О реализации стратегии действий в интересах детей. Заседание координационного совета по реализации национальной стратегии действий в интересах детей

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

1. Утвердить прилагаемую Национальную стратегию действий в интересах женщин на 2017 - 2022 годы (далее - Стратегия).

2. Федеральным органам исполнительной власти руководствоваться положениями Стратегии при решении задач в области улучшения положения женщин.

3. Минтруду России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти в 3-месячный срок разработать и внести в Правительство Российской Федерации проект плана мероприятий по реализации в 2017 - 2018 годах I этапа Стратегии.

Председатель Правительства
Российской Федерации Д.Медведев

НАЦИОНАЛЬНАЯ СТРАТЕГИЯ
действий в интересах женщин на 2017 - 2022 годы

I. Общие положения

Национальная стратегия действий в интересах женщин на 2017 - 2022 годы (далее - Стратегия) определяет основные направления государственной политики в отношении женщин и нацелена на реализацию принципа равных прав и свобод мужчины и женщины и создание равных возможностей для их реализации женщинами в соответствии с положениями Конституции Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации.

Стратегия основывается на том, что права женщин являются неотъемлемой частью общих прав человека. Создание условий для полного и равноправного участия женщин в политической, экономической, социальной и культурной сферах жизни общества является приоритетным направлением государственной политики Российской Федерации.

II. Положение женщин в Российской Федерации

По данным Федеральной службы государственной статистики, на начало 2016 года в Российской Федерации проживали 146,5 млн. человек, из них 78,6 млн. составляли женщины. Это более половины населения страны. Российские женщины отличаются высоким уровнем образования и значительной экономической активностью. Так, по данным Федеральной службы государственной статистики, уровень экономической активности женщин в трудоспособном возрасте составляет 77 процентов, доля занятых женщин в общей численности занятого населения - 49 процентов.

В Декларации "Преобразование нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года", принятой резолюцией Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций от 25 сентября 2015 г. No 70/1, предусматривается обеспечение к 2030 году всестороннего и эффективного участия женщин в принятии решений в политической, экономической и общественной сферах жизни общества.

Российская Федерация в рамках работы в "Группе двадцати" наравне с другими странами этого объединения взяла на себя обязательство по принятию дополнительных мер, направленных на повышение занятости женщин, а также по созданию условий для их карьерного и профессионального роста.

Укреплению позиций женщин в российском обществе способствовали меры, принятые в течение последних 10 лет, включающие:

совершенствование законодательства в целях улучшения положения женщин, в том числе в части вопросов, связанных с выплатой пособий в связи с рождением и воспитанием детей, а также с реализацией программы материнского (семейного) капитала;

повышение конкурентоспособности женщин на рынке труда за счет принятия антидискриминационных мер (запрещение объявлений о вакансиях, содержащих требования о поле, возрасте и семейном положении), а также за счет организации профессионального обучения женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком;

поэтапное повышение оплаты труда в бюджетных секторах экономики, в которых заняты преимущественно женщины, - в сферах образования, науки, здравоохранения, культуры и социальной защиты;

создание благоприятных условий для совмещения семейных обязанностей по воспитанию детей, в том числе детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, с трудовой деятельностью (обеспечение доступности дошкольного образования для детей в возрасте от 3 до 7 лет, закрепление на законодательном уровне положения о предоставлении по желанию лица, воспитывающего ребенка-инвалида, ежегодного оплачиваемого отпуска в удобное для него время);

повышение качества оказания медицинской помощи женщинам в период беременности, родов и послеродовой период, введение родового сертификата, строительство перинатальных центров;

государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, в том числе с участием женщин;

последовательную государственную поддержку социально ориентированных некоммерческих организаций, деятельность которых направлена на улучшение положения женщин, семьи и детей.

Достижения в этой области стали возможны благодаря реализации государственных программ и приоритетных национальных проектов в сферах образования, здравоохранения и социальной поддержки граждан, указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. No 596 "О долгосрочной государственной экономической политике", от 7мая 2012 г. No 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", от 7 мая 2012 г. No 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки", от 7мая 2012 г. No 600 "О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно- коммунальных услуг", от 7 мая 2012 г. No 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления", от 7 мая 2012 г. No 602 "Об обеспечении межнационального согласия", от 7 мая 2012 г. No 606 "О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации", от 9 октября 2007 г. No 1351 "Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025года" и от 1июня 2012г. No761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы", а также Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17ноября 2008г. No1662-р, Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2014 г. No 1618-р, Стратегии действий в интересах граждан старшего поколения в Российской Федерации до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 февраля 2016 г. No 164-р, и планов реализации соответствующих мероприятий.

В рамках реализации мер государственной поддержки гражданского общества путем выделения грантов поддерживаются женские организации, реализующие проекты:

по укреплению института семьи и семейных ценностей, охране и поддержке материнства;

по социальной адаптации детей-инвалидов;

по общественному мониторингу качества социальной сферы. Несмотря на принимаемые меры, остаются высокими показатели заболеваемости женского населения.

В 2015 году инвалидами были впервые признаны 330 тыс. женщин

(47 процентов всех впервые признанных инвалидами), из них 117 тыс. - в трудоспособном возрасте.

За последние 10 лет количество женщин, которым поставлен диагноз "бесплодие", сохраняется на уровне 250 - 280 случаев на 100 тыс. женщин в возрасте 18 - 49 лет, в 2015 году этот диагноз поставлен впервые 94,2 тыс. женщин.

В 2015 году зарегистрировано 319,3 тыс. случаев заболеваний женщин злокачественными новообразованиями, из них 20,9 процента - раком молочной железы. За последние 10 лет численность женщин с диагностированным раком молочной железы увеличилась на 32,5 процента. В 2015 году от этого заболевания умерли 22 тыс. женщин.

В области снижения материнской смертности Российская Федерация добилась значительных успехов. Показатель материнской смертности за 1990 - 2015 годы снизился на 78,8процента и составил в 2015году 10,1 случая на 100 тыс. детей, родившихся живыми, при этом в 20 субъектах Российской Федерации случаи материнской смертности не зарегистрированы, в 8 регионах показатель материнской смертности составил менее 5 случаев на 100 тыс. детей, родившихся живыми, что соответствует уровню развитых стран.

На первое место среди причин материнской смертности выходят причины, являющиеся следствием увеличения количества беременных женщин, имеющих хронические заболевания, а также неблагоприятных социальных факторов и образа жизни.

В результате реализации комплекса соответствующих мер (медико- социальная помощь женщинам, находящимся в трудной жизненной ситуации, доабортное консультирование беременных женщин, повышение уровня репродуктивной культуры населения) в Российской Федерации отмечается стойкая тенденция к снижению числа абортов. С 2010 по 2015 год оно снизилось с 1186,1 тыс. абортов до 848,2 тыс. абортов, а показатель числа абортов на 1 тыс. женщин детородного возраста за этот период уменьшился с 32 до 24. Вместе с тем указанные показатели пока выше, чем в развитых странах.

В Российской Федерации проживает значительное количество одиноких пожилых женщин, что влечет за собой необходимость предоставления им поддержки в виде содействия посильной занятости, доступа к содержательному досугу, а также принятия других мер, способствующих их активному долголетию.

Женщины пожилого возраста нуждаются в сохранении их способности к самообслуживанию, физической и функциональной активности, независимости от посторонней помощи в повседневной жизни.

Современные женщины имеют высокий уровень образования, профессиональные и карьерные интересы, при этом воспитание детей и присмотр за ними, а также за членами семьи, требующими постоянного присмотра и ухода, в том числе по состоянию здоровья, осуществляются преимущественно женщинами, что создает трудности в совмещении ими семейных обязанностей и трудовой деятельности.

