Дознаватель гпн мчс. Функциональные обязанности дознавателя


НОРМЫ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ


ПЕРЕЧЕНЬ ЗДАНИЙ, СООРУЖЕНИЙ, ПОМЕЩЕНИЙ

И ОБОРУДОВАНИЯ, ПОДЛЕЖАЩИХ ЗАЩИТЕ АВТОМАТИЧЕСКИМИ

УСТАНОВКАМИ ПОЖАРОТУШЕНИЯ И АВТОМАТИЧЕСКОЙ

ПОЖАРНОЙ СИГНАЛИЗАЦИЕЙ

Дата введения 1999-05-01


РАЗРАБОТАНЫ ГУГПС МВД России, ВНИИПО МВД России


ВНЕСЕНЫ И ПОДГОТОВЛЕНЫ К УТВЕРЖДЕНИЮ нормативно-техническим отделом ГУГПС МВД России


УТВЕРЖДЕНЫ Главным государственным инспектором Российской Федерации по пожарному надзору


СОГЛАСОВАНЫ с Госстроем России письмом N 09-690 от 28.12.98 г.


ВВЕДЕНЫ В ДЕЙСТВИЕ приказом ГУГПС МВД России от 22.03.99 г. N 20


ВЗАМЕН НПБ 110-96

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящие нормы пожарной безопасности устанавливают основные требования по защите автоматическими установками пожаротушения (АУПТ) и пожарной сигнализацией (АУПС)* зданий, сооружений, помещений и оборудования и являются обязательными для исполнения организациями независимо от их ведомственной принадлежности и организационно-правовой формы.


Наряду с настоящими нормами необходимо руководствоваться ведомственными (отраслевыми) перечнями, другими нормативными документами, утвержденными в установленном порядке по согласованию с Главным управлением Государственной противопожарной службы МВД России.


1.2. Под зданием в настоящих нормах понимается здание в целом или часть здания (пожарные отсеки), выделенные противопожарными стенами 1-го типа.


Под нормативным показателем площади помещения в разделе 4 настоящих норм понимается часть здания или сооружения, выделенная ограждающими конструкциями, отнесенными к противопожарным преградам с пределом огнестойкости не менее 0,75 часа (перегородки ЕI 45, стены и перекрытия REI 45).


1.3. Тип автоматической установки пожаротушения, способ тушения, вид огнетушащих средств, тип оборудования установок пожарной автоматики определяется организацией-проектировщиком в зависимости от технологических, конструктивных и объемно-планировочных особенностей защищаемых зданий и помещений с учетом требований действующих нормативно-технических документов.

1.4. В зданиях и сооружениях, указанных в табл.1, следует защищать соответствующими автоматическими установками все помещения независимо от площади, кроме помещений:


С мокрыми процессами (душевые, санузлы, охлаждаемые камеры, помещения мойки и т.п.);


Венткамер (приточных, а также вытяжных, не обслуживающих производственные помещения категории А или Б), насосных станций водоснабжения, бойлерных и др. помещений для инженерного оборудования здания, в которых отсутствуют горючие материалы;



Лестничных клеток.


1.5. Здания, сооружения и помещения, подлежащие оборудованию установками охранной и пожарной сигнализации, рекомендуется защищать охранно-пожарной сигнализацией.


1.6. Если площадь помещений, подлежащих оборудованию системами автоматического пожаротушения, составляет 40% и более от общей площади этажей здания, сооружения, следует предусматривать оборудование здания, сооружения в целом системами автоматического пожаротушения, за исключением помещений, перечисленных в п.1.4.


1.7. АУПТ и АУПС должны проектироваться в соответствии с СНиП 2.04.09-84 "Пожарная автоматика зданий и сооружений" и другими нормативными документами, утвержденными в установленном порядке.



1.9. Защита открытых технологических установок с обращением взрывопожароопасных веществ и материалов автоматическими установками тушения и обнаружения пожара определяется ведомственными нормативными документами, согласованными с Главным управлением Государственной противопожарной службы МВД России и утвержденными в установленном порядке.


1.10. Здания, сооружения и помещения, не вошедшие в настоящий Перечень, оборудуются установками пожарной автоматики в соответствии с требованиями отраслевых (ведомственных) нормативных документов, утвержденных в установленном порядке.



Таблица 1



Объект защиты


Нормативный показатель

2.1. Здания складов целлулоида и изделий из него, спичек, щелочных металлов


2.2. Здания складов шерсти, меха, драгоценных металлов и камней


2.3. Здания складов фото, кино, аудиопленки на ацетатной основе при хранении 200 кг и более, а на горючей основе - независимо от количества


2.4. Здания складов полупроводниковых материалов, микросхем и других радиокомплектующих


2.5. Здания складов расходного запаса двигателей и агрегатов машин с наличием в них топлива и масел


2.6. Здания складов каучука, резины и резинотехнических изделий:



2.6.1. Одноэтажные

750 м и более*

менее 750 м

2.6.2. Двухэтажные и более


независимо от площади



независимо от площади и этажности


независимо от площади


2.9. Здания хранения архивов, уникальных изданий, отчетов, рукописей и другой документации особой ценности


2.10. Здания и сооружения для хранения, технического обслуживания и ремонта автомобилей

По СНиП 21-02-99

2.11. Здания высотой более 30 м (за исключением жилых зданий и производственных зданий категории Г и Д по пожарной опасности)*

независимо от площади


2.12. Жилые здания:



2.12.1. Общежития, специализированные жилые дома для престарелых и инвалидов


независимо от площади

2.12.2. Жилые здания высотой более 28 м*


2.13. Одноэтажные здания из легких металлических конструкций с полимерными горючими утеплителями:



2.13.1. Общественного назначения

800 м и более

менее 800 м

2.13.2. Административно-бытового назначения

1200 м и более

менее 1200 м

2.14. Здания и сооружения по переработке и хранению зерна


независимо от площади и этажности

2.15. Здания общественного и административно-бытового назначения (кроме указанных в п.п.2.11, 2.13, 2.16, 2.19)


2.16. Здания предприятий торговли**



2.16.1. Подземные


200 м и более

менее 200 м

2.16.2. Одноэтажные (за исключением п.2.13)


при площади здания 3500 м и более

при площади здания менее 3500 м

* Высота здания определяется в соответствии с требованиями СНиП 21-01-97 "Пожарная безопасность зданий и сооружений"


** Наряду с помещениями, указанными в п.1.4 настоящих норм, не следует предусматривать автоматические установки в помещениях хранения и подготовки к продаже мяса, рыбы, фруктов и овощей (в негорючей упаковке), металлической посуды, негорючих строительных материалов.


2.16.3. Двухэтажные


при общей торговой площади 3500 м и более


при общей торговой площади менее 3500 м

2.16.4. Трехэтажные и более


независимо от общей площади здания


2.16.5. Здания специализированных предприятий торговли по продаже легковоспламеняющихся и горючих жидкостей (за исключением п.2.17 и расфасованного товара в таре емкостью не более 20 л)

независимо от площади


2.17. Автозаправочные станции (в том числе контейнерного типа), а также палатки, магазины и киоски, относящиеся к ним

По НПБ 111-98

2.18. Культовые здания и комплексы*


независимо от площади и этажности

2.19. Здания выставочных павильонов:



2.19.1. Одноэтажные (за исключением п.2.12)

1000 м и более

менее 1000 м

2.19.2. Двухэтажные и более

независимо от площади


* Производственные, складские и жилые здания комплексов оборудуются по требованиям соответствующих пунктов настоящих норм.


