Налогообложение ученического договора в рф. Страховые взносы по ученическому договору

Для урегулирования отношений между работодателем и работником на время обучения или переобучения заключается ученический договор. Как правильно оформить такой договор и учесть расходы и выплаты по нему?

Понятие ученического договора

Работодатель вправе заключать ученический договор как с работником организации, так и с лицом, ищущим работу.
Особенностью такого договора является то, что с работником организации он заключается на профессиональное обучение или переобучение, а с лицом, ищущим работу, - только на профессиональное обучение.
Ученический договор должен содержать: наименование сторон; указание на конкретную профессию, специальность, квалификацию, приобретаемую учеником; обязанность работодателя обеспечить работнику возможность обучения в соответствии с ученическим договором; обязанность работника пройти обучение и в соответствии с полученной профессией, специальностью, квалификацией проработать по трудовому договору с работодателем в течение срока, установленного в ученическом договоре; срок ученичества; размер оплаты в период ученичества.
Также он может включать в себя иные условия, если стороны пришли к соответствующему соглашению. К ним относятся: продление ученического договора; составление графиков проведения итоговых зачетов, экзаменов на территории работодателя, выдача документов об окончании обучения; предоставление дополнительных гарантий при направлении на обучение в образовательные учреждения высшего и среднего профессионального обучения, если ученик уже имеет образование соответствующего уровня (дополнительный отпуск, оплата проезда и др.).
В ученическом договоре должна быть закреплена обязанность работника отработать у работодателя определенное время (ст. 199 ТК РФ).
Если в коллективном договоре организации содержатся условия, касающиеся заключения ученического договора, то они включаются в него как положения информационного характера. Ученический договор также может быть дополнен условиями, предусматривающими улучшение положения учеников (например, о дополнительных выплатах при направлении в командировку и др.).
Работнику, направленному работодателем на обучение в образовательные учреждения высшего и среднего профессионального образования, предоставляются гарантии при условии получения образования соответствующего уровня впервые. Исключение составляют случаи, когда указанные в Трудовом кодексе РФ гарантии сохраняются на основании условий трудового или ученического договора (ч. 1 ст. 177 ТК РФ). Иными словами, если гарантии, предусмотренные Трудовым кодексом РФ, не распространяются на лиц, с которыми заключен ученический договор, но закреплены в нем, то они должны предоставляться работодателем в полном объеме.
Чтобы документально оформить обучение ученичества сотрудника, необходимо: заключить ученический договор; издать приказ о направлении сотрудника на обучение; во время его учебы производить соответствующие отметки в табеле учета рабочего времени; при получении работником новой профессии, повышении квалификации, получении нового разряда отметить это в трудовой книжке.

Учет расходов и выплат по ученическому договору

Работодатель, заключивший ученический договор с физическим лицом, как с ищущим работу, так и с работником организации, обязан выплатить ученику в период ученичества стипендию и оплатить работу на практических занятиях (ст. 204 ТК РФ). Размер стипендии, определяемый ученическим договором, не может быть ниже установленного Федеральным законом от 24.06.2008 N 91-ФЗ МРОТ, который в настоящее время составляет 4330 руб. в месяц.
на счетах учета затрат. Корреспонденция счетов зависит от того, является ли ученик работником организации, с которой заключен ученический договор. Если ученик - работник , то применяется счет 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда" либо 73 "Расчеты с персоналом по прочим операциям", а если нет, то счет 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами".
Стипендии, выплачиваемые организацией работнику согласно ученическому договору на профессиональное обучение, не являются компенсационными выплатами (п. 11 ст. 217 НК РФ) и подлежат обложению НДФЛ. Вознаграждение за работу, выполняемую учениками на практических занятиях, на основании п. 1 ст. 210 НК РФ также подлежит налогообложению (пример 1).

Пример 1. Ученик, ищущий работу, в апреле 2011 г. в рамках ученического договора с 1-го по 15-е число проходил теоретическое обучение, а затем с 16 по 30 апреля - производственное обучение. За апрель ему были начислены: стипендия - 5500 руб.; оплата выполненной работы на практических занятиях - 6000 руб. Ученик имеет право на налоговый вычет в размере 400 руб. (пп. 3 п. 1 ст. 218 НК РФ).
Оформим бухгалтерские записи:


5500 руб.
начислена стипендия ученику;
Д-т сч. 20 "Основное производство"
К-т сч. 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами"
6000 руб.
начислена оплата за работу, выполненную учеником на практических занятиях;

К-т сч. 68 "Расчеты по налогам и сборам"
1443 руб. ((11 500 - 400) x 13%)
удержан НДФЛ;
Д-т сч. 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами"
К-т сч. 50 "Касса"
10 057 руб. (11 500 - 1443)
произведена выплата из кассы начисленной ученику суммы.

Если ученик, заключивший с организацией ученический договор, по окончании ученичества отказывается от заключения трудового договора без уважительных причин, он обязан вернуть полученную за время стажировки стипендию, а также возместить другие понесенные организацией расходы в связи с подготовкой кадров (ст. 207 ТК РФ).
Когда ученик после окончания учебы к работе приступил, но, не отработав до конца оговоренный срок, увольняется без уважительных причин, он должен возместить затраты, понесенные работодателем при направлении его на учебу (ст. 249 ТК РФ). Сумма рассчитывается пропорционально фактически не отработанному после окончания обучения времени, если иное не предусмотрено трудовым договором или соглашением об обучении. Если размер ущерба не превышает среднего заработка работника и имеется согласие работника, то взыскание производится на основании распоряжения работодателя. В противном случае взыскание возможно только в судебном порядке.
Компенсация части затрат работодателя на обучение признается в составе прочих доходов на дату, когда долг будет признан работником, либо на дату, когда вступит в силу решение суда о взыскании долга с бывшего работника. Если же работник долг не признал и организация в суд по этому поводу не обращалась, то внереализационного дохода у компании не будет (пример 2).

