Договор оперативного управления имуществом. Право хозяйственного ведения и оперативного управления

Закреплен-ное собственником за государственными или иными учреждениями, финансиру емыми за счет собственника, находятся в оперативном управлении указанных учреждений, которые в пределах, установленных законом, осуществляют всоответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением имущества права владения, пользования и распоряжения этим иму ществом. Собственник закрепленного за учреждением имущества имеет право изъять это имущество либо перераспределить его между другими созданными им юридическими лицами по своему усмотрению, если иное не установлено законодательством.

Словарь финансовых терминов .

Оперативное управление

управление имуществом предприятия, финансируемого собственником.

Терминологический словарь банковских и финансовых терминов . 2011 .


Смотреть что такое "ОПЕРАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ" в других словарях:

    - (менеджмент) Оперативное управление (право) … Википедия

    Управление текущими событиями; совокупность мер, позволяющих воздействовать на конкретные отклонения от установленных заданий производства. Оперативное управление подразделяется на оперативное планирование, оперативный учет и оперативный контроль … Словарь бизнес-терминов

    оперативное управление - Управление текущими событиями, включающее оперативное планирование, оперативный учет, оперативный контроль. [Энциклопедический словарь экономики и права] Параллельные тексты EN RU Information for site engineering With information delivered to… … Справочник технического переводчика

    Управление текущими событиями, включающее оперативное планирование, оперативный учет, оперативный контроль. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б.. Современный экономический словарь. 2 е изд., испр. М.: ИНФРА М. 479 с.. 1999 … Экономический словарь

    Юридический словарь

    Оперативное управление - См. Казенное предприятие. Хозяйственное ведение … Экономико-математический словарь

    Оперативное управление - см. Право оперативного управления … Энциклопедия права

    ОПЕРАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ - ПРАВО ОПЕРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ … Юридическая энциклопедия

    оперативное управление - управление текущими событиями, включающее оперативное планирование, оперативный учет, оперативный контроль … Словарь экономических терминов

    1) см. ПРАВО ОПЕРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ; 2) управление текущими событиями, включающее оперативное планирование, оперативный учет, оперативный контроль … Энциклопедический словарь экономики и права

Книги

  • Управление поступками подчиненных. Эффективное оперативное управление (аудиокурс MP3) , Александр Фридман. Содержание курса: Введение в эксплуатацию человека человеком: Власть как основа эффективного управления, и как ею пользоваться. Регламенты: как задать стандарты для регулярных работ,… аудиокнига
  • Управление поступками подчиненных. Эффективное оперативное управление , Александр Фридман. Уникальный практический курс, который поможет любому руководителю освоить и успешно применять основные инструменты оперативного управления – регламентирование, делегирование, координацию,…

Право оперативного управления – это право учреждения и казенного предприятия, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.

Субъекты государственные казенные предприятия и учреждения.

Момент возникновения права. Возникновение и прекращение указанных вещных прав на объекты недвижимости, закрепляемые за предприятиями и учреждениями, подлежит государственной регистрации.

В соответствии с п.2 ст.216 ГК вещные права на имущество могут принадлежать лицам, не являющимся собственниками этого имущества. Естественно, получать такие права указанные лица могут только от собственника (п.2 ст.209 ГК).

Казенное предприятие и учреждение, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются и распоряжаются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества.

Собственник имущества вправе изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, закрепленное им за казенным предприятием или учреждением либо приобретенное казенным предприятием или учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение этого имущества. Имуществом, изъятым у казенного предприятия или учреждения, собственник этого имущества вправе распорядиться по своему усмотрению.

Распоряжение имуществом казенного предприятия

Казенное предприятие вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом лишь с согласия собственника этого имущества.

Казенное предприятие самостоятельно реализует производимую им продукцию, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.

Порядок распределения доходов казенного предприятия определяется собственником его имущества.

Распоряжение имуществом учреждения

Частное или бюджетное учреждение не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным этим учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества.