3. СООРУЖЕНИЯ


Таблица 2


Объект защиты


Нормативный показатель

3.1. Кабельные сооружения* электростанций

независимо от площади


* Под кабельными сооружениями в настоящих нормах понимаются тоннели, проходные каналы, подвалы, шахты, этажи, двойные полы, галереи, камеры, используемые для прокладки электрокабелей (в том числе совместно с другими коммуникациями)

3.2. Кабельные сооружения подстанций напряжением, кВ:



3.2.1. 500 и выше


3.2.2. Менее 500


независимо от площади

3.3. Кабельные сооружения подстанций глубокого ввода напряжением 110 кВ с трансформаторами мощностью, МВА:



3.3.1. 63 и выше


3.3.2. Менее 63


3.4. Кабельные сооружения промышленных и общественных зданий

более 100 м

100 м и менее

3.5. Комбинированные тоннели производственных и общественных зданий при прокладке в них кабелей и проводов, напряжением 220 В и выше в количестве, шт.:




3.5.1. Объемом более 100 м


12 и более

3.5.2. Объемом 100 м и менее


3.6. Кабельные тоннели (в том числе комбинированные), прокладываемые между промышленными зданиями


50 м и более

3.7. Городские кабельные коллекторы и тоннели (в том числе комбинированные)


3.8. Кабельные сооружения при прокладке в них маслонаполненных кабелей в металлических трубах


независимо от площади

3.9. Емкостные сооружения (резервуары) для наземного хранения легковоспламеняющихся и горючих жидкостей

по СНиП 2.11.03-93

3.10. Закрытые галереи, эстакады для транспортирования лесоматериалов

длиной 25 м и более

длиной менее 25 м

3.11. Пространства за подвесным потолком и под съемными полами при прокладке в них*:



* Пространства за подвесными потолками и под съемными полами, кабельные сооружения автоматическими установками не оборудуются (за исключением пп.3.1-3.3):

При прокладке кабелей (электропроводок) в стальных водогазопроводных трубах;

При прокладке трубопроводов и воздухопроводов с негорючей изоляцией.

3.11.1. Воздуховодов, трубопроводов и кабельных трасс (в том числе при их совместной прокладке) с числом кабелей (проводов) более 12 напряжением 220 В и выше с изоляцией из горючих и трудногорючих материалов

независимо от площади и объема


3.11.2. Кабельных трасс с числом кабелей и проводов от 5 до 12 напряжением 220 В и выше с изоляцией из горючих и трудногорючих материалов


независимо от площади


4. ПОМЕЩЕНИЯ


Таблица 3


Объект защиты



Нормативный показатель

Помещения складского назначения

300 м и более

менее 300 м

4.2. Для хранения каучука, целлулоида и изделий из него, спичек, щелочных металлов, пиротехнических изделий и материалов, изделий радиоэлектронной техники и их комплектующих

независимо от площади


4.3. Для хранения шерсти, меха и изделий из него: фото-, кино-, аудио пленки на горючей основе




4.4.1. В цокольном и подвальном

независимо от площади


4.4.2. В надземных

300 м и более

менее 300 м



4.5.1. В цокольном и подвальном

300 м и более

менее 300 м

4.5.2. В надземных

1000 м и более

менее 1000 м

Производственные помещения

300 м и более

менее 300 м

4.7. С наличием щелочных металлов при размещении в этажах:



4.7.1. В цокольном

300 м и более

менее 300 м

4.7.2. В надземных

500 м и более

менее 500 м



4.8.1. В цокольном и подвальном

независимо от площади


4.8.2. В надземных (кроме указанных в пп.4.11-4.21)

300 м и более

менее 300 м



4.9.1. В цокольном и подвальном

независимо от площади


4.9.2. В надземных

500 м и более

менее 500 м

4.10. Маслоподвалы

независимо от площади


4.11. Помещения для приготовления: суспензии из алюминиевой пудры, резиновых клеев; на основе ЛВЖ и ГЖ: лаков, красок, клеев, мастик, пропиточных составов. Помещения окрасочных, полимеризации синтетического каучука, компрессорных с газотурбинными двигателями, огневых подогревателей нефти, дизельных

независимо от площади


4.12. Помещения высоковольтных испытательных залов, помещения, экранированные горючими материалами


* Требования не распространяются на помещения, расположенные в зданиях и сооружениях по переработке и хранению зерна

** Площадь помещений категории В3 допускается увеличивать на 20%

Энергетические помещения

4.13. Помещения подстанций с трансформаторами и реакторами напряжением кВ:



4.13.1. 500 и выше

независимо от площади


4.13.2. Менее 500



независимо от площади

4.14. Помещения с трансформаторами напряжением 220-330 кВ, с единичной мощностью, МВА:



4.14.1. 200 и более


4.14.2. Менее 200


4.15. Помещения с трансформаторами, установленными в камерах закрытых подстанций и распределительных установок:



4.15.1. Мощностью, МВА:



63 и более


от 2,5 до 63





от 35 до 110


Помещения связи

4.16. Вентиляционные, трансформаторные помещения, помещения разделительных устройств: передающих радиостанций мощностью передатчиков 150 кВт и выше, приемных радиостанций с числом приемников от 20, стационарных станций космической связи с мощностью передающего устройства более 1 кВт, ретрансляционных телевизионных станций мощностью передатчиков 25-50 кВт, сетевых узлов, междугородных и городских телефонных станций, телеграфных станций, оконечных усилительных пунктов и районных узлов связи


независимо от площади

4.17. Необслуживаемые и обслуживаемые без вечерних и ночных смен: технические цехи оконечных усилительных пунктов, промежуточных радиорелейных станций, передающих и приемных радиоцентров

независимо от площади


4.18. Помещения главных касс, бюро контроля переводов и зональных вычислительных центров почтамтов, городских и районных узлов почтовой связи общим объемом зданий:



4.18.1. 40 тыс.м и более


4.18.2. Менее 40 тыс.м


независимо от площади

4.19. Автозалы АТС, где устанавливается коммутационное оборудование квазиэлектронного и электронного типов совместно с ЭВМ, используемой в качестве управляющего комплекса, устройствами ввода-вывода, помещения электронных коммутационных станций, узлов, центров документальной электросвязи емкостью:



4.19.1. 10 тыс. и более номеров, каналов или точек подключения


4.19.2. Менее 10 тыс. номеров, каналов или точек подключения


4.20. Выделенные помещения управляющих устройств на основе ЭВМ автоматических междугородных телефонных станций при емкости станций:



4.20.1. 10 тыс. междугородных каналов и более

24 м и более

менее 24 м

4.20.2. Менее 10 тыс. междугородных каналов


независимо от площади

4.21. Помещения обработки, сортировки, хранения и доставки посылок, письменной корреспонденции, периодической печати, страховой почты

500 м и более

менее 500 м

Помещения транспорта

4.22. Электромашинные, аппаратные, ремонтные, тележечные и колесные, разборки и сборки вагонов, ремонтно-комплектовочные, электровагонные, подготовки вагонов, дизельные, технического обслуживания подвижного состава, контейнерных депо, производства стрелочной продукции, горячей обработки цистерн, тепловой камеры обработки вагонов для нефтебитума, шпалопропиточные, цилиндровые, отстоя пропитанной древесины

независимо от площади


4.23. Подземные помещения и сооружения метрополитенов и подземных скоростных трамваев (за исключением перегонных соединительных тоннелей, пассажирских помещений, аккумуляторных, насосных, тепловых узлов, калориферных и камер тоннелей вентиляции)


4.24. Помещения контрольно-диспетчерского пункта с автоматической системой, центра коммутации сообщений, дальних и ближних приводных радиостанций с радиомаркерами


4.25. Помещения демонтажа и монтажа авиадвигателей, воздушных винтов, шасси и колес самолетов и вертолетов


4.26. Помещения самолетного и двигателеремонтного производств


4.27. Помещения для хранения транспортных средств, размещаемые в зданиях иного назначения (за исключением индивидуальных жилых домов) при их расположении:



4.27.1. В подвальных и подземных этажах (в том числе под мостами)


4.27.2. В цокольных и надземных этажах

при хранении 3-х и более автомобилей

при хранении менее 3-х автомобилей

4.28. Пути отстоя подвижного состава метрополитенов с техническим обслуживанием

4500 м и более

менее 4500 м

Помещения общественного назначения

4.29. Помещения для хранения и выдачи уникальных изданий, отчетов, рукописей и другой документации особой ценности (в том числе архивы операционных отделов)

независимо от площади


4.30. Помещения хранилищ и для хранения служебных каталогов и описей в библиотеках и архивах с фондом хранения:



4.30.1. 500 тыс. единиц и более


4.30.2. Менее 500 тыс. единиц


независимо от площади

4.31. Выставочные залы*

1000 м и более

менее 1000 м

4.32. Помещения для хранения и демонстрации музейных ценностей*

независимо от площади


4.33. Помещения в зданиях культурно-зрелищного назначения:



4.33.1. В кинотеатрах и клубах с эстрадами при вместимости зала более 700 мест при наличии колосников**;


4.33.2. В клубах со сценами размерами (м) 12,5х7,5; 15х7,5; 18х9 и 21х12 при вместимости зала до 700 мест**


4.33.3. В клубах со сценами размерами (м) 18х9; 21х12 при вместимости зрительного зала более 700 мест, со сценами 18х12 и 21х15 независимо от вместимости, а также в театрах** , ***


* Данное требование не распространяется на помещения:

Временно используемые для выставок (фойе, вестибюли и т.д.);

Где хранение ценностей производится в металлических сейфах.

