Потенциальные источники опасности трудовой деятельности. Потенциальная опасность трудовой деятельности

Характеристика опасностей

Опасность - центральное понятие БЖД, под которым понимаются явления, процессы, объекты, способные в определенных условиях наносить ущерб здоровью человека непосредственно или косвенно, т.е. вызывать нежелательные последствия. Количество признаков характеризующих опасность, может быть увеличено или уменьшено в зависимости от целей анализа.

Опасность хранят все системы имеющие энергию, химически или биологически активные компоненты, а также характеристики не соответствующие условиям жизнедеятельности человека.

Таксономия – наука о классификации и систематизации сложных явлений, понятий, объектов. Поскольку опасность является понятием сложным, иерархическим, имеющим много признаков, таксономирование их выполняет важную роль в организации научного знания в области БЖД, позволяет глубже познать природу опасности. Совершенная достаточно полная таксономия пока не разработана.

По природе происхождения опасности бывают: природные, технические, антропогенные, экологические, смешанные.

Согласно ГОСТу опасности делятся на: физические, химические, биологические, психофизиологические.

По времени проявления отрицательных последствий опасности делятся на: импульсивные, кумулятивные.

По вызываемым последствиям: у томление, заболевания, травмы, аварии, летальные исходы.

По приносимому ущербу : социальный, технический, экологический и т.п.

По характеру воздействия на человека опасности можно разделить на: активные , проявляющиеся за счет своей энергии (электричество, ультразвука и т.д.), пассивные , проявляющиеся как бы опосредованно (ржавчина, накипь), активно-пассивные , активизирующиеся за счет энергии, носителем которой является сам человек (острые колющие и режущие неподвижные элементы; неровности поверхности по которой перемещается человек; уклоны, подъемы, незначительное трение между соприкасающимися поверхностями и др.)

Различают априорные признаки (предвестники) опасности и апостериорные (следы).

Опасности носят потенциальный, то есть скрытый характер.

Идентификация опасностей – процесс обнаружения и установления количественных, временных, пространственных и иных характеристик необходимых и достаточных для разработки профилактических и оперативных мероприятий направленных на обеспечение БЖД.

В процессе идентификации выявляются номенклатура опасности, вероятность их проявления, пространственная локализация, возможный ущерб и другие параметры, необходимые для решения конкретной задачи.

Причины и последствия – условия, при которых реализуются потенциальные опасности .

Другими словами причины характеризуют совокупность обстоятельств, благодаря которым опасности проявляются и вызывают те или иные нежелательные последствия или ущерб. Формы ущерба, или нежелательные последствия разнообразны: травмы различной тяжести, заболевания, определяемые современными методами, урон окружающей среде и др.

Опасность, причины, последствия являются основными характеристиками таких событий, как несчастный случай, ЧС, пожар и т.д.

Триада «опасность - причины - нежелательные последствия» - логический процесс развития, реализующий потенциальную опасность в реальный ущерб (последствия). Как правило, этот процесс включает несколько причин, т.е. является многопричинным.

Аксиома о потенциальной опасности – любая деятельность потенциально опасна. Это утверждение носит аксиоматический характер.

Как известно, любой вид человеческой деятельности должен быть полезен для его существования, но одновременно такая деятельность может быть источником негативных воздействий или вреда, приводящим к травматизму, заболеваниям, полной потере трудоспособности или смерти.

Вред человеку может наносить и работа на производстве (трудовая деятельность), различные виды отдыха, развлечения и даже деятельность, связанная с получением знаний. Человеческая практика, таким образом, дает основание утверждать, что любая деятельность потенциально опасна. Абсолютной безопасности, т.е. состояния, в котором исключены все опасности, просто не существует.

Аксиома о потенциальной опасности любой деятельности положена в основу научной проблемы обеспечения безопасности человека . Эта аксиома имеет по меньшей мере два важных вывода, необходимых для формирования систем безопасности:
- невозможность разработать (найти) абсолютно безопасный вид деятельности человека (например, рассматривая производственную деятельность человека, невозможно создать абсолютно безопасную технику или технологический процесс);
- ни один вид деятельности не может обеспечить абсолютную безопасность для человека.

Напомним, опасность - это процессы, явления, предметы, оказывающие негативное влияние на жизнь и здоровье человека . Согласно последним оценкам Международной организации труда (МОТ), ежегодно в мире вследствие действия производственных факторов умирает около двух миллионов человек. Доли распределения определены на основании данных о выявленных производственных факторах, вызывающих профессиональные заболевания, а также их доказанного влияния на уровень смертности по причине таких заболеваний, в частности, в промышленно развитых странах (рисунок 1).

Разнообразие опасностей и вредных производственных факторов допускает самые различные их классификации . В России идентификация опасных и вредных производственных факторов производится на рабочих местах средствами их аттестации по условиям труда.

По природе воздействия на человека опасные и вредные производственные факторы разделяют в соответствии с ГОСТ 12.0.003-74 ССБТ «Опасные и вредные производственные факторы. Классификация» на следующие группы: физические, химические, биологические и психофизиологические.

К физическим опасным и вредным производственным факторам относятся :

  • движущиеся машины и механизмы, подвижные части производственного оборудования, передвигающиеся изделия (материалы, заготовки), разрушающиеся конструкции, обрушивающиеся горные породы;
  • повышенная запыленность и загазованность воздуха рабочей зоны; повышенная или пониженная температура поверхностей оборудования, материалов;
  • повышенная или пониженная температура воздуха рабочей зоны;
  • повышенные уровни шума, вибрации, ультразвука, инфразвуковых колебаний;
  • повышенное или пониженное барометрическое давление и его резкое изменение;
  • повышенные или пониженные влажность, подвижность, ионизация воздуха;
  • повышенный уровень ионизирующих излучений;
  • повышенное значение напряжения в электрической цепи;
  • повышенные уровни статического электричества, электромагнитных излучений;
  • повышенная напряженность электрического, магнитного полей, отсутствие или недостаток естественного света;
  • недостаточная освещенность рабочей зоны;
  • повышенная яркость света или пульсация светового потока; ;
  • пониженная контрастность;
  • прямая и отраженная блесткость;
  • повышенные уровни ультрафиолетовой и инфракрасной радиации;
  • острые кромки, заусеницы и шероховатость на поверхности заготовок, инструментов и оборудования;
  • расположение рабочего места на значительной высоте относительно земли (пола);
  • невесомость.

К химическим опасным и вредным производственным факторам относятся химические вещества, которые по характеру воздействия на организм человека подразделяются на токсические, раздражающие, сенсибилизирующие, канцерогенные, мутагенные, влияющие на репродуктивную функцию.

По путям проникновения в организм человека они делятся на проникающие в организм через органы дыхания, желудочно-кишечный тракт, кожные покровы и слизистые оболочки.

К биологическим опасным и вредным производственным факторам относятся патогенные микроорганизмы (бактерии, вирусы, риккетсии, спирохеты, грибы, простейшие) и продукты их жизнедеятельности, а также макроорганизмы (растения и животные).

К психофизиологическим опасным и вредным производственным факторам относятся физические (статические и динамические) и нервно-психические перегрузки (умственное перенапряжение, перенапряжение анализаторов, монотонность труда, эмоциональные перегрузки).

Заметим, что один и тот же реальный опасный и вредный производственный фактор по природе своего действия может относиться одновременно к различным типам.

Опасности, создаваемые деятельностью человека, имеют два важных для практики качества: они носят потенциальный характер (могут быть, но не приносить вреда) и имеют ограниченную зону воздействия (зона действия опасности).

Источниками формирования опасностей в конкретной деятельности являются :

  • сам человек как сложная система «организм - личность», в которой неблагоприятная для здоровья человека наследственность, физиологические ограничения возможностей организма, психологические расстройства и антропометрические показатели человека непригодны для реализации конкретной деятельности;
  • процессы взаимодействия человека и элементов среды обитания.

Количественной характеристикой действия опасностей, формируемых конкретной деятельностью человека является риск. В экономической литературе встречается много определений этого термина, но чаще всего говорят о вероятностном определении этого понятия.

В соответствии с ГОСТ Р 51897-2002 «Менеджмент риска. Термины и определения», термин «риск» обозначает сочетание вероятности события и его последствий или о возможности отклонения от ожидаемого результата или события .

Рассматривая результаты воздействия той или иной конкретной опасности на тот или иной объект, выделяют две основные количественные характеристики этого воздействия. Первая – вероятность самого воздействия. Вторая характеристика – масштаб причиненного вреда (ущерба) состоянию пострадавшего объекта. Эта характеристика является второй, ибо она всегда существует вместе с первой (при оценке опасности).