Пример 2. Ученик возвращает организации сумму полученной им стипендии. Поскольку ее возврат производится не вследствие ошибочного начисления, а в качестве возмещения убытков, корректировка доходов ученика не производится и удержанный НДФЛ ему не возвращается.
Составляются :
Д-т сч. 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами"
К-т сч. 91 "Прочие доходы и расходы", субсч. 1 "Прочие доходы",
5500 руб.
отражена задолженность ученика по возмещению затрат на выплату стипендии;
Д-т сч. 50 "Касса"
К-т сч. 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами"
5500 руб.
в кассу внесена сумма возмещения затрат.

Если после завершения обучения работник не приступил к работе по уважительной причине, то он освобождается от обязанности возмещать расходы, понесенные работодателем.

Налог на прибыль

Расходы на оплату стипендии, выплачиваемой собственному работнику , с которым заключен ученический договор, можно учесть в составе расходов на оплату труда согласно ст. 255 НК РФ.
Так как организация во время обучения еще не заключила с ним трудовой договор, а по окончании обучения, в случае удовлетворительного прохождения им аттестации, его примут на работу, то может ли она учесть расходы на выплату стипендий в случаях принятия и непринятия ученика в штат по окончании обучения в связи с неудовлетворительными результатами аттестации?
Что касается расходов на оплату стипендии соискателю-учащемуся , то здесь два варианта. В случае принятия по окончании обучения учащегося в штат организации, затраты на выплату ему стипендии могут уменьшать базу по налогу на прибыль как прочие расходы, связанные с производством и реализацией (пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ), при условии их соответствия критериям, установленным п. 1 ст. 252 НК РФ. Если же по окончании обучения ученик не будет принят в штат организации, то основания для принятия расходов по выплате стипендии отсутствуют.
Выплаты за проделанную во время обучения работу, независимо от того, является ли ученик работником организации, можно учесть при определении налогооблагаемой прибыли в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией.

Страховые взносы

Страховыми взносами в ПФР, ФСС РФ, ФФОМС и ТФОМС облагаются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, если они начислены в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведений.
Если ученический договор заключен с работником организации, то его можно рассматривать в качестве дополнительного к трудовому договору. Выплата стипендии и оплата труда по нему производятся физическому лицу в рамках уже существующих трудовых отношений, поэтому на такие вознаграждения нужно начислять страховые взносы.
Когда ученический договор оформлен с лицом, которое только претендует на получение должности, - трудовых отношений еще нет, поэтому выплаты по договору взносами не облагаются.
Что касается обязательного страхования от несчастных случаев на производстве, то здесь ситуация следующая.
Физические лица, выполняющие работу на основании гражданско-правового договора, подлежат обязательному социальному страхованию от несчастных случаев, если по указанному договору страхователь обязан уплачивать страховщику страховые взносы. По своей сути стипендия является ежемесячным денежным пособием учащимся и относится к социальным выплатам, поэтому на нее страховые взносы не начисляются.
На выплату вознаграждения на практических занятиях страховые взносы от несчастных случаев также не начисляются, поскольку ученический договор не признается трудовым и соответственно заключившие его лица не отнесены к категории застрахованных.

Ученичество помогает решать вопрос кадрового голода, обеспечивать завод подготовленным персоналом и дает возможность еще на этапе обучения отсечь людей случайных, не способных работать на производстве.

К внедрению института ученичества нас побудил крайний дефицит квалифицированных рабочих в регионе, то есть отсутствие специалистов нужной профессии и квалификации в требуемом количестве. Причин этому много. Это и то, что квалифицированных рабочих в настоящее время почти не готовят, нет существовавшей когда-то схемы подготовки специалистов непосредственно на заводе, острая конкуренция на рынке труда региона за квалифицированный рабочий персонал и т. д. Я опишу практический опыт внедрения системы обучения производственного персонала на примере предприятия, расположенного в Московской области, где данная процедура внедрена и успешно действует.

В данной статье сознательно не приводятся примеры наших документов, сопровождающих этот процесс. Думаю, что каждый HR-специалист сможет самостоятельно их разработать именно под нужды своего предприятия (у всех своя специфика). Лишь поделюсь опытом и дам рекомендации, которые, надеюсь, кому-нибудь из коллег пригодятся.

Организационные вопросы

Прием учеников осуществляется именно по ученическому до- говору, а не в штат (это позволяет делать ст. 198 Трудового кодек- са - ученический договор с лицом, ищущим работу). В нашем случае ученический договор заключается на срок три месяца, что соответствует учебной программе. После обучения ученики проходят аттестацию, по результатам которой принимаются по полученной профессии на определенную должность и становятся нашим штатным персоналом.

Сразу отмечу, что мы не заменяем собой профессионально технические училища (ПТУ), обучение ведется для выполнения работы исключительно на должностях нашего пред приятия и не подразумевает выдачу каких-либо дипломов, сертификатов и иных документов, а также не предназначено для работы вне рамок про изводственной деятельности организации. Иными словами, обу чение внутреннее и проводится для того, чтобы ученик мог в последствии работать на определенной штатной должности предприятия.

