Проведение пср. Методы и организация проведения ПСР на внутренних водах Р.Ф

Благодарим редакцию газеты "Вперед" ПАО "НЗХК" за предоставление данного материала.

В начале года завод посетил Сергей Обозов, директор по развитию ПСР ГК «Росатом». Что такое ПСР-предприятие, какова внешняя оценка наших стартовых позиций как кандидата на это звание, что нас ждет в ближайшее время, мы выясняли у наших консультантов.

В большом отраслевом конкурсе ПАО «НЗХК» попало в список ПСР-кандидатов на этот год. Очень многие хотели, но не попали.

- Что это за звание, что оно дает?

ПСР-кандидат - это еще не звание, ПСР-предприятие вот это звание. В прошлом году в числе кандидатов было 10 предприятий и 7 из них удостоились звания лидер ПСР. Это другой уровень управления, организации и понимания культуры бережливого производства, постоянных улучшений, динамики по изменению взаимодействия между людьми, производственных привычек и т.д. Там, где большинство инструментов, подходов идеологий ПСР работает и дает свои результаты.

Сначала мы проверяли, как работают конкретные инструменты в отдельно взятых местах. Убедились, что инструменты работают. Потом стали смотреть, как работают смычки инструментов и идеологические подходы. Сначала на цеховом уровне, на уровне проектов, то есть улучшения в конкретных местах. Потом стали рассматривать отдельные потоки, а следом и предприятие в целом. В этом году будет достаточно серьезный прорыв на мегапотоки. Очень важно, что мы перешли на поточное мышление, в меньшей степени мыслим отдельными улучшениями, больше рассматриваем процесс в комплексе как внутри предприятия, так и между заводами.

НЗХК к концу года должен выдержать достаточно сложный экзамен, причем это в меньшей степени экзамен от АО «ПСР». Есть партнёрские проверки, топ-менеджмент будет проводить оценку и сами работники, те, кто участвовал в наших потоках, будут оценивать изменения. То есть это достаточно объективная многосторонняя оценка, в результате которой мы поймем, насколько завод соответствует статусу ПСР-предприятие.

С одной стороны это лестно, а с другой очень ответственно. Однако начинать мы будем не с нуля. Я думаю, что около 80% позитивных идей, которые мы сейчас пытаемся увязать между собой, выстроить в единую поточную логику уже жили на предприятии. Многие специалисты о них уже думали и так или иначе их реализовывали. Наша задача интенсифицировать усилия по внедрению таких позитивных технологических усовершенствований, которые могут дать хорошие результаты в области потоков. Поток, напоминаю, это такие показатели как время протекания процесса, уровень НЗП и, судя по той работе, которую мы сейчас проводим, есть основания ожидать хороших результатов.

То есть, мы не первопроходцы. В прошлом году тоже были кандидаты, которые, в конце концов, выдержали экзамен и получили заветное звание ПСР-лидер. Что их ожидает дальше?

Дальше вступает в права логика ПСР, которая говорит, что нельзя достичь чего-то насовсем. Улучшение - это не есть достижение определенной планки, это некое постоянство в движении к этому улучшению. Поэтому статус ПСР-предприятие будет пересматриваться, и если мы видели хороший результат в 2015 году, а в 2016 году предприятие почивает на лаврах, перестаёт активно двигаться, считает, что жизнь удалась, то статус может быть пересмотрен в обратную сторону. Единожды получив это звание, теперь придется соответствовать ему всегда. Менять мышление, переходить на другой уровень восприятия действительности и подтверждать свой статус осмысленным трудом. По большому счету мы сейчас формируем направление для этого осмысленного труда и помогаем добиться хороших результатов. А потом предприятию уже за счет собственных ресурсов, за счет ПСР-лидеров, которых мы воспитываем в большом количестве, за счет интенсификации усилий двигаться дальше.

- Наше предприятие в этом году кандидат. Что в связи с этим нас ждет?

На предприятии уже проведена колоссальная работа, но не по всем потокам. Мы в этом году будем прилагать усилия к двум потокам (трем направлениям) - производство ТВС ВВЭР-1000 и механическая часть с этим связанная - производство концевых деталей, а также изготовление коммерческого лития. Из трех направлений нашей работы наибольших успехов завод достиг на потоке ТВС ВВЭР-1000.

Я думаю, процентов 80 сотрудников предприятия, так или иначе, работают на эти потоки. И в понимании финансистов они приносят как минимум 70% всей выручки. А значит, мы своим вниманием охватываем практически все предприятие, что важно. Не всегда так можно сделать. Бывают предприятия, где скажем двадцать потоков и тянуть их все одновременно достаточно трудозатратно, а взяв два-три, мы не достигаем большой степени вовлеченности. И если результат мы получим хороший, то в целом на культуру предприятия сильно не повлияем.

- В чем будет заключаться работа специалистов АО «ПСР» на нашем заводе?

Во-первых, мы будем оказывать методическую помощь. Уже несколько специалистов среди нас прошли двухлетнюю стажировку в Японии, и мы обладаем на сегодняшний день одними из самых совершенных методологий. Среди сотрудников АО «ПСР» есть люди, которые досконально знают последовательность изменений, как именно их осуществлять, как делать расчеты, как осуществлять тянущую систему, как рассчитать количество карточек канабан, как провести стандартизированную работу, какой лучше использовать бланк и т.д.

Также завод может рассчитывать на организационную помощь, когда мы выступаем некими катализаторами ускоряющими изменения. За счет пристального внимания, фокусирования, динамики, частоты коммуникаций, совещаний, вопросов, которые мы задаем.

В каком-то смысле мы выступаем коучами и помогаем дойти, додуматься до правильного решения. Задаем в нужное время правильные вопросы и помогаем человеку на них отвечать, то есть структурируем его ответы. Участвуем в отработке гипотез: иногда правильный ответ неочевиден, мы формируем несколько гипотез и вместе их проверяем. Все это помогает осознать, понять и сделать изменения более быстрыми.

Еще вижу помощь в упорядочивании. У вас хороши показатели по подаче ППУ, по защите ПСР-проектов, но это нужно синхронизировать в какой-то логике, которая называется поточная логика. Мы все умеем плавать, но плывем в разных направлениях. Нужна некая сила, которая всех пловцов направила бы в одном направлении. Мы не учим плавать, вы это уже умеете делать. Нужна помощь именно в организации, как сделать изменения направленными. Много разных изменений в разные стороны создают зуд, но не открывают область для прорыва. Поэтому, когда мы держим логику потока, мы помогаем сфокусировать изменения.

Можно сказать, что некоторые консультанты ПСР оказывают еще и психологическую поддержку. Мы прекрасно понимаем людей, которые бояться изменений. Это совершенно естественно для человека, когда он проработал в статичной системе относиться с недоверием к изменениям, избегать их, причем это не зависит от возраста. Когда мы помогаем перейти людям на новые уровни улучшений, понимания развития производства, с ними происходят чудесные метаморфозы. Человек хочет меняться, но это страшно. Например, привычка скрывать проблемы, повсеместно встречается в нашей стране, причем независимо от отрасли. Признаться в том, что есть проблема - очень страшно, особенно когда вокруг человека концентрируются люди, которые не спешат это делать и ему, возможно, придется сделать первый шаг. В этот момент человеку нужна поддержка, обычная житейская, человеческая, дружеская поддержка.

Сотрудники АО «ПСР» это очень дружная команда, мы все распределены по отрасли, но довольно тесно общаемся другу с другом. И у нас есть возможность решения проблем, которые возникают на стыке предприятий. Очень много, например, проблем возникает на стыке ВНИИНМ и НЗХК. Мы имеем желание и возможности сделать улучшения, но как быстро это могут согласовать конструкторы, те, кто ведет технологии. Здесь возникает зона неопределенности, не вполне понятно, чей это вопрос. У нас имеется возможность такие коммуникационные вопросы вытащить на более высокий уровень, междивизиональный и даже отраслевой. Я был свидетелем решения многих проблем таким способом.

В Госкорпорацию входит более 250 заводов. С 2008 года активно взят курс на внедрение ПСР, однако людей, которые могут помочь в реализации принципов ПСР на производственной площадке не так много. Было принято решение сконцентрировать усилия, сделать некоторые прорывные и примерные для отрасли проекты. В частности в 2014 году был взят курс на создание двух модельных линий - КМЗ и МСЗ. В 2015 году выбрано 10 предприятий, на них было сосредоточено все внимание отрасли в рамках ПСР. Эта практика повторяется в 2016 году.