Автономное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться недвижимым имуществом и особо ценным движимым имуществом, закрепленными за ним собственником или приобретенными автономным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества. Остальным закрепленным за ним имуществом автономное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не установлено законом.

Если в соответствии с учредительными документами учреждению предоставлено право осуществлять приносящую доходы деятельность, то доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение учреждения и учитываются на отдельном балансе.

Приобретение и прекращение права оперативного управления

Право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.

Плоды, продукция и доходы от использования имущества, находящегося в оперативном управлении, а также имущество, приобретенное унитарным предприятием или учреждением по договору или иным основаниям, поступают в оперативное управление предприятия или учреждения в порядке, установленном ГК, другими законами и иными правовыми актами для приобретения права собственности.

Право оперативного управления имуществом прекращаются по основаниям и в порядке, предусмотренным ГК, другими законами и иными правовыми актами для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у предприятия или учреждения по решению собственника.

При переходе права собственности на государственное или муниципальное предприятие как имущественный комплекс к другому собственнику государственного или муниципального имущества такое предприятие сохраняет право оперативного управления на принадлежащее ему имущество.

При переходе права собственности на учреждение к другому лицу это учреждение сохраняет право оперативного управления на принадлежащее ему имущество.

Право хозяйственного ведения, право оперативного управления

См. Энциклопедии и другие комментарии к статье 298 ГК РФ

1. Частное учреждение не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным этим учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества.

Частное учреждение вправе осуществлять приносящую доходы деятельность, только если такое право предусмотрено в его учредительном документе, при этом доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение частного учреждения.

2. Автономное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться недвижимым имуществом и особо ценным движимым имуществом, закрепленными за ним собственником или приобретенными автономным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества. Остальным имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, автономное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не установлено законом.

Автономное учреждение вправе осуществлять приносящую доходы деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующую этим целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах. Доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение автономного учреждения.

3. Бюджетное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимым имуществом. Остальным имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не установлено законом.

Читайте также: Плательщиками налога на имущество организаций являются

Бюджетное учреждение вправе осуществлять приносящую доходы деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующую этим целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах. Доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение бюджетного учреждения.

4. Казенное учреждение не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом без согласия собственника имущества.

Положения абзаца второго пункта 4 статьи 298 настоящего Кодекса (в редакции Федерального закона от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ) в части зачисления в федеральный бюджет доходов от оказания федеральными казенными учреждениями платных услуг и осуществления иной приносящей доход деятельности применяются с 1 января 2012 г.

Положения абзаца второго пункта 4 статьи 298 настоящего Кодекса (в редакции Федерального закона от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ) в части зачисления в бюджет субъекта РФ или местный бюджет доходов от оказания платных услуг и осуществления иной приносящей доход деятельности соответственно казенными учреждениями субъекта РФ или муниципальными казенными учреждениями со дня вступления в силу названного Федерального закона и до 1 января 2012 г. применяются к правоотношениям, возникающим в соответствии с законом субъекта РФ или нормативным правовым актом уполномоченного органа местного самоуправления, указанными в части 16 статьи 33 Федерального закона от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ

Казенное учреждение может осуществлять приносящую доходы деятельность в соответствии со своими учредительными документами. Доходы, полученные от указанной деятельности, поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.

Статья 299. Приобретение и прекращение права хозяйственного ведения и права оперативного управления

См. Энциклопедии и другие комментарии к статье 299 ГК РФ

1. Право хозяйственного ведения или право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ пункт 2 статьи 299 настоящего Кодекса изложен в новой редакции, вступающей в силу с 1 января 2011 г.

2. Плоды, продукция и доходы от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении или оперативном управлении унитарного предприятия или учреждения, а также имущество, приобретенное унитарным предприятием или учреждением по договору или иным основаниям, поступают в хозяйственное ведение или оперативное управление предприятия или учреждения в порядке, установленном настоящим Кодексом. другими законами и иными правовыми актами для приобретения права собственности.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 31 декабря 2014 г. N 499-ФЗ в пункт 3 статьи 299 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 апреля 2015 г.

