Организационно правовые основы деятельности образовательных учреждений. Тема: Нормативно-правовые и организационные основы деятельности образовательных учреждений

Основные положения государственной политики в области образования

Можно извлечь из пункта Закона РФ «Об образовании».

«Российская Федерация провозглашает область образования приоритетной. Организационной основой государственной политики Российской Федерации в области образования является Федеральная программа развития образования, утвержденная федеральным законом» - записано в Законе Российской Федерации «Об образовании», и далее: «Государственная политика в области образования основывается на следующих принципах:

1) гуманистический характер образования, приоритет человеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;

2) единство федерального культурного и образовательного пространства. Защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;

3) общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников;

4) светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;

5) свобода и плюрализм в образовании;

6) демократический, государственно-общественный характер управления образованием;

7) автономность образовательных учреждений.

Медицинские училища и колледжи являются государственными образовательными учреждениями среднего профессионального образования, координацию и регулирование деятельности которого осуществляет соответствующее министерство в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Права и обязанности субъектов образовательного

процесса

Права и обязанности студентов, слушателей, преподавателей и других работников закреплены в Уставе учебного заведения, в Правилах внутреннего трудового распорядка.

Гражданам Российской Федерации гарантируется возможность получения образования независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, убеждений, возраста, социального и должностного положения. Управляет медицинским учебным заведением ректор.

Руководит учебно-методической службой проректор по учебной работе, который утверждает планы работы, отчеты, осуществляет текущий контроль за работой.

Методист организует методическую работу. Председатель цикловой методической комиссии осуществляет руководство цикловой (предметной) комиссией, планирование и организацию работы комиссии, обобщение и внедрение педагогического опыта работы.

Права и обязанности участников образовательного

процесса:

Преподаватели медицинского учебного заведения имеют право:

Участвовать в решение важнейших вопросов деятельности медицинского учебного заведения;

Самостоятельно определять формы проведения учебных занятий, средства и методы обучения и воспитания в свете принципов и требований единой методической системы;

Использовать экспериментальные методики преподавания;

На получение заработной платы за выполнение ими функциональных обязанностей и работ, предусмотренных трудовым договором (контрактом).

Преподаватели медицинского учебного заведения обязаны:

Соблюдать Устав медицинского учебного заведения;

Обеспечивать высокую эффективность педагогического процесса;

Строить свою педагогическую деятельность таким образом, чтобы достигались цели подготовки специалиста данного профиля;

Развивать у студентов самостоятельность, инициативу в приобретении знаний, умений и навыков; проявлять заботу о культурном, физическом и нравственном развитии студентов;

Активно вовлекать студентов в научно-исследовательскую, кружковую и другие виды работ, способствующих развитию творческих способностей будущих специалистов;

Принимать участие в профориентационной работе студентов;

Постоянно повышать свой профессиональный, педагогический и общекультурный уровень через систему факультетов повышения квалификации, стажировок, участия в работе различных семинаров, конференций, клубов и пр.

Студенты медицинского учебного заведения имеют право:

Получать образование в соответствии с государственными образовательными стандартами и приобретать знания, адекватные современному уровню развития науки, техники и культуры;

Получать дополнительные (в том числе платные образовательные услуги;

Избирать и быть избранными в органы самоуправления медицинского учебного заведения;

Определять по согласованию с учебной частью перечень дисциплин по выбору в пределах учебного плана;

Пользоваться помещением и оборудованием учебных кабинетов, лабораторий, библиотеки и других структурных подразделений медицинского учебного заведения;

Выбирать специализацию обучения в пределах учебного плана;

Принимать участие в экспериментально-конструкторской, производственной деятельности медицинского учебного заведения в оказании платных услуг населению и т.п.;

Получать в установленном порядке государственную стипендию, либо стипендию предприятий, учреждений, организаций; получать различные виды материальной помощи и льгот, предоставляемых в соответствии с действующими нормативами;

Работать в свободное от учебы время на предприятиях, учреждениях и организациях любых организационно-правовых форм.

Студенты медицинского учебного заведения обязаны:

Систематически и глубоко овладевать теоретическими и профессиональными знаниями, практическими умениями и навыками по избранной специальности;

Принимать участие в развитие и укрепление учебно-материальной базы медицинского учебного заведения;

Посещать обязательные учебные занятия;

В установленные сроки выполнять задания, предусмотренные учебными планами и программами;

Соблюдать учебную дисциплину, основанную на правилах внутреннего распорядка.

Базовые понятия темы

Воспитание - в широком социальном смысле - совокупность формирующих воздействий всех общественных институтов, обеспечивающих передачу из поколения в поколение накопленного социально-культурного опыта, нравственных норм и ценностей; в широком «педагогическом значении - процесс целенаправленного формирования личности в условиях специально организованной воспитательной системы, обеспечивающей взаимодействие

воспитателей и воспитуемых; в узком педагогическом значении специальная воспитательная деятельность, имеющая целью формирование определенных качеств, свойств и отношений человека.

Концепция – система взаимосвязанных взглядов на те или иные явления, процессы; способ понимания трактовки каких-либо явлений, событий, основополагающая идея каких-либо теорий, общий замысел, главная цель.

Наука – сфера человеческой деятельности, функция которой – выработка и систематизация объективных знаний действительности.

Образование - единый процесс физического и духовного формирования личности, процесс социализации, сознательно ориентированный на некоторые идеаль­ные образы, на исторически обусловленные, более или менее четко зафиксированные в общественном сознании социальные эталоны

Образование - как процесс - освоение в учреждениях дошкольного, общего, профессионального и дополнительного образования, а также в результате самообразования системы знаний, умений, навыков, опыта познавательной и практической деятельности, ценностных ориентаций и отношений; как результат - достигнутый уровень в освоении знаний, умений, навыков, опыта деятельности и отношений; как система - совокупность преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов, сеть реализующих их образовательных учреждений, органов управления образованием.

Обучение - специально организованный процесс, включающий в себя две органично взаимосвязанные деятельности преподавание («руководство учением») - организация учебного труда обучаемых, формирование у них мотивации и опыта познавательной деятельности, планомерная и систематическая передача содержания образования и учение - усвоение содержания образования и опыта учебно-познавательной деятельности обучаемыми.

Педагогика – 1) наука, изучающая объективные законы развития конкретно-исторического процесса воспитания органически связанные с законами развития общественных отношений и становления личности, а также опыт реальной общественной воспитательно-обучающей практики формирования подрастающих поколений, особенности и условия организации педагогического процесса; 2) совокупность теоретических и прикладных наук, изучающих воспитание, образование и обучение; 3) наука о воспитательных отношениях, возникающих в процессе взаимосвязи образования, воспитания и обучения с самовоспитанием, самообразованием и самообучением и направленных на развитие человека.

Педагогика – область научных исследований, связанных с воспитанием, обучением, образованием.

Педагогическая задача - это материализованная ситуация воспитания и обучения (педагогическая ситуация), ха­рактеризующаяся взаимодействием педагогов и воспитанников с оп­ределенной целью.

Педагогическая система - взаимосвязанные структурные компоненты, объединенные общей образовательной целью развития личности и функционирую­щие в целостном педагогическом процессе.

Педагогическая тех­нология - это последовательная, взаимообусловленная система дей­ствий педагога, связанных с применением той или иной совокупно­сти методов воспитания и обучения, и осуществляемых в педагоги­ческом процессе с целью решения различных педагогических задач.

Педагогический процесс - специально организованное взаимодействие педагогов и воспи­танников (педагогическое взаимодействие) по поводу содержания образования с использованием средств обучения и воспитания (педа­гогических средств) с целью решения задач образования, направлен­ных на удовлетворение как потребностей общества, так и самой личности в ее развитии и саморазвитии.

