Курс лекций по го и чс. Методические и учебные материалы

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

ДЕЙСТВИЯ ПЕРСОНАЛА ШКОЛЫ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

ДЕЙСТВИЯ ПРИ ПОЖАРЕ Организовать и контролировать выход людей из горящего помещения; Плотно закрыть дверь помещения; Члены звеньев пожаротушения и охраны общественного порядка формирований ГО приступают к выполнению своих обязанностей в соответствии со штатным расписанием; Принять дальнейшее участие в эвакуации из здания школы через ближайший безопасный выход, используя в случае необходимости, окна первого этажа; Организуют защиту органов дыхания детей от угарного газа; В месте сбора проверяют количество эвакуированных учащихся и докладывают директору или лицу, его замещающему; Учителя, не занятые в учебном процессе, обеспечивают порядок и организованность эвакуации, борются с паническими явлениями.

ПРИ УГРОЗЕ ТЕРАКТА Сообщить окружающим, администрации школы. Отвести людей на безопасное расстояние от взрывоопасного предмета, выставить оцепление. НЕ ТРОГАТЬ ВЗРЫВООПАСНЫЙ ПРЕДМЕТ!!! Начать эвакуацию детей из помещения (здания). Знать порядок эвакуации, свои обязанности при проведении эвакомероприятий.

ПРИ ЗАХВАТЕ В ЗАЛОЖНИКИ Не паниковать. Подготовиться к суровому испытанию. Не делать резких движений. Выполнять требования террористов. Запоминать приметы, клички террористов. При штурме здания лечь лицом вниз, закрыв голову руками.

Признаки взрывчатых устройств Наличие проводов. Наличие изоляционной ленты. Тикание, щелчки внутри бесхозного пакета, сумки, коробки. Запах суповой приправы. НЕ ТРОГАТЬ ВЗРЫВООПАСНЫЙ ПРЕДМЕТ!!!

СТРУКТУРА ГО ШКОЛЫ Органы управления ГО: руководство ГО школы: начальник ГО - директор школы заместитель НГО - заместитель директора по УВР уполномоченный по ГО и ЧС - преподаватель-организатор курса ОБЖ штаб ГО: НШГО - преподаватель-организатор курса ОБЖ заместитель начальника ГО по эвакуационным вопросам, председатель объектовой эвакокомиссии заместитель начальника ГО по материально- техническому обеспечению - заместитель директора по АХЧ заместитель НШГО по оперативным вопросам - заместитель директора по УВР - оперативный дежурный штаба ГО - документовед

В целях управления эвакуацией сотрудников школы и неработающих членов их семей в загородную зону, укомплектовать эвакуационную комиссию в количестве 3-х человек: председатель ОЭК - организатор эвакуации - регистратор - 3 . В целях оказания помощи местным органам управления в загородной зоне по размещению эвакуируемых школы назначить оперативную группу школы в составе: начальник оперативной группы - член оперативной группы -

В целях выполнения практических мероприятий по защите рабочих и служащих школы в ЧС создать на базе школы следующие формирования ГО: 4.1. Пост РХБН в составе 3-х человек: начальник ПРХБН - разведчик-дозиметрист - разведчик-химик - 4.2. Звено пожаротушения в составе 4-х человек: командир звена - пожарный – ответственный за готовность огнетушителей - пожарный – ответственный за готовность первичных средств пожаротушения пожарный – ответственный за готовность огнетушителей -

4.3 . Звено охраны общественного порядка в составе 4-х человек: командир звена - охранник - патрульный - регулировщик - 4.4. Санитарный пост в составе 4-х человек: начальник санитарного поста - Сандружинницы: - - -

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ

МЕТОДИЧЕСКИЕ И УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

ДЛЯ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ЗАНЯТИЙ ПО ГО и ЧС

НА ПРЕДПРИЯТИЯХ

(Темы 1-7)

Даны учебные материалы по темам Примерной программы обучения работающего населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Сборник предназначен в помощь руководителям учебных групп на ОНХ при проведении занятий по изучению способов защиты от чрезвычайных ситуаций в мирное время и от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

Принципы И ПОРЯДОК

составления методической разработки и проведения занятия (лекции)

В общем плане схема поэтапной подготовки к занятию (лекции) представлена в приложении 1. По аналогии такую схему можно применить и к другим видам занятий.

В ходе первого и второго этапов определяются и осмысливаются конструктивные вопросы, раскрывающие основное содержание занятия (лекции), определяется целевая установка на конкретную аудиторию, формулируется основной тезис, направленный на решение задачи и сверхзадачи занятия (лекции).

Под задачей занятия (лекции) понимается конкретная цель, которую руководитель занятия намеревается достигнуть в данной аудитории по заданной теме. Оставить в памяти слушателей определенную информацию, добиться понимания ее роль и место в общей системе знаний по данному разделу обучения; доказать необходимость использования этих знаний для перестройки деятельности в нужном направлении.

Сверхзадача - это то "сквозное действие", которое проходит красной нитью через одно, а иногда серию, систему занятий. Решается она не столько путем доказательств, сколько методом и приемами убеждения с использованием различных средств, воздействующих на чувства и подсознание слушателей.

Расплывчатая формулировка задачи занятия (лекции) - одна из главных ошибок, которая допускается некоторыми, особенно, начинающими педагогами. В результате, как показывает опыт, занятия (лекции) без четко поставленной задачи и, при этом, не сориентированные на конкретную аудиторию не достигают цели. Воспринимаются они слушателями без интереса .

В общем виде формулирование конкретных целей представлено в таблице:

Общая задача

занятия

(лекции)

Целевые установки

1. Проинформировать

2. Убедить

3. Научить

4. Призвать к действию.

Довести до понимания, доказать, продемонстрировать, разъяснить

Воодушевить, сосредоточить, повести

В соответствии с поставленной задачей формулируется главный тезис - .т е. основная мысль, идея, положение, которые проходят через всю лекцию или занятие от выступления до заключения.

Результатом работы на третьем этапе являются общий план и композиция занятия (лекции).

План занятия (лекции) включает:

1.Тему - название предмета (явления, события), о котором пойдет речь.

2. Социальную задачу - общественную значимость данной темы

3. Цель занятия (лекции) - осознанное намерение руководителя занятия (лектора).

4. Главный тезис - ведущая мысль, идея, положение.

При этом основными вопросами могут быть:

1. Постановка проблемы - возможные пути решения проблемы - альтернативные подходы.

2. Предлагаемое решение - выход на деятельность.

Композиция занятия (лекции) - это детально разработанный план занятия (лекции), но с учетом его ориентирования на аудиторию. Композиция более сложная и многослойная конструкция, чем план. Она опирается не только на логику и психологию, но и на эстетическое чувство руководителя занятия и слушателей. Возможная композиция занятия (лекции) представлена в приложении 2.

Композиция занятия (лекции) должна учитывать естественную динамику восприятия информации слушателями, которая включает четыре фазы;

Начало восприятия (психологическая подготовка к восприятию основного вопросамин.;

Оптимальная активность восприятия - 25-30 мин.;

Фаза усилий - 10-15 мин,;

Фаза выраженного утомления.

Незнание руководителем занятия (лектором) этих физических и психологических возможностей человека, приводит зачастую к тому, что на определенных этапах интереснейших по содержанию занятий (лекций), слушатели перестают слушать руководителя занятия, отвлекаются, внимание их рассеивается, а иногда просто начинают засыпать.

Исходя из сказанного, занятие (лекцию) необходимо строить в следующем порядке.

Первые 4-5 минут, пока аудитория настраивается, необходимо сделать вступление в соответствии с рекомендациями, данными в приложении 2.

Следующие 25-30 минут подается сложный для восприятия материал.

В последующие 10-15 минут (в фазе усилий) необходимо принимать определенные меры для активизации внимания слушателей путем переключения на материал, обеспечивающий повышенный интерес (показательные примеры, практические советы и т. д.).

После перерыва необходимы 1-2 минуты для того, чтобы настроить слушателей на дальнейшее восприятие занятия (лекции), а далее, как и на первом часе.

При разработке содержания занятия (текста лекции), а в последующем и проведении занятия (чтении лекции), необходимо внимательно относиться к построению фраз.

