Государственная аккредитация образовательных учреждений: требования, необходимые документы, госпошлина. Какие расходы эксперта подлежат возмещению

Понятие "аккредитация" имеет латинские корни. В дословном переводе оно означает "оказывать доверие". В современном мире этот термин рассматривается как установленным стандартам, признание особого статуса (полномочий). Рассмотрим далее, как осуществляется аккредитация образовательных учреждений, что это такое и какими законами регулируется.

Нормативная база

В конце 2010 г. ФЗ № 293 внес ряд изменений в некоторые законодательные акты. Эта необходимость возникла в связи с совершенствованием надзорных и контрольных функций. Изменения направлены на оптимизацию предоставления услуг в сфере образования. В результате была введена специальная процедура для соответствующих учреждений. С того момента началась аккредитация и аттестация образовательных учреждений и научных организаций.

Субъекты

По принятым законодательным нормам, аккредитация и аттестация образовательных учреждений осуществляется вне зависимости от их типов и видов. Однако в этом предписании оговорено исключение. Положения закона не распространяются на ДОУ и учреждения по дополнительному образованию детей. Все прочие организации, осуществляющие учебные программы по ФГОС, федеральным требованиям и положениям закона, обязаны пройти процедуру соответствия.

Важный момент

В некоторых учреждениях присутствует которое реализует программу по Возникает вопрос: распространяется ли на них предписание о прохождении обязательной процедуры подтверждения соответствия? В данном случае государственная аккредитация образовательного учреждения осуществляется без включения указанных программ в проверку. Для реализации их, однако, необходимо иметь разрешение. В качестве него выступает лицензия, которая, собственно, позволяет учреждению осуществлять деятельность в соответствии с программами дошкольного образования. Кроме этого, в новых правилах оговаривается ситуация с организациями, предоставляющими дополнительные услуги в рассматриваемой сфере. В частности, речь идет о дворцах юношеского/детского творчества, ДШИ, ДЮСШ и пр. Аккредитация образовательных учреждений такого типа не проводится.

Оплата

В соответствии с ФЗ № 293 была введена госпошлина за аккредитацию образовательного учреждения. Она заменяет оплату процедур, в том числе по договорам со специализированными организациями по оказанию информационно-методических услуг. Размер платежа устанавливается ст. 333.33 НК. Таким образом, формально в юридическом плане государственная аккредитация образовательного учреждения стала бесплатной, так как относится к услугам, осуществляемым за счет бюджетных средств.

Размер платежа

Законодательство устанавливает следующие суммы:

  • Для высших профессиональных заведений - 130 тыс. руб. Дополнительно необходимо будет уплатить по 70 тыс. за каждую расширенную группу направлений в самой организации и ее филиалах, включенную в свидетельство об аккредитации образовательного учреждения.
  • Заведениям, реализующим дополнительные профпрограммы - 120 тыс. руб.
  • Учреждениям среднего пофобразования - 50 тыс. руб.
  • Заведениям начального профессионального обучения - 40 тыс. руб.

Аккредитация прочих типов - 10 тыс. руб. При смене статуса и переоформление св-ва необходимо уплатить от 3 до 70 тысяч рублей. В случае аккредитации образовательных программ, расширенных групп направления по специальностям за замену свидетельства установлены суммы от 7 до 70 тыс. руб. В других случаях, в том числе за выдачу временного св-ва, нужно уплатить 2 тыс. руб. Следует сказать, что замена оплаты фиксированным бюджетным платежом не означает, что заведение лишается права на самостоятельное заключение договоров с организациями, которыми выполняется подготовка к аккредитации образовательного учреждения.

Новые правила

Учитывая требования к аккредитации образовательного учреждения, особое внимание следует уделять учебным программам. В первую очередь это относится к начальным, средним и высшим профессиональным заведениям. Таким учреждениям свидетельство выдается не на отдельные программы, а на расширенные, укрупненные категории направлений, которые определяются аккредитационным органом. Это позволяет изменять или дополнять конкретные проекты без предоставления их в уполномоченную структуру. То есть, корректировки делаются на основании лицензии.

Дополнительно

Согласно ст. 33.2 Закона "Об образовании", правом на госаккредитацию программы обладают ОУ, в которых есть обучающиеся или завершающие обучение по ней в текущем году. Как и ранее предусматривается возможность поэтапного (в соответствии со ступенями) проведения процедуры. То есть выполняется аккредитация образовательных учреждений в отношении определенных программ начального, основного и среднего общего (полного) обучения.

Процедура самообследования

Аккредитация образовательных учреждений включает в себя самооценку заведениями своей деятельности. Ранее процедура самообследования была предусмотрена преимущественно для вузов. Правила, по которым проводится самооценка, формулируются и утверждаются исполнительным федеральным органом, в полномочия которого входит выработка госполитики и нормативно-правовое регулирование сферы образования.

Экспертиза

Лицензирование и аккредитация образовательных учреждений предполагают выполнение определенных процедур, подтверждающих соответствие качества и содержания усвоенных обучающимися и выпускниками программ по ФГОС. Кроме этого, выполняется экспертиза показателей работы учебного заведения. Они необходимы при определении вида и типа.

Показатели работы

Их перечень вводится на федеральном уровне. показателей, по которым определяется вид и тип образовательного учреждения, должны устанавливаться аккредитационным органом. К примеру, относительно школ такой структурой выступает региональный департамент, министерство или иной институт управления. Разумеется, они должны быть задействованы в сфере образования. Установленный перечень показателей должен согласовываться с Минобрнауки. Порядок определения их критериев утверждается Правительством.

Документы для аккредитации образовательного учреждения

В соответствии с положением, процедура предполагает несколько этапов. В первую очередь руководитель учебного заведения выполняет анализ его деятельности. По результатам составляется отчет самообследования. После этого в управление (подразделение) уполномоченного органа направляется заявление и документы для аккредитации образовательного учреждения по соответствующим программам:

  • устава;
  • планов по всем утвержденным программам, заявленным к аккредитации;
  • основной профпрограммы послевузовского обучения (если она присутствует в ОУ);
  • положения о филиале заведения (при наличии такого подразделения).

2. Отчет о результатах самооценки.

Лицензирование и аккредитация образовательных учреждений предполагает выдачу соответствующих бумаг. При направлении программ на проверку соответствия ОУ предоставляет также копии разрешения и св-ва. Неотъемлемым документом также является опись направленных бумаг. Копии устава, положения о филиале, разрешения и св-ва следует заверить у нотариуса. Экземпляры остальных бумаг заверяются в ОУ. Кроме того, следует приложить квитанцию, подтверждающую уплату пошлины.

Способ отправки

Указанные выше документы можно направить на бумажном носителе. При этом допускается предъявление их лично или с помощью почтового отправления (заказным письмом). Также документы могут подаваться и в электронном виде. В этом случае следует воспользоваться единым порталом услуг. Если бумаги направляются этим способом, они должны заверяться электронной подписью.

Заявление

Аккредитация образовательных учреждений осуществляется по соответствующему обращению. В заявлении следует указать:

  1. Полное название, организационно-правовую форму и местонахождение заведения согласно уставу.
  2. Наименование и адрес расположения филиалов (при необходимости).
  3. Регистрационный госномер записи о формировании юрлица и сведения документа, которым подтверждается факт внесения информации о созданной организации в ЕГРЮЛ.
  4. ИНН и данные о постановке на учет в налоговой службе.
  5. Реквизиты имеющегося свидетельства об аккредитации.
  6. Госстатус (вид и тип) ОУ.
  7. Список программ, заявленных для аккредитации.

Решение

В течение 7 дней аккредитационный орган отправляет образовательному учреждению либо вручает его представителю уведомление о том, что документы приняты к рассмотрению. В случае если бумаги предоставлены не в полном объеме либо какие-то из них заполнены неверно, уполномоченная инстанция присылает извещение с соответствующим перечнем. На исправление ошибок и предоставление недостающих экземпляров ОУ дается 2 месяца.

