Какие виды прав человека перечислены ниже. К какой группе прав относятся право на жизнь, на свободу и личную неприкосновенность, на честь и достоинство? Основные виды прав человека

В России признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией РФ.

Основными из них являются:

  • признание прав и свобод человека высшей ценностью, принадлежность их человеку от рождения;
  • осуществление прав и свобод человеком без нарушения прав и свобод других лиц — равенство всех перед судом и законом;
  • равенство мужчины и женщины;
  • приоритет общепризнанных международных норм перед законами России;
  • строго определенные условия, допускающие ограничение нрав законом;
  • запрещение использования прав и свобод для насильственного изменения конституционного строя, разжигания расовой, национальной, религиозной ненависти для пропаганды насилия и войны.

Права гражданина — это коллективная воля общества, которую призвано обеспечить .

Иначе, чем советские конституции, подходит к гарантиям, связанным с трудовой деятельностью, г. Ранее закреплялось право на труд, в содержание которого входило право на получение гарантированной работы с оплатой труда в соответствии с его качеством и количеством, а также право на выбор профессии. Но государство перестало быть единственным собственником, появилась частная собственность, а личность обрела право собственности на имущество. Это не означает, что государство самоустранилось от гарантий права на труд, но изменился его подход к распоряжению гражданином своими способностями и возможностями свободно трудиться или иметь иной источник существования в рамках действующего законодательства. Роль государства сводится к следующим конституционно закрепленным направлениям деятельности в этой сфере:

  • принудительный труд запрещается;
  • закрепляется право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда;
  • утверждается право на защиту от безработицы;
  • признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку (ст. 37).

Социальные права человека

С экономическими правами тесно связаны социальные права.

Социальные права обеспечивают достойные человека уровень жизни и социальную защищенность. К ним относят права: на социальное обеспечение ( , пенсионное обеспечение и медицинское обслуживание), жилище,право на отдых; право на материнство и защиту детства; право нетрудоспособных родителей на заботу о них совершеннолетних трудоспособных детей.

Особую роль имеет право на социальное обеспечение , отражающее социальный характер государства, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. При этом государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом. К числу основных социальных прав относятся и такие права, без которых невозможны существование и развитие цивилизованного общества, ведение здорового образа жизни, дальнейшее развитие человеческой цивилизации. Это прежде всего право на жилище (ст. 40). Государство гарантирует, что никто не может быть произвольно лишен жилища, но не берет на себя обязанности обеспечить каждого жилищем, хотя создает для этого условия тем, что поощряет жилищное строительство.

Каждый имеет право на охрану здоровья , в том числе на медицинскую помощь (ст. 41). С этой целью не только финансируются федеральные программы, но и вводится обязательное медицинское страхование, наряду с государственной и муниципальной разрешено развитие частной системы здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию. Из этого вытекает конституционное право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением (ст. 42).

Право на образование гарантируется общедоступностью и бесплатностью дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. В России развивается также сеть частных образовательных учреждений. При этом государство устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, позволяющие предъявлять одинаковые требования ко всем видам учебных заведений.

Культурные права человека

Культурные права обеспечивают духовное развитие человека. Это права: на образование, доступ к культурным ценностям, свободное участие в культурной жизни общества (включая свободу литературного, художественного, научного и других видов творчества), пользование результатами научного прогресса и т. д.

В числе основных культурных прав и свобод Конституция гарантируют свободу творчества во всех сферах деятельности человека: литературной, художественный, научной, технической и др., а также свободу преподавания. Интеллектуальная собственность как продукт творческой деятельности охраняется законом.

Классификация прав и свобод человека и гражданина допускается в науке конституционного (государственного) права РФ. В самой Конституции РФ разделения прав и свобод на группы по каким-либо критериям нет. Подобная классификация носит условный характер и преследует цель помочь глубже усвоить соответствующий конституционно-правовой институт и понять его целостность. Тем более, что одни и те же права и свободы могут относиться сразу к нескольким группам (например, право на свободное передвижение, выбор места пребывания и жительства можно отнести как к личным, так и политическим правам). Систематизация прав и свобод по группам полностью исключает доминирование одного (одних) права (прав) и свободы (свобод) над другим (другими), что закрепляется диспозицией ч. 2 ст. 19 Конституции РФ: “Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина...”. Причем равенство прав и свобод дополняется равенством их носителей “...независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.” Запрещаются любые ограничения по перечисленным и иным основаниям. Равноправие и запрет дискриминации вовсе не означает, что в России не устанавливаются льготы для определенных категорий населения (пенсионеры, инвалиды, участники военных действий, беременные женщины и др.). Наличие узаконенных льгот и привилегий свидетельствует о признании принципов социальной справедливости и гуманизма. Необходимо отличать от них номенклатурные привилегии, устанавливаемые в обход принципа законности, т. е. изъятие из круга субъектов права отдельных должностных лиц или социальных групп.

А) Естественные и личные права и свободы

(см. ст. 20 – 29 Конституции РФ)

Право на жизнь

Основано на ст. 3 Всеобщей декларации прав человека и ч. 1 ст. 6 Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 г. Провозглашенное в нашей стране право на жизнь требует от государства и правоохранительных органов решительной борьбы с преступностью, обеспечение техники безопасности на производстве, профилактики дорожно-транспортных происшествий, развитие здравоохранения и прочих мер. Часть 2 ст. 20 Конституции предусматривает высшую меру государственного принуждения за совершение особо тяжких преступлений - смертную казнь. Конкретизацию данная конституционная норма получила в Уголовном кодексе РФ, где определяется перечень преступлений, за совершение которых может назначаться смертная казнь. Хотя ряд международно-правовых документов призывают государства ограничивать применение высшей меры наказания, вплоть до ее отмены. Таковы, к примеру, требования Совета Европы. Все государства-члены данной международной организации обязуются отменить на своей территории смертную казнь. Россия вступила в Совет Европы в феврале 1996 г. Кроме того, ч. 2 ст. 20 Конституции гарантирует обвиняемым, которым грозит высшая мера наказания, рассмотрение их дел с участием присяжных заседателей.