Для слушающего лекцию длина фраз не имеет значения, но их глубина (количество слов в одной фразе) может оказать существенное влияние на восприятие содержания занятия (лекции). Это диктуется возможностями оперативной памяти человека. Исходя из этого, фразы должны включать не более 10 слов не зависимо от длины каждого из них. Так они лучше воспринимаются и конспектируются слушателем. Недопустима, так же, череда коротких фраз - это быстро утомляет слушателя.

Иллюстрации к занятиям (лекциям) нужны тогда, когда содержание материала и характер изложения требуют наглядного сопровождения, как одного из средств раскрытия этого содержания.

Сколько слайдов, схем, плакатов необходимо готовить? На этот вопрос вряд ли возможен однозначный ответ. В том, что они необходимы, вопросов не может возникнуть. Эта необходимость возникает из биологических и физических возможностей человека. Наши органы чувств созданы природой и настроены на восприятие таким образом, что через зрение к нам поступает около 80% информации, через слух - до 15%, и только 5% информации мы воспринимаем через другие органы чувств. Из этого следует, что для лучшего восприятия материала занятия (лекции), нужна его наглядность. Что касается количества иллюстративного материала, то в специальной литературе по этому вопросу даются противоречивые мнения. В одном они сходятся: на занятии (лекции) должны быть 1-2 опорные схемы (плаката), к которым руководитель занятия неоднократно обращается. При большем их количестве внимание слушателя рассеивается, а, следовательно, ухудшается и восприятие материала.

При рассмотрении отдельных положений (фрагментов) опорной схемы могут использоваться слайды. Их количество диктуется содержанием занятия (лекции) и определяется руководителем занятия. Если руководитель занятия хорошо владеет графикой, то весьма полезно предусмотреть в ходе занятия (лекции) время на выполнение рисунков и схем на доске.

Весь иллюстрированный материал должен быть прост для восприятия и нагляден. Зачастую, многие схемы и плакаты исполнены настолько мелким шрифтом, что слушатели плохо видят их даже из первых рядов. В этом одна из причин возникновения психологического барьера между руководителем занятия и слушателем.

Итак, занятие или лекция написаны, подготовлен иллюстрированный материал; начинается четвертый этан - редакционный. Сюда входят вычитка материалов занятия (лекции) и подготовка к проведению занятия (чтению лекции). В ходе подготовки проводится читка (произнесение текста вслух), окончательное редактирование и тренировка. Этот этап один из ответственных, В ходе тренировки руководитель занятия должен мысленно представить аудиторию, предусмотреть возможную ее реакцию и на этой основе окончательно утвердиться в порядке и способах доведения материала до слушателя. Окончательная готовность руководителя занятия определяется степенью его владения материалом занятия (лекции), когда он будет способен произносить текст не прибегая к написанному, а используя только план и тезисы, исполненные на отдельных небольших листах (карточках). Это возможно только после нескольких тренировок и достаточном опыте.

Проведение занятия (чтение лекции) - 5-й по счету, но главный по значимости этап.

Чтобы занятие (лекция) имели успех, надо, во-первых, завоевать внимание слушателей и, во-вторых, удерживать это внимание до конца занятия (лекции).

Рассмотрим некоторые способы привлечения внимания и удержания интереса.

Прием соучастия. Он используется для привлечения внимания слушателей, когда руководитель занятия как бы приглашая их к диалогу, делает соучастниками рассмотрения материала занятия (лекции). Здесь возможны выражения: "Представим себе, что...", "Вообразите, что...", "Многие из вас…"; "Мы с вами бывали неоднократно свидетелями такой сцены..." и т. д.

Прием персонификации. Суть его заключается в том, что каждая новая мысль облекается в живой пример из жизни или художественных произведений.

Однако этими двумя приемами не следует злоупотреблять. Они уместны в тех случаях, когда необходимо привлечь внимание слушателей в ходе занятия (лекции). Для этого необходимо следить за аудиторией и чувствовать моменты, когда начинает слабеть ее внимание.

Сильным приемом является подача материала, как проблемного. Суть его заключается в сталкивании противоречивых фактов. Здесь возможны ситуации затруднений и постановка проблемных вопросов (противоречия, парадоксы, "сократический диалог", полемические элементы).

Из сказанного, пожалуй, наибольшее непонимание вызывает термин " сократический диалог ". Он заключается в следующем:

1. Осмысливается одно положение, выдвинутое и аргументированное руководителем занятия.

2. Осмысливается противоположное ему, но столь же аргументированное положение.

3. Противоречие обнаруживается и фиксируется в сознании слушателей, что создает проблемную напряженность.

4. Исследуются противоречия и пути к их разрешению

5. Разрешение проблемы, открытие истины.

При чтении лекции говорить следует громко, ясно, отчетливо, не монотонно, по возможности выразительно и просто. В тоне должна быть уверенность, убежденность и сила. Ни в коем случае в тоне не должно быть менторства и назидательности - это отталкивает аудиторию от руководителя занятия.

Темп речи разными авторами предлагается от 60-80 до 90-120 слов в минуту. Чтобы материал занятия (лекции) хорошо запомнился слушателями, темп речи должен составлятьслов в минуту. При подаче материала под запись темп речи необходимо снижать до 30-40 и даже 20-30 слов в минуту.

Возвращаясь к композиции занятия (лекции), исходя из темпа речи текст двухчасовой лекции по своему объему может составлять 22-23 машинописных страницы, а одночасовой лекции - 13-15 страниц без учета продиктовки отдельных положений.

Речь надо строить так, чтобы вторая мысль вытекала из первой, третья из второй и т. д., или чтобы переход от одного положения к другому был естественным. При этом направление мысли должно осуществляться в следующем порядке: тезис - мотивировка - раскрытие сути явления - объяснение - утверждение.

Занятие (лекция) допускает юмор, иронические замечания в соответствии, конечно, с содержанием. Но остроты и шутки требуют чувства меры, обоснованности и тонкого умения их подачи.

В некоторых занятиях (лекциях) нельзя обойтись без цитат. Но цитаты имеют смысл лишь тогда, когда они дополняют и подкрепляют излагаемые положения.

Взор руководителя занятия не должен быть привязан к какой-то одной точке в аудитории, надо смотреть в аудиторию так, чтобы создавалось впечатление обращения то к одному, то к другому слушателю, а то и ко всем сразу. Этим привлекается внимание и завоевывается расположение к руководителю занятия и достигается взаимопонимание между слушателями и руководителем занятия (лектором).

Руководитель занятия не должен быть скованным в своих движениях, но и не быть излишне суетливым с неоправданной или театральной жестикуляцией. Жест и мимика оживляют речь, но ими надо пользоваться осторожно, Они должны быть естественными и соответствовать содержанию занятия (лекции). Очень нелепо выглядит руководитель занятия, читающий безотрывно текст и одновременно жестикулирующий рукой в знак утверждения или отрицания той или иной мысли.

Мимика и жесты - это атрибуты нашего поведения. Мы свыклись с ними, они являются чертами нашего характера и проявляются независимо от нашего сознания. Здесь можно пожелать только одного - умерить их количество, если вы очень эмоциональны, но ни в коем случае не надо пытаться создать искусственный образ, тренируясь перед зеркалом.

Не следует все время расхаживать перед аудиторией и делать однообразные движения, и, тем более, недопустимо метание от трибуны к плакату (схеме, и т. п.) и обратно.

Для поддержания дисциплины на занятии (лекции), путь один - привлечение внимания аудитории. Для этого необходимо, как минимум, интересный материал, хорошая композиция занятия (лекции), правильный стиль и тактичность в поведении руководителя занятия.

Приложение 1

Этапы разработки и проведения занятий

1 этап

Аналитический

Проблемный анализ темы, формулировка основных вопросов, поиск ответов на эти вопросы в теории. Подбор пособий, литературы, схем, слайдов. Установления связи темы данного занятия с другими темами.

