Промбезопасность краны. Проверка состояния канатно-блочной системы

Экспертиза кранов представляет собой сложный процесс, направленный на определение технического состояния рассматриваемого устройства. В ходе данной процедуры специалист должен выявить, в полной ли мере применяемый объект соответствует требованиям действующих нормативных документов.

Примечательно, что экспертиза кранов может быть проведена только специализированной организацией, получившей допуск к реализации соответствующего вида деятельности. Результат проведённых мероприятий не будет иметь силы, если работы осуществлялись специалистом без наличия требуемых лицензий.

Поскольку подъёмный кран представляет собой потенциально опасное устройство, экспертиза кранов всегда рекомендуется к проведению на объекте. Если рассматривать ситуацию с точки зрения действующего законодательства, то существует несколько случаев, при которых проведение данной процедуры не является обязательным Однако следует понимать, что экспертиза кранов - это не пустая формальность, а очень важная операция, позволяющая обеспечить безопасную и беспроблемную эксплуатацию подъёмного сооружения на строительном объекте. Поэтому и проводить её нужно отнюдь не только для того, чтобы получить разрешительные бумаги.

Экспертиза кранов регламентируется ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».

Экспертиза кранов. Когда необходима, когда нет?

Важно помнить про следующий момент: грузоподъёмные краны любых типов допускаются к работе лишь при предварительном прохождении специальной экспертизы.

Помимо прочего, процедура должна проводиться в отношении:

  • кранов-манипуляторов;
  • кранов-экскаваторов;
  • некоторых других кранов.

Следует учитывать, что некоторые исключения присутствуют во всех обозначенных примерах. В общем же случае разрешение на применение объекта можно будет получить лишь при наличии экспертного заключения, подтверждающего безопасность устройства, его пригодность к дальнейшей эксплуатации.

Между тем, существует немалое количество , в отношении которых экспертиза кранов не будет обязательным мероприятием. Примером тому можно считать кран стрелкового типа, грузоподъёмность которого не превышает одной тонны Сюда же можно отнести многие переставные объекты, а также установленные устройства. Если кран применяется в рамках образовательной программы и находится специальных территориях учебных заведений, то экспертиза тоже не понадобится.

Полный перечень довольно обширен, однако речь всегда идёт скорее о частностях. Поэтому на большинстве крупных строительных объектов экспертиза кранов будет всё-таки обязательной процедурой для того, чтобы получить разрешение на эксплуатацию подъёмного сооружения.

Напомним, что акцентировать своё внимание исключительно на положениях законодательства не стоит: проведение экспертных мероприятий по определению реального технического состояния устройства не будет лишним никогда. Будучи проведённой своевременно, экспертиза кранов позволит обойтись без несчастных случаев на объекте, исключит возникновение аварийных ситуаций, поможет выполнить все работы согласно плану и точно в сроки.

В каких случаях должна быть проведена экспертиза кранов?

Согласно действующему законодательству, экспертиза кранов как опасных производственных объектов должна проводиться в обозначенных случаях:

  • перед непосредственной эксплуатацией подъёмного сооружения;
  • по факту истечения нормативного срока службы;
  • цикл нагрузки устройства, обозначенный в техническом паспорте, был превышен;
  • в техдокументации не указана информация о нормативных сроках эксплуатации объекта, а сам кран при этом используется уже более двадцати лет;
  • были проведены ремонтно-восстановительные работы, повлиявшие на конструкцию подъёмного сооружения, частично заменившие материал некоторых элементов.

Экспертиза кранов. Что потребуется?

Если гражданину потребовалась экспертиза кранов, для начала необходимо обратиться в экспертную организацию. На самых предварительных стадиях клиент должен будет предоставить специалистам паспорт технического устройства Если возможность сделать это в текущий момент времени по каким-то причинам отсутствует, то допустим вариант с указанием основных параметров сооружения: грузоподъёмность, срок эксплуатации, заводской номер и другое.

Затем, когда процедура перейдёт уже на стадию непосредственной реализации, владелец крана должен будет подготовить на обследование:

  • паспорт технического устройства;
  • подъёмное сооружение, в отношении которого и потребовалось проведение экспертных мероприятий;
  • всю документацию, связанную с приёмкой-сдачей кранового пути в эксплуатацию;
  • всю документацию, связанную с проведением ремонтно-восстановительных работ в отношении рассматриваемого объекта;
  • журнал техобслуживания;
  • отчёты и заключения проводимых в прошлом экспертных мероприятий.

и другое.

Кроме того, заказчик должен будет оказать полное содействие специалистам, привлечённых к проведению экспертизы крана. По возможности он должен будет выделить экспертам опытного крановщика, навыки которого могут потребоваться в ходе осуществления тех или иных мероприятий. Помимо прочего, заказчику может прийтись предоставить и некоторое специальное оборудование, включая устройства для обследования элементов на большой высоте.

Следует также понимать, что многие документы необходимо будет передать для исследования лишь в том случае, если их наличие подразумевается. Естественно, если в прошлом экспертные мероприятия не проводились, то специалисты не будут запрашивать документацию, касающуюся предыдущих обследований Аналогично и с документами о проведении ремонтно-восстановительных работ, отчётах о проверке сопротивления изоляции и прочим.

Если что-то осталось неясным, то беспокоиться не стоит. По всем интересующим вопросам клиент сможет получить подробную консультацию у наших специалистов

Как протекает экспертиза кранов? Этапы

Как и многие аналогичные процедуры, экспертиза кранов делится на несколько обязательных этапов, реализуемых в строгом порядке. Отличий от других мероприятий схожего характера здесь не столь много.

  1. Подготовительный этап. На данной стадии эксперт изучает всю документацию касательно рассматриваемого подъёмного сооружения. Пакет необходимых документов должен быть предоставлен заказчиком оперативно и в полном виде. Да, на самых предварительных стадиях можно обойтись лишь частичным комплектом бумаг, однако экспертиза кранов не сможет перейти на свои основные этапы до тех пор, пока изучению не будут подвергнуты необходимые документы. Исключением может стать разве что ситуация, когда эксплуатационные документы на момент проведения экспертизы были утеряны. Однако это сложный случай, имеющий несколько нюансов. Поэтому потребуется сначала проконсультироваться с нашим специалистом.
  2. Непосредственная экспертиза кранов. Специалисты выезжают на объект, осуществляют наблюдение за функционированием рассматриваемого объекта. Проводятся необходимые обследования, диагностические мероприятия. В сложных случаях, когда принципиальна очень высокая точность, в процессе экспертизы применяются также методы разрушающего контроля.
  3. Разработка экспертного заключения*. Последнее включает в себя подробное описание всех мероприятий, осуществлённых в ходе изучения объекта экспертизы. Документ также содержит результаты проведённых обследований. В экспертном заключении отображаются выводы специалиста о пригодности объекта к дальнейшей эксплуатации, основанные на сравнении реальных характеристик подъёмного сооружения с требованиями действующей нормативной документации. В документе может быть зафиксирован новый срок безопасного использования грузоподъёмного крана. Наконец, в некоторых случаях экспертное заключение отражает мнение, выводы и рекомендации специалиста относительно дальнейшей эксплуатации исследуемого объекта: например, иногда экспертиза кранов становится основанием для проведения ремонтно-восстановительных мероприятий.
  4. Внесение полученных данных в реестр Ростехнадзора. Этот пункт может опускаться, если экспертиза кранов имеет внеплановый характер и проводилась заказчиком по собственному желанию в порядке, непредусмотренным действующим законодательством. Иными словами, если по закону реализация экспертных мероприятий не требовалась.

*Копия предварительного заключения направляется заказчику для согласования. В течение двух недель клиент волен предоставить организации свои замечания в целях внесения правок в документ

Заключение

После того, как предварительная версия экспертного заключения была согласована с заказчиком, документ подготавливается в нескольких экземплярах, подтверждается печатью организации, подписью руководителя. Затем один экземпляр заключения предоставляется заказчику.

Если Вам потребовалась независимая экспертиза кранов, смело обращайтесь в нашу экспертную организацию Проведём диагностирование объекта с применением методов разрушающего и , вынесем вердикт о пригодности сооружения к дальнейшей эксплуатации, проконсультируем клиента по всем интересующим вопросам, предоставим экспертные рекомендации, оперативно подготовим и многое другое.

Работаем быстро и качественно, в полной мере располагаем всеми необходимыми разрешениями и лицензиями. Цены приемлемые, очень лояльные.

Ждём Вас в нашей экспертной организации!

Экспертиза мостовых кранов от инженерно-технического центра «ЛЕКС»

Мостовые краны широко используются для удовлетворения потребностей объектов складского предназначения, логистических центров и производственных комплексов. Краны такого типа необходимы для эффективной оптимизации транспортных процессов на любом объекте, повышения общих темпов производства и увеличения рентабельности предприятия.

От исправности и надежности таких крановых систем напрямую зависит продуктивность рабочих процессов и уровень безопасности персонала на объекте. Для обеспечения бесперебойного функционирования такого оборудования необходимо проводить своевременную экспертизу мостовых кранов. Экспертиза направлена на установление несоответствий технического состояния оборудования государственным стандартам и нормам.

