Правоотношения обязательному социальному страхованию случаях. Правоотношение по обязательному социальному страхованию

Благодир А. Л.

На основе действующего законодательства рассмотрена структура правоотношения по обязательному социальному страхованию. Установлено, что в качестве объекта указанного правоотношения является деятельность, определенное поведение страхователя - работодателя в отношении застрахованного лица (работника). Определение объекта правоотношения позволило автору выделить субъекты, субъективные права и юридические обязанности сторон правоотношения.

М.: Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова, 2011.

В статье представлена рецензия на издание: Nationales Strafrecht in rechtsvergleichender Darstellung. Allgemeiner Teil. Teilband 1. Grundlagen, Teilband 2. Gezetzlichkeitsprinzip internationaler Geltungsbereich., Begriff und Systematisierung der Straftat, Teilband 3. Objektive Tatseite. Subjektive Tatseite. Strafbares Verhalten vor der Tatvollendung/Hrsg. Ulrich Sieber, Karin Cornils. Freiburg: MPI fur auslandisches und internationales Strafrecht. Berlin: Duncker&Humblot, 2008

Предлагаемое читателю издание посвящено актуальным проблемам развития трудового законодательства РФ. В нем содержится значительный материал, включающий в себя все изменения, внесенные в Трудовой кодекс РФ Федеральным законом от 30.06.2006 № 90-ФЗ, с авторским комментарием к наиболее значимым новеллам, а также примерные образцы трудового договора и дополнительного соглашения к нему, алгоритм действий сотрудника отдела кадров при приеме работника на работу. Данную книгу следует рассматривать как практическое пособие для руководителей организаций, индивидуальных предпринимателей, руководителей и специалистов юридических и кадровых служб, а также может быть использовано для учебных целей студентами, изучающими трудовое право.

В статье анализируются перспективы реформирования трудового законодательства, ТК РФ, реформирование трудового законодательства, принцип недопустимости злоупотребления правом, трудовой договор, испытание при приеме на работу, дифференциация трудовых отношений.

Статья посвящена анализу взаимодействия шариата с современным российским правом. Отмечаются причины внимания к этой проблеме. Приводятся примеры практики реализации норм шариата в нашей стране. Приводятся аргументы за и против обращения к шариату в правовом развитии современной России. Выделяются три основные модели взаимодействия шариата с современным российским законодательством

Под науч. редакцией: В. Каныгин , С. В. Изосимов , А. Чупровая Н. Новгород: Нижегородская академия МВД России, 2008.

В книге публикуются материалы Международной научно-практической конференции, состоявшейся в Нижнем Новгороде 14-15 сентября 2007 года. Публикуемые статьи отражают авторские позиции, в том числе дискуссионного характера. В сборнике анализируется состояние законодательства, определяются пробелы правового регулирования отдельных общественных отношений и предлагаются варианты направлений совершенствования действующего законодательства и правоприменительной практики.

Н. Новгород: Нижегородский исследовательский научно-прикладной центр "Юридическая техника", 2007.

В сборнике размещены материалы Международного «круглого стола» «Законодательная дефиниция: логико-гносеологические, политико-юридические, морально-психологические и практические проблемы», состоявшегося в г. Черновцы 21-23 сентября 2006 года.

В данной статье реконструируется деятельность «школы Александра Якушева» - научного направления, представители которого на протяжении последних 20 лет занимаются изучением истории присуждения ученых степеней в Российской империи, СССР и РФ. В статье анализируются причины появления «школы» и планируемые направления исследований, а также дается оценка результатам программы. Кроме того, автором рассматриваются выдвигаемые Якушевым предложения о реформировании института экспертизы диссертаций, спровоцированные отказом ВАК в утверждении его в степени доктора юридических наук.

