Основные нормы международного гуманитарного права. Основные положения международного гуманитарного права

Вооруженный конфликт всегда делит людей на «своих» и «чужих». Однако следует помнить, что среди «чужих» есть те, кто воюет с оружием в руках, и те, по каким-либо причинам не участвует в военных действиях. Отсюда вытекает одно из главных правил – военные действия могут осуществляться только против сражающегося противника. С теми, кто прекратил воевать и с теми, кто не участвует в военных действиях, нужно обращаться гуманно.

В 1949 г. в Женеве были приняты конвенции:

1. Основные требования международного гуманитарного права по защите раненых и больных из состава действующей армии:

«Все раненые и больные, независимо от цвета кожи, религии, пола, национального и социального происхождения, политических убеждений, пользуются одинаковым покровительством. В отношении их запрещаются следующие действия:

· всякие виды убийств;

· причинение физических увечий;

· жестокое обращение;

· пытки и истязания;

· проведение над ними медицинских и научных экспериментов;

· удаление тканей или органов для пересадки;

· посягательство на человеческое достоинство;

· осуждение и применение наказания без судебного решения.

После каждого боя воюющие стороны обязаны принимать меры к розыску раненых и умерших. Могилы оборудуются так, чтобы их можно было найти.

Санитарные формирования, а также гражданские медицинские учреждения не могут быть объектом нападения».

2. Основные требования международного гуманитарного права по защите раненых, больных, потерпевших кораблекрушение из состава вооруженных сил на море:

· возьмите их под свою защиту;

· разыскивайте и подбирайте их после каждого боя;

· возьмите под защиту гражданские плавсредства для спасения;

· относитесь с уважением к госпитальным судам и медицинским летательным аппаратам с эмблемой красного креста и красного полумесяца.

3. Основные требования международного гуманитарного права по защите военнопленных:

«Цель режима военного плена – воспрепятствовать военнопленному принимать дальнейшее участие в военных действиях. Лишение военнопленного свободы должно носить предупредительный, а не карательный характер. С военнопленными всегда следует обращаться гуманно. Ни один из них не может быть подвергнут физическому калечению или медицинскому опыту. Военнопленные должны размещаться в лагерях, но в условиях не менее благоприятных, чем те, которыми пользуется войска противника, расположенные в этой же местности. Военнопленные, за исключением офицеров, могут привлекаться к работе, не носящей военного характера. Военнопленных нельзя лишать права переписки с семьей, они имеют право получать посылки с продуктами питания и одеждой. Военнопленные вправе выбрать из своей среды доверенных лиц, которые представляют их перед военными властями пленившего их государства и обществом Красного Креста. Военнопленные подчиняются законам, приказам и уставам, действующим в вооруженных силах пленившего их государства. Воспрещаются всякие коллективные наказания за индивидуальные проступки».

4. Основные требования международного гуманитарного права по защите гражданского населения, находящегося во власти противника, в том числе на оккупированной территории:

«В отношении гражданского населения оккупированной территории запрещается при любых обстоятельствах следующие действия:

· насилие над жизнью, здоровьем, физическим и психическим состоянием, в частности убийство;

· пытки всех видов;

· телесные наказания и увечья;

· надругательство над человеческим достоинством;

· взятие из их среды заложников;

· коллективные наказания;

· принуждение служить в вооруженных силах оккупанта».

Вооруженные конфликты последних десятилетий стали настоящей трагедией для гражданского населения. Число жертв среди мирных жителей в первой мировой войне составило 5 % от всех погибших, во второй мировой – 50 %, в ряде последних вооруженных конфликтов – до 95 %. Самыми беззащитными среди гражданских лиц являются дети. Международное гуманитарное право представляет детям в условиях международного вооруженного конфликта защиту двух видов: общую и особую. Об общей уже было сказано, а особая защита обусловлена тем, что в силу возраста они относятся к наиболее уязвимой категории гражданского населения. Она включает:

· в целях защиты от последствий военных действий дети должны быть эвакуированы в специальные безопасные зоны; они имеют право на заботу, медицинскую и иную помощь;

· детям до 15 лет, осиротевшим или разлученным со своими семьями, обеспечивается содержание, обучение и воспитание в духе тех культурных традиций, которые были в семье ребенка; при эвакуации фиксируется вся информация о ребенке, что должно обеспечить восстановление связи с родителями;

· если ребенок оказался на оккупированной территории, то ни его гражданская принадлежность, ни гражданский статус не могут быть изменены оккупирующей стороной; дети не должны зачисляться в зависящие от оккупирующей стороны военные формирования или организации.

Международным гуманитарным правом ограничены средства и способы ведения войны. К запрещенным средствам ведения войны относятся:

· отравленное оружие;

· удушающие, ядовитые газы и жидкости;

· бактериологическое, биологическое и токсичное оружие;

· разрывные, разворачивающиеся в человеческом теле пули, а также другие средства поражения, при ранении которыми увеличиваются страдания людей;

· оружие, основное действие которого – нанесение повреждений осколками, которые не обнаруживаются в человеческом теле с помощью рентгеновских лучей;

· мины-ловушки и другие устройства, сходные с детскими игрушками и безвредными на вид предметами;

· оружие, которое имеет целью причинить ущерб окружающей среде.

Запрещенными методами ведения войны являются:

· предательское убийство или ранение лиц, принадлежащих к гражданскому населению или вооруженным силам противника;

· убийство или ранение сложивших оружие;

· незаконное пользование парламентским флагом, военными знаками или форменной одеждой неприятеля, а так же вооруженных сил ООН и эмблемами Красного Креста;

· принуждение граждан противника принимать участие в военных действиях против их собственной страны;

· разрушение памятников и других культурных ценностей;

· атака или бомбардировка незащищенных городов, селений, жилищ;

· запрещена бомбардировка в морской войне открытых и незащищенных портов, городов, селений и других невоенных объектов;

· ограничивается постановка подводных, автоматических, взрывающихся от соприкосновения мин;

· бомбардировка с воздуха будет законной, если направлена только против военных объектов.

Международным гуманитарным правом определена особая защита категорий лиц и объектов. К защищенным категориям лиц относятся санитарные формирования и гражданский медицинский персонал, духовный персонал, персонал сил гражданской обороны и персонал, отвечающий за защиту культурных ценностей. Все они отвечают за оказание помощи жертвам вооруженных конфликтов и не принимают непосредственного участия в боевых действиях. Они не считаются воюющими и для опознания должны носить на левом рукаве нарукавную повязку:

· медицинский и духовный персонал – с изображением красного креста или красного полумесяца;

· персонал гражданской обороны – равносторонний треугольник синего цвета на оранжевом фоне;

· персонал, отвечающий за защиту культурных ценностей, – шит бело-голубого цвета.

Защита гражданских объектов осуществляется в двух направлениях:

· установление специальных мер предосторожности:

· нападающий должен знать, что подлежащий уничтожению объект является военным;

· воюющий обязан предусматривать меры предосторожности в отношении последствий нападения – не размещать военные объекты в густонаселенных районах;

· установление особой защиты для санитарной зоны, объектов, необходимых для выживания гражданского населения, объектов культурного назначения, объектов гражданской обороны, сооружений, несущих опасность для людей (АЭС, плотины и др.).


Похожая информация.


Международный комитет Красного Креста (МККК)

Основные понятия международного гуманитарного права: правовое положение лиц, находящихся в зоне военных действий

Одними из важнейших международно-правовых норм, действующих в военной сфере, являются правовые нормы, определяющие понятие агрессии и состояние войны. Определение агрессии дается в резолюции Генеральной Ассамблеи ООН от 14 декабря 1974 г. 3314 (XXDC). Согласно этому определению под агрессией понимается применение вооруженной силы государством против суверенитета, территориальной неприкосновенности и политической независимости другого государства, или каким-либо другим образом несовместимым с Уставом ООН (статья 1 резолюции).

К действиям, совершение которых составляет акт агрессии, относятся (статья 3 резолюции):

а) вторжение или нападение вооруженных сил государства на территорию другого государства. Как акт агрессии квалифицируется любая военная оккупация, сколь бы кратковременной она ни была, являющаяся результатом вторжения или нападения. Это же относится к аннексии с применением силы территории государства или ее части;

б) применение любого оружия одним государством против территории другого государства, даже если оно не сопровождается вторжением вооруженных сил;

в) блокада портов или берегов государства вооруженными силами другого государства;

г) нападение вооруженных сил государства на вооруженные силы другого государства;

д) применение вооруженных сил государства, находящихся по соглашению со страной пребывания на его территории, в нарушение условий, предусмотренных соглашением. Сюда же отнесены случаи продолжения пребывания таких вооруженных сил на территории иностранного государства после прекращения действия соответствующего соглашения об их пребывании. Это же относится к любым действиям иностранных вооруженных сил, выходящим за рамки таких соглашений;

е) предоставление своей территории другому государству в целях использования ее для совершения актов агрессии против третьих государств

ж) засылка государством вооруженных банд, групп, а также регулярных сил или наемников на территорию другого государства в целях применения против него вооруженной силы.



