Характеристики гармоничной личности. Проблема гармонизации развития личности в психолого-педагогической литературе

Разностороннее развитие личности предполагает формирование разнообразных способностей и интересов, соответствующих различным сферам человеческой жизнедеятельности, что, разумеется, не исключает выделение личностью чего-либо одного, наиболее значимого для себя.

Разностороннее развитие способностей означает, что личность успешно участвует не только в одной узко специализированной деятельности, но ей доступны разные сферы деятельности. Для такой личности должно быть характерно высокое развитие каких-либо специальных способностей (технических, изобразительных, музыкальных, поэтических и т.д.) на фоне достаточно высокого общего уровня развития.

Когда речь идет об идеале разносторонне развитой личности, то подразумевается, что это развитие будет гармоническим. Гармонические отношениях между личностью и миром означают гармонию между тем, что личность требует от других, и тем, что она может им дать. Гармоническая личность находится в единстве с миром, людьми и самой собой. Такой человек является непосредственно нравственной личностью. Нарушение нравственных норм сопряжено для него с нарушением целостности собственной личности.

Становление гармонично развитого человека связано с формированием иерархической структуры мотивов и ценностей: доминированием высших уровней над низшими. Уровень мотивов и ценностей определяется мерой их общности, начиная с личных мотивов (самых низких) через интересы близких людей, коллектива, общества – до общечеловеческих универсальных целей. Наличие таких иерархий в личности не нарушает ее гармонии, так как сложность, множественность интересов, полинаправленность при наличии доминанты обеспечивают многообразие связей с миром, общую устойчивость.

Напротив, простота личности (наличие единственной цели, погруженность в одну деятельность, суждение круга общения и решаемых проблем) зачастую приводит к ее дисгармоничности. Системным параметром, характеризующим гармоническую личность, является высокий уровень сбалансированности отношений различных личностных образований (потребностей, мотивов, ценностных ориентаций, самооценки, образа Я-реального и Я-идеального и т.п.).

Гармоничность личности зависит от того, насколько доминирование высшего уровня находится в согласии с уровнями нижележащими: например, каково соотношение сознательного и неосознаваемого, непосредственного и преднамеренного, природного и духовного уровней.

Полноценное формирование человеческой личности зависит от того, какие именно по своему содержанию потребности приобретут у него форму самодвижения, и дело воспитания заключается в том, чтобы сформировать у учащегося навыки саморегуляции личностных процессов.

Структура личности приобретает гармоничность в результате максимального развития тех способностей человека, которые создают доминирующую направленность его личности, придающую смысл всей его жизнедеятельности. Гармоничность личности достигается только в том случае, когда сознательные стремления человека находятся в полном соответствии с его непосредственными, часто даже неосознаваемыми им самим желаниями.

Мотивирующая сила таких бессознательные образований настолько велика, что в условиях противоречия с сознательными стремлениями человека они приводят к острейшим аффективным конфликтам, искажающим и даже разрушающим личность. Аффективные переживания, возникающие в результате конфликта разнонаправленных мотивационных тенденций, при определенных условиях становятся источником формирования дисгармоничной личности.

Для дисгармоничной личности характерны различные нарушения эмоциональной, познавательной, нравственной и поведенческой сфер: беспричинные страхи, замкнутость (аутизм), немотивированная агрессивность и т.п. Подобные нарушения могут приводить к гиперкомпенсациям, неадекватностям самооценки и уровня притязаний.

Психокоррекционный и терапевтический эффект в этом случае могут иметь: включение такой личности в деятельность с внешне регулируемым уровнем трудности задач и предметно оформленными результатами; применение высоко эмпатийных отношений; использование интенсивного социального одобрения («поглаживания») и т.п.

С возрастом у одних детей возникает потребность оправдать свои особенности, тогда они начинают превращать «пороки в добродетели», т.е. относиться к ним, как к ценным. В этих случаях «рассогласованность» между сознанием и поведением остается: у таких детей постоянно возникают конфликты с окружающими людьми, сомнения и чувство неудовлетворенности, связанное с кажущейся недооценкой значимости их личности.

Другие дети продолжают усваивать нравственные ценности, которые, находясь в конфликте с особенностями их личности, вызывают у этих ребят постоянный внутренний разлад с самим собой. В результате из детей с непреодолимым аффектом формируются люди, всегда находящиеся не в ладу с окружающими и с собой, обладающие многими отрицательными чертами характера. Нередко из таких детей выходят люди социально неадаптированные, склонные к преступлениям.

Люди с дисгармонической организацией личности – это не просто индивиды с направленностью «на себя». Это люди с двойной (или множественной) направленностью, находящиеся в конфликте с собой, люди с расщепленной личностью, у которых сознательная психическая жизнь и жизнь неосознанных аффектов находятся в постоянном противоречии.