Идея легализации дачи взятки для некоторых случаев коррупции была высказана К. Басу в 2011 году и получила название подход Басу . В данной работе обсуждаются эффекты, которые может повлечь применение этого подхода в полной мере. С помощью теоретико-игровой модели показано, что хоть сама по себе легализация дачи некоторых взяток может привести к определенным положительным последствиям, возвращать уплаченную чиновнику сумму, как это предлагает К. Басу, иногда может быть плохой идеей. Возможность вернуть уплаченную взятку может стимулировать взяткодателей рисковать большими суммами, тем самым повышая благосостояние чиновников-коррупционеров.

Панченко П. Н. В кн.: Преступность, организованная преступность и экономика: проблемы совершенствования предупредительной и правоохранительной деятельности. Сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции 2-3 февраля 2007 года. Т. 2. Н. Новгород: Нижегородская академия МВД России, 2008. С. 60-71.

Анализируется гуманитарное содержание уголовного законодательства, вносятся предложения по восполнению пробелов в нем путем совершенствования соответствующих его положений и практики их применения. Предлагается, в частности, полнее описать принцип гуманизма, конкретизировать обстоятельства, смягчающие наказание, а также ряд статей УК РФ об ответственности за преступления, прямо или косвенно посягающие на интересы личности.

В главе рассматриваются: история развития лизинга; принципы формирования современных лизинговых правоотношений; аналитическая информация о лизинговых компаниях; особенности проведения лизинговых операций; различные виды и формы лизинга; методика расчета лизинговых платежей; преимущества финансового лизинга по сравнению с другими способами финансирования приобретения оборудования.

Под редакцией: В. Быченков Калуга: КФ РПА Минюста России, 2010.

В сборнике представлены материалы, подготовленные к Третьей международной научно- практической конференции «Тенденции развития государства, права и политики в России и мире» (Калуга, 30 апреля 2010 года).

Для специалистов в области права, преподавателей, аспирантов, студентов высших учебных заведений юридического профиля, для всех, кто интересуется проблемами юридической науки.

Анализируется возможность использования в процессе изучения курса "Юридической техники" соответствующих примеров,содержащих временные характеристики, их наглядность и убедительность. Рассматривается возможность демонстрации оптимизации юридической техники с помощью правильно и четко используемых временных свойств.

Автор статьи считает, что российское общество впервые столкнулось с Конституцией, которая вызывала бы столько нареканий, сколько их вызывает действующая Конституция Российской Федерации. Самый ощутимый ущерб, нанесенный Конституцией системе законодательства, состоит в том, что она вопреки сложившейся отечественной конституционной традиции перестала быть для этой системы формообразующим и системообразующим документом. Конституция не является Основным Законом государства, а, следовательно, и вершиной системы законодательства. Речь идет о системообразующей и формообразующей функциях Конституции, потому что законодательство (в широком ли, узком ли смысле) - это система иерархическая. Каждый вид нормативных актов, входящих в нее, должен занимать свою собственную ступеньку, положение которой в ряду других определяется его юридической силой.

Статья представляет анализ правового статуса Контрольно-счётной палаты Санкт-Петербурга в свете принятия Федерального закона «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счётных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований». Особое внимание уделено правовым основам осуществления аудита эффективности государственных средств, а также вопросам взаимодействия Контрольно-счётной палаты Санкт-Петербурга с контрольными органами внутригородских муниципальных образований.

Данная статья посвящена легитимации и особенностям применения судами и органами исполнительной власти стандартов ex post и ex ante в сфере регулирования конкуренции. В ней постулаты ex post и ex ante рассматриваются в качестве правовых принципов, связанных с применением экономического (в том числе антимонопольного) законодательства. Различие между принципами ex post и ex ante проводится на основе двух важнейших критериев, касающихся субъектов их применения и стандартов оценки принимаемых решений. Одна из важнейших целей статьи - опровергнуть распространённое среди юристов и экономистов мнение о том, что законодатель в сфере регулирования экономической деятельности применяет принцип ex ante и не связан принципом ex post, а ситуация с правоприменителем выглядит прямо противоположным образом.