Суть в следующем - есть 10 предприятий, каждое из них закреплено за определенной бригадой под руководством специалистов АО «ПСР». В начале года проводится анализ существующего производства: основные потоки. Для НЗХК - это производство лития и ТВС ВВЭР-1000, в том числе комплектующие, которые делает НЗХК-Инструмент. В начале года будут определены направления - сокращение запасов, сокращение времени протекания процессов, то есть времени с момента получения заказа до получения готовый продукции. В это входит как производственный процесс, мы его называем материальный поток, так и информационный процесс: передача информации, оформление заявки, документации и т.д. На заводе будут сформированы рабочие группы по каждому из переделов, которым будут поставлены четкие задачи по повышению выхода в годное, сокращению запасов и т.д.

- Можете конкретизировать показатели?

По отрасли ставилась глобальная задача повышения производительности на 30% и сокращения времени протекания процессов на 30%. Достичь этого необходимо к апрелю 2017 года. Конкретные показатели по каждому предприятию устанавливаются ежегодно, сейчас мы как раз ждем установки от материнской компании. Но, не дожидаясь их, мы ищем резервы на производственных площадках.

Самый дорогой запас в потоке производства ТВС ВВЭР-1000 - уран. Мы по нему выстраиваем приоритетную линию. Сюда входит изготовление порошков и таблеток, снаряжение твэл, сборка ТВС, отгрузка готовой продукции. На сегодняшний день стоит задача за год сократить запасы урана не менее чем на 25%.

В Госкорпорации недавно прошел семинар-совещание по поточно-производственному планированию, который предполагает переход на управление продуктовыми цепочками. То есть рассматривать не локальное управление себестоимостью и эффективностью производства на одном предприятии, а все предприятия участвующие в производственной цепочке. Определить, на каких режимах должен работать завод, какими партиями должна проводиться передача продукции между предприятиями и т.д.

Помимо прочих благ ПСР-проекты - это хороший способ обменяться опытом. Нам известны практики, внедрение которых может повысить производительность на отдельных участках на 30-50%.

Недавно прошел управляющий совет, где было принято решение о ряде привилегий для предприятий, которые подтвердили статус ПСР-лидера. Я их перечислять не буду, поскольку, на мой взгляд, не столько важны они, сколько возможности решить проблемы, которые ранее решить не удавалось. А для руководства - это возможность развить умение в персонале видеть проблемы и не бояться о них говорить.

Данил ОВЧИННИКОВ

Поисково -спасательные работы начинаются с поисковых работ, которые на каком бы горном рельефе не проводились, должны быть осуществлены в кратчайшие сроки. Чем быстрее будут найдены пострадавшие, тем меньше вероятность летального исхода. После сбора необходимых данных установления возможного места пребывания (исчезновения) группы или человека, определения границ района поиска, начинается поиск . Он может осуществляться одновременно несколькими способами:
- с воздуха, если метеоусловия и удаленность района позволяютэтосделать;
- наземными поисковыми группами;
- сбором дополнительных сведений о пропавшей группе от местного населения, органов власти и других организаций, находящихся в районе поиска.

Наиболее эффективным в поисковых операциях является применение вертолетов , что позволяет:
- сократить время, необходимое для обнаружения пропавшей группы или человека;
- уменьшить количество членов поисковых групп;
- за короткое время обследовать большие по площади территории.
Ограничениями для использования вертолетов в поисковых работах являются:
- сложные метеорологические условия;
- порог высоты полета вертолета без и с совершением посадок и взлетов.

При поисковых работах, как правило, применяют два варианта :
- маршрутный поиск, в том числе по запасному варианту;
- неопределенный поиск.

Если маршрут движения пропавшей группы известен, то поиск начинают с конечной точки маршрута, то есть навстречу движению группы. Около каждого предмета, вызывающего внимание, вертолет снижается или совершает кратковременную посадку. Тщательно изучается и проверяется природа явлений, напоминающих сигналы, подаваемые с земли (дым, солнечные зайчики, символические изображения на поверхности земли и т.д.). При полете внимательно просматривается местность по обе стороны от линии маршрута. Наблюдатели, сидящие по левому и правому бортам, должны время от времени меняться местами в связи с большой зрительной нагрузкой. Горные вершины осматриваются с вертолета, снижающегося или поднимающегося по спирали. Осмотр начинают с вершины или с подножия горы.
Для более детального изучения следов пропавшей группы (человека) на маршруте движения возможна высадка нескольких спасателей с борта вертолета. В случае ухудшение метеоусловий члены спасательного отряда должны быть готовы к автономному существованию и иметь при себе необходимый минимум средств жизнеобеспечения.

Если детальное изучение маршрута не дало положительных результатов, то просматриваются все возможные пути отклонения пропавшей группы от маршрута. При этом задействуется максимально возможное количество воздушных судов и наблюдателей для охвата поиском больших территории. Поиски наземными спасательными отрядами проводятся, как правило, одновременно с организацией поисковых работ с воздуха. По различным причинам наземный поиск может начаться гораздо раньше, чем поиск с воздуха.
Если позволяют условия, то спасательные отряды с помощью транспортных средств доставляются в различные точки маршрута и каждый отряд начинает тщательный поиск на заданном его отрезке. Отряду или поисковой группе устанавливают маршрут движения, возможные отклонения от него для просмотра боковых хребтов, долин рек и т.д. Размер района поиска определяется с учетом рельефа местности, сложившихся или ожидаемых метеоусловий, физической и тактической подготовки членов спасательных отрядов, количества дней, отведенных для поиска, и количества груза для автономного существования. Наземные поисковые группы обследуют те участки маршрута или района, где наиболее вероятно, исходя из ранее проведенного анализа, может оказаться пропавшая группа или человек.

каждый год мы слышим, что в горах, в экстремальных путешествиях и просто прогулках народ попадает в различного рода ЧС, которые далеко не всегда заканчиваются счастливо. Очень часто при этом показывают, что к спасательным работам были привлечены спасатели МЧС и авиация МЧС в виде вертолета. как же это все происходит на практике, и что чаще всего остается за кадрами таких сообщений .

структура сил и средст обычного Поисково Спасательного Отряда, одного из многих на просторах РФ

Адыгейский ПСО по Республике Адыгея

Адыгейский поисково-спасательный отряд Республики Адыгея образован 1 января 2004 года согласно постановлению Кабинета Министров Республики Адыгея.

В марте 2008 года Адыгейский ПСО РА стал структурным подразделением Главного управления МЧС России по Республике Адыгея.

Дислоцируется по адресу г. Майкоп, пер. Глухой 3. Свою деятельность осуществляет согласно Соглашению о совместной деятельности между Главным управлением МЧС России по Республике Адыгея и Адыгейским поисково-спасательным отрядом МЧС России.

Укомплектованность по штату на 100% - 27 человек.

Аттестованных спасателей - 26 чел.

Спасатель международного класса - 1чел.

Спасатель 2 класса - 18.

Спасатель 3 класса - 3.

Спасатель - 4.

Организованно круглосуточное дежурство совместно с АПСО МЧС РФ:

по г. Майкопу - 3 человека в сутки, на ПСП « Лаго-Наки» 1 человек в сутки.

Совместно с АПСО МЧС РФ проводятся занятия по профессиональной подготовке спасателей, учебно-методические сборы по контролируемому району.

Для выполнения задач имеется: специальное альпинистское снаряжение, горнолыжное снаряжение, водолазное снаряжение, бивачное снаряжение, водное снаряжение, инженерное вооружение.

На вооружении имеется:

3 единицы аварийно-спасательных автомобилей, оснащенных АСИ «Холматро», «Спрут», «Спин»), снегоболотоход BV-206 (Лось) для доставки личного состава при ПСР в труднодоступные места зоны ответственности.

2005 го. ПСР по извлечению из шлюза и оказанию ПМП пострадавшему на Майкопской ГЭС

2008 год, г. Тхач. ПСР по оказанию помощи пострадавшему

2009 год. Ци-це - каньон реки. ПСР по поиску и эвакуации пострадавшего

2010 год. Извлечение утонувшего автомобиля на канале в г. Майкопе

2012 г.- соревнования спасателей

Фотографии с тренировок и соревнований по поисково спасательным работам

Поисково-спасательные и транспортировочные работы

Разделяют:

Поисковые.
Целью является определение местоположения отдельного участника или целой группы. Поиск бывает маршрутным (когда известен район поиска) и неопределенным. Неопределенный поиск это практически всегда неудача, поэтому прилагаются усилия к установлению хотя бы примерного расположения группы и её планов на будущее. Заявка в МКК календарных планов маршрута и запасных вариантов направлена именно на это.

