Продолжением известной вам статьи. Мировоззрение — ядро духовной жизни

  1. Что такое духовная жизнь общества?
  2. В чем состоит сущность внутреннего (духовного) мира человека?
  3. Каковы сущность и значение патриотизма и гражданственности, что в них общего?
  4. В чем заключается сущность мировоззрения, что общего в понятиях «мораль» и «мировоззрение» и в чем их различие?
  5. Какие типы мировоззрения выделяет наука, чем характеризуется каждый из них?
  6. В чем состоит роль мировоззрения в деятельности человека? Как воля способствует практической реализации мировоззренческих взглядов?

Подумайте, обсудите, сделайте

1. В чем, на ваш взгляд, состоит взаимодействие между духовной жизнью общества и внутренним миром индивида? 2. Привлекая знания по предметам гуманитарного и естественно- научного цикла, опираясь на личный опыт, охарактеризуйте сущность патриотизма, его роль в жизни и деятельности людей, в отношениях между народами. 3. Охарактеризуйте теоретические и практические связи гражданственности с правовым государством и граждан ским обществом.

Поработайте с источником

Прочитайте фрагмент из труда немецко-французского мыслителя Альберта Швейцера (1875-1965).

Для общества, как и для индивида, жизнь без мировоззрения представляет собой патологическое нарушение высшего чувства ориентирования.

Каким требованиям должно отвечать мировоззрение, чтобы быть культуротворческим мировоззрением? Первое и наиболее общее требование сводится к тому, что мировоззрение должно быть мыслящим.

Только то, что рождено мышлением и обращено к мышлению, может стать духовной силой для всего человечества. Только то, что преломляется в мышлении множества людей и при этом воспринимается как истина, обладает естественно передаваемой и неиссякаемой силой убеждения.

Только при условии постоянного апеллирования к мыслящему мировоззрению могут пробудиться все духовные способности человека...

Каким, однако, должно быть мыслящее мировоззрение, чтобы идеи культуры и зиждущиеся на них убеждения могли найти в нем свое обоснование?

Оптимистическим и этичным.

Оптимистично то мировоззрение, которое бытие ставит выше небытия и тем самым утверждает мир и жизнь как нечто ценное само по себе. Такое отношение к миру и жизни порождает стремление относиться к бытию с максимальной бережностью, на какую мы только способны. Упомянутое стремление, в свою очередь, стимулирует деятельность, направленную на улучшение условий жизни индивида, общества, народов и человечества, - такую деятельность, результатом которой являются внешние достижения культуры, господство духа над силами природы и более высокая социальная организация общества.

Этика - область деятельности человека, направленная на внутреннее совершенствование личности. Сама по себе она не зависит от того, пессимистично ли мировоззрение. Но в зависимости от этого сужается или расширяется сфера ее влияния...

По мере переориентации этики на миро- и жизнеутверждающее мировоззрение сфера ее влияния расширяется. Ее целью теперь становится не только внутреннее совершенствование индивида, но и воздействие последнего на других людей и весь мир...

Швейцер А. Благоговение перед жизнью. - М., 1992. - с. 75-76.

Вопросы и задания к источнику

  1. Как вы понимаете выражение «высшее чувство ориентирования»?
  2. Автор называет жизнь общества, человека без мировоззрения «патологическим нарушением высшего чувства ориентирования». Как вы понимаете эти слова?
  3. Что такое мыслящее мировоззрение, почему именно оно может стать духовной силой для всего человечества?
  4. Что такое оптимистическое мировоззрение?
  5. В чем состоит роль этики в формировании и действенности мировоззрения?
  6. Разделяете ли вы мнение о том, что мировоззрение должно быть оптимистическим и нравственно направленным?

В жизни человека особую роль играют ориентиры его жизни и деятельности, своего рода духовные маяки, кото­рые, как правило, выработаны многовековым опытом чело­вечества и передаются от поколения к поколению. Самыми яркими из них являются нравственные и мировоззренческие ориентиры. Нравственные были рассмотрены выше. Ниже речь пойдет о мировоззренческих.

В кратком, наиболее распространенном понимании миро­воззрение - это совокупность взглядов человека на мир, ко­торый его окружает. Более развернутое определение харак­теризует мировоззрение как совокупность взглядов, оценок, норм и установок, определяющих отношение человека к ок ружающему миру, его месту в нем и выступающих в каче­стве ориентиров и регуляторов поведения личности.

Иногда в литературе встречаются термины, близкие термину «мировоззрение», - «миропонимание», «миросо­зерцание». Они означают, с одной стороны, мир, который окружает человека, а с другой - то, что связано с деятель­ностью человека: его ощущения, созерцание, понимание, воззрения, взгляд на мир.