Никакие соображения любого политического, экономического, военного или иного характера не могут служить оправданием агрессии (статья 5 резолюции).

Статья 51 Устава ООН закрепляет право государства на индивидуальную или коллективную самооборону от агрессии. Совет Безопасности ООН на основании Устава ООН имеет право определять акт агрессии и выносить решения о принятии мер для поддержания или восстановления международного мира.

Состояние войны означает прекращение с государством (группой государств) мирных, отношений с момента объявления состояния войны или фактического начала военных действий до окончания военных действий или до заключения между ними мирного договора.

В соответствии с нормами международного права объявление состояния войны влечет за собой ряд юридических последствий:

а) начало войны означает конец мирных отношений между государствами, то есть между ними прерываются дипломатические и консульские отношения. Персонал посольств и консульств отзывается (Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 года);

б) начало войны влияет на действия международных договоров, существующих между воюющими государствами. Политические, экономические и иные договоры, рассчитанные на мирные отношения, прекращают свое действие. Начинается фактическое выполнение соглашений, регулирующих законы и обычаи ведения войны (например. Женевские конвенции 1949 года). Такие соглашения не могут быть денонсированы во время войны участвующими в вооруженном конфликте сторонами;

в) к гражданам страны-противника может быть применен специальный режим; их право на выбор места жительства ограничивается, они могут быть интернированы или принудительно поселены в определенном месте (ст.ст. 41, 42 Женевской конвенции 1949 года о защите гражданского населения во время войны);



г) имущество, принадлежащее непосредственно государству-противнику конфискуется (за исключением имущества дипломатических и консульских представительств). Данное правило не распространяется на имущество граждан государства-противника.

Как уже отмечалось выше отраслью международного права, определяющего правила ведения военных действий, являетсямеждународное гуманитарное право или, как его иногда именуют, право вооруженных конфликтов.

Под международным гуманитарным правом понимаются международные правила, договорные или основанные на обычаях, которые специально направлены на решение гуманитарных задач, непосредственно в результате вооруженных конфликтов международного и немеждународного характера, и которые по соображениям гуманного характера ограничивают право находящихся в конфликте сторон выбирать методы и средства ведения войны или защищают лиц и имущество, которым нанесен или может быть нанесен ущерб конфликтом.

Международное гуманитарное право признает две категории вооруженных конфликтов: международные и немеждународные вооруженные конфликты.

Международным вооруженным конфликтом признается конфликт, в котором участвуют два или несколько государств. В немеждународном вооруженном конфликте участвуют противоборствующие силы внутри одного государства.

Как уже было сказано ранее, международное гуманитарное право является особой ветвью права, относящейся к ситуации вооруженных конфликтов. Согласно Женевских конвенций их положения будут применяться в случае войны или всякого другого вооруженного конфликта между двумя или несколькими государствами. Ряд норм международного гуманитарного права должны применяться и для вооруженных конфликтов немеждународного характера. Применение международного гуманитарного права прекращается по завершении конфликта, и после того, как будут разрешены все гуманитарные проблемы, к которым оно имеет отношение (репатриированы военнопленные, освобождены интернированные лица и оккупированные территории).

Прежде чем перейти к рассмотрению вопросов, урегулированных международным гуманитарным правом, необходимо рассмотреть два его ключевых понятия «комбатант» и «лицо, находящееся под защитой», поскольку основные положения Женевских конвенций и Дополнительных протоколов строятся вокруг этих ключевых понятий.

Понятие комбатант было определено в Дополнительном протоколе I к Женевским конвенциям (8 июня 1977 г.), как лицо, входящее в состав вооруженных сил страны, находящейся в конфликте. При этом лица из числа медицинского и духовного персонала не имеют статуса комбатантов, даже если они входят в состав вооруженных сил. Комбатантами в ряде случаев могут признаваться также партизаны, а также лица, входящие в добровольческие отряды, ополчение и движение сопротивления.

Комбатанты имеют право принимать непосредственное участие в военных действиях. Комбатантам разрешается применять силу и оружие, но с ограничениями, установленными международным правом. Эти ограничения, относящиеся к ведению боевых действий известны под названием Гаагского права, которое включает в себя нормы ряда конвенций и протоколов.

Некомбатанты лишь обслуживают и обеспечивают боевую деятельность вооруженных сил и вправе применять оружие только для самообороны.

Любое лицо, использующее силу против неприятеля, но не являющееся комбатантом, несет персональную ответственность за свои действия по нормам национального законодательства.

Лицо, находящееся под защитой - это человек, которой в соответствии с Женевскими конвенциями и Дополнительными протоколами к ним имеет право на особую защиту или на особый статус покровительствуемого лица. Различается несколько категорий таких лиц:.

Лица, находящиеся под защитой международного гуманитарного права:

Жертвы вооруженных конфликтов (раненные, больные и лица потерпевшие кораблекрушение, как из состава вооруженных сил, так и гражданские; военнопленные; интернированные;гражданские лица на территории противника; гражданские лица на оккупированных территориях);
медицинский и духовный персонал;
парламентеры и сопровождающие их лица;
персонал гражданской обороны;
персонал, отвечающий за защиту и охрану культурных ценностей;

Персонал, участвующий в гуманитарных акциях.

Запрещается любое посягательство на их жизнь, в том числе их истребление, пытки, проведение над ними биологических и медицинских опытов, брать из их среды заложников, преднамеренно оставлять их без медицинской помощи, подвергать их физическому калечению, любым актам насилия. Воюющие обязаны обеспечивать им право на уважение их личности в чести.

Объекты, находящиеся под защитой международного гуманитарного права:
медицинские формирования;
санитарно-транспортные средства;
гражданские объекты;
культурные ценности;
особо опасные объекты;
объекты гражданской обороны;
санитарные и безопасные зоны;3
необороняемые местности и демилитаризованные зоны.

Нападение на такие объекты запрещается, за исключением случаев, предусмотренных международным гуманитарным правом.

Одним из важнейших принципов международного гуманитарного права является принцип гуманности при ведении вооруженной борьбы.

В соответствии с этим принципом международное гуманитарное право требует:

* не применять военную силу, если это не оправдывается военной необходимостью;

* всегда обращаться гуманно с военнопленными;

* обеспечивать раненым и больным необходимый уход;

* ограждать их от ограбления и дурного обращения;

* способствовать смягчению страданий, порождаемых войной;

* ограничивать в выборе средств нанесения вреда неприятелю (к запрещенным средствам ведения войны относятся: яды и отравленное оружие; удушливые, ядовитые и другие подобные газы; бактериологическое и токсинное оружие; оружие, основное действие которого заключается в нанесении повреждений осколками, которые не обнаруживаются в человеческом теле с помощью рентгеновских лучей; мины, мины-ловушки и другие устройства, ассоциирующиеся с детскими игрушками и предметами медицинской помощи, зажигательное оружие против гражданского населения, населенных пунктов и гражданских объектов, такие средства ведения военных действий, которые имеют своей целью причинить ущерб природной среде).

* запрещать некоторые методы ведения войны (предательски убивать или ранить лиц, принадлежащих к населению или войскам противника; убивать или ранить неприятеля, который, сложив оружие, безусловно, сдался; объявлять, что никому не будет дано пощады; незаконно пользоваться парламентерским флагом, военными знаками и форменной одеждой неприятеля, а также войск ООН, и знаками Красного Креста; принуждать граждан противника принимать участие в военных действиях, направленных против их страны; атаковать или бомбардировать каким бы то ни было способом незащищенные города, селения, жилища, отдавать на разграбление города и местности, даже взятые приступом; разрушать памятники и центры сосредоточения культурных ценностей; убивать, ранить или брать в плен противника с помощью вероломных действий (т. е. заставить Противника поверить, что он имеет право на защиту в соответствии с нормами международного права).

Принцип гуманности охватывает все сферы вооруженной борьбы, касающиеся как средств и способов ведения войны, так и защиты жертв войны.

Статья 428. Геноцид

Действия, направленные на полное или частичное уничтожение национальной, этнической, расовой или религиозной группы как таковой путём убийства членов этой группы, причинения тяжкого вреда их здоровью, насильственного воспрепятствования деторождению, принудительной передачи детей, насильственного переселения либо иного создания жизненных условий, рассчитанных на физическое уничтожение членов этой группы, -наказываются лишением свободы на срок от двенадцати до двадцати лет с ограничением свободы на срок до двух лет, либо пожизненным лишением свободы, либо смертной казнью.

