Метод правового регулирования финансовой деятельности его особенности. Предмет финансового права и методы финансово-правового регулирования

§ 2. Предмет, метод правового регулирования и система финансового права России

Финансовое право имеет свой предмет регулирования, не свойственный другим отраслям права. Предметом финансового права являются общественные отношения, возникающие в процессе осуществления государством финансовой деятельности, т. е. деятельности по образованию, распределению и использованию фондов денежных средств. Эти отношения отличаются большим разнообразием по своему содержанию и по кругу их участников. Главная особенность общественных отношений, являющихся предметом финансового права, состоит в том, что они возникают в процессе финансовой деятельности государства. Отсюда и другая их особенность – они представляют собой разновидность имущественных отношений, так как возникают по поводу финансовых ресурсов, денежных средств. Это – финансовые отношения, одной из сторон в которых всегда выступает государство или его орган.

Своеобразие предмета регулирования обусловливает и особенности метода регулирования, свойственного финансовому праву.

Основным методом правового регулирования финансового права является метод «власти и подчинения». Однако метод «власти и подчинения», применяемый финансовым правом, отличается от аналогичного метода, используемого другими отраслями права, в частности административным правом. Отношения «власти и подчинения» при регулировании финансовых отношений, как правило, не основываются на Отношениях субординации, подчинения «по вертикали». Властные предписания исходят в большинстве случаев от финансовых, налоговых и кредитных органов, с которыми другие участники финансовых отношений не находятся в административной зависимости.

Определенную группу финансовых отношений составляют отношения, в которых участники находятся в подчинении «по вертикали» (министерства, ведомства и подчиненные им предприятия), однако эти отношения в связи с переходом к рыночной экономике теряют свое былое значение. Н.И. Химичёва рассматривает в качестве основного метода финансово-правового регулирования – государственно-властные предписания одним участникам финансовых отношений со стороны других, выступающих от имени государства и наделенных в связи с этим соответствующими полномочиями.

Финансовое право имеет свой предмет правового регулирования и обусловленный им метод правового регулирования, поэтому финансовое право представляет собой самостоятельную отрасль права.

Как считает автор пособия, Шевчук Денис Александрович, этот вывод в теории права остается спорным. Впервые вопрос о природе финансового права возник в ходе дискуссии о системе социалистического права, проведенной Институтом права АН СССР в 1940г. В тезисах Института права АН СССР финансовое право рассматривается как самостоятельная отрасль права, но без подразделения на общую и особенную части. Большинство авторов, разрабатывающие общие проблемы теории государства и права, а также изучающие вопросы финансовой деятельности государства, рассматривают финансовое право в качестве самостоятельной отрасли права. Иные авторы считают, что финансовое право является частью административного права.

В.В. Бесчеревных, проведя детальный анализ точек зрения ученых о месте финансового права в общей системе права, пришел к выводу о том, что финансовое право является самостоятельной отраслью права, но не имеет своего, только ему присущего, метода правового регулирования и не применяет «различные („разные“) методы регулирования, а... использует так называемый административный метод».

Наличие различных точек зрения о природе финансового права объясняется тем, что оно находится в тесной взаимосвязи с другими отраслями права, и главным образом с конституционным, административным и гражданским.

При отграничении финансового права от смежных отраслей права необходимо учитывать природу его предмета и особенности метода правового регулирования.

Финансовое право – самостоятельная отрасль права, представляющая собой совокупность норм права, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе создания, распределения и использования государством определенных фондов денежных средств, необходимых государству для выполнения его задач и функций методом «власти и подчинения», как правило, не основанным на субординации. Нормы финансового права носят, как правило, императивный характер, т. е. содержание такой нормы не может быть изменено по соглашению участников общественного отношения, как это имеет место при диапозитивных нормах, содержащихся, например, в Гражданском кодексе РФ.

