Кто убил старуху преступление наказание. Раскольников убивает старуху-процентщицу

Если не вдаваться в психологические особенности, то физически двоих. Старуху обухом топора и Лизавету лезвием. Если старуху Раскольников, как великий человек, убил только из-за того, что та преграда к осуществлению великих целей, то Лизавету по причине, которая отчетливо показывает Раскольникову, что он никакой не великий, и вообще ставит под вопрос саму теорию. Причина убийства сестры старухи – лишние глаза, просто убрал свидетельницу. А значит на подсознательном уровне (долго размышлять Раскольникову убивать ли Лизавету или нет, ему не пришлось) он понимал, что всё-таки это преступление. Теории о том, что якобы Лизавета была беременна, а следовательно он убил троих, абсолютно безосновательна и никак не подтверждается в тексте произведения (ссылаются на то, что Лизавета то и дело ходила с брюхом). Хотя в ранних версиях Преступления и наказания Лизавета была беременна, но Достоевский впоследствии это убрал.
Теперь поговорим, так сказать, об убийстве не столько физическом, сколько моральном. Раскольников своим отчуждением и, как сказала Дуня, эгоизмом просто убил свою мать. Но эта смерть не была похожа на смерть Лизаветы, это была долгая смерть. Пульхерия очень, очень любила своего сына, поэтому переживала за него, настолько сильно, что стресс перерос в душевное заболевание, а душевное повергло маму Раскольникова в смерть. Даже если порассуждать о такой смерти, получится, что она намного страшнее убийства, насилия. Ибо обычное убийство — это всё-таки убийство тела, а не души, а вместе с ним и рассудка. Но в случаи Пульхерии Александровны всё произошло по самому страшному сценарию. Возможно, она даже не почувствовала свое помешательство или старалась отодвинуть такие вопросы от себя, но смерть произошла по причине такого напряжения, такого разрыва чувств, что даже страшно представить. Жестокое убийство. Но Дуня, которая видела всё это, что она чувствовала? В произведении не говорится, но так ясно представляется картина, как плачет где-то в углу несчастная дочь. Убийство ли это? Даже, если нет, то очень серьезное ранение, возможно, намного худшее, чем смерть. И вся надежда на Разумихина. Но он не из титана сделан. Все скорби семьи он также пропускал через свое сердце, и страдал он не меньше, чем Дуня. Ведь для него эта и есть его НАСТОЯЩАЯ семья.
А что в душе у таких людей как Зосимов, Порфирий Петрович? Для Зосимова – Раскольников чуть ли не первый пациент, а что он говорил про таких? Первые пациенты, как свои родные дети, что он должен чувствовать? Серьезную, глубинную, интимную скорбь. А следователь? Думаете его совесть чиста? Да он мучается, я даже уверен, что как-нибудь перед сном, задумался: а следовало ли вообще его так сгноить? Можно ли смотреть выше строчки закона? Хладнокровность можно приписать Порфирию, но если так призадуматься: ведь его племянник Разумихин — лучший друг Раскольникова! О чем они могли говорить на свадьбе? Что друг к другу чувствовали? Тут целая повесть.
А знакомые Лизаветы? Скольким она помогла? Мне кажется, что очень многие лишились светоча любви, доброты, простоты, и что с ними стало? Скорбь на месяц или полная потеря смысла жизни? А как убивалась Соня? Хотя про Соню можно столько говорить, она также помогла, спасла многих и в первую очередь Раскольникова, кто как не святая может спасти загубленную душу? Кто, как не святая может принять все грехи мира? Кто как не святая в слезах своих, как инок, узрела падение естества человеческого? Но смерть ли это? Или жизнь иная? Более важная, чем простое мирское наслаждение? И тут уже встает вопрос: где заканчивается жизнь и начинается смерть? Неужели смерть – это только прекращение кровообращения? или что-то более массивное?
Если призадуматься: скольких людей убил физически и духовно Родион? Волосы на голове начнешь выдирать. Чем-то напоминает карточный домик: толкнул одну карту и всё рассыпалось. Разрушить человеческие жизни проще, чем срубить колос пшеницы.

