Жилые помещения в наемном доме социального использования. Наемные дома в договорах найма жилых помещений жилищного фонда социального использования

В результате внесения изменений в Жилищный кодекс РФ у лиц, не являющихся малоимущими, однако, с доходом, не предоставляющим возможности покупки жилья за счет личных сбережений или в кредит, появилась возможность найма жилья в наемных домах.

На такое жилище могут претендовать граждане, находящиеся в очереди на социальный наем и граждане, доход которых превышает минимальный, но не позволяющий рассчитывать на ипотеку.

Наемный дом – это жилой дом, являющийся собственностью одного лица, предназначенный для его сдачи в найм с целью проживания. Основанием для пользования и владения недвижимостью в наемном доме является договор найма жилого помещения . На территории России выделяют два типа наемного жилья: наемные дома социального типа и наемные дома коммерческого типа.

Наемные дома социального типа

Наемный дом социального типа – это жилье, предоставляемое в наем, муниципального или государственного жилого фонда. Квартира или ее часть в таких домах может предоставляться только гражданам, признанным в определенном порядке нуждающимися в жилье.

Социальное жилье предоставляется:

Гражданам, не имеющим на правах собственности личной жилой недвижимости;

Гражданам, которые нанимают жилье не по договору найма социального жилья и социального найма;

Нанимателям жилищных объектов по указанным договорам площадь из расчета на члена семьи, в котором меньше предусмотренной нормы;

Собственникам жилых помещений площадь из расчета на члена семьи в котором, меньше установленной нормы;

Гражданам, которые вынуждены жить в домах с нарушением санитарно-технических требований;

Нанимателям по договорам найма социального жилья и социального найма, разделяющих жилую площадь с другими семьями, в одной из которых есть тяжелобольной с хронической формой заболевания, совместное проживание, при котором, невозможно;

Собственниками квартир, которые вынуждены проживать с другими семьями, в которых есть больной, имеющий тяжелое хроническое заболевание, совместное проживание, при котором, невозможно.

Такие условия также распространяются на членов семьи нанимателя и собственника жилых объектов, установленных федеральным законодательством. Согласно с требованиями жилищного законодательства лицам без гражданства и других государств жилое помещение в наемном доме не предоставляется.

По истечению срока соглашения наниматель имеет право на повторное заключение договора. Также допускается расторжение договора наймодателем в одностороннем порядке и может происходить по следующим основаниям:

Не производилась на протяжении квартала

Нарушение сроков оплаты таких платежей более шести раз за один год

Приобретение нанимателем жилья на праве собственности.

В этом случае жилье предоставляется по договору социального найма жилого помещения или договору найма объектов социального назначения.

Согласно договору наниматель имеет следующие обязанности:

Использовать жилое помещение по назначению;

Принимать меры по сохранности нанимаемого жилья;

Поддерживать надлежащее его состояние;

Своевременно вносить плату за жилье и коммунальные услуги.

Договор также устанавливает права нанимателя:

Право на пользование общим имуществом дома;

Вселять в нанимаемое жилье третьи лица с целью временного их проживания;

Обменивать или заменять нанимаемый объект недвижимости;

Требовать от наймодателя проведения капитального ремонта.

Наемный дом коммерческого типа

Наемный дом коммерческого типа – это жилое помещение, принадлежащее физическому или юридическому лицу на правах собственности. Наем такого жилья происходит путем заключения договора найма жилого помещения. Такой вид соглашения, в отличие от договоров социального найма жилья и найма жилья социального назначения, имеет ряд преимуществ.

Договор найма жилого помещения может быть заключен в любой момент без соблюдения всякого рода очередности. Одной из сторон договора может быть любой гражданин, в том числе и иностранный, то есть отсутствуют условия, предусмотренные для найма социального жилья. Срок договора может быть как четко определенным, так и подлежащим пролонгации. При этом договор может иметь краткосрочный характер и заключаться на несколько месяцев, а может носить длительный характер и заключаться на несколько лет.

Права сторон и их обязанности для данного договора не имеют установленной формы. При найме частного жилья наймодателем оговариваются условия временного пользования таким жильем: внесение и виды оплаты, текущий и , условия использования подсобных помещений и прочее. Также значительным преимуществом такого найма является отсутствие лимитов на предоставляемую жилую площадь. Но наймодатель преследует цель получения выгоды. Следовательно, плата за жилье будет включать не только расходы за пользование.