Под редакцией: А. М. Аблажей , Н. В. Головко Новосибирск: Новосибирский государственный университет, 2012.

В сборнике публикуются доклады участников X Региональной научной конференции молодых ученых Сибири в области гуманитарных и социальных наук «Актуальные проблемы гуманитарных и социальных исследований». Книга рассчитана на специалистов в области социальных исследований, философии и теоретических проблем права, а также всех интересующихся проблемами и перспективами социальных и гуманитарных исследований. Труды изданы при финансовой поддержке Совета научной молодежи ННЦ СО РАН.

В работе рассматриваются культурные аспекты и правоприменительная практика в области прав человека в Кавказском регионе. Обсуждаются различные интерпретации концепции прав человека в регионе, связь проблематики прав человека с социокультурными особенностями региона. Особое внимание уделяется развитию института Уполномоченного по правам человека (омбудсмена) и других институтов государственной правозащиты в республиках Северного Кавказа и в странах Закавказья. Показана специфика отношений «человек - власть» в регионе. Социокультурные аспекты в области прав человека на Кавказе освещаются в контексте проблемы борьбы с терроризмом, а правоприменительная практика - в условиях сочетания четырех правовых систем: адата (обычаев), шариата, светского права и международного права.

В ст. 1 ТК РФ вносятся изменения, согласно которым отношения по обязательному социальному страхованию в случаях, предусмотренных федеральными законами, включены в предмет трудового права. Данные отношения также являются сопутствующими применительно к трудовым. Такой вывод позволяет сделать действующее законодательство, которое обязывает работодателя осуществлять обязательное социальное страхование работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, уплачивать страховые взносы на обязательное медицинское страхование, в Пенсионный фонд РФ, в Фонд социального страхования РФ с целью обеспечения работников пособиями по временной нетрудоспособности и иными социальными пособиями и льготами. Отношения по обязательному социальному страхованию работников непосредственно связаны с трудовыми, так как работодатель обязан уплачивать страховые взносы только за работников, которые состоят с ним в трудовых отношениях.

В ч. 2 ст. 22 ТК РФ к числу обязанностей работодателя отнесено осуществление обязательного социального страхования работников в порядке, установленном федеральными законами. Следовательно, у работника возникает право на данное страхование, реализация которого обеспечивается не только действиями работодателя, но и деятельностью полномочных государственных органов. Таким образом, содержанием отношений по обязательному социальному страхованию работников являются права и обязанности работодателя, работника, органов, осуществляющих страхование.

В связи с изложенным субъектами отношений по обязательному социальному страхованию следует признать работодателей, работников, а также органы, осуществляющие обязательное социальное страхование работников.

Основанием возникновения отношений по обязательному социальному страхованию работников следует признать возникновение трудовых отношений между работником и работодателем, то есть заключение трудового договора и (или) фактический допуск работника полномочными представителями работодателя к выполнению трудовой функции. Решение вопроса о моменте возникновения отношений по обязательному социальному страхованию работников имеет не только теоретическое, но и важное практическое значение. Ведь если признать, что данные отношения возникают с момента уплаты взносов работодателем за работника, то невыполнение работодателем своих обязанностей по страхованию работников приводит к лишению их права на получение страховых выплат. Хотя, например, в ст. 5 ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" от 2 июля 1998 года (с последующими изменениями и дополнениями) прямо сказано, что обязательному социальному страхованию полежат лица, выполняющие работу на основании трудового договора, заключенного со страхователем, в роли которого выступает работодатель. Следовательно, после заключения трудового договора у работодателя возникает обязанность по обязательному социальному страхованию работника, а у работника - корреспондирующее данной обязанности право на указанное страхование. Невыполнение данной обязанности работодателем не может влечь неблагоприятных последствий для работника, поскольку он не может нести ответственность за неправомерное поведение работодателя. Поэтому моментом возникновения отношений по обязательному социальному страхованию работников является возникновение трудовых отношений. Невыполнение работодателем обязанности по уплате страховых взносов по данным видам страхования позволяет органам, осуществляющим социальное страхование, взыскать с работодателя взносы за весь период работы, а также применить к работодателю установленные законодательством санкции за ненадлежащее исполнение им обязанностей по обязательному социальному страхованию работников, состоящих с ним в трудовых отношениях. Ненадлежащее выполнение работодателем своих обязанностей по обязательному социальному страхованию работников не может быть законным основанием для лишения их права на получение социальных выплат.