Каждое произведение ценно прежде всего тем, как оно отвечает на важнейшие вопросы современности. Роман Достоевского “Преступление и наказание” – одно из выдающихся произведений мировой литературы, это “энциклопедия жизни России 50-х годов”, книга великой скорби, раскрывающая бесчеловечность буржуазно-крепостнического общества. Поиски выхода из мира расчета и наживы в царство доброй правды – основная идея романа.
В страшных картинах нищеты, надругательства над человеком, одиночества, невыносимой духоты жизни предстает

Перед нами образ Петербурга, города-гиганта, поражающего фантастичностью своих контрастов, где человека на каждом шагу подстерегают социальные и материальные “шутки”, порождающие нравственные
Конфликты и трагедии. Униженным и оскорбленным нет выхода из них. Безысходность – лейтмотив романа. Сцена знакомства Раскольникова с Мармеладовым в трактире задает тон всему повествованию. Фраза Мар-меладова: “Понимаете ли Вы, милостивый государь, что значит, когда уже некуда больше идти…” – сразу поднимает и всю эту сцену в трактире, и фигуру маленького человека, смешного своей торжественно-витиеватой и “канцелярской” манерой говорить, и тему романа на высоту трагической думы о судьбе человечества.
Для героев Достоевского вообще характерен монолог как средство выражения своих мыслей, чувств. Монолог Мармеладова, имеющий характер исповеди, окрашивает всю ситуацию в драматические тона.
“Некуда идти” и Катерине Ивановне, которую погубило невыносимое для ее честолюбивой натуры противоречие между прошлой, обеспеченной и богатой, жизнью и жалкой, нищенской настоящей.
Соня Мармеладова, чистая и невинная девушка, вынуждена торговать собой, чтобы прокормить больную мачеху и ее малолетних детей. Идея самопожертвования, отказа от себя, воплощенная в образе Сони, поднимает его до символа всего страдания человеческого. Страдания сливались для Достоевского с любовью. Соня – олицетворение любви к людям, именно поэтому она сохранила нравственную чистоту в той грязи, в которую бросила ее жизнь.
Тем же смыслом наполнен образ Дунечки, сестры Раскольникова: она соглашается на ту же жертву, что и Соня: во имя свято любимого брата дает согласие выйти замуж за Лужина.
Лужин классический тип буржуазного дельца, мерзавца, подло оклеветавшего беззащитную Соню, самовлюбленного тирана, унижающего людей, карьериста и скряги.
Для героев Достоевского характерна превосходная степень выражения чувств. У Сонечки – это ненасытная жажда самопожертвования, у Дуни – всепоглощающая любовь к брату, у Катерины Ивановны – исступленная гордость.
Положение безнадежности, тупика толкает людей на моральные преступления против самих себя. Буржуазное общество ставит их перед выбором таких путей, которые по-разному ведут к бесчеловечности.
“Сонечка Мармеладова, вечная Сонечка, пока мир стоит!” Какая тоска, боль за человечество слышится в этом горьком раздумье Раскольникова! Он терзается сознанием полной безысходности, не находя, однако, в себе сил признать эту жизнь, примириться с нею, как это сделал Мармеладов. Вереницей проходят перед Рас-кольниковым картины унижения и оскорбления человека (эпизод на Конногвардейском бульваре, сцена самоубийства женщины, бросившейся с моста, гибель Мармеладова).
Для Достоевского характерна лаконичность при описании самых трагических событий, он сразу переходит к анализу чувств и мыслей героев, их отношения к происходящему.
Широкая, написанная могучей суровой кистью картина действительности показывает ту реальную почву, которая взращивает мысли о преступлении у Раскольникова, человека, страстно и беспощадно осуждающего этот мир с его вопиющей социальной несправедливостью, бессмысленными страданиями и унижениями.
Само буржуазное общество, буржуазное сознание порождает идеи, подобные раскольниковской: убить, потому что “владыки”, наполеоны, те, кого в этом обществе уважают, богачи, удачники, счастливцы не останавливаются ни перед чем во имя успеха. В сущности, в этой теории заключена идея буржуазного сверхчеловека, не признающего никаких нравственных ограничений, которому все дозволено.
Второй вариант объяснения мотивов преступления Раскольникова – убийство одной ничтожной твари во имя жизни тысяч достойных существования людей, – представляет собой характерную форму буржуазно-анархического протеста.
Чудовищный “эксперимент” Раскольникова – убийство ростовщицы – должен дать ему ответ на вопрос: кто такой он сам? Принадлежит ли он к разряду людей “обыкновенных” или “необыкновенных”? Может ли он “переступить” принцип? Совершая свое преступление, Раскольников хотел убить принцип гуманизма, убить человечность, но не вынес мук отщепенца, разъединенности с людьми, ужаса и пустоты нравственного одиночества, означающего смерть человеческой души.