Общественная аккредитация образовательных учреждений

Эта процедура также предусмотрена на законодательном уровне. Право на ее проведение было предоставлено еще в 1992 году. В настоящее время специалисты отмечают расширение предмета нормативного регулирования в сфере общественной аккредитации. В законодательстве зафиксировано не только само право, но и подробно разъяснено понятие процедуры, установлены обязанности организаций, уполномоченных на ее проведение. Ключевой задачей таких структур считается обеспечение доступности и открытости информации.

Специфика

Общественная аккредитация образовательных учреждений выполняется по инициативе самих заведений. В законодательстве особое внимание акцентируется на добровольности проведения процедуры. Это означает, что на нормативном уровне запрещено принуждение ОУ к получению такой аккредитации со стороны госорганов, местных структур и уполномоченных на ее выполнение юрлиц. В законе также не установлена необходимость согласования с учредителем проведение указанной процедуры.

Уполномоченные субъекты

Право на выполнение общественной аккредитации признается за разными организациями. Так, согласно законодательству, ее могут проводить как отечественные, так и международные и зарубежные субъекты. Вместе с этим, в качестве уполномоченных лиц в нормах указываются только общественные организации. Однако это ограничение не согласуется с определением самой процедуры в законе. Здесь следует отметить, что ФЗ "Об образовании" утверждает только основы общественной аккредитации. Более подробно все отношения, которые возникают в данной сфере, регламентируются актами, принимаемыми непосредственно самими уполномоченными структурами.

Порядок проведения

Процедура реализуется в форме следующих мероприятий:

  1. Экспертной оценки в учреждении.
  2. Обсуждения полученных результатов.
  3. Принятия решения о прохождении либо продлении или об отказе в общественной аккредитации ОУ.
  4. Включение заведения в соответствующий реестр (прошедших процедуру).
  5. Предоставление учреждению свидетельства установленной формы.
  6. Письменное извещение исполнительного федерального органа по надзору и контролю об итогах проведенной процедуры.

Критерии и показатели

Они устанавливаются непосредственно той организацией, которая выполняет аккредитацию. При оценке качества организации и обеспечения учебного процесса оценивается:

  • Соответствие планов по реализуемым программам.
  • Наличие нормативного обеспечения.
  • Соответствие организационной системы ОУ.
  • Качество образовательного процесса.
  • Соответствие рабочих программ содержанию планов обучения.
  • Уровень обеспеченности методическими материалами.
  • Мнения сотрудников, выпускников, обучающихся, работодателей о качестве процесса обучения и так далее.

Кадровая обеспеченность

По этому критерию проверяется соответствие профессионального уровня педагогического коллектива преподаваемым дисциплинам. Устанавливается также доля штатных специалистов, в том числе имеющих степень, занятых в процессе обучения. Немаловажным критерием является соответствие количества педагогов числу дисциплин, которые преподаются в ОУ.

Материально-техническая обеспеченность

По этому критерию аккредитационная организация устанавливает соответствие числа помещений для проведения установленных видов занятий количеству обучающихся. Немаловажное значение имеет проверка технической оснащенности и общего состояния кабинетов. В ОУ должна быть достаточная инфраструктура для обеспечения реализации образовательных программ.

Целью государственной аккредитации образовательной деятельности является подтверждение соответствия федеральным государственным образовательным стандартам образовательной деятельности по основным образовательным программам и подготовки обучающихся в образовательных организациях, организациях, осуществляющих обучение. Государственная аккредитация образовательной деятельности проводится аккредитационными органами - Рособрнадзором или органом исполнительной власти субъекта РФ, которому были переданы такие полномочия Российской Федерацией.
В рамках мероприятий по государственной аккредитации образовательной деятельности проводится аккредитационная экспертиза. Ее предметом является определение соответствия содержания и качества подготовки обучающихся в организации, осуществляющей образовательную деятельность, по заявленным для государственной аккредитации образовательным программам федеральным государственным образовательным стандартам. При проведении аккредитации образовательной деятельности по образовательным программам, которые обеспечивают реализацию образовательных стандартов, аккредитационная экспертиза в части содержания подготовки обучающихся не проводится.

Что является основанием для работ по государственной аккредитации?

Для государственной аккредитации образовательное учреждение представляет в Рособрнадзор или орган исполнительной власти субъекта РФ, которому были переданы такие полномочия РФ, заявление. Заявление представляется лично либо посылается заказным письмом с уведомлением о вручении. Заявление о государственной аккредитации и прилагаемые к нему документы организация, осуществляющая образовательную деятельность, может направить в Рособрнадзор или соответствующий орган субъекта РФ также в форме электронного документа, подписанного электронной подписью. Формы указанных заявления и прилагаемых к нему документов, а также требования к их заполнению и оформлению утверждены Приказом Минобрнауки России от 18.09.2012 N 729.
Оплата услуг экспертов и экспертных организаций, возмещение расходов, понесенных ими в связи с участием в мероприятиях по контролю, в том числе в связи с выполнением необходимых экспертиз, обследований, исследований, испытаний и расследований, осуществляются в размере и на условиях, предусмотренных государственным контрактом (договором), заключенным соответствующим органом государственного контроля (надзора) с экспертом и (или) экспертной организацией в соответствии с нормами Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).

Каким способом размещения заказа заключается договор на проведение государственной аккредитации?

Согласно ст. 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый, с ограниченным участием, двухэтапный, закрытый, закрытый с ограниченным участием, закрытый двухэтапный), аукционы (в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый), запрос котировок, запрос предложений.
Возмещение экспертам расходов, понесенных ими при проведении контрольных мероприятий, осуществляется в рамках ст. 93 Закона о контрактной системе. Согласно пп. 26 п. 1 данной статьи закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком при заключении контракта на оказание услуг, связанных с направлением работника в служебную командировку, а также с участием в проведении фестивалей, концертов, представлений и подобных культурных мероприятий (в том числе гастролей) на основании приглашений на посещение указанных мероприятий. К таким услугам относятся обеспечение проезда к месту служебной командировки, месту проведения указанных мероприятий и обратно, наем жилого помещения, транспортное обслуживание, обеспечение питания. Для экспертов проезд к месту проведения экспертизы и возвращение обратно является служебной командировкой.
Контракт (договор) на оплату услуг экспертов по проведению государственной аккредитации заключается у единственного поставщика в силу п. 6 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе. Согласно норме этого пункта у единственного поставщика размещается закупка работы или услуги, выполнение или оказание которой может осуществляться только органом исполнительной власти в соответствии с его полномочиями либо подведомственными ему государственным учреждением, государственным унитарным предприятием, соответствующие полномочия которых устанавливаются федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ или нормативными правовыми актами Правительства РФ, законодательными актами субъекта РФ. Поскольку необходимость государственной аккредитации образовательных учреждений установлена федеральным законом и на органы исполнительной власти возложены обязанности по оказанию этих услуг, нормы п. 6 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе вполне применимы при заключении контракта (договора), предметом которого является оказание услуг по проведению государственной аккредитации образовательных учреждений.

Как осуществляется оплата услуг экспертов?