3. Право хозяйственного ведения и право оперативного управления имуществом, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, прекращаются по основаниям и в порядке, предусмотренным настоящим Кодексом, другими законами и иными правовыми актами для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у предприятия или учреждения по решению собственника.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ в статью 300 настоящего Кодекса внесены изменения

Статья 300. Сохранение прав на имущество при переходе предприятия или учреждения к другому собственнику

См. Энциклопедии и другие комментарии к статье 300 ГК РФ

1. При переходе права собственности на государственное или муниципальное предприятие как имущественный комплекс к другому собственнику государственного или муниципального имущества такое предприятие сохраняет право хозяйственного ведения или право оперативного управления на принадлежащее ему имущество.

2. При переходе права собственности на учреждение к другому лицу это учреждение сохраняет право оперативного управления на принадлежащее ему имущество.

Право оперативного управления имуществом это:

Право оперативного управления имуществом — право учреждения или казенного предприятия владеть, пользоваться и распоряжаться закрепленным за ним имуществом собственника в пределах, установленных законом, в соответствии с целями его деятельности, заданиями собственника и назначением имущества (п. 1 ст. 296 ГК РФ). Субъектами данного права теперь могут быть как унитарные (казенные) предприятия, строго говоря, относящиеся к категории коммерческих организаций, так и финансируемые собственниками учреждения, относящиеся к некоммерческим организациям. Собственник-учредитель создает субъекты права оперативного управления, определяя объем их правоспособности, утверждая их учредительные документы и назначая их руководителей. Собственник может также реорганизовать или ликвидировать созданные им учреждения (или казенные предприятия) без их согласия. Составляющие право оперативного управления правомочия имеют строго целевой характер, обусловленный выполняемыми учреждением (или казенным предприятием) функциями. Собственник устанавливает таким юридическим лицам прямые задания по целевому использованию выделенного им имущества (в частности, в утвержденной им смете расходов учреждения). Он также определяет целевое назначение отдельных частей (видов) имущества, закрепленных за субъектами права оперативного управления, путем его распределения (в учетных целях) на соответствующие специальные фонды. При этом имущество, включая денежные средства, числящееся в одном фонде, по общему правилу не может быть использовано на цели, для которых существует другой фонд (при недостатке последнего). Объектом рассматриваемого права является имущественный комплекс — все виды имущества, закрепленного собственником за учреждением или приобретенного им в процессе участия в гражданских правоотношениях. При этом собственник-учредитель вправе изъять у субъекта права оперативного управления без его согласия излишнее, не используемое или используемое не по назначению имущество и распорядиться им по своему усмотрению (п. 2 ст. 296 ГК РФ). Однако такое изъятие допускается лишь в этих трех предусмотренных законом случаях, а не по свободному усмотрению собственника. Столь «узкий» характер правомочий субъекта права оперативного управления обусловлен ограниченным характером его участия в имущественном (гражданском) обороте. Вместе с тем это обстоятельство не должно ухудшать положение его возможных кредиторов.

Читайте также: Налог на имущество пенсионерам в 2019 году

Жилищная энциклопедия. - М. Гарант. Л. Ю. Грудцына. 2008 .

Смотреть что такое «Право оперативного управления имуществом» в других словарях:

В соответствии со ст. 217 ГК право оперативного управления является наряду с правом собственности вещным правом. Согласно ст. 277 ГК право оперативного управления в отношении закрепленного за ними имущества принадлежит казенному предприятию,… … Юридический словарь современного гражданского права

В соответствии с гражданским законодательством РФ особая разновидность вещных прав. По объему правомочий П.о.у. значительно уступает праву собственности и праву хозяйственного ведении. В соответствии с ГК РФ субъектами П.о.у. могут быть только… … Юридическая энциклопедия

Право оперативного управления - одно из вещных прав, субъектами которого в РФ могут быть казенное предприятие, а также учреждение. В отношении закрепленного за ними имущества указанные субъекты осуществляют в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей… … Энциклопедия права