Доминирование той или иной мотивации может быть различным на сознательном и неосознанном уровнях. В результате мы имеем дисгармоническое строение личности, постоянно раздираемой внутренними конфликтами. Такого рода конфликты возникают лишь при определенных условиях, которые могут быть внешними и внутренними.

Внешние условия конфликта сводятся в основном к тому, что удовлетворение каких-либо глубоких и активных мотивов и отношений личности находится под угрозой или становится вовсе невозможным. Внутренние условия психологического конфликта сводятся к противоречию или между различными мотивами и отношениями личности, или между возможностями и стремлениями личности. Надо иметь в виду, что внутренние условия психологического конфликта у человека редко возникают спонтанно, а, прежде всего, обусловлены внешней ситуацией, историей становления личности, ее психофизиологической организацией.

Еще одним условием психологического конфликта может являться субъективная неразрешимость ситуации. Конфликт возникает тогда, когда человеку кажется, что он не в состоянии изменить объективные условия, которые породили конфликт. Психологический конфликт разрешается только тогда, когда у человека складываются новые отношения к объективной ситуации, породившей конфликт, и новые мотивы деятельности.

Развитие и разрешение конфликта представляют собой острую форму развития личности. В психологическом конфликте имеются прежние и формируются новые отношения личности; изменяется сама структура личности. Более того, внутренний конфликт – необходимое условие развития самосознания. Сам факт возможности таких конфликтов на всех этапах жизнедеятельности человека является обязательным элементом ее функционирования, что позволяет говорить о гармонии как динамическом состоянии бытия личности.

Прежде чем раскрыть содержание понятия "личность" обратимся к понятию "индивид". Согласно А. Н. Леонтьеву, об индивиде говорят, когда рассматривают человека как представителя hominis sapientis. В понятии выражаются по крайней мере два основных признака:

  • - неделимость, или целостность субъекта;
  • - наличие у него особенных - индивидуальных - свойств, отличающих его от других представителей того же вида. Человек (и животное) рождается индивидом. Он имеет свой генотип. Индивидуальные генотипические свойства в ходе жизни развиваются и преобразуются, становятся фенотипическими. Как индивиды люди отличаются друг от друга не только морфофизиологическими особенностями, но и психологическими свойствами - способностями, темпераментом, эмоциональностью.

В отечественной психологии выделяют самые общие характеристики индивида:

  • - целостность психофизиологической организации; этот признак указывает на системность связей между многообразными функциями и механизмами, реализующими жизненные отношения индивида;
  • - устойчивость во взаимодействии с внешним миром; определяет собой сохранность основных отношений индивида к действительности, предполагая, однако, существование моментов пластичности, гибкости, вариативности;
  • - активность - обеспечивая способность индивида к самоизменению, диалектически сочетает зависимость от ситуации с преодолением ее непосредственных воздействий. Личность является базовой категорией и предметом изучения психологии личности. Личность - это совокупность выработанных привычек и предпочтений, психический настрой и тонус.
  • - социокультурный опыт и приобретённые знания, набор психофизических черт и особенностей человека, его архетип, определяющие повседневное поведение и связь с обществом и природой. Также личность наблюдается как проявления "поведенческих масок", выработанных для разных ситуаций и социальных групп взаимодействия .

В дальнейшем индивид развивается и формируется личность . По мнению А. Н. Леонтьева, личность - это феномен общественного развития, конкретный живой человек, обладающий сознанием и самосознанием. Структура личности - целостное системное образование, совокупность социально значимых психических свойств, отношений и действий индивида, сложившихся в процессе онтогенеза и определяющих его поведение как поведение сознательного субъекта деятельности и общения. Также он считает, что личность - саморегулируемая динамическая функциональная система непрерывно взаимодействующих между собой свойств, отношений и действий, складывающихся в процессе онтогенеза человека. Стержневым образованием личности является самооценка, которая строится на оценках индивида другими людьми и его оценивании этих других. В широком, традиционном смысле личность - это индивид как субъект социальных отношений и сознательной деятельности. В структуру личности входят и все психологические характеристики человека, и все морфофизиологические особенности его организма - вплоть до особенностей обмена веществ. Популярность и стойкость такого расширенного понимания в литературе, видимо, объясняется его сходством с обыденным значением этого слова. В узком смысле - определяемое включенностью в общественные отношения системное качество индивида, формируемое в деятельности совместной и общении.

Согласно А. Н. Леонтьеву, "Личность - качественно новое образование. Она формируется благодаря жизни в обществе" . Поэтому личностью может быть только человек, и то лишь достигнув определенного возраста. В ходе деятельности человек вступает в отношения c другими людьми - в отношения общественные, и эти отношения становятся личностно образующими.