Право на личное достоинство

Под достоинством личности понимают осознание самим человеком и окружающими факта обладания им определенных нравственных и интеллектуальных качеств. Достоинство любого человека подлежит защите государством независимо от его социальной ценности. Эти положения изложены в ст. 21 Конституции и получили развитие в Гражданском кодексе (ст. 152: “Гражданин вправе требовать по суду опровержения получивших распространение порочащих его честь и достоинство и деловую репутацию сведений...”), в Уголовно-процессуальном кодексе (ст. 172: “личный обыск может проводиться только лицом одного пола с обыскиваемым и в присутствии понятых того же пола...”), в Уголовном кодексе, где предусмотрена юридическая ответственность за клевету и оскорбление и т.д. Как посягательство на достоинство личности Конституция рассматривает медицинские, научные или иные опыты, проводимые без добровольного согласия лица.

Право на свободу и личную неприкосновенность

Право на свободу и личную неприкосновенность - важнейшее право человека, которое он получает с момента рождения. Это означает - совершать любые действия, не противоречащие закону. Под неприкосновенностью понимают как физическую (жизнь, здоровье человека), так и моральную (честь, достоинство личности) неприкосновенность. Ст. 22 Конституции предоставляет суду право принимать решение об аресте, заключении под стражу лиц, совершивших преступление, т. е. ограничивать их свободу. Судья вправе ограничивать свободу лиц, совершивших и административные проступки, после чего они содержатся в приемниках-распределителях, спецприемниках. Конституционно-правовая норма, изложенная в ч. 2 ст. 22, допускает задержание лица, совершившего правонарушение, на срок не более 48 часов. Следовательно, другие нормативные акты, предусматривающие иные сроки, не конституционны.

Право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени

Положения ст. 23 Конституции РФ позволяют людям вне службы и производственной обстановки, вне общественного окружения находиться в состоянии независимости от государства и общества. Государство же гарантирует им невмешательство в реализацию этого права. Подкрепляется данная норма тем, что ограничение свободы общения между людьми в сфере семейной жизни, интимных и личных отношений посредством переписки, телефонных переговоров, почты и телеграфа допускается только на основании судебного решения (обычно после совершения преступления). Ряд аналогичных гарантий получили развитие в уголовно-процессуальном, уголовном, гражданском и семейном законодательстве (право отказа от дачи показаний священнослужителя по обстоятельствам, ставшим ему известным из исповеди, право отказа свидетельствовать против родственников, обязанность нотариуса хранить тайну завещания, врачебная тайна, тайна следствия и адвокатская тайна, тайна усыновления и т.д.). В российском законодательстве предусмотрена юридическая ответственность за нарушение соответствующих норм.

Право на неразглашение без согласия лица информации о его частной жизни

Ст. 24 Конституции РФ довольно широко трактует данное право. Смысл его заключается в том, что ни государственные органы, ни должностные лица, ни коммерческие и общественные организации, ни граждане не вправе собирать, хранить и использовать конфиденциальную информацию без согласия соответствующего лица. Но несмотря на это, ряд правоохранительных органов все же работают с конфиденциальной информацией в целях предупреждения или раскрытия преступлений. Однако порядок работы с подобными сведениями строго регулируется законами.

В ч. 2 ст. 24 Конституции РФ содержится требование к государственным и муниципальным органам власти в обязательном порядке предоставлять каждому возможность ознакомиться с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом. Следовательно, если какое-либо должностное лицо отказывается предоставить такую возможность, ссылаясь на ведомственную инструкцию, то, видимо, такой отказ подлежит обжалованию. Закон “О государственной тайне” перечисляет конкретные сведения, доступ к которым ограничен.

Право на неприкосновенность жилища

Конституционное право на неприкосновенность жилища, изложенное в ст. 25, означает запрет входить в него против воли проживающих там лиц. Каждый человек имеет право на обособленное, уединенное пребывание в жилом помещении, которое принадлежит лицу на законном основании. Причем данное право гарантирует тайну всего, что происходит в жилище. К жилищу не относятся надворные постройки, погреба, амбары, гаражи и другие помещения, не используемые для проживания людей. Любое проникновение подлежит обжалованию в суд и возмещению ущерба, причиненного незаконными действиями. Однако ст. 25 Конституции РФ предупреждает, что данное право может быть ограничено федеральным законом или на основе судебного решения. Закон предоставляет право беспрепятственно входить в жилые помещения сотрудникам налоговой полиции, если они используются для предпринимательской деятельности, уведомив об этом в течение 24 часов прокурора (ст. 11 Закона РФ “О федеральных органах налоговой полиции” 1993 г.), сотрудникам милиции при преследовании лиц, подозреваемых в совершении преступлений, при наличии достаточных данных полагать, что там совершено или совершается преступление или произошел несчастный случай, для обеспечения личной и общественной безопасности при стихийных бедствиях, авариях, массовых беспорядках, уведомив об этом в течение 24 часов прокурора (ст. 11 Закона РФ “О милиции” 1991 г.), при производстве обыска, для проведения оперативно-розыскных мероприятий по постановлению судьи, для тушения пожара, судебными исполнителями для наложения ареста на имущество и в других случаях. В уголовном законодательстве имеется ряд норм, предусматривающих наказание в случае тайного проникновения в жилище граждан с целью кражи, проникновения в жилище граждан, связанное с насилием (грабеж, разбойное нападение).

