Действующее уголовное законодательство России. Структура Уголовного Кодекса РФ

1. Уголовное законодательство Российской Федерации состоит из настоящего Кодекса. Новые законы, предусматривающие уголовную ответственность, подлежат включению в настоящий Кодекс.

2. Настоящий Кодекс основывается на Конституции Российской Федерации и общепризнанных принципах и нормах международного права.

Статьи 71 и 72 Конституции РФ проводят распределение предметов ведения и полномочий на находящиеся в ведении собственно Российской Федерации и в совместном ведении Российской Федерации и в ведении субъектов Российской Федерации. В соответствии с пунктом "о" статьи 71 Конституции РФ в ведении Российской Федерации находятся судоустройство, прокуратура, уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное законодательство и т.д.

Часть 1 комментируемой статьи устанавливает, что уголовное законодательство РФ состоит из Уголовного кодекса РФ. Все новые законы, предусматривающие уголовную ответственность, подлежат включению в УК РФ. Это, в частности, означает, что все изменения и дополнения, вносимые в УК РФ различными федеральными законами, подлежат включению в текст УК РФ в виде дополнительных статей, или изменения уже существующих статей, или включения в уже существующие статьи тех или иных дополнений. Однако следует иметь в виду, что уголовное законодательство не ограничивается лишь регламентацией уголовной ответственности, поэтому, по нашему мнению, все иные законы, имеющие отношение к уголовному законодательству, также подлежат включению в УК РФ и лишь после этого могут применяться правоприменителем (это, например, вопросы преступности и наказуемости деяний, виды наказаний и иные меры уголовно-правового воздействия, порядок их применения и т.д.).

В юридической литературе различные авторы в качестве источника уголовного права называют только Уголовный кодекс РФ, основывая свои суждения на части 1 статьи 1 УК РФ. На наш взгляд, это неверно. Источниками Уголовного права также выступают нормы международного права (в ч. 4 ст. 15 Конституции РФ закрепляется положение о том, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы); Конституция РФ (т.к. ч. 1 ст. 15 Конституции закрепляет положение о том, что Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ); кроме того, диспозиции многих статей УК РФ имеют бланкетный или бланкетно-описательный характер, то есть отсылают непосредственно к иным законам или подзаконным нормативным актам, в таких ситуациях, на наш взгляд, они также выступают источниками Уголовного права РФ.

Часть 2 статьи 1 УК РФ устанавливает, что Конституция РФ и общепризнанные принципы и нормы международного права имеют приоритет над уголовным законодательством, и последнее на них основывается.

В соответствии с Федеральным законом РФ от 15 июля 1995 г. № 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации" и с постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 31 октября 1995 г. № 8 "О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия" судам при осуществлении правосудия надлежит исходить из того, что общепризнанные принципы и нормы международного права, закрепленные в международных пактах, конвенциях и иных документах, и международные договоры Российской Федерации являются в соответствии с частью 4 статьи 15 Конституции РФ составной частью ее правовой системы. Этой же конституционной нормой определено, что если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Учитывая это, суд при рассмотрении дела не вправе применять нормы закона, регулирующего возникшие правоотношения, если вступившим в силу для Российской Федерации международным договором решение о согласии, на обязательность которого для Российской Федерации было принято в форме федерального закона, установлены иные правила, чем предусмотренные законом. В этих случаях применяются правила международного договора Российской Федерации.

При этом судам необходимо иметь в виду, что в силу пункта 3 статьи 5 Федерального закона РФ "О международных договорах Российской Федерации" положения официально опубликованных международных договоров Российской Федерации, не требующие издания внутригосударственных актов для применения, действуют в Российской Федерации непосредственно. В иных случаях наряду с международным договором Российской Федерации следует применять и соответствующий внутригосударственный правовой акт, принятый для осуществления положений указанного международного договора. Так как нормы международно-правовых актов не имеют санкций, они не имеют прямого действия на территории РФ и могут быть реализованы только в случае, когда эти нормы будут включены в российское (внутригосударственное) уголовное право. На наш взгляд, в этом случае следует говорить о приоритете внутригосударственных уголовно-правовых норм над нормами международного права.

Уголовное законодательство Российской Федерации

  • 1. Уголовное законодательство Российской Федерации состоит из настоящего Кодекса. Новые законы, предусматривающие уголовную ответственность, подлежат включению в настоящий Кодекс.
  • 2. Настоящий Кодекс основывается на Конституции Российской Федерации и общепризнанных принципах и нормах международного права.
  • 1. Статья 71 Конституции уголовное законодательство относит к исключительной компетенции Российской Федерации. Субъекты РФ не вправе принимать нормативные правовые акты, устанавливающие уголовную ответственность или освобождающие от нее, в связи с чем, например, ВС РФ признан противоречащим федеральному законодательству принятый в одном из субъектов РФ закон о помиловании .

