Чем оперативное управление отличается от безвозмездного пользования. Некоторые основные задачи указаны ниже

В отечественной деловой практике еще доминирует убеждение, что учреждения - это организации, так или иначе связанные с государством, финансируемые за счет бюджетных средств и имеющие в основном социальное значение для общества в целом. Однако в последнее время крупные коммерческие корпорации создают учреждения (здравоохранения, образования, культуры) с негласной, но очевидной целью оптимизировать свою деятельность. Как правило, такие учреждения наделяются специальным имуществом, статус которого определен как «на праве оперативного управления». Попытаемся систематизировать особенности учета операций, связанных с имуществом, находящимся в оперативном управлении учреждений, осуществляющих как уставную, так и коммерческую деятельность.

Предыстория

И значально «оперативное управление» не называлось правом и в него вкладывался несколько иной смысл.

Обратимся к истории вопроса. Ранее право оперативного управления было закреплено в статье 21 Основ гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик 1961 года (далее - Основы гражданского законодательства СССР) и в статье 93.1 ГК РСФСР 1964 года. В дальнейшем оно было преобразовано в «право полного хозяйственного ведения» (для предприятий, производящих товары, работы, услуги) и право оперативного управления (для бюджетных учреждений, не производящих добавленную стоимость). Это разделение было, в частности, закреплено в статье 5 Закона РСФСР «О собственности в РСФСР» и в статьях 47 и 48 Основ гражданского законодательства СССР.

В пореформенное время (с 1994 г.) в ГК РФ субъектами права оперативного управления названы учреждения и государственные предприятия (ст. 296 ГК РФ). Определяющее значение для понимания сути, смысла и особенностей налогообложения операций с имуществом, находящимся в оперативном управлении, имеет статья 299 ГК РФ.

Фрагмент документа

Пункт 2 статьи 299 Гражданского кодекса РФ

«... Плоды, продукция и доходы от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении или оперативном управлении, а также имущество, приобретенное унитарным предприятием или учреждением по договору или иным основаниям, поступают в хозяйственное ведение или оперативное управление предприятия или учреждения...».

Таким образом, оперативное управление является своеобразным «пережитком прошлого», плохо вписывающимся в рыночные отношения. Более того, разница в статусах имущества, находящегося в оперативном управлении и/или хозяйственном ведении, стала вообще неопределенной: и некоммерческие организации, и государственные предприятия могут осуществлять коммерческие (то есть приносящие доход) операции, подпадающие под действие налогового законодательства. Подобная неопределенность крайне усложняет учет и налогообложение операций с имуществом в учреждениях, осуществляющих его оперативное управление, что усугубляется еще и недостаточной урегулированностью таких операций в налоговом законодательстве.

Деятельность учреждений

Основными нормативными документами, регулирующими деятельность , являются Гражданский кодекс и Федеральный закон от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее - Закон № 7-ФЗ).

Отметим, что и ГК РФ, и Закон № 7-ФЗ в качестве непременного условия существования учреждения называют осуществление им некоммерческой деятельности. Тем не менее некоммерческие организации могут вести и деятельность, приносящую доход, но лишь в рамках достижения целей своего создания. Как правило, считается, что коммерческая деятельность не должна быть основным источником дохода учреждения. Если следовать контексту Закона № 7-ФЗ, то учреждение, которое не будет осуществлять основную (некоммерческую) деятельность, может быть ликвидировано в связи с несоответствием фактической деятельности статусу НКО. Однако на практике частные учреждения, действующие в сферах здравоохранения (а также культуры, физической культуры и спорта, образования), до 100% своего объема финансирования могут получать от приносящей доход деятельности.

Учредитель может наделить учреждение имуществом, закрепив за ним право оперативного управления (ст. 296 ГК РФ), при этом сохраняя право собственности за собой, что дает ему возможность изъять неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество и распорядиться им по своему усмотрению (п. 2 ст. 296 ГК РФ). Учреждение не вправе отчуждать или иным способом распоряжаться имуществом, закрепленным за ним либо приобретенным за счет средств целевого финансирования, выделенных ему по смете (п. 1 ст. 298 ГК РФ). Более того, право распоряжения указанным имуществом в течение всего срока оперативного управления принадлежит собственнику имущества (учредителю оперативного управления).

Остановимся подробнее на особенностях учета прав на результаты использования имущества, закрепленного за учреждением на правах оперативного управления.

Доходы, полученные от предпринимательской деятельности, и приобретенное на них имущество поступают в самостоятельное распоряжение учреждения и учитываются отдельно. Означает ли это, что если, к примеру, учреждение здравоохранения получило доход от платной медицинской деятельности и приобрело новые основные средства, то оно может ими распорядиться по своему усмотрению? В том-то и дело, что нет: доход учреждения, полученный в результате предпринимательской деятельности с использованием имущества, находящегося у него на правах оперативного управления, становится собственностью учредителя, как и новое имущество, приобретенное за счет такого дохода, при этом учреждение будет осуществлять оперативное управление им.

Именно по этой причине в тех случаях, когда собственник (учредитель оперативного управления) принимает решение об изъятии имущества или его перераспределении, возникают неочевидные налоговые последствия для обеих сторон (как учредителя, так и учреждения).

Операции по передаче имущества

Передавать имущество, изымать его обратно и получать доходы от учреждения собственник может несколькими способами.

Вариант 1

В соответствии с п. 2 ст. 296 ГК РФ учредитель оперативного управления вправе передать и при необходимости изъять имущество учреждения по собственной инициативе, если оно не используется им, используется не по назначению, является излишним или при реорганизации учреждения.

В перечисленных ситуациях порядок бухгалтерского и/или налогового учета определен лишь в отношении имущества, ранее переданного собственником учреждению. Что же касается имущества, приобретенного в процессе деятельности учреждения, то этот вопрос нормами права (как гражданского, так и налогового) до настоящего времени не урегулирован.

Вариант 2

В соответствии с п. 2 ст. 298 ГК РФ учреждение передает имущество, полученное им в результате осуществления деятельности, приносящей доход, собственнику. Может показаться, что такая сделка имеет признаки дарения. Однако на наш взгляд, передача имущества, заработанного учреждением в рамках коммерческой деятельности, собственнику не является дарением, поскольку право собственности на такое имущество не переходит от одного лица к другому: имущество принадлежит учредителю управления с момента его приобретения, хотя и находится в оперативном управлении у учреждения. Описанную ситуацию мы рассматриваем как неурегулированную с точки зрения налогового законодательства и потенциально приводящую к негативным для учредителя налоговым последствиям.

Круговорот имущества: порядок учета

Учреждение признается налогоплательщиком (п. 2 ст. 11 НК РФ). Соответственно, при операциях, связанных с перемещением имущества, чаще всего ОС, при определенных условиях могут возникать налоговые обязательства. Для того чтобы определить их статус и объем, рассмотрим более подробно то, как эти операции отражаются в учете (с точки зрения обложения налогом на прибыль).

Передача имущества

Срок оперативного управления отсчитывается с даты фактической передачи имущества наделяемой организации. Права на полученное некоммерческими организациями недвижимое имущество требуют госрегистрации в сроки и в порядке, которые определены Федеральным законом от 21.07.1997 г. № 122-ФЗ. При этом, как правило, в учете передающей стороны данная операция отражается как «операция по формированию актива», принимающей - как задолженность перед учредителем управления с одной стороны и признанием стоимости актива с другой.

В учете учредителя операция отражается проводками:

  • Дебет 01 Кредит 01;
  • Дебет 02 Кредит 01;
  • Дебет 76 (58) Кредит 01.

Учреждение отражает операцию проводкой:

  • Дебет 08 Кредит 76.

Эксплуатация ОС

Рассмотрим порядок учета отдельных операций, связанных с эксплуатацией имущества в оперативном управлении.

Амортизация или износ?

Утвержденное приказом Минфина России от 30.03.2001 г. № 26н (ред. 27.11.2006 г.) ПБУ 6/01 «Учет основных средств» устанавливает, что по объектам ОС некоммерческих организаций вместо амортизации ежемесячно исключительно линейным способом начисляется износ. Эти операции учитываются на забалансовом счете 010.

Однако, по нашему мнению, не стоит буквально воспринимать эту норму ПБУ 6/01. Дело в том, что в ряде случаев учреждениям все-таки следует начислять амортизацию.