В зависимости от характера воздействия на участников финансового отношения нормы финансового права подразделяется на три вида: обязывающие, запрещающие и уполномочивающие. Обязывающие нормы, устанавливая определенные права и обязанности участников финансовых отношений, требуют от них совершения определенных действий. Например, нормы налогового права предписывают субъектам налоговых отношений при наличии объекта обложения уплатить налог в определенном размере и в определенный срок. Запрещающие нормы, как явствует из самого названия, содержат запрет на совершение какого-либо действия. Например, норму «Аудиторские объединения не вправе непосредственно заниматься аудиторский деятельностью» следует отнести к запрещающим нормам. Уполномочивающие нормы устанавливают определенные права участников финансовых отношений, но реализация этих прав находится в зависимости от действий самого участника. Такие нормы содержатся, например, в нормативных актах, регулирующих кредитные отношения. Подавляющее число норм финансового права носит обязывающий характер.

Нормы финансового права в зависимости от особенностей регулируемых ими общественных отношений группируются в различные структурные подразделения. Наиболее крупными подразделениями финансового права являются общая и особенная части. Впервые такое деление был введено в теорию финансового права в 1952 г.

Общая часть финансового права включает в себя нормы, закрепляющие основные начала финансовой деятельности, ее задачи, формы и методы осуществления; устанавливающие компетенцию субъектов управления финансами, порядок осуществления финансового контроля. Эти нормы имеют значение для всех финансовых отношений^Нормы, регулирующие отдельные виды финансовых отношений, образуют финансово-правовые институты, объединяющиеся в особенную часть финансового права. В теории права существует точка зрения, согласно которой в особенной части финансового права объединяются не только финансово-правовые институты, но и более крупные подразделения, представляющие собой совокупность институтов – разделы (подотрасль) права.

Это, в частности, касается норм, регулирующих бюджетные отношения. Бюджетное право не является самостоятельной отраслью права, но все ученые единодушно подчеркивают, что бюджетное право занимает особое место в системе финансового права. То же самое следует сказать и о налоговом праве.

Совокупность норм финансового права, объединение их в общей и особенной частях, в разделах, финансово-правовых институтах имеет не только теоретическое, но и практическое значение, поскольку позволяет более эффективно пользоваться финансовым законодательством, способствует соблюдению важнейшего принципа финансовой деятельности – законности.

Систему отрасли финансового права нельзя смешивать с системой курса финансового права, хотя последнее понятие производно от первого. Система отрасли финансового права – это единство, взаимосвязь и объединение определенных финансово-правовых норм в зависимости от характера и содержания регулируемых финансовых отношений. Система курса финансового права – это последовательность изложения, изучения финансово-правовых норм, позволяющая более эффективно раскрыть их сущность и значение. Система курса, как и система отрасли финансового права, подразделяется на общую и особенную части. В общей части курса выявляется внутреннее единство финансового права, изучаются его предмет и метод правового регулирования, раскрывается специфика финансово-правовых норм, выявляются особенности форм и методов осуществления финансовой деятельности и финансового контроля, определяется место финансового права в общей системе российского права. В особенной части курса разделы и отдельные финансово-правовые институты рассматриваются в историческом плане, предлагаются пути совершенствования финансово-правовых норм, провидится сравнительно-правовой анализ соответствующих разделов и финансово-правовых институтов.

Источниками финансового права являются различные нормативные акты. Основополагающие нормы финансового права содержатся в Конституции РФ. например, в ст. 57 Конституции РФ закреплено, что законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют. Статьей 71 " Конституции РФ к ведению Российской Федерации отнесено установление правовых основ единого рынка, финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия; в ведении Российской Федерации находятся федеральные банки, федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы. Статьей 72 Конституции РФ к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации отнесено установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации. Источниками финансового права являются также многочисленные федеральные законы, регулирующие различные виды финансовых отношений, значительное количество федеральных законов принято для регулирования налоговых отношений. Нормы финансового права содержатся в Указах Президента РФ, регулирующих финансовые отношения, в соответствующих Постановлениях и распоряжениях Правительства Российской Федерации.

Особое значение для регулирования финансовых отношений имеют инструкции, письма и т. д. Министерства финансов Российской Федерации, Центрального Банка России; при регулировании банковских отношений значительную роль играют обычаи делового оборота.

