Защита гражданского населения и жертв вооруженного конфликта. Международное гуманитарное право
Ограничение средств и методов ведения военных действий в международном гуманитарном праве
За последние пять веков по Земле пронеслось около 15 тысяч войн, которые унесли почти 4 миллиарда жизней - это соответствует 2/3 нынешнего населения Земли 1 . Смерть и разрушения всегда были и остаются спутниками войны. Печальная история Карфагена, стертого с лица земли, на протяжении веков неоднократно повторялась.
В XX в. мир пережил две мировые войны, которые были беспрецедентны по человеческим потерям и нанесенному ущербу. Развитие технологий, изобретение и совершенствование новых видов вооружения привели к тому, что на земле сегодня накоплен арсенал, которого хватило бы для полного уничтожения нескольких таких планет, как наша. На вооружение армий многих государств день за днем поступает новое оружие, изобретаемое в кабинетах ученых. Так, в ходе корейской войны начала 50-х гг. XX в. было применено 9 ранее неизвестных видов оружия, во Вьетнаме (1964-1975 гг.) - 25, в четырех арабо-израильских вооруженных конфликтах (60- 80-е гг. XX в.) - 30, а в войне в зоне Персидского залива (1991 г.) - уже около 100.
Наиболее смертоносное из всех изобретенных видов оружия - ядерное. Усилиями многих государств сегодня угроза глобальной ядерной войны существенно уменьшена.
Уже со второй половины XIX в. начался процесс закрепления норм международного права, направленных на защиту людей, страдающих от бедствий, вызванных вооруженными конфликтами. Эти нормы провозглашены международными документами, составившими в совокупности основу современного международного гуманитарного права.
После Второй мировой войны были приняты четыре основных документа международного гуманитарного права, существенно усилившие защиту жертв вооруженных конфликтов:
Женевская конвенция об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях от 12 августа 1949 г.;
II Женевская конвенция об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море от 12 августа 1949 г.;
;IV
Женевская конвенция о защите гражданского населения во время войны от 12 августа
1949
г.
В 1977 г. положения этих конвенций были расширены двумя дополнительными протоколами:
Дополнительный протокол к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 г., касающийся
защиты жертв международных вооруженных конфликтов (Протокол I) от 8 июня 1977 г.;
Дополнительный протокол к Женевским конвенциям от 12 августа 1949
г., касающийся
защиты жертв вооруженных конфликтов немеждународного характера (Протокол II) от 8 июня
1977 г.
Цель международного гуманитарного права состоит также в том, чтобы ограничить разрушительную силу вооруженных" конфликтов, воздерживая воюющие стороны от бессмысленной жестокости, и не допустить превращения вооруженного конфликта в неприкрытое варварство. Помимо положений, обеспечивающих защиту определенных категорий лиц, в этом праве также закреплены основные ограничения, которые должны соблюдать воюющие стороны (схема 39).
Общая защита гражданского населения от опасностей, возникающих в связи с военными операциями, возможна только при условии, что воюющие стороны могут отличить гражданское население от тех, кто непосредственно участвует в боевых действиях (комбатантов).
Согласно нормам международного гуманитарного права, конфликтующие стороны обязаны всегда проводить различие между гражданским населением и комбатантами и принимать все возможные меры предосторожности, чтобы щадить гражданское население. В то же время, если гражданскому населению создают условия защиты от насилия и нападений со стороны противника, то это предполагает, что оно не участвует в конфликте.
Во время Второй мировой войны нередки были случаи, когда гражданские лица становились жертвами репрессий. Такие факты зафиксированы, например, в ноте Молотова германскому правительству от 27 апреля 1942 г.: «...В деревнях Лотошинского района Московской области гитлеровцы замучили и повесили 153 человека, 13 семей заживо сожгли... Только за январь 1942 г. из Харькова поступили сведения о казни 370 заложников качестве репрессий за действия партизан».
Современное международное гуманитарное право запрещает акты насилия или угрозы насилием, имеющие основной целью терроризировать гражданское население.
Международным гуманитарным правом предусмотрены ограничения ведения военных действий.
Ограничения по объектам нападения представлены на схеме 40.
Международным гуманитарным правом установлены также ограничения по средствам и методам ведения военных действий.
Главный принцип ведения военных действий гласит: право сторон, находящихся в конфликте, выбирать методы или средства ведения войны не является неограниченным.
Прогресс в сфере создания новых средств ведения войны требует постоянного усовершенствования правовой базы их использования. Так, например, применение удушающих газов во время Первой мировой войны привело к осознанию особой опасности этого вида оружия и его запрещению в 1925 г. 1
Принятые в конце XIX - начале XX в. документы, касающиеся ограничения средств и методов ведения военных действий, по мере возникновения новых типов вооружения были дополнены положениями конвенций, преимущественно направленных на запрещение бактериологического и химического оружия или средств воздействия на окружающую среду.
1 Женевский Протокол о запрещении применения во время войны удушающих, токсических или им подобных газов и бактериологического оружия от 17 июня 1925 г.
Ограничение методов и средств ведения боевых действий предусматривает:
Запрещение нападений неизбирательного характера.
Цель этого ограничения - исключить использование тех методов и видов вооружений, которые не обладают достаточной точностью для проведения необходимого различия между военными объектами и гражданскими населением и объектами, а также тех, чье воздействие не может быть ограничено во времени и пространстве.
