Федеральная антимонопольная служба подведомственна. Функции Федеральной Антимонопольной Службы

Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках, защиты конкуренции на рынке финансовых услуг, деятельности субъектов естественных монополий и рекламы.

Помимо этого, ФАС России осуществляет контроль за соблюдением законодательства о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, выполняет функции по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации. Федеральная антимонопольная служба создана в соответствии с Указом Президента России № 314 от 9 марта 2004. Положение о Федеральной антимонопольной службе принято Правительством России 29 июля 2004 г. ФАС России - федеральный орган исполнительной власти, руководство деятельностью которого осуществляет Правительство Российской Федерации.

Инциденты в сфере ИТ

2018

ФАС признала Комитет информатизации и связи Петербурга виновным в заключении сделок без проведения торгов

9 ноября 2018 года стало известно, что Федеральная антимонопольная служба (ФАС) обнаружила, что Комитет информатизации и связи Петербурга (КИС) заключил с ГУП «Санкт-Петербургский информационно-аналитический центр » (ИАЦ) контракты общей стоимостью порядка 500 млн. руб. без проведения торгов. При этом у подрядчика не было каких-либо полномочий, которые позволили бы ему заключить контракты без конкурса - заказчик просто создал для него исключительные условия, сообщили в CNews .

Речь идет о двух контрактах. Один из них - на оказание услуг по эксплуатации, сопровождению и развитию ГИС «Интегрированная система информационно-аналитического обеспечения деятельности исполнительных органов госвласти Санкт-Петербурга » в 2018 году. Сумма контракта составила более 181,8 млн. руб.

Второй контракт был заключен на оказание услуг по эксплуатации, сопровождению и развитию «Межведомственной автоматизированной информационной системы предоставления в Санкт-Петербурге государственных и муниципальных услуг в электронном виде» в 2018 году. Цена контракта - чуть менее 315,5 млн. руб.

Оба дела были рассмотрены Санкт-Петербургским УФАС, которое в обоих случаях признало КИС виновным в совершении нарушения. Антимонопольное ведомство выдало комитету предписание о совершении действий, необходимых для обеспечения конкуренции.

Другие дела против КИС

Одновременно Санкт-Петербургское УФАС рассмотрело еще два дела, предметом которых также было заключение контрактов между КИС и ИАЦ без проведения торгов. В одном случае речь шла о контракте на оказание услуг по выполнению работ по мобилизационной подготовке и сопровождению системы «Безопасный город ». Предметом другого контракта было оказание услуг по предоставлению вычислительных мощностей распределительного регионального ЦОДа госорганов Санкт-Петербурга, находящегося в ведении ИАЦ.

Однако в этих случаях ФАС пришла к выводу, что у ИАЦ были полномочия на проведение работ и оказание услуг, которые стали предметом контрактов. В связи с этим оба дела были прекращены по причине отсутствия нарушений.

История вопроса

ФАС не впервые уличает КИС и ИАЦ в заключении контрактов без проведения торгов. В 2017 году ведомство обнаружило, что стороны заключили подобным образом семь контрактов общей стоимостью более 540 млн руб. Жалоба в ФАС была подана Автономной некоммерческой организацией «Центр антикоррупционных исследований и инициатив "Трансперенси интернешнл-Р" ». ФАС предписала расторгнуть все заключенные контракты и провести по ним открытые торги. КИС обжаловал это решение в суде, однако в апреле 2018 года. Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области подтвердил правомерность предписания ФАС.

ФАС оштрафовала «Ростелеком» и «Техносерв» на 72 млн рублей за картель на торгах

Действующим законодательством предусмотрены значительные штрафы за картели. Это обусловлено их высокой общественной опасностью. Назначенные штрафы являются справедливым наказанием за нарушение. При этом, учитывая сумму полученного ответчиками дохода, мы рассчитываем на привлечение участников картеля к уголовной ответственности, - отметил начальник Управления по борьбе с картелями Андрей Тенишев .

2017

КИС и ИАЦ Санкт-Петербурга уличены в заключении 7 контрактов на 540 млн руб. без торгов

ФАС также установила, что группа лиц из «Производственной компании Аквариус» и «Национальной компьютерной корпорации» , а также «Бизнес компьютерс групп » и «АМИ-Нетворк» заключили антиконкурентное соглашение, которое привело к поддержанию цены на открытом аукционе в электронной форме на поставку системных блоков для комплексов средств автоматизации региональных фрагментов ГАС «Выборы» для нужд Федерального центра информатизации при Центральной избирательной комиссии Российской Федерации . Экономическую деятельность этих компаний координировало ЗАО «Хьюлетт Паккард А.О.», в результате чего также признано нарушившим часть 5 статьи 11 Закона о защите конкуренции (ч.5 ст.14.32 КоАП).

Кроме того, «Производственная компания Аквариус» и «Супервэйв Групп» заключили антиконкурентное соглашение, которое привело к поддержанию цены на редукционе на поставку офисного, сетевого оборудования, оборудования Hewlett Packard, лицензий и услуг по установке и настройке оборудования для «Норникель – Общий центр обслуживания» , и участвовали в нем (пункт 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции).