Статья 429. Экоцид

Массовое уничтожение растительного или животного мира, отравление атмосферы или водных ресурсов, а также совершение иных действий, способных вызвать экологическую катастрофу, -наказываются лишением свободы на срок от двенадцати до двадцати лет.

Статья 430. Наёмничество

  1. Вербовка, обучение, финансирование или иное материальное обеспечение наемника, а равно его использование в вооруженном конфликте или военных действиях -наказываются лишением свободы на срок от четырёх до восьми лет с ограничением свободы на срок до двух лет либо без такового.
  1. Те же деяния, совершённые лицом с использованием своего служебного положения или в отношении несовершеннолетнего, -наказываются лишением свободы на срок от семи до пятнадцати лет со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осуждённого за период до трёх лет либо без такового и с ограничением свободы на срок от одного года до двух лет либо без такового.
  1. Участие наёмника в вооруженном конфликте или военных действиях -наказывается лишением свободы на срок от трёх до семи лет с ограничениемсвободы на срок до одного года либо без такового.

Примечание. Наёмником признается лицо, действующее в целях получения материального вознаграждения и не являющееся гражданином государства, участвующего в вооруженном конфликте или военных действиях, не проживающее постоянно на его территории, а также не являющееся лицом, направленным для исполнения официальных обязанностей.

Статья 431. Нападение на лиц или учреждения, которые пользуются международной защитой

  1. Нападение на представителя иностранного государства или сотрудника международной организации, пользующегося международной защитой, а равно на служебные или жилые помещения либо транспортные средства лиц, пользующихся международной защитой, -наказывается лишением свободы на срок от двух до шести лет.
  1. То же деяние, совершённое в целях провокации войны или осложнения международных отношений, -наказывается лишением свободы на срок от пяти до десяти лет

Список использованной литературы

1. Всеобщая декларация прав человека. Принята и провозглашена резолюцией 217 А (III) Генеральной Ассамблеи от 10 декабря 1948 года.

2. Декларация основных принципов правосудия для жертв преступлений и злоупотреблений властью. Принята резолюцией 40/34 Генеральной Ассамблеи ООН от 29 ноября 1985 года.

3. Кодекс поведения должностных лиц от 17 декабря 1979 года по поддержанию правопорядка. Резолюция 34/169Генеральной Ассамблеи ООН.

4. Конвенция о правах ребенка. Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года. Вступила в силу 2 сентября 1990 года.

5. Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания. Принята и открыта для подписания, ратификации и присоединения резолюцией 39/46 Генеральной Ассамблеи от 10 декабря 1984 года. Вступила в силу: 26 июня 1987 года в соответствии со статьей 27 (1).

6. Основные принципы применения силы и огнестрельного оружия должностными лицами по поддержанию правопорядка. Приняты восьмым Конгрессом Организации Объединенных Наций по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, Гавана, Куба, 27 августа - 7 сентября 1990 года.

7. Федеральный закон от 6 февраля 1997 г. N 27-ФЗ «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации» (с изменениями от 20 июня, 7 ноября 2000 г., 7 мая 2002 г., 10 января, 30 июня, 11 ноября 2003 г., 22 августа 2004 г., 7 марта 2005 г., 18, 27 июля 2006 г.)