Мировоззрение отличается от других элементов духов­ного мира человека тем, что оно, во-первых, представляет собой взгляд человека не на какую-то отдельную сторону мира, а именно на мир в целом. Во-вторых, мировоззрение отражает отношение человека к окружающему его миру: боится, страшится ли человек этого мира или он живет в ладу, в гармонии с ним? Удовлетворен ли человек окружа­ющим миром или стремится изменить его?

Таким образом, мировоззрение -это целостное представ­ление о природе, обществе, человеке, находящее выражение в системе ценностей и идеалов личности, социальной груп­пы, общества.

От чего зависит то или иное мировоззрение? Прежде все­го отметим, что оно носит исторический характер: каждой исторической эпохе присущи свой уровень знаний, свои про­блемы, свои подходы к их решению, свои духовные ценно­сти.

Классификация типов мировоззрения может быть раз­личной. Так, в истории философии прослеживается несколь­ко подходов к выработке мировоззренческих установок. Од-


Ни из философов отдают приоритет Богу (теоцентризм) или природе (природоцентризм), другие - человеку (антропо­центризм), либо обществу (социоцентризм), либо знаниям, науке (знаниецентризм, наукоцентризм). Иногда мировоз­зрение делят на прогрессивное и реакционное.

Но более всего распространена следующая классифика­ция типов мировоззрения.

Обыденное мировоззрение возникает в жизни человека в процессе его личной практической деятельности, поэтому его иногда называют житейским мировоззрением. Взгляды человека в этом случае не обосновываются религиозными доводами или данными науки. Такое мировоззрение форми­руется стихийно, особенно если человек не интересовался мировоззренческими вопросами в учебном заведении, не изучал самостоятельно философию, не знакомился с содер­жанием религиозных учений. Конечно, нельзя полностью исключить влияние религии или достижений науки, ибо че­ловек постоянно общается с другими людьми; ощутимо и влияние средств массовой информации, но преобладает жи­тейская, обыденная основа. Обыденное мировоззрение опи­рается на непосредственный жизненный опыт человека - и в этом его сила, но оно мало использует опыт других людей, опыт науки и культуры, опыт религиозного сознания как элемента мировой культуры - ив этом его слабость.

Религиозное мировоззрение - мировоззрение, основой ко­торого являются религиозные учения, содержащиеся в та­ких памятниках мировой духовной культуры, как Библия, Коран, священные книги буддистов, Талмуд, и ряде других. Напомним, в религии содержится определенная картина ми­ра, учение о предназначении человека, нравственные запо­веди, направленные на воспитание у него определенного об­раза жизни, на спасение души. Религиозное мировоззрение также имеет сильные и слабые стороны. К его сильным сторонам можно отнести тесную связь с мировым культурным наследием, ориентацию на решение проблем, связанных с ду­ховными потребностями человека, стремление дать человеку веру в возможность достижения поставленных целей.

Слабая сторона религиозного мировоззрения - прояв­ляющаяся иногда непримиримость к другим жизненным позициям. Большую опасность, особенно в современных ус­ловиях, представляет фундаментализм - религиозный экс­тремизм, фанатизм. Об опасности фанатизма, «перенесения религиозной веры на другие сферы», предупреждали рус­ские религиозные мыслители. Н. А. Бердяев писал: «Фана­тика порабощает идея, в которую он верит, она суживает его сознание, вытесняет очень важные человеческие состоя­ния; он перестает внутренне владеть собой». Религиозному мировоззрению иногда свойственно недостаточное внимание


Ic достижениям науки, а подчас и их игнорирование. Прав­да, в последнее время многие богословы высказывают мысль о том, что перед теологией стоит задача выработки нового пути мышления, учитывающего достижения науки.

Научное мировоззрение является законным наследником того направления мировой философской мысли, которое в своем развитии постоянно опиралось на достижения науки. Оно включает в себя научную картину мира, обобщенные итоги достижений человеческого познания, принципы взаимоотношений человека с естественной и искусственной средой обитания.

Но научное мировоззрение также имеет достоинства и не­достатки. К его достоинствам относятся прочная научная обоснованность, реальность содержащихся в нем целей и идеалов, органическая связь с производственной и социаль­ной деятельностью людей. Однако нельзя закрывать глаза и на то, что изучение духовного мира человека еще не заня­ло в науке подобающего ему места. Человек, человечество, человечность - это поистине глобальная проблема настоя­щего и будущего. Разработка данной триады - задача не­исчерпаемая, но ее неисчерпаемость требует не отстранения, а настойчивости в ее решении. Это и является доминантой современного научного поиска, призванного обогащать ми­ровоззрение.

