Правовые нормы закрепляющие и регулирующие общественные отношения. Муниципально-правовые нормы

Муниципальные нормы в широком смысле - все нормы права, так или иначе уча- ствующие в регулировании отношений местного самоуправления.

Муниципальное право является комплексной отраслью права, поэтому нормы му- ниципального права одновременно являются и нормами других отраслей.

Муниципально-правовые нормы - это правила поведения, исходящие от местно- го сообщества или государства в лице соответствующих органов или должностных лиц и обеспеченные принудительной силой государства.1

Нормы муниципального права подразделяются в зависимости от того, какие функции и цели правового регулирования они обеспечивают. Поскольку базовые для права в целом функции позитивного регулирования и охраны реализуются рассматри- ваемой отраслью, то первичным является деление ее норм на регулятивные и охрани- тельные.

Охранительные нормы закрепляют составы правонарушений в сфере местного са- моуправления, организации и деятельности органов местного самоуправления, непо- средственного отправления населением муниципальных функций.

Регулятивные нормы закрепляют компетенцию муниципальных образований, иных субъектов местного самоуправления, правовой статус граждан в сфере местного само- управления, порядок осуществления функций местного самоуправления. Они, в свою очередь, в зависимости от содержания делятся на дефинитивные нормы, нормы- принципы, нормы-цели, нормы-гарантии, а также на обязывающие, запрещающие и управомочивающие нормы и т.д.

Дефинитивные нормы вводят определения базовых для муниципального права терминов. Так, ст. 2 Закона от 6 октября 2003 г. вводит определения муниципального об- разования, вопросов местного значения, органов местного самоуправления, муници- пального правового акта, других институтов местного самоуправления.

Нормы-цели, нормы-принципы устанавливают исходные для местного самоуправле- ния ценности, направления и способы деятельности. Основные цели, принципы местно- го самоуправления закреплены в Конституции РФ (ст.ст. 12, 130 - 133), гл. 1 упомянутого Закона.

Гарантийные нормы направлены на обеспечение деятельности органов местного самоуправления, полное осуществление прав граждан в сфере местного самоуправления. Исходные гарантийные для местного самоуправления нормы содержатся в Конституции РФ (ст. 2; ч. 2 ст. 8; ст. 12, 133).

Коллизионные нормы подлежат применению в конкретном случае при разрешении юридических затруднений, определении компетенции органов местного самоуправле- ния, иных субъектов муниципального права. Так, согласно п. 3 ст. 5 Закона, в случае про- тиворечия федеральных законов, иных нормативных правовых актов РФ, регулирующих вопросы местного самоуправления, Конституции РФ, упомянутому Закону применяются положения последних. Приоритетный статус норм Европейской хартии местного само- управления по отношению к нормам, содержащимся в российском законодательстве (за исключением конституционных норм), вытекает из правила (ч. 4 ст. 15 Конституции РФ о том, что международные договоры Российской Федерации обладают приоритетом по от- ношению к законам страны.

Управомочивающие нормы закрепляют правовые возможности участников муници- пальных отношений путем установления их полномочий и прав. Таковы правила, закре- пляющие права граждан в сфере местного самоуправления, в частности, их право изби- рать и быть избранными в органы местного самоуправления, самостоятельно определять структуру органов местного самоуправления.

Обязывающие нормы устанавливают обязанность граждан, органов, организаций со- вершать определенные положительные действия. Обязывающей нормой является прави- ло о том, что изменение границ территорий, в которых осуществляется местное само- управление, допускается с учетом мнения населения соответствующих территорий (часть 2 статьи 132 Конституции РФ).

Запрещающие нормы устанавливают обязанность лиц, органов, организаций воз- держиваться от четко описанного в них поведения. Законодатель, например, устанавли- вает, что подчиненность органа, должностного лица местного самоуправления одного муниципального образования органам, должностным лицам других муниципальных об- разований не допускается (ч. 3 ст. 17 Закона).