В июле этого года вступил в силу федеральный закон, который является прямым следствием Указа Президента РФ от 07.05.2012 г., предусматривающий создание доступного арендного жилья для россиян путем развития жилищного фонда на некоммерческой основе. Кому будет предоставляться жилье в наемных домах социального использования, каковы основные положения договора некоммерческого найма жилья, кто заинтересован в строительстве наемных домов, на каких условиях наемное жилье будет предоставляться гражданам, как относятся застройщики к этой инициативе?

Так уж получается, что в нашей стране всегда существует очередь на социальное жилье и это при том, что коммерческого строится все больше и раскупается оно еще на стадии строительства. Времена меняются, однако жилищных проблем у россиян не становится меньше. Государство пытается решать социальные задачи, в том числе и жилищные вопросы. Но получается ли это, вот в чем вопрос. В любом случае, новые законодательные инициативы интересны с практической точки зрения для специалистов, занимающихся недвижимостью, и для простых людей, которые хотят решить свои жилищные вопросы.

22 июля 2014 г. вступил в силу Федеральный закон от 21.07.2014 г. № 217-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части законодательного регулирования отношений по найму жилых помещений жилищного фонда социального использования».

Данный федеральный закон является прямым следствием Указа Президента РФ от 07.05.2012 г., который предусматривал создание доступного арендного жилья для россиян путем развития жилищного фонда на некоммерческой основе.

Предполагается, что за счет создания наемных домов будут улучшены жилищные условия граждан, которые не могут себе позволить купить жилье по рыночным ценам или каким-либо другим способом.

Кому будет предоставляться жилье из жилищного фонда социального использования?

Согласно ст. 91.3 Жилищного кодекса РФ, жилые помещения из жилищного фонда социального использования будут предоставляться нуждающимся при следующих условиях.

Доход граждан и членов их семей, не имеющих жилья, не должен позволять им купить себе жилое помещение за собственные средства, за кредитные денежные средства или за счет иных займов. Однако он не может быть признан малоимущим и не должен состоять на учете в качестве малоимущего.

Жилое помещение из жилищного фонда социального использования предоставляется исключительно российским гражданам. Иностранцы или не граждане не вправе претендовать на аренду жилья в наемных домах.

Чтобы получить жилье из жилищного фонда социального использования, необходимо встать на учет в органах местного самоуправления путем подачи соответствующего заявления и документов.

После постановки на учет в качестве нуждающегося необходимо подать заявление наймодателю о предоставлении жилого помещения на некоммерческой основе.

Согласно ст. 91.14 Жилищного кодекса РФ, наймодателями некоммерческого жилья могут быть уполномоченные государственные или муниципальные органы, юридические лица, которые являются собственниками наемных домов. Отказать в принятии заявления о предоставлении жилого помещения на некоммерческой основе вышеуказанные лица не вправе.

Предполагается, что основными нанимателями в наемных домах станут многодетные семьи, которые не имеют возможности купить жилье и не являются малоимущими. Также будут претендовать на получение жилья в наемных домах молодые семьи, жилье которыми еще не нажито и их доход не позволяет им купить недвижимость.

«Тонкости» договора найма жилого помещения из жилищного фонда социального использования

Согласно ст. 91.6 Жилищного кодекса РФ, договор некоммерческого найма может быть заключен на срок до десяти лет по решению нанимателя, но не менее чем на один год. У нанимателя есть право продлить договор некоммерческого найма, если срок договора истекает.

Права и обязанности наймодателя и нанимателя по договору некоммерческого найма предусмотрены ст. 91.7 Жилищного кодекса РФ. Условием договора некоммерческого найма будет являться отсутствие возможности у нанимателя сдать наемное жилье в аренду.

Получить в собственность жилое помещение из жилищного фонда социального использования не получится ни при каких обстоятельствах. Наниматель обязан за свой счет осуществлять ремонт арендованного жилого помещения по договору некоммерческого найма.

Основания расторжения и прекращения договора некоммерческого найма предусмотрены ст. 91.10 Жилищного кодекса РФ. Договор может быть расторгнут по взаимному соглашению сторон в любое время, а также по решению нанимателя при наличии согласия на расторжение всех членов его семьи.

