Основные компетенции современного учителя. Профессиональная компетентность учителя

Вопрос о профессионализме учителя часто возникает в ряде ситуаций жизни школы. Первой и наиболее распространенной из них является текущая аттестация, особо эмоционально окрашенная в связи с возможным присвоением учителям категорий для дифференцированной оплаты их труда; аттестация связана также с выдвижением и расстановкой кадров в школе. Другая ситуация: обоснованное планирование индивидуального и коллективного профессионального самообразования учителей школы; здесь оказывается нужным возможно более точно определить уже достигнутые уровни и недостатки работы отдельных учителей, над которыми им предстоит работать. Еще одна ситуация: консультация учителям по поводу затруднений в их работе, определение причин и оказание квалифицированной помощи. Следующая ситуация: оценка работы передовых учителей, где возникает необходимость установить эффективность педагогического поиска учителя, его новизну. Новая ситуация: проведение конкурсов «Учитель года», также требующая анализа и сопоставления профессионализма учителей. В педагогическом институте также желательно показать студентам возможную перспективу их профессионального развития как будущих учителей.

Для тех, кто приносит высокую внутреннюю мотивацию, можно также лучше справляться со стрессами профессии. Или иначе: «Тот, кто никогда не горел, больше горит», - подчеркнул Хааг. Тем не менее, учителя не являются сородичами. «Преподавание означает высокий профессионализм в образовании и знание собственной личности».

Питер Фаузер прежде всего социальный смысл. Почетный профессор Университета Йены является со-разработчиком интенсивного обучения, нового подхода к обучению. Это постигает обучение как взаимный процесс между людьми, порожденными пониманием. Люди, ученики и учителя должны критически-рефлексивно воспринимать знания и компетенции, сказал Фаузер. Это означает опрос бессознательных установок и ценностей, противоположности, но и своих собственных, и согласиться на это. Фаузер называет понимание. «Понимание одного всегда ограничено пониманием другого», - объяснил Фаузер.

Во всех ситуациях жизненно нужны показатели, критерии для сопоставления эффективности, результативности учителей и в конечном счете оценки их компетентности. Объективная оценка труда учителя способствует установлению обстановки социальной справедливости в школе, предупреждает конфликты.

При анализе такой многомерной реальности, какой является труд учителя, мы будем использовать три базовые категории советской психологии - деятельность, общение, личность. Педагогическая деятельность, педагогическое общение и личность - три основные стороны труда учителя.

Его концепция преследует демократическую идею: обучение в сочетании с пониманием призвано позволить индивидууму участвовать в сообществе. В идеале, человек и общество должны извлечь из этого выгоду. Таким образом, понимание также имеет общественно-политическое измерение. «Опыт понимания понимает доверие и мужество», - сказал Фаузер. Учителя должны помочь студентам развивать свое отношение и быть в состоянии отстаивать это. Для этого, однако, они должны сначала подвергнуть сомнению их собственное, часто бессознательное отношение. «Они работают, чтобы понять своих детей все лучше и лучше», - сказал Фаузер слушателям в зале.

Личность учителя является стержневым фактором труда учителя, определяющим его профессиональную позицию в пе-

дагогической деятельности и педагогическом общении. В ходе труда учителя три его стороны вступают в сложные диалектические отношения друг с другом, когда каждая из них является то предпосылкой, то средством, то результатом развития другой (например, вначале личность является условием, приспосабливается к требованиям профессиональной деятельности и педагогического общения, а затем сама строит и развивает их). Несколько упрощая, можно сказать, что педагогическая деятельность - это «технология» труда учителя, педагогическое общение - климат и атмосфера этого труда, а личность - ценностные ориентации, идеалы, внутренние смыслы работы учителя. Профессиональная компетентность предполагает сформированность в труде учителя всех этих трех сторон.