Понятийный аппарат педагогики – упорядоченная и строгая совокупность категорий, понятий и терминов, используемых в педагогике.

Развитие - процесс количественных и качественных изменений в организме, психике, интеллектуальной и духовной сфере человека. Данный процесс обусловлен влиянием внешних (природная и социальная среда, воспитание, коллективная деятельность, общение) и внутренних (анатомо-физиологические предпосылки, собственная активность личности, реализуемая в деятельности), управляемых (воспитание и самовоспитание) и неуправляемых, объективное, стихийное влияние среды) факторов.

Самовоспитание - осознанная, целеустремленная деятельность человека, направленная на саморазвитие, самообразование, совершенствование положительных и преодоление отрицательных личностных качеств.

Самообразование – активная целенаправленная познавательная деятельность человека, связанная с поиском и усвоением знаний в интересующей его области.

Социализация – усвоение человеком ценностей, норм, установок, образцов поведения присущих в данное время данному обществу, социальной общности, группе и воспроизводство им социальных связей и социального опыта. Социализация происходит как в условиях стихийного воздействия на развивающегося человека факторов общественного бытия, так и под влиянием социально контролируемых обстоятельств и специально создаваемых в процессе воспитания условий.

Формирование - процесс становления личности человека в результате объективного влияния наследственности, среды, целенаправленного воспитания и собственной активности личности (самовоспитания).

Вопросы для изучения:

1. Понятие, виды и компетенция образовательных организаций

2. Порядок создания, реорганизации и ликвидации образовательных организаций

3. Лицензирование образовательной деятельности

4. Аккредитация и аттестация образовательных организаций

5. Управление образовательными организациями.

Основные понятия и категории: правовой статус образовательной организации, типы и виды образовательных организаций. Регламентация деятельности, перечень документов и актов.

Виды самостоятельной работы: подготовка к обсуждению предложенных вопросов.

Формы контроля:

1. В чем особенности правового статуса автономных образовательных организаций?

2. Составьте проект устава общеобразовательной организации.

3. В чем особенности ликвидации государственных и муниципальных образовательных организаций (бюджетных и автономных)?

4. Каков порядок лицензирования образовательной деятельности?

5. В каком порядке осуществляется аттестация образовательных организаций?

6. Является ли государственная аккредитация обязательной процедурой для образовательной организации?

7. Что такое общественная аккредитация и в чем ее значение?

8. Чем отличается управление государственной (муниципальной) образовательной организации от управления негосударственной образовательной организаций?

9. В чем различия правового статуса ректора и президента вуза?

Тест. Нормативно-правовые и организационные основы деятельности образовательных учреждений

1.Процедура назначения или выборов руководителя общеобразовательного учреждения определяется …

· Муниципальными организациями местного самоуправления

· Образовательной программой

2.Документ, регулирующий деятельность общеобразовательных учреждений и являющийся основой для разработки учреждением устава, – это …

· Типовое положение об общеобразовательном учреждении

· Закон Российской Федерации «Об образовании»

· Положение о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений

· Федеральная целевая программа развития образования

3.Типовое положение об общеобразовательном учреждении в обязательном порядке распространяется на …

· гимназии

· профессиональные училища

· колледжи

· негосударственные образовательные учреждения

4.Одним из принципов деятельности школы, обозначенным Типовым положением об общеобразовательном учреждении, является принцип …

· демократии

· децентрализации

· светскости

· непрерывности образования

5.Одна из главных задач общеобразовательного учреждения – это …

· создание благоприятных условий для умственного, нравственного, эмоционального и физического развития личности

· обучение и воспитание сообразно уровням и формам получения образования

· сохранение школьных традиций

· получение образования на родном языке

6.В соответствии с Типовым положением об образовательном учреждении учредителем государственного образовательного учреждения является …

· федеральный орган государственной власти или орган государственной власти субъекта РФ

· частное лицо

· коммерческая организация

· орган местного самоуправления

7.Отношения между учредителем и общеобразовательным учреждением, не урегулированные уставом учреждения, определяются …

· договором, заключенным между учредителем и общеобразовательным учреждением

· соглашением

· контрактом

· приказом

8.Вторая ступень образовательного процесса в образовательном учреждении предполагает нормативный срок освоения основного общего образования в течении ___ лет

9.Разграничение полномочий между руководителем и органами самоуправления общеобразовательного учреждения определяется …

· Уставом общеобразовательного учреждения

· Законом Российской Федерации «Об образовании»

· администрацией школы

· Советом школы

10.Совет образовательного учреждения формируется в соответствии с …

· Уставом общеобразовательного учреждения

· приказом руководителя

· желаниями учащихся

· трудовым договором

11.В Уставе образовательного учреждения в обязательном порядке указывается …

· статус образовательного учреждения

· характеристика материальной базы

· расписание занятий

· структурное подразделение образовательного учреждения, имеющее право осуществлять образовательный процесс

12.Типовое положение об образовательном учреждении утверждается …

· Постановлением Правительства Российской Федерации

· Государственной думой

· Министерством образования Российской Федерации

· муниципальным органом управления образованием

13.Нормативный документ, характеризующий цели, задачи, структуру определенных типов учебных заведений и устанавливающий порядок деятельности школ, - это …

· Устав образовательного учреждения

· Типовое положение об образовательном учреждении

· Программа деятельности образовательного учреждения

· Концепция развития школы

14.Типовое положение об образовательном учреждении регламентирует деятельность государственных и муниципальных образовательных учреждений одного(ой) …

· организационно-правовой формы

· уровня образования

Список литературы:

1. Алферова, Л. В. Организационно-правовое обеспечение деятельности общеобразовательного учреждения: практическое пособие / Л. В. Алферова. – М.: АРКТИ, 2006. – 304 с.

2. Байбородова, Л. В. Введение федеральных государственных образовательных стандартов общего образования в сельской школе[Текст] / Л. В. Байбородова; Л. В. Байбородова // Вестник образования. - 2011. - N 17. - С. 23-37.

3. Гринько, В. С. Модели и механизмы создания автономных учреждений / В. С. Гринько // Справочник руководителя образовательного учреждения. - 2009. - N 2. - С. 22-36.

4. Дошкольное образование России в документах и материалах: Сб. действующих норм.-правовых документов и программно-метод. материалов. - М. : Изд-во "ГНОМ и Д", 2001. - 472 с.

5. Дубровина, Э. Н. Локальные нормативные акты / Э. Н. Дубровина; Дубровина Э. Н. // Управление современной школой. Завуч. - 2013. - № 2. - С. 65-70.

6. Законы для Е-Learning // Платное образование. - 2006. - N 12. - С. 17.

7. Камалов, Р. Р. Нормативное обеспечение деятельности образовательного учреждения как информационный ресурс муниципальной системы образования / Р. Р. Камалов, А. А. Иванова // Информатика и образование. - 2007. - N 1. - С. 107-109

8. Кирдянкина, С. В. Устав Общественного Фонда поддержки и развития школы / С. В. Кирдянкина // Завуч: управление современной школой. - 2008. - N 4. - С. 126-134.

При характеристике системы образования как таковой уже говорилось выше, образовательное учреждение как таковое есть элементарное, исходное организационное звено, «молекула», из которого состоит организационное «тело» системы образования. Это нашло свое законодательное закрепление в ст. 8 «Закона РФ «Об образовании», согласно которой одним из основных элементов системы образовании в Российской Федерации является сеть реализующих образовательные программы и государственные образовательные стандарты различного уровня и направленности образовательных учреждений независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов.