По характеру содержащихся в них велений выделяют нормы императивные, диспози- тивные и рамочные. Называют также рекомендательные нормы, не имеющие властно- волевой основы. Таковы, например, положения модельных уставов муниципальных обра- зований, подготавливаемые органами власти ряда субъектов федерации.

По субъектам правотворчества выделяют нормы, содержащиеся в международном законодательстве, федеральном законодательстве, законодательстве субъектов Федера- ции, муниципальных нормативных актах, нормативных договорах, одной из сторон ко- торых является орган местного самоуправления, или направленных на регулирование муниципальных отношений, во внутриорганизационных актах органов территориально- го общественного самоуправления.

Значительная часть вопросов организации и деятельности местного самоуправле- ния относится к сфере совместного ведения что прямо вытекает из положений пункта «н» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ и ряда других ее положений. Это означает, что на госу- дарственном уровне устанавливаются основы местного самоуправления, и субъекты фе- дерации в соответствии с ними вправе осуществлять самостоятельное правовое регулиро- вание в этой сфере. Закон от 6 октября 2003 г. закрепляет федеральные и региональные правотворческие полномочия в сфере местного самоуправления (статьи 5 и 6).

К полномочиям федеральных органов власти относятся:

Определение общих принципов организации местного самоуправления;

Правовое регулирование по предметам ведения Российской Федерации и в преде- лах ее полномочий по предметам совместного ведения прав, обязанностей и ответ- ственности федеральных органов государственной власти и их должностных лиц, органов государственной власти субъектов РФ и их должностных лиц в области местного самоуправления;

Правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности граждан, органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления по реше- нию вопросов местного значения;

Правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления при осуществле- нии отдельных государственных полномочий, которыми органы местного само- управления наделены федеральными законами в порядке, установленном зако- ном.

К полномочиям органов государственной власти субъектов федерации относятся:

Правовое регулирование вопросов организации местного самоуправления в субъ- ектах РФ в случаях и порядке, установленных Законом от 6 октября 2003 г.;

Правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности органов государст- венной власти субъектов федерации и их должностных лиц в области местного самоуправления в случаях и порядке, установленных федеральными законами;

Правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления по предметам ве- дения субъектов РФ, а также в пределах полномочий органов государственной власти субъектов по предметам совместного ведения;

Правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления при осуществле- нии отдельных государственных полномочий, которыми органы местного само- управления наделены законами субъектов РФ.

Правотворческими полномочиями в сфере местного самоуправления обладают и муниципальные образования в лице местного населения или органов местного само- управления. На основе и в соответствии с федеральными и региональными законами они устанавливают для себя конкретную модель местного самоуправления.

Правотворческие полномочия муниципальных образований распространяются на установление:

Их границ и состава территории;

Собственной компетенции;

Форм, порядка и гарантий непосредственного участия населения в решении во- просов местного значения;

Структуры и порядка формирования органов местного самоуправления;

Наименования и полномочий выборных, других органов местного самоуправле- ния и должностных лиц местного самоуправления;

Срока полномочий депутатов представительных органов местного самоуправле- ния, членов других выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления;

Видов, порядка принятия и вступления в силу муниципальных нормативных пра- вовых актов, статуса и социальных гарантий депутатов, членов других выборных

органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного само- управления;

Оснований и порядка прекращения их полномочий;

Гарантий прав должностных лиц местного самоуправления;

Условий и порядка организации муниципальной службы;

Экономической и финансовой основы местного самоуправления;

Исторических, национальных и иных особенностей организации местного само- управления.

К числу правотворческих полномочий муниципальных образований относятся

Утверждение местных бюджетов и отчетов об их исполнении;

Установление местных налогов и сборов;

Регулирование использования водных объектов местного значения, месторожде- ний общераспространенных полезных ископаемых, а также недр для строительст- ва подземных сооружений местного значения;

Регулирование планировки и застройки территорий муниципальных образований;

Разграничение полномочий разных органов местного самоуправления и др.;

Муниципально-правовые нормы - правовые нормы, закрепляющие и регулирующие отношения, возникающие в процессе организации и деятельности местного самоуправления.