Как мы приобретаем будущие компетенции? Цифровизация мира требует новых компетенций от современного человека. Он должен иметь дело со сложностью, он должен быть способен к инновациям, и ему нужно мужество, чтобы идти в ногу со временем. Основой для этого является грамотная обработка изображений. Изображения доминируют над современным, оцифрованным и сетевым миром. Изображения приносят структуру в сложную смесь. Они дают ориентировку и значение, - пояснил д-р Мартин Хирш в своей лекции. С одной стороны, они помогают понять факты, но в то же время они могут манипулировать ими.

Соотношение рассмотренных сторон может быть представлено таким образом:

Осуществление педагогической деятельности, педагогического общения, самореализация личности учителя составляет процесс его труда. Но труд учителя определяется и его результатами: теми изменениями в психическом развитии учащихся, которые возникают под влиянием его труда. Таким образом, обученность (и обучаемость), воспитанность (и воспитуемость) школьников составляют еще две стороны труда учителя.

Для Хирша недостаточно для чтения, письма и расчета. Исследователь, эксперт по искусственному интеллекту и основатель стартапа, является четвертым специалистом для визуализации. По его словам, дети должны научиться обращаться с изображениями. С другой стороны, Шиллер должен иметь возможность использовать изображения продуктивно для обучения с помощью методов визуализации.

Почему четкие объявления, солидный опыт и уважение к успеху студента важнее, чем небольшие классы. Исследователи-исследователи обсудили в Берлине тезисы своего новозеландского коллеги Джона Хатти. Для ученика Маркуса было ясно: преподавание хорошо, когда максимальный уровень может быть достигнут с минимальными усилиями. Для его историка он сказал: Независимо от того, что делает учитель, он не заботится о бобах. Что он должен был сделать, чтобы просто стоять? Ответ учителя: не мешайте и завершайте экзамен с минимальным количеством баллов.

Эти пять сторон труда учителя будут выступать в нашем анализе основой пяти блоков профессиональной компетентности учителя.

В каждой из сторон труда учителя мы будем вычленять следующие составляющие:

а) профессиональные (объективно необходимые) психологические и педагогические знания;

б) профессиональные (объективно необходимые) педагогические умения;

Для него этот учитель был хорошим учителем. Почетный профессор школьной педагогики в Университете Карла фон Оссицкого в Ольденбурге оправдывает, почему: Этот учитель заключил рабочее соглашение с двенадцатым классом. И это солидно - обе стороны могут быть призваны сделать это. С этим анекдотом Мейер снова принял смех аудитории на своей стороне в конце Монтаньяма.

Хэтти оценила 800 исследований по качеству обучения

Так можно обсуждать качество школы. В начале летнего семестра для учителей будет организована конференция, организованная Фондом Корнельса: Гильбертом Мейером и Олафом Кёллером, директором Института педагогики естественных наук и математики им. Лейбница в Кильском университете, обсудят тезисы исследователя образования Джона Хэтти, И если Хэтти сейчас где-то стоит, все приходят. Джон Хэтти - современная суперзвезда международных исследований в области образования.

в) профессиональные психологические позиции, установки учителя, требуемые от него профессией;

г) личностные особенности, обеспечивающие овладение учителем профессиональными знаниями и умениями.

Эти качества являются как психологическими предпосылками (без них трудно начать работать учителем), так и новообразованиями (они сами развиваются и обогащаются в ходе работы) труда учителя.

Ядро понимания Хэтти: Самое важное для успеха студента - это обучение. Что кажется банальным сначала, кажется, политический импульс - особенно когда вы смотрите на факторы, которые делают анализ Хэтти менее вероятным, чтобы способствовать обучению: небольшие классы, смешанное обучение, открытые классы. Хатти узнала об этом, но это мало повлияло на учебу, как и финансовые ресурсы школ. С другой стороны, сильные эффекты имеют обратную связь, прямые инструкции, постоянное управление классами и регулярные проверки эффективности.

Изучается только, что легко измерить?

В целом Хэтти проанализировала 138 влияющих переменных. Поэтому учитель обеспокоен. Этот основной тезис Хатти также является общим знаменателем для Олафа Кёллера и Гильберта Мейера. Однако эмпирический исследователь Кёллер и теоретик образования Мейер делают разные выводы из результатов Нового Зеландера. Таким образом, Кёллер снижает факторы успеха от анализа Хэтти до трех центральных измерений, которые для него являются хорошими уроками: эффективное управление классами, когнитивная активация и конструктивная поддержка учеников учителем или учителем.

