2 финансовые правоотношения. во-вторых, финансовые правоотношения являются разновидностью имущественных, имеющих публичный характер, так как возникают по поводу денежных средств, точнее - финансовых ресурсов государства и муниципальных образований, исполь

Финансовые правоотношения - это урегулированные нормами финансового права специфические общественные отношения, которые возникают в процессе формирования, распределения и использо-вания денежных фондов и направлены на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления.? 1) Финансовые правоотношения направлены в первую очередь на процесс создания фондов денежных средств, следовательно, являются денежными отношениями, которые представляют собой отношения материального, имущественного характера. Однако деятельность по формированию денежных фондов и сферы денежного обращения в целом подлежит жесткому государственному регулированию, поэтому финансовые правоотношения являются властно-имущественными отношениями.

Властно-имущественные отношения свойственны и административным правоотношениям (денежные штрафы, конфискация и др.), но они возникают и действуют в процессе управленческой функции государства.

При осуществлении управленческой функции государства в определенной степени обеспечивается поступление денежных фондов в доход государства, однако эта деятельность непосредственно не связана с финансовой деятельностью, поскольку ставит целью не формирование денежных фондов, а наказание правонару-шителей.

Финансовые правоотношения тесно связанны также с граж-данско-правовыми отношениями, поскольку приобретение имущества, выполнение работ или оказание услуг в большинстве своем сопровождается обязанностью по уплате определенного вида налога.

Таким образом, первая отличительная особенность финансовых правоотношений состоит в том, что эти отношения возникают только в процессе осуществления финансовой деятельности государства и местного самоуправления.

Второй особенностью финансовых правоотношений является то, что одним из участников всегда будет выступать высший или местный орган власти, а также уполномоченный государством орган (финансовый орган, кредитная организация).

В определенных случаях финансовые отношения могут возникать и между органами государственной власти и местного самоуправления.

Финансовые правоотношения также отличаются тем, что объектом этих отношений является денежное обязательство (денежный платеж) перед государством, которое необходимо исполнить (например, уплата налога).

Основаниями возникновения, изменения и прекращения финансовых правоотношений являются:

Юридические факты, т.е. предусмотренные нормами финансового права действия или события, вызывающие возникновение, изменение или прекращение у субъектов финансовых прав и обязанностей;

Финансовые правовые акты (финансово-плановые акты) нормативного или индивидуального характера.

Нормативным актом в области финансовой деятельности го-сударства является федеральный закон о федеральном бюджете, а индивидуальным - выдача лицензии юридическому или физическому лицу на право осуществления какой-либо деятельности.

Финансовые правоотношения можно классифицировать по их материальному содержанию (что в свою очередь зависит от определенной сферы общественных отношений) на следующие виды:

бюджетные правоотношения;

Налоговые правоотношения;

финансовые правоотношения в области государственного и муниципального кредита;

Финансовые правоотношения в области страхования;

финансовые правоотношения в области банковского кредитования;

финансовые правоотношения в области денежного обращения и расчетов;

валютные правоотношения и др.

Субъектов финансовых правоотношений можно объединить в три группы.

Первая группа субъектов финансовых правоотношений включает в себя государство, государственные и административно- территориальные образования. Государство вступает в финансовые отношения с субъектами Российской Федерации и органами местного самоуправления. В этих правоотношениях государство выступает в лице высших и местных органов власти, а также через специальные уполномоченные финансовые органы, которые представляют интересы государства.

Вторую группу субъектов финансовых правоотношений составляют хозяйствующие субъекты, т.е. предприятия, организации и учреждения различных организационно-правовых форм собственности. К хозяйствующим субъектам относятся и крестьянские (фермерские) хозяйства, а также индивидуальные предприниматели.

Субъектами финансовых правоотношений третьей группы являются отдельные граждане (в том числе иностранные и лица без гражданства), проживающие на территории Российской Федерации.

В отдельную группу субъектов финансовых правоотношений входят межгосударственные и межправительственные организации, их филиалы и представительства в Российской Федерации; постоянные представительства иностранных юридических лиц и само-стоятельные структурные подразделения иностранных организаций, не являющиеся юридическими лицами и находящиеся на территории Российской Федерации.

Субъекты данной группы являются участниками отдельных видов финансовых правоотношений (например, налоговых и валютных).

Контрольные вопросы и задания

Раскройте понятие «финансово-правовая норма».

Какова структура финансово-правовой нормы?

По каким основаниям классифицируются нормы финансового права?

Дайте определение финансового правоотношения.

Каковы особенности финансовых правоотношений?

Назовите виды финансовых правоотношений.

Перечислите субъектный состав финансовых правоотношений.

Финансовые правоотношения являются одним из постоянных объектов правовых исследований финансового механизма. Их природа, особенности возникновения и существования предопределяют во многом диапазоны возможностей использования финансового права в деле управления как экономической, так и социально-политической жизнью общества.

Его можно сформулировать следующим образом: Финансовые правоотношения -- это урегулированные нормами финансового права общественные отношения, участники которых выступают как носители юридических прав и обязанностей, реализующие содержащиеся в этих нормах предписания по образованию, распределению и использованию государственных и муниципальных денежных фондов и доходов.Финансовоеправо: Учебник /Отв. ред. Н.И. Химичева. -- Ф59 3-е изд., перераб. и доп. -- М.: Юристъ, 2004. -- 68 с.

Правовое регулирование данных отношений необходимо для того, чтобы государство, его органы, а также органы местного самоуправления могли достичь определенных целей в области финансовой деятельности.

За счет того, что отношения в области финансовой деятельности, регулируются нормами права, они становятся финансово-правовыми отношениями.

Также следует учесть, что не все отношения в области финансовой деятельности нуждаются в правовой регламентации, к таким относятся: организационная, подготовительная и информационная и иная деятельность государства, его органов и органов местного самоуправления. Но именно финансовые правоотношения определяют основное содержание этой деятельности, привносят ей целенаправленность и структурированную организованность.

Вне рамок правовых отношений финансовая деятельность осуществляться не может, поскольку получение государственными органами и органами местного самоуправления запланированных доходов, их распределение и использование соответственно намеченным планам и программам было бы невозможным. Это возможно лишь в том случае, если данные отношения находятся под полным контролем государства, если юридические права и обязанности субъектов данного правоотношения четко прописаны в законодательстве, если законодательством предусмотрена их взаимосвязь, а их реализация гарантируется мерами государственного принуждения

Однако Крохина Ю.А., основываясь на учениях Ровинского Е.А., выделяет несколько иное понятие финансовых правоотношений, делая акцент на том, что финансовые отношения является определенной формой экономических отношений.

Исходя из этого, Крохина Ю.А. указывает следующее понятие финансовых правоотношений: Финансовые правоотношения -- это являющиеся по сути экономико-правовыми общественные отношения, урегулированные нормами финансового права, имеющие властно- имущественный характер и выражающие публичные интересы.Финансовое право России: учебник / Ю. А. Крохина. -- 3е изд., перераб. и доп. -- М. : Норма, 2008. -- 109 с.

Финансовые правоотношения определены экономикой и сами являются разновидностью экономических отношений. К этим отношениям, прежде всего, относятся отношения, связанные с уплатой налогов, сборов в бюджет и внебюджетные фонды, а также отношения, связанные с получением бюджетных кредитов и отношения по контролю за использованием финансовых ресурсов.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что все финансовые отношения, которые возникают в процессе финансовой деятельности государства и его органов являются не только правовыми отношениями, но и также по своей сущности являются экономическими.

