Тема: Приоритеты аудита в процедуре банкротства. Финансовый анализ и аудит в процедуре банкротства предприятия Аудиторское заключение при банкротстве предприятия

Аудиторское заключение

Общие сведения

Информация об аудиторской фирме.

Закрытое акционерное общество «Интерком-Аудит», регистрационное свидетельство № 1870545, лицензия на осуществление аудиторской деятель-ности в области общего аудита № 0053452 выдана ЦАЛАК МФ РФ 10 апреля 2012 г. (срок действия -- до 10 апреля 2017 г.).

Информация об аудируемом лице

ОАО «Полиграфист»

г. Ханты-Мансийск, ул. Мира, 25.

Вид деятельности - полиграфистические услуги.

Независимый аудиторский отчет о достоверности финансовой отчетности ЗАО «Интерком-Аудит» по состоянию на 01.01.15 г.

Руководству и учредителю ОАО «Полиграфист»

Мы провели аудит прилагаемой бухгалтерской (финансовой) отчетности ОАО «Полиграфист», состоящей из бухгалтерского баланса по состоянию на 31 декабря 2014 года, отчета о финансовых результатах и приложений к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах, состоящих из отчета об изменениях капитала, отчета о движении денежных средств за 2014 год, и пояснений к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах.

Ответственность аудируемого лица за бухгалтерскую отчетность

Руководство аудируемого лица несет ответственность за составление и достоверность указанной бухгалтерской (финансовой) отчетности в соответствии с российскими правилами составления бухгалтерской (финансовой) отчетности и за систему внутреннего контроля, необходимую для составления бухгалтерской (финансовой) отчетности, не содержащей существенных искажений вследствие недобросовестных действий или ошибок.

Ответственность аудитора

Наша ответственность заключается в выражении мнения о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности на основе проведенного нами аудита. Мы проводили аудит в соответствии с федеральными стандартами аудиторской деятельности. Данные стандарты требуют соблюдения применимых этических норм, а также планирования и проведения аудита таким образом, чтобы получить достаточную уверенность в том, что бухгалтерская отчетность не содержит существенных искажений.

Аудит включал проведение аудиторских процедур, направленных на получение аудиторских доказательств, подтверждающих числовые показатели в бухгалтерской (финансовой) отчетности и раскрытие в ней информации. Выбор аудиторских процедур является предметом нашего суждения, которое основывается на оценке риска существенных искажений, допущенных вследствие недобросовестных действий или ошибок. В процессе оценки данного риска нами рассмотрена система внутреннего контроля, обеспечивающая составление и достоверность бухгалтерской (финансовой) отчетности, с целью выбора соответствующих аудиторских процедур, но не с целью выражения мнения об эффективности системы внутреннего контроля.

Аудит также включал оценку надлежащего характера применяемой учетной политики и обоснованности оценочных показателей, полученных руководством аудируемого лица, а также оценку представления бухгалтерской (финансовой) отчетности в целом.

Мы полагаем, что полученные в ходе аудита доказательства представляют достаточные основания для выражения мнения с оговоркой о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Основание для выражения мнения с оговоркой

Из-за несоблюдения требований п.19 Положения по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99), утвержденного приказом МФ РФ от 06.07.1999 № 43н, о представлении активов и обязательств в отчетности в зависимости от срока обращения занижены данные строки 1410 «Заемные средства» и завышены данные строки 1510 «Заемные средства» Бухгалтерского баланса на 31.12.2014 по графе «на 31.12.2013» и на 31.12.2014 на сумму 503 724 тыс. руб.

Мнение с оговоркой

По нашему мнению, за исключением влияния на бухгалтерскую (финансовую) отчетность обстоятельств, изложенных в части, содержащей основание для выражения мнения с оговоркой, бухгалтерская отчетность отражает достоверно во всех существенных отношениях финансовое положение организации ОАО «Полиграфист» по состоянию на 31 декабря 2014 года, результаты ее финансово-хозяйственной деятельности и движение денежных средств за 2014 год в соответствии с российскими правилами составления бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Важные обстоятельства

Не изменяя мнения о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности, мы обращаем внимание на информацию, приведенную в отчете об изменениях капитала об отрицательной величине чистых активов, способных оказать существенное влияние на финансовое состояние, движение денежных средств и результаты деятельности общества, а именно: Компания КАЛКФЕЛД ХОЛДИНГЗ ЛИМИТЕД (Кипр) 14 января 2015 года обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании ОАО «Полиграфист» несостоятельным (банкротом). Определением от 18 января 2015 года заявление принято к производству.

2.7. Аудит несостоятельного предприятия

Как уже отмечалось ранее, любое предприятие проходит несколько стадий жизненного цикла: возникновение, становление, подъем, спад. И на каждой стадии возможны кризисные ситуации. При установлении характера кризисной ситуации наиболее обоснованной является комплексная ее оценка на основе совокупности абсолютных и относительных показателей, характеризующих различные аспекты финансово-хозяйственной деятельности предприятия и тенденции их изменения в изучаемом периоде. Определение жизнеспособности предприятия, выявление резервов лучшего использования его финансовых ресурсов, разработка мероприятий по улучшению финансового положения предприятия – основная цель проведения аудиторских проверок предприятия.

Обязательное проведение аудита законодательством не предусмотрено, аудиторские стандарты не выделяют процедуры аудита, выполняемые на этапах банкротства предприятий.

Целью проведения аудита предприятия-банкрота является определение соответствия законодательству совершаемых операций в ходе проведения процедур банкротства, выявление причин и факторов экономической нестабильности, а также разработка программы стабилизации финансового положения предприятия.

Аудиторская проверка может быть проведена на стадиях проведения процедур банкротства. Исходя из специфики проведения процедур банкротства существует ряд мероприятий, которые ставят цель проведения аудиторской проверки.

В процессе проведения аудита процедур банкротства аудитор должен выразить мнение о достоверности предоставляемой информации соответствующей отчетности, соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству РФ, соответствии ведения процедур банкротства Закону «О несостоятельности (банкротстве)».

Допущение непрерывности деятельности является основным принципом подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности. В соответствии с принципом допущения непрерывности деятельности обычно предполагается, что аудируемое лицо будет продолжать осуществлять свою финансово-хозяйственную деятельность в течение 12 месяцев года, следующего за отчетным, и не имеет намерения или потребности в ликвидации, прекращении финансово-хозяйственной деятельности или обращении за защитой от кредиторов. Активы и обязательства учитываются на том основании, что аудируемое лицо сможет выполнить свои обязательства и реализовать свои активы в ходе своей деятельности.

В соответствии с пунктом 6 стандарта № 11 «Применимость допущения непрерывности деятельности аудируемого лица» (постановление Правительства РФ от 4 июля 2003 г. № 405) возможно проведение аудиторской проверки на стадиях процедур банкротства с целью получения доказательств о непрерывности деятельности.

Признаками сомнения выполнения данного допущения являются:

Финансовые признаки: отрицательная величина чистых активов или невыполнение установленных требований в отношении чистых активов; привлеченные заемные средства, срок возврата которых приближается, при реальном отсутствии перспективы возврата или продлении срока займа либо необоснованное использование краткосрочных займов для финансирования долгосрочных активов; изменение схемы оплаты товара (выполненных работ, оказанных услуг) поставщикам на условиях коммерческого кредита или рассрочки платежа по сравнению с расчетами по мере поставки товара (выполнения работ, оказания услуг); неспособность погашать кредиторскую задолженность в надлежащие сроки; неспособность обеспечить финансирование развития деятельности или осуществления других важных инвестиций; значительные убытки от основной деятельности; трудности с соблюдением условий договора о займе;

Производственные признаки: увольнение основного управленческого персонала без должной его замены; потеря рынка сбыта, лицензии или основного поставщика; проблемы с трудовыми ресурсами или дефицит значимых средств производства; существенная зависимость от успешного выполнения конкретного проекта;

Прочие признаки: несоблюдение требований в отношении формирования уставного капитала аудируемого лица, установленных законодательством Российской Федерации; судебные иски против аудируемого лица, которые находятся в процессе рассмотрения и могут в случае успеха истца завершиться решением суда, не выполнимым для данного лица.

Особенность проведения аудита в данном случае заключается в анализе уместности использования руководством допущения о непрерывности деятельности. При планировании аудита обращается внимание на признаки наличия условий или событий, вызывающих сомнения в способности предприятия продолжать свою деятельность непрерывно. Последствия выявленных условий и событий учитываются при проведении оценки риска, следовательно, и при определении характера, сроков и объема аудиторских процедур.