Напряженность психологического конфликта усугубляется таким приемом, как субъективная трактовка времени; оно может остановиться (как например, в сцене убийства старухи) или лететь с лихорадочной быстротой, и тогда в сознании героя мелькают, как в калейдоскопе, лица, предметы, события. Еще одна особенность романа – отсутствие последовательности, логичности в передаче чувств, переживаний героев, что тоже определяется их душевным состоянием. Часто автор прибегает к “видениям”, включая галлюцинации, кошмары (сны Раскольникова, Свидригайлова). Все это усугубляет драматизм происходящих событий, делает стиль романа гиперболичным.
Но есть нечто более ужасное, что относится уже не к картинам действительности, не к переживаниям людей, а к самому роману. Это отсутствие просветления, какой-то надежды на возможность выхода.
Самый страшный “тупик” в том выводе, который делает автор: нет реального выхода из безмерных страданий человечества.
Справедливо осудив “бунт” Раскольникова, Достоевский оставляет победу не за сильным, умным и гордым Раскольниковым, а за Соней, видя в ней высшую правду: лучше страдание, чем насилие, – страдание очищает. Соня исповедует нравственные идеалы, которые, с точки зрения писателя, наиболее близки широким на – родным массам: идеалы смирения, всепрощения, молчаливой покорности. В наше время, я думаю, Соня стала бы изгоем. И не каждый Раскольников сегодня будет мучиться и страдать. Но совесть людская, душа человека жили и будут жить всегда, пока “мир стоит”, даже в наши жестокие демократические годы, на заре неизвестного будущего, в начале многообещающего и одновременно страшного XXI века. А значит, когда-нибудь раскаяние придет, и, хоть на краю могилы, наш Раскольников заплачет и вспомнит о “вечной Сонечке”.
В этом и заключается великий, классический, бессмертный смысл сложнейшего романа, созданного гениальным писателем-психологом.
Жизнь невыносима в обществе, где царствуют современные Лужины и Свидригайловы, но в сердцах тех, кто не стал ими, продолжает наивно жить надежда…
Основной конфликт в романе Достоевского “Преступление и наказание”. Мне кажется, Достоевский хотел показать, что необходимо сохранить в себе доброту и сострадание даже в таком мире, какой показан в романе. Человек одинок в окружающем его мире, он задыхается, не находя поддержки и понимания. Обстановка жизни не способствует развитию человеческих чувств, таких как доброта и сострадание. Действительность порождает яростную, ожесточенную реакцию на несправедливые жизненные условия и ненависть к людям.
Раскольников, пытаясь возвыситься над страдающим миром, создает свою теорию. В основе этой теории лежит утверждение, что счастье для большинства возможно посредством уничтожения меньшинства. Решаясь на убийство, он следует меркантильным интересам. Это показывает его не с лучшей стороны. Ради денег он убивает. Но убийство старухи влечет за собой и другое, он вынужден убить и ее сестру. То есть проливается кровь невинных. Он утешает себя, думая, что старуха была злой, а он лишь покарал ее, но это не уменьшает жестокости его преступления. Посмотрев с другой стороны мы видим, убийцу Родиона Раскольникова. Задавленного бедностью, но не видящего в себе силы пройти мимо трагедии семьи Мармеладовых, он отдает им последние деньги. “Раскольников подошел к Катерине Ивановне и отдал ей все деньги, что у него были, и удалился…”. Так Раскольников пытается противостоять окружающей действительности, но, следуя своей теории, он не только не противостоит жестоким законам общества, но даже вписывается в них.
В эпилогу Достоевский показывает, что теория Раскольникова потерпела поражение не только по своей внутренней логике, но и сам угнетенный народ отверг ее. Раскольников был отвергнут народом как носитель антигуманной идеи. Преступление Раскольникова встает между ним и миром. Он мечется в поисках живой души, которая смогла бы выслушать его и облегчить страдания. Такой душой для него стала Сонечка Мармеладова. Благодаря ей, Раскольников встает на путь раскаяния за свои поступки.
Соня Мармеладова, как мне кажется,- очень важный персонаж в романе. Она поставлена жизнью в не менее сложную ситуацию. Хрупкой девушке очень сложно выжить в злом мире. Принеся себя в жертву, отдав свое тело на попрание, она сумела сохранить живую душу и ту необходимую связь с миром, которую разрывает Раскольников для будущей жизни, она несет с ним его “крест”- идет с ним на каторгу. В этом заключается ее величие – величие самопожертвования во имя людей.
Достоевский призывает людей к соединению в “добром и хорошем чувстве”, вере в добро, неуничтожимое в мире и данное человеку изначально.
Рассмотрев двух героев романа, мы также можем увидеть, как вера помогает возвыситься человеку духовно. Вера Сонечки помогает ей выжить в жестоком мире.
Приобщившись, с помощью Сони, к вере, Раскольников воскресает. В своем романе Достоевский учит верить, творить добро и сострадать. Если в противостоянии добра и зла будет побеждать зло, то человечество не сможет выжить.
Проблема, рассмотренная Достоевским в романе “Преступление и наказание”, актуальна и для наших дней. В злом и бесчеловечном мире очень трудно сохранить любовь, доброту и сострадание. Но надо стоять за свои ценности и перед беспощадной действительностью не опускать руки и творить добро.