Согласно нормам п. 16 ст. 92 Закона об образовании оплата услуг экспертов и экспертных организаций и возмещение понесенных ими в связи с проведением аккредитационной экспертизы расходов производятся с соблюдением Правил оплаты услуг экспертов и экспертных организаций и возмещения расходов, понесенных ими в связи с проведением аккредитационной экспертизы, которые были утверждены Постановлением Правительства РФ от 24.04.2013 N 370 (далее - Правила N 370).
Услуги эксперта или экспертной организации и возмещение понесенных ими расходов в связи с проведением аккредитационной экспертизы осуществляются в рамках договора, заключенного между учреждением и Рособрнадзором или органом исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющим переданные РФ полномочия в сфере образования, и экспертом или экспертной организацией.
Размер оплаты услуг эксперта рассчитывается исходя из размера ставки почасовой оплаты труда эксперта и количества часов его участия в проведении аккредитационной экспертизы.
Размер ставки почасовой оплаты труда эксперта не зависит от занимаемой экспертом должности, наличия у него ученых степеней, ученых званий и составляет (п. 5 Правил N 370):
- при аккредитационной экспертизе основных общеобразовательных программ - 200 руб.;
- при аккредитационной экспертизе основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального образования - 250 руб.;
- при аккредитационной экспертизе основных профессиональных образовательных программ высшего образования - 330 руб.
Количество часов участия эксперта в проведении аккредитационной экспертизы определяется исходя из количества выполненных экспертом видов работ по аккредитационной экспертизе с учетом нормативов трудозатрат и коэффициентов, учитывающих изменения сложности работ в зависимости от контингента обучающихся, устанавливаемых Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки.

Обратите внимание! Если при проведении аккредитационной экспертизы эксперт выявил отсутствие у организации, осуществляющей образовательную деятельность, обучающихся, завершающих обучение по образовательной программе, заявленной для государственной аккредитации, в текущем учебном году, продолжительность проведения аккредитационной экспертизы считается равной пяти часам (п. 7 Правил N 370).

Какие расходы эксперта подлежат возмещению?

Согласно п. 8 Правил N 370 эксперту возмещаются следующие виды расходов:
- на проезд до местонахождения организации, осуществляющей образовательную деятельность, в отношении которой проводится аккредитационная экспертиза, и обратно до места жительства эксперта;
- на наем жилого помещения.
Для возмещения данных расходов эксперт должен представить в учреждение документы, подтверждающие совершение лицом таких расходов (проездные документы и (или) документы, подтверждающие наем жилого помещения). При отсутствии соответствующих документов указанные расходы не возмещаются.
При этом п. п. 10, 11 Правил N 370 установлены нормы расходов на проезд и наем помещений. Так, расходы эксперта на проезд возмещаются в размере расходов, подтвержденных проездными документами, но не более стоимости проезда:
- железнодорожным транспортом - в купейном вагоне скорого фирменного поезда;
- водным транспортом - в каюте V группы морского судна регулярных транспортных линий и линий с комплексным обслуживанием пассажиров, в каюте II категории речного судна всех линий сообщения, в каюте I категории судна паромной переправы;
- воздушным транспортом - в салоне экономического класса;
- автомобильным транспортом - в автотранспортном средстве общего пользования (кроме такси).
Расходы эксперта по найму жилого помещения возмещаются в размере фактических расходов, подтвержденных соответствующими документами, но не более стоимости проживания в однокомнатном одноместном номере гостиницы категории "три звезды".

По какому виду расходов КОСГУ отражаются затраты учреждения по оплате услуг государственной аккредитации?

Минфин России в Письме от 25.02.2014 N 02-05-11/7980 дает разъяснения относительно порядка применения бюджетной классификации РФ при учете расходов государственного органа на оплату услуг эксперта или экспертной организации и возмещения понесенных ими расходов в связи с проведением аккредитационной экспертизы образовательной деятельности по основным образовательным программам образовательных организаций.
В соответствии с правилами применения единых для бюджетов бюджетной системы РФ групп, подгрупп и элементов видов расходов, приведенными в Указаниях о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденных Приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н (далее - Указания о порядке применения бюджетной классификации), расходы бюджетов бюджетной системы РФ на закупку товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд отражаются по соответствующим элементам группы видов расходов 200 "Закупка товаров, работ и услуг для государственных (муниципальных) нужд". По мнению Департамента, расходы по оплате услуг экспертов в связи с проведением аккредитационной экспертизы образовательной деятельности по основным образовательным программам образовательных организаций, организаций, осуществляющих обучение, в соответствии с Правилами N 370, относятся к виду расходов 244 "Прочая закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд".
Расходы бюджетов бюджетной системы РФ по осуществлению предусмотренных законодательством РФ, законодательством субъектов РФ и (или) муниципальными правовыми актами и не включенных в фонд оплаты труда выплат лицам, привлекаемым согласно законодательству государственными (муниципальными) органами для выполнения отдельных полномочий, отражаются по виду расходов 123 "Иные выплаты, за исключением фонда оплаты труда государственных (муниципальных) органов, лицам, привлекаемым согласно законодательству для выполнения отдельных полномочий" классификации расходов бюджетов. В частности, по мнению Департамента, по этому виду расходов следует отражать расходы по возмещению затрат экспертов, понесенных ими в связи с проведением аккредитационной экспертизы образовательной деятельности по основным образовательным программам образовательных организаций, организаций, осуществляющих обучение, а также индивидуальных предпринимателей, за исключением индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность непосредственно, в соответствии с Правилами N 370.
Оплата контракта (договора), заключенного с аккредитационным органом (Рособрнадзором или уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ), предметом которого является оплата услуг по проведению государственной аккредитации, отражается по подстатье 226 "Прочие работы, услуги" КОСГУ.
Компенсация расходов и проживания экспертов при проведении государственной аккредитации производится:
- по подстатье 222 "Транспортные услуги" (расходы по оплате проезда к месту проведения контрольного мероприятия и обратно);
- по подстатье 226 "Прочие работы, услуги" (оплата расходов по найму жилых помещений в месте проведения контрольного мероприятия).

Какой документ выдается учреждению по итогам проведения государственной аккредитации?

По итогам проведения работ по государственной аккредитации аккредитационный орган (Рособрнадзор или уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ) составляет заключение. Оно в последующем размещается на официальном сайте в Интернете (например, на сайте http://obrnadzor.gov.ru) (п. 17 ст. 92 Закона об образовании).
Аккредитационным органом в срок, не превышающий 105 дней со дня приема заявления о проведении государственной аккредитации и прилагаемых к этому заявлению документов, при условии соответствия этих заявления и документов требованиям, установленным к ним, должно быть принято решение о государственной аккредитации образовательной деятельности организации, осуществляющей образовательную деятельность (п. 18 ст. 92 Закона об образовании).
При принятии решения о государственной аккредитации образовательной деятельности аккредитационным органом выдается свидетельство о государственной аккредитации, срок действия которого составляет:
1) шесть лет для организации, осуществляющей образовательную деятельность по основным профессиональным образовательным программам;
2) двенадцать лет для организации, осуществляющей образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам.

Примечание. Аккредитационный орган принимает отдельное решение о государственной аккредитации образовательных программ, заявленных для государственной аккредитации и реализуемых организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в том числе в каждом ее филиале (п. 9 ст. 92 Закона об образовании).

Аккредитационный орган вправе отказать организации в государственной аккредитации образовательной деятельности по заявленным к государственной аккредитации образовательным программам, относящимся к соответствующим уровням образования или к укрупненным группам профессий, специальностей и направлений подготовки, при наличии одного из следующих оснований (п. 23 ст. 92 Закона об образовании):
1) выявление недостоверной информации в документах, представленных организацией, осуществляющей образовательную деятельность;
2) наличие отрицательного заключения, составленного по результатам аккредитационной экспертизы.
Также аккредитационный орган может лишить организацию, осуществляющую образовательную деятельность, государственной аккредитации образовательной деятельности по заявленным к государственной аккредитации образовательным программам, относящимся к соответствующим уровням образования или к укрупненным группам профессий, специальностей и направлении подготовки, при наличии одного из следующих оснований (п. 24 ст. 92 Закона об образовании):
1) аннулирование лицензии на осуществление образовательной деятельности полностью или в отношении отдельных имеющих государственную аккредитацию образовательных программ;
2) повторное в течение срока действия государственной аккредитации нарушение организацией, осуществляющей образовательную деятельность, законодательства в сфере образования, повлекшее за собой неправомерную выдачу документов об образовании и (или) о квалификации установленного образца;
3) истечение срока приостановления действия государственной аккредитации (при отсутствии оснований для возобновления действия аккредитации).