Со стороны самого человека его формирование и жизнь как личности выступают, прежде всего, как развитие, трансформация, подчинение и переподчинение его мотивов. Это представление достаточно сложно и требует пояснений. Оно не совпадает с традиционной трактовкой - в широком смысле. Суженное понятие позволяет вычленить очень важный аспект человеческого бытия, связанный с общественным характером его жизни. Человек как общественное существо обретает новые качества, кои отсутствуют, если его рассматривать как существо изолированное, несоциальное. И каждая личность с определенного времени начинает вносить определенный вклад в жизнь общества и отдельных людей. Вот почему рядом с понятиями личности и личностного появляется понятие общественно значимого. Хотя это значимое может быть и общественно неприемлемым: преступление - столь же личностный акт, как и подвиг. Для психологической конкретизации понятия личности нужно ответить хотя бы на вопросы о том, в чем состоит новообразование, называемое личностью, как происходит формирование личности, как представляется с позиции самого субъекта рост и функционирование его личности. Е. Е. Соколова определяет следующие критерии сформировавшейся личности:

  • - наличие в мотивах иерархии в определенном смысле - как способности преодолевать собственные непосредственные побуждения ради чего-то другого - способности к поведению опосредованному. При этом предполагается, что мотивы, благодаря коим преодолеваются непосредственные побуждения, социальны по происхождению и смыслу (просто опосредованное поведение может иметь в основе и стихийно сложившуюся иерархию мотивов, и даже "стихийную нравственность": субъект может не отдавать себе отчета в том, что именно заставляет его поступать определенным образом" однако действовать вполне нравственно);
  • - способность к сознательному руководству собственным поведением;

это руководство ведется на основе осознанных мотивов-целей и принципов (в отличие от первого критерия, здесь предполагается именно сознательное соподчинение мотивов - сознательное опосредование поведения, что предполагает наличие самосознания как особой инстанции личности). В дидактическом плане все свойства, отношения и действия личности можно условно объединить в четыре тесно связанные функциональные подструктуры, каждая из коих - сложное образование, выполняющее определенную роль в жизнедеятельности:

  • - система регуляции;
  • - система стимуляции;
  • - система стабилизации;
  • - система индикации .

В ходе общественного развития человека системы регуляции и стимуляции постоянно взаимодействуют, и на их основе возникают все более сложные психические свойства, отношения и действия, направляющие личность на решение жизненных задач. Единство личности на всем жизненном пути обеспечивается памятью-преемственностью целей, поступков, отношений, притязаний, убеждений, идеалов и пр. Западная психология рассматривает личность как "целиком психическое существо". В психологии хормической и в психоанализе личность трактовалась как ансамбль иррациональных бессознательных влечений. Весьма продуктивные в плане конкретных методических решений концепции К. Левина, А. Маслоу, Г. Олпорта, К. Роджерса также обнаруживают определенную ограниченность. Но в области психотерапии личности, тренинга общения и прочего успехи западной эмпирической психологии весьма заметны. В отечественной психологии личность рассматривается в единстве (но не тождестве) и чувственной сущности ее носителя - индивида и условий среды социальной. Природные свойства и особенности индивида выступают в личности как ее социально обусловленные элементы. Личность - опосредующее звено, через которое внешнее воздействие связано со своим эффектом в психике индивида.

В отечественной психологии личность характеризуется:

  • - активностью - стремлением субъекта выйти за собственные пределы, расширить сферу деятельности, действовать за границами требований ситуации и ролевых предписаний;
  • - направленностью - устойчивой доминирующей системой мотивов - интересов, убеждений, идеалов, вкусов и прочего, в чем проявляют себя потребности человека;
  • - глубинными смысловыми структурами (системами смысловыми динамическими, согласно Л. С. Выготскому), обусловливающими ее сознание и поведение; они относительно устойчивы к вербальным воздействиям и преобразуются в деятельности совместной групп и коллективов (принцип опосредования деятельностного);
  • - степенью осознанности своих отношений к действительности: отношения, установки, диспозиции и пр. Развитая личность обладает развитым самосознанием, что не исключает неосознаваемой психической регуляции некоих важных сторон ее активности. Субъективно для индивида личность выступает как его Я, как система представлений о себе, конструируемая индивидом в процессах деятельности и общения, коя обеспечивает единство и тождественность его личности и обнаруживает себя в самооценках, в чувстве самоуважения, уровне притязаний и пр. Образ Я представляет собой то, каким индивид видит себя в настоящем, в будущем, каким он хотел бы быть, если бы сумел, и пр. Соотнесение образа Я с реальными обстоятельствами жизни индивида позволяет личности изменять поведение и реализовать цели самовоспитания. Апелляция к самооценке и самоуважению - важный фактор направленного воздействия на личность при воспитании.