Рассмотрение дела в отношении «КРОК инкорпорейтед» и «Супервэйв Групп» по признакам участия в картеле в рамках электронного аукциона № 0348100010516000017, «Крафтвэй корпорэйшн ПЛС» , «Леново (Восточная Европа/Азия)» , «ЭйчПи Инк» было прекращено в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства.

Мы внимательно изучили все материалы дела, провели тщательный анализ, чтобы принять взвешенное решение. Было много эпизодов, и мы постарались на стадии принятия решения отсеять те вопросы, которые вызывали у нас сомнения. Уверен, это дело не последнее в череде расследований картельных сговоров на торгах по поставкам техники для государственных нужд», - прокомментировал статс-секретарь - заместитель руководителя ФАС России Счетная палата в ходе проверки ФАС .

Похожая ситуация наблюдалась в 2015 г., когда ФАС профинансировала мероприятия по информатизации на сумму p197,8 млн, не имея утвержденного плана информатизации на 2015-2017 гг.

По итогам проверки Счетная палата направит ряд документов в соответствующие ведомства – в Федеральное собрание, Генпрокуратуру, Федеральное казначейство и Федеральную налоговую службу.

Нарушения в информационно-техническом центре ФАС

Нарушения были выявлены также в работе ИТ-структуры ведомства – ФБУ «Информационно-технический центр ФАС России ». Центр, созданный в 2012 г., занимается обеспечением работы ФАС. В 2016 г. в ведомстве не был утвержден порядок составления и утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности центра. Также в ФАС не утвердили порядок составления и утверждения отчета о результатах деятельности ФБУ, и о том, как центр распоряжается предоставленным ему государственным имуществом. Перечисленные действия рассматриваются Счетной палатой как нарушение закона «О некоммерческих организациях».

Кроме того, сама ФАС и ее информационно-технический центр нарушали в 2016 г. закон при совершении закупок, начиная с выбора поставщиков/подрядчиков и заканчивая выполнением госконтрактов. В документации по закупкам обнаружены недочеты – там нет номеров лотов, единиц измерения, требований к товару и т. п. Начальные цены на товары обоснованы без соблюдения закона «О контрактной системе».

Растрата бюджетных средств и имущества

В 2016 г. с одобрения ФАС ее информационно-технический центр заключил три договора на размещение базовых станций подвижной радиотелефонной связи. Под это была выделена часть кровли здания, которое является собственностью государства. При этом согласие от собственника получено не было, что рассматривается Счетной палатой как нарушение Гражданского кодекса. Доход от договоров поступал в информационно-технический центр, из-за чего федеральный бюджет недополучил p1,61 млн.

Помимо этого, в 2016 г. информационно-технический центр ФАС расходовал бюджетные средства не по назначению. В частности, замдирактора центра безосновательно получили компенсации за отказ от служебных автомобилей в размере p1,13 млн. Выплата была осуществлена из субсидии на выполнение госзадания. Помимо этого, в течение года центр занимался добровольным страхованием автомобилей на сумму p1,62 млн.

2010

В июле 2010 г. сайт федеральной антимонопольной службы (ФАС) работал с перебоями, отключаясь несколько раз в течение дня. Проблемы начались в 24 июля, в качестве причины этого чиновники называют сбои на подстанции, вызванные аномально жаркой погодой в Москве. Из-за перегрева на подстанции отключается электричество и, как следствие, все серверы, установленные в центральном аппарате ведомства. Всего в данном подразделении ведомства установлено более 30 серверов. Помимо веб-сайта представители госструктуры отмечают также сбои в работе системы электронного документооборота и электронной почты.

ФАС называет виновником не непосредственно энергетическую компанию, а обслуживающее подстанцию ФГУП «ФТ-Центр ». Как пояснил представитель федеральной службы Иван Завгороднев, эксплуатационные работы на подстанции обычно выполняют электрики из аутсорсинговой компании, с которой есть договор у «ФТ-Центра». При этом работы по этому направлению разрешено выполнять лишь специалистам, допущенным Ростехнадзором .

По словам Завгороднего, в «ФТ-Центре» ФАС заявили, что электрик, уполномоченный выполнять работы на подстанции, сейчас находится в отпуске. Специалисты ФАС пытаются решить проблему своими силами. На момент публикации текста сайт ФАС работал, однако, как говорят CNews в ведомстве, говорить о полном восстановлении рано, поскольку «неизвестно, не отключится ли через 5 минут электричество снова».

Ей посвящен целый закон, который так и - «О защите конкуренции». Этот нормативный документ определяет конкуренцию как соперничество между, как минимум, двумя хозяйствующими субъектами в условиях, когда ни один из них не может в одностороннем порядке воздействовать на условия продажи производимых ими товаров и услуг. Соответственно, к недобросовестной конкуренции закон относит такие действия хозяйствующего субъекта, одного или нескольких, которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности.

Поскольку такие действия не гарантируют равные условия продажи, недобросовестная конкуренция является фактором, тормозящим развитие предприятий, предлагающих более качественные товары, и не гарантирует потребителю возможность самостоятельно выбрать тот продукт или услугу, которые устраивают его в большей степени. Такая деятельность считается незаконной и для ее выявления и пресечения создана специальная Федеральная Антимонопольная Служба (ФАС).