Конкретизируя конституционную норму, определяющую источниковую базу уголовного законодательства, ч. 1 комментируемой статьи устанавливает его полную кодификацию, поэтому оно существует лишь в форме УК. Из ч. 1 рассматриваемой статьи следует, что возможно принятие и других законов, содержащих уголовно-правовые нормы, например, комплексных законов, определяющих положения различных отраслей права (в частности, законов об организованной преступности, о коррупции, об усилении ответственности за преступления сексуального характера, совершенные в отношении несовершеннолетних). Кроме того, уголовно-правовые нормы могут предусматриваться во Вводном законе о введении в действие УК, в постановлениях Государственной Думы об амнистии и о порядке применения амнистии. Однако последние источники не содержат самостоятельных норм о преступности и наказуемости деяний, не предполагают применение ответственности как основного метода уголовно-правового регулирования (см. коммент. к ст. 8), что корреспондирует с ч. 1 комментируемой статьи.

Новые законы, предусматривающие уголовную ответственность, должны включаться в УК и, следовательно, не подлежат самостоятельному применению. Такое нормативное предписание обусловлено необходимостью закрепления гарантий законности в сфере уголовного судопроизводства и исключения аналогии закона в части преступности и наказуемости общественно опасных деяний (см. коммент. к ст. 3, 8). В силу ст. 54, 71 Конституции, а также ст. 8, 19 УК уголовной ответственности лицо подлежит лишь за деяния, содержащие все признаки состава преступления, предусмотренного только федеральным уголовным законом – УК.

  • 2. Исключением из правила о единстве уголовного закона является представленное в ч. 3 ст. 331 УК в период вступления России в Совет Европы, но не реализованное и не имеющее практических перспектив положение о том, что ответственность за преступления против военной службы, совершенные в военное время либо в боевой обстановке, определяется законодательством РФ военного времени .
  • 3. В ч. 2 комментируемой статьи установлен приоритет конституционных норм над другими правовыми нормами. Часть 1 ст. 15 Конституции определяет ее высшую юридическую силу и прямое действие. Законы, включая УК, не должны противоречить Конституции , в частности конституционным нормам, закрепляющим права и свободы граждан, обеспечивающиеся правосудием (ст. 18), равенство перед законом и судом (ст. 19); ограничение применения смертной казни (ст. 20); заключение под стражу только по решению суда (ст. 22); недопустимость повторного осуждения за одно преступление (ст. 50); правило об обратной силе закона (ст. 54) и др.

В соответствии с указанной нормой, а также разъяснениями, содержащимися в постановлении Пленума ВС РФ от 31.10.1995 № 8, суд, разрешая дело, применяет непосредственно нормы Конституции, в частности, в том случае, когда федеральный закон обнаруживает противоречие с положениями Конституции .

Например, по делу М., отказавшегося от несения обязанностей военной службы по религиозным убеждениям, Президиум ВС РФ признал отсутствие в его действиях состава уклонения от военной службы, поскольку действовавшее в то время законодательство, лежавшее в основе соответствующей бланкетной уголовно-правовой нормы (в частности, не предусматривавшей альтернативной гражданской службы), не соответствовало положениям ст. 28 и ч. 3 ст. 59 Конституции .

При установлении неопределенности в вопросе о том, соответствует ли Конституции примененный или подлежащий применению по конкретному делу закон, суд, исходя из положений ч. 4 ст. 125 Конституции, вправе в любой стадии рассмотрения дела обратиться в КС РФ с запросом о конституционности этого закона путем вынесения мотивированного определения (постановления). В связи с таким обращением производство по делу или исполнение принятого решения приостанавливается до разрешения запроса КС РФ, о чем специально указывается в определении (постановлении) суда.

4. Признание КС РФ закона, примененного судом в уголовном деле, не соответствующим Конституции, является новым обстоятельством (не известным на момент вынесения судебного решения, устраняющим преступность и наказуемость деяния), влекущим возобновление производства по уголовному делу (п. 1 ч. 4 ст. 413 УПК). Так, Президиум ВС РФ приговор суда и определение кассационной инстанции по делу О., осужденного по ч. 1 ст. 198 УК, отменил и дело в его отношении прекратил в связи с отсутствием состава преступления. При этом Президиум ВС РФ сослался на Постановление КС РФ от 19.06.2003 № 11-П "По делу о проверке конституционности положений федерального законодательства и законодательства субъектов Российской Федерации, регулирующих налогообложение субъектов малого предпринимательства – индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, в связи с жалобами ряда граждан" , признавшего не соответствующей Конституции статьи указанного Федерального закона, не освобождавшие индивидуальных предпринимателей, применявших упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, от уплаты налога на добавленную стоимость и налога с продаж. В связи с этим применение судом закона, не соответствующего Конституции, признано новым обстоятельством, влекущим возобновление производства по делу и отмену предыдущих судебных решений .

Изложенные положения свидетельствуют об особой природе решений КС РФ, содержащих обязательные для правоприменителя правовые позиции (в особенности, постановлений), позволяющих в доктрине относить их, как и положения Конституции, если не к источникам уголовного закона, то к источникам уголовного права.