Запрещение нападений, которые, как можно ожидать, вызовут потери среди
гражданского населения или нанесут ущерб гражданским объектам, которые
были бы чрезмерны по отношению к тому конкретному и прямому военному пре
имуществу, которое нападающие предполагают получить.
Это положение касается в том числе и наземных мин. Мины сегодня - самое смертоносное оружие; Они наносят удар вслепую и причиняют своим жертвам жестокие страдания и раны. В радиусе 30 м они убивают, в радиусе 100 м - калечат. Большинство жертв мин - мирные жители. Многие мины сконструированы" таким образом, что их практически невозможно обезвредить, у большинства отсутствует механизм самоликвидации. Их крайне трудно обнаружить. Часто их устанавливают в количествах, не соответствующих военной необходимости. Мины по-настоящему начинают свою смертоносную работу именно тогда, когда конфликты заканчиваются. Специалисты подсчитали, что в среднем на 20 детей в мире приходится одна мина.
Противопехотные мины, установленные во время Второй мировой войны, продолжают убивать и калечить людей и сейчас, через 55 лет после ее окончания
Схема 40 Ограничения по объектам нападения
Одно из главных препятствий в деле организации разминирования - его стоимость. Обезвреживание мины, на производство которой было затрачено 3 долл. США, может обойтись в 1000 долл.
Проявление при ведении военных действий заботы о защите природной среды.
Современная концепция охраны окружающей среды предполагает, что при ведении военных действий должна проявляться забота о защите природной среды от обширного, долговременного и серьезного ущерба в целях сохранения здоровья или выживания населения. Так, в 1976 г. была принята Конвенция о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду. Она запретила применение боевых зажигательных средств против лесов и других зеленых насаждений.
Кстати, в России, согласно статье 358 Уголовного кодекса РФ массовое уничтожение растительного или животного мира, отравление атмосферы или водных ресурсов, а также совершение иных действий, способных вызвать экологическую катастрофу, наказывают лишением свободы на срок от 12 до 20 лет.
Запрещение использовать в качестве метода ведения войны голод среди гражданского населения.
Нельзя подвергать нападению, разрушать, вывозить или приводить в негодность объекты, необходимые для выживания гражданского населения (например, запасы продуктов питания, посевы, скот, сооружения для снабжения питьевой водой и запасы питьевой воды, ирригационные сооружения и т. д.).
Запрещение военных действий, основанных на вероломстве.
Актами вероломства считают действия, направленные на то, чтобы с целью обмана вызвать доверие противника и заставить его поверить, что он имеет право на защиту или обязан предоставить такую защиту, согласно нормам международного гуманитарного права.
Поэтому преднамеренное злоупотребление общепризнанными эмблемами (красного креста и красного полумесяца, белым флагом, защитной эмблемой культурных ценностей и другими общепринятыми защитными знаками) запрещено. Также запрещено во время нападения или защиты или для прикрытия военных действий использование национальных символов (флагов, военных эмблем, форменной одежды и т. п.) стороны противника, а также национальных символов и эмблем государств, не являющихся сторонами в конфликте.
Международное гуманитарное право, основные документы которого ратифицированы почти всеми государствами мира, ограничивает право сторон использовать определенные методы и средства ведения военных действий и обязует каждого, кто принимает участие в военных действиях, следовать правилам, позволяющим регулировать отношения между сторонами в вооруженном конфликте, и обеспечить защиту тем, кто не принимает в нем участия.
Вопросы
1. Назовите три основных типа ограничения военных действий в международном гуманитарном праве. 2. Перечислите категории лиц, которые находятся под защитой четырех Женевских конвенций от 12 августа 1949 г. 3. Чем вызвано введение ограничения по объектам нападения во время вооруженного конфликта? 4. В чем состоят ограничения по методам и средствам ведения боевых действий? 5. В чем за-
Лючается цель международного гуманитарного права? 6. Что понимают под общей защитой гражданского населения в международном гуманитарном праве? 7. Сформулируйте главный принцип ведения военных действий. 8. Что считают в международном гуманитарном праве актом вероломства?
Международные отличительные знаки, используемые во время международного конфликта
Международное гуманитарное право призвано смягчить ужасы военных конфликтов, ограничить их разрушительную силу, а это значит в первую очередь - обеспечить необходимую защиту людям, которые перестали принимать участие в военных действиях, гражданскому населению и тем, кто оказывает помощь населению и пострадавшим в результате вооруженного конфликта.
Чтобы ограничить ущерб, наносимый воюющими сторонами во время боевых действий, необходимо отличать военные объекты от гражданских, а комбатантов от некомбатантов. В соответствии с нормами международного гуманитарного права для обозначения лиц и объектов, находящихся под его защитой, используют следующие международные отличительные знаки.
©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31
25. Правовой статус иностранных граждан
Исходя из понятия термина «иностранец», принятого в современной международно-правовой практике, он включает в себя каждое лицо, которое не является гражданином страны пребывания. По признаку гражданской принадлежности, иностранцы делятся на 2 категории: иностранные граждане и лица без гражданства.
Иностранными гражданами в РК признаются лица, не являющиеся гражданами РК и имеющие доказательства своей принадлежности к гражданству иного государства.
Лица, не являющиеся гражданами Республики Казахстан и не имеющие доказательства своей принадлежности к гражданству иного государства, признаются лицами без гражданства.