Теоретическая концепция занятия (лекции)

2 этап

Стратегический

Определение «образа» аудитории, формулировка целевой установки, задачи и сверхзадачи, формулировка главного тезиса

Главный тезис занятия

3 этап

Тактический

Подбор материалов, фактов, иллюстраций, выбор приемов и способов, активизации слушателей, определение средств привлечения внимания и интереса слушателей на разных этапах занятия

Общий план и композиция занятия

4 этап

Редакционный

Вычитка-исправление ошибок и неточностей, удаление слов и выражение не свойственных письменной речи, избавление от повторов, неблагозвучных сочетаний, очистка текста от речевых штампов, упрощение синтаксического строя речи

Отредактированный, произнесенный вслух текст занятия

5 этап

Рабочий

(аудиторный)

Ориентация в конкретной аудитории и корректировка тактики проведения занятия в соответствии с реальной ситуацией

6 этап

Контрольно-итоговый

Самоанализ, уяснение причин достоинств и недостатков занятия, изучение мнения слушателей, совершенствование текста занятия с учетом итогового контроля

Отредактированный текст и рабочий план занятия

Приложение 2

Композиция занятия

Элементы

Назначение

Целевые

действия

Приемы и средства

зачин

Подготовить аудиторию к восприятию

Завладеть вниманием, возбудить интерес, дисциплинировать

Что-то удивительное: случай факт, история и т. п.

Завязка

мысли

Поставить проблему

Доказать актуальность, выявить противоречие, заинтриговать новым

Прием сопереживания, парадоксальная ситуация, контрастное положение

Изложение

Довести план

Обеспечит понимание цели общения

Обращение к интересам, потребностям, краткое описание ссылки на социальные задачи документа

1 учебный

вопрос

Представить предмет изучения

Раскрыть основное понятие

Определение, деление, понятия трактовка, опорная схема, сигнал, образ и т. д.

2учебный

вопрос

Довести сущность до понимания

Выдвинуть тезис и обосновать новое, дать оценку элементов, опровергнуть антитезис

Доказательство (методы мышления и способы убеждения), взгляды, мнения, свойства, аргументы и т. п.

3 учебный

вопрос

Дать установку на деятельность

Связать теорию с практикой. Предложить решение

Данные эксперимента, показательные примеры, официальные установки

Напоминание

Закрепить главную мысль занятия

Напомнить основной тезис

Возвращение к проблеме, самый сильный аргумент или факт,

Обобщение

Убедиться, что цель занятия достигнута

Усилить впечатление от занятия, подвести к заключению, добиться одобрения и принятия мысли.

Подытоживающие утверждения, эмоциональные средства, яркий пример, цитата.

Пожелания

Направить деятельность слушателей

Поставить задачи, мобилизовать, сориентировать, призвать

Перспективы, обращения, лозунги

ТЕМА 1.

ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА

КАК СИСТЕМА ОБЩЕГОСУДАРСТВЕННЫХ МЕР

ПО ЗАЩИТЕ НАСЕЛЕНИЯ

ОТ ОПАСНОСТЕЙ, ВОЗНИКАЮЩИХ

ПРИ ВЕДЕНИИ ВОЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ

ИЛИ ВСЛЕДСТВИЕ ЭТИХ ДЕЙСТВИЙ

Законодательство РФ

в области гражданской обороны (ГО)

Федеральный закон "О гражданской обороне" с дополнениями и изменениями, принятыми Федеральными законами от 9.10.2002 г. и от 01.01.2001 г. , определяет правовое поле работы органов государственной власти РФ, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления , организаций независимо от их организационно-правовыхформ и форм собственности.

В развитие этого закона приняты Постановления Правительства РФ "О порядке отнесения территорий к группам по гражданской обороне", "О создании (назначении) в организациях структурных подразделений (работников), уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны", "О порядке эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы" и ряд других.

Согласно Федеральному закону "О гражданской обороне" (ст. 10) граждане Российской Федерации: проходят обучение способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий; принимают участие в проведении других мероприятий по гражданской обороне; оказывают содействие органам государственной власти и организациям в решении задач в области гражданской обороны.

Основные задачи обучения населения определяет Положение об организации обучения населения в области гражданской обороны, которое утверждено постановлением Правительства РФ № 000 от 2.11.2000 года.

В этом Положении прописано, что основными задачами обучения населения в области ГО являются:

Изучение способов защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, порядка действий по сигналам оповещения, приёмов оказания первой медицинской помощи, правил пользования коллективными и индивидуальными средствами защиты;

Совершенствование навыков по организации и проведению мероприятий по ГО;

Выработка умений и навыков для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ;

Овладение личным составом нештатных аварийно-спасательных формирований и спасательных служб приёмами и способами действий по защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

Предназначение и задачи гражданской обороны

Гражданская оборона - это система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Основные задачи в области гражданской обороны определены в ст. 2 Федерального закона "О гражданской обороне". Это:

обучение населения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;

оповещение населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;

эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;

предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты;

проведение мероприятии по световой маскировке и другим видам маскировки;

проведение аварийно-спасательных работ в случае возникновения опасностей для населения при ведении военных действий или вследствие этих действий;

первоочередное обеспечение населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий, в том числе медицинское обслуживание, включая оказание первой медицинской помощи, срочное предоставление жилья и принятие других необходимых мер;

борьба с пожарами, возникшими при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;

обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому и иному заражению;

обеззараживание населения, техники, зданий, территорий и проведение других необходимых мероприятий;

восстановление и поддержание порядка в районах, пострадавших при ведении военных действий или вследствие этих действий;

срочное восстановление функционирования необходимых коммунальных служб в военное время, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;

срочное захоронение трупов в военное время;

разработка и осуществление мер, направленных на сохранение объектов, существенно необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время;

обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны.

гражданской обороны

Структуру гражданской обороны РФ составляет совокупность органов управления, сил и средств гражданской обороны федеральных органов исполнительной власти, субъектов РФ, муниципальных образований и организаций, в компетенцию которых входят вопросы защиты населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

Структура ГО соответствует принятой в РФ системе организации хозяйственного и военного управления.

Повседневное управление ГО осуществляют органы, уполномочен­ные на решение задач в области ГО. Возглавляет систему органов, осуществляющих управление ГО, МЧС России. Органами, осуществляющими управление гражданской обороной, являются: федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на решение задач в области гражданской обороны; территориальные органы - региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и органы, уполномоченные решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации;

структурные подразделения федеральных органов исполнительной власти, уполномоченные на решение задач в области гражданской обороны;

структурные подразделения (работники) организаций, уполномоченные на решение задач в области гражданской обороны, создаваемые (назначаемые) в порядке, установленном Правительством Рос­сийской Федерации.

Организация гражданской обороны

Российской Федерации

Организация и ведение ГО базируется на ряде принципов.

Первый заключается в том, что "организация и ведение ГО является одной из важнейших функций государства". Этот принцип исходит из прав и обязанностей личности, общества и государства, изложенных в соответствующих положениях Конституции РФ, Федеральных законов "О безопасности" и "Об обороне", на защиту и по защите от внутренних и внешних угроз. Так, Федеральных закон "О безопасности" рассматривает безопасность как состояние защищённости жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз. Государство гарантирует безопасность каждому гражданину страны, обеспечивает достижение ее проведением единой государственной политики в области обеспечения безопасности.

Организация и ведение ГО также осуществляется проведением единой государственной политики РФ в области ГО, при этом государство выполняет три важнейших функции: обеспечение защиты и жизнедеятельности населения, спасения и оказания помощи поражённым и по­страдавшим (социальная); сохранение мобилизационных и людских ресурсов и военно-экономического потенциала страны (оборонная); сохранение объектов, существенно необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время (экономическая). Выполнение вышеуказанных функций, в свою очередь, и предопределяет необходимость рассмотрения организации и ведения ГО в качестве одной из важнейших функций государства.

Второй важнейший принцип организации и видения ГО заключается в том, что подготовка государства к ведению гражданской обороны осуществляется заблаговременно в мирное время. При этом основное внимание уделяется формированию нормативных правовых основ функционирования гражданской обороны, организации системы управления и оповещения, созданию и подготовке сил гражданской обороны, накоплению запасов материально-технических средств, а также обучения населения в области ГО.

Руководство гражданской обороной

В Российской Федерации руководство гражданской обороной осуществляет Правительство РФ, а государственную политику в области гражданской обороны осуществляет федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный президентом Российской Федерации на решение задач в области гражданской обороны.