Поскольку опасность как таковую исключить невозможно, то количественная оценка опасности позволяет говорить как о приемлемом (допустимом) значении риска, так и о недопустимом риске. Тогда понятие безопасность будет означать отсутствие недопустимого риска . Именно этот подход и это определение господствует во всех российских стандартах, связанных с безопасностью.

Заметим, что Федеральный закон «О техническом регулировании» дает такое определение: «Безопасность продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации (далее – безопасность) – состояние, при котором отсутствует недопустимый риск, связанный с причинением вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений».

Отсюда можно определить понятия о безопасности как состоянии защищенности – безопасность производственной деятельности и безопасность труда.

Безопасность производственной деятельности – это такое состояние производственных процессов, при котором отсутствует недопустимый риск, связанный с возможностью нанесения ущерба технологическому процессу, имуществу, здоровью работников и третьих лиц, окружающей среде.

«Безопасные условия труда, безопасность труда - условия труда, при которых воздействия на работающих вредных и (или) опасных производственных факторов исключены либо уровни их воздействия не превышают установленных нормативов».

Для активного вмешательства в процесс управления безопасностью труда необходима комплексная оценка риска. Методы такой оценки должны быть адекватны требованиям решаемых задач и той исходной информации, которую можно получить для оценки. ГОСТ Р 51901.1-2002 «Менеджмент риска. Анализ риска технологических систем» четко говорит об анализе риска как об общей процедуре систематического использование информации для определения источников и значимости риска.

Анализ риска обеспечивает базу для оценивания риска, мероприятий по снижению риска и принятия риска . Важную роль в анализе риска играет исходная информация. В зависимости от стадии, на которой выполняется оценка риска, в качестве исходной информации могут быть использованы:

  • статистические данные о частоте и характере проявлений опасности и (или) их последствий в виде травм и заболеваний по различным подразделениям, операциям, рабочим местам, профессиям и т. п.;
  • государственные нормативные требования охраны труда, гигиенические нормативы и т.п.;
  • базовые показатели производственного травматизма и профессиональной заболеваемости для данного вида экономической деятельности или аналогичных предприятий или производств или аналогичных предприятий.

Завершив оценку и анализ опасностей и риска, выяснив, является ли риск допустимым (приемлемым) или неприемлемо высоким, можно начать планировать (а потом и выполнять) мероприятия по снижению риска до приемлемого уровня.

Оценка эффективности обеспечения безопасных условий труда может производится обобщенными показателями риска травмирования (травмоопасность) или (и) риска профзаболевания, или другими, в том числе обобщенными (интегральными), показателями.

С теоретической точки зрения, наиболее логично для оценки уровня, например, травматизма использовать относительную частоту травмирования, вычисляемую как число травм за один человеко-час непосредственно того или иного вида работы.

На практике используют аналогичные, но гораздо более простые, а потому не совсем точные для детального анализа показатели.

Относительная частота травмирования, вычисляемая как число травм (несчастные случаи) за период полного рабочего времени (всех работающих), наиболее близка к теоретическому идеалу.

В качестве такого временного периода наиболее часто берут либо 1 миллион часов работы, либо год. Для очень редко происходящих событий удобно брать временной период в 10 лет.

В Российской Федерации для оценки состояния и динамики производственного травматизма наиболее часто используют коэффициенты частоты и тяжести несчастных случаев.

Коэффициент частоты травматизма Кч определяет число несчастных случаев, приходящихся на 1000 среднесписочных работающих за определенный календарный период (месяц, квартал, год): Кч = 1000 (Т/Р) ,
где Т – число травм (несчастные случаи) за определенный (как правило, отчетный) период;
Р – среднесписочное число работающих за тот же период.

Коэффициент тяжести травматизма Кт характеризует среднюю длительность нетрудоспособности, приходящуюся на один несчастный случай: Кт = Д/Т ,
где Д – суммарное число рабочих дней нетрудоспособности по всем травмам (несчастные случаи) за определенный (как правило, отчетный) период, исчисляемое по листкам нетрудоспособности;
Т – число травм (несчастные случаи) за тот же период.

Заметим, что коэффициент тяжести не полностью характеризует реальную «тяжесть» травматизма, ибо не учитывает смертельный травматизм и множество микротравм. Для лучшего учета доли смертельного травматизма можно, как это делается в ряде случаев в западных странах, условно считать, что смертельная травма эквивалентна потере 35 лет трудоспособности.

Перемножив коэффициенты частоты и тяжести травматизма, получим еще один, но редко используемый, показатель травматизма – коэффициент нетрудоспособности : Кн = 1000 (Д/Р)

Используя те же идеи, за рубежом принято использовать в качестве базы 100 000 работников или лиц экономически активного населения. При такой базе коэффициент частоты всегда оказывается целочисленным, что легче для восприятия. Например, в странах Европейского союза частота смертельного травматизма составляет примерно 3 (т.е. 3 человека на 100 000 работников), в США – примерно 4 (т.е. 4 человека на 100 000), в нашей стране – примерно 10 (т.е. 10 человек на 100 000 работников).

Показатели травматизма позволяют описать характер травматизма на различных рабочих местах, в отдельных структурных подразделениях, организациях, отраслях, на территориях, в стране в целом, а их статистическая обработка, произведенная по различным признакам, – произвести анализ травматизма и определить приоритетные направления дальнейшей работы по его предотвращению.

При оценке риска следует помнить, что безопасность производственного процесса определяется свойствами, как отдельных элементов, так и всей системы в целом. В соответствии с системным подходом, наряду с оценкой уровня безопасности системы в целом, важно выявить, какую роль в обеспечении этого уровня играет каждый из элементов системы.

Конечно, обеспечение безопасности человека в процессе труда зависит от конкретных обстоятельств и условий того или иного производства. Вместе с тем технические основы управления безопасностью условий труда достаточно типичны и состоят в идентификации (распознавании) опасных и вредных производственных факторов, оценивании рисков, включая их анализ и управление рисками .

Обеспечение безопасности производственных процессов и безопасности труда сложная научная, техническая и организационная проблема, которая является важнейшей составной частью охраны труда.

Потенциальная опасность трудовой деятельности

Предмет и основные понятия охраны труда

Безопасность жизнедеятельности - ϶ᴛᴏ состояние деятельности, при которой с определœенной вероятностью исключаются потенциальные опасности, влияющие на здоровье человека.

Безопасность следует принимать как комплексную систему, мер по защите человека и среды его обитания от опасностей формируемых конкретной деятельностью. Чем сложнее вид деятельности, тем более компактна система защиты.

Для обеспечения безопасности конкретной деятельностью должны быть решены три задачи

1. Произвести полный детальный анализ опасностей формируемых в изучаемой деятельности.

2. Разработать эффективные меры защиты человека и среды обитания от выявленных опасностей. Под эффективными подразумевается такие меры по защите, которые при минимуме материальных затрат эффект максимальный.

3. Разработать эффективные меры защиты от остаточного риска данной деятельности. Οʜᴎ необходимы, так как обеспечение абсолютную безопасность деятельности не возможно предпринять.

Обеспечение безопасности жизнедеятельности человека (рабочий, обслуживающий персонал) на производственных предприятиях занимается «охрана труда».

Охрана труда - ϶ᴛᴏ свод законодательных актов и правил, соответствующих им гигиенических, организационных, технических, и социально-экономических мероприятий, обеспечивающих безопасность, сохранение здоровья и работоспособность человека в процессе труда (ГОСТ 12.0.002-80).

Охрана труда и здоровье трудящихся на производстве, когда особое внимание уделяется человеческому фактору, становится наиважнейшей задачей. При решении задач крайне важно четко представлять сущность процессов и отыскать способы (наиболее подходящие к каждому конкретному случаю) устраняющие влияние на организм вредных и опасных факторов и исключающие по возможности травматизм и профессиональные заболевания.

Охрана труда неразрывно связана с науками: физиология, профессиональная патология, психология, экономика и организация производства, промышленная токсикология, комплексная механизация и автоматизация технологических процессов и производства.

При улучшении и оздоровлении условий работы труда важными моментами, является комплексная механизация и автоматизация технологических процессов, применение новых средств вычислительной техники и информационных технологий в научных исследованиях и на производстве.

Осуществление мероприятий по снижению производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, а также улучшение условий работы труда ведут к профессиональной активности трудящихся, росту производительности труда и сокращение потерь при производстве. Так как охрана труда наиболее полно осуществляется на базе новой технологии и научной организации труда, то при разработке и проектировании объекта используются новейшие разработки.