ПРАВО ОПЕРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ - особая разновидность вещных прав в гражданском законодательстве РФ. По объему правомочий значительно уступает праву собственности и праву хозяйственного ведения. В соответствии с ГК РФ субъектами П.о.у. могут быть только казенное предприятие и… … Юридический словарь

Право Оперативного Управления - право, передаваемое физическому и юридическому лицу на владение, пользование и распоряжение имуществом, закрепленным за компанией, организацией, находящейся в государственной собственности. Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов

Право оперативного управления - Разновидность вещных прав на имущество. На праве оперативного управления имущество может принадлежать казенным предприятиям, учреждениям, финансируемым собственником. В этом случае собственник имущества (Российская федерация, субъект РФ,… … Словарь: бухгалтерский учет, налоги, хозяйственное право

ПРАВО ОПЕРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ - – право владения, пользования и распоряжения имуществом, предоставляемое государственному предприятию и организациям в соответствии с действующим законодательством РФ … Краткий словарь экономиста

ПРАВО ОПЕРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ - особая разновидность вещных прав в гражданском законодательстве РФ. Может принадлежать только юридическому лицу несобственнику и заключается в возможности использовать закрепленное собственником за данной организацией имущество строго по целевому … Энциклопедия юриста

право оперативного управления - особая разновидность вещных прав в гражданском законодательстве РФ. По объему правомочий значительно уступает праву собственности и праву хозяйственного ведения. В соответствии с ГК РФ субъектами П.о.у. могут быть только казенное предприятие и… … Большой юридический словарь

ПРАВО ОПЕРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ - в соответствии с гражданским законодательством РФ особая разновидность вещных прав. По объему правомочий П.о.у значительно уступает праву собственности и праву хозяйственного ведении. В соответствии с ПС РФ субъектами П.о.у. могут быть только… … Энциклопедический словарь экономики и права

  • Право оперативного управления и право хозяйственного ведения государственным имуществом. К. П. Кряжевских. Книга является наиболее полным исследованием, в котором в комплексной монографической форме решаются задачи, имеющие существенное значение для науки гражданского права. Теоретическая ценность… Подробнее Купить за 682 грн (только Украина)
  • Право оперативного управления и право хозяйственного ведения государственным имуществом. К. П. Кряжевских. Книга является наиболее полным исследованием, в котором в комплексной монографической форме решаются задачи, имеющие существенное значение для науки гражданского права. Теоретическая ценность… Подробнее Купить за 249 руб электронная книга

Оперативное Управление Имуществом

Оперативное управление имуществом как вещное право предоставляется Гражданским кодексом РФ государственным казенным учреждениям и предприятиям. Данное право используется и в сфере государственной, и в сфере частной собственности.

Характеризуется оперативное управление имуществом такими чертами. Это право осуществляется казенными учреждения в рамках закона в соответствии с конкретными целями деятельности и назначением имущества. В отличие от собственника имущества полномочия носителя этого права имеют рамки. Их может определять собственник, который вправе распоряжаться им по собственному усмотрению или вообще изъять имущество у носителя права оперативного управления.

Субъекты, которым отводится оперативное управление имуществом . могут обладать разными статусами и быть наделены разными задачами. В связи с этим Гражданским кодексом определяются разные нормы этого права.

Как правило, государство создает казенные предприятия в наиболее важных сферах и направлениях экономической деятельности. Поэтому оно напрямую заинтересовано в том, чтобы имущественная база этих предприятий сохранялась за ними и способствовала осуществлению возложенных на них задач. Именно поэтому оперативное управление имуществом жестко регламентируется Гражданским кодексом и во многом ограничивается строгими рамками.

Собственник имущества может изъять имущество из оперативного управления в случае его нерационального использования и передать его другому предприятию по собственному усмотрению. При этом собственник имущества обладает правом определения основных направлений деятельности казенного учреждения, а также распределения получаемого им дохода.