Муниципально-правовые нормы имеют специфические черты:

  • 1. Если обычные правовые нормы, появляются в результате деятельности государства, то муниципально-правовые нормы наряду с этим, в результате, в том числе правотворческой деятельности органов местного самоуправления.
  • 2. Каждая муниципально-правовая норма одновременно является и нормой какой-либо другой отрасли права.

Класссификация муниципально-правовых норм:

  • 1. По объекту правового регулирования, то есть по кругу регулируемых отношений:
    • · нормы, регулирующие общественные отношения в области основ местного самоуправления, принципов и функций местного самоуправления;
    • · нормы, регулирующие территориальные основы местного самоуправления;
    • · нормы, регулирующие финансово-экономические основы местного самоуправления;
    • · нормы, регулирующие организационные основы местного самоуправления;
    • · нормы, регулирующие гарантии местного самоуправления;
    • · нормы, регулирующие ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления;
    • · нормы, регулирующие полномочия местного самоуправления (муниципальных образований) в отдельных отраслях и сферах местной жизни.
  • 2. По характеру содержащихся в них предписаний муниципально-правовые нормы делятся на:
    • · управомочивающие нормы (нормы-разрешения, устанавливающие, что можно делать). Управомочивающие нормы, например, определяют предметы ведения местного самоуправления;
    • · обязывающие нормы (нормы, содержащие предписания, что нужно делать). Так, органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими права и свободы человека и гражданина. Данные нормы устанавливают также обязанности государственных органов по отношению к муниципальным органам, обязанности других субъектов муниципального права;
    • · запрещающие нормы (нормы-запреты, устанавливающие, что нельзя делать). Это нормы, закрепляющие то или иное правило запретительного характера, обеспечивают, в частности, неприкосновенность прав местного самоуправления. Например, запрещается ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами.
  • 3. По степени определенности (категоричности) содержащихся в них предписаний нормы муниципального права делятся на императивные и диспозитивные.
  • · Императивная норма, например, устанавливает порядок вступления в силу нормативных правовых актов органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, затрагивающих права, свободы, обязанности человека и гражданина (требуется их официальное опубликование (обнародование).
  • · Примером диспозитивных норм могут служить нормы, устанавливающие порядок рассмотрения и решения законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации вопроса о прекращении полномочий соответствующего органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления (ст.49 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).
  • 4. По территории действия нормы муниципального права могут быть:
    • · федеральными действуют на всей территории России);
    • · муниципально-правовые нормы субъектов РФ;
    • · локальные муниципально-правовые нормы, действующие в пределах территории муниципальных образований
  • 5. По источникам, то есть по характеру актов, в которых содержится нормы муниципального права:
    • · муниципально-правовые нормы, содержащиеся в Конституции Российской Федерации, конституциях и уставах субъектов Российской Федерации; в федеральных законах, законах субъектов Российской Федерации в актах Федерального Собрания РФ;
    • · в указах Президента Российской Федерации, актах Правительства Российской Федерации, актах органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
    • · в постановлениях Конституционного Суда;
    • · в решениях, принимаемых путем прямого волеизъявления граждан, решениях органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления (уставы муниципальных образований, общеобязательные правила по предметам ведения муниципального образования).
  • 6. Кроме того, нормы муниципального прав могут быть поделены на нормы материально-правовые и процессуальные.
  • · Материально-правовые нормы закрепляют полномочия органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, права и обязанности граждан, других субъектов муниципального права.
  • · Процессуальные нормы муниципального права определяют порядок (процедуру) выборов и деятельности органов местного самоуправления, порядок принятия решений непосредственно населением муниципальных образований, процедуру реализации права населения на правотворческую инициативу в вопросах местного значения и т.д.
  • 7. Классификация норм муниципального права возможна не только по их видам, но и по муниципально-правовым инититутам.