Совокупность нормативных актов, содержащих нормы финансового права, принято определять как финансовое законодательство. Определяя финансовое законодательство как совокупность нормативных актов, содержащих финансово-правовые нормы, следует иметь в виду, что категория «законодательство» употребляется и в ином объеме, в ином смысле. Так, в общеправовом классификаторе отраслей законодательства, утвержденном Указом Президента Российской Федерации 16 декабря 1993г. №2171, совокупность нормативных актов, содержащих нормы финансового права, получила наименование «Законодательство о финансах и кредите». В Гражданском кодексе РФ законодатель понятие «законодательство» значительно сузил по сравнению с вышеприведенным объемом. В соответствии со ст. 3 ГК РФ «гражданское законодательство состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в п.п. 1 и 2 ст. 2 настоящего Кодекса». Следовательно, все остальные нормативные акты, регулирующие отношения, подпадающие под действие ст. 2 ГК РФ, не входят в гражданское законодательство.

Из книги Экологическое право автора Сазыкин Артем Васильевич

2. Предмет и методы правового регулирования экологического права В предмет правового регулирования могут входить такие общественные отношения, как:1) отношения, имеющие волевой характер;2) отношения, формирующиеся по поводу объектов природы и их экологических

Из книги Аграрное право: конспект лекций автора Завражных Максим Львович

ЛЕКЦИЯ № 1. Понятие, предмет, метод, система и принципы аграрного права 1. Понятие и предмет аграрного права Российское право представляет собой систему, состоящую из отраслей права.Отрасли права, в свою очередь, состоят из норм, объединяемых в институты.Аграрное

Из книги Административное право России в вопросах и ответах автора Конин Николай Михайлович

Тема 2. Предмет административного права (области отношений административно-правового регулирования) 1. Предмет, область, сфера административно-правового регулирования (взаимосвязь и соотношение) Предмет административного права, как и любой другой отрасли, - это круг

Из книги Конституционное право РФ. Конспект лекций автора Некрасов Сергей Иванович

1.1. Предмет, метод и система конституционного права России, его место в системе национального права Основные, определяющие критерии любой отрасли права - самостоятельный предмет и специфический метод правового регулирования. Предмет любой отрасли права составляют

Из книги Гражданский процесс автора Черникова Ольга Сергеевна

1.2. Понятие гражданского процессуального права. Предмет, метод и система Гражданское процессуальное право является отраслью права российской правовой системы. Данная отрасль права представляет собой систему правовых норм регламентирующих порядок рассмотрения и

Из книги Шпаргалка по истории государства и права России автора Дудкина Людмила Владимировна

1. Предмет, задачи и метод истории государства и права России История государства и права России представляет собой одну из правовых наук. Наука о праве – это совокупность способов познания и определения права, его источников и принципов.История отечественного

Из книги Право социального обеспечения. Шпаргалка автора Белоусов Михаил Сергеевич

Из книги Уголовное право (Общая и Особенная части): Шпаргалка автора Автор неизвестен

1. Уголовное право: предмет и метод; система и задачи; наука уголовного права Уголовное право: как отрасль права представляет собой совокупность правовых норм, которые определяют преступность и наказуемость деяний, основания уголовной ответственности, систему

Из книги Гражданский процесс в вопросах и ответах автора Власов Анатолий Александрович

Каковы понятие, предмет, метод и система гражданского процессуального права? В соответствии со ст. 4 Закона от 8 июля 1981 г. «О судоустройстве в РСФСР» (в ред. Закона РФ от 2 января 2000 г. № 37-ФЗ) правосудие по гражданским делам осуществляется путем рассмотрения и разрешения

Из книги Шпаргалка по гражданскому праву. Общая часть автора Степанова Ольга Николаевна

1. Понятие и принципы гражданского права. Предмет и метод регулирования Гражданское право - совокупность норм, регулирующих имущественные и личные неимущественные отношения, возникающие между гражданами и юридическими лицами и основанные на равенстве сторон, а также

Из книги Энциклопедия юриста автора Автор неизвестен

Из книги Адміністративне право України автора Битяк

ГЛАВА 2 Предмет, метод і система адміністративного права України § 1. Предмет адміністративного права Традиційно до предмета адміністративного права належать суспільні відносини, які виникають у сфері публічної діяльності держави, зокрема, у сфері державного

Из книги Трудовое право автора Петренко Андрей Витальевич

1. Предмет, метод и система трудового права

Из книги Парадоксы правового регулирования в России автора Туманов Михаил Владимирович