Наймодатель в судебном порядке может просить расторгнуть договор некоммерческого найма с нанимателем при следующих условиях:

При неоплате или несвоевременной оплате жилья нанимателем;

Сдаче жилья нанимателем в аренду третьим лицам;

При наличии у нанимателя или членов его семьи других жилых помещений, которые можно использовать для проживания;

В случае разрушения жилого помещения нанимателем или членами его семьи, или лицами, ответственность за которых несет наниматель;

При нарушении нанимателем прав соседей, если совместное проживание невозможно в результате действий нанимателя;

При использовании жилого помещения в других любых целях, кроме проживания в нем нанимателя и членов его семьи.

Прогнозируемые недостатки и минусы

1. Наемные дома будут строиться частными застройщиками, которые в настоящее время не заинтересованы в постройке таких домов, так как это лишние расходы и никакой прибыли. В очередь за «наемными» квартирами выстроится много нуждающихся, но пока совершенно не ясно, куда их будут вселять.

2. Жилые помещения, которые планируется сдавать на некоммерческой основе, скорее всего, будут низкого качества, что объясняется нежеланием наймодателей вкладывать большие деньги в не приносящие доходов проекты.

3. В связи с тем, что в наемных домах в основной своей массе будут жить семьи с небольшим достатком, зачастую не работающие, можно ожидать повышенный уровень преступности и прочих негативных явлений для общества.

4. Предполагается, что наемные дома будут заполняться процентов на пятьдесят на некоммерческой основе, а другая половина будет продаваться за деньги. В данных обстоятельствах возможны бытовые конфликты между жильцами по некоммерческим и коммерческим договорам, так как речь идет о разных уровнях доходов, возможностях, взглядах на жизнь и др.

5. Плата за предоставление жилья на некоммерческой основе устанавливается наймодателем, что, вероятно, приведет к завышению цены за аренду жилья в наемных домах. По крайней мере, наймодатели будут к этому стремиться. При этом следует отметить, что наймодатель не вправе ставить цель извлечения прибыли при сдаче жилья из наемных домов, и все полученные денежные средства должны пойти на оплату обслуживания наемных домов и улучшение условий жизни жильцов.

6. Если процедурные вопросы не будут проработаны как следует, наемные дома станут лакомым куском для коррупционеров, которые за откаты будут предоставлять гражданам возможность стать на учет или заключить договор некоммерческого найма.

Очевидные плюсы использования некоммерческого жилья

1. При определении размера платы на аренду жилья в наемных домах будут устанавливаться ограничения, выше которых плата за жилье не может быть назначена. Хотя это и не исключает злоупотреблений со стороны наймодателей различными способами.

2. Цена за аренду жилья в наемных домах может быть изменена один раз в три года, и не чаще. С учетом ежегодной инфляции и роста цен на товары и услуги фиксация цены на три года - положительный фактор для нанимателей жилья.

3. Предполагается, что для увеличения объемов строительства наемных домов будут выработаны дополнительные меры для стимулирования застройщиков, что, возможно, заставит их по-другому взглянуть на бесприбыльное для них дело.
Одна из мер - получение застройщиками государственной земли для освоения без проведения соответствующих аукционов. Также возможно субсидирование регионами деятельности застройщиков по постройке наемных домов.

4. В результате постройки наемных домов появляется надежда на улучшение жилищных условий простых российских граждан и их семей.

5. Цена аренды в таких домах, скорее всего, будет значительно ниже рыночных арендных цен, иначе зачем было бы все это затевать?

6. При благоприятном развитии ситуации, когда некоммерческого жилья будет много и на него не будет большой очереди, данное обстоятельство может сказаться на рыночных ценах арендного жилья. То есть цены на аренду жилья могут снизиться, но это, как говорится, скорее всего из области фантастики.

В целом специалисты со скептицизмом относятся к перспективам развития проекта жилищного фонда социального использования, так как по большому счету это необходимо только российским гражданам, которые не имеют жилья. Застройщики не особо заинтересованы в строительстве наемных домов по причине дополнительных расходов с неизвестными результатами.

Если подобные наемные дома и будут строиться, то низкого качества. Вполне вероятно, что наемные дома будут напоминать старые советские хрущевки, условия проживания в которых всегда оставляли желать лучшего.