Режим иностранца устанавливается внутренним законодательством государств с учетом их международных обязательств.. Режим иностранцев (правовое положение иностранцев) обычно определяют как совокупность прав и обязанностей иностранцев на территории данного государства.
Существуют три вида режима иностранцев: национальный режим, режим наибольшего благоприятствования и специальный режим.
Национальный режим означает уравнивание иностранцев в той или иной области собственными гражданами государства пребывания.
Режим наибольшего благоприятствования с означает предоставление иностранцам в какой-либо области таких прав и (или) установление для них в какой-либо области таких обязанностей, какие предусмотрены для граждан любого третьего государства, находящихся на территории данного государства в наиболее выгодном в правовом отношении положении. Клаузула о наибольшем благоприятствовании встречается обычно в торговых договорах. Режим наибольшего благоприятствования чаще всего устанавливается на основе взаимности. В действительности он носит отсылочный характер и в конечном счете выражается в установлении либо специального, либо национального режима.
Специальный режим означает предоставление иностранцам в какой-либо области определенных прав и (или) установление для них определенных обязанностей, отличающихся от тех, которые предусмотрены в данной области для собственных граждан соответствующего государства.
Наиболее важные аспекты влияния международного права на режим иностранцев проявляются в тех случаях, когда это касается: а) политических прав иностранцев; б) военной службы иностранцев; в) регулирования въезда и выезда иностранцев; г) установления пределов уголовной юрисдикции государства в отношении иностранцев; д) дипломатической защиты, оказываемой иностранцам государством их гражданства.
Иностранные граждане в РК
В РК правовой статус иностранных граждан регулируется Закон РК «О правовом положении иностранных граждан». от 19 июня 1995 г
В РК иностранные граждане бывают: постоянно проживающие и временно пребывающие
Постоянно проживающими в РК признаются иностранные граждане и лица без гражданства, получившие на то разрешение и вид на жительство в РК иностранного гражданина либо удостоверение лица без гражданства, выданные органами внутренних дел.
Обязательным условием предоставления разрешения на постоянное проживание в РК является подтверждение лицом, претендующим на получение такого разрешения, своей платежеспособности в период пребывания в РК в порядке, определяемом Правительством РК.
Иностранные граждане, находящиеся в РК на ином законном основании, считаются временно пребывающими в РК. Они обязаны зарегистрироваться в установленном порядке и выехать из РК по истечении определенного им срока пребывания.
Конституция РК закрепила основной принцип, определяющий правовой статус этой категории лиц. В нашей стране установлен такой правовой режим иностранцев, при котором они в большинстве сфер общественных отношений, за исключением, в основном, сферы политики, пользуются правами и свободами, а также несут обязанности, установленные для граждан РК. Такой режим называется национальным режимом.
Иностранцы в РК пользуются следующие права
Иностранные граждане, постоянно проживающие в РК, имеют право на получение образования наравне с гражданами РК в порядке, установленном законодательством РК.
Иностранным гражданам в РК гарантируется неприкосновенность жилища, чести и достоинства личности.
Иностранные граждане облагаются налогами и сборами в РК на общих основаниях с гражданами РК,
Иностранные граждане в РК имеют право на обращение в суд и иные государственные органы для защиты принадлежащих им имущественных и личных неимущественных прав.
Иностранные граждане, находящиеся на территории РК, в сфере охраны здоровья имеют те же права и несут те же обязанности, что и граждане Республики Казахстан.
Иностранные граждане, постоянно проживающие в РК, в вопросах социального и пенсионного обеспечения имеют те же права и несут те же обязанности, что и граждане РК
Иностранные граждане могут осуществлять трудовую деятельность в РК на основании и в порядке, установленными законодательством и международными договорами РК.
Ограничения в следующих правах
Иностранные граждане не могут поступить государственную. службу.
У иностранцев нет избирательных прав. Иностранные граждане в РК не могут избирать и быть избранными в представительные и другие выборные государственные органы и должности, а также принимать участие в республиканских референдумах.
Всеобщая воинская обязанность не распространяется на иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории Республики Казахстан
Иностранные граждане, совершившие преступления, административные или иные правонарушения на территории РК, подлежат ответственности на общих основаниях с гражданами РК, за исключением случаев, установленных международными договорами.
Иностранный гражданин может быть выдворен за пределы РК: а) если его действия противоречат интересам обеспечения государственной безопасности или охраны общественного порядка; б) если это необходимо для охраны здоровья и нравственности населения, защиты прав и законных интересов граждан РК и других лиц; в) если он нарушил законодательство о правовом положении иностранных граждан в РК, таможенное, валютное или иное законодательство. г) в случае признания брака недействительным в порядке, установленном законодательными актами, если заключение брака с гражданином РК явилось основанием для оставления его на постоянное место жительства в РК.
Особое место в правовом регулировании вооруженных конфликтов занимает проблема защиты жертв конфликтов: раненых, больных, военнопленных , а также населения оккупированных территорий . В последние десятилетия речь идет также и о защите мирных объектов и культурных ценностей.