** Дренчеры устанавливаются под колосниками сцены и арьерсцены, под нижним ярусом рабочих галерей и соединяющими их нижними переходными мостиками, в сейфах скатанных декораций и во всех проемах сцены, включая проемы портала, карманов и арьерсцены, а также в части трюма, занятой конструкциями встроенного оборудования сцены, подъемно-опускных устройств.

*** Спринклерными установками оборудуются: покрытия сцены и арьерсцены, все рабочие галереи и переходные мостики, кроме нижних, трюм (кроме встроенного оборудования сцены), карманы сцены, арьерсцена, а также складские помещения, кладовые, мастерские, помещения станковых и объемных декораций, камера пылеудаления.

4.33.4. В концертных и киноконцертных залах филармоний вместимостью 800 мест и более

независимо от площади


4.33.5. В складах декораций, бутафорий и реквизита, столярных мастерских, фуражных, инвентарных и хозяйственных кладовых, помещениях хранения и изготовления рекламы, помещениях производственного назначения и обслуживания сцены, помещениях для животных, чердачном подкупольном пространстве над зрительным залом


4.34. Помещения хранилищ ценностей



4.34.1. В банках

по ВНП 001-95/ Банк России


4.34.2. В ломбардах

независимо от площади


4.35. Съемочные павильоны киностудий

1000 м и более

менее 1000 м

4.36. Помещения (камеры) хранения багажа ручной клади (кроме оборудованных автоматическими ячейками) и склады горючих материалов в зданиях вокзалов (в том числе аэровокзалов) в этажах:



4.36.1. В цокольном и подвальном

независимо от площади


4.36.2. В надземных

300 м и более

менее 300 м

4.37. Помещения для хранения горючих материалов или негорючих материалов в горючей упаковке, при расположении их:



4.37.1. Под трибунами любой вместимости в крытых спортивных сооружениях

100 м и более

менее 100 м

4.37.2. В зданиях крытых спортивных сооружений вместимостью 800 и более зрителей

4.37.3. Под трибунами вместимостью 3000 и более зрителей при открытых спортивных сооружениях


4.38. Помещения для размещения ЭВМ, связных процессоров и телекоммуникационных узлов сетей, архивов магнитных и бумажных носителей, графопостроителей, сервисной аппаратуры, системных программистов, систем подготовки данных, а также пространства под съемными полами и за подвесным потолком (за исключением персональных ЭВМ, размещаемых на рабочих местах пользователей и не требующих выделения зон обслуживания)

независимо от площади


4.39. Помещения предприятий торговли, встроенные в здания другого назначения:



4.39.1. Подвальные и цокольные этажи

200 м и более

менее 200 м

4.39.2. Надземные этажи

500 м и более

менее 500 м

4.40. Помещения производственного и складского назначения, расположенные в научно-исследовательских учреждениях и других общественных зданиях

оборудуются в соответствии с требованиями табл.3 настоящих норм

4.41. Помещения иного общественного назначения, в том числе встроенные и пристроенные


независимо от площади

5. ОБОРУДОВАНИЕ


Таблица 4


Объект защиты


Нормативный показатель

5.1. Окрасочные камеры с применением ЛВЖ и ГЖ

независимо от типа


5.2. Сушильные камеры


5.3. Циклоны (бункеры) для сбора горючих отходов


5.4. Трансформаторы с масляной системой охлаждения, напряжением



независимо от мощности


5.4.2. 220-330 кВ

мощностью 200 МВА


5.4.3. 110 кВ, установленные у здания гидроэлектростанций

с единичной мощностью 63 МВА


5.5. Масляные выключатели, установленные в закрытых распределительных устройствах

при массе масла 60 кг и более


5.6. Испытательные станции передвижных электростанций и агрегатов с дизель- и бензоэлектрическими агрегатами, смонтированными на автомашинах и прицепах

независимо от площади


5.7. Стеллажи высотой более 5,5 м для хранения горючих материалов и негорючих материалов в горючей упаковке


5.8. Масляные емкости для закаливания

3 м и более


МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ
ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ
И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОТИВОПОЖАРНАЯ СЛУЖБА

НОРМЫ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

ПЕРЕЧЕНЬ ЗДАНИЙ, СООРУЖЕНИЙ,
ПОМЕЩЕНИЙ И ОБОРУДОВАНИЯ,
ПОДЛЕЖАЩИХ ЗАЩИТЕ
АВТОМАТИЧЕСКИМИ УСТАНОВКАМИ ПОЖАРОТУШЕНИЯ
И АВТОМАТИЧЕСКОЙ ПОЖАРНОЙ СИГНАЛИЗАЦИЕЙ

НПБ 110-03

МОСКВА 2003

Разработаны Главным управлением Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (ГУГПС МЧС России) и Федеральным государственным учреждением «Всероссийский ордена «Знак Почета» научно-исследовательский институт противопожарной обороны Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» (ФГУ ВНИИПО МЧС России).

Внесены и подготовлены к утверждению нормативно-техническим отделом Главного управления Государственной противопожарной службы (ГУГПС МЧС России).

МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОТИВОПОЖАРНАЯ СЛУЖБА

НОРМЫ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

ПЕРЕЧЕНЬ ЗДАНИЙ, СООРУЖЕНИЙ, ПОМЕЩЕНИЙ И ОБОРУДОВАНИЯ, ПОДЛЕЖАЩИХ ЗАЩИТЕ АВТОМАТИЧЕСКИМИ УСТАНОВКАМИ ПОЖАРОТУШЕНИЯ И АВТОМАТИЧЕСКОЙ ПОЖАРНОЙ СИГНАЛИЗАЦИЕЙ

THE LIST OF BUILDINGS, CONSTRUCTIONS, ROOMS AND EQUIPMENT SUBJECT TO PROTECTION BY AUTOMATIC EXTINGUISHING AND FIRE DETECTION INSTALLATION

НПБ 110-03

Дата введения 30.06.2003 г.

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Настоящие нормы устанавливают основные требования пожарной безопасности, регламентирующие защиту зданий, сооружений, помещений и оборудования на всех этапах их создания и эксплуатации автоматическими установками пожаротушения (АУПТ) и автоматическими установками пожарной сигнализации (АУПС) 1 .

Объекты, не относящиеся к государственному и муниципальному имуществу, перечисленные в пунктах 1, 2, 7 таблицы 1, пунктах 1-8 таблицы 2, пунктах 1-15, 16.1, 17.1, 19, 20 таблицы 3, пунктах 1-7 таблицы 4 приложения настоящих норм допускается оборудовать АУПС без устройства АУПТ. При этом на указанных объектах должна быть обеспечена безопасность находящихся в них людей и устранена угроза пожара и его опасных факторов для других лиц, что должно быть подтверждено соответствующими расчетами, а применяемое в АУПС оборудование должно отвечать современным требованиям.

На объектах, перечисленных выше, взамен АУПТ также могут предусматриваться автономные установки пожаротушения для защиты отдельных пожароопасных участков.

Наряду с настоящими нормами необходимо руководствоваться ведомственными (отраслевыми) и территориальными перечнями, а также другими нормативными документами, утвержденными в установленном порядке.

Ведомственные (отраслевые), территориальные перечни, а также другие нормативные документы, определяющие необходимость защиты зданий, сооружений, помещений и оборудования АУПТ и АУПС, разработанные в соответствии с требованиями настоящих норм, согласованию не подлежат.

2. Под зданием в настоящих нормах понимается здание в целом или часть здания (пожарные отсеки), выделенные противопожарными стенами 1 типа.

Под нормативным показателем площади помещения в разделе III обязательного приложения настоящих норм понимается часть здания или сооружения, выделенная ограждающими конструкциями, отнесенными к противопожарным преградам с пределом огнестойкости не менее 0,75 часа (перегородки EI45, стены и перекрытия REI45).