Каждому ученику по наставнику

Обучение включает теоретическую и практическую часть и проводится в форме наставничества. Для этого на заводе разработаны программы обучения по каждой профессии. Поэтому совет: первым делом необходимо разработать программу обучения, затем подробно ее расписать (например, используя производственные инструкции). Это дело не простое, как может показаться на первый взгляд, без помощи квалифицированных производственников вам не обойтись. Нужно работать в тесной связке с ними, а также инженером по охране труда. Программа обучения включает теоретическуючасть по профессии, а также правила техники безопасности и охраны труда.

Каждый пункт учебной программы определяется в часах. Например, теоретическая часть в нашем случае занимает примерно 20 процентов программы. Обучение основам профессиональной деятельности проводят тех нологи/мастера с производства, охране труда обучает инженер по технике безопасности и охране труда. Делать
это в некоей аудитории или обучать непосредственно на производстве - это решать вам, учитывая особенности вашего предприятия. Но ученики должны быть знакомы с производственными инструкциями и прочими материалами согласно программе обучения по их будущей про фессии.

Основную часть времени занимает практическое обучение непосредственно на производстве в виде наставничества. Для этого у нас выбраны наставники по каждому участку - это наиболее подготовленные и, что немаловажно, способные обучать, делиться своим опытом штатные рабочие предприятия (которые, возможно, сами когда-то были учениками). Попадают в наставники по результатам регулярной аттестации персонала, проводимой на предприятии (соответственно, у вас эта процедура должна также быть отлажена, а не носить формальный характер).

За каждым наставником одновременно на нашем предприятии может быть закреплен только один ученик. Наставник работает в своем обычном рабочем режиме, выполняет свои должностные обязанности, параллельно обучает ученика.

На период обучения наставнику назначается доплата к окладу. В случае если наставник не обучает ученика должным образом, с него может быть снята эта выплата, а ученика прикрепляют к другому сотруднику. Наставник в период обучения всецело отвечает за ученика, в том числе следит за трудовой дисциплиной.

Хочу отметить и то, что для наставника, помимо определенного увеличения дохода сотрудника, это еще и элемент нематериальной мотивации: являться наставником - значит пользоваться уважением не только у учеников, у рабочего-наставника растет авторитет и признание в коллективе, в кругу коллег.

Сам ученик в период обучения получает ежемесячную стипендию, также оплачивается его работа в процессе прохождения практического обучения (производственной практики).

Как это все отразить документально?

Важный документ, который должен быть подготовлен при внедрении ученичества на заводе, - положение об ученичестве . Этот документ, собственно, и должен описывать все вышесказанное. Положение должно содержать конкретную информацию и давать понимание любому причастному к обучению, от ученика до руководителей ключевых служб предприятия: о целях и задачах обучения, кто и что делает, за что отвечает, в какие сроки, описывать весь процесс обучения от заключения ученического договора до финальной аттестации ученика.

Второй важный документ - это сам ученический договор . В рамках статьи нет смысла подробно разбирать этот документ, читатель при желании найдет его шаблоны, например, в справочно-правовой системе «Гарант». От себя добавлю, что в ученическом договоре, помимо прочего (права и обязанности организации и ученика, реквизиты сторон и т. д.), важно отразить:
- конкретные сроки прохождения обучения учеником;
- сумму ежемесячной стипендии, а также размер оплаты работ, выполняемых на практических занятиях;
даты выплаты стипендии и оплаты практической работы ученика;
- можно перечислить локально-нормативные акты предприятия, распространяющиеся на ученика;
условия, при которых договор с учеником может быть расторгнут, финансовые обязательства сторон при различных вариантах расторжения;
- обязательным приложением к каждому договору должна идти программа обучения, подписанная как учеником, так и организацией.

Также хочу упомянуть еще один документ, который необходим в период прохождения обучения. Это акт сдачи-приема работ по ученическому договору. Так как ученики не являются штатным персоналом, то их деятельность не отображается в табели учета рабочего времени. Однако где-то надо фиксировать количество отработанных дней, а также кому и сколько платить. Акт готовится ежемесячно по каждому ученику. В нем отображается фактическое количество учебных дней ученика за отчетный период, а также исходя из этого количества дней рассчитываются суммы, причитающиеся ученику в виде стипендии и оплаты практических работ. Этот документ готовится отделом персонала на основе данных, переданных с производства, далее акт передается в бухгалтерию для осуществления выплат
ученику.

После окончания периода обучения собирается комиссия из соответствующих инженерно-технических работников предприятия, иных профильных специалистов, проводится всесторонняя оценка знаний и навыков, полученных учеником в период ученичества. К началу работы комиссии сам наставник готовит отзыв на ученика.

После завершения ученичества и успешного прохождения процедуры оценки в течение трех рабочих дней с учеником заключается трудовой договор для работы по специальности. При этом испытательный срок работнику не устанавливается.

Из практики

Немного статистики: практика показывает, что в период обучения отсеивается порядка 20 процентов учеников, а с 80 про центами успешно обучившихся впоследствии заключаются трудовые договоры. У кого-то на предприятии этот показатель может достигать 50 процентов отсева и выше. Важное значение имеет качество отбора в ученики, процедуры предварительной проверки кандидатов. Все это зависит от HR-политики каждого конкретного предприятия.

