Действие уголовного законодательства в пространстве. Действие уголовного закона в пространстве

Аудит – изучение, анализ, контроль денежного состояния предприятий, организаций, фирм, их доходов и расходов, прибыли и выработка советов по улучшению хозяйственной деятельности. Такой анализ выполняют квалифицированные специалисты в области бухгалтерии, финансов, называемые аудиторами. Иногда аудитора приглашают на фирму ее руководитель для проверки того, насколько успешно ведет фирма свое хозяйство, чтобы узнать, как улучшить работу. Бывает, что аудитора направляют государственные органы для ревизии, если возникает подозрение, что в своей финансовой деятельности, в бухгалтерском учете фирма нарушает законы.

Аудиторский контроль – независимый негосударственный, вневедомственный контроль всех экономических субъектов, а также органов власти и управления всех уровней и органов на местах. Это сравнительно новое направление финансового контроля.

Основные цели аудиторской проверки:

Установление достоверной бухгалтерской отчетности;

Соответствие совершаемых финансовых и хозяйственных операций с нормативными актами (законность операций).

Этот контроль осуществляет аудиторская фирма или частные аудиторы. Государственное регулирование этой деятельности осуществляется Комиссией аудиторской деятельности при Президенте РФ. Ее основная задача – организация разработки системы мер по государственной поддержке становления и развития рынка аудиторских услуг в РФ, а также защита интересов государства, хозяйствующих субъектов, аудиторов и аудиторских фирм. В положении о комиссии сформулированы ее полномочия:

Выдача генеральных лицензий на осуществление лицензирования аудиторской деятельности;



Организация ведения государственных реестров, аудиторов, аудиторских фирм и их объединений;

Организация публикаций в СМИ сведений о выдаче и аннулировании лицензий на осуществление аудиторской деятельности, а также о зарегистрированных объединениях аудиторов и аудиторских фирм и т. д.;

Комиссия имеет право направлять аудиторам, аудиторским фирмам и их объединениям обязательные для исполнения предписания об устранениях ими нарушений законодательства РФ в области аудиторской деятельности.

Аудитором можно стать при наличие высшего финансового или экономического образования со стажем работы по специальности не менее 3 лет. Аудиторы должны иметь лицензию Минфина России и должны быть включены в государственный реестр аудиторов и аудиторских фирм.

Виды деятельности аудиторов:

Анализ хозяйственной деятельности;

Постановка, восстановление и ведение бухгалтерского учета;

Составление деклараций о доходах;

Составление бухгалтерской отчетности – баланса;

Оценка активов пассивов экономического субъекта;

Обучение в области своей деятельности;

Консультирование по вопросам финансов, налогов, по банковским вопросам – konsalting – консалтинг – деятельность специальных компаний по консультированию производителей, продавцов, покупателей, по широкому кругу вопросов.

Все эти услуги предоставляются за определенную плату, которая оговаривается в договорах.

При осуществлении своей деятельности аудиторы наделены широкими правами и одновременно имеют определенные обязанности. Аудиторы имеют право:

Проверять у хозяйствующих субъектов в полном объеме документацию о финансово-хозяйственной деятельности, наличие денежных средств, ценных бумаг, материальных ценностей;

Получать разъяснения по возникшим вопросам и дополнительные сведения для аудиторской проверки;

По письменному запросу получать необходимую для осуществления проверки информацию от третьих лиц, в том числе при содействии государственных органов, поручивших проверку;

Самостоятельно определять формы и методы проведения аудиторской проверки исходя из требований нормативных актов, конкретных условий договора с хозяйствующим субъектом, а также содержания поручения органов суда, прокуратуры и т. д. При этом допускается привлечение на договорной основе к участию в проверке аудиторов, работающих в других аудиторских фирмах;

Отказаться от проведения аудиторской проверки в случае не предоставления проверяемым хозяйствующим субъектом необходимой документации, а также в случае не обеспечения государственными органами, поручившими проведение проверки, личной безопасности аудитора и членов его семьи при наличии такой необходимости.

Обязанности аудитора сводятся к следующему:

Неукоснительно соблюдать законность в ходе проведения проверки;

Квалифицированно предоставлять аудиторские услуги;

Обеспечивать сохранность документов, получаемых в ходе проверки и не разглашать их содержание без согласия хозяйствующего субъекта, за исключением случаев, специально предусмотренных законом.

Аудит может быть обязательный и инициативный. Обязательному аудиту подвергаются:

Все коммерческие банки, включая Банк России;

Страховые компании;

Акционерные общества;

Внебюджетные и благотворительные фонды;

По решению налоговых и правоохранительных органов;

Обязательная проверка проводится по поручению органов дознания, следователя при наличии санкции прокурора, суда, арбитражного суда, при наличии в производстве возбужденного (возобновленного производством) уголовного дела, принятого к производству гражданского дела или дела, подведомственного арбитражному суду.

Аудиторская проверка обязательна, если объем выручки организации или индивидуального предпринимателя за один год превышает в 500000 раз установленный законодательством РФ минимальный размер оплаты труда или сумма активов баланса превышает на конец отчетного года в 200000 раз установленный законодательством РФ минимальный размер оплаты труда.