Женщины составляют значительную часть высококвалифицированных научных кадров (25 процентов среди докторов наук и 41процент среди кандидатов наук). Однако научный и интеллектуальный потенциал женщин используется не в полной мере. В результате женщины недостаточно интегрируются в рынок труда, связанный с новым технологическим укладом, и не всегда могут участвовать в инновационном развитии страны, что ведет к сохранению разницы в доходах женщин и мужчин.

В целом в Российской Федерации отмечается высокая занятость женщин, проявляется их ориентация на полную занятость, карьерный рост в сочетании с семейными обязанностями и воспитанием детей. Вместе стем женщины находятся в неравном положении по сравнению с мужчинами в сфере экономики. Доля женщин среди руководителей организаций различных форм собственности снизилась с 37,3 процента в 2006 году до 32,7 процента в 2015 году.

Отраслевая сегрегация обусловливает сохранение более низкой по сравнению с мужчинами заработной платы женщин, хотя эта разница сокращается (в 2011году заработная плата женщин составляла 67,9 процента средней заработной платы мужчин, в 2015 году - 72,6 процента).

Сохраняются ограничения по видам работ, на которых женщины могут осуществлять свою трудовую деятельность.

Перечень тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда женщин, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 25 февраля 2000 г. No 162 "Об утверждении перечня тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда женщин" и с тех пор не пересматривался. Вместе с тем развитие техники и технологий существенно изменяет условия труда, минимизируя воздействие вредных производственных факторов на здоровье женщины.

Несмотря на положительную динамику снижения численности женщин, пострадавших на производстве, не везде созданы безопасные условия труда. В 2015 году на работах с вредными и (или) опасными условиями труда были заняты 1145,1 тыс. женщин, (в 2014 году - 1093,2 тыс. женщин), среди лиц, пострадавших на производстве, было 8,6 тыс. женщин (в 2014 году - 9,4 тыс. женщин).

Введение специальной оценки условий труда и внедрение механизмов экономического стимулирования работодателей к улучшению условий труда путем совершенствования системы социального страхования, то есть увязки реальных условий труда и уровней рисков с величиной скидок и надбавок к страховым тарифам, позволяют объективно оценить условия труда женщин на конкретных рабочих местах и определить по результатам такой оценки исчерпывающий перечень мер, направленных на сохранение их здоровья.

Все большее число женщин самостоятельно реализует проекты в области социального предпринимательства, особенно в сферах дошкольного и дополнительного образования, культуры, оказания социальных, юридических, психологических и иных общественно полезных услуг. Доля женщин, намеревающихся осуществлять предпринимательскую деятельность, ежегодно увеличивается. Вместе с тем недостаточная поддержка самозанятости и предпринимательской деятельности женщин является ограничением для осуществления женщинами продуктивной экономической деятельности.

Женщины активно участвуют в управлении государством. Доля женщин среди лиц, замещающих должности государственной гражданской службы и муниципальной службы, составляет 72,1 процента, 59 процентов из них замещают такие должности в центральных аппаратах федеральных органов государственной власти, в том числе 25,3 процента - должности руководителей. Доля женщин среди лиц, замещающих должности государственной гражданской службы в органах государственной власти субъектов Российской Федерации, составляет 42,3 процента, доля женщин среди лиц, замещающих должности муниципальной службы, - 78,8 процента.

Среди дипломатов российских миссий за рубежом доля женщин составляет 16 процентов (в 2010 году - 10,8 процента).

Вместе с тем законодательно закрепленная норма о создании мужчинам и женщинам, являющимся членами политической партии, равных возможностей для представительства в руководящих органах политической партии, включения в списки кандидатов в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления на практике реализуется медленно.

При широком участии в избирательных кампаниях (женщины работают в избирательных комиссиях, участвуют в выборах в качестве наблюдателей, включаются в избирательные списки политических партий) представительство женщин в законодательных органах власти сохраняется на низком уровне.

На 1 января 2017 г. доля женщин среди членов Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации составила 17 процентов, среди депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации - 15,6 процента.

Доля женщин, замещающих государственные должности в органах законодательной власти субъектов Российской Федерации, составляет 17,4 процента, доля женщин, замещающих муниципальные должности в представительных органах муниципальных образований, - 30,8 процента.

В обществе не получило широкого распространения правовое просвещение по вопросам прав и свобод, предоставленных женщинам законодательством Российской Федерации и общепризнанными нормами международного права.

Препятствиями для более полной реализации женщинами всего комплекса их прав и свобод являются сложившиеся в обществе представления о социальной роли женщины, которые отрицательно сказываются на самореализации и развитии индивидуальности женщин, препятствуют свободному выбору ими профессии и образа жизни и создают барьеры на пути достижения фактического равноправия женщин и мужчин как в общественно-политической, так и в социально- экономической жизни.

В соответствии с этими представлениями наиболее значимыми социальными ролями женщины признаются роли домохозяйки и матери, а профессиональные и карьерные достижения остаются второстепенными.

Между тем признание общей ответственности женщин и мужчин за выполнение семейных обязанностей способствовало бы укреплению семьи и ценностей семейной жизни, а также созданию условий для успешного сочетания женщинами профессиональных и семейных обязанностей.

Материнство как социальная роль женщины высоко оценивается государством и обществом. Создание благоприятных условий для совмещения семейных обязанностей по воспитанию детей, в том числе детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, с трудовой деятельностью рассматривается как важная составляющая часть политики, направленной на расширение участия женщин во всех секторах экономики, в управлении организациями и предприятиями, а также в политической и общественной жизни.

В то же время успешному совмещению профессиональной деятельности и семейных обязанностей препятствуют ограниченность масштабов и сфер применения гибких форм занятости, недостаточное развитие сферы услуг по уходу и присмотру за детьми дошкольного возраста, а также по уходу за нетрудоспособными членами семьи и системы профессионального обучения и дополнительного профессионального образования для женщин, выходящих из отпуска по уходу за ребенком.

Следует отметить также дискриминационное отношение работодателей к женщинам, имеющим малолетних детей, многодетным матерям при приеме на работу.

Создание работодателями условий для женщин, воспитывающих несовершеннолетних детей, будет способствовать повышению конкурентоспособности женщин на рынке труда и одновременно позволит им уделять больше времени воспитанию детей, что в целом будет содействовать укреплению семьи.

Женщины составляют около 46 процентов безработных (в 2010 году - 45,3 процента). В 2015 году уровень безработицы среди женщин составил 5,3процента, доля женщин, ищущих работу с помощью служб занятости, в общем числе безработных женщин составила 30,4 процента. Женщины затрачивают больше времени на поиск работы (среднее время поиска работы в 2015 году у женщин составило на 0,3 месяца больше, чем у мужчин), что отражается как на уровне их доходов, так и на социальном статусе женщин.

Доля женщин в возрасте 31 года - 54 лет в малоимущем женском населении в 2015 году составила 20,3 процента. Риск попадания в число бедных для женщин, в том числе для одиноких и несовершеннолетних

матерей, имеющих детей или других членов семьи, нуждающихся в присмотре и уходе, а также для женщин, имеющих инвалидность или серьезные заболевания, остается высоким. В связи с этим меры, стимулирующие активные действия по выходу таких женщин и их семей из трудной жизненной ситуации, требуют более широкого распространения.

Социальное неблагополучие (отсутствие работы, доходов, алкоголизм, семейно-бытовое насилие) приводят женщин к совершению противоправных действий. В 2015 году совершили преступления 172,2 тыс. женщин (16 процентов правонарушителей), в местах лишения свободы содержались около 42,3 тыс. женщин (6,5 процента подозреваемых, обвиняемых и осужденных).

Ежегодно 3 процента женщин, находящихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, получают медицинскую помощь в связи с беременностью (в 2015 году - 1761 беременная женщина), при этом в 13 процентах случаев роды принимаются в медицинских организациях уголовно-исполнительной системы.