Стоит отметить и еще один немаловажный, на мой взгляд, аспект проекта «Ученичество». Благодаря грамотной и взвешенной политике руководства завода мы не привлекаем завозимых гастарбайтеров, а обучаем профессии людей без таковой и даем официальную работу местным кадрам, что на уровне отдельно взятого района Московской области приобретает важную социальную составляющую.

Налоговый аспект

Стипендия и выплата за выполненную работу облагаются НДФЛ на общих основаниях1 .
На сумму стипендии нельзя уменьшить базу по налогу на прибыль, если ученики не состоят в штате компании2 . В случае принятия учащихся в штат организации по окончании обучения расходы на выплату им стипендии могут уменьшать базу по налогу на прибыль как прочие расходы, связанные с производством и реализацией3 . А вот плата за выполненную работу будет уменьшать базу по налогу на прибыль в составе прочих расходов.

Оплата обучения, производимая работодателем в рамках ученического договора, который не является трудовым договором или гражданско-правовым договором на выполнение работ, оказание услуг, не облагается страховыми взносами4 .

1 письмо Минфина России от 07.05.2008 № 03-04-06-01/123
2 письмо Минфина России от 08.06.2012 № 03-03-06/1/297
3 подп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ
4 письмо Минздравсоцразвития России от 05.08.2010 № 2519-19

Статья публикуется в рамках сотрудничества HRMaximum и журнала " ".

Читать также

  • Взаимоотношения работника и работодателя в процессе обучения

    В чем заключаются различия между такими понятиями, как "профессиональная подготовка", "профессиональная переподготовка", "повышение квалификации", "обучение вторым профессиям"? На первый взгляд все эти понятия идентичны, так как все они относятся к системе дополнительного профессионального образования. Однако…

  • Договор с рестораном

    Декабрь - месяц повышенной event-активности (а часто и январь). Большинство компаний проводят те или иные корпоративные мероприятия для собственного персонала и партнеров. В большинстве случаев, в отличие от летних корпоративов, это все же традиционное новогоднее застолье в каком-либо заведении общественного питания (ресторане, кафе, клубе и т.п.) Задача HR-службы грамотно организовать мероприятие.

Статьи этого раздела

  • Создание учебного центра компании: разберем по шагам

    В настоящее время рынок труда складывается так, что найти кандидатов с высокими компетенциями, массово и дешево, как правило, невозможно. Кроме этого кандидаты с осознанием собственной перспективности уже стараются завысить свою стоимость. Так что проблема удержания…

  • Самый лучший способ обучения – это практика

    Чтобы подготовить сотрудника с лидерским потенциалом к продвижению, не важно с руководящей должности на более высокую, либо с рядовой на руководящую, необходимо научить его принимать более серьезные решения и подготовить к большей ответственности. Для этого…

  • Учебный отпуск

    Если сотрудник учится, то по его требованию работодатель обязан предоставить ему учебный отпуск. Однако не стоит торопиться с оплатой. Возможно, работнику полагается только неоплачиваемый отпуск.

  • Обучение по онлайн программе «Управление персоналом». Преимущества дистанционного образования

    В связи с быстрым темпом жизни и развитием информационных технологий сегодня люди стараются использовать время по максимуму. Именно поэтому для получения дополнительных знаний или для повышения квалификации, люди довольно редко выбирают посещение различных курсов в…

  • "Вебинар на 100%: для начинающих и опытных вебинаристов" - методическое пособие по проведению вебинаров

    Мы рады представить вам первое в России методическое пособие по проведению вебинаров «Вебинар на 100%».

  • Повышение квалификации сотрудников

    С внедрением прогрессивных технологий в производство возникает объективная потребность в освоении сотрудниками новых трудовых приемов. О том, как организовать повышение квалификации и оформить соответствующие документы, рассказывается в статье.

  • Как написать диссертацию: общие правила работы

    Работая над текстом диссертации, автор замечает, что силы его быстро идут на убыль. Бодро начав с нескольких страниц в день, он постепенно снижает ежедневную норму, а потом и вовсе делает долгий перерыв. Одна из возможных причин такого снижения работоспособности - неразумный распорядок дня. Вы интуитивно чувствуете, что существует некая система изложения, которая позволит вам толково и просто рассказать о предмете.

  • Две стороны одного диплома - о бизнес-образовании в Европе и России

    В США и Европе степень МВА - обязательное условие при трудоустройстве на высшие и средние руководящие позиции в компании. В России же для многих соискателей диплом о бизнес-образовании оказывается даже помехой.

    Управление персоналом - один из самых значимых аспектов успешности организации, это факт известный. И обучение сотрудников играет в работе с человеческими ресурсами важную роль. Портфель форм обучения в большинстве российских организаций достаточно традиционен и ограничен - обычно это семинары и тренинги.

  • Прибыль в степени. Как бороться за рентабельность диплома

    Можно получить одно высшее образование и успешно идти по карьерной лестнице. Среди деловой и политической элиты таких людей большинство. На другом полюсе - обладатели нескольких дипломов, интереснейшие собеседники, которые до пенсии сидят в младших научных сотрудниках. Оптимальный подход - рассматривать обучение как инвестицию и совмещать его с карьерным ростом.

  • Диплом без профессии

    Более половины выпускников вузов в России трудятся не по специальности, полученной в вузе. По указанным в дипломе специальностям и близким профессиям (например, когда инженер работает технологом, а учитель иностранных языков - переводчиком) работают 49,6%. А если подходить к соответствию полученного образования и нынешней работы более строго, то получится, что по специальности работают всего 37%.