Аудиорская проверка аудируемых лиц, в финансовой документации которых содержатся сведения, составляющие государственную тайну, может производиться только аудиторскими организациями, в уставном капитале которых отсутствует доля, принадлежащая иностранным физическим и юридическим лицам, и которые имеют допуск к сведениям, составляющим государственную тайну, полученный в порядке установленном законодательством РФ.

Аудиторы могут образовывать союзы и другие объединения. Все они дорожат своей репутацией, несут ответственность за результаты своей деятельности. Не должны нарушать законодательство и должны соблюдать конфиденциальность.

При проведении обязательного аудита аудиторская организация обязана страховать риск ответственности за нарушение договора.

Инициативная проверка проводится по решению самого хозяйствующего субъекта.

По результатам проверки оформляется аудиторское заключение (ревизионный сертификат), имеющее силу официального документа. Заключение аудитора по результатам обязательной проверки, инициированной государственным органом, имеет силу заключения экспертизы, назначенной в соответствии с процессуальным законодательством.

Текст аудиторского заключения состоит из вводной, аналитической и итоговой частей. Во вводной части приводится юридический адрес аудиторской фирмы, фамилии всех аудиторов, принимавших участие в проверке, номер и дата выдачи лицензии и т.п. В аналитической части излагаются результаты экспертизы организации бухгалтерского учета, составления соответствующей отчетности и состояния внутреннего контроля, а также факты выявленных существенных нарушений в системе учета и отчетности, влияющих на достоверность, несоблюдения законодательства при совершении финансово-хозяйственных операций, которые нанесли или могут нанести ущерб интересам собственников хозяйствующего субъекта, государства и третьих лиц. Итоговая часть содержит запись о подтверждении достоверности финансовой отчетности хозяйствующего субъекта.

Заключение

Финансовый контроль является формой реализации контрольной функции финансов. Назначение финансового контроля заключается в содействии успешной реализации финансовой политики государства, обеспечении процесса формирования и эффективного использования финансовых ресурсов во всех сферах и звеньях народного хозяйства.

Финансовый контроль – это совокупность действий и операций по проверке финансовых и связанных с ними вопросов деятельности субъектов хозяйствования и управления с применением специфических форм и методов его организации. Для осуществления финансового контроля создаются особые контрольные органы, укомплектованные высококвалифицированными специалистами. Их права, обязанности и ответственность строго регламентированы, в том числе и в законодательном порядке. Объектом финансового контроля являются денежные, распределительные процессы при формировании и использовании финансовых ресурсов, в том числе в форме фондов денежных средств, на всех уровнях и звеньях народного хозяйства. В России, финансовый контроль осуществляется ввиду государственного финансового контроля, внутрихозяйственного контроля и аудиторской деятельности.

Финансовый контроль в Российской Федерации ещё не до конца сформирован и находится на стадии становления. Поэтому несовершенство системы финансового контроля вполне объяснимо, и приводит к возникновению целого ряда серьезных проблем. Бюджетные средства часто используются не по назначению, а иногда вообще теряются, наблюдается коррупция, криминализация экономических структур, финансовые результаты корпораций и организаций в большей части скрыты, огромны неплатежи, продолжается отток капитала за рубеж. Поэтому актуальным на сегодняшний день представляется введение новых перспективных систем и методов в сферу финансового контроля.

Список литературы

1. Федеральный закон «О счетной палате РФ»

2. Федеральный закон «Об аудиторской деятельности в РФ»

3. (Серия «Учебные пособия»).

4. Бюджетная система России: Учебник для вузов / Под ред. д.э.н., проф. Г.Б. Поляка. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.

5. Бюджетная система Российской Федерации / Под ред. М.В.Романовского, О.В. Врублевской: Учебник. – М.: Юрайт, 2008.

6. Миляков Н.В. Финансы: Курс лекций. – М.: ИНФРА-М, 2006. (серия «Высшее образование»).

8. Финансы, денежное обращение и кредит: Учебник. Краткий курс / Под ред. д. э. н., проф. Н.Э. Самсонова. – М.: ИНФРА-М, 2003.

9. Финансы, денежное обращение и кредит: Учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. / В.К.Сенчагов, А.И.Архипов и др.; Под ред. В.К. Сенчагова, А.И.Архипова. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004.

10. Финансы: Учебник / под ред. д-ра экон. наук, проф. С.И.Лушина, д-ра экон. наук, проф. В.А. Слепова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Экономистъ, 2005.

11. Крикунов А.В. Аудит в современной России. // Бюджет. – 2004. - №1.

12. Пансков В. Аудит эффективности: проблемы адаптации и внедрения // Финансовый контроль. – 2007. – №9.

13. Финансы: / Под. Ред. Проф. Л.А. Дробозиной – М.: ЮНИТИ, Москва 2008;

14. Финансы: Учебник для вузов. / Под ред. Проф. М.В. Романовского, проф. О.В. Врублевской, проф. Б.М. Сабанти.- М.: Издательство «Перспектива»; Издательство «Юрайт», 2008;

15. В.В. Бурцев: Система государственного контроля.- Финансы, № 9, 2008;

16. Л.Н. Овсянников: Финансовый контроль как система. - Финансы, №12, 2007.