Личность как субъект отношений межличностных обнаруживает себя в трех репрезентациях, образующих единство:

  • - личность как относительно устойчивая совокупность ее интраиндивидных качеств: симптомокомплексы психических свойств, образующих ее индивидуальность, мотивы, направленности личности: структура характера личности, особенности темперамента, способности;
  • - личность как включенность индивида в пространство межиндивидных связей, где взаимоотношения и взаимодействия, возникающие в группе, могут трактоваться как носители личностей их участников; так преодолевается, например, ложная альтернатива в понимании взаимоотношений

межличностных либо как феноменов группы, либо как феноменов личности: личностное выступает как групповое, групповое - как личностное;

Личность как "идеальная представленность" индивида в жизнедеятельности других людей, в том числе за пределами их наличного взаимодействия; как результат активно реализуемых человеком смысловых преобразований сфер интеллектуальной и аффективно-потребностной других личностей. Индивид в своем развитии испытывает социально детерминированную потребность быть личностью - полагать себя в жизнедеятельности других людей, продолжая свое существование в них, и обнаруживает способность быть личностью, реализуемую в социально значимой деятельности. Развитие личности происходит в условиях социализации индивида и его воспитания.

В трудах многих ученых часто говорится о личности, но понимают они ее очень широко или под личностью имеют в виду индивидуальность человека. Еще С. Л. Рубинштейн утверждал, что "индивидуальные свойства личности - это не одно и тоже, что личностные свойства индивида, то есть свойства, характеризующие его как личность" . Чем же личность отличается от индивидуальности? Человек, живя в обществе, настолько подчиняется культуре, обычаям, традициям, настолько социализируется, настолько бездумным становится иной раз его поведение, что, будучи личностью, он зачастую теряет свой человеческий облик - теряет индивидуальность. Индивидуальность и личность не одно и тоже - это две стороны человека.

В Словаре изобразительного искусства гармония (греч. harmonia - "соответствие, согласие, единодушие, связь, соразмерность"; от harmogo - "прилаживать, сочетать"; harmoge - "соединение, связка, переход"; лат. transitus - сравн. пластика) - эстетическая категория, означающая целостность, стройность, слитность, согласованность, закономерную связанность всех частей и элементов формы. Гармония, по Плотину, есть свойство идеального мира, непосредственно предшествующее красоте в мире чувственном. Добро заложено самим Творцом в природе гармонического. Это и есть консонанс (согласие). Зло, напротив, есть диссонанс (лат. dissonatia - "нестройно звучащее") самих по себе гармоничных элементов, поскольку зло противоречит Божественной природе. Следовательно, красота и есть гармония, проявляющая свою высшую, духовную природу в мире низменных материальных форм. Проявление гармонии в жизни вызывает два состояния души: симпатию (греч. sympathia - "сочувствие, сопереживание") и антипатию (греч. antipathia - "отталкивание, отторжение"). Искусству античной классики удалось соединить и то и другое в качестве, которое сами эллины называли эвритмией (греч. eurhythmia - "соритмичность, стройность, такт"). В художественной практике слово "гармония" используют в более узком значении. Так, в античной теории живописи греческое слово harmoge ("стык, соединение, связывание") означало прием устранения слишком резкого различия, контраста тонов, плавность, мягкость тональных переходов. В скульптуре - пластичность, связность отдельных частей формы (позднейшее латинское transitus). Аналогично развивалось учение о гармонии в архитектуре .

Психологическая гармония - это комплексная характеристика человека, проявляющаяся и в личности (мотивации и эмоциональной сфере), и в психических процессах, и в поведении. Включает три группы признаков:

  • - согласие с собой - оптимальный баланс различных мотиваций друг с другом, с психическими и физическими возможностями, желаний и поведения (внутренняя гармония); согласие c людьми, с живой и неживой природой - оптимальные, преимущественно положительные отношения с ними;
  • - наличие здоровья - психического, личностного, духовно-личностного, социального, физического;
  • - оптимальная сбалансированность личности с окружающими ее средами - психической, телесной, социальной и природной .

Гармоничность личности - характеристика личности, которая определяется степенью оптимальности соотношения силы разнонаправленных и полярных мотиваций друг с другом, с психологическими исполнительными возможностями и с поведенческими проявлениями ("согласием с самим собой"), уровнем конструктивности отношений с людьми и с окружающей природой, характером преобладающего эмоционального тона и др. .

Гармоничное состояние личности предполагает и наличие некоторого уровня противоречивости, стимулирующего саморазвитие и вкус к жизни. Процесс самоиспытания не имеет границ. Если человек вовлечен в него, то в его базовом состоянии всегда будет определенная, но не очень большая, толика проблемности, возникающей от неполного выполнения поставленных перед собой задач, тем более, если эти задачи имеют практически бесконечный характер.

Наличие некоторой, оптимальной доли противоречивости личности, неполноты ее согласованности с собой и с Миром, неполной ее самоудовлетворенности процессом самоиспытания и саморазвития является существенным признаком гармоничной личности и гармоничной жизни человека. Важно отметить, что это противоречия и проблемы, которые реально разрешаются самой личностью путем проб и ошибок, попыток специальной (под проблему) самоорганизации своей жизнедеятельности. То есть жизнь - это и эксперимент с самим собой и с миром. Каждый шаг такого, по возможности, разумно организуемого эксперимента представляет пусть и небольшое, но движение вперед.