(1 оценок, среднее: 5.00 из 5)



Другие сочинения:

  1. Мне кажется, что сцену чтения Евангелие Достоевский ввел для того, чтобы показать, насколько Раскольников и Соня нравственны. Сцена чтения Евангелие в романе психологически наиболее напряженная и интересная. Я с интересом читал и по ходу действия думал, сумеет ли Соня убедить Read More ......
  2. В своем идеологическом романе “Преступление и наказание” Ф. М. Достоевский предлагает сложную систему персонажей, призванную раскрыть образ главного героя и развенчать его теорию “благодетельного тиранства”. Автор особо выделяет двух героев, которые советуют Раскольникову сделать явку с повинной. Это Порфирий Петрович Read More ......
  3. В своем романе “Преступление и наказание” Федор Михайлович Достоевский поднимает проблему вседозволенности, возвышения одного человека над другим, “наполеонизма”. Он показывает, как эта, казалось бы, довольно логичная и хорошо выстроенная теория, разбивается на практике, принося мучения, страдания и, в конце концов, Read More ......
  4. Не убий. Шестая заповедь Федор Михайлович Достоевский вошел в классическую литературу как гениальный художник-гуманист, тонкий психолог. Его произведения не отличаются замысловатостью действия или хитросплетениями интриг, автор не уделяет этому большого внимания. Главное для Достоевского – показать внутренний мир героев, открыть Read More ......
  5. Великое произведение Достоевского “Преступление и наказание” было написано в 1866 г. В романе автор повествует нам о двух типах людей, о двух противоположностях. Этими героями, на мой взгляд, являются Разумихин и Раскольников. Разумихин – оптимист, он ищет во всем происходящем Read More ......
  6. Центральное место в романе Ф. М. Достоевского занимает образ Сони Мармеладовой, героини, чья судьба вызывает у нас сочувствие и уважение. Чем больше мы о ней узнаем, тем больше убеждаемся в ее чистоте и благородстве, тем больше начинаем задумываться над истинными Read More ......
  7. Жестокая, захватывающая, всепоглощающая борьба между Добром и Злом – эта проблема стояла и будет стоять перед человечеством всегда. В романах Федора Михайловича Достоевского этот поединок разворачивается в душах отдельных людей. Полярность божеского и дьявольского начал, бурное столкновение света и тьмы Read More ......
  8. Сонечка Мармеладова Характеристика литературного героя “Малого роста, лет восемнадцати, худенькая, но довольно хорошенькая блондинка, с замечательными голубыми глазами”. Дочь Мармеладова. Чтобы помочь голодающей семье, начала заниматься проституцией. Сначала мы узнаем о ней из рассказа Мармеладова. В первый раз вернувшись домой Read More ......
Как Раскольников “убил” принцип

Родио́н Рома́нович Раско́льников - главный действующий персонаж романа Фёдора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание ».

Энциклопедичный YouTube

    1 / 2

    ✪ #БизнесЗагадка 04. ОТВЕТ. Победители Денис Кудинов и Родион Раскольников.

    ✪ Федор Михайлович Достоевский 1\2, Преступление и Наказание, краткое содержание аудио книга слушать

Субтитры

Раскольников в романе

Раскольников - бывший студент-юрист из Санкт-Петербурга, из-за нехватки средств вынужденный оставить учёбу в университете. Живёт крайне бедно.

«Он решился убить одну старуху, титулярную советницу, дающую деньги на проценты.

Старуха глупа, глуха, больна, жадна, берёт жидовские проценты, зла и заедает чужой век, мучая у себя в работницах свою младшую сестру. „Она никуда не годна“, „для чего она живет?“, „Полезна ли она хоть кому-нибудь?“ и т. д.» .

«Даёт вчетверо меньше, чем стоит вещь, а процентов по пяти и даже по семи берёт в месяц и т. д.» ( ).

На преступление, однако, не решается, пока не получает письмо от матери, в котором говорится о готовящемся бракосочетании его сестры с неким господином Лужиным . Понимая, что сестра не любит будущего мужа, а жертвует собой ради благополучия семьи и, в большей степени, ради самого́ Раскольникова, он обманом проникает в квартиру старухи, убивает и грабит её, попутно убивая случайную свидетельницу в той же квартире.

Имея свою теорию о том, что люди делятся на обычных людей, плывущих по течению, и людей, подобных Наполеону, которым дозволено всё, Раскольников до убийства причисляет себя ко второй категории; однако после убийства обнаруживает, что в полной мере относится к первой.

Внешность

Кстати, он был замечательно хорош собою, с прекрасными тёмными глазами, тёмно-рус, ростом выше среднего, тонок и строен… Он был до того худо одет, что иной, даже и привычный человек, посовестился бы днём выходить в таких лохмотьях на улицу.