Спасательные.
Целью является устранение возможных факторов опасности и оказание пострадавшему первой помощи.

Транспортировочные.
Доставка пострадавшего в мед. учреждение, если он не способен перемещаться сам.

Эти три этапа могут присутствовать все вместе, а могут и в любой комбинации, например, только спасательные работы, или поисково-спасательные, спасательно-транспортировочные.

Основная схема проведения спасработ разработана в советские времена альпинистами для районов с густой сетью альплагерей и тучей народа. Спасработы проводятся силами профессионального спасотряда (МЧС) с привлечением опытных альпинистов (тогда жетон спасателя мог получить только человек со вторым разрядом по альпинизму.). Схема рассчитана в среднем на 30–40 чел. Для материального обеспечения спасработ используются ресурсы, заранее приготовленные в альплагере. Сейчас эта схема более-менее работает только на Кавказе и в Фанах; в других удаленных и малопосещаемых районах нет ни МЧС, ни альплагерей, ни ресурсов. Туристская группа, действующая автономно может рассчитывать только на свои силы и свое снаряжение, в лучшем случае на помощь встречных групп и местных жителей.

Основополагающим и самым слабым звеном этой схемы является своевременное получение информации о НС. Любой клуб, проводящий походы в удаленных районах, старается сделать так, чтобы в одном районе работали несколько отделений, имеющих возможность связи между собой и цивилизованным миром и способные оказать помощь друг другу. Для связи используются рации, мобильные и спутниковые телефоны. В большинстве нормальных клубов уже много лет действует общий коорд. центр, облегчающий контакты всех со всеми. В первую очередь его работа направлена на быстрое реагирование на информацию о ЧП и прочих осложнениях на маршруте.

Если связь невозможна, назначаются места обязательных встреч групп и контрольные сроки. Если по истечении контрольного срока группа не явилась на встречу и не дала о себе знать, начинаются поисково-спасательные работы (ПСР). Устанавливаются так же контрольные сроки завершения маршрута, однако, если группа в них не укладывается, спасать ее, скорее всего уже поздно. Кроме выхода на ПСР по сигналу о НС или истечению контрольного времени иногда практикуется предупредительный выход. Если группа дважды не вышла на связь, если отсутствуют заранее оговоренные сигналы, если наступило резкое и длительное ухудшение погоды, затрудняющее сход с маршрута или возникли другие внушающие опасения факторы, может быть сформирован спасотряд для установления связи с группой, наблюдения за ней и оказания помощи при необходимости. Ибо лучшие спасработы это те, которые не состоялись.

Общая схема ПСР силами профессионального спасотряда, школы (или нескольких групп) примерно такова:

После поступления информации о НС или за некоторое время до истечения контрольного срока формируется штаб ПСР, назначается начальник ПСР. Обычно это наиболее опытный и ответственный из руководителей, хотя бывает, что спасы приходится возглавлять первому, кто попал под раздачу. На время ПСР начальник становится абсолютным диктатором и его приказы обязательны к выполнению. Сам он по возможности не принимает участия непосредственно в работе, а занимается координацией действий всех групп, оценкой ситуации и принятием всех жизненно важных решений. Ответственность за всех участников ПСР лежит на начальнике.
Штаб ПСР собирает всю возможную информацию о случившемся, оценивает ее достоверность, разрабатывает предварительную версию НС. Исходя из нее, оценивается объем необходимой помощи, сроки ПСР, необходимое количество снаряжения и людей.

Формируются рабочие отряды, во главе каждого свой начальник.
Поисковый отряд - нужен, если положение пострадавшего точно не известно. Выходит сразу по истечении контрольного срока. Высылаются несколько мобильных групп составом 2–4 человека на обследование района возможного нахождения пострадавшего. Кроме самообеспечения у них должна быть связь и аптечка. Их задача - найти пострадавшего или потерявшуюся группу и доложить об этом в штаб ПСР. Далее, если возможно, добраться до пострадавшего, оказать ему первую помощь и начать транспортировку. Этим они берут на себя роль головного отряда.
Головной отряд - состоит из наиболее сильных и опытных участников. Выходит сразу после получения информации от поисковых отрядов, или максимально быстро после получения сигнала о НС. Задача - с максимально возможной скоростью добраться до пострадавшего, оказать ему помощь (в составе головного отряда должен быть врач) и начать транспортировку. Состав головного отряда минимум 4–8 человек. Головной отряд должен доставить пострадавшего на более-менее спокойный рельеф, или, если это невозможно столь малыми силами, подготовить простой и безопасный путь для транспортировочного отряда (перила, точки страховки, ступени и тд.)
Транспортировочный (основной) отряд - состоит из всех участников, способных двигаться и работать. Выходит по мере готовности людей и снаряжения. Желательно быстро. Возможный состав 10–30 человек. Они принимают пострадавшего из рук головного отряда и сопровождают вплоть до погрузки в машину или на больничную койку. Руководителем отряда обычно является врач, отвечающий за мониторинг страдальца и принимающий решения о возможности и способах транспортировки.
Вспомогательный отряд - больные, слабые и морально неустойчивые (это если нет здоровых и сильных). Ждет информации от головного или транспортировочного отрядов. Выходит при необходимости. Задача отряда - подготавливать путь для транспортировочного отряда, готовить еду и питье, ставить и собирать лагеря, подносить веревки и тд. Самая неблагодарная работа.
Начальник ПСР лично отслеживает готовность и выход отрядов, ставит конкретные задачи и сроки их исполнения, координирует действия отрядов, принимает решение о необходимости посторонней помощи (со стороны дружественных групп, местных жителей, МЧС, альпинистских организаций) и формах её оплаты и тд.
На время ПСР участникам запрещается самовольно покидать лагерь, т. к. они могут понадобиться в любую минуту. При необходимости урезается раскладка. Любое личное снаряжение может быть потребовано для нужд пострадавшего и спасателей, и тем самым благополучно угроблено.
После сдачи пострадавшего на руки врачам и возвращения всех участников в базовый лагерь, начальник объявляет о завершении ПСР и оформляет необходимые документы. Только после этого люди могут расслабиться и подумать о возможности продолжения своего маршрута.
Это общая схема, рассчитанная на большое количество народа. В каждом конкретном случае она может меняться, чаще упрощаться, но основные принципы остаются неизменными. Эту схему нужно знать и по возможности её придерживаться.

О привлечении посторонней помощи:

ПСР - грязная, тяжелая и опасная работа. Вы не имеете права заставлять кого-либо вам помогать. Это дело профессионалов либо добровольцев.
Нехорошо без крайней необходимости просить встречные группы о помощи. Тем самым вы, скорее всего, срываете им маршрут. Если можно обойтись без этого - постарайтесь обойтись. Если просите - точно укажите, что вам надо: медицинская помощь, помощь в транспортировке, продукты, снаряжение, связь. Просите только жизненно необходимый минимум.
Если же вас просят о помощи - помогите, не оглядываясь на вышесказанное. Если не просят, но вы видите, что у людей проблемы, предложите свою помощь. Конкретно сформулируйте, чем именно вы можете помочь.
Если привлекаете местных жителей, подумайте, чем можете компенсировать им потраченное время: деньгами, продуктами, медикаментами, горючим, веревками и тд. Просить они, скорее всего, не будут, но и от подарка не откажутся.
Но чаще всего приходится проводить ПСР силами одной-двух групп, что медленнее и труднее. Так что лучше беречь личный состав и не допускать появления пострадавших. Для этого необходимо, чтобы каждый участник чувствовал, что успех похода зависит именно от него и был предельно аккуратен в любых действиях. Не допускать необоснованного разделения группы, в том числе и при движении. Возможность связи внутри группы (если есть необходимость разделиться) - радиосвязь, заранее обговоренные условные знаки, мобильные телефоны (на Кавказе кое-где работают). При разделении группы обязательно договориться о времени связи и контрольных сроках возвращения.

Сигнализация:

Знаки бедствия:

SOS (3 коротких, 3 длинных, 3 коротких) короткий сигнал передается коротким свистком или вспышкой, одной поднятой вверх рукой или одним фонарем. Длинный сигнал - длинным свистком, долгой вспышкой, двумя поднятыми вверх руками или двумя фонарями.
красная ракета или красная тряпка, красный фонарь, любая красная маркировка.
6 любых (звуковых или световых) равномерных сигналов минуту. После сигнала делается минутный перерыв, затем сигнал повторяется.
Обозначение своего местонахождения - частые прерывистые сигналы.

Ответ на принятые сигналы - 3 равномерных сигнала в минуту, белая ракета.

Отбой тревоги, окончание спасработ - зеленая ракета, любая зелёная маркировка.