Правовой институт в муниципальном праве представляет совокупность муниципально-правовых норм, регулирующих определенный круг взаимосвязанных общественных отношений, которые образуют в рамках предмета муниципального права самостоятельную, обособленную группу.

К муниципально-правовым институтам относятся, например, основы деятельности местного самоуправления. Это довольно сложный институт, который состоит из более простых институтов: института территориальной основы местного самоуправления, института муниципальной собственности, института муниципальной службы и др.

местный самоуправление норма должностной

Муниципально-правовые нормы. Понятие и виды

Первичным элементом системы муниципального права, как
и любой другой отрасли права, является правовая норма. Нормам муниципального права при всем их своеобразии как составной части российского права присущи черты, общие для всех правовых норм. В общей теории права под нормой права понимается исходящее от государства и охраняемое им общеобязательное (общее) правило поведения, которое предоставляет участникам общественного отношения данного вида юридические права и налагает на них юридические обязанности. В качестве признаков правовых норм указываются также формальная определенность, обеспеченность мерами государственного принуждения.

Муниципально-правовая норма, как и любая другая норма права, является властным повелением. Она устанавливается или санкционируется властным органом, выступает как общеобязательное предписание, охраняемое от нарушений предусмотренными государством мерами принудительного воздействия. Муниципально-правовая норма является правилом поведения общего характера. Она рассчитана не на какой-либо конкретный случай или обстоятельство,
а на тот или иной вид случаев или обстоятельств. Общий характер правовой нормы означает, что она осуществляется всякий раз, когда налицо предусмотренные ею обстоятельства, и что она не теряет свою силу после однократного применения, а действует постоянно, вплоть до отмены. Как и все другие правовые нормы, нормы муниципального права всегда существуют в определенном, формально закрепленном виде (в законах, иных нормативных актах и других официальных источниках права), поэтому такие нормы, являясь официальными, общеобязательными предписаниями государственной или муниципальной власти, представляют собой формально определенные правила.

К особенностям муниципально-правовых норм Е. М. Ковешников относит следующее. Во-первых, они складываются, с одной стороны, из норм, установленных государственными органами
в результате их правотворческой деятельности на федеральном
и региональном уровне, а с другой - из общеобязательных правил поведения, установленных самими органами местного самоуправления, которые не входят в систему государственных органов,
в результате их нормотворческой деятельности на местном (внегосударственном) уровне. Во-вторых, их специфика заключается
в том, что многие из них относятся одновременно к двум отраслям права - комплексной отрасли муниципального права и основной отрасли - конституционному, административному, финансовому и иным отраслям права. Здесь следует заметить, что местный уровень не является «внегосударственным», на что ранее было указано. Территория, на которой осуществляется местное самоуправление, является территорией государства, государственное управление пронизывает всю территорию страны. Действительно, часть муниципально-правовых норм принимается органами местного самоуправления, формально не входящими в систему органов государственной власти. Это не значит, однако, что эти нормы не носят характера государственных.

Как отмечает С. С. Алексеев, «главная особенность юридической нормы - ее государственно-властный характер. Даже в случаях государственного санкционирования того или иного правила (а не только прямого правотворчества) это правило исходит от государства. Исходит в том смысле, что оно признано государством и, следовательно, выражает государственную волю, представляет государство, опирается на его мощь». В случае принятия муниципально-правовых норм органами местного самоуправления можно говорить об их санкционировании государством. Органы местного самоуправления не могут сами присваивать себе функцию правотворчества, являющуюся важнейшей государственной функцией. Только государство или отдельные его органы могут санкционировать издание субъектами местного самоуправления правовых норм. Следует лишь различать муниципально-правовые нормы, являющиеся результатом предварительного санкционирования в силу
ч. 1 ст. 44 Федерального закона от 28 августа 1995 г. № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (таких норм большинство), и нормы уставов муниципальных образований (ч. 3, 4 ст. 8 Федерального закона от 28 августа 1995 г.
№ 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ») - итог последующего санкционирования, которое выражается в обязательной государственной регистрации уставов.