Финансовые правоотношения являются разновидностью правовых отношений, в связи с чем, они обладают общими признаками любого правоотношения. К этим признакам относятся:

  • 1. правоотношения возникают, изменяются или прекращаются только на основе правовых норм;
  • 2. участники каждого конкретного отношения индивидуально определены;
  • 3. эти отношения осуществляются через субъективные права и субъективные обязанности
  • 4. правоотношения носят волевой характер, в этих отношениях требуется сознательная волевая деятельность людей.
  • 5. отношения охраняются государством.

Однако у финансовых правоотношений есть ряд специфических особенностей. К отличительным признакам финансового правоотношения относятся:

  • 1. Финансовые правоотношения возникают в процессе финансовой деятельности государства, его органов и органов местного самоуправления. К финансовой деятельности относятся: выпуск денежных средств, организация денежного обращения, плановое собирание денежных средств в бюджетные и внебюджетные фонды, распределение и использование государственных денежных фондов с целью реализации задач, поставленных перед государством и т.д.
  • 2. Финансовых правоотношения относятся к числу публично-правовых отношений, поскольку эти отношения складываются в сфере публичных интересов и регулируются нормами публичного права. Помимо финансовых правоотношений, к таким отношения также относятся: административные, уголовные, конституционные и др.
  • 3. Эти отношения носят государственно-властный, императивный характер. Императивный характер финансово-правовой нормы проявляется в правоотношении таким образом, что оно реализуется по принципу?команда -- исполнение?, где команды издает государство (или муниципальное образование), а исполняют их индивидуальные, коллективные и другие субъекты финансового права. Финансовое право Российской Федерации: Учебник/Отв. ред. М.В. Карасева -- М.: Юристъ, 2004. -- 124 с.В этих отношениях стороны не являются юридически равноправными, одной из таких сторон всегда выступает государство или его органы (напр. Правительство РФ, Централый банк, Министерство финансов и др), должностные лица, а также органы местного самоуправления, которые наделены властными полномочиями.

Второй стороной этих отношений выступают любые субъекты: граждане, организации, общественные объединения и т.д.

В рамках такого правоотношения властный субъект, используя полномочия и государственное принуждение, может устранять возникающие противоречия между публичными и частными интересами в пользу первых в процессе осуществления финансовой деятельности государства.Финансовое право: учебник/отв. ред. и авт. предисл. - проф. С.В. Запольский. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Юридическая фирма «Контракт»:ВолтерсКлувер, 2011.- 64 с.

В некоторых случаях финансовые правоотношения могут возникать между органами государственной власти и местного самоуправления.

  • 4. По своей сущности финансовые правоотношения являются экономическими.
  • 5. Финансовые правоотношения носят имущественный характер. В роли имущественных благ выступают денежные средства.

Подчеркивая имущественный характер финансового правоотношения, стоит учитывать, что эти отношения неоднородны. Среди них выделяют материальные и процедурные (процессуальные) отношения. К материальным стоит отнести те отношения, в которых происходит непосредственная передача денежных средств (финансовых ресурсов) от одних субъектов в распоряжение других. К процедурным (процессуальным), отношениям относятся те, которые направлены на организацию, планирование; которые возникают в процессе установления форм мобилизации денежных средств, порядка их распределения, контроля за их использованиемФинансовое право Российской Федерации: Учебник /Отв. ред. М.В. Карасева -- М.: Юристъ, 2004. -- с. 124. Процедурные отношения не обслуживают движение денежных средств, однако это не означает, что процедурные отношения не могут характеризоваться как имущественные, поскольку конечной целью этих отношения является движение денежных средства. Учитывая вышесказанное можно утверждать, что финансовые правоотношения всегда возникают по поводу денежных средств.

В науке финансового права признак властности финансового отношения всегда отмечается наряду с его имущественным характером. В связи с этим, финансовые отношения принято характеризовать как властно-имущественные.

Властно-имущественный характер финансового правоотношения служит критерием для отграничения его от гражданско-правового отношения. Гражданско-правовые отношения часто возникают в сфере финансовой деятельности государства и носят имущественный, но не властно-имущественный характер, что и отличает его от финансового правоотношения.

Некоторые административно-правовые отношения также имеют властно-имущественный характер (например, наложение и взыскание административных штрафов). Однако эти отношения отличаются от финансовых тем, что административные отношения возникают в сфере деятельности исполнительных органов государства, когда как финансовые возникают в сфере финансовой деятельности государства и муниципальных образований.

Структура финансовых правоотношений.

В структуру финансовых правоотношений входят следующие элементы: субъект, объект, содержание, а также основания возникновения, изменения и прекращения финансовых правоотношений.

Обязательным субъектом финансовых отношений всегда является государство и муниципальные органы, вторым участником таких отношений может выступать любой субъект: физические лица, организации, предприятия и т.д.

Объектом данных отношений выступают денежные фонды государства (муниципальных образований), а также юридических и физических лиц, под которыми понимаются специально выделенная обособленная часть денежных средств, которая имеет свое предназначение для определенных целей.

Финансовые правоотношения возникают, изменяются и прекращаются при наличии определенных условий, такими условиями выступают юридические факты.

Под юридическими фактами понимаются конкретные жизненные обстоятельства, вызывающие у субъектов финансовых правоотношений возникновение, изменение или прекращение субъективных прав и юридических обязанностей.

Традиционно юридические факты подразделяются на события и действия, последние в свою очередь делятся на правомерные и неправомерные действия. К правомерным действиям относят юридические акты и поступки.

Основное место в системе правомерных юридических действий в финансовом праве занимают юридические акты, именуемые финансовыми правовыми актами.

Под финансовыми правовыми актами понимаются принятые в определенной форме и имеющие юридические последствия решения государственных органов и органов местного самоуправления по вопросам финансовой деятельности, которые входят в их компетенцию. Финансовые правовые акты бывают двух видов: акты, носящие индивидуальный характер и акты, носящие нормативный характер. Как пример индивидуального финансово-правового акта можно указать выдачу лицензии юридическому лицу на право осуществления какой-либо деятельности. Примером нормативного акта в области финансовой деятельности выступает закон о федеральном бюджете.

Финансовые правоотношения являются одним из видов общественных отношений, которые возникают в сфере финансовой деятельности государства и регулируются финансово-правовыми нормами.

1 Стимулирование здесь должно пониматься не как простое выделение каких-то благ, а как содействие развитию (или, наоборот, сдерживанию) с помощью финансов какой-либо сферы деятельности в государстве.

Финансовые правоотношения отличаются тем, что они: а) возникают в процессе финансовой деятельности государства; б) одним из субъектов в этих правоотношениях всегда является управомоченный орган государства (финансовый орган, кредитное учреждение) или высший, а также местный орган государственной власти; в) они почти всегда возникают по поводу денег - денежного платежа в доход государства, государственного расхода и т.п.".

Эти три отличительные черты, рассматриваемые в их совокупности, отграничивают финансовые правоотношения от других видов правоотношений. Например, административные штрафы налагаются определенным органом государства и являются денежными, но они не возникают из финансовой деятельности государства, не несут на себе стимулирующую функцию, и имеют целью не формирование фондов денежных средств, а наказание правонарушителей.

Поэтому данные отношения регулируются не финансовым, а административным правом.

В финансовых правоотношениях, как правило, отчетливо выступают два правовых элемента: 1) государственно-властный; 2) имущественный.

Эта деятельность основывается на государственных актах. В то же время мобилизация и расходование госу-

" В настоящее время по некоторым налогам можно аккумулировать материальные ресурсы, которые, однако, оцениваются в денежном эквиваленте.

дарством денежных средств представляет собой деятельность материального, имущественного характера. Поэтому финансовые правоотношения являются вла- стно-имущественными отношениями.