Жесты: "Y" Да, нам нужна помощь и "N" Нет, нам не нужна помощь.

При передаче сигнала бедствия любым способом, дающим возможность передачи более или менее подробной информации (радиосвязь, спутниковый/сотовый телефон, отправленные за помощью участники и т. д.) необходимо, чтобы передаваемая информация была полной и достаточно подробной, не сумбурной. К радиосвязи необходимо подготовится, гонцов проинструктировать и обязательно дать им записку.

Чтобы ничего не забыть, заучите аббревиатуру "ГКЧП ". Буква "К" используется дважды. В английском это список "5 W"

Где (where) - где произошло ЧП, куда собираетесь перемещаться. Как до вас можно добраться, какие препятствия есть на пути.
Кто (who) - кто пострадал - количество пострадавших, количество участников способных работать, состояние пострадавших и группы.
Когда (when) - когда произошло ЧП.
Что (what) - что именно произошло.
Погода (weather) - метеоусловия, прочие условия

Поисковые работы силами группы :

1. Остановиться, собрать всю группу, решать проблему совместно. Выяснить, когда и где в последний раз видели потерявшегося, в каком он был состоянии, какие у него были планы. Предположить куда он мог податься, какие ориентиры ему известны, есть ли у него карта, умеет ли он думать (если да, то каким именно местом). Это не праздное уточнение. Человек в панике способен на неадекватные решения.

2. Определить зону поиска: вверх или вниз по ходу движения, были ли развилки тропы, мосты на реке, повороты из основной долины. Если да, то проверить другой берег реки, другую тропу, соседнюю долину. На гребне - проверять обе стороны гребня, на крутом склоне - проверять его подножие. В верховьях рек - проверять все, т. к. здесь возможность ошибки велика, а рельеф сложен. Можно выйти на обзорную точку, главное не заблудиться самим.

3. На поиск уходят минимум по два человека. Каждой группе необходимо поставить задачу, определить зону поиска (сектор, квадрат и т. д.). Необходимо продумать для них комплект снаряжения, аптечку, способы и время связи, предполагаемый маршрут движения. Обязательно назначается контрольное время их возвращения.

4. К исходу контрольного времени к выходу должна быть готова основная группа с комплектом снаряжения для проведения спасработ, медикаментами и едой для себя и пострадавшего. В лагере допустимо оставить одного человека (желательно с радиосвязью) для приготовления еды и чая ко времени предполагаемого возвращения.

5. Когда ситуация прояснится (или же наоборот усложнится) оценить возможность продолжения ПСР своими силами, при необходимости послать за помощью (не менее двух человек). Продолжать поиск до какого-либо логического завершения.

Действия заблудившегося :

1. Остановится, подумать мозгом. Вспомнить, когда и где ты в последний раз видел группу, какие были планы у руководителя. Впереди они или позади, где ты мог сбиться с пути. Если перед тобой развилка или мост - садись здесь и жди, когда тебя найдут.

2. Если точно знаешь, где разошелся с группой и как туда попасть, допустимо вернуться в эту точку, в остальных случаях оставайся на месте, не паникуй, не осложняй поисковые работы спонтанными действиями и беспорядочными перемещениями. Если двигаешься, по возможности складывай заметные туры с записками (писать лучше карандашом) о том, когда здесь был и куда пошел дальше, или любым другим способом отмечай свой путь.

3. По возможности готовься к длительному сидению, рой норы и вей гнезда. Требования к гнезду: безопасность местоположения; прочность; защита от внешних факторов; достаточная вентиляция. Максимально ярко обозначай свое местоположение, тк гнездо, сделанное из подручного материала, будет сливаться с рельефом. Ночью жги костры, свети фонариком, пой песни.

4. Используй имеющееся снаряжение для поддержания своей жизнеспособности и организации относительного комфорта в гнезде. Необходимо обеспечить себя едой и горячим питьем. Кроме очевидных преимуществ, это позволит успокоиться, убить свободное время и подумать о жизни. В любом случае, лучше делать что-то ненужное, чем не делать ничего. О возможности долгого сидения стоит подумать в момент сборов и дележа снаряжения. Общественное снаряжение и продукты рекомендуется делить так, чтобы сделать относительно комфортным сидение максимальному количеству народа. В крайнем случае, вместо коврика можно использовать веревку, вместо спальника рюкзак и т. д. В личном снаряжении всегда надо иметь аварийный набор: нож, спички в герм. упаковке, расходную веревочку, личную аварийную аптечку и т. д. Кружку или миску рекомендуется брать металлическую, которую можно ставить на огонь.

5. После воссоединения с группой безропотно принять от руководителя причитающиеся подарки и несколько добрых слов в придачу.

Спасательные работы силами группы.

Итак, вы нашли клиента и убедились, что ему нужна помощь. На данный момент ваша задача - оказать пострадавшему первую помощь и спустить (поднять) на более-менее спокойный рельеф, не представляющий опасности и технической сложности и не требующий страховки спасателей.

Первоначальные действия:

1. Определить, что было причиной аварии: камнепад, лавина, срыв на склоне и т. д. Оценить возможность повторной аварии. Позаботиться о безопасности спасателей. Не допускать поспешных действий, способных привести к осложнению ситуации.

2. Подойти к пострадавшему или установить с ним голосовую связь. Выяснить его состояние, определить размер и характер необходимой помощи.

3. Оказать первую помощь. Если вероятно повторение аварии и невозможно обеспечить безопасность спасателей и пострадавшего, допускается провести экстренную эвакуацию в безопасное место, даже в ущерб его состоянию. В дальнейшем при транспортировке учитывать состояние больного и характер травмы (не заставлять стоять человека со сломанной ногой, пристегиваться - со сломанной рукой).

При прочих равных на скалах сначала оказывают медицинскую помощь, потом транспортируют, на леднике (при падении в трещину) - сначала извлекают на свет божий, потом лечат. Это объясняется тем, что на холоде кровопотеря и болевые ощущения минимальны, а главное - не заморозить клиента. Если подъем затягивается дольше 10–15 минут необходимо спустить пострадавшему теплые вещи, при необходимости спуститься к нему и помочь ему одеться.

4. Транспортировать пострадавшего на более удобный и безопасный рельеф, то есть туда, где удобнее будет его лечить, где можно подготовить его к длительной транспортировке, где можно поставить лагерь и отсидеться в ожидании помощи.

Транспортировка по сложному рельефу.

Любое шевеление пострадавшего осуществляется под постоянным контролем врача или ИО. Он принимает решение о способах и вообще возможности транспортировки.

Обычно пострадавшего спускают. Это проще физически и морально. Однако, если вверх значительно ближе и оттуда проще выбираться к людям, можно и поднимать. Чаще подъем используется при вытаскивании пострадавшего из ледниковой трещины.

При транспортировке пострадавшего по сложному рельефу многое зависит от того, может ли он двигаться самостоятельно и активно помогать спасателям. Если да - то его можно транспортировать без сопровождающего на одинарной веревке, подстрахованной прусиком. Для спуска легко пострадавшего используется тормозное устройство (восьмерка, реверса, шайба). Длина веревки не должна превышать 40–50 м. Нельзя допускать трения веревки об острые грани на перегибе. Перегиб должен быть обработан, при необходимости можно подложить под веревку что-нибудь ровное и скользкое (например, ледоруб или палки, обязательно закрепить!). Для подъема используются полиспасты, так же можно использовать длинный блок или вытаскивать напрямую. Схемы полиспастов разнообразны и широко известны со времен Архимеда.

При подъеме на малые расстояния или при нехватке вытягивающих можно заставить пострадавшего подниматься способом "грудь-нога" или "нога-нога".

Для удобства подъема грузовые веревки пропускаются через карабин на груди пострадавшего. Тогда его не отбрасывает.
Команды подает пострадавший.
При необходимости назначается "дятел" сидящий на краю трещины и транслирующий команды вытягивающим.
Если пострадавший не может двигаться самостоятельно, для его транспортировки нужен сопровождающий. Задача сопровождающего -- следить за состоянием пострадавшего, контролировать его движение и предохранять его от контакта с рельефом. Подъем и спуск пострадавшего с сопровождающим происходит на двойной веревке, подстрахованной двойным прусиком. Длина двойной веревки не более 100 м. Особое внимание уделить грузовым и страховочным точкам. Лучше сделать 2–3 точки и сблокировать их компенсационными петлями. Спуск пострадавшего с сопровождающим происходит на карабинном тормозе (или др. устройстве, позволяющем работать с двойной веревкой). При необходимости для увеличения трения можно использовать двойной карабинный тормоз. Подъем пострадавшего с сопровождающим обычно происходит на одинарном или двойном полиспасте (имеет смысл только при наличии блоков). Можно вытащить и напрямую или длинным блоком, но это требует больших трудозатрат.