На каждой стадии процедуры банкротства устанавливаются свои цели и задачи проведения аудита.

Так, на стадии процедуры наблюдения аудитор проверяет достоверность признаков банкротства, на основании которых предприятие признается банкротом. Основанием служат данные, характеризующие финансовое положение организации.

На стадии процедуры финансового оздоровления аудитор должен определить рациональность и оптимальность мероприятий, включенных в план финансового оздоровления, а также подтвердить соответствие совершаемых операций по выводу организации из кризисной ситуации.

На стадии процедуры внешнего управления аудитором должна быть подтверждена обоснованность, рациональность, оптимальность и соответствие законодательству РФ плана мероприятий внешнего управления. В план внешнего управления включены мероприятия восстановления платежеспособности: перепрофилирование производства, закрытие нерентабельных производств, взыскание дебиторской задолженности, продажа части имущества должника.

На стадии конкурсного производства аудитором подтверждается достоверность данных ликвидационного баланса и соответствие порядка оформления и отражения совершаемых операций, связанных с его формированием, законодательству РФ.

Но в системе антикризисного управления ряд процедур определяют как функции аудита кризисного предприятия.

О. В. Ковалевой, Ю. П. Константиновым дано определение аудита кризисного предприятия: это системный процесс накапливания и обработки информации с помощью специальных методов для оценки причин возникновения, природы и глубины кризиса предприятия, разработки антикризисной программы, контроля и оценки эффективности ее выполнения.

К функциям аудита кризисного состояния относят: диагностика кризисной ситуации, подготовка программы выхода предприятий из кризиса, контроль выполнения антикризисных мероприятий, оценка эффективности реализации антикризисной программы в целом.

Целью аудита кризисного предприятия, по мнению О. В. Ковалевой и Ю. П. Константинова, является оказание содействия администрации по выходу предприятия из кризиса.

Ими же выделены следующие конкретные цели аудита причин и факторов экономической несостоятельности:

Анализ причин и факторов экономической несостоятельности, финансовой нестабильности или неплатежеспособности предприятия;

Формирование мнения о степени развития кризисной ситуации не предприятии на момент завершения диагностики и на перспективу;

Обоснование антикризисной стратегии управления предприятия;

Разработка совокупности организационно-технических мероприятий по выходу предприятия из кризиса;

Организация системы текущего контроля реализации антикризисных мероприятий;

Оценка эффективности выполнения антикризисной программы.

Также были выделены основные этапы проведения аудита кризисного предприятия:

1) подготовка к проведению аудита;

2) планирование аудита;

3) диагностика состояния объекта исследования;

4) разработка антикризисной программы;

5) контроль выполнения антикризисных мероприятий и оценка эффективности реализации антикризисной программы;

6) обобщение данных проведенного аудита и составление аудиторского заключения (отчета).

На первом этапе проводится сбор необходимой информации, для того чтобы иметь представление о финансово-хозяйственной деятельности предприятия, особенности ведения бизнеса на отраслевом и региональном уровне, характере и суммах обязательств.

При планировании аудита рассчитывают уровень существенности и аудиторский риск.

Под уровнем существенности аудита кризисного предприятия следует рассматривать предельное отклонение фактических показателей финансового состояния предприятия от запланированных в антикризисной программе при условии полного и своевременного выполнения администрацией и сотрудниками предприятия рекомендаций аудиторов.

Аудиторский риск при проведении аудита кризисного предприятия означает вероятность того, что в результате реализации предложенной аудиторами программы выхода предприятия из кризиса запланированные показатели не будут достигнуты.

На этапе диагностики кризисной ситуации путем реализации комплекса исследовательских процедур определяется реальное состояние предприятия, выявляются причины и факторы кризиса.

Методика диагностирования состояния объекта в рамках аудита кризисного предприятия включает следующие этапы:

Подготовка исходной информации для анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия;

Выявление по данным бухгалтерской и статистической отчетности симптомов кризисных проявлений в функционировании предприятия;

Выполнение аналитических процедур аудита для оценки состояния объекта;

Обоснование системы показателей (критериев) оценки состояния объекта;

Количественная и качественная идентификация состояния объекта на основе выбранной системы показателей (критериев);

Документирование информации, полученной в процессе диагностики (по мере сбора и обобщения данных).

Информация для диагностики должна быть полностью сопоставима по годам изучаемого периода и реальна с точки зрения отражения действительных экономических процессов, происходящих на предприятии.

Для проведения диагностики кризисного состояния предприятия аудитором может быть составлен классификатор симптомов, причин, факторов кризисных явлений. Такой классификатор поможет аудитору установить наиболее вероятные факторы и причины ухудшения экономической ситуации на предприятии, по тем симптомам, которые будут обнаружены в процессе проведения диагностики и при подготовке антикризисных мероприятий.

При разработке антикризисной программы аудиторы выполняют обоснование антикризисной стратегии управления, подготовку инвестиционных проектов, формулирование рекомендаций по оптимизации организационной структуры предприятия, внедрению системы бюджетирования и др.

На следующем этапе осуществляются аудиторские процедуры по контролю выполнения администрацией и сотрудниками предприятий антикризисных мероприятий и оценке эффективности реализации антикризисной программы.

Все этапы проведения аудита кризисного предприятия документируются. Это необходимо для качества и контроля проведения аудита, отражения полноты информации о проделанной работе, недопущения пропусков данных.

При проведении аудита составляется промежуточная информация для руководителей предприятия, разрабатывается антикризисная программа по выходу предприятия из кризисной ситуации.

На заключительном этапе аудита кризисного предприятия производится обобщение данных рабочих документов, подготовленных на предыдущих этапах, и формирование аудиторского заключения (отчета). В аудиторском заключении отражаются следующие сведения: кому адресовано заключение; цели аудита; краткая характеристика ситуации, предшествовавшей аудиту; описание использованных в ходе аудита процедур и результаты их выполнения; краткое описание сформулированных в антикризисной программе основных направлений выхода предприятия из кризиса; характеристика основных результатов выполнения организационных, инвестиционных и экономических проектов; оценка эффективности реализации антикризисной программы; прогноз основных показателей деятельности предприятия и оценка возможности наступления новых кризисов.

Для того чтобы выявить глубину и причины несостоятельности предприятий-банкротов, необходимо проанализировать финансовое положение предприятия. Следовательно, одной из целей аудиторской проверки является аудит финансового состояния.

Аудит финансового состояния предприятия предполагает комплексную оценку его деятельности на основе использования ряда показателей. Такая оценка включает выбор наиболее значимых для конкретного предприятия показателей, рассчитанных на основе данных бухгалтерской (финансовой) отчетности, анализ их динамики, изучение влияния каждого из них на величину комплексного показателя.

Аудит финансового состояния начинают с предварительной оценки достоверности данных бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Для выполнения требований, предъявляемых к проведению первичного аудита начальных и сравнительных показателей бухгалтерской отчетности, рекомендуются следующие аудиторские процедуры:

Ознакомиться с финансово-хозяйственной деятельностью экономического субъекта;

Провести анализ учетной политики экономического субъекта;

Ознакомиться с порядком составления бухгалтерской отчетности;

Убедиться в соответствии данных синтетического и аналитического учета;

Провести анализ системы внутреннего контроля;

Оценить работу отдела внутреннего аудита экономического субъекта и по возможности использовать результаты работы внутреннего аудита;

Провести необходимые аналитические процедуры;

Направить письменные запросы на подтверждение определенной информации руководству экономического субъекта и третьим лицам;

Организовать направление письменных запросов (от имени экономического субъекта) предыдущей аудиторской организации о предоставлении необходимой информации;

Ознакомиться с аудиторским заключением и письменной информацией руководству экономического субъекта по результатам проведения аудита, подготовленными предшествующей аудиторской организацией;

В случае необходимости запросить у экономического субъекта первичные документы, относящиеся к предыдущему отчетному периоду;

Рассмотреть влияние на начальные и сравнительные показатели бухгалтерской отчетности корректировок, внесенных экономическим субъектом в соответствии с предыдущим заключением.

При проверке бухгалтерской (финансовой) отчетности аудитору следует руководствоваться нормативными документами, формой организации учета и данными инвентаризации, проведенной перед составлением годового отчета.