Охрана труда тесно связана с задачами охраны природы. Очистка сточных вод и газовых выбросов в воздушный бассейн, сохранение и улучшение состояние почвы, борьба с шумом и вибраций, защита от электростатических полей и многое другое. Все эти мероприятия способствуют обеспечению нормальных условий работы и обитания человека.

Техника безопасности представляет систему организационных мероприятий и технических средств, предотвращающих воздействие на работающих опасных производственных факторов, а производственная санитария определяется как система организационных мероприятий и технических средств, предотвращающих или уменьшающих воздействие на работающих вредных производственных факторов. Гигиена труда характеризуется как профилактическая медицина, изучающая условия и характер труда, их влияние на здоровье и функциональное состояние человека и разрабатывающая научные основы и практические меры, направленные на профилактику вредного и опасного воздействия факторов производственной среды и трудового процесса на работающих. Электробезопасность направлена на защиту людей от вредного и опасного воздействия электротока, электродуги, электромагнитного поля и статического электричества. Пожарная безопасность определяется как состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров, а промышленная безопасность как состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий.

В свою очередь ОТ, электробезопасность, промышленная безопасность, пожарная безопасность и т.д. являются составными частями безопасности жизнедеятельности - науки о комфортном и безопасном взаимодействии человека с техносферой.

Кроме понятия ОТ в ст. 1 ФЗ «Об основах охраны труда в Российской Федерации» даются и другие определœения, а именно:

условия труда - совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье человека;

вредный производственный фактор - производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его заболеванию;

опасный производственный фактор - производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его травме;

рабочее место - место, в котором работник должен находиться или в ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ ему крайне важно прибыть в связи с его работой и ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ прямо или косвенно находится под контролем работодателя;

средства индивидуальной и коллективной зашиты работников - технические средства, используемые для предотвращения или уменьшения воздействия на работников вредных или опасных производственных факторов, а также для зашиты от загрязнения;

сертификат соответствия работ по ОТ (сертификат безопасности) - документ, удостоверяющий соответствие проводимых в организации работ по ОТ установленным государственным нормативным требованиям ОТ;

производственная деятельность - совокупность действий людей с применением орудий труда, необходимых для превращения ресурсов в готовую продукцию, включающих в себя производство и переработку различных видов сырья, строительство, оказание различных видов услуᴦ.

Законодательство о труде и об ОТ имеет развитую систему на международном, федеральном и региональном уровнях. Трудовое законодательство закрепляет и конкретизирует систему трудовых прав и свобод, регулирует отношения работников и работодателœей, возникающие в связи с заключением и реализацией трудовых договоров, коллективных договоров и соглашений.

Характеристика опасностей

Опасность - центральное понятие БЖД, под которым принято понимать явления, процессы, объекты, способные в определœенных условиях наносить ущерб здоровью человека непосредственно или косвенно, ᴛ.ᴇ. вызывать нежелательные последствия. Количество признаков характеризующих опасность, может быть увеличено или уменьшено в зависимости от целœей анализа.

Опасность хранят всœе системы имеющие энергию, химически или биологически активные компоненты, а также характеристики не соответствующие условиям жизнедеятельности человека.

Таксономия – наука о классификации и систематизации сложных явлений, понятий, объектов. Поскольку опасность является понятием сложным, иерархическим, имеющим много признаков, таксономирование их выполняет важную роль в организации научного знания в области БЖД, позволяет глубже познать природу опасности. Совершенная достаточно полная таксономия пока не разработана.

По природе происхождения опасности бывают: природные, технические, антропогенные, экологические, смешанные.

Согласно ГОСТу опасности делятся на: физические, химические, биологические, психофизиологические.

По времени проявления отрицательных последствий опасности делятся на: импульсивные, кумулятивные.

По вызываемым последствиям: у томление, заболевания, травмы, аварии, летальные исходы.

По приносимому ущербу : социальный, технический, экологический и т.п.

По характеру воздействия на человека опасности можно разделить на: активные , проявляющиеся за счет своей энергии (электричество, ультразвука и т.д.), пассивные , проявляющиеся как бы опосредованно (ржавчина, накипь), активно-пассивные , активизирующиеся за счет энергии, носителœем которой является сам человек (острые колющие и режущие неподвижные элементы; неровности поверхности по которой перемещается человек; уклоны, подъемы, незначительное трение между соприкасающимися поверхностями и др.)

Различают априорные признаки (предвестники) опасности и апостериорные (следы).

Опасности носят потенциальный, то есть скрытый характер.

Идентификация опасностей – процесс обнаружения и установления количественных, временных, пространственных и иных характеристик необходимых и достаточных для разработки профилактических и оперативных мероприятий направленных на обеспечение БЖД.

В процессе идентификации выявляются номенклатура опасности, вероятность их проявления, пространственная локализация, возможный ущерб и другие параметры, необходимые для решения конкретной задачи.

Причины и последствия – условия, при которых реализуются потенциальные опасности .

Другими словами причины характеризуют совокупность обстоятельств, благодаря которым опасности проявляются и вызывают те или иные нежелательные последствия или ущерб. Формы ущерба, или нежелательные последствия разнообразны: травмы различной тяжести, заболевания, определяемые современными методами, урон окружающей среде и др.

Опасность, причины, последствия являются основными характеристиками таких событий, как несчастный случай, ЧС, пожар и т.д.

Триада «опасность - причины - нежелательные последствия» - логический процесс развития, реализующий потенциальную опасность в реальный ущерб (последствия). Как правило, данный процесс включает несколько причин, ᴛ.ᴇ. является многопричинным.

Аксиома о потенциальной опасности – любая деятельность потенциально опасна. Это утверждение носит аксиоматический характер.

1.Общие понятия о трудовой деятельности человека

2.Общие сведения об организме человека и его взаимодействии с окружающей средой

3.Условия труда

4. Неблагоприятные последствия воздействий труда на человека

Введение

Целями преподавания дисциплины является формирование у студентов понимания организации и координации работы по охране труда на пред­приятии при условии соблюдения законодательных и иных норматив­ных правовых актов по охране труда работниками предприятия, а также получение знаний по проведению профилактических работ по предупреждению производственного травматизма и консультированию работодателя и работников по вопросам охраны тру­да.

Задачи изучения дисциплины:

Изучение взаимоотношений общества и человека в их взаимосвязи с производст­венной деятельностью и средой обитания;

Усвоение организации деятельности по охране труда на предприятии;

Уяснение проблем производственной и экологической безопасности;

Понимание механизма воздействия производства на человека и компоненты биосферы;

Овладение методами определения нормативных уровней допустимых негативных воздействий на человека и природную среду;

Ознакомление законодательных и нормативно-технических актов, регулирующих безопасность жизнедеятельности;

Приобретение студентами принципов управления безопасностью жизнедеятельности на уровне государства, региона и предприятия.

Межпредметные связи

Дисциплина «Основы безопасности труда» неразрывно связана с такими дисциплинами как «Основы управления персоналом», «Менеджмент», «Эко­номикой труда», «Физиологией и психологией труда», «Социологией труда и социальной психологией», «Организационное поведение», «Организационная культура» и др.

Дисциплина «Основы безопасности труда» относится к циклу специальных дисциплин (СД.03).

Тематический план

Формами итогового контроля является зачет и экзамен, который проводится как в устной форме, так и в форме тестирования.

1.Общие понятия о трудовой деятельности человека

Труд, как и любая деятельность человека, сложное, многоплановое явление материального мира, в том числе его социального устройства, и вместе с тем явление личной (а значит и психической) жизни почти каждого.

Основой всего является «простой процесс труда» (еще его называют «живым трудом», но еще чаще его называют просто «трудом», что и вносит в дальнейшее путаницу), осуществляемый трудящимся человеком (субъектом труда ) по преобразованию предмета труда с помощью средств труда в продукт труда . Простой процесс труда наглядно олицетворяет процесс преобразования внешнего мира человеком.

Многообразие видов различного труда неисчерпаемо, но мы обратимся к наиболее распространенным (в том числе до сих пор) типам труда – физическому и умственному труду.

Физический труд – одна из основных форм простого процесса труда, которая характеризуется преобладанием физической нагрузки над психической. В физическом труде человек в основном использует свою мышечную энергию и силу для приведения «в действие» средств и орудий труда по преобразованию предмета труда в продукт труда и частично «управляет» этим «действием».

Физический труд может потребовать значительных физических усилий (например, при поднятии или перемещения тяжести) или высокой напряженности, когда какое-то движение надо выполнять в высоком ритме, или выносливости, когда какое-то действие надо производить длительное время.