Примечание. Организация, осуществляющая образовательную деятельность, вправе подать заявление о проведении государственной аккредитации не ранее чем через один год после отказа в государственной аккредитации или лишения таковой (п. 26 ст. 92 Закона об образовании).

Продолжает ли действовать государственная аккредитация, если учреждение было присоединено к другому учреждению?

По нормам п. 21 ст. 92 Закона об образовании при ликвидации образовательной организации или организации, осуществляющей обучение, прекращении деятельности таких организаций в результате реорганизации в форме слияния, разделения или присоединения действие государственной аккредитации прекращается со дня внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации юридического лица, о прекращении его деятельности в результате реорганизации.
То есть в случае, если учреждение было присоединено к другому учреждению, образуется новое юридическое лицо и процедура государственной аккредитации проводится заново.

Взимается ли государственная пошлина за выдачу свидетельства о государственной аккредитации?

Согласно п. 27 ст. 92 Закона об образовании за выдачу свидетельства о государственной аккредитации, переоформление свидетельства о государственной аккредитации и выдачу временного свидетельства о государственной аккредитации уплачивается государственная пошлина в размерах и в порядке, которые установлены законодательством РФ о налогах и сборах. Размеры пошлины за государственную регистрацию, а также за совершение прочих юридически значимых действий установлены ст. 333.33 НК РФ. В силу пп. 127 п. 1 ст. 333.33 государственная пошлина за выдачу свидетельства о государственной аккредитации:
- образовательного учреждения высшего профессионального образования составляет 130 000 руб. плюс 70 000 руб. за каждую включенную в свидетельство о государственной аккредитации укрупненную группу направлений подготовки и специальностей высшего профессионального образования в образовательном учреждении и каждом его филиале;
- образовательного учреждения дополнительного профессионального образования, научной организации - 120 000 руб.;
- образовательного учреждения среднего профессионального образования - 50 000 руб.;
- образовательного учреждения начального профессионального образования - 40 000 руб.;
- иного образовательного учреждения - 10 000 руб.
Государственная пошлина за переоформление свидетельства о государственной аккредитации образовательного учреждения в связи с установлением иного государственного статуса в отношении (пп. 128 п. 1 ст. 333.33 НК РФ):
- образовательного учреждения высшего профессионального образования - 70 000 руб.;
- образовательного учреждения дополнительного профессионального образования - 50 000 руб.;
- образовательного учреждения среднего профессионального образования - 25 000 руб.;
- образовательного учреждения начального профессионального образования - 15 000 руб.;
- иного образовательного учреждения - 3000 руб.
Государственная пошлина за переоформление свидетельства о государственной аккредитации образовательного учреждения или научной организации в связи с государственной аккредитацией образовательных программ, укрупненных групп направлений подготовки и специальностей (пп. 129 п. 1 ст. 333.33 НК РФ):
- каждой укрупненной группы направлений подготовки и специальностей высшего профессионального образования - 70 000 руб.;
- укрупненных групп направлений подготовки и специальностей послевузовского профессионального образования, дополнительных профессиональных образовательных программ, к которым установлены федеральные государственные требования, - 60 000 руб.;
- укрупненных групп направлений подготовки и специальностей среднего профессионального образования, начального профессионального образования - 25 000 руб.;
- основных общеобразовательных программ - 7000 руб.
За переоформление свидетельства о государственной аккредитации образовательного учреждения или научной организации взимается государственная пошлина в размере 2000 руб. (пп. 130 п. 1 ст. 333.33 НК РФ). За выдачу временного свидетельства о государственной аккредитации образовательного учреждения или научной организации взимается госпошлина в размере 2000 руб. (пп. 131 п. 1 ст. 333.33), в свою очередь, пошлина за выдачу дубликата документа, подтверждающего аккредитацию (государственную аккредитацию), - 200 руб. (пп. 77 п. 1 ст. 333.33).

Понятие «аккредитация» имеет латинские корни. В дословном переводе оно означает «оказывать доверие». В современном мире этот термин рассматривается как подтверждение соответствия установленным стандартам, признание особого статуса (полномочий). Рассмотрим далее, как осуществляется аккредитация образовательных учреждений, что это такое и какими законами регулируется.

Нормативная база

В конце 2010 г. ФЗ № 293 внес ряд изменений в некоторые законодательные акты. Эта необходимость возникла в связи с совершенствованием надзорных и контрольных функций. Изменения направлены на оптимизацию предоставления услуг в сфере образования. В результате была введена специальная процедура для соответствующих учреждений. С того момента началась аккредитация и аттестация образовательных учреждений и научных организаций.

По принятым законодательным нормам, аккредитация и аттестация образовательных учреждений осуществляется вне зависимости от их типов и видов. Однако в этом предписании оговорено исключение. Положения закона не распространяются на ДОУ и учреждения по дополнительному образованию детей. Все прочие организации, осуществляющие учебные программы по ФГОС, федеральным требованиям и положениям закона, обязаны пройти процедуру соответствия.

Важный момент

В некоторых учреждениях присутствует структурное подразделение, которое реализует программу по дошкольному образованию. Возникает вопрос: распространяется ли на них предписание о прохождении обязательной процедуры подтверждения соответствия? В данном случае государственная аккредитация образовательного учреждения осуществляется без включения указанных программ в проверку. Для реализации их, однако, необходимо иметь разрешение. В качестве него выступает лицензия, которая, собственно, позволяет учреждению осуществлять деятельность в соответствии с программами дошкольного образования. Кроме этого, в новых правилах оговаривается ситуация с организациями, предоставляющими дополнительные услуги в рассматриваемой сфере. В частности, речь идет о дворцах юношеского/детского творчества, ДШИ, ДЮСШ и пр. Аккредитация образовательных учреждений такого типа не проводится.

В соответствии с ФЗ № 293 была введена госпошлина за аккредитацию образовательного учреждения. Она заменяет оплату процедур, в том числе по договорам со специализированными организациями по оказанию информационно-методических услуг. Размер платежа устанавливается ст. 333.33 НК. Таким образом, формально в юридическом плане государственная аккредитация образовательного учреждения стала бесплатной, так как относится к услугам, осуществляемым за счет бюджетных средств.

Размер платежа

Законодательство устанавливает следующие суммы:

  • Для высших профессиональных заведений – 130 тыс. руб. Дополнительно необходимо будет уплатить по 70 тыс. за каждую расширенную группу направлений в самой организации и ее филиалах, включенную в свидетельство об аккредитации образовательного учреждения.
  • Заведениям, реализующим дополнительные профпрограммы – 120 тыс. руб.
  • Учреждениям среднего пофобразования – 50 тыс. руб.
  • Заведениям начального профессионального обучения – 40 тыс. руб.

Аккредитация образовательных учреждений прочих типов – 10 тыс. руб. При смене статуса и переоформление св-ва необходимо уплатить от 3 до 70 тысяч рублей. В случае аккредитации образовательных программ, расширенных групп направления по специальностям за замену свидетельства установлены суммы от 7 до 70 тыс. руб. В других случаях, в том числе за выдачу временного св-ва, нужно уплатить 2 тыс. руб. Следует сказать, что замена оплаты фиксированным бюджетным платежом не означает, что заведение лишается права на самостоятельное заключение договоров с организациями, которыми выполняется подготовка к аккредитации образовательного учреждения.

