Средства антимонопольного регулирования предпринимательской деятельности. Государственное антимонопольное регулирование

Действующее антимонопольное законодательство предусматривает достаточно широкий спектр правовых средств антимонопольного регулирования, применяемых компетентным государственным органом в строго определенных случаях и в определенном порядке. Формой антимонопольного реагирования чаще всего является предписание.

Рассмотрим некоторые средства антимонопольного воздействия, а также основные права антимонопольного органа, позволяющие осуществлять такое воздействие.

1. Право доступа к информации, право беспрепятственного доступа в органы государственной власти, органы местного самоуправления, в коммерческие и некоммерческие организации с целью ознакомления на основании письменного запроса с необходимыми документами. С данным правом корреспондирует обязанность субъектов представлять по требованию антимонопольного органа информацию, необходимую для осуществления антимонопольным органом его деятельности.

2. Право осуществлять отграничение сфер и объектов антимонопольного воздействия, в частности определять территориальные и товарные пределы рынка, доминирующих на нем субъектов, производить оценку балансовой стоимости активов хозяйствующих субъектов.

3. Государственный контроль за созданием, реорганизацией, ликвидацией коммерческих организаций и их объединений (ст. 17 Закона о конкуренции). Такой контроль, осуществляемый антимонопольными органами, может быть предварительным и последующим.

Предварительный контроль предполагает направление в федеральный антимонопольный орган в случаях, определенных Законом, ходатайства о даче согласия на создание, реорганизацию, ликвидацию субъектов. Например, такие ходатайства представляются при слиянии и присоединении коммерческих организаций, если сумма их активов по последнему балансу превышает 100 тысяч минимальных размеров штаты труда. Федеральному антимонопольному органу предоставляется право удовлетворить или отклонить ходатайство. Государственная регистрация или исключение из реестра юридических лиц осуществляются только при наличии предварительного согласия федерального антимонопольного органа.

Последующий контроль предполагает уведомление федерального антимонопольного органа о создании или реорганизации субъекта в 15-дневный срок со дня государственной регистрации. Последующий контроль осуществляется, например, при слиянии или присоединении коммерческих организаций, если сумма их активов по балансу превышает 50 тысяч минимальных размеров оплаты труда. Если федеральный антимонопольный орган придет к выводу, что создание или реорганизация субъекта, о которых его уведомили, могут привести к ограничению конкуренции, он вправе обязать учредителей организации или лиц, принявших решение о реорганизации, принять меры к восстановлению необходимых условий конкуренции. Неисполнение требований антимонопольного органа является основанием для признания государственной регистрации недействительной. Порядок представления антимонопольным органам ходатайств и уведомлений утвержден Приказом МАП России от 13 августа 1999 г.

4. Государственный контроль за концентрацией капитала. Критериями для проведения контроля являются:

1) характер совершаемых сделок или действий. В статье 16 Закона о конкуренции на рынке финансовых услуг перечислены случаи осуществления контроля:

  • приобретение более 20 процентов акций (долей в уставном капитале) финансовой организации;
  • приобретение более 10 процентов балансовой стоимости активов финансовой организации (п. 3 Постановления Правительства РФ от 7 марта 2000 г.);
  • приобретение прав, позволяющих определять условия осуществления финансовой организацией ее деятельности или осуществлять функции ее исполнительного органа;
  • создание финансовой организации и изменение ее уставного капитала;
  • слияние, присоединение финансовых организаций.

2) размер уставного капитала. В зависимости от размера уставного капитала организации, активы или акции (доли в уставном капитале) которой приобретаются, контроль может быть предварительным или последующим.

Предварительное согласие МАП РФ на совершение указанных сделок обязана получить организация, размер уставного капитала которой превышает: 160 млн рублей - в отношении кредитной организации; 10 млн рублей - в отношении страховой организации; 5 млн рублей - в отношении иных финансовых организаций (п. 4 Постановления Правительства РФ от 7 марта 2000 г.).

В остальных случаях предусмотрен последующий контроль, заключающийся в уведомлении о совершении сделок.

5. Принудительное разделение (выделение) хозяйствующих субъектов. Антимонопольный орган вправе принимать решение о принудительном разделении коммерческих организаций и некоммерческих организаций, осуществляющих предпринимательскую деятельность, если они занимают доминирующее положение и совершили два или более нарушений антимонопольного законодательства, что подтверждается актом антимонопольного органа. Решение может быть принято при наличии совокупности следующих условий:

  • а) возможность организационного и территориального обособления структурных подразделений организации;
  • б) отсутствие между ее структурными подразделениями тесной технологической взаимосвязи;
  • в) возможность для юридических лиц, образуемых в результате реорганизации, самостоятельно работать на рынке определенного товара.

