Самые ужасные пытки в истории человечества (21 фото). Ужасные пытки в древнем Китае – справедливое наказание? Пытки в древности неверных жен

Смертная казнь в современном КНР предусмотрена 55 (до мая 2011 года - 68) статьями уголовного законодательства. В числе статей, за которые может назначаться такое наказание, - насильственные преступления, нанесение урона национальной безопасности, распространение или хранение наркотиков , взяточничество , сутенёрство, подделка денежных знаков, сокрытие налогов , продажа поддельных лекарств, хранение или хищение оружия или взрывчатых веществ, финансовые махинации , организация побега из-под стражи, порча электропроводов, несанкционированные раскопки древних захоронений, алкоголь за рулём , повлекший смерть людей.

В КНР практикуются публичные казни, причём наблюдение за казнью доступно и несовершеннолетним.
По данным правозащитной организации Amnesty International, в Китае не существует презумпции невиновности, полученные под пытками показания имеют силу (ничего не напоминает?),
не существует обязательности присутствия адвоката на допросах.
В Китае применяется два способа приведения смертного приговора в исполнение: расстрел и смертельная инъекция.
Но не стоит забывать, как отсталые народы легко скатываются в дикость. 5-10 лет – и от прежнего налёта европейских заимствований не остается и следа.

Вспомним, как ещё 100-120 лет назад была устроена карательная система Китая.


Каждый судья предпочитал выдумать собственные виды расправ над преступниками и пленными. Наиболее "любимыми" были: отпиливание стопы (сначала отпиливали одну стопу, попавшемуся второй раз рецидивисту, другую), удаление коленных чашечек, отрезание носа, отрезание ушей, клеймение. Преступников жгли на кострах, разрывали колесницами на две или четыре части, выламывали ребра, варили в котлах, распинали (часто просто ставили на колени и привязывали руки и оставляли под лучами солнца).


Особой популярностью пользовалось закапывание в землю живьём с оставлением головы на поверхности – считалось, что медленная смерть на главной площади города являлась хорошим назиданием людям.


Очень широко применялась кастрация, заметная часть наказанных просто умирала вскоре после операции от заражения крови.

В Китае царило то, что на китайском языке называется «жоу син» -«членовредительские наказания»: топоры и секиры, ножи и пилы для отпиливания конечностей, долота и сверла для удаления коленных чашечек, палки, плети, иглы – всё это шло в дело в местной системе «юстиции».

Стремясь утяжелить наказание, судьи выдумали казнь, которая называлась «осуществить пять видов наказаний». Преступника следовало: клеймить, отрубить руки или ноги, забить палками до смерти, а голову выставить на рынке на всеобщее обозрение.

В тюрьмах осужденных не держали – слишком дорого. Если у родственников имелись деньги, то так и быть, они могли взять своего близкого на содержание (обычно он сидел в земляной яме).
Но позволить себе это была способна мизерная часть общества. Потому главным способом наказания за незначительные преступления (кража, оскорбления чиновника и т.п.) были колодки.
Самый распространенный тип колодки – «канга» (или «цзя»). Применялась она очень широко, так как не требовала от государства строить тюрьму, а также препятствовала побегу.
Подчас ради дальнейшего удешевления наказания в эту шейную колодку заковывали несколько заключённых.
Но и в этом случае кормить преступника должны были родственники или сердобольные люди.

Обезглавливание считалось самой страшной казнью – китайцы верили, что в загробном мире они будут выглядеть такими, какими встретили свою смерть.

Поэтому по просьбе родственников, а чаще за взятку, чаще применялись другие виды казней:

Удавление. Преступника привязывали к столбу, вокруг шеи обворачивали веревку, концы от которой находились в руках палачей. Они медленно скручивают веревку специальными палками, постепенно удавливая осужденного. Удавление могло длиться очень долго, так как палачи временами ослабляли веревку и давали почти задушенной жертве сделать несколько судорожных вздохов, а потом опять затягивали петлю.

- «Клетка», или «стоячие колодки» (Ли-цзя) - устройство для этой казни представляет собой шейную колодку, которая была укреплена поверх сплоченных в клетку бамбуковых или деревянных шестов, на высоте примерно 2 метров. Осуждённого помещали в клетку, а под ноги подкладывали кирпичи или черепицу, чтобы затем их медленно убирать. Палач убирал кирпичи, и человек повисал с шеей, зажатой колодкой, которая начинала

душить его, так продолжаться могло месяцами, пока не убирались все подставки.


Распиливание пополам. Для этого тело преступника крепко зажимали в незакрытый гроб, который потом ставили вертикально вниз головой. После этого распиливали сверху вниз длинной двуручной пилой. Пила входила в промежность, и медленно двигалась вниз, разрывая мышцы и внутренности, дробя кости. За взятку можно было немного гуманнее этот процесс – распилить преступника поперёк.


Лин-Чи 凌遲 - «смерть от тысячи порезов» или «укусы морской щуки» - самая страшная казнь путём отрезания от тела жертвы маленьких кусочков в течение длительного периода времени. Такая казнь следовала за государственную измену и отцеубийство, применялась со средних веков до 1905 года, при династии Цин. Казни в целях устрашения совершалась в общественных местах при большом стечении зевак. В некоторых случаях, жертву, накачивали опиумом, чтобы продлить пытки, от которого бывало, жертвы даже начинали смеяться, не чувствуя невыносимых пыток.

Применялись и 36, 72, 120 и 1000, а то и больше отрывания кусков плоти.
В этом случае плачи обтягивали тело жертвы мелкоячеистой сеткой. Сетку стягивали потуже, и помощник палача щипцами захватывал небольшой кусочек, который выступал в ячейке, и вытягивал его. После этого другой палач отхватывал его острым ножом.

Ещё в XIX и начале ХХ века в Китае казнь считалась предпочтительным наказанием по сравнению с тюрьмой, потому что пребывание в заключении оказывалось медленным умерщвлением. Нахождение в тюрьме оплачивалось родственниками, и те сами часто просили, чтобы виновного убили.

Наверное, рассказы о “китайских пытках” в России слышали все. Иногда – с деталями. “Пытка бамбуком”, “пытка крысой”, “промывание мозгов” -- список “китайских пыток”, о которых с давних времен рассказывают во всех подробностях, огромен. Действительно, рассказы (или, скорее, россказни) о китайских пытках распространились по Европе в конце прошлого века. Одна только проблема: большей части этих пыток в действительности никогда не существовало, или, говоря осторожнее, “их существование не подтверждается надежными материалами”.

Относится это, кстати, и к истории пыток вообще. Слишком часто авторы публикаций на эту тему опираются на всяческие сплетни и байки, которые на поверку сплошь и рядом оказываются или пропагандой, или BDSM фантазиями, или причудливой смесью того и другого. Спору нет – дыма без огня не бывает, и, скажем, испанская инквизиция представляла из себя не самое приятное учреждение. Однако страшные рассказы об Инквизиции и описания якобы применявшихся ею жутких и зачастую просто физиологически невозможных пыток часто взяты из пропагандистских брошюр протестантов – давних врагов католицизма, Испании и Инквизиции.

В конце прошлого века всяческие фантастические пытки в Европе стали приписывать китайцам. Не то чтобы Китай особо ненавидели или считали нужным вести против него пропаганду – нет, просто большая и таинственная страна, населенная странными людьми и со странными законами была весьма подходящим местом для любителей пофантазировать на BDSM темы. Особо отличились французы, в частности – очень известный в конце XIX века скандальный писатель Октав Мирбо. Его роман “Сад пыток” (1889), в котором речь идет якобы о Китае, любой человек, даже совсем слегка знакомый с китайскими законами, не может читать без улыбки. Однако этот полет садомазохистского воображения (и другие, подобные, хотя и менее известные), во многом повлияли на отношение к Китаю и сформировали миф о “китайских пытках”.

Что же, средневековые китайцы были гуманистами? Нет, конечно. Китайские палачи, может, уступали своим немецким или японским современникам, но в пытках и казнях они толк знали. Что же на самом деле представляли из себя настоящие, а не выдуманные “китайские пытки” (и “китайские казни”)? Речь пойдет только о тех пытках, существование которые не вызывает сомнений, то есть о пытках, которые упоминаются в самих китайских законах и иных документах, либо же о тех, свидетелями которых были европейские путешественники прошлых веков.

ВРЕМЕНА ДРЕВНИЕ

Китай – не только очень большая страна (на протяжении последних двух тысяч лет китайцы составляли примерно четвертую-пятую часть населения планеты), но и страна с очень древней историей. Китайское государство возникло в те времена, когда Египтом правил Тутанхамон, а главной военной державой Ближнего Востока была Ассирия. Где теперь та Ассирия и где тот фараоновский Египет? И следа не осталось, а Китай – есть.

VII век н.э., времена правления династии Тан, в истории китайских законов (и китайских пыток) является важным водоразделом. Именно тогда было составлено китайское законодательство, которое с небольшими изменениями просуществовало вплоть до конца прошлого века. О нем речь и пойдет дальше, однако для начала надо сказать немного о пытках и казнях в Древнем Китае. Правда, надо признать: знаем мы о них довольно мало, ведь от тех давних времен почти не сохранилось ни подробных описаний, ни рисунков.