Властно-имущественный характер типичен и для определенных административных правоотношений (конфискация и реквизиция, административные денежные штрафы, переход в муниципальную собственность бесхозяйного имущества). Однако эти правоотношения возникают, изменяются и прекращаются в процессе управленческой деятельности государства, не связанной непосредственно с финансовой деятельностью, с поступлением денежных средств в доход государства.

По своему материальному содержанию финансовые правоотношения группируются по следующим видам: 1)

бюджетные; 2) налоговые; 3) в области страхования; 4) в области расходов; 5) кредита (государственного и банковского); 6) расчетов, регулируемых финансовым правом; 7) финансовые правоотношения по поводу регулирования денежного обращения и валютного законодательства".

Во всех этих правоотношениях субъектами являются: с одной стороны - государство, с другой - хозяйствующие субъекты, а также граждане. Государство в целом становится субъектом финансовых правоотношений, когда оно регулирует финансовые отношения между РФ и субъектами Федерации, между ними и органами местного самоуправления. В этих правоотношениях государство выступает в лице высших и местных органов государственной власти, компетенция которых в области финансов установлена Конституцией РФ и конституциями субъектов Федерации, а также законодательными и другими подзаконными нормативными актами.

Как субъект финансового права, государство выступает также через специальные управомоченные финансовые органы (кредитные учреждения), представляющие интересы государства.

Финансовый орган (кредитное учреждение) осуществляет эти правомочия независимо от того, кто является второй стороной финансовых правоотношений - государственный орган, хозяйствующий субъект или физическое лицо.

Учреждения и организации, состоящие на бюджетном финансировании, также являются участниками финансовых правоотношений. Субъектами в этих правоотношениях выступают распорядители и получатели бюджетных средств, которые несут ответственность за правильное расходование бюджетных средств в меру фактических потребностей, за постановку учета и отчетности расходуемых по смете ресурсов.

* Субъектами финансового права являются отдельные граждане, физические и юридические лица.

Основным признаком правосубъектности гражданина и юридического лица в финансовых правоотношениях является наличие самостоятельного источника дохода (заработка или имущества на территории РФ). Дополнительными признаками, особенно в налоговых правоотношениях, служат возраст, гражданское состояние, гражданство. В зависимости от характера правоотношения определяются права и обязанности гражданина как субъекта инансового правоотношения.

Отношения, возникающие по поводу выпуска, реа- изации и погашения государственных внутреннего и нешнего займов, регулируются на основе общих поло- ений финансового права, предусматривающих добро- ольное участие гражданина в качестве кредитора государства, или на основе договора, или межгосударственного соглашения, где кредитором выступает иностранное государство.

Субъектами правоотношений наряду с гражданами РФ могут быть иностранцы (или лица без гражданства), проживающие и работающие в РФ или имеющие на территории РФ законом разрешенные источники доходов, если особыми соглашениями они не освобождаются от уплаты налогов на основе принципа взаимности в отношениях с другими государствами.

Основанием возникновения, изменения и прекращения финансовых правоотношений являются юриди ческие факты, т.е. предусмотренные нормами финансового права действия или события, вызывающие возникновение, изменение или прекращение у отдельных юридических или физических лиц финансовых прав и обязанностей.

Так, возникновение финансово-правовых отношений обычно осуществляется на основании правового нормативного или индивидуального юридического акта. Таким нормативным актом в области финансовой деятельности государства является Федеральный закон «О федеральном бюджете», который принимается ежегодно. Индивидуальным нормативным актом является извещение финансовым органом гражданина о необходимости уплатить какой-либо налог.

Как событие может рассматриваться, например, увеличение числа иждивенцев в семье, что ведет к уменьшению налога на физических лиц, т.е. данное событие изменяет финансово-правовое отношение.

Изменение финансовых правоотношений не может быть произведено по волеизъявлению их участников. Оно совершается на основе нормативного акта, в связи с изменением предусмотренных в нем фактов и событий. Например, факт увеличения или уменьшения размера бюджетных ассигнований вызывает изменение данного правоотношения.

Прекращение финансовых правоотношений наступает во многих случаях, из них наиболее часто встречающимися являются: 1)

погашение финансового обязательства в результате уплаты суммы в срок или взыскания недоимки (просроченного платежа); 2)

выполнение задания по государственным доходам, по бюджету или внебюджетным фондам; 3)

использование выданных бюджетных ассигнований; 4)

осуществление компетентными органами права сложения недоимок по налогам; 5)

прекращение правоотношений по налогам с населения происходит по достижении определенного возраста, предусмотренного законом, например в связи с выходом на пенсию, в связи с призывом в армию и т.д.

Таким образом, рассматривая финансы и финансовое право с различных точек зрения, автор еще раз предлагает использовать системные кибернетические подходы при разработке закона о финансах, который станет первоосновой для осуществления прямых и обратных связей не только для финансовых фондов и денежных потоков, но и поможет в целом в государстве и в обществе понять картину развития всех явлений, поможет осуществлять управление как в экономике,так и в социальной сфере, опираясь на добротный научный анализ.

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«ФИНАНСОВАЯ АКАДЕМИЯ ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Факультет налогов и налогообложения

Кафедра финансового права

Реферат

по дисциплине

« Финансовое право»

на тему:

«Финансовые правоотношения: понятия, особенности, виды»

Выполнила : студентка III курса

группы Н3-3

Кутузова А. А.

Научный руководитель:


В сфере финансовой деятельности государства и местного самоуправления складываются различные и многообразные социальные взаимоотношения. Финансовые отношения содержат в себе наиболее общие признаки движения (распределения, перераспределения) и соотношения между собой финансовых средств различных уровней. И развитие финансовых отношений объективно требует четкого регулятора, каковым является право. В результате узаконенного закрепления финансовых отношений государство придает им юридическую силу, и, таким образом, финансовые отношения становятся правовыми: возникают на основе норм финансового права, их участники находятся во взаимной связи через субъективные юридические права и обязанности, такие связи (отношения) охраняются принудительной силой государства.

Целью данной работы является рассмотрение сущности, особенностей и видов финансовых правоотношений в целом, а также особенностей бюджетных правоотношений в частности.

Для достижения данной цели необходимо выполнение следующих задач:

· Ознакомление с действующим законодательством Российской Федерации, посвященным данной теме;

· Изучение и анализ научной литературы по данной теме;

· Изучение и анализ периодических публикаций по данной теме.


Финансовые правоотношения - один из постоянных объектов правовых исследований финансового механизма. Их природа, особенности возникновения и существования предопределяют во многом диапазоны возможностей использования финансового права в деле управления как экономической, так и социально-политической жизнью общества.

В науке финансового права наблюдается отсутствие единства взглядов на природу и структуру финансовых правоотношений, что является скорее достоинством, чем недостатком. Рассмотрим различные мнения относительно понятия и особенностей финансовых правоотношений.

Финансовое правоотношение представляет собой разновидность правовых отношений, поэтому оно обладает общими признаками любого правоотношения, но имеет и характерные специфические особенности. Общим в финансовых правоотношениях является то, что они возникают, изменяются или прекращаются только на основе правовых норм; индивидуально определены участники каждого конкретного правоотношения; связь между участниками правоотношения выражается через их субъективные права и юридические обязанности; эти правоотношения носят волевой характер; охраняются государством.