Проведение экспертизы кран-балки от опытных специалистов инженерно-технического центра «ЛЕКС»

Проводить такую экспертизу мостовых кранов могут только сертифицированные специалисты, которые имеют соответствующие разрешения для проведения экспертных оценочных работ.

Инженерно-технический центр «ЛЕКС» имеет огромный опыт работы с крановыми системами всех типов и занимается проведением экспертизы мостовых кранов и комплексным ремонтом кранового оборудования по наиболее лояльным и адекватным ценам. Мы имеем официальную лицензию Ростехнадзора на проведение таких работ и располагаем штатом опытных сертифицированных специалистов.

Также нашим отличительным преимуществом является современная техническая база и отлаженная система проведения экспертизы в предельно сжатых временных рамках.

Когда необходимо проводить экспертизу мостового крана

Мостовые краны относятся к категории объектов повышенной опасности, поэтому их экспертизу следует проводить по целому ряду причин.

Среди основных моментов, когда требуется экспертиза мостового крана, выделяют:

  • Начало эксплуатации крана на объекте любого типа, в случае если данный вид крана не подлежит обязательной сертификации;
  • Введение в эксплуатацию кранового оборудования, что было индивидуально спроектировано для нужд конкретного объекта;
  • Достижение эксплуатационного порога по времени или количеству циклов нагрузки, что регламентируются паспортными данными мостового крана;
  • Достижение краном фактического возраста в 20 лет при условии, что в паспорте не указаны сроки эксплуатации;
  • Модернизацию и другие виды работ, что напрямую связаны с изменением конструкции, а также проведением восстановление после аварийных ситуаций с мостовым краном.

Ключевые этапы проведения экспертизы мостовых кранов

К основным этапам проведения экспертизы мостового крана относят:

  • Подготовительный спектр работ, который включают сбор и анализ документальной базы. Среди необходимых документов для проведения экспертизы мостового крана можно выделить документы, что содержит данные об объекте установки крана, проектную документацию, справки о проводимых ремонтах и модернизации, паспорт оборудования и акты проводимых испытаний. Проводить экспертизу можно только после сбора всех документов. Экспертиза мостового крана проводиться без наличия документов только при их фактическом отсутствии по причине уничтожения;
  • Проведение экспертизы для проверки достоверности данных, что были предоставлены владельцем крана. Также проводятся исследования для оценки соответствия фактических характеристик крана правилам и нормам эксплуатации;
  • Формирование и передачу заказчику экспертного заключения, которое необходимо зарегистрировать в органах Ростехнадзора. Результаты экспертизы мостового крана фиксируются в 2х экземплярах. В заключении также указываются сроки эксплуатации оборудования и необходимую дату очередной экспертизы;
  • Подача результатов исследования в контролирующие органы и занесение экспертизы мостового крана в реестр Ростехнадзора.

(ниже текст без приложений)

1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

1.1. «Рекомендации по экспертному обследованию грузоподъемных машин. Общие положения» предназначены для экспертных организаций, владельцев грузоподъемных машин, специализированных монтажных и пусконаладочных организаций, учебных центров, занимающихся подготовкой и аттестацией специалистов и экспертов, предприятий, связанных с эксплуатацией грузоподъемных машин, а также для территориальных органов Федеральной службы по технологическому надзору*.

1.2. Настоящий документ определяет порядок проведения экспертного обследования грузоподъемных машин, их приборов безопасности и крановых путей, а также порядок оформления отчетной документации (заключения экспертизы, актов, протоколов и другой документации).

1.3. Во исполнение решения секции Научно-технического совета по подъемным сооружениям Госгортехнадзора России настоящий документ составлен: с учетом и взамен Методических указаний по обследованию грузоподъемных машин с истекшим сроком службы. Часть 1. Общие положения (РД 10-112—96); в соответствии с Правилами проведения экспертизы промышленной безопасности (ПБ 03-246-98), с Изменением № 1 [ПБИ 03-490(246)-02], утвержденным постановлением Госгортехнадзора России от 01.08.02 № 48; Положением по проведению экспертизы промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения (РД 10-528—03); Рекомендациями по подготовке и аттестации специалистов и экспертов, осуществляющих экспертизу промышленной безопасности подъемных сооружений, и другими документами, указанными в приложении 1.

1.4. В данном документе, в разделе 6, дано в общем виде краткое содержание основных видов работ экспертного обследования, характерное для большинства грузоподъемных машин. Более подробный порядок и объем экспертных работ изложен в других рекомендациях, разработанных с учетом типов грузоподъемных машин и их конструктивных исполнений.

2. ОСНОВНЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ И ПРИНЯТЫЕ СОКРАЩЕНИЯ В ТЕКСТЕ

Экспертное обследование оценка соответствия грузоподъемной машины требованиям нормативных технических и эксплуатационных документов, результатом которой является заключение о возможности или невозможности ее дальнейшей эксплуатации.

Техническое диагностирование оценка технического состояния объекта (ГОСТ 20911—89), является составной частью экспертного обследования.

Документ нормативный документ (стандарт, правила, положения, рекомендации, руководящие документы, технические условия, методические указания и др.), содержащий требования промышленной безопасности, согласованный или утвержденный в установленном порядке.

Документация эксплуатационная — техническая документация (часть общей конструкторской или проектная документация), которая поставляется изготовителем вместе с грузоподъемной машиной, включающая: паспорт, техническое описание и инструкцию по эксплуатации, инструкцию по монтажу, а также учетные и контрольные документы по надзору и содержанию грузоподъемных машин: журналы (сменные, вахтенные и др.), акты, предписания, инструкции для обслуживающего персонала и т.п.

Грузоподъемная машина техническое устройство циклического действия для подъема и перемещения груза.

Экспертиза промышленной безопасности (РД 10-528—03) — оценка соответствия объекта экспертизы предъявляемым к нему требованиям промышленной безопасности, результатом которого является заключение.

Владелец крана предприятие, объединение, ассоциация или другие организации и индивидуальные предприниматели, у которых в собственности или на правах аренды находится кран (ПБ 10-382-00).

Исправное состояние (ГОСТ 27.002-89) — состояние крана, при котором он соответствует всем требованиям нормативных и конструкторских (проектных) документов.

Работоспособное состояние (ГОСТ 27.002-89) — состояние объекта, при котором значения всех параметров, характеризующих способность выполнять заданные функции, соответствуют требованиям нормативно-технической и (или) конструкторской (проектной) документации.

Неработоспособное состояние (ГОСТ 27.002-89) — состояние объекта, при котором значения всех параметров, характеризующих способность выполнять заданные функции, не соответствуют требованиям нормативно-технической и (или) конструкторской (проектной) документации.

Предельное состояние (ИСО 11994) — состояние изделия, при котором его дальнейшее применение по назначению недопустимо или нецелесообразно либо восстановление его работоспособности нецелесообразно.

Критерий предельного состояния (ГОСТ 27.002—89) — признак или совокупность признаков предельного состояния объекта, установленные нормативно-технической и (или) конструкторской (проектной) документацией.

Срок службы (ИСО 11994) — календарная продолжительность эксплуатации изделия от начала его эксплуатации или ее возобновления после ремонта до перехода в предельное состояние.

Ресурс (ИСО 11994) — суммарная наработка изделия от начала его эксплуатации или ее возобновления после ремонта до перехода в предельное состояние.

Ресурс остаточный (ГОСТ 27.002—89) — суммарная наработка объекта от момента контроля его технического состояния до перехода в предельное состояние.

Принятые в тексте сокращения

ФСТН — Федеральная служба по технологическому надзору*.

ГПМ — грузоподъемная машина.

ПС — подъемные сооружения.

Правила — Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов (ПБ 10-382-00).

Заключение заключение экспертизы промышленной безопасности.

НТД — нормативно-техническая документация.

__________________

* В настоящее время Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор).

3. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

3.1. Согласно Положению по проведению экспертизы промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения (РД 10-528—03) экспертное обследование (техническое диагностирование) ГПМ рекомендуется проводить в следующих случаях:

по окончании срока службы;

после аварии грузоподъемной машины (при необходимости ее восстановления);

при выявлении в процессе эксплуатации грузоподъемной машины дефектов, вызывающих сомнение в прочности конструкции, или дефектов, причину которых установить затруднительно.

3.2. Срок службы ГПМ устанавливается заводом-изготовителем и указывается в ее паспорте. Срок службы ГПМ исчисляется с даты ее выпуска. При отсутствии в паспорте ГПМ сведений о сроке службы машины рекомендуется руководствоваться справочным приложением 2.

первичное;

повторное;

внеочередное.

Первичное экспертное обследование ГПМ проводится после выработки срока службы, установленного изготовителем и занесенного в паспорт крана.

Повторное экспертное обследование ГПМ проводится в сроки, установленные экспертной организацией и внесенные в заключение.

Внеочередное экспертное обследование ГПМ может проводиться вне зависимости от срока эксплуатации крана:

по требованию ФСТН или по заявлению заказчика;

в случаях выявления опасных дефектов в металлоконструкциях грузоподъемной машины, вызывающих переход ее в предельное состояние;

при подготовке дубликата паспорта; после модернизации, реконструкции, ремонта, монтажа, аварии.

3.4. Количество повторных обследований определяется типом, назначением и условием эксплуатации ГПМ и может быть ограничено либо ее техническим состоянием и требованиями безопасности, либо экономической целесообразностью.