Глоссарий по МГП
Апатрид – лицо без гражданства. Иными словами, этот термин обозначает лиц, которых ни одно государство не считает своими гражданами на основании своего внутреннего законодательства. Апатриды пользуются защитой МГП в период вооруженных конфликтов.
Беженец . В Конвенции о статусе беженцев 1951 г. дается следующее определение данного понятия: беженец – это лицо, которое «в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности… или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений».
Вероломство – действия, направленные на то, чтобы вызвать доверие противника и заставить его поверить, что он имеет право на защиту или обязан предоставить такую защиту согласно нормам международного права, применяемого в период вооруженных конфликтов, с целью обмана такого доверия. Вероломство запрещено.
Военнопленные - комбатанты одной из участвующих в конфликте сторон, попавшие во власть неприятеля во время международного вооруженного конфликта.
Военные корреспонденты . Термин, употребляемый в третьей Женевской конвенции 1949 г. по отношению к военным журналистам. Военные корреспонденты рассматриваются здесь как люди, определенным образом связанные с военными усилиями, но не входящие в структуру вооруженных сил. В случае их захвата противником они становятся военнопленными.
Военные объекты – те объекты, «которые в силу своего характера, расположения, назначения или использования вносят эффективный вклад в военные действия и полное или частичное разрушение, захват или нейтрализация которых при существующих в данный момент обстоятельствах дает явное военное преимущество» (ст. 52 Дополнительного Протокола I ) .
Гаагская конвенция о законах и обычаях сухопутной войны . Принята первой Гаагской конференцией мира в 1899 г. и подтверждена второй Гаагской конференцией мира 1907 г. Гаагская Конвенция впервые дала юридическое определение воюющего (комбатанта), выдвинула положение о защите гражданского населения, установила правила гуманного обращения с военнопленными и правила ведения военных действий.
Геноцид – действия, совершаемые с намерением уничтожить, полностью или частично, какую-либо национальную, этническую, расовую или религиозную группу (в частности, убийство членов этой группы, причинение серьезных телесных повреждений, создание невыносимых условий жизни).
Госпитализация – помещение раненого или больного на лечение в постоянное санитарное учреждение.
Госпитальные суда – суда, построенные или оборудованные со специальной и единственной целью – оказывать помощь раненым, больным и потерпевшим кораблекрушение, предоставлять им лечение и перевозить их. Такие суда ни при каких обстоятельствах не могут быть подвергнуты нападению или захвату.
Гражданские лица – лица, не принимающие участие в ведении боевых действий, не принадлежащие к вооруженным силам одной из сторон или какой-либо воюющей группировке.
Гражданские объекты – любые объекты, не являющиеся военными.
Денонсация – надлежащим образом оформленный отказ государства от заключенного им международного договора. Женевские конвенции 1949 г. и Дополнительные Протоколы 1977 г. имеют такое положение, но с оговоркой, что денонсация не имеет силы в то время, когда денонсирующая Держава участвует в вооруженном конфликте.
Демилитаризованная зона – район, участок местности, на который не должны распространяться военные операции.
Депортация – насильственная высылка гражданского населения с постоянного места проживания.
Держава-Покровительница – нейтральное государство, которое с согласия конфликтующих сторон оказывает содействие и осуществляет контроль за соблюдением гуманитарных норм на территории одной из сторон, представляя интересы другой стороны.
Дополнительные Протоколы (к Женевским конвенциям 1949 г.). Два протокола, принятые на дипломатической конференции в 1977 г. Протокол I содержит новые нормы, касающиеся международных вооруженных конфликтов, Протокол II – нормы гуманитарного права, относящиеся к немеждународным (внутренним) вооруженным конфликтам.
Дюнан Анри . Швейцарский бизнесмен и общественный деятель, ставший основоположником международного гуманитарного права и Международного Красного Креста. В 1862 г. опубликовал книгу «Воспоминания о битве при Сольферино», в которой содержались предложения создать добровольные общества для ухода за ранеными и принять международную конвенцию в их защиту. В 1864 г. При непосредственном участии А. Дюнана была созвана международная конференция, которая приняла Женевскую конвенцию об облегчении участи раненых и больных. А. Дюнан - обладатель первой Нобелевской премии мира (1901).
Женевская конвенция об облегчении участи раненых и больных воинов во время сухопутной войны – первая Женевская конвенция, принятая в 1864 г (ее иногда называют «мать конвенций»). Ее выдающееся значение состоит в том, что она впервые представляла собой многосторонний постоянно действующий договор, открытый для присоединения всех государств. С этого небольшого, состоящего из 10 статей документа начинается все договорное право войны, а также все международное гуманитарное право в современном понимании.
Женевские конвенции 1949 г . Эти четыре конвенции считают основой всего современного гуманитарного права. Они посвящены соответственно: 1) защите раненых и больных во время сухопутных битв, 2) защите раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение во время морских сражений, 3) обращению с военнопленными, 4) защите гражданского населения.
Заложник – лицо, произвольно и насильственно захваченное для получения выкупа, обмена на захваченное неприятелем лицо или в каких-то иных целях. Взятие заложников запрещено (см. ст. 3 Женевской Конвенции I 1949 г. ).
Интернирование – особый режим ограничения свободы, устанавливаемый одной конфликтующей стороной для граждан другой стороны или иностранцев, а также апатридов. Интернирование запрещено за исключением особых случаев (см. часть 4 Женевской Конвенции IV 1949 г. ).
Информационная война - «действия, предпринятые для достижения информационного превосходства в интересах национальной стратегии и осуществляемые путем влияния на информационные системы противника при одновременной защите собственной информации и своих информационных сетей» (цитата из армейского устава США ).
Информационное оружие - любые средства, сознательно используемые для воздействия на разум противника таким образом, чтобы иметь высокую вероятность заставить противника выполнить желания тех, кто использует данные средства.
«Информационный вакуум ». Раскрытие журналистом, работающим в зоне вооруженного конфликта, только той минимальной информации о себе, которая действительно необходима в каждый конкретный момент. Специалисты в области безопасности рекомендуют работникам СМИ поддерживать вокруг себя «информационный вакуум». Например, если можно назвать имя, не называя фамилии – не нужно называть фамилию.
Комбатант (сражающийся) – человек, непосредственно участвующий в вооруженном конфликте, в ведении боевых действий. Он должен отвечать определенным условиям, установленным Женевскими Конвенциями 1949 г. и Дополнительными Протоколами. Попав под власть неприятеля, комбатант становится военнопленным.
Международное гуманитарное право - (МГП) – это отрасль международного права, которая применяется в период вооруженных конфликтов с целью смягчить их последствия. МГП представляет собой систему юридических норм и принципов, которые, во-первых, ограничивают выбор средств и методов ведения военных действий, во-вторых, защищают лиц, не принимающих или переставших принимать участие в военных действиях.
Международное Движение Красного Креста и Красного Полумесяца . Всемирное Движение, тесно связанное с МГП, действующее на основе его норм и принципов. Состоит из трех автономных частей: Международного Комитета Красного Креста, Международной федерации обществ Красного Креста и Красного Полумесяца и самих национальных обществ. Высший орган Движения – международные конференции, в работе которых на равноправной основе принимают участие государства, подписавшие Женевские Конвенции.
Международный Комитет Красного Креста (МККК) – независимая международная гуманитарная организация. С самого своего основания (1863 г.) играет важную роль в развитии и реализации гуманитарного права, следит за его соблюдением. Штаб-квартира МККК расположена в Женеве.
Международный уголовный суд (МУС) . Суд, начавший действовать в июле 2002 г. на основе Статута, принятого в Риме в 1998 г. В Статут включено положение о «дополнительном характере» суда, то есть о том, что МУС будет не подменять собой национальное правосудие, адополнять работу национальных судебных систем, принимая к рассмотрению дела только в таких ситуациях, где отправление правосудия национальными судами окажется «неэффективным или недостижимым». Суд наделен мандатом судить физических лиц и привлекать их к ответственности за самые серьезные преступления, вызывающие озабоченность международного сообщества: военные преступления, преступления против человечности и геноцид.
Мартенс Федор Федорович – известный российский ученый-юрист и дипломат второй половины XIX – начала XX в. Более 30 лет заведовал кафедрой международного права Санкт-Петербургского университета. Внес большой вклад в развитие международного гуманитарного права.
«Меры по защите журналистов ». Так называется статья 79 Первого Дополнительного протокола 1977 г. В ней прописаны основные нормы, относящиеся к защите журналистов, работающих в зонах вооруженных конфликтов.
«Мини-конвенция» . Третья статья, общая для всех Женевских конвенций 1949 г. Ее называют «мини-конвенцией» за ее особое значение. Она впервые обязала государства ограничивать насилие и защищать жертв войны во время вооруженных конфликтов немеждународного характера. Ранее данные вопросы относились исключительно к сфере компетенции самих государств.
Международный вооруженный конфликт – вооруженный конфликт, в котором участвуют два или несколько государств (см. ст. 2 Женевских конвенций 1949 г. ). Национально-освободительные войны, в ходе которых народы борются против колониального господства, иностранной оккупации или расистских режимов за осуществление своего права на самоопределение, обычно приравниваются к международным вооруженным конфликтам.
Наемник – лицо, нанятое за деньги одной из сторон в конфликте. Он не имеет статуса комбатанта и не может быть признан военнопленным (ст. 47 Дополнительного Протокола I). Наемничество квалифицируется как преступление. Чтобы был признан факт наемничества, необходимо установить, что данный человек является гражданином государства, не являющегося стороной вооруженного конфликта, воевал не из идейных побуждений, а за деньги, причем, его вознаграждение должно существенно превышать тот уровень зарплаты (материального довольствия), который существует в войсках, на стороне которых он воевал.
Немеждународный (внутренний) вооруженный конфликт – конфликт немеждународного характера, часто называемый «гражданской войной», протекает на территории одного государства между его вооруженными силами и антиправительственными вооруженными группами или организованными вооруженными группировками, которые, находясь под ответственным командованием, контролируют часть территории страны, что позволяет им вести непрерывные и согласованные военные действия.
Необороняемая местность . Власти одной из воюющих сторон могут объявить необороняемым и открытым для оккупации неприятелем любой населенный пункт. Необороняемая местность не подлежит нападению.
Оккупированная территория – занятая неприятельскими силами территория, позволяющая им осуществлять такой контроль, который дает возможность вести непрерывные и согласованные военные действия или создавать собственную администрацию.
Основополагающие Принципы Красного Креста . Семь принципов, принятые на международной конференции в Вене в 1965 г.: гуманность, беспристрастность, нейтральность, независимость, единство, добровольность, универсальность.
Покровительство – термин международного гуманитарного права, означающий, что на покровительствуемых распространяется его действие. Обычно применяется к гражданскому населению, раненым, больным, военнопленным.
Покровительствуемое лицо . Находится под защитой (покровительством) Женевских Конвенций, если оно в случае вооруженного конфликта или оккупации оказалось во власти неприятеля.
«Правило голого факта ». Сообщение журналистом сведений о событиях без их оценки и собственных комментариев.
Право войны (право Гааги). Термин, обозначающий совокупность законов и обычаев ведения войны. В настоящее время употребляется редко. Чаще пишут о праве вооруженных конфликтов (этот термин более соответствует современным нормам международного права, принятым в них формулировкам).
Право Женевы . Юридический термин, обозначающий совокупность принципов и норм гуманитарных Женевских конвенций. В настоящее время употребляется редко, будучи вытеснен (более широким по смыслу) термином «международное гуманитарное право».
Преступления против человечности , в соответствие со Статутом МУС, включают в себя такие деяния, осуществляемые в рамках широкомасштабного или систематического нападения на гражданское население, как истребление гражданского населения, обращение в рабство, пытки, изнасилования, принудительная беременность, преследование по политическим, расовым, национальным, этническим, религиозным или гендерным мотивам.
Пропорциональности (соразмерности) принцип. Один из важнейших принципов права вооруженных конфликтов, суть которого заключается в том, что ожидаемые потери среди гражданского населения и разрушение гражданских объектов не должны быть чрезмерными по отношению к конкретному и прямому военному преимуществу, которое планируется получить в результате нападения (см. ст. 51 и ст. 57 Дополнительного Протокола I ) .
Различия принцип. Один из важнейших принципов МГП, суть которого заключается в том, что стороны конфликта всегда должны проводить четкое различие между воюющими и гражданским населением, военными и гражданскими объектами. Нападению могут подвергаться только воюющие и только военные объекты. О проблемах соблюдении данного принципа в современном мире – см. материал «Эпоха невидимого зла».
Раненые и больные . Таковыми могут считаться как военнослужащие, так и гражданские лица, которые вследствие травмы, болезни или другого физического или психического расстройства или инвалидности нуждаются в медицинской помощи или уходе и которые воздерживаются от любых враждебных действий (см. Доп. Протокол I ).
Репатриация – возвращение в страну гражданства, постоянного проживания или происхождения лиц, оказавшихся во власти одной из конфликтующих сторон и удерживаемых ею. Военнопленные освобождаются и репатриируются тотчас же по прекращении военных действий (ст. 118 Женевской Конвенции III 1949 г. ).
Реквизиция – принудительное изъятие имущества.
Репрессалии – принудительные действия, предпринимаемые одной из воюющих сторон в отношении другой стороны как возмездие. Репрессалии по отношению к военнопленным запрещаются.
Ратификация – утверждение высшим органом государственной власти международного договора, подписанного от имени этого государства.
Санитарные зоны и зоны безопасности . Могут создаваться по соглашению конфликтующих сторон для ограждения от военных действий раненых и больных, инвалидов, престарелых и детей до 15-летнего возраста, беременных женщин и матерей с детьми до 7-летнего возраста (ст. 14 Женевской конвенции IV).
Серьезные нарушения МГП . Женевские конвенции 1949 г. выделяют среди нарушений норм гуманитарного права серьезные нарушения, которые уголовно преследуются. К ним относятся убийство покровительствуемых лиц, пытки, истязания, взятие заложников и др. Перечень серьезных нарушений приводится в ст. 3 Конвенций, ст. 11 и 85 Дополнительного Протокола I, ст. 4 Дополнительного Протокола II.
Справочное Бюро по делам военнопленных . Создается каждой конфликтующей стороной, которая получает от своих властей сведения о военнопленных, раненых, больных и иных жертвах конфликта. Эти сведения незамедлительно пересылаются соответствующей державе (ст. 122 Конвенции III, ст. 137 Конвенции IV ).
Универсальная юрисдикция . Механизм уголовного права, предусмотренный в 1949 г. четырьмя Женевскими конвенциями для преследования за совершение серьезных нарушений гуманитарного права. Универсальная юрисдикция позволяет привлекать к ответственности лицо, подозреваемое в таком нарушении, в любом суде любой страны (независимо от того, где, когда и против кого было совершено преступление).
Установки, содержащие опасные силы . Среди гражданских объектов в особой защите нуждаются установки, содержащие опасные силы – плотины, дамбы, атомные электростанции. Они должны быть обозначены международным специальным знаком (группа из трех кругов ярко-оранжевого цвета) и не могут быть объектом нападения.
Центральное агентство по розыску (ЦАР) – отдел МККК в Женеве, занимающийся розыском пропавших без вести лиц и помогающий восстановить или поддерживать связь между отдельными лицами и их близкими, не имеющими возможности общаться друг с другом из-за вооруженного конфликта, беспорядков или обстановки напряженности внутри страны или стихийных бедствий.
Эвакуация – вывоз раненых, больных, военнопленных, детей и групп гражданского населения из зоны боевых действий (например, в тыл, в нейтральную страну).
«Эффект Си-Эн-Эн ». Эффект, суть которого заключается в том, что телевизионные репортажи из «горячих точек» воздействуют не только на простых граждан, но и на людей, занимающих высокие посты и принимающих ответственные решения на государственном уровне. Находясь под воздействием эмоций, вызванных телевизионным сюжетом, эти люди могут принять необдуманное решение, способное привести к негативным последствиям. (Тем более что пристальное внимание мировых СМИ к серьезным конфликтам создает временной прессинг, заставляющий принимать решения в кратчайшие сроки).