Характерные черты финансовых правоотношений проявляются в том, что:

· они возникают в процессе финансовой деятельности государства и муниципальных образований;

· они возникают по поводу денег и, следовательно, являются разновидностью имущественных отношений, носящих публичный характер. Следует отметить, что в ходе осуществления финансовой деятельности возникают и процессуальные (организационные) правоотношения, но они имеют вторичный (производный) характер, ибо обеспечивают движение финансовых ресурсов государства и муниципальных образований;

· финансовые правоотношения требуют обязательного участия государства или муниципального образования в лице компетентных органов или должностных лиц;

· большинство финансовых правоотношений имеют субординационный характер и построены по схеме «власть - подчинение»;

· юридическая ответственность недобросовестного участника финансового правоотношения наступает не перед второй стороной, как в большинстве других отраслей права, а непосредственно перед государством.

Стоит отметить, что указанные черты только в совокупности дают полное представление о финансовом правоотношении. И при отграничении финансового правоотношения от смежных правоотношений (например, от административного, гражданского, конституционного) определяющим признаком является их возникновение в сфере финансовой деятельности государства и муниципальных образований и урегулирование нормами права.

Таким образом, подводя итоги всему вышесказанному, сформулируем понятие финансовых правоотношений следующим образом: финансовые правоотношения - это урегулированные норма­ми финансового права общественные отношения, возникающие по поводу денег в процессе финансовой деятельности государства и муниципальных образований.

Финансовое правоотношение, как и любое иное органически целое образование, имеет свою строго определенную структуру (состав) , т. е. совокупность составляющих его взаимосвязанных элементов: субъект, объект, субъективное право и юридическая обязанность. Все составные части финансового правоотношения направлены на достижение целей финансовой деятельности государства (муниципальных образований) и обусловлены спецификой этой деятельности. Однако каждый отдельный компонент выполняет особые, только ему присущие функции . При отсутствии хотя бы одного из названных элементов становится невозможным наличие и самого финансового правоотношения. Благодаря такому составу финансовое правоотношение оказывается в состоянии выполнить все возлагаемые на него функции в процессе финансовой деятельности государства и местного самоуправления.

· финансовое правоотношение детализирует круг лиц, на которых распространяет свое действие финансово-правовая норма; таким образом в финансовом правоотношении участвуют не абстрактные субъекты, а индивидуально определенные лица;

· оно переводит абстрактные права и обязанности в плоскость финансово-правового статуса конкретных субъектов; при этом возможна конкретизация или дополнение состава финансового правоотношения с учетом определенных условий его осуществления (например, финансовая деятельность муниципальных образований осуществляется, в частности, на основе местных традиций и особенностей);

· финансовое правоотношение создает конкретные ситуации для реализации мер государственного принуждения и финансово-правовых санкций в случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения субъектами своих обязанностей.

Что касается субъектов финансовых правоотношений, то, как уже отмечалось выше, одной из сторон финансовых правоотношений всегда выступает государство или муниципальное образование само непосредственно или в лице уполномоченных представителей, в частности Министерства финансов РФ, Федерального казначейства, Федеральной налоговой службы и др.

Государство в целом является субъектом финансовых правоотношений в отношении:

· материальных и процессуальных бюджетных прав; установления федеральных налогов и сборов; взимания налогов;

· возврата и ответственности за излишне взысканные налоги и сборы;

· государственного кредита; денежной эмиссии; валютного регулирования.

Таким образом, Российская Федерация выступает в качестве суверена и казны, причем применительно к различным сферам финансовой деятельности эти критерии присутствуют как в совокупности (например, в бюджетном праве), так и отдельно (например, в отношении денежной эмиссии или государственного кредита).

Другой стороной могут выступать различные государственные органы, организации, физические лица, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, иностранные государства, международные организации.

Например, физические лица как субъекты финансовых правоотношений, участвуют в налоговых, банковских, валютных, кредитных отношениях. В качестве субъектов финансового права все граждане России имеют между собой равную и полную по объему финансовую правоспособность. Для иностранных субъектов российское финансовое законодательство может устанавливать некоторые ограничения, защищающие финансовый суверенитет государства. Например, существуют более жесткие условия аккредитации филиалов иностранных кредитных организаций, ограничения на участие иностранного капитала в уставном фонде российских банков, особый порядок лицензирования валютных операций, участия в налоговых отношениях и т. д.

Отдельные правовые институты или подотрасли финансового права имеют особенности относительно субъектного состава. Так, участниками бюджетных отношений могут быть исключительно юридические лица, граждане в них не участвуют.

Поскольку финансовые отношения носят имущественный характер, в качестве объекта финансовых правоотношений всегда выступают деньги, аккумулируемые, распределяемые и используемые соответствующими субъектами для достижения общесоциальных целей и задач, а также денежные обязательства .

Финансовые правоотношения возникают, изменяются и прекращаются при наличии определенных условий, предусмотренных нормами финансового права. Такими условиями служат юридические факты - конкретные жизненные обстоятельства, при которых только на основе правовой нормы между субъектами финансового права должны сложиться правоотношения.

Многообразие видов финансовых правоотношений обусловливает наличие огромного количества жизненных обстоятельств, признаваемых финансовым законодательством в качестве юридических фактов. Наиболее полной и имеющей существенное значение для понимания значимости юридических фактов в процессе планового аккумулирования, распределения и использования государственных (муниципальных) денежных фондов является их классификация по волевому признаку на действия и события .

Юридические факты-действия - это поведение субъектов финансового права, осуществляемое согласно их воле и желаниям. Такое поведение может быть правомерным, если соответствует финансовым нормам, и неправомерным, если им противоречит.

В состав правомерных действий входят юридические акты, юридические поступки и правомерные действия, совершаемые с намерением достичь определенного финансово-правового результата или создающие какой-либо выраженный в материальной форме результат.

Большую часть неправомерных действий составляют финансовые правонарушения, т. е. виновные противоправные действия или бездействие. Неправомерными являются и так называемые объективно-противоправные действия, т. е. акты поведения субъектов финансового права, приводящие к противоправному результату. К названной группе относятся например, случаи неисполнения налогоплательщиком обязательств вследствие действия непреодолимой силы; принятия субъектами РФ финансовых нормативных правовых актов, противоречащих Конституции РФ, федеральному законодательству либо содержащих иные правотворческие ошибки, и т. д.

Юридические факты-события представляют собой обстоятельства, порождающие юридически значимые последствия, но не зависящие от воли людей. Например, смерть налогоплательщика прекращает налоговое правоотношение; увечье, полученное сотрудником налоговой службы при исполнении им своих служебных обязанностей, является страховым случаем, т. е. юридическим фактом, лежащим в основе права требования выплаты страхового возмещения, и т. п.


Лучшему представлению о финансовых правоотношениях, по­ниманию их содержания и особенностей помогает их классифика­ция . Финансовые отношения можно классифицировать по разным основаниям: по кругу участников, по способам го­сударственной защиты, по длительности и др.

Наиболее полно раскрывает содержание финансовых правоот­ношений их классификация на виды в зависимости от структу­ры финансовой системы РФ . При такой классификации выде­ляются финансовые правоотношения, возникающие в связи с функционированием соответствующего звена финансовой сис­темы:

· бюджетные;

· налоговые;

· по поводу функционирования финансов государственных и муниципальных предприятий,

· по поводу ор­ганизации страхового дела,

· в области кредита,

· в области валютного регулирования,

· отношения по осуществлению финансового контроля,

· в области расчетов, регулируемых финансовым правом,

· финансовые правоотношения по поводу регулирования денежного обращения и рынка ценных бумаг.

Такие виды финансовых право­отношений соответствуют систематизации норм финансового права по этому же признаку.

В связи с существованием материальных и процессуальных норм финансового права, выделяемых в зависимости от объекта правового регулирования, финансовые правоотношения также могут быть материальными и процессуальными.