Решение о принудительном разделении (выделении) имеет форму предписаний, которые направляются хозяйствующему субъекту. В предписании указывается срок, в течение которого реорганизация должна быть осуществлена. Этот срок не может быть менее шести месяцев.

6. Направление хозяйствующим субъектам предписаний о расторжении или изменении договоров, противоречащих антимонопольному законодательству, о заключении договора с другим хозяйствующим субъектом, о прекращении нарушений, об устранении их последствий, о восстановлении первоначального положения. Предписание антимонопольного органа может быть обжаловано в арбитражный суд в течение шести месяцев со дня его вынесения. Подача в арбитражный суд заявления о признании недействительным решения (предписания) антимонопольного органа приостанавливает его исполнение.

7. Федеральный антимонопольный орган вправе давать органам исполнительной власти и местного самоуправления предписания об отмене или изменении принятых ими неправомерных актов, о прекращении нарушений, о расторжении или изменении заключенных ими соглашений, противоречащих антимонопольному законодательству; направлять в Правительство РФ, Центральный банк РФ предложения об отмене принятых федеральным органом исполнительной власти, ЦБ РФ противоправных актов или о приостановлении их действия, о расторжении или изменении заключенных ими соглашений, противоречащих антимонопольному законодательству.

8. Федеральный антимонопольный орган вправе обращаться а суд или арбитражный суд с заявлениями о признании недействительными полностью или частично договоров, противоречащих антимонопольному законодательству, об обязательном заключении договора с другим хозяйствующим субъектом, а также участвовать в рассмотрении судом (арбитражным судом) дел, связанных с применением и нарушением антимонопольного законодательства.

Правовые средства антимонопольного регулирования

Действующее антимонопольное законодательство предусматривает достаточно широкий спектр правовых средств антимонопольного регулиро-вания, применяемых компетентным государственным органом в строго оп-ределенных случаях и в определенном порядке. Формой антимонопольного реагирования чаще всего является предписание.

Рассмотрим некоторые средства антимонопольного воздействия, а также основные права антимонопольного органа, позволяющие осуществлять та-кое воздействие.

Право доступа к информации, право беспрепятственного доступа в ор-ганы государственной власти, органы местного самоуправления, в коммер-ческие и некоммерческие организации с целью ознакомления на основании письменного запроса с необходимыми документами. Право осуществлять отграничение сфер и объектов антимонопольного воздействия.

Государственный контроль за созданием, реорганизацией, ликвидаци-ей коммерческих организаций и их объединений.

Предварительный контроль предполагает направление в федеральный антимонопольный орган в случаях, определенных Законом, ходатайства о даче согласия на создание, реорганизацию, ликвидацию субъектов. Последуюыщй контроль предполагает уведомление федерального анти-монопольного органа о создании или реорганизации субъекта в 15-дневный срок со дня государственной регистрации.

4.Государственный контроль за концентрацией капитала. Критериями для проведения контроля являются:

1) характер совершаемых сделок или действий. В статье 16 Закона о кон-куренции на рынке финансовых услуг перечислены случаи осуществления контроля.

2) размер уставного капитала. В зависимости от размера уставного капи-тала организации, активы или акции (доли в уставном капитале) которой приобретаются, контроль может быть предварительным или последующим.

5. Принудительное разделение (выделение) хозяйствующих субъектов. Антимонопольный орган вправе принимать решение о принудительном раз-делении коммерческих организаций и некоммерческих организаций, осуществляющих предпринимательскую деятельность, если они занимают до-минирующее положение и совершили два или более нарушений антимоно-польного законодательства, что подтверждается актом антимонопольного ор-гана. Решение может быть принято при наличии совокупности следующих условий:

а) возможность организационного и территориального обособления структурных подразделений организации;

б) отсутствие между ее структурными подразделениями тесной техноло-гической взаимосвязи;

в) возможность для юридических лиц, образуемых в результате реорга-низации, самостоятельно работать на рынке определенного товара.

Ответственность за нарушение антимонопольного законодательства

За виновные противоправные деяния, нарушающие антимонопольное законодательство, субъекты антимонопольного воздействия несут юридиче-скую ответственность. За такие нарушения предусмотрено три вида ответст-венности: гражданско-правовая, административная, уголовная.

