Отраслевой функциональный орган. Виды органов и структурных подразделений администрации

Уровень налогов во Франции – один из самых высоких в мире. Тем не менее, французы давно привыкли к такому бремени и ответственно относятся к заполнению ежегодной налоговой декларации.

Ставки налогов во Франции

Бюджет страны более, чем на 90% состоит именно из налоговых поступлений. Количество всех налогов и сборов превышает 200 наименований, ставки и условия которых французский парламент ежегодно пересматривает.

НДС

НДС во Франции является одним из основных налогов потребления, поступающих в государственный бюджет. Данным налогом облагаются товары и услуги, произведенные и используемые на территории страны. Стандартная ставка налога на добавленную стоимость во Франции составляет 20%. Повышенная ставка доходит до 33,3 % и применяется к алкоголю, табачным изделиям, автомобилям и другим предметам роскоши (например, к мехам). Пониженные ставки 10, 5,5 и 2,1% действуют для книг, товаров первой необходимости и некоторых медикаментов, отпускаемых по рецепту.

Налог на доходы

Подоходный налог считается одним из важнейших элементов французской налоговой системы. Он охватывает все доходы, полученные как во Франции, так и за ее приделами. При расчете налогооблагаемой суммы учитывают заработную плату, пенсию, ренты, награды, проценты по депозитным вкладам и прочие виды доходов. Кроме этого, налог оплачивают не только жители Франции, но и иностранные граждане, которые получают официальный доход на территории страны.

Главной особенностью налога на доходы является то, что для его расчета берется не конкретное физическое лицо, а семья налогоплательщика (супруги, дети и иждивенцы). Одинокие люди считаются семьей из одного человека.

Прогрессирующая шкала ставок охватывает 5 групп налогоплательщиков с диапазоном от 0 до 45% в зависимости от суммы годового дохода. Франция уже имеет негативный опыт по введению так называемого «налога на богатство», суть которого заключалась в том, что доход свыше 1 миллиона евро облагался по ставке 75%. В итоге нововведения не оправдали себя, поэтому на данный момент повышенный процент подоходного налога для миллионеров отменен.

Налоги на операции с собственностью и ценными бумагами

Во Франции при операциях с недвижимостью налогом облагается сумма, равная разнице между ценой ее продажи и покупки с учетом некоторых расходов.

С августа 2015 года единая ставка налога составляет 40,5% и включает в себя:

  • налог на прирост капитала – 19% (налоговая льгота в размере 4–6% предоставляется при владении недвижимостью более 5 лет, свыше 22 лет – нулевая ставка);
  • социальный сбор — 15,5% (также есть налоговые скидки 1,6–9% в зависимости от срока владения недвижимостью, свыше 30 лет – нулевая ставка);
  • добавочный налог – до 6% (зависит от налогооблагаемой суммы).

С 2012 года во Франции введен новый налог в размере 0,2% на операции с ценными бумагами. Он касается только крупнейших французских компаний, рыночная капитализация акций которых превышает 1 миллиард евро.

При проведении операций с другим движимым имуществом налогом облагаются только те предметы, стоимость которых превышает 20 тысяч евро. Для произведений искусства действуют ставки 4,5 и 7%, для предметов из драгоценных металлов ставка составляет 7,5%.

Налог на заработную плату

Во Франции работодатель сам оплачивает социальные взносы за своего работника, отчисляя их из его заработной платы. Ежемесячные обязательные отчисления в фонды медицинского, пенсионного и социального страхования составляют 15,5%. Эти средства направляются в государственный бюджет для дальнейшей оплаты больничных листов, медицинских страховок и пособий по безработице. Налог на доходы, описанный выше, рассчитывается уже исходя из суммы дохода за вычетом социальных взносов.

Налог на профессиональное образование

Для всех французских компаний обязательным является налог на профессиональное обучение, ставка которого составляет 0,5% от общего фонда заработной платы плюс 0,1%. Исключением являются государственные органы, отраслевые ассоциации и организации сферы образования. При использовании работодателем непостоянной рабочей силы ставка налога повышается до 2%, а при активном участии в образовательной системе, наоборот, допускаются налоговые скидки. Дополнительный сбор в размере 0,3% предназначен для профессиональной подготовки молодежи.

Акцизный сбор

Акциз занимает немалую долю налоговых поступлениях Франции. Он включается в отпускную цену на алкоголь, табачные изделия, сахар, соль и некоторые другие товары массового спроса. Акцизный сбор направляется не только в государственный, но и в местные бюджеты страны.

Налог на наследование

Во Франции данный налог оплачивается наследниками. Его сумма зависит от степени родства и рыночной стоимости имущества. Исключением является супруг или супруга умершего, в таких случаях имущество переходит в их собственность без уплаты налогов. Ставка налога на наследование варьируется от 5%, если наследниками являются дети, и до 60% при отсутствии родственных связей с умершим.

Налог на прибыль компаний

Общая ставка налога на прибыль во Франции в течение последних лет составляет 33,33%. При этом существуют льготы для малого и среднего бизнеса: для доходов до 38120 евро действует ставка 15%, доходы свыше этой суммы рассчитываются по стандартной ставке. Крупные компании, наоборот, уплачивают дополнительный социальный сбор в размере 3,3% от средней суммы налога.

От налога на прибыль полностью освобождаются компании, которые занимаются производством, продажей или лизингом энергосберегающего оборудования. Предприятия, занимающиеся научно-исследовательской деятельностью, также имеют определенные льготы.