Поворот науки к проблеме человека может стать решаю­щим облагораживающим фактором для всех типов мировоз­зрения, главной общей чертой которых станет гуманистиче­ская направленность. Она ставит во главу угла высшие ценности: жизнь индивида, его права и свободы. Человек с таким мировоззрением обладает широтой взглядов на мир, признает равноправие различных мировоззренческих ориен­тации, культур, ценит и дорожит взаимопониманием людей, их физическим и нравственным здоровьем, уважает и защи­щает достоинства человека, его созидательный труд и бла­госостояние, соблюдает добрососедские отношения между людьми, различными социальными группами, народами, странами. В сферу высших ценностей, кроме общечеловече­ских, входят и ценности общенациональные (применитель­но к нашей стране - общероссийские), этнокультурные, ориентирующие на заботу о детях и родителях, развитие об­разования и здравоохранения, пенсионное обеспечение, не­прикосновенность жилища и т. д.

Какую же роль играет мировоззрение в деятельности лю­дей?

Во-первых, мировоззрение дает человеку ориентиры и це­ли для всей его практической и теоретической деятельнос­ти. Во-вторых, мировоззрение через свою философскую серд­цевину позволяет людям понять, как лучше достичь


Намеченных ориентиров и целей, вооружает их методами познания и деятельности. Уподобляя метод фонарю, кото­рый освещает дорогу путнику, великий философ прошлого Р. Декарт (1596-1650) говорил, что хромой с фонарем быстрее достигнет цели, чем всадник, блуждающий в тем­ноте. В-третьих, на основании содержащихся в мировоззре­нии ценностных ориентации человек получает возможность определять истинные ценности жизни и культуры, отличать действительно важное для деятельности человека в достиже­нии им поставленных целей от того, что реального значения не имеет, носит ложный или иллюзорный характер. Именно в мировоззрении содержится понимание человеком мира и тенденций его развития, человеческих возможностей и смысла деятельности, добра и зла, красоты и безобразия.

В научных трудах отмечается, что через всю историю фи­лософии проходит мысль о трех основных аспектах духов­ной жизни человека. Немецкий философ Л. Фейербах на­звал их сердцем, разумом и волей. В мировоззрении личности ценности выражают «линию сердца», знания - «линию разума». Но только воля делает мировоззрение реаль­ным, связывает его с жизнью, переводит в план поведения. Такой перевод осуществляется посредством установки - состояния готовности к определенного типа деятельности, к поступку. Современный русский ученый В. Н. Сагатовс-кий, обращаясь к студентам, пишет: «Ценности определяют твой выбор, знание обосновывает его. Но готов ли ты на деле следовать выбору, сделанному в душе? Если не готов, то мировоззрение твое - в лучшем случае умственная иг­ра или приятные мечтания, а в худшем - мимикрия, годная для сдачи экзамена или официального выступления, но не для жизни в целом».

В жизни тесно связаны между собой понятия «воля» и «ответственность». Благодаря воле мировоззрение непосред­ственно влияет на поведение в реальных жизненных си­туациях. Важным регулятором социального поведения является ответственность - качество развитой личности. Как писал Булат Окуджава, «...чувство ответственности не присуще унылой посредственности».

МЕНТАЛИТЕТ ЧЕЛОВЕКА

Рассказ о духовном мире был бы неполным без рассмот­рения проблемы менталитета.

Что такое менталитет человека? Понятие это относитель­но новое, и далеко не во всех словарях вы найдете его оп­ределение. Происходит оно от французского слова, соответ­ствующего русским словам «склад ума», «умонастроение». Специалисты говорят, что точного, однозначного перевода


Этого термина пока нет. Но сам он употребляется достаточ­но широко. Так, например, говорят о менталитете конкрет­ного человека. Что здесь имеется в виду? Не просто сово­купность знаний, которыми он обладает. Не только его природный или выработанный в процессе образования и самовоспитания интеллект. Не само мировоззрение как сложная система понятий, в которых отражается многооб­разие окружающего мира и осознание человекам своего места в этом мире. Менталитет - это специфический пси­хологический склад, возникший на базе культуры, общест­венного и личного опыта, который проецируется на прак­тическую деятельность. Иными словами, это увязывание различных мыслей и ценностей в сознании индивида, свое­го рода итоговый сплав, который и определяет духовный мир человека в целом, его подход к тем или иным конкрет­ным практическим делам.

Считается, что в силу индивидуального процесса форми­рования духовного мира человека и неповторимости челове­ческой личности менталитет - явление в основном лично­стное, хотя говорят и о менталитете того или иного социального слоя, например о менталитете ученых, воен­ных, бизнесменов, юристов. У всех представителей данного социального или профессионального слоя в силу их практи­ческой деятельности, социального статуса, некоторой общ­ности жизненного пути имеется немало общего в складе ума, в умонастроении, иными словами - в их менталитете.