3.5. Период, на который продляется срок службы ГПМ, устанавливается экспертной организацией в соответствии с рекомендациями нормативной документации ФСТН. Периодичность обследования зависит от:

технического состояния ГПМ на момент экспертизы;

соответствия фактического режима эксплуатации ГПМ паспортному. В случае превышения паспортного режима ГПМ требуется дополнительная проверка (расчет) ее металлоконструкции на сопротивление усталости;

степени агрессивности окружающей среды;

количества и качества ремонтов базовых конструкций;

величины износа, в том числе коррозии, элементов конструкции;

наличия остаточных деформаций несущих металлоконструкций;

результатов расчета остаточного ресурса и др.

Перечисленные факты могут служить основанием для сокращения периодичности обследований, рекомендованной нормативной документацией.

3.6. Оценка остаточного ресурса по балльной системе проводится для всех ГПМ, отработавших нормативный срок службы.

Расчет базовых конструкций ГПМ на сопротивление усталостным разрушениям для определения возможности и срока дальнейшей эксплуатации ее с паспортными (или измененными) характеристиками выполняет специализированная организация, имеющая специалистов III уровня по технической диагностике.

В целях обеспечения гарантии безопасной эксплуатации ГПМ расчет остаточного ресурса требуется выполнять для ГПМ:

срок службы которых после установленного заводом-изготовителем (или рекомендованного приложением 2) превышает: 20 лет — для спецкранов и кранов-перегружателей; 15 лет — для кранов общего назначения мостового типа, портальных кранов; 10 лет — для кранов стрелового и башенного типа, подъемников и вышек, строительных подъемников;

техническое состояние базовых конструкций которых требует капитального ремонта или замены элементов;

режимы работы которых превышают паспортные;

если окружающая среда эксплуатации агрессивна;

которым требуется проводить реконструкцию или модернизацию под новые технологии.

Расчет остаточного ресурса ГПМ может быть выполнен и вне зависимости от срока ее эксплуатации для любых обстоятельств, требующих данных о технических возможностях ГПМ.

3.7. По результатам расчетов остаточного ресурса ГПМ, отработавшей нормативный срок службы, экспертная организация может продлить срок ее эксплуатации. Запись о продлении срока службы вносится в паспорт ГПМ на основании заключения экспертной организации.

3.8. Экспертному обследованию должны подвергаться ГПМ, находящиеся в рабочем состоянии.

3.9. Экспертное обследование на предмет продления срока службы рекомендуется совмещать с перемонтажом ГПМ, проведением текущего ремонта или технического освидетельствования, желательно в летний период времени. В этих целях сроки до начала проведения обследований ГПМ, установленных на открытом воздухе или в неотапливаемых помещениях, могут увеличиться до 3 месяцев.

3.10. Экспертному обследованию подлежат ГПМ импортного производства вне зависимости от даты их выпуска в целях:

установления соответствия их конструкции и технической документации нормам и требованиям НТД России;

внесения изменений и дополнений в части безопасной эксплуатации ГПМ (в случае необходимости);

подготовки (корректировки) эксплуатационной документации согласно требованиям ФСТН;

получения разрешения на эксплуатацию импортной техники на территории России.

Экспертное обследование импортной техники выполняют специализированные организации, имеющие в своем составе специалистов — экспертов по ПС и рекомендации ФСТН на право проведения этих работ.

Срок службы импортной ГПМ соответствует записи, сделанной в паспорте заводом-изготовителем. В случае отсутствия такой записи срок службы ГПМ оценивается согласно приложению 2.

С момента регистрации в органах ФСТН импортная ГПМ, отработавшая свой нормативный срок службы, подлежит технической диагностике согласно данным Рекомендациям. Контроль за соблюдением периодичности и качества экспертных обследований ГПМ осуществляется на предприятиях лицами по надзору за безопасной эксплуатацией ГПМ и территориальными органами ФСТН.

3.11. Заключения по экспертному обследованию ГПМ, отработавших нормативный срок службы, подлежат регистрации в территориальных органах ФСТН.

4. ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ВЛАДЕЛЬЦАМ, ОРГАНИЗАЦИЯМ, ПРОВОДЯЩИМ ОБСЛЕДОВАНИЕ ГРУЗОПОДЪЕМНЫХ МАШИН

4.1. Экспертные организации и владельцы ГПМ при подготовке и проведении экспертных обследований ГПМ должны руководствоваться Правилами, государственными и международными стандартами, положениями, методическими указаниям и, данными Рекомендациями и другими документами, утвержденными в установленном порядке (см. приложение 1).

4.2. Экспертная организация, проводящая обследование ГПМ, должна:

иметь статус юридического лица;

иметь полномочия, включающие наличие лицензии на проведение экспертизы объектов повышенной опасности ФСТН;

быть независимой, чтобы персонал не подвергался какому-либо административному, финансовому или другому виду давления со стороны владельца ГПМ или контролирующих органов, способных повлиять на технические решения;

обладать квалифицированным кадровым персоналом, способным оценить работоспособность ГПМ, качество выполненного ремонта и уровень безопасности работ при ее дальнейшей эксплуатации;

обладать необходимыми техническими средствами для проведения обследования и оценки технического состояния ГПМ до и после ремонта;

иметь в пользовании учтенные и другие нормативные документы, относящиеся к обследованию конкретных типов ГПМ.

4.3. Экспертная организация может проводить экспертное обследование при наличии специалистов и экспертов, прошедших подготовку и аттестацию согласно Рекомендациям по подготовке и аттестации специалистов и экспертов, осуществляющих экспертизу промышленной безопасности подъемных сооружений (см. приложение 1).

4.4. Экспертная организация перед началом обследования издает приказ о назначении экспертной комиссии по обследованию конкретного объекта, в котором назначается председатель комиссии и члены комиссии, ответственное лицо за ТБ на объекте, указываются сроки проведения обследования (согласно договору), количество и типы ГПМ. Форма приказа по экспертной организации приведена в приложении 3.

4.5. В комиссию должно входить не менее трех специалистов. Председателя комиссии рекомендуется назначать из числа лиц, имеющих II или III уровень (и выше) квалификации по технической диагностике ГПМ, членов комиссии — из числа специалистов I или II уровня. Все члены комиссии помимо аттестации по технической диагностике ГПМ должны иметь удостоверения о подготовке и проверке знаний правил по промышленной безопасности и как лицо, ответственное за безопасное производство работ ГПМ.

4.6. Приборы и инструменты, используемые в ходе обследования, должны пройти метрологическую поверку.

4.7. Средства неразрушающего контроля, применяемые при экспертизе, должны соответствовать требованиям, изложенным в РД 03-606-03.

4.8. Экспертная организация проводит в установленном законодательством порядке страхование своей ответственности на случай возникновения аварии (поломки, трещин, изгиба, требующих выполнения ремонта или замены) несущих элементов металлических конструкций в период, на который продлен срок службы ГПМ. Страхование ответственности на случай возникновения аварий несущих элементов металлических конструкций должно проводиться на основании положений (правил) страхования.

4.9. Владелец ГПМ, подлежащей экспертному обследованию, перед началом экспертизы издает приказ по предприятию о передаче на обследование (первичное, повторное или внеочередное) Данной ГПМ или группы ГПМ, о назначении ответственных лиц за технику безопасности на объекте, за организацию и контроль качества проведения работ при обследовании ГПМ. Форма приказа по предприятию приведена в приложении 4.

4.10. Владелец ГПМ должен подготовить к обследованию:

ГПМ, испытательные грузы, а также выделить опытного крановщика (машиниста, оператора) на период проведения обследования;

оборудование и средства для обследования металлических конструкций и механизмов на высоте (при необходимости);

акт сдачи-приемки кранового пути в эксплуатацию и предыдущий акт нивелировки путей (для грузоподъемных машин, перемещающихся по наземным или надземным рельсовым путям) в соответствии с требованиями нормативных документов;

акт проверки сопротивления изоляции и заземления;

документы, акты проведенного ремонта (реконструкции), а также сертификаты металла, использованного при проведении ремонта, реконструкции (если эти работы проводились);

справку о характере работ, выполняемых ГПМ;

журнал технических обслуживаний (либо вахтенный журнал) с записями о проведенных технических обслуживаниях и текущих ремонтах;

паспорт, руководство по эксплуатации и другие эксплуатационные и проектно-конструкторские документы (при необходимости);

акты и экспертное заключение ранее проведенных экспертных обследований (техническое диагностирование) ГПМ.

По результатам обследования ГПМ экспертная организация составляет заключение экспертизы и передает его владельцу ГПМ для регистрации в территориальном органе ФСТН. Заключение после регистрации является неотъемлемой частью паспорта ГПМ.

5. ПОРЯДОК ЭКСПЕРТНОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ ГРУЗОПОДЪЕМНЫХ МАШИН

5.1. Экспертное обследование проводится на основании заявки владельца ГПМ или других документов в соответствии с согласованными экспертной организацией и заказчиком условиями. Документы на проведение экспертного обследования ГПМ составляются после согласования договаривающимися сторонами:

типов ГПМ и их количества;

технических характеристик и условий эксплуатации ГПМ;

перечня информации, необходимой для проведения экспертного обследования в соответствии с действующей НТД;

требований, обязательных для проведения экспертизы;

сроков проведения работ по экспертному обследованию и передачи заключения владельцу ГПМ;

других организационно-технических вопросов.