Декларация за отчетный (предыдущий год) подается предприятиями до 1 апреля. В течение года компанией вносятся авансовые платежи, которые суммируются и на момент подачи декларации пересчитываются в соответствии с фактической чистой прибылью.

Налог на землю и жилье

Во Франции местные органы власти на свое усмотрение устанавливают ставки земельного налога. Он состоит из двух частей: налога на сооружения (застроенную землю) и налога на незастроенную землю. Плательщиком земельного налога всегда является владелец недвижимости, независимо от того, кто в ней проживает. Налогооблагаемой суммой является кадастровая стоимость сооружения (земли) за вычетом расходов на его содержание.

Для плательщиков налога на землю также существуют льготы. Так, например, сельскохозяйственные угодья, облагаются налогом в размере 20% от обычной ставки, а новостройки освобождаются от уплаты на 2 года после окончании строительства.

Еще один вид местного налога – жилищный. В соответствии с законодательством он оплачивается тем лицом, которое занимает жилье на 1 января текущего года: либо его владельцем, либо арендатором. Сумма налога начисляется исходя из расчетной арендной платы, которая определяется кадастровым бюро. Ставка жилищного налога в каждом муниципальном округе своя, но не превышает более, чем в 2,5 раза среднерегиональный уровень.

Для малообеспеченных лиц и тех, кто опекает нетрудоспособных членов семьи или инвалидов существуют налоговые скидки. Кроме этого, от уплаты налога освобождаются лица, старше 75 лет, не облагаемые налогом на богатство.

Профессиональный налог

Профессиональным налогом облагаются лица, которые занимаются профессиональной деятельностью, но не получают заработной платы. К ним можно отнести писателей, журналистов, артистов, художников и людей других творческих профессий со свободным гонораром. На размер суммы профессионального налога влияют следующие критерии:

  • стоимость аренды помещения для нужд своей деятельности;
  • размер заработной платы, уплачиваемой плательщиком налога своим сотрудникам;
  • доход налогоплательщика.

Органы местной власти самостоятельно определяют ставку профессионального налога, но его величина не может превышать 3,5% от суммы добавленной стоимости, созданной налогоплательщиком в течение года.

Несмотря на строгость налоговых выплат, французская налоговая система характеризуется социальной направленностью и гибкой системой скидок. Уклонение от уплаты налогов во Франции жестко карается законом вплоть до тюремного заключения. Несвоевременная уплата также наказывается штрафами и пеней, поэтому французы очень внимательно и осторожно относятся к вопросам налогообложения.

Обновлено: 14.03.2019

Франция относится к группе стран с относительно высоким уровнем налогообложения и традиционно занимает четвертое-пятое место по уровню налогового бремени среди стран - членов Евросоюза. В среднем за период 1995-2010 гг. доля налоговых доходов в ВВП этой страны составляла 43,8%.

В долгосрочном плане в период с 1965 г. имело место повышение уровня налоговой нагрузки на экономику с 36% в среднем в конце 1960-х - 1970-х гг. до 41-42% в начале 1980-х гг. В конце XX - начале XXI вв. налоговая нагрузка была в целом достаточно стабильна с незначительной тенденцией к понижению. По итогам 2010 г., показатель доли налоговых доходов в ВВП составлял 42,9%.

В начале XXI в. распределение налоговых поступлений между косвенными, прямыми налогами и налогами и взносами на социальное страхование составляло примерно 38: 22: 40. На рис. 3.4 представлена укрупненная структура налоговых доходов консолидированного бюджета Франции.

Рис. 3.4.

Как видно из приведенных данных, основным источником налоговых доходов для Франции в 2009 г. являлся индивидуальный подоходный налог, на долю которого приходится более 18% налоговых поступлений. Роль налога на прибыль корпораций существенно меньше и составляет всего 6,6% поступлений.

Франция представляет собой унитарное государство и имеет двухуровневую налоговую систему, в которой выделяются государственные налоги и местные налоги (сборы, пошлины и иные платежи). В рамках рассматриваемого периода в государственный бюджет страны поступало 38,5% всех налоговых платежей, а на долю местных бюджетов приходилось около 10,9%, соответственно, доходы системы государственных социальных фондов с учетом некоторого перераспределения поступлений составляли 50,6% всех платежей.

Налоговая система Франции довольно сложна. Она имеет в своем составе значительное число налогов, сборов, пошлин и парафискальных платежей, а также взносы по различным видам обязательного социального страхования. Структура налоговой системы Франции представлена на рис. 3.5.

Рассмотрим некоторые из налогов более подробно.

Индивидуальный подоходный налог (Impotsur le revenu)

Налогоплательщиками индивидуального подоходного налога признаются физические лица - резиденты - со всех доходов, полученных как на территории Франции, так и за рубежом, а нерезиденты - только с доходов, проистекающих с территории Франции.

Рис. 3.5.

Налоговым резидентом Франции признается физическое лицо, имеющее постоянное жилище во Франции, осуществляющее бизнес, или оказывающее профессиональные услуги в этой стране, или имеющее здесь центр экономических интересов. Тест физического присутствия (пребывание на территории страны более 183 дней в календарном году) рассматривается как дополнительный. Французы, проживающие в Монако, рассматриваются как налоговые резиденты Франции, если они менее пяти лет являются налоговыми резидентами Монако. В качестве налоговых резидентов Франции могут также рассматриваться лица, которые приезжают во Францию и собираются по истечении какого-то периода стать налоговыми резидентами этой страны.