18. Интернет-ресурс: http://www.mediatext.ru


Финансы, денежное обращение и кредит: Учебник. Краткий курс / Под ред. д. э. н., проф. Н.Э. Самсонова. – М.: ИНФРА-М, 2003.

Родионова В.М., Шлейников В.И. Финансовый контроль: Учебник. – М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2008.

Брайчева Т.В. Государственные финансы. – СПб: Питер, 2007.

Родионова В.М., Шлейников В.И. Финансовый контроль: Учебник. – М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2008.

Интернет-ресурс: http://www.ach.gov.ru

Брайчева Т.В. Государственные финансы. – СПб: Питер, 2007.

Родионова В.М., Шлейников В.И. Финансовый контроль: Учебник. – М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2008.

Бюджетная система Российской Федерации / Под ред. М.В.Романовского, О.В. Врублевской: Учебник. – М.: Юрайт, 2008.

Интернет ресурс: http://www.budgetrf.ru

Бюджетная система России: Учебник для вузов / Под ред. д.э.н., проф. Г.Б. Поляка. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.

Родионова В.М., Шлейников В.И. Финансовый контроль: Учебник. – М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2008.

Родионова В.М., Шлейников В.И. Финансовый контроль: Учебник. – М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2008

Финансы: Учебник / под ред. д-ра экон. наук, проф. С.И. Лушина, д-ра экон. наук, проф. В.А. Слепова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Экономистъ, 2009.

Интернет-ресурс: http://www.fincontrol.ru

Родионова В.М., Шлейников В.И. Финансовый контроль: Учебник. – М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2008.

Интернет-ресурс: http://www.tass.ru

Пансков В. Аудит эффективности: проблемы адаптации и внедрения // Финансовый контроль. – 2009. - №9.

Родионова В.М., Шлейников В.И. Финансовый контроль: Учебник. – М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2008.

Интернет-ресурс: http://www.fincontrol.ru

Финансы: Учебник для вузов/ Под ред. проф. Л.А. Дробозиной.-М.: ЮНИТИ, 2007

Аудитор - нужная и востребованная профессия в рыночных экономиках. В России фирмы, занимающиеся соответствующей деятельностью, могут выступать партнерами как частных организаций, так и государственных структур. Это предопределяется спецификой социально-экономического развития РФ, а также особенностями строительства национальной хозяйственной системы на современном этапе. Каковы нюансы аудиторского бизнеса? В чем специфика деятельности фирм данного профиля в России?

Аудит как форма финансового контроля

Российское законодательство, регулирующее финансовую, налоговую и бюджетную сферы, предусматривает проведение соответствующих проверок деятельности организаций посредством различных Одна из его распространенных форм - В чем их специфика?

Организация финансового контроля может осуществляться в разных формах. Есть соответствующие проверки, проводимые государственными органами, а есть те, что осуществляются частными структурами.

Экономическое значение аудита

Понятие аудита в странах, имеющих большой опыт экономического развития в условиях рынка, существует достаточно давно. Появление контроля соответствующего типа эксперты связывают главным образом с эволюционными изменениями в структуре национальных экономик. Рынок становится все более конкурентным. И потому частные предприятия стремятся в полной мере соответствовать критериям корректности ведения финансовой и бухгалтерской документации, равно как и положениям регулирующего законодательства. Этот признак становится одним из конкурентных преимуществ в условиях свободного рынка: инвестор или потенциальный партнер, вероятно, предпочтет иметь дело с фирмой, деятельность которой полностью законна, а финансовая и бухгалтерская политика - максимально прозрачна. С другой стороны, роль государства в национальных экономиках даже тех стран, где уровень свободы рынка неоспоримо высок, остается значительной. В структуре ВВП страны и иных макроэкономических аспектах значимы бюджетные финансовые потоки. В связи с чем у государства возникает потребность в формировании контрольно-надзорных структур, призванных вести мониторинг эффективности расходования средств бюджета.

Понятие аудита в российском бизнес-сообществе, научных кругах, системе государственных институтов в целом является достаточно близким к тем концепциям, что существуют в западных странах. Впервые в РФ аудиторские проверки получили законодательную "прописку" в 1993 году. Тогда вступил в силу Указ Президента "Об аудиторской деятельности". Согласно данному нормативному акту, аудиторский финансовый контроль получил официальное определение, которое звучало как предпринимательская деятельность по осуществлению независимых проверок, относящихся к типу вневедомственных, различного рода платежной документации, налоговых документов и прочих финансовых обязательств предприятий. Субъектами соответствующего контроля, согласно законодательству РФ, стали организации самого широкого спектра сегментов деятельности - банки, производственные предприятия, общественные фонды, а также физлица, занимающиеся бизнесом в индивидуальном порядке.

Особенности аудиторской деятельности в РФ

Какого рода организации имеют право выполнять функции финансового контроля, относимого к аудиторской деятельности? Согласно российскому законодательству, это могут быть как юрлица, так и ИП. Однако их деятельность должна быть сконцентрирована исключительно в области аудита. До 2010 года работа таких фирм подлежала обязательному лицензированию. Но после эта практика была отменена. Вместе с тем российские аудиторы для того, чтобы их деятельность была легальной, обязаны находиться в составе одной из саморегулируемых организаций аудиторов, или СРО. То есть иметь своего рода аккредитацию.