Новые правила

Учитывая требования к аккредитации образовательного учреждения, особое внимание следует уделять учебным программам. В первую очередь это относится к начальным, средним и высшим профессиональным заведениям. Таким учреждениям свидетельство выдается не на отдельные программы, а на расширенные, укрупненные категории направлений, которые определяются аккредитационным органом. Это позволяет изменять или дополнять конкретные проекты без предоставления их в уполномоченную структуру. То есть, корректировки делаются на основании лицензии.

Дополнительно

Согласно ст. 33.2 Закона «Об образовании», правом на госаккредитацию программы обладают ОУ, в которых есть обучающиеся или завершающие обучение по ней в текущем году. Как и ранее предусматривается возможность поэтапного (в соответствии со ступенями) проведения процедуры. То есть выполняется аккредитация образовательных учреждений в отношении определенных программ начального, основного и среднего общего (полного) обучения.

Процедура самообследования

Аккредитация образовательных учреждений включает в себя самооценку заведениями своей деятельности. Ранее процедура самообследования была предусмотрена преимущественно для вузов. Правила, по которым проводится самооценка, формулируются и утверждаются исполнительным федеральным органом, в полномочия которого входит выработка госполитики и нормативно-правовое регулирование сферы образования.

Экспертиза

Лицензирование и аккредитация образовательных учреждений предполагают выполнение определенных процедур, подтверждающих соответствие качества и содержания усвоенных обучающимися и выпускниками программ по ФГОС. Кроме этого, выполняется экспертиза показателей работы учебного заведения. Они необходимы при определении вида и типа.

Показатели работы

Их перечень вводится на федеральном уровне. Критерии оценки показателей, по которым определяется вид и тип образовательного учреждения, должны устанавливаться аккредитационным органом. К примеру, относительно школ такой структурой выступает региональный департамент, министерство или иной институт управления. Разумеется, они должны быть задействованы в сфере образования. Установленный перечень показателей должен согласовываться с Минобрнауки. Порядок определения их критериев утверждается Правительством.

Документы для аккредитации образовательного учреждения

В соответствии с положением, процедура предполагает несколько этапов. В первую очередь руководитель учебного заведения выполняет анализ его деятельности. По результатам составляется отчет самообследования. После этого в управление (подразделение) уполномоченного органа направляется заявление и документы для аккредитации образовательного учреждения по соответствующим программам:

  • устава;
  • планов по всем утвержденным программам, заявленным к аккредитации;
  • основной профпрограммы послевузовского обучения (если она присутствует в ОУ);
  • положения о филиале заведения (при наличии такого подразделения).

2. Отчет о результатах самооценки.

Лицензирование и аккредитация образовательных учреждений предполагает выдачу соответствующих бумаг. При направлении программ на проверку соответствия ОУ предоставляет также копии разрешения и св-ва. Неотъемлемым документом также является опись направленных бумаг. Копии устава, положения о филиале, разрешения и св-ва следует заверить у нотариуса. Экземпляры остальных бумаг заверяются в ОУ. Кроме того, следует приложить квитанцию, подтверждающую уплату пошлины.

Способ отправки

Указанные выше документы можно направить на бумажном носителе. При этом допускается предъявление их лично или с помощью почтового отправления (заказным письмом). Также документы могут подаваться и в электронном виде. В этом случае следует воспользоваться единым порталом услуг. Если бумаги направляются этим способом, они должны заверяться электронной подписью.

Аккредитация образовательных учреждений осуществляется по соответствующему обращению. В заявлении следует указать:

  1. Полное название, организационно-правовую форму и местонахождение заведения согласно уставу.
  2. Наименование и адрес расположения филиалов (при необходимости).
  3. Регистрационный госномер записи о формировании юрлица и сведения документа, которым подтверждается факт внесения информации о созданной организации в ЕГРЮЛ.
  4. ИНН и данные о постановке на учет в налоговой службе.
  5. Реквизиты имеющегося свидетельства об аккредитации.
  6. Госстатус (вид и тип) ОУ.
  7. Список программ, заявленных для аккредитации.

В течение 7 дней аккредитационный орган отправляет образовательному учреждению либо вручает его представителю уведомление о том, что документы приняты к рассмотрению. В случае если бумаги предоставлены не в полном объеме либо какие-то из них заполнены неверно, уполномоченная инстанция присылает извещение с соответствующим перечнем. На исправление ошибок и предоставление недостающих экземпляров ОУ дается 2 месяца.

Общественная аккредитация образовательных учреждений

Эта процедура также предусмотрена на законодательном уровне. Право на ее проведение было предоставлено еще в 1992 году. В настоящее время специалисты отмечают расширение предмета нормативного регулирования в сфере общественной аккредитации. В законодательстве зафиксировано не только само право, но и подробно разъяснено понятие процедуры, установлены обязанности организаций, уполномоченных на ее проведение. Ключевой задачей таких структур считается обеспечение доступности и открытости информации.

Общественная аккредитация образовательных учреждений выполняется по инициативе самих заведений. В законодательстве особое внимание акцентируется на добровольности проведения процедуры. Это означает, что на нормативном уровне запрещено принуждение ОУ к получению такой аккредитации со стороны госорганов, местных структур и уполномоченных на ее выполнение юрлиц. В законе также не установлена необходимость согласования с учредителем проведение указанной процедуры.

Уполномоченные субъекты

Право на выполнение общественной аккредитации признается за разными организациями. Так, согласно законодательству, ее могут проводить как отечественные, так и международные и зарубежные субъекты. Вместе с этим, в качестве уполномоченных лиц в нормах указываются только общественные организации. Однако это ограничение не согласуется с определением самой процедуры в законе. Здесь следует отметить, что ФЗ «Об образовании» утверждает только основы общественной аккредитации. Более подробно все отношения, которые возникают в данной сфере, регламентируются актами, принимаемыми непосредственно самими уполномоченными структурами.

Порядок проведения

Процедура реализуется в форме следующих мероприятий:

  1. Экспертной оценки качества образования в учреждении.
  2. Обсуждения полученных результатов.
  3. Принятия решения о прохождении либо продлении или об отказе в общественной аккредитации ОУ.
  4. Включение заведения в соответствующий реестр (прошедших процедуру).
  5. Предоставление учреждению свидетельства установленной формы.
  6. Письменное извещение исполнительного федерального органа по надзору и контролю об итогах проведенной процедуры.

Критерии и показатели

Они устанавливаются непосредственно той организацией, которая выполняет аккредитацию. При оценке качества организации и обеспечения учебного процесса оценивается:

  • Соответствие планов по реализуемым программам.
  • Наличие нормативного обеспечения.
  • Соответствие организационной системы ОУ.
  • Качество образовательного процесса.
  • Соответствие рабочих программ содержанию планов обучения.
  • Уровень обеспеченности методическими материалами.
  • Мнения сотрудников, выпускников, обучающихся, работодателей о качестве процесса обучения и так далее.

Кадровая обеспеченность

По этому критерию проверяется соответствие профессионального уровня педагогического коллектива преподаваемым дисциплинам. Устанавливается также доля штатных специалистов, в том числе имеющих степень, занятых в процессе обучения. Немаловажным критерием является соответствие количества педагогов числу дисциплин, которые преподаются в ОУ.

Материально-техническая обеспеченность

По этому критерию аккредитационная организация устанавливает соответствие числа помещений для проведения установленных видов занятий количеству обучающихся. Немаловажное значение имеет проверка технической оснащенности и общего состояния кабинетов. В ОУ должна быть достаточная инфраструктура для обеспечения реализации образовательных программ.

Сколько стоит госпошлина за аккредитацию образовательного учреждения

Аккредитация осуществляется для установления, насколько качество, порядок и содержание процесса подготовки учащихся соответствует определенным на государственном уровне стандартам.

За аккредитацию учебного заведения любого уровня уплачивается госпошлина, размер которой зависит от вида образовательного учреждения (ОУ), масштабов проверки и процедур, используемых уполномоченными государственными органами.