В конечном итоге нужно согласиться с мнением Н. А. Бреславцевой и О. Ф. Сверчковой о том, что аудит организации-банкрота имеет значение, как в практическом, так и в научном плане. На настоящий момент существует необходимость разработки стандарта, регламентирующего проведение аудита на каждой из процедур банкротства, а также определение критериев обязательного аудита и его взаимодействия с администрацией. Данные мероприятия должны быть направлены на совершенствование действующего института, сведение к минимуму злоупотреблений в этой области и возможность оказания сопутствующих консультационных услуг в области законодательства (налогового, трудового, гражданского, уголовного).

Одной их эффективных форм государственного воздействия может стать привлечение к проблемам банкротства независимых компетентных специалистов-аудиторов, на основе создания соответствующей законодательной базы. В странах с развитой рыночной экономикой государство активно привлекает аудиторские фирмы для осуществления отдельных функций государственного финансового контроля. При этом государственные органы финансового контроля не считают аудиторские фирмы своими конкурентами, а рассматривают их в качестве помощников в своей работе. Современные условия требуют совершенствования аудиторской деятельности в соответствии со все более усложняющимися экономическими процессами и финансовыми технологиями. В этой связи первостепенное значение приобретает проблема дальнейшего повышения качества проведения аудиторских мероприятий на базе повсеместного внедрения стандартов аудита, адаптации их к практическим условиям и особенностям деятельности клиентов, укрепления системы внутрифирменного контроля.

Контрольные вопросы

1. Каковы особенности организации бухгалтерского учета в условиях банкротства?

2. Перечислите организацию бухгалтерского учета в период ведения процедур банкротства.

3. Как отражаются в бухгалтерском учете расходы, связанные с проведением процедур банкротства и продажей предприятия (бизнеса)?

4. Перечислите основные этапы проведения ликвидации и реорганизации предприятия.

5. Перечислите основные документы, необходимые для проведения ликвидации и реорганизации предприятия.

6. Перечислите порядок составления промежуточного, ликвидационного, разделительного балансов.

7. Как отражаются в бухгалтерском учете операции, связанные с проведением ликвидационных и реорганизационных процедур?

8. Перечислите порядок проведения аудиторской проверки предприятия-банкрота.

9. Каковы цели и задачи проведения аудиторской проверки несостоятельного предприятия на разных этапах процедур банкротства?

10. Перечислите и охарактеризуйте очередность выплат расчетов с кредиторами.

Из книги Банковский аудит автора Шевчук Денис Александрович

57. Аудит налогообложения Этапы оценки правильности уплаты налогов в бюджет Цель анализа доходов и расходов:проверка законности и обоснованности операций по счетам доходов и расходовпроверка полноты и своевременности зачисления сумм на счета доходов и

Из книги Контроль и ревизия: конспект лекций автора Иванова Елена Леонидовна

3. Обязательный аудит Обязательный аудит регламентируется государством. В Федеральном законе от 07.08.2001 г. № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности» приведен перечень критериев, по которым организация подлежит обязательной аудиторской проверке.Обязательный аудит – это

Из книги Контроль и ревизия автора Иванова Елена Леонидовна

32. Обязательный аудит Обязательный аудит – это ежегодная аудиторская проверка ведения бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организации или индивидуального предпринимателя. Обязательный аудит осуществляется в случае, если:1) организация имеет

Из книги Финансы и кредит автора Шевчук Денис Александрович

65. Финансовые ресурсы предприятия: источники формирования и направления использования. Структура капитала предприятия Для осуществления хозяйственной деятельности предприятие должно располагать основным и оборотным капиталом. Деление капитала на основной и

Из книги Практический аудит: учебное пособие автора Сиротенко Элина Анатольевна

8.4. АУДИТ КАЛЬКУЛИРОВАНИЯ Оценка правильности исчисления себестоимости продукции выполняется путем арифметического контроля данных ведомости сводного учета затрат. Причем при нормативном методе учета затрат себестоимость продукции определяется как алгебраическая

Из книги Банковское право. Шпаргалки автора Кановская Мария Борисовна

12.2. АУДИТ КРЕДИТОВ Получение предприятием банковского кредита оформляется кредитным договором, в котором указываются объект кредитования, срок выдачи и возврата кредита, форма обеспечения обязательств, процентные ставки и порядок их уплаты, права и ответственность

Из книги Информационные технологии и управление предприятием автора Баронов Владимир Владимирович

12.3. АУДИТ ЗАЙМОВ Организации могут получать займы от других юридических лиц (кроме банков). В бухгалтерском учете займы, как и кредиты, подразделяются на краткосрочные (выдаваемые на срок до одного года) и долгосрочные (выдаваемые на срок более одного года). Предприятия

Из книги Аудит. Шпаргалки автора Самсонов Николай Александрович

13.4. АУДИТ РЕАЛИЗАЦИИ Особое внимание аудитор уделяет формированию счета 90 «Продажи», который играет важную роль в определении финансовых результатов деятельности организации. Известно, что бухгалтерский учет по продаже товаров, готовой продукции, выполненных работ и

Из книги Экономический анализ. Шпаргалки автора Ольшевская Наталья

50. Отчетность и аудит ЦБ РФ Порядок предоставления отчетности ЦБ РФ регулируется ст. 24–26 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». Отчетный период (отчетный год) ЦБ РФ устанавливается с 1 января по 31 декабря включительно.ЦБ РФ

Из книги Практика управления человеческими ресурсами автора Армстронг Майкл

Аудит ИТ-процессов Процессы управления информационными технологиями следует рассматривать с точки зрения применения методов лучшего мирового опыта, то есть группы задач, направленных на оптимизацию эффективности (затраты/риски) или продуктивности (уровни

Из книги автора

70. Внутренний аудит предприятия Внутренний аудит – организованная экономическим субъектом, действующая в интересах его руководства и (или) собственников, регламентированная внутренними документами система контроля за соблюдением установленного порядка ведения

Из книги автора

71. Управленческий аудит, аудит хозяйственной деятельности и аудит на соответствие требованиям как виды внутреннего аудита предприятия Некоторые виды внутреннего аудита называются управленческим, или производственным, аудитом.Основные задачи данного аудита –

Из книги автора

105. Аудит издержек производства и обращения, аудит прочих затрат Аудит издержек производства и обращения – это независимый финансовый контроль за распределением и обоснованностью включения в состав затрат различных расходов предприятия, от состава которых зависит

Из книги автора

29. Внутренний аудит Гораздо сильнее аналитическое начало проявляется во внутреннем аудите, чем во внешнем. Это обусловливается, прежде всего, тем, что частные предприятия, общества с ограниченной ответственностью, акционерные общества, концерны и другие хозяйственные

Из книги автора

АУДИТ ТАЛАНТОВ Аудит талантов идентифицирует тех сотрудников, которые обладают потенциалом, и закладывает фундамент для планирования и развития их карьеры, гарантирующий, что все талантливые сотрудники получат необходимый последовательный опыт, дополненный коучингом

Из книги автора

АУДИТ ТАЛАНТОВ Аудит талантов исследует запас наличных талантов и их поток в соответствии с прогнозами спроса и предложения и оценками показателей работы и потенциала. Он является основой для планирования преемственности и

Большинство экономических субъектов в рыночной экономике действуют на принципах конкуренции и состязательности. В ряде стран конкуренция целенаправленно поддерживается на государственном уровне, так как таким образом государство имеет возможность использовать ресурсы национальной экономики наиболее эффективным способом. При этом оборотная сторона состязательности в современных условиях состоит в том, что наименее эффективным предприятиям, не выдерживающим конкуренцию, приходится уходить с рынка. Однако банкротство предприятия происходит не одномоментно, оно сопровождается влиянием различных факторов как внутренних, так и внешних. Существует мнение, что 2/3 банкротств в западных странах обусловлено влиянием внутренних причин и лишь 1/3 - внешними. В современной России ситуация выглядит с точностью наоборот, так 2/3 финансовых трудностей отечественных предприятий обусловлено международными и общенациональными факторами риска. К их числу следует отнести, в первую очередь, цикличность мирового экономического развития и стадии экономических циклов в отдельных отраслях и в мировой экономике в целом, уровень цен. Банкротство отдельных субъектов является неизбежным следствием рыночной конкуренции, представляя собой, по сути, достаточно эффективный механизм перераспределения капитала в условия структурной перестройки экономики. Следовательно, аудит финансово-хозяйственной деятельности и финансового положения любого предприятия, особенно того, которое подвержено банкротству, должен включать и «кризисный аспект».