Говорят о менталитете тех или иных народов: так, в ли­тературе широко употребляется термин «русская душа», при этом имеется в виду целый ряд психических качеств - открытость для общения, доверчивость, терпение, тенден­ция к совместной трудовой деятельности (артель, община и т. д.). Разумеется, далеко не каждый представитель рус­ского народа обладает этими качествами, но сложилось мне­ние, что названные черты являются типичными для рус­ского народа. Современная этнология стремится найти пси­хологические черты, черты менталитета разных этнических общностей.

НИ Основные понятия: духовность, патриотизм, гражданст­венность, мировоззрение, менталитет.

Проверьте себя

1) Что такое духовная жизнь общества? 2) В чем состо­ит сущность внутреннего (духовного) мира человека? 3) Каковы сущность и значение патриотизма и гражданст­венности, что в них общего? 4) В чем заключается сущность мировоззрения, что общего в понятиях «мораль» и «миро­воззрение», в чем их различие? 5) Какие типы мировоззре­ния выделяет наука? Чем характеризуется каждый из них?


6) В чем состоит роль мировоззрения в деятельности чело­века? Как воля способствует практической реализации ми­ровоззренческих взглядов? 7) Что такое менталитет, в чем заключается его влияние на деятельность человека, социу­ма?

Подумайте, обсудите, сделайте

1. В чем, на ваш взгляд, состоит взаимодействие между
духовной жизнью общества и внутренним миром индивида?

2. Привлекая знания по предметам гуманитарного и ес­
тественно-научного цикла, опираясь на личный опыт, оха­
рактеризуйте сущность патриотизма, его роль в жизни и
деятельности людей, в отношениях между народами.

3. Охарактеризуйте теоретические и практические связи
гражданственности с правовым государством и гражданским
обществом.

4. Сопоставьте изложенный в учебнике материал о сущ­
ности мировоззрения и сущности менталитета, их влиянии
на жизнь людей. Есть ли общее в мировоззрении и в мен­
талитете? Если да, то в чем оно заключается?

Поработайте с источником

Прочтите фрагмент из труда немецко-французского мыслителя А. Швейцера (1875-1965).

Для общества, как и для индивида, жизнь без миро­воззрения представляет собой патологическое нарушение высшего чувства ориентирования.

Каким требованиям должно отвечать мировоззрение, что­бы быть культуротворческим мировоззрением?

Первое и наиболее общее требование сводится к тому, что мировоззрение должно быть мыслящим.

Только то, что рождено мышлением и обращено к мыш­лению, может стать духовной силой для всего человечества. Только то, что преломляется в мышлении множества людей и при этом воспринимается как истина, обладает естествен­но передаваемой и неиссякаемой силой убеждения. Только при условии постоянного апеллирования к мыслящему мировоззрению могут пробудиться все духовные способнос­ти человека...

Каким, однако, должно быть мыслящее мировоззрение, чтобы идеи культуры и зиждущиеся на них убеждения мог­ли найти в нем свое обоснование?

Оптимистическим и этичным.

Оптимистично то мировоззрение, которое бытие ставит выше небытия и тем самым утверждает мир и жизнь как нечто ценное само по себе. Такое отношение к миру и жиз­ни порождает стремление относиться к бытию с максималь­ной бережностью, на какую мы только способны. Упомяну-


Тое стремление, в свою очередь, стимулирует деятельность, направленную на улучшение условий жизни индивида, об­щества, народов и человечества, - такую деятельность, ре­зультатом которой являются внешние достижения культу­ры, господство духа над силами природы и более высокая социальная организация общества.

Этика - область деятельности человека, направленная на внутреннее совершенствование личности. Сама по себе она не зависит от того, пессимистично ли мировоззрение. Но в зависимости от этого сужается или расширяется сфера ее влияния...

По мере переориентации этики на миро- и жизнеутверж­дающее мировоззрение сфера ее влияния расширяется. Ее целью теперь становится не только внутреннее совершенст­вование индивида, но и воздействие последнего на других людей и весь мир...

Швейцер А. Благоговение перед жизнью. - М., 1992. - С. 75-76.