Итак, если некоммерческая организация ведет исключительно уставную деятельность, не приносящую доход, то начисление износа - это единственный способ определить остаточную стоимость имущества (в том числе для целей формирования базы по налогу на имущество). Но если учреждение оказывает и платные услуги, с использованием имущества, находящегося в оперативном управлении, то ситуация становится неопределенной по нескольким причинам:

  • соответствующая норма ПБУ 6/01 не является бесспорной, так как аналогичная формула пункта 48 приказа Минфина России от 29.07.1998 г. № 34н (ред. от 26.03.2007 г.) признана недействующей решением ВС РФ от 23.08.2000 г. № ГКПИ 00-645. Поскольку редакция приказа № 34н приходится на более позднюю дату по сравнению с приказом № 26н, который в последний раз редактировался в ноябре 2006 года, при прочих равных условиях и наличии противоречий следует пользоваться нормами «позднего» приказа;
  • в соответствии с подп. 2 п. 2 ст. 256 НК РФ не подлежит амортизации для целей налогового учета «…имущество некоммерческих организаций, полученное в качестве целевых поступлений или приобретенное за счет средств целевых поступлений и используемое для осуществления некоммерческой деятельности ».

Таким образом, буквальное толкование данной нормы ПБУ 6/01 требует одновременного соблюдения двух условий: целевое поступление и осуществление некоммерческой (не приносящей доход) деятельности .

В этой связи по каждому объекту следовало бы определять пропорцию, в которой он используется в уставной некоммерческой деятельности и в деятельности, направленной на получение дохода. Это процентное соотношение, по нашему мнению, нужно использовать при начислении амортизации и/или износа , поскольку по такому объекту правильнее было бы ежемесячно формировать и сумму износа (кредит счета 010), и сумму амортизации (кредит счета 02 в корреспонденции со счетами учета затрат).

Отдельно отметим, что согласно п. 3 ст. 256 НК РФ из состава амортизируемого имущества в целях гл. 25 НК РФ исключаются основные средства, переданные (полученные) по договорам в безвозмездное пользование. Необходимо уточнить, что эта норма налогового законодательства не может быть применена к отношениям с имуществом, находящимся в оперативном управлении либо приобретенным учреждением в процессе осуществления деятельности.

Закон № 7-ФЗ обязывает некоммерческие организации вести раздельный учет доходов и расходов, связанных с предпринимательской деятельностью и с использованием средств целевого финансирования. Доходы и прибыль, полученные от осуществления коммерческой деятельности, подлежат налогообложению в общеустановленном порядке.

Покупка нового ОС

Теперь рассмотрим ситуацию, когда некоммерческая организация приобретает объект за счет дохода, полученного в рамках коммерческой деятельности. Казалось бы, такой объект должен учитываться по общеустановленным правилам: амортизироваться и в бухгалтерском, и в налоговом учете. Однако не все так просто.

Следуя п. 2 ст. 299 ГК РФ, данные операции учреждение отражает в учете проводками:

  • Дебет 60 Кредит 51 - произведена оплата поставщику;
  • Дебет 08 Кредит 60 - получен актив;
  • Дебет 01 Кредит 08 - актив признан в составе объектов ОС;
  • Дебет 84 Кредит 83 - на отдельном субсчете к счету 84 учтено расходование прибыли на приобретение ОС.

Разъясним причину формирования последней записи. Она произведена именно на основании п. 2 ст. 299 ГК РФ. То есть при прекращении оперативного управления такое имущество должно быть передано учредителю.

Система начисления износа и амортизации в бухгалтерском учете в данном случае может быть произведена по уже рассмотренной выше схеме, а именно: износ начисляется по объектам, используемым в уставной некоммерческой деятельности, амортизации - при ведении учреждением деятельности, приносящей доход, с использованием такого имущества.

Возвращение имущества

Остановимся на особенностях учета выбытия ОС из оперативного управления.

Ситуация 1. Прекращение оперативного управления по распоряжению учредителя с требованием обратной передачи имущества.

Допустим, в период нахождения имущества в оперативном управлении начислялся износ на забалансовом счете 010 или в случаях, описанных выше, - амортизация, величина которой аккумулирована по кредиту счета 02. Рассмотрим схему проводок, которыми будут сопровождаться операции по передаче.

В учете организации-учредителя:

  • Дебет 01 Кредит 76 - на стоимость имущества;
  • Дебет 76 Кредит 02 - на сумму амортизации и сумму износа по счету 010;
  • Дебет 91.2 Кредит 76 - на сумму амортизации и сумму износа по счету 010 (расходы, не принимаемые в НУ);
  • Дебет 99 Кредит 91.9 - убыток учредителя, признаваемый для целей БУ;
  • Дебет 99 Кредит

Записи в учете учреждения:

  • Дебет 02 Кредит
  • Дебет 76 Кредит 01 - на стоимость имущества;
  • Дебет 76 Кредит 83 - на сумму амортизации;
  • Дебет 010 - на сумму износа.

Ситуация 2. Передача имущества, приобретенного за счет средств целевого финансирования , в учете учредителя отражается проводками:

  • Дебет 08 Кредит
  • Дебет 01 Кредит
  • Дебет 91.2 Кредит 02 - на сумму амортизации по счету 02 и сумму износа по счету 010 (расходы, не принимаемые в НУ);
  • Дебет 91.9 Кредит
  • Дебет 99 Кредит 68 - ПНО по расходам, не признанным для целей НУ.

В учете учреждения производятся следующие записи:

  • Дебет 02 Кредит 76 - на сумму начисленной амортизации;
  • Дебет 76 Кредит 01 - на стоимость имущества;
  • Дебет 83 Кредит
  • Дебет 010 - на сумму износа.

Ситуация 3. Передача имущества, приобретенного за счет деятельности, приносящей доход.

В учете организации-учредителя производятся следующие проводки:

  • Дебет 08 Кредит 91.1 - на стоимость имущества;
  • Дебет 01 Кредит 08 - принят к учету объект ОС;
  • Дебет 91.2 Кредит 02 - на сумму амортизации по счету 02 и сумму износа по счету 010 (для целей НУ не принимается только начисленный износ);
  • Дебет 91.9 Кредит 99 - прибыль учредителя, признаваемая для целей БУ;
  • Дебет 99 Кредит 68 - ПНО по расходам, не признанным для целей НУ;
  • Дебет 010 - на сумму износа.

В учете НКО:

  • Дебет 02 Кредит 76 - на сумму начисленной амортизации;
  • Дебет 76 Кредит 01 - на стоимость имущества;
  • Дебет 83 Кредит 76 - на разницу 01 и 02 счетов;
  • Дебет 83 Кредит 84 - на остаток счета 83;
  • Дебет 010 - на сумму износа.

Выводы

Из приведенных выше учетных схем следует, что прекращение оперативного управления и передача имущества (ОС) учредителю приводит к формированию финансового результата и возникновению налоговых обязательств у последнего, а именно:

  • при обратной передаче имущества (ОС) у учредителя формируется убыток, не признаваемый для целей налогового учета;
  • при передаче имущества (ОС), приобретенного учреждением за счет целевых поступлений, на стороне учредителя оперативного управления возникает прибыль, размер которой для целей налогового учета должен быть увеличен на сумму износа и амортизации;
  • при передаче имущества (ОС), приобретенного учреждением за счет дохода, полученного в рамках коммерческой деятельности, у учредителя также возникает прибыль, размер которой для целей налогообложения увеличивается на сумму начисленного износа.

Эти последствия необходимо учитывать коммерческим организациям - учредителям частных учреждений при их реорганизации и/или при перераспределении имущества между несколькими такими учреждениями.

Сноски

Свернуть Показать


Безвозмездное пользование объектами недвижимого имущества является отдельным правовым институтом, регламентированным ГК РФ. О том, кто и на каких основаниях приобретает право безвозмездного пользования, как правильно составить договор безвозмездного пользования жилым или нежилым помещением для физических и юридических лиц – читайте в нашей статье.

Передача имущества в безвозмездное пользование на сегодняшний день ситуация довольно распространенная. Предметом договора о безвозмездном пользовании может выступать, как движимое, так и недвижимое имущество. принадлежащее на правах собственности государству, муниципальным организациям, коммерческим предприятиям или физическим лицам. Так или иначе, российское законодательство предусматривает правовую ответственность за соблюдение требований правовых актов и норм.