5.2. Экспертное обследование ГПМ следует проводить в соответствии с программой выполнения работ, разработанной экспертной организацией на основании НТД ФСТН с учетом типа, конструкции, назначения и условий эксплуатации ГПМ, согласованной с заказчиком.

Программа экспертного обследования, как правило, предусматривает 3 этапа выполнения работ:

подготовительный;

заключительный.

5.2.1. Подготовительный этап включает:

подбор нормативно-технической и справочной документации, требуемой для технической диагностики ГПМ;

ознакомление с сертификатами (на канаты, крюки, металл, электроды и т.п.), с эксплуатационной, ремонтной, проектно-конструкторской и другой документацией на данную ГПМ;

подготовку выписок из паспорта ГПМ;

составление карты осмотра ГПМ (при необходимости);

проверку на соответствие справки о характере работы ГПМ;

проверку условий и организации работ по подготовке места проведения экспертного обследования и испытаний ГПМ;

подготовку технических средств и приборов для обследования;

проведение инструктажа по технике безопасности членов комиссии.

5.2.2. Рабочий этап включает:

обследование технического состояния металлоконструкций;

обследование механического оборудования;

обследование канатно-блочной системы;

обследование гидро- и пневмооборудования;

обследование электрооборудования;

обследование приборов безопасности;

обследование состояния крановых путей и тупиковых упоров, подтележечных путей (в объеме Рекомендаций);

проведение геодезических замеров конструкции;

взятие контрольных образцов из элементов металлоконструкций ГПМ для определения химического состава и механических свойств металла (при необходимости);

проведение приборного контроля металлоконструкций и сварных соединений методами неразрушающего контроля (по решению комиссии);

проведение испытаний (статических, динамических, специальных).

Если по результатам обследования комиссией установлено, что требуется произвести ремонт до испытания ГПМ, то после ремонта производится проверка отремонтированного узла, после чего обследование ГПМ осуществляется в той же последовательности, что и до ремонта.

5.2.3. Заключительный этап включает:

сбор и анализ результатов обследования;

составление ведомости дефектов;

оценку остаточного ресурса ГПМ (балльная система);

оформление актов (визуально-измерительного контроля; проверки сопротивления изоляции и заземления; химического анализа и механических свойств металла; грузовых испытаний ГПМ) и др.;

расчет фактического режима работы ГПМ;

проверочные расчеты несущей способности элементов конструкции, крепежа, сварных соединений (при необходимости и согласовании с заказчиком);

расчет остаточного ресурса ГПМ (при необходимости);

выработку решения о возможности и целесообразности продления срока эксплуатации ГПМ;

оформление акта обследования;

оформление заключения экспертного обследования;

передачу заключения владельцу ГПМ для регистрации в органах ФСТН.

5.2.4. При проведении внеочередного обследования объем экспертных работ определяется комиссией с учетом причин этого обследования.

6. ОБЪЕМ И СОДЕРЖАНИЕ ОСНОВНЫХ ВИДОВ РАБОТ ЭКСПЕРТНОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ

6.1. Ознакомление с документацией

6.1.1. В процессе выполнения работ по экспертному обследованию комиссии необходимо ознакомиться с имеющимися:

сертификатами на канаты, крюки, металл, электроды, крепеж и т.п.;

паспортами на ГПМ, крюки, тормоза, двигатели и др.;

инструкциями по ТО и эксплуатации ГПМ;

журналами: сменными, вахтенными, учета проверки знаний персонала, инструктажей техники безопасности, квалификационными данными обслуживающего персонала; осмотра, технического обслуживания и ремонта ГПМ и крановых путей;

ремонтной документацией (в комплекте);

чертежами и расчетами, выполненными при реконструкции или модернизации ГПМ;

материалами последнего полного технического освидетельствования;

предыдущими заключениями по данной ГПМ;

справкой о характере работы ГПМ (форма справки приведена в приложении 5);

документами по крановым рельсовым путям (генплан, сертификаты на элементы пути, паспорта на пути и тупики, геодезические замеры — планово-высотные съемки, сведения о зданиях, территориях установки путей и др.);

актами проверки сопротивления изоляции и заземления;

актами проверки приборов безопасности и измерительных приборов;

предписаниями органов ФСТН и службы технического надзора организации.

По результатам ознакомления с документацией делаются выписки из паспортов, составляется рабочая карта осмотра ГПМ, дается оценка:

наличия и комплектности документации;

соответствия имеющегося оборудования и его технических данных паспортным и сертификационным документам;

наличия системы и контроля проверки знаний правил промышленной безопасности, а также соблюдения квалификационных требований к персоналу;

соблюдения предписаний органов контроля и экспертных комиссий;

уровня технического обслуживания ГПМ и соответствия ТО требованиям инструкций;

соответствия ремонтной документации требованиям ГОСТ и НТД ФСТН.

6.2. Проверка условий проведения обследования

6.2.1. При проверке условий проведения экспертного обследования ГПМ комиссии следует обратить внимание на состояние площадки, на которой установлена ГПМ. Для самоходных ГПМ наземного ориентирования (стреловые краны, краны-манипуляторы, вышки, подъемники и т.п.) площадка должна быть горизонтальной, с твердым покрытием, имеющей отклонения от горизонтали не более ±0,5 % и способность выдерживать давление до 686 кПа (7,0 кгс/см 2), а для машин грузоподъемностью 63 т и более — не менее 784,5—980 кПа (8,0—10,0 кгс/см 2).

Для кранов на рельсовом ходу крановый путь и тупики должны соответствовать паспортным характеристикам. Мостовые краны на период обследования должны устанавливать в зоне посадочных: площадок, очищенных от мусора, грязи и снега, и вне зон технологического агрессивного воздействия (высоких температур, выброса химических, газовых выделений и т.п.).

6.2.2. Место установки ГПМ на период ее обследования должно быть ограждено с соответствующими предупредительными знаками, освещено и доступно для установки дополнительных подъемных средств, используемых при обследовании. На рубильнике, включающем ГПМ, должна быть табличка с надписью: «Не включать, работают люди».

6.2.3. В зоне обследования владельцем ГПМ должны быть подготовлены контрольные грузы для испытаний ГПМ.

6.2.4. ГПМ должна быть очищена от грязи, смазки, оледенения и т.п., кожуха — сняты, люки вскрыты, кран обесточен.

6.2.5. Лестницы, перила, ограждения, люки должны быть исправны и отвечать требованиям ТБ.

6.2.6. На ГПМ должны быть таблички с указанием регистрационного номера ГПМ, ее грузоподъемности и даты испытания. Надписи на табличке должны быть хорошо различимы с земли (с пола) и соответствовать данным в паспорте ГПМ.

6.2.7. Следует обратить внимание на расположение рубильника, подающего напряжение на ГПМ, наличие свободного доступа к нему, устройства для запирания рубильника в отключенном положении, наличие на нем надписи «Крановый», заземление корпуса рубильника.

6.2.8. В зоне действия ГПМ должны отсутствовать помещения, в которых могут находиться люди. При наличии таких помещений необходимо проверить достаточность мер, принятых администрацией для обеспечения безопасного производства работ по перемещению грузов.

6.2.9. Зона обследования ГПМ должна находиться вне зоны воздушных линий электропередачи.

6.3. Проверка состояния металлических конструкций

6.3.1. Проверка состояния металлоконструкций ГПМ — основной по объему и значимости вид работ при экспертном обследовании. Она включает:

внешний осмотр несущих элементов металлических конструкций;

проверку элементов металлических конструкций одним из видов неразрушающего контроля;

проверку качества соединений элементов металлических конструкций (сварных, болтовых, шарнирных и др.);

измерение остаточных деформаций балок, стрел, ферм и отдельных поврежденных элементов;

оценку степени коррозии несущих элементов металлических конструкций.

6.3.2. Перед обследованием металлические конструкции, особенно места их возможного повреждения, должны быть очищены от грязи, коррозии, снега, избытка влаги и смазки. Внешний осмотр следует проводить с применением простейших оптических средств и переносных источников света, при этом особое внимание должно уделяться следующим местам возможного появления повреждений:

участкам резкого изменения сечений;

участкам, прорезанным шпоночными или шлицевыми канавками, а также имеющим нарезанную резьбу;

местам, подвергшимся повреждениям или ударам во время монтажа и перевозки;

местам, где при работе возникают значительные напряжения, коррозия или износ;

участкам, имеющим ремонтные сварные швы.

6.3.3. При проведении внешнего осмотра необходимо обращать особое внимание на наличие следующих дефектов:

трещин в основном металле, сварных швах и околошовной зоне, косвенными признаками наличия которых являются шелушение краски, местная коррозия, подтеки ржавчины и т.п.;

механических повреждений;

расслоения основного металла;

некачественного исполнения ремонтных сварных соединений;

люфтов шарнирных соединений, ослабления болтовых и заклепочных соединений.

6.3.4. При обнаружении механических повреждений металлической конструкции (вмятин, изгиба, разрывов и т.п.) замеряются их размеры (длина, ширина, высота или глубина). Затем размеры повреждения следует сравнить с предельными размерами подобного дефекта для металлической конструкции ГПМ данного типа и в случае превышения нормативных значений, повреждения зафиксировать в ведомости дефектов, форма которой приведена в приложении 6.