(И!!! Вопросы и задания к источнику. 1) Как вы понимаете выраже­ние «высшее чувство ориентирования»? 2) Автор называет жизнь общества, человека без мировоззрения «патологическим нарушени­ем высшего чувства ориентирования». Как вы понимаете эти сло­ва? 3) Что такое мыслящее мировоззрение, почему именно оно мо­жет стать духовной силой для всего человечества? 4) Что такое оптимистическое мировоззрение? 5) В чем состоит роль этики в формировании и действенности мировоззрения? 6) Разделяете ли вы мнение о том, что мировоззрение должно быть оптимистичес­ким и нравственно направленным?

Вспомните: Что такое культура? Чем объясняется возрастающая значимость образования в условиях информационного общества? Что такое непрерывное образование? Каковы основные элементы системы образования в РФ?

Подумайте: В чем состоит связь права на образование с обязательностью основного (или полного среднего) образования?

Основные направления государственной политики в области образования на определенный срок формулируются в периодически обновляемой федеральной программе развития образования. В соответствии с Законом «Об образовании» эта программа разрабатывается и утверждается правительством РФ. Так, в сентябре 2005 г. была утверждена концепция (основной замысел) программы, рассчитанной на 2006-2010 гг.

Законодательство в сфере образования. Правовое регулирование охватывает разнообразные взаимоотношения человека, общества и государства в сфере образования. Основополагающий документ - Конституция РФ.

Ученые характеризуют законодательство в образовательной сфере как многоуровневое. Законы делятся, во-первых, на федеральные (действующие на всей территории России), во-вторых, на законы субъектов Федерации (республики, области, края). Федеральные законы, в свою

очередь, тоже делятся на два уровня. Первый - это Закон «Об образовании», служащий основой как государственной политики в области образования, так и правового статуса человека в этой области. Второй уровень - законы, нормативные акты о различных образовательных программах (например, о высшем и послевузовском профессиональном образовании).

Особое внимание вопросам правового регулирования образования уделяет Федеральное Собрание РФ. В Государственной Думе и Совете Федерации созданы специальные парламентские комитеты по науке и образованию, в состав которых входят депутаты, профессионально связанные с образованием. Эти комитеты, прежде чем принять тот или иной закон, обсуждают его проект со специалистами, а также с представителями общественности.

Тот факт, что проблемы образования рассматриваются на высоком государственном уровне, способствует повышению качества российского образования.

Факты. В государственных документах РФ начала XXI в. подчеркивается: главное конкурентное преимущество высокоразвитой страны во многом определяется образованием. Именно в этой сфере на современном этапе находится ключ к обеспечению устойчивого экономического роста страны.

Этой установке следуют и законы, принимаемые субъектами Федерации. Они отражают многообразие в системе образования (например, закон о развитии образования в данной области, о языках народов республики). Вместе с тем они соответствуют сохранению единого образовательного пространства России, ибо законы, принимаемые субъектами Федерации, не могут вступить в противоречие с федеральным законодательством.

Современная образовательная политика РФ нашла свое концентрированное выражение в законодательно утвержденном и успешно реализуемом национальном проекте «Образование». Национальным он является потому, что отвечает интересам всего народа - ставит подъем качества образования как важнейшую государственную задачу, направляет необходимые силы общества, государства, человека на реализацию этой задачи.

И право, и обязанность.

Разъясняя конституционное положение, ученые отмечают, что получение образования не только право, но в определенных пределах обязанность человека.

Рассмотрим это положение, опираясь на приводимые ниже документы, на ваш личный опыт. Рассмотрим с разных сторон -- с позиции гражданина (обучающегося), родителей, государства.

Документ. Из Конституции Российской Федерации:

«Статья 43»

  1. Каждый имеет право на образование.
  2. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
  3. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.
  4. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.
  5. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования».

Каждый человек обладает правом на образование. Это означает, что любой из ста сорока миллионов жителей страны может пользоваться этим правом. Подчеркнем: речь идет о праве на непрерывное образование в течение всей жизни.

Но есть в жизни человека период, когда достижение определенного уровня образования является обязательным, становится обязанностью гражданина. В РФ обязательным уровнем в конце прошлого века было признано основное общее образование (девятилетка). Ныне этот уровень уже не отвечает общественным потребностям и ведется подготовка к введению обязательного полного среднего образования (11-летняя школа или профессиональное образовательное учреждение). В некоторых субъектах Федерации эти нормы к 2003 г. законодательно закреплены.

Таким образом, образовательная обязанность распространяется на все население в возрасте до 17-19 лет, т. е. на возраст, наиболее благоприятный для освоения знаний.

Мнения.

Вот что писал об образованности и учении академик Д. С. Лихачев (1906-1999):

«Образованность - это основа умения честно прожить жизнь, насладиться ею, получить радость от познания мира во всех формах - через литературу, науку, театр и т. д.
Учение - естественный процесс, который продолжается всю жизнь, - поднимает людей к вершинам знаний, культуры, потому что они движутся вперед. Самое главное, что я хочу сказать молодому поколению, - спешите учиться, спешите получать образование. Всякую науку можно в молодости легче одолеть и усвоить».