5. Согласно ч. 4 ст. 15 Конституции общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Под общепризнанной нормой международного права следует понимать правило поведения, принимаемое и признаваемое международным сообществом государств в целом в качестве юридически обязательного, а под общепризнанными принципами международного права – основополагающие императивные нормы международного права, принимаемые и признаваемые международным сообществом государств в целом, отклонение от которых недопустимо (см. постановление Пленума ВС РФ от 10.10.2003 № 5). Принципы и нормы международного права закреплены в международных пактах, конвенциях, иных документах (Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 г. , Международный пакт о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г. , Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г. и Протоколы к ней и др. ), а также в международных договорах РФ.

В силу п. 3 ст. 5 Федерального закона от 15.07.1995 № 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации" положения официально опубликованных международных договоров РФ, не требующие издания внутригосударственных актов для применения, действуют в Российской Федерации непосредственно. В иных случаях наряду с международным договором РФ следует применять и соответствующий внутригосударственный правовой акт, принятый в целях осуществления положений международного договора . Данный вопрос разъяснен, в частности, в постановлении Пленума ВС РФ от 10.10.2003 № 5 и от 27.06.2013 № 21. Например, Единая конвенция о наркотических средствах от 30 марта 1961 г. (с изм. и доп. от 25 марта 1972 г.) , Международная конвенция о борьбе с захватом заложников от 17 декабря 1979 г. , Гаагская конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов от 16 декабря 1970 г. и другие могут применяться лишь при их включении в УК. Положения указанных конвенций имплементированы, в частности, в гл. 24–26, 34 УК. Международно-правовые нормы, предусматривающие признаки составов конкретных преступлений, подлежат применению в Российской Федерации в тех случаях, когда статья УК прямо устанавливает необходимость обращения к международному договору РФ (например, ст. 2261, 2581, 355 и 356 УК) .

В постановлении Пленума ВС РФ от 27.06.2013 № 21 (п. 2) разъясняется, что, как следует из положений ст. 46 Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года и Протоколами к ней, ст. 1 Федерального закона от 30.03.1998 № 54-ФЗ "О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней", правовые позиции Европейского Суда по правам человека, которые содержатся в окончательных постановлениях Европейского Суда, принятых в отношении Российской Федерации, являются обязательными для судов.

С целью эффективной защиты прав и свобод человека судами учитываются правовые позиции Европейского Суда, изложенные в ставших окончательными постановлениях, которые приняты в отношении других государств – участников Конвенции. При этом правовая позиция учитывается судом, если обстоятельства рассматриваемого им дела являются аналогичными обстоятельствам, ставшим предметом анализа и выводов Европейского Суда .

В связи с этим судам при рассмотрении дел всегда следует обосновывать необходимость ограничения прав и свобод человека исходя из установленных фактических обстоятельств. Ограничение прав и свобод человека допускается лишь в том случае, если имеются относимые и достаточные основания для такого ограничения, а также если соблюдается баланс между законными интересами лица, права и свободы которого ограничиваются, и законными интересами иных лиц, государства, общества. Установленные судом обстоятельства, свидетельствующие о необходимости ограничения прав и свобод человека, подлежат отражению в судебных актах (п. 8 постановления Пленума ВС РФ от 27.06.2013 № 21).

Уголовное право разделяется на две части: Общую и Особенную. Общая часть включает нормы уголовного права, в которых закрепляются его общие принципы, институты и понятия, а также основные положения, определяющие основания и пределы уголовной ответственности и применения наказания, порядок и условия освобождения от уголовной ответственности и наказания. В нормах Общей части регламентируются наиболее важные вопросы, относящиеся к основным понятиям уголовного права -- уголовному закону, преступлению и наказанию.

Особенная часть уголовного права включает нормы, в которых определяются конкретные преступления по родам и видам, а также наказания, установленные за их совершение.

Общая и Особенная части уголовного права органически связаны и лишь в единстве представляют собой уголовное право как систему уголовно-правовых норм.

Известно, что система права любого современного государства состоит из ряда отраслей: конституционное право, административное, гражданское и т. д. В ряду этих и других отраслей находится и уголовное право. Будучи составной частью системы права, уголовное право является одной из его отраслей, которой присущи все признаки, свойственные праву в целом (нормативность, обязательность для исполнения и т. д.), а также специфические отраслевые признаки. От других отраслей оно отличается, в первую очередь, предметом, т. е. кругом регулируемых общественных отношений. Правда, в общей теории права получила распространение точка зрения, в соответствии с которой уголовное право лишено самостоятельного предмета регулирования; общественные отношения регулируют другие отрасли права (государственное, административное, гражданское и т. д.), уголовное же право лишь охраняет эти отношения, являясь своеобразным средством их обеспечения.