Нормы муниципального права могут содержаться не только
в нормативных актах, принятых органами местного самоуправления, но и иными субъектами муниципальной власти. Таковым может быть правовой акт, принятый населением непосредственно на местном референдуме или сходе граждан. В Федеральном законе от 28 августа 1995 г. № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» предусматривалась возможность принятия устава муниципального образования двумя способами - населением непосредственно либо представительным органом местного самоуправления (ч. 2 ст. 8). Новый Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» по неизвестным причинам право принятия устава муниципального образования закрепляет исключительно за представительным органом (п. 1 ч. 10 ст. 35). Население непосредственно может принимать устав на сходе лишь в поселениях с численностью жителей, обладающих избирательным правом, менее 100 человек (ч. 3 ст. 44). Понятно, что таких поселений немного в сравнении с общим количеством муниципальных образований
в России. Во всех остальных случаях население может лишь участвовать в обсуждении устава.

Таким образом, муниципально-правовым нормам присущи следующие особенности:

1. Нормы муниципального права отличаются по своему содержанию (регулируют особый комплекс общественных отношений, складывающихся по поводу организации и функционирования институтов местного самоуправления).

2. Они могут устанавливаться, с одной стороны, органами государственной власти в результате их правотворческой деятельности на федеральном и региональном уровне, а с другой - субъектами муниципальной власти (населением муниципального образования, органами и должностными лицами местного самоуправления). Несмотря на указанную специфику муниципально-правовых норм, в частности тех из них, которые содержатся в нормативных актах субъектов муниципальной власти, все они в той или иной мере обеспечиваются государственными средствами гарантирования. Речь идет прежде всего об исходящих от государства и обеспечиваемых возможностью применения силы государственного принуждения юридических гарантиях реализации муниципально-правовых норм, включая их судебную защиту, прокурорский надзор и т. д.
Как отмечает Н. С. Бондарь, «организационная обособленность муниципальной власти не отрицает ее государственно-властных начал, что, как следствие, присуще и муниципальному правотворчеству».



3. Особенность муниципально-правовых норм заключается в том, что многие из них относятся одновременно к двум отраслям права - комплексной отрасли муниципального права и основной отрасли - конституционному, административному, гражданскому, финансовому, земельному, экологическому и др. Однако, как уже отмечалось, с развитием муниципального права его нормы становятся приоритетными по отношению к нормам, содержащимся в иных отраслях (естественно, касающихся вопросов местного самоуправления). Так, в соответствии с ч. 3 ст. 5 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» в случае противоречия федеральных законов и (или) иных нормативных правовых актов РФ, регулирующих вопросы местного самоуправления, Конституции РФ, самому этому закону применяются Конституция РФ и данный федеральный закон.

Таким образом, под нормой муниципального права понимаются устанавливаемые государством или субъектами местного самоуправления (санкционированные государством) обязательные правила поведения, целью которых является регулирование общественных отношений, возникающих в процессе организации и деятельности институтов местного самоуправления, т. е. составляющих предмет муниципального права.

Муниципально-правовые нормы можно классифицировать по различным основаниям.

По объектам правового воздействия , т. е. особенностям общественных отношений, составляющих предмет муниципального права, эти нормы группируются в различные институты, объединяющие однородные нормы внутри отрасли. Основные институты муниципального права были рассмотрены выше.

По субъектам , их принимающим (издающим), можно выделить нормы, принятые органами государственной власти (федеральными, субъектов Федерации), а также нормы, принятые субъектами муниципальной власти (населением непосредственно, различными органами и должностными лицами местного самоуправления).

По источнику , их содержащему, нормы муниципального права можно разделить на содержащиеся в Конституции РФ, федеральных конституционных и федеральных законах, конституциях (уставах) субъектов Федерации, подзаконных нормативных актах, муниципальных правовых актах.

По территории действия муниципально-правовые нормы могут распространять свое действие на всю территорию РФ (содержащиеся в федеральном законодательстве), иметь юридическую силу только на территории соответствующего субъекта Федерации (принятые органами государственной власти конкретного субъекта РФ) либо исключительно на территории конкретного муниципального образования (принятые органами и должностными лицами местного самоуправления данного муниципального образования).