В материальных финансовых правоотношениях реализуются права и обязанности субъектов по получению, распределению и использованию определенных финансовых ресурсов. Эти финан­совые ресурсы выражены в конкретном размере или определен­ном виде доходов и расходов. Основное содержание субъективных материальных финансовых прав и обязанностей заключается в возможности или необходимости получения, уплаты, распределе­ния, расходования, перераспределения, изъятия и т.п. этих кон­кретно определенных объемов финансовых средств. В результате реализации данных прав и обязанностей в конечном итоге регу­лярно образуются и используются государственные и муници­пальные денежные фонды.

В процессуальных финансовых правоотношениях выражается юридическая форма, в которой происходит получение государст­вом или органами местного самоуправления в свое распоряжение финансовых ресурсов, их распределение и использование. Поэто­му процессуальные субъективные права и обязанности (полномо­чия) направлены на использование определенной юридической формы и порядка финансовой деятельности. Например, на стадии составления проекта бюджета к ним относится обязанность Пра­вительства РФ представить в установленный срок Государственной Думе проект федерального бюджета по определенному пере­чню показателей. Процессуальные финансовые правоотношения осуществляются путем использования установленных форм и видов актов государственных органов и органов местного самоуп­равления, соблюдения определенной последовательности и сро­ков тех или иных действий.

Между процессуальными и материальными финансовыми правоотношениями существует неразрывная связь. Процессуаль­ные финансовые правоотношения имеют значение именно как форма реализации материальных прав и обязанностей в области финансов. Правильно избранная процессуальная форма способст­вует наилучшему осуществлению материальных прав и обязан­ностей в области финансов.

В зависимости от способов реализации прав финансовые правоотношения подразделяются на регулятивные и охранительные.

Регулятивные финансовые правоотношения основаны на правомерных действиях участников финансовых правоотношений, составляют основу соблюдения финансовой дисциплины и наиболее часто используются субъектами финансового права в процессе аккумулирования, распределения и использования государственных (муниципальных) денежных фондов. С помощью этого вида финансовых правоотношений обеспечивается реализация регулирующей функции права.

Охранительные финансовые правоотношения возникают вследствие совершения правонарушения и означают правовую связь между государством (муниципальным образованием) в лице компетентного органа или должностного лица и правонарушителем в процессе выявления факта финансового правонарушения, а также применения к нарушителю финансово-правовых санкций. Через действие охранительных финансовых правоотношений реализуется охранительная функция права.

Помимо рассмотренных видов финансовые правоотношения могут быть подразделены по структуре их юридического содержания на:

· простые - характеризуются тем, что их содержание состоит из одного права и одной обязанности. Простые финансовые правоотношения в чистом виде, т.е. не как элемент сложного финансового правоотношения, встречаются в финансовом праве, как и в других отраслях права, сравнительно редко. Например, простым финансовым правоотношением является правоотношение по установлению налогов. Здесь праву государства в лице представительного органа власти на установление налога корреспондирует обязанность не препятствовать его осуществлению.

· сложные , в которых содержание состоит из нескольких взаимосвязанных субъективных прав и обязанностей. Сложные финансовые правоотношения преобладают в финансовом праве. Среди них: межбюджетные правоотношения, правоотношения по бюджетному (внебюджетному) процессу, налоговые правоотношения.

По своему объекту финансовые правоотношения делятся на имущественные и неимущественные . Объектом имущественных финансовых правоотношений является денежная субстанция: налог, трансферт и т.д. Объектом неимущественных финансовых правоотношений таковая не является. В качестве объекта здесь выделяются: проект бюджета, бюджет как закон и плановый акт, деятельность по осуществлению финансового контроля и т.д. К имущественным финансовым правоотношениям относятся отношения по: уплате налогов и сборов в бюджет и государственные и муниципальные внебюджетные фонды; бюджетному и внебюджетному финансированию; уплате неналоговых платежей и др. К неимущественным финансовым правоотношениям относятся отношения по: бюджетному процессу; государственному финансовому контролю; установлению налогов и предоставлению налоговых льгот и т.д.

По форме проявления - на двусторонние и многосторонние. Двусторонние финансовые правоотношения реализуются на основании волеизъявления двух сторон финансового правоотношения. Большинство финансовых правоотношений - двусторонние. К ним относятся правоотношения по: финансовому контролю, предоставлению финансовых отсрочек, рассрочек, освобождений (по налогам, госпошлине и проч.); установлению налогов и сборов; рассмотрению проекта бюджета и т.д. В многосторонних финансовых правоотношениях участвуют более двух сторон, каждая из которых выражает индивидуальную волю. Так, трехсторонними финансовыми правоотношениями являются правоотношения по бюджетному финансированию. Одной стороной этого правоотношения выступает Федеральное казначейство (на уровне федерального бюджета), которое выделяет бюджетные ассигнования, а другой стороной является главный распорядитель бюджетных средств (Министерство, бюджетное учреждение и т.д.), которому выделяются бюджетные средства, а третьей стороной является банк, через который непосредственно финансируется распорядитель бюджетных средств в рамках выделенных ему ассигнований из бюджета. Здесь воля каждой стороны правоотношения абсолютна индивидуальна, направлена на действия, отличающиеся от действий другой из сторон правоотношения.

Еще одной классификацией финансовых правоотношений является их разделение по юридическому характеру взаимоотношений участников на вертикальные и горизонтальные . Правительство РФ, предоставляя бюджетные кредиты, а также налоговый орган, предоставляя налоговый кредит, реализуют свою компетенцию, а предприятия, получающие эти кредиты, реализуют правоспособность иного рода. Как результат этого Правительство РФ, налоговый орган и т.п. всегда принимают управленческое решение о предоставлении соответствующему субъекту бюджетного или налогового кредита. Договор - это лишь своего рода разъяснение к такому решению, где Минфин России или налоговый орган лишь несколько конкретизируют обязанность предприятия в пределах того, что предусмотрено в законе. Отсюда, договор в вышеназванных отношениях является лишь формой реализации властных полномочий налогового органа, Правительства РФ и др. Соответственно, договорные отношения в финансовом праве также являются отношениями вертикальными.

Горизонтальные финансовые правоотношения - явление достаточно редкое. Например, это отношения между финансовым органом и налогоплательщиком по согласованию досрочного прекращения действия договора о налоговом кредите или инвестиционном налоговом кредите (п. 7 ст. 68 НК РФ).


Теперь рассмотрим особенности одного из видов финансовых правоотношений, в частности бюджетных правоотношений.

В финансово-правовой науке существует такое многоаспектное и объемное понятие, как «бюджет». Общеизвестно, что бюджет - это необходимый элемент любого государства или муниципального образования. Действительно, невозможно представить себе существование такого публичного субъекта, который бы реализовывал свои функции и задачи, не располагая при этом необходимым денежным фондом.

Специалисты по финансовому праву трактуют понятие «бюджет» исходя из различных точек зрения: материальной, экономической и правовой. Так, с точки зрения материализма бюджет - это некий существующий централизованный денежный фонд, сосредоточенный «в руках» публичного субъекта (государства или муниципалитета) и используемый им в целях реализации собственных функций и задач.

С экономической точки зрения бюджет - это совокупность экономических отношений, направленных на формирование, распределение и использование финансовых ресурсов Федерации, ее регионов или муниципалитетов.

Бюджет как правовая категория рассматривается в науке как основной финансовый план Российской Федерации, ее территориальных подразделений, который утверждается в установленном законом порядке соответствующим представительным органом государственной власти или местного самоуправления. Данный финансовый план закрепляет права и обязанности участников бюджетных правоотношений.

Если взглянуть на понятие «бюджет» с точки зрения права собственности и проанализировать ст. ст. 214, 215 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), представляется возможным трактовать его как централизованный денежный фонд, принадлежащий на праве собственности государственной или муниципальной казне.