Руководство ГО в федеральных органах исполнительной власти, в территориально-административных образованиях и организациях осуществляют их руководители. Они несут персональную ответственность за организацию и проведение мероприятий по ГО и защите населения, в том числе за создание и накопление фондов коллективных и индивидуальных средств защиты, за подготовку сил, необходимых для реше­ния задач ГО, обучение населения и персонала объектов на подведомственных уровнях.

Начальники ГО в рамках своих полномочий имеют право: вводить в действие планы ГО; принимать решение об эвакуации; издавать приказы по вопросам ГО.

Силы гражданской обороны

В состав сил ГО входят воинские формирования, специально предназначенные для решения задач в области ГО, - Войска ГО, а также аварийно-спасательные формирования и спасательные службы.

Для решения задач ГО могут привлекаться воинские части и подразделения Вооружённых Сил РФ, а также аварийно-спасательные службы.

Деятельность Войск ГО осуществляется с момента объявления состояния войны, фактического начала военных действий или введения Президентом РФ военного положения на территории Российской Федерации или в отдельных её частях.

В мирное время эти войска участвуют в аварийно-спасательных работах, в локализации и ликвидации ЧС природного и техногенного характера.

На потенциально опасных объектах, имеющих важное оборонное и экономическое значение, представляющих высокую степень опасности возникновения ЧС в военное и мирное время, создаются нештатные аварийно-спасательные формирования в порядке, установленном законодательством Российской Федерации .

Гражданская оборона на объектах экономики

Организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации:

Планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне;

Проводят мероприятия по поддержанию своего устойчивого функционирования в военное время;

Осуществляют обучение своих работников способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;

Создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию локальные системы оповещения;

Создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.

На каждом объекте должны быть обеспечены: защита людей от различных ЧС; устойчивость его функционирования и проведение в случае необходимости аварийно-спасательных и других неотложных работ.

На объекте создаётся орган, уполномоченный на решение задач ГО. Кроме того, руководитель объекта, как лицо, несущее персональную ответственность за организацию и проведение мероприятий по ГО и защите работников объекта, может назначать из числа своих заместителей или других работников, ответственных по эвакуационным мероприятиям, по инженерно-техническому и материально-техническому обеспечению, которые курируют вопросы ГО в части их касающейся.

На объекте создаются нештатные аварийно-спасательные формирования и спасательные службы, которые могут включать группы: разведывательные (ПРХН); оповещения и связи; медицинские; аварийно-технические; противопожарные; охраны общественного порядка; по обслуживанию убежищ и укрытий; автотранспортная; материально-технического снабжения; энергетики и светомаскировки. Руководят ими, как правило, начальники отделов, цехов, других структурных подразделений, на базе которых они созданы.

ТЕМА 2.

ОПАСНОСТИ, ВОЗНИКАЮЩИЕ ПРИ ВЕДЕНИИ ВОЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ ИЛИ ВСЛЕДСТВИЕ ЭТИХ ДЕЙСТВИЙ

За последние годы в мире произошли существенные изменения в военно-политической и социально-экономической областях. В то же время значение военной силы в системе международных отношений за последнее время не уменьшилось. Особенность вооружённой борьбы в будущем будет состоять в том, что в ходе войны под ударами противника окажутся не только военные объекты и войска, но одно­временно и экономика страны, и гражданское население.

Вооружённые силы XXI века, по мнению американских военных специалистов, должны использоваться не столько для ведения традиционных военных действий, сколько для того, чтобы лишить противника возможности сопротивления за счёт поражения его наиболее важных объектов экономики и инфраструктуры. Это может достигаться широким использованием сил специальных операций, ударами крылатых ракет воздушного и морского базирования, а также массированным использованием средств радиоэлектронной борьбы, что уже имело место при нанесении США и НАТО ударов по Ираку и Югославии. Так, объектами активного воздействия в ходе агрессии против Югославии был тыл страны. При этом ВВС НАТО выполнили 9300 боевых самолёто-вылетов, суммарная мощность ударов кото­рых по тротиловому эквиваленту превысила 15 тыс. тонн. В результате этих ударов было выведено из строя до 70% объектов оборонной промышленности, 35% объектов энергоснабжения , более 40 круп­ных мостов.

По мнению экспертов, военные действия в будущем приобретут значительно больший пространственный размах и станут более скоротечными, однако это не будет означать обязательного сокращения продолжительности войн.

В случае возникновения на территории России локальных вооружённых конфликтов и развёртывания широкомасштабных боевых действий источниками ЧС военного характера будут являться опасности, возникающие при ведении военных действий или вследствие этих действий. К ним относятся:

опасности, которые возникают от прямого действия средств поражения. Они могут привести к травматическим поражениям осколками, инфекционным заболеваниям, радиационным и химическим поражениям. В перспективе к ним могут добавиться поражения, вызванные применением новых видов оружия, основанного на новых физических принципах (психотропного, информационного, метеорологического, геофизического, инфразвукового и др.);

опасности, которые могут возникнуть опосредованно через разрушение зданий, гидродинамических, химически и радиационно опасных предприятий, вследствие возникновения пожаров, очагов биологического заражения. Воздействие их на людей принято называть вторичными факторами поражения;

опасности, связанные с нарушением среды обитания человека, которые могут привести к его гибели или нанести существенный вред здоровью. К ним относятся воздействия средств поражения приводящие к потере жилищ, нарушениям систем водоснабжения и продовольственного снабжения, разрушению системы медицинской помощи населению и т. п.

Следует отметить, что опасности военного времени имеют характерные, только им присущие особенности:

они планируются, подготавливаются и реализуются человеком, его разумом и поэтому имеют более сложный и изощрённый характер, чем природные и техногенные опасности;

непосредственно средства поражения применяются также только человеком, через его волю и через его замысел. Поэтому в реализации опасностей военного времени меньше стихийного и случайного, оружие применяется, как правило, в самый неподходящий момент для жертвы агрессии и в самом уязвимом для нее месте;

развитие средств поражения всегда опережает развитие адекватных средств защиты от их воздействия. В любом случае в течение какого-то промежутка времени имеется превосходство средств нападения над средствами защиты;

для создания средств нападения используются самые последние научные достижения, привлекаются лучшие научные силы, лучшая научно-производственная база. Всё это ведёт к тому, что от некоторых средств поражения фактически невозможно найти средств и методов защиты;

анализ тенденций эволюции военных опасностей говорит о том, что современные (будущие войны) всё чаще носят террористический, антигуманный характер, мирное население воюющих стран превращается в один из объектов вооружённого воздействия с целью подрыва воли и способности противника оказывать сопротивление.

Указанные опасности будут возникать при применении противником современных обычных средств поражения, ядерного, химического, биологического и другого оружия.

ЯДЕРНОЕ ОРУЖИЕ

Ядерное оружие является наиболее мощным средством массового поражения. Действие его основано на использовании внутриядерной энергии, освобождающейся при ядерных превращениях, носящих характер взрыва. Ядерные взрывы могут быть высотные, воздушные, наземные (надводные) и подземные (подводные). Точка, в которой произошёл взрыв, называется центром, а её проекция на поверхность земли (воды) - эпицентром ядерного взрыва.

Ударная волна, световое излучение, проникающая радиация, радиоактивное заражение местности и электромагнитный импульс являются поражающими факторами ядерного взрыва.

Ударная волна - область резкого сжатия воздуха, распространяющаяся во все стороны со сверхзвуковой скоростью. Она наносит поражение прежде всего высоким избыточным давлением, которое почти мгновенно сжимает тело человека, вызывает повреждения внутренних органов, кровоизлияния, разрывы тканей. Воздействие оказывает также и скоростной напор. Он обладает сильной метательной способностью и может отбросить человека или ударить его об окружающие предметы. Для защиты от ударной волны необходимо использовать заглублённые и герметичные сооружения или устойчивые к ударам объекты техники.

Открытый урок по ГО

Здравствуйте, ребята. Сегодня, 4 октября, во всех школах страны проходит единый урок по Гражданской обороне. Урок этот посвящён годовщине со дня образования Гражданской обороны в России.

Цель нашего урока познакомиться с историей возникновения Гражданской обороны в России, узнать об основных функциях ГО, отработать действия по сигналам ГО.

Историческая справка. Выступление учащихся с опорой на презентацию к уроку.

Гражданская оборона -это система мер, направленных на подготовку к защите и защиту населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих во время военных действий.