Также можно отметить, что прослеживается желание государства в лице соответствующих органов перекинуть часть потенциальных очередников из очереди на получение бесплатного жилья на праве собственности в очередь некоммерческого найма жилья. Но можно говорить и о том, что законотворческие органы в соответствии с поставленными перед ними задачами предпринимают попытки решения жилищных проблем граждан, по крайней мере, делают вид.

Сравнительно недавно были приняты и вступили в действие поправки в Жилищный и Гражданский Кодексы, которыми устанавливается новый порядок регулирования некоммерческого найма жилья.

Изменения ввели совершенно новое понятие: «договор найма жилищного фонда социального использования», а также определили основания и порядок предоставления жилых помещений по таким договорам.

Жилье по таким договорам может быть предоставлено не только находящееся в собственности государства или муниципалитета, но и частных жилых фондов, находящихся в собственности предприятий и организаций.

Таким образом, вводится понятие наемные дома социального использования и создается их реестр. В этой связи регионам необходимо принять свою нормативную базу, которая установит механизм предоставления таких помещений и определит категорию жителей области, которые смогут воспользоваться социальным наемным жильем.

Саратовская областная Дума в декабре прошлого года уже рассмотрела и приняла в первом чтении законопроект о найме жилья социального использования. Претендентами на соцнайм смогут быть жители области, чей доход и доход членов семьи, которые проживают вместе с ним, не превышает максимального размера. Среди претендентов также те, кто не признан и не имеет оснований быть признанным малоимущими.

Пожалуй, самыми основными вопросами, вокруг которых разворачиваются споры и дискуссии – это критерии, по которым можно будет определить нуждаемость и площадь помещений, которые могут быть переданы в аренду. У людей возникает немало вопросов и по поводу доставшихся еще с советских времен очередей на получение жилья от государства.

На минувшей неделе в облдуме прошел «круглый стол», участники которого попробовали найти ответы на эти и другие вопросы, связанные с законопроектом. Один из авторов документа депутат Леонид Писной пояснил, сейчас что предложено определять дома для социального найма по схеме, при которой более половины площадей будут сдаваться в аренду.

«Бизнесу такая схема представляется востребованной. Но мы хотели бы посоветоваться с общественностью и услышать мнения», - сказал народный избранник. Однако он отметил, что существуют сложные ситуации относительно полномочий органов местного самоуправления по определению нуждаемости по этому закону. И в самом деле, злоупотребления и махинации по распределению муниципального жилья – стали привычным делом. Взять хотя бы нашумевшую историю в Саратове, когда муниципальные квартиры получили не бюджетники-очередники, а работники горадминистрации. В том числе водитель бывшего сити-менеджера Алексея Прокопенко , находящегося ныне в розыске по подозрению в соучастии в уголовном преступлении о хищении полумиллиарда рублей у "Волжской ТГК".

Механизм предоставления жилых помещений призван стать временным источником помощи, для таких категорий, как дети-сироты и переселенцы из ветхого и аварийного жилья, пострадавшие от пожара и других ЧП. Однако пока не ясно как будет формироваться размер арендной платы за квадратный метр, кто будет застройщиком и те самые критерии нуждаемости.

В ходе обсуждения стало понятно, что пока вопросов по реализации документа значительно больше, чем ответов. Представитель прокуратуры области Олег Петров высказал мнение, что в закон должен подразумевать, что соцнаниматели в перспективе смогут стать собственниками, приобретая жилье в ипотеку.

«Оплата жилья социального найма меньше, чем оплата ипотечного кредита. Стоит отдавать преимущество молодым семьям и гражданам трудоспособного возраста, которые смогут в перспективе приобретать квартиры, а не доживать в них до старости», - сказал Петров.

Мнение представителя прокуратуры поддержал и Леонид Писной. Депутат предложил ввести возрастной ценз для социальных нанимателей до 40-45 лет.

На этом обсуждение законопроекта в рамках круглого стола закончилось, однако впереди предстоит большая работа над документом.