СЦЕНАРИИ УРОКА

Раздел программы : Основы предпринимательства

Тема : Налогообложение в России

Класс: 10

Время: 45 мин.

Образовательные цели урока - учащиеся должны усвоить следующие знания:

  1. Ознакомиться с понятие о налогообложении в России.
  2. Ознакомиться с разновидностями налогов и об объектах налогообложения.

Развивающие цели урока - учащиеся должны развить умения и навыки:

  1. Знать о налогообложении в России.
  2. Знать разновидности налогов и объекты налогообложения.

Воспитательные цели уроков - учащиеся должны овладеть следующими видами действии:

  1. Уметь воспроизводить разновидности налогов и объекты налогообложения.
  2. Уметь строить ответы на создаваемые вопросы.

Тип урока: урок изучения нового материала

Метод проведения урока: эвристическая беседа

Оборудование: наглядные пособия, инструменты и оборудование школьных мастерских.

Литература:

  1. Тищенко А.Т., Самородский П.С., Симоненко В.Д., Шипицын Н.П. Технология. Пробный учебник для мальчиков 10 класса / под ред. В.Д. Симоненко - Издательство Брянского пед. университета. - Брянск, 1995.
  2. Подготовка учителя технологии к уроку. Учебно-методическое пособие. Автор-сост.: В.Г. Соловьянюк - Бирск, 2007.

Место проведения: Учебные мастерские.

Ход урока

I . Организационный этап

Учитель :

Здравствуйте! Садитесь! (Ученики стоят у своих мест и садятся после слов преподавателя).

Дежурный кто сегодня отсутствует? (Дежурный класса сообщает об отсутствующих, если они есть).

II . Мотивационный этап

Учитель :

Сегодня мы приступаем к изучению нового раздела - «Основы предпринимательства». В любой стране всякий вид деятельности, приносящей доход, облагается налогом.

Учитель : Что означает слово «налог »?

Ученики : ???

III . Сообщение темы и цели урока

Учитель :

Тогда запишите число и тему сегодняшнего урока: «Налогообложение в России» (ученики под диктовку записывают тему урока в тетради под диктовку, учитель контролирует, чтобы все записали).

IV . Изучение нового материала

Учитель :

Налог — один из структурных элементов рыночной экономики. Налог (сбор, пошлина, другие виды платежей) — это обязательный взнос в бюджет или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиком на условиях, определяемых законодательными органами.

Совокупность налогов образует налоговую систему. Налоговые отчисления от любого вида прибыли и заработков формируют бюджет всего государства. Учитель : А для чего необходим Бюджет государству?

Ученики : ???

Учитель : Бюджет необходим государству для решения:

1) социальных задач — систем образования, здравоохранения, науки, культуры;

2) для целей управления государством, то есть фискальных задач — содержания правительства, армии, милиции, судов и других необходимых служб управления;

3) для повышения эффективности народного хозяйства с помощью налоговых льгот: льготы по налогам предоставляют тем предпринимателям, тем производствам, которые в данный период наиболее значимы для всего государства. Например, развитие тех или иных отраслей сельского хозяйства или производство учебников для школ.

Учитель : А какая служба следит за этими деньгами?

Ученики : ???

Учитель : Налоговая служба — одна из важнейших в государстве с рыночной системой экономики.

Назначение налогов и их отмена, их размеры, льготы по налогам находятся в ведении Федерального собрания России. Общие принципы налоговой системы, права, обязанности и ответственность тех, кто платит налоги (их принято называть налогоплательщиками), содержатся в Законе Российской Федерации «Об основах налоговой системы РФ».

Учитель : На какие виды разделяются налоги?

Ученики : ???

Учитель : В зависимости от того, каким образом соблюдается или не соблюдается принцип соответствия доходов и налогов, налоги различаются как прогрессивные, регрессивные и пропорциональные.

Прогрессивные налоги — наименьшего возможного уровня, которые позволяют производству, предпринимателю расширять свое хозяйство, модернизировать технику, повышать заработную плату работникам и тем способствовать улучшению социальной обстановки в стране, регионе или городе.

Регрессивные — наоборот, столь высоки, что не оставляют возможности все эти действия предпринимать. При длительном применении регрессивные налоги ведут к разорению предпринимателя или государственного производства. Таким образом, повышая налоги не по силам плательщиков, государственные власти ликвидировали частных собственников, вытесняя из страны НЭП в конце 20-х годов.

Пропорциональные налоги, как подсказывает само название, являют величину выплат, соответствующую размеру дохода налогоплательщика.

Налоговая система предусматривает, что законы о введении налогов и изменении выплат по ним обратной силы не имеют.

Учитель : С чего облагаются налоги?

Ученики : ???

Учитель : Налогами облагаются доходы или прибыль предприятий и граждан, стоимость отдельных товаров, определенные виды деятельности, операции с ценными бумагами, пользование природными ресурсами, имущество граждан и предприятий, передача имущества, добавочная стоимость продукции, работ и услуг, а также другие объекты. Один и тот же объект может облагаться налогом только один раз.

Различаются прямые и косвенные налоги. Прямой налог взимается непосредственно с плательщика. Это налог на доход или прибыль, налог на имущество предприятий и граждан и т.п. Косвенный налог обычно включается производителем в стоимость товара, работы, услуги и перекладывается, таким образом, на покупателя. Это налог на добавленную стоимость, всевозможные пошлины, акцизные сборы.