Официальное определение термина «бюджет» закреплено в ст. 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ). Так, под бюджетом в Российском государстве принято понимать форму образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

Но, несмотря на многоликий характер рассматриваемого нами термина, очевидно следующее: бюджет на разных уровнях бюджетной системы Российской Федерации является финансовой основой деятельности любого современного государства или муниципального образования. Благодаря существованию бюджета публичный субъект осуществляет финансирование возложенных на него функций, реализует социально-экономические задачи. А для того, чтобы бюджет реально работал, необходимо произвести формирование его доходной части и осуществить все запланированные расходы бюджета. Такие действия осуществляются в ходе реализации публичной финансовой деятельности. В свою очередь, в процессе осуществления государством или муниципалитетом своей финансовой деятельности возникает особая разновидность общественных отношений, которые в теории финансового права именуются бюджетными правоотношениями.

В самом общем виде бюджетные правоотношения могут быть определены как совокупность общественных отношений, урегулированных нормами БК РФ, которые отличаются от финансовых более узкой областью применения.

Однако в научной литературе существуют и более широкие определения бюджетных правоотношений. Например, В.А. Фомин отмечает, что «бюджетные правоотношения можно рассматривать как урегулированные нормами бюджетного права общественные отношения, участники которых выступают носителями юридических прав и обязанностей, реализующими содержащиеся в этих нормах предписания по образованию, распределению и использованию централизованных государственных и муниципальных денежных фондов» .

Также имеет место другое определение, данное Крохиной Ю.А.: «бюджетные правоотношения - это вид общественных отношении, в которых посредством специальных методов реализуется установленная или санкционированная государственной волей система финансово-правовых норм в конкретные правоотношения относительно взаимодействия Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований в бюджетной деятельности» .

Отметим, что прямого определения термина «бюджетные правоотношения» в законодательстве не закреплено. Его трактовка осуществляется через призму других понятий и терминов, таких как: «бюджет», «бюджетная система Российской Федерации», «доходы и расходы бюджета», «государственные и муниципальные заимствования», «государственный и муниципальный долг» и др. Таким образом, ст. 1 БК РФ построена по принципу перечисления.

В теории финансового права сосуществует множество мнений и взглядов относительно особенностей бюджетных правоотношений. Попробуем перечислить некоторые из них.

Во-первых, бюджетные правоотношения складываются не только на основании норм БК РФ. Значительное количество бюджетных правоотношений возникает на основе ежегодно принимаемых законов (решений) о бюджетах разных уровней, указов и распоряжений Президента РФ, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.

Во-вторых, особенности бюджетных правоотношений раскрываются сквозь призму их функционального назначения, субъектного состава, срока действия, а также самостоятельной законодательной базы .

Бюджетное законодательство Российской Федерации не дает полного перечня участников (субъектов) бюджетных правоотношений. Тем не менее, анализируя ст. 152 БК РФ и некоторые положения других актов бюджетного законодательства, можно сделать вывод о том, что таковыми могут выступать:

Сама Российская Федерация, ее субъекты и муниципальные образования в составе субъектов Российской Федерации;

Президент Российской Федерации, а также высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации и глава муниципального образования;

Законодательные (представительные) органы государственной власти и местного самоуправления;

Исполнительные органы государственной власти, а также исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований;

Федеральные органы специальной компетенции (их территориальные подразделения на местах), созданные в целях осуществления публичной финансовой деятельности и финансового контроля (например, Министерство финансов Российской Федерации, Федеральное казначейство, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, Федеральная налоговая служба России, Центральный банк Российской Федерации, Счетная палата Российской Федерации и др.);

Органы управления государственными внебюджетными фондами;

Главные распорядители и распорядители бюджетных средств;

Главные администраторы и администраторы доходов бюджета и источников финансирования дефицита бюджета;

Получатели бюджетных средств;

Кредитные организации;

Бюджетные учреждения.

Также особенностью является то, что на определенных стадиях бюджетной деятельности в бюджетные правоотношения вовлекаются все субъекты бюджетного права . Объекты бюджетных правоотношений также разнообразны и включаются в сферу правового регулирования в строгом соответствии с бюджетно-правовыми стадиями.

Возникают бюджетные правоотношения только на основе нормативного акта - закона о бюджете на очередной финансовый год. Финансовый год - это период, в течение которого действует утвержденный бюджет. В Российской Федерации финансовый год равен 12 месяцам. Так как закон о бюджете действует один год, то все бюджетные правоотношения носят периодический характер, т. е. также действуют в течение одного года. С момента вступления в действие нового акта о бюджете данные правоотношения возобновляются, как правило, между теми же субъектами.

Согласно ст. 6 БК РФ бюджетный процесс - это регламентируемая законодательством Российской Федерации деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и иных участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов, контролю за их исполнением, осуществлению бюджетного учета, составлению, внешней проверке, рассмотрению и утверждению бюджетной отчетности.

Если проанализировать данное определение и положения п. 1 ст. 1 БК РФ, то можно согласиться с Лежебоковой А.А., что «бюджетные правоотношения по своей природе являются разновидностью процессуальных отношений , а значит, могут возникать, развиваться и прекращаться только в рамках бюджетного процесса» .

Отметим еще, что сферой возникновения всех бюджетных правоотношений является бюджетная деятельность государства и муниципальных образований. В бюджетной сфере государство посредством права устанавливает виды доходов бюджетов, порядок их аккумулирования, определяет способы использования и методы распределения бюджетных средств и т. д.

Бюджетные правоотношения охватывают совокупность денежных отношений, связанных с аккумулированием, распределением и использованием централизованных денежных фондов соответствующего территориального уровня в целях финансового обеспечения задач и функций конкретной территории.

Указом Президента Российской Федерации от 25 июля 1996 г. N 1095 «О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации» определено, что государственный финансовый контроль осуществляется за исполнением федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов, организацией денежного обращения, использованием кредитных ресурсов, состоянием государственного внутреннего и внешнего долга, государственных резервов, предоставлением финансовых и налоговых льгот и преимуществ.

Действительно, одной из особенностей бюджетных правоотношений является то, что финансово-контрольные правоотношения выступают их составным элементом на всех стадиях бюджетного процесса. Вместе с тем справедливо заметить, что бюджетно-финансовый контроль является частью финансового контроля в целом, а бюджетные правоотношения по своему содержанию шире финансово-контрольных отношений в бюджетной сфере.

Предварительный контроль осуществляется путем подготовки экспертных заключений по проектам соответствующих бюджетов, смет внебюджетных фондов, проектам федеральных и региональных целевых программ, проектам иных нормативных правовых актов бюджетного законодательства Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, актов органов местного самоуправления.

Текущий контроль осуществляется путем оперативного контроля хода исполнения бюджета всех уровней, проведения проверок и ревизий распорядителей бюджетных средств, бюджетополучателей и иных участников бюджетного процесса в ходе исполнения бюджета.

Последующий контроль осуществляется путем проведения внешнего аудита отчетов об исполнении соответствующих бюджетов, смет государственных внебюджетных фондов и целевых программ.

Итак, по итогам всего вышесказанного о правоотношениях вообще и об особенностях бюджетных правовых отношений в частности можно предложить следующее определение бюджетных правоотношений.

Бюджетные правоотношения - урегулированные нормами бюджетного законодательства общественные отношения сложносоставного характера, возникающие, развивающиеся и изменяющиеся в рамках бюджетного процесса, участники которых реализуют представленные им полномочия по формированию доходов и осуществлению расходов бюджетов бюджетной системы, осуществлению государственных и муниципальных заимствований, регулированию государственного и муниципального долга, составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, осуществлению бюджетного учета, составлению, рассмотрению и утверждению бюджетной отчетности, а также в процессе осуществления финансового контроля на всех стадиях бюджетного процесса.