Поскольку право диктует исходящие от государства общеобязательные правила, оно есть регулятор поведения людей в обществе. В этом смысле не является исключением и право уголовное. Поэтому неверно представлять дело таким образом, что нормы уголовного права лишь охраняют общественные отношения, регулируемые нормами иных отраслей права. В действительности нормы каждой отрасли права обычно сами охраняют собственные предписания. Уголовно-правовая санкция в принципе не может применяться за нарушение, например, административно-правового запрета, касающегося специфических общественных отношений. Такое правоприменение означало бы грубейшее нарушение законности.

Сведение функций уголовного права лишь к охранительной нередко приводит к расширению сферы охраняемых им общественных отношений. В юридической литературе встречаются утверждения, что нормы уголовного права являются средством охраны всех общественных отношений, регулируемых другими отраслями права. Здесь налицо явное преувеличение охранительной роли уголовного права. Уголовно-правовые санкции призваны защищать наиболее важные права, свободы и интересы личности, общества и государства. Чрезмерное расширение сферы уголовного права может привести лишь к отрицательным последствиям как для общества, так и для личности.

По предмету и методу правового регулирования уголовное право отличается от других отраслей права. Вместе с тем по сфере своего действия оно тесно сближается с некоторыми другими отраслями, прежде всего -- с административным, уголовно-процессуальным и уголовно-исполнительным правом.

Так, административное право регулирует общественные отношения в сфере государственного управления и отношения управленческого характера, возникающие при осуществлении иных форм государственной деятельности (в том числе и правосудия). Особенно близко нормы уголовного права соприкасаются с теми нормами административного права, которые определяют, какие деяния являются административными правонарушениями (проступками) и какие меры административного взыскания применяются к лицам, их совершившим. В ряде случаев границы между уголовно наказуемыми деяниями и соответствующими административными правонарушениями подвижны и при определенных обстоятельствах и условиях отдельные административные правонарушения могут «перерастать» в преступления и наоборот. Речь идет, например, об административно наказуемых контрабанде, мелком хищении чужого имущества, хулиганстве и т. д.

Уголовно-процессуальное право определяет порядок и формы деятельности суда, прокурора, следователя, органа дознания при расследовании преступлений и рассмотрении уголовных дел в суде, гарантирующие права граждан и соблюдение законности в сфере уголовной юстиции. Тесная связь уголовного и уголовно-процессуального права проявляется, в частности, в том, что нормы уголовного права во многом определяют предмет доказывания при расследовании и судебном рассмотрении уголовных дел (в первую очередь уголовно-правовое содержание состава соответствующего преступления). Нормы же уголовно-процессуального права обусловливают порядок официального признания установленных фактов как основания их уголовно-правовой оценки. И в этом смысле уголовно-правовое значение приобретают не все установленные, например, следователем и судом факты и обстоятельства, а лишь те, которые установлены в соответствии с требованиями уголовно-процессуальных норм.

Уголовно-исполнительное право регламентирует порядок исполнения наказания, и результаты его применения дают представление об эффективности уголовно-правовых норм о наказании и освобождении от наказания.

Уголовное право наряду с важнейшей отраслью российского права понимается и как уголовно-правовая наука. Специалисты определяют ее как совокупность (систему) господствующих в обществе на данном этапе (в настоящее время в период перехода к демократическому правовому государству и рыночной экономике) правил об уголовном праве и путях и средствах борьбы с преступностью.

Действующее уголовное законодательство России представляет собой особого рода систему построенных на единых принципах и характеризующихся определенным единством принятых и опубликованных в установленном порядке правовых нормативных актов, в которых содержатся нормы уголовного права, определяющие задачи, принципы и общие положения этой отрасли права, а также то, какие общественно опасные деяния и при каких условиях признаются преступлениями и какие наказания и иные меры уголовно-правового характера применяются к лицам, совершившим преступления.

Уголовное законодательство России включает в свой состав и такие нормы права, в которых предусматриваются условия и пределы применения принудительных мер воспитательного воздействия к несовершеннолетним, совершившим преступления небольшой и средней тяжести, а также то, при каких обстоятельствах применяются принудительные меры медицинского характера к психически больным, алкоголикам, наркоманам. В уголовном законодательстве содержатся и нормы права, определяющие возможность применения иных мер уголовно-правового характера к лицам, совершившим преступления.

Действующее уголовное законодательство Российской Федерации состоит из Уголовного кодекса Российской Федерации, принятого Государственной Думой 24 мая 1996 г., одобренного Советом Федерации 5 июня 1996 г., подписанного Президентом 13 июня 1996 г. и введенного в действие с 1 января 1997 г. В состав действующего уголовного законодательства, как об этом уже говорилось в гл. 1, входят также некоторые нормативные положения уголовно-правового характера, содержащиеся в Конституции РФ, международные нормативно-правовые акты и договоры, в которых содержатся нормы уголовного права, если они ратифицированы в установленном порядке компетентными органами СССР или Российской Федерации.