Так уж получается, что в нашей стране всегда существует очередь на социальное жилье и это при том, что коммерческого строится все больше и раскупается оно еще на стадии строительства. Времена меняются, однако жилищных проблем у россиян не становится меньше. Государство пытается решать социальные задачи, в том числе и жилищные вопросы. Но получается ли это, вот в чем вопрос. В любом случае, новые законодательные инициативы интересны с практической точки зрения для специалистов, занимающихся недвижимостью, и для простых людей, которые хотят решить свои жилищные вопросы.

22 июля 2014 г. вступил в силу Федеральный закон от 21.07.2014 г. № 217-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части законодательного регулирования отношений по найму жилых помещений жилищного фонда социального использования».

Данный федеральный закон является прямым следствием Указа Президента РФ от 07.05.2012 г., который предусматривал создание доступного арендного жилья для россиян путем развития жилищного фонда на некоммерческой основе.

Предполагается, что за счет создания наемных домов будут улучшены жилищные условия граждан, которые не могут себе позволить купить жилье по рыночным ценам или каким-либо другим способом.

Кому будет предоставляться жилье из жилищного фонда социального использования?

Согласно ст. 91.3 Жилищного кодекса РФ, жилые помещения из жилищного фонда социального использования будут предоставляться нуждающимся при следующих условиях.

Доход граждан и членов их семей, не имеющих жилья, не должен позволять им купить себе жилое помещение за собственные средства, за кредитные денежные средства или за счет иных займов. Однако он не может быть признан малоимущим и не должен состоять на учете в качестве малоимущего.

Жилое помещение из жилищного фонда социального использования предоставляется исключительно российским гражданам. Иностранцы или не граждане не вправе претендовать на аренду жилья в наемных домах.

Чтобы получить жилье из жилищного фонда социального использования, необходимо встать на учет в органах местного самоуправления путем подачи соответствующего заявления и документов.

После постановки на учет в качестве нуждающегося необходимо подать заявление наймодателю о предоставлении жилого помещения на некоммерческой основе.

Согласно ст. 91.14 Жилищного кодекса РФ, наймодателями некоммерческого жилья могут быть уполномоченные государственные или муниципальные органы, юридические лица, которые являются собственниками наемных домов. Отказать в принятии заявления о предоставлении жилого помещения на некоммерческой основе вышеуказанные лица не вправе.

Предполагается, что основными нанимателями в наемных домах станут многодетные семьи, которые не имеют возможности купить жилье и не являются малоимущими. Также будут претендовать на получение жилья в наемных домах молодые семьи, жилье которыми еще не нажито и их доход не позволяет им купить недвижимость.

«Тонкости» договора найма жилого помещения из жилищного фонда социального использования

Согласно ст. 91.6 Жилищного кодекса РФ, договор некоммерческого найма может быть заключен на срок до десяти лет по решению нанимателя, но не менее чем на один год. У нанимателя есть право продлить договор некоммерческого найма, если срок договора истекает.

Права и обязанности наймодателя и нанимателя по договору некоммерческого найма предусмотрены ст. 91.7 Жилищного кодекса РФ. Условием договора некоммерческого найма будет являться отсутствие возможности у нанимателя сдать наемное жилье в аренду.

Получить в собственность жилое помещение из жилищного фонда социального использования не получится ни при каких обстоятельствах. Наниматель обязан за свой счет осуществлять ремонт арендованного жилого помещения по договору некоммерческого найма.

Основания расторжения и прекращения договора некоммерческого найма предусмотрены ст. 91.10 Жилищного кодекса РФ. Договор может быть расторгнут по взаимному соглашению сторон в любое время, а также по решению нанимателя при наличии согласия на расторжение всех членов его семьи.

Наймодатель в судебном порядке может просить расторгнуть договор некоммерческого найма с нанимателем при следующих условиях:

При неоплате или несвоевременной оплате жилья нанимателем;

Сдаче жилья нанимателем в аренду третьим лицам;

При наличии у нанимателя или членов его семьи других жилых помещений, которые можно использовать для проживания;

В случае разрушения жилого помещения нанимателем или членами его семьи, или лицами, ответственность за которых несет наниматель;

При нарушении нанимателем прав соседей, если совместное проживание невозможно в результате действий нанимателя;

При использовании жилого помещения в других любых целях, кроме проживания в нем нанимателя и членов его семьи.