3. Тип автоматической установки тушения, способ тушения, вид огнетушащих средств, тип оборудования установок пожарной автоматики определяется организацией-проектировщиком в зависимости от технологических, конструктивных и объемно-планировочных особенностей защищаемых зданий и помещений с учетом требований действующих нормативно-технических документов.

Здания и помещения, перечисленные в пунктах 3, 6.1, 7, 9, 10, 13 таблицы 1, пунктах 14-19, 26-29, 32-38 таблицы 3 при применении автоматической пожарной сигнализации следует оборудовать дымовыми пожарными извещателями.

4. В зданиях и сооружениях следует защищать соответствующими автоматическими установками все помещения независимо от площади, кроме помещений:

· с мокрыми процессами (душевые, санузлы, охлаждаемые камеры, помещения мойки и т.п.);

· венткамер (приточных, а также вытяжных, не обслуживающих производственные помещения категории А или Б), насосных водоснабжения, бойлерных и др. помещений для инженерного оборудования здания, в которых отсутствуют горючие материалы;

· лестничных клеток.

5. Здания, сооружения и помещения, подлежащие оборудованию установками охранной и пожарной сигнализации, рекомендуется защищать охранно-пожарной сигнализацией.

6. Если площадь помещений, подлежащих оборудованию системами автоматического пожаротушения, составляет 40 % и более от общей площади этажей здания, сооружения, следует предусматривать оборудование здания, сооружения в целом системами автоматического пожаротушения за исключением помещений, перечисленных в п. 4.

7. АУПТ и АУПС должны проектироваться в соответствии с нормативными документами, утвержденными в установленном порядке.

9. Защита наружных технологических установок с обращением взрывопожароопасных веществ и материалов автоматическими установками тушения и обнаружения пожара определяется ведомственными нормативными документами, согласованными и утвержденными в установленном порядке.

10. Здания, сооружения и помещения, не вошедшие в настоящий Перечень, оборудуются установками пожарной автоматики в соответствии с требованиями отраслевых (ведомственных) нормативных документов, утвержденных в установленном порядке.

11. Согласование проектов систем автоматической противопожарной защиты зданий, сооружений, помещений и оборудования в подразделениях Государственной противопожарной службы проводится в соответствии с нормативными документами по пожарной безопасности и инструкцией по организации и осуществлению государственного пожарного надзора.

12. Перечень зданий и помещений, которые целесообразно оборудовать пожарной автоматикой с передачей сигнала о пожаре по радиотелекоммуникационной системе на центральный узел связи «01» Государственной противопожарной службы, определяется соответствующим территориальным подразделением ГПС МЧС России, исходя из их технических возможностей.

13. В разделе III обязательного приложения при определении вида автоматической установки (АУПТ или АУПС) для защиты помещений категории В3 по пожарной опасности нормативный показатель (площадь помещения) допускается увеличивать на 20 %.

14. Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией, представлен в обязательном приложении.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Обязательное

Таблица 1

Объект защиты

Нормативный показатель

Независимо от площади

3. Здания архивов, уникальных изданий, отчетов, рукописей и другой документации особой ценности

4. Здания и сооружения для автомобилей:

4.1. Для хранения

4.2. Для технического обслуживания и ремонта

5. Здания высотой более 30 м (за исключением жилых зданий и производственных зданий категории Г и Д по пожарной опасности)*

Независимо от площади

6. Жилые здания:

6.1. Общежития, специализированные жилые дома для престарелых и инвалидов**

Независимо от площади

6.2. Жилые здания высотой более 28 м***

7. Одноэтажные здания из легких металлических конструкций с полимерными горючими утеплителями:

7.1. Общественного назначения

800 м 2 **** и более

Менее 800 м 2

7.2. Административно-бытового назначения

1200 м 2 и более

Менее 1200 м 2

8. Здания и сооружения по переработке и хранению зерна

Независимо от площади и этажности

9. Здания общественного и административно-бытового назначения (кроме указанных в пп. 11, 13)

10. Здания предприятий торговли (за исключением помещений, указанных в п. 4 настоящих норм, и помещений хранения и подготовки к продаже мяса, рыбы, фруктов и овощей (в негорючей упаковке), металлической посуды, негорючих строительных материалов):

10.1. Одноэтажные (за исключением п. 13):

10.1.1. При размещении торгового зала и подсобных помещений в цокольном или подвальном этажах

200 м 2 и более

Менее 200 м 2

10.1.2. При размещении торгового зала и подсобных помещений в наземной части здания

При площади здания 3500 м 2 и более

При площади здания менее 3500 м 2

10.2. Двухэтажные:

10.2.1. Общей торговой площадью

3500 м 2 и более

Менее 3500 м 2

10.2.2. При размещении торгового зала в цокольном или подвальном этажах

Независимо от величины торговой площади

10.3. Трехэтажные и более

10.4. Здания специализированных предприятий торговли по продаже легковоспламеняющихся и горючих жидкостей (за исключением расфасованного товара в таре емкостью не более 20 л)

Независимо от площади

11. Автозаправочные станции (в том числе контейнерного типа), а также палатки, магазины и киоски, относящиеся к ним

По НПБ 111

12. Культовые здания и комплексы (производственные, складские и жилые здания комплексов оборудуются по требованиям соответствующих пунктов настоящих норм)

Независимо от площади и этажности

13. Здания выставочных павильонов:

13.1. Одноэтажные (за исключением п. 12)

1000 м 2 и более

Менее 1000 м 2

13.2. Двухэтажные и более

Независимо от площади

Примечания:

* Высота здания определяется в соответствии с требованиями СНиП 21-01-97 «Пожарная безопасность зданий и сооружений».

** Наряду с АУПС помещения квартир и общежитий следует оборудовать автономными оптико-электронными дымовыми пожарными извещателями согласно СНиП 2.08.01 .

*** Тепловые пожарные извещатели АУПС устанавливаются в прихожих квартир и используются для выполнения требования п. 1.34* СНиП 2.08.01-89 *.

II. СООРУЖЕНИЯ

Таблица 2

Объект защиты

Нормативный показатель

1. Кабельные сооружения* электростанций

Независимо от площади

2. Кабельные сооружения подстанций напряжением, кВ:

2.1. 500 и выше

2.2. Менее 500

Независимо от площади

3. Кабельные сооружения подстанций глубокого ввода напряжением 110 кВ с трансформаторами мощностью:

3.1. 63 МВА и выше

3.2. Менее 63 МВА

4. Кабельные сооружения промышленных и общественных зданий

Более 100 м 3

100 м 3 и менее

5. Комбинированные тоннели производственных и общественных зданий при прокладке в них кабелей и проводов напряжением 220 В и выше, в количестве:

5.1. Объемом более 100 м 3

12 шт. и более

От 5 до 12 шт.

5.2. Объемом 100 м 3 и менее

5 и более шт.

6. Кабельные тоннели и закрытые полностью галереи (в том числе комбинированные), прокладываемые между промышленными зданиями

50 м 3 и более

7. Городские кабельные коллекторы и тоннели (в том числе комбинированные)

Независимо от площади и объема

8. Кабельные сооружения при прокладке в них маслонаполненных кабелей в металлических трубах

Независимо от площади

9. Емкостные сооружения (резервуары) для наземного хранения легковоспламеняющихся и горючих жидкостей

10. Закрытые галереи, эстакады для транспортирования лесоматериалов

Независимо от длины

11. Пространства за подвесными потолками при прокладке в них воздуховодов, трубопроводов с изоляцией, выполненной из материалов группы горючести Г1 - Г4, а также кабелей (проводов), не распространяющих горение (НГ) и имеющих код пожарной опасности ПРГП1 (по НПБ 248 ), в том числе при их совместной прокладке*:

11.1. Воздуховодов, трубопроводов или кабелей (проводов), в том числе при их совместной прокладке, с объемом горючей массы кабелей (проводов)

7 и более литров на метр кабельной линии (КЛ)

11.2. Кабелей (проводов) типа НГ с общим объемом горючей массы

От 1,5 до 7 л на 1 метр КЛ

Примечания:

* Под кабельными сооружениями в настоящих нормах понимаются тоннели, каналы, подвалы, шахты, этажи, двойные полы, галереи, камеры, используемые для прокладки электрокабелей (в том числе совместно с другими коммуникациями).