Как уже было сказано, долгое время правила поведения в условиях международных вооруженных конфликтов определялись сложившимися традициями и обычаями. В их числе была и традиция гуманного отношения к жертвам вооруженной борьбы, в частности к военнопленным. В XIX в. в Европе к ним относились на основе норм христианской морали, независимо от того, какую религию исповедовали сами военнопленные. Правда, бывали и исключения: во время наполеоновского египетского похода французы убили 4 тыс. сдавшихся им в плен турецких солдат из крепости Яффа.
Все же традиции гуманного отношения к военнопленным сохранялись и в начале XX в. Во время русско-японской войны 1904–1905 гг. военнопленным обеих сторон были предоставлены вполне удовлетворительные бытовые условия, свобода их передвижения ограничивалась весьма слабо. А русские офицеры в Японии смогли ознакомиться с достопримечательностями и национальными особенностями этой страны. Российский император Николай II выделил крупные средства для содержания русских военнопленных в японском плену. Японские власти, в свою очередь, вопреки самурайским традициям, приняли решение относиться к военнопленным в соответствии с европейскими нормами, так как Япония впервые в своей истории воевала с одной из великих европейских держав.
Первая мировая война не только изменила привычные масштабы вооруженной борьбы, но и привела к резкому возрастанию числа военнопленных, счет которым шел уже не на тысячи, а на миллионы человек. При таком количестве пленных даже единичные нарушения прав некоторых из них могли бы в целом дать впечатляющую картину. На самом же деле нарушения были гораздо масштабнее. Военные и гражданские власти воюющих государств стали использовать военно-
275
пленных, например, на тяжелых работах в плохих природных и климатических условиях, что неизбежно приводило к увеличению заболеваний и смертности среди них.
Уроки Первой мировой войны заставили более тщательно подойти к вопросу о правовой защите военнопленных. В 1929 г. по предложению правительства Швейцарии многие государства мира подписали Конвенцию Международного Красного Креста о военнопленных, где регламентировались правила гуманного обращения с ними. Советский Союз, который строил свою международную политику на иных основах, данную Женевскую конвенцию не подписал. Несмотря на это, в начале Великой Отечественной войны советское правительство объявило, что Женевская концепция будет применяться ко всем военнослужащим воюющих с СССР государств, захваченным в плен Красной Армией. Одновременно было сделано заявление о том, что советские солдаты в плен не сдаются. Это заявление автоматически превращало всех советских военнопленных в изменников Родины и давало основание нацистам оправдывать свое варварское к ним отношение, вытекавшее из их идеологических установок о «высших» и «низших» расах. Если английские, американские, французские военнопленные, так же как и военнослужащие других западных стран, оказавшиеся в немецком плену, могли пользоваться правами, вытекавшими из Женевской конвенции, которые позволяли облегчать их положение и сохранять жизнь, то советские военнопленные умирали от голода и в результате бесчеловечных условий содержания. Массовое нарушение норм Женевской конвенции 1929 г., но уже по отношению к английским, американским и китайским военнопленным допускали власти милитаристской Японии.
Эти факты, получившие широкую известность уже после окончания Второй мировой войны, показали необходимость в обеспечении более эффективной защиты прав военнопленных. Именно этому вопросу и была посвящена Женевская конвенция, подписанная в 1949 г. В соответствии с ней государства обязаны создавать условия для сохранения жизни и здоровья комбатантов, находящихся в их плену (захваченных в ходе военных действий).
Военнопленные должны содержаться в специально отведенных для этого местах, по возможности вдалеке от зон боевых действий, с тем чтобы их жизни не угрожала непосредственная опасность. Военнопленные должны быть обеспечены жилыми помещениями, медицинским обслуживанием, им должна предоставляться возможность соблюдать правила гигиены. Питание военнопленных должно быть
276
организовано по нормам, предусмотренным для находящихся в той же местности военнослужащих армии, в плен к которой они попали. Военнопленные должны назвать свое имя и личный номер, добиваться же от них других сведений Женевская конвенция запрещает. Военнопленные сохраняют свои воинские звания и статус, поэтому офицеры должны содержаться отдельно от рядового и сержантского состава, в более привилегированных условиях. Военнопленные должны состоять под началом лица, назначенного властями захватившего их в плен государства, и подчиняться его распоряжениям. За нарушение установленных правил пребывания в плену военнопленные могут подвергаться административным взысканиям, однако только один раз за один и тот же проступок. Запрещены наказания, представляющие угрозу для жизни и здоровья военнопленных, все формы грубого и жестокого обращения. За совершение уголовного преступления военнопленные могут быть преданы суду на основе законов того места, где они находятся. Побег из плена уголовным преступлением не считается и за него положено лишь административное взыскание. Если военнопленный после побега присоединился к своим вооруженным формированиям и затем вновь попал в плен, то совершенный им побег наказанию не подлежит.
Военнопленные могут привлекаться к работам, но при соблюдении условий, обеспечивающих защиту их жизни и здоровья. Запрещено использовать труд военнопленных на фортификационных и иных работах в зоне военных действий, которые могут нанести урон боеспособности их собственной армии.
Военнопленные имеют право вести переписку с родными и близкими, получать индивидуальные и коллективные посылки. Места содержания военнопленных должны быть открыты для посещения представителями Международного Красного Креста и других гуманитарных организаций. Военнопленным должно быть гарантировано отправление религиозного культа, соблюдение всех связанных с ним традиций.
После окончания военных действий все военнопленные должны быть освобождены и отправлены на родину.