Весь прогресс человечества связан с «освобождением» от физического труда.

Вначале весь физический труд был ручным трудом (в современной фразеологии – немеханизированный и неавтоматизированный).

При механизированном труде (при выполнении одной и той же в целом работы) в целом тяжесть труда снижается, но для ряда операций нарастает напряженность работы, требующая большей внимательности и координации движений человека.

Автоматизированный труд вытесняет человека из простого процесса труда, оставляя за ним функции участия в других простых процессах труда, связанных с разработкой, наладкой, контролем.

Умственный труд – вторая из основных форм простого процесса труда, которая характеризуется преобладанием психической (умственной) нагрузки над чисто физической (мускульной). В процессе умственного труда человек в основном использует свои интеллектуальные возможности.

Технический прогресс по автоматизации и информатизации всех видов деятельности неизбежно уменьшает роль физического труда и увеличивает роль умственного. Исчезают одни проблемы, возникают другие. Ответственность оператора за своевременное распознание сигнальной информации и принятие правильного решения (например, водитель, машинист электровоза, пилот самолета, диспетчер АЭС и т.д.), быстрота смены ситуации (например, диспетчера аэродромов), непрекращающаяся монотонность репродуктивного труда, требующего внимания и сосредоточенности (кассир супермаркета) и многое другое ставят ранее не существовавшие проблемы облегчения умственного труда на повестку дня XXI века.

Характер труда существенно меняется, когда вместо одного человека начинают трудиться несколько. Практики хорошо знают, что организация труда одного человека, либо двух человек, либо трех и более человек совершенно разные задачи, вносящие свои проблемы в запланированное осуществление простого процесса труда.

Человек – существо социальное, да и труд – источник всякого богатства, а потому труд носит двойственный характер. Он не только простой процесс труда по преобразованию материального мира, но и социальное отношение участвующих (прямо или косвенно) в нем людей.

Социальный характер труда обусловлен формой собственности на средства производства и связан с правом присвоения продукта труда. По этому признаку различают частный труд (собственника или арендатора) и наемный труд. Социальный характер труда (как источника средств к существованию и богатства) проявляется и в формировании способов мотивации труда (желание, осознанная необходимость, принуждение).

Заметим, что тяжелые формы физического труда (каторжные работы в карьерах, дорожном строительстве, туннелях, на галерах и т.п.) использовались и используются для наказания осужденных.

Всемирное и всеобщее разделение труда, безудержный рост масштабов современного товарного производства привели к доминированию наемного труда, часто называемого еще профессиональным.

Наемный труд – результат осознанной наемным работником необходимости трудиться, чтобы не помереть с голоду и одновременно осознанной нанимающим его работодателем необходимости привлечения работников для выполнения реализуемого им процесса производства для получения в итоге прибыли.

Различные виды конкретного труда подразделяются в зависимости от их целевого назначения, сферы приложения и функциональной роли в производственной деятельности. Для общей характеристики конкретного труда используются все возможные его отличительные признаки в их сочетании.

Как и любая другая деятельность трудовая деятельность содержит в себе различные опасности, в том числе опасности для жизни и здоровья занятого в простом процессе труда человека. Для защиты от них нужно многое знать и уметь.

2.Общие сведения об организме человека и его взаимодействии с окружающей средой

Не зная «себя», нельзя понять, как следует защищать «себя» от угроз внешнего мира, а потому мы позволим себе напомнить некоторые основные данные анатомии и физиологии человека.

Современный человек прошел длительный эволюционный путь приспособления к окружающей среде, а человеческий организм представляет собой единое целое, все системы и органы которого развиваются и функционируют во взаимной зависимости и обусловленности. Хотя организм функционирует как единое целое, деление его на те или иные системы необходимо для понимания функционирования организма во внешней среде, особенно если эти системы либо анатомически достаточно отчетливо выделены, как, например, системы кровообращения и пищеварения, либо являются физиологически функциональными, как, например, системы терморегуляции и иммунитета.

Человеческий организм настолько сложен, что его изучением занимается целый ряд научных дисциплин. Мы будем рассматривать его очень упрощенно и только с позиций обеспечения безопасности человека в процессе труда.

С этих позиций в человеческом организме с некоторой долей условности можно выделить условно названные нами:

(1) формообразующие системы,

(2) системы жизнеобеспечения и

(3) системы управления.

К системам формообразования (1) можно отнести костную и мышечную системы, а также кожу и ряд слизистых оболочек.

К системам жизнеобеспечения (2) надо отнести все системы обмена с внешней средой (дыхательную, пищеварительную и выделительную системы) и распределения веществ в организме между различными органами (сердечно-сосудистую систему).

К системам управления (3) относят вегетативную и центральную нервные системы.

Все системы организма состоят из различных органов, функционально взаимосвязанных друг с другом. Органы построены из различных тканей. Ткани состоят из клеток и межклеточного вещества, в которых происходят различные биохимические процессы. В каждом органе имеются кровеносные сосуды, а в большинстве и лимфатические. Ко всем органам подходят и разветвляются в них нервы.

Костно-мышечная система образует опорно-двигательный аппарат человека и обеспечивает автономность организма, возможность совершения им различных действий и перемещения в пространстве. Кроме того, кости, мышцы и кожа обеспечивают защиту других, так называемых внутренних органов от непосредственного воздействия внешней среды. Помимо защитных функций кожа участвует в обмене веществ и теплорегуляции.

Сердце и кровеносные сосуды образуют замкнутую систему, по которой кровь движется благодаря сокращениям сердечной мышцы и стенок сосудов. Кровеносные сосуды делятся на три основных типа: артерии, капилляры и вены. Артерии несут кровь от сердца. Они разветвляются на сосуды все меньшего диаметра, по которым кровь поступает во все части тела. В самых отдаленных от сердца частях тела кровеносные сосуды столь малы, что различимы лишь под микроскопом. Именно эти микроскопические сосуды, капилляры, снабжают клетки кислородом и питательными веществами. После их доставки кровь, нагруженная конечными продуктами обмена веществ, направляется в сердце по сети сосудов, называемых венами, а из сердца – в легкие, где происходит газообмен, в результате которого кровь насыщается кислородом.

Дыхательная, пищеварительная и выделительная системы служат для потребления из окружающей среды необходимых для жизни веществ и удаления продуктов метаболизма (биохимических процессов жизни).

Немаловажную роль в поддержании водно-солевого и кислотно-щелочного баланса организма играет потоотделение через кожу. В среднем же с потом человек выделяет 600 мл воды в сутки. С потом выводится огромное (около 270) количество химических веществ.

Анатомически нервная система состоит из центральной и периферической систем. Центральная нервная система включает головной и спинной мозг, а периферическая, – черепно-мозговые и спинномозговые нервы, а также нервные узлы и сплетения, лежащие вне спинного и головного мозга.

Поступающая сенсорная информация подвергается обработке, проходя специфические проводящие пути: например болевые, зрительные или слуховые нервные волокна. Чувствительные проводящие пути идут в восходящем направлении к центрам головного мозга. Результат деятельности центральной нервной системы – активность, в основе которой лежит сокращение или расслабление мышц либо секреция или прекращение секреции желез.

Вегетативная, или автономная, нервная система регулирует деятельность непроизвольных мышц, сердечной мышцы и различных желез. Ее структуры расположены как в центральной нервной системе, так и в периферической.

Деятельность вегетативной нервной системы направлена на поддержание относительно стабильного состояния внутренней среды организма: постоянной температуры тела или кровяного давления, соответствующего потребностям организма. Вегетативная нервная система делится на

Симпатическую и

Парасимпатическую.

Симпатическая система стимулирует те процессы, которые направлены на мобилизацию сил организма в экстремальных ситуациях или в условиях стресса. Парасимпатическая же система способствует накоплению или восстановлению энергетических ресурсов организма.

Симпатическая и парасимпатическая системы действуют координировано, и их нельзя рассматривать как антагонистические. Они сообща поддерживают функционирование внутренних органов и тканей на уровне, соответствующем интенсивности стресса и эмоциональному состоянию человека. Обе системы функционируют непрерывно, но уровни их активности колеблются в зависимости от ситуации.

Эндокринная система состоит из желез внутренней секреции, не имеющих выводных протоков. Они производят химические вещества, называемые гормонами, которые поступают непосредственно в кровь и оказывают регуляторное действие на отдаленные от соответствующих желез органы.