По способу воздействия на поведение субъектов эти нормы можно разделить на управомочивающие (ст. 132 Конституции РФ определяет перечень некоторых вопросов местного значения, закрепляет возможность передачи органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий, ч. 7 ст. 37 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» наделяет местную администрацию правами юридического лица), обязывающие (ч. 2 ст. 131 Конституции РФ обязывает при изменении границ муниципального образования учитывать мнение населения соответствующих территорий) и запрещающие (ч. 9 ст. 37 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» запрещает главе местной администрации заниматься предпринимательской, а также иной оплачиваемой деятельностью, за исключением педагогической, научной и другой творческой деятельности).

По назначению в механизме правового регулирования различают материальные и процессуальные нормы. Если материальная норма предусматривает содержание действия (ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» устанавливает, что граждане осуществляют местное самоуправление посредством участия в местных референдумах, муниципальных выборах, посредством иных форм прямого волеизъявления, а также через выборные
и иные органы местного самоуправления), т. е. отвечает на вопрос, что можно или нужно делать или не делать, определяет комплекс прав и обязанностей, то процессуальная норма определяет порядок, процедуру осуществления такого действия, процесс реализации этих прав и обязанностей, т. е. отвечает на вопрос, как можно действовать (ст. 22 указанного закона устанавливает порядок проведения местного референдума, ч. 12, 13 ст. 35 закрепляют процедуру принятия муниципального правового акта).

– это правила поведения, устанавливающие, закрепляющие и регулирующие общественные отношения, возникающие в процессе организации и деятельности местного самоуправления . В совокупности они образуют муниципальное право как отрасль российского права . Нормам муниципального права присущи те общие черты, которые характерны для всех правовых норм. Вместе с тем муниципально-правовым нормам присущи и свои особенности. Закон об общих принципах организации местного самоуправления закрепляет право принимать, издавать правовые акты по вопросам ведения местного самоуправления.

Нормы муниципального права классифицируются по видам. В основу классификации могут быть положены различные критерии.

запрещающие (нормы-запреты, устанавливающие, чего нельзя делать). Эти нормы закрепляют то или иное правило запретительного характера, обеспечивают, в частности, неприкосновенность прав местного самоуправления. Например, запрещается ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией РФ , федеральными законами.

По степени определенности предписаний нормы муниципального права делятся на императивные и диспозитивные. Императивная норма, например, устанавливает порядок вступления в силу нормативных правовых актов органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина , требуется их официальное опубликование (обнародование). Диспозитивные нормы предусматривают возможность расширения перечня вопросов, отнесенных законодательством к вопросам местного значения, по инициативе самих муниципальных образований , что непосредственно предусматривает ст. 6 Закона об общих принципах организации местного самоуправления.

По территории действия нормы муниципального права могут быть федеральными (действуют на всей территории России), действие которых ограничивается территорией конкретного субъекта Федерации, а также местными, действующими в пределах отдельного муниципального образования.

Кроме того, различают материально-правовые и процессуальные нормы. Материально-правовые нормы закрепляют полномочия органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, права и обязанности граждан, других субъектов муниципального права. Процессуальные нормы определяют порядок выборов и деятельности органов местного самоуправления, порядок принятия решений непосредственно населением муниципальных образований, процедуру реализации права населения на правотворческую инициативу в вопросах местного значения.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Санкт-Петербургский институт внешнеэкономических связей, экономики и права

Юридический факультет

Предмет «Муниципальное право России»

Контрольная работа

Тема «Муниципально-правовые нормы»

Студентки третьего курса

заочной формы обучения

по специальности «Юриспруденция»

Преподаватель: Игнатова Е.П.

Санкт-Петербург

План

Введение

Признаки

Классификация

Заключение

Список источников

Введение

Представленной работой будет рассматриваться тема: «Муниципально-правовые нормы».