Наряду с Конвенцией по военнопленным в 1949 г. была подписана I Женевская конвенция «Об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях». В соответствии с этой конвенцией личный состав регулярных вооруженных сил, а также комбатанты из числа других вооруженных формирований в случае их болезни или ранения должны при любых обстоятельствах пользоваться защитой и покровительством со стороны воюющих сторон. Любая из сторон обязана
§ 2. Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов 277
обеспечивать гуманное обращение с оказавшимися под ее контролем больными и ранеными без какой-либо дискриминации и уход за ними. I Женевская конвенция запрещает любое посягательство на их жизнь и достоинство. Не допускается добивание раненых на поле боя, запрещается подвергать раненых и больных пыткам, биологическим опытам, преднамеренно оставлять без лечения и ухода. Также не допускается каких-либо преимуществ в оказании медицинской помощи, кроме как по медицинским показаниям. При оставлении на поле боя раненых и больных сторона, которая это делает, должна оставить вместе с ними и часть необходимого для ухода за ними медицинского персонала. Все санитарные объекты и медицинский персонал на поле боя должны иметь отличительные знаки и не могут подвергаться нападению.
Любая из воюющих сторон обязана сразу же после окончания боя разыскать и подобрать всех раненых и больных и оградить их от ограбления и жестокого обращения, а также обеспечить им срочную медицинскую помощь. Раненые и больные одной из воюющих сторон, оказавшиеся во власти другой воюющей стороны, считаются военнопленными, к которым применяются соответствующие нормы международного права.
В случае если продолжение боевых действий ставит под угрозу жизнь большого числа больных и раненых, воюющие стороны обязаны заключить между собой соглашение о перемирии или прекращении огня для эвакуации раненых и больных с поля боя, а также для обмена ими.
Военные власти должны разрешать мирному населению самостоятельно подбирать раненых и больных в районах боевых действий и предоставлять им уход и помощь. Если необходимо, могут быть созданы специальные санитарные зоны, имеющие особый правовой статус, который позволит оградить больных и раненых от последствий военных действий.
Особые меры для защиты больных и раненых, а также терпящих кораблекрушение предусмотрены II Женевской конвенцией 1949 г., специально посвященной вопросам защиты жертв военных действий на море. В целом эти меры по духу соответствуют мерам по защите больных и раненых на сухопутной территории во время войны, но учитывают и особенности войны на море.
Многочисленные преступления, совершенные нацистами против мирного населения оккупированных стран и территорий в годы Второй мировой войны, выявили необходимость усиления правовой за-
278 Глава XVI. Правовое регулирование вооруженных конфликтов
С точки зрения международного права, оккупация - особое правовое состояние, при котором территория одного государства оказывается под временным военным контролем другого государства. При этом суверенитет того государства, в состав которого входила данная территория до оккупации, сохраняется. Это означает, что в своей деятельности оккупационные власти должны учитывать законодательство соответствующего государства и обязаны принимать меры к защите и сохранению порядка на контролируемой ими территории, способствовать восстановлению и функционированию основных систем жизнеобеспечения. Если необходимо, оккупирующее государство должно обеспечить население оккупированной территории продовольствием, одеждой и медикаментами.
Население, в свою очередь, должно подчиняться распоряжениям оккупационных властей, а власти обязаны уважать жизнь, честь, собственность и религиозные убеждения находящихся на оккупированной территории гражданских лиц. В отношении таких лиц запрещается: совершать любые акты насилия, запугивания и оскорбления; применять меры физического и морального принуждения; применять пытки, проводить медицинские опыты; захватывать из числа гражданского населения заложников и депортировать это население с оккупированных территорий; применять телесные и коллективные наказания. Население оккупированных территорий нельзя насильственно приводить к присяге оккупирующему данную территорию государству, так же как нельзя привлекать его к работам, которые наносят прямой ущерб обороноспособности и военным усилиям их собственного государства.
Разрешается привлекать лиц старше восемнадцати лет из числа населения оккупированных территорий к принудительным работам в пределах этой территории. Это могут быть работы по обеспечению нужд оккупационной армии или самого населения. Оккупационные власти должны сохранять целостность коллективного и частного имущества на подконтрольной территории.
Вооруженные конфликты XX в. сопровождались расширением масштабов военных действий, применением все более разрушительных средств и способов ведения вооруженной борьбы. Все это стало приводить ко все большему повреждению и разрушению объектов мирного характера, в том числе представляющих историческую и культурную ценность. Правовые меры, принимавшиеся для защиты таких
Контрольные вопросы и задания 279
объектов на основе нормативных актов 1-й половины XX в., оказались недостаточными, поэтому возникла необходимость в разработке новых международно-правовых документов. 14 мая 1954 г. была подписана «Конвенция о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта». В соответствии с этой конвенцией к культурным ценностям относятся: памятники архитектуры, искусства и истории, рукописи, книги, научные коллекции, архивные материалы, а также здания, предназначенные для их демонстрации и хранения (библиотеки, музеи, архивы).
Обязанностью всех участников конвенции уже в мирное время стала защита культурных ценностей, расположенных на их собственной территории, от последствий возможных вооруженных конфликтов. Все государства, подписавшие и ратифицировавшие конвенцию 1954 г., не должны допускать кражи, грабежа или незаконного присвоения культурных ценностей, а также случаев вандализма в их отношении.
Контрольные вопросы и задания
1. Дайте характеристику развития правовых средств регулирования вооруженной борьбы.