Древний Китай был царством того, что в китайском называется “жоу син”. Слово это обычно переводится на русский как “телесные наказания”, но более точным переводом было бы “членовредительские наказания”. Действительно, древнекитайские законы полны таких фраз: “Для большого наказания используются доспехи и оружие (имеется в виду поход против бунтовщиков – авт.), для следующего – топоры и секиры (орудия смертной казни – авт.), для среднего наказания – ножи и пилы, для следующего – долота и сверла , для легкого – палки и плети”. Упомянутые “ножи и пилы” применялись для отпиливания конечностей, а долота и сверла были нужны для другого распространенного наказания – удаления коленных чашечек.

Список этот, однако, не полон. В те времена, в I тыс. до н.э., единое законодательство еще не сформировалось, и каждый князь, каждый судья выдумывал свои расправы над преступниками и пленными. Наиболее распространенными были: отпиливание стопы (сначала отпиливали одну стопу, а попавшемуся второй раз рецидивисту – и другую), удаление коленных чашечек, отрезание носа, отрезание ушей, клеймение. Все эти наказания упоминаются в текстах тех времен очень часто, и порою кажется, что отрезание ушей, например, играло такую роль, как в советские времена пресловутые “15 суток”.

Очень широко применялась кастрация. Известно, что наказанию этому подвергали не только мужчин, но и женщин. С мужчинами все понятно, но из текстов видно, что палачи проделывали что-то и с половыми органами осужденной на это наказание женщины, хотя сущность процедуры из сохранившихся отрывков не понятна. Однако ясно, что эта неизвестная процедура была мучительной и навсегда делала для наказанной таким образом половой акт то ли невозможным, то ли очень болезненным. Кастрированных мужчин отправляли в евнухи или стражники, а женщины становились дворцовыми рабынями. Впрочем, очень заметная часть наказанных просто умирала вскоре после операции от заражения крови. Как известно, кастрации был подвергнут выдающийся китайский историк Сыма Цянь. Впрочем, для Сыма Цяня кастрация была милостью, ведь ею заменили смертную казнь.

Виды смертной казни также не отличались однообразием. Преступников жгли на кострах, разрывали колесницами на две или четыре части, им выламывали ребра, их варили в котлах, их распинали, их разрубали пополам. Помимо обезглавливания, особой популярностью пользовалось закапывание в землю живьем. Именно таким образом расправлялись с пленными, так что и поныне археологи часто обнаруживают характерные захоронения погребенных живьем людей (с открытыми ртами, в скорченных позах, порою по десятку человек в одной могиле). Стремясь утяжелить наказание, судьи выдумали казнь, которая называлась “осуществить пять видов наказаний”. При этом преступника следовало: “сначала клеймить, отрезать нос, отрубить левую ногу, отрубить правую ногу, и забить палками до смерти, а голову выставить на рынке на всеобщее обозрение”. Наконец, за особо тяжелые преступления весь род преступника подлежал уничтожению. Полагалось казнить не только виновного, но также его отца, мать, жену, наложниц, братьев (с женами), сестер (с мужьями), сыновей
Впрочем, уже в эпоху династии Хань (II век до н.э. -- II век н.э.) наказания заметно смягчились. В 167 г. до н.э. большинство членовредительских наказаний было отменено (впрочем, некоторые из них время от времени вновь появлялись в законодательстве, пока не исчезли окончательно в VII-VIII веках). На смену отрезанию носов и вырезанию коленных чашечек пришли избиение бамбуковыми палками или отправка на каторгу. Меньше стало и видов смертной казни.

Однако настоящие перемены произошли только в VII веке, в правление династии Тан. Введенная тогда система просуществовала почти полтора тысячелетия, поэтому о ней мы и поговорим (вдобавок, об этом, не столь удаленном от нас, периоде известно много больше).
ТЮРЬМЫ

Тюрьма – место неприятное, и к средневековым китайским тюрьмам это относится в полной мере. Представляли они из себя глинобитные домишки без окон, причем одну из стен заменяла деревянная решетка, через которую тюремщики могли видеть все, что происходит внутри. Как и во всех средневековых странах, в Китае в тюрьмах осужденных не держали – слишком дорогим было бы это удовольствие, ведь заключенных кормить и стеречь надо. По сути, тюрьмы в те времена играли роль нынешних КПЗ – в них находились либо подследственные, либо приговоренные к смертной казни и высылке. Смертники ожидали, когда приговор будет утвержден в столице (без этого он был недействителен), а будущие ссыльные ждали этапирования. Обычно тюрьма имела два отделения – то, что побольше, предназначалось для мужчин, а то, что поменьше – для женщин. Контакты между ними строго пресекались, хотя сами тюремщики всегда могли позабавиться с понравившейся им заключенной – на это есть немало документальных свидетельств. Теоретически это запрещалось, но сами женщины зачастую не имели ничего против.
Главная забота тюремщиков была проста – не дать заключенным убежать. Тюрьма обычно представляла из себя довольно хилое сооружение, никакой сигнализации, освещения и прочих сторожевых вышек в те времена не было, поэтому главным способом защиты от побегов были колодки. Самый распространенный тип колодки – “канга” (по-китайски “цзя”). Применялась она очень широко: в эту шейную колодку заковывали практически всех заключенных. Единственным исключением были женщины, совершившие мелкие правонарушения. Форма и размеры шейных колодок менялись с течением времени. В эпоху Цин (1644-1911) колодки представляли из себя прямоугольную доску размером метр на метр, с круглым вырезом для шеи в центре. Доска эта состояла из двух раздвижных частей и, после того, как в нее вставляли шею преступника, она закрывалась на замок. Это означало, что преступнику или преступнице приходилось все время таскать на плечах и шее нечто вроде раздвижного стола без ножек, весом примерно 10-15 кг (вес и размер зависел от тяжести преступления).
В дополнение к шейной применялись и ручные колодки, а также и металлические наручники. Замка на них не было, их просто наглухо заклепывали, вынуждая осужденного или осужденную проводить недели и месяцы со скованными за спиной руками. Были и более “серьезные” типы оков. Худшим типом была “ложе”, в которое укладывали склонных к побегу преступников. Ложе представляло из себя что-то вроде кровати, к которой осужденного прикрепляли за руки, ноги, шею и пояс. В полной неподвижности, в собственных испражнениях, терзаемый клопами и вшами, преступник проводил дни и недели. Он мог лишь благодарить судьбу, если соседи по доброте отгоняли от него крыс…

Для перевозок преступников на большие расстояния применялась специальная тележка. Представляла из себя она ящик на колесах. Преступника усаживали в ящик на корточки, причем верхняя крышка ящика имела дырку и представляла из себя знакомую нам кангу. Таким образом, преступник сидел в ящике, а голова его торчала наружу, зажатая колодкой. Понятно, что поесть без посторонней помощи он не мог, а испражняться ему приходилось под себя.

Вопреки широко распространенному мнению, китайские пытки особым разнообразием не отличались. В этом отношении китайским палачам средневековья было далеко и до их японских или западных коллег, и до своих же предшественников (в древнем Китае пыток было немало). Со времен династии Тан (VII – X века) закон признавал только три вида допустимых пыток, причем любая самодеятельность и изобретательность следователей пресекалась, особенно если она кончалась смертью подследственного.

Самой распространенной пыткой было избиение палками. Плети и кнуты в Китае также применялись, но довольно редко. Допрашиваемого клали на землю, снимали с него штаны и начинали бить палками по ягодицам и бедрам, а иногда – и по пяткам. При всей незатейливости метода, в умелых руках он был вполне эффективным, так что в большинстве случаев избиваемый сознавался. Размер и вес палок определялся инструкциями, и в разные эпохи был разным. Между прочим, для наказания применялись облегченные палки, а для пытки -- утяжеленные. В XVI-XIX веках длина палки для допросов равнялась примерно метру.

Особо упорного преступника ждали тиски для костей рук. Они представляли из себя соединенные шнурками палочки, между которых вставлялись пальцы обвиняемого. Палач сдавливал палочки – треск костей, отчаянный крик и, скорее всего, признание. Если же это не помогало, то в дело шли ножные тиски, устроенные примерно так же.

Все остальное было самодеятельностью следователей, за которую они в случае чего могли и получить от вышестоящих органов. Среди самых неофициальных пыток широко использовалась пытка водой, пресловутое “промывание мозгов”. От похожей европейской пытки она отличалась тем, что воду человеку вливали в нос, а не в рот, так что заполняла она в первую очередь легкие. Зачастую перед пыткой человека подвешивали за ноги. Изредка применялось и дыба (вертикальная, как, например, в России). Применяли в Китае и пытки огнем и раскаленным железом, однако были они немалой редкостью.