Центральная нервная система регулирует деятельность всех органов, систем и всего организма в целом и представляет собой совокупность нервных клеток и отходящих от них отростков. В этой совокупности клеточных тел, находящихся в черепной коробке (головной мозг) и позвоночном канале (спинной мозг), происходит переработка информации, которая поступает к ним по чувствительным нервам и исходит от них к исполнительным органам по двигательным (к мышцам) и вегетативным (к внутренним органам) нервам. Все нервы и их разветвления образуют периферическую нервную систему.

Центральная нервная система организует процессы жизнедеятельности в соответствии с условиями внешней среды, изменяя функционирование работы отдельных органов и систем. При этом функционирование всех систем тесно переплетено. Например, в процессе переноса веществ кровообращением помимо сердечно-сосудистой системы участвуют и мочевыделительная, поскольку кровоток проходит через почки, и дыхательная, поскольку кровоток проходит через легкие, и пищеварительная, и кроветворная. Основой влияния пищеварительной системы на сердечно-сосудистую является их тесная связь через водно-электролитный обмен. Опорно-двигательный аппарат оказывает очень большое влияние на механическое перемещение крови.

Чтобы запустить все системы в работу, центральная нервная система (и человек вместе с ней) должна иметь информацию о состоянии внешней среды, что и достигается с помощью различных анализаторов и рецепторов так называемых органов чувств.

Любой анализатор состоит из рецептора, проводящих нервных путей и мозгового конца. Часть рецепторов приспособлена к восприятию изменений в окружающей среде (экстерорецепторы), а часть – во внутренней (интерорецепторы). Рецептор превращает энергию раздражителя в нервный процесс. Проводящие пути передают нервные импульсы в кору головного мозга. Между рецепторами и мозговым концом существует двусторонняя связь, которая обеспечивает саморегуляцию анализатора.

Исключительную роль в жизни человека и его взаимоотношениях с внешним миром играет зрительный анализатор . С его помощью мы получаем львиную долю (порядка 90%) информации. Посредством зрения мы практически мгновенно и на значительных расстояниях познаем форму, величину, цвет предмета, направление и расстояние, на котором он находится от нас. Зрительный анализатор включает в себя глаз, зрительный нерв и зрительный центр, располагающийся в затылочной доле коры головного мозга.

Вторым по важности после зрительного анализатора является слуховой. Только он позволяет нам получать информацию вне поля зрения, например, из-за спины, или в темноте с различных расстояний практически мгновенно. Различия между скоростями света и звука ощутимы для нас при наблюдении далекой грозы, взрывов и т.п.

Еще один анализатор – обоняние также позволяет получать информацию с больших расстояний, однако им гораздо лучше владеют представители животного мира, чем человек. Обонятельные рецепторы находятся в носу и воспринимают в воздухе ничтожнейшие количества вещества, ощущаемые как запах.

Еще один анализатор – вкус позволяет получать информацию о качестве пищи. Мы ощущаем вкус рецепторами, расположенными на языке и слизистой ротовой полости.

Если бы человек был созерцателем природы, то видеть, слышать, чувствовать запах и вкус ему было бы, наверное, достаточно. Но человек хочет есть и размножаться, а для этого надо действовать (надо взять в руки палку, надо ступить ногой на камень, надо прижаться к себе подобному).

И все это было бы невозможно, если бы не осязание . Под осязанием мы понимаем ощущения, возникающие при непосредственном воздействии раздражителя на поверхность кожи. Кожа буквально нашпигована рецепторами различных анализаторов.

Тактильный анализатор воспринимает прикосновение и давление на рецепторы кожи.

Температурная чувствительность кожи обеспечивается двумя типами рецепторов – холодовыми и тепловыми.

Интересно пространственное распределение болевых рецепторов. Их много там, где мало тактильных рецепторов, и наоборот. Болевые рецепторы вызывают рефлекс удаления от раздражителя, ибо болевой раздражитель – это опасность. Под влиянием боли организм быстро мобилизуется на борьбу с опасностью, работа всех систем организма перестраивается.

Рассмотренные выше анализаторы настолько важны и давно известны человеку, что он назвал их органами чувств:

обонянием,

осязанием и

Но кроме них у человека есть и другие анализаторы и рецепторы.

Мозг человека получает информацию не только от окружающей среды, но и от организма. Чувствительные нервные аппараты имеются во всех внутренних органах. Во внутренних органах под влиянием внешних условий возникают определенные ощущения, которые порождают сигналы. Эти сигналы являются необходимым условием регуляции деятельности внутренних органов.

Важными анализаторами являются проприорецепторы, позволяющие чувствовать напряжения мышц и пространственное расположение тела и конечностей.

Несмотря на различие многообразных рецепторов и анализаторов, их функционирование имеет много общего, поскольку все они сложились в процессе эволюции для защиты от опасностей.

В реальных условиях земного обитания на человека действует масса самых разных, зачастую слабых, раздражителей. В ходе эволюции человек выработал в себе способность воспринимать только те раздражители, интенсивность которых достигает некоторой определенной величины. Такую минимальную адекватно ощущаемую величину принято называть нижним абсолютным порогом чувствительности или порогом восприятия. При этом восприятие всегда запаздывает относительно начала воздействия раздражителя на некоторое время, называемое скрытым (латентным) периодом .

Выше порога восприятия интенсивность ощущений медленно нарастает при увеличении интенсивности раздражителя, а их связь может быть приближенно выражена логарифмическим законом Вебера-Фехнера. Такая связь раздражителя и ощущения не случайна, так как позволяет свести очень широкий диапазон раздражителей к гораздо более узкому диапазону ощущений, причем наибольшей трансформации подвергаются наибольшие значения раздражителя.

Высокие значения раздражителя встречаются в природе редко и, как правило, связаны с опасностью, о наступлении которой организм должен быть «предупрежден». Поэтому при увеличении интенсивности раздражителя всегда наступает момент, когда ощущение сменяется специальным сигналом опасности – болью, от которой организм хочет только одного – избавиться, а, избавляясь от нее, избавляет и себя от опасности. Такую максимальную адекватно ощущаемую величину раздражителя принято называть верхним абсолютным порогом чувствительности или болевым порогом .

Интервал от минимальной до максимальной адекватно ощущаемой величины (от порога восприятия до болевого порога) определяет диапазон чувствительности анализатора.

В пределах своего диапазона чувствительности анализатор может перестать различать два разных, но близких по интенсивности раздражителя. Для оценки этой способности анализатора говорят о дифференциальном пороге (или пороге различения), под которым понимают минимальную разность между интенсивностями двух раздражителей, которая вызывает едва заметное различие ощущений.

Как и все в живом мире, величины порогов не являются строго стабильными. Они зависят от многих факторов, зачастую трудно учитываемых. Поэтому все пороги должны рассматриваться как среднестатистические величины.

В реальных условиях деятельности на каждый анализатор человека действует одновременно несколько раздражителей. Следовательно, нужно учитывать не только возможности анализатора, но и те условия, в которых будет работать человек. Поэтому, определяя оптимальные условия функционирования, необходимо учитывать всю систему раздражителей, действующих на все анализаторы человека.

Подчеркнем, что разделение всей совокупности анализаторов на отдельные системы довольно условно. Эти системы отчетливо различаются лишь по своим рецепторам. В подавляющем большинстве случаев изменение характера жизнедеятельности организма в ответ на изменение условий внешней среды происходит при участии нескольких анализаторов, и тогда провести четкую грань между ними практически невозможно. Например, в регуляции позы принимают участие вестибулярный аппарат, гравирецепторы и проприорецепторы мышц, тактильные рецепторы кожи, рецепторы органа зрения. Кроме того, в данном случае все системы анализаторов имеют один и тот же исполнительный механизм – опорно-двигательный аппарат. Еще труднее выделить отдельные анализаторы в том случае, когда выбор реакции на внешнее возмущение осуществляется сознательно.

В ходе эволюции в организме человека развился ряд специализированных систем, закрепленных в анатомическом строении и физиологическом функционировании человека, предназначенных для компенсации неблагоприятных изменений внешних условий. Любое изменение условий окружающей среды автоматически формирует соответствующее изменение жизненных процессов в организме, направленное на то, чтобы это внешнее изменение не привело к повреждению и гибели организма.

Происходящие под воздействием изменения внешней среды изменения во внутренней среде организма направлены одновременно, с одной стороны, на приспособление (адаптацию) к новым условиям внешней среды, а, с другой стороны, на сохранение относительно неизменного состояния (гомеостазиса или гомеостаза ) внутренней среды организма и ее функционирования.

Адаптация и гомеостазис – взаимосвязанные и дополняющие друг друга процессы, являющиеся одной из важнейших особенностей всех живых систем. Без преувеличения можно сказать, что это основные механизмы безопасного функционирования человеческого организма, определяющие его здоровье и даже жизнь.