Особенностью индивидуального подоходного налога является обложение дохода семьи в целом (один человек - это тоже семья). Именно семья или домашнее хозяйство формирует фискальную единицу (иногда говорят "фискальное домохозяйство"). Облагаемый доход семьи складывается из дохода обоих супругов и дохода несовершеннолетних (до 18 лет) детей. На семью заполняется одна декларация, в которой учитываются все доходы и расходы этой семьи. Если ребенок имеет собственные доходы, то они могут учитываться как в составе семейных доходов, так и как у отдельной "семьи" - по выбору налогоплательщиков. В этом случае на ребенка заполняется отдельная декларация со всеми вытекающими отсюда последствиями. В некоторых случаях для налогоплательщиков такой вариант может быть более предпочтительным с точки зрения итоговой суммы налога, подлежащего уплате в бюджет.

Облагаемый доход формируется как сумма чистых доходов (за вычетом связанных с конкретным видом доходов расходов) по следующим категориям:

  • - доходы от занятости по найму (заработная плата, премии, пенсии);
  • - доходы от недвижимости;
  • - доходы от бизнеса;
  • - доходы от сельскохозяйственной деятельности;
  • - доходы от оказания профессиональных услуг;
  • - доходы от управления семейными компаниями или частными партнерствами;
  • - инвестиционные доходы;
  • - доходы от продажи активов.

Доходы, полученные в рамках каждой из названных выше групп, уменьшаются на сумму расходов, связанных с их получением. Так, из доходов, полученных в виде заработной платы, вычитаются расходы на уплату взносов по социальному страхованию, расходы на обучение или повышение квалификации, профессиональные расходы (до 10% полученной заработной платы, но не выше определенного лимита), а также 20% полученной заработной платы в виде скидки на так называемую вынужденную честность.

Доходы в виде пенсий, полученные налогоплательщиком, включаются в состав облагаемого дохода лишь частично в зависимости от возраста получателя дохода. Так, для лиц моложе 50 лет в облагаемый доход включается 70% полученной ими пенсии, а для лиц старше 70 лет - только 30%.

КОММЕНТАРИИ

Скидка на "вынужденную честность" призвана уравнять уровень налогообложения для физических лиц, которые работают по найму, и физических лиц, которые ведут собственный бизнес. В случае ведения бизнеса некоторые личные расходы могут быть списаны как расходы бизнеса. Это касается расходов на электроэнергию (если офис или мастерская находятся в том же доме, где проживает налогоплательщик), расходов на бензин (если автомобиль используется как в бизнес-целях, так и для личных нужд) и т.д. Для человека, работающего по найму, такая "экономия" невозможна. Он всегда "вынужденно честен" - его доходы можно проверить по отчетности работодателя. Чтобы не допускать налоговой дискриминации работающих по найму, и была введена скидка "на вынужденную честность".

По инвестиционным доходам действует более сложная система вычетов. Так, дивиденды, полученные как от французских организаций, так и от зарубежных (при определенных условиях), подлежат включению в облагаемый доход в размере 60% полученных сумм.

Доходы от недвижимости (здания и земельные участки) подлежат уменьшению на сумму средств, израсходованных на поддержание, ремонт, восстановление и улучшение состояния этой недвижимости.

Некоторые категории доходов полностью или частично не подлежат налогообложению. В частности, не облагаются некоторые компенсационные выплаты при увольнении при сокращении штатов, некоторые категории компенсационных выплат, доходы студентов от работы по найму в пределах 4013 евро и некоторые другие категории доходов.

К общей сумме чистых доходов семьи могут быть применены персональные скидки и вычеты. К их числу, в частности, относятся некоторые обязательные членские взносы (в пределах установленного лимита), некоторые выплаты в рамках сберегательных пенсионных схем (в пределах лимитов), уплаченные алименты бывшим супругам и суммы, уплаченные на содержание детей, проживающих с бывшими супругами (при определенных условиях). Специальные скидки предусмотрены для инвалидов и лиц старше 65 лет.

В результате формируется чистый облагаемый доход семьи.

Следующим шагом при расчете суммы налога является применение к этому доходу специального "коэффициента семьи".

Для целей налогообложения общая сумма доходов семьи (супругов и детей) делится на "части", которые определяются исходя из численности и состава семьи (табл. 3.7).

Таблица 3.7. Коэффициенты для расчета "частей" облагаемого дохода (некоторые позиции)

Применение этих коэффициентов осуществляется следующим образом. Допустим, семья, состоящая из мужа, жены и одного ребенка, получила по итогам налогового периода в общей сложности 100 тыс. евро облагаемого дохода. Для целей налогообложения этот доход должен быть разделен на 2,5. Тогда налоговые ставки будут применяться исходя из суммы дохода в 40 тыс. евро, т.е. максимальная (предельная) ставка составит 30%.

Налоговые ставки по индивидуальному подоходному налогу установлены как прогрессивные (табл. 3.8).

Таблица 3.8. Ставки индивидуального подоходного налога

Применение "коэффициента семьи" при расчете суммы уплачиваемого налога позволяет понижать степень прогрессивности налогообложения для семей с большим числом детей.

ПРИМЕР

При доходе 40 000 евро на одну часть сумма налога составит 6433,70 евро (на одну часть). В бюджет же будет уплачена сумма, равная налогу в расчете на одну часть, умноженному на количество частей (2,5 в нашем примере), или 16 084,25 евро. Если же мы определим среднюю (или эффективную) налоговую ставку (исходя из облагаемого дохода), то она составит 16,084% (16 084,25 евро: 100 000 евро).