При этом, как отмечают многие эксперты, оформление членства в СРО - процедура, которая во множестве аспектов более стала более требовательной, чем получение лицензии. Почему? Дело в том, что получение лицензии, как отмечают некоторые аналитики, было фактически формальной процедурой. Достаточно было заплатить пошлину, а также сформировать небольшой штат аудиторов, квалификация которых, как правило, никак не проверялась.

Вместо лицензии - взносы

С момента нововведений компаниям для того, чтобы войти в СРО, необходимо показать, что их деятельность соответствует самым строгим стандартам аудита. Кроме того, повысилась также и финансовая планка входа в легальный аудиторский рынок. в большинстве случаев - платная процедура. Организациям нужно платить вступительные взносы, а во многих случаях также и отчисления в так называемый компенсационный фонд СРО, предназначенный для штрафных отчислений на случай, если заказчик услуг пострадает вследствие некачественной работы аудиторской организации.

Методы финансового контроля

Рассмотрев некоторые особенности аудиторского финансового контроля в аспекте требований к фирмам, которые его проводят, в РФ, мы можем продолжить наш теоретический экскурс в предмет текущего вопроса. Изучим нюанс, связанный с методами соответствующих проверок. Какие из них чаще всего применяются, когда идет аудиторский независимый финансовый контроль?

Эксперты выделают следующие основные:

Ревизии;

Анализ документации;

Изучение финансовых планов;

Исследование отчетов;

Изучение сведений о должностных лицах.

Самым распространенным методом в аспекте ведомственных проверок эксперты называют тот, что идет первым по списку. Ревизия - это, согласно мнению многих аналитиков, один из наиболее полных и всесторонних методов изучения хозяйственной деятельности организаций, что применяют государственные органы, реализующие функции финансового контроля. В свою очередь для как таковой аудиторской деятельности наиболее свойственны остальные методы, что мы перечислили выше. Некоторые эксперты принципиально разграничивают цель аудита и ревизии. При проведении проверок второго типа контролирующая организация главным образом намеревается выявить нарушения. При аудите же, как мы сказали выше, идет исследование хозяйственной деятельности предприятия на предмет соответствия нормам, то есть выявляются, скорее, пробелы в работе, допущенные менеджерами непреднамеренно.

Государственные проверки

Изучив то, чем характеризуется аудиторский финансовый контроль, мы можем рассмотреть аспекты, отражающие специфику государственных проверок. То есть тех, что проводят органы власти. Основной фактор, предопределяющий проведение соответствующих проверок - необходимость в повышении эффективности бюджетной политики.

Эксперты выделяют четыре основных типа финансового контроля, проводимого государством:

Парламентский;

Административный;

Ведомственный;

Специальный.

Контроль первого типа осуществляют главным образом счетные органы, находящиеся в структуре Федерального Собрания РФ и соответствующих законодательных органов в регионах. Административные проверки осуществляют исполнительные органы, подотчетные правительству, президенту, а также региональным властным структурам.

Ведомственный контроль подразумевает проведение соответствующих процедур в рамках отдельных органов власти. Это разновидность внутренних проверок. Он проводится подразделениями и службами, созданными в рамках конкретных ведомств. Объектом проверок такого типа является финансовая или же производственная деятельность самих органов власти, а также подотчетных им организаций.

Специальный контроль предусматривает более узкую специализацию соответствующих проверок. Их направленность может быть сконцентрирована конкретно на банковской или, к примеру, налоговой и бюджетной сферах.

Соотношение государственного и частного контроля

Каким образом соотносятся негосударственный финансовый контроль (одним из самых распространенных форм которого, собственно, и является аудит) и тот, что проводят структуры власти? Многие эксперты считают, что оба типа контроля взаимодействуют между собой, однако они обособлены в силу специфики методов, разности полномочий, целей проведения соответствующих проверок.

Государственный финансовый контроль - это главным образом совокупность процедур, базируемых на законодательстве федерального (или общенационального - если политико-административное деление предполагает унитарный формат) уровня, а также тех правовых актов, что отражают полномочия властных структур в регионах. Некоторые аналитики предпочитают отделять от государственного муниципальный финансовый контроль (о его специфике - чуть позже), хотя они очень близки по задачам и методам.

Содержание правил и норм, регулирующих проверки, зависит от особенностей политической системы и специфики социально-экономического развития конкретного государства. То, чем главным образом отличаются системы финансового контроля в разных странах - это уровень вовлечения соответствующих властных структур в дела частных корпораций. Этот фактор также во многом определяет свойства, которыми характеризуется негосударственный финансовый контроль, практикуемый в национальных экономических системах. В некоторых странах его методология очень схожа с таковой, что используется властными структурами, в других же обладает совершенно отличными от официальных концепций признаками.