Нередки случаи, когда предприниматели сталкиваются с ограничениями или трудностями, которые препятствуют развитию их бизнеса и выходу на рынок, а также разносторонним ущемлением их прав. Что делать, если интересы хозяйствующих субъектов «притесняются» другими организациями, монополистами или органами государственной власти? Подробнее о такой важной теме, как антимонопольное регулирование рынка, читайте в нашей статье.


Борьба с монополизмом и поддержка конкуренции

Эффективное развитие предпринимательской деятельности в нашей стране сегодня невозможно без обеспечения добросовестной конкуренции. Основным органом, отвечающим за проведение политики развития конкуренции в России, является Федеральная антимонопольная служба, а основным документом антимонопольного законодательства в нашей стране является Федеральный закон №135-ФЗ «О защите конкуренции». Антимонопольное государственное регулирование ФАС осуществляется в различных отраслях, начиная от электроэнергетики, заканчивая сферой информационных технологий. Основной задачей Федеральной антимонопольной службы и ее территориальных управлений в регионах страны является развитие рынка, здоровой конкуренции предприятий, ограничение монополизма.

Федеральный закон «О защите конкуренции» внес ряд значительных ограничений в сферу монополистической деятельности организаций, пояснил понятия «недобросовестная конкуренция», а также сформулировал полномочия государственного антимонопольного ведомства – ФАС в части выдачи предписаний и установлении наказаний за нарушения антимонопольного законодательства.

Сегодня рыночная экономика немыслима без конкуренции – каждый хозяйствующий субъект должен иметь возможность вести честную борьбу с другими участниками рынка, соперничать, предлагая потребителям лучшие условия оказания услуг, продукцию лучшего качества по лучшей цене. И основная цель такого соперничества фирм в процессе их предпринимательской деятельности – это получение прибыли. Большинство «игроков» этой цели достигают честным путем, но есть и те «игроки», которые состязаются с конкурентами, используя незаконные средства и недобросовестную конкуренцию.

Переоценить значение конкуренции сегодня невозможно, так как на нее «возложен» сразу ряд функций. Во-первых, конкуренция мотивирует предпринимателей делать товары лучшего качества по лучшей цене. Это, безусловно, выгодно также потребителям. Во-вторых, конкуренция выполняет функцию «распределения» прибыли – наибольшую выгоду и доход на рынке получают наиболее успешные фирмы. В-третьих, конкуренция «контролирует» игроков рынка, предоставляя покупателям возможность выбора, исключая монополии. В целом же конкуренция – это сложный механизм, своеобразный двигатель» современной экономики, право всех хозяйствующих субъектов на конкуренцию закреплено законодательно. И именно на поддержку конкуренции направлены все действия антимонопольной службы и правовые средства антимонопольного регулирования.

Государственное антимонопольное регулирование

Для всех «игроков» рынка исполнительные и законодательные органы власти устанавливают некие правила. Они касаются цен, объемов продаж, производства товаров и торговли ими. Но в целом на рынке «властвуют» хозяйствующие субъекты, а государственные органы только помогают обеспечивать стабильное функционирование рынка. Достигается это, при реализации сразу несколько задач, главная из которых – это правовое государственное регулирование предпринимательской деятельности в рамках рыночных отношений. На законодательном уровне принимаются нормативные документы, законы, регламентирующие «правила игры» на рынке для всех его участников; конкуренция поддерживается, монополизация – не допускается, а нарушение прав хозяйствующих субъектов может повлечь судебное разбирательство. Второй путь государственного регулирования предпринимательской деятельности – это правильная экономическая политика. Она выражается в помощи бизнесу справиться с кризисными явлениями, стимулирование спроса и предложения на рынке, оказание влияние на цены – и, при необходимости, их принудительное снижение. Также в рамках регулирования предпринимательской деятельности государство может стать серьезным «конкурентом» – создать предприятие, либо скупить долю уже существующей организации, и быть крупным игроком рынка.

Безусловно, рыночная экономика развивается самостоятельно, но сегодня ее формирование и функционирование без участия, а иногда и воздействия государства, невозможно. То есть без стимуляции предпринимательства, его защиты и государственного регулирования отношений в нем ведомствами и структурами, стабильное развитие экономики сегодня не мыслимо. «Вмешивается» сферу предпринимательской деятельности государство может и в случае появления негативных тенденций – нарушений закона, появлении монополистов (для их устранения) и позитивных тоже – для поддержания положительных явлений в экономике.