Еще одной особенностью подоходного налогообложения во Франции является то, что сумма индивидуального подоходного налога, налога на состояние (богатство) и налога на недвижимость (в части основного жилья налогоплательщика) не может превышать 60% полученного в течение года дохода.

Налоговым периодом является календарный год. Налоговая декларация подается в срок до 1 марта года, следующего за отчетным. Налог у источника доходов (с таких доходов, как заработная плата, отсутствует), но существуют авансовые платежи (три в течение года), которые определяются как 1/3 суммы налога, уплаченной в предшествующем году.


Когда человек планирует совершить , его в большей степени интересуют налоги. Тема налогов воистину является проблемой насущной для каждого гипотетического эмигранта. Налоги во Франции считаются одними из самых высоких в Европе. Но этот факт едва ли может остановить человека, желающего жить и работать в самом сердце Европейского Союза. Конечно, всегда можно стараться найти лазейку и не платить налоги. Но это противозаконно и власти страны непременно будут принимать суровые меры в отношении нарушителя.

Структура налоговой системы во Франции

Расчет подоходного налога для французских семей

Также членами семьи считаются молодые люди, не достигшие двадцати одного года и студенты, возраст которых моложе 25 лет. Для всей семьи налогоплательщика может быть вычислена налоговая база. Это определяется как совокупный двенадцатимесячный доход каждого из членов семьи налогоплательщика. При этом учитывается и вычет некоторых расходов. Эти расходы не предназначаются для налогообложения.

Следующим этапом является деление суммарной семейной налоговой базы на коэффициент размера «ячейки общества». В итоге можно говорить об облагаемой налогом доле 1 члена семьи налогоплательщика.

Иными словами, имеется в виду средний доход всех членов французской семьи. Этот коэффициент способствует определению величины ставки актуального налога, который предстоит выплачивать конкретному семейству.

Не так давно говорилось о том, что ставки актуального дохода во французском государстве являются несоразмерно высокими.

Сравнение ставки подоходного налога во Франции с другими странами

Для владельцев миллионов ставки предполагают семьдесят пять процентов.

Вычеты французской налоговой системы

Во французском государстве активно применяется система налоговых вычетов. Это способствует снижению налоговой базы, а в некоторых случаях и ставки.

Так, налоговая база подоходного налога в 2019 году предполагает вычитание:

  • всех расходов, которые были понесены членами семьи налогоплательщика, имеющими постоянное место работы;
  • всех расходов, связанных с приобретением недвижимости для своего семейства;
  • всех расходов, необходимых для обеспечения безопасности семье, проживающей в квартире или доме;
  • медицинских расходов;
  • социальных расходов;
  • расходов, предназначающихся для содержания детей в детских садиках или яслях;
  • расходов, предназначающихся для обучения детей налогоплательщика в высших школах или колледжах;
  • расходов на приобретение медикаментов;
  • расходов, необходимых для содержания членов семьи, которые не могут содержать себя сами (инвалиды, тяжелобольные).

График процентного соотношения различных налогов

Во французском государстве существует ряд лиц, которые могут претендовать на определенные бонусы от налоговой системы. Порядок выплаты НДС для них упрощен. Для таких налогоплательщиков налог рассчитывается по годовым итогам. Квартальные декларации не учитываются. Однако учитываются ежеквартальные внесения выплачиваемых авансов. Такой бонус актуален для предприятий, которые имеют оборот не ниже 230 000 евро.

От выплаты НДС освобождаются:

  1. Врачи.
  2. Преподаватели и учителя.
  3. Меценаты и благотворители.
  4. Различные виды страхования.

Примечательно, но французское законодательство освобождает от уплаты НДС владельцев казино и различных лотерей.

Особенности уплаты налога на недвижимость

Особое место в налогообложении французского государства имеет один важный налог. Это налог на недвижимость во Франции. Совершать выплаты необходимо владельцам:

  • арендованных помещений, в которых имеется мебель;
  • арендуемого имущества, в котором нет мебели;
  • имущества на территории французского государства (квартира или дом могут быть предоставлены в аренду любому лицу).

Если владелец квартиры или дома планирует продать свое имущество, то ему также предстоит выплатить налог государству. В этом случае выплата будет определяться как налог на прирост капитала.

Особенности уплаты налога на прибыль

В налогообложении французского государства существует особый налог. Это налог на прибыль. Сегодня налог на прибыль полностью зависит от организационной и правовой системы любой организации.


После того как была выбрана юридическая структура, владелец организации, обязующийся выплатить налог на прибыль, точно сказочный богатырь на распутье, должен сделать выбор в соответствующем режиме. Всего для налога на прибыль имеется 2 способа выявления прибыли: реальный режим дохода и режим микропредприятий.

Для уточнения факта, с какими еще тонкостями предстоит столкнуться человеку, обязанному выплачивать налог на прибыль, необходимо проконсультироваться с высококвалифицированным юристом.

Хорошая новость

Не так давно премьер-министр французского государства высказался относительно того, что процент, который приходится выплачивать многим гражданам страны, является неоправданно высоким. Премьер-министр отметил, что с течением времени желал бы снизить процент подоходного налога.


Премьер отметил, что законопроект, который готовится к подписанию, будет максимально ясным. Наличие некоего скрытого плана не предусматривается.

Важно учесть

В 2019 году необходимо строго учесть факт того, что в приобретение объекта никогда не могут быть включены нотариальные налоги. Также обращается внимание на расходы, состоящие из гонорара, который выплачивается специалисту нотариальных услуг. Кроме того, специалисты не учитывают разнообразные затраты и пошлины за госрегистрирование.