Аудит предприятия, находящегося в кризисном состоянии, представляет собой процесс накапливания и обработки информации для оценки причин возникновения, природы и глубины кризиса. Выводы аудиторов могут служить основой для разработки антикризисной программы. В свою очередь, для обеспечения контроля и оценки эффективности выполнения принятой антикризисной программы может проводиться аудиторская проверка. Деятельность аудитора в данном случае имеет свои специфические особенности, так как аудит таких организаций следует рассматривать как особый вид аудиторской деятельности. При этом можно выделить два основных направления такого вида аудита. В-первых, это аудит финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта в преддверии банкротства, во вторых - аудит проведения непосредственной процедуры конкурсного производства и выражение мнения о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности. Каждому из названных направлений присущи собственные задачи, цели и объекты. На первом этапе аудиторы должны выявить признаки фиктивного и преднамеренного банкротства. Аудиторы проверяют правильность формирования бухгалтерской отчетности, осуществляется одновременно анализ состава имущества и обязательств предприятия, определяется правильность оценки. Большое внимание на этом этапе уделяется правильности заключения договоров и их экономической целесообразности, анализируются цены приобретаемых материальных ресурсов и выбор поставщиков, изучается ценовая политика предприятия. Второй этап включает такие процедуры как проверка достоверности финансовой информации, представленной в отчетности, дается оценка действиям конкурсного управляющего, проверяется правильность и своевременность расчетов с кредиторами.

Особенность проведения аудита организаций, приближающихся к банкротству в том, что цели и задачи аудита при проведении процедур банкротства могут определяться заказчиком: руководством должника, арбитражным управляющим и комитетом кредиторов. В практической деятельности аудиторы осуществляют разработку внутрифирменных стандартов аудита, которые посвящены методике планирования и проведению самих процедур банкротства. Причем специфической особенностью проведения такого вида аудита является приобретение нового правового статуса аудируемого лица, когда происходит разделение между руководством клиента и арбитражным управляющим, а также введение своеобразного моратория на удовлетворение требований кредиторов, использование единственного расчетного счета для проведения безналичных расчетов, а также ограничение по осуществлению сделок, применение альтернативных методов оценки имущества. Серьезным вопросом при проведении данного вида аудита является определение аудиторами риска, связанного с кризисным финансовым состоянием аудируемого лица с учетом его низкой платежеспособности, частичное или полное приостановление хозяйственной деятельности. Учитывается высокая вероятность хищений, фальсификации данных бухгалтерского учёта, возможность приглашения экспертов по вопросу оценки имущества и проверки обоснованности сделок, привлечение аудиторов для прояснения в финансовых вопроса и в судебных делах. Кроме того, информация, которая подлежит проверке в ходе аудита, кроме бухгалтерской включает в себя и ряд специальных сведений. При ликвидационной процедуре проверке подлежат промежуточная и годовая бухгалтерская отчётность, промежуточный ликвидационный баланс, ликвидационный баланс, реестр требований кредиторов, информация, формируемая конкурсным управляющим.

Таким образом, анализ специфических особенностей проведения аудита предприятий-банкротов показал необходимость разработки специальной методики проведения аудиторской проверки, что является актуальной проблемой в условиях совершенствования различных экономических сторон процедуры банкротства.

Литература:

1. М. В. Чернова // Проверка аудируемого лица находящегося в процедуре банкротства // ж. Аудиторские ведомости, 2008 г. № 1, стр. 45-48

2.В. В. Земсков // Особенности генеральной совокупности аудиторских проверок // ж. Финансовые и бухгалтерские консультации, 2008 г. № 3, стр. 56-65

При банкротстве сталкиваются разнородные, а порой и противоположные, по своей экономической природе интересы широкого круга действующих лиц, что нередко приводит к злоупотреблениям со стороны руководства должника, арбитражного управляющего и отдельных кредиторов. В связи с этим особенно актуальной становится проблема организации эффективного финансового контроля в организациях в ходе процедур банкротства, способствующего, с одной стороны, преодолению кризисных явлений или смягчению их влияния на результаты деятельности организаций, с другой стороны, при отсутствии резервов восстановления платежеспособности, удовлетворению экономических интересов кредиторов, что в свою очередь способствует осуществлению структурных преобразований в национальной экономике в целом и создает условия для перераспределения капитала от нерентабельных производств в иные сферы экономики. Особое значение в условиях банкротства приобретает аудиторский контроль, целью которого является выражение мнения о полноте и достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности, соответствии хозяйственных операций и их отражения в бухгалтерском учете требованиям законодательства, а также – проведение на основании бухгалтерской (финансовой) отчетности финансового анализа и обоснование предложений по целесообразности завершения конкурсного производства, прекращению производства по делу о несостоятельности. Цель работы – рассмотреть теоретические основы и методологические аспекты аудита предприятия в условиях банкротства и использование его результатов в определении дальнейшей судьбы предприятия-банкрота. Задачи работы заключаются в том, чтобы выявить особенности финансово-хозяйственной деятельности базового предприятия, определить объект аудита и источники информации, порядок тестирования систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля, уровень существенности и аудиторский риск, составить программу аудита для организации (порядок проведения проверки), выявить характерные ошибки для данного участка и разработать рекомендации по их устранению. Теоретическая часть Несостоя́тельность (банкро́тство) - признанная уполномоченным государственным органом неспособность должника (гражданина либо организации) удовлетворить в полном объеме требования кредиторов и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных государственных платежей. Банкротство как особая стадия деятельности предприятия определяется прежде всего моментом, с которого должника следует считать несостоятельным. Накопленный многовековой опыт банкротства и исследования современных специалистов свидетельствуют о том, что в основу определения неплатежеспособности должника могут быть положены различные критерии. Неоплатность предполагает, что должника следует считать банкротом, если стоимость его имущества не достаточна для удовлетворения требований кредиторов в полном объеме. Критерий неоплатности является трудно исполнимым на практике, так как он требует достаточно громоздкого анализа активов и пассивов должника. Именно поэтому в мировой практике чаще признаком банкротства является неплатежеспособность. В соответствии с этим критерием банкротство возникает, когда должник не в состоянии рассчитаться в срок, т.е. задерживает или вовсе прекращает платежи. Такой подход имеет ряд преимуществ: он объективен, прост в использовании и не требует временных затрат. К недостаткам критерия неплатежеспособности следует отнести тот факт, что неплатежеспособность далеко не всегда означает банкротство и «поголовное» применение данного критерия может привести к тому, что к разряду банкротов будут причислены вполне благополучные должники. В современном российском законодательстве о банкротстве признаком несостоятельности должника – юридического лица является его неплатежеспособность (т.е. соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены, размер требований – не менее 100 000 руб.). Законом о банкротстве предусмотрено пять процедур банкротства: – наблюдение – процедура банкротства, применяемая к должнику в целях обеспечения сохранности имущества должника, проведения анализа финансового состояния должника, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов; – финансовое оздоровление – процедура банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности; – внешнее управление – процедура банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности; – конкурсное производство – процедура банкротства, применяемая к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов; – мировое соглашение – процедура банкротства, применяемая на любой стадии рассмотрения дела о банкротстве в целях прекращения производства по делу о банкротстве путем достижения соглашения между должником и кредиторами. Статистика рассмотрения арбитражными судами Российской Федерации дел о несостоятельности (банкротстве) в 2004–2009 гг. показывает, что наиболее часто применяемой процедурой банкротства являлось конкурсное производство. Аудит предприятия, находящегося в кризисном состоянии, представляет собой процесс накапливания и обработки информации для оценки причин возникновения, природы и глубины кризиса. Выводы аудиторов могут служить основой для разработки антикризисной программы. В свою очередь, для обеспечения контроля и оценки эффективности выполнения принятой антикризисной программы может проводиться аудиторская проверка. Цель аудиторской проверки на разных стадиях банкротства различны и представлены в таблице 1.

Процедура банкротства

Цель аудита

Наблюдение

Выражение мнения о том, насколько достоверно отчетность отражает финансовое положение несостоятельного предприятия в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также проведение анализа финансового состояния должника.