Таким образом, знания и умения - это объективные характеристики труда учителя, а позиции и личностные особенности - субъективные характеристики учителя, необходимые для его соответствия требованиям профессии. Соотношение тех и других можно назвать «психологическим модулем» профессии учителя. В каждом из блоков профессиональной компетентности могут быть вычленены эти модули. Сведем сказанное в одну таблицу:

Наиболее важным предварительным условием является опыт преподавателя, говорит Кёллер. Это на самом деле логично. От врача, обладающего высоким уровнем знаний, мы также ожидаем, что он будет действовать лучше. Вместо «учительской личности»Кёллер говорит о «характеристиках профессора», которые можно идентифицировать и определить количественно.

Мейер, с другой стороны, спровоцировал: «Возможно, эмпирические педагоги просто изучают то, что легко измерить, не доходя до сути того, что составляет хорошее образование и хороший педагог?» 71-летний, Обозначил модель с десятью строительными блоками, описывающими навыки хорошего учителя. Это включает, среди прочего, уверенность в себе, уважение к ученикам, демократическую культуру в классе, смесь педагогических методов и профессиональной компетентности. Эмпирические исследования не всегда полезны для ответа на вопрос о том, как происходят образовательные процессы.

учителя определяется также соотношением в его реальном труде того, каковы его профессиональные знания и умения, с одной стороны, и профессиональные позиции, психологические качества - с другой. Таким образом, складывается целостная картина профессиональной компетентности, которая может лечь в основу решения многих практических вопросов.

Конечно, есть факторы, которые легче понять, чем другие. Но в принципе все измеримо. То, что невозможно измерить, нет, - говорит он. В конце концов, однако, эмпирист и теоретики образования согласны с тем, что решающий вопрос еще предстоит решить: как все новые выводы - эмпирические, а также теоретические - поступают в школы? Как же тогда хорошее учение исходит от хорошо исследованных людей?

Вы также должны быть в курсе как учитель не только для профессиональных знаний, но и для новых разработок в области педагогики, законов и т.д. эти тренинги для учителей в основном предлагаются правительством, и может быть хорошо, что ваш субъект - или руководство школы просит вас и ваших коллег принять участие. Темы подготовки учителей могут включать, например, включение или новые руководящие принципы, а также методы работы с поведенческими учениками. Даже если вы этого не хотите, вы можете принять участие в дальнейших тренингах и квалифицироваться как учитель доверия.

Раскроем подробнее содержание характеристик внутри модулей.

Профессиональные знания учителя - это сведения из педагогики и психологии о сущности труда учителя, об особенностях педагогической деятельности и общения, личности учителя, о психическом развитии учащихся, их возрастных особенностях и др. В профессиональных знаниях учитель черпает эталоны для своего индивидуального профессионального развития. Педагогические умения - это педагогические действия (воздействия) учителя. Как и всякие другие умения, педагогические умения - это действия, выполненные на достаточно высоком уровне. Педагогические умения образуют «техники» в труде учителя.

Чтобы стимулировать карьеру учителя и выполнять другие задачи в школе, а также преподавать, вы можете стать специалистом. Это означает, что вы работаете в своем отделе либо с базовым, либо с передовым обучением, либо с организацией и планированием, и информируете преподавателей вашей школы, например, о новинках в области дидактики или науки. Кроме того, вы несете ответственность за умеренность и организацию специализированных конференций и координируете содержание и требования к эффективности обучения в своем отделе.

Но это еще не все, вы также являетесь докладчиком своего отдела и отвечаете за административные задачи. Если вы хотите учить своих учеников не только студентам, но и хотите сделать еще один шаг в карьере учителя, вы также можете стать лидером семинара. В качестве руководителя семинара вы контролируете, помимо своей обычной учебной деятельности, стажеров во время их стажировки и координируете обучение в своей школе. Это также означает, что вы организуете школьное расписание таким образом, чтобы обучаемые могли взять на себя учебные единицы, которые не мешают их семинарам.