Налог на жилье обязателен для выплат. Это касается как владельцев жилых домов, так и тех, кто арендует помещение. Если лицо позиционируется как малообеспеченное, то оно нередко полностью или частично освобождается от необходимых выплат.

Актуальная информация

Так выглядит французский бланк налоговой декларации

В противном случае негативных последствий избежать, к сожалению, не удастся. Декларация должна быть тотчас отослана в налоговую службу французского государства. При этом налогоплательщик обязательно должен сделать соответствующую отметку, свидетельствующую о том, что он делает налоговые выплаты впервые.

Сложно будет только в первый год. Второй и все последующие годы предполагают оплату всех необходимых налогов в три этапа. В первый раз налогоплательщик оплачивает одну треть от налога за предшествующие двенадцать месяцев. Второй транш нужно будет выплатить примерно до второй декады мая. Остаток, если он имеется, должен быть оплачен в первых числах сентября. В этом случае предполагается перерасчет налогов за актуальные двенадцать месяцев.

Задержка выплат

Иногда налогоплательщики задерживают выплаты.

При любой задержке, даже в том случае если она предполагает уважительную причину, налогоплательщик штрафуется на десять процентов. Штраф налагается также и в том случае, если налогоплательщик указал некорректные данные.

Важно понимать, что задекларировать необходимо все имеющиеся доходы. Это касается всех доходов за прошлый год. Принимается во внимание заработная плата, а также доходы от аренды недвижимости. Кроме того, учитываются все проценты по банковским счетам налогоплательщика.

Декларация

Каждый налогоплательщик может самостоятельно скачать бланк декларации о собственных доходах. На официальном сайте налоговой службы имеется также и калькулятор, при помощи которого можно высчитать актуальную сумму. Если знать сумму, то можно без проблем сориентироваться в том, какую конкретно сумму придется оплачивать.

Уменьшение годового налога

Важно знать о том, что годовой налог вполне может быть уменьшен. Существует немалое количество легальных вариантов. При этом необходимо учитывать, насколько они могут быть применимы в отношении конкретного индивидуума.

Первый вариант

Неплохим вариантом является возможность выйти замуж за гражданина Франции. Это же касается лиц, желающих найти себе супругу среди привлекательных француженок. Семейная пара в 2019 году обязуется выплачивать налог средней суммы дохода.

То есть если главный налогоплательщик способен зарабатывать не менее 30 000 евро в двенадцать месяцев, в супруга является домохозяйкой, то доход на одного члена семьи может составить не менее 15 000 евро. Выплата налогов осуществляется, исходя из этой суммы. Данный вариант имеет право на жизнь только в том случае, если брак был оформлен официально.


Если же оба супруга проживают в так называемом «гражданском браке», то картина выплаты налогов будет несколько иной. Дело в том, что налоговая служба не интересуется деталями. Это Система. Если налогоплательщик, не сочетавшийся браком с избранницей законным браком, и считает этот союз настоящим, власти страны придерживаются иной точки зрения. В этом случае каждый член семьи будет платить налоги порознь.

Если супруги, состоящие в «гражданском браке», решат оформить свои отношения, то лето является оптимальным временем года. В этом случае налог будет рассчитан исходя из двух частей. Обе части (до и после) будут весьма небольшими.

Это актуально в том случае, если человек не желает «попасть» на выплату большой суммы. Таким образом, платить придется трижды за год. Сначала предстоит подать индивидуальные декларации, свидетельствующие о доходах. Затем семейная пара выплачивает общую декларацию.

исполнительной власти города)

Уставом города (ст.ст. 45-46) и Законом № 65 «О Правительстве Москвы», установлена система органов исполнительной власти, в которую входят:

Правительство Москвы;

Подведомственные Правительству Москвы отраслевые, функциональные и территориальные органы исполнительной власти города (департаменты, комитеты, главные управления, управления, инспекции, префектуры, управы районов), деятельностью которых руководит Правительство.

Более полно структура органов исполнительной власти города определена в Указе Мэра Москвы от 19 июля 2007 г. № 44-УМ «Об органах исполнительной власти города Москвы».

Отраслевые и функциональные органы исполнительной власти города Москвы осуществляют исполнительно-распорядительные функции в определенных отраслях и сферах управления городом. Систему отраслевых и функциональных органов исполнительной власти, подведомственных Правительству Москвы, составляют:

1) Департаменты: отраслевые или функциональные органы исполнительной власти города Москвы, проводящие государственную политику и осуществляющий управление в приоритетных для города Москвы областях деятельности;

2) Комитеты: отраслевые органы исполнительной власти города Москвы, осуществляющие отраслевое управление в соответствующих областях деятельности;

3) Главные управления и управления: функциональные органы исполнительной власти города Москвы, осуществляющие межотраслевое регулирование в определенной области городского управления; 4) и н с п е к ц и и: функциональные органы исполнительной власти города Москвы, осуществляющие контрольные и надзорные функции.

Для координации деятельности органов исполнительной власти города Москвы, подведомственных Правительству Москвы, создаются комплексы городского управления, возглавляемые членами Правительства Москвы в соответствии с распределением обязанностей. В настоящее время созданы 5 таких комплексов.

2. Систему территориальных органов исполнительной власти города, подведомственных Правительству Москвы, составляют:

1) Префектуры административных округов города Москвы.

Система управления административными округами начала складываться в 1991 г., таким образом, административный округ – сравнительно новый структурный элемент в управлении городским хозяйством. Ранее, до июня 1991 г., действовала двухуровневая система управления городом «город – район», а 10 июня 1991 г. распоряжением Мэра № 47 было образовано промежуточное звено – административный округ, т.е. теперь управление городом базируется на трех уровнях «город – округ – район».