Глава 3. Последствия несовершенства права в России на примере правового регулирования защиты жизни и здоровья граждан в Российской Федерации Чтобы иметь представление, в каких условиях предстоит выполнять указанную задачу, по мнению автора, требуется рассмотреть один

Из книги Курс уголовного права в пяти томах. Том 1. Общая часть: Учение о преступлении автора Коллектив авторов

Глава I. Понятие, предмет, метод, система, задачи уголовного

Из книги Избранные труды по финансовому праву автора Коллектив авторов

Понятие, предмет, система и методы финансового права

Метод финансового права

Отношения, складывающиеся в процессе финансовой деятельности государства и муниципальных отношений, традиционно регулируются соответствующей отраслью права - финансовым правом. При этом чаще всего в литературе финансовое право определяется следующим образом.Финансовое право как отрасль права - это совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе образования, распределения и использования публичных денежных фондов (денежных фондов государства и муниципальных образований), необходимых для осуществления их задач и функций.В основе финансового права лежат нормы Конституции РФ, в соответствующих статьях которой закреплены основы финансовой деятельности государства (ст. 71, п. «ж», «з»; ст. 72, п. «и»; ст. 72, 106 и др.).Конституционные основы служат базой для развития финансового законодательства. В то же время именно нормы финансового права регулируют процессы аккумуляции, перераспределения и использования фондов денежных средств в государстве.Конституционные нормы, устанавливающие компетенцию органов представительной и исполнительной власти в области бюджета, налогов и доходов, государственного кредита, страхования, денежно-кредитной системы, закрепляют общие принципы и положения финансовой деятельности государства. В финансовом праве они являются базовыми для дальнейшей конкретизации и развития отношений, возникающих в процессе финансовой деятельности.Так, вопросы бюджета и налогов, кредита, денежного обращения, закрепленные в Конституции РФ, находят свою конкретизацию и развитие в довольно обширном финансовом законодательстве.Можно говорить о трех функциях, выполняемых финансовым правом как наукой по отношению к действующему финансовому закону, - аналитической, критической и конструктивной.Аналитическая функция состоит в классификации, комментировании финансово-правовых норм, в приведении всех этих норм в стройную систему.Критическая функция заключается в выявлении дефектов и недочетов в действующем законодательстве, в фиксации несоответствий той или иной правовой нормы требованиям жизни.Конструктивная функция способствует образованию новых финансово-правовых норм и институтов, т. е. ее действие предшествует изданию нового закона и используется в процессе нормотворческой деятельности государства.В ходе финансовой деятельности государства возникают, помимо финансовых, другие общественные отношения, например, трудовые, гражданские и др., регулируемые соответствующими отраслями права. Финансовое же право распространяется только на финансовые отношения.Особенности финансового права раскрываются полнее при его сопоставлении и отграничении от других отраслей права.В связи с тем, что финансовое право распространяется на одну из областей деятельности государства, оно тесно соприкасается с государственным (конституционным) и административным правом, которое охватывает своим воздействием организацию и деятельность государства в целом.Финансовое право распространяется на оба этих вида государственной деятельности, поскольку финансовая деятельность может осуществляться и теми и другими органамиФинансовое право находится в тесной связи и с гражданским правом, поскольку в его предмет среди имущественных отношений входят и денежные отношения.Финансовое право взаимодействует и с другими отраслями права. Так, отношения чисто рыночные, отношения равноправных субъектов по поводу денежных средств, внутренних финансов предприятий, в сфере внутренней деятельности банков, органов страхования, товарно-денежные отношения регулируются также соответственно нормами гражданского, предпринимательского и коммерческого права.Финансово-правовой аспект регулирования этих отношений определяется следующими обстоятельствами:а) они выполняют функцию мобилизации денежных средств;б) на основании нормативных актов направляют эти средства на выполнение задач и функций государства;в) определяют условия возникновения всех указанных де¬нежных отношений, их изменения и прекращения;г) определяют функции органов государства, особенно в кредитно-расчетной сфере, по обеспечению повседневного финансового контроля -- контроля рублем за всей деятельностью государства.