Общие сведения ^

Государственная аккредитация позволяет поддерживать процесс предоставления образовательных услуг на высоком уровне.

Даже если учебное заведение является частным для получения лицензии на осуществление своей деятельности оно должно проходить регулярные проверки со стороны уполномоченных органов (Положение №1039 от 18.11.2013).

В ходе проведения аккредитации в отношении любого ОУ устанавливаются:

  • его тип и категория деятельности;
  • соблюдение общепризнанных государственных стандартов образования в нем;
  • соответствие образовательных программ установленным на федеральном уровне нормам.

Кому это нужно

Государственную аккредитацию для обновления свидетельства-разрешения на ведение образовательной деятельности обязаны проходить все заведения, которые занимаются на территории России оказанием образовательных услуг, за исключением (ПП №184 от 21.03.2011):

  1. Организаций, осуществляющих проведение семинаров, стажировок, лекций, тренингов, но не выдающих при этом документов об образовании и не занимающихся итоговой аттестацией.
  2. Учреждений, специализирующихся на содержании и воспитании без использования каких-либо образовательных программ.
  3. Лиц, осуществляющих индивидуальную преподавательскую деятельность (репетиторство).

Аккредитация затрагивает образовательные и воспитательные учреждения, которые действуют в ранге государственных и частных организаций. Это позволяет Министерству образования РФ отслеживать процесс подготовки учащихся.

Процесс аккредитации ОУ состоит из ряда обязательных этапов, которые одинаковы для общеобразовательных и профильных обучающих организаций, а именно:

  • проведение экспертизы качества и внутреннего содержания процесса обучения;
  • осуществление масштабной проверки образовательных программ и соответствия федеральным стандартам;
  • общую экспертизу для установления типа и категории деятельности ОУ.

По итогам проведения аккредитации руководство школы или вуза получает на руки свидетельство, которое выступает разрешающим основанием для ведения образовательной деятельности.

Законные основания

Проверка на соответствие федеральным стандартам государственных и частных учебных заведений осуществляется на основании целого ряда нормативных документов, в числе которых:

Оплата государственной пошлины

Реквизиты Федеральной службы по аккредитации для зачисления платежей:

Операционный департамент Банка России г. Москва 701

л/счет 04951001650 в Межрегиональном операционном УФК

Указание КБК и ОКТМО обязательны

Информация об оплате государственной пошлины, денежных взысканий (штрафов), за проведение инспекции, предварительной (полной) инспекции

Оплата государственной пошлины

КБК 165 1 08 07200 01 0039 110 – указывается при оплате государственной пошлины за совершение прочих юридически значимых действий.

Прочие государственные пошлины за государственную регистрацию, а также за совершение прочих юридически значимых действий (государственная пошлина за совершение прочих юридически значимых действий)

Размеры государственной пошлины установлены статьей 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации:

— за выдачу документа об аккредитации организаций и индивидуальных предпринимателей на выполнение работ и (или) оказание услуг в области технического регулирования и обеспечения единства измерений — 3 500 рублей (подпункт75);

— за выдачу дубликата документа, подтверждающего аккредитацию (государственную аккредитацию) — 350 рублей (подпункт 77).

Оплата денежных взысканий (штрафов)

КБК 165 1 16 07000 01 6000 140 — указывается при оплате денежных взысканий (штрафов) по компетенции Федеральной службы по аккредитации и ее территориальных управлений.

Денежные взыскания (штрафы) за нарушение законодательства Российской Федерации об основах конституционного строя Российской Федерации, о государственной власти Российской Федерации, о государственной службе Российской Федерации, о выборах и референдумах Российской Федерации, об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации (федеральные государственные органы, Банк России, органы управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации).

КБК 165 1 16 90010 01 6000 140 — указывается при оплате прочих денежных взысканий (штрафов) и иных сумм в возмещение ущерба, зачисляемые в федеральный бюджет, по компетенции Федеральной службы по аккредитации и ее территориальных управлений

Прочие поступления от денежных взысканий (штрафов) и иных сумм в возмещение ущерба, зачисляемые в федеральный бюджет (федеральные государственные органы, Банк России, органы управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации).

Оплата за проведение инспекции, предварительной (полной) инспекции

КБК 165 1 13 01991 01 6000 130 — указывается при оплате:

— за проведение предварительной инспекции при проведении процедуры признания соответствия испытательной лаборатории (центра) принципам надлежащей лабораторной практики;

— за проведение полной инспекции при проведении процедуры признания соответствия испытательной лаборатории (центра) принципам надлежащей лабораторной практики;

— за проведение инспекции при проведении процедуры оценки соответствия испытательной лаборатории (центра) принципам надлежащей лабораторной практики.

Прочие доходы от компенсации затрат федерального бюджета (федеральные государственные органы, Банк России, органы управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации).

Госпошлина при отказе в аккредитации иностранного представительства: вернут или нет?

Почти каждому гражданину или юридическому лицу приходится или приходилось уплачивать денежные средства в бюджет государства. Одним словом, платить всем известную государственную пошлину.
Причем, возмущаться размером государственной пошлины – занятие бессмысленное. Какого бы размера ни была госпошлина – платить надо, если хочешь получить ту или иную государственную услугу.
Но есть условия, при которых уплаченная в бюджет госпошлина подлежит возврату, и в этой ситуации мы начинаем заметно нервничать, потому что понимаем, что заплатить деньги быстрее и проще, а получить их обратно -гораздо труднее.

Кроме того, нормы права, регулирующие порядок возврата денежных средств из бюджета, налоговые органы и заявители трактуют по- разному.
Рассмотрим один из неоднозначных примеров, касающийся права юридического лица на возврат государственной пошлины при отказе в аккредитации представительства (филиала) иностранного юридического лица, создаваемого на территории Российской Федерации.

Для начала обратимся к законодательству.

Итак, главой 25.3 Налогового кодекса РФ предусмотрены действия органов государственной власти и местного самоуправления, за которые уплачиваются фискальные сборы (государственная пошлина), в том числе: за предоставление специального права, за выдачу документов (их копий, дубликатов), за регистрационные и нотариальные действия, за рассмотрение дел в судебных органах.

В соответствии со ст. 333. 16 Налогового кодекса РФ, государственная пошлина – сбор, взимаемый при обращении лиц в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий.

Таким образом, госпошлина – это плата государству за предоставление определенной услуги, то есть за осуществление юридически значимого действия.
Статья 333.33 НК РФ устанавливает, что за совершение юридически значимого действия (регистрации) в виде аккредитации филиалов, представительств иностранных организаций, создаваемых на территории Российской Федерации, взимается госпошлина в размере 120 000 рублей за каждый филиал, каждое представительство.

То есть, по смыслу ст. ст. 333.16, 333.33 НК РФ госпошлина взимается только в случае принятия государственным органом решения об аккредитации иностранного представительства (филиала), создаваемого на территории РФ, а в случае непринятия такого решения госпошлина по смыслу закона должна быть возвращена заявителю.

Более того, статья 333.40 НК РФ четко определяет условия возврата и зачета государственной пошлины.

При этом, из данной статьи явно следует, что в случае отказа в государственной регистрации не подлежит возврату только государственная пошлина, уплаченная за государственную регистрацию прав, ограничений (обременений) прав на недвижимое имущество, сделок с ним.
Таким образом, законодатель прямо указывает на тот случай, при котором госпошлина при отказе в совершении юридически значимого действия не возвращается. Это случай касается регистрации сделок с недвижимостью.
Следовательно, исходя из буквального значения и толкования статей Налогового кодекса РФ, отказ в аккредитации иностранного представительства (филиала), создаваемого на территории РФ, не является тем юридически значимым действием, за совершение которого у юридического лица возникает обязанность по оплате соответствующего сбора (госпошлины) в бюджет государства.
Между тем, заявители, получив отказ в аккредитации иностранного представительства (филиала) на территории РФ, не пытаются реализовать право на возврат уплаченной государственной пошлины.