1. Подтверждение решения арбитражного суда о признании организации несостоятельной. 2. Подтверждение законности введения применяемой процедуры банкротства. 3. Подтверждение соблюдения последствий введения соответствующей процедуры банкротства. 4. Проверка соблюдения органами управления требований действующего законодательства о банкротстве. 5. Проверка отчета арбитражного управляющего.

Финансовое оздоровление

Выражение мнения о достоверности отчетности и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации по операциям, связанным с восстановлением платежеспособности и погашением задолженности в соответствии с установленным графиком.

Внешнее управление

Выражение мнения о том, насколько достоверно отчетность отражает результаты деятельности внешнего управляющего, направленной на восстановление платежеспособности несостоятельного предприятия в соответствии с планом внешнего управления.

Конкурсное производство

Выражение мнения о достоверности ликвидационной отчетности и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации по операциям, связанным с удовлетворением требований кредиторов.

Мировое соглашение

Выражение мнения о достоверности отчетности, соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации по операциям, связанным с прекращением производства по делу о банкротстве.

Таблица 1. Цель и задачи аудиторской проверки несостоятельного предприятия Проведение аудита в условиях банкротства предполагает обработку значительных объемов информации: показателей деятельности, справочных данных, классификаторов, систем документации, массивов первичных данных на соответствующих носителях, позволяющих организовать и систематизировать достоверную информацию о состоянии аудируемого объекта. Подготовка такого аудита предприятия сходна с подготовкой стандартного аудита бухгалтерской отчетности. В обоих случаях аудиторская организация должна собрать необходимую информацию, чтобы получить конкретное представление о финансово-хозяйственной деятельности предприятия, особенностях его бизнеса, сумме обязательств и др. и спланировать необходимые аудиторские процедуры. Задачи аудита на разных стадиях банкротства

Наблюдение и мировое соглашение

Внешнее антикризисное управление

Конкурсное производство

1. Сбор информации

В случае отсутствия информации на предприятии

Обязательно, так как низкая достоверность исходной информации

2. Оценка кризисного состояния

Производится всегда, определяет дальнейший ход процедуры банкротства

Как исходная информация для последующего анализа

Не производится

3. Подтверждение достоверности оценок

Выполняется в случае высокого внутреннего риска

Оценки лежат в основе обоснования альтернативных решений

Выполняется при оценке конкурсной массы

4. Обеспечение сохранности материальных ценностей

Производится в форме ограничений на использование

Производится в полном объеме

Производится в полном объеме

5. Раскрытие фактов нарушения и мошенничества

В рамках стандартного финансового и управленческого аудита

Выполняется в условиях независимого управленческого аудита действий внешнего управляющего

Производится в полном объеме и является объектом особого внимания

7. Анализ кризисного состояния

Выполняется для обоснования выбора антикризисного бизнес-плана (программы)

Не производится

8. Поддержка принятия управленческих решений

Обоснование решений при конкурсном производстве

9. Обеспечение контроля за действиями внешних управляющих

Производится в форме ограничения действий

Выполняется в ходе реализации антикризисной программы

Выполняется в форме контроля за действиями ликвидатора

продолжение

Объект аудита В условиях банкротства аудит имеет свой специфический объект исследования - предприятие в целом, рассматриваемое как динамическая система, находящаяся на той или иной стадии кризиса. Учитывая целевую направленность различных стадий банкротства, определенных Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 г. № 127-ФЗ, можно сделать вывод, что все они достигаются путем решения различных задач действующими органами управления и контроля несостоятельного предприятия. Поскольку, арбитражные управляющие не на всех стадиях банкротства являются управляющим звеном несостоятельного предприятия (на стадиях наблюдения и финансового оздоровления выполняют контрольную функцию), возникают два направления аудиторской проверки несостоятельного предприятия, представленные на рис. 1. Необходимо учитывать, что отчетность несостоятельного предприятия, сформированная в соответствии с требованиями существующего законодательства, не отражает реального положения дел данного экономического субъекта.
Рис. 1. Основные направления аудиторской проверки несостоятельного предприятия Состояние банкротства априорно предполагает низкое качество ведения учета и высокую вероятность непогашения обязательств. Круг лиц, заинтересованных в достоверной информации о финансовом состоянии организации-банкрота, заметно сужается по сравнению с нормально функционирующим экономическим субъектом, однако степень их заинтересованности выше. Вопросы, которые затрагивают интересы этой группы пользователей, часто выходят за рамки только достоверности бухгалтерской отчетности (например, аудит выполнения бизнес-плана или состояния расчетов). Бухгалтерский и налоговый учет в процедурах банкротства - наблюдение и финансовое оздоровление – ведется в общеустановленном порядке, поскольку органы должника не отстраняются от управления организацией должником. Бухгалтерам следует обратить внимание на ограничения, накладываемые законом 127-ФЗ на ряд сделок, которые могут совершаться только с письменного согласия арбитражного управляющего, и на запрещения совершения некоторых операций (выплата доли при выходе учредителя и др.). Учет в процедуре внешнего управления также ведется в общеустановленном порядке, но уже не старыми органами управления должника, а внешним управляющим («командой», назначаемой внешним управляющим), с учетом специфики функционирования организации должника в указанной процедуре (зависит от мер, осуществляемых для восстановления платежеспособности). Поэтому состав бухгалтерской финансовой отчетности на вышеперечисленных стадиях банкротства представлен следующим образом: Бухгалтерская финансовая отчетность: 1. Бухгалтерский баланс 2. Отчет о прибылях и убытках 3. Отчет о движении денежных средств 4. Отчет об изменениях капитала* 5. Пояснительная записка к бухгалтерскому балансу* На стадии открытия конкурсного производства полномочия по управлению организацией переходят к конкурсному управляющему производства, в этом случае объектом аудита выступает ликвидационный баланс и его отдельные статьи. В соответствии с п.2 ст.63 ГК РФ после окончания срока для предъявления требований кредиторов ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения. После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, включает данные о состоянии имущества должника после завершения расчетов с кредиторами. Цель ликвидационного баланса – отразить убытки, которые были понесены собственниками и кредиторами предприятия. Входящие остатки ликвидационного баланса должны соответствовать данным промежуточного ликвидационного баланса и показывать результаты конкурсного производства. Помимо отчетности объектом аудита выступает также отчет, который составляется арбитражным управляющим (в зависимости от стадии банкротства- временный управляющий, внешний управляющий и конкурсный управляющий), в котором отражаются сведения о финансовом состоянии должника и предложения о возможности или невозможности восстановления платежеспособности должника. За исключением случаев, прямо предусмотренных действующим законодательством, аудиторские проверки на организациях–банкротах не имеют статуса обязательных. Между тем, аудит на таких предприятиях просто необходим, и внешние (конкурсные) управляющие, несмотря на отсутствие требования обязательности, идут на них. Такой аудит является инициативным и, по сути, регулируется в общем порядке. Инициативность аудита означает, что большинство стандартов аудиторской деятельности перестают быть обязательными, приобретая статус рекомендательных, что прямо заложено в самих стандартах.