Итак, по итогам данной работы можно сделать следующие выводы.

Финансовые правоотношения - один из постоянных объектов правовых исследований финансового механизма. В науке финансового права наблюдается отсутствие единства взглядов на природу и структуру финансовых правоотношений.

Финансовое правоотношение представляет собой разновидность правовых отношений, поэтому оно обладает общими признаками любого правоотношения, но имеет и характерные специфические особенности.

Финансовые правоотношения - это урегулированные норма­ми финансового права общественные отношения, возникающие по поводу денег в процессе финансовой деятельности государства и муниципальных образований.

Финансовое правоотношение, как и любое иное органически целое образование, имеет свою строго определенную структуру (состав). Одной из сторон финансовых правоотношений всегда выступает государство или муниципальное образование само непосредственно или в лице уполномоченных представителей. Другой стороной могут выступать различные государственные органы, организации, физические лица, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, иностранные государства, международные организации. В качестве объекта финансовых правоотношений всегда выступают деньги, аккумулируемые, распределяемые и используемые соответствующими субъектами для достижения общесоциальных целей и задач, а также денежные обязательства.

Лучшему представлению о финансовых правоотношениях, по­ниманию их содержания и особенностей помогает их классифика­ция. Финансовые отношения можно классифицировать по разным основаниям: по кругу участников, по способам го­сударственной защиты, по длительности и др.

В зависимости от структу­ры финансовой системы РФ финансовые правоотношения бывают: бюджетные; налоговые; по поводу функционирования финансов государственных и муниципальных предприятий, по поводу ор­ганизации страхового дела, в области кредита и другие.

В зависимости от объекта правового регулирования, финансовые правоотношения также могут быть материальными и процессуальными.

В зависимости от способов реализации прав финансовые правоотношения подразделяются на регулятивные и охранительные.

Помимо рассмотренных видов финансовые правоотношения могут быть подразделены по структуре их юридического содержания на: простые и сложные; по своему объекту – на имущественные и неимущественные; по форме проявления - на двусторонние и многосторонние; по юридическому характеру взаимоотношений участников - на вертикальные и горизонтальные.

Существует множество мнений относительно сущности понятия «бюджет». Официальное определение данного термина закреплено в ст. 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации: под бюджетом в Российском государстве принято понимать форму образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

В самом общем виде бюджетные правоотношения могут быть определены как совокупность общественных отношений, урегулированных нормами БК РФ, которые отличаются от финансовых более узкой областью применения. Отметим, что прямого определения термина «бюджетные правоотношения» в законодательстве не закреплено.

В теории финансового права сосуществует множество мнений и взглядов относительно особенностей бюджетных правоотношений, например бюджетные правоотношения складываются не только на основании норм БК РФ.

Также особенностью является то, что на определенных стадиях бюджетной деятельности в бюджетные правоотношения вовлекаются все субъекты бюджетного права. Возникают бюджетные правоотношения только на основе нормативного акта. По своей природе бюджетные правоотношения являются разновидностью процессуальных отношений и другие.

1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая: ФЗ от 30 ноября 1994 г. (с изменениями и дополнениями на 04.05.2010 г.)

2. Бюджетный кодекс Российской Федерации: ФЗ от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ (с изменениями и дополнениями)

3. Налоговый Кодекс Российской Федерации. Часть первая: ФЗ от 31.07.1998 N 146-ФЗ (с изменениями и дополнениями)

4. Указ Президента Российской Федерации от 25 июля 1996 г. N 1095 «О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации» (с изм. от 18 июля 2001 г.)

5. Ашмарина Е.М., Шохин С.О. Финансовое право: учебник. М.: ООО «Издательство «Элит»», 2009

6. Крохина Ю. А.. Финансовое право России: учебник. М.: Норма, 2008

7. Лежебокова А.А. Некоторые особенности бюджетных правоотношений. Финансовое право, 2007, N 10

8. Фомин В.А. Финансовые и бюджетные правоотношения в системе правовых категорий. Финансовое право. 2004. N 4

9. Сайт Консультант + (www.consultant.ru)

10. Сайт «Финансовые правоотношения» (www.finlaws.ru)


Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая: Федеральный закон от 30 ноября 1994 г. (с изменениями и дополнениями на 04.05.2010 г.)

Бюджетный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ (с изменениями и дополнениями)

Фомин В.А. Финансовые и бюджетные правоотношения в системе правовых категорий // Финансовое право. 2004. N 4

Ю. А. Крохина. Финансовое право России: учебник. М.: Норма, 2008

Лежебокова А.А. Некоторые особенности бюджетных правоотношений. Финансовое право, 2007, N 10

Указ Президента Российской Федерации от 25 июля 1996 г. N 1095 "О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации" (с изм. от 18 июля 2001 г.)

Финансовое правоотношение — разновидность правового отношения, поэтому ему присущи все те существенные признаки, которые характерны для правоотношения вообще. Во-первых, финансовое правоотношение возникает на основе финансово-правовой нормы , следовательно, есть результат действия правовой нормы, или «форма ее реализации». Во-вторых, финансовое правоотношение имеет волевой характер. Этот признак подчеркивает, что правоотношение в сущйости обусловлено государственной волей, интересами государства .

Кроме того, финансовое правоотношение имеет особые характеристики, обусловленные спецификой предмета и метода финансово-правового регулирования. Имеется в виду следующее.

Финансовое правоотношение возникает и развивается исключительно в сфере финансовой деятельности государства и муниципальных образований .

Финансовое правоотношение является формой реализации публичных интересов, в связи с чем оно должно рассматриваться как публично-правовое отношение. Это определено тем, что финансовое правоотношение возникает на основе нормы финансового права , которая является средством реализации интересов всего общества , различных классов, социальных групп и т.д., а также интересов самого государства.

Финансово-правовое отношение является, в сущности, отношением экономическим. Е.А. Ровинекий отмечал, что «важнейшая особенность финансовых правоотношений заключается в том, что они являются юридической формой выражения и закрепления финансовых отношений, которые сами, в свою очередь, являются формой определенных экономических отношений». Как уже отмечалось, финансовая деятельность государства и муниципальных образований складывается из собственно финансовых и нефинансовых с экономической точки зрения отношений. Финансовые отношения, составляющие содержание финансовой деятельности государства и муниципальных образований, непосредственно определены экономикой и сами являются разновидностью экономических отношений, а точнее, той частью экономических отношений, которая имеет стоимостную форму.

В число этих отношений включаются отношения по уплате налогов , сборов в бюджет и внебюджетные фонды; отношения по поводу получения бюджетных кредитов и т.д. Что касается других отношений, возникающих в процессе финансовой деятельности государства и муниципальных образований (отношений по контролю за использованием финансовых ресурсов, по установлению форм мобилизации денежных средств и т.д.), то они определены состоя-нием экономики и направлены на то, чтобы вызвать к жизни, отрегулировать в нужном режиме собственно финансовые отношения. На них приходится вся нагрузка по поддержанию в ходе финансовой деятельности государства и муниципальных образований собственно финансовых отношений в режиме сложившейся экономической ситуации. Так, представительный орган власти утверждает бюджет, закладывая в него те нормативы, которые в той или иной мере сформируют взаимоотношения различных субъектов с бюджетом в предстоящем финансовом году с учетом современных требований экономики. Исходя из единства отношений, а, следовательно, и правоотношений, возникающих в процессе финансовой деятельности государства и муниципальных образований, можно утверждать, что все они в сущности являются отношениями экономическими.