Действующее образовательное законодательство понимает под образовательным учреждением учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников (ст. 12 Закона РФ «Об образовании»). Однако, данное определение носит преимущественно собственно образовательный характер, в то время как образовательное учреждение осуществляет множество иных видов деятельности (хозяйственную, финансово-экономическую организационно-управленческую, правовую и др.), регулируемые нормами иных – не «образовательных» – отраслей права. Эти аспекты деятельности будут рассмотрены подробнее при характеристике правового статуса образовательного учреждения.

Обращаясь к существующей сети (системе) образовательных учреждений, следует отметить, что законодатель выделяет четыре основных критерия, в соответствии с которой выделяются и четыре группы образовательных учреждений:

Организационно-правовая форма образовательного учреждения;

Особенности учредительства;

Тип образовательного учреждения и

Вид образовательного учреждения.

Последние два критерия в значительной мере обусловлены еще двумя, которые обоснованно можно назвать первичными критериями, поскольку именно они в первую очередь обусловливают содержание соответствующих образовательных программ и государственных образовательных стандартов и, тем самым, особенности типа и вида того или иного образовательного учреждения. Это, во-первых, уровень образования и, во-вторых, направленность образования.

Под уровнем образования (образовательный уровень, образовательный ценз) в литературе по образовательному праву принято понимать минимально необходимый объем содержания образования, определяемый государственным образовательным стандартом и допустимая граница нижнего уровня освоения этого содержания (М.Ю. Федорова). Реализация (достижение) такого минимума и границы фиксируется соответствующими официальными документами об образовании того или иного уровня (справки, аттестат, дипломы и др.). Такое понимание нашло свое отражение в законодательстве образовании.

Законом РФ «Об образовании» (2012г) установлено шесть образовательных уровней (цензов):

1) основное общее образование;

2) среднее (полное) общее образование;

3) начальное профессиональное образование;

4) среднее профессиональное образование;

5) высшее профессиональное образование;

6) послевузовское профессиональное образование.

Помимо названных основных уровней выделяются также и подуровни. Например, в общем образовании выделяются такие подуровни, как дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование. Кроме того, выделяется также и подуровень дополнительного образования (соответственно для детей и для взрослых), а также подуровни, отражающие специфику обучающихся и, тем самым, особенности соответствующих образовательных программ (скажем, для учащихся в физическими и умственными отклонениями в развитии).

Направленность образования - совокупность знаний, представлений, умений и навыков выпускника образовательного учреждения, приобретенных в процессе обучения по основным профессиональным образовательным программам и обеспечивающих возможность выполнения определенного вида профессиональной деятельности в соответствии с присваиваемой квалификацией. На уровне высшего профессионального образования, например, выделяются такие основные направления, как: физико-математическое, естественнонаучное, гуманитарное и социальное, образовательное и педагогическое, здравоохранительное (медицинское), культурологическое и искусствоведческое, экономико-управленческое, информационное, сельскохозяйственное, техническое и др. На уровне среднего профессионального образования к числу основных направлений отнесены естествознание, социальная работа, право, издательское дело, здравоохранение, образование, геология и т.д.

По организационно-правовой форме, т.е. как разновидности юридического лица, все образовательные учреждения являются, как уже указывалось, некоммерческими организациями. В свою очередь, как некоммерческие организации, образовательные учреждения могут создаваться в форме: фонда, учреждения, автономной некоммерческой организации (АНО), объединения (союзы, ассоциации) образовательных учреждений.

В зависимости от того, кто является учредителем образовательного учреждения, последние могут быть: а) государственными (федеральными или находящимися в ведении субъекта Российской Федерации); муниципальными; негосударственными (частными, учреждениями общественных и религиозных организаций (объединений).

В зависимости от уровня и подуровней образования закон устанавливает следующие типы образовательных учреждений (Закона РФ «Об образовании»):

1) дошкольные;

2) общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования);

3) учреждения начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования;

4) учреждения дополнительного образования взрослых;

5) специальные (коррекционные) для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии;

7) учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей);

8) учреждения дополнительного образования детей;

9) другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс.

Наконец, в зависимости как от образовательного уровня и направления образования, так и особенностей организации образовательного процесса в образовательном учреждении, последние подразделяются на виды. Поскольку понятие «вид» более узкое, чем понятие «тип», то в один тип могут входить образовательные учреждения различного вида. Вся сеть образовательных учреждений развернуто представлена главным образом в Типовых положениях об образовательных учреждений соответствующего вида.

Так, в перечень видов образовательных учреждений для детей дошкольного и младшего школьного возраста входят: а) начальная школа-детский сад; б) начальная школа-детский сад компенсирующего вида - с осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников и обучающихся; в) прогимназия - с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития воспитанников и обучающихся (интеллектуального, художественно-эстетического, физического и др.

К видам общеобразовательных учреждений относятся: такие, как: а) начальная общеобразовательная школа (реализует общеобразовательную программу начального общего образования); б) основная общеобразовательная школа (реализует общеобразовательные программы начального общего и основного общего образования); в) средняя общеобразовательная школа (реализует общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования); г) средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов (реализует общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, обеспечивающие дополнительную (углубленную) подготовку обучающихся по одному или нескольким предметам); д) гимназия (реализует общеобразовательные программы основного общего и среднего (полного) общего образования, обеспечивающие дополнительную (углубленную) подготовку обучающихся по предметам гуманитарного профиля, и может реализовывать общеобразовательную программу начального общего образования); е) лицей (реализует общеобразовательные программы основного общего и среднего (полного) общего образования, обеспечивающие дополнительную (углубленную) подготовку обучающихся по предметам технического или естественно-научного профиля, и может реализовывать общеобразовательную программу начального общего образования).

На уровне начального профессионального образования выделяются такие виды образовательных учреждений, как: а) профессиональное училище; б) профессиональный лицей - центр непрерывного профессионального образования; в) учебно-курсовой комбинат (пункт), учебно-производственный центр, техническая школа (горно-механическая, мореходная, лесотехническая и др.), вечернее (сменное) и другие образовательные учреждения данного уровня.

Типовым положением об учреждением среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении) предусмотрены два основных вида таких учреждений: техникум (училище) - среднее специальное учебное заведение, реализующее основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования базового уровня, и колледж - среднее специальное учебное заведение, реализующее основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования базового и повышенного уровня.

В Федеральном законе «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», к видам высших учебных заведений в Российской Федерации относятся: а) университет - высшее учебное заведение, которое реализует образовательные программы высшего и послевузовского профессионального образования по многим направлениям подготовки (специальностям); осуществляет подготовку, переподготовку и (или) повышение квалификации работников высшей квалификации, научных и научно-педагогических работников; выполняет фундаментальные и прикладные научные исследования по широкому спектру наук; является ведущим научным и методическим центром в области своей деятельности; б) академия - высшее учебное заведение, которое реализует образовательные программы высшего и послевузовского профессионального образования; осуществляет подготовку, переподготовку и (или) повышение квалификации работников высшей квалификации для определенной области научной и научно-педагогической деятельности; выполняет фундаментальные и прикладные научные исследования преимущественно в одной области науки или культуры; является ведущим научным и методическим центром в области своей деятельности; в) институт - высшее учебное заведение, которое реализует образовательные программы высшего профессионального образования, а также, как правило, образовательные программы послевузовского профессионального образования; осуществляет подготовку, переподготовку и (или) повышение квалификации работников для определенной области профессиональной деятельности; ведет фундаментальные и (или) прикладные научные исследования.