Источники аудиторских доказательств В условиях кризисного состояния информационная система предприятия представляет совокупность внутренних и внешних потоков прямой и обратной информационной связи, методов, средств и специалистов, участвующих в процессе обработки информации с целью диагностики кризисной ситуации и подготовки управленческих решений, направленных на разработку антикризисных мероприятий, организацию контроля выполнения и оценку их эффективности. Проведение аудита в условиях банкротства предполагает обработку значительных объемов информации: показателей деятельности, справочных данных, классификаторов, систем документации, массивов первичных данных на соответствующих носителях, позволяющих организовать и систематизировать достоверную информацию о состоянии аудируемого объекта. Подготовка такого аудита предприятия сходна с подготовкой стандартного аудита бухгалтерской отчетности. В обоих случаях аудиторская организация должна собрать необходимую информацию, чтобы получить конкретное представление о финансово-хозяйственной деятельности предприятия, особенностях его бизнеса, сумме обязательств и др. и спланировать необходимые аудиторские процедуры. I группа «Договорная и справочная информация» - Бизнес-план финансового оздоровления - График погашения задолженности - Приказы о проведении инвентаризации - реестр требований кредиторов - Текст мирового соглашения - Перечень учредителей должника, голосовавших за обращение к собранию кредиторов с ходатайством о введении финансового оздоровления. - Протокол собрания кредиторов, принявшего решение о принятии мирового соглашения. - Список всех известных конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, не заявивших своих требований к должнику, с указанием их адресов и сумм задолженности. - Возражения в письменной форме конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, которые голосовали против заключения мирового соглашения или не принимали участие в голосовании по вопросу о заключении мирового соглашения - Документы, являющиеся доказательствами, свидетельствующими о надлежащем уведомлении конкурсных кредиторов и уполномоченных органов о дате и месте проведения собрания кредиторов; - Расшифровку оставшейся дебиторской задолженности и сведения об оставшихся нереализованных правах требования должника. - Требования из налоговой инспекции - Сведения о возможности погашения оставшейся кредиторской задолженности должника. - Сведения о наличии свободных денежных средств должника, которые могут быть направлены на удовлетворение требований кредиторов по денежным обязательствам и обязательным платежам в соответствии с реестром кредиторов - Реестр формирования конкурсной массы - Требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества должника - Документы, подтверждающие продажу имущества - Сведения об удовлетворенных требованиях кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов. - Отчет о расходах, связанных с процедурой банкротства II группа «Первичные документы» - Акты инвентаризации имущества и обязательств - Ведомость учета реализации имущества должника - Выписки банка - Акты сверки с банком - Документы, подтверждающие погашение задолженности по требованиям кредиторов первой, второй и третьей очереди - Отчеты экспертов об оценке имущества (активов) III группа «Регистры» - карточки счетов, которые, так или иначе, связаны с проводимой процедурой банкротства (66, 67, 90, 91, 76, 62, 68, 84 итд. Можно выделить различные подходы к учету расходов, связанных с процедурами банкротства: учитывать данные расходы на отдельном счете «Расходы, связанные с процедурами банкротства»; отражать указанные расходы на счете 97 «Расходы будущих периодов» с последующим их отнесением на прочие расходы; классифицировать расходы, связанные с проведением процедур банкротства на предприятии, на государственную пошлину (отражать в составе прочих расходов) и судебные издержки, связанные с рассмотрением дела о банкротстве (включать в состав расходов по обычным видам деятельности) При реализации конкурсной массы: предлагается ввести синтетический счет «Продажа предприятия (бизнеса)»; существует точка зрения, согласно которой сумму средств от реализации конкурсной массы следует отражать по вновь введенному забалансовому счету 012 «Средства от продажи конкурсной массы» в частности применяется счет для формирования конкурсной массы, продажи предприятия); - карточки аналитического учета (в разрезе кредиторов, дебиторов, займов, расходов итд.); - Главная книга; - Оборотно-сальдовая ведомость - Книга покупок - Книга продаж IV группа «Отчетность» - Бухгалтерская финансовая отчетность, также за два предшествующих периода (форма 1,2,3,4, 5, пояснительная записка, промежуточный ликвидационный баланс, ликвидационный баланс, отчетность филиалов и подразделений, годовой отчет); V группа «Опрос» Проводится опрос руководителей организации, бухгалтера, персонала, арбитражного управляющего с целью выявления эффективности выполнения принятой антикризисной программы. В случае отклонений берутся разъяснения администрации, как в письменном, так и устном виде. VI группа «Осмотр и наблюдение» В условиях несостоятельности аудитору необходимо как можно тщательнее провести наблюдение за инвентаризацией имущества организации - банкрота. Поскольку проведение инвентаризации возможно на любой стадии банкротства, а на стадиях наблюдения и конкурсного производства проведение инвентаризации обязательно, аудитору следует, как можно эффективнее выполнить данную процедуру, ведь именно за счет имущества несостоятельной организации погашаются требования кредиторов. Также отдельно проводится осмотр залогового имущества. VII группа «Заключение экспертов, специалистов» Для оценки имущества после инвентаризации привлекаются независимые оценщики и иных специалистов с оплатой их услуг за счет имущества должника. Оценка движимого имущества должника, балансовая стоимость которого на последнюю отчетную дату, предшествующую признанию должника банкротом, составляет менее 100 тысяч рублей, может быть проведена без привлечения независимого оценщика. Учредители, собственник имущества, конкурсные кредиторы, уполномоченные органы могут обжаловать результаты оценки имущества должника. VIII группа «Подтверждение от 3-х лиц» Направляются запросы кредиторам, дебиторам для удостоверения реальности задолженности, также запросы в банк для подтверждения поступивших оплат в погашение дебиторской задолженности и списанных со счета сумм в оплату кредиторской задолженности. Также запрос в банк аудируемого лица и налоговую инспекцию для подтверждения информации о закрытии всех дополнительных счетов, т.к. конкурсный управляющий обязан использовать (открыть) только один счет должника в банке (основной счет должника), при наличии у третьих лиц задолженности перед должником в иностранной валюте управляющий вправе открыть или использовать счет должника в иностранной валюте. Другие известные или обнаруженные счета должника закрываются, остатки средств перечисляются на основной счет. Не закрываются счета для расчетов по доверительному управлению, и специальные брокерские счета профессионального участника рынка ценных бумаг, осуществляющего брокерскую деятельность. IX группа «Результаты анализа» Результаты анализа финансового состояния проводимые как арбитражным управляющим так и самим аудитором используются в ходе разработки рекомендаций и альтернатив антикризисных мероприятий, для обоснования выбора антикризисного бизнес-плана (программы), анализа уместности использования руководством допущения о непрерывности деятельности. X группа «Внешняя информация» Сведения о руководителе организации, кредиторах, дебиторах, обслуживающем банке, арбитражном управляющем, аудиторских организациях, проводящих аудит в данной организации. Изучение и оценка систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля в ходе аудита предприятий-банкротов При проведении аудиторской проверки на несостоятельном предприятии аудитору не следует полагаться на эффективность организации систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля. Причинами такого недоверия могут послужить следующие: 1. Одним из последствий снижения платежеспособности и финансовой устойчивости, как правило, является сокращение численного состава работников. Следовательно, возможно сосредоточение в одних руках таких функций как доступ к активам организации; разрешение на осуществление 2. Свойство человека допускать ошибки из-за неверных суждений или недопонимания инструктивных материалов применимо в условиях несостоятельности, поскольку не существует определенной законодательно установленной методики ведения бухгалтерского учета отражения операций, связанных с банкротством. 3. Функционирование несостоятельных организаций во многом определяется их финансовым состоянием и правовым статусом. Финансовое состояние рассматриваемых организаций характеризуется низкой платежеспособностью, а законодательство о банкротстве устанавливает определенные правовые режимы с обязательными правилами требованиями. В результате существенного изменения условий ведения хозяйственной деятельности или правил учета, контрольные процедуры применяемые на несостоятельных предприятиях могут перестать выполнять свои функции. Аудиторский риск при проведении аудита кризисной организации означает вероятность того, что в результате реализации предложенной аудиторами программы выхода организации из кризиса запланированные показатели не будут достигнуты. Неотъемлемый риск - это субъективно определяемая аудитором вероятность появления искажений в бухгалтерском учете. Этот показатель характеризует поток ошибок из под пера бухгалтера. Он говорит какая часть цифр искажена. Контрольный риск - субъективно определяемая аудитором вероятность того, что система внутреннего контроля организации не будет выявлять и устранять существенные нарушения в БУ. Риск необнаружения – выражает вероятность того, что применяемые аудиторские процедуры и подлежащие сбору доказательства не позволят обнаружить ошибки, превышающие допустимую величину.

Элементы СВК

Описание

Предпосылки

Инвентаризация

Позволяет сверить данные бухгалтерского учета с фактическим наличием. Дает возможность определить какие требования кредиторов могут быть удовлетворены. Обеспечивает контроль за сохранностью имущества должника.

Реальность Полнота

Санкционирование

Распределение функций, полномочий закрепленных установленными документами. На стадиях внешнего управления и конкурсного производства руководство организации отстраняется и переходит в руки арбитражного управляющего. Определяет круг доступа к активам организации.

Возникновение

Средства физической защиты

Направлен на обеспечение сохранности имущества от хищения, порчи и прочих недостач.

Реальность

Позволяет подтвердить данные для целей бухгалтерского учета. Разрешает сторонам осуществить необходимые платежи и требовать выполнения обязательств по поставкам, в случае существования взаимных задолженностей - прекратить их, а также узнать о том, не прекращены ли они.

Точность Полнота

Автоматизация

Чаще всего защищает от арифметических ошибок.

Точность

Система материально-ответственных лиц

Устанавливает перечень должностных лиц, которые имеют право подписи на отпуск материальных ценностей, на приход и расход денежных средств, на принятие к учету представительских, командировочных расходов и других хозяйственных операций.