Сейчас государственное регулирование предпринимательской деятельности осуществляется всесторонне: происходит проверка качества продукции – производимой и реализуемой, внедряются стандарты качества, устанавливаются налоги, в случае возникновения финансовых трудностей бизнесменам предоставляются субсидии и займы, льготы; создаются условия для свободной конкуренции; защищаются права предпринимателей. Все данные формы господдержки действуют строго в рамках закона и направлены исключительно на повышение эффективности экономической политики в нашей стране.

Государственное антимонопольное регулирование: ФЗ «О защите конкуренции»

Напомним, основным законом в нашей стране, защищающим конкуренцию является ФЗ «О защите конкуренции». Его цель – предупреждение и пресечение недобросовестной конкуренции, монополистической деятельности и ограничения конкуренции органами власти в нашей стране. Данный Федеральный закон подробно объясняет функции и полномочия государственного антимонопольного органа (в России им является Антимонопольная служба РФ) и подробно расписывает виды нарушений антимонопольного законодательства, а также способы привлечения к ответственности нарушителей.

  1. В нашей стране запрещены действия (бездействие) хозяйствующих субъектов, положение которых на товарном рынке признано доминирующим – то есть в том случае, если доля на рынке определенного товара данной организации составляет более 35%. Это связано с тем, что такие «доминанты» оказывают большое, а порой и решающее влияние на условия обращения товара, рост цен, и при этом, соответственно, доступ другим предприятиям на рынок усложняется, интересы их ущемляются.
  2. Запрещено в нашей стране монопольное завышение или занижение цен товаров, а также согласованные действия хозяйствующих субъектов (в формах т.н. картелей), ограничивающие конкуренцию. Это, например, поддержание определенных цен на товары или «вытеснение» с рынка других предприятий по «сговору» нескольких крупных фирм. Доказать, что действия компаний согласованы действительно сложно, так как документально такие «соглашения» сторон, естественно, не подкреплены.
  3. В сферу антимонопольного регулирования рынка входит запрещенная и наказуемая в нашей стране недобросовестная конкуренция. Она может проявляться в том, что одна фирмы «клевещет» на компанию-конкурента, распространяет ложную или искаженную информацию о ней, что затем может нанести ущерб репутации организации. Также недобросовестной конкуренцией считается распространение ложной информации о способах производства той или иной продукции, и тем самым обман покупателей товара; запрещено в нашей стране «принижение» качества товаров или услуг конкурирующих фирм, всяческие некорректные сравнения, хищение интеллектуальной собственности фирмы-конкурента и использование ее в своей деятельности; разглашение коммерческих тайн других фирм, а также незаконное использование чужих товарных знаков, копирование упаковок товаров, внешнее оформление продукции и другие аспекты.
  4. Запрещено и наказуемо в нашей стране любое ограничение конкуренции органами государственно власти. Это также антимонопольное регулирование рынка и касается оно производства товаров или препятствия осуществления предпринимательской деятельности различными способами. Это, например, введение неких требований к товарам (которые не закреплены законодательно) или к фирмам; введение ограничений на продажу, покупку, обмен товаров той или иной фирмой; разрешение на заключение договоров каким-либо фирмам в приоритетном порядке по сравнению с другими хозяйствующими субъектами или ограничение выбора фирм для потребителей; предоставление каких-либо незаконных преференций фирме или наоборот, дискриминация тех или иных компаний; установление непредусмотренных законом платежей при предоставлении государственных услуг и другие способы ограничения конкуренции. Все они недопустимы. Согласованные действия органов власти, которые ведут к ограничению конкуренции, повышению или повышению цен, разделу товарного рынка, недопущению выхода на рынок фирм или предприятий также запрещены в рамках антимонопольного законодательства.
  5. ФЗ «О защите конкуренции» подробно разъясняет государственные антимонопольные требования к проведению торгов, в том числе если заказчиками торгов являются органы власти Российской Федерации для обеспечения государственных и муниципальных нужд и заключение договоров по результатам торгов. Так, согласно закону, запрещено ограничение конкуренции среди участников, сокрытие информации о проведении торгов или «подтасовка» их результатов и др.