Учитель : Кто оплачивают налоги?

Ученики : ???

Учитель : Плательщиками налогов являются как предприятия (юридические лица), так и граждане (физические лица). Плательщик налога (налогоплательщик) обязан стать на учет в государственном органе, собирающем налоги (налоговом органе), вести бухгалтерский учет, составлять отчеты о финансово-хозяйственной деятельности, представлять налоговым органам все необходимые для начисления и уплаты налогов документы. Плательщик имеет право на определенные льготы по налогам, он может ознакомиться со всей касающейся его налоговой документацией. За нарушение налогового законодательства плательщик налогов несет административную и уголовную ответственность.

Деление налогов по уровню. По своему уровню налоги в России такие:

—федеральные налоги;

—налоги республик в составе РФ и налоги краев, областей, автономных областей и округов;

—местные налоги.

К федеральным налогам относятся налоги, поступающие в федеральный бюджет, то есть в бюджет всей России.

К республиканским (областным, краевым) — те, что поступают в бюджет соответствующего субъекта Федерации. Они устанавливаются законодательными актами Федерального собрания России, а их конкретные ставки — органами власти соответствующего субъекта федерации.

К местным налогам относятся налоги, поступающие в местный бюджет районов, городов, поселков и т.д. Они устанавливаются законодательными актами Российской Федерации и местными органами власти; последние определяют и конкретные ставки налогов.

Рассмотрим наиболее важные из них для предпринимательской деятельности.

Учитель : Что означает налог на прибыль предприятий?

Ученики : ???

Учитель : Налог на прибыль предприятий. Это основной и наиболее крупный налог на предпринимательскую деятельность. Им облагается прибыль предприятия.

Учитель : А откуда берут эту прибыль?

Ученики : ???

Учитель : Предприятие может получать прибыль:

—от реализации продукции, работ и услуг;

—от реализации основных фондов (имущества) предприятия;

—от внереализационных операций.

Плательщиками налога на прибыль являются предприятия, в том числе и финансируемые из бюджета, которые являются юридическими лицами, а также филиалы предприятий, ведущие собственную бухгалтерию, имеющие самостоятельный баланс и имеющие расчетный счет в банке.

Сумма налога на прибыль определяется плательщиком налога самостоятельно на основании бухгалтерского учета и отчетности. Налог выплачивается ежеквартально.

Помимо описанного налога на прибыль, предприятия уплачивают также налоги на прибыль от особых видов деятельности в следующих размерах. Из прибыли, полученной от процентов по акциям (дивидендам) и другим ценным бумагам, и из доходов от долевого участия в других предприятиях на территории России — 15%.

Из прибыли от проведения массовых концертно-зре-лищных мероприятий на открытых площадках, стадионах, во дворцах спорта и других помещениях с числом мест более двух тысяч — 50%.

Учитель : А предусматриваются ли льготы на налоги?

Ученики : ???

Учитель : Налогообложение прибыли предприятий предусматривает ряд существенных льгот для определенных плательщиков и объектов, с которых берут налог. Вот главные из них.

Не облагается налогом та часть прибыли, которая израсходована на техническую реконструкцию, перевооружение, расширение, освоение производства. Эта льгота касается тех предприятий, которые работают в приоритетных направлениях (нефтяная и угольная промышленность, производство медицинской техники, продовольствия, медикаментов и т.п.). На 30% сокращается облагаемая прибыль, израсходованная на создание природоохранных объектов.

Освобождается от обложения та часть прибыли, которую предприятие расходует на содержание своих объектов здравоохранения, образования, культуры и спорта, детских и дошкольных учреждений и т.п.

Не облагаются также средства, выделенные предприятием на благотворительные цели, в экологические и оздоровительные фонды. Например, не облагаются суммы, выделенные для именных стипендий студентам; на строительство детдома или приюта; ремонт школы; на расчистку озера, реки и на другие природоохранные дела.

Значительные льготы предоставляются малым предприятиям (с численностью до 100 человек). Они освобождаются от налога на прибыль, направляемую на развитие этих предприятий. Малые предприятия, работающие на приоритетных направлениях, освобождаются от налога на прибыль на 2 года полностью и на 3-й и 4-й год частично.

Учитель : Что означает «Налог на доход физических лиц»?

Ученики : ???

Учитель : Этот налог выплачивают все граждане (физические лица), постоянно или временно проживающие на территории России.

Данным налогом облагается общий доход, полученный в календарном году, от источников в России и за ее пределами в денежной либо натуральной форме. В последнем случае учитываются рыночные (свободные) цены на доход.

Если плательщик налога получает доход от выполнения им работ по гражданско-правовым договорам, то сумма дохода уменьшается на документально подтвержденную сумму расходов, связанных с получением данного дохода.

Доходы, полученные в иностранной валюте, пересчиты-ваются в рубли по официальному курсу Центрального банка России. В облагаемую налогом сумму дохода не включаются:

—государственные пособия (но уходу за ребенком, по беременности и родам, инвалидам детства и т. п.);

—все виды пенсий;

—пособия по безработице;

—выигрыши по облигациям государственных займов и лотереям;

—проценты и выигрыши по вкладам в сберегательный банк;

—алименты и др.