Профессиональные психологические позиции - это устойчивые системы отношений учителя (к ученику, к себе, к коллегам), определяющие его поведение. Профессиональная позиция выражает также профессиональную самооценку, уровень профессиональных притязаний учителя, его отношение к тому месту в системе общественных отношений в школе, которое он занимает, и то, на которое он претендует. Профессиональная позиция тесно связана с мотивацией учителя, с осознанием смысла своего труда. Будем различать общую профессиональную позицию учителя (стремление быть и оставаться учителем) и конкретные профессиональные позиции в зависимости от видов предпочитаемой педагогической деятельности. Например, у учителя может преобладать позиция предметника либо позиция воспитателя и т. д.

Самая высокая позиция в школе - это школа управления. Чтобы стать менеджером по долгам, вы должны продемонстрировать свою приверженность своей школе или карьере учителя. Вы делаете это, показывая помимо своей компетенции, что у вас есть желание обучать, организовывать и выполнять другие ведущие задачи. Прежде чем стать директором, в большинстве случаев вы работали в качестве принципала. В этом отношении маловероятно, что вы будете руководить руководством школы с самого начала своей карьеры преподавателя.

Вы также должны сделать это, только если возьмете на себя ответственность. Затем вы отвечаете за все, что связано с образовательными, финансовыми и организационными вопросами. Это включает общение с родителями, органами, отделами и координацию всего школьного обучения.

Психологические особенности (качества) касаются как познавательной сферы учителя (его педагогического мышления, наблюдательности, рефлексии и самооценивания), так и мо-тивационной сферы (целеполагание, мотивационная направленность личности и др.).

Удельный вес отдельных составляющих профессиональной компетентности неодинаков. Одни из них являются приоритетными: к ним относятся результаты труда учителя с точки зрения психологического развития учащихся (главное не то, что дал учитель, а что взял ученик). Процессуальные характеристики труда учителя являются в этом плане средством достижения результата. Внутри процесса труда учителя при-

Она слишком долго слушает и ускоряет упадку нашей школы. Однако мы не должны делать это так просто. С одной стороны, инсайты повторяют топос, который нам слишком хорошо известен из истории образования с древних времен. Он говорит, что мальчики становятся все хуже и хуже, чем старые. Если бы это было действительно так, мы бы уже жили на деревьях или жили в пещерах.

Может быть, было легче получить некоторые вещи лучше, чем сегодня. Поэтому для меня, как духовного ученого, очень печально, что грамотность чтения и письма среди молодежи уменьшается и что наш родной язык особенно поражен. Но давайте будем честными: для этого они имеют много общего с другими вещами, которые мы должны были разработать кропотливо и с большими затратами времени.

оритетная роль принадлежит личности учителя, его ценностным ориентациям, идеалам.

Внутри модулей (профессиональные знания, педагогические умения, профессиональные позиции, психологические качества) наиболее значимыми для анализа компетентности являются профессиональные позиции и психологические качества, которые дополняются, реализуются умениями, «техниками»: вначале необходимо для освоения профессии постигнуть ее предназначение, и лишь на этой основе возможно продуктивное овладение средствами их реализации.

Тот факт, что взгляд на доброе старое время имеет тенденцию трансфигурировать определенные факты и скрывать других, также подтверждается случайными доказательствами тезиса. Через суперпавагону, которая мотивирует половину года благодаря сиянию его личности, следовать его профессиональным стопам, мы забываем те многочисленные случаи, которые передаются поколениям учеников с их неспособностью передать их профессиональные знания в яркой и возрастной манере.

Никто не отрицает, что эти коллеги отлично обучались в своих предметах и ​​мотивировались на кончиках пальцев. Но профессиональный опыт и энтузиазм не являются самостоятельными. Действительно хороший учитель должен не только знать, чему он учит, но и то, как он это делает, и кого он имеет перед собой. Без этих компетенций он остается дилетантом.