Право на национальность и пользование родным языком

Комментируемая ст. 26 Конституции РФ совершенно по-новому подходит к решению вопроса об определении собственной национальности. Впервые было закреплено, что это право человека, а не обязанность. Кроме того, никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности, которая не влечет никаких правовых последствий и не влияет на правовой статус личности. Однако нельзя недооценивать значение национальности и всех ее признаков. В частности, любой человек может пользоваться своим родным языком, где бы он ни находился. Незнание языка РФ и ее субъектов не может служить основанием для дискриминации. Граждане имеют право выступать на заседаниях, совещаниях, собраниях, в государственных органах на том языке, которым они владеют. В случае необходимости, в частности, в судебном процессе обеспечивается соответствующий перевод. В Законе “Об образовании” указывается, что язык, на котором ведется обучение в общеобразовательном учреждении, определяется учредителем и уставом образовательного учреждения. А право выбора такого учреждения с тем или иным языком принадлежит родителям.

Право на свободное передвижение, выбор места пребывания и жительства

Указанные в ст. 27 Конституции РФ нормы долгие годы в нашей стране нарушались. Не обладая свободой передвижения, человек объективно не может реализовать и другие не менее важные конституционные права и свободы.

Под свободой передвижении в соответствии с Законом РФ 1993 г. понимают как беспрепятственное передвижение внутри РФ, так и въезд и выезд за пределы РФ.

Место жительства характеризуется постоянным и преимущественным проживанием, место пребывания - временным (гостиница, больница, дом отдыха и т. д.).

В том и другом случаях все граждане подлежат регистрации в паспортно-визовых подразделениях органов внутренних дел.

Рассматриваемое право подлежит ограничению в пограничных зонах, в закрытых военных городках, в закрытых административно-территориальных образованиях, в зонах экологического бедствия, на территориях, где введено чрезвычайное или военное положение и пр.

Закон определят также случаи отказа в выдаче заграничных паспортов, если человек:

    обладает сведениями, составляющими государственную тайну;

    привлекается к уголовной ответственности;

    осужден за совершение преступления;

    является ответчиком по гражданскому иску в суде;

    по приговору суда признан особо опасным рецидивистом или состоит под гласным административным надзором до погашения судимости или прекращения надзора и т. д.

Свобода совести и вероисповедания

Согласно Федеральному закону “О свободе совести и о религиозных объединениях” 1997 г., граждане РФ равны перед законом во всех областях независимо от их отношения к религии и религиозной принадлежности. Гражданин РФ в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой. Никто не обязан сообщать о своем отношении к религии. Но в то же время запрещено вовлекать малолетних в религиозные объединения, а также обучение их религии вопреки их воле и без согласия родителей (опекунов). Это объясняется тем, что в соответствии со ст. 14 Конституции Россия объявлена светским государством, где никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Деятельность органов государственной власти РФ и органов местного самоуправления не должны сопровождаться публичными религиозными обрядами. Отделение же религиозных объединений от государства вовсе не влечет за собой ограничение прав их членов.

Под религиозным объединением понимают добровольное объединение граждан РФ, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории РФ, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры. Они подразделяются на религиозные группы и религиозные организации. Отличие между ними заключается в том, что последние (организации) подлежат в обязательном порядке государственной регистрации в качестве юридического лица. Те религиозные организации, которые на момент обращения в государственные органы с просьбой о регистрации действовали на территории РФ не менее 50 лет, вправе использовать в своем наименовании слово “Россия” и производные от него. Если подобная организация в течение 3 лет не уведомляет зарегистрировавший ее государственный орган о продолжении своей деятельности, то в судебном порядке она может быть признана прекратившей свою деятельность. В момент создания религиозная организация должна подтвердить свое существование на территории РФ не менее 15 лет (такое подтверждение выдает орган местного самоуправления или центральная религиозная организация). Действует она на основе устава, утвержденного ее учредителями или центральной религиозной организацией с соблюдением требований гражданского законодательства РФ. Допускается открытие на территории РФ представительства иностранной конфессии, которое не должно заниматься культовой и иной религиозной деятельностью. В ряде случаев, перечисленных в Законе 1997 г., религиозные организации подлежат ликвидации по решению суда. Это большей частью факты неоднократного и грубого нарушения Конституции РФ и российского законодательства. Представители зарегистрированных конфессий вправе по просьбе определенных лиц проводить обряды и церемонии в больничных учреждениях, домах-интернатах для престарелых и инвалидов, детских домах, в местах лишения свободы, воинских частях т. д., а также заниматься благотворительной и культурно-просветительской деятельностью.

Свобода мысли и слова

Провозглашенные в ст. 29 Конституции РФ свободы есть неотъемлемая черта демократии. Но в то же время это очень грозное оружие в руках проходимцев. Поэтому свобода слова в особенности требует определенного ограничения и не только этического, культурного, но и юридического. В частности, нельзя признать свободой слова призывы к расовой дискриминации или свержению существующего конституционного строя. Об этом речь идет в ч. 2 ст. 29. Обратной стороной возможности высказаться является норма ч. 3 ст. 29, где запрещено кому бы то ни было принуждать человека к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них. В ч. 5 ст. 29 государство гарантирует публичный свободный обмен мнениями и убеждениями в обществе посредством функционирования средств массовой информации (газеты, радио, телевидение) при запрете политической цензуры, присущей тоталитарным и авторитарным режимам.

Конституционные (основные) права и свободы человека и граждани­на - это его неотъемлемые права и свободы, принадлежащие ему от рождения или в силу гражданства, защищаемые государством и со­ставляющие ядро правового статуса личности.

Понятия «права чело­века» и «права гражданина» не тождественны.

Права человека - это совокупность естественных и неотчуждае­мых прав и свобод, таких, как право на жизнь, свободу и личную неприкосновенность, которыми человек обладает в силу рождения и которые не зависят от его принадлежности к государству.

Права гражданина - это права и свободы, закрепляемые за лицом только в силу его принадлежности к государству. В данном случае действует принцип - каждый гражданин является человеком, но не каждый человек является гражданином.