Согласно ч. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Особенности применения общепризнанных принципов и норм международного права, и международных договоров, раскрываются в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 10 октября 2003 г. N 5 "О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации". БВС РФ. 2003. N 12. С. 3 - 8. Отдельные нормы уголовного права содержатся и в Уголовно-процессуальном кодексе РФ и иногда более или менее продолжительное время действуют в составе этого законодательного акта. Так, в случае особого порядка принятия судебного решения при согласии обвиняемого с предъявленным обвинением суд постановляет обвинительный приговор и назначает подсудимому наказание, которое не может превышать две трети максимального срока или размера наиболее строгого вида наказания, предусмотренного за совершенное преступление (ч. 7 ст. 316 УПК). Правило о пределах назначения наказания в этом случае, несомненно, относится к нормам Общей части уголовного права, однако пока оно не включено в гл. 10 УК о назначении наказания.

Действующее уголовное законодательство РФ представляет собой систему взаимосвязанных нормативно-правовых актов, которые приняты и опубликованы в установленном законом порядке. Эти нормативные акты содержат в себе нормы уголовного права, определяющие его общие положения, задачи и принципы данной отрасли права, а также перечень и описание общественно опасных деяний, признаваемых преступлениями, а также виды и размер наказания, применяемого к лицам, совершившим эти преступления.

Уголовное законодательство РФ также включает в себя нормы права, предусматривающие условия и пределы применения принудительных мер воспитательного воздействия в отношении несовершеннолетних, которые совершили преступления небольшой или средней тяжести, а также применение принудительных мер медицинского характера к лицам, страдающим психическими расстройствами, к алкоголикам или наркоманам. В уголовном законодательстве имеются нормы права, которые дают возможность применения и иных мер уголовно-правового характера к лицам, совершившим преступные деяния.

В настоящее время, действующее уголовное законодательство РФ состоит из Уголовного кодекса Российской Федерации. Он был принят Государственной Думой РФ 24 мая 1996 г., одобрен Советом Федерации 5 июня 1996 г., подписан Президентом РФ 13 июня 1996 г. и введен в действие с 1 января 1997 г. Как отмечалось ранее, в состав действующего уголовного законодательства также входят и некоторые нормативные положения уголовно-правового характера, содержащиеся в Конституции РФ, международных нормативно-правовых актах и договорах РФ, если они ратифицированы в установленном законом порядке.

В ч. 4 ст. 15 Конституции РФ о том, что составной частью правовой системы РФ являются общепризнанные принципы и нормы международного права, а также международные договоры Российской Федерации с другими государствами. В том случае, если международным договором РФ устанавливаются иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Применение общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров регламентировано Постановлением Пленума Верховного Суда РФ, принятого 10 октября 2003 г. N 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации». Нормы уголовного права содержатся также и в Уголовно-процессуальном кодексе РФ. Например, в случае рассмотрения дела в особом порядке (при согласии обвиняемого с предъявленным обвинением) суд постановляет обвинительный приговор по делу и назначает наказание, не превышающее двух третей от максимального срока или размера наиболее строгого вида наказания, которое предусмотрено за совершение данного преступления. Вышеназванное правило, без всякого сомнения, относится к нормам Общей части уголовного права, однако до сих пор не включено в гл. 10 УК, в которой говорится о назначении наказания.

Уголовный кодекс РФ традиционно делится на Общую и Особенную части. Соответственно этому делению и любые другие нормативно-правовые акты РФ, а также международно-правовые акты относятся либо к его Общей, либо Особенной части уголовного права. В свою очередь Общая и Особенная части Уголовного Кодекса РФ делятся на разделы и главы. Затем, главы Общей и Особенной частей Уголовного Кодекса РФ подразделяются на статьи, каждая из которых имеет свое наименование и порядковый номер. Наименование каждой статьи Уголовного Кодекса РФ отчасти отражает суть содержащихся в ней предписаний, что облегчает его использование. Наименование соответствующих статей и их цифровая нумерация также используются при издании отдельных законодательных актов, носящих уголовно-правовой характер. Эти акты подлежат обязательному включению в Уголовный Кодекс РФ.

Статьи Общей и Особенной частей Уголовного Кодекса РФ подразделяются на части, а те, в свою очередь, на пункты. Статьи и их части имеют цифровое, а пункты буквенное обозначение. (например, п. “а”, “б” ч. 2 ст. 158 УК). Такова структура Уголовного Кодекса РФ.

Общая часть Уголовного Кодекса РФ содержит шесть разделов, состоящих из 15 глав, которые включают в себя 102 статьи. Особенная часть Уголовного Кодекса РФ также содержит шесть разделов, но они состоят из 19 глав, которые включают 271 статью. При дополнении Уголовного Кодекса РФ новой статьей, ей присваивается цифровое обозначение той статьи, за которой они помещается, а вверху указывается дополнительный порядковый номер в цифровом обозначении (ст. 145.1 «Невыплата заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных выплат») и др.