Важным элементом работы по гармонизации личностного развития является нравственно-эстетическое воспитание. "Нравственное воспитание" - это целенаправленное и систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение воспитанников с целью формирования у них нравственных качеств, соответствующих требованиям общественной морали" .

Нравственное воспитание эффективно осуществляется только как целостный процесс педагогической, соответствующей нормам общечеловеческой морали, организации всей жизни младших подростков: деятельности, отношений, общения с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Результатом целостного процесса является формирование нравственно цельной личности, в единстве ее сознания, нравственных чувств, совести, нравственной воли, навыков, привычек, общественно ценного поведения.

"Нравственное воспитание личности" - сложный и многогранный процесс, включающий педагогические и социальные явления. Однако процесс нравственного воспитания в известной мере автономен. На эту его специфику в свое время указывал А.С. Макаренко . Основные задачи нравственного воспитания: формирование нравственного сознания; воспитание и развитие нравственных чувств; выработка умений и привычек нравственного поведения.

Нравственное воспитание, по мнению Фромм Э. включает: формирование сознания связи с обществом, зависимости от него, необходимости согласовывать свое поведение с интересами общества; ознакомление с нравственными идеалами, требованиями общества, доказательство их правомерности и разумности; превращение нравственных знаний в нравственные убеждения, создание системы этих убеждений; формирование устойчивых нравственных чувств, высокой культуры поведения как одной из главных проявлений уважения человека к людям; формирование нравственных привычек .

Нравственное воспитание проникнуто идеями дружбы, мира и сотрудничества между подростками, братской солидарности и взаимоуважения, гуманности. Важным принципом нравственного воспитания является воспитание детей в коллективе. Коллектив является действенным средством воспитания у ребенка чувства товарищества, уважения к окружающим, гуманности и взаимопомощи, т. е. основных принципов взаимоотношений между людьми. Коллектив - это школа формирования общественной направленности личности ребенка. В коллективе ребенок получает возможность проявить свои знания, отношение к окружающим, к деятельности: стремление оказать помощь, добиться результата, позаботиться о сверстниках, проявить доброту, трудолюбие. Коллективизм - нравственное качество, проявляющееся в чувстве товарищества, принадлежность коллективу, долга перед ним, умение при необходимости подчинять личные интересы в общении с другими людьми, накапливает опыт сотрудничества, сопереживания .

Эстетическое воспитание предстает как целенаправленный процесс формирования определенного эстетического отношения человека к действительности. В процессе эстетического воспитания вырабатываются ориентации личности в мире эстетических ценностей в соответствии с представлениями об их характере, сложившимися в данном конкретном обществе, а также приобщение к этим ценностям. Одновременно в ходе эстетического воспитания формируется и развивается способность человека к эстетическому восприятию и переживанию, его эстетический вкус и идеал, способность к творчеству по законам красоты, к созданию эстетических ценностей в искусстве и вне его .

Основные положения определения процесса эстетического воспитания: во-первых, это процесс целенаправленного воздействия, во-вторых, это формирование способности воспринимать и видеть красоту в искусстве и жизни, оценивать ее, в-третьих, задача эстетического воспитания формирование эстетических вкусов и идеалов личности и, наконец, это - развитие способности к самостоятельному творчеству и созданию прекрасного.

Таким образом, личность - это человек, морально связанный с обществом, и отделяющийся от него индивидуальным складом психики, характера, ума; это человек прогрессирующий, умеющий использовать свободу выбора, достигающий цели. В свою очередь, гармоничное состояние личности - это в целом самоуправляемое состояние и самоуправляемый процесс, отличающийся в то же время некоторой долей проблемности, принципиальной незавершенности . Исходя из значения понятия гармонизация, по словарю Т. Ф. Ефремовой, это приведение в состояние гармонии внутренних и внешних проявлений в человеке. Соответственно гармонизация личности - это баланс внутреннего и внешнего проявленного состояния в человеке, включающий в себя умственные, физические, нравственные, эстетические и трудовые аспекты .

Понятие о гармоничном развитии личности

Определение 1

Гармоничное и разностороннее развитие личности - это процесс формирования различных интересов и способностей, которые соответствуют различным сферам жизнедеятельности человека, с выделением наиболее значимых личностных сфер жизнедеятельности.

При этом гармонично развитую личность характеризует высокий уровень развития каких – либо специальных умений и навыков на фоне высокого общего уровня развития.

Гармонично развитая личность невозможна без правильно выстроенных отношений между личностью и окружающим миром.

Процесс формирования гармонично развитой личности

Формирование гармонично развитой личности тесно связано с процессом становления иерархической структуры мотивов и ценностей. Для данной структуры характерно доминирование высших уровней над низшими.

Существование подобной иерархии в структуре личности совершенно не нарушает существующей гармонии в связи с тем, что сложность и множественность интересов личности при наличии твердого нравственного стержня обеспечивают многообразие связей с миром и общую устойчивость личности.