Результативные показатели тоже не равноценны: среди них более важным является обучаемость (способность к самообучению), воспитуемость (способность к саморазвитию) и лишь их предпосылкой, основанием являются обученность и воспитанность школьников. Внутри обученности, как мы покажем ниже, приоритетными являются умение учиться, сформированная учебная деятельность, способность к самостоятельному добыванию знаний и меньшее значение имеют знания как таковые. Иными словами, психологическая цена, значимость отдельных сторон труда учителя не одинаковы. При анализе профессиональной компетентности важно обращать внимание прежде всего на основные, приоритетные характеристики. Их обоснованию будут посвящены последующие разделы книги.

У конкретного учителя характеристики профессиональной компетентности складываются также неравномерно в течение профессиональной жизни. Видеть эту внутреннюю динамику - это и означает оценить профессиональную компетентность учителя, сделать прогноз его профессионального роста.

Изложенные составляющие профессиональной компетентности позволяют наметить как пути их диагностики, так и развития. Становление учителя как субъекта педагогического труда осуществляется и в направлении развития его психических качеств с приближением к требованиям профессии, и как усложнение его субъективного мира - мотивации, самосознания, позиции и т. д. При оценке компетентности важно учитывать поэтому как степень приближения учителя к требованиям профессии (к стандартам), так и уникальность, неповторимость данного учителя как профессионала.

Литература

1. Все начинается с учителя / Под ред. 3. И. Равкина. - М., 1983.

2. Гаврилов В. Е. Использование модульного подхода для психологической классификации профессий в целях

профориентации / / Вопросы психологии. - 1987. - № 1.

3. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения.- М., 1986.

4. Забродин Ю. М., Зазыкин В. Г., Зотова О. И. и др. Проблемы психологии труда и профессии / / Психологический журнал. - 1981. - № 6.

5. 3инченко П. П., Мунипов В. М. Основы эргономики.-М., 1979.

6. Иванова Е. М. Аналитическая профессиограмма как средство обеспечения профессиональной диагностики кадров / / Вестник МГУ. Психология. - 1989. - № 3.

7. Иванова Е. М. Основы психологического изучения профессиональней деятельности. - М., 1987.

8. Климов Е. А. Введение в психологию труда. - М., 1983.

9. Котелова Ю. В. Очерки по психологии труда. - М., 1986.

10. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975.

11. Ломов Б. В. Методологические и теоретические проблемы психологии. - М., 1984.

12. Решетова 3. А. Психологические основы профессионального обучения. - М., 1985.

13. Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. - М., 1976.

14. Стоунс Э. Психопедагогика. - М., 1984.

15. Шадриков В. Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. - М., 1982.

Составляющие профессиональной компетентности учителя

При рассмотрении каждой составляющей мы будем придерживаться следующей схемы: профессиональные знания; педагогические умения, необходимые для осуществления, самодиагностики и самоформирования данной стороны труда учителя; профессиональные психологические позиции учителя; психологические качества, обеспечивающие выполнение этой стороны труда, и психологические новообразования, возникающие в ее ходе; психологическая карта состояния этой стороны труда учителя.

Маркова А. К. Психология труда учителя: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1993. - 192 с. - (Психол. наука - школе) .

Профессиональная компетентность учителя

Термин “профессиональная компетентность” начал активно употребляться в 90-е годы прошлого века, а само понятие становится предметом специального, всестороннего изучения многих исследователей, занимающихся проблемами педагогической деятельности (Н. В. Кузьмина, А. К. Маркова, Т. И. Руднева, Г. Н. Стайнов и др.).

Под профессиональной компетентностью учителя понимается совокупность профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности.

Профессионально компетентным можно назвать учителя, который на достаточно высоком уровне осуществляет педагогическую деятельность, педагогическое общение, достигает стабильно высоких результатов в обучении и воспитании учащихся.