Безвозмездное пользование помещениями и земельными участками, принадлежащими государству

Согласно с п. 1 ст. 689 ГК РФ договор безвозмездного пользования предполагает передачу объекта в безвозмездное пользование одной стороной к другой (ссудодателем к ссудополучателю), последний, в свою очередь, принимает на себя обязательство по возврату предмета соглашения в том же состоянии, в каком он был получен с учетом естественного износа. Объектом договора безвозмездного пользования может выступать имущество:

Вышеназванное имущество может быть передано в безвозмездное пользование на основе результатов торгов/аукционов/конкурсов, проведенных в соответствии с Правилами проведения данных мероприятий на получение права на заключение договора аренды, договора безвозмездного пользования или доверительного управления государственным имуществом, а также иных соглашений о переходе права владения или пользования государственным или муниципальным имуществом (Приказ Федеральной антимонопольной службы России №67 от 10.02.2010 г.). Ссудодателями государственного имущества являются органы управления государственным и муниципальным имуществом, органы оперативного управления унитарными предприятиями, казенными, бюджетными и автономными учреждениями. Передача в , жилых и нежилых помещений, ценного движимого имущества, принадлежащего названным предприятиям, может быть осуществлена только с письменного согласия собственника имущества. Получить в безвозмездное пользование государственное имущество могут:

Важно! Срок предоставления прав на безвозмездное пользование объектов движимого или недвижимого имущества, принадлежащего государству, не может превышать срок исполнения государственного контракта.
  • иные лица, заключившие договор в порядке, предусмотренном российским законодательством.

Порядок предоставления в безвозмездное пользование имущества, входящего в состав государственной казны, закрепленное за унитарными, автономными и бюджетными организациями

Для того, чтоб получить государственное (муниципальное) имущество в безвозмездное пользование, заинтересованное лицо должно направить в адрес органа управления данным имуществом соответствующее заявление, составленное в письменной свободной форме. Данное заявление рассматривается главой исполнительной власти в срок до 30 дней, по истечении которых выносится решение о заключении договора безвозмездного пользования с проведением торгов, без проведения таковых либо об отказе в передаче имущества в безвозмездное пользование. Торги проводятся в соответствии с действующим антимонопольным законодательством РФ. Без проведения торгов государственное имущество может быть передано:

  1. государственным органам и внебюджетным фондам, ЦБ РФ;
  2. муниципальным предприятиям и госучреждениям, корпорациям и компаниям;
  3. на основании международных договоров и федерального законодательства РФ;
  4. некоммерческим организациям, деятельность которых направлена на решение социальных проблем и развитие гражданского общества в РФ (профсоюзы, общественные движения и фонды, политическим партиям и другие);
  5. образовательным и медицинским учреждениям;
  6. адвокатским, нотариальным и торгово-промышленным палатам;
  7. объектам почтовой связи;
  8. взамен объекта недвижимости, в отношении которого были прекращены права пользования в связи со сносом или реконструкцией.

Основаниями для договора безвозмездного пользования государственным имуществом выступают Постановления главы исполнительной власти и итоговый протокол торгов/аукциона/конкурса. Передача имущества, принадлежащего унитарным, бюджетным и автономным учреждениям на правах оперативного управления и хозяйственного ведения, возможна только при наличии результатов проведенных торгов, дающих право безвозмездного пользования имуществом. В данном случае уполномоченный орган представляет экспертную оценку последствий, которые имеют место быть после передачи объекта в безвозмездное пользование.

Важно! Договор о передаче права на безвозмездное пользование имуществом не может быть осуществлен в случае, если результат экспертной оценки показал возможность ухудшения условий, указанных в договоре.

Решение о передаче или отказе в передаче прав безвозмездного пользования государственным имуществом принимается органом управления в течение 1 месяца. Договор безвозмездного пользования помещением заключается между двумя участниками (ссудодателем и ссудополучателем) в письменной форме. Соглашение считается заключенным при достижении соглашения по всем пунктам договора обеих сторон, после факта передачи имущества ссудополучателю по акту приема-передачи.

Ответственность ссудополучателя после получения прав на безвозмездное пользование государственным имуществом

Использование имущества, принадлежащего государству, унитарным, бюджетным и автономным учреждениям, является целевым, без возможности изменения целевого назначения. Государственное (муниципальное) имущество, в том числе помещения и земельные участки, полученные на праве безвозмездного пользования, не могут быть переданы ссудополучателем в субаренду, внесены как залог или в качестве вклада в Уставной капитал хозяйственных обществ, а также переданы в безвозмездное пользование для коммерческих целей. Ссудополучатель вместе с правом безвозмездного пользования имуществом приобретает обязанности по его содержанию и поддержанию в исправном состоянии, проведению текущих и капитальных видов ремонта за счет собственных средств после получения на то письменного согласия ссудодателя.

Важно! Оплата коммунальных и иных обязательных платежей является обязанностью ссудополучателя на основании отдельно заключенных договоров в соответствии с действующими тарифами.

Досрочное расторжение договора безвозмездного пользования

Ссудодатель вправе потребовать расторжения договора безвозмездного пользования в одностороннем порядке в случаях:

  • использования ссудополучателем государственного имущества не по назначению, указанному в договоре;
  • не исполнения ссудополучателем обязательств по содержанию имущества и поддержанию его в надлежащем состоянии;
  • передачи ссудополучателем имущества, полученного на праве безвозмездного пользования, третьему лицу без согласия на то ссудодателя;
  • значительного ухудшения состояния имущества вследствие пользования ссудополучателем.

В свою очередь, ссудополучатель также имеет право расторгнуть договор безвозмездного пользования в одностороннем порядке. Основанием для этого может стать:

  1. факт обнаружения недостатков, которые не позволяют использовать имущество в полной мере по назначению, и о которых ссудополучатель не был проинформирован в момент заключения договора;
  2. невозможность использования имущества, как предмета договора, по назначению в связи с возникшими обстоятельствами, за которые ссудополучатель ответственность не несет;
  3. факт наличия прав третьих лиц на данное имущество, о чем при заключении договора ссудополучатель предупрежден не был;
  4. неисполнение ссудодателем условия договора безвозмездного пользования по передаче имущества и сопутствующих документов, по акту приема-передачи ссудополучателю.

Елена

Здравствуйте! В оперативном управлении у сельского клуба находится здание, отдел МВД хочет заключить договор безвозмездной передачи помещения для участкового. 1. Согласование с собственником здания(поселение)? 2. Оплата коммунальных услуг? 3. Допустимый срок заключения договора? 4. Регистрация в Росреестре? 5. Может ли собственник здания(поселение) на прямую заключить договор? Спасибо за внимание.

Сергей (старший юрист)

Здравствуйте, Елена! 1. В данном случае требуется получения согласия собственника здания. 2. По общему правилу оплата коммунальных услуг должна осуществляться пользователем помещения, если иное не установлено договором. 3. Таких требований в законодательстве нет. Заключайте договор в сроки, удобные обеим сторонам. 4. Если договор заключается на срок больше года, то его надо регистрировать в Росреестре. 5. Может, но только предварительно здание надо изъять у сельского клуба.

Любовь

Было передано имущество в безвозмездное пользование от Мингосимущества к Министерству и затем к ГБУ. Возникла задолженность по коммунальным платежам, дело в суде по факту необоснованное обогащение. Ни одного договора с ЖЭУК не было. Платежи должно было осуществлять Министерство или Мингосимущество?

Сергей (старший юрист)

Здравствуйте, Любовь! В соответствии со ст. 695 ГК РФ именно ссудополучатель обязан содержать переданное ему имущество. В Вашей ситуации обязанность оплачивать коммунальные платежи должна была исполняться ГБУ, как конечным пользователем.

Лариса

Здравствуй. МОУ «СОШ № 1» планирует передать в безвозмездное пользование государственному автономному учреждению здравоохранения движимое имущество которое находится на праве оперативного управления. Что для этого требуется? Спасибо.

Сергей (старший юрист)

Здравствуйте, Лариса! Потребуется согласие собственника, если имущество ценное. А так оформляете сам договор и все.

Елена

Здравствуйте. Хочу приобрести апартаменты в апарт отеле. В проектной декларации сказано, что здание передается безвозмездно в пользование муниципальных властей. Чем это грозит мне как собственнику? Спасибо.

ПД_ЛендГранд_19-02-2019.pdf

Сергей (старший юрист)

Здравствуйте, Елена! Если у Вас будет надлежащим образом оформленное право собственности на апартаменты, то особо бояться не стоит. Праву собственности ничто не будет угрожать. Но необходимо помнить, что муниципальные власти могут использовать переданные им помещения для размещения различных учреждений или объектов, чье соседство может Вам не понравиться.

Людмила

Здравствуйте, хотелось бы уточнить вопрос: Соответствует ли закону договор, согласно которому общество с ограниченной ответственностью передает принадлежащее ему на праве собственности недвижимое имущество в безвозмездное пользование другому обществу с ограниченной ответственностью?

Сергей (старший юрист)

Здравствуйте, Людмила! Такая передача не запрещена гражданским законодательством, поэтому договор является законным.

Вера

Здравствуйте. Мы ГБУ, нам передано помещение на праве безвозмездного пользования (мы также не осуществляем содержание такого помещения, т.е. коммунальные услуги и эксплуатацию оплачивает ссудодатель). Можем ли мы разместить в этом помещении вендинговые аппараты и взимать за это плату?