Кроме этих основных видов высших учебных заведений данный документ предусматривает и возможность создания такого своеобразного вида, как университетский комплекс, основное назначение которого – повышение эффективности и качества образовательного процесса, использования интеллектуальных, материальных и информационных ресурсов для подготовки специалистов и проведения научных исследований по приоритетным направлениям развития образования, науки, культуры, техники и социальной сферы. Организационный смысл таких комплексов в том, что на базе университета (как «высшего», основного вида вузов) объединяются образовательные учреждения, которые реализуют образовательные программы различных уровней, иные учреждения и некоммерческие организации или выделенные из их состава структурные подразделения, что позволяет интегрировать для достижения указанных целей их кадровые, научно-педагогические, технические, материальные и финансовые ресурсы.

К специфическим видам образовательных учреждений относятся, например, детские дома, интернаты, школы и лицеи, находящиеся в местах лишения свободы и т.д.

В текстах законодательных и подзаконных актов встречается и еще одна группа образовательных учреждений – категории образовательных учреждений. Например, в п.23 Положения о порядке аттестации и государственной аккредитации образовательных учреждений, утвержденного приказом Минобразования РФ от 22 мая 1998 г. № 1327 говорится, что «государственный статус образовательного учреждения устанавливается с учетом средних показателей для образовательных учреждений соответствующего типа, вида, категории на территории данного субъекта Российской Федерации». Однако ни в этом Положении, ни в других законодательных и подзаконных актах не дается определения понятия «категория образовательного учреждения». На это обстоятельство неоднократно указывают исследователи и практические работники образования, поскольку отсутствие четкости («чистоты») в юридической терминологии вообще, и в образовательном законодательстве, в частности, может служить условием для возникновения различного рода коллизионных ситуаций как в правотворческой, так и правоприменительной деятельности в сфере образования.

Такова в общем плане разветвленная система образовательных учреждений, что обусловливает и сложность как ее управления, так и его правового регулирования.

13. ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ КАК ОБЛАСТЬ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ

История педагогики и образования как область научного знания знакомит с основами формирования, функционирования и развития образования и педагогической мысли на фоне различных эпох, политических, экономических и культурных факторов; знакомит с ведущими именами, философскими и педагогическими системами, рассматривает воспитание и образование многих поколений на протяжении всей истории человечества.

Школа и педагогика прошли многовековой исторический путь. На этом пути педагогика постепенно из суммы идей и концепций превращалась в науку. Позитивные педагогические идеи часто утрачивались, а затем возрождались, но уже в ином облике. Развитие образовательно-воспитательных институтов было многообразным, противоречивым и неоднозначным процессом, уровень, масштабы и результаты которого с течением времени становились все более весомыми.

Изучение истории школы и педагогики - важное условие формирования общей и педагогической культуры, поскольку оно дает знание о процессе развития теории и практики воспитания и образования и содействует становлению мировоззрения и педагогического профессионализма.

Одной из самых актуальных и острых проблем человечества на рубеже тысячелетий является проблема образования и воспитания. Жизнь в динамичном, беспокойном и взрывоопасном мире, в ситуации, угрожающей самому существованию человечества (а в России принявшей особенно драматический характер), делает необходимым преодоление многих стереотипов мышления, закрепленных образованием и воспитанием, но по существу исчерпавших себя.

Дальнейшее повышение объема знаний не оправдывает себя – оно все равно не может угнаться за стремительным ростом информации. Не являются выходом также узкая специализация и профессионализация. Напротив, современные проблемы чаще всего возникают на стыке различных дисциплин, требуя широкого, разностороннего взгляда, умения видеть взаимосвязи и их динамику. Сегодня особенно очевидна пагубность искусственного разделения «гуманитарного» и «точного» образования. Не менее опасен и разрыв образования с воспитанием.

Неприемлемо насилие и принуждение и в образовании, которое оказывается эффективным только тогда, когда служит условием максимальной самореализации, постоянного поиска, роста и развития.

Объективно общим делом для человечества в XXI в. становятся образование и воспитание, формирование поколения, готового к стремительности и глубине происходящих изменений. Не случайно именно образование и воспитание были заявлены в девизе последнего в XX столетии Всемирного философского конгресса (Бостон, 1998), который, подводя итоги уходящей эпохи, в то же время наметил насущные проблемы и перспективы века грядущего.

Чтобы глубже понять современные проблемы и перспективы образования, необходимо обратиться к истории образования и педагогической мысли, которая должна быть не просто хронологическим описанием исторически сменявшихся образовательных идей и педагогических воззрений, механическим запоминанием имен их авторов, а представлять собой их анализ в максимально широком и многообразном социально-культурном контексте.

Анализ истории образования и его современного состояния подтверждает его неразрывность с конкретным временем: в любую эпоху и в любом обществе сама система образования, ее идейные основы, цели и задачи, методика и методология, структура и организация образования выражают как наличное состояние общества, так и тенденции его развития. В свою очередь, именно образование оказывается решающим для реализации тех или иных социально-культурных тенденций, перспектив общественного развития.

Важно осознавать, что не только глобальные проблемы образования, но и самые частные и конкретные вопросы педагогики, ее методы, приемы, «технологии» производны от общей концепции образования, его основных принципов, ведущих идей и положений, т. е. восходят в своих основах к философским проблемам. Различие педагогических школ и течений – не что иное, как выражение различных концепций образования, имеющих глубокую социально-культурную обусловленность.

Изменения, которые произошли в образовании, вызвали необходимость перевести на педагогический язык новые тенденции мирового сообщества. Одна из главнейших тенденций - прогресс воспитания и образования, которые являются центром духовности и приобщения к национальным и общечеловеческим культурным ценностям.

Обращение к истории педагогики и школы позволяет полнее уяснить ход и результаты взаимодействия общества, с одной стороны, и школы и педагогики - с другой. Возникает система знаний о том, как школа и педагогика воспроизводили сообщества и цивилизации, как в сфере воспитания и обучения закреплялись приобретенные культурные ценности. Формируется представление, что школа и педагогика всегда были заметным двигателем культурной и общественной эволюции.

Школа и педагогика - арена столкновения экономических, классово-сословных, политических, этнических и иных общественных интересов. В отдельные периоды подобные столкновения выливались в бурные конфликты, в результате которых возникали серьезные перемены в воспитании и образовании. История школы и педагогики подводит к осмыслению этой постоянной тенденции.

Изучение истории педагогики и образования помогает освоить современную науку о воспитании, дает ценные и незаменимые научные знания об обществе и человеке, об истоках сегодняшнего мирового педагогического процесса.

Нормативно-правовые и организационные основы деятельности образовательных учреждений.

Правовой статус образовательных учреждений. Типы и виды образовательных учреждений и организаций, регламентация их деятельности. Учредители образовательных учреждений и организаций. Определение правоотношений между учредителем и образовательным учреждением или образовательной организацией. Защита прав и законных интересов образовательных учреждений. Ответственность образовательного учреждения перед личностью, обществом, государством. Контроль за соответствием деятельности образовательного учреждения целям, предусмотренным его уставом. Органы управления образовательных учреждений. Основы правового регулирования финансовой и хозяйственной деятельности образовательного учреждения. Особенности финансирования образования. Собственность образовательного учреждения.

Образовательные правоотношения в системе непрерывного образования.

Понятие непрерывного образования, формы его получения и особенности реализации. Нормативно-правовое обеспечение взаимодействия систем общего и профессионального образования. Правовое регулирование отношений в сфере общего образования.