Отрасли права отграничиваются друг от друга в системе права по предмету регулирования. Этот критерий не всегда является достаточным. Нередко отношения, составляющие предмет одной отрасли права, переплетаются с отношениями, составляющими предмет другой отрасли права.Это как раз наиболее наглядно проявляется на примере финансового права. Здесь в сфере отношений, охватываемых финансовой деятельностью государства и муниципальных образований, могут возникать (и в последние годы чаще появляются) отношения, составляющие традиционно предмет гражданского права.На первый взгляд, очевидно, что как финансово-правовые не могут рассматриваться отношения, связанные с продажей принадлежащих государству или муниципальному образованию квартир, транспортных средств, акций приватизированных предприятий; отношения, возникающие в связи с добровольными пожертвованиями в казну, и т.д., хотя они и возникают в процессе финансовой деятельности государства и муниципальных образований. Поэтому дополнительным критерием отграничения одной отрасли права от другой и, в частности финансового права от всех других отраслей права, выступает метод правового регулирования. Методы финансового права -- это средства, приемы и способы изучения финансового законодательства, указанных выше норм, финансово-правовых явлений и процессов. Имея свои методы и способы правового регулирования, отличающиеся от других отраслей права, финансовое право занимает в системе российского права также самостоятельное место. Для определения предмета регулирования и установления границ этой отрасли права существуют определенные критерии.Главным из них является то, что финансовое право регулирует общественные отношения, складывающиеся в процессе финансовой деятельности государства, а его нормы связаны с распределительной, контрольной и стимулирующей функциями государства при распределении общественного продукта и национального дохода в денежной форме.Метод финансового права носит императивный характер, однако в связи с тем, что финансовое право регулирует специфические общественные отношения -- финансово-правовые отношения, складывающиеся в области аккумуляции, перераспределения и использования фондов денежных средств, -- при применении императивного метода должны учитываться объективные экономические законы.В нормах финансового права жестко закрепляются требования государства в области финансовой деятельности. Причем степень императивности норм почти не снижается как на уровне закона, так и таких подзаконных актов, как инструкции Министерства финансов РФ, налоговых органов, инструктивные указания Центрального банка РФ.Следовательно, в связи с тем, что финансовое право имеет дело с неоднородными общественными отношениями и учетом содержательных аспектов самих финансово-правовых отношений, здесь могут применяться разные методы правового регулирования: власти и подчинения, координации, огр а ничител ь но-закрепительный, санкционирующий, делегирующий равноправия сторон, рек о мендательный и т.д.Н.И. Химичёва рассматривает в качестве основного метода финансово-правового регулирования -- государственно-властные предписания одним участникам финансовых отношений со стороны других, выступающих от имени государства и наделенных в связи с этим соответствующими полномочиями.Таким методом финансово-правового регулирования является метод «власти и подчинения» или метод властных предписаний. Его суть состоит в том, что решение любого вопроса осуществляется волей одной стороны. Этой стороной является государство, уполномоченный им орган или муниципальное образование. Они дают властные предписания (законы, подзаконные акты, управленческие решения и т.д.), обязательные для другой стороны правоотношения. При этом, другая сторона правоотношения не обладает властными полномочиями вообще или обладает ими, но их объем менее значителен.«Такой метод, -- пишет Н.И. Химичёва, -- свойствен и другим отраслям права, например административному. Но в финансовом праве он имеет специфику в своем конкретном содержании, а также в круге органов, уполномоченных государством на властные действия... Большая часть таких предписаний исходит от финансово-кредитных органов государства, созданных специально для осуществления финансовой деятельности».