Право оперативного управления, возникшее с начала 60-х гг прошлого века как способ организации производственно-хозяйственных процессов, было действенным механизмом обеспечения материальных интересов государства. Создаваемым предприятиям — юридическим лицам — делегировались частичные обязанности по управлению экономикой. Предприятия наделялись полномочиями хозяйствовать на имущественных объектах, закрепленных за ними на принципах лимитированных прав. Со второй половины 20 века в законодательство СССР было введено определение права оперативного управления, предоставляющего предприятиям и госбюджетным учреждениям строго регламентированные полномочия.

Делегирование прав управления имуществом не исчерпало своей актуальности в современный период. Частичное сохранение уклада планово-регулируемого способа хозяйствования обусловлено переходным характером современной экономики.

Правовая форма владения недвижимым имуществом с жесткими ограничениями открывает возможность участия в экономических процессах широкого круга предприятий, не владеющих имуществом.

Порядок осуществления специального вещного права, способы и пределы его функционирования, круг субъектов определяются статьями Гражданского, Бюджетного и Налогового кодексов, федеральным законодательством, нормативными актами органов местного самоуправления.
Характер и направления деятельности организаций, получивших собственность на правах оперативного управления, регламентируются заданиями собственника имущества. На принципах ограниченных прав владения недвижимостью функционируют, в частности, такие имущественные комплексы, как электро-, тепло-, газо- и водоснабжение, транспорт и транспортные инженерные сооружения, жилищный фонд, учреждения здравоохранения, образования, массовой культуры и спорта, охраны общественного порядка.

Собственность как объект передачи прав

В оперативное управление допускается передача недвижимого и иного имущества разных типов собственности: государственной, муниципальной, принадлежащей городским и сельским образованиям, предприятиям, организациям, частным лицам. Недвижимое имущество в контексте гражданского и экономического права, имеет ряд характерных признаков: четкая определенность расположения и невозможность перемещения без утраты его основных свойств, индивидуальная обособленность, высокая стоимость и юридически закрепленный правовой статус с необходимостью государственной регистрации.
Предприятие — особый тип недвижимости, участвующий в имущественном государственном обороте. Вся совокупность имущества предприятия: недвижимые, ценные вещи, движимое имущество, обязательства, денежные средства, задолженности, объекты интеллектуальной собственности — выступает как единое целое. В определенных обстоятельствах все составляющие имущественного комплекса предприятия признаются самостоятельными объектами собственности. В имущественных отношениях действует важная категория — особо ценное движимое имущество, стоимость которого выше принятых критериев и утрата которого приводит к непреодолимым затруднениям в функционировании предприятий.

Особенности имущественных прав предприятий

Круг субъектов права оперативного управления — предприятия на основе всех форм собственности в статусе юридических лиц. К ним относятся коммерческие организации — унитарные (казенные) предприятия и учреждения, и некоммерческие организации, функционирующие на средства собственника. Собственник может целенаправленно создавать учреждения — субъекты права управления, выступая их учредителем и определяя объем правовых полномочий. Учреждения создаются для реализации производственных, управленческих, социально-культурных и других функций. Собственник определяет порядок планирования и исполнения этих задач, частично или полностью осуществляет финансирование их деятельности, реорганизовывает, ликвидирует созданные предприятия в одностороннем порядке.
В зависимости от юридического статуса организации приобретают права управления имуществом с различным объемом правомочий. Уровень и границы правообладания имуществом определяются действующими законодательными нормами, условиями договора или контракта и решениями собственника по вопросам, которые законодательство отводит к его компетенции.
Казенные предприятия — унитарные, хозяйственные общества, товарищества, кооперативы — осуществляют деятельность, направленную на получение прибыли от выполнения работ, государственных услуг, функций властных органов всех уровней. Финансирование таких предприятий осуществляется из соответствующих бюджетов. На учреждения (бюджетные, автономные) органы федеральной власти и местного самоуправления возлагают задания по оказанию услуг и мероприятий по проведению экспертиз, подготовке решений органов власти для оформления лицензий, свидетельств, регистрации сделок. Характер деятельности бюджетных, автономных, и казенных предприятий часто может быть одинаковым, но осуществляется он в разных режимах и нормах пользования, распоряжения и владения имуществом, полученным в оперативное управление.