Об этом говорят три факта, которые мы установили при изучении данной проблемы:

  • отсутствие заявлений юридических лиц на возврат (зачет) госпошлины при отказе в аккредитации иностранного представительства (филиала) на территории РФ (за исключением одного, которое мы сами и подали в интересах нашего доверителя);
  • отсутствие официальной позиции налоговых органов по данному вопросу;
  • отсутствие судебной практики по данному вопросу.

Видимо, иностранные компании, попытав счастье на поприще создания своих представительств на территории РФ, считают уплаченные денежные средства в размере 120 000 рублей справедливой платой за то, что комплект документов, поданный ими в компетентный государственный орган, не соответствует требованиям российского права.
Возможно, такая позиция имеет право на существование. Ведь время, затраченное государственными служащими на изучение представленных заявителями документов, бесценно…

Но, на наш взгляд, российское налоговое законодательство, небольшую часть которого мы проанализировали в настоящей статье, в состоянии защитить права иностранных компаний, которые хотят инвестировать в российскую экономику. Нужно только научиться пользоваться такими правами и знать их.

А в случае с нашим доверителем – иностранным юридическим лицом, которому отказали в аккредитации представительства на территории РФ, мы планируем произвести зачет ранее уплаченной госпошлины в счет ее оплаты при повторной подаче исправленного комплекта документов в налоговый орган.

В случае отказа налогового органа произвести такой зачет (наиболее вероятный вариант развития событий) оставляем за собой право обратиться в суд…

www.pomogaemfirmam.ru

Аккредитации – это что? Лицензирование и аккредитация

Каждая организация, учебное или медицинское учреждение может заявить и рассказать о себе что угодно, охарактеризовать так, как выгодно непосредственно им. Но в слова уже мало кто верит. В современном мире все должно подтверждаться. Вот и здесь соответствие рекламы подтверждается посредством лицензирования и аккредитации. Это что за процедура? А это своего рода признание официального типа, которое позволяет осуществлять тот или иной вид деятельности.

Определение понятий

Лицензирование – процедура получения права на осуществление деятельности по конкретным специальностям. Применимо к медицинской, образовательной, испытательной и другим отраслям. Наиболее полное определение термина содержит закон о лицензировании.

Аккредитация – операция по официальному подтверждению соответствия объекта четко регламентированным требованиям и стандартам. Получила наибольшее распространение в области предоставления профуслуг, для оценки качественных характеристик которых используется потребитель. А он, как правило, не владеет достаточным уровнем компетенции. Если речь идет о вузе, то можно понять только после прохождения им аккредитации, это что за образовательное учреждение — институт, академия или университет.

Свидетельство об аккредитации – документ-подтверждение об успешном прохождении государственного контроля уровня предоставляемых услуг в образовательной сфере.

Объекты аккредитации

Контрольной процедуре могут подвергаться:

  • организации;
  • услуги, оценивать которые потребитель не уполномочен.

В первом случае имеет место аккредитация автошкол, средств массовой информации, высших учебных заведений, медицинских учреждений и т. д.

Ко вторым же относят образовательные, испытательные, диагностические, калибровочные, сертификационные услуги и т. д.

Технология организации и проведения аккредитации в вузе

Получить уровень аккредитации и тем самым подтвердить свой статус учебное заведение может только лишь после составления заявления соответствующей формы, которое направляется в государственную аттестационную службу или органы государственной власти (если имеется поручение основного уполномоченного органа). К заявлению должны быть приложены определенные документы.

Пакет бумаг

Документы для аккредитации:

  • ксерокопия документа о госрегистрации учреждения, осуществляющего учебную деятельность по правилам и требованиям законодательства иностранного государства (касается только иностранных образовательных учреждений);
  • ксерокопия документа, идентифицирующего личность частного предпринимательского лица (касается лиц-предпринимателей);
  • доверенность либо другой документ, который является прямым подтверждением права уполномоченной особы организации, которая функционирует в образовательной сфере и подает заявку с прилагаемыми документами, представлять интересы учебного заведения и действовать от его имени;
  • информационные данные относительно внедрения и выполнения учебных программ, которые были заявлены для получения уровня аккредитации;
  • нотариально заверенная ксерокопия соглашения о сетевой форме выполнения образовательных программ, которое должно быть составлено в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации»;
  • ксерокопия соглашения о создании в учебном заведении, которое занимается непосредственно реализацией образовательных программ, научных учреждений и прочих организаций, осуществляющих научную исследовательскую деятельность, а также лабораторий и других исследовательских центров;
  • ксерокопия соглашения о создании учебной организацией, которая внедряет образовательные программы, других кафедр (научных, исследовательских и т. д.), ведущих научно-исследовательскую деятельность;
  • данные об имеющейся аккредитации общественного типа организаций российского, иностранного либо международного происхождения, а также сведения о наличии профессиональной общественной аккредитации, если таковая имеется;
  • опись предоставленного пакета документов.

После этого грядет экспертиза. В процессе такого испытания осуществляется проверка соответствия учебных программ госнормативам по числу учебных часов, терминам и формам обучения. Проверка заключается в проведении анализа качества обучения по отдельно взятой специальности. Кроме этого, могут быть специальные тестовые задания для студентов. Причем тестированию подвергаются не все обучающиеся, а их выборочное количество. Такие действия осуществляются в проверочных целях и характеризуются стандартизованностью. Официальное их название – аттестационные педагогические измерительные материалы.

По результатам проверки служба комиссии принимает решение относительно удовлетворения просьбы заявителя. Если решение положительное, выдается аттестат аккредитации. Этот документ предоставляет право высшему учебному заведению наделять абитуриентов при поступлении теми или иными льготами, которые предусмотрены российским законодательством, а учащимся стационарной формы обучения давать отсрочку от призыва в армию. Только вуз, прошедший аккредитацию, может выдать выпускнику диплом государственного образца, на основании которого впоследствии можно стать студентом магистратуры, и который признан работодателями на территории всей Российской Федерации независимо от формы собственности предприятия, организации, завода и т. д.

Подтверждает право учебного заведения предоставлять вышеперечисленные льготные привилегии студентам и в финишной стадии выдавать государственный диплом аккредитация образовательных программ.

С этим термином вы уже ознакомлены. А вот какое его содержание и условия действия – вопросы, которые оставались открытыми. Аттестат аккредитации, который выдан образовательному учреждению, действителен только в том случае, если он подкреплен приложением. В нем содержится перечень всех программ образовательного характера, которые подверглись этой процедуре. Для каждого вуза такой список различен. Все зависит от специализации высшего учреждения.

Аккредитация отдельного направления

Система аккредитации образовательной программы выявляет не только качество обучения, но и научную активность, условия образовательной деятельности, подбор штата.

Повышенное внимание совсем недавно заслужили официальные сайты вузов. Было выявлено, что ранее эти интернет-ресурсы содержали недостоверную информацию. Например, указывали действующей ту лицензию, которая в реальном времени уже потеряла свою силу. Или в перечень специальностей вуза включали те, которых нет в лицензии. Требование заявлять в лицензионном документе достоверную информацию на интернет-ресурсах считается аккредитационным требованием. К числу таких же относят прозрачность и доступность информационных данных.

На официальном портале образовательного заведения должен быть представлен список всех специальностей и направлений, по которым осуществляется подготовка студентов, определена возможность осуществления учебного процесса по всем формам, которые только имеются, и идентифицировано наличие кафедры военного дела. Что касается форм обучения, их может быть три: очная, вечерняя и заочная.

Что будет, если требования проигнорированы?