В обычных условиях нормально меняющейся внешней среды организм, успешно справляющийся с необходимостью адаптации и поддержания гомеостазиса, является здоровым организмом .

Когда организм для поддержания гомеостазиса включает механизмы компенсаторных реакций, приходится говорить о так называемом преморбидном состоянии – состоянии предболезни . В этом состоянии еще нет клинических симптомов болезни, как ее понимает современная медицина, но сказать, что человек здоров, к сожалению, нельзя.

Когда организм не может адаптироваться к условиям внешней среды, он заболевает и/или гибнет.

Т.о., обеспечение безопасности человека состоит в таком регулировании внешней среды (условий труда) и функционирования внутренней среды организма работника, которое в условиях воздействия этой внешней среды позволяет организму оставаться в пределах своих адаптационных возможностей и сохранять свое здоровье и трудоспособность.

3.Условия труда

Под условиями труда понимаютсовокупность факторов трудового процесса и производственной среды, в которой осуществляется деятельность человека. (Заметим, что в «Руководстве по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда» Р 2.2.2006-05 Термин «производственная среда» заменен термином «рабочая среда» при неизменности содержания понятия – его смысла.

Под факторами трудового процесса (безотносительно окружающей среды) понимают основные его характеристики: тяжесть труда и напряженность труда .

Тяжесть труда – характеристика трудового процесса, отражающая нагрузку преимущественно на опорно-двигательный аппарат и функциональные системы организма (сердечно-сосудистую, дыхательную и др.), обеспечивающие его деятельность.

Тяжесть труда определяется физической динамической нагрузкой, массой поднимаемого и перемещаемого груза, общим числом стереотипных рабочих движений, величиной статической нагрузки, характером рабочей позы, глубиной и частотой наклона корпуса, перемещениями в пространстве.

Напряженность труда – характеристика трудового процесса, отражающая нагрузку преимущественно на центральную нервную систему, органы чувств, эмоциональную сферу работника.

К факторам, характеризующим напряженность труда , относятся:

Интеллектуальные,

Сенсорные,

Эмоциональные нагрузки,

Степень монотонности нагрузок,

Режим работы.

Под факторами производственной/рабочей среды , в которой осуществляется деятельность человека, понимают самые различные факторы этой среды, от

Физических до

Социально-психологических.

Все эти факторы так или иначе влияют на организм человека.

Среди их многообразия выделяют такие производственные факторы, которые представляют собой особую опасность (угрозу) для человека, ибо причиняют существенный вред их здоровью, серьезно ограничивая (вплоть до лишения) их трудоспособность.

Факторы производственной среды, которые при определенных условиях могут вызвать производственную травму работника, стали называть опасным производственным фактором, а факторы производственной среды, которые при определенных условиях могут вызвать профессиональное заболевание работника, стали называть вредным производственным фактором . Условность этих названий очевидна. Следует заметить, что вредный фактор легко становится опасным при определенных условиях.

Поскольку, как показала практика, основными причинами профессиональных заболеваний являются высокие значения вредных производственных факторов и длительность их воздействия на организм работающего, а также индивидуальные особенности и отклонения в состоянии здоровья отдельного работника, в том числе не выявленные при медицинских осмотрах, а низкие значения не приводят к таким заболеваниям, то оценка условий труда по характеру воздействия вредных производственных факторов использует концепцию так называемого порогового воздействия факторов производственной среды.

В рамках этой концепции считается, что ниже некоторого порога – предельно допустимого для сохранения здоровья значения вредного производственного фактора – его вредное воздействие практически отсутствует и им можно полностью (для практических нужд) пренебречь.

Классическим примером реализации концепции порогового воздействия химических веществ на живой организм является понятие ПДК – предельно допустимой концентрации, впервые предложенного в начале 20-х годов ХХ века.

Официальное определение ПДК вредных веществ в воздухе рабочей зоны выглядит так: «Гигиенические нормативы условий труда (ПДК, ПДУ) – уровни вредных факторов рабочей среды, которые при ежедневной (кроме выходных дней) работе в течение 8 ч и не более 40 ч в неделю, в течение всего рабочего стажа не должны вызывать заболеваний или отклонений в состоянии здоровья, обнаруживаемых современными методами исследований в процессе работы или в отдаленные сроки жизни настоящего и последующих поколений. Соблюдение гигиенических нормативов не исключает нарушение состояния здоровья у лиц с повышенной чувствительностью».

Введение ПДК, а затем и ПДУ (предельно допустимого уровня) позволяет на практике разграничить безопасные условия труда, где концентрации ниже ПДК (уровни ниже ПДУ), и значит, профессиональные заболевания практически невозможны, от неблагоприятных условий труда, где концентрации (уровни) выше ПДК (ПДУ) и возникновение профессиональных заболеваний гораздо более вероятно.

На этом принципе основано практически все гигиеническое нормирование вредных производственных факторов и условий труда, а величины гигиенических нормативов (ГН) получены и обоснованы для 8-часовой рабочей смены.

Важным на практике является и то, что исследованные в лабораториях случаи действия одного производственного фактора, например, того или иного ксенобиотика (вредного вещества несовместимого с жизнью), встречаются относительно редко. Гораздо чаще на работающего действует целый комплекс различных вредных производственных факторов, вся совокупность всех факторов производственной среды. При этом изменяется и результат ее воздействия на организм человека.

В реальных условиях современного производства организм человека все чаще и чаще подвергается одновременному воздействию различных ксенобиотиков.

Комплексным принято называть такое воздействие , когда ксенобиотики поступают в организм одновременно, но разными путями (через дыхательные пути с вдыхаемым воздухом, желудок с пищей и водой, кожные покровы).

Комбинированным принято называть такое воздействие ксенобиотиков, когда ксенобиотики одновременно или последовательно поступают в организм одним и тем же путем. Различают несколько видов комбинированного действия (воздействия):

1. Независимое действие. Результирующий эффект не связан с комбинированным воздействием и не отличается от изолированного действия каждого компонента смеси, а потому обусловлен преобладанием действия наиболее токсичного компонента и равен ему.

2. Аддитивное действие. Результирующий эффект смеси равен сумме эффектов каждого компонента комбинированного воздействия.

3. Потенцированное действие (синергизм). Результирующий эффект смеси при комбинированном воздействии больше суммы эффектов раздельного действия всех компонентов смеси.

4. Антагонистическое действие. Результирующий эффект смеси при комбинированном воздействии меньше суммы эффектов раздельного действия всех компонентов смеси.

Комбинации веществ с независимым действием встречаются достаточно часто, но, как и комбинации с антагонистическим действием, не существенны для практики, поскольку аддитивное и потенцированное действия более опасны.

Примером аддитивного действия является наркотическое действие смеси углеводородов. Потенцированное действие отмечено при совместном действии сернистого ангидрида и хлора, алкоголя и ряда производственных ядов.

Часто встречается сочетанное воздействие ксенобиотиков с другими неблагоприятными факторами, например такими, как высокая и низкая температура, повышенная, а иногда и пониженная влажность, вибрация и шум, различного рода излучения и др. При сочетанном воздействии ксенобиотиков с другими факторами эффект может оказаться более значительным, чем при изолированном воздействии того или иного фактора.

На практике часто встречается ситуация, когда воздействие ксенобиотика имеет «перемежающийся» или «прерывистый» характер. Такое воздействие ксенобиотиков оказывает особое действие. Из физиологии известно, что максимальный эффект любого воздействия наблюдается в начале и в конце воздействия раздражителя. Переход от одного состояния к другому требует приспособления, а потому частые и резкие колебания уровня раздражителя ведут к более сильному воздействию его на организм.

При одновременном воздействии ксенобиотиков и высокой температуры возможно усиление токсического эффекта.

При повышенной влажности также может увеличиваться опасность отравлений, в особенности раздражающими газами.

Возрастание токсического эффекта зарегистрировано как при повышенном, так и при пониженном барометрическом давлении.

Производственный шум также может усиливать токсический эффект. Это доказано для оксида углерода, стирола, алкилнитрила, крекинг-газа, нефтяных газов, аэрозоля борной кислоты.

Промышленная вибрация аналогично шуму также может усиливать токсическое действие ксенобиотиков. Например, пыль кобальта, кремниевые пыли, дихлорэтан, оксид углерода, эпоксидные смолы оказывают более выраженное действие при сочетании их действия с вибрацией по сравнению с воздействием чистых ксенобиотиков.

