных потребностей граждан и юридических лиц; пользование водными объектами (водопользование) - юридически обусловленная деятельность граждан и юридических лиц, связанная с использованием водных объектов; охрана водных объектов - деятельность, направленная на сохранение и восстановление водных объектов; загрязнение водных объектов - сброс или поступление иным способом в водные объекты, а также образование в них вредных веществ, которые ухудшают качество поверхностных и подземных вод, ограничивают использование либо негативно влияют на состояние дна и берегов водных объектов; засорение водных объектов - сброс или поступление иным способом в водные объекты предметов или взвешенных частиц, ухудшающих состояние и затрудняющих использование водных объектов; истощение вод - устойчивое сокращение запасов и ухудшение качества поверхностных и подземных вод; вредное воздействие вод - затопление, подтопление и другое вредное влияние поверхностных и подземных вод на определенные территории и объекты; водопользователь - гражданин или юридическое лицо, которым предоставлены права пользования водными объектами; водопотребитель - гражданин или юридическое лицо, получающие в установленном порядке от водопользователя воду для обеспечения своих нужд; водохозяйственный объект - сооружение, связанное с использованием, восстановлением и охраной водных объектов и их водных ресурсов; водозабор - комплекс сооружений и устройств для забора воды из водных объектов; водохозяйственная деятельность - деятельность граждан и юридических лиц, связанная с использованием, восстановлением и охраной водных объектов; лицензия на водопользование - специальное разрешение на пользование водными объектами или их частями на определенных условиях; распорядительная лицензия - специальное разрешение на распоряжение в установленном порядке правами пользования водными объектами. Статья 2. Водное законодательство Российской Федерации В соответствии с Конституцией Российской Федерации водное законодательство Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Водное законодательство Российской Федерации состоит из настоящего Кодекса и принимаемых в соответствии с ним федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, регулирующие водные отношения, не могут противоречить настоящему Кодексу и принимаемым в соответствии с ним федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом, регулирующим водные отношения, и иным актом, принимаемым в Российской

1.4. Преимущества и недостатки введения нового Водного кодекса РФ

Первый Водный кодекс РСФСР был принят 30 июня 1972 г. - он олицетворял прогресс российского водного права на том этапе. В его содержании почти все было новым по тому времени: понятие «водный объект» и юридическая категория «воды», классификация видов водопользования и разрешительный порядок предоставления права пользования конкретными водными объектами, приоритет хозяйственно-питьевого водопользования и всесторонняя охрана вод от загрязнения, засорения и истощения. Система водных правоотношений, сложившаяся на базе Водного кодекса РСФСР 1972 г., вписалась в общую систему экологических правоотношений в Российской Федерации.
Спустя 20 лет обстановка существенно изменилась во многих сферах жизни, особенно в политике, экономике и управлении. Однако задачи рационального использования и охраны вод не только не были сняты с повестки дня, но и стали еще более актуальными и сложными. Возникла необходимость приведения водного законодательства в соответствие с изменившимися условиями, а заодно и потребность в совершенствовании некоторых его положений. Практически это привело к необходимости издания нового Водного кодекса РФ от 16 ноября 1995 г. № 167-ФЗ (далее - ВК РФ 1995 г.).

В нем были преду смотрены право собственности на водные объекты, более детальное регулирование разрешительного порядка водопользования, сочетание административных и договорных способов правового воздействия на водные отношения, узаконение практики их организации по основным бассейнам поверхностных вод с помощью соответствующих соглашений, комплекс Правил по экономическому стимулированию использования, восстановления и охраны водных объектов.

В регулировании отношений собственности на воды примечательным являлся осторожный подход к внедрению многообразия ее форм и видов. Как бы ни давила на общество эйфория рыночных отношений, воды оставались такой вещью, которая вряд ли в основной своей части без ущерба для страны могла быть полностью обращена в частную собственность. Законодатель тогда проявил больше осторожности, чем можно было ожидать, и уважения к исторической традиции преемственности в праве, записав, что все не находящиеся в муниципальной собственности, в собственности граждан и юридических лиц водные объекты принадлежали государству.

Шагом в сторону рыночной психологии являлись указания о том, что право собственности на водные объекты определяется общими правилами гражданского законодательства об объектах гражданских прав, если иное не предусмотрено в Водном кодексе.

Разрешительный порядок водопользования применялся и прежде. В Водном кодексе РФ 1995 г. этот порядок был представлен во всех деталях и сложностях. Уже тогда оставался один вопрос: не перестарались ли составители Кодекса, не образовалась ли сверхбюрократия в процедурах приобретения права пользования водными объектами.

Углубление рыночных отношений и дальнейшее развитие реформ обусловили разработку в XXI в. нового Водного кодекса РФ, проект которого неоднократно обсуждался в Министерстве экономического развития РФ и аппарате Правительства РФ, в комиссиях Администрации Президента РФ и в Государственной Думе РФ. 3 июня 2006 г. Водный кодекс РФ (далее - ВК РФ) был подписан Президентом РФ и, опубликованный 8 июня в Российской газете, вступил в силу с 1 января 2007 г.