Сергей (старший юрист)

Здравствуйте, Вера! Если это допускается договором безвозмездного пользования, то можете. Но если такой возможности в договоре нет, то разместить вендинговые аппараты без разрешения собственника вы не можете.

Анна

Здравствуйте. Для заключения договора безвозмездного пользования недвижимостью, где ссудодатель - ФГУП, а ссудополучатель - муниципальное учреждение, требуется проведение торгов? И какие документы предварительно нужно подготовить сторонам?

Сергей (старший юрист)

Здравствуйте, Анна! В силу ст. 17.1. закона о защите конкуренции в данном случае проводить торги не надо. Порядок оформления передачи имущества в безвозмездное пользование может быть установлен внутренними документами. По общему правилу надо оформить сам договор, акт приема-передачи, а также зарегистрировать договор в Росреестре.

Денис Юрьевич

Здравствуйте! Может ли ГБУ передать в безвозмездное пользование (бессрочно) общественному движению земельный участок с находящимся на данном участке объектом недвижимости - жилым домом? Если может, что необходимо? Нужны ли в данном случае торги? Спасибо.

Сергей (старший юрист)

Здравствуйте, Денис Юрьевич! При условии осуществления общественным движением деятельности, направленной на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации, в соответствии со ст. 17.1 закона о защите конкуренции не требуется проведения торгов. Возможно, потребуется согласие собственника земельного участка, если ГБУ владеет земельным участком на праве оперативного управления или хозяйственного ведения.

Ольга

Мы-казенное учреждение культуры - библиотека для слепых. Имеем ли мы право заключать договоры с физ. лицами (читателями) на безвозмездное бессрочное пользование техническими средствами (тифлоплееры), находящимися у нас по праву оперативного управления. Согласование с учредителем (департамент культуры области) есть. Нужно ли в этом случае согласование собственника (департамент имущественных отношений области)? Не будет ли это приравниваться к аренде?

Сергей (старший юрист)

Здравствуйте, Ольга! В этом случае согласование с собственником требуется, так как это право оперативного управления. А заключать договора безвозмездного пользования техническими средствами не запрещено законодательством. Аренда же отличается тем, что она предусматривает возмездное пользование имуществом.

Алена

Могут ли органы местного самоуправления передавать свое имущество в безвозмездное пользование юридическому лицу

Людмила

Добрый день! Здравствуйте! ГБУ занимает помещение на праве оперативного управления. Может ли ГБУ передать часть помещений в безвозмездное пользование МВД, соцзащите и ООО?

Сергей (старший юрист)

Здравствуйте, Людмила! Нет, не можетю Для этого требуется проведение аукциона на право получения помещений (по крайней мере относительно ООО). Кроме того, для этого требуется получение согласия собственника имущества.

Татьяна

Здравствуйте, МБУ пользуется нежилым помещением (гаражом) который принадлежит частному лицу между ними был заключён договор аренды на безвозмездной основе, позже узнается что такой договор не верный, вообщем частное лицо требует что бы мы ему оплачивали расходы по электро энергии. Вопрос? Как правильно заключить с ним договор и по какому пункту 44 ФЗ оплатить эти расходы

Елена

Добрый день! Подскажите, пожалуйста, финансовое управление размещается в здании администрации. Это два юридических лица. Необходимо ли заключать договор безвозмездного пользования с применением федеральных стандартов и учитывать право пользования? Либо продолжать находиться в помещении и учитывать его на забалансовом счете, как помещение выделенное учредителем учреждению для выполнения его полномочий?

Сергей (старший юрист)

Здравствуйте, Елена! Законодательство не обязывает заключать в данном случае договор безвозмездного пользования. Поэтому в данном случае следует поступать по усмотрению сторон. С юридической точки зрения нарушения в этом нет: собственник вправе самостоятельно распоряжаться своим имуществом.

Анатолий Лю-фа

Добрый день! Возможна ли передача муниципального здания на безвозмездное пользование, индивидуальному предпринимателю? Спасибо буду ждать.

Сергей (старший юрист)

Здравствуйте, Анатолий! Теоретически такое допускается, но для заключения такого договора надо проводить торги.

Юлия

Добрый день!Мы автономное учреждение, хотим по договору безвозмездного пользования поставить на забаланс и использовать движимое имущество (столы, шкафы и др.) полученное от работников учреждения и используемое ими же на своих рабочих местах.Можно ли это делать и как это оформить?

Сергей (старший юрист)

Здравствуйте, Юлия! По трудовому законодательству работодатель обязан обеспечить работника всеми необходимыми предметами труда. Согласно ст. 188 Трудового кодекса РФ при использовании работодателем личного имущества работника последнему должна быть выплачена компенсация. Поэтому передача в безвозмездное пользование личного имущества работников и официальное оформление таких действий является незаконным.

Юлия

Добрый день. Мы казенное учреждение, имеем на праве оперативного управления автомобиль. Можем ли мы передать на временное безвозмездное пользование 1-2 месяца этот автомобиль муниципальному предприятию и оформить это договором транспортного обслуживания?

Сергей (старший юрист)

Здравствуйте, Юлия! Предоставление муниципальному предприятию автомобиля в Вашей ситуации на основании договора безвозмездного пользования должно осуществляться только по результатам аукциона. Исключением является возможность предоставления автомобиля максимум на один месяц в течение полугода (ст. 17 закона о защите конкуренции). В последнем случае проводить аукцион не надо.

Игорь

АНО хочет дважды в неделю проводить занятия на площадях бюджетного учреждения культуры. Каким образом можно оформить такой вариант?

Сергей (старший юрист)

Здравствуйте, Игорь! Можно заключить договор безвозмездного пользования помещением или договор аренды.

Павел

Здравствуйте. В одном здании находится исполнительный орган власти и государственное казённое предприятие, которое является подведомственным этому ИОГВ. ИОГВ владеет имуществом на праве безвозмездного пользования, а ГКП на праве оперативного управления по Распоряжению Совета министров. Нужно ли согласие ГКП на изменение статуса пользования ИОГВ на праве оперативного управления по Распоряжению Совета министров? Спасибо.

Сергей (старший юрист)

Здравствуйте, Павел! Законодательством получение согласия пользователя имущества на праве оперативного управления на изменение статуса других пользователей не требуется.

Мария

Здравствуйте! Орган исполнительной власти является учредителем (далее - учредитель) государственного бюджетного учреждения. За этим государственным бюджетным учреждением (далее - ГБУ) учредитель закрепил на праве оперативного управления имущество. В данный момент в помещении закрепленном за ГБУ учредителем, необходимо разместить работников учредителя. Как правильно оформить безвозмездное пользование помещения? Или каким образом можно законно разместить в помещении переданном ГБУ учредителем работников самого же учредителя? И можно пожалуйста ссылки на НПА.

Сергей (старший юрист)

Здравствуйте, Мария! Так как помещение находится в собственности учредителя, то оно сохраняет базовые права собственника на данное помещение. Поэтому, на наш взгляд, каким-либо юридическим образом оформлять предоставление помещения учредителю не требуется. Как вариант, можно оформить изъятие части имущества, переданного ГБУ, что предусмотрено ст. 296 ГК РФ.

Виктория

Государственное бюджетное учреждение хочет передать физическому лицу в безвозмездное пользование автомобиль. Возможно ли это без проведения торгов и нужно ли в данном случае согласование нашего учредителя?

Сергей (старший юрист)

Здравствуйте, Виктория! Возможно, но на срок не более 30 дней в течение шести последовательных календарных месяцев. По общему же правилу для заключения такого договора требуется проведение торгов.

Ульяна Иванова

Добрый день! Муниципальное бюджетное учреждение хочет передать в безвозмездное пользование управлению Росгвардии имущество, находящееся у него на праве оперативного управления. В свою очередь, Росгвардия желает передать имущество, находящееся на праве оперативного управления, муниципальному бюджетному учреждению. Можно ли это сделать без торгов?

Сергей (старший юрист)

Здравствуйте, Ульяна! В данном случае торги проводить не требуется, так как имущество передается государственному органу.

Анна

Государственному учреждению ФСС передано в безвозмездное пользование нежилое помещение по договору "о передачи имущества в безвозмездное пользование". ФСС просит закрепить указанное имущество на праве оперативного управления, можем ли это сделать

Сергей (старший юрист)

Здравствуйте, Анна! Право оперативного управления устанавливается собственником имущества по собственному усмотрению. Поэтому, если собственник решит передать имущество в оперативное управление учреждению, то это будет являться законным.

александр

здравствуйте! Акционерному обществу "Оборонэнерго" Министерсво обороны передало в безвозмездное пользование электрические сети. Часть этих сетей были списаны например, воздушная линия на опорах. Имеет ли право Оборонэнерго забрать себе остатки списанной линии опоры, металлоконструкции или они являются собственностью Министерства обороны?