Если пострадавший в очень тяжелом состоянии или есть подозрение на травму позвоночника, его необходимо транспортировать на жестких носилках. Носилки подвешиваются на петлях перед сопровождающим на уровне его пояса. На очень сложном рельефе носилки могут сопровождать 2 человека, что еще увеличивает требования к точкам и веревкам.

При транспортировке первым идет один или несколько опытных участников. Они выбирают путь, подготавливают площадки, организуют точки страховки и самостраховки. После спуска или подъема страдальца на 1 веревку (один эталонный участок) группа должна оценить скорость своего перемещения (в дальнейшем она будет только падать), запас времени, состояние пострадавшего, и, исходя из этого, принимать решения о дальнейших действиях.

Подъем из ледниковой трещины.

Должен проводиться максимально быстро. В трещине холодно, часто мокро и очень противно.
При движении по закрытому леднику человек уже пристегнут к веревке и у него есть аварийная система на случай срыва в трещину. Задача напарника по связке остановить падение и закрепить веревку. В идеале пострадавший вылезет сам или с небольшой помощью сверху.
Прежде чем помогать сорвавшемуся, нужно обеспечить страховку для оставшихся наверху и обозначить края трещины, чтобы не повторить его подвиг. Любая работа наверху - на страховке или самостраховке.
На краю трещины часто висит карниз, затрудняющий подъем пострадавшего. Рубить его не надо, т. к. падать он будет клиенту на голову. Если карниз небольшой, можно обойтись ледорубом, подложенным под веревки, чтобы они не пропиливали край трещины. Ледоруб обязательно закрепить!!! Если карниз большой и веревка уже пропилила его край, необходимо сделать оттяжку с противоположного берега трещины и проводить подъем через неё.
После того как пострадавший доставлен на спокойный и безопасный рельеф группа должна принять решение о дальнейших действиях, оценить резерв времени, сил, средств. В любом случае и пострадавший и спасатели должны отдохнуть и прийти в себя. Пострадавшего нужно еще раз осмотреть и подготовить к длительной транспортировке. Если принято решение о транспортировке своими силами, необходимо разделить обязанности: кто тащит, кто готовит тропу, кто занимается едой и лагерями.

Длительная транспортировка силами группы

При транспортировке следует выбрать более простой и, по возможности, знакомый путь к людям, даже если он несколько длиннее.
Группой 8–10 человек имеет смысл нести пострадавшего по несложному рельефу на 5–10 км. В других случаях необходимо вызывать помощь, тк работоспособность носильщиков снижается, скорость падает и возрастает вероятность осложнений. Силами 30–40 человек можно транспортировать пострадавшего на 30 км и через препятствия до 2А кс (при соответствующей подготовке). При более сложных условиях необходимы квалифицированные спасатели, спец снаряжение, а лучше - вертолет. К сожалению, он не везде может сесть, поэтому тащить все равно придется.
Следует помнить, что любая транспортировка для пострадавшего очень тяжела и болезненна. По возможности необходимо оберегать его от тряски, ударов, а так же природных катаклизмов (дождь, снег, ветер, солнце и т. д.).
Необходимо постоянно следить за состоянием страдальца, вести беседу, если он в сознании (это облегчит самочувствие и ему, и вам и позволит делать выводы о его состоянии). Если он без сознания, следить за дыханием и пульсом должен отдельный человек, стоящий у головы. Если страдальца тошнит, по команде носилки переворачивают.
Способы переноски страдальца:

Одним человеком.

На бухте веревки, в специальных лямках (на короткое расстояние).

В рюкзаке (резать) наиболее удобно.

На носилках - волокушах по снежному или плоскому трав. склону.
Двумя людьми

На бухте веревки и на палке, закрепленной ремнями (на короткие расстояния).
В мягких носилках - плетенке, закрепленных на шесте.
4–6 человек

Носилки из подручных средств (ледорубы, палки, стойки палаток, основная веревка) При тяжелых травмах и подозрении на травмы позвоночника необходимы очень жесткие носилки (щиты, двери) или стандартные носилки "акья"


Пострадавший укладывается в носилки на коврик, при необходимости в спальник, и фиксируется к носилкам несколькими петлями основной веревки. Сопровождающие удерживают носилки не руками, а крепят на петлях через плечо или к страховочной системе.

Пострадавшего всегда несут головой вверх (т. е. на спуске - ногами вперед), если нет других медицинских показаний. На крутых участках ему необходимо обеспечивать страховку. При переноске носилок следует избегать узких гребней и кулуаров, так как это неудобно для спасателей. Участники, несущие пострадавшего должны по возможности меняться каждые 15–20 минут. Не допускать перегрузки отдельных участников!!!

Люди свободные от непосредственного процесса транспортировки распределяются для выполнения следующих задач:

Марш - бросок за помощью (по возможности)
Разведка и подготовка пути. Надо найти оптимальный путь, расчистить тропу, может быть пробить ступени, повесить перила даже на небольшом склоне, чтобы спасатели могли придерживаться руками.
При необходимости организация страховки
Упреждающая готовка пищи и установка лагеря.
Учитывая медленный темп, следует контролировать запасы еды и топлива, а так же быть готовым по ходу движения остановиться из-за непогоды или ухудшения состояния пострадавшего. Не допускать остановки в опасных местах.

Транспортировка и сопровождение пострадавшего продолжается до места оказания квалифицированной медицинской помощи. Иногда даже в машине приходится держать носилки на руках, чтобы пострадавшего не колбасило на горной дороге.

Эвакуация вертолётом.

Это работает, но обычно требует огромной организационной работы руководителя и координационного центра. В любом случае, думать о такой возможности необходимо до похода.

Оформляете страховку на солидную сумму в уважаемой компании. В договоре должно быть прописано, что вы занимаетесь экстремальным видом спорта, а так же то, что оплачивается не только лечение, но и доставка в мед. учреждение, в том числе вертолётом. Без страховки имеете шанс попасть на 15–18 килобаксов, а вероятнее всего, что вертолёт вообще не вылетит без гарантий оплаты.
Заехав в район, встаёте на учет в спасслужбе (если она там есть).
В цивилизованных районах (Альпы, Гималаи, с нек. оговорками Кавказ) этого достаточно. В случае ЧП вы звоните спасателям или в ассистантскую компанию, объясняете, что случилось и где вы находитесь, вас консультирует доктор и при необходимости прилетает вертолёт.

Но обычно всё происходит по-другому:

Перед началом похода вы звоните в ассистантскую компанию и выясняете, знают ли они, где находится район вашего похода и ближайший к нему вертолётный отряд. Чаще всего, они этого не знают, и выяснять начнут тогда, когда получат от вас информацию о ЧП.
В целях экономии времени, вы находите в интернете устраивающий вас аэродром, связываетесь с его руководством и выясняете, есть ли у них летающие вертолёты, есть ли к ним горючее и пилоты, имеющие право летать в горной местности. И самое главное: сколько будет стоить (лично командиру) вылет по первому звонку и какие гарантии оплаты требуются. Попутно можно узнать, что это за вертолёты, при какой погоде и на какую высоту они могут летать. Имейте в виду, самые распространенные у нас машины МИ-8 имеют дальность полёта 500км и разрешенную высоту взлёта-посадки 4500м (хотя при необходимости могут взлететь и с 6000), а мелкий МИ-2 и аналогичные ему буржуйские модели дальность полёта всего 160км.
Собираете документы с гарантиями оплаты и отправляете их на базу. Получаете подтверждение получения и согласие вас спасать.
Собранную информацию предоставляете в ассистантскую компанию и коорд. центр клуба. В клубе оставляете также телефон ассистантской компании и номера своей страховки.Горячие номера забиваете в память всех имеющихся в группе телефонов, записываете в маршрутку и доводите до сведения всех участников!
В случае ЧП звоните на оба номера и выдаёте информацию по списку 5W. Клубный оператор становится вашим представителем в городе, а оператор ассистантской компании занимается решением всех денежных вопросов. В ассистантской компании работают профессионалы, в клубе лучше понимают реалии вашей жизни, например, необходимость экономить аккумуляторы в телефоне. Действуя вместе, они справятся.
Вам остается искать и готовить площадку для приземления вертолёта. При нахождении площадки нужно ещё раз связаться с вашим оператором и сообщить ее координаты и дать словесное описание.