Возникновение

Структура аналитического учета

Группирует детальную информацию об имуществе, обязательствах и о хозяйственных операциях внутри каждого синтетического счёта. По данным аналитического учета можно следить за состоянием расчетов с дебиторами, кредиторами, подотчетными лицами итд. Особенно при банкротстве организации необходимо вести аналитику расходов.

Представление

Подотчетность

Контроль за учетом, выполнением операций, представлением и целевым использованием кредитов и займов. Контроль за выполнением бизнес-плана и графика платежей. Контроль за формированием конкурсной массы для последующей реализации.

Оценка Точность Полнота

Использование специалистов в области юриспруденции, оценки

Обеспечивает надежность составления договоров, сделок с имуществом и наличие прав на тот или иной объект. А также если должник выступает ответчиком в суде при подаче иска необходима помощь юриста. Арбитражный управляющий вправе воспользоваться услугами оценщика для подтверждения реальной стоимости имущества и имущественных прав должника.

Права Оценка

Уровень риска на несостоятельных предприятиях изначально высок, так как имеет место возможность преднамеренного или фиктивного банкротства. Предкризисное или кризисное финансовое состояние предполагает низкое качество системы внутреннего контроля и системы бухгалтерского контроля в результате которого возникли проблемы с платежеспособностью и финансовой устойчивостью. Аудиторские процедуры проверки соблюдения предпосылок подготовки финансовой отчетности

Предпосылки подготовки финансовой отчетности

Типовые ошибки

Аудиторские процедуры

Существование (реальность)

Использование нескольких расчетных счетов для осуществления расчетов с кредиторами (т.к. должен быть единственный счет) В учете отражается нереальная кредиторская и дебиторская задолженность; Отражение в балансе должника имущества, которого фактически не существует или ему не принадлежит.

Подтверждение Аудитор получает ответы на запросы из банков о применении расчетных счетов в период процедуры банкротства. Также направляются запросы кредиторам и дебиторам на подтверждение суммы задолженности. Наблюдение аудитора за проведением инвентаризации Проверка направленная (активы проверяются на завышение) Инвентаризация дебиторской задолженности

Права и обязанности

Отсутствие согласования сделок с кредиторами в случае превышения текущих обязательств более 20% от размера требований кредиторов; Отсутствие в документах о проведении инвентаризации подписи одного или нескольких членов инвентаризационной комиссии; Отсутствие надлежащим образом оформленного решения учредителей (участников) либо уполномоченного органа юридического лица о добровольной ликвидации.

Инспектирование. Аудитор изучает договоры и сделки с имуществом должника, документы подтверждающие право на осуществление данной операции и расчетную документацию. Изучает оформление документов и сверяет подписи.

Возникновение

Осуществление необоснованных расходов, которые невозможно возместить за счет собственного имущества должника; Заключение убыточных сделок, заранее рассчитанных на меньший доход в сравнении с затратами; Сделки по замене одних обязательств другими, заключенные на заведомо невыгодных условиях. Заведомо невыгодные условия сделки, заключенной должником, могут касаться, в частности, цены имущества, работ и услуг, вида и срока платежа по сделке.

Прослеживание и инспектирование Аудитор проверяет некоторые первичные документы, правильное отражение соответствующих хозяйственных операций в бухгалтерском учете. Изучает нетипичные ситуации, отраженные в документах клиента. Подтверждение Аудитор направляет запрос третьим лицам Опрос Аудитор разговаривает с администрацией, бухгалтером и по возможности с лицами с которыми заключена сделка Аналитические процедуры

Не выявлены постоянно не используемые или траченные объекты для списания с баланса; Не оприходованы испорченные запасы, которые могут быть использованы или реализованы на сторону; Неполное установление кредиторов должника и их требований

Наблюдение аудитора за инвентаризацией Осмотр помещения Инспектирование Аудитор сверяет реестр требований кредиторов с договорами кредитов и займов.

Точность

Несвоевременно (в последующие периоды) отражены результаты инвентаризации в учете; Неправильное оформление результатов инвентаризации (использованы бланки неустановленной формы; не заполнены все необходимые реквизиты; использованы лишние реквизиты; использованы ненадлежащие реквизиты); Расхождения в суммах отраженных в документах и учете.

Инспектирование Проводится формальная проверка документов и сверка инвентаризационных описей и отражение их в учете. Пересчет Аудитор проводит арифметическую проверку

Продажа конкурсной массы, осуществляемая по заниженным ценам заинтересованными зависимыми или аффилированными лицами, т.е. вуалируемые цепочкой заинтересованных покупателей; Нарушение порядка оценки имущества должника.

Экспертная оценка Аудитор обращается за помощью к эксперту для подтверждения оценки

Представление

Не списана просроченная дебиторская задолженность; В бухгалтерской отчетности не раскрыта аналитика в отношении имущества; Отсутствие аналитического учета по просроченным кредитам и займам; Включение в задолженность, на которую введен мораторий, текущих обязательств

Инспектирование Аудитор проверяет бухгалтерскую отчетность и сверяет с положением дел в документах.

Сегодня о представлении бухгалтерской отчетности в налоговые инспекции знают, пожалуй, все: и налогоплательщики со стажем, и те, кто только планирует обустроиться в рядах бизнесменов. Отметим, что эта, ставшая почти незыблемой, норма отражена в 23 статье Налогового кодекса Российской Федерации. Именно здесь установлена обязанность налогоплательщика представлять в налоговый орган по месту нахождения организации бухгалтерскую отчетность в соответствии с требованиями Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», за исключением тех случаев, когда организации в соответствии с указанным Федеральным законом не обязаны вести бухгалтерский учет или освобождены от ведения такового.Увы, но среди многочисленной армии приморских налогоплательщиков, все еще встречаются те, кто не спешит выполнять предписанные законодательством требования, и это несмотря на то, что статья 3 Закона «О бухгалтерском учете» четко указывает на все составляющие годовой бухгалтерской отчетности, которая включает в себя в числе прочих «компонентов» и аудиторское заключение, подтверждающее достоверность представленных налогоплательщиками сведений. Здесь надо оговориться, что условие об аудиторском заключении касается только тех, кто обязан проходить независимую экспертизу.

Такой обязательный перечень налогоплательщиков, автоматически попадающих под патронаж аудита, обозначен Федеральными законами № 119-ФЗ и № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности», от 07.08.2001 г. и 30.12.2008 г. соответственно.

Остановимся на более позднем законодательном акте, вступившим в силу с 1 января 2009 года. Законом № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» установлено 4 категории налогоплательщиков, обязанных представлять бухотчеты совместно с аудиторским заключением.

Во-первых, это открытые акционерные общества; во-вторых, кредитные организации, бюро кредитных историй, страховые организации, общества взаимного страхования, товарные или фондовые биржи, инвестиционные фонды, государственные внебюджетные фонды, фонды, источником образования средств которых являются добровольные отчисления физических и юридических лиц. Также в список тех, кому необходимо аудиторское заключение входят организации (за исключением сельскохозяйственных кооперативов и союзов этих кооперативов), чей объем выручки от продажи продукции (выполнения работ, оказания услуг) за предшествовавший отчетному год превышает 50 миллионов рублей или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец года, предшествовавшего отчетному, превышает 20 миллионов рублей. Для муниципальных унитарных предприятий законом субъекта Российской Федерации финансовые показатели могут быть снижены.

Кроме этого, обязательный аудит должен проводиться и в иных случаях, установленных федеральными законами.

Если говорить о представлении отчетности в налоговые органы за 2008 год и более ранние периоды, то здесь нужно обратиться к Федеральному закону № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности», который несколько иначе трактует объем выручки организаций, обязанных представлять помимо отчетности и аудиторское заключение. Этот законодательный акт «предлагает» обязательный аудит организациям (за исключением сельскохозяйственных кооперативов и их союзов), государственным и муниципальным унитарным предприятиям, основанным на праве хозяйственного ведения, индивидуальным предпринимателям объем выручки которых от реализации продукции (выполнения работ, оказания услуг) за один год превышает в 500 тысяч раз установленный законодательством Российской Федерации минимальный размер оплаты труда или сумма активов баланса превышает на конец отчетного года в 200 тысяч раз установленный законодательством Российской Федерации минимальный размер оплаты труда.