Характерной чертой гармонично развитой личности является баланс между различными личностными новообразованиями, такими как:

  • потребности;
  • мотивы;
  • ценностные ориентации;
  • самооценка;
  • образ Я.

Гармония в развитии личности непосредственно зависит от условий доминирования высшего уровня над нижележащими уровнями, их соотношения друг с другом.

Правильно и полное формирование личности человека зависит от того, какие именно потребности станут движущими силами развития. От этого зависит и основная роль воспитания – формирование у индивида навыков саморегуляции основных личностных процессов.

Гармоничность личности возникает в результате наиболее полного развития способностей человека, создающих правильную направленность личности и придающих смысл всей его жизнедеятельности.

Гармония личности достигается именно в том случае, когда её сознательное стремление находится в полном соответствии с непосредственными желаниями.

Мотивационная сила данных желаний и стремлений очень велика и в условиях конфликта с сознательными стремлениями и требованиями социума может привести к искажению и деформации личности. Аффективные переживания, которые возникают в ходе конфликтной ситуации, могут стать источниками формирования и становления дисгармоничной личности.

Особенности дисгармоничной личности

Характеризуя особенности дисгармоничной личности важно отметить следующие черты:

  • различного рода нарушения эмоциональной сферы;
  • нарушение поведения;
  • немотивированная агрессивность;
  • страхи и сомнения, мнительность;
  • замкнутость и т.д.

Все вышеперечисленные нарушения приводят к возникновению гиперкомпенсаций, неадекватной самооценке и уровню притязаний индивида.

Психокоррекционная и терапевтическая работа с человеком в данном случае должна включать в себя следующие направления:

  • привлечение дисгармоничной личности к деятельности, имеющей внешне регулируемый уровень трудности задач и ярко выраженными результатами;
  • использование высоко эмпатийных отношений;
  • применение приемов интенсивного социального одобрения.

Для людей с дисгармонической организацией личности характерна не просто узкая направленность на себя и свой внутренний мир, а конфликт с самим собой. Человек не просто замкнут и живет своей жизнью внутри себя, не транслируя чувства во внешний мир, он находится в постоянном противоречии с самим собой. У таких людей сознательная психическая жизнь и жизнь неосознанных аффектов постоянно противоборствуют и мешают развитию личности и жизнедеятельности в целом.

Преобладание мотиваций во время данного внутреннего конфликта может быть совершенно различным на сознательной и бессознательном уровне сознания человека. Как результат – постоянный внутренний конфликт и невозможность принятия адекватных ситуации решений, трудности при разрешении порой элементарных жизненных ситуаций. Конфликты подобного рода могут возникать только при определенных условиях, которые могут быть внешними и внутренними.

Внешние условия конфликта характеризуются тем, что процесс удовлетворения каких-либо глубоко значимых, активных мотивов и отношений индивида либо находится под угрозой, либо совершенно невозможен. Возникает противоречие между «хочу» и «могу сделать», между различными мотивами и отношениями личности, или между реальными возможностями и стремлениями индивида. При этом необходимо иметь ввиду, что имеющиеся внутренние условия психологического конфликта у человека редко возникают спонтанно. Они напрямую зависят от той внешней ситуации, в которой находится человек, истории становления личности, ее психофизиологическими особенностями.

Вторым условием возникновения психологического конфликта личности может выступать субъективная, независящая от индивида неразрешимость и сложность возникшей ситуации. Конфликт возникает тогда, когда человеку кажется, что он не в состоянии изменить объективные условия, которые породили конфликт. Разрешение психологического конфликта возможно лишь в том случае, если человек меняет свое отношение к ситуации и формируются новые мотивы к деятельности.

Несмотря на все вышеописанные сложности и проблемы при развитии внутреннего конфликта личности нельзя не отметить, что именно конфликт является мощным толчком к развитию самосознания и гармоничному развитию личности. Главное здесь уметь распознавать сущность конфликта и находить конструктивные пути его разрешения.

Сам факт возможности таких конфликтов на всех этапах жизнедеятельности человека является обязательным элементом ее функционирования, что позволяет говорить о гармонии как динамическом состоянии бытия личности.