*1. Кабельные сооружения, пространства за подвесными потолками и под двойными полами автоматическими установками не оборудуются (за исключением пп. 1 - 3):

а) при прокладке кабелей (проводов) в стальных водогазопроводных трубах или стальных сплошных коробах с открываемыми сплошными крышками;

б) при прокладке трубопроводов и воздухопроводов с негорючей изоляцией;

в) при прокладке одиночных кабелей (проводов) типа НГ для питания цепей освещения;

г) при прокладке кабелей (проводов) типа НГ с общим объемом горючей массы менее 1,5 л на 1 метр КЛ за подвесными потолками, выполненными из материалов группы горючести НГ и Г1.

2. В случае если здание (помещение) в целом подлежит защите АУПТ, пространства за подвесными потолками при прокладке в них воздуховодов, трубопроводов с изоляцией, выполненной из материалов группы горючести Г1 - Г4, или кабелей (проводов) с объемом горючей массы кабелей (проводов) более 7 л на 1 метр КЛ необходимо защищать соответствующими установками. При этом если высота от перекрытия до подвесного потолка не превышает 0,4 м, устройство АУПТ не требуется.

3. Объем горючей массы изоляции кабелей (проводов) определяется по методике, утвержденной в установленном порядке.

III. ПОМЕЩЕНИЯ

Таблица 3

Примечания:

* Данное требование не распространяется на помещения, временно используемые для выставок (фойе, вестибюли и т.д.), а так же на помещения, где хранение ценностей производится в металлических сейфах.

** Дренчеры устанавливаются под колосниками сцены и арьерсцены, под нижним ярусом рабочих галерей и соединяющими их нижними переходными мостиками, в сейфах скатанных декораций и во всех проемах сцены, включая проемы портала, карманов и арьерсцены, а также части трюма, занятой конструкциями встроенного оборудования сцены и подъемно-опускных устройств.

*** Спринклерными установками оборудуются: покрытия сцены и арьерсцены, все рабочие галереи и переходные мостики, кроме нижних, трюм (кроме встроенного оборудования сцены), карманы сцены, арьерсцена, а также складские помещения, кладовые, мастерские, помещения станковых и объемных декораций, камера пылеудаления.

IV. ОБОРУДОВАНИЕ

Таблица 4

Объект защиты

Нормативный показатель

1. Окрасочные камеры с применением ЛВЖ и ГЖ

Независимо от типа

2. Сушильные камеры

3. Циклоны (бункеры) для сбора горючих отходов

4. Трансформаторы и реакторы:

Независимо от мощности

200 МВА и выше

4.3. Напряжением 110 кВ и выше, установленные у здания гидроэлектростанций, с единичной мощностью

63 МВА и выше

4.4. Напряжением 110 кВ и выше, установленные в камерах закрытых подстанций глубокого ввода и в закрытых распределительных установках электростанций и подстанций, мощностью

63 МВА и выше

5. Испытательные станции передвижных электростанций и агрегатов с дизель- и бензоэлектрическими агрегатами, смонтированными на автомашинах и прицепах

Независимо от площади

6. Стеллажи высотой более 5,5 м для хранения горючих материалов и негорючих материалов в горючей упаковке

Независимо от площади

7. Масляные емкости для закаливания

3 м 3 и более

Всегда стоит помнить, что пожар лучше предупредить, чем ликвидировать. Он может уничтожить материальные ценности и забрать жизни людей.

Нормы пожарной безопасности разработаны для оказания помощи предприятиям и населению в выполнении ряда функций, касающихся сохранения жизни и здоровья населения:

  • 1. Регулирования и контроля с точки зрения пожаробезопасной эксплуатации
  • 1.1. состояния зданий, сооружений, всевозможных построек, которые находятся на этапах:
  • 1.1.1. проектирования;
  • 1.1.2. строительства;
  • 1.1.3. эксплуатации;
  • 1.1.4. ремонта;
  • 1.2. Оборудования в стадии:
  • 1.2.1. проектных работ по согласованию его установки;
  • 1.2.2. приобретения;
  • 1.2.3. наладочных работ;
  • 1.2.4. эксплуатации;
  • 1.2.5. текущих и капитальных ремонтных работ.
  • 2. Норматива для согласовательного процесса выбора модификации оборудования, проектных работ по его расположению на территории помещения, установке, эксплуатации, ремонту, а также восстановления после применения.
  • 2.1. автоматических установок;
  • 2.1.1. пожаротушения;
  • 2.1.2. пожарной сигнализации;
  • 2.2. Автономной системы пожаротушения.
  • 3. Определение категории помещений, зданий, оборудования, различного типа сооружений для понятия необходимости:
  • 3.1. применения автоматических или ручных систем пожаротушения;
  • 3.2. оборудования рассматриваемых объектов пожарной сигнализацией.

Здания

Согласно описываемым нормам и правилам, здание рассматривается в целом понятии, или его части, оборудованной пожарными перегородками в виде стен первого типа классификации.

Площадь помещения должна быть ограждена противопожарной конструкцией, с характеристикой, обусловленной способностью сопротивления огневому воздействию на протяжении 0,75 часа.

При проектировании помещения перед началом его строительства, или в случае планирование руководителем предприятия использования уже готового здания, перед вводом его в эксплуатацию, необходимо:

  • 1. Заключить договор со специализированной проектной организацией, имеющей лицензию на выполнении соответствующих работ, на основании которого исполнитель на основании планировочных, технологических и конструктивных особенностей здания произведет подбор:
  • 1.1. Необходимой классификации и модификации установки автоматического пожаротушения.
  • 1.2. Способа тушения различных классов пожаров.
  • 1.3. Вид и состав огнетушащего вещества, в зависимости от класса пожара.
  • 1.4. Модификации установки системы пожаротушения, в случае необходимости ее использования.
  • 2. В случае положительного решения проектной организации нужно:
  • 2.1. Произвести установку системы автоматической сигнализации с пожарными дымовыми извещателями, сигналы которые подают на центральный датчик.
  • 2.2. Снабдить все помещения средствами пожаротушения, которыми могли бы воспользоваться в случае чрезвычайной ситуации работники предприятия.
  • 3. Руководителю необходимо пройти обучение пожарной безопасности вместе с ответственным работником.
  • 4. Руководитель организует разработку и согласование в органах пожарной безопасности нормативной документации предприятия.
  • 5. Ответственный работник, в соответствии, с законодательством проводит инструктажи по пожарной безопасности при поступлении новых работников, и периодически, уже работающим.

С точки зрения пожарной безопасности здания классифицируются:

  • 1. Складские здания, с хранением продукции на стеллажах , расположенных на высоте.
  • 2. Двух и больше этажные здания складские.
  • 3. Архивные здания.
  • 4. Автомобильные здания и сооружения
  • 4.1. Для хранения автотранспортных средств
  • 4.2. Для ремонтных работ
  • 5. Жилые здания
  • 6. Здания для переработки и хранению зерна.
  • 7. Административно бытовые
  • 8. Здания предприятий торговли.

Сооружения

Сооружением в нормах пожарной безопасности называется объект строительства, предназначенный для определенных целей.

При этом различают классификацию сооружений:

  • 1. Кабельные сооружения, предназначенные для:
  • 1.1. электростанций;
  • 1.2. подстанций;
  • 1.3. промышленных зданий;
  • 1.4. общественных зданий.
  • 2. Кабельные тоннели для соединения коммуникаций между зданиями .
  • 3. Городские кабельные коллекторы и тоннели.
  • 4. Различные емкостные сооружения.
  • 5. Эстакады для транспортировки лесопилочных материалов.
  • 6. Пространство за подвесными потолками, которое заполняется воздуховодами с содержащимися в них проложенными кабелями.

Помещения

Оборудование системами автоматической пожарной сигнализацией и системой пожаротушения помещений происходит в зависимости от пожарной классификации помещений.

  1. Складские помещения.
  2. Производственные помещения.
  3. Помещения связи.
  4. Транспортные помещения.
  5. Общественные помещения.

Все описанные помещения подразделяются на подкатегории, в соответствии с их пожаробезопасными и взрывобезопасными характеристиками.