Несмотря на то что в последние годы удалось значительно улучшить условия содержания осужденных женщин, имеющих детей, обеспечить оказание надлежащей медицинской помощи беременным женщинам, женщинам во время родов и в послеродовой период, создать условия, необходимые для нормального проживания и развития детей, в том числе укрепить материально-техническую базу домов ребенка исправительных учреждений, остаются проблемы в сфере содержания осужденных женщин в учреждениях уголовно-исполнительной системы.

Пенитенциарное законодательство недостаточно развито в части возможности смягчения наказания за преступления небольшой тяжести и применения оснований для освобождения от отбывания наказания, предусмотренных статьей 172 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, в отношении беременных женщин и женщин, имеющих малолетних детей.

Реализуемые меры профилактики насилия в отношении женщин, в том числе семейно-бытового насилия, также недостаточны.

Насилие в отношении женщин выражается в таких формах, как принуждение к сожительству и проституции, изнасилование, бытовое насилие и убийство на почве алкоголизма, наркомания, садизм и психологическое насилие. Почти половине всех особо жестоких бытовых убийств предшествует длительная конфликтная ситуация в семье.

Вместе с тем официальная статистика не отражает полной картины преступлений в отношении женщин, поскольку пострадавшие зачастую не обращаются в правоохранительные органы или медицинские организации.

В кризисных центрах для женщин, действующих в субъектах Российской Федерации, ежегодно получают помощь около 60 тыс. женщин и более 10 тыс. девочек, подвергшихся насилию.

Однако кризисные центры, кризисные отделения, оказывающие помощь пострадавшим от насилия, созданы не во всех субъектах Российской Федерации. Недостаточно вовлечены в процесс оказания помощи женщинам, пострадавшим от насилия, общественные организации и объединения.

III. Направления реализации Стратегии

Реализация Стратегии будет осуществляться одновременно по нескольким направлениям.

Реализация направления "Создание условий для сохранения здоровья женщин всех возрастов" предполагает решение задачи повышения доступности и качества оказания медицинской помощи женщинам и девочкам.

совершенствование программ профилактических осмотров и диспансеризации женщин и девочек;

совершенствование оказания специализированной медицинской помощи женщинам и девочкам;

профилактика неинфекционных заболеваний у женщин и снижение факторов риска их развития;

расширение гарантий доступности для женщин и девочек генетической диагностики, включая биохимическую диагностику, ДНК-диагностику и преимплантационную диагностику, с целью профилактики наследственных жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний;

повышение мотивации к ведению здорового образа жизни, в том числе разработка и реализация информационно-образовательных программ, направленных на информирование женщин о вреде табакокурения, потребления алкоголя, наркотических средств и психотропных веществ;

развитие системы охраны репродуктивного здоровья с учетом особенностей состояния здоровья женщин, в том числе с использованием вспомогательных репродуктивных технологий (включая экстракорпоральное оплодотворение);

обеспечение медико-социальной поддержки беременных женщин, находящихся в трудной жизненной ситуации, оказание помощи женщинам в ситуации репродуктивного выбора, включая социальное сопровождение, предоставление социально-медицинских, социально-психологических, социально-правовых, социально-бытовых и иных социальных услуг.

Реализация направления "Улучшение экономического положения женщин, обеспечение роста их благосостояния" предполагает решение следующих задач:

создание условий для получения женщинами профессионального образования в наиболее передовых областях экономики, предоставляющих широкие возможности для трудоустройства на высокооплачиваемые рабочие места;

сокращение разницы в оплате труда мужчин и женщин;
повышение конкурентоспобности женщин на рынке труда; расширение возможностей занятости женщин в сфере малого и

среднего предпринимательства;
повышение социальной ответственности работодателей в отношении

женщин, имеющих семейные обязанности;
повышение социальной защищенности женщин.
организация профессионального обучения женщин и формирование

у них новых компетенций и квалификаций, в том числе в области предпринимательской деятельности;

создание специализированных форм грантовой поддержки и проведение профессиональных конкурсов для женщин-инноваторов в целях стимулирования участия женщин в высокотехнологичных отраслях и инновационной деятельности;

разработка и реализация мероприятий, направленных на сокращение разницы в оплате труда мужчин и женщин;

обеспечение участия женщин в развитии объектов инфраструктуры социального предпринимательства;

сокращение числа рабочих мест с вредными и (или) опасными условиями труда, на которых работают женщины;

обеспечение повышения конкурентоспособности и востребованности на рынке труда женщин, воспитывающих несовершеннолетних детей, в том числе за счет профессионального обучения и дополнительного профессионального образования женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет, а также женщин, нуждающихся в повышении квалификации и переподготовке в связи с необходимостью формирования актуальных компетенций и квалификаций в целях осуществления трудовой и иной экономической деятельности по окончании отпуска по уходу за ребенком;

расширение масштабов и сфер применения гибких форм занятости, способствующих совмещению трудовой деятельности с семейными обязанностями;

развитие системы предоставления услуг по присмотру и уходу за детьми и нетрудоспособными членами семьи;

совершенствование социальной поддержки малообеспеченных женщин, в том числе имеющих детей, с учетом установленных в субъектах Российской Федерации критериев нуждаемости, на основе социального контракта.

Реализация направления "Профилактика и предупреждение социального неблагополучия женщин и насилия в отношении женщин" предполагает решение следующих задач:

совершенствование и либерализация законодательства в отношении женщин, находящихся в местах лишения свободы за совершение нетяжких преступлений, в том числе женщин, имеющих детей;

совершенствование законодательства в целях формирования правовой основы социального сопровождения женщин, освобождаемых из мест лишения свободы, в том числе женщин, имеющих детей, включая развитие системы социализации и ресоциализации таких женщин;

совершенствование законодательства в сфере профилактики семейно-бытового насилия.

Решение указанных задач предполагает реализацию следующих мер:

смягчение наказания за преступления небольшой тяжести, в том числе более широкое применение оснований для освобождения от отбывания наказания, предусмотренных статьей 172 Уголовно- исполнительного кодекса Российской Федерации, в отношении беременных женщин и женщин, имеющих малолетних детей;

оказание социально-правовой и социально-психологической поддержки женщинам, освободившимся из мест лишения свободы,

содействие их социальной ресоциализации;

адаптации, социализации и проведение мониторинга эффективности реализации мер по профилактике различных форм насилия, в том числе семейно-бытового и сексуального, в отношении женщин и детей в целях оценки масштабов и быстрого реагирования на факты такого насилия;

формирование эффективных моделей профилактики насилия в отношении женщин и детей, включая подготовку кадров по специальности "судебная социальная работа";

расширение практики проведения информационно-образовательных мероприятий по вопросам профилактики насилия в отношении женщин, в том числе для сотрудников правоохранительных органов, судей, сотрудников организаций здравоохранения, психологов и социальных работников, оказывающих помощь женщинам в кризисных ситуациях;

развитие и укрепление материально-технической базы учреждений, оказывающих услуги женщинам и детям, пострадавшим (страдающим) от насилия в семье, сексуального насилия и других форм насилия, в том числе кризисных центров для женщин как меры безопасности на период разрешения конфликта, в том числе семейного, ставшего причиной насилия;

оказание содействия некоммерческим организациям, предоставляющим убежище жертвам насилия и оказывающим им психологическую и социальную поддержку;

разработка и внедрение воспитательных и обучающих программ по ненасильственным методам разрешения конфликтов для детей, подростков и молодежи;

разработка и реализация мероприятий, направленных на ликвидацию сексуальной эксплуатации женщин, торговли людьми и формирование в обществе непримиримого отношения к таким явлениям.

Реализация направления "Расширение участия женщин в общественно-политической жизни" предполагает решение следующих задач:

снижение диспропорций по признаку пола в руководящем составе федеральных органов власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, а также создание благоприятных условий для продвижения женщин по службе;

повышение роли женских общественных организаций и объединений в общественно-политической жизни.