Сергей (старший юрист)

Здравствуйте, Александр! Даже списанное имущество продолжает оставаться собственностью Министерства обороны, если оно не отвечает критериям брошенной или бесхозяйственной вещи.

Мария

Добрый день! Наша организация является органом исполнительной власти. Нашей подведомственной организации в безвозмездное пользование передано помещение, в котором мы занимаем несколько кабинетов. За коммунальные услуги платит подведомственная организация. Однако в настоящее время встал вопрос о том, что за себя мы должны платить сами. Можем ли мы, ссылаясь на то, что помещение передано нашей подведомственной организации, утверждать что и за коммунальные услуги должны платить они с нами никакие договора заключены не были?

Сергей (старший юрист)

Здравствуйте, Мария! Если отсутствует оформленный договор, то платить Вы ничего не обязаны. Все договора с обслуживающими организациями заключены с подведомственной организацией, которая и является ответственной за их уплату.

Татьяна

Здравствуйте, Мы муниципальное образование сельское поселение, хотим заключить договор безвозмездного пользования помещения с казенным учреждением, владеющим помещением на праве хозяйственного управления. Надо ли проводить торги для заключения договора и можно ли заключить договор на 5 лет с последующей пролонгацией.

Сергей (старший юрист)

Здравствуйте, Татьяна! В Вашей ситуации не требуется проведения торгов. Вы можете установить любые параметры договора, в том числе на пять лет с последующим продлением.

Кристина

хотела бы поблагодарить вас за такую информативную статью. Исходя из статьи делаю вывод о том, что в безвозмездное пользование ГБУ может предоставить нежилые помещения некоммерческой организации, в частности интересует АНО ДПО. Только очень нужна ссылка на н-п акт!

Сергей (старший юрист)

Здравствуйте, Кристина! Смотрите положения Гражданского кодекса РФ, федерального закона "О защите конкуренции".

Лариса

Добрый день! Подскажите, пожалуйста, для НКО обязателен ли договор аренды помещения адреса? Или для функционирования достаточно гарантийного письма? НКО была создана несколькими бюджетными организациями, зарегистрирована в 2011 году минюстом, на основании гарантийного письма мингосимущества о предоставлении адреса одной из организаций-учредителя госучреждение. По этому адресу НКО осуществляет свою деятельность, Президент НКО осуществляет управление без доверенности является директором этого госучреждения.

Сергей (старший юрист)

Здравствуйте, Лариса! Предоставление юридического адреса для регистрации еще не является подтверждением заключения договора, по которому НКО приобретает какие-либо права на помещение. Как таковой обязанности заключать договор аренды при использовании помещения в законодательстве нет, но если оно фактически используется, то для собственного спокойствия договор все же лучше заключить.

Алла

Здравствуйте! Помещение в нежилом здании передано по договору безвозмездного пользования Государственному учреждению. Возник вопрос по заключению договора с обслуживающей организацией на техническое обслуживаниеохранно-пожарной сигнализации. Кто обязан заключить указанный договор?

Сергей (старший юрист)

Здравствуйте, Алла! Решение данного вопроса зависит от того, какие обязанности предусмотрены для ссудополучателя по договору и кто обязан осуществлять текущее содержание и обслуживание здания.

Марина

Часть Недвижимого имущества казенного учреждения кабинетПередано в безвозмездное пользование. Ссудодателем в договоре является Куги, ссудополучатель орган власти, а само учреждение- балансодержаель. Нужно ли проводить торги на передачу такого имущества и кто должен их проводить куги или само учреждение, ведь решение о передаче приняло куги.

Сергей (старший юрист)

Здравствуйте, Марина! Торги проводить не нужно. Об этом сказано в ст. 17.1 закона о защите конкуренции.

Наиля

Передаем движимое имущество в безвозмездное временное пользование нашему подведомственному учреждению ИФНСдля дальнейшего совместного использования часть оборудования одной единой сети. Обе организации имеют статус юридического лица. Какие документы должны при этом составляться? Нужен ли договор безвозмездного пользования? Или достаточно акта-приема передач данного имущества для принятия той стороны на Забалансовый счет 01 "Имущество, полученное в пользование"?Спасибо.

Сергей (старший юрист)

Здравствуйте! Необходимо заключить договор безвозмездного пользования и акта приема-передачи.

Марина

Здравствуйте! Мы государственное казенное учреждение хотим принять в безвозмездное пользование помещение для размещения сотрудников у государственного автономного учреждения, у которого в свою очередь помещение находится в оперативном управлении. Требуются ли для этого торги или только заключение договора о безвозмездном пользовании?

Сергей (старший юрист)

Здравствуйте, Марина! Для заключения договора безвозмездного пользования в отношении указанного Вами имущества требуется проведение торгов.

Елена

Здравствуйте! Мы автономное муниципальное учреждение.Помещение, принадлежащее нам на праве оперативного управления сдали в аренду с согласия собственника и арендовали другое помещение. Часть вновь арендуемого помещения хотим сдать в субаренду для размещения Платежного терминала. Нужно ли согласие нашего учредителя?

Сергей (старший юрист)

Здравствуйте, Елена! Для решения данного вопроса надо смотреть условия договора. Но по общему правилу на такие действия получать согласие не нужно, так как в этом случае не происходит распоряжение имуществом собственника.

Елена

Здравствуйте! Мы заключаем договор безвозмездного пользования с линейным отделом полиции. По Закону о полиции ст.48 п.6. "Субъекты транспортной инфраструктуры предоставляют на безвозмездной основе территориальным органам и подразделениям полиции.....служебные и подсобные помещения, оборудование, средства и услуги связи. Оборудование помещений мебелью, оргтехникой и средствами связи и обеспечение технической эксплуатации этих помещений водоснабжение, отопление, освещение, уборка, ремонт осуществляются за счет средств бюджетных ассигнований федерального бюджета." Вопрос в том, можно ли кроме коммунальных услуг возложить на ссудополучателя обязанность компенсировать другиерасходы по содержанию имущества, а именно: страхование, налог, аренду земли и амортизационные отчисления пропорционально занимаемой площади?

Сергей (старший юрист)

Здравствуйте, Елена! Все перечисленные Вами расходы являются исключительно расходным обязательством собственника и в силу приведенной Вами нормы закона не включаются в число расходов бюджета. Конечно, можно предусмотреть такие платежи в договоре, но есть высокий риск попасть в сферу внимания органов прокуратуры, которые могут усмотреть в этих положениях нарушение законодательства.

Эльвира Галеева

Добрый день! В 2011 году по итогам торгов был заключен договор безвозмездного пользования муниципальным имуществом с индивидуальным предпринимателем сроком на 10 лет. Вопрос: по окончании срока действия договора, возможно ли заключить на новый срок договор с этим же ИП без торгов, или всё таки нужно будет проводить торги по-новой? Спасибо.

Сергей (старший юрист)

Здравствуйте! Надо снова проводить торги, так как Ваша ситуация не перечислена в числе обстоятельств, когда торги можно не проводить.

Наталья

Добрый день, что надо сделать, чтобы переоформить договор безвозмездного пользования на помещения ДОУ на договор оперативного управления?

Сергей (старший юрист)

Здравствуйте, Наталья! Пишете соглашение о расторжении договора безвозмездного пользования и оформляете новое соглашение о передаче помещения в оперативное управление. Если имущество муниципальное, то необходимо будет соблюдение установленных законом формальностей.

Право постоянного (бессрочного) пользования и это одно и тоже?…

Вопрос юристу:

Право постоянного (бессрочного) пользования и Право оперативного управления это одно и тоже?

(в ред. Федерального закона от 03.11.2006 N 175-ФЗ)

(п. 1 в ред. Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ)

(в ред. Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ)

Статья 20. Постоянное (бессрочное) пользование земельными участками

1. В постоянное (бессрочное) пользование земельные участки предоставляются государственным и муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, центрам исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления.

(в ред. Федеральных законов от 29.12.2006 N 261-ФЗ, от 13.05.2008 N 68-ФЗ)

2. Гражданам земельные участки в постоянное (бессрочное) пользование не предоставляются.

3. Право постоянного (бессрочного) пользования находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, возникшее у граждан или юридических лиц до введения в действие настоящего Кодекса, сохраняется.

4. Граждане или юридические лица, обладающие земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования, не вправе распоряжаться этими земельными участками.