Основаниями изменения отношений по обязательному социальному страхованию работников являются изменения законодательства, устанавливающего размеры страховых взносов работодателей, а также изменения в трудовых отношениях, в частности изменение заработной платы работника, которое влечет и изменение величины уплачиваемых за работника страховых взносов.

Основаниями прекращения отношений по обязательному социальному страхованию работников является прекращение трудовых отношений. В связи с чем работник, получающий страховые выплаты по страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, продолжая трудовые отношения, является субъектом отношений по обязательному социальному страхованию, которое обязан осуществлять работодатель.


В ст. 1 ТК РФ вносятся изменения, согласно которым отношения по обязательному социальному страхованию в случаях, предусмотренных федеральными законами, включены в предмет трудового права. Данные отношения также являются сопутствующими применительно к трудовым. Такой вывод позволяет сделать действующее законодательство, которое обязывает работодателя осуществлять обязательное социальное страхование работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, уплачивать страховые взносы на обязательное медицинское страхование, в Пенсионный фонд РФ, в Фонд социального страхования РФ с целью обеспечения работников пособиями по временной нетрудоспособности и иными социальными пособиями и льготами.

Трудовое право. тест для самопроверки

Внимание

Невыполнение данной обязанности работодателем не может влечь неблагоприятных последствий для работника, поскольку он не может нести ответственность за неправомерное поведение работодателя. Поэтому моментом возникновения отношений по обязательному социальному страхованию работников является возникновение трудовых отношений. Невыполнение работодателем обязанности по уплате страховых взносов по данным видам страхования позволяет органам, осуществляющим социальное страхование, взыскать с работодателя взносы за весь период работы, а также применить к работодателю установленные законодательством санкции за ненадлежащее исполнение им обязанностей по обязательному социальному страхованию работников, состоящих с ним в трудовых отношениях.

Трудовое право

Система социального партнерства включает сотрудничество на федеральном, региональном, отраслевом, территориальном уровнях и уровне организации (ст. 26 ТК). Каждому уровню соответствует установленная законом задача по регулированию трудовых отношений. Согласно сложившейся традиции уровни выделяются по территориально-отраслевому признаку.

Инфо

На федеральном уровне могут заключаться: генеральное и отраслевые (межотраслевые) соглашения. На региональном уровне (субъект РФ) заключаются региональное и отраслевые (межотраслевые) соглашения. На территориальном уровне (муниципальное образование) заключается территориальное соглашение.


На уровне организации заключается коллективный договор. Следует отметить, что перечисление названных уровней в ТК не означает обязанности сторон взаимодействовать на всех этих уровнях.

§ 10. отношения по обязательному социальному страхованию работников

Предыдущая30313233343536373839Следующая ⇒ 36. Понятие и основные принципы социального партнёрства. Система (уровни) и формы осуществления социального партнёрства. Социальное партнерство в сфере труда — система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.
Социальное партнерство включает как двусторонние отношения между работниками (представителями работников) и работодателем представителем работодателя) – бипартизм, так и трехсторонние отношения: работники – работодатели – орган государственной власти или орган местного самоуправления – трипартизм. Стороны социального партнерства.

Правоотношение по обязательному социальному страхованию

Социальное партнерство осуществляется на: федеральном уровне, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в Российской Федерации; межрегиональном уровне, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в двух и более субъектах Российской Федерации; региональном уровне, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в субъекте Российской Федерации; отраслевом уровне, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в отрасли (отраслях); территориальном уровне, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в муниципальном образовании; локальном уровне, на котором устанавливаются обязательства работников и работодателя в сфере труда.