Процедурные вопросы юридического закрепления прав на имущество

Правовой статус недвижимого имущества и его изменения легитимны после процедуры государственной регистрации. Она совершается на основании постановления собственника о передаче обособленных от остального его имущества объектов в оперативное управление учреждению. Передаваемое имущество должно быть четко идентифицировано указанием кадастровых номеров, планами объектов недвижимости и земельных участков, технической документацией. Стороны-участники сделки заключают договор или контракт, правила оформления которых установлены действующими нормами. Изменение правового статуса переданного имущества, возникновение у получателя прав собственности и полномочий по управлению им наступают после оформления государственной регистрации.
Регистрация проводится по адресу расположения имущества, а при передаче имущественных комплексов предприятий — по юридическому адресу учреждения-получателя права. Для регистрации учреждение направляет в регистрирующий орган заявление, акт собственника, пообъектный список имущества с указанием инвентарных номеров, остаточной и балансовой стоимости, начисленной амортизации и другие необходимые документы.

Право оперативного управления может передаваться на действующие имущественные комплексы, находящиеся в процессе реконструкции или строительства. Для объектов, не завершенных строительством, допускается совершение регистрации права собственности на недвижимость и передачи ее в оперативное управление одновременно.

Основные принципы хозяйствования

Правовое поле оперативного управления имуществом предполагает разнообразные регламенты функционирования субъектов управления в части уровня ответственности по отношению к имуществу, организации деятельности и финансовых механизмов. Это достигается сочетанием норм законодательного права и механизмов регулирования практики имущественного оборота специальными условиями договорных отношений сторон, решениями собственника.
Владельцем и распорядителем имущества, переданного на условиях права оперативного управления, фактически остается собственник. Он может изъять имущество из оборота предприятия на основаниях, определенных законом: в случаях, когда имущество не используется, эксплуатируется не по назначению или оказалось излишним. Все остальные операции с имуществом могут производиться по предложениям учреждения, но с согласия собственника, от его лица либо самим собственником. Аналогичный порядок применяется в отношении имущества, приобретаемого учреждением в соответствии с поручениями собственника и на его средства. К компетенции собственника относится планирование хозяйственной и финансовой деятельности предприятия.

Прямой обязанностью организаций, наделенных этим правом управления имуществом, является выполнение заданий собственника. Предприятия всех трех типов без согласия собственника не правомочны отчуждать имущество, закрепленное за ними при оформлении права, а также приобретаемое на выделенные им средства. Казенные, бюджетные и автономные предприятия могут осуществлять предпринимательскую деятельность, не входящую в круг их обязанностей, определенных заданиями собственника, при условии, что это не противоречит положениям учредительных документов.

Полномочия правообладателей имущества собственника

Казенные предприятия имеют наибольшие ограничения прав: всей совокупностью полученного от собственника имущества (движимого и недвижимого) они распоряжаются только с его согласия. К компетенции казенного предприятия относится самостоятельная реализация продукции и товаров, полученными от этого доходами оно может распоряжаться в порядке, установленном собственником. В обычной практике этот означает, что часть доходов по нормативам направляется на производственное развитие и социальные нужды, а остальное перечисляется в бюджеты надлежащих уровней.
Бюджетные и автономные предприятия, как и казенные, недвижимым имуществом и особо ценным движимым имуществом распоряжаются с согласия собственника. В отличие от казенных предприятий, им предоставляется право самостоятельно распоряжаться остальным имуществом, включая движимое, не относящееся к особо ценному.