Правовой статус учащихся образовательных учреждений. Социальная защита учащихся. Права и обязанности родителей (законных представителей) в сфере образования. Правовой статус работников общеобразовательных учреждений. Проблемы профессионального роста работников. Специфика правового регулирования трудовых, имущественных, управленческих отношений в образовательных учреждениях различных типов и видов. Оплата труда в сфере образования. Особенности правового регулирования трудовых отношений в области образования. Формы защиты прав работников образовательных учреждений.

«Нормативно-правовые основы образовательной деятельности»

1. Что понимается под образованием в Законе об образовании?

2. На каких принципах основывается государственная политика в области образования?

3. Какие нормативные документы включает в себя законодательство Российской Федерации в области образования?

4. Какие гарантии прав граждан Российской Федерации в области образования обеспечивает государство?

5. Что понимается под системой образования в России согласно федеральному Закону об образовании?

6. Какие существуют в РФ формы получения образования?

7. Какие типы образовательных учреждений существуют в РФ?

8. Указать различия традиционной системы обучения от личностно-деятельностной?

9. Охарактеризовать основные принципы личностно-деятельностной системы обучения?

10. Что меняет стандарт второго поколения в системе школьного образования?

11. Фундаментальное ядро содержания общего образования и его назначение ?

12. Охарактеризуйте основные результаты обучения химии – базовые знания и ключевые умения.

1. Под образованием в Федеральном Законе «Об образовании в РФ» понимается единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов;

2. Государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования основываются на следующих принципах:

Признание приоритетности образования;

Обеспечение права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования;

Гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования;

Единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, защита и развитие этнокультурных особенностей и традиций народов Российской Федерации в условиях многонационального государства;

Создание благоприятных условий для интеграции системы образования Российской Федерации с системами образования других государств на равноправной и взаимовыгодной основе;

Светский характер образования в государственных, муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность;

Свобода выбора получения образования согласно склонностям и потребностям человека,

создание условий для самореализации каждого человека, свободное развитие его способностей, включая предоставление права выбора форм получения образования, форм обучения, организации, осуществляющей образовательную деятельность, направленности образования в пределах, предоставленных системой образования, а также предоставление педагогическим работникам свободы в выборе форм обучения, методов обучения и воспитания;

Обеспечение права на образование в течение всей жизни в соответствии с потребностями личности, адаптивность системы образования к уровню подготовки, особенностям развития, способностям и интересам человека;

Автономия образовательных организаций, академические права и свободы педагогических работников и обучающихся, предусмотренные настоящим Федеральным законом, информационная открытость и публичная отчетность образовательных организаций;

Демократический характер управления образованием, обеспечение прав педагогических работников, обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся на участие в управлении образовательными организациями;

Недопустимость ограничения или устранения конкуренции в сфере образования;

Сочетание государственного и договорного регулирования отношений в сфере образования.

Правительство Российской Федерации ежегодно в рамках обеспечения проведения единой государственной политики в сфере образования представляет Федеральному Собранию Российской Федерации доклад о реализации государственной политики в сфере образования и опубликовывает его на официальном сайте Правительства Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет").

3. Законодательство Российской Федерации в области образования включает в себя Конституцию Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним другие законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области образования

4. В Российской Федерации гарантируется право каждого человека на образование.

Право на образование в Российской Федерации гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

В Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования, если образование данного уровня гражданин получает впервые.

В Российской Федерации реализация права каждого человека на образование обеспечивается путем создания федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления соответствующих социально-экономических условий для его получения, расширения возможностей удовлетворять потребности человека в получении образования различных уровня и направленности в течение всей жизни.

В целях реализации права каждого человека на образование федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления:

Создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья;

Оказывается содействие лицам, которые проявили выдающиеся способности и к которым в соответствии с настоящим Федеральным законом относятся обучающиеся, показавшие высокий уровень интеллектуального развития и творческих способностей в определенной сфере учебной и научно-исследовательской деятельности, в научно-техническом и художественном творчестве, в физической культуре и спорте;

Осуществляется полностью или частично финансовое обеспечение содержания лиц, нуждающихся в социальной поддержке в соответствии с законодательством Российской Федерации, в период получения ими образования.

5. Система образования включает в себя:

Федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования, образовательные стандарты, образовательные программы различного вида, уровня и (или) направленности;

Организации, осуществляющие образовательную деятельность, педагогических работников, обучающихся и родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся;

Федеральные государственные органы и органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, созданные ими консультативные, совещательные и иные органы;

Организации, осуществляющие обеспечение образовательной деятельности, оценку качества образования;

Объединения юридических лиц, работодателей и их объединений, общественные объединения, осуществляющие деятельность в сфере образования.

Образование подразделяется на общее образование, профессиональное образование, дополнительное образование и профессиональное обучение, обеспечивающие возможность реализации права на образование в течение всей жизни (непрерывное образование).

Общее образование и профессиональное образование реализуются по уровням образования.

В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни общего образования:

Дошкольное образование;

Начальное общее образование;

Основное общее образование;

Среднее общее образование.

В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни профессионального образования:

Среднее профессиональное образование;

Высшее образование - бакалавриат;

Высшее образование - специалитет, магистратура;

Высшее образование - подготовка кадров высшей квалификации.

Дополнительное образование включает в себя такие подвиды, как дополнительное образование детей и взрослых и дополнительное профессиональное образование.

Система образования создает условия для непрерывного образования посредством реализации основных образовательных программ и различных дополнительных образовательных программ, предоставления возможности одновременного освоения нескольких образовательных программ, а также учета имеющихся образования, квалификации, опыта практической деятельности при получении образования.

6. С учетом потребностей и возможностей личности образовательные программы осваиваются в следующих формах:

в образовательном учреждении - в форме очной, очно-заочной (вечерней), заочной; в форме семейного образования, самообразования, экстерната. Допускается сочетание различных форм получения образования.

Для всех форм получения образования в пределах конкретной основной общеобразовательной или основной профессиональной образовательной программы действуют единые федеральный государственный образовательный стандарт или федеральные государственные требования, за исключением образовательных стандартов и требований, устанавливаемых в соответствии с пунктом 2 статьи 7 настоящего Закона.

Перечни профессий и специальностей, получение которых в очно-заочной (вечерней), заочной форме и в форме экстерната не допускается, в части компетенции Российской Федерации устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. (ФЗ «об образовании в РФ).

7.Образовательные организации подразделяются на типы в соответствии с образовательными программами, реализация которых является основной целью их деятельности.

В Российской Федерации устанавливаются следующие типы образовательных организаций, реализующих основные образовательные программы:

Дошкольная образовательная организация - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми;

Общеобразовательная организация - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и (или) среднего общего образования;

Профессиональная образовательная организация - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования;

Образовательная организация высшего образования - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования и научную деятельность.

В Российской Федерации устанавливаются следующие типы образовательных организаций, реализующих дополнительные образовательные программы:

Организация дополнительного образования - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам;

Организация дополнительного профессионального образования - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам.

8. Различия традиционной системы обучения от личностно- деятельностной.

Традиционное обучение

Личностно- ориентированное обучение

«Образование – это вызванный внешним воздействием процесс усвоения индивидуумов обобщённого, объективированного, общественного опыта… То, что представляет общественную важность, становится важным и для личности»

Личность - ориентированное образование – образование, обеспечивающее развитие и саморазвитие личности ученика, исходя из выявления его индивидуальных особенностей как субъекта познания и предметной деятельности»

Образное понимание обучаемого: «человек-глина» - не имеет изначальной сущности («чистый лист») и является материалом для педагогической работы.

Образное понимание обучаемого: «человек-семя» - имеет генетическую программу развития.Образование как развитие потенциальных качеств.