Положение о префектуре административного округа города Москвы утверждено Постановлением Правительства Москвы от 3 декабря 2002 г. № 981-ПП (в ред. от 30 декабря 2008 г.). Положением установлено, что префектуры осуществляют в пределах установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами города Москвы полномочий контрольную, координирующую и исполнительно-распорядительную деятельность на территории административного округа. Закреплен перечень полномочий префектур в области экономики, финансов, управления имуществом, строительства, землепользования и охраны окружающей среды, жилищной политики и жилищно-коммунального хозяйства, потребительского рынка и услуг и других сферах;

2) Управы районов города Москвы.

Статус районной управы города Москвы впервые был закреплен в Законе города Москвы от 11 сентября 1996 г. № 28-91 «О районной управе в городе Москве». Согласно этому Закону, районная Управа представляла собой орган власти района, осуществлявший установленные законодательством функции органа местного самоуправления по вопросам местного значения, за исключением вопросов, отнесенных законодательством города Москвы к компетенции городского (местного) самоуправления. В состав Управы входили районное Собрание и администрация района, возглавляемые главой Управы. В районное Собрание входили избираемые жителями района советники, глава Управы избирался районным Собранием по представлению Мэра Москвы. Администрация района состояла из заместителей главы Управы и руководителей структурных подразделений администрации, назначаемых главой Управы самостоятельно. Управа обеспечивала в пределах своих полномочий и под свою ответственность решение вопросов местного (районного) значения, осуществляла руководство хозяйственными и социальными службами района, являющимися структурными подразделениями администрации района.

В 2001 г. в Закон о районной Управе были внесены изменения, в соответствии с которыми за Управой закрепился статус органа местного самоуправления. Полномочия представительного органа населения в Управе осуществляло районное Собрание, в состав которого входили избираемые населением советники и глава Управы, избираемый районным Собранием из своего состава по предложению советников или Мэра Москвы. Администрация района состояла из заместителей главы Управы и руководителей структурных подразделений администрации, назначаемых главой Управы самостоятельно. Возглавлял и руководил деятельностью администрации района Глава Управы. Таким образом, с 1996 по 2002 г. Управа занимала нижнюю ступень в иерархии городских органов власти и наиболее тесно взаимодействовала с населением соответствующей территории.

С принятием Закона города Москвы от 6 ноября 2002 г. № 56 «Об организации местного самоуправления в городе Москве» функции органов местного самоуправления – нижних ступеней публичной власти – перешли к муниципальным Собраниям и муниципалитетам, действующим на территориях внутригородских муниципальных образований, созданных в границах районов города Москвы. Закон о районной Управе утратил юридическую силу. Одновременно Постановлением Правительства Москвы от 3 декабря 2002 г. № 981-ПП на территории районов города были образованы территориальные органы исполнительной власти города – управы районов и утверждено Положение о них. Система фактического двоевластия в районах города Москвы действует до сих пор.

В настоящее время в соответствии с Уставом города Москвы (ст. 46) и Положением об Управе района города Москвы (в ред. от 30 декабря 2008 г.), Управа – территориальный орган исполнительной власти города, подведомственный Правительству Москвы. Оперативное руководство, координацию и контроль за деятельностью управы района осуществляет префект соответствующего административного округа. Глава управы района назначается и освобождается от должности Правительством Москвы по представлению префекта соответствующего административного округа города Москвы, согласованному с заместителем Мэра Москвы в Правительстве Москвы, полномочным представителем Мэра Москвы в Московской городской Думе. Работники управы района (кроме обслуживающего персонала) являются государственными гражданскими служащими города Москвы. Положением установлены основные задачи и полномочия управ районов в области экономики, финансов, управления имуществом, строительства, землепользования и охраны окружающей среды, жилищной политики и жилищно-коммунального хозяйства, потребительского рынка и услуг, транспорта, связи и безопасности движения и других областях.

Реформирование системы государственного управления в России является одним из важных условий ускорения социально-экономического развития страны. Это отмечено в Концепции административной реформы в РФ в 2006-2010 годах, одобренной распоряжением Правительства РФ от 25 октября 2005 г. № 1789-р.

Московская административная реформа направлена на повышение эффективности функционирования системы городского управления, упрощение механизмов взаимодействия населения города, предприятий и организаций с органами исполнительной власти в отдельных сферах и отраслях городского хозяйства. В указанных целях с 1 июля 2003 г. принимаются меры по введению режима «одного окна» по приоритетным направлениям основных отраслей городского хозяйства, в том числе в социальной и инвестиционной сферах. Постановлением Правительства Москвы от 10 июня 2003 г. № 438-ПП (в ред. от 11 апреля 2006 г.) установлено, что принцип (режим) "одного окна" означает, прежде всего, исключение возможностей необоснованного привлечения граждан, предприятий и организаций к оформлению или согласованию документов, выдаваемых органами исполнительной власти города Москвы и иными городскими организациями.


Местная администрация является органом управления и наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями по осуществлению отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными и региональными законами.

Рассмотрим определение администрации в широком и узком смыслах. В узком смысле под ней понимается:

Её руководящее ядро (глава администрации и его заместители);

Вспомогательный аппарат (те подразделения администрации, которые не имеют объектов управления вне ее: протокольный отдел, отдел писем, организационный отдел и т.п.). Местная администрация в данном смысле выступает как орган управления общей компетенции .