Прототипы

1. Герасим Чистов.

Приказчик, раскольник 27-ми лет, убивший топором в январе 1865 г. в Москве двух старух (кухарку и прачку) с целью ограбления их хозяйки, мещанки Дубровиной. Из железного сундука были похищены деньги, серебряные и золотые вещи. Убитые были найдены в разных комнатах в лужах крови (газета «Голос» 1865 г., 7-13 сентября).

2. А. Т. Неофитов.

Московский профессор всеобщей истории, родственник по материнской линии тётки Достоевского купчихи А. Ф. Куманиной и наряду с Достоевским один из её наследников. Неофитов проходил по делу подделывателей билетов 5%-го внутреннего займа (сравните мотив мгновенного обогащения в сознании Раскольникова).

Французский преступник, для которого убийство человека было тем же самым, что «выпить стакан вина»; оправдывая свои преступления, Ласенер писал стихи и мемуары, доказывая в них, будто он «жертва общества», мститель, борец с общественной несправедливостью во имя революционной идеи, якобы подсказанной ему социалистами-утопистами (изложение процесса Ласенера 1830-х годов на страницах журнала Достоевского «Время», 1861 г., №2).

Литературоведы о персонаже

Исторические прототипы Раскольникова

Михаил Бахтин , указывая на исторические корни образа Раскольникова, отмечал, что нужно внести существенное исправление: речь идёт скорее о «прототипах образов идей» этих личностей, нежели о них самих, причём идеи эти трансформируются в общественном и индивидуальном сознании согласно характерным особенностям эпохи Достоевского.

В марте 1865 года выходит книга французского императора Наполеона III «Жизнь Юлия Цезаря», где отстаивается право «сильной личности» нарушать любые нравственные нормы, обязательные для обыкновенных людей, «не останавливаясь и перед кровью». Книга вызвала ожесточенную полемику в русском обществе и послужила идейным источником теории Раскольникова. «Наполеоновские» черты образа Раскольникова несомненно несут следы воздействия образа Наполеона в интерпретации А. С. Пушкина (противоречивая смесь трагического величия, подлинного великодушия и безмерного эгоизма, приводящего к фатальным последствиям и краху,- стихотворения «Наполеон», «Герой»), как, впрочем, и отпечаток эпигонского «наполеонизма» в России («Мы все глядим в Наполеоны» - «Евгений Онегин»). Сравните слова Раскольникова, втайне сближавшего себя с Наполеоном: «Страдание и боль всегда обязательны для широкого сознания и глубокого сердца. Истинно великие люди, мне кажется, должны ощущать на свете великую грусть». Сравните также провоцирующе-иронический ответ Порфирия Петровича «Кто ж у нас на Руси себя Наполеоном теперь не считает?» Реплика Заметова тоже пародирует повальное увлечение «наполеонизмом», ставшее пошлым «общим местом»: «Уж не Наполеон ли какой будущий нашу Алёну Ивановну на прошлой неделе топором укокошил?»

В том же ключе, что и Достоевский, «наполеоновскую» тему решал Л. Н. Толстой («наполеоновские» амбиции Андрея Болконского и Пьера Безухова и их полное разочарование в «наполеонизме»). Достоевский, безусловно, учитывал, кроме того, комический аспект образа Наполеона, запечатленный у Н. В. Гоголя (Чичиков в профиль - почти Наполеон). Идея «сверхчеловека» , наконец, разрабатывалась в книге М. Штирнера «Единственный и его собственность», которая имелась в библиотеке Петрашевского (В. Семевский) и послужила еще одним источником теории Раскольникова, ибо статья его, разбираемая Порфирием Петровичем, написана «по поводу одной книги»: это может быть книга Штирнера (В. Кирпотин), Наполеона III (Ф. Евнин) или трактат Т. де Квинси «Убийство как одно из изящных искусств» (А. Алексеев). Подобно тому как Магомет в пещере Хира испытывал муки рождения новой веры, Раскольников вынашивает «идею-страсть» (по выражению поручика Пороха, Раскольников - «аскет, монах, отшельник»), считает себя пророком и провозвестником «нового слова». Закон Магомета, по мысли Раскольникова, закон силы: Магомета Раскольников представляет с саблей, он палит из батареи («дует в правого и виноватого»). Выражение Магомета о человеке как «дрожащей твари» становится лейтмотивом романа и своеобразным термином теории Раскольникова, поделившим людей на «обыкновенных» и «необыкновенных»: «Тварь ли я дрожащая или право имею? < …> Велит Аллах, и повинуйся, „дрожащая“ тварь!» (Сравните: «И пришёл я со знаменем от вашего господа. Побойтесь же Аллаха и повинуйтесь мне», - Кор. , 2,44,50). Сравните также А. С. Пушкина: «Люби сирот, и мой Коран // Дрожащей твари проповедуй» (В. Борисова). Для Достоевского Христос и Магомет - антиподы, а Раскольников отпал от Бога, о чем говорит Соня Мармеладова : «От Бога вы отошли, и вас Бог поразил, дьяволу предал!».