Работа над новым ВК РФ была начата в 2003 г. Настоящий ВК РФ представляет собой первый опыт либерализации природопользования. Особенно важен учет законодателем того, что вода является источником жизнеобеспечения человека, продуктом первой необходимости, а поэтому распространять на водные объемы товарно-денежные отношения было бы неправильным.

Принятый ВК РФ направлен на усовершенствование водного законодательства в соответствии с предлагаемым Правительством РФ ку рсом на повышение рациональности и эффективности использования и охраны водных ресурсов. Важнейшие принципы такого курса сформулированы в Послании Президента РФ 2004 г.: федеральная собственность на водные объекты (за исключением прудов и обводненных карьеров), бассейновый принцип в управлении водными объектами, платность водопользования, приоритет питьевого и хозяйственнобытового водоснабжения перед иными целями.

Главными новациями ВК РФ можно признать закрепление приоритета федеральной собственности на все естественные и крупные искусственные родные объекты при одновременном расширении перечня водных объектов, которые могут находиться в частной собственности, и изменении условий доступа к пользованию водными объектами. Особое внимание уделено требованиям к охране вод и водных объектов от загрязнения, засорения и истощения.

Несмотря на довольно длительную разработку ВК РФ, в силу его новаторского содержания и недостаточного учета рекомендаций ученых и пользователей Кодекс изобилует мелкими и крупными недочетами. Слишком схематично определен экономический механизм обеспечения деятельности водного хозяйства. Отсутствуют гарантии на выделение субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ в объемах, достаточных для реализации передаваемых полномочий и не зависящих от объемов поступающих от платного водопользования средств. Не предусмотрены механизм и критерии установления частной собственности на водные объекты, а также порядок и основания передачи прав водопользования на договорных отношениях.

Учитывая указанные обстоятельства, Совет Федерации РФ принял ВК РФ с условием гарантий внесения в кратчайшие сроки принципиальных поправок (о запрете на передачу в частную собственность и в пользование третьим лицам водных объектов с питьевой водой и объектов водозабора, а также вновь разработанных положений для нивелирования указанных выше недостатков). Одновременно с вступлением в силу ВК РФ с 1 января 2007 г. должны вступить в силу и поправки. Такое решение позволило не затягивать работу над ВК и минимизировать законодательные погрехи.

Подробный анализ нового ВК РФ - дело будущего. Здесь пока можно констатировать, что им сделан новый шаг в сторону развития предпринимательства в водных отношениях, передачи основных функций и ответственности в области управления водными ресурсами их собственникам, снижения роли государства в предоставлении прав водопользования и контроля за ним, расширения договорных начал в охране и использовании вод, уменьшения декларативности и административно-командных начал.

Сохранение конкретности предписаний и норм о роли государственного управления, разграничении полномочий между Российской Федерацией, ее субъектами и муниципальными образованиями в области водных отношений позволяет рассчитывать на найденную оптимальную форму их правового регулирования.

В юридической теории и практике существует (в виде «доброго обычая») презумпция качественного превосходства нового закона над старым. Иначе говоря, предполагается, что каждый новый закон должен быть лучше замененного. Хочется надеяться, что третий Водный кодекс РФ оправдает эту презумпцию!

Таблица 1.1
Сравнительная характеристика старого и нового Водного кодекса РФ

Новый термин, отсутство­вавший в ВК РФ 1995 г.

Термины, не вошедшие вВКРФ

Термины с измененным наименованием, содер­жанием

Водное хозяйство

Вода

Водный объект

Водоотведение

Вода

Водные ресурсы

Водохозяйственная система

Поверхностные вода

Водный фонд

Водопотребление

Подземные воды

Использование водных объектов

Водоснабжение

Поверхностный водоток

Негативное действие вод

Водохозяйственный уча­сток

Поверхностный водоем

Речной бассейн

Обособленный водный объект

Водосборная площадь

Засорение водных объектов

Водохозяйственный объект

Водозабор

Водохозяйственная деятель­ность

Лицензия на водопользование

Распорядительная лицензия

Водопользователь

Анализируя данные, представленные в табл. 1.1, можно сказать, что по сравнению с ВК РФ 1995 г. перечень терминов значительно сократился - с 30 до 19. В частности, не вошли в новую редакцию такие термины, как «вода», «поверхностные и подземные воды». Вместе с тем в ВК РФ введены новые понятия, такие как «водное хозяйство», «водопотребление» и т.д.

Во́дный ко́декс Росси́йской Федера́ции – ключевой нормативно-правовой документ России, регулирующий отношения в сфере водопользования . Принят в июне 2006 г., вступил в силу с 1 января 2007 г.

Со дня введения в действие нового Водного кодекса признан утратившим силу Водный кодекс Российской Федерации 1995 г.; признаны не действующими на территории Российской Федерации законодательные акты СССР, содержащие нормы, регулирующие водные отношения.

До принятия в 2006 г. Водного кодекса на территории большинства регионов действовали нормативно-правовые акты, принятые в 1990-е гг. С принятием нового Водного кодекса субъекты Российской Федерации были вынуждены приводить региональное водное законодательство в соответствие с федеральным.