Функции Федеральной Антимонопольной Службы

Контроль над соблюдением законов рынка и свободной конкуренции в России возложен на ФАС, в функции которой входит анализ состояния конкуренции в целях выявления доминирующего положения того или иного субъекта, выявление случаев ограничения или устранения конкуренции, а также недопущение подобных случаев.

ФАС была создана в 2004 году Указом Президента РФ, основным документом, регламентирующим ее деятельность, является «Положение о Федеральной антимонопольной службе». Эта государственная организация наделена большими полномочиями и контролирует соблюдение антимонопольного законодательства коммерческими и организациями. Кроме этого, в ее функции входит и контроль над предприятиями, являющимися естественными монополистами, действия которых могут ущемлять интересы потребителей товара, производимого ими. ФАС контролирует и субъектов оптового и розничного рынков электроэнергии, которые в силу объективных причин занимают исключительное положение на этих рынках.

Широкие полномочия позволяют антимонопольной службе применять к нарушителям меры воздействия, предусмотренные законом, носящие как ограничительный и предупредительный, так и профилактический характер. Предполагается, что эти меры смогут исключить недобросовестную конкуренцию и в полной мере обеспечить права потребителей товаров и услуг.

Не все российские граждане понимают, чем занимается антимонопольная служба и какими вопросами она ведает. Информация, изложенная в статье, позволит внести ясность в этот вопрос. Функции и полномочия Федеральной антимонопольной службы определены постановлениями Правительства от 7 апреля 2004 года № 189 и от 30 июля 2004 года № 331, а также законом "О защите конкуренции" и другими документами.

Основной миссией ФАС является эффективная защита конкуренции и предпринимательства ради развития экономики России. Антимонопольный орган в своей деятельности преследует достижение следующих целей:

  • Создание положительных условий для развития конкуренции.
  • Обеспечение равного доступа на рынок среднего и малого бизнеса.
  • Достижение высокого уровня эффективности бюджетных расходов при осуществлении государственных закупок.
  • Обеспечение равного доступа к продукции естественных монополий.
  • Устранение ограничивающего конкуренцию влияния органов публичной власти на функционирование рынков.

Структура антимонопольной службы России

Названное ведомство с момента основания и по настоящее время возглавляет Структура же антимонопольной службы включает руководителя и одиннадцать его заместителей, включая статс-секретаря, помощников руководителя, а также подразделения по основным сферам деятельности - управления, возглавляемые начальниками. Внутри управлений функционируют отделы.

Федеральная антимонопольная служба включает в себя центральный аппарат и территориальные управления. Центральный аппарат размещается в г. Москве по адресу ул. Садовая-Кудринская, 11.

В регионах Российской Федерации антимонопольное регулирование ФАС осуществляет через территориальные органы, которых на настоящий момент насчитывается 82. Они осуществляют те же полномочия, что и центральный аппарат, за исключением принятия нормативных актов. Также следует отметить, что контроль оборонного заказа осуществляет только шесть территориальных управлений ФАС России.

Защита конкуренции и свободного предпринимательства

Главным направлением деятельности антимонопольного органа является контроль за соблюдением Федеральных законов «О защите конкуренции» и «О естественных монополиях».

Перечислим, чем занимается Федеральная антимонопольная служба в рамках указанного законодательства:

  1. Осуществляет рассмотрение дел о нарушении такого законодательства.
  2. Выдает организациям (в том числе субъектам естественных монополий) и органам власти обязательные к исполнению предписания о прекращении нарушений контролируемого законодательства или об устранении последствий таких нарушений.
  3. Выдает предупреждения о завершении действий, нарушающих а также предостережения о недопустимости таких действий.
  4. Привлекает к административной ответственности за нарушение законодательства.
  5. Устанавливает доминирующее положение организации на рынке.
  6. Осуществляет инспекцию за деятельностью предприятий, осуществляющих торговлю на рынках определенных товаров.
  7. Осуществляет другие полномочия, предусмотренные указанными федеральными законами.

Контроль над соблюдением закона о рекламе

Иные полномочия

Отвечая на вопрос, чем занимает антимонопольная служба, нельзя не упомянуть и о том, что данное ведомство уполномочено также рассматривать обращения и заявления граждан и организаций по вопросам, которые входят в сферу ведения названной организации.

Она вправе проводить проверки соблюдения антимонопольного и другого подконтрольного ведомству законодательства различными организациями, в том числе органами власти различного уровня.

Кроме того, антимонопольная служба каждый год готовит доклад о состоянии конкуренции в стране, а также занимается нормотворческой деятельностью в установленных сферах ведения службы, подготавливает разъяснения о применении законодательства.

ФАС активно развивает международное сотрудничество по вопросам конкурентного правоприменения.

Как мы видим, ведомство обладает широким кругом полномочий и функций, что делает антимонопольную службу мощным и эффективным субъектом обеспечения экономической безопасности Российской Федерации в условиях современности.



Просмотров