Системами пожаротушения и сигнализации помещения оборудуются в зависимости от их площади, если они не относятся к категории пожаро и взрывоопасных. Если относятся, то размер площади не оказывает влияния на необходимость установки оборудования.

Оборудование

Практически все оборудование, вне зависимости от его классификации должно быть оборудовано автоматической системой пожаротушения и сигнализации.

Различают виды оборудования:

  1. Окрасочные камеры с использованием легковозгараемых и взрывоопасных веществ.
  2. Сушильные камеры.
  3. Сборочные бункеры горючих отходов.
  4. Различных видов трансформаторы и реакторы
  5. Передвижные электростанции и агрегаты на автоприцепах.
  6. Стеллажи для хранения горючих веществ , высотой больше 5,5 метров.

Примеры объектов

Примером объекта пожароопасности является о

дноэтажное здание предприятия торговли с торговым залом в подвальном этаже.

На основании нормативных правил пожарной безопасности это помещение должно быть оборудовано системой автоматической пожарной сигнализации и встроенными дымовыми датчиками.

Если площадь его больше, двести квадратных метров, то необходимо произвести оборудование системы автоматической системы пожаротушения.

Как происходит расследование причин пожара у нас в России в настоящее время. Очень, очень плохо. В стране нет единой службы наподобие штатовской Службы Пожарных Маршаллов, которая выдавала бы вердикт о причине пожара и отвечала за него перед судом штата.

Сейчас эта деятельность в России «размыта» по разным органам, службам, судам.

Объясним на примере.

Произошёл пожар в жилом доме. Вызванные пожарные потушили пожар. Что происходит дальше?

  1. Сразу после пожара (или на следующий день) командир отделения, которое тушило пожар и первым прибыло на место пожара, составляет Акт о пожаре, который являетсядокументом, справкой для «ведомственного» пользования, в которой указано когда обнаружен пожар, когда была вызвана пожарная бригада, когда эта бригада прибыла на место пожара, сколько расчётов было использовано при тушении, какие средства пожаротушения использовались. Причина пожара может быть указана, а может и нет . На этом этапе причина определяется исходя из показаний очевидцев (если таковые имеются).Чаще всего начальники караулов обходятся фразой: «Причина пожара устанавливается».
  2. Следующий этап зависит от того, были ли обнаружены при тушении пожара тела погибших или нет.

1) е сли жертвы были, дело о гибели на пожаре начинает расследовать следователи Следственного Отдела (СО) при Районном Отделе Внутренних Дел (РОВД ), того района, где случился пожар.

2) если жертв было много, то дело о массовой гибели людей на пожара начинает расследовать следователь СО Следственного Комитета (СК ) при Прокуратуре района, города или области (края).

3) если жертв не было, а лишь небольшой материальный ущерб, то дело о пожаре расследуется дознавателем Отдела Дознания (ОД) службы Государственного Пожарного Надзора (ГПН) того района, где произошёл пожар.

4) если ущерб был большой, то расследованием может заниматься как дознаватель ГПН, так и следователь РОВД. А если ущерб очень большой,то могут подключить и следователя Прокуратуры.

Каждый из перечисленных органов следствия имеет свои особенности ведения дел, и имеет разную квалификацию в расследовании пожаров.

Наиболее квалифицированы дознаватели ГПН , но их задача была и остаётся не установить причину пожара, а установить наличие умысла в возникновении пожара или отсутствие такового. Как только он решает, что умысла не было (поджога, то бишь ), он с лёгким сердцем выносит Постановление об отказе в возбуждении Уголовного Дела (УД ) и отпускает Пострадавших от пожара граждан на все четыре стороны, предоставляя им право в суде выяснять: Кто виноват в пожаре?

Трудно идёт расследование пожаров у следователей РОВД и Прокуратуры. Так как они в основном сосредоточены на вопросах: Кто убил? или Кто поджог? То есть им важно Кто?, а не К ак? А учитывая, что дела по поджогам имеют малый процент раскрытия, то эти дела они не любят, и стараются быстрее закрыть. Порой с формулировкой: «За отсутствием подозреваемого лица».

Учитывая всё это, перейдём к рассмотрению технологии установления причин пожара, т.е. к следующему этапу.

  1. Сразу после пожара на место пожара прибывает дознаватель ГПН и производит осмотр места пожара с составлением Протокола осмотра места пожара. Иногда (не всегда) на осмотре присутствуют специалисты Испытательной Пожарной Лаборатории (ИПЛ ), которые участвуют в осмотре, производят фотографирование и изъятие вещественных доказательств. Данная служба входит в состав МЧС, как и ГПН. По просьбе дознавателя они могут провести исследования и составить Техническое заключение о причине пожара, которое, в юридическом смысле, не является Экспертизой. Но, так как ИПЛ в настоящее время наделены правами Судебно-Экспертных Учреждений (СЭУ ), то они могут составить и Экспертное заключение о причине пожара, если дознаватель ГПН вынесет в их адрес Постановление о назначении экспертизы. Разница в том, что за выводы, сделанными имив Техническом заключения о причине пожара специалисты ИПЛ ответственности не несут, а за выводы Экспертного заключения несут уголовную ответственность. Угадайте, где они смело укажут на любую причину пожара , а где откажутся от решения вопроса?

Кстати, дознаватель ГПН может назначить проведение экспертизы и в другое государственное СЭУ , где ему обязаны будут так же бесплатно провести экспертизу, как и ИПЛ.

Таким образом, в материалах дознания по причине пожара могут и должны иметься следующие материалы: Акт о пожаре, протокол осмотра места пожара, объяснения свидетелей и очевидцев пожара, заявления потерпевших о размере ущерба, Техническое заключение о причине пожара или Экспертное заключение.

На основании собранных материалов и результатов заключения (или экспертизы) дознаватель выносит решение о причине возникновения пожара.

4. В случае, если при тушении пожара или при осмотре места пожара обнаруживаются погибшие, то расследование передаётся следователю РОВД или прокуратуры с возбуждением Уголовного дела или Поручением о проверке совершения уголовного преступления. Схема расследования этих органов следующая.

Сначала проводится осмотр места пожара с составлением Протокола осмотра места преступления , в котором главное внимание уделяется месторасположению трупа, обстановки его окружающей, следам насильственных действий и пр. Следы пожара и возможная причина пожара их интересует в последнюю очередь. Поэтому эти протоколы содержат мало информации для исследования обстоятельств возникновения пожара. При проведении осмотра проводится, как правило, фотографирование места обнаружения трупа и общий вид места пожара, которые так же малоинформативны для установления причины пожара.

После проведения Судебно-медицинской экспертизы (СМЭ ), при которой устанавливается причина смерти, устанавливается личность погибшего, и в зависимости от причины смерти решается вопрос: Кто убил? или Кто поджёг?

В первом случае, когда погибший сначала был убит, а потом возник пожар, следователь уверен, что найдя преступника онузнает и как возник пожар. Поэтому причина пожара ему не интересна.

Во втором случае, когда человек погиб при пожаре, следователю проще всего списать возникновение пожара на самого погибшего («… от неосторожного обращения с огнём…»)- не надо искать того, кто дверь подпёр.

В связи с вышеизложенным можно заключить, что расследовать причину пожара при ведении уголовного дела следователю невыгодно – а вдруг экспертиза даст вывод, что было не «… неосторожное обращение…»,а поджог? Тогда надо будет искать поджигателя, а это очень хлопотно и непросто!