2. Каковы правовые последствия объявления состояния войны между государствами?
3. Что такое «театр войны»?
4. Дайте характеристику понятий «комбатант» и «некомбатант».
5. Чем добровольцы (волонтеры) отличаются от наемников?
6. Что означает статус нейтралитета?
7. Каков правовой статус участников военных действий?
8. Какие средства и приемы ведения вооруженной борьбы запрещены международным правом?
9. Дайте характеристику международно-правовой защиты военнопленных, больных и раненых в условиях вооруженных конфликтов.
10. В чем состоит международно-правовая защита мирного населения и гражданских объектов в условиях вооруженных конфликтов?
11. Охарактеризуйте проблему защиты культурных ценностей во время вооруженного конфликта. Приведите примеры из истории.
Женевские конвенции от 12 августа 1949 года - международно-правовые соглашения о защите жертв войны. Являются основой международного гуманитарного права. Конвенции приняты 12 августа 1949 года на Дипломатической конференции и вступили в силу 21 октября 1950.
Женевские конвенции требуют от сторон, участвующих в конфликте, проводить различие между гражданским населением и непосредственными участниками военных действий (комбатантами) с целью обеспечения защиты гражданского населения и гражданских объектов. Запрещены нападения как на гражданское население в целом, так и на отдельных мирных граждан.
Нападения должны быть направлены только против военных объектов. Лица, которые не принимают или прекратили принимать участие в боевых действиях (включая военнопленных), имеют право на уважение их жизни, а также физической и психической неприкосновенности. Таким людям должна быть обеспечена защита и гуманное обращение при всех обстоятельствах без какой бы то ни было дискриминации.
Запрещено убивать или наносить ранения противнику, который сдался в плен или не может более принимать участия в боевых действиях.
Запрещено также применять оружие или методы ведения боевых действий, способные вызвать ненужные потери или излишние страдания.
Раненым и больным необходимо оказать медицинскую помощь, независимо от того, к какой стороне в конфликте они принадлежат. Необходимо обеспечить защиту медицинского персонала и медицинских учреждений, а также их транспорта и оборудования.
Эмблема красного креста или красного полумесяца на белом фоне является знаком этой защиты. Лица и объекты, использующие эмблемы красного креста и красного полумесяца, не могут подвергаться нападению. В то же время, нельзя использовать эмблему неправомерно. В 2005 году был принят третий Дополнительный протокол, который учредил дополнительную эмблему, красный кристалл.
Взятые в плен участники военных действий и гражданские лица, находящиеся во власти противника, имеют право на сохранение жизни, уважение их достоинства, личных прав и убеждений (политических, религиозных и иных). Они должны быть защищены от любых насильственных действий и репрессалий. Они имеют право на переписку со своими семьями и на получение помощи. Каждому человеку должны быть предоставлены основные судебные гарантии.
Гуманные принципы этих, а также предыдущих соглашений, тем не менее, часто игнорируются на практике. По оценкам специалистов, во время Первой мировой войны число жертв среди мирного населения составляло около 10 процентов, во время Второй мировой войны - около 50 процентов, а в настоящее время число жертв среди мирного населения во время военных конфликтов нередко составляет около 90 процентов всех жертв
IV Гаагская конвенция 1907 г. вводит норму, согласно которой право воюющих сторон применять средства поражения противника не является неограниченным.
Согласно этой конвенции, а также дополнительным протоколам к Женевским конвенциям 1949 г., запрещено:
Использовать яды или отравленное оружие;
Убивать или ранить противника, который, положив оружие или не имея возможности обороняться, сдался;
Отдавать приказ не оставлять никого в живых, а равно угрожать или действовать таким образом;
Использовать оружие, боеприпасы или материалы, созданные с целью причинить излишние страдания;
Употреблять не по назначению флаг перемирия, национальный флаг, знаки различия и униформу, равно как и эмблемы, определенные в Женевской конвенции;
Уничтожать или конфисковывать собственность врага, если только это не продиктовано военной необходимостью;
Наносить удары по незащищённым городам, селениям и зданиям;
Объявлять приостановленными или лишенными силы права или требования подданных неприятельской державы.
Кроме того, запрещается использовать подданных неприятельской державы против их страны, даже если они состояли на военной службе в этом государстве до начала войны.
Во время осады или бомбардировки необходимо заботиться о том, чтобы по возможности не пострадали здания, предназначенные для нужд религии, искусства, науки, благотворительности, а также госпитали, памятники истории и места сбора раненых и больных, если только эти здания не используются в военных целях.
Грабеж и мародёрство запрещены.
В Петербургской декларации 1868 г. зафиксирована следующая идея: поскольку целью войны является ослабление противника путем выведения из строя как можно большего числа людей, то применение оружия, причиняющего бессмысленные страдания человеку, выведенному из строя, или делающего его смерть неизбежной, противоречит принципам гуманизма.
19. Понятия: комбатанты и некомбатанты, добровольцы и наемники, разведчики и шпионы, их сущности и различия.
Комбатанты (воюющие) - лица из состава вооруженных сил стороны, находящейся в международном вооруженном конфликте (за исключением военно - медицинского и военно - духовного персонала).