6.3.5. Контроль состояния болтовых и заклепочных соединений ГПМ рекомендуется производить согласно Инструкции по оценке технического состояния болтовых и заклепочных соединений грузоподъемных кранов (РД 10-197-98) и других нормативных документов.

6.3.6. Контроль соединительных элементов металлической конструкции (осей, пальцев и т.п.) следует начинать с осмотра состояния фиксирующих элементов, свидетельствующих о наличии осевых или крутящих усилий в соединении, ось (палец) демонтируют и замеряют. Аналогичному осмотру и замерам при этом следует подвергать и посадочные гнезда осей.

Наличие люфтов в шарнирных соединениях предварительно определяют визуально, а в процессе эксплуатации крана по характерным признакам (толчки, резкие удары, болтанка и т.п.). При наличии характерных признаков точную количественную оценку люфта и его допустимости в сомнительных случаях устанавливать путем измерений.

6.3.7. Измерение остаточных деформаций балок, стрел, ферм и оценку степени коррозии элементов металлических конструкций следует выполнять в соответствии со специальными рекомендациями головных институтов.

6.3.8. При обследовании металлоконструкций следует учитывать, что усталостные трещины возникают в первую очередь в зонах концентраторов местных напряжений, а именно в:

узлах крепления раскосов, стоек, косынок к поясам;

элементах с резким перепадом поперечных сечений;

местах окончания накладок, ребер;

зонах отверстий с необработанными, прожженными или заваренными кромками;

местах пересечения сварных швов;

зонах перепадов толщины стыкуемых листов (соединений);

местах повторной заварки трещин в сварочных швах и др.

6.3.9. При обнаружении трещин в металлоконструкциях ГПМ или в сварном шве зоны их образования подвергаются дополнительной проверке одним из видов неразрушающего контроля согласно НТД ФСТН.

Выбор вида неразрушающего контроля для конкретной ГПМ определяет экспертная комиссия.

6.3.10. При оценке деформации металлоконструкций необходимо обращать внимание на дефекты, приводящие к снижению несущей способности конструкции:

отклонение от прямолинейности (башен, стрел, пролетных строений, стоек элементов ферменных конструкций);

скручивание (пролетных конструкций, опор, стрел и др.);

несоосность соединений (секций стрел, башен и др.);

наличие остаточных прогибов пролетных балок, кронштейнов, консолей и т.п.;

искажение формы моста элемента в плане.

6.3.11. Результаты измерений деформаций, геометрических параметров металлоконструкций оформляются в виде схем и таблиц с указанием и координацией мест замеров и дефектов (приложение 7).

6.3.12. Возможными местами появления коррозии являются:

замкнутые пространства (коробки) ходовых рам, кольцевых балок, пояса и стойки порталов;

опорные узлы стрел, башен;

зазоры и щели, образующиеся вследствие неплотного прилегания элементов;

сварные соединения, выполненные прерывистым швом, и др.

Степень коррозионного износа определяется с помощью измерительного инструмента или средствами неразрушающего контроля.

6.3.13. Зоны коррозии наносятся на схемы металлоконструкций с указанием размеров повреждений и координат местонахождения.

6.3.14. Особое внимание следует обратить на соответствие паспортных значений марок стали, из которых изготовлены несущие металлоконструкции ГПМ, фактическим (особенно, если были ремонты металлоконструкций) согласно требованиям НТД по температурным возможностям их использования.

6.4. Проверка состояния механического оборудования

6.4.1. Работы по проверке состояния узлов и механизмов включают:

оценку соответствия установленного оборудования эксплуатационным документам;

внешний осмотр в целях анализа общего состояния, работоспособности и необходимости проведения дальнейших измерений;

проведение необходимых измерений.

6.4.2. Перед проведением обследования механизмы и другие подвергаемые осмотру узлы ГПМ должны быть очищены от грязи, коррозии, снега, избытка влаги и смазки, кожуха и крышки редукторов — сняты, обеспечен доступ к осмотру каждого узла.

6.4.3. При внешнем осмотре выявляют:

наличие и общее состояние всех механизмов, наличие повреждений их отдельных узлов и деталей;

отсутствие деформаций, коррозии и необходимость их устранения;

отсутствие вытекания смазки;

наличие и качество затяжки элементов крепления механизмов;

соответствие установки узлов механизмов (например, тормозов механизма передвижения и т.п.) требованиям эксплуатационной и нормативной документации;

наличие и техническое состояние предохранительных устройств (кожухов, крышек и т.п.).

Необходимость разборки механизмов при осмотре определяет комиссия.

6.4.4. Повреждения, близкие к предельным, выявленные в результате внешнего осмотра, должны быть измерены. Результат измерения сравнивают либо с размером, где дефект практически отсутствует, либо с размером, указанным в чертеже.

Необходимость измерений может быть определена в ходе обкатки и испытаний по косвенным признакам (шум, течь смазки, повышение температуры узла и т.п.).

6.4.5. Наличие смазки в редукторах проверяется с помощью щупа, маслоуказательных пробок, глазков либо через люк в крышке. Уровень масла должен находиться между верхней и нижней отметками маслоуказателя.

6.4.6. При проверке механизмов следует обратить внимание на:

трещины в кожухах редукторов, рычагах тормозов, шкивах, колодках;

поломку тормозных пружин;

износ зубчатых зацеплений;

износ ходовых колес и их позиционирование;

муфты в шарнирных и шпоночных соединениях;

комплектность и крепление болтовых соединений, особенно опорно-поворотных устройств;

правильность установки тормозов, муфт, барабанов и т.п.;

перекос опорно-поворотного устройства.

6.4.7. Основные дефекты и нормы выбраковки механизмов приведены в рекомендациях по каждому конкретному типу крана.

6.4.8. Проверку работоспособности механизмов рекомендуется совмещать со статическими и динамическими испытаниями ГПМ. При этом проверяются: на плавность срабатывания и надежность удержания тормоза механизмов подъема и передвижения, отсутствие биения шкивов, блоков и барабанов, опорно-поворотного устройства, характер шума и температура в редукторах, двигателях, правильность установки колес на рельсах, забеги опор и т.п.

6.4.9. Дефекты, выявленные в ходе обследования, вносятся в ведомость дефектов с указанием места дефекта и сроков устранения. Комиссия может дать свои рекомендации по устранению дефектов.

6.5. Проверка состояния канатно-блочной системы

6.5.1. Для канатно-блочных систем характерны следующие повреждения:

трещины и сколы реборд блоков;

износ по ручью или реборде блоков и барабанов;

отсутствие (течь) смазочного материала в подшипниках; дефекты в канатах;

отсутствие (повреждение) стопорной планки в крюковой подвеске;

смещения в установке блоков полиспастной системы;

отклонения в запасовке и заделке концов каната.

6.5.2. Опасными местами являются места возможного появления коррозии — это места скопления влаги и где канат редко перемещается по блокам.

6.5.3. Участки каната, интенсивно работающие, проходящие по наибольшему числу блоков, подвержены износу и обрыву проволок, деформации.

6.5.4. Контролю подлежат места крепления канатов на барабанах и на конструкциях ГПМ (обратить внимание на количество, соответствие типоразмеров, затяжку крепежных элементов).

6.5.5. Крюки и другие грузозахватные органы должны соответствовать паспортным характеристикам и иметь соответствующие маркировки заводов-изготовителей. В процессе испытания ГПМ грузозахватные органы (грейферы, захваты, электромагниты) подвергаются специальным испытаниям. Результаты этих испытаний вносятся в акт испытаний ГПМ.

6.5.6. Канаты, блоки, барабаны и крюки следует проверять, используя предельные нормы браковки элементов ГПМ, приведенные в эксплуатационной документации, а при их отсутствии — приведенные в Правилах и НТД ФСТН.

6.5.7. Несущие и вантовые канаты следует проверять согласно рекомендациям Методических указаний по магнитной дефектоскопии стальных канатов. Основные положения (РД 03-348—00).

6.5.8. В ходе статических и динамических испытаний ГПМ канатно-блочная система проверяется на:

правильность запасовки каната;

наличие биения блоков и барабанов;

правильность намотки каната на барабан;

надежность удержания контрольного груза с последующей проверкой состояния каната и узлов крепления его к барабану или металлоконструкции ГПМ.

6.6. Проверка технического состояния электрооборудования

6.6.1. Обследование электрооборудования должно проводиться при полностью снятом с ГПМ напряжении.

6.6.2. Предварительно необходимо проверить наличие и соответствие паспортным данным:

электродвигатели;

панели управления;

пускорегулирующие резисторы;

пульт управления и монтажный пульт;

тормозные электромагниты и электродвигатели электрогидравлических толкателей; кабели, провода; заземление и т.д.

6.6.3. Внешний осмотр электрооборудования зависит от конкретного типа ГПМ, типа электропривода и рода питающего электрического тока. При данном виде осмотра проверяют:

наличие и комплектность электрооборудования, токоподводящей системы и системы управления и защиты ГПМ;

целостность корпуса, клеммных коробок, зон крепления в местах установки электрооборудования;

отсутствие влаги внутри корпуса и в клеммных коробках, ящиках сопротивления;

исправность щеток, коллекторов (контактных колец), контактных реле, пускателей электромагнитов, электрогидротолкателей, приборов и аппаратуры управления;

правильность установки и подключения к питающей сети в соответствии с паспортной документацией.