Создана она была 4 октября 1932 года и называлась общесоюзная система противопожарной обороны, а в 1961 году была переименована в гражданскую оборону.

В настоящее время это отлаженная и эффективно работающая система, оказывающая экстренную помощь при форс-мажорных ситуациях не только в нашей стране, но и за рубежом. В ее состав входят противопожарная служба, войска гражданской обороны, авиация , поисково-спасательные подразделения , работающие в круглосуточном режиме реагирования на чрезвычайные происшествия.

(Презентация.3 слайд.)

Гражданская оборона (ГО) является одной из важнейших функций государства.ГО обеспечивает оборонное строительство и безопасность населения страны. Первыми серьёзными испытаниями ГО стала Великая Отечественная война. Подразделения противовоздушной обороны во время ВОВ обезвредили 40.000 зажигательных бомб, потушили 2700 пожаров, ликвидировали 3000 крупных аварий. В те годы впервые была организована система защиты населения, которая сохранила жизни тысячам мирных граждан.

В состав Гражданской обороны входят:

Поисково спасательные подразделения.

Противопожарная служба.

Войска Гражданской обороны.

Авиация МЧС.

Служба спасения на воде.

Сегодня войска ГО входят в состав Министерства РФ по делам ГО, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МСЧ России)

В нашей школе существует штаб Гражданской обороны , который обеспечивает обучение , защиту и оповещение учащихся и работников школы при возникновении чрезвычайных ситуаций.

Уроки ОБЖ в школе являются частью Гражданской обороны.

(Презентация.26- слайд.)

Мероприятия районного уровня – являются частью Гражданской обороны. (Презентация.27- слайд.)

Одними из задач гражданской обороны являются:

1. Обучение населения способам защиты от опасностей, возникающих в результате чрезвычайных ситуаций.

2. Оповещение населения об опасности.

резентация.28- слайд.)

Это должен знать каждый!

Сигналы гражданской обороны

(в мирное время)

    Единый предупредительный сигнал –

В н и м а н и е в с е м!

2. Способ передачи – сиренами, производственными и транспортными гудками

3. Действия по сигналу - включить радио, телеприёмник для прослушивания экстренного сообщения.

резентация.29- слайд.)

Во время экстренных ситуаций по радио и телевидению звучат текстовые сообщения. В зависимости от ситуации текст различен. Например:

«Внимание! Говорит штаб гражданской обороны города. Граждане! Произошла авария на комбинате с выбросом сильнодействующего ядовитого вещества - аммиака. ……»

Действия населения:

    Надеть противогазы или ватно-марлевые повязки.

    Взять документы.

    Выйти из зоны заражения.

Следовать в безопасное место - убежище

(Презентация.30-34 слайды.)

Изготовление ватно-марлевой повязки (Практическая часть.)

Ватно-марлевая повязка является самым простейшим средством защиты органов дыхания. Ее изготавливают из куска марли размером 90х50 см.

На середину кладут ровный слой ваты размером 20 х 20 см, толщиной 1-2см

С обеих сторон марлю загибают по всей длине, накладывая на вату.

Оставшиеся по длине марли концы разрезают на 25-30 см с каждой стороны для завязывания. Допускается обшивание концов.

готовая повязка.

Надетая повязка должна закрывать подбородок, рот и нос до глаз. Концы повязки завязывают: нижние на темени, верхние на затылке.

(Презентация.35 слайды.)

Эвакуация детей в ватно-марлевых повязках

(Презентация.36 слайды.)

Общевойсковой защитный комплект (ОЗК) предназначен для защиты человека.(учащиеся школьного отряда «Юный спасатель» демонстрируют процесс одевания ОЗК.

(Презентация.37 слайды.)

Сегодня вы узнали много нового и интересного, надеюсь, что услышанное и увиденное пригодится вам в жизни.

Каждый из вас должен помнить о своей безопасности, и уметь уберечь себя и близких от беды в любой жизненной ситуации.

Пораженному надо оказывать помощь непосредственно на месте происшествия, если в этот момент ничто не угрожает его жизни или жизни других людей.

В первую очередь необходимо прекратить действие поражающих факторов: термического (высокой или низкой температуры), электрического, механического (статического или динамического), химического (воздействие отравляющих веществ или АХОВ) и психогенного. Поражающие факторы могут действовать изолированно или совместно в различных комбинациях.

Первая медицинская помощь при терминальных состояниях

Под терминальным состоянием подразумевают этапы умирания организма, когда вследствие воздействия разнообразных патологических процессов резко угнетается скоординированная деятельность жизненных функций органов и систем, поддерживающих гомеостаз. В этот момент компенсаторные механизмы резко истощены или оказывают повреждающее воздействие, и без специального лечения организм не в состоянии самостоятельно справиться с возникшими нарушениями.

  1. Реанимационные мероприятия немедленно начинает тот, кто первым оказался в непосредственной близости от пострадавшего. Необходимо немедленно начать сердечно-легочную реанимацию (СЛР), пытаясь голосом вызвать помощь.
  2. Реанимационные мероприятия оказывают в том месте, где обнаружен пострадавший. Не следует пытаться перенести пострадавшего в подходящее помещение, специально укладывать на кушетку и т.п.
  3. Массаж сердца можно и должно проводить без предварительной дифференциальной диагностики механизмов прекращения кровообращения (асистолия, фибрилляция, неэффективная сердечная деятельность).

Комплекс реанимационных мероприятий включает методы временной остановки кровотечения; иммобилизацию подручными средствами; восстановление проходимости верхних дыхательных путей; искусственную вентиляцию легких по методу «из рта в рот», «изо рта в нос»; технику закрытого массажа сердца.

Массаж сердца и искусственную вентиляцию легких (ИВЛ) необходимо продолжать либо до восстановления сердечной деятельности и дыхания, либо до передачи пораженного медицинским работникам. В тех случаях, когда в течение 30 минут при правильно проводимой сердечно-легочной реанимации признаки клинической смерти сохраняются (самостоятельного сердцебиения и дыхания нет), реанимационные мероприятия прекращаются.

Сердечно-легочная реанимация (СЛР) не проводится только при наличии признаков «действительной» или биологической смерти. Такими объективными признаками являются: гипостатические пятна («трупные пятна») на коже — прежде всего лица, шеи, области груди и затем по всему телу, трупное окоченение мышц, остекленение и высыхание глазного яблока с резким расширением зрачков.

Эффективность реанимационных мероприятий оценивается по следующим признакам:

  1. Появление реакции зрачков на свет. Сужение зрачков говорит о поступлении крови, обогащенной кислородом, в мозг больного. Если зрачки остаются широкими и при этом не реагируют на свет, можно думать о гибели мозга.
  2. По ходу проведения закрытого массажа сердца его эффективность контролируется помещением двух пальцев на область проекции сонных артерий; при этом в момент сжатия сердца должна ощущаться пульсация сонной артерии. Появление пульсации на сонных артериях после кратковременного (не более 3-5 сек) прекращения массажа свидетельствует о восстановлении самостоятельной сердечной деятельности. Если реанимацию проводят два человека, то контроль над пульсом на сонных артериях и состоянием зрачков осуществляет реаниматор, проводящий ИВЛ.
  1. Восстановление спонтанного дыхания. Если самостоятельное дыхание в процессе СЛР восстанавливается, становится устойчивым и достаточным по объему, цели первичной СЛР можно считать достигнутыми. Однако не следует забывать о СЛР и в этом случае больной (или пострадавший) не должен ни на минуту выпадать из поля зрения реаниматоров.

Первая медицинская помощь при механических травмах

Механические травмы могут быть в виде ранений с кровотечениями, ушибов, вывихов, переломов, травм головы.

Кровотечения являются наиболее опасным осложнением ран и различаются в зависимости от характера поврежденных сосудов (артериальное – алая окраска, пульсирующая струя, венозное – темный цвет, непрерывное вытекание, капиллярное – кровоточит вся поверхность раны, паренхиматозное – при повреждении внутренних органов). Кровотечения у пострадавших останавливают возможными способами в зависимости от размера раны и имеющихся средств (наложение жгута, давящей повязки, проводят туалет раны и обезболивание).