Напомним, что законодательство возлагает ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение обязанностей, поэтому в случае представления в налоговый орган бухгалтерской отчетности без аудиторского заключения к налогоплательщику может быть применена мера, установленная Налоговым кодексом.

Отдел работы с налогоплательщиками, их регистрации и учета и СМИ
УФНС России по Приморскому краю

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

КАФЕДРА АУДИТА

Курсовая работа

по дисциплине: «Аудит»

Тема: «Аудит предприятий-банкротов»

Выполнила:

студентка V курса

специальности «БУА и А»

Личное дело № *******

Проверила:

Лубнина В.П.

Киров

2007

ПЛАН

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ЗАКОНОДАТЕЛЬНО-НОРМАТИВНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ-БАНКРОТОВ 5

ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ АУДИТА НЕСОСТОЯТЕЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ 20

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 32

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время в России более 1/3 всех отечественных предприятий, не сумевших приспособиться к рыночным отношениям, оказалась в тяжелом экономическом положении. Проблема неплатежеспособности, несостоятельности и банкротства должника, не исполняющего свои обязательства, – одна из наиболее актуальных проблем рыночной экономики.

Банкротство предприятий является следствием неэффективной ценовой, инвестиционной и финансовой политики, но массовое банкротство предприятий может вызвать серьезные негативные социальные последствия.

Причиной банкротства российских предприятий в период общего кризиса являются слишком неблагоприятные макроэкономические условия: спад производства, резкие, трудно прогнозируемые изменения экономической политики правительства, гиперинфляция, политическая нестабильность, разбалансированность финансового рынка.

Рано или поздно, по вине плохой конъюнктуры рынка или кризиса ресурсов, неэффективного управления, банкротство может случиться с любым предприятием. Более глубокие причины следует искать в невозможности предвидеть состояние рынка в перспективе. Рынок требует от предпринимателя гибкости и приспособления. Слабость механизма адаптации предприятия к изменяющимся условиям внутренней и внешней среды лежит в основе возможности банкротства. Рыночная экономика и банкротство тесно связаны между собой. Без процедуры банкротства экономика становится неэластичной, так как переход финансовых, трудовых и материальных ресурсов от неэффективно к успешно работающим предприятиям становится невозможен.

Основной целью данной курсовой работы является анализ процедур банкротства предприятий и обзор российского законодательства о банкротстве. Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи :

      Раскрыть сущность понятия банкротства, определить виды, указать основные причины банкротства предприятий;

      Сделать обзор российского законодательства о банкротстве;

      Описать особенности проведения процедур банкротства.

Предметом курсовой работы является совокупность теоретико-методологических и организационно-методических вопросов, связанных с организацией аудиторской проверки на предприятиях, в отношении которых арбитражным судом возбуждено производство по делу о банкротстве.

В качестве объекта курсовой работы выступают несостоятельные коммерческие организации, в отношении которых применялись различные процедуры банкротства, предусмотренные законодательством РФ.

ГЛАВА 1. ЗАКОНОДАТЕЛЬНО-НОРМАТИВНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ-БАНКРОТОВ

Вопрос о несостоятельности (банкротстве) – один из самых ключевых для экономики любой страны. Именно то, как в стране выстроена процедура банкротства, определяет базовые «правила игры» и для промышленных гигантов, и для мелких магазинов.

Состояние неспособности должника платить по своим обязательствам принято называть банкротством. В соответствии с Федеральным Законом РФ «О несостоятельности (банкротстве)» от 16 октября 2002 г. под банкротством (несостоятельностью) предприятий понимается признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.

Правовое регулирование функционирования несостоятельных организаций предопределяет значительные отличия в построении бухгалтерского учета, формировании отчетности и проведению аудиторской проверки на предприятии-банкроте от его ведения на действующих хозяйственных субъектах.

При банкротстве сталкиваются разнородные, а порой и противоположные, по своей экономической природе интересы широкого круга действующих лиц, что нередко приводит к злоупотреблениям со стороны руководства должника, арбитражного управляющего и отдельных кредиторов.

Результатом банкротства предприятия может стать, как внешнее управление, направленное на восстановление платежеспособности предприятия-банкрота, так и принудительное прекращение хозяйственной деятельности неплатежеспособной организации по решению арбитражного суда с открытием конкурсного производства, по завершении которого, юридическое лицо как субъект права ликвидируется. При этом на каждой стадии банкротства предприятия назначается арбитражный управляющий, основной целью работы которого является обеспечение имущественных интересов кредиторов должника на основе сохранности оставшегося имущества, либо последующего справедливого распределения этого имущества между кредиторами в соответствии с положениями действующего законодательства.

Контроль со стороны государства за деятельностью такого специфичного сектора экономики, где сталкиваются имущественные интересы широкого круга лиц, претерпел в последнее время значительные изменения, связанные с ликвидацией главного контролирующего органа – Федеральной службы по финансовому оздоровлению и банкротству, и передачей всех полномочий Федеральной налоговой службе РФ.

Таким образом, совокупность экономических и правовых особенностей функционирования предприятий, признанных арбитражным судом несостоятельными, влияет на эффективность организации учетно-контрольной работы, повышение которой может быть обеспечено за счет использования услуг индивидуальных аудиторов и аудиторских организаций. В условиях функционирования экономики в конкурентной среде, повышение эффективности применяемых методических подходов к проведению аудита несостоятельных организаций и оказанию сопутствующих аудиту услуг становится для таких субъектов экономики необходимым условием выживания и развития.

Признаки банкротства

Банкротство – хотя и болезненный, но закономерный процесс, а значит, подлежит управлению. Состояние неплатежеспособности предприятий неравномерно по внешним признакам, согласно чему управление им сложно и неуниверсально. Оно осуществляется как на макроуровне – посредством созданной системы мониторинга, так и на микроуровне хозяйственной деятельности – в результате антикризисного управления.

Деятельность предприятия подвержена влиянию многочислен­ных факторов. В целях антикризисного управления деятельностью предприятия необходимо знать характер их влияния. По на­правлению этих влияний факторы различаются на положительные и отрицательные. Очевидно, несостоятельность предприятий обусловлена влиянием последних. Кроме того, по степени зависимости от субъекта хозяйственной дея­тельности все факторы делятся на внешние и внутренние.

Внешние факторы :

экономические: уровень доходов и накоплений населения (покупательная способность); платежеспособность экономических партнеров, кредитная и налоговая политика государства; изменение рыночных ориентаций потребителя, конъюнктуры внутреннего и мирового рынков, государственное регулирование, уровень развития науки и техники, инфляция;

социальные: изменение политической обстановки внутри страны и за рубежом; международная конкуренция, уро­вень культуры предпринимателей и потребителей их про­дукции, организация досуга населения, нравственные при­тязания и религиозные нормы, определяющие образ жизни; демографическая ситуация.

правовые: наличие законов, регулирующих предпринима­тельскую деятельность (например, упрощенная и ускорен­ная процедура регистрации предприятий); защита от государственного бюрократизма, совершенствование налогово­го законодательства, методов учета и форм отчетности, развитие совместной деятельности с привлечением ино­странного капитала; обеспечение гарантии сохранности прав на собственность и соблюдения договорных обяза­тельств; защита фирм друг от друга, потребителей от не­доброкачественной продукции.

природно-климатические и экологические: наличие матери­альных ресурсов, климатические условия, состояние окру­жающей среды и т.п.

Внутренние факторы :

материально-технические – факторы, связанные с уровнем развития техники и технологии, внедрением в производство научных открытий, совершенствованием орудий и предметов труда. К ним относятся: замена морально и физически уста­ревшего оборудования; ремонт действующего оборудования; механизация и автоматизация производства; электрификация производства; химизация производства; строительство, ре­конструкция, увеличение использования производственных площадей; создание и внедрение принципиально новых тех­нологий, обеспечивающих сокращение затрат, экономию ре­сурсов, повышение качества; углубление специализации ма­шин; экономия материальных ресурсов; освоение альтерна­тивных источников энергии и т.п.

организационные - факторы, обусловленные совершенст­вованием организации производства, труда и управления; выбором организационно-правовой формы.

социально-экономические - факторы, связанные с составом работников, уровнем их квалификации, отношением работ­ников к собственности, условиями труда и быта, эффектив­ностью стимулирования труда. К ним относятся: матери­альная и моральная заинтересованность; уровень квалифи­кации работников; уровень культуры труда; отношение к труду; изменение форм собственности на средства произ­водства и результаты труда и т.п.



Просмотров