6.6.4. При осмотре кабеля, проводов проводят замер сопротивления изоляции. Проверяют правильность разводки, а также состояние и крепление коробов, предохранительных рукавов (труб), распределительных коробок и др.

6.6.5. При осмотре электрического освещения, отопления и сигнализации проверяют исправность электрической аппаратуры, приборов, осветительных ламп.

6.6.6. Проверке подлежит система заземления ГПМ в соответствии с требованиями технической документации и Правилами установки электрооборудования промышленных установок.

6.6.7. По результатам внешнего осмотра и изменений производится проверка работоспособности электрооборудования под напряжением без нагрузки ГПМ, при статических и динамических грузовых испытаниях.

Результаты измерений сопротивления изоляции электрических цепей оформляются в виде таблицы по форме, представленной в приложении 8.

6.7. Проверка технического состояния гидрооборудования

6.7.1. Обследование гидрооборудования включает следующее: внешний осмотр объектов гидросистемы для выявления возможных внешних утечек жидкости, трещин корпусов, повышенного шума, нагрева, ослабления креплений и вибрации при работе;

контроль рабочей жидкости на загрязнение и вязкость (при необходимости), на уровень ее в гидробаке;

проверку состояния фильтров по штатным указателям загрязнения;

проверку насосов, гидромоторов и гидроцилиндров (при необходимости);

проверку настройки предохранительных клапанов (при необходимости) и другие работы.

6.7.2. При осмотре гидрооборудования проверяется наличие и комплектность его, а также соответствие расположения его в монтажной схеме паспорта.

6.7.3. Контролю подвергаются приборы и система управления.

6.7.4. Оценка работоспособности гидрооборудования проводится под рабочей нагрузкой в период статических и динамических испытаний ГПМ. Технические параметры сравниваются с паспортными значениями.

6.8. Проверка приборов и устройств безопасности

6.8.1. Обследование приборов и устройств безопасности включает:

внешний осмотр приборов и устройств безопасности;

контрольную проверку их работоспособности.

6.8.2. При внешнем осмотре приборов и устройств безопасности необходимо выполнить проверку:

наличия приборов и соответствия их паспортным данным;

наличия пломб на электронных (релейных) блоках приборов.

6.8.3. Контрольная проверка их работоспособности включает проверку:

надежности срабатывания и соответствия показаний индикаторов ограничителей грузоподъемности нормативным данным;

работы концевых выключателей, ограничивающих перемещение груза, тележки ГПМ и т.п.;

работы систем блокировок и срабатывания защит, установленных на ГПМ и приведенных в ее паспорте;

точности показаний контрольно-измерительных приборов.

6.8.4. Методы проверки конкретных приборов и устройств безопасности приведены в других рекомендациях.

6.8.5. При отсутствии приборов безопасности дальнейшая эксплуатация ГПМ должна быть приостановлена до согласования с органами ФСТН.

6.8.6. Приборы и устройства безопасности в ГПМ импортного производства проверяются на соответствие российским нормам и правилам и согласуются с ФСТН.

6.8.7. Результаты проверки работоспособности приборов и устройств безопасности оформляются в виде таблиц, одна из которых приведена в приложении 9.

6.9. Проверка состояния рельсовых путей ГПМ и тележек

6.9.1. При обследовании ГПМ, установленных на рельсовых путях, проверке подлежит участок рельсовых путей, находящийся в зоне обследования ГПМ, протяженностью не менее трех баз крана. Остальные рабочие рельсовые пути, на которых согласно технологии работает данная ГПМ, проходят периодическую комплексную проверку и являются самостоятельным видом работ согласно Комплексному обследованию крановых путей грузоподъемных машин. Часть 1. Общие положения. Методические указания (РД 10-138-97).

6.9.2. Проверка состояния крановых путей, рельсов и монорельсов грузовых тележек включает:

ознакомление с документацией по устройству рельсового пути, паспортом кранового пути, актами нивелировки и проверки сопротивления заземления рельсового пути ранее выполненными планово-высотными съемками путей;

проверку комплектности и соответствия рельсового пути типовому проекту и требованиям эксплуатационной документации;

визуально-измерительный контроль всех элементов пути включая заземление, сопоставление замеров с нормами ФСТН;

проведение планово-высотной съемки крановых путей на участке установки ГПМ с выдачей рекомендаций по его рихтовке при несоответствии отклонений путей нормативам;

оценку состояния верхнего и нижнего строения рельсовых путей наземного ориентирования;

оценку общего состояния подкрановых балок и несущих строительных конструкций (для ГПМ, передвигающихся по надземным рельсовым путям).

6.9.3. Планово-высотная съемка подтележечных рельсов (монорельсов) проводится в случаях неудовлетворительной работы механизма передвижения тележки (шум, повышенная вибрация, наличие значительного износа колес тележки и т.п.).

6.9.4. Низкое качество рельсовых путей и отсутствие надлежащего ухода за ними может служить одним из оснований для уменьшения срока обследования ГПМ, назначаемого комиссией.

6.9.5. По результатам обследования крановых и подтележечных путей составляются таблицы замеров и схемы планово-высотной съемки.

6.10. Проведение статических и динамических испытаний

6.10.1. Статические и динамические испытания должны выполняться в соответствии с указаниями эксплуатационной документации (при отсутствии этих указаний — в соответствии с Правилами и рекомендациями ФСТН) комиссией с участием инженерно-технических работников по надзору за безопасной эксплуатацией ГПМ предприятия-владельца.

6.10.2. ГПМ может быть подвергнута статическим и динамическим испытаниям только после устранения дефектов, установленных комиссией, и перевода ее в работоспособное состояние.

6.10.3. Испытаниям на работоспособность подвергаются грузозахватные органы (грейферы, захваты, электромагниты и др.).

6.10.4. ГПМ специального назначения для металлургического производства проходят испытания согласно рекомендациям РД 10-112-06-03.

6.10.5. Результаты грузовых испытаний оформляются в виде протокола (приложение 10).

6.11. Составление ведомости дефектов

6.11.1. Дефекты, выявленные по результатам обследования ГПМ, их металлических конструкций, механизмов и отдельных узлов, приборов безопасности, гидро- и электрооборудования, крановых и подтележечных путей, должны быть занесены в ведомость дефектов, форма которой приведена в приложении 6. Ведомость дефектов передается владельцу крана для согласования мероприятий по устранению замечаний комиссии. Форма документа по согласованию мероприятий приведена в приложении 11.

6.11.2. Ведомость дефектов является официальным документом для направления ГПМ в ремонт.

6.12. Проверка химического состава и механических свойств металла

несущих элементов и металлических конструкций

6.12.1. Необходимость определения химического состава и (или) механических свойств металла возникает в следующих случаях:

если в паспорте ГПМ отсутствуют данные о металле, из которого изготовлены несущие элементы металлических конструкций;

при работе ГПМ в условиях агрессивной среды;

если температурный режим эксплуатации ГПМ не соответствует режиму для данной марки стали;

при внеочередном обследовании (при необходимости);

при отсутствии сертификатов на металл, используемый при ремонтах ГПМ.

6.12.2. Порядок отбора проб для проверки химического состава и анализа механических свойств металла следует осуществлять в соответствии с требованиями, приведенными в других рекомендациях.

6.13. Оценка остаточного ресурса

6.13.1. Оценка остаточного ресурса ГПМ по совокупности дефектов (балльная система) делается для всех ГПМ, отработавших нормативный срок службы. Для каждого типа ГПМ значения дефектов в баллах приведены в действующих рекомендациях (методиках) ФСТН или головных институтов. Результаты подсчета остаточного ресурса по балльной системе включаются в заключение. Форма таблицы приведена в приложении 12.

6.13.2. Расчет остаточного ресурса выполняется в случаях, перечисленных в п. 3.6, по рекомендациям (методикам), согласованным с ФСТН.

6.13.3. Исходными данными для определения остаточного ресурса являются:

результаты обследования ГПМ в соответствии с настоящими и другими рекомендациями;

данные, характеризующие использование ГПМ за весь срок ее эксплуатации (число циклов, распределение транспортируемых грузов по массам, степень агрессивности среды и т.п.);

данные о химическом составе и механических свойствах металла расчетных элементов металлических конструкций в момент выполнения оценки остаточного ресурса;

данные о геометрии расчетных элементов металлической конструкции с учетом фактической коррозии, ремонтов, реконструкций;

руководящие документы и стандарты по оценке остаточного ресурса, по расчету металлических конструкций данного типа, в том числе на усталостную прочность (при наличии);

результаты тензометрирования и методов неразрушающего контроля оцениваемых металлических конструкций (при необходимости);

расчет металлической конструкции на прочность и сопротивление усталостным разрушениям.

6.13.4. Расчет остаточного ресурса передается владельцу ГПМ. Расчет должен содержать заключение о возможности и условиях дальнейшей эксплуатации ГПМ.

6.14. Оформление результатов экспертного обследования

6.14.1. По результатам обследования и испытаний ГПМ оформляется акт обследования, форма которого приведена в приложении 13. В случае проведения внеочередного обследования форма акта не регламентируется.

6.14.2. Акт после его подписания всеми членами комиссии утверждается руководителем организации, проводившей экспертное обследование.