Признаки (по Гаагской конвенции 1907 г.):
1) имеют во главе лицо, ответственное за своих подчиненных;
2) имеют определенный и явственно видимый издали отличительный знак
3) открыто носят оружие
4) соблюдают в своих действиях законы и обычаи войны
Некомбатанты: В международном праве некомбатантами признаются лица, не входящие в состав вооружённых сил воюющих государств, а также хотя и входящие в состав действующей армии (в качестве обслуживающего персонала), но не принимающие непосредственного участия в сражении с оружием в руках.
Согласно Женевским конвенциям о защите жертв войны 1949 года и Дополнительному протоколу I 1977 г. к этим конвенциям, к некомбатантам относятся медицинский, интендантский персонал, военные юристы, корреспонденты, духовные лица.
Разведчик - лицо из состава вооруженных сил, которое собирает сведения на территории, контролируемой противной стороной, носит при этом форменную одежду своих вооруженных сил, не действует обманным путём и не прибегает преднамеренно к тайным методам.
Шпион – такое лицо, которое, действуя тайным образом или под ложным предлогом, собирает или старается собрать сведения в районе действия одного из воюющих с намерением сообщить таковые противной стороне. Шпион не имеет права на статус военнопленного.
Доброволец – это лицо, добровольно поступающее в армию одной из воюющих сторон.
Наемник – лицо, добровольно вступающее в воинские формирования, ведущие вооруженную борьбу в защиту противоправных колониальных, расистских и иных подобных режимов, против национально-освободительных движений. Не имеет права на статус комбатанта, военнопленного.
Военнопленный – попавшее во власть неприятеля лицо. Среди военнопленных могут быть как комбатанты, так и некомбатанты.
Похожая информация.
Международное гуманитарное право - совокупность норм, определяющих единые для международного сообщества права и свободы человека, устанавливающее обязательства государства по обеспечению, закреплению и охране этих прав.
Права человека - это права, присущие самой природе человека, без которых он не может существовать как биосоциодуховное существо.
К ним относятся:
- право на жизнь,
- на свободу и личную неприкосновенность,
- на честь и достоинство,
- на гражданство (а, следовательно, на защиту государства),
- свобода совести,
- равенство перед законом и судом,
- презумпция невиновности,
- свобода выбора места жительства,
- неприкосновенность жилища и частной жизни,
- право на тайну переписки,
- политические права,
- экономические права,
- культурные права,
- право народа на самоопределение вплоть до отделения и образования независимого государства,
- право на достойное существование и право на развитие народа.
Источники современного международного гуманитарного права
К источникам современного международного гуманитарного права относятся:
- Четыре Женевские конвенции о защите жертв войны 1949 г.
- Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1965 г.
- Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г.
- Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин 1979 г.
- Конвенция Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека 1995 г. и другие многосторонние и двусторонние международные акты, многие из которых ратифицированы РФ.
Отраслевыми принципами МГП являются следующие:
- гуманизация вооруженных конфликтов - всеобщий и основополагающий принцип МГП;
- защита жертв войны;
- защита гражданских объектов;
- охрана природной среды в период вооруженных конфликтов;
- защита интересов нейтральных государств;
- ограничение воюющих в выборе методов и средств ведения войны;
- ответственность государств и физических лиц за нарушение норм международного гуманитарного права.
Принцип гуманизации вооруженных конфликтов , в отличие от других принципов международного гуманитарного права, распространяется на все сферы вооруженной борьбы и означает обязанность соблюдения воюющими государствами (сторонами) системы норм, направленных на смягчение суровости и жестокости войны, на проявление человеколюбия к жертвам войны в процессе боевых действий.
Принцип защиты жертв войны выражается в обеспечении воюющими сторонами правовой защиты жертв войны: раненых, больных, лиц, потерпевших кораблекрушение, военнопленных, гражданского населения, т.е. в предоставлении им такого статуса, который гарантировал бы гуманное обращение с ними и исключал бы насилие, издевательство, глумление над личностью.
Принцип защиты гражданских объектов означает сосредоточение усилий воюющих сторон на сохранении гражданских объектов, включая культурные ценности, недопустимости нападения на них в целях обеспечения безопасности и нормальных условий жизни гражданского населения.
Принцип охраны природной среды в период вооруженных конфликтов включает систему мер, направленных на предотвращение, ограничение и устранение ущерба природной среде в период ведения боевых действий, недопустимость военного или любого иного враждебного воздействия на природную среду, которые могут причинить ей обширный, долговременный и серьезный ущерб.
Принцип защиты интересов нейтральных государств означает соблюдение воюющими государствами норм, направленных на обеспечение в период международного вооруженного конфликта прав и законных интересов (правового статуса) государств, внешняя политика которых направлена на неучастие их в войне, а также отказ нейтральных государств от оказания помощи воюющим сторонам.
Принцип ограничения воюющих в выборе методов и средств ведения войны означает применение воюющими сторонами только таких методов и средств нанесения вреда неприятелю, которые не противоречат международному праву.
Принцип ответственности государств и физических лиц за нарушение норм международного гуманитарного права означает неотвратимость ответственности государств и индивидов за причинение вреда в период вооруженных конфликтов и совершение серьезных нарушений Конвенций 1-ГУ и Дополнительных протоколов I, II 1977 г., а также за совершение деяний, подпадающих под юрисдикцию Международного уголовного суда.