Общие требования к площадкам таковы:

Ровная, желательно выпуклая площадка крутизной. не более 5°, размером мин. 30×30м с открытыми подходами для глиссады на расстояние 300м, хорошо освещенная, желательно с твердой поверхностью, без ям, кочек и пней. Наиболее благоприятны гребневые участки, седловины, плато.
При наличии перегиба, площадку необходимо организовывать ближе к перегибу склона, идущего вниз (взлет со снижением компенсирует недостаток мощности двигателя на большой высоте). Избегать площадок близко к склону, уходящему вверх, так как нисходящие потоки воздуха по склону препятствуют взлету.
При оборудовании вертолетной площадки в лесистой местности лучше всего воспользоваться естественными опушками, лишенными больших деревьев, при этом вся другая растительность, небольшие деревья и кусты выше полуметра, должны быть вырублены и унесены на 20–50 метров от площадки. Желательно срубить самые высокие деревья в радиусе 100 м.
Площадка должна быть хорошо заметна и ярко маркирована. При приближении вертолета рекомендуется дать ракету (если она есть) в сторону, противоположную той, откуда летит вертолёт.
Посадочная площадка должна быть обозначена по углам и в центре, т. е. в месте приземления вертолета, темными предметами (рюкзаки, спальные мешки и тд). Все мелкие вещи в радиусе 50м (коврики, посуда, одежда и тд) необходимо зафиксировать, так как они могут быть подняты вихрем и попасть в несущие винты вертолета. Лагерь, стоящий менее чем в 100м от площадки также может пострадать.
При организации посадочной площадки на снежной поверхности нет необходимости ее сплошь вытаптывать. На ней должно быть много следов (для пространственного ориентирования пилота в условиях ограниченной видимости из-за снежного вихря, поднимаемого лопастями вертолета при посадке). Для того чтобы показать пилоту состояние снежного покрова (глубину, плотность снега), во время контрольных проходов вертолета над местом посадки один из участников должен постоянно двигаться по площадке.
Площадку на закрытом леднике надо проверить на предмет трещин.
Для обозначения силы и направления ветра по углам площадки выставляются флаги, "колдуны" из одежды и т. д. Если этого недостаточно, люди должны встать спиной к ветру, выстроившись в "затылок", в 3–4 м от площадки, с левой стороны от направления захода вертолета (от линии посадки). Руки расставить в стороны (при посадке пилот видит людей слева и лицом к себе). При переменном или порывистом ветре необходимо делать вращательные движения туловищем на 80-90°. Вокруг своей оси. После контрольных проходов вертолёта с площадки можно уйти, но на своих местах оставить маркировочные предметы.
Погодные условия, необходимые для полетов:

Облачность - высота над местом посадки: не ниже 350 м (при абсолютной высоте до 2000 м), не ниже 600 м (при абсолютной высоте свыше 2000 м).
Видимость на уровне площадки приземления не менее 5 км (при абсолютной высоте до 2000 м), не менее 10км (при абсолютной высоте свыше 2000 м).
Ветер не более 5 м/сек в закрытых ущельях, котловинах; до 15 м/сек на открытых плато, гребнях, седловинах. Наиболее благоприятная для полетов сила ветра - 5–6 м/сек. Безветрие так же нежелательно. Переменный ветер опасен при зависании и приземлении, особенно когда эти действия нужно произвести вблизи скал, пропастей, пологих спусков. Зависание над лесом и густым кустарником - весьма трудная и опасная операция, так как ветки деревьев и кусты рассеивают воздушную струю.
После совершения вертолетом посадки

Даже после приземления пилот может изменить положение вертолета по самым различным причинам, например, предпринять взлет или разворот.
К вертолёту можно приблизиться только тогда, когда двигатели будут выключены, а винт остановится. Если после приземления двигатель вертолета не будет выключен, то приближение или удаление от вертолета, выход из него, погрузка пострадавшего осуществляются только слева со стороны переднего сектора так, чтобы не попасть под хвостовой винт, расположенный с правой стороны машины. Следует помнить о том, что концы лопастей несущего винта опускаются к поверхности земли тем ниже, чем медленнее они вращаются.
Нельзя касаться руками фюзеляжа вертолета до тех пор, пока заземляющий тросик не коснется поверхности земли.
Носилки с пострадавшим, а также различное снаряжение нужно переносить как можно ниже и параллельно поверхности земли. Веревки, чтобы их концы не намотались на лопасти винта, должны быть сбухтованы, легкие предметы тщательно упакованы и уложены в рюкзаки или в другую тару. Лыжи, лыжные палки, зонды переносят только в горизонтальном положении. В противном случае выступающие части снаряжения могут попасть между лопастями несущего винта, что опасно не только для человека, но и для вертолета.

После приземления руководитель ПСР согласовывает дальнейшие действия с командиром вертолета.
Вертолёт может забрать с места ЧП всю группу. А может и не забрать. Это зависит от его техн. возможностей. Будьте готовы к тому, что здоровым участникам придется выбираться к людям самостоятельно. Скорее всего, 1–2 сопровождающих всё-таки заберут. Им можно сбросить снаряжение, не нужное для выхода из района. Кандидатуры улетающих, их личные вещи и баул со снаряжением желательно подготовить заранее.

Кое-что об этике ПСР.

Безопасность спасателей - одно из обязательных требований при проведении работ. Очень неприятно, когда из-за одного дурака хоронят десяток хороших людей. Кроме того - дальше работать становится некому.
Руководство осуществляется одним человеком. Руководитель берет на себя все бремя власти и всю тяжесть ответственности. По возможности он не принимает участия в тяжелых работах в труднодоступных местах, он должен сохранить силы, чтобы думать. Он может и должен советоваться с участниками, принимать во внимание их мнение, но окончательное решение принимает он один, и решение это обязательно к исполнению.
Работа происходит на пределе физических и моральных сил группы. В этой ситуации нельзя допускать паники, разногласий и каких-либо разборок. Оставьте это на потом. Следует сохранять спокойствие, дружелюбие и внимательность к товарищам. Даже если тебе совсем плохо, вспомни, что остальным ещё хуже, а уж о пострадавшем и думать страшно. Кроме того, ты - доброволец, а им всегда не везет.
Нельзя вести с пострадавшим разговоров о тяжести его состояния, о трудностях пути и о том, какой он дурак и как он всех достал. Учитывайте, что страдалец может мыслить не совсем ясно и временами говорить и делать глупости. Постарайтесь потерпеть. Через некоторое время будете вместе над этим ржать.
Пострадавший должен понимать, что плохо не только ему, но и спасателям и относиться к этому с пониманием, не капризничать и не требовать заботы и внимания сверх меры. Кроме того он должен сообщать правду о своем состоянии, об улучшениях и ухудшениях, не геройствовать в ущерб себе, но стараться активно помогать, если это возможно.
Использованная литература:

  • 1. Винокуров, Левин, Мартынов "Безопасность в альпинизме"
  • 2. Ф. Кропф "Спасательные работы в горах"
  • Использовались так же рекомендации пилотов Эльбрусского ПСО по рациональному использованию вертолётов в спасательных работах в горах.
  • И. Иванова

Организация подготовки поисково-спасательных служб к действиям в ЧС. Методика и порядок выработки решения на проведение АСДНР. Последовательность и содержание работы руководителя аварийно-спасательной службы по принятию решения на проведение аварийно-спасательных работ. Основные технологии проведения поисково-спасательных работ.

Организация аварийно-спасательных и других неотложных работ включает:

    оценку обстановки;

    принятие решения на проведение работ;

    постановку задач подчиненным воинским соединениям, частям, аварийно-спасательным формированиям, привлекаемым для ведения АСДНР;

    организацию управления;

    организацию взаимодействия с органами военного командования;

    всестороннее обеспечение действий сил гражданской обороны;

    планирование мероприятий по проведению АСДНР.

Планирование мероприятий по проведению аварийно-спасательных работ на наиболее важных объектах экономики осуществляется заблаговременно и отражается в планах гражданской обороны и защиты населения субъектов Российской Федерации, территориальных и местных органов гражданской обороны и на объектах экономики.

В условиях угрозы ЧС, военных действий или вследствие этих действий на основе данных о конкретно сложившейся обстановке по результатам разведки эти планы уточняются, после чего принимается решение на ведение АСДНР.

Оценка обстановки для принятия решения на проведение АСДНР начинается с момента получения от постов наблюдения и разведывательных дозоров информации об обстановке, сложившейся на территории субъекта Российской Федерации, города или объекта после нападения противника.

Кроме того, данные об обстановке могут быть получены от подчиненных органов управления по делам ГОЧС, а также от старших начальников и командиров взаимодействующих сил.