Бюджет и выгода

Однако основной критерий, обуславливающий различия между такими явлениями, как аудиторский независимый финансовый контроль и государственная проверка, - цели (собственно, об этом мы уже сказали в начале статьи). Попробуем резюмировать их сущность касательно обоих видов контроля. Основная цель государственных проверок - максимально повысить эффективность расходования бюджетных средств, а также свести к минимуму прочие издержки, характерные для освоения денежных потоков из казны. В свою очередь аудиторская проверка предприятия, осуществляемая вне прямой компетенции властных структур (хотя и проводимая в соответствии с официальными законодательными нормами), призвана повысить эффективность расходования средств с точки зрения поддержания максимального уровня капитализации компании. Некоторые эксперты выделяют еще один примечательный критерий. По нему государственный финансовый контроль направлен на придание максимальной динамики поступлению денежных средств в казну, в бюджет. А аудиторская проверка предприятия призвана содействовать решению совершенно противоположной задачи - минимизации отчислений в пользу государства. Разумеется, посредством законных механизмов. То есть аудитор помогает фирме определить, где в правовых актах есть лазейки, позволяющие легально не платить такие-то налоги и сборы (или свести суммы по их оплате к минимуму).

Еще один критерий, предопределяющий несхожесть государственных и аудиторских проверок - публичность. Во многих случаях финансовый контроль, осуществляемый властями, должен быть предельно прозрачен. Результаты соответствующих проверок часто подлежат публичному освещению - через СМИ или информационные ресурсы ведомств. Все это, однако, в рамках достижения основной цели, которую мы озвучили - эффективное исполнение бюджета. Рассчитывается тем самым, что на проблематику, связанную с контролем над расходованием средств из казны, обратят внимание другие ведомства и организации, получающие бюджетное финансирование. Это с одной стороны. А с другой - общество. Соответствующий социальный контроль также во многих случаях способствует тому, чтобы предприятия, получающие средства из казны, расходовали их более эффективно. В то время как результаты частных аудиторских проверок далеко не всегда подлежат опубликованию, более того, часто являются коммерческой тайной. Особенно это касается внутреннего финансового контроля.

Муниципальный аудит

Выше мы отметили следующий факт: наряду с государственным есть также и обособленный относительно него муниципальный финансовый контроль. Какова его специфика? Дело в том, что в политической структуре многих стран есть разделение полномочий властных органов на несколько уровней. В числе таковых - муниципальный, или местный. Он подразумевает наличие органов самоуправления в городах, районах и отдельных населенных пунктах (если говорить о российской модели). На уровне каждого из субъектов самоуправления может быть сформирован отдельный бюджет. Эффективность выполнения которого местные органы власти также должны контролировать. Методы осуществления соответствующих проверок на муниципальном уровне очень схожи, если говорить о российской практике, с таковыми для государственного контроля. Это, главным образом, те же ревизии. Есть и внутренний муниципальный финансовый контроль, по форме схожий с ведомственным, что реализуется на государственном уровне.

В некоторых случаях, если это предопределено местным законодательством (и оно не противоречит федеральному или региональному), то соответствующий орган власти на локальном уровне может инициировать также и аудиторские проверки предприятий с привлечением частных экспертов и организаций нужного профиля. Критерии, по которым осуществляется выбор аудитора, могут быть разными, но базовый мы определили выше - это аккредитация в СРО. Внутренний муниципальный финансовый контроль, в свою очередь, сводится к исследованию эффективности освоения бюджетных средств в рамках конкретных структур местного самоуправления. При этом обращения к сторонним организациям, как правило, не происходит.

Аудиторский финансовый контроль - не что иное, как вневедомственный контроль независимого характера, который осуществляется как предпринимательская деятельность. Необходимо дополнить, что последняя именуется аудиторской. Каково значение представленной категории на сегодняшний день? Какое место занимает аудиторский контроль в системе финансового контроля? Почему? В данной статье подробным образом рассмотрены эти и другие не менее занимательные вопросы.

Аудиторский контроль, его место в финансовом контроле

Сегодня под аудиторским финансовым контролем необходимо понимать независимый контроль вневедомственной направленности, который осуществляется как аудиторская предпринимательская деятельность. Подобный вид контроля наделен немаловажным значением в условиях распространения и развития рыночного типа экономики. Понятие аудиторского финансового контроля предполагает то, что сегодня есть возможность сочетать интересы экономических субъектов и государства. Кроме того, подобное сочетание подразумевает исключение затрат в плане денежных средств из бюджета на осуществление контрольной деятельности. В процессе становления и развития российского аудиторского контроля в сфере финансов весьма ярко отразился опыт наиболее развитых иностранных государств. Именно там все виды аудиторского финансового контроля имеют широкое распространение.

Важно отметить, что урегулирование порядка организации и реализации аудиторского контроля в области финансов осуществляется посредством Федерального законодательного акта "Об аудиторской деятельности". В соответствии со статьей первой данного закона под аудитом или аудиторской деятельностью следует понимать предпринимательскую деятельность, связанную с независимой проверкой бухгалтерской (иными словами, финансовой) отчетности и бухгалтерии, как масштабных структур, так и индивидуальных предпринимателей. Понятие аудиторского финансового контроля предполагает, что под аудируемыми лицами в данном случае необходимо рассматривать индивидуальных предпринимателей и предприятия различных уровней.