Впрочем, надзирающие за ходом дела прокуроры, требуют от следователей проведение всех, предусмотренных законом следственных действий, одним из которых является проведение Пожарно-технической экспертизы (ПТЭ) , которая проводится в государственных СЭУ для следствия бесплатно. Такими СЭУ являются: Испытательные Пожарные Лаборатории МЧС (ИПЛ), Региональные Центры МЮ (РЦ) и (ЛСЭ), Экспертно-Криминалистические Центры МВД (ЭКЦ). Однако, в двух последних может и не быть экспертов- пожаротехников . Законом не запрещено следствию назначать экспертизы и негосударственным СЭУ и частным экспертам , но отсутствие финансирования и ряд других причин не позволяют им этого делать. Одной из причин является то, чточаще всего, ни следователю, ни надзирающему прокурору результаты этой экспертизы не нужны, а самым удобным выводом является НПВ (Не П редставляется Возможным) . «…Мы сделали всё возможное, но даже экспертиза показала, что решить вопрос о возникновении пожара не представляется возможным…». Поэтому потерпевшие (родственники погибшего) не могут надеяться на то, что преступление будет раскрыто, а виновные – наказаны. Следует отметить, что при расследовании пожара по этой схеме следователь обязан ознакомить с результатами экспертизы и потерпевшую сторону, и обвиняемого, если такой будет иметься. А вот включать в Постановление о назначении экспертизы вопросы сторон он не обязан.Вот здесь можно рекомендовать заинтересованным сторонам воспользоватьсяуслугами негосударственных СЭУ или частных экспертов , которые помогут разобраться в наукообразных выражениях Экспертного заключения , и определить степень допустимости используемых при проведении экспертных исследований методов и используемых методик, оценить уровень обоснованности Выводов экспертизы. Это всё может пригодится для составления стороной, недовольной ходом проводимого расследования, Заявления прокурору, с жалобой на действия (или бездействия) следствия.

5. Что бывает, когда при пожаре никто не погибает, но имеется материальный ущерб?

Тогда дознаватель ГПН после проведения дознания, не находя признаков преступления (свидетельств поджога), составляет Постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, и передаёт его пострадавшему от пожара. При этом разъясняется, что предъявление претензии за возникновение пожара и повреждение имущества он (пострадавший) может предъявлять гражданский иск в суд на того, из-за неосторожности которого или ненадлежащего исполнения которым своих обязанностей произошёл пожар.

Это может быть (по версии дознавателя) сосед, от которого начался пожар, рабочий, проводящий работы без соблюдения правил пожарной безопасности, организация, некачественно выполнившая работу и пр.

На руках потерпевшего, как правило, остаётся копия Акта о пожаре и копия Постановления об отказе в возбуждении уголовного дела. Что с ними делать? Хорошо, если в Постановлении указана фамилия –и мя-отчество лица, из-за действий которого произошёл пожар, то на него и подавать в суд Иск о возмещении ущерба. А если нет? Ведь дознаватель не обязан устанавливать, кто конкретно неправильно сложил печь, смонтировал электропроводку, оставил включённый электронагреватель. Его основная задача, напомним, установить: произошёл ли пожар в результате поджога или это обычное несоблюдение норм пожарной безопасности. Устанавливать, кто конкретно несоблюл нормы – не его задача. Поэтому, чаще всего потерпевший должен решить вопрос: Означает ли формулировка о причине пожара, указанная в Постановлении об отказе…, свидетельством того, что виновен сосед, например? Или кто виновен в том, что «… пожар возник из-за неисправности электропроводки.»? Как и какое «…несоблюдение правил пожарной безопасности…» привело к возникновению пожара. К кому предъявлять иск, в конце-концов ?! И стоит ли вообще затевать судебную тяжбу, если не понятно, что представлять в суд для доказательства, потому что на руках только Постановление об отказе…из которого ничего не понятно??!!!

Чтобы понять, что следует предпринимать, нужно П роконсультироваться со Специалистом! Напомним, что такие специалисты могут быть в государственных учреждениях (ИПЛ МЧС, ЭКЦ МВД, ЛСЭ МЮ), но консультирование в их функции не входит. А вот негосударственные экспертные организации (которые имеют в штате пожаротехников ) или частные эксперты с удовольствием вам в этом помогут. Тогда вы сможете решить, стоит ли в вашей ситуации предпринимать какие-то дальнейшие шаги.

Если после консультации со специалистом вы решили через суд добиваться справедливого решения вашего дела, то такого решения возможно будет ожидать в том случае, если представленные вами суду доказательства будут неоспоримыми.

Это достигается несколькими путями.

а) В случае, если в Постановлении от отказе в возбуждении уголовного дела отсутствует прямое указание на виновника пожара, перед подачей Искового Заявления в суд закажите в Экспертном Учреждении или Организации , или Частному Эксперту проведение Экспертного Исследования , в котором будут разъяснены положения Постановления об отказе в возбуждении УД, проведён анализ других имеющихся материалов, и даны выводы о правомерности вынесения такого заключения и даны ответы на остальные ваши вопросы. Это Экспертное исследование, вместе с исковым заявлением и другими материалами представляйте в суд.

б) если исковое заявление уже подано в суд, то на первом же заседании требуйте проведения Судебной Пожарно-Технической Экспертизы по тем вопросам, решение которых помогут суду решить дело в вашу пользу. Суд может поручить проведение такой экспертизы или государственному СЭУ , негосударственной СЭО, или конкретному эксперту-пожаротехнику . Стороны сами вправе предложить того эксперта или организацию, которым они доверяют проведение такой экспертизы.

В случае принятия судом такого решения Х одатайствуйте перед судом о предоставлении органом дознания, которым первоначально расследовался пожар, эксперту всех материалов Отказного производства дела о пожаре, всех материалов, имеющихся у ИПЛ МЧС, по данному пожару, если их специалисты выезжали на этот пожар или проводили осмотр.

В случае, если в материалах дела о пожаре уже имеется Экспертное заключение , с выводами которого вы не согласны, Вы имеете право требовать проведения повторной экспертизы или дополнительной . Но для этого нужно обосновать, чем вы недовольны в имеющимся Заключении. АэтоВам может подсказать только Специалист .

На основании вышеизложенного можно предложить Схему решения проблем, связанных с установлением причины пожара и виновника его возникновения, которая действовала и действует по настоящее время.

1. Произошёл пожар

2. Прибывает дознаватель ГПН (и специалисты ИПЛ)

2.1. Производит мероприятия на месте пожара

2.1.1. Производит осмотр места пожара

2.1.2. Производит выемку вещественных док-в

2.1.3. Проводит опрос свидетелей и потерпевших

2.1.4. (специалисты ИПЛ фотографируют место пожара)

2.1.5. (специалисты ИПЛ проводят полевые исследования)

2.2. Вы подписываете протокол осмотра

3. Дознаватель решает:

3.1. назначить проведение Исследования в ИПЛ

3.2. назначит проведение Экспертизы в СЭУ или ИПЛ

3.3. не проводить никаких исследований

4. Дознаватель после проведения всех мероприятий по дознанию выносит решение:

4.1. Возбудить УД.

4.1.1. Дело передаётся в следственные органы при РОВД

4.1.2. Дело передаётся в следственные органы при Прокуратуре

4.1.3. Дело расследуется самим ОД ГПН

4.2. Отказать в возбуждении УД.

4.2.1. Постановление об отказе в возбуждении УД передаётся Потерпевшим от пожара вместе с Актом о пожаре.

4.2.2. Отказное производство (все материалы дознания о пожаре) остаётся в ГПН района.

5. Потерпевшие от пожара подают исковое заявление в судо возмещении ущерба. Вместе с заявлением предъявляют

5.1. Акт о пожаре

5.2. Постановление об отказе в возбуждении УД

5.3. Собственные материалы, документы, подтверждающие его правоту :

5.3.1. фотографии

5.3.2. справки о проверках

5.3.3. квитанции об уплатах

5.3.4. показания свидетелей

5.3.5. предметы с места пожара

6. При судебном разбирательстве решается:

6.1. Не проводить судебную пожарно-техническую экспертизу

6.2. Провести пожарно-техническую экспертизу

6.2.1. Решает сам суд

6.2.1.1. Место проведения экспертизы выбирается судом

6.2.1.2. Оплата производится из средств бюджета

6.2.2. Решает одна из сторон

6.2.2.1. Место проведения и конкретный эксперт выбирается заявившей стороной

6.2.2.2. Оплата производится сторонами, в пропорциях, установленных судом

7. После проведения всех процессуальных действий суд выносит решение.

7.1. Удовлетворить иск

7.2. Удовлетворить иск частично

7.3. В иске отказать

ПРИМЕЧАНИЕ:

ПО- пожарная охрана

ГПН- госпожнадзор

ОД- отдел дознания

УД- уголовное дело

Анализ схемы показывает, что законодатель предложил лишь два момента в расследовании дела о пожаре, когда возможно проведение экспертиз. Однако, в данную схему не включены все возможности контроля действий органов дознанияи следствия. А ведь закон не запрещает пользоваться услугами «сведущих людей» на любом этапе расследования и рассмотрения дела. Укажем эти моменты.