Решение указанных задач предполагает реализацию следующих мер:

оказание государственной поддержки общественным организациям и объединениям, реализующим мероприятия по улучшению положения женщин и выдвигающим способных и компетентных в профессиональном отношении женщин в органы власти всех ветвей и уровней;

реализация информационно-просветительских программ, направленных на повышение участия женщин в общественно- политической жизни;

формирование информационного пространства женских организаций в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";

содействие участию российских женских общественных организаций в международном сотрудничестве по линии Организации Объединенных Наций, Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, Совета Европы и форума "Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество".

Реализация направления "Совершенствование государственной статистики, характеризующей положение женщин в обществе" предполагает решение задачи по совершенствованию государственной статистики, характеризующей положение женщин как социально- демографической группы при разработке социально-демографической политики, основанной на принципе равных прав и возможностей женщин и мужчин.

Решение указанной задачи предполагает реализацию следующих мер:

совершенствование системы сбора и анализа статистических данных, отражающих положение женщин в политической, экономической, социальной и культурной сферах;

осуществление мониторинга положения женщин в различных сферах жизни, в том числе с учетом имеющейся статистической информации;

совершенствование статистического учета по видам преступлений в отношении женщин.

IV. Этапы реализации Стратегии

Реализация Стратегии будет осуществляться в 2 этапа. На I этапе (2017 - 2018 годы) планируется разработать:

план мероприятий по реализации Стратегии, включающий в себя комплекс первоочередных мероприятий, направленных на реализацию основных задач государственной политики по улучшению положения женщин;

механизмы реализации Стратегии, а также информационно- аналитического, правового и кадрового обеспечения государственной политики в интересах женщин;

На II этапе (2019 - 2022 годы) планируется обеспечить реализацию мероприятий по улучшению положения женщин в политической, экономической, социальной и культурной сферах в соответствии с ожидаемыми результатами реализации Стратегии.

V. Механизмы и ресурсы реализации Стратегии

Реализация Стратегии будет осуществляться путем:

создания Координационного совета при Правительстве Российской Федерации по реализации Стратегии;

формирования плана мероприятий по реализации Стратегии;

совершенствования законодательства с учетом общепризнанных норм международного права и международных обязательств Российской Федерации, направленных на достижение фактического равноправия мужчин и женщин;

решения задач Стратегии в рамках деятельности органов государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также органов местного самоуправления;

методического обеспечения деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, направленной на решение задач Стратегии;

постоянного анализа ситуации в области равноправия женщин и мужчин и корректировки мероприятий Стратегии на основе мониторинга достижения ее ожидаемых результатов;

проведения научных исследований по вопросам обеспечения равноправия женщин и мужчин;

осуществления образовательными и иными организациями образовательной и просветительской деятельности по направлениям реализации Стратегии;

создания и развития институциональной инфраструктуры поддержки самозанятости, предпринимательской деятельности женщин, в том числе на основе ресурсных центров социально ориентированных некоммерческих организаций и центров инноваций социальной сферы;

взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления с общественными организациями, занимающимися вопросами улучшения положения женщин.

Реализация Стратегии будет осуществляться федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах бюджетных ассигнований, предусматриваемых в федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период и бюджетах субъектов Российской Федерации, с участием заинтересованных общественных объединений и организаций и с возможным привлечением дополнительных средств из внебюджетных источников на реализацию мероприятий Стратегии.

Ресурсное обеспечение реализации Стратегии предполагается осуществлять в рамках мероприятий, предусмотренных государственными программами Российской Федерации в сферах здравоохранения, образования, развития экономики и промышленности, содействия занятости населения, социальной поддержки граждан, социальной защиты инвалидов, физической культуры и спорта, информационных технологий, культуры и туризма, обеспечения общественного порядка.

Составной частью реализации Стратегии являются меры, направленные на улучшение положения женщин, предусмотренные актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, указанными в разделе II Cтратегии.

VI. Ожидаемые результаты реализации Стратегии

В результате реализации Стратегии к 2022году должна быть сформирована система мер, обеспечивающих реализацию принципа равных прав и свобод мужчины и женщины и создания равных возможностей для их реализации женщинами во всех сферах жизни, повышение экономической независимости, политической активности,

возможностей самореализации женщин, а также преодоление стереотипных представлений о социальных ролях мужчины и женщины.

К 2022 году в результате реализации Стратегии будут созданы условия для:

увеличения выявляемости злокачественных новообразований у женщин на I - II стадии и повышения доступности квалифицированной медицинской помощи;

усиления профилактики профессиональных заболеваний у женщин и увеличения их выявляемости на ранних этапах;

снижения уровня материнской смертности до уровня экономически развитых стран;

дальнейшего снижения числа абортов;
сокращения разницы в оплате труда мужчин и женщин;
увеличения числа женщин, являющихся учредителями или

руководителями субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе социального предпринимательства, и самозанятых женщин;

сокращения числа рабочих мест с вредными и (или) опасными условиями труда, на которых работают женщины;

сокращения числа случаев насилия в отношении женщин;

увеличения доли женщин среди лиц, замещающих должности государственной гражданской службы и муниципальной службы, а также доли женщин среди членов политических партий и организаций;

более полного отражения в системе статистического наблюдения данных, характеризующих положение женщин в политической, экономической, социальной и культурной сферах.

Владимир Путин провёл в Кремле заседание Координационного совета по реализации Национальной стратегии действий в интересах детей. Заседание посвящено итогам деятельности совета за пять лет.

Координационный совет создан в сентябре 2012 года для обеспечения взаимодействия различных органов власти на всех уровнях, а также общественных и научных организаций при реализации Национальной стратегии действий в интересах детей. Совет готовит предложения Президенту по приоритетным направлениям общей государственной политики в интересах детей. Возглавляет Координационный совет Председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко.

В.Путин : Добрый день, уважаемые коллеги!

Сегодня будут подведены итоги реализации Национальной стратегии действий в интересах детей. Она была рассчитана на пять лет, и все эти годы шла напряжённая работа по достижению целей и решению проблем, которые были обозначены в этой стратегии.

Очень важно, что в эту деятельность активно включились органы власти всех регионов, общественные организации, экспертное, научное сообщество. Стратегия действительно приобрела общероссийский и общенациональный характер, и по-другому, конечно, быть и не могло, поскольку речь идёт о детях, о будущем России.

Здесь, безусловно, ещё прозвучат выступления с подробным анализом сделанного, но могу уже сказать, что в целом итоги очень достойные, позитивные. Они подтверждают и актуальность инициативы Совета Федерации, и востребованность задач, которые были успешно реализованы.

Конечно же, нам надо идти дальше. Безусловно, далеко не всё ещё сделано, я ещё скажу об этом. Вы знаете, что в этом году в соответствии с Указом объявлено Десятилетие детства. Рассчитываю, что Правительство, реализуя этот новый проект, обязательно обеспечит преемственность с задачами Национальной стратегии действий в интересах детей, а Совет Федерации продолжит держать эти вопросы в зоне своего постоянного внимания.

При этом особо подчеркну, значимость таких направлений, как укрепление института семьи, создание равных возможностей для полноценного развития всех детей, остаётся важнейшей для нас.

Вы знаете, что уже с начала 2000-х мы плотно, последовательно занимаемся вопросами демографического развития. И благодаря продуманным и, можно уже сказать, эффективным решениям задачи в этой сфере последовательно решаются.

Среди мер, которые были введены и которые работают до сих пор, особую роль сыграла программа материнского капитала. В этом отношении многое уже удалось сделать, рождаемость начала расти. Иметь в семье двух детей стало устойчивой тенденцией. Снизилась младенческая смертность, благодаря созданию системы перинатальных центров, прежде всего, удалось выйти на плюсовые показатели естественного прироста населения – чего, откровенно говоря, никто не ожидал, но это произошло.