В послетанскую эпоху в Китае существовало “5 видов наказаний”: наказание малым числом ударов палками, наказание большим числом ударов палками, ближняя ссылка, дальняя ссылка, и смертная казнь. Нас сейчас интересует только смертная казнь, о ней дальше и пойдет речь.

Смертный приговор обычно утверждался в столице, причем иногда император мог и смягчить наказание. Утверждение приговора занимало немалое время, и смертнику приходилось проводить в тюрьме долгие месяцы. Наконец, приходил приговор, и наступала пора готовиться к смерти. Никаких “последних желаний” Китай не знал, и как-то утром смертника будили, чтобы отправить в последний путь.

Довольно долго в Китае существовал обычая, по которому осужденных вели на место казни совершенно голыми. Только в V веке н.э. власти решили, что вместе гнать на казнь голых мужчин и женщин – это “оскорбление нравственности”. С тех пор было решено, что осужденных надо вести на казнь одетыми. Соответствующий закон вышел в V веке, но, судя по описаниям и рисункам современников, прижился он не сразу. Еще долго жителям китайских городов приходилось наблюдать процессии связанных одной веревкой или (в более поздние времена) закованных в шейные колодки и совершенно голых мужчин и женщин, которые медленно брели к месту казни, часто – под проливным дождем или при 40-градусной жаре. В более поздние времена осужденных стали раздевать уже перед самой казнью. На большинстве гравюр времен династии Цин (1644-1911) осужденные обоего пола изображены обнаженными по пояс.

Преступника всегда вели на смерть в канге, которая превращала путь от тюрьмы и до лобного места в немалое испытание – ведь для смертников полагались утяжеленные колодки особо большого размера. Иногда женщин, осужденных за особо тяжелые преступления, не заковывали в кангу. Однако радоваться виновнице не приходилось: ведь это означало, что ее перед смертью заставят “покататься на деревянном осле”. Женщину раздевали догола и крепко связывали ей руки, а потом сажали верхом на деревянного осла с острым хребтом (иногда для надежности ее ноги прибивали к нему гвоздями). Фактически преступницу заставляли сидеть верхом на деревянном лезвии, которое под весом ее же собственного тела вонзалось осужденной в промежность. От боли женщина начинала вертеться и подпрыгивать, инстинктивно пытаясь освободиться, но таким образом она только рвала себе кожу и мясо в паху. Эти ее корчи лишь усиливали мучения преступницы и доставляли немало удовольствия зрителям. Деревянный осел был снабжен колесиками, так что его катили от тюрьмы
Самая мучительная казнь средневекового Китая – это “медленное разрезание” (кит. линчи). Иногда европейцы именовали его “разрезанием на 1000 кусков”, но это – неточное название, ведь, как мы увидим, в большинстве случаев “кусков” от человека оставалось все-таки меньше, чем тысяча. Наказание “линчи” было не только самым жестоким, но и самым редким. В начале XIX века, например, к этой казни по всей стране приговаривалось в среднем 15-20 человек ежегодно. Если учесть, что численность населения Китая тогда составляла примерно 300 миллионов, то казнь, действительно, была очень редкой. Для того, чтобы получить такой приговор, надо было совершить действительно тяжкое преступление – например, отцеубийство. Правда, во времена смут “разрезание на куски” применялось много чаще.

Казнь “линчи” официально вошла в китайское законодательство в XII веке, хотя применялась она с незапамятных времен. Так, в конце III в. до н.э. именно этим способом были замучены все дочери императора Цинь Ши-хуана. Новые властители не хотели, чтобы род императора уцелел, и решили отделаться от конкурентов самым надежным способом: принцы были немедленно перебиты, а принцессы (их было более двадцати, от разных наложниц) были посажены в тюрьму. Вскоре девушек приказали вывести на главную столичную площадь и там казнить, “голыми привязав к столбам и отрезав им руки и ноги”.

Сохранилось множество китайских описаний и несколько изображений этой казни (самая древняя из гравюр относится к? Веку). Вдобавок, свидетелями казни не раз оказывались европейские путешественники, а в самом конце прошлого века удалось даже сделать несколько фотографий.

Осужденного, раздев догола, крепко привязывали к деревянному столбу. Иногда, судя по гравюрам, руки и ноги ему не связывали, так что двигать ими он мог свободно. Временами вместо столба применялся крест, и в таком случае руки стоящего осужденного привязывали к перекладине.

Когда осужденный был привязан к столбу или кресту, палачи (двое или трое) готовились к работе. Главным их инструментом служили ножи и пила-ножовка. Жертве давали посмотреть на инструмент, а иногда – с шуточками объясняли, как именно палачи будут этим инструментом пользоваться. После этого палач приступал к делу: начинал отрезать у преступника куски тела. Существовало множество способов казни. Суд обычно заранее определял, сколько “резаний” должен получить преступник, то есть сколько кусков его тела должен отрезать палач. Вот как, например, полагалось сделать при “20 резаниях”: “1,2 – отрезать левую и правую брови; 3,4 – срезать мясо с левой и правой ягодицы, 5,6 – срезать левый и правый соски и мясо с груди; 7,8 – отпилить кисти рук; 8,9 – отпилить руки по локоть; 11,12 – отпилить стопы; 13,14 – отпилить ноги по колено; 15 – распороть живот; 16 – перерезать горло; 17,18 – отпилить руки по плечи; 19,20 – отпилить ноги по пах”. Как видим, смерть наступала еще в середине казни. При “8 резаниях”, которые стали чаще применяться в более позднее время соответственно казнь состояла из 8 разрезов.
“20 резаний” и, тем более, “8 резаний” были самыми мягкими видами этой казни. В цинскую эпоху применялись также “36 резаний”, “72 резания” и “120 резаний”.
Количество “резаний” могло быть и очень большим, известны случаи, когда за особо тяжкие преступления полагалось “3000 резаний”. В этом случае плачи обтягивали тело жертвы мелкоячеистой сеткой. Сетку стягивали потуже, и помощник палача щипцами захватывал небольшой кусочек плоти, который выступал в ячейке, и вытягивал его. После этого палач отхватывал этот кусок небольшим острым ножом. В таком случае жертве часто давали легкое обезболивающее, которое предотвращало (или, скорее, оттягивало) болевой шок, и мучения могли длиться целый день. С другой стороны, в виде милости казнь преступника часто убивали первым же ударом, так что казнили уже труп. Впрочем, даже в этом случае казнь считалась особо тяжелой. Китайцы верили, что в загробной жизни человек будет выглядеть также, как в момент смерти, и никому не хотелось ползать по загробному миру в виде обрубка с отрезанными по локоть руками и отпиленными по колено ногами.

Этим, кстати, и объясняется парадокс: относительно безболезненное казнь обезглавливанием считалась в Китае более тяжелой, чем удавление. Гравюры дают неплохое представление о том, как проводилась казнь через обезглавливание. Жертву раздевали по пояс и ставили на колени со связанными за спиной руками. После этого палач наносил удар широким мечом.

Третьим видом казни было удавление. Виселица в Китае не применялась, и осужденного именно удавливали. На гравюре XVIII века эта казнь изображена в деталях. На гравюре мы видим преступницу, которая стоит на коленях, привязанная к столбу. Язык у нее вывалился до подбородка, глаза почти вылезли из орбит, что и понятно: вокруг ее шеи обвернута веревка, концы от которой находятся в руках палачей. Они медленно скручивают веревку специальными палками, постепенно удавливая осужденную. По свидетельствам очевидцев, удавление могло длиться очень долго, до часа, так как палачи временами ослабляли веревку и давали почти задушенной жертве сделать несколько судорожных вздохов, а потом опять затягивали петлю. На другом рисунке столб, под которым раздетая до пояса осужденная стоит на коленях, имеет горизонтальную перекладину. К этой перекладине привязаны руки преступницы, которая как бы “распята” на нем.

Помимо трех “официальных” казней, существовали и неофициальные. В законодательстве они не фигурировали, однако их упоминают и западные путешественники, и, что важнее, сами китайцы. Обычно эти казни применялись при подавлении всяческих бунтов, когда местные власти особо не беспокоились о соблюдении юридических формальностей. С бунтовщиками поступали сурово (впрочем, те тоже не щадили представителей властей).