Цель и результат

Какова же цель осуществления изучаемой процедуры? Рассмотрев аудиторский финансовый контроль кратко, можно сделать вывод о том, что основной целью аудиторских проверок стратегической направленности является не что иное, как выражение мнения по поводу достоверности бухгалтерской (иными словами, финансовой) отчетности аудируемой структуры как многочисленной категории. Помимо этого, посредством проведения аудита определяется соответствие порядка ведения бухгалтерии российскому законодательству.

Результатом же аудиторской деятельности следует рассматривать аудиторское заключение. Так, независимый финансовый контроль, аудит, аудиторское заключение (РБ, например) - категории, тесно связанные между собой. Необходимо отметить, что под последней необходимо понимать документ официального характера, сформированный по федеральным правилам, именуемым стандартами, и включающий в себя мнение индивидуального предпринимателя данной сферы или же аудиторской организации, выраженное в установленной законодательством соответствующей страны форме, по поводу достоверности бухгалтерской (другими словами, финансовой) отчетности аудируемого предприятия или же индивидуального предпринимателя, а также соответствия порядка ведения ее (его) бухгалтерии определенным законодательный актам.

В представленном выше Законе есть упоминание о том, что аудиторская проверка не может служить заменой государственному контролю в плане достоверности бухгалтерской (иными словами, финансовой) отчетности, который осуществляется строго по российскому законодательству посредством усилий уполномоченных органов власти (пункт четвертый статьи первой Закона «Об аудиторской деятельности»).

Обязательный характер аудита

Сегодня аудиторский финансовый контроль используется государством при условии предписания его обязательности в определенных случаях, указанных в законодательстве (статья седьмая рассмотренного выше Закона). Данное положение относится в первую очередь к страховым и кредитным организациям, муниципальным и государственным унитарным предприятиям, фондам внебюджетных средств и так далее. Необходимо отметить, что правовые основы аудиторского финансового контроля во многом наделены публичным характером. Так, посредством юридических норм предписываются государственно-властные правила (иными словами, стандарты) аудиторской деятельности в общем, а также выявляется организация, порядок ее реализации и контроля. Вместе с тем характеризующее аудиторский контроль финансовое право предполагает независимость соответствующих организаций и отдельных аудиторов, а также самостоятельность подписания аудируемыми лицами договоров по поводу оказания аудиторских услуг.

Важно отметить, что индивидуальные предприниматели данной сферы и аудиторские организации в соответствии с законодательством не имеют права продвигать какую-либо иную предпринимательскую деятельность, помимо организации и проведения аудиторских проверок, а также сопутствующих данному делу услуг. Для того чтобы гарантировать качество аудиторской деятельности, сегодня практикуется установка аттестации обязательного характера лиц, которые желают осуществлять рассматриваемую в статье деятельность. Помимо этого, в особенности аудиторского финансового контроля входит обязательное наличие у индивидуального аудитора или аудиторской структуры лицензионного разрешения (лицензии) на его проведение. Кстати, сегодня реализовывать проверки в отношении качества деятельности аудиторских структур или же индивидуальных аудиторов имеет право уполномоченный на это федеральный орган власти.

Ответственность и дополнительные нюансы

Важно отметить, что за нарушение законодательства по поводу аудиторской деятельности в процессе деятельности, которой сопутствует аудиторский финансовый контроль, Законом устанавливается ответственность в отношении аудиторских структур, их руководства, индивидуальных предпринимателей (такие, как выяснилось, именуются индивидуальными аудиторами), аудируемых лиц, а также лиц, которые, так или иначе, подлежат обязательной аудиторской проверке. В определенных законодательством ситуациях перечисленные субъекты могут нести гражданско-правовую, уголовную, административную ответственность.

Ниже перечислены ключевые функции уполномоченного федерального органа власти (Минфина России) по государственному регулированию аудиторской деятельности:

  • Формирование нормативные актов правового характера, которые регулируют аудиторскую деятельность.
  • Представление в целях утверждения Правительству России федеральных стандартов (правил), которые затрагивают аудиторский финансовый контроль.
  • Организация системы, а также проведение аттестации.
  • Лицензирование (выдача лицензионных разрешений) аудиторской деятельности.
  • Организация надзирательской системы в отношении соблюдения лицензионных стандартов, регламентирующих независимый аудиторский финансовый контроль.
  • Контроль в плане соблюдения индивидуальными аудиторами и аудиторскими организациями федеральных стандартов (правил) в отношении аудиторской деятельности.
  • Ведение реестров государства, в которые включены аттестованные аудиторские организации и индивидуальные аудиторы.
  • Аккредитация аудиторских объединений, ведущих профессиональную деятельность, продвигающую независимый аудиторский финансовый контроль.

Классификация аудиторского финансового контроля

Сегодня классификация в отношении аудиторского контроля в сфере финансов имеет весьма разветвленную сеть. Именно поэтому все виды аудиторского финансового контроля классифицируются в соответствии со следующими признаками:

  • Стадия развития.
  • Характер заказа.
  • Периодичность проведения.
  • Сфера деятельности хозяйствующего субъекта.
  • Исполнители.