1. Вы имеете право участвовать при проведении осмотра места пожара со своим доверенным лицом, специалистом в области пожарной экспертизы, который может контролировать качественностьпроводимого осмотра, указать, какие замечание следует внести в протокол осмотра.

2. Вы можете привлечь специалиста для оценкивыводов Технического заключения о причине пожара или Экспертного заключения, выполненного сотрудниками ИПЛ или другого СЭУ.

3. Вы можете, с помощью специалиста, оценить аргументированность и полноценность Постановления об отказе в возбуждении УД, для его опротестования, или оценки вероятности выгодного для вас исхода дела при рассмотрении его в суде.

4. Вы можете провести своё исследование причины возникновения пожара, конечно с помощью специалиста, которое может быть представлено в суд вместе с другими документами.

5. Вы можете получить квалифицированную рецензию на имеющееся в деле Экспертное заключение, которая может быть использована для прояснения обоснованности выводов экспертизы.

Учитывая это Схема приобретает следующий вид

Не криминальный пожар (без погибших).

1. Произошёл пожар

1.1. Прибывают пожарные и тушат его.

1.1.1. Начальник караула ПО составляет Акт о пожаре.

1.2. Пожарные не прибывают на место пожара.

2. Вы приглашаете Специалиста присутствовать при осмотре места пожара

3. Прибывает дознаватель ГПН (и специалисты ИПЛ)

3.1. Дознаватель производит мероприятия на месте пожара

3.1.1. Производит осмотр места пожара

3.1.2. Производит выемку вещественных док-в

3.1.3. Проводит опрос свидетелей и потерпевших

3.1.4. (специалисты ИПЛ фотографируют место пожара)

3.1.5. Приглашённый Специалист фотографирует место пожара

3.1.6. (специалисты ИПЛ проводят полевые исследования)

3.2. Вы , после внесения дополнений, указанных Специалистом, подписываете протокол осмотра

4. Дознаватель решает:

4.1. назначить проведение Исследованияв ИПЛ

4.2. назначит проведениеЭкспертизы в СЭУ или ИПЛ

4.3. не проводить никаких исследований

4.3.1. Вы, по совету Специалиста, настаиваете на проведении экспертизы.

4.3.2. Если следует отказ, то проводите экспертное исследование в СЭО или с привлечением частного эксперта

5. Специалист оценивает обоснованность выводов проведённого исследования, выполненного в ИПЛ, или экспертизы, выполненной в СЭУ, и рекомендует:

5.1. обратится с заявлением в прокуратуру о несоответствии выводов экспертизы проведённым исследованиям

5.2. принять выводы данного заключения

6. Дознаватель после проведения всех мероприятий по дознанию выносит решение:

6.1. Возбудить УД.

6.1.1. Дело передаётся в следственные органы при РОВД

6.1.2. Дело передаётся в следственные органы при Прокуратуре

6.1.3. Дело расследуется самим ОД ГПН

6.2. Отказать в возбуждении УД.

6.2.1. Постановление об отказе в возбуждении УД передаётся Потерпевшим от пожара вместе с Актом о пожаре.

6.2.2. Отказное производство (все материалы дознания о пожаре) остаётся в ГПН района.

6.2.3. Специалист оценивает аргументированность обоснования отказа и соответствие указанным в постановлении фактам реальным обстоятельствам дела, и составляет (если есть необходимость) Притензии к Постановлению об отказе…

7. Потерпевшие от пожара подают исковое заявление в судо возмещении ущерба. Вместе с заявлением предъявляют

7.1. Акт о пожаре

7.2. Постановление об отказе в возбуждении УД

7.3. Претензию к постановлению об отказе… (если есть необходимость)

7.4. Экспертное исследование, проведённое по его инициативе.

7.5. Рецензия на Экспертное заключение или Техническое заключение, выполненные СЭУ

7.6. Собственные материалы, документы, подтверждающие его правоту :

7.6.1. фотографии

7.6.2. справки о проверках

7.6.3. квитанции об уплатах

7.6.4. показания свидетелей

7.6.5. предметы с места пожара

8. При судебном разбирательстве решается:

8.1. Не проводить судебную пожарно-техническую экспертизу

8.2. Провести пожарно-техническую экспертизу

8.2.1. Решает сам суд

8.2.1.1. Место проведения экспертизы выбирается судом

8.2.1.2. Оплата производится из средств бюджета

8.2.2. Решает одна из сторон

8.2.2.1. Место проведения и конкретный эксперт выбирается заявившей стороной

8.2.2.2. Оплата производится сторонами, в пропорциях, установленных судом

8.3. Вы ходатайствуете перед судом заслушать мнение Специалиста о причине и обстоятельствах пожара, его заключение об обоснованностивыводов проведённых в СЭУ экспертиз.

9. После проведения всех процессуальных действий суд выносит решение.

9.1. Удовлетворить иск

9.2. Удовлетворить иск частично

9.3. В иске отказать

ПРИМЕЧАНИЕ:

ПО- пожарная охрана

Специалист- сотрудник негосударственной судебно-экспертной организации или частный эксперт-пожаротехник

ГПН- госпожнадзор

ИПЛ- испытательная пожарная лаборатория

СЭУ- государственное судебно-экспертное учреждение

СЭО- негосударственная судебно-экспертная организация

РОВД- районный отдел внутренних дел

ОД- отдел дознания

УД- уголовное дело

Сравнивая эти две схемы становится очевидно, что во втором случае у вас появляется значительно больше возможности контролировать процесс расследования причин пожара, подготовить для суда обоснованное исковое заявление, представить суду доказательства, гарантирующие защиту ваших прав.

Приказ МЧС РФ от 2 мая 2006 г. N 270 "Об утверждении Инструкции о порядке приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях и иных происшествиях в органах Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" (с изменениями и дополнениями)

Приказ МЧС РФ от 2 мая 2006 г. N 270
"Об утверждении Инструкции о порядке приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях и иных происшествиях в органах Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий"

С изменениями и дополнениями от:

В соответствии со , Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 52 (ч. I), ст. 4921), статьей 6 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 35, ст. 3649), пунктом 6 постановления Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2004 г. N 820 "О государственном пожарном надзоре" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 52 (ч. II), ст. 5491), а также во исполнение пункта 5.2 приказа Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерства юстиции Российской Федерации, Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации, Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков от 29 декабря 2005 г. N 39/1070/1021/253/780/353/399 "О едином учете преступлений" (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 30 декабря 2005 г., регистрационный N 7339) приказываю:

1. Утвердить прилагаемую Инструкцию о порядке приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях и иных происшествиях в органах Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - МЧС России).

2. Признать утратившим силу приказ МЧС России от 15.06.2004 N 283 "Об утверждении Инструкции о порядке приема, регистрации, разрешения и учета сообщений о преступлениях, связанных с пожарами, и иной информации о пожарах" (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 16 сентября 2004 г., регистрационный N 6028).

С.К. Шойгу

Регистрационный N 7904

Устанавливается единый порядок приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях и иных происшествиях в органах Государственной противопожарной службы МЧС России, а также определяется порядок ведомственного контроля за его соблюдением.

Действие Инструкции распространяется на заместителей главного государственного инспектора по пожарному надзору, начальников управлений государственного пожарного надзора региональных центров по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, главных государственных инспекторов субъектов РФ, ЗАТО и городов по пожарному надзору и их заместителей, дознавателей ГПС МЧС и иных должностных лиц органов ГПС МЧС России.

Сообщения о преступлениях вне зависимости от территории и времени совершения, полноты сведений и формы представления, а также подследственности принимаются во всех органах ГПС МЧС России.

Не допускается отказ в принятии сообщения о преступлении, а также невыдача заявителю уведомления о приеме сообщения.

Утратил силу приказ МЧС России от 15.06.2004 N 283 "Об утверждении Инструкции о порядке приема, регистрации, разрешения и учета сообщений о преступлениях, связанных с пожарами, и иной информации о пожарах".

Приказ МЧС РФ от 2 мая 2006 г. N 270 "Об утверждении Инструкции о порядке приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях и иных происшествиях в органах Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий"


Регистрационный N 7904


Настоящий приказ вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования




Просмотров