Одной из характерных черт финансового правоотношения является его имущественный характер. В качестве имущественных благ в финансовых правоотношениях выступают денежные средства (финансовые ресурсы). В рамках финансовых правоотношений денежные средства (финансовые ресурсы) переходят от различных субъектов к государству или муниципальному образованию, а затем — от последних к различным субъектам. Однако, подчеркивая имущественный характер финансового правоотношения, надо помнить, что финансовые правоотношения неоднородны. Среди них выделяют организационные и материальные или процедурные (процессуальные) и материальные. К материальным относятся те отношения, в рамках которых происходит непосредственная передача денежных средств от одних субъектов в распоряжение других. К организационным, или процедурным (процессуальным), отношениям относятся те, которые направлены на организацию, планирование ; которые возникают в процессе установления форм мобилизации денежных средств, порядка их распределения, контроля за их использованием. Тот факт, что организационные отношения непосредственно не обслуживают движение денежных средств, не отрицает характеристики финансовых правоотношений во всей совокупности как имущественных, ибо организационные отношения имеют конечной целью движение денежных средств. Таким образом, финансовые правоотношения всегда возникают по поводу денежных средств

Финансовое правоотношение в сущности является властеотношением. Это обусловлено тем, что оно является формой реализации финансово-правовой нормы, имеющей императивный характер. Императивный характер финансово-правовой нормы проявляется в правоотношении таким образом, что оно реализуется по принципу «команда — исполнение», где команды издает государство (или муниципальное образование), а исполняют их индивидуальные, коллективные и другие субъекты финансового права. В связи с этим одной из сторон финансового правоотношения всегда является: а) государство (Российская Федерация в целом, субъекты РФ); б) муниципальное образование; в) уполномоченный государством орган. Все эти субъекты способны давать властные предписания.

В науке финансового права признак властности финансового правоотношения всегда отмечается наряду с его имущественным характером. В связи с этим финансовое правоотношение традици-онно характеризуется как властно-имущественное.

Властно-имущественный характер финансового правоотношения служит критерием для отграничения его от гражданско-правового отношения. Последнее нередко возникает в сфере финансовой деятельности государства и носит имущественный, но не властно-имущественный характер, что и отличает его от финансового правоотношения.

Субъективным правом на активные действия в регулятивных финансовых правоотношениях пассивного типа обладают главным образом Российская Федерация, субъекты РФ, а также уполномоченные ими государственные органы. При этом права данного вида, как правило, четко выражены в законодательстве. Так, в соответствии со ст. 71 Конституции РФ Российская Федерация имеет право на установление федеральных налогов и сборов. НК РФ ряд прав на собственные действия закрепляет за налоговыми органами. В частности, им предоставляется право проводить налоговые проверки, вызывать налогоплательщиков в налоговые органы и т.д. Эти права, как и права-требования государственных органов в финансовых правоотношениях активного типа, не являются в полной мере правами, так как государственный орган не может свободно распоряжаться ими, т.е. решать: использовать это право или отказаться от его использования. обусловлено тем, что все перечисленные права на собственные действия госу-дарственных органов являются их компетенционными правами, которые, как отмечалось в науке, государственный орган обязан реализовать при соответствующих обстоятельствах. Однако ана-лиз показывает, что законодательство дает субъектам этих прав определенную свободу усмотрения в их реализации, а именно: позволяет самостоятельно оценивать обстановку и в зависимости от этого принимать решения. Например, налоговый орган, обладая правом и одновременно обязанностью осуществлять налоговую проверку, волен сам решать, когда и как это делать.

Вместе тем в рассматриваемых финансовых правоотношениях можно встретить и права субъектов на собственные действия в классическом их понимании, т.е. не обремененные признаком обязательности реализации. Главным такими правами обладает налогоплательщик. Однако в ряде случаев ими наделяются и государственные органы.

Что касается обязанности субъектов в регулятивном финансовом правоотношении пассивного типа, то она проста и заключается в том, чтобы не препятствовать управомоченному лицу в осу-ществлении его права.

Таким образом, в регулятивных финансовых правоотношениях пассивного типа связь между правами и обязанностями субъектов следующая: праву управомоченного субъекта на собствен - ные действия, которое в большинстве случаев (за исключением прав налогоплательщика, и в исключительных случаях — госу-дарственных органов) является обязательным к реализации, противостоит обязанность лица не препятствовать осущест-влению этого права.

3. Регулятивное финансовое правоотношение — это почти всегда правоотношение со сложной структурой, что также оказывает влияние на характеристику прав и обязанностей в этом правоотношении. Финансовое правоотношение со сложной структурой охватывает в неразрывном единстве комплекс субъективных прав и обязанностей, причем каждый из субъектов наделен одновременно и правами, и обязанностями. В финансовом праве можно выделить три группы сложных регулятивных финансовых правоотношений: а) межбюджетные правоотношения; б) правоотношения по бюджетному (внебюджетному) процессу; в) налоговые правоотношения с длительным налоговым периодом. В их правоотношение со сложной динамической структурой; обычное сложное правоотношение; система правоотношений (или комплексное правоотношение), в которой центральное правоотношение со сложной структурой сопровождают производные и зависимые от него иные правовые связи. В каждом сложном финансовом правоотношении надо различать основное и производные. Ос-новное финансовое правоотношение создает как бы скелет, несущую конструкцию, на которой базируются все остальные, производные финансовые правоотношения. Соответственно, все права и обязанности в структурно сложном финансовом правоотношении можно разделить на основные и производные.

Правоотношением со сложной динамической структурой в финансовом праве является бюджетно-процессуалъное правоотношение. Оно характеризуется тем, что по мере накопления юридических фактов его структура изменяется, переходя из одной стадии в другую. К примеру, факт составления проекта бюджета образует новый пучок бюджетно-процессуальных правоотношений по рассмотрению и утверждению проекта бюджета. Отсюда, в этом правоотношении можно выделить несколько основных пра-воотношений, к которым привязаны производные. В качестве одного из основных может быть выделено, например, правоотношение между Правительством РФ и Государственной Думой по рассмотрению проекта бюджета в первом чтении. Соответственно, права и обязанности, образующие это правоотношение, также являются

Обычным сложным финансово-правовым отношением является межбюджетное правоотношение. Здесь одна сторона финансового правоотношения обязана выделить финансовые ресурсы другой стороне, которая имеет право требовать их выделения, но в свою очередь обязана их правильно использовать (субвенции, трансферты и т.д.). Первая же сторона имеет право требовать их правильного использования, контролировать такое использова-ние, производить в ряде случаев зачет и т.д. Здесь на основное финансовое правоотношение — выделение финансовых ресур-сов — настраиваются все остальные.

Систему правоотношений представляет собой и налоговое правоотношение, которое включает правоотношение, базирую-щееся на обязанности уплаты налога и, соответственно, на праве требования его уплаты. Оно является структурно сложным, так как к этому правоотношению как бы привязываются все другие, в рамках которых осуществляется реализация прав и обязанностей налогоплательщиков и налоговых органов, а именно: по предоставлению финансовыми органами налоговых отсрочек и рассрочек, по осуществлению налогового контроля (главным образом в виде камеральных проверок) и т.д. Действительно, если бы не было обязанности уплачивать налог (сбор) и, соответственно, права требовать его уплаты, не имели бы никакого смысла другие связанные с ними права и обязанности, в частности обязанность вести налоговый учет , встать на учет в налоговых органах, проводить налоговые проверки, сохранять налоговую тайну и т.д. Соответственно, не имели смысла права налоговых органов, закрепленные в



Просмотров