Льготы по данному налогу имеют инвалиды и участники Великой Отечественной войны и некоторые другие лица. Кроме того, данный налог не выплачивается с сумм, направляемых плательщиком на благотворительные цели, а также предприятиям, учреждениям и организациям культуры, образования, здравоохранения и социального обеспечения, финансируемым из бюджета.

Учитель : А что означает «Налог на добавленную стоимость»?

Ученики : ???

Учитель : Источники получения данного налога. Налог на добавленную стоимость (НДС) представляет собой изъятие определенного процента прироста стоимости, который создается на всех стадиях производства товаров, работ и услуг и вносится в бюджет по мере их реализации.

Это косвенный налог, которым облагаются товары народного потребления и производственно-технического назначения, а также работы и услуги. При этом имеются в виду как товары собственного производства, так и приобретенные на стороне НДС распространяется и на товары (работы, услуги), реализуемые внутри предприятия для нужд его работников, на товары, реализуемые по обмену без оплаты, а также безвозмездно. Налог на добавленную стоимость включается предприятием, реализующим товар (работу, услугу), в цену товара и уплачивается этим предприятием в бюджет ежемесячно, исходя из фактического оборота по реализации товаров, работ и услуг.

V . Подведение итогов урока, выставление и комментирование оценок .

Учитель :

Сегодня вы познакомились с понятием о налогообложении в России, разновидности налогов и об объектах налогообложения.

VI . Задание домашнего задания

Учитель : Запишите домашнее задание: прочитать §5 Стр. 28 - 37. Пожалуйста, ваши вопросы по сегодняшней теме?

Учитель :

Урок закончен. Всем спасибо, до свидания!

Как отразить в учете организации расчеты по выплате стипендии лицу, претендующему на вакантную должность в организации и заключившему с ней ученический договор, а также расходы, связанные с обучением этого лица? Срок ученичества - один месяц. Обучение производится с отрывом от производства в индивидуальном порядке работником организации. Величина стипендии - 12 000 руб. Иные расходы, связанные с обучением, составили 25 000 руб.

Трудовые отношения

Организация-работодатель имеет право заключать с лицом, ищущим работу, ученический договор на профессиональное обучение (ч. 1 ст. 198 Трудового кодекса РФ). Правоотношения сторон ученического договора регламентируются нормами гл. 32 ТК РФ.

Ученикам в период ученичества выплачивается стипендия, размер которой определяется ученическим договором и зависит от получаемой профессии, специальности, квалификации, но не может быть ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (ст. 204 ТК РФ).

Ученический договор не является трудовым договором, однако на учеников распространяется трудовое законодательство, включая законодательство об охране труда (ст. 205 ТК РФ).

Бухгалтерский учет

Расходы на выплату стипендии ученику, а также расходы, связанные с обучением ученика, являются расходами по обычным видам деятельности и относятся к управленческим (п. п. 5, 7, 8 Положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99, утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н).

Учет названных расходов производится на счете 26 "Общехозяйственные расходы" или 44 "Расходы на продажу" (в зависимости от вида осуществляемой организацией деятельности) в корреспонденции в данном случае со счетом 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" (на сумму начисленной стипендии) и другими счетами (в зависимости от вида расхода) (Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденная Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н).

Страховые взносы

Согласно ч. 1 ст. 7, ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" объектом обложения страховыми взносами для работодателей признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, в частности, по гражданско- правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг. Таким образом, стипендия, выплачиваемая по ученическому договору, не является объектом налогообложения страховыми взносами, так как предметом этого договора не являются выполнение работ, оказание услуг.

Страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний начисляются на исчисленную по всем основаниям оплату труда (доход) работников и на суммы, выплачиваемые по гражданско-правовым договорам, если данный вид страхования предусмотрен договором (п. 3 Правил начисления, учета и расходования средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02.03.2000 N 184). Ученик не является работником организации, а ученическим договором не установлено условие о страховании ученика от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Следовательно, на сумму стипендии страховые взносы не начисляются.

Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)

Стипендия, выплачиваемая ученику на основании ученического договора, не поименована среди видов стипендий, освобождаемых от налогообложения НДФЛ (п. 11 ст. 217 Налогового кодекса РФ), следовательно, подлежит налогообложению на общих основаниях по ставке 13% в соответствии с пп. 7 п. 1 ст. 208 , п. 1 ст. 209 , п. 1 ст. 210 , п. 1 ст. 224 НК РФ. По данному вопросу см. также п. 2 Письма Минфина России от 07.05.2008 N 03-04-06-01/123.

Датой получения дохода учеником считается день выплаты стипендии (пп. 1 п. 1, п. 2 ст. 223 НК РФ).

НДФЛ со стипендии исчисляется организацией и удерживается ею при фактической выплате дохода. Суммы исчисленного и удержанного НДФЛ перечисляются организацией в бюджет не позднее дня фактического получения в банке наличных денежных средств на выплату стипендии (п. п. 1, 4, 6 ст. 226 НК РФ).

Налог на прибыль организаций

Расходы на выплату стипендии уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль как прочие расходы, связанные с производством и реализацией (пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ). Поскольку обязанность организации по выплате стипендии ученику, обучающемуся по ученическому договору, установлена трудовым законодательством, то данный расход признается обоснованным (абз. 3 п. 1 ст. 252 НК РФ). Вместе с тем заметим, что, по мнению Минфина России, стипендии ученикам, с которыми по окончании обучения трудовые договоры не заключены, не учитываются в расходах при налогообложении прибыли (Письма Минфина России от 07.05.2008 N 03-04-06-01/123 (п. 3), от 13.02.2007 N 03-03-06/1/77).