Развитие профессиональной компетентности – это развитие творческой индивидуальности, формирование восприимчивости к педагогическим инновациям, способностей адаптироваться в меняющейся педагогической среде. От профессинального уровня педагога напрямую зависит социально-экономическое и духовное развитие общества.

Изменения, происходящие в современной системе образования, делают необходимостью повышение квалификации и профессионализма учителя, т. е. его профессиональной компетентности. Основная цель современного образования – соответствие актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства, подготовка разносторонне развитой личности гражданина своей страны, способной к социальной адаптации в обществе, началу трудовой деятельности, самообразованию и самосовершенствованию. А свободно мыслящий, прогнозирующий результаты своей деятельности и моделирующий образовательный процесс педагог является гарантом достижения поставленных целей. Именно поэтому в настоящее время резко повысился спрос на квалифицированную, творчески мыслящую, конкурентноспособную личность учителя, способную воспитывать личность в современном, динамично меняющемся мире.

Исходя из современных требований, можно определить основные пути развития профессиональной компетентности педагога:

  1. Работа в методических объединениях, творческих группах;
  2. Исследовательская, экспериментальная деятельность;
  3. Инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий;
  4. Различные формы педагогической поддержки;
  5. Активное участие в педагогических конкурсах, мастер-классах, форумах и фестивалях;
  6. Обобщение собственного педагогического опыта;
  7. Использование ИКТ.

Но не один из перечисленных способов не будет эффективным, если педагог сам не осознает необходимости повышения собственной профессиональной компетентности. Отсюда вытекает необходимость мотивации и создания благоприятных условий для педагогического роста. Необходимо создать те условия, в которых педагог самостоятельно осознает необходимость повышения уровня собственных профессиональных качеств. Анализ собственного педагогического опыта активизирует профессиональное саморазвитие педагога, в результате чего развиваются навыки исследовательской деятельности, которые затем интегрируются в педагогическую деятельность. Педагог должен быть вовлечен в процесс управления развитием школы, что способствует развитию его профессионализма.

Развитие профессиональной компетентности – это динамичный процесс усвоения и модернизации профессионального опыта, ведущий к развитию индивидуальных профессиональных качеств, накоплению профессионального опыта, предполагающий непрерывное развитие и самосовершенствование.

Можно выделить этапы формирования профессиональной компетентности:

  • самоанализ и осознание необходимости;
  • планирование саморазвития (цели, задачи, пути решения);
  • самопроявление, анализ, самокорректировка.
  • Формирование профессиональной компетентности – процесс цикличный, т.к. в процессе педагогической деятельности необходимо постоянное повышение профессионализма, и каждый раз перечисленные этапы повторяются, но уже в новом качестве. Вообще, процесс саморазвития обусловлен биологически и связан с социализацией и индивидуализацией личности, которая сознательно организует собственную жизнь, а значит, и собственное развитие. Процесс формирования профессиональной компетентности так же сильно зависит от среды, поэтому именно среда должна стимулировать профессиональное саморазвитие. В школе должна быть создана демократическая система управления. Это и система стимулирования сотрудников, и различные формы педагогического мониторинга, к которым можно отнести анкетирования, тестирования, собеседования, и внутришкольные мероприятия по обмену опытом, конкурсы, и презентация собственных достижений. Данные формы стимулирования позволяют снизить уровень эмоциональной тревожности педагога, влияют на формирование благотворной психологической атмосферы в коллективе.

    Говоря о профессиональной компетентности учителя нельзя не сказать о создании портфолио учителя. Портфолио есть отражение профессиональной деятельности, в процессе формирования которого происходит самооценивание и осознается необходимость саморазвития. С помощью портфолио решается проблема аттестации педагога, т.к. здесь собираются и обобщаются результаты профессиональной деятельности. Создание портфолио – хорошая мотивационная основа деятельности педагога и развития его профессиональной компетентности.

    В педагогической литературе часто используются и уже “устоялись” термины компетенция , компетентность.

    Широкое применение терминов компетенция , компетентность связано с необходимостью модернизации содержания образования. В Стратегии модернизации содержания общего образования отмечается: “…основными результатами деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений, и навыков сама по себе. Речь идет о наборе ключевых компетенций учащихся в интеллектуальной, правовой, информационной и других сферах”.