Неисполнение требований станет причиной того, что аккредитация вузов или других образовательных организаций будет приостановлена. Они не смогут осуществлять учебную деятельность в принципе.

А если аккредитация «завалена»?

Бывают случаи, когда учреждение не сдает «экзамен» и не проходит государственную проверку, следовательно, не получает подтверждения степени. Такая ситуация чревата тем, что высшее учебное заведение понизит свой аккредитационный уровень. Так, университет может стать академией или институтом.

О чем говорит степень аккредитации

Для большинства абитуриентов ключевым критерием при выборе будущего вуза является степень его аккредитации. Это что значит? Аккредитационная степень олицетворяет свойственные образовательному учреждению качественные характеристики. Об этом уже ранее в статье упоминалось, но, как говорится, повторение — мать учения. А вот, что эта степень является еще прямым подтверждением профессионализма педагогического состава, наличия печатных изданий собственного авторства, поддержания дополнительных форм занятий, знает не каждый.

Существует пять аккредитационных ступеней, которые применяются к высшим учебным заведениям. Рассмотрим их подробнее.

1-2 степень

Первая и вторая ступень аккредитации присваивается средним специальным учебным заведениям, к числу которых относятся техникумы, колледжи, лицеи, гимназии. Иногда идентичные организации могут предоставить диплом о полном среднем образовании.

3-4 степень

Это аккредитация вузов высшей категории: академии, институты, университеты. Все они уже имеют индивидуальные системы обучения и научный состав преподавателей среднего и высшего звеньев, собственные типографские офисы и газетное издание. Как правило, процесс обучения в таких заведениях основан на использовании Болонской системы, которая подразумевает двух- или трехсеместровое обучение.

Вашему вниманию представляется самая почетная степень аккредитации. Это что за показатель престижа? К таким учебным заведениям относятся университеты и академии национального значения.

Аккредитация автомобильных школ

Совсем недавно стала обязательной аккредитация автошкол. Это прямой пропуск для осуществления компанией своей деятельности.

Каждая школа должна находиться под властью и влиянием государственных стандартов, иметь материально-техническую базу, которая установлена соответствующими нормативными актами. Например, обязательным стало создание и функционирование официального сайта автошколы, который будет служить ареной для действующих образовательных программ. Кроме того, одним из требований-нововведений является создание медицинского класса, оборудованного тренажерами, и наличие прицепа на легковое авто.

Аккредитация автошкол также выдвигает требования относительно списка образовательных программ, который теперь утверждается только по согласованию, а также количества учебных занятий как по теоретической, так и по практической части. А сам учебный процесс состоит из трех циклов или уровней: базового, специального и профессионального. Такой системный подход максимально комфортен для получения прав какой-либо иной категории впоследствии. Так, если вы единожды уже были выпускником автошколы и, например, получили тогда права на вождение мотоцикла, а теперь желаете стать владельцем прав на авто, то базовая подготовка уже исключается из вашего учебного процесса.

Обязательная аккредитация организации стала причиной вышеперечисленных нововведений. Как результат, стоимость обучения увеличилась, собственно говоря, так же как и его срок.

На сегодняшний день не все школы прошли «проверку на прочность», поэтому, выбирая образовательное учреждение, внимательно изучите соответствующий пакет документов. Многие «школы-умники» набирают аудитории и целенаправленно увеличивают срок обучения, надеясь за это время стать аккредитованной организацией.

Но есть и добросовестные заведения, которые успешно прошли аккредитацию и соответствуют всем законодательным требованиям. Некоторые даже умудряются снижать стоимость образовательных услуг. Такое позволить себе могут, конечно, только передовые школы, которым отдают предпочтение не только за привлекательную стоимость, но и за высокопрофессиональный инструкторский персонал, а также обновление автомобильных парков и площадок.

Аккредитация и лицензирование. Что их объединяет

Лицензирование и аккредитация – это вещи различные. Но ряд общих черт все же существует:

  • Цель – подтверждение/опровержение соответствия учебного заведения действующим на территории России стандартам.
  • Сроки проведения – один раз в пять лет.
  • Результат – предоставление документов, на основании которых и будет осуществляться образовательная деятельность.

Подведем итоги

Лицензирование подразумевает подтверждение права на осуществление того или иного вида деятельности или предоставления тех или иных услуг, а аккредитация организации подтверждает качество и соответствие определенным нормативам, которые имеются в законодательной базе.

Обе процедуры начинаются по инициативе потенциального объекта лицензирования/аккредитации, который должен написать соответствующее заявление и подать его вместе с пакетом документов в уполномоченные органы. Закон об аккредитации регламентирует состав такого пакета бумаг, который зависит от типа объекта.

По результатам проверок выдается два основных документа: лицензия и сертификат (аттестат) аккредитации соответственно. Эти документы имеют срок годности. Как правило, он составляет 5 лет. Когда документы теряют силу, процедура повторяется.

Остались вопросы?

Если в этой статье вы не нашли моменты, которые вас интересуют, вы всегда можете обратиться к правовым документам. Среди них есть закон о лицензировании, регламент прохождения аккредитации образовательных организаций, закон РФ «Об образовании» и Положение «О государственной аккредитации образовательных учреждений и научных организаций».

  • Прогрессивный налог в России. Прогрессивный подоходный налог Для лиц, являющихся плательщиками обязательных отчислений в бюджет, может устанавливаться пропорциональный, регрессивный, прогрессивный налог. Такое разделение основывается на соотношении между ставкой и объектом обложения. Характеристика Прогрессивный […]
  • В Приднестровье приняты изменения в законы «О подоходном налоге с физических лиц» и «О едином социальном налоге» Освободить от уплаты подоходного налога и налога с физических лиц суммы материальной помощи, выплачиваемые пенсионерам – такая инициатива была поддержана на пленарном заседании, которое состоялось вчера, 5 […]
  • Согласно чему или согласно чего как правильно? Современные нормы русского языка допускают употребление двух конструкций: согласно чему и согласно с. Первый вариант является более популярным в деловом языке. Согласно чему - в современном русском языке предлог «согласно» требует к себе дательного падежа (чему?), […]
  • Частичная выплата средств из материнского капитала Материнский капитал представляет собой семейную субсидию, предоставляемую российским гражданам для повышения уровня и качества жизни. Его можно получить в виде сертификата в Пенсионном Фонде РФ. Выдача сертификатов практикуется довольно давно. В 2018 году размер […]
  • Получение и оформление ВНЖ в Латвии Получить ВНЖ в Латвии в 2018 году возможно несколькими способами. Претендовать на разрешение на долгосрочное пребывание на территории страны может каждый желающий иностранный представитель. Центральная площадь в Риге зимой Как получить ВНЖ ВНЖ в Латвии на 2018 год обладает массой […]
  • Действие программы расселения из ветхого и аварийного жилья в 2017 – 2018 году Программа «Ветхое жилье» направлена на расселение жителей аварийных домов. Чем более изношено здание, особенно если этот износ угрожает жизни людей, тем быстрее можно выехать из дома в новую квартиру. Программа расселения из аварийных […]
  • Исковое заявление об уменьшении размера алиментов Снизить размер алиментных выплат на одного или нескольких детей можно только в судебном порядке на основании искового заявления об уменьшении размера алиментов. Правовую основу таких исков составляет ст. 119 Семейного кодекса РФ, фактическую – изменение обстоятельств […]
  • Наши адвокаты ПРЕДСЕДАТЕЛЬ КОЛЛЕГИИ: КЛЕЙМАН ЭДУАРД ЭДУАРДОВИЧ Тел. 250-78-50 E-mail: Адвокатская деятельность с 1999г., общий стаж юридической деятельности - более 25 лет Образование: юридический факультет КГУ Неоднократно награжден Почетными грамотами Федеральной палаты адвокатов, города Красноярска и […]


Просмотров