Основные положения международного гуманитарного права применяемые в вооруженных конфликтах

1.Сущность и содержание международного права, основные принципы

Основные понятия международного гуманитарного права: правовое положение лиц, находящихся в зоне военных действий

по курсу «Военное право»

«Основные положения международного гуманитарного права, применяемые в вооруженных конфликтах»

1. Сущность и содержание м еждународного права, основные принципы

Международное право - это совокупность юридических норм и принципов, регулирующих отношения между государствами в различных областях (экономической, культурной, военной и других), соблюдение которых обеспечивается добровольно, а в случае необходимости индивидуальным или коллективным принуждением. Эти нормы и принципы закреплены в международных договорах, соглашениях и конвенциях, являющихся источниками международного права. При этом предметом регулирования международного права являются отношения между государствами, среди которых большое место занимают отношения в военной области. Субъектами международного права являются суверенные государства, международные органы и организации, а также некоторые немеждународные организации.

В международном праве важную роль играют его принципы, которые представляют собой систему общепризнанных и общеобязательных норм межгосударственного общения. К ним относятся такие принципы как: суверенное равенство государств, добросовестное выполнение взятых на себя обязательств, мирное разрешение международных споров, неприменение силы и угрозы силой, невмешательство во внутренние дела государств, территориальная целостность государств, нерушимость государственных границ.

Международное право, наряду с национальным правом (внутригосударственным правом), относится к правовой системе государства. В соответствии со статьей 15 Конституции Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Говоря о военных аспектах международного права, прежде всего, необходимо рассмотреть международное гуманитарное право, которое называется также правом вооруженных конфликтов, а ранее было известно под названием право войны. Оно является особым разделом международного права, действующим в условиях вооруженных конфликтов. Целью международного гуманитарного права является смягчение последствий войны: ограничение средств и методов ведения военных действий, а также защита жертв войны.

Основными источниками международного гуманитарного права являются Гаагские конвенции 1907 года, четыре Женевские конвенции о защите жертв войны от 12 августа 1949 г., два Дополнительных протокола к ним от 12 августа 1949 г. и два Протокола от 8 июня 1977г.

Женевская Конвенция об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море (Женева, 12 августа 1949 г.)

Женевская Конвенция об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях (Женева, 12 августа 1949 г.)

Женевская Конвенция о защите гражданского населения во время войны (Женева, 12 августа 1949 г.)

Дополнительный протокол к Женевским конвенциям, от 12 августа 1949 года, касающийся защиты жертв международных вооруженных конфликтов (Протокол II)

Дополнительный протокол к Женевским конвенциям, от 12 августа 1949 года, касающийся защиты жертв международных вооруженных конфликтов (Протокол I)

Конвенция о правах и обязанностях нейтральных Держав в случае морской войны (Гаага, 18 октября 1907 г.)

Конвенция о правах и обязанностях нейтральных Держав и лиц в случае сухопутной войны (Гаага, 18 октября 1907 г.)

Конвенция о постановке подводных, автоматически взрывающихся от соприкосновения мин (Гаага, 18 октября 1907 г.)

Конвенция о положении неприятельских торговых судов при начале военных действий (Гаага, 18 октября 1907 г.)

Конвенция о некоторых ограничениях в пользовании правом захвата в морской войне (Гаага, 18 октября 1907 г.)

Положение о законах и обычаях сухопутной войны

2. Основные понятия международного гуманитарного права: правовое положение лиц , находящихся в зоне военных действий

Одними из важнейших международно-правовых норм, действующих в военной сфере, являются правовые нормы, определяющие понятие агрессии и состояние войны. Определение агрессии дается в резолюции Генеральной Ассамблеи ООН от 14 декабря 1974 г. 3314 (XXDC). Согласно этому определению под агрессией понимается применение вооруженной силы государством против суверенитета, территориальной неприкосновенности и политической независимости другого государства, или каким-либо другим образом несовместимым с Уставом ООН (статья 1 резолюции).

В качестве особо важного признака агрессии выделяется применение вооруженной силы первым. Вместе с тем, предусматривается, что Совет Безопасности может на основе Устава ООН сделать вывод, что, несмотря на имевшее место применение вооруженной силы, констатация агрессии не будет оправданной в свете соответствующих обстоятельств, прежде всего с учетом того, что соответствующие акты или их последствия не носят серьезного характера (статья 2 резолюции). Тем самым проводится различие между мелкими военными конфликтами, пограничными инцидентами, с одной стороны, и вооруженной агрессией - с другой.

К действиям, совершение которых составляет акт агрессии, относятся (статья 3 резолюции):

а) вторжение или нападение вооруженных сил государства на территорию другого государства. Как акт агрессии квалифицируется любая военная оккупация, сколь бы кратковременной она ни была, являющаяся результатом вторжения или нападения. Это же относится к аннексии с применением силы территории государства или ее части;

б) применение любого оружия одним государством против территории другого государства, даже если оно не сопровождается вторжением вооруженных сил;

в) блокада портов или берегов государства вооруженными силами другого государства;

г) нападение вооруженных сил государства на вооруженные силы другого государства;

д) применение вооруженных сил государства, находящихся по соглашению со страной пребывания на его территории, в нарушение условий, предусмотренных соглашением. Сюда же отнесены случаи продолжения пребывания таких вооруженных сил на территории иностранного государства после прекращения действия соответствующего соглашения об их пребывании. Это же относится к любым действиям иностранных вооруженных сил, выходящим за рамки таких соглашений;

е) предоставление своей территории другому государству в целях использования ее для совершения актов агрессии против третьих государств

ж) засылка государством вооруженных банд, групп, а также регулярных сил или наемников на территорию другого государства в целях применения против него вооруженной силы.

Перечень актов агрессии содержит их основные виды, но не является исчерпывающим (статья 4 резолюции).

Никакие соображения любого политического, экономического, военного или иного характера не могут служить оправданием агрессии (статья 5 резолюции).

Статья 51 Устава ООН закрепляет право государства на индивидуальную или коллективную самооборону от агрессии. Совет Безопасности ООН на основании Устава ООН имеет право определять акт агрессии и выносить решения о принятии мер для поддержания или восстановления международного мира.

Состояние войны означает прекращение с государством (группой государств) мирных, отношений с момента объявления состояния войны или фактического начала военных действий до окончания военных действий или до заключения между ними мирного договора.