Литературные предшественники Раскольникова

  • Библейский Иов (В. Этов). Точно Иов , Раскольников в состоянии кризиса решает «последние» вопросы, бунтует против несправедливого мироустройства. В эпилоге романа Достоевский подразумевал, что Раскольников, как и Иов, обретёт Бога.
  • Корсар, Лара, Манфред - герои-бунтари лорда Байрона .
  • Жан Сбогар - герой одноимённого романа Ш. Нодье , благородный разбойник и индивидуалист.
  • Ускок из романа Жорж Санд , пират, приобретший богатство и славу ценой преступления.
  • Растиньяк О. Бальзака .
  • Жюльен Сорель из романа Стендаля «Красное и чёрное ».
  • Медард - герой романа Гофмана «Эликсиры сатаны ».
  • Фауст - герой трагедии Гёте .
  • Гамлет - главный персонаж трагедии Шекспира .
  • Франц и Карл фон Моор - персонажи одного из любимых произведений Ф. М. Достоевского драмы Ф. Шиллера «Разбойники ».

С образом последнего особенно тесно связана этическая проблематика романа: Карл Моор и Раскольников равным образом загоняют себя в нравственный тупик. «Карл Моор,- писал

Преступление Раскольникова, его причины и смысл

Главный герой романа Родион Раскольников - необычный преступник. Свое преступление - убийство ростовщицы Алены Ивановны - он совершает под влиянием созданной им философии. Философия эта была выстрадана Раскольниковым, и своим преступлением он хотел подтвердить ее правильность в своих глазах и в глазах остальных людей. Поэтому психологический анализ состояния преступника до и после совершения преступления в романе тесно связан с анализом теории Раскольникова, представляющейся Достоевскому «знаменьем времени».

Родион Раскольников - студент, вынужденный из-за отсутствия средств оставить учебу. Его мать изо всех сил старается помочь ему, но она сама живет очень бедно. Сестра Раскольникова, Дуня, устраиваетеся гувернанткой в семью богатых помещиков, которые всячески унижают ее. Раскольников глубоко страдает от голода и нищеты. Он сознает, что не только он сам, но и тысячи других людей Гобречены на нищету, бесправие и раннюю смерть. Это понимание порождает в нем постоянную и напряженную работу мысли, направленную на поиски выхода из сложившегося несправедливого положения вещей.

Однако главной причиной его преступления стали не горе и нищета. «Если б только я зарезал из того, что голоден был... то я бы теперь... счастлив был»,- говорит он после исполнения своего страшного замысла. Главной же причиной послужила созданная им теория. Размышляя о причинах существующего неравенства и несправедливости, Раскольников приходит к выводу, что существует резкое различие между двумя категориями людей. В то время как огромное количество людей молчаливо и покорно подчиняются всему, что преподносит им жизнь, немногие - «необыкновенные» люди - являются подлинными двигателями истории человечества. При этом они дерзко нарушают общепризнанные нормы морали и не останавливаются перед преступлением для того, чтобы навязать человечеству свою волю. Современники проклинают этих людей, но потомки признают их героями. Раскольников не только обдумал эту идею, но даже изложил ее в газетной статье за год до совершения убийства. Возникают вопросы, которые Раскольников формулирует так: «Вошь ли я, как все, или человек?», «Тварь ли я дрожащая или право имею?»

Он стремится противопоставить себя «обыкновенным», рядовым людям. Раскольников не хочет, подобно большинству людей, молчаливо повиноваться и терпеть. Но отсюда, по его мнению, возможен лишь один вывод - он должен доказать себе и окружающим, что он не «тварь дрожащая», а прирожденный «властелин судьбы», имеющий право преступать нравственные законы. Этот вывод и приводит Раскольникова к его преступлению, которое он рассматривает как испытание, необходимое для того, чтобы определить, принадлежит ли он к породе «необыкновенных» людей или ему остается повиноваться и терпеть, как остальным, слабым натурам.