Правоотношения по обязательному социальному страхованию в случаях

При проведении коллективных переговоров, заключении или изменении соглашений, разрешении коллективных трудовых споров по поводу их заключения или изменения, а также при формировании и осуществлении деятельности комиссий по регулированию социально-трудовых отношений интересы работодателей представляют соответствующие объединения работодателей. В случае отсутствия на федеральном, межрегиональном, региональном или территориальном уровне социального партнерства отраслевого (межотраслевого) объединения работодателей его полномочия может осуществлять соответственно общероссийское, межрегиональное, региональное, территориальное объединение работодателей при условии, что состав членов такого объединения отвечает требованиям, установленным федеральным законом для соответствующего отраслевого (межотраслевого) объединения работодателей. Статья 34.

Правоотношения по обязательному социальному страхованию в случаях предусмотренных трудовым правом

Ведь если признать, что данные отношения возникают с момента уплаты взносов работодателем за работника, то невыполнение работодателем своих обязанностей по страхованию работников приводит к лишению их права на получение страховых выплат. Хотя, например, в ст. 5 ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» от 2 июля 1998 года (с последующими изменениями и дополнениями) прямо сказано, что обязательному социальному страхованию полежат лица, выполняющие работу на основании трудового договора, заключенного со страхователем, в роли которого выступает работодатель. Следовательно, после заключения трудового договора у работодателя возникает обязанность по обязательному социальному страхованию работника, а у работника — корреспондирующее данной обязанности право на указанное страхование.

Независимо от классификации, работодатель выполняет обязанности страхователя в тех случаях, если использует наемный труд в рамках трудовых, либо гражданско-правовых договоров.Страховщиками в этой классификации выступают лица, трудоустроенные в организации или компании страхователя официально. На всех застрахованных лиц распространяется действие федеральных законодательных нормативов, регламентирующих принципы пенсионного и социального обеспечения. Правоотношения между субъектами в финансовых вопросах Каждый из упомянутых субъектов должен выполнять свою часть обязательств, соблюдая условия по срокам и объемам финансовых отношений.
Страховщик обязуется беспрепятственно выплачивать страховую сумму в случае наступления оговоренного риска застрахованному лицу. При этом страховщику отводится установленное время для рассмотрения обстоятельств и определения размера денежной выплаты.
Отношения по обязательному социальному страхованию работников непосредственно связаны с трудовыми, так как работодатель обязан уплачивать страховые взносы только за работников, которые состоят с ним в трудовых отношениях. В ч. 2 ст. 22 ТК РФ к числу обязанностей работодателя отнесено осуществление обязательного социального страхования работников в порядке, установленном федеральными законами. Следовательно, у работника возникает право на данное страхование, реализация которого обеспечивается не только действиями работодателя, но и деятельностью полномочных государственных органов.
Таким образом, содержанием отношений по обязательному социальному страхованию работников являются права и обязанности работодателя, работника, органов, осуществляющих страхование.

Правоотношения по обязательному социальному страхованию в случаях являются

Важно

Методы и принципы социального страхования предполагают тесное взаимодействие всех участников этого вида государственной защиты. Правоотношения по обязательному социальному страхованию регламентируются государственными нормативами и основаны на соблюдении прав и выполнении обязанностей всеми участниками соглашения. Что такое правоотношения в соцстраховании? Поскольку финансовая защита застрахованного лица в рамках деятельности ФСС организуется с участием нескольких сторон, то между ними устанавливаются определенные отношения.