Тема будет рассматриваться с позиций следующих вопросов:

понятие муниципально-правовых норм;

признаки муниципально-правовых норм;

классификация муниципально-правовых норм.

Исследование данных аспектов темы я определяю как задачу и цели своей работы.

Рассмотрение данной темы необходимо потому, что муниципально-правовые нормы являются правовой основой местного самоуправления, они закрепляют и регулируют местное самоуправление, а также это ещё и обязательные правила поведения.

1. Понятие муниципал ьно-правовых норм

Основным нормативным регулятором муниципального управления является право. Первый элемент права - это правовая норма. Прежде чем дать определение муниципально-правовой нормы, хотелось бы отметить, что же все-таки представляет норма права вообще. Итак, норма права - это общеобязательное правило поведения, являющееся мерой свободы и ответственности формально равных субъектов общественных отношений и обеспечивается силой государственной власти.

Муниципально-правовые нормы - это такие нормы права, которые закрепляют и регулируют общественные отношения, возникающие на местном уровне, то есть в процессе организации и функционирования местного самоуправления.

2. Приз наки муниципально-правовых норм

Для норм муниципального права характерны все признаки норм всех иных правовых отраслей: общеобязательность, установление государством, обеспечение их реализации с помощью системы государственных гарантий, защита от нарушений принудительными средствами и т. д.

Наряду с общими чертами, присущими всем правовым нормам, муниципально-правовые нормы имеют свои особенности и специфические черты.

Во-первых, они складываются, с одной стороны, из норм, установленных государством и его органами в результате их правотворческой деятельности на федеральном и региональном уровнях. С другой стороны муниципально-правовые нормы складываются из общеобязательных правил поведения, установленных органами местного самоуправления, которые не входят в систему государственных органов, в результате их нормотворческой деятельности на местном уровне. Это принципиально новое положение в отечественном правоведении, поскольку ранее существовала аксиома - все нормы права могут устанавливаться (санкционироваться) только государством. Казанчев Ю. Д., Писарев А. Н. Муниципальное право России. - М., 1998. Закон об общих принципах организации местного самоуправления закрепляет право органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления принимать (издавать) правовые акты по вопросам своего ведения.

Во-вторых, специфика муниципально-правовых норм заключается в том, что многие из них относятся к двум отраслям права - к комплексной отрасли муниципального права и к основной отрасли - конституционному, административному, финансовому и т.д. праву. Например, нормы конституционного права, закрепляющие основные организационно-правовые формы осуществления местного самоуправления, правовые основы взаимоотношений органов местного самоуправления с органами государственной власти, предприятиями, учреждениями, организациями различных форм собственности, общественными объединениями, являются также и нормами муниципального права. Нормами административного права устанавливаются правовое положение и функции, ответственность муниципальных служащих.

При этом следует иметь в виду, что с развитием и укреплением правовой базы местного самоуправления, что связано с принятием федеральных и региональных законов, специально регулирующих различные сферы общественных отношений, возникающих на местном уровне, муниципально-правовые нормы приобретают всё более самостоятельное значение и являются приоритетными по отношению к нормам, содержащихся в других законах. Ковешников Е. М. Государство и местное самоуправление в России: теоретико-правовые основы взаимодействия. - М., 2002. Например, п. 4 ст. 7 Федерального Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» прямо закрепляет положение о том, что федеральные законы, законы субъектов РФ, устанавливающие нормы муниципального права, не могут противоречить Конституции РФ и названному федеральному закону. В случае такого противоречия применяются положения Конституции РФ и федерального закона.

В-третьих, не все без исключения общественные отношения, возникающие в сфере организации, структуры и деятельности местного самоуправления являются предметом правового регулирования. С помощью правовых норм закрепляются, как правило, только существенные, стабильные имеющие общее значение отношения.

3. Классификация муниципаль но-правовых норм

Для более глубокого уяснения особенностей муниципально-правовых норм, их принято классифицировать по видам. В основу классификации могут быть положены различные критерии.