Центральной фигурой процесса обучения выступает учитель

В центре процесса обучения - ученик

Обучение: преподавание + учение: учитель передаёт знания, умения и навыки ученикам, а ученики их усваивают и воспроизводят.

Обучение: совместная деятельность ученика и учителя, направленная на индивидуальную самореализацию ученика и развитие его личностных качеств в ходе освоения изучаемых предметов. Личностную ориентацию обучения в большей степени отражает понятие « освоение»,чем понятия «изучение» и «усвоение»

Ведущая деятельность процесса обучения преподавание.

Ведущая деятельность процесса обучения - деятельность познания.

В процессе обучения нивелируются субъектные различия детей, для всех детей даётся единая «планка»- стандарт.

В процессе обучения максимально раскрываются различия субъектного опыта детей, акцентируется внимание на индивидуальности школьников.

Общественные интересы ставятся выше личных.

Признаётся высшая самоценность личности ребёнка.

Учитель вместе с учебником являются основными источниками знания, а учитель ещё и контролирующим субъектом познания.

Роль учителя - организация образовательной среды, в которой ученик самостоятельно образовывается, опираясь на собственный потенциал и используя соответствующую технологию обучения.

Личностно- ориентированная модель обучения

Формирует удобный тип личности.

Создает условия для развития и саморазвития творческой личности

Монолог учителя в учебно –воспитательном процессе (объектность ученика)

Диалог педагога и воспитанника в учебно – воспитательном процессе (субъектность всех участников процесса).

В обучении происходит взаимодействие ребёнка с учебным материалом.

В обучении происходит личностное взаимодействие (личностно – ориентированное обучение)

Отношения взрослого и ребёнка находятся в плоскости назидания, контроля и осуждения

Отношения взрослого и ребёнка основываются на взаимном доверии, самоконтроле и самооценке.

Ученик поглощает информацию.

Ученик не только поглощает информацию, но и отбирает её, систематизирует, анализирует и вырабатывает новую.

Совместная деятельность учителя и ученика – совокупность параллельных (непересекающихся) линий.

Совместная деятельность учителя и ученика – единая линия.

Школа ориентирована на процесс усвоения ребёнком заданного учебного содержания и игнорирует реальную жизнь ребёнка среди других детей и взрослых.

Образовательное учреждение ориентировано на личностные достижения ребёнка и учитывает реальную жизнь ребёнка и индивидуально – типологические особенности и возможности.

9.Основные принципы личностно- деятельностной системы обучения

Реализация потенциала образовательной программы возможна лишь в условиях свободы выбора элементов образовательной деятельности. Условием достижения целей и задач личностно-ориентированного обучения является сохранение индивидуальных особенностей обучающихся.

К основным элементам индивидуальной образовательной деятельности относятся:

- смысл деятельности (зачем я это делаю);

- постановка личной цели (предвосхищающей результат);

- план деятельности;

- реализация плана;

- рефлексия (осознание собственной деятельности);

- оценка;

- корректировка или переопределение целей.

Условием достижения целей и задач личностно-ориентированного обучения является сохранение индивидуальных особенностей обучающихся. Для этого применяются следующие способы:

- индивидуальные задания обучающимся;

- открытые задания, предполагающие выполнение их индивидуально;

- предложение обучающимся составить план занятий для себя: индивидуальную образовательную программу на обозримый период времени.

Классические принципы обучения (научности, доступности, наглядности и др.) определяют общие целевые установки обучения. Однако они не позволяют полно описывать и регламентировать личностно-ориентированный образовательный процесс. Поэтому требуются принципы, определяющие специфику образовательной деятельности ученика в личностно-ориентированном обучении. Перечислим эти принципы, которые были выявлены нами в ходе исследования, направленного на отыскание резервов повышения креативности, продуктивности и индивидуализации обучения.

- Принцип личностного целеполагания,

Согласно этому принципу образование каждого учащегося происходит на основе и с учетом его личных учебных целей.

Этот принцип опирается на глубинное качество человека - способность постановки целей своей деятельности . Независимо от степени осознанности своих целей человек живет с потребностью и возможностью ставить и достигать их.

Самоопределение обучающегося по отношению к конкретному учебному вопросу или всему курсу позволяет ему поставить для себя конкретные цели и задачи, на основе которых он будет осуществлять затем свою образовательную траекторию: участвовать в выборе форм и методов обучения, в определении содержания и темпа занятий. Обучающийся обозначает интересующие его проблемы, обсуждает их, согласовывает индивидуальную программу занятий с общей образовательной программой. Принцип личностного целеполагания предусматривает необходимость осознания своих целей обучения .

Индивидуальные цели учеников постепенно занимают все больше места в системе их образования; любая образовательная ситуация или технологический этап обучения выступают поводом для первичного целеполагания обучающегося, определяющего характер и содержание его дальнейших действий. В результате люди научаются соотносить свои желания с реальными возможностями, индивидуальными способностями и интересами, у них формируется навык грамотного целеполагания .

- Принцип выбора индивидуальной образовательной траектории

Обучающийся имеет возможность выбора основных компонентов своего образования. Реализация потенциала образовательной программы возможна лишь в условиях свободы выбора элементов образовательной деятельности . Необходимо дать обучающемуся возможность выбора способов достижения целей, темы творческой работы, форм ее выполнения, поощрять собственный взгляд на проблему, стимулировать его аргументированные выводы и самооценки.

Этот принцип устанавливает соответствие формируемого обучающимся личностного содержания образования задаваемому ему содержанию, имеющему характер образовательных стандартов. Человек может не только выбрать образовательные компоненты из предлагаемого ему набора, но и создать собственные элементы своей образовательной траектории.

Свобода самовыражения и выбора образовательной траектории обучающегося предполагает заданность его способов деятельности. Обучающийся получает приращение в образованности тогда, когда овладевает способами креативной, когнитивной и организационной деятельности. Чем большую степень включения обучающегося в конструирование собственного образования обеспечивает преподаватель, тем полнее оказывается индивидуальная творческая самореализация обучающегося.

Принцип выбора образовательной траектории означает, что изучение предмета предполагает возможность наличия личной точки зрения по вопросам содержания предмета как у преподавателя, так и у обучающегося.

Для реализации этого принципа учитель должен уметь, с одной стороны, понимать и обозначать собственный смысл образования по предмету, с другой - допускать иные смыслы образования, которые могут быть у обучающихся. Обсуждение разных точек зрения и позиций, защита альтернативных творческих работ на одну и ту же тему учат толерантному отношению к иным позициям и результатам, помогают осознать и принять многообразие путей постижения истины.

- Принцип метапредметных основ образовательного процесса

Основу содержания образовательного процесса составляют фундаментальные метапредметные объекты, обеспечивающие возможность личностного познания их обучающимися.

Познание реальных образовательных объектов приводит к выходу за рамки обычных учебных предметов и переходу на метапредметный уровень познания. На метапредметном уровне многообразие понятий и проблем сводится к относительно небольшому количеству фундаментальных образовательных объектов - категорий, понятий, символов, принципов, законов, теорий, отражающих определенные области реальности.

Для конструирования целостной образовательной системы, включающей в себя метапредметное содержание, требуются особые учебные дисциплины - метапредметы, или отдельные метапредметные темы, которые охватывают определенную связку фундаментальных образовательных объектов.

Метапредметное содержание позволяет обучающемуся и преподавателю реализовать свои возможности и устремления в большей мере, чем обычный учебный предмет, поскольку обеспечивает возможность субъективного разнонаправленного подхода к изучению единых фундаментальных объектов, открывает обучающимся выход в смежные темы других учебных курсов.