Также, согласно федеральному закону, все руководители организации, все представители органов государственной власти и местного самоуправления на территории нашей страны, а также индивидуальные предприниматели и физические лица, по требованию Антимонопольного ведомства обязаны представить все необходимые документы для исполнения антимонопольным органом возложенных на него обязанностей. Разрешены на территории нашей страны плановые и внеплановые проверки государственной антимонопольной службой предприятий и госорганов, в случае получения жалоб на нарушения антимонопольного законодательства или при обнаружении признаков его нарушения.

Примечание
Уважаемые читатели! Для представителей малого и среднего бизнеса в области торговли и услуг мы разработали специальную программу "Бизнес.Ру", которая позволяет вести полноценный складской учет, торговый учет, финансовый учет, а также имеет встроенную CRM систему. Имеются как бесплатный, так и платные тарифы.

Согласно ФЗ «О защите конкуренции» в некоторых случаях хозяйствующим субъектам необходимо получать предварительное согласие Антимонопольной службы при заключении определенных сделок. Регулирование антимонопольное подразумевает, например, запрет на «слияние» коммерческих организаций если суммарная стоимость их активов или выручка превышает семь и десять миллиардов рублей, соответственно; присоединение одной или нескольких фирм, а также одной или нескольких финансовых организаций к другой, а также сделки с акциями фирм, если стоимость активов приобретателя превышает определенную сумму и т.д. Несоблюдение данного требования может повлечь ликвидацию или реорганизацию фирмы в судебном порядке, особенно в том случае, если подобные действия приведут к ограничению конкуренции. Антимонопольное регулирование это тоже предусматривает.

Исполнять решения и предписания антимонопольного ведомства РФ по фактам выявленных нарушений в обязательном порядке должны все организации на территории нашей страны.

Антимонопольное регулирование предпринимательской деятельности: цели

Основных целей антимонопольной политики и регулирования товарного рынка в нашей стране сразу несколько.

Первая – это обеспечение функционирования на территории всех субъектов страны единых правил, правовых норм, механизмов регулирования и стимулирования экономики, а также проведение единой торговой, денежной, валютной, налоговой, финансовой политики. Все принципы Единого экономического пространства закреплены конституцией нашего государства.

Антимонопольное правовое регулирование преследует еще одну цель – это постоянное и эффективное снижение препятствий входа субъектов предпринимательской деятельности на товарные рынки и поддержка конкурентоспособных организаций.

Третья цель, которую преследует регулирование антимонопольное в нашей стране – это обеспечение открытости деятельности организаций, которые занимают доминирующее положение в рамках определенного рынка. Слияние или присоединение фирм друг к другу, приобретение контрольного пакета акций или деятельность предприятий, стремящихся занимать доминирование положение на рынке – все эти процессы должны быть «прозрачны» для государства и других «игроков» рынка.

Все мы знаем о том, что правовые нормы нашего государства запрещают представителям органов власти ведение любого вида предпринимательской деятельности, в том числе используя для этого государственные или муниципальные организации. Поэтому еще одна цель антимонопольного регулирования в России – это контроль над соблюдением данного закона.

Пятая важная задача антимонопольного регулирования – это предупреждение и пресечение недобросовестной конкуренции, которое достигается различными способами и наложение ответственности за данный вид нарушения законодательства.

Для того, чтобы эффективно достигать поставленных целей, в нашей стране «комплексно» применяются определенные методы, которые давно доказали свою эффективность в общемировой практике.

Антимонопольное регулирование предпринимательской деятельности: методы

Один из правовых средств антимонопольного регулирования предпринимательской деятельности на государственном уровне – это применение к субъектам хозяйственной деятельности разного рода ограничений. Обо всех из них подробно расписано в ФЗ «О защите конкуренции». Наиболее распространенным нарушением антимонопольного законодательства является злоупотребление фирмами своим доминирующим положением в рамках того или иного рынка товаров. Следом идут такие виды нарушений, как намеренное завышение цен и согласованные действия нескольких предприятий, ведущие к ограничению конкуренции.

Незаконным в нашей стране является также изымание продукции с рынка для того, чтобы стимулировать развитие дефицита и, соответственно, повышения цен.

Еще один метод правового антимонопольного регулирования деятельности предприятий – это контроль за так называемой «Экономической концентрацией». Это некие намеренные действия хозяйствующих субъектов, которые могут оказать влияние на конкуренцию в той или иной сфере. Это, как правило, злоупотребление компаниями своим доминирующим положением, а значит основная задача антимонопольных органов на рынке – недопущение возникновения такого положения. Государственный контроль в этой сфере может быть двух видов – предварительный и последующий.