Самой распространенной из этих казней были “стоячие колодки” (“лицзя”). Они никогда не получили официального признания в китайском праве, но известны еще со времен династии Тан. Европейцы иногда называли их “клетками”. Устройство для этой казни представляло шейную колодку, которая была укреплена на четырех ножках на высоте примерно двух метров. Осужденному вставляли в колодку шею, а под ноги подкладывали кирпичи или черепицу. Вытянувшись во весь рост, осужденный ждал своей участи. Потом палач убирал один кирпич, и человек повисал с шеей, зажатой колодкой, которая начинала душить его. Стремясь избежать удушья, преступник вытягивался еще сильнее. Через некоторое время палач убирал еще кирпич, и осужденному приходилось вставать на цыпочки, чтобы только колодка не передавила ему горло. Толпа тем временем с интересом наблюдала за поединком, который обреченный вел со смертью. Палач же вынимал один кирпич за другим, и через некоторое время преступник почти висел, подвешенный в колодке за шею, и стоя буквально на кончиках пальцев.
Менее популярной была казнь распиливанием пополам. Для этого тело человека накрепко зажимали между двух широких досок, которые потом ставили вертикально, чтобы человек оказывался вниз головой. После этого доски (и зажатое между ними тело) распиливали сверху вниз длинной двуручной пилой. Поначалу зажатый между досками человек слышал лишь визг пилы, и понимал, что эта пила вот-вот вонзится в его тело. Потом пила входила в промежность, и медленно двигалась вниз, разрывая мышцы и внутренности, дробя кости. В 1925 г. В Южном Китае восставшие крестьяне так казнили попавшего им в руки местного судью и его жену. Первой между досок была зажата женщина, на мученья которой должен был смотреть муж. После того, как пила вошла ей в пах на несколько сантиметров, и доски окрасились кровью, палачи (их роль играли местные крестьянские парни) сделали получасовой перерыв на чай, и лишь потом завершили свою работу…

Кроме стоячих колодок и распиливания, изредка применялось в Китае и распятие, однако примерно после X века нашей эры эта казнь стала там редкостью. Исчезло из практики и закапывание живьем в землю, которое когда-то очень широко применялось в Древнем Китае. Известно было сожжение, хотя оно и не пользовалось такой популярностью, как в средневековой Европе или Японии. В отдельные периоды применяли и сажание на кол, хотя эта казнь (ближневосточная по своему происхождению), в Китае так и не прижилась, и упоминается она там в основном в связи с монгольским владычеством.

А как же “бамбук” или там “китайская пытка крысой”? А никак… Как и многие другие “китайские пытки”, ни в одном серьезном источнике они не описываются и, скорее всего, являются просто фантазиями западных писателей начала века.

Все началось с наших первобытных предков, когда у них возникла необходимость защитить свои уязвимые и непрочные социальные группы от соседних воинственных племен, наводя на последних страх. Жестокое обращение с пленниками, взятыми в результате межплеменных столкновений, должно было служить предостережением другим потенциальным врагам. Кроме того, жестокость в отношении чужаков сплачивала племя и связывала его членов узами общей ненависти. Именно по этой причине пленники вряд ли могли рассчитывать на легкую смерть, сначала им предстояло помучиться в назидание, как врагам племени, так и его членам, а уже потом умереть. Преступников старались наказать, чтобы совершать подобное впредь им было неповадно, а если же их приговаривали к смерти, то казнили каким-нибудь показательно-изуверским способом, чтобы неповадно было всем остальным. Казнь совершалась с церемониальными действами, привлекала толпы народа и превращалась в зрелищное мероприятие, нередко окруженное праздничной атмосферой карнавала. Итак, если казнь призвана служить средством устрашения, то следует организовать это мероприятие так, чтобы его воочию увидели как можно больше людей. Как ни странно, многие из тех, кто ратует сегодня за отмену смертной казни, также выступают за публичную казнь, хотя из совершенно противоположных соображений, мотивируя свою позицию тем, что чем больше людей увидит этот позорный спектакль, тем больше появится у них сторонников. Однако история показывает, что публичные казни на площадях городов, как это ни печально, только возбуждали кровожадность толпы и уж отнюдь не подвигали людей на борьбу за отмену смертной казни.

Ещё с давних времён способы расправы над преступниками в Китае были разнообразными, своей изощрённостью и жестокостью, они ужасали ум, и сердце даже порой не самых преданных гуманистов. Древний Китай был царством того, что в китайском называется “жоу син”. Слово это обычно переводится на русский как “телесные наказания”, но более точным переводом было бы “членовредительские наказания”. Для этого использовались, например, ножи и пилы. Они применялись для отпиливания конечностей, а долота и сверла были нужны для другого распространенного наказания - удаления коленных чашечек. Список этот, однако, не полон. В те времена, в I тыс. до н.э., единое законодательство еще не сформировалось, и каждый князь, каждый судья выдумывал свои расправы над преступниками и пленными.



Наиболее распространенными были: отпиливание стопы (сначала отпиливали одну стопу, а попавшемуся второй раз рецидивисту - и другую), удаление коленных чашечек, отрезание носа, отрезание ушей, клеймение. Все эти наказания упоминаются в текстах тех времен очень часто, и порою кажется, что отрезание ушей, например, играло такую роль, как в советские времена пресловутые “15 суток”. Очень широко применялась кастрация. Известно, что наказанию этому подвергали не только мужчин, но и женщин. С мужчинами все понятно, но из текстов видно, что палачи проделывали что-то и с половыми органами осужденной на это наказание женщины, хотя сущность процедуры из сохранившихся отрывков не понятна. Однако ясно, что эта неизвестная процедура была мучительной и навсегда делала для наказанной таким образом половой акт то ли невозможным, то ли очень болезненным. Кастрированных мужчин отправляли в евнухи или стражники, а женщины становились дворцовыми рабынями. Впрочем, очень заметная часть наказанных просто умирала вскоре после операции от заражения крови. Как известно, кастрации был подвергнут выдающийся китайский историк Сыма Цянь. Впрочем, для Сыма Цяня кастрация была милостью, ведь ею заменили смертную казнь.

Но время шло, и в Китае сложилась традиционная система пяти видов наказаний. Все они сводились к телесным наказаниям или каторжным работам. В отношении чиновников существовала также практика разжалования в титулах или понижения в должности, что означало автоматическое снижение материальных доходов. Штрафы или даже пребывание в тюрьме в древнем Китае наказаниями не считались. Со времен династий Суй и Тан, то есть с конца VI и начала VII века, наказания приобрели следующий вид:

1. Битье легкими бамбуковыми палками (от 10 до 50 ударов).
2. Битье тяжелыми бамбуковыми палками (от 50 до 100 ударов). При особенно ревностном исполнении, этот вид наказаний мог не только искалечить наказуемого человека, но привести к его смерти.
3. Каторжные работы на срок от 3 до 5 лет.
4. Временная или пожизненная ссылка в места, отдаленные от родины преступника на 2-3 тысячи ли. Такая ссылка часто означала военную или гражданскую службу на границе.
5. Смертна казнь. В отношении высших придворных лиц и членов императорской фамилии применялся и такой «гуманный» вид смертной казни, как пожалование права на самоубийство, который приводился в исполнение путем принятия яда или заглатывания острой золотой или металлической пластинки.


Помимо пяти основных наказаний, имелись и дополнительные наказания, например, ношение кандалов и деревянной колодки на шее (канги). Канга имела вид квадратной доски с дыркой для головы посередине, которая могла весить до 20 кг. Человек с кангой на шее не мог самостоятельно лежать и принимать пищу, так что ему приходилось уповать лишь на помощь родственников или других добрых людей. Обычно срок ношения канги составлял от одного до трех месяцев. При этом преступника выставляли на всеобщее обозрение в бамбуковой клетке.

В числе других традиционных китайских наказаний фигурируют также бичевание, клеймение и, наконец, пытки. Законы китайской империи допускали, и даже предписывали применение пыток на стадии дознания, в том числе побоев, стояния коленями на цепях или битом стекле, защемления пальцев и коленей деревянными тисками, выкручивания ушей и т.п. Вплоть до 20 века, в Китае не существовал четких представлений о сторонах обвинения и презумпции невиновности. Поэтому признание под пыткой считалось доказательством правды, да и пыткам подвергались не только обвиняемые, но и свидетелей. Так сохранилась в очерках очевидцев древней династии Вей вовсе абсурдная история. Носильщик соли и носильщик хвороста поспорили о том, кому принадлежит баранья шкура, в которой переносили грузы. Судья приказал помощникам подвергнуть шкуру пыткам, и узнать правду. Шкуру расстелили на земле и стали бить по ней палкой. Вскоре из шкуры выступили крупинки соли, и носильщик хвороста признался, что говорил неправду.

Что же касается смертных казней то виды смертной казни также не отличались однообразием. Преступников жгли на кострах, разрывали колесницами на две или четыре части, им выламывали ребра, их варили в котлах, их распинали, их разрубали пополам. Помимо обезглавливания, особой популярностью пользовалось закапывание в землю живьем. Именно таким образом расправлялись с пленными, так что и поныне археологи часто обнаруживают характерные захоронения погребенных живьем людей (с открытыми ртами, в скорченных позах, порою по десятку человек в одной могиле). Стремясь утяжелить наказание, судьи выдумали казнь, которая называлась “осуществить пять видов наказаний”. При этом преступника следовало: “сначала клеймить, отрезать нос, отрубить левую ногу, отрубить правую ногу, и забить палками до смерти, а голову выставить на рынке на всеобщее обозрение”. Наконец, за особо тяжелые преступления весь род преступника подлежал уничтожению. Полагалось казнить не только виновного, но также его отца, мать, жену, наложниц, братьев (с женами), сестер (с мужьями), сыновей.