Было время, когда я считал, что физические качества гораздо важнее духовного развития. Тогда, должно быть это было наиболее верное решение. Да, я читал статьи и книги, смотрел фильмы, некоторые ребята на собственном примере пытались показать, что физическое развитие куда лучше духовного.
А ведь духовное развитие, тем не менее, по своей структуре ни чем таким особым не отличается от физического развития и в формировании человека играет немаловажную и значительную роль и в свою очередь является сложным многоступенчатым процессом чем-то напоминающим слоёный пирог.
Судя по всему, я не понимал, самого смысла понятия гармоничное развитие человека и спустя время совершенно спонтанно в моей голове промелькнула мысль, что же собой на самом деле представляет гармоничное развитие личности?
Пару дней я находился в раздумьях и вот, невзирая на повседневные дела, я всё же решился высказать своё мнение по тревожащему меня вопросу.
Что же всё-таки в себя включает гармоничное развитие человека? Для начала давайте определимся, что является первоосновой гармоничного развития? Фундамент, на котором зиждется гармоничное развитие личности, представляет собой процесс развития человека не только в интеллектуальном и физическом плане, но и в индивидуальном самопознании мира и совершенствовании себя как личности. Для того чтобы быть гармонично развитой личностью необходимо избавиться от всего негатива, от всего лишнего, отрицательного и плохого, что окружает в жизни.
Жизнь, наполненная яркими красками и положительными эмоциями – это попытка сублимации так сказать метод эффективной борьбы с собственным эгоизмом, грамотная и умелая работа над ошибками и успешный пошаговый способ стать более стойким, собранным, позволяющий распознать свои сильные и слабые стороны, раскрыть в себе скрытые таланты, обнаружить в себе творческую жилку. Только ежедневно побеждая себя можно понять, что тебе в конечном итоге нужно для обретения истинной гармонии. Для воспитания гармонии в себе желательно избавиться от запрограммированных стереотипов, шаблонов поведения, которые прочно засели в памяти. Лишь избавив разум от всего ненужного, отрицательного, плохого присутствующего в жизни, можно понять всю сущность бытия и определить всю значимость этой жизни. Для познания мировой гармонии вынужденным и неизбежным фактором является перерождение человека, как личности. И лишь кардинально изменив себя можно в полной мере познать тайный смысл бытия и стать по-настоящему свободным и счастливым. А счастье в свою очередь есть подлинное состояние души.
Когда мы вообще произносим фразу развитие личности, то перво-наперво имеем ввиду решение всех жизненноважных дел, задач и вопросов, с которыми приходится, сталкиваться человеку в течение всего своего земного бытия, ведь испокон веков повелось, что покуда жив человек, проблемы были, есть и будут. И ступивший на путь самопознания и самосовершенствования как мне кажется, испытывает тоже самое.
Лишь сумевший найти в себе силы и раскрыть свой внутренний потенциал способен справиться с преградами, встречающимися на своём жизненном пути, сможет достичь успеха в жизни и всецело может называть себя гармонично развитой личностью.

Баланс между внутренним и внешним – мир с самим собой – стремление каждого человека. Именно эти качества соответствуют определению «гармоничная личность», а также понятию «конгруэнтность».

Понятия «гармоничная личность» и «гармоничное развитие» не синонимичны. Личность, нашедшая гармонию, баланс, – это не обязательно гармонично развитая личность.

Второе понятие в каждой культуре и эпохе наполнено своим смыслом, но в общем можно сказать, что оно соответствует физической, нравственной, эстетической и интеллектуальной развитости индивида. Очевидно, что не каждый человек, обретший баланс, развит во всем одинаково. Создание условий гармоничного развития – цель воспитания.

История и значение

«Гармоничными» называют процессы или объекты, находящиеся в соответствии, согласии, создающие приятный эффект. Сам термин «гармония», происходящий от древнегреческих корней и имеющий дословный перевод «связь», «согласованность», сначала употреблялся только в музыке, а затем стал использоваться и в переносном значении – упорядоченности, согласованности в отношениях между любыми объектами.

Что такое гармония в жизни, как она проявляется в общении и в людях? В общем смысле, это согласованность внутреннего и внешнего. Гармоничная личность отличается равновесием в действиях и мыслях, их непротиворечивостью.

Обретение внутренней гармонии – процесс, сопряженный с раскрытием себя, с формированием особого взгляда на мир и людей. Следуя за А. Н. Леонтьевым, стоит признать существование противоречий, внутренней борьбы и у личностей, которых можно охарактеризовать как гармоничных, хотя здесь следует ремарка. А. Н. Леонтьев выделил два понятия:

  • Гармоническая личность.
  • Трагическая личность.

У гармонической личности случаются и моменты противоречивости, борьбы, однако они не захватывают её полностью, не перетягивают акцент на себя. Между тем у трагической личности внутренняя борьба становится единственным компонентом, определяющим все поведение человека.

Гармонический склад обычно формируется еще в детстве, когда ребенок не испытывает сильных стрессов. Психологическая травма ведет к дисгармонии и нарушениям в будущем.

Условия и пути

Гармоничное развитие – оптимальный путь не только для обретения гармонии, но и для раскрытия своего потенциала в полной мере. Но в каких условиях происходит формирование гармонично развитой личности, сложно ответить однозначно.

Для гармоничного развития необходимо обогащение разума и чувства, формирование . Воспитание гармонично развитой личности не должно зацикливаться ни на одной способности индивида, а скорее, охватывать весь его внутренний мир.