Своим преступлением Раскольников бросает вызов миру социального неравенства и подавления человеческой личности. Однако он не осознает, что его «идея» только укрепляет бесчеловечность существующего порядка вещей. Его протест противоречит сам себе, поскольку он предполагает право одних людей диктовать другим свою волю. Последние же вынуждены быть пассивными объектами их действий. Это противоречие и составляет трагическую ошибку, лежащую в основе философии Раскольникова. В ходе развития событий он на личном опыте убеждается, что его бунт против существующей бесчеловечности сам носит бесчеловечный характер, ведет к нравственной гибели личности. Раскольникову удается совершить задуманное убийство. Но этот поступок приводит к иному результату, чем тот, которого он ожидал. Он убеждается в том, что мораль «необыкновенных» людей, которая так привлекала его до совершения преступления, оказалась ему не по плечу. Истинную красоту и нравственность Раскольников теперь видит не в тех людях, которые ставят себя выше обыкновенных, рядовых людей, а в тех, кто, подобно Соне Мармеладовой, среди голода и унижений сохраняют в своей душе веру в жизнь и глубокое отвращение к злу и насилию.

Таким образом, Достоевский приводит своего героя к пониманию очень важных истин, заключающихся в том, что гордыня грешна, что законы жизни не подчиняются законам арифметики и что людей не судить надо, а любить, принимая их такими, какими их создал Бог.

И поэтому вполне объяснимо, что в интересах получения как можно большей прибыли, банковские специалисты непрестанно атакуют нестойких наших соотечественников выгодными кредитными предложениями, что от этих предложений просто тяжело отказаться, тем более, что это почти халява, по крайней мере на конкретный данный момент. И эти нестойкие в чем-то соотечественники с никогда неувядающей мыслью «Тварь я дрожащая или право имею», бесстрашно бросаются в пучину потребительского изобилия нужных и не совсем нужных вещей, автомобилей, туристических путевок, и т.д… «Аминь»…

В советской школе мы мало вникали в перипетии романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». За что бедный студент Родион Раскольников жестоко топором по голове убил старуху-процентщицу Алену Ивановну, зарабатывавшую на том, что ссужала деньги под проценты, — ответом тогда для нас был загнивающий капитализм.

Согласно описанию в романе убиенной процентщицы как «крошечной, сухой старушонки лет шестидесяти, с вострыми и злыми глазками, с маленьким вострым носом», она больше вызывала отвращение и не вызывала сочувствия. И мы поддерживали Раскольникова в его мыслях о том, что убийством процентщицы можно было бы решить проблемы многих людей.

Центральным же посылом в романе Ф.Достоевского для Раскольникова было обозначение раскольниковской «идеи Наполеона» с разделением человечества на «тварей дрожащих» и «властелинов» («Тварь я дрожащая или право имею»). Собственно говоря, это типичный внутренний подсознательный преступный мотив любого матерого уголовника наряду с каким-нибудь благородным мотивом для публики.

Теперь этот лейтмотив «тварь я дрожащая, или право имею», существует и приобретает в 21 веке совсем иной смысл во взаимоотношениях с современными ростовщиками. Для кого-то это право на удовольствие, а для кого-то на жизнь.

В этом плане мы конечно не можем не оценить всю пользу кредитов.

Но по работе мне не раз приходилось сталкиваться и с другой стороной кредитования, когда измученных должников и днем и ночью за просроченные долги атакуют уже коллекторы, порою бросающиеся во все тяжкое, угрожая избиениями и поджогами.

Теперь деятельность банков и коллекторов несколько регламентирована Федеральным законом от 03.07.2016 N 230-ФЗ «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности». И в частности, по инициативе коллектора теперь не допускается непосредственное взаимодействие с должником в рабочие дни в период с 22 до 8 часов и в выходные и нерабочие праздничные дни в период с 20 до 9 часов по местному времени по месту жительства (пребывания) должника. Кроме того, ограничено взаимодействие посредством личных встреч — более одного раза в неделю, посредством телефонных переговоров — более одного раза в сутки, двух раз в неделю, восьми раз в месяц.

И снова обращусь к классике. На Достоевского при написании романа, скорее всего, повлияла его болезненная склонность к игромании и нескончаемые в связи с этим долги. Реалистичность изложенного им сюжета говорит о том, что он непосредственно на себе прочувствовал все бремя кредитов, наверняка мечтая пришибить какого-нибудь слишком настырного кредитора, как какой-нибудь сегодняшний «раскольников» думает о том, чтобы какой-нибудь не в меру назойливый коллектор, наконец, таки, заткнулся на другом конце телефонного провода.

Да простят меня банкиры, но кредиты — это не только созидательная, но и страшная разрушительная сила. Потому что на примере европейской истории можно сделать вывод о том, что многие кровопролитные войны являлись следствием долгов по кредитам. Что тогда говорить про нас, про простых смертных.

Такой едва ли не типичной причиной начала войны из-за кредитов описал в цикле исторических романов «Проклятые короли» мой земляк во втором поколении, французский писатель с оренбургскими корнями Морис Дрюон.