Автономные и частные предприятия законодательно наделены правами оказывать платные услуги. Допускается выполнение иных работ и услуг, характер которых не противоречит направлению деятельности предприятия и положениям уставных документов. Полученными доходами предприятие распоряжается самостоятельно, но в контексте целей, для которых оно создано. Приобретаемое на эти доходы имущество становится собственностью автономного предприятия, учитывается на отдельном балансе, проводится его государственная регистрация. Предприятие становится обладателем имущества с разными правовыми статусами.
Оформление права в оперативное управление может быть срочным и бессрочным. Изменение срока действия этой правовой нормы подлежит регистрации в государственных органах. Фактически право оперативного управления по своей природе не является владением имуществом, даже на условиях ограничений. Это скорее обязанности и полномочия по отношению к имуществу собственника.

1.Правом оперативного управления в настоящем Кодексе признается вещное право субъекта хозяйствования, который владеет, пользуется и распоряжается имуществом, закрепленным за ним собственником (уполномоченным им органом) для осуществления некоммерческой хозяйственной деятельности, в пределах, установленных настоящим Кодексом и другими законами, а также собственником имущества (уполномоченным им органом).

2.Собственник имущества, закрепленного на праве оперативного управления за субъектом хозяйствования, осуществляет контроль за использованием и сохранением переданного в оперативное управление имущества непосредственно или через уполномоченный им орган и имеет право изымать у субъекта хозяйствования излишнее имущество, а также не используемое имущество и имущество, используемое им не по назначению.

3.Право оперативного управления охраняется законом в соответствии с положениями, установленными для защиты права собственности.

1-3. Появление в отечественном законодательстве права оперативного управления связано с плановой экономикой. Исконно категория права оперативного управления использовалась для отношений государственной собственности, однако потом она начала приспосабливаться не только к государственной, но и к другим формам собственности. Эта конструкция в массовом юридическом сознании очень популярна.

Право оперативного управления определяют как такое, которое финансируется за счет собственника, особое вещественное право юридического лица (организации) владеть, пользоваться и распоряжаться закрепленным за ним имуществом в пределах, установленных законодательными актами, в соответствии с целями своей деятельности, задачами собственника и назначением имущества.

Право оперативного управления — это основанное на праве собственности другого лица и предоставленных ему полномочиях право владения, а также ограниченные права пользования и распоряжения имуществом в целях и пределах, установленных собственником.

Как и право полного хозяйственного ведения, право оперативного управления является производным от права собственности и более ограничено в сравнении с ним. Кроме того, оно уже, чем право полного хозяйственного ведения. Если право полного хозяйственного ведения содержит три правомочия — владение, пользование и распоряжение, то право оперативного управления охватывает одновременно лишь два — владение и пользование или владение и распоряжение.

В любом случае лицо, в оперативном управлении которого находится имущество, не имеет права распоряжаться им по своему усмотрению, а может это делать лишь в пределах, установленных собственником.

Ответственность по своим долгам лицо, в оперативном управлении которого находится имущество, несет лишь в пределах последнего. В остальных ответственность субсидиарно несет собственник такого имущества.

Право оперативного управления в советском гражданском праве было закреплено раньше, чем право полного хозяйственного ведения, и длительное время было единственным средством осуществления права государственной собственности.

Однако с принятием Закона «О собственности» и появлением права полного хозяйственного ведения имущество на праве оперативного управления, как правило, закреплялось за учреждениями (хотя в некоторых случаях на таких принципах имущество может принадлежать также предприятиям и организациям).

Таким образом, фактически состоялось деление права полного хозяйственного ведения и права оперативного управления также и за субъектным составом.

ГК Украины не предусматривает ни права полного хозяйственного ведения, ни права оперативного управления. Это можно объяснить тем, что их планировалось заменить такими категориями, как «право собственности юридических лиц» и «владение». С другой стороны, ГК действует вместе с ХК Украины, в котором среди вещественных прав упоминаются право хозяйственного ведения, право оперативного управления и т. п., а имущество государственного унитарного предприятия находится в государственной собственности и будет подлежать закреплению за ним на праве хозяйственного ведения или оперативного управления (ст. 73 ХК Украины).

Таким образом, пока еще они продолжают существовать в отечественном законодательстве как категории вещественного права.



Просмотров