6.14.3. Для ГПМ, находящейся при завершении экспертного обследования в работоспособном состоянии, комиссия устанавливает в акте срок, на время которого рекомендуется продление их дальнейшей эксплуатации.

6.14.4. Одновременно с актом может оформляться отчет о проведенном обследовании (по произвольной форме). Допускается отчет о проведенном обследовании делать сводным на группу обследованных ГПМ одной организации (участка, цеха и т.п.). Отчет является внутренним документом организации, выполнявшей экспертное обследование, к заключению не присоединяется и владельцу ГПМ не передается.

6.14.5. Итогом экспертного обследования является заключение экспертизы промышленной безопасности ГПМ, форма и содержание которого рекомендованы письмом Госгортехнадзора России от 10.01.03 № 12-01/26.

В заключении даются оценка технического состояния ГПМ (исправное или неисправное), рекомендации (или нет) к дальнейшей ее эксплуатации и указывается (в случае положительного решения) срок следующего обследования крана (приложение 14).

6.14.6. Заключение подписывается экспертной комиссией и руководителем экспертной организации, заверяется печатью, прошивается с указанием количества сшитых страниц и передается владельцу ГПМ.

Владелец ГПМ передает заключение в территориальные органы ФСТН для рассмотрения и утверждения в установленном порядке.

6.14.7. После окончания работ по экспертному обследованию инженерно-технический работник по надзору за безопасной эксплуатацией данной ГПМ должен внести в раздел паспорта «Запись результатов технического освидетельствования» запись следующего содержания:

Организация ______________________(имеющая лицензию № _______от ________г., выданную __________________________________ФСТН) провела экспертное обследование данной грузоподъемной машины. Заключение экспертизы прилагается с указанием даты, фамилии, имени и отчества сделавшего запись.

6.14.8. Итоговое заключение о возможности продления срока безопасной эксплуатации ГПМ подписывается руководителем экспертной организации, заверяется печатью, прошивается с указанием количества страниц и передается заказчику, который передает заключение экспертизы в ФСТН.

6.14.9. Решения, принятые в заключении, являются обязательными для владельца ГПМ. Заключение экспертизы является неотъемлемой частью эксплуатационной документации ГПМ.

7. СОБЛЮДЕНИЕ ТРЕБОВАНИЙ БЕЗОПАСНОСТИ И ОХРАНЫ ТРУДА ПРИ ПРОВЕДЕНИИ РАБОТ ПО ЭКСПЕРТНОМУ ОБСЛЕДОВАНИЮ

7.1. Члены комиссии, участвующие в обследовании, должны соблюдать требования безопасности и охраны труда в соответствии с требованиями правил и инструкций по охране труда, разработанными и утвержденными в установленном порядке.

7.2. Перед выходом на объект в экспертной организации для членов комиссии проводится инструктаж по технике безопасности в соответствии с инструкцией по технике безопасности для экспертов промышленной безопасности при проведении обследования подъемных сооружений, согласованной в установленном порядке.

7.3. Для обеспечения безопасности труда в процессе проведения обследования ГПМ на предприятии члены комиссии должны пройти инструктаж по ТБ с учетом конкретных условий производства, где находится объект. Владелец ГПМ должен выдать наряд-допуск на ГПМ и назначить лицо, ответственное за безопасное ведение работ.

7.4. Запрещается проводить обследование ГПМ во время грозы, снегопада, гололеда, тумана, сильного дождя, в темное время суток на открытом воздухе, на высоте при скорости ветра более 10 м/с.


Грузоподъемные механизмы (ГПМ) - универсальные технические устройства, которые применяются в различных сферах и отраслях - на производстве, при проведении строительно-монтажных и ремонтных работ, в складских и гаражных комплексах, при транспортировке различной продукции и т.д. На территории России ГПМ являются опасным оборудованием и подлежат учету в органах Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору. Объекты, на которых используются стационарно установленные грузоподъемные механизмы (за исключением лифтов, подъемных платформ для инвалидов), относятся к категории ОПО (п. 3 Приложения 1 к ФЗ №116) и подлежат обязательной регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов.
  • Площадка крана (с указанием названия ГПМ);
  • Участок механизации;
  • Участок транспортный, гараж (когда организация использует ГПМ для нужд собственного производства);
  • Площадка, цех и т.д.
Идентификация ОПО с подъемными сооружениями для целей регистрации в Ростехнадзоре проводится по признаку наличия стационарно установленных грузоподъемных механизмов. При этом в составе объекта учитываются все единицы ГПМ, которые принадлежат организации на праве собственности или ином законном основании и эксплуатируются на конкретной площадке. Все данные вносятся в документ «Сведения, характеризующие опасный производственный объект». Согласно п. 146 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности ОПО, на которых используются подъемные сооружения» (утв. Приказом Ростехнадзора от 12.11.2013г. № 533), во ФСЭТАН регистрируются только те ОПО, грузоподъемные механизмы на которых подлежат учету в органах Ростехнадзора.

Учет грузоподъемных механизмов в Ростехнадзоре

Согласно п. 147 ФНП «Правила безопасности ОПО, на которых используются подъемные сооружения» (утв. Приказом Ростехнадзора от 12.11.2013г. № 533) перед пуском в работу на учет в Ростехнадзоре нужно поставить следующие ГПМ:
  • грузоподъемные краны всех типов (за исключением указанных в п. 148 ФНП);
  • краны-манипуляторы (за исключением указанных в п. 148 ФНП);
  • подъемники (вышки), предназначенные для перемещения людей, людей и груза (подъемники с рабочими платформами);
  • грузовые электрические тележки, передвигающиеся по надземным рельсовым путям совместно с кабиной управления;
  • электрические тали (за исключением указанных в п. 148 ФНП);
  • краны-экскаваторы, предназначенные только для работы с крюком.
Не подлежат учету в органах Ростехнадзора следующие грузоподъемные механизмы (п. 148 ФНП):
  • краны мостового типа и консольные краны грузоподъемностью до 10 т включительно, управляемые с пола посредством кнопочного аппарата, подвешенного на кране, или со стационарного пульта, а также управляемые дистанционно по радиоканалу или иной линии связи, за исключением кранов мостового типа, имеющих кабины управления;
  • краны стрелового типа грузоподъемностью до 1 т включительно;
  • краны стрелового типа с постоянным вылетом или не снабженные механизмом поворота;
  • переставные краны для монтажа мачт, башен, труб, устанавливаемые на монтируемом сооружении;
  • подъемные сооружения, используемые в учебных целях на полигонах учебных заведений;
  • краны, установленные на экскаваторах, дробильно-перегрузочных агрегатах, отвалообразователях и других технологических машинах, используемые только для ремонта этих машин;
  • электрические тали грузоподъемностью до 10 т включительно, используемые как самостоятельные ГПМ;
  • краны-манипуляторы, установленные на фундаменте, и краны-манипуляторы грузоподъемностью до 1 т и с грузовым моментом до 4 тонно-метров включительно;
  • грузовые строительные подъемники;
  • рельсовые пути, сменные грузозахватные органы, съемные грузозахватные приспособления и тара;
  • мостовые краны-штабелеры;
  • краны-трубоукладчики.
Чтобы поставить ГПМ на учет, владелец техники подает в Ростехнадзор пакет документов, включающий: заявление, паспорт ГПМ, сертификат соответствия техническому регламенту Таможенного союза ТР ТС 010/2011 «О безопасности машин и оборудования» (п. 15 части 1 Приложения 3 к ТР ТС 010/2011) или заключение экспертизы промышленной безопасности. Результатом постановки ГПМ на учет является отметка в паспорте технического устройства и присвоение ему регистрационного номера.

Обратите внимание на то, что ГПМ подлежат перерегистрации в органах Ростехнадзора после:

  • реконструкции;
  • ремонта, если на ГПМ был составлен новый паспорт;
  • передачи ГПМ другому владельцу;
  • перестановки крана мостового типа на новое место.
ГПМ подлежат снятию с учета в Ростеехандзоре:
  • при утилизации;
  • при передаче другому владельцу;
  • при переводе в разряд не подлежащих учету.

Какие документы нужны для законной эксплуатации ГПМ

Каждая организация, эксплуатирующая ОПО с ГПМ, должна обязательно разработать (получить от производителя) следующие нормативные и технические документы:

1. Техническая документация на ГПМ - паспорт, техническое описание и руководство (инструкция) по эксплуатации. Документы поставляются заводом-изготовителем вместе с грузоподъемным механизмом.

2. Документ об оценке соответствия ГПМ обязательным требованиям , который оформляется до пуска оборудования в работу - сертификат соответствия ТС 010/2011 «О безопасности машин и оборудования» или заключение экспертизы промышленной безопасности (для ГПМ, изготовленных для собственных нужд).

3. Свидетельство о регистрации ОПО - документ, подтверждающий внесение сведений об ОПО с ГПМ в государственный реестр. К нему прилагаются согласованные с Ростехнадзором Карты учета и Сведения, характеризующие ОПО. Необходимость регистрировать ОПО в Ростехнадзоре регламентирована Федеральным законом № 116-ФЗ от 21.07.1997г.