Произойти-то произошло, однако сегодня – в основном в силу объективных причин – демографическая ситуация снова обостряется. Эта тенденция была предсказуемой, она связана с последствиями предыдущих, наложившихся друг на друга глубоких демографических спадов. Имею в виду спад во время Великой Отечественной войны, 1943–1944 годы, и примерно такой же спад в середине 1990-х годов в связи с огромными проблемами, которые возникли в экономике, и, по сути, развалом в социальной сфере.

Сегодня нам необходимо принять комплекс мер, которые позволят стабилизировать, не допустить снижения численности населения России в предстоящее десятилетие. Здесь нужна активная последовательная работа по всем направлениям: и по снижению смертности, и по стимулированию рождаемости – фактически нам нужно перезагрузить нашу политику демографического развития.

Что касается рождаемости, то на первый план выходит поддержка многодетных семей, семей со скромными доходами, создание дополнительных стимулов для рождения второго и третьего ребёнка.

Необходимо также уделять особое внимание молодым семьям. Это, как правило, и есть семьи с небольшими доходами, ведь это молодые люди, которые либо ещё учатся, либо только вступили в трудовую деятельность, доходы очень скромные, как правило. Это часто сдерживает рождение первого ребёнка, появление первенца.

Мы, не скрою, обсуждали различные меры достаточно долго – пришло время принять решение и эти предлагаемые новые меры объявить.

Для поддержки рождаемости предлагаю уже с января наступающего 2018 года начать реализацию целого ряда новых мер поддержки российских семей.

Первое. Установить ежемесячную денежную выплату, которая будет предоставляться при рождении первого ребёнка и выплачиваться до достижения им полутора лет. Сумма выплаты будет исчисляться из размера прожиточного минимума ребёнка, установленного в субъекте Федерации. В среднем она составит (зависит от региона): в 2018 году – 10 523 рубля, в 2019 году – 10 836 рублей, в 2020-м – 11 143 рубля. При этом выплата будет адресной: будут учитываться доходы семьи – думаю, что справедливо в первую очередь, поддержать тех, кто действительно нуждается. Выплата будет определена в размере прожиточного минимума для детей, как я уже сказал, установленного в субъекте Федерации за второй квартал года, предшествующего обращению за указанной выплатой. Она будет предоставляться семьям со среднедушевым доходом, размер которого не превышает полуторакратную величину прожиточного минимума трудоспособного населения, установленного в субъекте Российской Федерации, также за второй квартал предыдущего года. Финансовые расходы на реализацию этой меры составят за три года 144,5 миллиарда рублей.

Второе. Со времени введения материнского капитала прошло 11 лет. Родители, семьи, безусловно, рассчитывают на эти деньги, на эти средства. Это, безусловно, стало хорошим стимулом для рождения вторых детей. Вы знаете, что действие программы материнского капитала должно было завершиться в конце следующего года. И конечно, думаю, что ко многим из вас, ко мне постоянно обращаются люди с вопросом: что будет дальше. Предлагаю продлить действие программы материнского капитала до 31 декабря 2021 года; кроме того, ввести дополнительные возможности его использования, а именно средства из материнского капитала можно будет получать в виде ежемесячных выплат тем семьям, которые особо нуждаются. Здесь будет действовать такой же адресный подход, как при выплатах на первого ребёнка. То есть выплаты будут определены в размере прожиточного минимума ребёнка в регионе и семьям с доходами, размер которых не превышает полуторакратную величину прожиточного минимума трудоспособного населения, тоже до достижения ребёнком полутора лет.

Кроме того, теперь можно будет использовать материнский капитал и на оплату услуг дошкольного образования, а точнее на уход и на присмотр за ребёнком, уже с двухмесячного возраста ребёнка. Знаю, что востребованность этой меры очень большая. В частности, мама после рождения ребёнка сможет продолжить работу или образование.

Третье направление. Как вы знаете, уже объявлено решение расширить число регионов, которые получат софинансирование из федерального бюджета на выплату пособия на третьего ребёнка. Такие пособия выплачиваются с 2013 года. Право на них имеют дети до трёх лет. Критерии нуждаемости семей, а также порядок назначения выплат устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации.

При этом напомню, что софинансирование из федерального бюджета поступает в те регионы, где сложилась неблагоприятная демографическая ситуация и суммарный коэффициент рождаемости ниже среднего по России. В текущем году такими условиями софинансирования воспользовались 50 регионов Российской Федерации.

С 1 января 2018 года поддержку смогут получить 60 субъектов Российской Федерации – смогут получить те регионы, где в среднем у одной женщины рождается двое или меньшее число детей, то есть региональный коэффициент рождаемости увеличивается до двух. Как я уже сказал, такое изменение коэффициента даст возможность 60 регионам получить федеральную помощь на выплату пособия на третьего ребёнка.

Четвёртое. Чрезвычайно важным является, особенно для молодых семей и семей с детьми вообще, жилищный вопрос. Предлагаю запустить специальную программу ипотечного кредитования. Её возможностями смогут воспользоваться те семьи, в которых с 1 января 2018 года рождается второй или третий ребёнок. Покупая жильё на первичном рынке или рефинансируя ранее полученные ипотечные кредиты, семьи смогут рассчитывать на субсидирование государством процентной ставки сверх 6 процентов годовых. Объясню: к примеру, сегодня средневзвешенная ставка на рынке ипотечного кредитования составляет, по данным Банка России, 10,05 процента, то есть в таком случае государство берёт на себя более 4 процентов стоимости кредита. По оценке Минстроя, в предстоящие пять лет эта программа может охватить свыше 500 тысяч семей.

Ещё поподробнее скажу. Программа ипотечного кредитования будет носить срочный характер, предусматривает субсидирование процентной ставки сверх 6 процентов при рождении второго ребёнка – в течение 3 лет с даты выдачи кредита; третьего ребёнка – в течение 5 лет с даты выдачи кредита. Могут возникать вопросы: программа будет подходить к концу, а ребёнок только-только родился, что в этом случае? В случае рождения третьего ребёнка в течение срока предоставления субсидии, но не позднее 31 декабря 2022 года включительно, срок предоставления субсидии будет продлеваться на 5 лет – с даты окончания срока предоставления субсидии по кредиту, полученному в связи с рождением второго ребёнка. В случае рождения третьего ребёнка после окончания срока предоставления субсидии по кредиту, полученному в связи с рождением второго ребёнка, но не позднее 31 декабря 2022 года включительно, – предоставление субсидии возобновляется начиная с даты рождения третьего ребёнка.

Пятое. Мы практически решили проблему с местами в детских садах. Теперь нужно ликвидировать очереди в яслях – для детей от двух месяцев до трёх лет. Сделать это нужно как можно быстрее. Сейчас заявления поступили от родителей более 326 тысяч детей. Такое же количество ясельных мест запланировано создать в предстоящие два года.

Шестое. Нам необходимо предметно и последовательно заниматься повышением доступности медицинского обслуживания детей и, безусловно, улучшением его качества. Уже говорил неоднократно, в последние годы был совершён хороший рывок по созданию в регионах перинатальных центров. Однако состояние большинства детских поликлиник, их оснащённость оборудованием оставляет желать лучшего. Здесь есть проблемы с очередями, с записью к нужному специалисту. Такое положение дел также служит сдерживающим фактором при принятии решения о рождении детей. Да и вообще это просто нужно исправлять и улучшать.

Для того чтобы провести реконструкцию детских поликлиник, их капитальный ремонт и дооснащение оборудованием, по предварительным расчётам, потребуется более 50 миллиардов рублей. Очевидно, что регионы, имея в виду даже ту помощь, которую мы им оказали в самое последнее время, не смогут выполнить эти работы только за свой счёт. Поэтому в ближайшие три года основную часть этой суммы, по 10 миллиардов в год, будет предоставлять федеральный бюджет.