Преступника всегда вели на смерть в канге, которая превращала путь от тюрьмы и до лобного места в немалое испытание - ведь для смертников полагались утяжеленные колодки особо большого размера. Иногда женщин, осужденных за особо тяжелые преступления, не заковывали в кангу. Однако радоваться виновнице не приходилось: ведь это означало, что ее перед смертью заставят “покататься на деревянном осле”. Женщину раздевали догола и крепко связывали ей руки, а потом сажали верхом на деревянного осла с острым хребтом (иногда для надежности ее ноги прибивали к нему гвоздями). Фактически преступницу заставляли сидеть верхом на деревянном лезвии, которое под весом ее же собственного тела вонзалось осужденной в тело. От боли женщина начинала вертеться и подпрыгивать, инстинктивно пытаясь освободиться, но таким образом она только рвала себе кожу и мясо. Эти ее корчи лишь усиливали мучения преступницы и доставляли немало удовольствия зрителям. Деревянный осел был снабжен колесиками, так что его катили от тюрьмы.

Самая мучительная казнь средневекового Китая - это “медленное разрезание” (кит. линчи). Иногда европейцы именовали его “разрезанием на 1000 кусков”. Наказание “линчи” было не только самым жестоким, но и самым редким. В начале XIX века, например, к этой казни по всей стране приговаривалось в среднем 15-20 человек ежегодно. Для того, чтобы получить такой приговор, надо было совершить действительно тяжкое преступление - например, отцеубийство .

Казнь “линчи” официально вошла в китайское законодательство в XII веке, хотя применялась она с незапамятных времен. Так, в конце III в. до н.э. именно этим способом были замучены все дочери императора Цинь Ши-хуана. Новые властители не хотели, чтобы род императора уцелел, и решили отделаться от конкурентов самым надежным способом: принцы были немедленно перебиты, а принцессы (их было более двадцати, от разных наложниц) были посажены в тюрьму. Вскоре девушек приказали вывести на главную столичную площадь и там казнить, “голыми привязав к столбам и отрезав им руки и ноги”.

Сохранилось множество китайских описаний и несколько изображений этой казни. Осужденного, раздев догола, крепко привязывали к деревянному столбу. Иногда, судя по гравюрам, руки и ноги ему не связывали, так что двигать ими он мог свободно. Временами вместо столба применялся крест, и в таком случае руки стоящего осужденного привязывали к перекладине. Когда осужденный был привязан к столбу или кресту, палачи (двое или трое) готовились к работе. Главным их инструментом служили ножи и пила-ножовка. Жертве давали посмотреть на инструмент, а иногда - с шуточками объясняли, как именно палачи будут этим инструментом пользоваться. После этого палач приступал к делу: начинал отрезать у преступника куски тела. Существовало множество способов казни. Суд обычно заранее определял, сколько “резаний” должен получить преступник, то есть сколько кусков его тела должен отрезать палач. Вот как, например, полагалось сделать при “20 резаниях”: “1,2 - отрезать левую и правую брови; 3,4 - срезать мясо с левой и правой ягодицы, 5,6 - срезать левый и правый соски и мясо с груди; 7,8 - отпилить кисти рук; 8,9 - отпилить руки по локоть; 11,12 - отпилить стопы; 13,14 - отпилить ноги по колено; 15 - распороть живот; 16 - перерезать горло; 17,18 - отпилить руки по плечи; 19,20 - отпилить ноги по пах”. Как видим, смерть наступала еще в середине казни. При “8 резаниях”, которые стали чаще применяться в более позднее время соответственно казнь состояла из 8 разрезов. “20 резаний” и, тем более, “8 резаний” были самыми мягкими видами этой казни. В цинскую эпоху применялись также “36 резаний”, “72 резания” и “120 резаний”. Количество “резаний” могло быть и очень большим, известны случаи, когда за особо тяжкие преступления полагалось “3000 резаний”. В этом случае плачи обтягивали тело жертвы мелкой сеткой. Сетку стягивали потуже, и помощник палача щипцами захватывал небольшой кусочек плоти, который выступал в ячейке, и вытягивал его. После этого палач отхватывал этот кусок небольшим острым ножом. В таком случае жертве часто давали легкое обезболивающее, которое предотвращало (или, скорее, оттягивало) болевой шок, и мучения могли длиться целый день. С другой стороны, в виде милости казнь преступника часто убивали первым же ударом, так что казнили уже труп. Впрочем, даже в этом случае казнь считалась особо тяжелой. Китайцы верили, что в загробной жизни человек будет выглядеть также, как в момент смерти, и никому не хотелось ползать по загробному миру в виде обрубка с отрезанными по локоть руками и отпиленными по колено ногами.


Этим, кстати, и объясняется парадокс: относительно безболезненное казнь обезглавливанием считалась в Китае более тяжелой, чем удавление. Гравюры дают неплохое представление о том, как проводилась казнь через обезглавливание. Жертву раздевали по пояс и ставили на колени со связанными за спиной руками. После этого палач наносил удар широким мечом.

Еще одним видом казни было удавление. Виселица в Китае не применялась, и осужденного именно удавливали. Палачи медленно скручивают веревку специальными палками, постепенно удавливая осужденного. По свидетельствам очевидцев, удавление могло длиться очень долго, до часа, так как палачи временами ослабляли веревку и давали почти задушенной жертве сделать несколько судорожных вздохов, а потом опять затягивали петлю.

Но это были традиционные способы наказания. А вот Вам, на закуску, рассказ о нетрадиционных видах наказаний, которые имели место быть в древнем Китае. В числе нетрадиционных видов казни, практиковавшихся еще за несколько веков до новой эры, китайские источники упоминают такие как варка в большом медном котле, варка в малом медном котле, выламывание ребер, вырезание коленных чашечек, четвертование, подвешивание на крюк, заливание свинца в горло, и т.д., и т.п.

Это были традиционные способы наказания. А вот Вам, на закуску, рассказ о нетрадиционных видах наказаний, которые имели место быть в древнем Китае. В числе нетрадиционных видов казни, практиковавшихся еще за несколько веков до новой эры, китайские источники упоминают такие как варка в большом медном котле, варка в малом медном котле, выламывание ребер, вырезание коленных чашечек, четвертование, подвешивание на крюк, заливание свинца в горло, и т.д., и т.п.

Так называемая «китайская пытка» . Человека усаживали в очень холодной комнате, привязывали его, так, что он не мог пошевелиться или пошевелить головой, и в полной темноте ему на лоб медленно капали холодной водой. Через некоторое время человек замерзал либо сходил с ума от невыносимости увернуться от постоянного капания на тело.

Одной из тяжелых наказаний для человека было «наказание бамбуком» , когда виновного сажали на молодой бамбук и привязывали его к нему! Как мы знаем, он очень быстро растет и таким образом разрывает преступника на части. Некоторые из его китайских сортов могут за день подрасти на целый метр ввысь. Как это делается:1) ростки живого бамбука затачиваются ножом, чтобы получились острые «копья»;2) жертва подвешивается горизонтально, спиной или животом над грядкой молодого заостренного бамбука; 3) ростки бамбука вонзаются в кожу мученика и прорастают сквозь его брюшную полость, причиняя экстремально болезненную смерть. Согласитесь, такое наказание очень жестокое по отношению к человеку, чтобы он не сделал.


Пытка крысами. Эта пытка была очень популярна в древнем Китае. Как это делается:1) раздетого донага мученика кладут на стол и привязывают; 2) большие, тяжелые клетки с заразными голодными крысами кладутся арестованному на живот и грудь. Клетки открываются со дна; 3) на вершину клетки кладутся раскаленные угли, чтобы возбудить крыс; 4) пытаясь убежать от жара горячих углей, крысы прогрызают себе путь во плоти жертвы.

«Кулинарный» способ расправы. Осужденного долго кормили недоваренным рисом, после этого в животе у казнимого набухал и разрывался желудок и кишечник, что вызывало внутреннее кровоизлияние, что позволяло казнимому умирать долго и очень мучительно.

Ещё один «оригинальный» способ казни, дословное название "смерть от тысячи порезов" . Казненному с помощью специальных ножей наносились глубокие, небольшие надрезы. Он мог умереть от нескольких причин, либо от потери крови, либо от болевого шока, так как надрезы наносились один за другим без остановки. В конце такой казни на теле человека как правило, не оставалось ни единого живого участка кожи.

Неверных жен в Китае казнили изощренно. Женщину связывали так, чтобы она не могла пошевелиться, а ноги раздвигали, и между ног вливали молоко, после чего выпускали змею. Так как змеи очень хорошо чувствуют запах молока, они заползали в самое глубокое место женщины, от чего женщины умирали в тяжелых муках.

«Обезьяна, сбрасывающая одежду». Сначала готовили утыканный острыми иглами лист металла, сворачивали его в форме бочки иглами вовнутрь. Один из палачей обхватывал эту железную «бочку» руками, а другой брал жертву за волосы, и протаскивал через нее. Иглы разрезали плоть, в это время палач, стоящий рядом с чашкой соленой воды, неспешно кропил ею растерзанное окровавленное тело.