В Законе «Об образовании» указывается: освоение образовательных программ основного общего, среднего (полного) общего образования и профессиональных образовательных программ завершается обязательной (итоговой) аттестацией обучающихся.

Важным нововведением правового регулирования сферы образования является принятый в 2007 г. Федеральный закон, согласно которому итоговая аттестация обучающихся, освоивших программу среднего (общего) образования, проводится в форме Единого государственного экзамена (ЕГЭ).

ЕГЭ совмещает в себе выпускные экзамены для оканчивающих 11 классов и вступительные экзамены для поступающих в государственные образовательные учреждения среднего профессионального и высшего образования. Прием граждан в образовательные учреждения для получения среднего профессионального, высшего про фессионального и послевузовского профессионального образования осуществляется на конкурсной основе по заявлениям граждан. Конкурс проводится на основании результатов Единого государственного экзамена по тем общеобразовательным предметам, которые соответствуют избранной специальности. На родителей законодательство возлагает ответственность за воспитание обучающихся, за получение ими соответствующего уровня образования. Из собственного опыта вы знаете, что для большинства российских семей образование детей, подростков, юношей является делом семейной чести, важнейшей обязанностью. Многие родители стремятся обеспечить школьникам, студентам благоприятные условия для занятий. Подчас родители принимают на себя и оплату, как сказано в Законе, дополнительных образовательных услуг (например, преподавания риторики, этики, дополнительных занятий по иностранным языкам, математике). Расходы на образование детей, укрепление их здоровья составляют значительную часть семейного бюджета.

Гарантировать - это значит взять на себя ответственность, обеспечивать. Государство гарантирует гражданам РФ общедоступность получения образования независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным организациям (объединениям), возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения, наличия судимости.

В целях реализации права на образование тех граждан, которые нуждаются в социальной помощи , государство материально помогает инвалидам, предоставляет учащимся, проявившим выдающиеся способности, специальные государственные стипендии.

Важная часть правового регулирования - обеспечение финансирования государством сферы образования, которое предусмотрено Законом о бюджете. Строительство новых школ, обеспечение образовательных учреждений современным учебным оборудованием, широкое развитие внешкольного дополнительного образования, улучшение материального положения учителей, преподавателей вузов - все это предмет заботы государства.

Федеральный бюджет, утверждаемый на три года, определяет долю государственных расходов на образование.

Значительная часть бюджетов субъектов Федерации также отводится на образовательные нужды. Финансирование образования ныне возрастает из года в год, но пока еще отстает от показателей развитых стран.

Документ.

Из закона «Об образовании»:

Статья 2. Принципы государственной политики в области образования

Государственная политика в области образования основывается на следующих принципах:

  1. гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
  2. единство федерального культурного и образовательного пространства. Защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;
  3. общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников;
  4. светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;
  5. свобода и плюрализм в образовании;
  6. демократический, государственно-общественный характер управления образованием. Автономность образовательных учреждений.

Проверьте себя

  1. В чем состоит правовое регулирование в сфере образования?
  2. Почему законодательство в сфере образования считается многоуровневым?
  3. Что означает право на образование? Раскройте сущность конституционного положения «Каждый имеет право на образование».
  4. Почему для обучающихся в основной школе образование одновременно является и обязанностью?
  5. Каким образом государство гарантирует право на образование?

В классе и дома

  1. Продолжением известной вам статьи 43 Конституции является часть 2 статьи 44. Она гласит: «Каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на допуск к культурным ценностям». В чем, на ваш взгляд, состоит взаимосвязь (теоретическая и практическая) между названными статьями Конституции? Разъясните, почему реализация права на образование невозможна без пользования библиотеками, музеями и другими учреждениями культуры.
  2. Прочтите текст из международного Пакта об экономических, социальных и культурных правах.
    «Участвующие в настоящем Пакте государства признают право каждого человека на образование. Они соглашаются, что образование должно быть направлено на полное развитие человеческой личности и сознание ее достоинства и должно укреплять уважение к правам человека и основным свободам. Они далее соглашаются в том, что образование должно дать возможность всем быть полезными участниками свободного общества, способствовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми нациями, всеми расовыми, этническими и религиозными группами и содействовать работе Организации Объединенных Наций по поддержанию мира».
    Сравните этот текст с известными вам положениями из Закона РФ «Об образовании» и выскажите свое мнение: отвечают или не отвечают они нормам международного права? Приведите аргументы.
  3. После окончания основной школы вам предстоит выбрать дальнейший жизненный путь: либо продолжение образования в школе или в профессиональном учебном заведении, либо включение в трудовую деятельность.
    Исходя из своего выбора, подготовьте примерный текст заявления. В нем необходимо указать адресата (на чье имя подается заявление), должность и фамилию этого лица. Далее в заявлении указывается фамилия, имя и отчество заявителя (т. е. ваши данные), год рождения и домашний адрес. Затем следует текст вашей просьбы с указанием документа, удостоверяющего освоение вами образовательной программы основной школы. В конце заявления следует ваша подпись и дата подачи заявления.
  4. Вы завершаете изучение курса обществознания основной школы. Что вам дало его изучение, способствовало ли оно лучшему пониманию современной действительности, в частности политики, экономики, морали, права? Сформулируйте ваши предложения, направленные на совершенствование этого курса.