Личные (гражданские) права и свободы. К личным (гражданским) правам и свободам относятся:

1. Право на жизнь (ст. 15 Конституции);

2. Право наличную сво­боду (ст. 16 Конституции);

3. Неприкосновенность достоинства чело­века (ст. 17 Конституции);

4. Право на неприкосновенность частной, личной, семейной жизни (ст. 18 Конституции);

5. Право определять и указывать или не указывать национальную, партийную и религиоз­ную принадлежность (ст. 19 Конституции);

6. Свобода слова и твор­чества (ст. 20 Конституции);

7. Право на свободу передвижения и вы­бора места жительства (ст. 21 Конституции);

8. Свобода совести (ст. 22 Конституции);

9. Право на неприкосновенность жилища (ст. 25 Конституции).

Политические права и свободы - одна из групп конституционных прав и свобод, которые принадлежат только гражданам государства и дают им возможность участвовать в общественной и политической жизни страны. Политические права и свободы состоят из нескольких моментов:

1) право на свободу объединений - возможность граждан добровольно, на основе свободного волеизъявления создавать формирования в соответствии со своими интересами для достижения общих целей.

2) право на участие в мирных митингах, собраниях, шествиях и пике­ тированиях - возможность выбора формы воле­ изъявления граждан.

3) право на участие в управлении делами государства - возможность гражданина непосредственно и через своих представителей осуществлять действия по формированию и функци­онированию представительных, исполнительных и судебных органов государства.

Экономические права и свободы - это совокупность конституцион­ных прав, определяющих юридические возможности человека в эко­номической сфере. К их числу относятся:

1) право на частную собственность - возмож­ность владеть, пользоваться и распоряжаться любым, законно при­обретенным имуществом. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение иму­щества для гос. нужд может быть произведено только при условии равноценного возмещения.

2) право наследования - возможность перехо­да к лицу (наследнику) прав и обязанностей умершего (наследода­теля).

3) свобода предпринимательской деятельности - возможность самостоятельной инициативной деятельности граждан и их объединений, осуществляемой под свою ответственность ради получения прибыли.

Социальные права - возможность претендовать на получение от государства определенных материальных и нематериальных благ. Они включают в себя:

- право на отдых - возмож­ность предоставления лицу времени, свободного от исполнения тру­довых обязанностей. Конституция предусматривает: ограничение продолжительности рабочего времени, установление выходных и празднич-ных дней, право на ежегодный оплачиваемый отпуск;

- право на защиту материнства, отцовства и детства ;

- право на социальное обеспечение , что означает возможность получения системы материальной поддержки и обслуживания граждан государством в случае достижения определенного законом возраста, по болезни, инвалидности, потери кормильца и по иным законным основаниям в виде выплаты пенсий и социальных пособий;

- право на охрану здоровья и медицинскую помощь - возможность гражданина обращаться и получать не­обходимую помощь по сохранению и укреплению его физического здоровья;

- право на образование означает возмож­ность получения бесплатного среднего образования в государствен­ных учебных заведениях, а также на конкурсной основе бесплатно­го высшего образования в государственном высшем учебном заве­дении.

Культурные права человека - признаваемые гарантированные Кон­ституцией или законом возможности реализации человека в сфере культурной и научной жизни. Они включает в себя право на пользо­вание родным языком и культурой, на свободный выбор языка обще­ния, воспитания, обучения и творчества.

Основные (конституционные) обязанности человека и гражданина - это конституционно закрепленные и охраняемые правовой ответствен­ностью виды и мера общественно-необходимого поведения лиц, нахо­дящихся на территории государства, либо только собственных граж­дан, независимо от места их нахождения, в связи с необходимостью их участия в обеспечении интересов общества, государства, других граж­дан.

Конституция РК возлагает на каждого граж­данина следующие обязанности:

1. Обязанность соблюдать Консти­туцию РК и законодательство Республики Казахстан;

2. Обя­занность уважать права, свободы, честь и достоинство других лиц;

3. Обязанность уважать государственные символы Республи­ки;

4. Обязанность и долг платить законно установленные налоги, сборы и иные обязательные платежи;

5. Обязанность и долг защищать Республику Казахстан;

6. Обязанность забо­титься о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры;

7. Обязанность сохранять природу и бережно относиться к природным богатствам.

Права человека—явление многостороннее, очень непросто создать их единую классификацию. Поэтому, как и любое другое сложное понятие, права человека принято делить и классифицировать по различным основаниям, в зависимости от тех или иных факторов. Такими основаниями могут быть степень общности прав, носители прав (т.е., те, для кого эти права предназначены), сферы направленности, процедуры защиты и т.д. При этом, сам термин «права человека» предусматривает наличие общих основополагающих гуманистических принципов, таких как свобода, справедливость, равноправие, уважение человеческого достоинства, толерантность.

Права человека делятся на индивидуальные и групповые, различаются по времени возникновения (поколения прав человека), по сферам жизнедеятельности (личные, политические, экономические, социальные и культурные); отдельно выделяют «права» и «свободы» человека, основные (фундаментальные) и иные права человека. Все это образует каталог прав человека .

Система прав человека состоит из множества элементов, взаимодействующих и пересекающихся между собой, иногда конфликтующих внутри системы. Таким образом, отнесение определенного права к какой-то группе либо категории часто носит условный характер. Одно и то же право может одновременно принадлежать нескольким категориям. Права человека—очень динамичная материя, она изменяется и развивается вместе с обществом, поэтому теоретически не может существовать какого-либо исчерпывающего перечня прав и свобод. Ведь необходимость в установлении и признании новых прав или свобод может возникнуть как следствие различных процессов, происходящих в обществе и в государстве. Косвенным подтверждением этого служит тот факт, что подход к пониманию даже существующих, формально закрепленных прав и свобод, много раз менялся за последние 50 лет, значительно расширялось содержание отдельных прав.

Хотя теория прав человека предусматривает многообразие классификаций и подходов, международное право устанавливает необходимость юридического закрепления как перечня прав и свобод человека, так и их единой классификации. Основные международные документы по правам человека делят права человека на гражданские (личные), политические, экономические и социально-культурные (по сфере общественной жизни, к которой они относятся). (Международный Пакт о гражданских и политических правах (1966г.) и Международный Пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966г.) Перечень прав и свобод, закрепленный в этих документах, является, в некотором смысле, исчерпывающим, т.к. нарушением признается только действие, направленное против одного из прав, указанных в документе. Таким образом, здесь можно говорить о юридической классификации прав человека.