Первый вид предшествует совершению сделки, и состоит в том, что антимонопольный орган рассматривает возможность совершения сделки и дает согласие на ее проведение. Предварительно согласовать необходимо присоединение или создание крупных коммерческих организаций, так как это может повлечь за собой появление предприятия, доля которого на товарном рынке будет значительной. Последующий государственный контроль за экономической концентрацией предполагает рассмотрение законности сделок между компаниями «постфактум» - то есть после их совершения. Правила их согласования также закрепляет ФЗ «О защите конкуренции».

Важным методом регулирования антимонопольного является именно запрет недобросовестной конкуренции в самых различных ее проявлениях. В последнее время в нашей стране участились случаи судебных разбирательств именно в данной сфере – предприниматели подают в суд на конкурентов, которые используют схожие товарные знаки или рекламируют свой товар за счет «принижения» качеств продукции другой компании. Сохранение деловой репутации фирмы сегодня является действительно важным условием эффективного ведения бизнеса. От неправомерных действий конкурентов испорченная хотя бы один раз репутация фирмы может повлечь за собой не только денежные убытки, снижение покупательского спроса, но и банкротство компании. В этой связи регулирование деятельности на рынке различных его «игроков» также играет важную роль.


Примером недобросовестной конкуренции может быть использование идентичного оформления книг одним издательством и тем самым «копирование» изданий другой, более «раскрученной» фирмы. Или использование фирменного наименования одной компании, которая была зарегистрирована ранее, в работе другой организации, которая предоставляет населению схожие услуги. К примеру, медицинские. Тем самым, в заблуждение вводятся клиенты фирмы и контрагенты. Подобные действия в судебном порядке признаются актами недобросовестной конкуренции и пресекаются по средствам антимонопольного регулирования. Примеров недобросовестной конкуренции по итогам судебных разбирательств выявляется сегодня сотни и тысячи. И многое зависит от того, насколько своевременно и оперативно фирма подаст заявления в ФАС на нарушение антимонопольного законодательства нечестным конкурентом.

Еще одним методом антимонопольного регулирования деятельности хозяйствующих субъектов является запрет на вмешательство в их работу органов государственной (в том числе исполнительной) власти. Сюда относится, создание благоприятных условий для работы одних компаний и дискриминация других, введение запретов на функционирование тех или иных фирм, препятствие входу на рынок фирм из других регионов или предоставление льгот компаниям без обоснования необходимости этого. Большое распространение получили сегодня нарушения законодательства в сфере госзакупок. Как известно, эта сфера для предприятий является прибыльной, и «помощь» госструктур в ходе торгов затем щедро оплачивается компаниями, победившими в тендерах. Обо всех нарушениях в ходе процедуры госзакупок также следует сообщать в Федеральную антимонопольную службу. Это поможет правовому регулированию в этой сфере.

Ведение ФАС России Реестра хозяйствующих субъектов, которые имеют долю на рынке свыше 35%, также является эффективным методом антимонопольного регулирования рынка. Данные компании занимают доминирующее положение на рынке, но оно признано законным. Благодаря данному реестру контролировать фирмы в части соблюдения ими антимонопольного законодательства становится легче. В реестре числятся крупные компании, в том числе промышленные, которые в нашей стране являются единственными производителями той или иной продукции – значимой для экономики или структурообразующей.

Все вышеперечисленные методы антимонопольного регулирования предпринимательской деятельности в нашей стране применяются комплексно, но, по оценкам независимых специалистов, пока с разной степенью эффективности.

Что делать если права предпринимателя нарушаются

Федеральная антимонопольная служба и ее территориальные Управления в нашей стране принимают обращения от физических и юридических лиц о нарушениях антимонопольного законодательства. Виды обращений могут быть разные: это и предложение (пишется гражданами страны с целью совершенствования деятельности службы), заявление (пишется в случае нарушения закона в отношении физического или юридического лица), жалоба (просьба в защите и восстановлении нарушенных прав гражданина) и другие.

Для рассмотрения дел в части нарушения антимонопольного законодательства создается специальная комиссия, участвуют в рассмотрении дел заявитель и ответчик, после чего принимается решение о наличии или отсутствия нарушения законодательства. Затем в адрес нарушителя выносится предписание. Решения ФАС могут быть обжалованы в суде. Рассматривается обращение в территориальный орган ФАС в срок от месяца.

Обращаться в Федеральную антимонопольную службу можно как лично, так и направлять обращения в письменном или электронном виде через официальный сайт ФАС России.



Просмотров