В широком смысле под местной администрацией понимают совокупность всех исполнительно-распорядительных подразделений муниципального образования. В этом значении она включает:

Своё руководящее ядро;

Вспомогательные подразделения;

Отраслевые органы (например, управление образования);

Функциональные органы (например, бюджетно-финансовое управление);

Территориальные органы (например, администрации (управы) районов городского округа или администрации отдельных населенных пунктов, входящих в его состав). Таким образом, местная администрация в широком смысле выступает и как орган управления общей компетенции, и как орган, осуществляющий специальную компетенцию (отраслевую, функциональную).

С практической точки зрения, местная администрация представляет собой правоприменительный, исполнительный и распорядительный орган общей компетенции, создаваемый специально для повседневного функционирования в системе местного самоуправления с целью проведения в жизнь принимаемых населением и представительным органом решений и общеобязательных правил в процессе управления и регулирования экономической, социально-культурной и административно-политической жизни местных сообществ.

Местной администрации как специфическому органу местного самоуправления присущи некоторые особенности. А именно:

1) она является элементом системы органов местного самоуправления;

2) действует на территории конкретного муниципального образования;

3) не входит в систему органов государственной власти;

4) её деятельность носит подзаконный и юридически властный характер;

5) организует исполнение решений представительного органа местного самоуправления;

6) решая вопросы местного значения, осуществляет исполнительно-распорядительную деятельность на территории муниципального образования;

7) имеет собственную организационную структуру;

8) конкретное наименование органа, порядок формирования, компетенция, структура, вопросы организации и деятельности определяются уставом соответствующего муниципального образования.

Основной функцией местной администрации как исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления является осуществление повседневной управленческой, организационной деятельности, направленной на исполнение правовых актов, принятых населением непосредственно и (или) через представительный орган. Согласно с данной функцией и происходит наделение исполнительных органов муниципальных образований соответствующей компетенцией.

Правовой статус местной администрации сегодня не в полной мере законодательно урегулирован. Предусмотрев самостоятельность местной администрации, законодатель не оговаривает ни направлений ее деятельности, ни конкретных вопросов, входящих в круг ее обязанностей. Поэтому в законах о местном самоуправлении конкретных субъектов Российской Федерации и уставах муниципальных образований используются различные подходы к определению компетенции исполнительных органов местного самоуправления.

Объяснима такая ситуация следующим обстоятельством: перечень полномочий местной администрации зависит от объема вопросов местного значения, решаемых муниципальным образованием самостоятельно, а также от объемов и видов отдельных государственных полномочий, переданных муниципальному образованию. В связи с этим невозможно в федеральном законодательстве установить единообразный перечень полномочий местной администрации.

Правовой статус местной администрации – это закрепленное нормами права положение (место) местной администрации в системе местного самоуправления, характеризующееся совокупностью определенных элементов.

Например, А.Т. Карасев, А.В. Елькина, Е.В. Елфимова в структуре правового статуса местной администрации выделяют три ключевых элемента: компетенцию, гарантии деятельности и ответственность .

А.С. Куличков, в свою очередь, определяет структуру правового статуса местной администрации посредством выделения несколько иной триады составляющих. А именно:

1. место и функциональное значение местной администрации в системе местного самоуправления;

2. полномочия (права и обязанности) местной администрации;

3. конституционно-правовая ответственность местной администрации.

При этом исследователь преднамеренно не выделяет гарантии деятельности в качестве отдельного элемента правового статуса данного органа власти, относя гарантии к правовым средствам обеспечения деятельности местной администрации. И такая точка зрения вполне обоснована, поскольку юридические гарантии деятельности исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления выступают одним из важнейших факторов повышения эффективности функционирования системы местного самоуправления в целом, и выражены совокупностью необходимых условий и средств, направленных на текущее разрешения повседневных вопросов жизнеобеспечения населения муниципального образования.



Подробный анализ отдельных элементов правового статуса местной администрации будет осуществлен в последующих параграфах и главах настоящего пособия.

Под принципами работы местной администрации понимаются основополагающие идеи (начала), лежащие в основе организации и текущей исполнительно-распорядительной деятельности местной администрации и имеющие обязательный характер.

Определение принципов работы местной администрации, выявление их содержания и взаимодействия является предпосылкой согласованности отечественного законодательства в сфере местного самоуправления и единообразия правоприменительной деятельности, поскольку деятельность законодателя и эффективность правоприменительной практики напрямую зависят от прогрессивных достижений юридической науки.

К принципам деятельности местной администрации целесообразно относить следующие:

- принцип законности, который означает, что органы местного самоуправления (в т.ч. и местная администрация) и их должностные лица равны перед законом и обязаны его соблюдать.

-принцип гласности, предполагающий открытость информации о деятельности местной администрации и доступность нормативных правовых актов, регулирующих организацию ее работы, широкому кругу лиц. Кроме того, правовые акты главы местной администрации, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего обозрения.

- принцип самостоятельности, отражающий закрепленную нормами федерального, регионального законодательства и муниципальных правовых актов специфику работы местной администрации, обусловленную относительно автономной природой местного самоуправления, исполнительно-распорядительной деятельностью и ответственностью местной администрации по решению вопросов местного значения в интересах населения муниципального образования посредством эффективного управления;

- принцип государственной гарантированности деятельности местных администраций . Принцип государственной гарантированности в виде системы способов обеспечения функционирования местного самоуправления широко закреплен в законодательстве Российской Федерации и ее субъектов. В самом общем виде гарантии представлены в ст. 12 Конституции РФ: в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. В гл. 8 Конституции РФ обозначены наиболее важные направления и способы обеспечения местного самоуправления, включая самостоятельное решение населением вопросов местного значения, организационную самостоятельность, самостоятельность в пользовании, владении и распоряжении муниципальной собственностью. Кроме того, на конституционном уровне местному самоуправлению гарантируется возмещение расходов, возникших по вине органов государственной власти, а также запрещено произвольное ограничение прав местного самоуправления. Все это базируется на гарантии, сформулированной как право местного самоуправления на судебную защиту от каких бы то ни было неправомерных посягательств.