В соответствии с нормами международного права объявление состояния войны влечет за собой ряд юридических последствий:

а) начало войны означает конец мирных отношений между государствами, то есть между ними прерываются дипломатические и консульские отношения. Персонал посольств и консульств отзывается (Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 года);

б) начало войны влияет на действия международных договоров, существующих между воюющими государствами. Политические, экономические и иные договоры, рассчитанные на мирные отношения, прекращают свое действие. Начинается фактическое выполнение соглашений, регулирующих законы и обычаи ведения войны (например. Женевские конвенции 1949 года). Такие соглашения не могут быть денонсированы во время войны участвующими в вооруженном конфликте сторонами;

в) к гражданам страны-противника может быть применен специальный режим; их право на выбор места жительства ограничивается, они могут быть интернированы или принудительно поселены в определенном месте (ст.ст. 41, 42 Женевской конвенции 1949 года о защите гражданского населения во время войны);

г) имущество, принадлежащее непосредственно государству-противнику конфискуется (за исключением имущества дипломатических и консульских представительств). Данное правило не распространяется на имущество граждан государства-противника.

Как уже отмечалось выше отраслью международного права, определяющего правила ведения военных действий, является международное гуманитарное право или, как его иногда именуют, право вооруженных конфликтов. Под международным гуманитарным правом понимаются международные правила, договорные или основанные на обычаях, которые специально направлены на решение гуманитарных задач, непосредственно в результате вооруженных конфликтов международного и немеждународного характера, и которые по соображениям гуманного характера ограничивают право находящихся в конфликте сторон выбирать методы и средства ведения войны или защищают лиц и имущество, которым нанесен или может быть нанесен ущерб конфликтом.

Нормы международного права действуют не только в мир­ное, но и в военное время, в период вооруженных конфликтов. Необходимость существования и совершенствования таких норм диктуется реалиями общественной жизни, которая дает нам многочисленные примеры различного рода войн и воору­женных конфликтов. Независимо от своего социаль­ного характера и целей (межгосударственные, гражданские войны), законности (оборонительные, национально-освободи­тельные, военные санкции на основе Устава ООН) или незаконности (агрессивные войны, вооруженная агрессия) все они характеризуются применением вооруженных средств борьбы, в ходе которой воюющие, а также не участвующие в военном конфликте стороны должны соблюдать существующие на этот случай специальные нормы международного права. Такие нор­мы часто называются законами и обычаями войны, или между­народным гуманитарным правом.

Предназначение этих специфических международно-правовых норм заключа­ется в ограничении выбора средств и методов вооруженной борьбы, запрещении наиболее жестоких из них. Они защища­ют гражданское население и культурные ценности, положение нейтральных сторон в случае вооруженного конфликта и уста­навливают уголовную ответственность за их нарушение при совершении военных преступлений. Тем самым эти нормы объективно содействуют гуманизации войн и ограниче­нию масштабов и последствий для народов вооруженных кон­фликтов.

Международное гуманитарное право представляет совокупность норм, определяющих единые для международного сообщества права и свободы человека, устанавливающих обязательства государств по закреп­лению, обеспечению и охране этих прав и свобод и предоставляющих ин­дивидам юридические возможности реализации и защиты признаваемых за ними прав и свобод.

Данная отрасль права включает нормы трех видов:

1) нормы, дейст­вующие в нормальных ситуациях мирного времени;

2) нормы, предназна­ченные для условий вооруженных конфликтов с целью их максимально возможной гуманизации;

3) нормы, применение которых обязательно в любых ситуациях (свобода мысли, совести и религии, запрещение пыток или других жестоких видов обращения и наказания).

Основными источниками международного гуманитарного права являются обычай и договор.

Договорные источники международного гуманитарного права весьма многочисленны и характеризуются предметным разнообразием.

Во-первых, нормы, закрепляющие правила ведения войны: Конвен­ция об открытии военных действий; Конвенция о правах и обязанностях нейтральных держав и лиц в случае сухопутной войны, обе 1907 г. и т. д.

Во-вторых, соглашения, направленные на защиту жертв вооружен­ных конфликтов: Женевская конвенция об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях. Женевская конвенция об улучшении уча­сти раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение из состава вооруженных сил на море, Женевская конвенция об обращении с военно­пленными; Женевская конвенция о защите гражданского населения во время войны, все от 12 августа 1949 г., Дополнительный протокол I к Же­невским конвенциям от 12 августа 1949 г., касающийся защиты жертв ме­ждународных вооруженных конфликтов, и Дополнительный протокол II к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 г., касающийся защиты жертв вооруженных конфликтов немеждународного характера.


В-третьих, конвенции в области ограничения и запрещения приме­нения отдельных видов оружия: Конвенция о запрещении производства, хранения и накопления запасов химического оружия и его уничтожении, 1993 г.; Конвенция о запрещении применения, накопления запасов, произ­водства и передачи противопехотных мин и об их уничтожении, 1997 г. и т. д.

В-четвертых, соглашения, направленные на обеспечение соблюдения норм международного гуманитарного права: Международная конвенция о борьбе с вербовкой, использованием, финансированием и обучением на­емников, 1989 г.; Конвенция о предупреждении преступлений геноцида и наказания за него, 1948 г.

Принципы международного гуманитарного права можно объединить в четыре группы.

1. Общие принципы международного гуманитарного права :

· Принцип гуманности, запрещающий применение такого военно­го насилия, которое не является необходимым для целей войны. Этот принцип является одним из старейших принципов международного гума­нитарного права.

· Принцип недопустимости дискриминации, согласно которому с индивидами, пользующимися покровительством гуманитарных конвенций, при любых обстоятельствах и без всякого различия на основе характера и происхождения вооруженного конфликта, причин, которые воюющие сто­роны приводят в свое оправдание, или на которые ссылаются, следует об­ращаться без всякой дискриминации по причинам расы, цвета кожи, рели­гии, пола, имущественного положения.

· Принцип ответственности за нарушение норм и принципов международного гуманитарного права, который включает в себя между­народно-правовую ответственность государств и ответственность физиче­ских лиц. Этот принцип является логическим следствием существования законов и обычаев войны и базируется на ряде конкретных норм, устанавливающих ответственность участников вооруженных конфликтов за нарушение соответствующих международно-правовых предписаний.

2. Принципы, ограничивающие воюющих в выборе средств и методов ведения войны:

· Принцип ограничения воюющих в выборе средств вооружен­ной борьбы, т.е., запрещается применять определенные виды оружия.

· Принцип защиты окружающей среды, т. е. при ведении воен­ных действий запрещается наносить обширный, долговременный и серьез­ный ущерб природной среде.

3. Принципы, обеспечивающие защиту прав участников воору­женного конфликта:

· Принцип защиты прав, означающий, что государство должно обеспечить защиту лиц (как комбатантов, так и некомбатантов), оказав­шихся в его власти.

· Принцип неприкосновенности лиц, прекративших принимать непосредственное участие в боевых действиях.

· Принцип неприкосновенности некомбатантов, который означа­ет, что в отношении личного состава, оказывающего помощь своим воо­руженным силам, но непосредственно в боевых действиях не участвующе­го (медицинский персонал, духовенство и т. п.), не может применяться оружие и он должен пользоваться уважением и покровительством со сто­роны противника.

4. Принципы защиты прав гражданского населения, не участ­вующего в вооруженном конфликте:

· Принцип ненападения, означающий, что гражданское население как таковое, а также отдельные гражданские лица не должны являться объ­ектом нападений.

· Принцип ограничения по объектам, т. е. - «Единственная за­конная цель, которую должны иметь государства во время войны, состо­ит в ослаблении сил неприятеля». Этот принцип предполагает, что нападе­ния должны быть строго ограничены военными объектами.

Международно-правовая регламентация ведения вооруженной борьбы касается и вопросов начала войны, ее окончания, участников вооруженных конфликтов, запрещения или ограничения определенных средств и методов ведения войны и т.п.

Началу военных действий должно предшествовать объявление вой­ны . Однако само объявление войны не оправдывает данное государство и не освобождает от ответственности за акт агрессии, равно как и начало во­енных действий без объявления войны.

С началом вооруженного конфликта применяется система Держав-Покровительниц, которыми могут стать не участвующие в конфликте государства, назначенные и признанные воюющими сторонами.

Начало войны, как правило, прерывает дипломатические и консуль­ские отношения между государствами, вступившими в войну.

В отношении граждан неприятельского государства, пребывающих на их территории, применяются различные ограничения.

Имущество, принадлежащее непосредственно вражескому государ­ству (государственная собственность), конфискуется, за исключением имущества дипломатических и консульских представительств. Частная собственность (собственность граждан) в принципе считается неприкосно­венной.