Переломы могут быть закрытыми (без нарушения целостности кожных покровов) и открытыми. Основные признаки переломов: боль, припухлость, кровоподтек, ненормальная подвижность в месте перелома, нарушение функции конечности, повреждение кожных покровов. При переломах и вывихах осуществляют иммобилизацию соответствующих частей тела (шины Дитерикса, Крамера, подручные средства), также обезболивание.

При ушибах получаются разрывы кровеносных сосудов с излиянием крови в окружающие ткани, поэтому место ушиба всегда припухает и образуются синяки. В этом случае необходимо охладить место ушиба, прикладывая лед или тряпку, смоченную холодной водой, а затем плотно забинтовать его.

Черепно-мозговая травма может быть закрытой (сотрясение головного мозга или его ушиб, сдавление, диффузное аксональное повреждение) или закрытой. У пострадавшего в зависимости от вида травмы головы могут быть кратковременная потеря сознания, ретроградная амнезия, боль при движении глазных яблок, бледность кожных покровов, ригидность, парез, паралич (ушиб головного мозга), гематомы, постепенное затуманивание сознания (сдавление).

Первая медицинская помощь при травмах черепа и мозга включает: восстановление сознания (аммиак, 10%); пострадавшего укладывают на бок и оберегают голову от резких перемещений; осуществляют остановку кровотечения (если существует); голову фиксируют ватно-марлевым или резиновым кольцом; применяют сорбенты; пострадавшего срочно и осторожно доставляют в лечебное учреждение.

Первая медицинская помощь при синдроме длительного сдавления

При оказании медицинской помощи на первом этапе необходимо решить следующие задачи: устранить или ослабить болевые и психоэмоциональные влияния на организм пострадавших; предотвратить или уменьшить поступление токсинов из поврежденных конечностей или других участков тела; обеспечить своевременную и надежную эвакуацию пострадавших в специализированное лечебное учреждение.

Первая помощь оказывается на месте происшествия. Устранение боли, уменьшение психоэмоционального напряжения у пострадавших в очаге катастрофы следует осуществлять при первой возможности еще до освобождения их от сдавливающего фактора (вводят промедол, седативные средства). Освобождение пострадавшего начинают с головы, туловища. Одновременно проводят борьбу с асфиксией (придание удобного положения, очистка верхних дыхательных путей, ИВЛ и т. д.). Патологический процесс после освобождения конечности может развиваться очень быстро, поэтому целесообразно кратковременное наложение жгута. После наложения асептических повязок на раны, тугого бинтования и охлаждения конечности (при соответствующих условиях) жгут следует снять. Следует помнить о том, что длительное нахождение жгута способствует углублению патологических изменений тканей конечности. Иммобилизация проводится подручными средствами или табельными шинами. При отсутствии тошноты и рвоты дают обильное питье (желательно соле-щелочного раствора – 3-4 чайных ложки поваренной соли, полторы — 2 чайных ложки питьевой соды на литр воды), чай. Показана ингаляция кислорода. Эвакуация пораженных с СДС должна осуществляться в первую очередь, лежа на носилках, наиболее щадящим транспортом.

Первая медицинская помощь при ожогах

При оказании первой помощи при ожоге обработки ожоговой поверхности не проводят. Накладывают асептическую повязку или специальную противоожоговую повязку, если она имеется. Допускается применение влажно-высыхающей повязки с антисептиками или антибиотиками.

После предварительного обезболивания (1-2 мл 1% раствора промедола) выполняют туалет ожоговой раны: кожу вокруг ожога протирают 0,25% или 0,5% раствором нашатырного спирта, тёплой мыльной водой или раствором антисептика, после чего обрабатывают спиртом или раствором йодоната. Далее протирают тампоном, смоченным раствором антисептика (фурациллин 1:5000, хлорацил, риванола), затем 0,25% раствором новокаина и осторожно снимают посторонние наслоения, инородные тела, обрывки поверхностного слоя кожи. Целые пузыри не удаляют. Очень напряжённые пузыри подсекают у основания.

При поверхностных ожогах до 30% площади поверхности тела можно использовать повязки с нежирными кремами, мазями Вишневского, синтомициновой эмульсией, растворами фурациллина, хлорацила, антибиотиками на 0,5% растворе новокаина (мономицин, канамицин, полимиксин и т.д.).

Первая медицинская помощь при отравлении продуктами горения

Первая медицинская помощь в очаге поражения:

— надеть противогаз в комплексе с гопкалитовым патроном или патроном ДПГ-1;

— немедленно удалить пострадавшего из зоны заражения (при отсутствии противогаза — первостепенное мероприятие!).

Первая медицинская и доврачебная помощь вне зоны заражения:

— снять противогаз;

— освободить от стесняющей дыхание одежды, согреть;

— ингаляция кислорода;

— искусственное дыхание при его ослаблении (ручные дыхательные приборы);

— при ослаблении сердечной деятельности — 1 мл кордиамина, 1 мл 10% раствора кофеина бензоата натрия подкожно;

— немедленно эвакуировать на первый этап медицинской эвакуации или в ближайшее лечебное учреждение.

Первая медицинская помощь при электротравмах

Основной причиной смерти при электротравме является прекращение сердечной деятельности и остановка дыхания. Поэтому срочно надо в таком случае:

— соблюдая технику безопасности, освободить пораженного от дальнейшего воздействия электротока;

— при необходимости провести оживление (закрытый массаж сердца и ИВЛ методом “изо рта в рот” или “изо рта в нос”);

— наложить сухую повязку на место ожога;

— пораженного быстро доставить в больницу;

Для прекращения действия тока необходимо использовать резиновые перчатки, обувь на резиновой подошве, сухие палки, доски.

Психологическая устойчивость в чрезвычайных ситуациях

Психиатрическая помощь при ЧС представляет собой комплекс медико-психологических и психиатрических мероприятий, для нейтрализации острых психологических расстройств, нормализацию психического состояния не только пострадавших, но и медицинских работников первого контакта, а также спасателей.

Основные направления психиатрической помощи:

а) соответствие сил и средств психиатрической помощи задачам по ее оказанию на этапах медицинской эвакуации;

б) своевременное привлечение специалистов данного профиля (по принципу взаимного дополнения, а не дублирования на различных этапах);

в) адекватная сортировка и быстрая эвакуация пострадавших из очага поражения;

г) своевременное усиление отдельных этапов оказания психиатрической помощи;

д) сочетание лечебных и реабилитационных мероприятий.

Психологическая помощь осуществляется с целью:

а) предоставления возможности человеку выразить свои переживания;

б) предоставления пострадавшим полной информации о ЧС;

в) поддержания и внушения человеку уверенности в себе;

г) побуждения к скорейшему возвращению к нормальной деятельности.

При оказании пострадавшим психологической помощи руководствуются следующими принципами:

а) безотлагательность;

б) приближенность к зоне ЧС;

в) ожидаемость восстановления;

г) единство психотерапевтического воздействия;

д) простота психотерапевтического воздействия;

е) преемственность психологического сопровождения.

Опыт ликвидации последствий различного рода аварий и чрезвычайных ситуаций свидетельствует о том, что наибольшие затруднения возникают при организации первой медицинской и доврачебной помощи пострадавшим психиатрического профиля.

Первоочередной задачей в этих случаях является выявление пострадавших с психомоторным возбуждением, обеспечение безопасности их и окружающих, ликвидация обстановки растерянности, исключение возможности возникновения массовых панических реакций. Эффективность первой медицинской и доврачебной помощи обусловлена подготовленностью медперсонала и наличием необходимых медикаментозных средств.

Москва 2004


ЛЕКЦИИ

по гражданской обороне

ЛЕКЦИЯ Тема №1: Гражданская оборона как система общегосударственных мер по защите населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

Законодательство РФ в области гражданской обороны (ГО)

Принятие Федерального закона "О гражданской обороне" определило правовое поле работы органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, организаций независимо от их организационно -правовых форм и форм собственности.

В развитие этого закона приняты Постановления Правительства РФ "О порядке отнесения территорий к группам по гражданской обороне", "О федеральных службах гражданской обороны" и ряд других.

Согласно Федеральному закону "О гражданской обороне" (cт.1O) граждане Российской Федерации: проходят обучение способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий; принимают участие в проведении других мероприятий по гражданской обороне; оказывают содействие органам государственной власти и организациям в решении задач в области гражданской обороны.