При конструировании учебного метапредмета учитывается возможность субъективного отбора методов познания одного и того же фундаментального образовательного объекта каждым обучающимся.

- Принцип продуктивности обучения

Согласно этому принципу главным ориентиром обучения является личное образовательное приращение обучающегося, складывающееся из его внутренних и внешних образовательных продуктов учебной деятельности.

Продуктивное обучение ориентировано не столько на изучение известного, сколько на приращение к нему нового , на сотворение обучающимися образовательного продукта. В процессе интериоризации содержания изучаемых дисциплин у обучающихся развиваются навыки и способности, которые свойственны специалистам соответствующей науки или области деятельности. Образовательное приращение происходит одновременно с развитием личностных качеств, соответствующих не только изучаемой образовательной области, но и профессионального прообраза деятельности.

Сформулированные обучающимися цели обучения, составленные ими планы, алгоритмы, найденные способы деятельности, рефлексивные суждения и самооценки являются продуктами их образовательной деятельности наряду с исследованиями, выполненными работами, заданиями, тестами и пр.

- Принцип первичности образовательной продукции обучающегося

Согласно этому принципу создаваемое обучающимся личностное содержание образования опережает изучение образовательных стандартов и общепризнанных достижений в изучаемой области.

Человек, которому дана возможность проявить себя в изучаемом вопросе прежде, чем он будет ему изложен, шире раскрывает свои потенциальные возможности, овладевает технологией творческой деятельности, создает образовательный продукт, подчас более оригинальный, чем общепризнанное решение данного вопроса.

Принцип первичности образовательной продукции учащегося дополняется существенным требованием: объекты познания и применяемые обучающимися методы познания должны соответствовать реальным практическим объектам и методам, которые имеются в изучаемой области деятельности.

В традиционной вузовской образовательной практике часто преобладает не исследование реальных объектов, а изучение информации о них . Например, в курсе менеджмента изучается программный материал, но не организуется управленческая деятельность обучающихся.

Приоритет, на наш взгляд, должен отдаваться не столько изучению готовых знаний по менеджменту, сколько занятиям самим менеджментом, его проблемами; не «прохождению» учебника по бизнес-планированию, а исследованию реальной структуры бизнес-планов. Традиционная деятельность «по изучению знаний» уступает место предметной деятельности «по добыванию знаний».

Чтобы быть включенным в культурно-исторический процесс, обучающийся должен знать, понимать и осваивать общечеловеческий опыт, чувствовать свое место в нем, иметь личностный взгляд на фундаментальные достижения человечества в каждой из областей науки, искусства и др. Знание фундаментальных общечеловеческих достижении не может быть отчуждено от личностных знаний и опыта, но знакомство с ними происходит после получения обучающимися собственных результатов в аналогичном направлении, что позволяет им мотивированно воспринимать классические образцы без потери личностного «Я» и опираясь на свой опыт. В результате образовательная деятельность носит продуктивный личностный характер, а усвоение общеобразовательных стандартов происходит через сопоставление с собственными знаниями.

- Принцип ситуативности обучения

Чтобы организовать творческую деятельность обучающегося, преподаватель создает или использует возникшую образовательную ситуацию. Ее цель - вызвать мотивацию и направить деятельность обучающегося в направлении познания образовательных объектов и решения связанных с ними проблем. Чтобы человек создал свой вариант мотивирования из различных теорий мотиваций, он должен заинтересоваться этой проблемой; ему нужно помочь выяснить смысл этих теорий, их связь друг с другом, дать возможность почувствовать эту связь; затем предложить научиться выявлять закономерности в различных подходах к влиянию на людей. Лишь вооружившись средствами психологического творчества, обучающийся сконструирует собственную модель воздействия.

Эффективна образовательная ситуация, когда обучающемуся в качестве культурного аналога предоставляется возможность знакомства не с одним, а с несколькими аналогичными образцами научной мысли. Возникает образовательная напряженность, в которой обучающийся входит в многообразное культурное пространство, обеспечивающее динамику его дальнейших образовательных процессов, помогая вырабатывать навыки самоопределения в поливариантных ситуациях.

Любое положительное проявление творчества обучающегося должно находить поддержку преподавателя. Смысл построения ситуаций, в которых обучающийся может проявить самостоятельность, состоит в обеспечении его образовательного движения. Для этого преподаватель должен анализировать возможности и особенности складывающегося образовательного процесса, чтобы действовать всякий раз исходя из текущей ситуации, обеспечивать те образовательные условия, которые необходимы на данный момент прохождения человеком своей образовательной траектории.

- Принцип образовательной рефлексии

Образовательный процесс сопровождается его рефлексивным осознанием субъектами образования.

Рефлексия - не припоминание главного из лекции или формулирование выводов. Это осознание способов деятельности, обнаружение ее смысловых особенностей. Обучающийся осознает не только сделанное, но и способы деятельности, т.е. то, как это было сделано.

Формы образовательной рефлексии различны: письменное обсуждение, анкетирование, графическое изображение происходящих изменений. Рефлексия - необходимое условие, для того чтобы обучающийся и преподаватель видели схему организации образовательной деятельности, конструировали ее в соответствии со своими целями и программами, осознавали возникающую проблематику и другие результаты.

В перечисленных выше принципах выражены нормативные основы организации личностно-ориентированного обучения на различных уровнях: на уровне отдельного обучающегося, группы или организации в целом. Реализация данных принципов происходит с учетом конкретных условий, относящихся к содержанию, технологии, формам и методам организации образовательной деятельности.

10. Стандарт второго поколения по количеству и качеству нововведений, сфере применения носит беспрецедентный характер. Не случайно этот стандарт уже сегодня называют «конституцией школьной жизни». Можно говорить, как минимум, о пяти отличиях и соответственно новых областях нормирования школьной практики, вводимых стандартом второго поколения.

Первое. Стандарт второго поколения предъявляет новые требования к ожидаемым результатам общего образования. Если раньше требования рассматривались только в контексте предметных знаний и умений, то теперь подлежит нормированию совокупность личностных, метапредметных и предметных результатов. Личностные результаты включают ценностные ориентации, потребности, мотивы, запросы на образование. Метапредметные результаты связаны с освоением учащимся инструментальных, операционных – универсальных учебных действий. Предметные результаты выражаются в усвоении обучаемыми конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках отдельного учебного предмета, – знаний, умений, навыков.

Второе. В сложившейся практике образования основным «ответчиком» и «крайним» за результаты образования был и остается учащийся. Это на его не всегда светлую голову обрушивается лавина контрольных работ, аттестационных процедур, разнообразных срезов и заданий. В стандарте второго поколения расширено количество субъектов, отвечающих за образовательные результаты. Стандарт вводится как общественный договор, в рамках которого необходимо согласовывать требования личности, общества, государства, семьи и школы к образовательным результатам, учиться определять и выполнять взаимные обязательства и права.

Третье. Стандарты первого поколения имели двухкомпонентную структуру требований: к минимуму содержания, уровню подготовки выпускников и максимально допустимой нагрузке. Новый стандарт называют стандартом трех «Т»: «Требования к структуре основных общеобразовательных программ», «Требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ», «Требования к условиям осуществления образовательного процесса». Принципиальное отличие от прежней получает структура и содержание образовательной программы школы – основной образовательной программы (в новой терминологии). Теперь она создается для каждого уровня образования и включает примерные программы по отдельным предметам; программу воспитания, социализации, формирования ЗОЖ школьников; программу формирования универсальных учебных действий; систему оценивания учебных достижений; учебный план школы данного уровня, включая обязательную внеурочную работу с детьми, инвариантный и вариативный компоненты. С точки зрения реализации стандартов на практике, пожалуй, наиболее трудным будет обеспечение необходимых условий образовательного процесса: требований к материально-техническому, учебно-методическому, кадровому, финансовому обеспечению, соблюдению СанПиНов.