Прогнозируемые недостатки и минусы

1. Наемные дома будут строиться частными застройщиками, которые в настоящее время не заинтересованы в постройке таких домов, так как это лишние расходы и никакой прибыли. В очередь за «наемными» квартирами выстроится много нуждающихся, но пока совершенно не ясно, куда их будут вселять.

2. Жилые помещения, которые планируется сдавать на некоммерческой основе, скорее всего, будут низкого качества, что объясняется нежеланием наймодателей вкладывать большие деньги в не приносящие доходов проекты.

3. В связи с тем, что в наемных домах в основной своей массе будут жить семьи с небольшим достатком, зачастую не работающие, можно ожидать повышенный уровень преступности и прочих негативных явлений для общества.

4. Предполагается, что наемные дома будут заполняться процентов на пятьдесят на некоммерческой основе, а другая половина будет продаваться за деньги. В данных обстоятельствах возможны бытовые конфликты между жильцами по некоммерческим и коммерческим договорам, так как речь идет о разных уровнях доходов, возможностях, взглядах на жизнь и др.

5. Плата за предоставление жилья на некоммерческой основе устанавливается наймодателем, что, вероятно, приведет к завышению цены за аренду жилья в наемных домах. По крайней мере, наймодатели будут к этому стремиться. При этом следует отметить, что наймодатель не вправе ставить цель извлечения прибыли при сдаче жилья из наемных домов, и все полученные денежные средства должны пойти на оплату обслуживания наемных домов и улучшение условий жизни жильцов.

6. Если процедурные вопросы не будут проработаны как следует, наемные дома станут лакомым куском для коррупционеров, которые за откаты будут предоставлять гражданам возможность стать на учет или заключить договор некоммерческого найма.

Очевидные плюсы использования некоммерческого жилья

1. При определении размера платы на аренду жилья в наемных домах будут устанавливаться ограничения, выше которых плата за жилье не может быть назначена. Хотя это и не исключает злоупотреблений со стороны наймодателей различными способами.

2. Цена за аренду жилья в наемных домах может быть изменена один раз в три года, и не чаще. С учетом ежегодной инфляции и роста цен на товары и услуги фиксация цены на три года — положительный фактор для нанимателей жилья.

3. Предполагается, что для увеличения объемов строительства наемных домов будут выработаны дополнительные меры для стимулирования застройщиков, что, возможно, заставит их по-другому взглянуть на бесприбыльное для них дело.
Одна из мер — получение застройщиками государственной земли для освоения без проведения соответствующих аукционов. Также возможно субсидирование регионами деятельности застройщиков по постройке наемных домов.

4. В результате постройки наемных домов появляется надежда на улучшение жилищных условий простых российских граждан и их семей.

5. Цена аренды в таких домах, скорее всего, будет значительно ниже рыночных арендных цен, иначе зачем было бы все это затевать?

6. При благоприятном развитии ситуации, когда некоммерческого жилья будет много и на него не будет большой очереди, данное обстоятельство может сказаться на рыночных ценах арендного жилья. То есть цены на аренду жилья могут снизиться, но это, как говорится, скорее всего из области фантастики.

В целом специалисты со скептицизмом относятся к перспективам развития проекта жилищного фонда социального использования, так как по большому счету это необходимо только российским гражданам, которые не имеют жилья. Застройщики не особо заинтересованы в строительстве наемных домов по причине дополнительных расходов с неизвестными результатами.

Если подобные наемные дома и будут строиться, то низкого качества. Вполне вероятно, что наемные дома будут напоминать старые советские хрущевки, условия проживания в которых всегда оставляли желать лучшего.

Также можно отметить, что прослеживается желание государства в лице соответствующих органов перекинуть часть потенциальных очередников из очереди на получение бесплатного жилья на праве собственности в очередь некоммерческого найма жилья. Но можно говорить и о том, что законотворческие органы в соответствии с поставленными перед ними задачами предпринимают попытки решения жилищных проблем граждан, по крайней мере, делают вид.


Принятые в июле этого года поправки в ЖК РФ, привнесли в текст закона такие новые понятия, как жилищного фонда социального использования и наемные дома. О том, что собой представляет новая форма найма, а так же об особенностях такого договора найма, мы уже говорили в предыдущей статье. При этом упоминалось, что предметом договора найма жилищного фонда социального использования, могут быть наемные дома (жилые помещения в них). Что же собой представляют данные дома, а так же какой порядок управления и эксплуатации таким домом установлены по закону, мы рассмотрим далее.