Правительству вместе с регионами необходимо оперативно отработать детальный график реконструкции и капитального ремонта детских поликлиник, включая поликлинические отделения больниц, а также утвердить условия софинансирования и правила отбора поликлиник, сделать это с учётом готовности проектно-сметной документации и, прежде всего, остроты проблемы.

Уверен, что реализация всех предложенных мер принесёт отдачу. Повторю, речь идёт о будущем страны, о том, чтобы в России рождалось как можно больше детей и чтобы условия их жизни улучшались, улучшалось медицинское обслуживание.

Вот то, что хотел сказать вначале. Спасибо большое.

Слово Валентине Ивановне Матвиенко.

В.Матвиенко:

Уважаемые коллеги!

Прежде всего хочу Вас поблагодарить за положительную оценку, которую Вы дали. Огромная армия людей, которые сидят в этом зале, в регионах, пять лет последовательно занималась реализацией национальной стратегии в интересах детей. Но главное, Владимир Владимирович, я хочу искренне сказать Вам огромные слова благодарности за Ваше личное внимание к проблемам семьи и детства. Точно знаю, что эти вопросы занимают особенное место в Вашей многогранной деятельности, свидетельством чему являются озвученные сейчас дополнительные системные меры по поддержке детей и семей.

Это надо все осмыслить. Мы, в хорошем смысле, в шоке от услышанного. Это не некие косметические предложения, в Ваших предложениях ответ на самые острые проблемы, которые сегодня есть. Это бедным семьям с детьми дополнительная поддержка, огромное Вам за это спасибо.

Честно говоря, я могу отложить выступление, потому что уже никому это будет не интересно. Самое главное Вы уже сказали, но все-таки постараюсь коротко подвести итоги нашей пятилетней работы.

Владимир Владимирович, в этом трехтомнике изложены результаты нашей совместной работы, и сегодня уже мы можем точно утверждать, что национальная стратегия в интересах детей, поддержанная Вами пять лет назад, позволила консолидировать усилия общества, государства, неправительственных организаций, всех уровней власти вокруг этой темы, на решение самых острых проблем, волнующих людей, волнующих семьи. И главное, что эта тема была обозначена как главный национальный, государственный приоритет.

Впервые на таком уровне, пожалуй, так масштабно, системно и твердо государство обратилось к вопросам детства, и это дало свои результаты. Благодаря именно такому подходу главные цели стратегии достигнуты, ее ключевые задачи в целом решены, хотя, конечно же, проблем осталось еще много.

За этот период был разработан и принят целый ряд взаимосвязанных, взаимодополняющих стратегических документов. При активном участии членов Координационного совета разработаны и утверждены Правительством Российской Федерации: концепция государственной семейной политики, стратегия развития индустрии детских товаров, программа ее реализации до 2030 года. Хочу отдельно за это поблагодарить Дениса Валентиновича Мантурова, Министра промышленности, который лично патронирует эту программу, есть реальные хорошие результаты. Принята концепция развития дополнительного образования детей, стратегия развития воспитания и другие, крайне важные документы.

Также важно, что правовое поле постоянно совершенствуется. Благодаря принятым законам увеличен размер социальной пенсии детям-инвалидам, установлен новый вид социальной пенсии для детей, чьи родители неизвестны, так называемых подкидышей. Эта категория детей не получала никаких пособий, была социально, что называется, обижена.

До конца следующего года продлен срок действия программы материнского капитала. Владимир Владимирович, огромное спасибо, что Вы поддержали продление этой программы, она действительно доказала свою эффективность. Знаете, молодые семьи ждали ответа от государства: рожать или не рожать, отложить. Уверена, что следующий год будет рекордным в плане рождения детей и последующие.

В соответствии с Вашим поручением, Владимир Владимирович, нами был разработан и принят закон, нацеленный на формирование системы безопасного отдыха и оздоровления детей, усилен серьезный контроль в этой сфере. В этом году на туристических маршрутах, к счастью, мы не потеряли ни одного ребенка. Не было допущено каких-либо серьезных нарушений в системе оздоровительных учреждений. Не могу не сказать о том, что мы уделяли значительное внимание закреплению норм на выполнение наших международных обязательств, касающихся этой сферы.

Крайне важно, что после принятия национальной стратегии в интересах детей аналогичные системные документы были разработаны и приняты во всех субъектах Российской Федерации. И сегодня на региональном уровне работа органов госвласти, институтов гражданского общества проводится достаточно активно.

С 2013 года на осуществление мероприятий по поддержке семей и детей направляются бюджетные средства в максимально возможном объеме, детские расходы бюджета растут из года в год, даже при тех сложностях, которые есть. И они, к счастью, также не рассматриваются как резервы экономии, за это отдельное спасибо Министру финансов Антону Германовичу Силуанову.

Принципиальными считаю достижения в решении вопросов, связанных с социальным сиротством. За прошедший период времени общими усилиями удалось вдвое – вдумайтесь, коллеги, – вдвое уменьшить число детей-сирот, находящихся в детских домах или на специальном учете. По экспертным оценкам, это беспрецедентное сокращение, равного которому нет в мире. Практически на треть снизилось количество новорожденных, от которых отказались родители. Это, я бы сказала, даже духовное оздоровление общества. Настолько же сократилось число детей, родители которых были лишены родительских прав.

В области демографии за время реализации национальной стратегии достигнут исторически самый низкий уровень младенческой и материнской смертности: на треть снизилась младенческая смертность, а материнская – в прошлом году не было зарегистрировано вообще ни одного случая в 21 субъекте Федерации.

Более того, по снижению коэффициента смертности наша страна еще в 2015 году смогла достичь одну из целей тысячелетия, определенных Организацией Объединенных Наций. Таких результатов удалось добиться благодаря созданию трехуровневой системы охраны материнства и детства, а также, конечно, реализации той программы, которую Вы поддержали, контролируете. Это программа строительства перинатальных центров. Вообще уникальная программа. Я не знаю примера ни одной страны в мире, где бы в таком количестве за относительно короткий промежуток были созданы современнейшие, оснащенные самым передовым оборудованием детские центры, центры материнства и детства. Когда встречаешься с врачами, которые там работают, на их лицах счастье, потому что созданы условия для их реализации, для развития науки, для внедрения передовых, самых современных практик. Конечно, это «суперская» программа, она будет успешно завершена, уверена.

Свой вклад в стимулирование рождаемости внесло и поступательное развитие инфраструктуры детства, Вы об этом сегодня сказали. Практически все российские дети в возрасте от 3 до 7 лет обеспечены местами в детских садах. Сегодня мы услышали радостную весть, что будет решаться и вопрос создания дополнительных мест в яслях. Для мамочек, желающих работать, это сегодня крайне важно. У нас не хватает трудовых ресурсов. Мы должны создать условия, а дальше у семьи будет выбор.

Конечно, двух- и трехсменное обучение в школах. Правительством принято поручение, и начала активно реализовываться программа создания новых школьных мест. Конечно же, денег надо было бы добавить на эту программу, потому что 25 миллиардов в год – это мало. И в первую очередь надо решить проблему трех смен, закрыть ее. Поэтому если будет такая возможность, то хотя бы еще 25 миллиардов, а лучше, конечно, еще больше, Владимир Владимирович.

Важно, что создаются комфортные условия для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, это стало уже модой во всех субъектах – инклюзивное образование и внимание к этой категории детей. Разрабатывается комплекс мер по развитию санаторно-курортной отрасли, в том числе по Вашему поручению Правительство занимается реализацией плана по превращению города Евпатории в настоящий детский курортно-оздоровительный город. Огромные слова благодарности Вам также за поддержку восстановления международного детского центра «Артек», он был всегда гордостью страны, и, слава богу, сегодня это вновь наша гордость. Проделана немалая по объему работа, но проблемы, возникающие в области охраны детства, по-прежнему требуют пристального внимания со стороны государства, общества, граждан, системной и согласованной работы.