«Одевание плаща из пальмовых волокон». Суть пытки заключалась в том, что расплавленный черный свинец выливали вместе с кипящим маслом на спину и плечи казнённому. При этом кожа медленно трескалась и разрывалась, и во все стороны летели брызги крови, смешанные с маслом. Тело человека напоминало большой красный плащ из пальмовых волокон.

«Подвешивание вышитых шариков». Кузнецу был специально заказан небольшой меч с четырьмя или пятью небольшими крючками на лезвии. Входил он в тело человека как по маслу, но крючки цеплялись за плоть, и когда палачи выдергивали меч, в стороны разлетались куски человеческой плоти.

В Древнем Китае некоторые императоры поручали пытки детям. Детям, которые не ведают категорий добра и зла. Более того, в силу, так сказать, ангельской своей природы просто не понимают, что такое жестокость. Говорят, не было издевательств изощреннее, чем те, что совершали дети.

Пытки в Китаеотличались друг от друга жестокостью и ужасными муками, которые испытывал осужденный. К моменту смерти он уже молился о том, чтобы все поскорее закончилось. Узнав о таком способе наказания, начинаешь немного удивляться и понимать, как китайцам удается достигать поставленных целей в развитии страны.

Страх людей перед такими пытками и наказанием был настолько велик что не редко приводил к доносам и предательствам! После свержения маньчжурской династии Цин, применение пыток при допросах было запрещено указом президента Китайской республики от 2 марта 1912 года.

Как проводились пытки бамбуком в Китае? Что это за наказание такое? Ответы на эти и другие вопросы вы найдете в статье.

У многих из нас Китай ассоциируется с необычайной мудростью, драконами, дорогими шелками, уникальной церемонией чаепития, а с недавних пор и дешевой продукцией на любой вкус и цвет. Но мало кто знает, что вплоть до XX столетия в Поднебесной действовали особенные традиции казней и пыток.

Пытка бамбуком

Термин «инквизиция» (от латинского Inquisitio) означает «дознание, допрос». Был широко распространен еще до появления церковных средневековых учреждений с таким наименованием в правовой области и означал выяснение картины дела разбирательством, как правило, путем допросов, часто с применением силы. И лишь с течением времени под словом «инквизиция» стали понимать духовные суды над ересями антихристианскими.

Пытки инквизиции имели сотни вариаций. Некоторые средневековые пыточные устройства сохранились и до наших времен. Но очень часто даже музейные экспонаты реконструировались по описаниям в разных источниках. Их разновидности приводят в изумление и вызывают ужас. Оказывается, не только средневековая Европа славилась своей жестокостью.

Пытка бамбуком - печально известный на весь мир прием страшной китайской казни. Вероятно, это легенда, так как до наших дней не сохранилось ни единого документального подтверждения, что это истязание практиковали в реальной жизни.

Бамбук считается одним из самых быстрорастущих растений на нашей планете. Некоторые из его сортов способны вырасти на целый метр за сутки. Многие историки утверждают, что смертоносная пытка бамбуком использовалась не только античными китайцами, но и японскими солдатами в период Второй мировой войны.

Как это действует?

Как осуществлялась пытка бамбуком в Китае? Палач выполнял следующие действия:

  1. Затачивал ножом ростки живого бамбука так, чтобы получились острые «копья».
  2. Подвешивал жертву горизонтально, животом или спиной над грядкой заостренного молодого бамбука.
  3. Далее бамбук быстро рос вверх, вонзался в кожу мученика и прорастал сквозь его брюшную полость. В итоге человек умирал в страшных муках.

Исследования

Действительно ли существовали пытки бамбуком? По силам ли побегу пройти сквозь тело человека? Сколько это займет времени? Исследованием легендарной пытки бамбуком «разрушители мифов» занялись на телеканале НЛО TV. Чтобы докопаться до истины, ведущие проекта Хайнеман Джейми и изготовили заменитель тела человека и отправили его в теплицу. Синтетический торс из кожи необходимой эластичности и плотности разместили над семью побегами, которые только показались над поверхностью земли.

Эксперты оставили манекен на пару суток и с нетерпением ожидали результатов. Последние, кстати, ошеломили всю съемочную группу. Поразительно, но всего через трое суток торс раскололся. Ростки бамбука без проблем пронзили подобие плоти. А все потому, что бамбук способен выживать в любых условиях, ведь в почве ему приходится пробиваться сквозь камни, бревна, корни и прочее.

Ростки из земли стремятся на поверхность с колоссальной силой. Бамбук непривычно размножается - от корневой системы отходят новые стебли. Под землей же побег представляет собой весьма прочный и острый кончик, который мгновенно пронзает любую почву, даже асфальт. И, как показала проверка, тело человека.

Гипотеза подтвердилась полностью. Бамбук реально может быть орудием пытки. И это страшно. Фото пытки бамбуком, пусть и в схематическом варианте, представлено в статье.

Династия Цинь

В разные времена в каждом государстве существовали разнообразные пытки. В Китае они были особенно изощренными и жестокими по отношению к человеку. Причем жертвой истязаний становились не только осужденные, преступники, но и невиновные люди, которые просто не понравились властям.

В кодексе династии Цинь числилось более 4 тысяч провинностей, грозивших наказанием. Пытки в древнем Китае существовали такие:

  • Провинившегося человека помещали в темную и холодную комнату. Его связывали так, чтобы он не мог пошевелить ни одним членом, даже головой. Весь период нахождения в помещении ему на голову капала вода. Если наказанный не сознавался, то от такого истязания он либо терял рассудок, либо замерзал.
  • Лист металла, утыканный острыми иглами, сворачивали в виде бочки шипами внутрь. Один из палачей эту «бочку» держал руками, а другой хватал преступника за волосы и через нее протаскивал. Иглы кромсали плоть, в это время мучитель, находившийся рядом с кувшином соленой воды, неторопливо кропил ею окровавленное, растерзанное тело.
  • Пытки в Китае в древности были ужасны. Одна из них называлась «смертью от 1000 порезов». Провинившемуся с помощью особых ножей наносили крохотные, но глубокие надрезы. Жертва умирала либо от потери крови, либо от болевого шока, ведь повреждения наносились без остановки, один за другим. На теле человека в конце этой казни, как правило, не оставалось ни единого целого участка кожи.
  • Какие еще существовали пытки в Китае? Известно, что в этой стране применялась нижняя и верхняя казнь. Вследствие нижней казни человека кастрировали или вырезали коленные чашечки, что же до верхней - преступнику отрезали нос или ставили на лицо клеймо.
  • Разбойника длительный период времени кормили рисовой недоваренной кашей. В итоге в желудке каша разбухала и разрывала его стенки. После следовала мучительная смерть.
  • Пытки женщин в древнем Китае были отвратительны. Так, если дама была неверна своему мужу, ее с раздвинутыми ногами связывали так, чтобы она не могла шелохнуться. Палач во влагалище заливал молоко и бросал к ногам жертвы змею. Почувствовав запах молока, змея заползала внутрь женщины. Через некоторое время провинившаяся умирала.
  • Если обвиняемый долго не сознавался, то два карателя ему раздвигали ноги, а третий вставлял в его задний проход очень острый кинжал.
  • Преступника связывали, укладывали на землю и обливали расплавленным свинцом. Чаще спину и плечи.
  • «Подвешивание шариков вышитых». Кузнец изготавливал маленький меч, на лезвии которого находились 4 или 5 крохотных крючков. Он легко входил в человеческое тело, но когда палач его выдергивал, крючки цеплялись за плоть, куски мяса разлетались в стороны.
  • Прокалывание ногтей считалось гуманным истязанием. Провинившемуся бамбуковой палочкой прокалывали ногти на руках и на ногах. Если он упрямо молчал, ему протыкали пальцы насквозь.
  • Пыткой для девушек в Китае была и такая. Преступницу принуждали сесть на металлический треугольник вагиной. Если она молчала, то ее сажали насильно до конца. И в итоге пирамида разрывала ее.
  • В древнем Китае также было весьма популярно истязание крысами. На грудь и живот разбойника палач ставил клетки с проголодавшимися крысами. Он открывал дно у клеток и пугал грызунов огнем. Крысы искали выход и прогрызали человеческую плоть в надежде спастись.

Когда маньчжурская династия Цинь была свергнута, использование подобных истязаний при допросах было запрещено в 1912 году, 2 марта, указом президента китайской республики.

Пытка «Линг-чи»

Продолжаем далее рассматривать пытки и казни в древнем Китае. «Линг-чи» на русский язык переводится как «укус щуки морской». Было и иное наименование - «гибель от тысячи порезов». Об этом приеме упоминалось выше, но рассмотрим его подробнее. Его использовали во времена правления династии Цинь. Таким способом казнили лишь авторитетных чиновников, уличенных в коррупции.

Ежегодно таких преступников набиралось 15-20. Казнь «Линг-чи» была невообразимо мучительной. Она заключалась в поэтапном отрезании от тела крохотных частей. К примеру, палач отрезал одну фалангу пальца, прижигал рану и приступал к следующей.