Оценка обстановки включает оценку состояния сил гражданской обороны, очагов поражения, района (участка) предстоящих действий с учетом погодных условий, времени года и суток, а также других факторов, влияющих на выполнение задачи.

Органы, осуществляющие управление гражданской обороной, на основе результатов оценки создавшейся обстановки, состава и возможностей группировки сил гражданской обороны разрабатывают предложения для руководителя гражданской обороны соответствующего уровня на принятие решения по проведению АСДНР.

Решение на ведение АСДНР данным руководителем может быть объявлено в полном объеме или частично путем отдания распоряжений и указаний. В любом случае решение на ведение АСДНР должно включать:

    краткие выводы из оценки обстановки;

    замысел предстоящих действий сил гражданской обороны (направление и участки, объекты сосредоточения основных усилий; построение группировки сил гражданской обороны; способы и последовательность (этапы) выполнения работ);

    задачи подчиненным органам управления и силам гражданской обороны;

    порядок обеспечения действий сил гражданской обороны при выполнении задач;

    организацию управления и взаимодействия в ходе проведения АСДНР.

Решение руководителя гражданской обороны отрабатывается на карте (схеме) с приложением пояснительной записки и необходимой детализацией (таблицы, графики и т.п.) в зависимости от уровня планирования проведения АСДНР и характера работ (обстановки).

Планирование проведения АСДНР осуществляется органами, осуществляющими управление гражданской обороной, на основе решения руководителя гражданской обороны и завершается утверждением старшим начальником принимаемого решения. В зависимости от уровня планирования решение может отрабатываться либо на карте (схеме), либо текстуально.

Задачи подчиненным ставятся в виде распоряжений, которые отдаются по мере необходимости, при изменении обстановки, выполнении внезапно возникших задач. Распоряжения должны быть предельно краткими и содержать:

    выводы из оценки обстановки;

    задачи подчиненным;

    мероприятия, осуществляемые в интересах данной группировки сил, силами и средствами старшего начальника, а также взаимодействующими силами;

    срок готовности к действию; время начала и завершения работ.

Основные вопросы взаимодействия, определяемые в решении руководителя гражданской обороны на ведение АСДНР, отражаются в плане (плановой таблице) взаимодействия.

В плане (плановой таблице) взаимодействия указываются организация и сигналы взаимодействия при занятии исходных районов, выдвижении в очаги поражения (на участки и объекты работ), проведении работ по спасению людей, оказании помощи пострадавшим, проведении эвакуации пораженных в загородную зону, выполнении других неотложных работ в опасных зонах.

Планирование ведения АСДНР в мирное время в очагах поражения осуществляется заблаговременно по двум основным вариантам: при внезапном нападении противника и при планомерном выполнении мероприятий гражданской обороны.

В условиях внезапного нападения противника порядок ввода сил гражданской обороны в очаг поражения определяется применяемыми противником средствами поражения, конкретной обстановкой и степенью выполнения мероприятий гражданской обороны на момент нападения противника.

Организация ввода сил при внезапном нападении характеризуется острым дефицитом времени на сбор сил гражданской обороны в исходных районах. Руководители гражданской обороны некатегорированных городов и сельских районов на основе задачи, поставленной главой органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, и с учетом конкретных условий обстановки организуют сбор сил и средств гражданской обороны муниципальных образований и выдвижение их к очагам поражения.

Обеспечение ввода возлагается на сохранившиеся воинские части и аварийно-спасательные формирования гражданской обороны категорированных городов, а также силы гражданской обороны.

При планомерном выполнении мероприятий гражданской обороны группировка сил гражданской обороны для проведения АСДНР после применения обычных средств поражения, как правило, строится в один или два эшелона (в зависимости от обстановки) с выделением резерва. На случай ядерного нападения группировка сил гражданской обороны обычно создается в составе двух эшелонов и резерва.

Основу группировки сил наряду с воинскими частями гражданской обороны составляют аварийно-спасательные формирования организаций, продолжающих работу в категорированных городах. Эти формирования включаются в первый эшелон.

При непосредственной угрозе нападения противника или сразу после него силы первого эшелона прибывают в исходные районы, назначаемые на каждом направлении ввода в очаги поражения.

Второй эшелон, состоящий из сил гражданской обороны ближайших городов и районов, воинских частей и подразделений Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований, выделяемых по планам взаимодействия, формируется в местах (районах) дислокации сил гражданской обороны ближайших городов и районов. Ввод этих сил осуществляется решением руководителя гражданской обороны, на которого возложено руководство проведением спасательных и других неотложных работ на территории, где произошло ЧС. Порядок ввода определяется решением данного руководителя на ввод сил второго эшелона и складывающейся в очагах поражения обстановкой.

Резерв формируется из сил гражданской обороны удаленных районов, его ввод в очаги поражения для проведения АСДНР производится из исходных районов или непосредственно из пунктов постоянной дислокации.

Ввод сил гражданской обороны в очаг массового поражения во всех случаях их применения осуществляется после предварительной оценки обстановки.

Первыми выдвигаются подразделения разведки (разведывательные подразделения воинских частей гражданской обороны) с целью уточнения обстановки и сбора информации на каждом из направлений ввода сил.

Следом за разведкой выдвигаются инженерные, противопожарные формирования, силы проведения дезактивации и другие силы с задачей обеспечения проходов в завалах и восстановления разрушенных участков дорог и мостов, локализации пожаров на маршрутах, прокладки колонных путей, проведения других неотложных работ в целях обеспечения своевременного и беспрепятственного ввода главных сил гражданской обороны в очаг поражения.

Инженерная техника этих формирований и строительные материалы (готовые конструкции) для ремонта и восстановления дорог и мостов могут размещаться заблаговременно за зоной возможных сильных разрушений, вблизи вероятных мест ведения дорожно-восстановительных работ.

За формированиями, обеспечивающими движение сил первого эшелона, выдвигается специальная разведка с задачей получения полной информации об обстановке на маршрутах и в очаге поражения.

Непосредственно за ней следуют медицинские подразделения, предназначенные для первоочередного развертывания и оказания медицинской помощи пораженным.

За ними выдвигаются силы гражданской обороны первых смен, затем - последующие смены первых и вторых эшелонов основных спасательных сил.

В резерве руководителей гражданской обороны категорированных городов должны предусматриваться необходимые силы для обеспечения движения сил гражданской обороны и организации разведки в случае повторных ударов противника.

При образовании опасных зон радиоактивного заражения, зон затоплений, разрушении мостов через водные преграды и возникновении других факторов, затрудняющих быстрый ввод сил гражданской обороны к объектам работ по имеющимся маршрутам или водным путям, для доставки на эти объекты разведывательных подразделений и формирований и проведения АСДНР, вывоза пораженных людей могут использоваться вертолеты.

Основные технологии проведения поисково-спасательных работ

Оценивая обстановку в очагах поражения, необходимо учитывать, что при внезапном нападении пораженные люди могут оказаться всюду: в заваленных защитных сооружениях на предприятиях, на территории жилых районов, в подвалах, укрытиях, в завалах общественных и жилых зданий и т. д. Поэтому АСДНР должны проводиться не только на объектах народного хозяйства, но и в жилых кварталах городов с применением метода сплошного поиска пораженных. В жилых районах АСДНР организуются по участкам работ, ограниченным ясно видимыми ориентирами (реки, железные дороги, незаваливаемые улицы), которые определяются штабами ГО при разработке плана ГО.

При внезапном нападении противника для проведения АСДНР потребуется большое количество сил и средств. Поэтому начальник ГО области принимает меры по привлечению к проведению АСДНР всех сохранившихся сил ГО, а при необходимости созданию новых формирований ГО из населения некатегорированных городов и сельских районов, не подвергшихся удару противника. Однако наиболее реальными силами, которые в первую очередь можно привлечь для проведения АСДНР в условиях внезапного нападения противника, будут воинские части ГО, части и подразделения Вооруженных Сил, выделенные по планам взаимодействия, формирования ГО сельских районов и некатегорированных городов.

Группировка сил ГО для проведения АСДНР, как правило, будет состоять из одного-двух достаточно сильных эшелонов и резерва. В состав резерва обычно входят формирования некатегорированных городов и сельских районов, расположенных в отдаленных местах от возникших очагов поражения.

Задачи подчиненным начальник ГО области ставит лично или через штаб, как правило, в форме распоряжений, если задача ставится отдельным подчиненным, или в форме приказа, когда присутствуют все или большинство подчиненных. По указанию начальника орган управления ГО и ЧС области немедленно доводит задачи подчиненным, оформляет их в виде приказа или распоряжений, наносит на карту и планы городов. О принятом решении и отданных распоряжениях докладывает в орган управления ГО и ЧС республики.