Так, по ступени развития принято выделять следующие виды финансового аудита:

  • Подтверждающий аудиторский контроль состоит, главным образом, в проверке и последующем подтверждении достоверности документации и бухгалтерской отчетности.
  • Системно-ориентированный финансовый контроль предназначен в первую очередь для ознакомления с системой внутреннего контроля структуры. Так, данный вид является элементом аудиторской проверки по внутреннему финансовому контролю.
  • Аудиторская проверка, основанная на риске. Данная ситуация имеет место, когда все силы аудита направляются на сферы с возможной высокой степенью риска. Необходимо дополнить, что столь интересный вариант существенно упрощает произведение аудиторской проверки в остальных областях.

Периодичность проведения и характер заказа

В соответствии с периодичностью проведения принято выделять следующие виды аудиторского контроля:

  • Первоначальный финансовый аудит всегда осуществляется в той или иной организации впервые.
  • Согласованный финансовый аудит проводится в организации повторным образом. Важно дополнить, что он наделяется перед первой разновидностью рядом преимуществ. К ним относится существенное снижение рисков структуры, постоянное улучшение трудовой деятельности на предприятии и так далее.

Разновидности финансового аудита в соответствии с характером заказа:

  • Обязательной аудиторский контроль в сфере финансов - не что иное, как ежегодная поверка обязательного характера, проводимая усилиями индивидуального аудитора или аудиторской организации по поводу ведения финансовой (бухгалтерской) отчетности и бухгалтерского учета структуры или же индивидуального предпринимателя. Необходимо дополнить, что произведение обязательного аудита осуществляется в соответствии с требованиями актуального российского законодательства.
  • Инициативный аудиторский контроль в сфере финансов - это проверка, осуществляемая по инициативе руководства предприятия.
  • Налоговый аудиторский контроль - не что иное, как аудиторская проверка структуры, направленная на определение степени правильности ведения учета предприятия в сфере налогов. Помимо этого, в процессе данной проверки учитывается минимизация рисков, связанных с налогообложением.

Сфера деятельности

В соответствии со сферой деятельности принято выделять следующие виды финансового аудита:

  • Общая аудиторская проверка подразумевает утверждение бухгалтерской отчетности за год в отношении торговых, производственных и сервисных структур.
  • Страховая аудиторская проверка предполагает проверку достоверности отражения деятельности страховой структуры, носящей финансово-хозяйственный характер.
  • Инвестиционная аудиторская проверка - проверка достоверности финансовой отчетности, а также расходования денежных средств на определенные цели; проверка целесообразности решений по поводу вложений инвестиций.
  • Банковская аудиторская проверка - аудиторская проверка в плане деятельности банков и иных кредитных учреждения, носящая финансово-хозяйственный характер.

Классификация в зависимости от исполнителей

Виды аудиторских поверок финансового плана в зависимости от исполнителей классифицируются следующим образом:

  • Под внешней аудиторской проверкой в финансовой сфере следует понимать независимую проверку и подтверждение бухгалтерской (финансовой) отчетности некоторой организации аудиторской структурой или же индивидуальным аудитором для того, чтобы определить ее достоверность, полноту, а также соответствие действующему российскому законодательству. Помимо этого, в число обязанностей произведения внешнего аудита включается консультирование в соответствии с различными вопросами. Последние, как правило, носят финансовый, налоговый или организационный характер.
  • Под внутренней аудиторской проверкой финансового плана необходимо понимать аудиторскую проверку финансовой (бухгалтерской) отчетности структуры ее специально назначенным работником для определения достоверности и полноты документации, а также выявления в ней ошибок.

Все приведенные выше разновидности и направления аудиторских проверок предназначены для нахождения ошибок в бухгалтерской (финансовой) отчетности структуры. Так, их своевременное исправление позволяет, как избежать штрафов, так и улучшить работу компании в целом. Именно поэтому к определению аудиторской организации или индивидуального аудитора следует относиться с большой степенью ответственности.

Формы аудиторского финансового контроля

Под формой финансового контроля следует понимать метод конкретной организации и выражения контрольных операций. Помимо этого, в литературе формы финансового контроля нередко рассматриваются как отдельные стороны проявления его сущности. Главным образом, это зависит от времени осуществления мероприятий контрольного плана.

Теория и практика финансово-правового характера выделяют в традиционном аспекте следующие формы, относящиеся к финансовому контролю: предварительный, текущий, последующий. Тем не менее, несколько отечественных ученых предпочитают не выделять вторую из представленных форм как самостоятельную категорию. Они аргументируют столь нелогичную позицию тем, что предварительный и последующий контроль, так или иначе, осуществляется в процессе текущей деятельности объектов контроля и в полной мере выражает содержание оперативной работы в отношении соответствующих органов, носящей текущий характер. Так, под текущим контролем необходимо рассматривать проводимый повседневным образом последующий или предварительный контроль в финансовой сфере.

Подробнее

Проведение предварительного финансового контроля уместно до осуществления операций финансового плана, то есть в процессе обсуждения и последующего утверждения «законодательных» решений, относящихся к финансовым вопросам; оценки разделов бизнес-планов, носящих финансовый характер; прогнозирования налоговых поступлений в государственные бюджеты и так далее. Необходимо отметить, что особо важным значением предварительный контроль наделяется в процессе оценки правовых, политических и экономических последствий, относящихся к законопроектам финансового плана; введения в действие принципиально новых норм финансово-правового характера, которые, так или иначе, регулируют экономическую деятельность субъектов хозяйствования. Важно дополнить, что предварительное осуществление муниципальными образованиями или государством собственных контрольных функций наделено большим значением в плане предупреждения правонарушений. Кроме того, оно способствует существенному укреплению дисциплины финансов.