Во-первых, у человека уже должна быть сформирована способность к самоконтролю. Иначе он просто не сможет соотносить социальные требования со своими желаниями. Эта способность развивается через подкрепляющие действия (похвалу, награды) значимых взрослых. Подчинение внешним требованиям, умение смирить свои сиюминутные желания – необходимое условие развития.

Относительно самоконтроля можно привести результаты исследований Мишела, а именно известные маршмеллоу-тесты, которые в некотором роде позволили продвинуться в нашем понимании успеха и его критериев. Суть эксперимента заключалась в следующем: ребенка оставляли одного в комнате вместе с зефиркой или конфетой, попросив не есть её определенное количество времени за награду – удвоенную порцию сладости.

Исследователи наблюдали за тем, как ребенок справляется со своим желанием и как долго он способен держаться. В результате тестов те дети, что справлялись с ожиданием, вырастая, имели лучшее качество жизни.

Во-вторых, гармонично развитая личность не может сформироваться без обогащенной среды. Стимулирующим фактором для активности мыслей и чувств выступает разнообразие.

В-третьих, важна самостоятельность и осмысленность. Чем больше вызовов решает человек сам, тем быстрее он развивается и с большей увлеченностью устанавливает связи с миром. В этом случае у него формируется убежденность в том, что он сам несет ответственность за свою судьбу.

Мир в уме

Ответить на вопрос, как стать гармоничной личностью, уже будучи взрослым, – и просто, и сложно одновременно. Единого рецепта нет, это индивидуальный путь каждого человека, но для обретения гармонии необходимо пять вещей:

1. Быть самим собой.

Большинство людей запирается в нормы, правила и догмы, никогда не показывая свои настоящие переживания и мысли даже самим себе. К чему же это ведет? Человек не представляет сам, какие у него желания, а значит, и исполнить их не может. Следует отказаться от навязанных стереотипов, от следования тому, что не соответствует истинным устремлениям.

2. Научиться легко относиться к изменениям.

Мы все планируем. Без плана невозможно поставить цель и идти к ней. Секрет гармоничных людей в том, что они не делают катастрофы из-за ошибок и препятствий. Мир не может работать так, как мы хотим, но в нашей власти извлечь пользу из событий мира, какими бы бесполезными и негативными они ни казались на первый взгляд.

3. Отпускать плохое.

То, что уже произошло, не должно беспокоить, главное – извлечь уроки. Прошлого не переменишь, а вот настоящее – в наших руках. То, что будет, не может быть однозначно плохим, так как исход заранее не известен никому. А относительно того, что есть, имеет смысл пользоваться известной формулой буддистов (мастеров в достижении гармонии):

«Проблема имеет решение? – Решайте. — Проблема решения не имеет? — Это не проблема, это факт, который можно только принять и жить с ним».

4. Находить в каждом моменте уникальное.

Все существование может быть описано через циклы: солнце встает и садится, человек рождается и умирает, идет на работу и возвращается, зима сменяет осень, а её прогоняет весна – и так бессчетное количество раз. Очень легко закружиться в водовороте обыденности и начать воспринимать мир серым, безжизненным механизмом, но это лишает человека возможности достичь счастья и гармонии.

В каждом моменте жизни есть как привычное, стандартное, так и новое, отличное от прежнего опыта. Именно это отличное и нужно искать. Мы можем радоваться и развиваться, когда воспринимаем окружающий мир максимально открыто и увлеченно. И это достижимо, если сделать маленькое усилие, чтобы видеть реальность как будто в первый раз, усматривая те самые уникальные черточки происходящего.

5. Смеяться.

Смех уменьшает количество стрессовых гормонов и разряжает обстановку. Радость, восторг и удовольствие, которые часто сопряжены со смехом, делают человека открытым миру и привлекательным. А в 2014 году исследователи доказали, что смехотерапия снижает уровень тревоги, положительно сказывается на общем состоянии здоровья и помогает в борьбе с бессонницей.

Замечательна техника работы над собой для приближения к античному образцу гармоничного человека, обладающего благородством и совершенством. Её суть можно свести к трем основным практикам, которым следует уделять время каждому человеку:

  • Самоограничения, которые позволяют обрести власть над своими страстями.
  • Анализ своих поступков и дел, их тщательный разбор, что приближает к раскрытию своих желаний, росту ответственности и осознанию вклада, который человек вносит в мир.
  • Рефлексия – анализ собственных мыслей.

Жить в согласии с собой, уравновешивая противоборствующие в нас силы, становиться лучше каждый день – вот идеал античности, который затем перешел в Средневековье, Возрождение и Новое время. Именно этот идеал – максимального развития личности – лег в основу многих течений в психологии и педагогике.

Мыслители прошлого положили начало гуманистической модели, преобладающей теперь во всех развитых странах. Гармоничное развитие личности, включающее обретение внутренней свободы, стремление к самосовершенствованию и самореализации, является тем состоянием, к которому стоит стремиться для наиболее полной и счастливой жизни. Автор: Екатерина Волкова



Просмотров