    Лексическое значение понятия “компетентный” в словарях трактуется как “осведомленный, авторитетный в какой-либо области.” А компетенцию “Толковый словарь русского языка” определяет как круг вопросов, явлений, в которых данное лицо обладает авторитетностью, познанием, опытом.

    Изучением профессиональной компетентности занимались многие исследователи: Ю.К. Бабанский, Б.Г. Ананьев, Т.И. Шамова и другие. В работах этих исследователей раскрыты такие аспекты педагогической компетентности:

  • управленческий аспект: как учитель анализирует, планирует, организует, контролирует, регулирует учебный процесс взаимоотношения с учащимися;
  • психологический аспект: как влияет личность учителя на учащихся, как педагог учитывает индивидуальные способности учащихся;
  • педагогический аспект: с помощью каких форм и методов учитель ведет обучение школьников.
  • Профессиональная компетентность учителя – это совокупность умений структурировать научные и практические знания для лучшего решения педагогических и воспитательных задач.

    Основные показатели профессиональной компетентности учителя иностранного языка включают в себя необходимость умения развивать у учащихся коммуникативное и межличностное общение, компонентами которого являются лингвистическая, тематическая, социокультурная, учебно-познавательная компетенции.

    Коммуникативная компетенция предполагает не только формирование таких личностных качеств как общительность, открытость во взаимодействии с другими людьми, но и развитие у учащихся практических умений, способности управлять своей учебной деятельностью. В своей педагогической деятельности стараюсь создать условия для проявления самостоятельности и творчества учащихся в решении коммуникативных задач, тем самым, позволяя учащимся увидеть свой рост, свои достижения. Рефлексивная компетенция – характеристика реальных учебных возможностей ученика; способность определить учителем тип урока в соответствии с поставленными задачами и содержанием учебного материала, обосновать отбор его содержания и оптимальность выбранных методов и приемов обучения; т. е. умело соотнести теорию обучения с практикой, способностью проецировать полученные данные на индивидуальные возможности конкретной личности учащегося и конкретные условия обучения.

    Одним из инструментов компетенции самосовершенствования учителя иностранного языка является самоанализ урока. Именно он дает возможность формировать и развивать творческую сознательность, которая проявляется в умении сформулировать и поставить цели своей деятельности и деятельности учеников.

    Схема самоанализа урока.

    1. Каково место данного урока в теме, разделе, курсе. Связь его с предыдущими, опора на них. Как этот урок работает на последующие уроки.
    2. Какова характеристика реальных учебных возможностей учащихся данного класса. Какие особенности учащихся были учтены при планировании урока. Была ли опора на диагностику общеучебных, специальных умений.
    3. Какие задачи я решаю на уроке, были ли они решены:а) Общеобразовательныеб) Воспитательныев) РазвивающиеКакие задачи были главными, стержневыми и как при этом учитывались особенности класса и отдельных групп школьников.
    4. Рациональность выбранной структуры урока. Рациональность распределения времени для опроса, изучения нового материала, закрепления, разбора домашнего задания. Логическая связь между различными этапами урока.
    5. На каком содержании (понятиях, идеях, положениях, фактах) делается главный акцент на уроке и почему? Выделен ли ясно и четко объект прочного усвоения, чтобы дети не потерялись в объеме второстепенного?
    6. Какое сочетание форм и методов обучения выбрано для раскрытия главного материала.
    7. Как был организован контроль усвоения знаний, умений, навыков учащихся. В каких нормах, и какими методами он осуществлялся.
    8. Как использовался на уроке учебный кабинет и его возможности. Целесообразно ли использовались технические средства обучения, средства наглядности.
    9. За счет чего обеспечивалась высокая работоспособность учащихся в течение всего урока.
    10. Как на уроке поддерживалась психологическая атмосфера, в чем конкретно проявилась культура общения учителя с классом.
    11. Как и за счет чего обеспечивалось на уроке рациональное использование времени, предупреждение перегрузки.
    12. Какие были продуманны запасные ходы для непредвиденных ситуаций. Были ли предусмотрены методические варианты проведения урока.
    13. Удалось ли полностью реализовать все поставленные задачи. Если не удалось, то почему? Когда планируется выполнение нереализованных задач?