В теории и практике прав человека преобладает концепция универсальности прав и свобод, т.е. признание их едиными, объективными и неделимыми. В Преамбуле к Международному Пакту об экономических, социальных и культурных правах сказано: «…идеал свободной человеческой личности, свободной от страха и нужды, может быть осуществлен только, если будут созданы такие условия, при которых каждый может пользоваться своими экономическими, социальными и культурными правами, так же как и своими гражданскими и политическими правами…» Таким образом, официально утверждается принцип взаимосвязанности всех групп прав, указывается на невозможность соблюдения основополагающих принципов, отдавая предпочтение какой-либо одной категории прав.

Хотя современный подход к классификации прав человека отвергает деление прав и свобод по степени важности, в научных кругах (в частности, российских) ведутся споры о том, какие права являются более значимыми, более ценными. К таковым традиционно относят гражданские и политические права, закрепляя за ними приоритет над социально-экономическими правами. И все же, в последнее время в теории прав человека подобная полемика признается бесперспективной. Это обуславливается тем, что придание значимости одной группе прав автоматически означает «принижение» роли других, что недопустимо.

Первым следует рассмотреть деление прав на личные (гражданские), политические и социально-экономические и культурные права. Такая классификация принята в российской международно-правовой доктрине, а также в доктринах международного права многих других государств.

К личным правам относят право на жизнь, достоинство, личную неприкосновенность, свободу от рабства, свободу от пыток и иного насилия и принуждения, право на имя, честь, частную жизнь, неприкосновенность жилища, свободу совести и вероисповедания, свободу вступления в брак и создания семьи и некоторые другие. Эта группа прав характеризуется возможностью максимально расширительного толкования их содержания. В юридических актах то или иное личное право просто обозначается, оставляя за субъектом возможность самому решать, что в него входит. В случае нарушения такая возможность появляется еще и у суда. Необходимо отметить, что исчерпывающий перечень ограничений личных прав и свобод устанавливается, как правило, законодательным актом самого высокого уровня. В России эти ограничения установлены Конституцией.

Политические права (или, лучше сказать, политические свободы) включают в себя свободу слова и убеждений, свободу информации, свободу собраний, ассоциаций, право на объединение и проведение публичных акций, право на участие в управлении делами государства и референдуме, избирательные права, право на критику государственной власти, право на равный доступ к государственной службе и т.д. Политические права направлены на реализацию возможности участвовать в политической жизни общества, формировать и осуществлять государственную власть, воздействовать на нее, организовывать местное самоуправление. Посредством политических прав реализуется взаимодействие между гражданином и государством.

В отличие от личных прав, принадлежащих всем индивидам, независимо от наличия или отсутствия каких-либо специальных признаков, всей совокупностью политических прав в государстве обладают только его граждане. Иностранцы и апатриды (люди без гражданства) наравне с гражданами пользуются лишь частью политических прав и свобод, например, свободой слова и убеждений, свободой информации. Степень допустимости реализации ими остальных политических прав специально прописывается в законе. Кроме того, политические права и свободы могут быть ограничены гораздо более существенно, чем личные права. Как международное, так и российское законодательство устанавливает достаточно большое число оснований для их ограничения (чрезвычайное положение, военные действия, «соблюдение интересов безопасности государства» и пр.).

Социально-экономические права связаны, в первую очередь, с его социальными отношениями с государством и обществом и направлены на обеспечение достойного жизненного уровня людей. Социально-экономические права направлены, в основном, на поддержку социально-незащищенных и слабо защищенных слоев населения, а также на защиту человека в его экономической и социальной деятельности. К этим правам относятся права в сфере труда, занятости, социального обеспечения, здравоохранения, образования и пр. В отличие от личных и политических прав, социально-экономические права нельзя с уверенностью назвать универсальными, т.к. часто они относятся лишь к определенным категориям населения. Многие социально-экономические права носят декларативную форму и не могут быть обеспечены судебной защитой, поэтому их часто рассматривают как моральные, а не позитивные. В законодательстве зарубежных стран социально-экономические права составляют отдельные главы в виде «принципов» или «директив». Тем не менее, защита этих прав все же осуществляется, при этом защите подлежат не общие формулировки, а права, производные от конституционных принципов (например, право не на труд, а на его оплату). Рекомендательный характер, который носят социально-экономические права в законодательстве многих стран связан с тем, что для их успешной реализации необходим определенный уровень финансового благосостояния государства. Поэтому в документах, закрепляющих те или иные социально-экономические права, чаще всего можно встретить такие формулировки, как «достаточный жизненный уровень», «справедливые и благоприятные условия труда» и т.п.

Как уже говорилось выше, широко распространена теория преобладания гражданских и политических прав над социально-экономическими. Суть такого подхода состоит следующем. Поскольку социально-экономические права обладают меньшими гарантиями реализации и защиты, в том числе судебной, и поскольку эта группа прав относится к способам получения индивидом помощи от государства (в отличие от гражданских и политических, являющихся способом ограждения и защиты индивида от произвола государства), постольку категорию социально-экономических прав следует считать «мнимыми». Согласно данной концепции, социально-экономические права являются даже не правами, принадлежащими человеку, а определенными принципами деятельности государства.

В настоящее время такие взгляды находят все меньше поддержки. Получает признание концепция взаимосвязанности всех видов прав. Значение приобретает не происхождение тех или иных прав, а средства и способы, используемые для обеспечения достойной и защищенной жизни человека. В пользу социально-экономических прав говорит и тот факт, что большинство государств-членов ООН, а также все государства-члены Совета Европы несут обязательства по обеспечению благоприятных условий жизни своих граждан.