Начальники ГО некатегорированных городов и сельских районов на основе задач, поставленных начальником ГО области, и с учетом конкретных условий обстановки организуют сбор сил и средств ГО в районные (городские) колонны и выдвижение их к очагам поражения. Штабы и службы ГО городов и районов организуют разведку маршрутов выдвижения, комендантскую службу, материальное и техническое обеспечение.

Походный порядок сил ГО, района, города без районного деления на каждом маршруте определяется конкретными условиями обстановки. Первыми обычно выдвигаются силы разведки, за ними ООД. Основу ООД составляют подразделения частей ГО или формирования общего назначения, усиленные формированиями служб ГО, инженерной техникой и средствами механизации работ. За ООД выдвигаются противопожарные формирования, подразделения и формирования охраны общественного порядка, противорадиационной и противохимической защиты, аварийно-технические и другие силы, предназначенные для обеспечения АСДНР. За ними следуют воинские части (подразделения), формирования общего назначения, медицинские и др. Замыкают колонну на маршруте формирования технической службы.

Для удобства управления силами ГО при выдвижении в очаги поражения формирования ГО городов и районов расчленяются на колонны объектов народного хозяйства, а части войск ГО - на колонны батальонов. Исходя из обстановки и состояния маршрутов, дистанция между колоннами батальонов и объектов народного хозяйства устанавливается до 100 м, между ротами, отрядами, командами дистанция может составлять до 50 м, а между машинами - до 25-50 м. При движении по дорогам, имеющим крутые подъемы, спуски и повороты, в гололедицу, ночью и в других условиях ограниченной видимости, а также при движении на повышенных скоростях и преодолении зараженных участков дистанция между колоннами и машинами увеличивается.

Автомобильные колонны двигаются по дорогам со средней скоростью 30-40 км/ч днем и 25-30 км/ч ночью. Средняя скорость колонн, имеющих автомобили и гусеничные машины, днем 25-30 км/ч, ночью 15-20 км/ч. При движении пешим порядком средняя скорость принимается 4-5 км/ч. Во всех случаях марш должен совершаться с максимально возможной в данных условиях скоростью движения. Для своевременного начала марша и организованного движения формированиям, частям и подразделениям ГО назначаются исходные пункты (рубежи), а через каждые 3-4 часа движения - рубежи (пункты) регулирования движения. Чтобы ускорить выход частей к очагам поражения, назначаются один-два, а по возможности больше маршрутов.

Для обеспечения своевременного прибытия к очагам поражения, ремонта вышедших из строя специальных и транспортных машин в ходе марша организуется техническое обслуживание и техническое замыкание колонн.

При совершении марша на большие расстояния через 1 час после начала движения назначают остановку на 20 минут, а затем через каждые 3-4 часа движения - привалы продолжительностью до 1 часа для отдыха личного состава, проверки состояния машин, проведения их технического обслуживания и ремонта. Привалы выбирают в местах, где имеются условия для защиты от ядерного оружия и источники воды.

Защита формирований от оружия массового поражения при совершении марша достигается следующими мерами: ведением разведки; своевременным оповещением о воздушном нападении противника, радиоактивном, химическом и бактериологическом заражении; умелым использованием средств индивидуальной защиты, защитных свойств техники, транспорта и местности; соблюдением мер безопасности при действиях на зараженной местности; своевременным проведением дозиметрического контроля, противоэпидемических, санитарно-гигиенических и специальных мероприятий.

На основе докладов о ходе выдвижения сил ГО к очагам поражения и поступающих данных об обстановке начальник ГО области уточняет (ставит) задачи разведке по уточнению обстановки на маршрутах движения, а с выявлением опасных уровней заражения местности, разрушении переправ через водные преграды и т. п. отдает распоряжения на изменение маршрутов ввода сил ГО в очаги поражения, маневр силами и средствами с целью быстрого выхода их в район спасательных работ.

Для организованного ввода сил ГО в очаг ядерного поражения и выхода их на участки (объекты) работ вблизи него назначаются рубежи (районы) развертывания сил ГО. Рубежами могут быть кольцевые дороги вокруг городов, площади, парки, незаваливаемые улицы и др. С рубежей развертывания силы ГО районов, городов по нескольким маршрутам выдвигаются на свои участки (объекты) работ.

На незаваливаемой территории вблизи участков (объектов) выбираются пункты развертывания для подготовки техники и личного состава формирований к проведению АСДНР. Здесь же командиры формирований уточняют задачи и организуют взаимодействие.

Являются частью аварийно-спасательных работ и включают в себя поиск, оказание помощи, эвакуацию терпящих бедствие.
Организуют проведение поисково-спасательных работ и руководят им командиры (начальники поисково-спасательных отрядов или руководители пожарных аварийно-спасательных частей) через подчиненные им пункты управления полетами.
Пунктами управления с которых может осуществляться руководство поисково-спасательными работами , являются:
- командные пункты авиационных соединений и частей Вооруженных Сил РФ;
- командно-диспетчерские и соответствующие им пункты управления полетами гражданской авиации и других министерств и ведомств;
- районные и зональные центры Единой системы управления воздушным движением;
- специально создаваемые временные пункты управления полетами в районе бедствия (наземные, на кораблях).
Поисково-спасательные работы начинаются немедленно с получением следующих сообщений (сигналов) о воздушном судне, терпящем бедствие:
- доклада экипажа воздушного судна, терпящего бедствие;
- доклада экипажа воздушного судна, наблюдающего бедствие;
- сигнала, передаваемого по аварийной радиостанции (радиомаяку) или по радиолокационному каналу системы опознавания;
- сообщений очевидцев.
Кроме того, поисково-спасательные работы начинаются после потери радиосвязи с экипажем воздушного судна и пропадания отметок радиолокационной проводки одновременно или потери радиосвязи, если радиолокационная проводка не велась, а также, если воздушное судно не прибыло в расчетное время на аэродром посадки.
О получении сообщения о бедствии воздушного судна, принятых мерах и предложениях по организации и проведению поисково-спасательных работ расчет пункта управления полетами докладывает:
- командиру (начальнику);
- начальнику поисково-спасательной службы объединения (соединения, части);
- вышестоящему пункту управления полетами;
- пункту управления руководителя поисково-спасательных работ в районе (зоне) ответственности.
Расчеты пунктов управления полетами объединений докладывают о бедствии на центральные командные пункты Вооруженных Сил РФ и Центральному оперативному пункту управления Авиационной поисково-спасательной службы РФ.
Начальники вышестоящих пунктов управления должны постоянно знать ход проводимых поисково-спасательных работ и быть готовыми оказать необходимую помощь в их проведении.
На командных пунктах управления полетами ведется карта-планшет обстановки поисково-спасательного обеспечения полетов авиации, на которую наносятся сведения о дежурных поисково-спасательных силах и средствах, выделенных на предстоящий летный день (сутки), а также должны быть комплекты карт масштаба 1:1 000 000, 1:500 000, 1:200 000 и своей зоны (района) ответственности.
Основными задачами, решаемыми расчетами командных пунктов управления полетами в ходе поисково-спасательных работ , являются:
- сбор, обобщение и анализ информации о воздушном судне, терпящем бедствие;
- разработка предложений для принятия решений командиром (начальником) по организации поисково-спасательных работ;
- организация взаимодействия сил и средств, участвующих в поисково-спасательных работах;
- управление поисково-спасательными силами и средствами и обеспечение безопасности полетов поисково-спасательных самолетов (вертолетов).
Расчет командного пункта управления полетами ведет карту поиска, на которой отображаются решение командира (начальника) на поиск и ход его выполнения.
объединения (соединения, части), прибыв на командный пункт управления полетами, принимает участие в организации и проведении поисково-спасательных работ, а в отсутствие старшего командира (начальника) - руководит их проведением.
Начальник поисково-спасательной службы авиационного соединения (части) готовит проект доклада командира (начальника) вышестоящему командованию о ходе поиска за прошедшие сутки, его результатах и план проведения поисково-спасательных работ на предстоящие сутки.
Управление авиационными поисково-спасательными силами и средствами в ходе поисково-спасательных работ осуществляется по общим или специально назначаемым каналам радиосвязи. Для увеличения дальности связи, а также для управления наземными поисково-спасательными командами выделяется самолет-ретранслятор.
Наземным поисково-спасательным командам придаются переносные (подвижные) средства связи. Кроме того, для связи с руководителем поиска могут использоваться телефонные каналы Министерства обороны и других ведомств.



Просмотров