Говорят мудрые

  • «Потребность в образовании лежит в каждом человеке».
    Л. Н. Толстой (1828 - 1910), русский писатель
  • «Каждый день, в который вы не пополнили своего образования хотя бы маленьким, но новым для вас куском знания… считайте бесплодно и невозвратно для себя погибшим».
    К. С. Станиславский (1863 - 1938), русский режиссер, актер, педагог
  • «Дурак имеет больше преимуществ перед человеком образованным: он всегда доволен самим собой».
    Наполеон I Бонапарт (1769 - 1821), французский император

Вопросы для повторения к главе ПРАВО

1. Какие смысловые значения соединяет в себе право? Почему право ость мера свободы, справедливости, ответственности? В чем различие между правом и законом?

2. Почему правоотношения считают одним из видов социальных отношений? В чем состоит специфика правоотношения?

3. Объясните, какова связь между правонарушением и юридической ответственностью.

4. Какова роль Конституции РФ я организации деятельности правоохранительных органов?

5-6. Почему все нормативные акты страны обязаны ориентироваться на Конституцию РФ? На какие три понятия современная наука предлагает обратить внимание для того, чтобы лучше усвоить основы конституционного строя? Что говорится в главе 2 Конституции о власти, суверенитете и свободе личности? (Найдите необходимые положения в тексте Конституции.) Как вы можете объяснить, что федеративное устройство для России - единственное из возможных?

7-8. В чем особенности правовых норм, которые называют правами человека? Что представляет собой каталог прав человека? В каких известных вам правовых документах он закреплен? Всеобщая декларация прав человека - это идеал права или юридический документ? Ответ поясните. Чем обусловлена необходимость принятия Конвенции прав ребенка?

9. В чем сущность и особенности гражданско-правовых отношений?

10. Каковы сущность и особенности трудовых правоотношений?

11. В чем особенности семейных правоотношений по сравнению с правоотношениями гражданскими? Каковы права и обязанности супругов, родителей и детей?

12. В чем специфика административного права как регулятора общественных отношений? Почему административные отношения не могут сложиться между двумя рядовыми гражданами? Чем административное правонарушение отличается от преступления?

13. В чем специфика уголовно-правовых отношений?

14. Перед вами комплекс конституционных прав и свобод человека и гражданина: свобода творчества и преподавания, право на частную собственность, право на жилище, право на образование, свобода экономической деятельности, право на охрану здоровья, право на отдых.

Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.

Принудительный труд запрещен.

Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.

Признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку.

Каждый имеет право на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.

Подчеркните в тексте одной линией объяснения свободного характера труда в России.

Что включает в себя, согласно Конституции, право на труд? Подчеркните соответствующий фрагмент текста волнистой ли­нией.

3) Что включает в себя, согласно Конституции, право на отдых? Подчеркните соответствующий фрагмент текста двумя линиями.

4) Как вы понимаете смысл понятия «трудовые споры»?

Предположите, в каких случаях трудовые споры могут быть индивидуальными, а в каких - коллективными.

Из Конституции РФ: "Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного

самоуправления..."(ст. 32, ч. 2) "Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им..." (ст.37, ч.2). "Каждый имеет право на отдых..." (ст.37, ч.5). Опираясь на приведённую в учебнике классификацию, в основе которой лежит свобода как мера прав прав человека (три группы), укажите, к какой группе относится право, названное в каждой из стате.
Помогите пожалуйста!

Конституция РФ (ст.48,ч.1) провозглашает: "Каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи". Объясните,каким образом

обеспечивается это конституционное положение.

В 2 главе Конституции есть статьи (57 58 59),в которых говорится об обязанностях гражданина. Иной раз можно услышать мнение,что эти статьи

противоречат принципу прав и свобод человека. Ознакомьтесь с текстом статей и выскажите ваше мнение в связи с затронутым суждением. Аргументируйте свой ответ.\Статья 57 Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют. Статья 58 Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам. Статья 59 1. Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. 2. Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом. 3. Гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой.