Водный кодекс содержит семь глав, разделённых на 69 статей:

Главы

Статьи

Глава 1. Общие положения Статьи 1–7.1 В главе приводятся принятые в Водном кодексе основные понятия, формулируется «архитектура» водного законодательства, определяются основные принципы и область применения водного законодательства. Содержится описание видов водных объектов и определяются участники водных отношений.
Глава 2. Право собственности и иные права на водные объекты Статьи 8–10 В главе устанавливается государственное право собственности на водные объекты (за исключением прудов и обводнительных карьеров), а также определяется приобретение и прекращение права пользования водными объектами.
Глава 3. Договор водопользования. Решение о предоставлении водного объекта в пользование Статьи 11–23 В главе определяется порядок предоставления водных объектов в пользование, даётся определение и содержание договоров пользования водными объектами, устанавливаются порядок и сроки заключения договоров.
Глава 4. Управление в области использования и охраны водных объектов Статьи 24–36 В главе определяются полномочия федеральных, региональных и муниципальных органов власти в области водных отношений, вводится бассейновый принцип управления водными объектами, определяются направления деятельности органов власти в рамках управления водными ресурсами .
Глава 5. Водопользование Статьи 37–54 Глава содержит определение целей и видов водопользования , регламентирует взаимоотношения государства и водопользователей. Приводятся основные требования к использованию водных объектов в различных целях.
Глава 6. Охрана водных объектов Статьи 55–67.1 В главе приводятся основные требования к охране различных водных объектов России.
Глава 7. Ответственность за нарушение водного законодательства Статьи 68–69 В главе определяется административная и уголовная ответственность за нарушение водного законодательства.

Историческая справка

В 1970 г. в СССР, впервые за многовековую историю России, были приняты Основы водного законодательства Союза ССР и Союзных Республик. В Основах подтверждалась государственная собственность на водные ресурсы, декларировались рациональное использование водных объектов, экономия расхода воды и улучшение её качества . Главная цель водного законодательства, говорилось в Основах, – «активно способствовать наиболее эффективному, научно обоснованному использованию вод и их охране от загрязнения , засорения и истощения».

В 1972 г. принят Водный кодекс РСФСР, дублирующий ключевые положения Основ водного законодательства. Водный кодекс состоял из пяти разделов, разделённых на 27 глав из 113 статей:

В Водном кодексе РСФСР содержались такие новые для советского законодательства понятия как водопользователь , объекты и виды водопользования , декларирована бесплатность водопользования, определены права и обязанности водопользователей, в т. ч. и в вопросах охраны вод, поставлены задачи государственного учёта и планирования использования вод.

Вместе с тем, в Водном кодексе РСФСР никак не определялись такие понятия, как водное хозяйство и водохозяйственная деятельность , водные ресурсы и водные объекты , водопотребитель и водопотребление и другие.

В конце 1980-х – начале 1990-х гг., в условиях перехода от плановой экономики к рыночной и появления новых проблем, требующих нормативной регламентации, связанных, в том числе, с изменением государственного строя, возникла необходимость масштабного обновления водного законодательства России.

В 1995 г. был принят Водный кодекс Российской Федерации, установивший правовые основы использования и охраны водных объектов и законодательно закрепивший изменения, произошедшие в регулировании водных отношений в конце 1980-х – начале 1990-х гг.

Новый Водный кодекс состоял из трёх частей: Общей, Особенной и Заключительной, включающих 6 разделов, разделённых на 15 глав, состоящих из 148 статей:

  • Общая часть
    • Раздел 1. Общие положения.
    • Раздел 2. Право собственности и другие права на водные объекты.
    • Раздел 3. Государственное управление в области использования и охраны водных объектов.
    • Раздел 4. Использование и охрана водных объектов.
    • Раздел 5. Разрешение споров по вопросам использования и охраны водных объектов и ответственность за нарушение водного законодательства Российской Федерации.
  • Особенная часть
    • Раздел 6. Целевое использование водных объектов.
  • Заключительная часть.

Особенностью нового Водного кодекса стали положения об отнесении водного законодательства к совместному ведению Российской Федерации и её субъектов, обязательное лицензирование водопользования и заключение договора водопользователя с органом исполнительной власти, права собственности на водные объекты. Декларировалась платность водных ресурсов.

В Водном кодексе 1995 г. были сформулированы такие понятия, как вода и воды , водные ресурсы и водный объект , водохозяйственная деятельность и водохозяйственный объект и другие, отсутствовавшие в Водном кодексе РСФСР. Однако и здесь отсутствовали такие понятия, как водное хозяйство и водохозяйственная система , договор водопользования и другие.

За время действия Водного кодекса 1995 г. был осуществлён ряд реформ в сфере управления водными ресурсами, произошли изменения в законодательстве в сфере федеративных отношений и местного самоуправления, финансовом законодательстве. Назрела необходимость исправления недостатков Водного кодекса и приведения его в соответствие с федеральным законодательством.



Просмотров