Четвертое. В основе стандартов второго поколения лежит Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности, в которой впервые предложен (нормируется) современный воспитательный идеал гражданина Российской Федерации. Это делает стандарт серьезным инструментом развития воспитательной работы в школе, консолидирующим современное российское общество в условиях социального и культурного разнообразия

Пятое. Стандарты второго поколения вводятся вместе с новой системой оплаты труда работников образования, переходом на нормативное подушевое финансирование общеобразовательных учреждений, организацией многоуровневой и объективной системы оценки качества образования, направленной на повышение доходов учителей и создающей условия для роста заинтересованности педагога, школы в качестве образовательных результатов учащихся.

11. Фундаментальное ядро содержания общего образования – базовый

документ, необходимый для создания базисных учебных планов, программ, учебно-методических материалов и пособий.

Основным назначением фундаментального ядра в системе нормативного сопровождения стандартов является определение:

- системы базовых национальных ценностей, определяющих самосознание российского народа, приоритеты общественного и личностного развития, характер отношения человека к семье, обществу, государству, труду, смысл человеческой жизни;

- системы основных понятий, относящихся к областям знаний, представленным в ;

- системы ключевых задач, обеспечивающих формирование универсальных видов учебной деятельности, адекватных требованиям стандарта к результатам образования.

Для реализации этих функций Фундаментального ядра содержания общего образования в нем фиксируются:

- базовые национальные ценности , хранимые в религиозных, культурных, социально - исторических, семейных традициях народов России, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие эффективное развитие страны в современных условиях;

- основополагающие элементы научного знания методологического, системообразующего и мировоззренческого характера, как универсального свойства, так и относящиеся к отдельным отраслям знания и культуры, предназначенные для обязательного изучения в общеобразовательной школе: ключевые теории, идеи, понятия, факты, методы;

- универсальные учебные действия , на формирование которых направлен образовательный процесс. К ним относятся личностные универсальные учебные действия; ориентировочные действия; конкретные способы преобразования учебного материала; коммуникативные действия.

Определение Фундаментального ядра содержания общего образования - важная составная часть новой концепции стандартов общего образования, исходящей, в частности, из тезиса о необходимости разделения проблемы обобщенных требований к результатам образования и проблемы конкретного содержания общего образования.

Первая проблема - общественно-политическая. Она связана с выявлением и фиксацией обобщенных современных запросов и ожиданий в сфере образования и требований к нему с точки зрения личности, семьи, общества и государства.

Вторая проблема имеет научно-методический характер и соответственно должна решаться научным и педагогическим профессиональными сообществами.

Необходимость определения Фундаментального ядра содержания общего образования вытекает из новых социальных запросов, отражающих трансформацию России из индустриального в постиндустриальное (информационное) общество, основанное на знаниях и высоком инновационном потенциале.

12. Основные результаты обучения химии. Как в ФГОС отражена система оценивания результатов обучения учащихся? Какие основные подходы заложены ФГОС в системе оценивания результатов обучения учащихся?

Особенности системы оценки по ФГОС

комплексный подход к оценке результатов образования (оценка предметных, метапредметных и личностных результатов общего образования);

использование планируемых результатов освоения основных образовательных программ в качестве содержательной и критериальной базы оценки;

оценка успешности освоения содержания отдельных учебных предметов на основе системно- деятельностного подхода, проявляющегося в способности к выполнению учебно-практических и учебно-познавательных задач;

оценка динамики образовательных достижений обучающихся; Особенности системы оценки по ФГОС

сочетание внешней и внутренней оценки как механизма обеспечения качества образования;

использование персонифицированных процедур итоговой оценки и аттестации обучающихся и неперсонифицированных процедур оценки состояния и тенденций развития системы образования;

уровневый подход к разработке планируемых результатов, инструментария и представлению их;

использование накопительной системы оценивания, характеризующей динамику индивидуальных образовательных достижений (Портфель достижений или иные формы);

использование наряду со стандартизированными письменными или устными работами таких форм и методов оценки, как проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ, самооценка, наблюдения и др.;

Система оценивания

Под системой оценивания понимается не только та шкала, которая используется при выставлении отметок и моменты, в которые отметки принято выставлять, но в целом механизм осуществления контрольно-диагностической связи между учителем, учеником и родителями по поводу успешности образовательного процесса, равно как и осуществления самостоятельного определения таковой учащимся

C введением ФГОС образование полностью переходит на компетентностный подход, главной целью которого является формирование метапредметных компетенций, выстраиваемых поверх традиционных знаний, умений и навыков.

Меняется и роль преподавателя. Если раньше он, в основном, выполнял транслирующую и контролирующую функции, то теперь это роль тьютора, координирующего образовательный процесс, начиная от познания и заканчивая результатом.

Существенным элементом стандарта стало введение требования к развитию оценочной самостоятельности школьника на основе формирования осознанной адекватной и критичной оценки в учебной деятельности, умения самостоятельно и аргументировано оценивать свои действия и действия одноклассников, адекватно оценивать свои возможности достижения цели определенной сложности в различных сферах самостоятельной деятельности.

Исходя из ведущей роли каждого ученика в современном образовательном процессе, основной акцент в подборе методов и средств для оценивания образовательных достижений обучающихся делается на самооценку, как средство принятия решения учеником, способность составить самостоятельную программу обучения.

Самооценка – это отношение ученика к своим способностям, возможностям, личностным качествам. Самооценка, как один из компонентов деятельности, связана не с выставлением себе отметок, а с процедурой оценивания, что особенно актуально в соответствии с новым ФГОС. Она более всего связана с характеристикой процесса выполнения заданий, его плюсами и минусами и менее всего – с баллами. Главный смысл самооценки, по мнению ряда авторов, заключается в

самоконтроле обучающегося, его саморегуляции, самостоятельной экспертизе собственной деятельности и в самостоятельности. Все перечисленные качества в той или иной мере пересекаются (сочетаются) с метапредметными навыками результатами образования: самостоятельность в процессе познания, принятия решений и их оценки; рефлексивные способности и др. Доминирующими функциями самооценки являются констатирующая (на основе самоконтроля); мобилизационно-побудительная (стремление к более глубокому изучению материала); проектировочная (планирование дальнейшего изучения материала, темы и т.д.).

Роль учителя здесь сводится к разработке для каждого конкретного случая четких эталонов оценивания; создания необходимого психологического настроя обучающихся на анализ собственных результатов; обеспечение ситуации, когда эталоны оценивания известны всем обучающимся и они самостоятельно сопоставляют с ними свои результаты, делая при этом соответствующие выводы об эффективности работы; совместный анализ самооценки обучающихся с последующим сопоставлением с оценкой учителя и корректировкой программы деятельности на следующий этап обучения с учетом полученных результатов. При осуществлении всех указанных функций учителя процесс самооценки станет объективным и продуктивным.

Учитель осознает необходимость научить учащихся принципам самооценки и способам улучшения собственных результатов

Инновационные оценочные средства и формы

портфолио;

кейсы;

контекстные задачи;

междисциплинарные экзамены;

компетентностно-ориентированные тесты;

ситуационные задания.

Библиографический список

    Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

    Стандарты второго поколения. Примерные программы основного общего образования. Химия. - М: Просвещение, 2010.

    Фундаментальное ядро содержания общего образования. - М: Просвещение, 2011.



Просмотров