Расходы, связанные с обучением ученика, учитываются для целей исчисления налога на прибыль по соответствующим статьям учета затрат (в зависимости от вида расходов). В частности, заработная плата обучающего работника учитывается в составе расходов на оплату труда (п. 1 ст. 255 НК РФ), сумма начисленных на нее страховых взносов - в составе прочих расходов (пп. 45, 49 п. 1 ст. 264 НК РФ), стоимость израсходованных материалов - в составе материальных расходов (пп. 2 п. 1 ст. 254 НК РФ).

Если в организации по ученическим договорам обучается несколько учеников, то организация вправе оформить начисление и выплату стипендий в расчетно-платежной ведомости (п. 17 Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденного Решением Совета директоров ЦБ РФ от 22.09.1993 N 40).

В.В.Гришина, Консультационно-аналитический центр по бухгалтерскому учету и налогообложению

Здравствуйте! Стипендия, которая выплачивается в рамках такого договора, не облагается взносами на обязательное страхование. НДФЛ с суммы стипендии нужно удержать. Статья 217. Доходы, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения) [Налоговый кодекс РФ] [Глава 23] [Статья 217] Не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) следующие виды доходов физических лиц: 3) все виды установленных действующим законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат... 11) стипендии учащихся, студентов, аспирантов, ординаторов, адъюнктов или докторантов учреждений высшего профессионального образования или послевузовского профессионального образования, научно-исследовательских учреждений, учащихся учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования, слушателей духовных учебных учреждений, выплачиваемые указанным лицам этими учреждениями, стипендии, учреждаемые Президентом Российской Федерации, органами законодательной (представительной) или исполнительной власти Российской Федерации, органами субъектов Российской Федерации, благотворительными фондами, стипендии, выплачиваемые за счет средств бюджетов налогоплательщикам, обучающимся по направлению органов службы занятости.." Стипендия по ученическому договору не является компенсацией расходов ученика, поскольку ее размер определяется не понесенными затратами, а получаемой в результате обучения квалификацией (ст. 204 ТК РФ). Поэтому п. 3 ст. 217 НК РФ на нее не распространяется. Не подпадает она и под действие п. 11 ст. 217 НК РФ, так как выплачивается работодателем, а не учреждением, в котором обучается ученик. Это подтверждает и Письмо Минфина РФ от 07.05.2008 N 03-04-06-01/123 Вопрос: Организация заключила с физлицом ученический договор, по которому оно в течение нескольких месяцев должно обучаться и выполнять определенную работу. Физлицу выплачивается стипендия и вознаграждение за проделанную работу. Подлежат ли налогообложению ЕСН и НДФЛ указанные выплаты? Вправе ли организация учесть в расходах при исчислении налога на прибыль сумму выплат за работу в случае расторжения ученического договора по инициативе физлица? Ответ: МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО от 7 мая 2008 г. N 03-04-06-01/123 Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо ООО по вопросу налогообложения стипендий и вознаграждения за работу, выполняемую учениками на практических занятиях, выплачиваемых организацией в соответствии с ученическими договорами, и в соответствии со ст. 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) разъясняет следующее. ...Налог на доходы физических лиц. При определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц в соответствии с п. 1 ст. 210 Кодекса учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло. Пункт 11 ст. 217 Кодекса содержит перечень видов стипендий, не подлежащих налогообложению. Стипендии, выплаченные организацией в соответствии ученическими договорами, не относятся к числу стипендий, освобождаемых от налогообложения на основании п. 11 ст. 217 Кодекса, и указанные стипендии подлежат налогообложению налогом на доходы физических лиц в общеустановленном порядке. Вознаграждение за работу, выполняемую учениками на практических занятиях, на основании п. 1 ст. 210 Кодекса также подлежит налогообложению..." Письмо Минтруда РФ от 26.02.2015 N 17-3/В-83 Департамент развития социального страхования рассмотрел обращение по вопросу начисления страховых взносов в государственные внебюджетные фонды на суммы выплат, произведенных организацией на основании ученических договоров, заключенных с физическими лицами, и сообщает следующее. Частью 1 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон N 212-ФЗ) определено, что объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые организациями в пользу физических лиц, в частности, в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг. В соответствии со статьей 198 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - Трудовой кодекс) работодатель - юридическое лицо (организация) имеет право заключать с лицом, ищущим работу, или с работником данной организации ученический договор на получение образования без отрыва или с отрывом от работы. Ученикам в период ученичества выплачивается стипендия, размер которой определяется ученическим договором (статья 204 Трудового кодекса). Ученический договор не является трудовым договором или гражданско-правовым договором на выполнение работ, оказание услуг. Это следует из статей 56, 198, 199 Трудового кодекса. Следовательно, стипендии, выплачиваемые по ученическому договору, заключенному с физическим лицом, ищущим работу, а также по ученическому договору на получение образования без отрыва от работы, заключенному с работником данной организации, не признаются объектом обложения страховыми взносами на основании части 1 статьи 7 Федерального закона N 212-ФЗ как выплаты, производимые не в рамках трудовых отношений или гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг. Заместитель директора Департамента Л.А. КОТОВА Это же подтверждают письма ПФР № НП?30-26/9660 и ФСС России № 17-03-10/08-2786П от 29.07.2014) и суды (постановление Президиума ВАС РФ от 03.12.2013 № 10905/13).



Просмотров