Статьи Особенной части Уголовного Кодекса РФ, которые не делятся на части, в своей структуре имеют только диспозицию и санкцию. Диспозицией статьи называют ту ее часть, в которой идет описание объективных и субъективных признаков конкретного состава преступления. Санкцией же является часть статьи, предусматривающая наказание за совершение преступления. Вышесказанное в полной мере относится к тем статьям Особенной части Уголовного Кодекса РФ, которые имеют в своей структуре соответствующие части, предусматривающие как самостоятельные диспозиции, так и санкции.

В Особенной части Уголовного Кодекса РФ также имеются статьи, которые носят общий характер. В них нет указаний на ту или иную меру наказания, т.е. нет санкции. Например, ст. 331 Уголовного Кодекса РФ дает определение понятия преступлений против военной службы, в ней указывается круг лиц, которые могут быть субъектами такого рода преступлений, определяются основания привлечения их к уголовной ответственности за их совершение в боевой обстановке или военное время.

В статьях Общей части Уголовного Кодекса РФ определяются основания и принципы уголовной ответственности, задачи и пределы действия уголовного закона в пространстве, во времени и по кругу лиц, определяются другие общие положения отрасли уголовного права.

» » » Статья 1. Уголовное законодательство Российской Федерации

Уголовный кодекс РФ Статья 1. Уголовное законодательство Российской Федерации


Вернуться назад на

Статья 1 УК РФ:

1. Уголовное законодательство Российской Федерации состоит из настоящего Кодекса. Новые законы, предусматривающие , подлежат включению в настоящий Кодекс.

2. Настоящий Кодекс основывается на Конституции Российской Федерации и общепризнанных принципах и нормах .

Комментарий к статье 1 УК РФ:

1. Уголовное законодательство Российской Федерации - это законодательная форма закрепления юридических норм (правил поведения) российского . Уголовное право является фундаментальной отраслью права, неотъемлемой составной частью правовой системы Российского государства. Оно наряду с уголовно-процессуальным и уголовно- образует так называемый уголовно-правовой комплекс, составляющий юридическую основу борьбы с преступностью.
Правовыми средствами охраны от преступных посягательств новых общественных отношений, возникших и функционирующих в современной России, являются нормы действующего уголовного законодательства, на основании которых суд применяет к правонарушителям меры государственного принуждения. Умелое и решительное использование в необходимых случаях силы уголовного закона, заложенных в нем обще- и специально-предупредительных, а также воспитательных возможностей - эффективное средство в борьбе с преступностью, укреплении правопорядка, защите прав, свобод и законных интересов граждан.

2. Уголовное право, нормы которого закрепляются в статьях УК РФ, будучи самостоятельной отраслью , имеет свои особые, только ему присущие предмет и метод правового регулирования, которые выделяют и отличают его от иных отраслей, образующих единую, целостную и сбалансированную правовую систему государства. В качестве предмета правового регулирования выступают социально негативные (вредные, отрицательные) фактические общественные отношения, которые возникают в момент совершения преступления между лицом, его совершившим, и государством в лице его компетентных органов (дознания, следствия, прокуратуры, суда). Эти конфликтные фактические отношения, порожденные преступлением (юридический факт), будучи урегулированными нормой (или нормами) уголовного права, приобретают юридическую форму уголовных правоотношений или, как их называют иначе, уголовно-правовых отношений. Они по своей природе имеют регулятивный и охранительный характер и соотносятся с уголовной ответственностью (см. комментарий к ст. 8 УК РФ) в том смысле, что последняя возникает, реализуется и прекращается в рамках функционирования уголовных правоотношений. Вне их она реализоваться вообще не может. В силу этого следует признать несостоятельным высказанное в литературе мнение о том, что уголовное право не имеет своего собственного предмета правового регулирования. Подобная позиция далека от действительности ввиду того, что любая отрасль права, лишенная регулятивного, организующего начала, - это социальная бессмыслица, так как при таком положении подрывается сама основа существования права как необходимого инструмента упорядочения определенных общественных отношений. Право, как известно, является одним из важнейших средств социального управления. Но право, которое ничего не регулирует, не направляет поведение людей, изначально утрачивает это свое основное качество, лишается всякого разумного смысла, поскольку не выполняет никакой функциональной роли.
Именно в функции регулирования проявляются служебная роль, социальное предназначение уголовного права как совокупности охранительных по своей сути и направленности юридических норм.

3. Уголовное право наряду с регулированием, а точнее, посредством регулирования, выполняет и другую важнейшую функцию - функцию охраны наиболее важных и ценных общественных отношений, поступательное развитие которых обеспечивает прогресс российского общества во всех основных сферах его жизнедеятельности - социальной, экономической, политической и духовной. Следовательно, правомерно и обоснованно выделение в качестве самостоятельного и второго обязательного предмета уголовного права предмета охраны, содержание которого, в отличие от первого, составляет совокупность социально полезных, жизненно важных общественных отношений. В их упорядочении и нормальном функционировании кровно заинтересованы граждане, общество и государство. Именно поэтому они и защищаются уголовным правом от преступных посягательств.
Таким образом, российское уголовное законодательство имеет два относительно самостоятельных, но одновременно теснейшим образом связанных друг с другом предмета: 1) предмет регулирования и 2) предмет охраны (правовой защиты).