Они должны соответствовать интересам всех участников страхового договора и отражать его фактическую цель. В практике соцстрахования правоотношения определяются как организационная и экономическая связь между субъектами страхового договора в рамках правового поля.
В субъектах Российской Федерации могут образовываться трехсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, деятельность которых осуществляется в соответствии с законами субъектов Российской Федерации. На территориальном уровне могут образовываться трехсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, деятельность которых осуществляется в соответствии с законами субъектов Российской Федерации, положениями об этих комиссиях, утверждаемыми представительными органами местного самоуправления. На отраслевом (межотраслевом) уровне могут образовываться отраслевые (межотраслевые) комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Отраслевые (межотраслевые) комиссии могут образовываться как на федеральном, так и на межрегиональном, региональном, территориальном уровнях социального партнерства.

"Финансовая газета", 2010, N 41

С начала 2010 г. адвокаты, индивидуальные предприниматели, члены крестьянских (фермерских) хозяйств, физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями (нотариусы, занимающиеся частной практикой, иные лица, занимающиеся частной практикой в установленном законодательством Российской Федерации порядке), члены семейных (родовых) общин коренных малочисленных народов Севера подлежат обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством только в том случае, если они добровольно вступили в отношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и уплачивают за себя страховые взносы.

Действовавший до конца 2009 г. Федеральный закон от 31.12.2002 N 190-ФЗ "Об обеспечении пособиями по обязательному социальному страхованию граждан, работающих в организациях и у индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы, и некоторых других категорий граждан" определял условия получения страховых выплат при добровольном страховании в ФСС РФ для перечисленных категорий граждан. С января 2010 г. для организаций и индивидуальных предпринимателей, использующих специальные налоговые режимы и осуществляющих выплаты иным физическим лицам, страхование работников на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством является обязательным.

Для лиц, добровольно вступивших в правоотношения с ФСС РФ, в рамках социального страхования (п. 2 ст. 1.3 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (ред. от 24.07.2009)) предусмотрена выплата пособий по следующим страховым случаям:

болезнь (кроме профессиональной) или травма (не считая вызванной несчастным случаем на производстве), а также другие обстоятельства, предусмотренные ст. 5 Закона N 255-ФЗ;

беременность и роды;

рождение ребенка;

уход за ребенком до достижения им возраста полутора лет;

смерть застрахованного лица или несовершеннолетнего члена его семьи.

В соответствии со ст. 2 Закона N 255-ФЗ обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством подлежат работающие по трудовым договорам граждане Российской Федерации, а также постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства.

Лица, добровольно вступившие в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, приобретают право на получение страхового обеспечения при условии полной уплаты ими страховых взносов за календарный год, предшествующий календарному году, в котором наступил страховой случай.

Пунктом 16 ст. 37 Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ предусмотрено, что лица, добровольно вступившие до 1 января 2010 г. в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, имеют право на получение пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, ежемесячного пособия по уходу за ребенком, единовременного пособия при рождении ребенка по страховым случаям, наступившим в 2010 г. Условием получения страховых выплат является уплата страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в ФСС РФ в соответствии с Законом N 190-ФЗ в течение шести месяцев либо за меньший период, но в размере не менее 1507 руб. Если страховые взносы уплачены указанными лицами до 1 января 2010 г. в сумме менее 1507 руб., то право на указанные пособия возникает у них при условии уплаты недостающей суммы страховых взносов в ФСС РФ до наступления соответствующего страхового случая.

Здесь следует обратить внимание на то, что в Законе N 213-ФЗ указана округленная до рублей сумма взноса. В Федеральном законе от 24.07.2009 212-ФЗ округления суммы при уплате взносов по добровольному страхованию не предусматривается.

Полученная страховщиком сумма страховых взносов в календарном году, в котором страхователь снимается с учета, подлежит возврату в течение месяца со дня, следующего за днем снятия его с такого учета.

Оформление добровольных отношений с ФСС РФ регламентируется Приказом Минздравсоцразвития России от 07.12.2009 N 959н. Регистрация страхователей осуществляется территориальными органами Фонда по месту жительства страхователя на основании заявления о вступлении в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (далее - заявление), форма которого представлена в Приложении N 2 к Приказу Минздравсоцразвития России N 959н. Кроме реквизитов территориального органа ФСС РФ и сведений о заявителе в форме предусмотрено, что заявитель определяет способ получения уведомления о вступлении в добровольные отношения. Уведомление может быть получено по почте или лично в территориальном отделении Фонда.