5. Утратил силу с 1 сентября 2006 года. — Федеральный закон от 30.06.2006 N 93-ФЗ
———————————————————————

Ответ юриста на вопрос: право оперативного управления
Нет конечно. посмотрите ГК РФ
———————————————————————

Можно ли учредителю передать в безвозмездное пользование без закрепления права оперативного управления имущество бюджетному учреждению…

Вопрос юристу:

Можно ли учредителю передать в безвозмездное пользование без закрепления права оперативного управленияимущество бюджетному учреждению?

Ответ юриста на вопрос: право оперативного управления
ДА, конечно можно.

УДАЧИ ВАМ
———————————————————————

Здание принадлежит школе на праве оперативного управления. Планируется возведения пристроя к зданию. Кто должен подавать…

Вопрос юристу:

Здание принадлежит школе на праве оперативного управления. Планируется возведения пристроя к зданию. Кто должен подавать заявление на получение разрешения на строительство — сама школа или управление муниципального имущества от имени администрации?

Ответ юриста на вопрос: право оперативного управления
Все зависит от положений Вашего Устава и Распоряжения, которым Вам было передано здание. Обычно такие действия предпринимает владелец с согласия собственника.
———————————————————————

Надо ли нам менять свидетельство на право оперативного управления помещением, в котором указан МУ?…

Вопрос юристу:

Добрый день. Я представляю муниципальное бюджетное учреждение. До 2011 г. мы назывались муниципальным учреждением, а в 2011 году внесли изменения в название и добавилось слово бюджетное. Устав поменяли и в нем прописали, что МБУ является правопреемником МУ. Надо ли нам менять свидетельство на право оперативного управления помещением, в котором указан МУ?

Ответ юриста на вопрос: право оперативного управления
Не обязательно. Изменение типа государственного или муниципального учреждения не является его реорганизацией. При изменении типа государственного или муниципального учреждения в его учредительные документы вносятся соответствующие изменения (ст. 17.1 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ

"О некоммерческих организациях").

Таким образом, за Вами сохраняются все ранее приобретенные права, в том числе и право оперативного управления, которые дополнительного регистрировать, в связи с изменением типа учреждения, не нужно.
———————————————————————

Может ли казенное учреждение отказаться от права оперативного управления недвижимым имуществом, если оно не отвечает и не…

Вопрос юристу:

Может ли казенное учреждение отказаться от права оперативного управления недвижимым имуществом,если оно не отвечает и не используется по согласно целям и задачам установленным в положении об учреждении

Ответ юриста на вопрос: право оперативного управления
ДА, в этом случае может, через арбитраж.

УДАЧИ ВАМ
———————————————————————

Добрый день! как правильно составить исковое заявление в Арбитражный суд о признании права оперативного управления на…

Вопрос юристу:

Добрый день! как правильно составить исковое заявление в Арбитражный суд о признании права оперативного управления на гараж для учреждения здравоохранения. Дело в том,что при переходе больницы из муниципального учреждения в областное,переданные гаражи не учли,в результате проверки выявилось выше сказанное. По результатам проверки написали оформить право оперативного управления.Я являюсь не достаточно опытным специалистом в данной области,подскажите,пожалуйста!

Ответ юриста на вопрос: право оперативного управления
Ваша организация это делать не вправе только собственник имущества (департамент) может обратится с иском о признании права собственности и после этого предать объект вам в оперативное управление
———————————————————————

Ответ юриста на вопрос: право оперативного управления
До обращения в суд Вам нужно уточнить исключены ли эти гаражи из реестра муниципальной собственности и включены ли в реестр областной собственности (собственность субъекта). Вообще этот вопрос решается с собственником имущества, прежде, чем обращаться в суд
———————————————————————

За бюджетным учреждением на праве оперативного управления числиться общежитие, как можно его списать с баланса?…

Вопрос юристу:

За бюджетным учреждением на праве оперативного управления числится общежитие, как можно его списать с баланса?

Ответ юриста на вопрос: право оперативного управления
Юлия! на праве оперативного управления числится за бюджетным учреждением, но у общежития имеется собственник, который решает все вопросы связанные с пользованием, владением и распоряжением общежитием
———————————————————————

Забор про справке БТИ признан недвижимым имуществом, какие бумаги необходимы для гос. регистрации права оперативного управления…

Вопрос юристу:

Забор про справке БТИ признан недвижимым имуществом,какие бумаги необходимы для гос.регистрации права оперативного управления

Ответ юриста на вопрос: право оперативного управления
док-ты на земельный участок-свид-во о праве собственности, кадастровый паспорт земельного участка
———————————————————————

Подскажите пожалуйста может ли Администрация города передать на праве оперативного управления служебные жилые помещения…

Вопрос юристу:

Здравствуйте! Подскажите пожалуйста может ли Администрация города передать на праве оперативного управления служебные жилые помещения, которые были предоставлены работникам пожарной части, которая не является муниципальной

Ответ юриста на вопрос: право оперативного управления
Передать что то может только собственник. Если указанные служебные помещения находятся в собственности города, то она вправе распоряжаться ими по своему усмотрению.
———————————————————————

Подскажите нормативно- находящейся в праве оперативного управления…

Вопрос юристу:

Подскажите нормативно-правовой акт или фз для начисления размера платы за пользование жилым помещением для квартиры, находящейся в праве оперативного управления, но полученная по договору социального найма

Ответ юриста на вопрос: право оперативного управления
см ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 12 мая 2003 г. N 107 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СТАВОК ПЛАТЫ ЗА НАЙМ ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЙ МУНИЦИПАЛЬНОГО ЖИЛИЩНОГО ФОНДА Г. ВЛАДИВОСТОКА — http://docs.cntd.ru/document/929109699
———————————————————————

Имеет ли общественная организация на льготы по уплате госпошлины на передачу прав оперативного управления?…

Вопрос юристу:

Имеет ли общественная организация на льготы по уплате госпошлины на передачу прав оперативного управления?

Ответ юриста на вопрос: право оперативного управления
Странный вопрос — кому и от кого она может это делать?
———————————————————————

Мы — бюджетное учреждение, за нами закреплено право оперативного управления объектом недвижимого имущества. Предыдущий…

Вопрос юристу:

Мы — бюджетное учреждение, за нами закреплено право оперативного управления объектом недвижимого имущества. Предыдущий оперативный управляющий заключил договор аренды на данный объект, Арендатор отказался подписывать доп. соглашения о вхождении нашего учреждения в договор. В результате Арендатор не платит арендную плату ни нам ни предыдущему оперативному управляющему. Что делать? Предыдущий оперативный управляющий безуспешно судится в течение 4х лет с Арендатором с требованием его выселения и взыскания долга по арендной плате.

Ответ юриста на вопрос: право оперативного управления
Здравствуйте, Александр Иванович!

Согласно ст. 431 ГК РФ подавайте в суд после претензионного порядка. Будут вопросы, пишите.
———————————————————————

Можно ли пользоваться земельным участком без регистрации права оперативного управления, на основании только договора?…

Вопрос юристу:

Можно ли пользоваться земельным участком без регистрацииправа оперативного управления, на основании только договора?

Ответ юриста на вопрос: право оперативного управления
Здравствуйте. Нет
———————————————————————

Учреждению УИС (казенное, бюджетное)были преданы праве оперативного управления жилые дома общественного фонда. Дом сгорел…

Вопрос юристу:

Учреждению УИС (казенное, бюджетное)были преданы праве оперативного управления жилые дома общественного фонда. Дом сгорел, но в нем прописан один человек,из-за этого дом списать с баланса не можем,должны ли мы предоставлять ему другое жилое помещение, договора соц.найма не было. Статьи для расхода денег на приобретение жилья для не работников Учреждения не предусмотрено. Спасибо!!

Ответ юриста на вопрос: право оперативного управления
Здравствуйте! Нет, не должны
———————————————————————

Земельный участок в областной собственности и закреплен на праве оперативного управления за учреждением, как построить…

Вопрос юристу:

Земельный участок в областной собственности и закреплен на праве оперативного управления за учреждением, как построить медицинский центр на данном земельном участке за счет средств местного бюджета

Ответ юриста на вопрос: право оперативного управления
С разрешения собственника земельного участка.
———————————————————————

Помогите пожалуйста разобраться!!! Распоряжением собственника прекращено право оперативного управления подведомственного…

Вопрос юристу:

Помогите пожалуйста разобраться!!! Распоряжением собственника прекращено право оперативного управления подведомственного собственнику учреждения на имущество общего пользования федерального значения. Также указанным распоряжением определено закрепление имущества в оперативном правлении у другого подведомственного собственнику учреждения. В таком случае, каким образом должно осуществляться передача полномочий по претензионно-исковой работе и по исполнительным производствам. Необходимо ли в таком случае заключение между подведомственными учреждениями заключение договора уступки права требования???