4. Охранительная функция российского уголовного законодательства решается двояким путем. Во-первых, сам факт издания (опубликования) уголовного закона, содержащего веление или запрет определенного общественно опасного поведения под угрозой применения карательных санкций за нарушение общеобязательного предписания, оказывает превентивное (предупредительное) воздействие на неустойчивых адресатов правовой нормы, удерживая их от поступков, могущих причинить вред правоохраняемым интересам. Во-вторых, функция охраны системы указанных общественных отношений реализуется в процессе регулирования социально ущербных, вредных отношений, возникших вследствие совершения преступления.
Метод регулирования этих особых отношений состоит в реальном использовании уголовно-правовых средств борьбы с наиболее опасными - преступлениями. В качестве таких средств выступают нормы уголовного законодательства, применение которых влечет, как правило, определенные юридические последствия - привлечение к уголовной ответственности, уголовное наказание, назначаемое виновному лицу судом, и судимость.
Реализация охранительной функции (основного назначения уголовного законодательства) достигается методом принудительного воздействия на преступников путем использования специфических средств государственно-правового принуждения в виде мер уголовного наказания и иных мер уголовно-правового характера, предусмотренных законом, в целях восстановления социальной справедливости, а также исправления осужденного и предупреждения совершения новых преступлений (см. комментарий к ст. 43 УК РФ).
Таким образом, охранительная функция уголовного законодательства Российской Федерации получает форму реального бытия в осуществлении функции регулятивной. В этом и проявляется диалектическая связь регулирования и охраны, реализация которых предопределяет социальное предназначение уголовного законодательства как составной части правовой системы Российского государства. В этом смысле формула "уголовное законодательство, регулируя, охраняет" предельно точно отражает смысл и суть рассматриваемого процесса.
Наряду с охранительной российскому уголовному праву органически присущи также предупредительная и воспитательная функции.

5. Уголовное законодательство состоит из Уголовного кодекса Российской Федерации, т.е. содержание законодательства полностью воплощено в нем. Уголовно-правовые нормы не могут содержаться ни в каком другом федеральном законодательном акте. Уголовное законодательство, следовательно, является единственным и исключительным источником российского уголовного права: ни иные федеральные законы, ни указы Президента РФ, ни тем более подзаконные нормативные акты органов государственной власти не могут устанавливать преступность и наказуемость общественно опасных деяний, любые иные общие положения, связанные с уголовной ответственностью гражданина.

6. Исходя из этого принципиального положения, Уголовный кодекс РФ провозглашает, что вновь принятые законы подлежат обязательному включению в настоящий Кодекс. В практическом плане из этого важного положения следует, что ни один из вновь принятых Федеральным Собранием РФ уголовных законов не может ни действовать, ни применяться уполномоченными государством органами сам по себе, вне и помимо соответствующих статей УК РФ. Значимость и исключительная важность этого нового законодательного предписания определяется рядом факторов. Во-первых, действие единого полностью кодифицированного уголовно-правового акта способствует укреплению режима законности в правоприменительном процессе. Сосредоточение всех без исключения уголовных законов государства в одном-единственном акте обеспечивает четкую и правильную ориентацию всех правоохранительных органов в информационной базе борьбы с преступностью, а также, что крайне важно, и граждан в вопросах о том, что уголовный закон запрещает под угрозой наказания и тем самым усиливает общепревентивное воздействие уголовно-правового запрета на неустойчивых членов общества. Во-вторых, отмеченная новация сводит информационную базу о преступности или непреступности поведения человека всего к одному и единственному (а не к нескольким, как это было раньше) официальному источнику в виде кодифицированного, внутренне согласованного и системного законодательного акта - действующему Уголовному кодексу РФ (далее - УК), что, несомненно, способствует формированию и развитию общественного правового сознания. Нельзя в связи с этим не отметить и того значимого с точки зрения правильного правоприменения обстоятельства, что новое положение об обязательности включения вновь принимаемых законов в Уголовный кодекс сразу вводит их в систему его норм и тем самым обеспечивает системную и логическую связь таких законов с соответствующими положениями действующего уголовного законодательства. Известно, что общеобязательное правило поведения устанавливается не одной отдельно взятой статьей УК, а всегда несколькими его статьями, относящимися как к Особенной, так и к Общей частям (например, положения, регламентирующие признаки субъекта преступления, вины, приготовления, покушения на преступление, соучастия, совокупности, рецидива преступлений и т.д.). Понятно, что новый закон, конструирующий тот или иной , можно правильно уяснить, истолковать, а следовательно, и безупречно точно применить только в органической связи и неразрывном системном единстве его признаков с признаками других надлежащих статей действующего Уголовного кодекса РФ, что создает дополнительную гарантию обеспечения режима законности в правоприменительном процессе, существенно облегчает квалификацию деяний.