Для вступления в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством страхователи одновременно с заявлением представляют в территориальный орган Фонда по месту жительства копии следующих документов:

паспорта;

свидетельства о постановке на учет в налоговом органе (при наличии);

лицензии на осуществление соответствующего вида деятельности (для нотариусов, занимающихся частной практикой), удостоверения адвоката (для адвокатов);

свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (для индивидуальных предпринимателей).

Если заявление представляется непосредственно в территориальное отделение Фонда, то при предъявлении документов их копии могут быть заверены сотрудниками Фонда. При отправлении по почте копии необходимо заверить у нотариуса.

Территориальный орган Фонда регистрирует страхователя в течение пяти дней и оформляет уведомление о регистрации, которое отправляет по почте или вручает лично застрахованному лицу в соответствии с тем, как указано в заявлении. Для того чтобы получить уведомление лично, необходимо явиться в территориальный орган Фонда не позднее четвертого дня с даты получения Фондом документов.

Второй экземпляр уведомления о регистрации остается в территориальном органе Фонда.

Порядок уплаты страховых взносов определен Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2009 N 790. Страхователи уплачивают страховые взносы страховщику, исходя из стоимости страхового года, определяемой в соответствии с ч. 3 ст. 4.5 Закона N 255-ФЗ. Стоимость страхового года определяется как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов, установленного ст. 12 Закона N 212-ФЗ, в части страховых взносов в ФСС РФ, увеличенное в 12 раз.

На 2010 г. МРОТ определен в размере 4330 руб., тариф страхового взноса в ФСС РФ составляет 2,9%, таким образом, стоимость страхового года в 2010 г. составляет 1506,84 руб.

Уплата страховых взносов лицами, добровольно вступившими в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, производится не позднее 31 декабря текущего года. Сумма страховых взносов может быть перечислена на счета территориальных органов ФСС РФ путем безналичных расчетов либо путем внесения наличных денег в кредитную организацию, либо почтовым переводом. Допускается единовременное внесение полной суммы.

Размер пособий, выплачиваемых при наступлении страховых случаев гражданам, добровольно вступившим в правоотношения с ФСС РФ, определяется путем деления МРОТ, установленного федеральным законом на день наступления страхового случая, на число календарных дней каждого месяца, на которые приходится страховой случай (п. 15 Постановления Правительства Российской Федерации от 15.06.2007 N 375).

При расчете размера пособия необходимо учитывать страховой стаж застрахованного лица. Пособие выплачивается в пределах 60% - при страховом стаже предпринимателя до 5 лет; 80% - при страховом стаже предпринимателя от 5 до 8 лет и 100% - при страховом стаже предпринимателя 8 лет и более.

Финансовое обеспечение расходов на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам, добровольно вступившим в отношения с ФСС РФ, осуществляется за счет средств бюджета ФСС РФ с первого дня наступления страхового случая (пп. 2 п. 2 ст. 3 Закона N 255-ФЗ).

Пособие по временной нетрудоспособности назначается, если обращение за ним последовало не позднее шести месяцев со дня восстановления трудоспособности.

Пособие по беременности и родам назначается, если обращение за ним последовало не позднее шести месяцев со дня окончания отпуска по беременности и родам.

Ежемесячное пособие по уходу за ребенком назначается, если обращение за ним последовало не позднее шести месяцев со дня достижения ребенком возраста полутора лет.

Выплата пособий осуществляется территориальными органами Фонда по месту регистрации.