Сегодня мы подводим итоги реализации стратегии, одновременно даем старт новому крупному проекту, утвержденному указом Президента – «Десятилетие детства», еще раз подчеркивая, что интересы детства остаются постоянным государственным национальным приоритетом. Во исполнение Вашего указа Правительством готовится план действий, хотелось бы его приподнять даже по названию, чтобы это был национальный план действий, который, безусловно, должен учесть новые вызовы, новые проблемы в сфере детства, но и в то же время нам есть уже, на что опираться. Я дальше об этом скажу. Мне кажется, можно было бы рассмотреть возможность формирования консолидированного бюджета. Мы с Антоном Германовичем разговаривали, он не возражает. То есть чтобы мы понимали в целом объем средств в стране, которые тратятся на эти проблемы, мониторили эффективность их расходования, понимали стратегию и перспективу. Есть проблемы бедности определенной категории семей с детьми. Уверена, те меры, которые Вы озвучили, кардинально эту ситуацию поправят.

Что касается медицинской помощи, Владимир Владимирович, как раз хотела об этом сказать, что на фоне новых современнейших перинатальных центров региональные, краевые, областные детские больницы и детские поликлиники выглядят убого и ветхо. Конечно, нужна специальная программа. Вы объявили о том, что такой старт будет. Нам за период «Десятилетия детства» надо привести все детские больницы и поликлиники в современное состояние, отремонтировать, реконструировать, обеспечить новым современным оборудованием. Спасибо, что Вы такое решение приняли.

Владимир Владимирович, я бы попросила Ольгу Юрьевну это поддержать, надо ввести ежегодный доклад Правительства Президенту Российской Федерации о реализации проекта «Десятилетие детства». Во-первых, с одной стороны, это определенный контроль, а с другой стороны, это придало бы звучания этой программе. Все понимали бы, что она у Вас на контроле.

Коллеги, пять лет работы в Координационном совете сделали нас мощной командой, сплотившей всех неравнодушных, активных людей, для кого служение детству имеет особый смысл. Я хотела бы сказать сегодня теплые слова благодарности каждому из вас. Это была для вас общественная нагрузка, но она была такая сердечная.

Я хочу в присутствии Президента, и осознанно это делаю, Владимир Владимирович, поблагодарить членов Правительства. Вы знаете, такой поддержки, такого отклика, касающегося проблем детства, мы не видели ни по одной другой проблеме. Ольгу Юрьевну Голодец, конечно же. Я хочу поблагодарить Веронику Игоревну Скворцову, Владимира Александровича Колокольцева, кстати, Владимир Александрович ни одного заседания не пропустил за все эти пять лет. Максима Анатольевича Топилина, Ольгу Юрьевну Васильеву, Александра Владимировича Коновалова, руководителей всех регионов – сегодня присутствуют Сергей Семенович Собянин, Орлова Светлана Юрьевна, – всех губернаторов, которые очень душевно к этому относились.

И я уверена, что реализацией нового проекта мы продолжим активное движение вперед.

Еще раз Вам огромное спасибо.

В.Путин: Спасибо большое.

Ольга Юрьевна, пожалуйста.

О.Голодец: Уважаемый Владимир Владимирович!

Я тоже не могу не начать со слов огромной благодарности лично Вам, потому что теми успехами и достижениями, о которых мы сегодня будем говорить, мы обязаны во многом Вам. И многие медицинские центры, и огромная программа перинатальных центров, и решение по материнскому капиталу – это Ваши решения, и в нашей политике мы постоянно сверяем шаги. Я знаю, насколько глубоко Вы погружены в малейшие детали нашей демографической политики. Поэтому спасибо Вам огромное за тот новый старт, который мы сегодня получили.

И я хочу поблагодарить Валентину Ивановну и всех наших коллег, потому что те цифры, о которых мы сегодня будем говорить, те результаты проделанной работы в течение пяти лет, впечатляют.

Детское население нашей страны за пять лет выросло на 3 миллиона человек. В 2012 году в возрасте до 17 лет включительно у нас было 26,5 миллионов, сейчас детей от нуля до 17 лет включительно – 29,5 миллиона человек. Это наши огромные усилия не только в области демографической политики, но и сбережения здоровья.

Здесь очень много говорилось уже о показателях прежде всего младенческой смертности, по которым за короткий промежуток времени удалось выйти на абсолютно мировые качественные показатели. Сегодня у нас показатель младенческой смертности составляет 5,3 промилле. Это по сравнению с показателем 2012 года – 8,6.

Хочется отметить, что у нас есть регионы, которые являются абсолютными лидерами в мировом здравоохранении. Это Москва и Санкт-Петербург, Московская область, Томская область, Краснодарский край.

Вместе с тем ситуация остается неоднородной на всей территории России. К сожалению, еще есть отстающие регионы, которые требуют особого внимания, с которыми специально работает целевым образом Министерство здравоохранения, требующие серьезной поддержки для того, чтобы выйти даже на среднероссийские показатели.

Например, Еврейская автономная область у нас сохраняет высокий показатель по смертности – 10,8. То есть практически в два раза выше, чем в среднем по России. Задача следующего «Десятилетия» – обеспечить доступность качественного здравоохранения на всей территории Российской Федерации для всех граждан Российской Федерации.

Здесь много говорилось о перинатальных центрах. Действительно, их роль трудно переоценить в развитии нашего здравоохранения в отношении материнства и детства. В настоящее время действуют 82 центра, это те центры, которые были построены за последнее время, и 12 центров находятся в стадии сдачи в эксплуатацию. В ближайшее время в Российской Федерации будут сданы еще 12 центров. Это огромное подспорье, особенно для тех регионов, в которых показатели сегодня отстают от среднероссийских. Эти центры становятся не только центрами родовспоможения, но это и изменение квалификации врачей, и изменение культуры здорового образа жизни.

Действительно, уже много говорилось о здоровье детей, и нужно сказать, что на сегодняшний день федеральными средствами Фонд обязательного медицинского страхования и федерального бюджета закрывается потребность в высокотехнологичной помощи. В 2016 году, например, высокотехнологичную помощь получили 126 511 детей – все, кто в ней нуждался. И очень важно, что те центры, которые созданы в России, в том числе, Владимир Владимирович, которые находятся под Вашим личным патронажем, являются флагманами, и они позволили нам достичь излечиваемости по таким серьезным заболеваниям, как, прежде всего, онкология, эндокринология – лучших мировых показателей. Хочется сказать огромное спасибо тем людям, которые работают в этих центрах: это Федеральный центр Кулакова, Медицинский исследовательский центр детской гематологии, онкологии и иммунологии имени Дмитрия Рогачева, Научный центр здоровья детей, Центр Алмазова, Национальный медицинский исследовательский центр эндокринологии и другие центры. Это действительно наша опора, потому что сегодня поддержка этих центров обеспечивает то, что мы находимся не только на хорошем мировом уровне, но по ряду показателей сегодня являемся фактически лидерами. Надеюсь, что это будет нашей основной платформой в развитии отечественной науки и отечественного детского здравоохранения.

Вы сказали о развитии поликлинического комплекса. Действительно, отношение к детскому здоровью на местах – это важнейшая составляющая, которая закладывается в будущее нашего развития. Мы изменили принципы вакцинации, был расширен детский календарь и изменили отношение в принципе к прививочной кампании, что дало нам практически немедленные результаты на протяжении этих пяти лет. Серьезные изменения в первичном приеме, в диспансеризации, в наблюдении ребенка, здоровьесберегающие технологии – это та основа, которая сделает поколение наших детей здоровыми на будущее.

Продолжение следует.