4. Положение о производственном контроле (ППК) - нормативный документ, который устанавливает общие требования к выполнению руководителями и инженерно-техническим персоналом своих должностных обязанностей по обеспечению промышленной безопасности при обслуживании ОПО с ГПМ. ППК необходимо для всех опасных производственных объектов. Об этом говорит ст. 11 ФЗ № 116 «О промышленной безопасности…».

5. Положение о техническом расследовании причин аварий, инцидентов на ОПО (ПРИ) - обязательный нормативный документ, цель которого - закрепить порядок выяснения причин аварий, определить формы ведения статистики, подачи отчетов о принятых мерах для устранения последствий аварий и инцидентов (статья 9.1 ФЗ №116). Порядок проведения технического расследования причин инцидентов на ОПО, основные пункты которого находят отражение в документе, закреплен Приказом Ростехнадзора № 480 от 19.08.2011г. Согласно п. 32 «Порядка проведения технического расследования причин аварий, инцидентов…» ПРИ утверждается эксплуатирующей организацией и согласовывается с Ростехнадзором.

6. Инструкции, определяющие действия работников ОПО с ГМП в аварийных ситуациях (п. 256 ФНП). В документах указываются требования, определяемые спецификой ОПО, а также следующие сведения для работников эксплуатирующей организации:

  • оперативные действия по предотвращению и локализации аварий;
  • способы и методы ликвидации аварий;
  • схемы эвакуации в случае возникновения взрыва, пожара, выброса токсичных веществ в помещении или на площадке, обслуживаемой ГПМ, если аварийная ситуация не может быть локализована или ликвидирована;
  • порядок использования системы пожаротушения в случае локальных возгораний оборудования ОПО;
  • порядок приведения ГПМ в безопасное положение в нерабочем состоянии, схема и порядок эвакуации крановщика (оператора), покидающего кабину управления ГПМ;
  • места, отведенные в ОПО, для нахождения ГПМ в нерабочем состоянии;
  • места отключения вводов электропитания ГПМ;
  • места расположения медицинских аптечек первой помощи;
  • методы оказания первой помощи работникам, попавшим под электрическое напряжение, получившим ожоги, отравившимся продуктами горения;
  • порядок оповещения работников ОПО о возникновении аварий и инцидентов.
Ответственность за наличие инструкций лежит на руководстве ОПО. Каждый работник, задействованный в эксплуатации ОПО, знакомится с указанным документом под роспись.

7. Полис обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте. Договор страхования для ОПО с ГПМ заключается в обязательном порядке согласно Федеральному закону № 225-ФЗ от 27.07.2010г. «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта…» и Федеральному закону № 116-ФЗ от 21.07.1997г. «О промышленной безопасности…» (статья 15).

8. Протоколы аттестации (проверки знаний) по промышленной безопасности , заверенные аттестационной комиссией Ростехнадзора. Для предприятий, эксплуатирующих ОПО с ГПМ, аттестация проводится в отношении руководителя (зам. руководителя), а также 3-х специалистов:

  • специалиста, ответственного за производственный контроль при эксплуатации ГПМ;
  • специалиста, ответственного за содержание ГПМ в работоспособном состоянии;
  • специалиста, ответственного за безопасное производство работ с применением ГПМ.
Согласно п. 23 ФНП (п.п. «ж»), если в организациях производство работ с применением ГПМ осуществляется на одном участке, то один специалист может совмещать обязанности ответственного за содержание ГПМ в работоспособном состоянии и за безопасное производство работ.

Аттестация проводится по направлениям А1 «Основы промышленной безопасности» и Б9 «Требования промышленной безопасности к подъемным сооружениям» (Б.9.31, Б9.32, Б.9.33 в зависимости от специфики объекта).

9. Заключения экспертизы промышленной безопасности на ГПМ в том случае, если (п. 260 ФНП):

  • истек срок службы или превышено количество циклов нагрузки ГПМ, установленных заводом-изготовителем;
  • в технической документации отсутствуют данные о сроке службы ГПМ, а фактический срок его службы превысил 20 лет;
  • проводились работы, связанные с изменением конструкции, заменой материала несущих элементов ГПМ, либо восстановительный ремонт после аварии или инцидента на ОПО, в результате которых был поврежден ГПМ.
Обращаем ваше внимание на то, что экспертиза промышленной безопасности проводится только для тех грузоподъемных механизмов, которые подлежат учету в Ростехнадзоре.

10. Проекты производства работ (ППР) в случае выполнения строительно-монтажных работ, погрузочно-разгрузочных работ над действующими коммуникациями, проезжей частью улиц или в стесненных условиях на ОПО с применением ГПМ (п. 101 ФНП). ППР разрабатываются эксплуатирующей или специализированной организацией согласно требованиям п. 159-167 ФНП «Правила безопасности ОПО, на которых используются подъемные сооружения». Эксплуатация ГПМ с отступлениями от требований ППР не допускается.

11. Технологические карты (ТК) в случае выполнения погрузочно-разгрузочных работ и складирования грузов с применением ГПМ на базах, складах, открытых площадках (п. 102 ФНП). ТК разрабатываются эксплуатирующей или специализированной организацией согласно требованиям п. 159-167 ФНП «Правила безопасности ОПО, на которых используются подъемные сооружения». Эксплуатация ГПМ с отступлениями от требований ТК не допускается.

12. Техническое освидетельствование. Наряду с правильным оформлением и бережным хранением указанных выше документов, владелец ОПО с ГПМ должен инициировать проведение периодического технического освидетельствования грузоподъемного механизма (п. 169 ФНП):

  • частичного - не реже 1 раза в год;
  • полного - не реже 1 раза в 3 года (для редко используемых ГПМ - 1 раз в 5 лет).
Кроме того, п. 170 ФНП «Правила безопасности ОПО, на которых используются подъемные сооружения» обязывает проводить внеочередное полное техническое освидетельствование ГПМ после:
  • монтажа, вызванного установкой ГПМ на новом месте;
  • реконструкции ГПМ;
  • ремонта расчетных элементов металлоконструкций ГПМ с заменой элементов или с применением сварки;
  • установки сменного стрелового оборудования или замены стрелы;
  • капитального ремонта или замены грузовой или стреловой лебедки;
  • замены грузозахватного органа;
  • замены несущих или вантовых канатов кранов кабельного типа.
Техническое освидетельствование ГПМ может проводиться специалистом, ответственным за производственный контроль, а также экспертной либо специализированной организацией, которая занимается ремонтом, реконструкцией ГПМ. Результаты тех. освидетельствования заносятся в паспорт ГПМ с указанием срока следующего осмотра.

Надзор за грузоподъемными механизмами

Согласно п.п. 2 пункта 6 Приложения 2 к ФЗ №116 опасные производственные объекты со стационарно установленными грузоподъемными механизмами принадлежат к IV классу опасности. Это значит, что плановые проверки в отношении данных ОПО не проводятся (п. 5.2. статьи 16 ФЗ №116). Однако инспекторы Ростехнадзора могут прийти на объект с внеплановой проверкой, основанием для которой являются:
  • Обращения и заявления о фактах нарушения обязательных требований промышленной безопасности, об угрозе жизни, здоровью граждан, вреда животным и т.д.
  • Возникновение аварии на ОПО с ГПМ.
  • Требования прокуратуры и других органов исполнительной власти.
Кроме того, Ростехнадзор может проверить ОПО с использованием ГПМ на соответствие требованиям технического регламента Таможенного союза ТР ТС 010/2011 «О безопасности машин и оборудования». Ведомство имеет на это полное право согласно п.п. «б» п. 1 Постановления Правительства РФ от 13 мая 2013 г. № 407 «Об уполномоченных органах РФ по обеспечению государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов Таможенного союза».

В ходе надзорных мероприятий сотрудники ФСЭТАН проверят наличие у эксплуатирующей организации указанных выше документов, иную техническую документацию на ГПМ, проведут визуальный осмотр оборудования на предмет его исправности и эксплуатационной безопасности. Будет проанализировано соблюдение требований нормативных актов в сфере промышленной безопасности, требований ТР ТС 010/2011 и Правил безопасности ОПО, на которых используются подъемные сооружения (утв. Приказом Ростехнадзора от 12.11.2013г. № 533).

Страхование ОПО со стационарно установленными ГПМ

Согласно п.п. 1 пункта 1 статьи 5 Федерального закона № 225-ФЗ от 27.07.2010г. «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта…» опасные производственные объекты со стационарно установленными ГПМ подлежат обязательному страхованию.

Причем, как показывает практика, при регистрации ОПО с ГПМ полис обязательного страхования требуется в самом начале процедуры.

Страховая сумма при оформлении полиса на ГПМ составляет 10 000 000 рублей. Страховые тарифы зависят от количества используемых ГПМ и даны в Указании Центрального банка РФ от 19 декабря 2016 г. № 4234-У.

Владелец ОПО с ГПМ может самостоятельно рассчитать стоимость страхового полиса, использую формулу: СП = (СС*СТ)/100 , где СП - страховая премия (стоимость полиса), СС - страховая сумма, СТ - страховой тариф.

Изложенные в статье нормативные требования и рекомендации помогут владельцам ОПО со стационарно установленными грузоподъемными механизмами правильно идентифицировать и поставить на учет их ГПМ, вовремя оформить нужные документы, избежать санкций со стороны Ростехнадзора и обеспечить безопасную работу на опасных производственных объектах.



Просмотров