В литературе часто выделяют еще одну группу прав. Это так называемые «процессуальные права». Так, в Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод содержится три группы прав. К первой группе (если исходить из количественных показателей) относят «судебные гарантии», или процессуальные права. Это не только права лица на стадии судебного разбиратель­ ства, а также все права и гарантии лица, оказавшегося в сфере юс­ тиции и деятельности правоохранительных органов. В обобщенном виде в Конвенции это названо “право на свободу и безопасность” и “справедливое судебное разбирательство”.

Сюда относятся:

– право лица в случае ареста или задержания незамедли тельно предстать перед судом для рассмотрения вопроса о закон­ ности ареста или задержания (принцип habeas corpus );

право лица на компенсацию в случае незаконного ареста или задержания;

запрет содержания лица под стражей без достаточных ос­ нований в период предварительного следствия;

– запрет бесчеловечного, унижающего достоинство обраще­ ния с лицом, содержащимся под стражей;

– запрет лишения свободы за невыполнение договорного обязательства;

– право беспрепятственного доступа к правосудию;

– право на независимый и беспристрастный суд;

– гарантия равенства сторон судебного процесса и принци па состязательности;

– право на гласность судебного процесса;

– право на судебное разбирательство в разумный срок;

– право обвиняемого на защиту, включая право на назна­ чение при отсутствии у него средств бесплатного защитника;

– право на бесплатного переводчика при невладении языком процесса;

– презумпция невиновности;

– запрет смертной казни в мирное время;

– запрет повторного осуждения и наказания за одно и то же деяние (non bis in idem );

– запрет обратного действия нового уголовного закона или уголовного закона, утяжеляющего наказание;

– право на пересмотр приговора или меры наказания выше­ стоящей судебной инстанцией;

– право на компенсацию в случае судебной ошибки.

Вторую группу прав составляют личные права, а третью—политические. Права, входящие в эти группы, рассмотрены выше. Социально-экономические и культурные права в Конвенции не закреплены. Процессуальные права закреплены также и в Конституции РФ.

Позитивные и негативные права. В связи с делением прав на личные, политические и социально-экономические интересно рассмотреть различие так называемых позитивных и негативных прав . Под позитивным правом понимают собственно право , т.е. возможность требовать от государства определенных действий, направленных на реализацию потребностей человека. Для реализации позитивного права необходимы, помимо воли субъекта-носителя прав, своего рода «услуги» со стороны власти.

К позитивным правам можно отнести большую часть социально-экономических и культурных прав: право на социальную и медицинскую помощь, право на образование, право на приобщение к культурным ценностям и пр., а также некоторые политические, такие, например, как право на получение информации и право на справедливый суд. Все эти права государство должно предоставить индивиду.

Негативное право можно также выразить понятием «свобода», оно определяется волей субъекта-носителя прав. Фактически, это право на невмешательство со стороны государства в определенные сферы жизнедеятельности человека (принцип laissez faire ). Например, свобода слова не требует каких-либо действий со стороны государства, скорее, наоборот, предполагается, что власть никаким образом не будет вмешиваться в ход реализации этого права. Помимо свободы слова, к негативным правам относятся большинство личных и политических прав, а также некоторые экономические и культурные (право собственности, свобода предпринимательства, свобода творчества). При этом право на жизнь можно отнести одновременно как к позитивным (обязанность государства устанавливать ответственность за убийство и преследовать лиц, убийство совершивших), так и к негативным правам (государство не может произвольно лишить жизни индивида, например, применять внесудебные казни).

Поколения прав человека

Примерно с 1975 года (с момента подписания Хельсинкского акта) в международной практике получает распространение концепция «трех поколений» прав человека, разделяющая все права на три группы, по времени возникновения.

Первым поколением считаются либеральные ценности, сформулированные процессе буржуазных революций XVIII века, конкретизированные позднее в законодательстве и практике демократических государств. Это, в первую очередь, личные (гражданские) и политические права. Эти права являлись негативными , т.е. обязывали государство воздерживаться от вмешательства в сферу личной свободы и создавать условия для участия граждан в политической жизни.

Второе поколение прав человека «проявилось» в процессе борьбы с экономическим неравенством за материальное благополучие, повышение культурного статуса. Это уже были преимущественно позитивные права, для их реализации необходима была активная деятельность государства. К правам второго поколения относят, в основном, социально-экономические права. Первые идеи социального реформирования общества, призванного сократить «расстояние» между богатыми и бедными выдвигаются в конце XIX —начале ХХ вв. Так, например, в 1881г. Манифестом кайзера в Германии была установлена единая система социального обеспечения в сфере социального страхования. В Веймарской Конституции 1919 г. закреплялось право добывать себе содержание трудом (правда, в послевоенной Германии обеспечение этого права было практически невозможным), право на социальное страхование в случае старости, болезни и т.д. Ст. 151 Конституции гласила: «Строй хозяйственной жизни должен соответствовать началам справедливости и целям обеспечения для всех существования, достойного человека». Схожие положения содержались в Конституции Мексиканских Соединенных Штатов 1917г., Конституции Испанской Республики 1931г. Широчайший перечень социально-экономических прав закреплялся и в Конституции СССР 1936г. Глава XI закрепляла право на труд, право на отдых, образование, социальное обеспечение.

Третье поколение прав человека начинает формироваться после второй мировой войны и окончательно складывается как отдельная группа к 70-м годам ХХ в. По своей структуре это права коллективные, явившиеся результатом борьбы за национальные суверенитеты. Часто эту группу прав называют «правами солидарности»: это право на мир, на развитие, на здоровую окружающую среду, а также право на коммуникацию. «Коллективность» этих прав обуславливается тем, что они принадлежат и могут осуществляться уже не конкретным индивидом, а целыми народами, нациями и т.д.

Третье поколение прав человека не только стало катализатором появления новых групп коллективных прав, но и привело к идее взаимозависимости индивидуальных и коллективных прав. Эта идея нашла свое отражение в Международных пактах о правах человека. Позднее к третьему поколению начали относить права отдельных групп (детей, инвалидов, безработных, потребителей, сексуальных меньшинств и пр.), а также «новые права», появившиеся под влиянием меняющихся общественных отношений. К этим правам относятся, например, право на эвтаназию, право на сон, право на отказ от воинской службы, на индивидуальный стиль жизни и пр. Многие авторы, правда, отвергают само понятие «новых прав», считая их просто различными проявлениями прав первого и второго поколений.