Суд определял количество кусочков, которые нужно было отрезать от тела. Самым популярным решением было отрезание 24 кусочков. Самых отъявленных разбойников приговаривали к трем тысячам отрезаний.

В таких случаях человека поили опиумом: он терял сознание, но даже сквозь пелену наркотического опьянения боль была ощутима. Иногда правитель проявлял милость и приказывал палачу сперва убить жертву одним ударом и лишь после пытать уже труп. Эта технология казни практиковалась в течение 900 лет и была запрещена в 1905 году.

Опровержение

Вероятно, многие слышали рассказы о китайских пытках. Их список огромен. Вот только большей части этих пыток по-настоящему никогда не существовало, точнее, «их существование не подтверждено авторитетными уликами».

Это относится и к истории истязаний вообще. Очень часто авторы работ на эту тему опираются на всевозможные байки и сплетни, которые на практике оказываются или BDSM-фантазиями, или пропагандой, или замысловатой смесью того и другого.

Конечно же, дыма без огня не бывает, и, скажем, инквизиция Испании являлась не самым приятным учреждением. Тем не менее ужасные сказания об инквизиции и якобы применяемых ею страшных и часто просто физиологически невыполнимых пытках, как оказалось, взяты из агитационных буклетов протестантов, давних противников Испании, инквизиции и католицизма.

Формирование мифа

Европейцы в конце прошлого века множество невероятных по своей жестокости видов пыток приписывали китайцам. В те времена Китай казался многим таинственным государством, населенным странными людьми, со своими законами и порядками. Он стал весьма подходящим объектом для любителей помечтать на BDSM-темы.

В этом вопросе особенно отличились французы, в частности весьма популярный в конце XIX века эпатажный писатель Мирбо Октав. В 1889 году он написал роман «Сад пыток», в котором речь идет будто бы о Китае. Эту книгу любой человек, хоть немного знакомый с канонами этой страны, не сможет читать без улыбки.

Тем не менее этот полет садомазохистской фантазии (и иные подобные, хотя и менее известные) сформовал миф о китайских истязаниях и во многом повлиял на отношение к Поднебесной.

Древнекитайские каноны

Неужели средневековые китайцы являлись гуманистами? Нет, конечно. Вероятно, китайские каратели уступали своим японским и немецким современникам, но в казнях и пытках они знали толк. Что же в действительности представляли собой реальные китайские истязания? Известно, что Китай появился, когда Египтом правил Тутанхамон, а главным военным государством Ближнего востока являлась Ассирия. Где сегодня тот фараоновский Египет и та Ассирия? Не осталось и следа, а Китай есть.

В VII веке н. э. в Китае правила Именно тогда было составлено законодательство Поднебесной, которое с незначительными изменениями просуществовало почти до конца прошлого века.

Античный Китай был царством «жоу син». Это слово переводится на русский язык как «наказания телесные», но более точным переводом было бы «наказания членовредительские». Действительно, каноны античной Поднебесной полны фраз: «Для большой расправы применяются оружие и доспехи (имеется в виду кампания против мятежников), для следующей - секиры и топоры (инструменты смертной казни), для среднего возмездия - пилы и ножи, для очередного - сверла и долота, для легкого - плети и палки».

Упомянутые пилы и ножи применялись для отпиливания рук и ног, а сверлами и долотами удаляли коленные чашечки. Тем не менее этот перечень не полон. В I тыс. до н. э. единое законодательство еще не было сформировано, и каждый судья, каждый князь выдумывал собственные расправы над пленными и разбойниками. Самыми популярными были:

  • отрезание ушей;
  • удаление чашечек коленных;
  • клеймение;
  • отрезание носа;
  • отпиливание стопы (сперва отнимали одну стопу, а попавшемуся второй раз преступнику - и вторую).

Все эти "взыскания" в текстах тех времен упоминаются довольно часто.

Кастрация

В Китае часто применялась кастрация. Известно, что этой каре подвергали и мужчин, и женщин. С мужчинами все ясно, но из текстов видно, что каратели что-то проделывали и с половыми органами дам. Хотя из сохранившейся документации сущность процедуры непонятна. Однако исследователи выяснили, что это неизвестное наказание было мучительным и навсегда делало для преступницы половой акт то ли весьма болезненным, то ли невозможным.

Кастрированных мужчин превращали в стражников или евнухов, а женщин делали дворцовыми рабынями. Впрочем, множество людей после такого наказания умирало от заражения крови. Известно, что кастрации был подвергнут выдающийся историк Китая Сыма Цянь. Впрочем, для него эта кара была милостью, так как ею заменили смертную казнь.

Смертная казнь

Сегодня кажется, что Китай и пытки женщин - понятия несовместимые. Но вы уже знаете, что в древности это было не так. В этой стране также существовало множество видов смертной казни. Провинившихся распинали, варили в котлах, разрубали пополам, жгли на кострах, разрывали колесницами на части. Часто им выламывали ребра.

Кроме обезглавливания, большой популярностью пользовалось закапывание живьем в землю. Именно так расправлялись с пленными, поэтому и сегодня археологи находят специфичные захоронения упокоенных живьем людей (в скорченных позах, с открытыми ртами, часто по десятку душ в одной могиле).

Пять видов возмездий

Судьи хотели утяжелить наказание, поэтому придумали казнь, которую назвали «Осуществлением пяти типов возмездий». При этом провинившегося нужно было «сперва заклеймить, затем нос ему отрезать, после отрубить левую ногу и правую, забить палками до смерти, а голову на всеобщее обозрение выставить на рынке».

За особо тяжкие провинности весь род разбойника подлежал уничтожению. Необходимо было умертвить не только нарушившего закон, но также его мать, отца, жену, сыновей, наложниц, сестер (с мужьями), братьев (с женами).

Тем не менее в эпоху династии Хань (II век до н. э. - II век н. э.) взыскания заметно смягчились. В 167 году до н. э. многие членовредительские наказания были отменены (некоторые из них иногда появлялись в канонах, пока не исчезли полностью в VII-VIII веках). На смену усекновению коленных чашечек и носов пришли отправка на каторгу или избиение бамбуковыми палками. Снизилось и число вариаций смертной казни.

Реальные перемены произошли лишь в VII веке, во времена властвования династии Тан. Правители ввели систему, которая просуществовала почти полторы тысячи лет.

Тюрьмы

А что собой представляли пытки в тюрьмах Китая? Тюрьма - неприятное место, и это в полной мере относится к античным китайским темницам. Это были глинобитные домики без окон, причем одна стена представляла собой деревянную решетку, через которую тюремщики наблюдали за заключенными. В те времена в Китае в казематах не держали осужденных - это удовольствие было слишком затратным, так как людей и кормить, и стеречь необходимо. Средневековые темницы были идентичны нынешним КПЗ - в них пребывали либо приговоренные к высылке и смертной казни, либо подследственные.

Тюремщики следили за тем, чтобы заключенные не сбежали. В этом им помогали колодки. Самым распространенным типом этого устройства была канга (по-китайски «цзя»). В эту колодку заковывали почти всех узников. В эпоху Цинь (1644-1911 гг.) этот прибор представлял собой прямоугольную доску 1 х 1 м, в центре которой был сделан круглый вырез. Эта доска состояла из двух раздвижных частей. В нее помещали шею узника, а затем закрывали на замок. Заключенному приходилось беспрестанно таскать на шее и плечах нечто вроде стола раздвижного без ножек массой 10-15 кг (вес и параметры зависели от тяжести злодеяния).

Также использовались и ручные колодки, и железные наручники. Они не были оборудованы замком, их просто заклепывали наглухо, вынуждая узника проводить месяцы с руками, скованными за спиной.

Существовали и более «серьезные» типы оков. Самой ужасной вариацией было «ложе», в которое помещали разбойников, склонных к побегу. Это было подобие кровати, к которой провинившегося привязывали за шею, ноги, руки и пояс. Терзаемый вшами и клопами, в полной неподвижности, в собственных испражнениях узник проводил долгие недели. Он мог лишь благодарить соседей, если те по доброте крыс от него отгоняли.

Для перевозки злодеев на большие расстояния использовали особую тележку. Это был обычный ящик на колесах. Бандита в него усаживали на корточки, а голову его просовывали в дырку, сделанную в верхней крышке ящика. Это отверстие было идентично канге. В итоге человек находился в ящике, а голова его торчала снаружи, зажатая колодкой. Он не мог поесть без посторонней помощи, ему приходилось под себя испражняться.

Нюансы

Со времен династии Тан (VII-X века) закон признавал лишь три вариации допустимых истязаний, любая изобретательность и самодеятельность следователей пресекалась, особенно если узник умирал.

Казнь «линчи» официально оказалась в китайских канонах в XII веке, хотя ее использовали исстари. Так, в конце III века до н. э. именно этим способом были казнены все дочери властителя Цинь Ши-хуана. Новые правители не хотели, чтобы род Цинь уцелел. Они решили отделаться от соперников самым надежным способом: принцев перебили сразу же, а принцесс (их было более 20 от разных наложниц) бросили в тюрьму. После девушек вывели на столичную главную площадь и там казнили, «привязав к столбам голыми и отрезав им ноги и руки».