И далее: «Участники финансовых отношений, которым они адресуют свои предписания (различные органы государственного управления, организации), находятся во взаимосвязи с этими органами и в зависимости от них лишь по линии функций финансовой деятельности», то есть отношения «власти и подчинения» при регулировании финансовых отношений, как правило, не основываются на отношениях субординации, подчинения «по вертикали».По своему содержанию эти предписания касаются порядка и размеров платежей в государственную бюджетную систему или внебюджетные фонды, целей использования государственных денежных фондов и т.п.При использовании государством для формирования своих ресурсов платежей добровольного характера (государственные займы, казначейские обязательства, лотереи и т.п.) в определенной части также действует метод властных предписаний. Таким образом, государство ставит условия проведения государственных внутренних займов, выпуска государственных казначейских обязательств, что не может быть изменено по соглашению сторон, и является обязательным для соблюдения лицами, вступившими в данные отношения.Особенности основного метода финансового права заметно проявляются в круге государственных органов, уполномоченных давать властные предписания участникам финансовых отношений. Властные предписания исходят в большинстве случаев от финансовых, налоговых и кредитных органов, с которыми другие участники финансовых отношений не находятся в административной зависимости.Эти органы связаны с другими органами государства лишь по линии функциональной финансовой деятельности. Здесь нет подчинения в полном объеме, как при отраслевом управлении. В связи с этим различна и степень императивности норм, есть особенности выражения в них экономических методов руководства. Примером могут служить кредитные санкции банка.Властные предписания, касающиеся финансовой деятельности предприятий, организаций и учреждений, направляются и со стороны их вышестоящих органов. Определенную группу финансовых отношений составляют отношения, в которых участники находятся в подчинении «по вертикали» (министерства, ведомства и подчиненные им предприятия), однако эти отношения в связи с переходом к рыночной экономике теряют свое былое значение.Властность как суть метода финансово-правового регулирования имеет свои проявления, которые служат характеристиками этого метода.Во-первых, властность финансово-правового регулирования естественно приводит к преобладанию в таком регулировании позитивных обязываний, а не дозволений, как то имеет место в гражданском праве, или запретов, что характерно для уголовного права. Государство, "выдавая" властные предписания, обязывает субъектов к их исполнению.Отсюда, обязывание - характерная черта финансово-правового метода, в отличие, например, от правонаделения, что существенно для гражданско-правового метода. Причем наиболее наглядно это прослеживается в структуре финансового правоотношения. Здесь сторона правоотношения, противоположная государству или муниципальному образованию, всегда наделяется прежде всего обязанностью, для законной, эффективной реализации которой ей определены некоторые права.Во-вторых, метод властных предписаний может быть охарактеризован как императивный (в противовес диспозитивному). Это означает, что субъекты финансового права, как правило, т.е. в подавляющем большинстве случаев, не могут по своему усмотрению приобретать финансовые права и обязанности, определять в известных приделах их содержание, осуществлять их, распоряжаться ими. Они выполняют свои обязанности в случаях, установленных законами, подзаконными актами и т.д.Права их при этом вторичны, производны от обязанностей. Например, таковы права и обязанности субъектов при уплате конкретных налогов, при проведении финансового контроля, при получении бюджетных средств и т.д. Это касается как субъектов, издающих властные предписания, так и следующих им.Государственные органы, уполномоченные давать властные предписания, сами "связаны" в этом отношении императивными требованиями финансовых законов и иных актов. Например, налоговый орган при осуществлении финансового контроля дает властные предписания, однако его свобода воли в этом случае практически равна нулю. Государством в законах четко определены требования такого рода предписаниям.Следует заметить, что в последнее время возникли ситуации, когда субъекты финансового правоотношения могут самостоятельно устанавливать финансовые обязанности и определять в некоторых пределах их содержание. Это становится возможным потому, что в современных условиях публичное право все плотнее сопрягается с частным, что проявляется в самых различных пластах правовой материи. Как результат этого явления - метод властных предписаний в качестве метода финансово-правового регулирования становится все более "лояльным" и в него все чаще встраиваются гражданско-правовые "вкрапления".