Ответ юриста на вопрос: право оперативного управления
ПЕРЕДАЧА ДЕЛ ПО ПРЕТЕНЗИОННО-ИСКОВОЙ РАБОТЕ МОЖЕТ БЫТЬ ОФОРМЛЕНА АКТОМ О ПЕРЕДАЧЕ ДОКУМЕНТОВ В СВЯЗИ С ПЕРЕДАЧЕЙ ИМУЩЕСТВА МЕЖДУ ДВУМЯ УЧРЕЖДЕНИЯМИ.

ПЕРЕДАВАТЬ ИСП. ПРОИЗВОДСТВА НЕ ОБЯЗАТЕЛЬНО, Т.К. ВЗЫСКАТЕЛЬ НЕ МЕНЯЕТСЯ, ПОСКОЛЬКУ ТО, ЧТО УЖЕ ПРИСУЖДЕНО РЕШЕНИЕМ СУДА ЯВЛЯЕТСЯ ИМУЩЕСТВОМ УЧРЕЖДЕНИЯ, А НЕ ПРИНАДЛЕЖНОСТЬЮ ИМУЩЕСТВА, КОТОРОЕ БЫЛО ПЕРЕДАНО.

НО ЕСЛИ БУДЕТ ПРИНЯТО РЕШЕНИЕ ИХ ПЕРЕДАВАТЬ, ЭТО МОЖНО СДЕЛАТЬ НА ОСНОВАНИИ ДОГОВОРА УСТУПКИ ПРАВ ТРЕБОВАНИЯ.

ПО ИСПОЛНИТЕЛЬНЫМ ПРОИЗВОДСТВАМ В ЭТОМ СЛУЧАЕ — ДОКУМЕНТЫ ПЕРЕДАЮТСЯ ПО АКТАМ, И УЧРЕЖДЕНИЕ, КОТОРОМУ ИМУЩЕСТВО ПЕРЕДАНО ДОЛЖНО НА ОСНОВАНИИ ДОГОВОРА УСТУПКИ ПОДАТЬ В СУД ЗАЯВЛЕНИЕ О ЗАМЕНЕ ВЗЫСКАТЕЛЯ В ИСПОЛНИТЕЛЬНОМ ПРОИЗВОДСТВЕ.

Статья 382. Основания и порядок перехода прав кредитора к другому лицу

Позиции высших судов по ст. 382 ГК РФ >>>

1. Право (требование), принадлежащее на основании обязательства кредитору, может быть передано им другому лицу по сделке (уступка требования) или может перейти к другому лицу на основании закона.

2. Для перехода к другому лицу прав кредитора не требуется согласие должника, если иное не предусмотрено законом или договором.

Если договором был предусмотрен запрет уступки, сделка по уступке может быть признана недействительной по иску должника только в случае, когда доказано, что другая сторона сделки знала или должна была знать об указанном запрете.

Предусмотренный договором запрет перехода прав кредитора к другому лицу не препятствует продаже таких прав в порядке, установленном законодательством об исполнительном производстве и законодательством о несостоятельности (банкротстве).

3. Если должник не был уведомлен в письменной форме о состоявшемся переходе прав кредитора к другому лицу, новый кредитор несет риск вызванных этим неблагоприятных для него последствий. Обязательство должника прекращается его исполнением первоначальному кредитору, произведенным до получения уведомления о переходе права к другому лицу.

4. Первоначальный кредитор и новый кредитор солидарно обязаны возместить должнику — физическому лицу необходимые расходы, вызванные переходом права, в случае, если уступка, которая повлекла такие расходы, была совершена без согласия должника. Иные правила возмещения расходов могут быть предусмотрены в соответствии с законами о ценных бумагах.
———————————————————————

Ответ юриста на вопрос: право оперативного управления
Нужно только уведомить должников и кредиторов кто является правопреемником на данный момент
———————————————————————

Ответ юриста на вопрос: право оперативного управления
Передача происходит по акту приёма-передачи имущества, находящегося в оперативном управлении.

Иски и претензии остаются у Вас.
———————————————————————

Ответ юриста на вопрос: право оперативного управления
договор уступки заключать не надо все права и обязанности переходят другому учреждению на основе распоряжения сорбственника
———————————————————————

Ответ юриста на вопрос: право оперативного управления
А зачем? Заявляйте новые иски, если иск связан именно с использованием имущества в настоящее время. Исковое заявление подается в соответствии с положениями ст. 125, 126 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

Все же прежние исполнительные производства должны остаться в силе и взыскатель не меняется. Но если хочется — можете сделать цессию.
———————————————————————

Ответ юриста на вопрос: право оперативного управления
Добрый день! Необходимо составить в таком случае соглашение и акт приема -передачи (ст.421 ГК РФ). Иначе ничего не передадите.
———————————————————————

Право оперативного управления. Компетенция государственных органов….

Вопрос юристу:

К компетенции какого органа государственой власти РФ относится закрепление имущество а праве опе

Ответ юриста на вопрос: право оперативного управления
Закрепление имущества на праве оперативного управления относится к компетенции соответствующего собственника имущества. Чье имущество — того и компетенция.
———————————————————————

Нашему учреждению на праве оперативного управления принадлежит здание (находящееся в собственности края), которое в данный…

Вопрос юристу:

Нашему учреждению на праве оперативного управления принадлежит здание (находящееся в собственности края), которое в данный момент не используется в связи с его аварийным состоянием. Может ли краевое агентство по управлению госимуществом без нашего согласия нашего учреждения прекратить право оперативного управления на указанное здание, и что можно предпринять, чтобы это было невозможно.

Ответ юриста на вопрос: право оперативного управления
По ГК РФ собственник имущества вправе изъять у учреждения неиспользуемое имущество без согласия Учреждения Поэтому вы ничего не можете сделать, кроме как просить не изымать
———————————————————————

Как сформулировать в приказе передачу имущества, находящегося на праве оперативного управления одного подразделения…

Вопрос юристу:

Как сформулировать в приказе передачу имущества, находящегося на праве оперативного управления одного подразделения министерство в право оперативного управления другого подразделения министертства

Ответ юриста на вопрос: право оперативного управления
Так и формулируйте приказываю. произвести передачу имущества (перечислить) с подразделения (указать) в подразделение(указать). -это примерно.
———————————————————————

Как быть с право оперативного управления?…

Вопрос юристу:

На все здание зарегистрировано право оперативного управления, но в данном здании несколько помещений занимает другое предприятие (МУП), ему необходимо зарегистрировать право хозяйственного ведения на данные помещения (кадастровые паспорта помещений МУП подготовил). Как быть с право оперативного управления? Если прекратить это право в регистрационной службе, необходимо ли будет готовить новые кадастровые паспорта на оставшиеся помещения?

Ответ юриста на вопрос: право оперативного управления
Готовить новые кадастровые паспорта не потребуется.

Передача имущества в хозяйственное ведение осуществляется по договору с собственником имущества, а не с лицом, которое пользуется имуществом на праве оперативного управления. Отдельно можете ознакомиться с Федеральным законом от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ
———————————————————————

Ответ юриста на вопрос: право оперативного управления
Марина, вы же указали, что кадастровые паспорта МУП подготовил.

Не спорю, согласно ст. 299 ГК и с учетом ст.224 ГК оформляется решением собственника и возникает с момента фактической передачи имущества, то есть акт п-п. Тоже самое в принципе и в 11-ой статье закона о МУПах.

Пределы прав оперативного управления, боле «ограниченного» чем хоз. ведение устанавливаются не только законом, но и целями деятельности названных юридических лиц, заданиями собственника и назначением имущества. В этом случае законом не ограничено право собственника на заключение договора о передаче имущества в оперативное управление, в котором возможно изложить права и ограничения в отношении передаваемого имущества.

Однако все это дискуссия) Абсолютно законно и правильно осуществить передачу имущества в оперативное управление на основании распоряжения и подтвердить актом п-п. Конкретизировать все же лучше договором.
———————————————————————

Нужно ли вносить изменения в Свидетельство о праве оперативного управления и какие документы для этого нужны?…

Здравствуйте! Мы- Детская поликлиника. При регистрации в 1983 голу в выписке ЕГРП общая площадь здания была указана 5021,6 кв. м, но недавно был проведен ремонт здания и общая площадь уменьшилась на 4 кв.м. Нужно ли вносить изменения в Свидетельство о праве оперативного управления и какие документы для этого нужны? Спасибо

Ответ юриста на вопрос: право оперативного управления
Обычно уменьшение площади происходит в результате перепланировки, перепланировку необходимо узаконить, соответственно вначале Вам необходимо обратиться в пректно-инвентаризационное бюро
———————————————————————

Скажите пожалуйста в нашем ведение находятся 3 здания закрепленные на праве оперативного управления, за Федеральным…

Вопрос юристу:

Добрый вечер! Скажите пожалуйста в нашем ведение находятся 3 здания закрепленные на праве оперативного управления, за Федеральным учреждением, однако здания не поставлены на баланс учреждения и не внесены в реестр федеральной собственности. Какие нормативные акты регламентируют то, что их не обходимо ставить на баланс учреждения и в реестр федеральной собственности (Росимущество).