-принцип соответствие материальных и финансовых ресурсов полномочиям местной администрации . Европейская Хартия местного самоуправления исходит из того, что финансовые средства органов местного самоуправления должны быть соразмерны предоставленным им полномочиям. Этот принцип муниципального управления также закреплен в Конституции РФ и законодательстве о местном самоуправлении. Без его реализации невозможно обеспечить самостоятельность, реальность и эффективность муниципального управления. Важной гарантией реализации этого принципа является финансирование осуществления отдельных государственных полномочий, которыми могут наделяться местные администрации и компенсация дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти.

Принцип профессионализма и компетентности должностных лиц, муниципальных служащих и технического персонала.

Термином «профессионализм», как правило, обозначается глубокое и всестороннее знание и владение практическими навыками в определенной области общественно полезной деятельности. Компетентность – это знание предмета своей деятельности, наличие профессионального образования, навыков в работе. Принцип профессионализма и компетентности обязывает муниципальных служащих:

Быть постоянно готовыми к осуществлению должностных правомочий;

Хорошо знать предмет своей муниципальной служебной деятельности;

Знать свои права и обязанности, активно, в полной мере и качественно осуществлять управленческие функции и полномочия, предусмотренные законом;

Учитывать запреты и ограничения, предусмотренные для муниципальных служащих;

Владеть правилами и процедурами деятельности в органах местного самоуправления;

Иметь высокие профессиональные знания в сфере государственного и муниципального управления;

Знать юридические и нравственно-этические нормы в сфере служебной деятельности.

Принцип ответственности сотрудников за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей. Данный принцип предполагает, чтобы муниципальные служащие и иные сотрудники администрации осуществляли свою служебную деятельность квалифицированно и честно. Должностные лица местных администраций должны осуществлять свои функции только в пределах своих возможностей и профессиональной компетенции, а также осознавать степень своей ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение должностных обязанностей. Эффективность соблюдения данного принципа говорит о целесообразности использования местного самоуправления как варианта управления на местах и успешности выбранных для этого законодательных и управленческих механизмов.

Помимо вышеизложенного, важно отметить, что местной администрацией руководит ее глава на принципах единоначалия. Он своими актами вводит в действие решения администрации, олицетворяя ее как единый орган.

Под структурой местной администрации понимается перечень структурных подразделений и схема подчиненности, в том числе распределение полномочий по общему руководству структурными подразделениями между высшими должностными лицами администрации муниципального образования.

Структура местной администрации утверждается представительным органом муниципального образования по представлению администрации. Структуру администрации составляют внутренние подразделения, которые являются органами администрации. В структуру могут входить отраслевые (функциональные) и территориальные органы местной администрации. Отраслевые подразделения осуществляют руководство отдельными отраслями муниципального хозяйства (ЖКХ, образование, здравоохранение и др.); функциональные – осуществляют отдельные функции в сфере муниципального управления (функции планирования, контроля и т.п.); территориальные – осуществляют полномочия местной администрации на отдельных территориях муниципального образования. Структурные подразделения местной администрации могут наделяться правами юридических лиц.

Структурные подразделения могут носить различные наименования – департаменты, комитеты, управления, отделы, сектора, которые отличаются друг от друга по объему, характеру и значимости выполняемых функций.

Структура местной администрации формируется в соответствии с вопросами местного значения и полномочиями. Утверждается она представительным органом муниципального образования по представлению главы местной администрации.

Действующая структура администрации городского округа город Воронеж утверждена Решением Воронежской городской Думы от 29 августа 2012 года № 879-III «О структуре администрации городского округа город Воронеж». Помимо этого особенности структуры администрации городского округа город Воронеж оговариваются в Постановлении Воронежской городской Думы от 27 октября 2004 года № 150-I «Об уставе городского округа город Воронеж» и Постановлении Администрации городского округа город Воронеж от 9 сентября 2015 года № 703 «О Регламенте администрации городского округа город Воронеж».

В соответствии с положениями этих муниципальных правовых актов, администрация является постоянно действующим исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления в городском округе город Воронеж и обладает правами юридического лица.

Глава городского округа осуществляет в пределах своей компетенции общее руководство деятельностью администрации и ее структурных подразделений.

Структура администрации утверждается Воронежской городской Думой по представлению главы городского округа.Внеё входят: глава городского округа, заместители главы администрации городского округа, отраслевые (функциональные) и территориальные структурные подразделения администрации городского округа (управы районов). К отраслевым (функциональным) структурным подразделениям относятся: управления, отделы, департаменты и иные структурные подразделения, которые являются органами администрации городского округа город Воронеж.

Органы местной администрации могут наделяться правами юридического лица решениями Воронежской городской Думы и возглавляются единоличными руководителями.

Положения о самостоятельных структурных подразделениях администрации (за исключением структурных подразделений, наделенных правами юридического лица) утверждаются постановлением администрации. Положения о подразделениях, не являющихся самостоятельными структурными подразделениями администрации, - руководителем соответствующего структурного подразделения.



Просмотров