Основные задачи обучения населения определяет Положение об организации обучения населения в области гражданской обороны, которое утверждено постановлением Правительства РФ №547 от

В этом положении прописано, что основными задачами обучения населения в области ГО являются:

    изучение способов защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, порядка действий при сигналах оповещения, приемов оказания первой медицинской помощи, правил пользования коллективными и индивидуальным средствами защиты;

    совершенствование навыков по организации и проведению мероприятий по ГО;

Предназначение и задачи гражданской обороны

Гражданская оборона - это система мероприятий по подготовке и защите населения, материальных и культурных ценностей на территории РФ от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

Основные задачи в области ГО определены в ст. 2 Федерального закона "О гражданской обороне". Это:

    Обучение населения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;

    Эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;

    Предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты;

    Проведение мероприятий по световой маскировке и другим видам маскировки;

    Проведение аварийно-спасательных работ в случае возникновения опасностей для населения при ведении военных действий или вследствие этих действий;

    Первоочередное обеспечение населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий, в том числе медицинское обслуживание, включая оказание первой медицинской помощи, срочное предоставление жилья и принятие других необходимых мер;

    Борьба с пожарами, возникшими при ведении военных действий или вследствие этих действий;

    Обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому и иному заражению;

    Обеззараживанию населения, техники, зданий, территорий и про ведение других необходимых мероприятий;

    Восстановление и поддержание порядка в районах, пострадавших при ведении военных действий или вследствие этих действий;

    Срочное восстановление функционирования необходимых коммунальных служб в военное время;

    Срочное захоронение трупов в военное время;

    Разработка и осуществление мер, направленных на сохранение объектов, существенно необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время;

    Обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны.

Структура и органы управления гражданской обороны

Структуру гражданской обороны РФ оставляет совокупность органов управления, сил и средств гражданской обороны федеральных органов управления исполнительной власти, субъектов рф, муниципальных образований и организаций, в компетенцию которых входят вопросы защиты населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

Структура ГО соответствует принятой в РФ системе организации хозяйственного и военного управления.

Повседневное управление ГО осуществляют органы, специально уполномоченные на решение задач в области ГО. Возглавляет систему органов, осуществляющих управление ГО, МЧС России. Органами, осуществляющими управление гражданской обороной, являются:

    федеральный орган исполнительной власти, специально уполномоченный на решение задач в области гражданской обороны, и его территориальные органы, созданные в установленном порядке;

    структурные подразделения федеральных органов исполнительной власти, специально уполномоченные на решение задач в области гражданской обороны;

    структурные подразделения (работники) организаций, специально уполномоченные на решение задач в области гражданской обороны, создаваемые (назначаемые) в порядке, установленном Правительством РФ.

По согласованию между федеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным на решение задач в области ГО, и субъектом РФ в порядке, установленном Правительством РФ, могут создаваться органы, осуществляющие управление гражданской обороной на территориях субъектов РФ, территориях, отнесенных к группам по гражданской обороне,

Указанные органы комплектуются военнослужащими Войск гражданской обороны, средства, на содержание которых выделяются из федерального бюджета, и гражданским персоналом, средства, на содержание которых выделяются из бюджетов субъектов РФ.

Руководители указанных органов назначаются руководителем федерального органа исполнительной власти, специально уполномоченного на решение задач в области ГО, из числа военнослужащих Войск гражданской обороны по согласованию с начальниками гражданской обороны субъектов Российской Федерации, территорий, отнесенных к группам по гражданской обороне, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Организация гражданской обороны Российской Федерации

Организация и ведение ГО базируется на ряде принципов.

Первый заключается в том, что" организация и ведение ГО является одной из важнейших функций государства". Этот принцип исходит из прав и обязанностей личности, общества и государства, изложенных в положениях Конституции РФ, Федеральных законов "О безопасности" и "Об обороне", на защиту и по защите от внутренних и внешних угроз. Так, Федеральный закон "О безопасности" рассматривает безопасность как состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз. Государство гарантирует безопасность каждому гражданину страны, обеспечивает достижение ее проведением единой государственной политики в области обеспечения безопасности.

Организация и ведение ГО также осуществляется проведением единой государственной политики РФ в области ГО, при этом государство выполняет три важнейших функции: обеспечение защиты и жизнедеятельности населения, спасения и оказания помощи пораженным и пострадавшим (социальная); сохранение мобилизационных и людских ресурсов и военно-экономического потенциала страны (оборонная); сохранение объектов, существенно необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время (экономическая). Выполнение вышеуказанных функций, в свою очередь, и предопределяет необходимость рассмотрения организации и ведения ГО в качестве одной из важнейших функций государства.

Второй принцип организации и ведения ГО заключается в том, что она организуется на территории РФ по территориально - производственному принцип. Этот принцип означает что планирование и проведение мероприятий ГО осуществляют как органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления, так и федеральные органы исполнительной власти и организации, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности. Такой подход позволяет при решении задач ГО лучше учесть и совместить как интересы территорий, так и интересы находящихся на этих территориях объектов экономики. Территориально--производственный принцип организации ГО фактически развивает и дополняет первый принцип, т. к. именно он позволяет ГО быть по существу формой всеобщего участия всех органов власти и населения страны в выполнении социальной, оборонной и экономической функции государства.

Руководство гражданской обороны

В Российской Федерации руководство гражданской обороной осуществляет Правительство РФ.

Руководство ГО в федеральных органах исполнительной власти, в территориально-административных образованиях и организациях осуществляют их руководители, которые являются по должности начальниками гражданской обороны. Они несут персональную ответственность за организацию и проведение мероприятий ГО, в том числе за создание и накопление фондов коллективных и индивидуальных средств защиты, за подготовку сил, необходимых для решения задач го, обучения населения и персонала объектов на подведомственных уровнях.

Начальники ГО в рамках своих полномочий имеют право: вводить в действие планы ГО; принимать решение об эвакуации; издавать приказы по вопросам ГО.

Силы гражданской обороны

В состав сил ГО входят воинские формирования, специально предназначенные для решения задач в области ГО, - Войска ГО, а так же гражданские организации гражданской обороны.

Для решения задач ГО могут привлекаться воинские части и подразделения Вооруженных Сил РФ, а так же аварийно-спасательные службы.

Деятельность Войск ГО осуществляется с момента объявления состояния войны, фактического начала военных действий или введения Президентом РФ военного положения на территории РФ или в отдельных ее частях.

В мирное время эти войска участвуют в аварийно-спасательных работах, в локализации и ликвидации ЧС природного и техногенного характера.

На потенциально опасных объектах, имеющих важное оборонное и экономическое значение, представляющих высокую степень опасности возникновения ЧС в военное и мирное время, создаются гражданские организации ГО. В них могут быть зачислены граждане Российской Федерации: мужчины в возрасте от 18 до 60 лет, женщины в возрасте от 18 до 55 лет, за исключением военнообязанных, имеющих мобилизационные предписания, инвалидов 1, 11 или 111 группы, беременных женщин, женщин, имеющих детей в возрасте до восьми лет, а так же женщин, получивших среднее или высшее медицинское образование, имеющих детей в возрасте до трех лет.

Гражданские организации ГО проводят аварийно-спасательные, другие неотложные работы и первоочередное жизнеобеспечение населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий.

Участвуют в борьбе с пожарами; в обнаружении и обозначении районов, подвергшихся радиоактивному, химическому и иному заражению; обеззараживании населения, техники, зданий и территорий; срочном восстановлении функционирования коммунальных служб и других объектов жизнеобеспечения населения; восстановления и поддержания порядка в пострадавших районах.

Гражданская оборона на объектах экономики

Организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации:

    планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне;

    проводят мероприятия по поддержанию своего устойчивого функционирования в военное время;

    осуществляют обучение своих работников способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;

    создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию локальные системы оповещения;

На каждом объекте должны быть обеспечены: защита людей от различных ЧС; устойчивость его функционирования и проведения в случае необходимости аварийно-спасательных и других неотложных работ.

Руководитель объекта является начальником гражданской обороны. На объекте создается орган, уполномоченный на решение задач ГО, начальник которого может быть заместителем НГО.

Кроме того, у НГО могут быть заместители по эвакуационным мероприятиям, по инженерно-техническому и материально-техническому обеспечению, которые курируют вопросы ГО в части их касающейся.