Так, из-за кредитов, набранных французским королем Филиппом IV «Красивым», и желающим еще больше поживиться на чужой счет, в 14 веке был разгромлен по формальным католическим основаниям могущественный и богатый орден тамплиеров, а великий магистр этого ордена Жан де Моле, после долгого расследования, был сожжен на костре. Этот Жан де Моле, уже полыхая на костре, мужественно перед лицом Бога проклял французских королей до 13 колена. После этого, французские короли поочередно один за другим по разным причинам стали умирать, что, в конечном счете, привело к столетней династической войне за французский престол между Францией и Англией.

В этой столетней войне главным провокатором войны выступил и один из главных героев романа французский граф Робер III де Артуа, безуспешно боровшийся за наследственные права на графство со своей теткой графиней Маго. Он также набрал немало кредитов у некоего Спинелло Толомеи, сиеннского еврея-банкира в счет ожидаемых будущих доходов, и во исполнение своего долга, отправился ко двору английского короля воду мутить.

Что уж говорить про стародавние времена, когда и сейчас подобное случается сплошь и рядом. И приведу совсем свежий случай, и не могу не вспомнить другого алчного французского руководителя — бывшего президента Франции Николя Саркози, возможно также размышлявшего на раскольниковскую тему «Тварь я дрожащая, или право имею».

Приняв самое активное участие в развязывании войны НАТО с социалистической Ливией, этот Саркози своеобразным образом поправил свое финансовое положение, ликвидировав своего личного кредитора в лице ливийского лидера Муаммара аль-Каддаафи, доверчиво ссудившего тому деньги на предвыборную компанию. Видимо, Саркози тоже читал Достоевского, и ему очень понравилась эта идея со старушкой-процентщицей.

Такова неимоверная сила французских традиций…

А что же наши заклятые друзья американцы? Американцы тоже хороши: из-за их ипотечного дефолта многие американцы оказались без жилья бомжами на улице, а весь мир оказался в глубоком экономическом кризисе 2008 года.

Россия не исключение, и до сих пор никак не вылезет от туда, а весь остальной империалистических мир над этим только потешается и злорадствует. А теперь мы оказались еще и на грани войны с Западом из-за отказа признать гомосексуализм на государственном уровне (по официальной версии).

Случай с Каддаафи, пожалуй, единственный случай, когда кредитор может вызвать сочувствие.

В остальном же мы как адвокаты сочувствуем должникам, помогаем выйти из долговой кабалы с минимальными потерями. И предостерегаем от необдуманных поступков в будущем.

А необдуманных поступков предостаточно. Например, я считаю верхом безрассудства брать кредиты и займы под залог квартиры или дома.

Например, о чем думала одна из моих клиенток, когда подписывала расписку о займе под залог жилого дома. И сумма то займа оказалась смехотворной, а по этой расписке кредитор в судебном порядке через некоторое время признал за собой право собственности на дом, выселив оттуда всех прописанных домочадцев, включая несовершеннолетних. Члены ее семьи узнали об этом, только когда решение суда вступило в законную силу, и с визитом нагрянули приставы. Эта женщина по факту являлась невменяемой, но родственники своевременно юридически не оформили ее таковой, о чем теперь очень сожалеют.

Еще верхом безрассудства является сводить счеты со своей жизнью из-за долгов. В моей практике такого, слава богу, не было, но много наслышан об этом из соцсетей.

Нередки случаи, когда человек поддается уговорам со стороны начальства или родственников взять кредит на свое имя. И денег нет, и долги есть. Обидно. Прежде чем пойти на это надо хорошо подумать. Такого рода сделку практически невозможно оспорить по мотиву безденежности, и может спасти только возбужденное уголовное дело против мошенников. Но на это людям тяжело решиться даже ценою собственных убытков, если мошенник, предположим, двоюродный брат, да еще и кавказкой национальности.

Закончу статью как обычно тем же, с чего и начал.

Как известно Карл Маркс разрабатывал свое учение о капиталистической экономике и о пролетарской революции именно для развитых капиталистических стран Европы. Он и предположить не мог, что его коммунистические идеи активно подхватят в лапотной, безграмотной и отсталой России, и что социальная революция успешно удастся сначала именно у нас. Если бы он прочитал Ф.Достоевского и Л.Толстого, — был бы скорее всего другого мнения о России.

Напрасно думают мировые капиталистические лидеры, что экономически отсталая Россия сломится под тяжестью западных санкций. Во-первых, с импортозамещением мы прекрасно справимся благодаря дружественному соседнему Китаю, уже успешно зарекомендовавшему себя по замене российских товаров китайскими; а во-вторых, при активной банковской кредитной поддержке мы без сомнения протянем…



Просмотров