Индивидуальные и коллективные права

Еще одно деление прав—на индивидуальные и коллективные, производится по кругу субъектов-носителей. Индивидуальное право—это право, принадлежащее отдельно взятому субъекту. Коллективные права принадлежат и реализуются группой, общностью людей.

Если индивидуальные права — естественные, принадлежащие каждому от рождения, то коллективные права естественными не являются, т.к. они формулируются в процессе становления интересов конкретного коллектива, общности. Коллективные права — это не сумма индивидуальных прав, принадлежащих каждому участнику коллектива. Они имеют свойства, которые определяются целями и интересами коллектива.

Некоторые из коллективных прав могут реализовываться как группой, так и индивидом, принадлежащим к данной группе, а другие — только групповыми действиями. Коллективные права никогда не должны вступать в конфликт с индивидуальными, подавлять их. Часто противоречия между индивидуальными правами человека и правами народов, наций, национальных меньшинств являются причинами межнациональных конфликтов, где на первое место выдвигаются право на суверенитет, на самоопределение. Но право народа на самоопределение неотделимо от полного и неограниченного осуществления всех прав индивида, и легитимность этого коллективного права подтверждается либо опровергается отношением самоопределяющегося народа к праву каждого отдельного человека, независимо от его убеждений, национальной принадлежности и т.д. В этом смысле права отдельного человека стоят выше коллективных прав народа. Хотя при нормальном развитии процессов самоопределения проблема соотношения индивидуальных и коллективных прав не возникает. Международно-правовые нормы устанавливают неделимость и равнозначность прав индивида и прав народа на самоопределение, дают основу для их сбалансированного развития.

Международные стандарты в области прав человека

Под международными стандартами в области прав человека понимаются международно-правовые нормы, закрепляющие и развивающие принципы прав человека. В первую очередь, это обязательства государств предоставлять индивидам основополагающие права и свободы и не предпринимать действий, посягающих на эти права и свободы, не допускать какой-либо дискриминации, а также пресекать действия, нарушающие права человека. Помимо этого, устанавливается ответственность государств за невыполнение своих обязательств, определяются международные механизмы защиты прав человека.

Стандарты делятся на универсальные, т.е. признанные во всем мире (как правило, это нормативные акты, принятые ООН) и региональные, действие которых распространяется на определенный регион, обычно на территории какого-либо межгосударственного объединения (Совет Европы , Европейский Союз, СНГ и пр.) Региональные стандарты часто бывают более конкретными, предусматривающими более строгую ответственность в рамках межгосударственного объединения для государств-нарушителей этих стандартов.

Международные стандарты бывают в виде деклараций, международных договоров (пакты и конвенции), резолюций международных организаций, руководящих принципов. Декларации принимаются обычно итоговым документом совещаний межгосударственных органов (например, резолюцией Генеральной ассамблеи ООН) и не имеют обязательной силы. Декларация—это свод принципов , определяющий дальнейшее направление развития международных отношений в определенной сфере. Государство может стараться приводить свое законодательство в соответствии с декларацией, но не обязано это делать.

Основу международно-правовых норм в области прав человека составляют международные договоры (соглашения) — пакты и конвенции .Эти формы международно-правовых актов носят общеобязательный характер для всех государств, их ратифицировавших или к ним присоединившихся. На основе договоров создаются специализированные международные органы для контроля за соблюдением условий соглашений. Так, в рамках ООН функционируют так называемые конвенционные органы—шесть комитетов, созданные на основании шести основных международных договоров ООН:

Комитет по правам человека (1968)

– Комитет по расовой дискриминации (1970)

– Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин (1982)

– Комитет по экономическим, социальным и культурным правам (1985)

– Комитет против пыток (1988)

– Комитет по правам ребенка (1990)

В рамках Совета Европы действует Европейский Суд по правам человека орган, призванный восстанавливать нарушенные права, созданный в соответствии с Конвенцией о защите прав человека и основных свобод. Также выделяются основополагающие документы в области прав человека. К ним относятся Устав ООН, Международный Билль о правах человека, Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод и Европейская социальная хартия.

Устав ООН не содержит конкретного перечня гарантированных индивиду основных прав и свобод. Тем не менее, этот документ стал одним из первых важнейших международно-правовых актов, в котором поставлен вопрос о необходимости универсального обеспечения прав личности, закреплен принцип всеобщего уважения прав и свобод всех людей и каждого человека, исключающего какую-либо дискриминацию. Уже в преамбуле Устава говорится о решимости Объединенных Наций утвердить веру в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности. В ст.1 Устава принцип уважения достоинства личности, защита прав и основных свобод человека провозглашен наряду с такими задачами, как поддержание международного мира и безопасности, а также развитие дружественных отношений между нациями, в качестве основополагающей цели деятельности ООН. Пункт «с» ст.55 обязывает государства содействовать «всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод для всех, без различия расы, пола языка и религии».

Одним из главных достижений стало то, что Устав ООН заложил основы для вывода проблемы соблюдения прав человека из-под исключительной внутренней юрисдикции государства и создал предпосылки для эффективного регулирования этого вопроса непосредственно международным правом.

Международный билль о правах человека включает в себя: Всеобщую декларацию о правах человека (1948), Международный пакт о гражданских и политических правах (1966), Международный пакт об экономических и социальных правах (1966), Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах (1966), второй Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах, направленный на отмену смертной казни (1989).