Ответ юриста на вопрос: право оперативного управления
Вам необходимо договора о передаче имущества в оперативное управление зарегистрировать в росреестре, после их регистрации возникнет полное право хозяйственного ведения.

Согласно статье 16 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом. В случае, если права возникают на основании договоров (сделок), не требующих нотариального удостоверения и это удостоверение не является обязательным для данного вида сделки), заявление о государственной регистрации прав подают все стороны договора (сделки).
———————————————————————

Какие документы необходимо оформлять при передаче права оперативного управления?…

Вопрос юристу:

Казенное учреждение. Нам распоряжением субъекта передают право оперативного управления на здание незавершенного строительства. В этом здании планируется расположить офис. Объект находится на балансе казны. Собственник — субъект РФ.

1. Какие документы необходимо оформлять при передаче права оперативного управления?

2. У здания нет БТИ, нет документов подтверждающих право собственности — можем мы по этой причине отказаться от права оперативного управления?

3. В настоящее время здание готовится к реконструкции, содержание его как незавершенного заложено в бюджет управления строительства субъекта РФ. Госзаказчиком выступает уполномоченная организация (не мы) на проведение реконструкции таких зданий (планируемых к использованию бюджетными организациями). Целесообразно ли нам сейчас брать это здание в оперативное управление?

Ответ юриста на вопрос: право оперативного управления
коллега, сам на оперативке сижу, пиши в личку, засорять эфир не будем [email protected]
———————————————————————

Имеет ли право детско-юношеская спортивная школа, имеющая св-во на право оперативного управления на здание административно…

Вопрос юристу:

Имеет ли право детско-юношеская спортивная школа, имеющая св-во на право оперативного управления на здание административно-бытового корпуса, оказывать услуги по временному размещению российских граждан, если это позволяет устав школы

Ответ юриста на вопрос: право оперативного управления
Здравствуйте Марина, если это соответствует целям деятельности и назначением имущества, и распоряжаются этим имуществом с согласия собственника и в зависимости от организационно-правовой формы учреждения.

Статья 296. ГК РФ Право оперативного управления

1. Учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.

2. Собственник имущества вправе изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, закрепленное им за учреждением или казенным предприятием либо приобретенное учреждением или казенным предприятием за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение этого имущества. Имуществом, изъятым у учреждения или казенного предприятия, собственник этого имущества вправе распорядиться по своему усмотрению.

Статья 298. ГК РФ Распоряжение имуществом учреждения

1. ЧАСТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным этим учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества.

частное учреждение вправе осуществлять приносящую доходы деятельность, только если такое право предусмотрено в его учредительном документе, при этом доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение частного учреждения.

2. АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ без согласия собственника не вправе распоряжаться недвижимым имуществом и особо ценным движимым имуществом, закрепленными за ним собственником или приобретенными автономным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества. Остальным имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, автономное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не установлено законом.

Автономное учреждение вправе осуществлять приносящую доходы деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующую этим целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах. Доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение автономного учреждения.

3. БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ без согласия собственника не вправе распоряжаться особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимым имуществом. Остальным имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не установлено законом.

Бюджетное учреждение вправе осуществлять приносящую доходы деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующую этим целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах. Доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение бюджетного учреждения.

4. КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом без согласия собственника имущества.

Положения абзаца второго пункта 4 статьи 298 настоящего Кодекса (в редакции Федерального закона от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ) в части зачисления в федеральный бюджет доходов от оказания федеральными казенными учреждениями платных услуг и осуществления иной приносящей доход деятельности применяются с 1 января 2012 г.

Положения абзаца второго пункта 4 статьи 298 настоящего Кодекса (в редакции Федерального закона от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ) в части зачисления в бюджет субъекта РФ или местный бюджет доходов от оказания платных услуг и осуществления иной приносящей доход деятельности соответственно казенными учреждениями субъекта РФ или муниципальными казенными учреждениями со дня вступления в силу названного Федерального закона и до 1 января 2012 г. применяются к правоотношениям, возникающим в соответствии с законом субъекта РФ или нормативным правовым актом уполномоченного органа местного самоуправления, указанными в части 16 статьи 33 Федерального закона от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ

Система ГАРАНТ: http://base.garant.ru/10164072/20/#ixzz3ICcl4fh3
———————————————————————

    Вопрос:имеет ли право гражданский муж претендовать на жилплощадь в собственности бывшей гражданской жены?… Вопрос юристу: Здравствуйте. С гражданским мужем не проживаем уже три года,есть сов…

    Является ли нарушением трудовых прав работа ветврачом без специального образования На работу принимал его предидущий… Вопрос юристу: Является ли нарушением трудовых правработа ветврачом без…

    Нужно ли регистрировать право хозяйственного ведения на автотранспорт в ГИБДД?… Вопрос юристу: Нужно ли регистрировать право хозяйственного ведения на автотранспорт в ГИБДД или можно ездить…

    Имея права на мотоциклы, легковые и грузовые авто. Имею ли я право управлять скутером 49.9кубиков… Вопрос юристу: Имея права на мотоциклы, легковые и грузовые авто.Имею ли я право управлять…

    лишение родительских прав… Вопрос юристу: Достаточно ли для лишения родительских прав два основания: злостный неплательщик (70 тыс долг 11 месяцев) и побои супруги при детях (есть приговор м…

Весь сайт Законодательство Типовые бланки Судебная практика Разъяснения Фактура Архив

Вопрос: Может ли собственник имущества учреждения, за которым оно закреплено на праве оперативного управления, передать данное имущество в безвозмездное пользование третьему лицу без его изъятия из оперативного управления учреждения? (Консультация эксперта, 2010)

Вопрос: Может ли собственник имущества учреждения, за которым оно закреплено на праве оперативного управления, передать данное имущество в безвозмездное пользование третьему лицу без его изъятия из оперативного управления учреждения?
Ответ: Статья 296 Гражданского кодекса РФ устанавливает, что учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества.
Собственник имущества вправе изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, закрепленное им за учреждением либо приобретенное учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение этого имущества. Имуществом, изъятым у учреждения, собственник этого имущества вправе распорядиться по своему усмотрению.
В силу п. 1 ст. 689 ГК РФ по договору безвозмездного пользования (договору ссуды) одна сторона (ссудодатель) обязуется передать или передает вещь в безвозмездное временное пользование другой стороне (ссудополучателю), а последняя обязуется вернуть ту же вещь в том состоянии, в каком она ее получила, с учетом нормального износа или в состоянии, обусловленном договором.
При этом ст. 690 ГК РФ предусматривает, что право передачи вещи в безвозмездное пользование принадлежит ее собственнику и иным лицам, управомоченным на то законом или собственником.
Из изложенных норм следует, что собственник имущества учреждения может изъять у учреждения только излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество и передать его в том числе в безвозмездное пользование другим лицам. При этом право оперативного управления на закрепленное имущество у учреждения прекращается.
Данная позиция подтверждается судебной практикой. Так, п. 9 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 21 "О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснено, что собственник, передав учреждению имущество на праве оперативного управления, не вправе распоряжаться таким имуществом независимо от наличия или отсутствия согласия учреждения.
Данной позиции следуют суды округов (см., например, Постановления ФАС Уральского округа от 20.08.2008 N Ф09-5964/08-С6, ФАС Западно-Сибирского округа от 03.11.2009 N А70-2808/2008, ФАС Центрального округа от 07.04.2009 N А48-2257/08-10).
Интересно отметить, что до принятия указанного разъяснения ВАС РФ ФАС Уральского округа в Постановлениях от 13.12.2005 N Ф09-4020/05-С3, от 25.10.2005 N Ф09-3468/05-С3 пришел к выводу, что собственник вправе передать имущество по договору ссуды любому лицу без предварительного изъятия его из оперативного управления учреждения. При этом в данных Постановлениях имущество передавалось в безвозмездное пользование с согласия учреждения, за которым оно было закреплено на праве оперативного управления. Тот факт, что имущество было излишним, неиспользуемым или используемым не по назначению, установлен не был.
Учитывая изложенное, собственник имущества учреждения, за которым оно закреплено на праве оперативного управления, не может передать данное имущество в безвозмездное пользование третьему лицу без его изъятия из оперативного управления учреждения.
Л.Л.Горшкова
Центр методологии бухгалтерского учета
и налогообложения
06.10.2010



Просмотров