Война должна вестись только между вооруженными силами госу­дарств и не должна наносить ущерба их гражданскому населению.

Законными участниками войны являются комбатанты (сражаю­щиеся). Применение оружия на войне возможно только в отношении комбатантов.

В соответствии с действующими международными нормами в состав вооруженных сил (регулярных и нерегулярных) входят части и соединения сухопутных, морских, воздушных сил, а также войска милиции (полиции), безопасности, добровольческие отряды, отряды ополчения, личный состав организованного движения сопротивления (партизаны). Население на ок­купированной территории, которое по собственному почину берется за оружие для борьбы с вторгающимися войсками, не успев сформироваться в регулярные части, также пользуется правами сражающихся.

Понятием добровольческих отрядов охватываются лица, изъявившие желание выехать за пределы своей страны и принять участие в боевых действиях на стороне народа иностранного государства, борющегося за свободу и независимость.

От добровольцев принципиально отличаются наемники. Согласно ст. 47 первого Дополнительного протокола 1977 г. «Наемник - это любое лицо, которое специально завербовано сражаться в вооруженном кон­фликте; фактически принимает непосредственное участие в военных действиях, руководствуясь желанием получить личную выгоду, не являет­ся ни гражданином стороны, находящейся в конфликте, ни лицом, посто­янно проживающим на территории, контролируемой стороной, находя­щейся в конфликте, не входит в личный состав вооруженных сил сторо­ны, находящейся в конфликте».

Наемник не имеет права на статус комбатанта или военнопленного и не находится под покровительством норм международного права.

Многолетний опыт международно-правового регулирования данной проблемы позволил сформулировать «Основные нормы», характеризую­щие методы и средства ведении войны :

· В случае любого вооруженного конфликта право сторон, находя­щихся в конфликте, выбирать методы или средства ведения войны не является неограниченным.

· Запрещается применять оружие, снаряды, вещества и методы ве­дения военных действий, способные причинить излишние повре­ждения или излишние страдания.

· Запрещается применять методы или средства ведения военных действий, которые имеют своей целью причинить или, как можно ожидать, причинят обширный, долговременный и серьезный ущерб природной среде.

Международно-правовые нормы о запрещении или ограничении применения отдельных видов оружия развивались соответственно совер­шенствованию военного производства и с учетом опыта военных действий. Можно назвать такие меры, как запрещение ядерного, химического, бактериологического (биологического) и токсичного оружия.

Применительно к обычному оружию запрещению или ограничению подверглись следующие его разновидности:

1) любое оружие, основное действие которого заключается в нанесении повреждений осколками, ко­торые не обнаруживаются в человеческом теле с помощью рентгеновских лучей;

2) мины, не являющиеся дистанционно устанавливаемыми минами, мины-ловушки и некоторые другие устройства;

3) зажигательное оружие.

Запрещается разрушение гражданских объектов и объектов, необхо­димых для выживания гражданского населения (незащищенные города, жилища, больницы, запасы еды, источники воды и т. д.).

Особо регулируется защита плотин, дамб, атомных электростанций и т. д. Эти объекты не должны подвергаться нападению даже в тех случаях, когда они являются военными объектами, если такое нападение может вы­звать высвобождение опасных сил и последующие тяжелые потери среди гражданского населения.

Прекращение военных действий осуществляется различными спосо­бами и оформляется соответствующими официальными актами, порож­дающими правовые последствия.

Одним из распространенных способов прекращения военных дейст­вий считается перемирие , которое приостанавливает военные действия по взаимному соглашению сторон. Общее перемирие является полным и бес­срочным. Нарушение постановлений актов перемирия есть не что иное, как противоправное посягательство на законы и обычаи войны, влекущее международную ответственность.

Соглашения о военном перемирии, наряду с прекращением военных действий, как правило, предусматривают взаимное освобождение и воз­вращение всех военнопленных в установленные сроки.

Другим способом прекращения военных действий является безого­ворочная капитуляция побежденной стороны.

Как общее правило, прекращение военных действий в виде переми­рия или безоговорочной капитуляции представляет собой этап на пути к прекращению состояния войны.

Прекращение состояния войны - это окончательное урегулирова­ние политических, экономических, территориальных и иных проблем, свя­занных с завершающейся войной и прекращением военных действий.

Важные правовые последствия прекращения состояния войны - вос­становление между находившимися до этого момента в состоянии войны государствами официальных отношений в полном объеме, обмен диплома­тическими представительствами, возобновление ранее заключенных дву­сторонних договоров, действие которых было прервано войной.

Формой осуществления окончательного мирного урегулирования, прекращения состояния войны является заключение мирного договора.

Режим раненых и больных на войне определен четырьмя международными Конвенциями 1949 г. и дополнительными протоколами к ним 1977 г. Тер­мин «раненые и больные»включает лиц, как из числа комбатантов, так и гражданских лиц, которые нуждаются в медицинской помощи или уходе.

Конвенции запрещают в отношении раненых и больных лиц сле­дующие действия: а) посягательство на жизнь и физическую неприкосно­венность; б) взятие заложников; в) посягательство па человеческое досто­инство; г) осуждение и применение наказания без предварительного су­дебного решения, вынесенного надлежащим образом учрежденным судом.

Раненые и больные воюющей армии, попавшие во власть неприяте­ля, считаются военнопленными и к ним должен применяться режим воен­ного плена.

Режим военного плена представляет совокупность правовых норм, регулирующих положение военнопленных. К ним относятся лица из соста­ва регулярных и нерегулярных вооруженных сил, попавшие во власть неприятеля, т. е. имеются в виду комбатанты. Военнопленные находятся во власти правительства неприятельского государства. К военнопленным нельзя применять акты насилия, запугивания и оскорбления. Любые неза­конные акты со стороны держащего в плену государства, приводящие к смерти военнопленного или представляющие угрозу его здоровью, рас­сматриваются как серьезное нарушение Конвенции. Запрещается дискриминация по причинам расы, национальности, вероисповедания политиче­ских убеждений.

Освобождение военнопленных происходит тотчас по прекращении военных действий, исключая случаи привлечения к уголовной ответствен­ности за военные преступления.

Военная оккупация – это временное занятие в ходе войны воору­женными силами одного государства территории другого государства и принятие на себя управления этими территориями.

Согласно нормам международного права, оккупированная террито­рия юридически продолжает оставаться территорией того государства, ко­торому она принадлежала до оккупации. В период временного, фактиче­ского перехода власти из рук законного правительства к военным властям, занявшим территорию, эти власти обязаны обеспечить общественный по­рядок и жизнь населения, уважая существующие в этой стране законы.

Оккупирующему государству не разрешается упразднять на занятой территории действовавшие законы. Оно вправе только приостановить дей­ствие тех местных законов, которые не отвечают интересам безопасности его армии или оккупационной власти, а также может издавать временные административные акты, если это необходимо для поддержания общест­венного порядка.

Запрещено разрушение и уничтожение не только частной, но также общественной и государственной собственности.

Конвенция о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта, 1954 г., предусматривает следующие меры:

а) запрещение использования этих ценностей, сооружений для их защиты, а также непосредственно прилегающих к ним участков в целях, которые могут привести к разрушению или повреждению этих ценностей в случае вооруженного конфликта;

б) запрещение, предупреждение и пресечение любых актов незакон­ного присвоения культурных ценностей в какой бы то ни было форме, а также любых актов вандализма в отношении этих ценностей;

в) запрещение реквизиции и принятия любых репрессивных мер, на­правленных против культурных ценностей.

Наиболее важные культурные ценности берутся под специальную защиту и включаются в Международный реестр культурных ценностей, который ведется Генеральным директором ЮНЕСКО. С момента включе­ния в Международный реестр ценности получают военный иммунитет, и воюющие обязаны воздерживаться от любого враждебного акта, направ­ленного против них.

1. Тихиня, В. Г. , Павлова, Л. В. Основы международного права. Мн., 2006.

2. Международное право / Под ред. О. И. Тиунова. – М.: Инфра-М.,1999.

3. Международное публичное право: Учебник / Под ред. К.А. Бекяшева.- М.: Проспект, 1999.

4. Калугин, В. Ю. Курс международного гуманитарного права / В.Ю. Калугин. – Минск: Тесей, 2006.

5. Мелков, Г. М. Международное право в период вооруженных конфликтов. М.,1989.

6. Тихиня, В. Г., Макарова М. Ю. Международное частное право. Мн., 2007.

7. Курс международного торгового права / Тынель А., Функ Я.. Хвалей В. – 2-е изд.- Мн., 2000.

8. Гаврилов, В. В. Международное частное право. - М., 2000.

9. Основные сведения об ООН. – М.,1996.

10. Международное право в документах: Учеб. пособие / Сост.: Н.Т. Блатова, Г.М. Мелков – М.: 2000.