Например, в процессе финансово-правого регулирования используется преобразованные формы договорных отношений, допускается некоторая инициативность субъектов и т.д. Конкретно это проявляется в финансовых правоотношениях по предоставлению налогового кредита, инвестиционного налогового кредита (ст. 65, 67 НК РФ) и т.д. Здесь право установления налоговой обязанности и определения ее содержания в рамках закона предоставлено финансовым органам Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.Так из ст. 63 и 65 НК РФ следует, что финансовый орган самостоятельно решает вопрос о сроке предоставления налогового кредита, порядке погашения суммы задолженности и начисленных процентов. Однако все это делается в рамках, установленных Налоговым кодексом РФ.Кроме вышеотмеченного, метод властных предписаний может быть охарактеризован как конформистский. Конформизм финансово-правового метода является противоположностью правовой инициативы как характерной черты гражданско-правового метода. Он означает, что субъекты финансового права вступают в финансовые правоотношения не по своей воле, не по своей инициативе, а лишь следуют предписаниям соответствующих актов государственных органов. Однако, нельзя не заметить, что в сложных финансовых правоотношениях имеют место ситуации, когда субъекты, в частности налогоплательщики, в каком-то звене сами могут инициировать правоотношения: например, могут обращаться в финансовые органы за предоставлением рассрочек, отсрочек по налогам и т.д.Наконец, характерной чертой финансово-правового метода является юридическое неравенство субъектов финансового права. Юридическое неравенство имеет много моментов проявления на уровне правоспособности, содержания и структуры прав и обязанностей субъектов финансового права. Однако в целом эта черта метода финансово-правового регулирования проявляется в том, что одни субъекты обладают юридически-властными полномочиями в отношении других субъектов, а последние - нет.В частности, это имеет место в силу того, что в финансовом правоотношении стороны реализуют не однопорядковую, а разную правоспособность. Государство или уполномоченный орган реализуют в финансовом правоотношении свою компетенцию, что дает им властные способности. А другая сторона финансового правоотношения реализует правоспособность иного рода: правоспособность физического, юридического лица, что не дает ей властных способностей.Или же она реализует свою компетенцию, которая по содержанию направлена, производна, подчинена реализации компетенции властной стороны финансового правоотношения.Метод властных предписаний как метод финансово-правового регулирования используется наряду с методом рекомендаций и согласования. В настоящее время такие методы получают все более широкое применение. Это обусловлено повышением уровня самостоятельности субъектов Федерации, местного самоуправления, предприятий, организаций и учреждений.Метод рекомендаций используется главным образом между представительными органами власти Российской Федерации и субъектов Федерации, Правительством РФ.Метод согласования встречается в финансово-правовом регулировании значительно реже. Он используется главным образом для решения "пересекающихся" вопросов, возникающих в сфере финансовой деятельности государства, между органами, осуществляющими эту деятельность, а иногда - между сторонами, заключившими финансово-правовой договор.Анализ отношений, возникающих в сфере финансовой деятельности государства и муниципальных образований, с точки зрения вышеуказанных методов финансово-правового регулирования позволяет разобраться в сложной природе этих отношений и определить, какие из них составляют предмет финансового права, а какие - нет.Список литературы 1. Конституция Российской Федерации2. Грачева Е.Ю. Финансовое право. Учебное пособие для среднего профессионального образования. - М.: Юрист, 2001.3. Налоги и налогообложение./Под. ред. док. эк. наук, профессора Б.Х. Алиева. - М., 2005.4. Рукавишникова И.В Метод финансового права. - М. Юристъ, 2006.5. Сперанский М.М. Финансовое право. Учебник. - М.: Юристъ, 2003.6. Финансовое право для экономических специальностей / Под общ. ред. проф. С.О. Шохина. - М., 2007.7. Финансовое право. Учебник. / Ответственный ред., док. юр. наук, проф., заслуж. работник высшей школы РФ Н.И. Химичёва. Изд. 3-е. - М.: Юрист, 2003.8. Финансовое право: Федеральный и региональный аспекты: Комплекс учебно-методических пособий. /Отв. ред. Н.И.Химичёва. - М.: Статус, 2001.