На объекте создаются гражданские организации гражданской обороны, которые включают группы: разведывательные (ПРХН); оповещения и связи; медицинские; аварийно-технические; противопожарные; охраны общественного порядка; по обслуживанию убежищ и укрытий; автотранспортная; материально-технического снабжения; энергетики и светомаскировки. Руководят ими, как правило, начальники отделов, цехов, других структурных подразделений, на базе которых они созданы.

Типовые схемы организационно-штатной структуры гражданских организаций ГО содержатся в "Методических указаниях по созданию гражданских организаций гражданской обороны", введенных в действие директивой МЧС России от 3.04.2000 г. N233-860-44.

Опасности, возникающие при ведении военных действий или вследствие этих действий.

Ядерное оружие.

Ядерное оружие является наиболее мощным средством массового поражения. Действие его основано на использовании внутриядерной энергии, освобождающейся при ядерных превращениях, носящих характер взрыва. Ядерные взрывы могут быть высотные, воздушные, наземные (надводные), подземные (подводные). Точка, в которой произошел взрыв, называется центром, а ее проекция на поверхность земли (воды) - эпицентром ядерного взрыва.

Поражающими факторами ядерного взрыва являются: ударная волна, световое излучение, проникающая радиация, радиоактивное заражение местности и электромагнитный импульс.

Ударная волна - область резкого сжатия воздуха, распространяющаяся во все стороны со сверхзвуковой скоростью. Она наносит поражение прежде всего высоким избыточным давлением, которое почти мгновенно сжимает тело человека, вызывает повреждения внутренних органов, кровоизлияния, разрывы тканей. Воздействие оказывает также и скоростной напор. Он обладает сильной метательной способностью и может отбросить человека или ударить его об окружающие предметы. для защиты от ударной волны необходимо использовать заглубленные и герметические сооружения или устойчивые к ударам объекты техники.

Световое излvчение - ядерного взрыва - это мощный поток видимого света и близких к нему по спектру ультрафиолетовых и инфракрасных лучей. Источником светового потока является яркая вспышка и огненный шар, состоящий из раскаленных газообразных продуктов ядерного боеприпаса и прилегающих к нему слоев нагретого воздуха. У людей световое излучение может вызывать ожоги открытых участков тела и поражения органов зрения.

От светового излучения возможно образование массовых пожаров.

Защитой людей от светового излучения служат инженерные сооружения, защитная одежда, специальные очки, а также заблаговременное создание дымовых завес и про ведение профилактических противопожарных мероприятий.

Проникающая радиация - представляет собой поток гамма лучей и нейтронов, возникающих в момент ядерного взрыва. Время ее действия 10-15 сек. За этот период радиоактивное облако успевает подняться на большую высоту, и гамма лучи, и нейтроны полностью поглощаются атмосферой.

Вредное биологическое действие гамма лучей и нейтронов, обусловлено, их способностью ионизировать атомы и молекулы клеток живой ткани.

Открытые и особенно перекрытые щели уменьшают воздействие проникающей радиации, а убежища и противорадиационные укрытия практически полностью защищают от нее.

Радиоактивное заражение местности - присутствие радиоактивных веществ в количестве, превышающем уровни, установленные нормами радиационной безопасности. Оно возникает в результате выпадения радиоактивных веществ из облака ядерного взрыва. Размеры района радиоактивного заражения зависят от мощности взрыва и скорости ветра, метеорологических условий и характера местности.

Электромагнитный импvльс (ЭМИ) - это электрические и магнитные поля, возникающие в результате воздействия гамма-излучения на атомы окружающей среды и образования в этой среде потока электронов и положительных ионов.

Очаг ядерного поражения условно делят на зоны. Зона полных разрушений - территория, подвергшаяся воздействию ударной волны с избыточным давлением (на внешней границе) свыше 50 кПа. В зоне полностью разрушаются все здания и сооружения, а также противорадиационные укрытия и часть убежищ образуются сплошные завалы, повреждается коммунально-энергетическая сеть. Зона сильных разрушений - с избыточным давлением во фронте ударной волны от 50 до 30 кПа. В этой зоне наземные здания и сооружения получают сильные разрушения, образуются местные завалы, возникают пожары. Большинство убежищ сохранятся, у некоторых из них могут быть завалены входы и выходы. Люди, находящиеся в них, могут получить поражения только из-за нарушения герметизации убежищ, их затопления или загазованности. Зона средних разрушений - с избыточным давлением во фронте ударной волны от 30 до 20 кПа. В ней здания и сооружения получают средние разрушения. Убежища и укрытия подвального типа сохраняются. От светового излучения могут возникнуть пожары. Зона слабых разрушений - с избыточным давлением во фронте ударной волны от 20 до 1 О кПа. Здания получают небольшие разрушения. От светового излучения возникают отдельные очаги пожаров.

КПа- это единица измерения давления. 1 атм.= 105 Па.

Химическое оружие.

К химическому оружию относятся боевые токсические химические вещества (БТХВ) и средства их доставки к цели. К боевым токсичным химическим веществам относятся отравляющие вещества (ОВ) и токсины, оказывающие поражающее действие на организм человека и животных, а также фитотоксиканты, которые могут применяться в военных целях для поражения различных видов растений. ОВ составляют основу химического оружия. Многие ОВ не имеют ни цвета, ни запаха, что затрудняет их обнаружение органами зрения и обоняния. Кроме того, современные ОВ настолько высокотоксичны, что даже кратковременное пребывание людей в зараженной атмосфере без средств защиты органов дыхания или при попадании капель ОВ на кожу может привести к смертельному исходу.

В момент применения ОВ могут быть в капельножидком состоянии, в виде газа (пара), тумана или дыма. Поэтому поражение может быть вызвано в результате вдыхания пораженного воздуха, при попадании ОВ в глаза, на кожу, одежду, при употреблении зараженной пищи или воды, а также при соприкосновении с зараженными предметами.

Поражающее действие ОВ оценивают по их концентрации, плотности заражения, стойкости, токсичности.

Концентрацией называется количество ОВ, находящегося в единице объема зараженного воздуха. Ее выражают чаще всего в миллмграммах ОВ, содержащегося в 1 л воздуха (мг/л).

Плотность заражения - это количество ОВ, находящегося на единице площади местности или другой поверхности. Плотность заражения принято выражать в г/м 2 .

Стойкость - это способность ОВ сохранять свое поражающее действие в воздухе или на местности в течение определенного времени.

К стойким относятся ОВ, сохраняющие поражающие свойства от нескольких часов до нескольких суток (v-газы, зарин, зоман, табун, азотистый иприт, люизит, иприт).

Нестойкие ОВ (синильная кислота, фосген, хлорциан) сохраняют поражающие свойства в течение нескольких минут.

Способность ОВ оказывать поражающее действие на людей и животных характеризуется таким термином, как токсичность. Токсичность ОВ проявляется при его контакте с живым организмом, вызывая определенный эффект поражения. Токсичность характеризуется количеством вещества, вызывающим поражающий эффект, и характером токсического действия на организм. Токсическая доза (токсодоза) ОВ - количество вещества (доза), вызывающая определенный токсический эффект при различных путях проникновения в организм: ингаляционном, кожно-резорбтивном и через раны.

обороны ...
  • «учебно-методический центр по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям» методические материалы по подготовке к действиям

    Документ

    Мероприятий по гражданской обороне , разрабатывают-и реализуют планы гражданской обороны ; осуществляют меры по поддержанию сил гражданской обороны , органов управления гражданской обороны ...

  • Методические рекомендации по обучению неработающего населения в учебно-консультационных пунктах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям г владимир 2009 г

    Методические рекомендации

    Решать задачи по гражданской обороне и по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, руководителей гражданской обороны организаций, при... военного характера, чрезвычайных ситуаций и пожаров. Лекция 1 2 Опасности, возникающие при ведении...

  • 1 Провести в общеобразовательных учреждениях Камышловского городского округа плановые объектовые тренировки по гражданской обороне в мае 2012 года

    Документ

    ... (взаимодействия) по гражданской обороне , по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, по приведению в готовность системы управления, по подготовке... для руководства могут быть прочитаны лекции , с ним проводятся семинары, групповые упражнения...



  • Просмотров