Работник соприкасается с ксенобиотиками, как правило, выполняя одновременно физическую работу. Физическая нагрузка, оказывающая мощное и разностороннее влияние на все органы и системы организма, не может не отразиться на условиях всасывания, распределения, превращения и выделения ксенобиотиков, а в конечном итоге – на течении интоксикации.

В настоящее время условия труда классифицируются согласно гигиеническим критериям, установленным в Руководстве Р 2.2.2006-05 «Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда».

Условия труда подразделяются на 4 класса:

Оптимальные,

Допустимые,

Вредные и

Опасные.

Оптимальные условия труда (1-й класс) – условия, при которых сохраняется здоровье работников и создаются предпосылки для поддержания высокого уровня работоспособности. Оптимальные нормативы факторов рабочей среды установлены для микроклиматических параметров и факторов трудовой нагрузки . Для других факторов условно за оптимальные принимаются такие условия труда, при которых вредные факторы отсутствуют либо не превышают уровней, принятых в качестве безопасных для населения.

Допустимые условия труда (2-й класс) характеризуются такими уровнями факторов среды и трудового процесса, которые не превышают установленных гигиенических нормативов для рабочих мест , а возможные изменения функционального состояния организма восстанавливаются во время регламентированного отдыха или к началу следующей смены и не должны оказывать неблагоприятного воздействия в ближайшем и отдаленном периоде на состояние здоровья работающих и их потомство. Допустимые условия труда условно относят к безопасным.

Вредные условия труда (3-й класс) характеризуются наличием вредных факторов, превышающих гигиенические нормативы и оказывающих неблагоприятное воздействие на организм работников и (или) его потомство. Вредные условия труда по степени превышения гигиенических нормативов и выраженности изменений в организме работающих подразделяются на 4 степени вредности:

1-я степень 3-го класса (3.1) – условия труда характеризуются такими отклонениями уровней вредных факторов от гигиенических нормативов, которые вызывают функциональные изменения, восстанавливающиеся, как правило, при более длительном (чем к началу следующей смены) прерывании контакта с вредными факторами и увеличивают риск повреждения здоровья;

2-я степень 3-го класса (3.2) – условия труда, при которых уровни вредных факторов вызывают стойкие функциональные изменения, приводят в большинстве случаев к увеличению профессионально обусловленной заболеваемости (что проявляется повышением уровня заболеваемости с временной утратой трудоспособности и, в первую очередь, теми болезнями, которые отражают состояние наиболее уязвимых органов и систем для данных факторов), к появлению начальных признаков или легких (без потери профессиональной трудоспособности) форм профессиональных заболеваний , возникающих после продолжительной экспозиции (часто после 15 лет и более);

3-я степень 3-го класса (3.3) – условия труда, характеризующиеся такими уровнями факторов рабочей среды, воздействие которых приводит к развитию, как правило, профессиональных заболеваний легкой и средней степеней тяжести (с потерей профессиональной трудоспособности) в периоде трудовой деятельности , росту хронической (производственно обусловленной) патологии, 4-я степень 3-го класса (3.4) – условия труда, при которых могут возникать тяжелые формы профессиональных заболеваний (с потерей общей трудоспособности), отмечаются значительный рост числа хронических заболеваний и высокие уровни заболеваемости с временной утратой трудоспособности;

Опасные (экстремальные) условия труда (4-й класс) характеризуются уровнями факторов рабочей среды, воздействие которых в течение рабочей смены (или ее части) создает угрозу для жизни, высокий риск развития острых профессиональных поражений, в т. ч. в тяжелых формах.

Работа в опасных условиях труда (4-й класс) не допускается, за исключением ликвидации аварий и проведения экстренных работ для предупреждения аварийных ситуаций. При этом работа должна осуществляться с применением соответствующих СИЗ и при строгом соблюдении временных режимов, регламентированных для таких работ.

Безопасные условия труда определены Трудовым кодексом РФ (ст. 209) как «условия труда, при которых воздействие на работающих вредных и (или) опасных производственных факторов исключено либо уровни их воздействия не превышают установленных нормативов».

4. Неблагоприятные последствия воздействий труда на человека

Как известно, при определенных обстоятельствах воздействие условий труда на работающего человека может привести к неблагоприятным последствиям (событиям).

Напомним, что для человека такими неблагоприятными событиями являются:

Утомление,

Заболевание (болезнь),

Утомление – физиологическое состояние организма, возникающее в результате чрезмерно интенсивной или длительной деятельности и проявляющееся временным снижением функциональных возможностей человеческого организма. Различают физическое, умственное и эмоциональное утомление.

Физическое утомление проявляется нарушением функции мышц: снижением силы, точности, согласованности и ритмичности движений. Возникает при интенсивной и/или длительной физической деятельности.

Умственное утомление проявляется снижением продуктивности интеллектуального труда, ослаблением внимания (трудность сосредоточения), замедлением мышления, снижением показателей умственной активности, понижением интереса к работе. Возникает при интенсивной интеллектуальной деятельности.

Эмоциональное утомление проявляется заметным снижением эмоциональных реакций под воздействием сверхсильных или монотонных раздражителей (стрессы).

Недостаточный по времени отдых или же чрезмерная рабочая нагрузка в течение длительного времени нередко приводят к хроническому утомлению, или переутомлению . Различают умственное и психическое (душевное) переутомление.

Утомление и связанное с ним падение работоспособности (производительности) – самое распространенное неблагоприятное последствие простого процесса труда. Однако если утомление не вышло за пределы адаптационных возможностей человека (не является переутомлением ), организм последнего легко восстановится после соответствующего отдыха. Различные перерывы в работе, обеденный перерыв, дни отдыха и, наконец, отпуск – все это традиционные, широко используемые и зачастую обязательные мероприятия для предотвращения снижения работоспособности человека. К сожалению, современный ритм жизни и труда все чаще приводит все большее количество работников к синдрому хронической усталости . По мнению многих западноевропейских экспертов, именно эта проблема может стать самой актуальной в обеспечении требований безопасности и гигиенических требований на рабочем месте.

Другим массово-распространенным неблагоприятным последствием труда является заболевание человека: недомогание; плохое самочувствие; бурно протекающие, но относительно быстро проходящие («острые» – по медицинской терминологии) и длящиеся годами вялотекущие с периодическими обострениями («хронические» – по медицинской терминологии) заболевания.

Причинная связь заболевания с условиями труда очень сложна и неоднозначна.

Комплекс факторов производственной среды, формирующий условия труда, тяжесть и напряженность процесса, оказывает на работников как специфическое (т. е. прямо и четко направленное), так и неспецифическое (общее неблагоприятное) воздействие.

Чаще встречающееся неспецифическое воздействие снижает в целом защитные функции организма, что приводит к развитию общих заболеваний. Поскольку эти заболевания спровоцированы условиями труда, их часто называют производственно обусловленными заболеваниями (в западноевропейской терминологии – связанными с работой заболеваниями). Отделить в практике их от обычной заболеваемости достаточно сложно (а иногда и невозможно). Удельный вес влияния неблагоприятных условий труда на показатели общей заболеваемости колеблется от 20 до 40%, но может быть и больше.

Встречающееся реже специфическое воздействие связано с конкретными производственными факторами и приводит к развитию определенных, вызываемых этими факторами, заболеваний. Поскольку эти заболевания вызваны неблагоприятными условиями труда конкретных рабочих мест конкретных профессий, их называют профессиональными заболеваниями . Иногда отделить в практике их от обычной заболеваемости также достаточно сложно, но все же это можно сделать. Профессиональное медицинское заключение – медицинский диагноз и его соответствие официально принятому «соглашению» что и в каких случаях считать «профессиональным заболеванием» – для профессиональных заболеваний обязателен!

Острым профессиональным заболеванием называется заболевание, возникающее внезапно, после однократного (в течение не более одного рабочего дня или одной рабочей смены) воздействия вредных производственных факторов, повлекшее временную или стойкую утрату профессиональной трудоспособности. Как правило, это ингаляционные отравления.

Хроническое профессиональное заболевание – это заболевание, возникающее в результате длительного воздействия вредных производственных факторов, повлекшее временную или стойкую утрату профессиональной трудоспособности. Подавляющее большинство профессиональных заболеваний (около 95%) – хронические.

Практика показывает, что болезненные изменения в организме могут незаметно накапливаться годами и вдруг проявиться как тяжелое профессиональное заболевание. Поэтому профессиональные заболевания часто приводят к профессиональной инвалидности работников. Кроме того, смертность лиц с профессиональными заболеваниями от присоединившихся и развивающихся под воздействием вредных производственных факторов обычных заболеваний в десятки раз выше, чем среди населения в целом.