Страница 3 из 3

Метод финансового права

Метод финансового права — единый метод правового регулирования, но со своими особенностями. Финансовое право имеет не только предмет правового регулирования, но и метод правового регулирования.

Под методом правового регулирования принято понимать совокупность способов и приемов воздействия правовых норм на поведение людей в той или иной сфере социальной действительности, в частности, в сфере финансовой деятельности государства.

Предмет правового регулирования отвечает на вопрос — какие общественные отношения регулируют нормы финансового права, метод правового регулирования — каким способом осуществляется это регулирование.

Предмет правового регулирования находится в общественных отношениях, метод правового регулирования заключен в правовых нормах. получают свое выражение в нормах права. В том, как формируется диспозиция правовой нормы, обнаруживается конкретный способ регулирования. К таким способам относятся:

    • обязывание;
    • запрещение;
    • дозволение.

При этом следует подчеркнуть следующее: метод нельзя сводить только к одному способу или приему регулирования. Это совокупность способов и приемов правового воздействия на поведение субъектов правоотношения.

В финансовом праве действует весь названный набор правовых способов и средств, но со своими особенностями. В финансовом праве обязывания, запрещения и дозволения реализуются в различных пропорциях и сочетаниях, но функции основного регулятора выполняют обязывающие нормы, на которых основан способ властных предписаний, в то время как запретительный и дозволительный способы выполняют определенную обеспечительную роль.

Способ (метод) властных предписаний является основным способом финансового права. Его преобладание объясняется тем, что большинство финансово-правовых норм сформулированы как обязывающие нормы и обязывание, таким образом, доминирует как способ регулирования в финансовом праве.

Властной стороной является государственный орган (Государственная Дума, Минфин России, ЦБ РФ), обязанной — сторона, противоположная государственному органу: налогоплательщик, коммерческий банк и т.д. Вторая сторона выполняет свои обязанности в случаях, установленных законом, подзаконным актом. Права же этой стороны вторичны, производны от обязанностей.

Однако способ (метод) властных предписаний как основной способ финансового права отличается от метода административного права, имеющего место в аппаратно-управленческой сфере, так как участники не находятся в административной зависимости . Таковы отношения между ЦБ РФ и подконтрольным коммерческим банком, Минфином России и гражданином в отношениях по государственному кредиту.

Запретительный способ регулирования обусловлен запрещающими нормами права, которые также имеются в составе финансового права. Запреты (запрещения) в праве — это юридические обязанности пассивного характера, предписывающие субъекту воздерживаться от определенных действий и ограничивающие его деятельность. Они играют вспомогательную роль и направлены, как правило, на то, чтобы применение способа властных предписаний в ходе финансово-правового регулирования было более эффективным. Способ запретительного регулирования в финансовом праве выполняет определенную обеспечительную роль и применяется в основном в сочетании со способом властных предписаний.

Дозволительный способ регулирования обусловлен наличием в составе финансового права норм, имеющих в известной мере диспозитивный характер и создающих основу для возникновения соглашений определенного рода. Если в гражданском праве возникает договор — волевой акт двух сторон, позволяющий этим сторонам самим определять свои отношения, то соглашение в финансовом праве имеет другой характер. Здесь на основе обязывающих и диспозитивных норм имеет место соглашение, в котором положение сторон характеризуется, с одной стороны, признаком властности — подчинения в установлении условий этого соглашения, с другой стороны, равенством сторон — в момент заключения соглашения.

Так, государство, применяя способ властных предписаний, устанавливает условия проведения государственных внутренних займов, лотерей и т.д. Вместе с тем этот способ действует в сочетании со способом дозволительного регулирования отношений, возникающих, например, в области организации и проведения лотерей (государство разрешает каждому гражданину быть участником лотереи и оформлять договорные отношения с организатором лотереи (например, с федеральным органом) путем приобретения лотерейного билета).

Под методом финансового права понимаются основные правила и способы воздействия норм права на регулируемые правоотношения. Для финансового права характерно применение метода властных предписаний. Это обусловлено спецификой финансовых правоотношений, обязательным участником которых является государство. Такой метод свойственен многим отраслям права, например, административному или конституционному. Но это имеет метод немного отличается по кругу властных субъектов и специфике правоотношений. Такие предписания затрагивают в основном систему отчислений и платежей в федеральный бюджет и различные внебюджетные фонды, использование бюджетных средств и материальных ценностей.

  • Метод властных предписаний ставит условия, при которых возможно совершение того или иного действия, например, внутренние государственные займы. Их порядок определяется только государством и никогда не будет изменен по соглашению сторон.
  • Властные предписания выносятся органами, осуществляющими регуляцию финансовых правоотношений. К таким органам относят налоговые органы, кредитные и финансовые органы.

Также в финансовом праве применяются и другие методы, хотя не так обширно как метод предписаний.

Например, метод согласования или рекомендации. Такие разновидности методов правового воздействия становятся очень популярными. Это, прежде всего, связано с повышенной самостоятельностью субъектов , как различных предприятий и организаций, так и субъектов Российской Федерации и местного самоуправления.


Понятие финансового права является самостоятельной отраслью и входит в систему публичного права. Оно регулирует различные правоотношения, которые возникают в процессе …


Финансовое право – это совокупность определенных юридических норм, которые призваны регулировать общественные отношения, возникающие в результате образования, использования и распределения …



Просмотров