Всеобщая декларация прав человека была принята резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 10 декабря 1948г. В ней был закреплен широкий перечень гражданских, политических, социально-экономических и культурных прав. В Декларации отражен естественный характер прав человека, в ст.1 говорится: «все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и своих правах». Всеобщая декларация прав человека носит лишь рекомендательный характер. Но одним из источников международного права является обычай, т.е. сложившаяся практика государств в определенной сфере, которая постепенно начинает признаваться в качестве обязательной и оформляться в виде правовых норм. Таким образом, положения Декларации стали для большинства современных государств обязательными, найдя свое отражение в законодательстве этих стран. Во многих конституциях содержатся непосредственные ссылки на Декларацию, ее положения включены во все основные законодательные акты. Суды многих государств признают и используют положения Декларации. Так, в частности, Пленум Верховного Суда РФ в своем постановлении №8 от 31 октября 1995г. рекомендовал всем российским судам прямо ссылаться на Всеобщую декларацию прав человека в решениях по соответствующим делам.

Принятие в 1966г. Пактов о правах человека стало новой вехой в развитии международного права. Впервые индивид стал субъектом не только внутригосударственного, но и международного права. В соответствии с положениями Пактов, все лица, проживающие в государстве-участнике пактов или на которых распространяется юрисдикция этого государства, получают возможность пользоваться правами, предусмотренными пактами, без различия по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических и иных убеждений, национального социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения. Все государства-участники обязаны привести национальное законодательство в соответствие с нормами Пактов. Кроме того, в соответствии с Факультативным протоколом №1 к Пакту о гражданских и политических правах, гражданин любого государства-участника пакта, подписавшего Протокол, может обращаться непосредственно в Комитет по правам человека при ООН за защитой своих прав.

Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950г . закрепляет право гражданина обращаться в первый наднациональный судебный орган—Европейский Суд по правам человека. Причем ответственность государств за невыполнение решений суда предусмотрена гораздо более строгая, чем Первым факультативным протоколом к Пакту о гражданских и политических правах за невыполнение рекомендаций Комитета по правам человека при ООН.

Европейский суд по правам человека рассматривает дела по нарушениям только тех прав, которые записаны в Конвенции. Но поскольку формулировки бывают слишком общие, Суд наделен правом толкования положений Конвенции, при этом его решения являются прецедентными. Это означает, что при рассмотрении похожих дел в будущем следует руководствоваться не прямо положениями Конвенции, а тем их значением, который был раскрыт в прецедентных решениях. Таким образом, более, чем за 50 лет деятельности Суда, содержание прав, записанных в Конвенции, было значительно расширено и конкретизировано решениями Суда. Следует добавить, что основным условием подачи жалобы как в Комитет по правам человека при ООН, так и в Европейский суд по правам человека, является исчерпание всех внутригосударственных средств правовой защиты.

В российской правовой системе международные нормы имеют приоритет над внутренним российским законодательством (Ст. 15 Конституции РФ). Под этим подразумевается, что в случае противоречия между федеральным законом или иным нормативным актом и положениями международного договора, применяются положения международного договора, ратифицированного Россией. При этом, верховенство все же остается за Конституцией РФ. Подобный подход характерен для многих современных государств.


Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, заключен 19.12.1966 в Нью-Йорке.// Ведомости ВС СССР. 28 апреля 1976 г. N 17. Ст. 291

Права человека// Под ред. Е.А.Лукашевой, М.: «Норма», 2001, с.137

Права человека// Под ред. Е.А.Лукашевой, М.: «Норма», 2001, с.143

Устав ООН подписан 26 июня 1945 года в Сан-Франциско на заключительном заседании Конференции Объединенных Наций по созданию Международной Организации и вступил в силу 24 октября 1945 года. Офиц. издание ООН, 1968г.



РФ – это неотчуждаемые и принадлежащие каждому с рождения права и свободы человека , не зависящие от наличия гражданства РФ и обеспечивающие охрану жизни, свободы и достоинства личности .

К личным правам и свободам человека и гражданина в РФ относятся: 1) право на жизнь и охрану здоровья; 2) на личную неприкосновенность и охрану чести и достоинства личности; 3) на личную свободу и свободу передвижения; 4) равенство всех перед законом и судом ; 5) право на неприкосновенность частной жизни и жилища; 6) право на свободное определение национальной принадлежности и свободное пользование национальным языком; 7) на свободу совести и вероисповедания и т. д.

Право на жизнь и охрану здоровья – это основополагающее право. Без него теряется весь смысл в установлении и соблюдении иных прав и гарантий.

Никто не может безнаказанно лишить жизни другого человека. С развитием России как правового государства еще более увеличилась ценность человеческой жизни в РФ. Даже ранее допустимая мера наказания за преступление – смертная казнь – сегодня запрещена законодательством, и, хотя ее по-прежнему можно назначить в качестве исключительной, приведение ее в исполнение не допускается.

Право на защиту и охрану достоинства личности означает, что «никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию» (ст. 21 Конституции РФ). К нарушениям права на честь и достоинство личности относятся также оскорбление, клевета, нанесение побоев. За подобные покушения на честь и достоинство граждан устанавливается федеральными законами ответственность.

Право на личную неприкосновенность означает недопустимость лишения кого бы то ни было его свободы и личной неприкосновенности.

Федеральными законами допускается ограничение этого права в виде санкций за неправомерные действия лица, причем их применение возможно только по постановлению суда или органов прокуратуры и следствия.

Конституция РФ закрепляет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну , защиту своей чести и доброго имени. Это право обеспечивается самим гражданином либо защищается его представителем в судебном порядке. В силу этого права не допускается сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни кого бы то ни было без его согласия.

Законом допускается нарушение права на неприкосновенность жилища в форме проникновения в него в случаях, когда это необходимо в силу закона, например на основании судебного решения для обеспечения безопасности общества и в других предусмотренных законом случаях.

РФ гарантирует каждому право свободного перемещения как по территории РФ, так и вне ее пределов, т. е. каждый может свободно выбирать для себя место жительства на всей территории РФ, выезжать за ее пределы и беспрепятственно возвращаться в РФ.

Личные права и свободы человека составляют костяк всего правового положения человека в РФ и обеспечивают уважение и защиту личности в соответствии с международными стандартами.



Просмотров