К каким ответам на главные вопросы ты пришёл?

В чём, на твой взгляд, заключается проблема понимания общества?

Общество неоднородно. Люди взаимодействуют между собой, общаются, воспитывают детей. И при этом общество сохраняет свою целостность при помощи морали и законов. Люди учатся решать конфликты. И главная проблема – каким образом общество функционирует.

Человек человеку – друг или волк?

Межличностные отношения складываются при взаимодействии людей в обществе. Они зависят от интересов и целей разных людей, их характеров и мировоззрений, от того, какие люди образовали малую группу.

Во время общения у человека складывается мнение о собеседнике, происходит взаимный обмен знаниями и умениями, мыслями и чувствами. Это позволяет лучше узнавать и понимать друг друга, избегать или вовремя предотвращать конфликты.

Почему люди добывают хлеб в поте лица?

Для того, чтобы прокормить себя и семью, человеку необходимо трудиться.

Зачем нужна власть?

Для организации и регулирования деятельности общества.

Осуществил ли ты какие-нибудь проекты, изучая эту главу?

Какие проекты были выбраны? Как был представлен результат?

Проверь, чему ты научился!

1-я ЛИНИЯ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ

Понимать связи между людьми в обществе.

В тетради распредели понятия по группам.

Социальная структура: малая группа, конфликт, семья, моральные нормы

Экономика: товар, производство, собственность

Политика: власть, форма правления, правонарушение

2-я ЛИНИЯ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ

Занимать свою позицию в обществе.

Один из твоих знакомых утверждает, что патриотизм – устаревшее понятие. Сформулируй свои возражения.

Позиция: Я считаю, что патриотизм есть и сегодня.

Аргументы: потому что чувство любви к своей большой и малой Родине, к своей стране.

3-я ЛИНИЯ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ

Действовать в пределах норм нравственности и права.

По дороге в школу тебя стал встречать взрослый хулиган, который отбирает у тебя деньги. Выбери допустимые модели своего поведения и объясни свой выбор.

А) Терпеть и никому не говорить.

Б) Пожаловаться родителям.

В) Обратиться за помощью в полицию.

Г) Проследить за хулиганом и сбросить ему на голову что-нибудь очень тяжёлое.

В первую очередь следует расскзажать родителям и вместе с ними обратиься в полицию. Остальные действия ни чуть не лучше того, что делает хулиган.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ К § 9

«Нрав на нрав не приходится».

Прочитай текст и ответь на вопрос.

Как нравственные качества человека связаны с его умом и чувствами?

Умный человек отличает истину от лжи, а нравственный – добро от зла. Необходимо постепенно, последовательно развивать ум, находить оптимальное соотношение разума и чувства, т.е. воспитывать свой характер.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ К § 10

Свобода воли.

С помощью текста попытайся ответить на вопросы.

Что помогает человеку добиться воплощения смысла жизни?

Любая ситуация несёт в себе свой смысл, для каждого человека единственно истинный. Человек сам должен найти его и постараться осуществить. Человек может сделать это благодаря свободе воли.

Почему разные люди в один и тот же момент совершают разные поступки?

Так как человек обладает свободой воли. У животных есть врождённый запрет убивать себе подобных, человек же «свободен» настолько, что не только способен на убийство, но иногда даже радуется страданиям других.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ К § 17

Проанализируй, как производили хлеб в разные исторические эпохи.

Сначала хлеб производился при помощи ручного труда. Сегодня же в производстве хлеба автоматизировано.

Что общего и в чём отличия хозяйственной деятельности людей, направленной на производство хлеба в разные исторические эпохи?

Предыдущие эпохи – ручной труд. Современность – автоматизированное производство.

Приведи примеры тех благ (товаров, услуг), которые начали производиться только в ХХ веке.

Компьютеры, автомобили (массово), грузовые судна, мобильный телефон, компьютер, принтер.

Вспомни, кому принадлежали орудия труда в обществах Древнего мира и Средних веков. Кто был хозяином полученного в процессе производства продукта?

Древний мир – земля принадлежала верховному правители и храмам. Средние века – феодалы.

Как происходило тогда распределение благ?

Древний мир – все блага принадлоежали верховному правителю. Средние века – люди трудились на полях феодала и продукт с этих полей принадлежал феодалу.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ К § 20

Общие законы и мои права.

На твой взгляд, могут ли законы ограничивать твои права?

Возможно могут, потому что есть процедура, по которой суд определяет нессответствие норм Конституции.



Просмотров