Наемным домом (т.е. предназначенным для найма домом) признается здание, которое (или все помещения в котором) принадлежат на одному лицу, и которое (или все жилые помещения в котором) предназначены для предоставления гражданам во владение и пользование для проживания в соответствии с договором найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, или договором найма жилых помещений. Наемные дома могут подразделяться на :

Дома социального использования - в них жилые помещения предоставляются как по договору найма жилых помещений жилищного фонда социального использования (доля предоставленных по данному договору помещений, а так же их общая площадь не могут быть менее 50%, от общего количества помещений/площади в доме) так и по договорам найма жилых помещений
-дома коммерческого использования - в них жилые помещения предоставляются по договорам найма жилых помещений.

Предоставление жилых помещений (комнат, части ) в наемных домах во владение и пользование гражданам по иным видам договоров, не допускается. По общему правилу, продажа помещений в наемном доме (наемного жилого дома) допускается только в случае продажи всех помещений в таком наемном доме или такого жилого дома одному лицу, при условии сохранения цели использования такого наемного дома. Все обременения права собственности в наемном доме, подлежат гос. регистрации.

Несмотря на то, что даже при совершении сделок с наемными домами (помещениями в них) их целевое назначение должно сохраняться, есть случаи, когда цель использования данного здания может:
-изменяться - наемный дом социального использования становится наемным домом коммерческого использования и наоборот
-прекращаться (дом перестает использоваться как наемный).

Изменить (прекратить) целевое назначение наемного дома может:
-решение органа гос. власти выступающего от имени собственника дома
-договор об освоении территории в целях и эксплуатации наемного дома
-решение органа гос. власти (местного самоуправления) о предоставлении гос. поддержки (договор о поддержке) для создания, эксплуатации наемного дома социального использования. В законе устанавливается целый ряд условий, при соблюдении которых, возможно предоставление такой поддержки
-решение иных лиц об аналогичной поддержке наемного дома
-акт/договор органов власти о предоставлении земельного участка для строительства наемного дома, либо для освоения территории в целях строительства и эксплуатации такого дома
-решение собственника , находящегося в частной собственности, о строительстве на таком земельном участке наемного дома

Изменение (прекращение) цели использования здания в качестве наемного дома не допускаются в случае, когда хотя бы одно из жилых помещений в таком здании предоставлено внаем гражданам, а так же в ряде иных случаев, связанных с предоставлением указанной выше поддержки таким домам.

Все наемные дома социального использования и земельные участки, под их строительство, подлежат учету в муниципальном реестре органами местного самоуправления.

Нельзя не сказать о правилах управления наемным домом . Управление домом может осуществляться его наймодателем в соответствии с общими правилами управления домами, установленными в ЖК РФ. Либо собственник такого дома может принять решение об управлении домом управляющей организацией. В первом случае, если управление домом осуществляет наймодатель, именно он несет ответственность перед собственником за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание наемного дома, за обеспечение предоставления коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства наемного дома. Таким образом, управление наемными домами может в некоторых случаях отличаться от привычных большинству граждан, способов управления .

Размер платы за наем жилого помещения в расчете на 1кв.м общей площади жилого помещения, не может превышать максимальный размер платы, установленный для муниципальных образований и в зависимости от месторасположения наемных домов, потребительских свойств, уровня благоустройства, размеров жилых помещений. Размер платы может изменяться не чаще чем один раз в три года (за исключением ежегодной индексации).

Введение в ЖК РФ такого нового понятия как наемный дом (и сопутствующие ему новые правила выделения земельных участков под строительство, регистрация обременений права собственности, возможность получения под строительство/приобретение помещения наемного дома и т.д.), повлекло, в свою очередь, необходимость внесения ряда дополнений в другие законодательные акты. В частности, изменениям были подвергнуты Гражданский кодекс РФ, Градостроительный кодекс РФ, Земельный кодекс РФ, Федеральные законы «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», «Об ипотеке (залоге недвижимости)», «О государственном кадастре недвижимости».

Следует заметить, что данные поправки полностью вступят в силу лишь с 1 марта 2015 года , хотя отдельные положения закона начали свое действие еще с 22 июля этого года .



Просмотров