7. Часть 2 ст. 1 УК устанавливает, что комментируемый Уголовный кодекс РФ основывается на Конституции Российской Федерации и общепризнанных принципах и нормах международного права.
Конституция - основополагающий закон Российского государства. Она составляет юридическую базу всех отраслей российского права, всей правовой системы Российской Федерации. Конституция Российской Федерации, как провозглашается в п. 1 ст. 15, имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории государства. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ.
Уголовный кодекс РФ во всех своих разделах, главах, отдельных институтах и их положениях полностью опирается на положения Конституции Российской Федерации. Прежде всего это относится к определению иерархии социальных ценностей общества, поставленных под охрану уголовного закона, первое место в которой занимают права и свободы человека и гражданина (ст. 2 УК). Это положение нового УК полностью соответствует гл. 2 Конституции РФ "Права и свободы человека и гражданина", ст. 18, в которой торжественно провозглашается: "Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, и обеспечиваются правосудием".
Следует констатировать, что в развитие системы норм гл. 2 Конституции Российской Федерации Уголовный кодекс содержит большую совокупность норм (53 статьи), которые объединены в раздел VII "Преступления против личности", поставленный в системе Особенной части УК на первое место и в свою очередь подразделенный на пять самостоятельных, но тесно связанных друг с другом глав, сгруппированных по критерию единства интегрированного надгруппового объекта уголовно-правовой охраны, в качестве которого выступает личность. Это главы: 16 - "Преступления против жизни и здоровья", 17 - "Преступления против свободы, чести и достоинства личности", 18 - "Преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности", 19 - "Преступления против конституционных прав и свобод человека и гражданина" и 20 - "Преступления против семьи и несовершеннолетних". При этом если внимательно изучить весь массив нормативного материала Особенной части УК, то легко обнаружится, что подавляющее большинство его норм так или иначе в конечном счете связано с уголовно-правовой защитой интересов личности, ибо, говоря емкой законодательной формулой Конституции РФ, "права и свободы человека и гражданина... определяют смысл, содержание и применение законов".
Несомненно, что и принципы Уголовного кодекса не только вытекают, но в ряде случаев и непосредственно базируются на соответствующих положениях Конституции Российской Федерации, например, принцип равенства граждан перед законом (ст. 4 УК, ст. 19 Конституции РФ).
И еще на одно обстоятельство, свидетельствующее о тесной связи Конституции РФ и уголовного законодательства, нельзя не обратить внимания: нет ни одного конституционного института, будь то основы конституционного строя Российской Федерации, ее федеративного устройства, судебной власти, местного самоуправления и т.д., который бы не был взят под надежную охрану нового Уголовного кодекса, т.е. не получил бы в его нормативном содержании свое специфическое отражение и преломление, свойственное данной отрасли российского права, исходя из особенностей предмета его правового регулирования.

8. Часть 2 ст. 1 УК, строго говоря, также основана на конституционном положении, впервые признающем приоритетное значение международных юридических категорий, согласно которому общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора (п. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации). К числу таковых в интересующей нас области относятся, например, международные договоры (конвенции) о запрещении производства и применения биологического оружия, химического оружия, правил ведения войны, обращения с военнопленными, об угоне самолетов, пиратстве, рабстве и многие другие.
Придавая исключительную важность указанным правовым категориям, Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении N 5 "О применении судами общей юрисдикции общепризнанных норм и принципов международного права и международных договоров Российской Федерации" разъяснил: "Под общепризнанными принципами международного права следует понимать основополагающие императивные нормы международного права, принимаемые и признаваемые международным сообществом государств в целом, отклонение от которых недопустимо. К таким принципам, в частности, относится принцип добросовестного выполнения международных обязательств.
Под общепризнанной нормой международного права следует понимать правило поведения, принимаемое и признаваемое международным сообществом государств в целом в качестве юридически обязательного.
Международные договоры Российской Федерации наряду с общепризнанными принципами и нормами международного права являются составной частью ее правовой системы".
Применительно к российскому уголовному праву есть одна очень важная особенность применения международных правовых норм. Она состоит в следующем. Международные договоры, нормы которых предусматривают признаки составов уголовно наказуемых деяний, не могут применяться судами непосредственно, поскольку такими договорами прямо устанавливается обязанность государств обеспечить предусмотренные договором обязательства путем установления наказуемости определенных преступлений внутренним (национальным) законом (например, Единая конвенция о наркотических средствах 1961 г., Международная конвенция о борьбе с захватом заложников 1979 г., Конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов 1970 г.).
Это положение обусловлено ст. 54 и п. "о" ст. 71 Конституции РФ, а также ст. 8 УК, согласно которым уголовной ответственности в России подлежит лицо, совершившее деяние, содержащее все признаки состава преступления, предусмотренного Уголовным кодексом РФ. В связи с этим международно-правовые нормы, предусматривающие признаки составов преступлений, должны применяться судами Российской Федерации в тех случаях, когда норма УК РФ прямо не устанавливает необходимость применения международного договора Российской Федерации (например, ст. ст. 355 и 356 УК).



Просмотров