Проведение текущего финансового контроля уместно во время реализации некоторых операций финансового плана. Среди них такие категории, как уплата налогов, финансирование расходов государства, межбюджетное кредитование, исполнение бюджетов и так далее. Осуществление последующего финансового контроля имеет место лишь после завершения операций финансовой природы посредством ревизии и анализа финансовых и бухгалтерских документов, проведения внешней аудиторской проверки в отношении отчетов по поводу исполнения бюджетов, отраслевых программ, государственных фондов внебюджетной направленности, а также смет муниципальных (государственных) унитарных структур. Кстати, ключевой целью последующий финансовый контроль содержит оценку результативности финансовой деятельности, а также эффективности осуществляемых операций.

Аудит как вид финансового контроля предусмотрен российским законодательством по отношению к предприятиям, которые осуществляют деятельность в коммерческой и бюджетной сферах. Специфика аудиторских проверок состоит в разных форматах их проведения. Бывают аудиты, которые инициируют государственные органы и частные структуры.

Кроме того, финансовый контроль классифицируют как внешний и внутренний. Первый означает, что проверяющее лицо не относится к компании, деятельность которой подвергается проверке. Внутрихозяйственный аудит организации проводят самостоятельно, используя собственные ресурсы.

Основные цели аудита:

  • проверка ведения бухгалтерских отчетных документов;
  • оценка финансового состояния предприятия;
  • составление рекомендаций по улучшению результатов деятельности.

Формы аудитов

Аудиты как независимые формы финансового контроля бывают нескольких типов. При этом есть пять классификаций с учетом параметра, который ложится в основу деления.

  1. На какой стадии проводится.
  • Подтверждающая проверка — направлена на подтверждение результативности большинства финансовых операций.
  • Аудит рисков — предполагает выборочную проверку определенного проблемного места в работе предприятия.
  • Системно-ориентированная проверка — наблюдение за системами, которые контролируют производственные процессы.
  • По характеру заказа.
    • Инициативная проверка — проводится по решению руководства.
    • Обязательная — выполняется по требованию федерального законодательства.
  • С учетом периодичности.
    • Первоначальная — проводится аудиторской компанией впервые.
    • Периодическая — выполняется на основании договорных отношений через определенные интервалы.
    • На соответствие — проводится для оценки соблюдения правил и нормативов, схеме начисления заработной платы, отчислении налоговых выплат и т. п.
  • По назначению.
    • Аудит финансовых отчетов — проверяется, правильно ли ведется бухгалтерский учет.
    • Налоговая проверка — оценивается, в полной ли мере начисляются налоговые платежи.
    • Ценовая проверка — проверяется обоснованность установленных цен.
    • Производственная проверка — необходима для повышения эффективности использования ресурсов компании.

    Особо отмечают классификацию аудиторских проверок по объему. По этому признаку выделяют полный и выборочный аудиты. Масштабную ревизию приурочивают к снятию подозрений с руководства компании в искажении бухгалтерской и финансовой отчетности. Трудоемкость проведения объясняет, почему полную проверку применяют исключительно как разновидность внешнего финансового контроля.

    Выборочные ревизии проводят чаще. При этом оценке подвергают отдельные документы. Очередность проверки определяет аудитор, ориентируясь на бланки, имеющие наибольшую важность. Остальные документы проверяют частично на основе случайной выборки.

    Методы финансового контроля

    На текущий момент есть пять основных способов проверки:

    1)ревизия;

    2)оценка документации;

    3)анализ финансового планирования;

    4)изучение отчетности;

    5)оценка информации о руководящем составе.

    Наиболее часто при проведении ведомственных проверок используют метод ревизии, который позволяет всесторонне изучить результаты хозяйственной и финансовой деятельности предприятия. Методику обычно применяют государственные органы. Аудиторы же обычно используют способы 2-5.

    Основное отличие аудиторских проверок от ревизии состоит в стоящих перед оценщиками целях. Государственный аудит направлен на выявление нарушений. Стандартные проверки — на обнаружение пробелов в работе предприятия с целью составления рекомендаций по их устранению.

    Как оформляются результаты аудита?

    Итоги аудита отображают в заключении. Документ может быть:

    • положительным — если в организации бухучет ведут по всем правилам и замечаний нет;
    • с замечаниями — если в положительном заключении отражены отдельные недочеты;
    • отрицательным — в организации бухучет ведут с отступлениями от правил.

    При инициативных проверках заключения иногда вообще не оформляют, если такую просьбу обозначил заказчик.

    Аудиторское заключение обладает юридической силой. Его можно предъявлять проверяющим органам. За достоверность указанных в отчете сведений несет ответственность аудитор. При обнаружении ошибок законодательством предусмотрены такие санкции, как лишение лицензии, взыскание, уголовная ответственность.



    Просмотров