    Для успешной работы на уроке компетентный учитель иностранного языка должен придерживаться требований к содержанию и методике проведения урока.

    Требования к содержанию урока.

    1. Научность.
    2. Воспитывающий и развивающий характер каждого урока.
    3. Осуществление связи с жизнью, теории с практикой.
    4. Содержание коллективных форм работы учащихся с групповыми и индивидуальными.
    5. Организация активной познавательной деятельности учащихся.
    6. Сочетание изложения материала учителем с самостоятельной работой учащихся по приобретению новых знаний и умений применять их на практике.
    7. Оперативный контроль со стороны учителя за деятельностью класса в целом и отдельных учащихся.

    Требования к методике проведения урока.

    1. Применяемые на уроке методы и приемы обучения должны способствовать тому, чтобы урок был эмоциональным, вызывал интерес к учению, воспитывал потребность в знаниях
    2. Темп и ритм урока должны быть оптимальными, действия учителя и учеников завершенными.
    3. Необходимы полный контакт по взаимодействию учителя и учащихся на уроке, педагогический такт.
    4. Необходимо создание атмосферы доброжелательности и активного творческого труда.
    5. Чередовать по возможности виды деятельности учащихся, сочетать разнообразные методы и приемы обучения.
    6. Большую часть урока учащиеся должны активно работать над овладением знаниями и умениями.
    7. Всем учебным процессом на уроке управляет учитель.

    Успешность деятельности ученика на уроке будет зависеть от того, насколько у него заложена учителем мотивационная основа для обучения и самообучения. Информационно-технологическая компетенция учителя призвана в этом сыграть большую роль. Показатели этой компетенции - овладение компьютерной грамотностью с целью поиска и оперативной обработки необходимой информации, владение современными технологиями обучения.

    В настоящее время существует достаточно много классификаций по оценке профессиональной компетенции учителя иностранного языка.

    Методист З.М. Цветкова предлагает такую модель:

    1. Учитель начинает видеть, что его Учитель видит, что Учитель осознает Учитель видит, что Учитель способен добиться понимания за Добиваясь понимания за минимальное время, учитель одновременно развивает творческие возможности учащихся.

    Рассмотрим классификацию, разработанную И.А. Зимней.

    Компетенции

    Социокультурная компетенция

  • межкультурное взаимодействие;
  • языковое и речевое развитие, овладение культурой родного и иностранного языков;
  • Компетенция личностного самосовершенствования и саморазвития

  • самосовершенствование, саморегулирование и саморазвитие;
  • социальная, личностная и деятельностная рефлексия;
  • Информационно-технологическая компетенция

  • овладение компьютерной грамотностью с целью поиска и оперативной обработки необходимой информации;
  • применение современных информационных технологий в учебно-познавательной деятельности учителя иностранного языка
  • Таким образом, компетентность учителя – это синтез профессионализма (специальная, методическая, психолого-педагогическая подготовка), творчества (творчество отношений, самого процесса обучения, оптимальное использование средств, приемов, методов обучения) и искусства (актерство и ораторство). И на сегодняшний день становиться очевидным, что из простой суммы знаний “сложить” компетентного профессионала невозможно, огромным чувством ответственности должен обладать педагог, обучая нынешнее поколение.

    Метод монологического изложения (монологический метод).

  • Метод диалогического изложения (диалогический метод).
  • Метод эвристической беседы (эвристический метод).
  • Метод исследовательских заданий (исследовательский метод).
  • Метод алгоритмических предписаний (алгоритмический метод).
  • Метод программированных исследований (программированный метод).
  • Актуализация прежних знаний.

  • Формирование новых понятий и способов действия.
  • Формирование умений и навыков.


  • Просмотров