Принципы МГП обеспечивают праву, применяемому в период вооруженных конфликтов, определенное единство и системность его норм. Эти принципы определяют цель, направления нормативного регулирования, его содержание и характер. Без учета принципов не могут быть в полной мере поняты смысл и назначение конкретных правил ведения войны. Отраслевые принципы МГП не закреплены в каком-то едином или нескольких международно-правовых актах, как, например, основные принципы международного права. Они вытекают из анализа всех договорных источников, применяемых в период международных и внутренних вооруженных конфликтов.
Сражающиеся (комбатанты) - лица, входящие в состав вооруженных сил каждой из воюющих сторон и имеющие право непосредственно участвовать в военных действиях.
Основным условием для признания лица комбатантом является возможность его законного участия в боевых действиях от имени и в интересах того государства, в ряды комбатантов которого включено данное лицо.
В соответствии с Женевскими конвенциями 1949 г. к комбатантам относятся:
- личный состав регулярных вооруженных сил;
- ополчение, добровольческие отряды как входящие, так и не входящие в состав регулярных вооруженных сил;
- личный состав движений сопротивления и партизанских формирований;
- лица, оказывающие помощь вооруженным силам, но участия в боевых действиях не принимающие;
- члены экипажей торговых судов и гражданских самолетов, оказывающие помощь сражающимся;
- население, которое при приближении противника взялось за оружие, если они открыто носят оружие и соблюдают законы и обычаи войны.
Партизаны и бойцы национально-освободительных движений являются комбатантами, если они:
- принадлежат к какому-либо военным образом организованному отряду, во главе которого стоит ответственное лицо;
- носят отличительные знаки;
- открыто носят оружие и соблюдают законы и обычаи войны.
При соблюдении этих условий члены партизанских отрядов при попадании в плен признаются комбатантами.
- Разведчики - лица, входящие в состав вооруженных сил воюющих сторон, носящие военную форму и проникающие в расположение неприятеля в целях сбора сведений о нем для своего командования. Захваченные в плен разведчики пользуются статусом военнопленных. От разведчиков следует отличать лазутчиков (шпионов) - лиц, которые, действуя тайным образом или под ложными предлогами, собирают сведения в районе военных действий. На этих лиц режим военного плена не распространяется.
- Иностранные военные советники и инструкторы- это лица, входящие в вооруженные силы другого государства, которые в соответствии с международными соглашениями находятся в другом государстве для оказания помощи в освоении боевой техники и обучении личного состава вооруженных сил. Советники и инструкторы не участвуют в военных действиях. Советники обучают ведению боевых действий. Инструкторы помогают в освоении боевой техники. Однако если эти лица принимают участие в боевых действиях, они приравниваются к комбатантам.
- Не являются комбатантами наемники (см. гл. 18).
- От наемников следует отличать добровольцев (волонтеров) - иностранных граждан, которые в силу политических или иных убеждений (а не из материальных соображений) поступают на службу в армию какой-либо воюющей стороны и включаются в личный состав вооруженных сил.
Комбатанты обладают особым правовым статусом:
- за ними признается право применять военное насилие,
- к ним самим может быть применено военное насилие, включая физическое уничтожение,
- комбатанты, попав в руки неприятеля, имеют право на обращение с ними как с военнопленными.
Режим военного плена - это совокупность прав и обязанностей удерживающей стороны и прав и обязанностей военнопленных.
Согласно Женевской конвенции 1949 г. удерживающая сторона должна содержать военнопленных в таких же условиях, как и собственных военнослужащих.
Военнопленных нельзя привлекать к тяжелому труду. Военнопленных нельзя привлекать к труду на благо удерживаемого государства.
Военнопленные могут выполнять только те работы, которые содействуют их благу (только рядовые, а офицеры, по их желанию). Запрещается ставить на военнопленных эксперименты, изымать органы, даже если военнопленный подпишет бумагу на согласие.
Пытки - запрещены. Нельзя применять унижающие человеческое достоинство обращение или наказание. Военнопленные должны соблюдать дисциплину в местах их содержания, меры ответственности за нарушение дисциплины, не должны унижать их человеческое достоинство. Смертная казнь не может быть применена к военнопленным.
Удерживающая сторона должна регистрировать военнопленных.
Информацию, которую можно требовать у военнопленных:
- Ф.И.О.;
- Номер жетона;
- Адрес родственников.
Никакой стратегической информации у военнопленных требовать нельзя. На адрес родственников надо послать уведомление, что военнопленный не погиб, а находится в плену. Военнопленным можно писать родственникам письма.
За военнопленными сохраняются все основные права человека, но некоторые права могут быть ограничены (на свободу, информацию, передвижение).
Режим военного плена прекращается после окончания войны. Военнопленные должны быть отпущены, за исключением тех, которые обвиняются в совершении различных преступлений.
К некомбатантам относятся лица, входящие в состав вооруженных сил воюющей стороны, оказывают ей всемерную помощь в достижении военных успехов, но непосредственно не участвуют в военных действиях. Главная черта правового статуса некомбатанта - неучастие в боевых действиях. Некомбатантами являются военный духовный и медицинский персонал, интенданты, военные корреспонденты, юристы и др. С одной стороны, эти лица не могут быть объектом военных действий противника, а с другой - могут применять имеющееся у них оружие только в целях самообороны и охраны вверенного им имущества. Поэтому некомбатанты имеют право на покровительство со стороны врага, если окажутся у него в руках.