Большинство профессиональных заболеваний требует диагностики в специализированных медицинских лечебных учреждениях, куда направляются работники с подозрительными симптомами, возможно вызванными профессиональным заболеванием.

Другим, достаточно часто встречающимся неблагоприятным последствием воздействия неблагоприятных условий труда является травма .

По типу воздействия на организм (механическое, электрическое и электромагнитное, температурное, радиационное или химическое) травмы можно классифицировать как

Механические,

Электрические,

Световые,

Тепловые (холодовые),

Радиационные.

Это падения, удары, ушибы, укусы, порезы, проколы, ранения, переломы, размозжения, ожоги, обморожения, электрические удары, электрошоки, ослепления, тепловые удары и т. п.

Удушья (асфиксии), возникающие из-за отсутствия кислорода или попадания посторонних предметов в легкие (в том числе из-за утопления), также являются формами травмы, поскольку приводят к быстрому нарушению нормального функционального состояния организма, Степень тяжести повреждения при травмировании бывает различной и может повлечь за собой необходимость оказания первой помощи на месте, обращение в лечебное учреждение, потерю трудоспособности, инвалидность или смерть.

Среди всех травм особо выделяют те травмы, при которых человек какое-то время не способен работать.

Наиболее серьезные травмы приводят к профессиональной инвалидности (невозможность работать по профессии) или общей инвалидности (невозможность работать вообще) работника и даже к смерти. Для обозначения травм, приведших к гибели, используют специальный термин – «смертельная травма» .

Мелкие порезы, растяжения и другие сравнительно легкие травмы часто называют микротравмами .

Сама по себе травма человеческого организма представляет чисто медицинское явление. Однако травма, полученная в процессе труда, – явление уже медико-социальное: если пострадавший не может работать, то на какие средства он (если он жив) и его иждивенцы будут жить? Значит, пострадавший в принципе должен получить где-то от кого-то какие-то средства на жизнь, которые компенсируют ему вред, нанесенный травмой.

С этой точки зрения, из всех полученных в процессе труда травм, выделяют производственные травмы , имеющие социально значимые последствия: смерть работника или необходимость его перевода на другую работу (в России – на срок не менее одного дня); временная или стойкая потеря работником трудоспособности на определенный срок (в России – не менее одного дня).

Человека, которая существенно отличается от психики самого высшего животного. Во-первых, человек научился создавать, совершенствовать и сохранять . Во-вторых, человек способен абстрагироваться (отвлекаться) от данной конкретной ситуации и предвосхищать последствия, которые могут возникнуть при реализации этой ситуации (примеры из различных областей знаний). Например, представить ситуацию-поражение в битве, ранение на охоте, аварию на производстве и т. д. В этих экстремальных условиях оценить свои действия и при необходимости

изменить их. В-третьих, отличительной чертой психической деятельности является общественного опыта. Личный опыт имеет и человек и животное в виде инстинктивных действий, но только человек усваивает общественный . Психику человека в наибольшей мере развивает передаваемый ему общественный опыт. У человека развиваются высшие (человеческие) функции (произвольная , произвольное внимание, абстрактное ). В-четвертых, только человеку свойственно различие в чувствах - сопереживание в радости и к другому человеку. Воздействуя на природу и изменяя ее, человек меняет и свою собственную природу. Необходимость передавать опыт предыдущих поколений, обучать тру-довым действием соплеменников, распределять отдельные действия между людьми создала потребность общения, главным инструментом которого стал (рис. 16).

Таким образом, человек является продуктом общественных отношений, и трудовая деятельность создала из первобытного стада людей. Благодаря труду и совершенствованию навыков изготовлений орудий труда происходило формирование человеческого общества и постепенное развитие производительных сил. постоянно расширяет сферу воздействия на природу, а это способствует увеличению материальных благ, возникновению новых отраслей хозяйства с новыми условиями труда, требующими более совершенных орудий труда.

Трудовая деятельность человека является многоплановой. Однако в конечном счете в работу включается двигательный организма - его скелетные . Тяжелая физическая работа требует правильной организации труда на основе учета ее интенсивности, которая обусловлена уровнем энергетических затрат (табл. 4.1).

При выполнении работы несколькими людьми успех ее зависит от согласованности, умения, надежности и многих других факторов.

В процессе формирования любой профессиональной группы складывается своеобразный резерв ее возможностей или «коллективная способность». Групповая особенно эффективна при решении проблем, которые могут иметь несколько решений.

Для организации безопасной высокопроизводительной и эффективной работы необходимо выполнить ряд мероприятий:

1. Установить состав группы, когда достигается эффективность в работе.

2. Обеспечить совместимость рабочих. Проблема совместимости может рассматриваться на физиологическом, психофизиологическом, социально-психологическом уровне.

3. Организовать возможность общения рабочих в процессе выполнения совместной работы.

4. Организовать сработанность рабочих, когда взаимодействия дает максимально возможный эффект при энергетических затратах и субъективной удовлетворенности друг другом.

Надежность работы человека определяется вероятностью безошибочной работы (Р).

где N - общее число выполненных операций;

п - число ошибок при выполнении данных операций. По мере утомления, недостаточности опыта и т. д. количество ошибок при выполнении работ увеличивается, что может привести к аварии, травме, появлению брака. Поэтому необходимо учитывать и интенсивность ошибок (Х0) при выполнении различных операций:

где Т - среднее время выполнения операций.

Для опасных и вредных работ и работ с высокой производительностью важным показателем является коэффициент рабочей установки (Кус):

Кус^Т1. (4-3)

где тср - среднее значение времени реакции; тм - время реакции в данный момент работы. Для стабильности работы группы в целом важное значение имеет «живучесть» группы. Под «живучестью» группы понимается число ее состояний, при которых сохраняет

работоспособность (Р):

Vd - 2(C- I) ■

p-”’2(c-i) ■ <4-4>

где С - число рабочих в группе;

d - число освоенных специальностей, профессий, число

связей оператора и т. д.

В настоящее время организацию работы невозможно представить без эргономики. - конструирования работы - основывается на медико-биологических науках: анатомии, физиологии и психологии.

Из анатомических аспектов (рис. 17) особое внимание уделяется антрогеометрии (размеры тела) и биомеханике (учет точки приложения сил при выполнении различных видов работ).

В проблемах физиологии выделяют физиологию труда (затраты энергии) и физиологию окружающей среды (влияние физических факторов окружающей среды), которые существенно могут влиять на качество, производительность работ, на травматизм и профессиональные заболевания (рис. 17).

Из психологических аспектов необходимо выделить психологию овладения навыками ( информации и принятие решений) и профессиональную психологию (предшествующая подготовка, усилия и индивидуальные различия).

Таким образом, за многие тысячи лет труд преобразовал структуру и функции человеческого организма.

4.2. Потенциальные источники опасности труда и их последствия

С позиций жизнедеятельности человека при сложившемся равновесии (стабильности) любых систем, когда отсутствует риск последствий (уравнение 2.1), отсутствуют и источники qria нести. Труд как основная жизнедеятельности человека тоже представляет систему, которая должна характеризоваться стабильностью, а следовательно, и безопасностью труда.

На безопасность труда влияют очень многие разнородные факторы: внешняя среда, организация производственного процесса в и на рабочих местах, инструмента и машин и т. д. Не меньшее на безопасность оказывает и функциональное состояние организма.

Любой из этих многочисленных факторов может оказать влияние на стабильность системы и привести к возникновению риска последствий (уравнения 2.2 и 2.11). Следовательно, во всей этой огромной массе факторов каждый их них может иметь скрытый (потенциально опасный) , влияющий на опасность труда (рис. 18). Например, поломка инструмента. На основании анализа этих уравнений следует , что любая трудовая деятельность потенциально опасна и охраны труда заключается в том, чтобы опасность труда свести к минимуму. Однако даже специалисты считали и считают, что существуют и могут существовать безопасные условия труда (уравнение 2.1). Даже существовал такой «От техники безопасности - к безопасной технике». Следует помнить, что даже при самом высоком уровне развития техники абсолютное устранение источников опасности невозможно. В этой работе” невозможно проанализировать все вопросы безопасности труда. Это и не входит в задачи данной работы. Основные вопросы безопасности труда будут проанализированы при изложении материала, освещающего различные виды строительных работ. Кроме того, вопросы безопасности рассматриваются в различных инструктажей и формах обучения рабочих и ИТР. Поэтому в данном параграфе попытаемся коротко охарактеризовать лишь некоторые отрицательные факторы, характерные для любых видов работ (рис. 18).



Просмотров