Форма отчета (расчета) по добровольным взносам по нетрудоспособности и материнству (форма-4а ФСС РФ), а также Порядок и сроки его представления утверждены Приказом Минздравсоцразвития России от 26.10.2009 N 847н. Отчет представляется ежегодно не позднее 15 января года, следующего за отчетным, и заполняется в рублях и копейках. Отчет подписывается лицом, добровольно вступившим в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, с указанием фамилии, имени, отчества и номера контактного телефона.

И.Булатова

Консультант

Первого Дома Консалтинга

"Что делать Консалт"

Методы и принципы социального страхования предполагают тесное взаимодействие всех участников этого вида государственной защиты. Правоотношения по обязательному социальному страхованию регламентируются государственными нормативами и основаны на соблюдении прав и выполнении обязанностей всеми участниками соглашения.

Что такое правоотношения в соцстраховании?

Поскольку финансовая защита застрахованного лица в рамках деятельности ФСС организуется с участием нескольких сторон, то между ними устанавливаются определенные отношения. Они должны соответствовать интересам всех участников страхового договора и отражать его фактическую цель.

В практике соцстрахования правоотношения определяются как организационная и экономическая связь между субъектами страхового договора в рамках правового поля.

Исходя из этого определения, в отношении разных субъектов устанавливается принцип правосубъектности, регламентирующий право каждой из сторон и определяющий ее обязанности в отношении других субъектов.

Кто может участвовать в правоотношениях обязательного соцстрахования?

В страховой практике различается обязательное и добровольное страхование. В добровольном варианте одно и то же лицо может выступать в качестве страхователя и выгодоприобретателя.

При обязательном социальном страховании эти функции распределяются между разными участниками договора.

Выступать в качестве разных субъектов могут юридические и физические лица. В зависимости от возложенных обязательств и гарантированных прав, эти субъекты должны нести финансовую ответственность перед остальными в различной степени. Основным субъектом соцстрахования принято считать застрахованное лицо, поскольку именно в его интересах функционирует как ФСС, так и вся социальная система страхования.

Одновременно с этим в качестве субъектов социальной категории страховых отношений в обязательном порядке выступают :

  • Федеральные финансовые и правительственные структуры;
  • Муниципальные органы управления;
  • Страховщики, чаще всего в этой роли выступает Фонд Социального Страхования;
  • Страхователи. Этот статус традиционно имеют работодатели из числа юридических лиц, либо физические лица, развивающие собственный бизнес. Независимо от классификации, работодатель выполняет обязанности страхователя в тех случаях, если использует наемный труд в рамках трудовых, либо гражданско-правовых договоров.

Страховщиками в этой классификации выступают лица, трудоустроенные в организации или компании страхователя официально. На всех застрахованных лиц распространяется действие федеральных законодательных нормативов, регламентирующих принципы пенсионного и социального обеспечения.

Каждый из упомянутых субъектов должен выполнять свою часть обязательств, соблюдая условия по срокам и объемам финансовых отношений.

Страховщик обязуется беспрепятственно выплачивать страховую сумму в случае наступления оговоренного риска застрахованному лицу. При этом страховщику отводится установленное время для рассмотрения обстоятельств и определения размера денежной выплаты.

Страхователь обязан вовремя вносить на счет ФСС за каждого из своих сотрудников. Обычно для этого устанавливается срок – до 31 декабря того года, за который осуществляется уплата взносов. Нарушение данного обязательства влечет прекращение правоотношений по обязательному соцстрахованию между всеми субъектами договора.

Государственные и муниципальные структуры имеют обязанностью осуществлять регулярную финансовую поддержку, направленную на стабильную работу фонда соцстрахования.

Обязанность застрахованных лиц сводится к предоставлению правдивых и подтвержденных в документальном формате сведений, дающих им право на получение финансовой поддержки в случаях временной утраты способности выполнять свои функциональные обязанности в организации работодателя, по факту материнства и при иных страховых случаях, отмеченных в договоре.

Подобный формат взаимоотношений характеризует взаимодействие всех субъектов соцстрахования как финансово-юридические правоотношения по обязательному соцстрахованию.



Просмотров