Подписан Указ об объявлении в России Десятилетия детства

Подпишитесь на нас

Стратегия – живой документ, который будет развиваться, реагируя на новые вызовы современности, отметила вице-спикер СФ

Координационный Совет при Правительстве РФ по реализации национальной стратегии действий в интересах женщин на 2017–2022 гг. рассмотрел План мероприятий по реализации первого этапа национальной Стратегии действий в интересах женщин, проинформировала заместитель Председателя Совета Федерации, член Координационного советаГалина Карелова Карелова
Галина Николаевна
представитель от исполнительного органа государственной власти Воронежской области .

Как сообщила сенатор, документ рассчитан на 2017–2018 гг. и предусматривает пять основных направлений, которые охватывают сферы, где сосредоточено больше всего проблем.

Сенатор рассказала, что первое направление плана - создание условий для сохранения здоровья женщин всех возрастов. Большинство пунктов этого плана касается системных мер по профилактике разного рода заболеваний и преждевременного старения.

«Второе направление - улучшение экономического положения женщин, обеспечение роста их благосостояния. Это – самый объемный раздел, который содержит меры по повышению конкурентоспособности женщин на рынке труда», - отметила Галина Карелова . Меры предусматривают помощь в получении профессионального образования, особенно женщинам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком, вовлечение женщин в предпринимательскую деятельность, привлечение женщин к изучению точных и естественных наук и к работе в наукоемких областях. Кроме того, речь идет об улучшении условий труда женщин, сокращении их занятости во вредных производствах, пояснила сенатор.

По ее словам, еще одно направление - профилактика социального неблагополучия и насилия в отношении женщин. «Оно охватывает большой комплекс вопросов - от совершенствования законодательства о смягчении наказания женщин, совершивших преступления небольшой тяжести, беременных и имеющих детей, до комплекса мер по профилактике насилия в отношении женщин и детей и развития системы помощи женщинам и детям, пострадавшим от насилия, оказания содействия некоммерческим организациям, предоставляющим убежище, а также психологическую поддержку пострадавшим от насилия».

План также включает в себя расширение участия женщин в общественно-политической жизни и совершенствование государственной статистики, характеризующей положение женщин в обществе.

«Достоинство плана - его системность. Системная работа должна позволить справиться с вызовами современности, которые постоянно рождает время. Стратегия – живой документ, который будет развиваться, реагируя на новые вызовы», - подчеркнула Галина Карелова .

Вице-спикер СФ также отметила, что женская повестка сегодня находится в центре внимания мировой общественности. В частности, на саммите «большой двадцатки» в Гамбурге летом этого года обсуждались такие вопросы как женское предпринимательство и роль женщины в цифровой экономике в контексте повышения занятости и конкурентоспособности женщин.

2018-2028 года в России объявлены

десятилетием детства

Реализация Национальной стратегии действий в интересах детей

Президент РФ Владимир Владимирович Путин провёл в Кремле заседание Координационного совета по реализации Национальной стратегии действий в интересах детей , посвященное итогам деятельности совета за пять лет. Координационный совет был создан в сентябре 2012 года для обеспечения взаимодействия различных органов власти на всех уровнях, а также общественных и научных организаций при реализации Национальной стратегии. Совет под руководством Валентины Матвиенко готовит предложения Президенту по приоритетным направлениям общей государственной политики в интересах детей. По итогам совещания Владимир Владимирович Путин дал ряд поручений и назначил ответственных за реализацию мер по поддержке семей с детьми: перечень поручений по итогам заседания Координационного совета по реализации Национальной стратегии действий в интересах детей

Открывая совещание,Президент РФ Владимир Владимирович Путинотметил позитивные результаты реализации Национальной стратегии и подчеркнул, что в будущем предстоит перезагрузка политики демографического развития России: «Сегодня необходимо принять комплекс мер, которые позволят не допустить снижения численности населения России. Здесь нужна активная последовательная работа по всем направлениям: и по снижению смертности, и по стимулированию рождаемости – фактически нам нужно перезагрузить нашу политику демографического развития».

В этом году объявлено «Десятилетие детства». С января 2018 года будут реализованы новые меры поддержки российских семей: ежемесячная денежная выплата, которая будет предоставляться при рождении первого ребёнка и выплачиваться до достижения им полутора лет; продление действия программы материнского капитала до 31 декабря 2021 года; расширение числа регионов, которые получат финансирование из федерального бюджета на выплату пособия на третьего ребёнка и др.

Подводя итоги работыПредседатель Совета Федерации Валентина Ивановна Матвиенко в ряду достижений отметила, что благодаря, в том числе, строительству перинатальных центров, в РФ достигнут исторически самый низкий уровень младенческой и материнской смертности: на треть снизилась младенческая смертность, в прошлом году не было зарегистрировано ни одного случая материнской смертности в 21 субъекте Федерации.

Ректор МГППУ Виталий Владимирович Рубцов подвел итоги мониторинга реализации национальной стратегии действий в интересах детей. Результаты: созданы объединенные региональными планами реализации стратегии структуры исполнительной власти (образовательные учреждения, учреждения соцзащиты, организации, которые включены в нацстратегию); растёт межведомственный характер работы по решению проблем детства; увеличилось количество социально ориентированных некоммерческих организаций и общественных организаций, которые включились в выполнение национальной стратегии. Также он обозначил: «остаётся проблема подготовки людей, которые могут работать с этими проблемами. Причём я даже не «кадров» называю, это сложно, это именно людей, которые бы это понимали. Это люди, которые способны к межведомственной работе. Поэтому те межведомственные стандарты социальной сферы, которые сейчас приняты, бесценны».

Уполномоченный по правам ребёнка в Санкт-Петербурге Светлана Юрьевна Агапитова сообщила, что в рамках Всероссийского сетевого форума «Национальная стратегия действий в интересах детей: навстречу «Десятилетию детства» дети выразили желание создать комиссию и вносить предложения в план «Десятилетия детства», а также принять участие в реформе школьного образования.

Она отметила, что уполномоченные сейчас есть во всех субъектах РФ и призвала для обеспечения единообразия подходов к работе принять федеральный закон об уполномоченном по правам ребёнка.

Член Совета Федерации РФ Елена Борисовна Мизулина призвала обратить внимание на опасность увеличения неблагополучия семей в будущем: «Первая опасность состоит в том, что огромные бюджетные средства пошли в сферу детства – это правда и это замечательно. Но не все они поступают к семьям с детьми, и это тоже можно понять. Значительная часть этих средств идёт как раз на разные организации, специалистов, психиатров, медиаторов, других посредников, которые работают с семьями, выявляют семейное неблагополучие, оказывают меры профилактики семьям. И фактически, чтобы эти все организации получали по прежнему доступ к бюджетным средствам, чтобы они сохраняли штатную численность – они нужны, инфраструктура нужна, никуда не денешься, – фактически должен быть стабильный уровень семейного неблагополучия. И опасность состоит в том, что... сегодня сформировался запрос на определённый уровень семейного неблагополучия….

К сожалению, родители, дедушки и бабушки сигнализируют о том, что сегодня простое обращение за медицинской или социальной помощью фактически оборачивается тем, что их ставят на профилактический учёт, предлагают социальные услуги, социальное сопровождение. Они не могут отказаться, потому что есть угроза изъятия ребёнка... Родители низведены до уровня законных представителей, то есть, их легко заменить. Сотрудник органа опеки, установив факт родительского попечения им же самим – порядок нигде не определён, фактически он в кого ткнёт, в какого ребёнка, тот и будет социальным сиротой, – автоматически приобретает без каких либо специальных полномочий вот эти права за родителей, права законных представителей... Полномочия у органов опеки и попечительства невероятно огромные. И в этом смысле … наш нынешний Семейный кодекс... на уничтожение семьи направлен».

Елена Борисовна Мизулина попросила Президента создать общественный совет для контроля за реализацией «Десятилетия детства».



Просмотров