11. Права человека: Сб. междунар. – правовых документов / Сост. В.В. Щербов. – Мн: Белфранс, 1999.

12. Международное право: Практическое пособие для студентов экономических специальностей / Авт.-сост. С.П. Пиун. – Гомель: ГГТУ им. П.О. Сухого, 2004.

Что такое международное гуманитарное право?

Международное гуманитарное право – это совокупность международно-правовых норм и принципов, направленных, по гуманитарным соображениям, на ограничение негативных последствий вооруженных конфликтов. Оно защищает лиц, которые не участвуют или прекратили свое участие в военных действиях, и ограничивает средства и методы ведения военных действий. Международное гуманитарное право известно также как право войны или право вооруженных конфликтов.

Международное гуманитарное право является частью международного права, представляющего собой совокупность норм, регулирующих отношения между государствами. Международное право, основанное на , содержится как в соглашениях между государствами – договорах или конвенциях, так и в исторически сложившийся нормах обычного права и практики поведения государств (правового обычая), которые рассматриваются как юридически обязательные правила поведения.

Международное гуманитарное право применяется в период вооруженных конфликтов. Оно не определяет правомерность использования силы государствами в том или ином случае, что регулируется другими, не менее важными, отраслями международного права, а также Уставом Организации Объединенных Наций.

История международного гуманитарного права.

Уходит глубоко корнями в устои древних цивилизаций и религиозные традиции народов – военные действия во все времена велись с соблюдением определенных обычаев и принципов.

Универсальная кодификация международного гуманитарного права началась в девятнадцатом веке. С тех пор государства согласовали ряд практических правил, основанных на горьком опыте современных войн. Соблюдение этих правил позволяет найти тонкий баланс между гуманитарными заботами и военными нуждами государств.

С ростом международного сообщества, все большее число государств принимают участие в развитии данных правил. В настоящее время международное гуманитарное право представляет собой свод правовых норм универсального характера.

Источники международного гуманитарного права.

Основные нормы международного гуманитарного права содержатся в четырех Женевских конвенциях 1949 года. Почти каждое государство в мире согласились принять на себя обязательства по их соблюдению. Конвенции были развиты и дополнены двумя последующими соглашениями: Дополнительными Протоколами 1977 года, касающимися защиты жертв вооруженных конфликтов.

Существуют и другие договоры, запрещающие использование конкретных видов оружия и способов ведения военных действий и защищающие определенные категории населения и имущества. К этим соглашениям относятся:

  • Гаагская конвенция о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта 1954 года и два протокола к ней от 1954 года и 1999 года;
  • Конвенция о запрещении биологического и токсического оружия 1972 года;
  • Конвенция об обычном оружии 1980 года и пять протоколов к ней;
  • Конвенция о запрещении химического оружия 1993 года;
  • Оттавская конвенция о запрещении противопехотных минах 1997 года;
  • Факультативный протокол к Конвенции о правах ребенка, касающийся участия детей в вооруженных конфликтах;
  • Дублинская конвенция о запрете кассетных бомб 2008 года.

Многие положения международного гуманитарного права в настоящее время содержатся составе – общих норм, в соответствии с которыми ведутся все отношения между государствами.

Когда применяется международное гуманитарное право?

Нормы международного гуманитарного права применяются только в период вооруженных конфликтов; они не регулируют вопросы, касающиеся внутригосударственных противоречий или преступлений, таких как отдельные акты насилия. Данные нормы вступают в действие при наступлении состояния войны и распространяются в равной степени на все стороны конфликта, вне зависимости от того, кто начал боевые действия.

Нормами международного гуманитарного права проводится разграничение между международными и немеждународными вооруженными конфликтами. - это конфликты в которых участвует по крайней мере два государства. Они регулируются широким диапазоном правил, в том числе изложенных в четырех Женевских Конвенциях и Дополнительном протоколе I.

Ведутся на территории только одного государства официальными регулярными вооруженными силами, противостоящими группам вооруженных диссидентов, либо между вооруженными группировками, воюющими друг против друга. К внутренним вооруженным конфликтам применяется менее широкий набор правовых положений, закрепленных в статье 3, общей для четырех Женевских Конвенций, и Дополнительном протоколе II.

Важно понимать различие между международным гуманитарным правом и правами человека. Хотя некоторые из их положений схожи, это две самостоятельные отрасли права, разработанные независимо и содержащиеся в разных договорах. В частности, нормы прав человека, в отличие от норм международного гуманитарного права, применяются в мирное время, а некоторые из его положений могут приостановить свое действие в периоды вооруженных конфликтов.

Функции международного гуманитарного права.

Приоритетными направлениями международного гуманитарного права являются две важнейшие задачи:

  • защищать лиц, не принимающих участие, или прекративших свое участие в боевых действиях;
  • ограничивать способы ведения войны – в частности, запрещение отдельных видов оружия и методов ведения боя.

Что означает «защищать»?

Международное гуманитарное право защищает некомбатантов , например, гражданское население или военно-медицинский и военно-религиозный персонал, журналистов. Оно также защищает тех, кто по каким-либо причинам перестает принимать участие в сражениях, таких как раненых, потерпевших кораблекрушение, больных военнослужащих и военнопленных.

Эти лица имеют право на уважительное отношение к их жизни, их физическому и психическому состоянию. Они получают определенные гарантии по защите жизни и гуманному обращению при любых обстоятельствах, без каких-либо исключений.

Конкретнее: запрещено убивать или калечить врага, который готов сдаться в плен или не в состоянии оказывать сопротивление; больные и раненые должны быть эвакуированы, получить первую помощь и уход от той из воюющих сторон, под чьей властью в данный момент они находятся. Медицинский персонал, расходные материалы, госпитали и машины скорой помощи не должны подвергаться нападению.

Существуют подробные правила регулирующие условия содержания под стражей военнопленных и дозволенные способы обращения с гражданскими лицами, находящимися под властью неприятеля. Они включают в себя обязанность предоставления продовольствия, жилья и медицинского обслуживания, а также право на обмен сообщениями с членами семьи.

Устанавливается ряд четко узнаваемых эмблем, которые могут быть использованы для идентификации защищаемых людей, мест и объектов. Важнейшие из них – красный крест, красный полумесяц и отличительные знаки обозначающие культурную ценность и средство гражданской обороны.

Какие ограничения на оружие и методы ведения боя существуют?

Международное гуманитарное право запрещает все средства и методы ведения боя, которые:

  • не делают различия между теми, кто принимает непосредственное участие в боевых действиях и теми, кто не принимает такого участия, например, гражданского персонала, оказывающего помощь по эвакуации местного населения и защите гражданских объектов;
  • причиняют чрезмерные повреждения или излишние страдания;
  • ведут к серьезному и долговременному ущербу для окружающей среды.

Гуманитарным правом поэтому вводится запрет на использование многих типов оружия, включая разрывные пули, химическое и биологическое оружие, ослепляющее лазерное оружие и противопехотные мины.

Действительно ли международное гуманитарное право выполняет свои функции?

К сожалению, существует бесчисленное количество примеров нарушения международного гуманитарного права. Все чаще жертвами войны становятся гражданские лица. Однако, остается неоспоримым тот факт, что международное гуманитарное право внесло существенный вклад дело защиты гражданского населения, заключенных, больных и раненых, и в ограничение применения оружия неизбирательного действия.

С учетом того, что в настоящее время существует достаточное количество различных причин для крайней нетерпимости и агрессивного поведения, реализация норм данного свода правил всякий раз сопровождается большими трудностями и проблемами. Все больше приходит понимание, что актуальность вопроса об их эффективном соблюдении обострилась как никогда.

Что необходимо предпринять для реализации гуманитарного права?

Необходимо принять определенные меры для обеспечения соблюдения международного гуманитарного права. Государства должны взять на себя обязательства по обучению утвержденным правилам своих вооруженных сил, а также всех слоев населения. Требуется предупреждать преднамеренное совершение противоправных действий или наказывать виновных, если нарушения все-таки имели место.

В частности, государства должны предусмотреть соответствующие законы для наказания за наиболее тяжкие нарушения Женевских конвенций и дополнительных протоколов к ним, которые следует рассматривать как военные преступления.

На международном уровне принимаются особые меры: создаются трибуналы, рассматривающие дела, связанные с преступлениями в период военных конфликтов. В соответствии с Римским статутом 1998 года был создан Международный Уголовный суд, обладающий правом судебного преследования, в том числе, военных преступлений.

Каждый человек, правительства государства и различные организации, должны предпринимать посильное участие в таком важном и нужном деле, как соблюдение и развитие норм международного гуманитарного права.



Просмотров