Кстати, свидетелями казни в Китае часто оказывались европейские путники, а в конце прошлого века туристы даже сделали пару фотографий. В Поднебесной вплоть до 20 века не было четких представлений о презумпции невиновности и сторонах обвинения. Поэтому признание во время истязания считалось доказательством истины, да и пыткам подвергались не только ответчики, но и свидетели.

Лица в возрасте от 14 лет подлежат уголовной ответственности, если они совершили убийство, причинили тяжкие телесные повреждения, совершили изнасилование, грабеж, распространение наркотиков, поджог, взрыв, отравление либо другие преступления, серьезно нарушающие общественный порядок. Соучастием в преступлении признается совместное умышленное участие двух и более лиц в совершении преступления.

Смертная казнь, как мера наказания, применялась в Китае за смешные и достойные того поступки.

В Древнем Китае, кроме обычных для этого поводов, существовал закон, грозивший смертной казнью всякому, кто посягнет на пользование шафрановой краской, им окрашивали царские одежды. За ношение одежды или украшений с фигурами дракона.За искажение исторической правды.

Позже, применялась на похитителей скота, контрабандистов сигарет, сутенеров, продающих порнографию и показывающих ее - последнее резонно.

В I тыс. до н.э., каждый судья выдумывал свои расправы над преступниками и пленными. Наиболее распространенными были: отпиливание стопы (сначала отпиливали одну стопу, попавшемуся второй раз рецидивисту другую), удаление коленных чашечек, отрезание носа, отрезание ушей, клеймение.

Преступников жгли на кострах, разрывали колесницами на две или четыре части, выламывали ребра, варили в котлах, распинали (часто просто ставили на колени и привязывали руки и оставляли под лучами солнца).


Особой популярностью пользовалось закапывание в землю живьем. Часто, таким образом, расправлялись с пленными, археологи часто обнаруживают характерные захоронения погребенных живьем людей (с открытыми ртами, в скорченных позах, порою по десятку человек в одной могиле).





Очень широко применялась кастрация, заметная часть наказанных просто умирала вскоре после операции от заражения крови.

Древний Китай был царством того, что на китайском называется “жоу син” -“членовредительские наказания”: топоры и секиры, ножи и пилы для отпиливания конечностей, долота и сверла для удаления коленных чашечек, палки, плети, иглы.

В эпоху династии Хань (II век до н.э. -- II век н.э.) появилось избиение бамбуковыми палками или отправка на каторгу.

В VII век н.э., во времена правления династии Тан, было составлено китайское законодательство, которое с небольшими изменениями просуществовало до начала 20-го века.

Стремясь утяжелить наказание, судьи выдумали казнь, которая называлась “осуществить пять видов наказаний”. При этом преступника следовало: клеймить, отрубить руки или ноги, забить палками до смерти, а голову выставить на рынке на всеобщее обозрение.




За особо тяжкие преступления полагалось казнить не только виновного, но также вырезать всю его семью - его отца, мать, жену, наложниц, братьев с женами, сестер с мужьями, детей.

В тюрьмах осужденных не держали - слишком дорого. Тюрьма представляла из себя довольно хилое сооружение без особой охраны, потому главным способом защиты от побегов были колодки.

Самый распространенный тип колодки - “канга” (или “цзя”). Применялась она очень широко: в эту шейную колодку заковывали несколько заключенных.



В эпоху императоров династии Цин (1644-1911) колодки представляли из себя прямоугольную доску размером метр на метр, с круглым вырезом для шеи в центре. Доска эта состояла из двух раздвижных частей и, после того, как в нее вставляли шею преступника, она закрывалась на замок, весом примерно 10-15 кг.
В дополнение к шейной применялись и ручные колодки, а также и металлические наручники.

Если преступник хоть раз пытался сбежать или была цель помучить, его на долгое время приковывали к доскам с шейной колодкой, иногда оставляли на нем надрезы, чтобы его мучили крысы, клопы и вши.



Со времен династии Тан, закон признавал три вида допустимых пыток:
1) Избиение палками . Допрашиваемого клали на землю либо привязывали стоя, и начинали бить палками по ягодицам и бедрам, иногда по пяткам. Размер и вес палок определялся инструкциями, и в разные эпохи был разным.


2)Тиски для костей рук и ног - что-то вроде китайской ловушки для пальцев,соединенные шнурками палочки, между которых вставлялись пальцы обвиняемого. Палач сдавливал палочки, ломая фаланги пальцев, тоже с ногами.

3) Пытка водой, промывание мозгов. От европейской пытки отличалась тем, что воду вливали в нос, перед пыткой человека подвешивали за ноги, чтобы вызвать отек мозга.

Иногда применялась дыба, пытки огнем, раскаленным железом, заставляли глотать иглы, вырывали ногти. Подвешивали за руки и перетягивали сухожилия всех суставов.


Казни:

1) Обезглавливание - его боялись больше, чем удушения, хотя оно было самое безболезненное. Китайцы верили, что в загробном мире они будут выглядеть такими, какими встретили свою смерть. Жертву раздевали по пояс и ставили на колени со связанными за спиной руками. После этого палач наносил удар широким мечом.



2) Удавление. Осуществлялось двумя способами:

А) Преступника привязывали к столбу, вокруг шеи обворачивали веревку, концы от которой находились в руках палачей. Они медленно скручивают веревку специальными палками, постепенно удавливая осужденного. Удавление могло длиться очень долго, так как палачи временами ослабляли веревку и давали почти задушенной жертве сделать несколько судорожных вздохов, а потом опять затягивали петлю.

Б)«Клетка»,или “стоячие колодки” (“Ли-цзя”) - устройство для этой казни представляет собой шейную колодку, которая была укреплена поверх, сплоченных в клетку бамбуковых или деревянных шестов, на высоте примерно двух метров. Осужденному помещали в клетку, а под ноги подкладывали кирпичи или черепицу, чтобы затем их медленно убирать. Палач убирал кирпичи, и человек повисал с шеей, зажатой колодкой, которая начинала душить его, так продолжаться могло месяцами, пока не убирались все подставки.






3)Распиливание пополам. Для этого тело преступника крепко зажимали в незакрытый гроб, который потом ставили вертикально вниз головой. После этого распиливали сверху вниз длинной двуручной пилой. Пила входила в промежность, и медленно двигалась вниз, разрывая мышцы и внутренности, дробя кости. Чаще же на картинах можно увидеть горизонтальное распиливание.








4) Лин-Чи 凌遲 - «смерть от тысячи порезов» или «укусы морской щуки» — самая страшная казнь путём отрезания от тела жертвы маленьких кусочков в течение длительного периода времени. Такая казнь следовала за государственную измену и отцеубийство, применялась со средних веков до 1905 года, при династии Цин.Линчи в целях устрашения совершалась в общественных местах при большом стечении зевак. В некоторых случаях, жертву, накачивали опиумом, чтобы продлить пытки, от которого бывало, жертвы даже начинали смеяться, не чувствуя невыносимых пыток, но так случалось редко.



В начале XIX века, к этой казни по всей стране приговаривалось в среднем 15-20 человек ежегодно, в древности - больше.

Осужденного, раздев догола, крепко привязывали к деревянному столбу, палачи брали ножи и пилы-ножовки. Потом начинали отрезать у преступника кусочки кожи.



Суд обычно заранее определял, сколько отрезанных кусков должны изъять у преступника, бывало мало, а бывало очень много:

1,2 - отрезать левую и правую брови;

3,4 - срезать мясо с левой и правой ягодицы,

5,6 - срезать левый и правый соски и мясо с груди - применялась чаще всего.



7,8 - отрывать мясо на руках и отпилить в конечном итоге кисти рук;

8,9 - отпилить затем руки по локоть;

11,12 - стопы;

13,14 - отрывать куски с ноги по колено и затем отрубить;

15 -живот с вырыванием кишок;

16 - шея с перерезанием горла в конце;

17,18 - вырывание с рук по плечи;

19,20 - с ног по пах.

Смерть, как правило, наступала еще в середине казни.



В цинскую эпоху применялись и 36, 72, 120 и 1000, а то и больше отрывания кусков плоти.
В этом случае плачи обтягивали тело жертвы мелкоячеистой сеткой. Сетку стягивали потуже, и помощник палача щипцами захватывал небольшой кусочек, который выступал в ячейке, и вытягивал его. После этого другой палач отхватывал его острым ножом.

В виде милости, казнь иногда производилась над мертвым преступником.

О китайском самоубийстве:

Доведенный до отчаяния человек, желая отомстить за нанесенное ему оскорбление или поругание, совершал самоубийство в доме или возле дома обидчика.

Самоубийство из мести часто было связано с суевериями, что человек после смерти, обратившись в духа/демона, мог с большей легкостью, чем при жизни, отомстить врагу,предпочитали в этом случае яд, голодную смерть или удушение.

Душа самоубийцы не могла подняться на небо и навсегда оставалась в доме обидчика, навлекая на виновных проклятие.



Просмотров