По характеру содержащихся предписаний нормы муниципального права классифицируются на:

управомочивающие (предоставляющие права на совершение определенных действий). Например, нормы определяющие предметы ведения местного самоуправления; ФЗ от 6.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». Ст. 14.

обязывающие (содержащие указание на обязательное исполнение определенных требований.) Так, органы и должностные лица местного самоуправления обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими права и свободы человека и гражданина. Конституция РФ. п.2 ст.24. Данные нормы устанавливают также обязанности государственных органов по отношению к муниципальным органам, обязанности других субъектов муниципального права;

запрещающие (устанавливающие, чего нельзя делать). Эти нормы закрепляют то или иное правило запретительного характера, обеспечивают, в частности, неприкосновенность прав местного самоуправления. Например, запрещается ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией РФ, федеральными законами. Конституция РФ. п.1 ст.15.

По объекту правового регулирования , то есть по кругу регулируемых отношений, муниципально-правовые нормы делятся на:

закрепляющие и регулирующие территориальные, финансово-экономические, правовые основы местного самоуправления и государственные гарантии его осуществления;

устанавливающие организационно-правовые формы осуществления местного самоуправления (формы прямого волеизъявления, органы местного самоуправления, органы территориального общественного самоуправления);

закрепляющие полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения;

закрепляющие ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления;

регулирующие отдельные государственные полномочия, которыми могут наделяться органы местного самоуправления. Казанчев Ю. Д., Писарев А.Н. Муниципальное право России. - М., 1998.

По степени определённости (категоричности) предписаний нормы муниципального права делятся на:

императивные (не допускающие толкования). Например, императивная норма устанавливает порядок вступления в силу нормативных правовых актов органов местного самоуправления, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина (требуется их официальное опубликование, обнародование). ФЗ от 6.10.2003. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». п.2 ст.47.

диспозитивные (в общем виде определяющие правило поведения). Например, диспозитивные нормы, устанавливающие порядок рассмотрения и решения законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Федерации вопроса о прекращении полномочий соответствующего органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления. Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право РФ. - М., 2000.

По действию во времени муниципально-правовые нормы делятся на:

действующие постоянно;

действующие определённое время.

По источникам, то есть по характеру актов, в которых содержатся нормы муниципального права, выделяют нормы, действующие на:

федеральном уровне;

на уровне субъектов РФ;

на уровне муниципальных образований.

По территории действия нормы муниципального права могут быть:

федеральными (действуют на всей территории РФ);

субъектов Российской Федерации (действуют только на территории конкретного субъекта);

местными (действуют в пределах отдельного муниципального образования).

По юридической силе, (форме закрепления) нормы муниципального права делятся на:

нормы уставов муниципальных образований, содержащиеся в нормативных актах органов и должностных лиц местного самоуправления. Ковешников Е.М. Государство и местное самоуправление в России: теоретико-правовые основы взаимодействия». М.,2002.

Нормы муниципального права могут также подразделятся на материально-правовые и процессуальные. Материально-правовые закрепляют полномочия органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, права и обязанности граждан, других субъектов муниципального права. Процессуальные нормы определяют порядок (процедуру) выборов и деятельности органов местного самоуправления, порядок принятия решений непосредственно населением муниципальных образований, процедуру реализации права населения на правотворческую инициативу в вопросах местного значения и т.д.

Нормы муниципального права могут быть объединены в правовые институты по признаку регулирования однородных и взаимосвязанных общественных отношений, имеющих относительную обособленность. Таковыми являются: институт муниципальных выборов, институт главы муниципального образования, институт муниципальной собственности и др.

Заключение

Итак, настоящей работой рассмотрена и исследована тема «Муниципально-правовые нормы: понятие, признаки и классификация».

Большое число муниципально-правовых норм содержится в законодательстве субъектов РФ, удельный вес которого в российском муниципальном праве становится преобладающим по сравнению с нормами, содержащимися в федеральном законодательстве. Ввиду значительного удельного веса правового регулирования многих вопросов организации и функционирования местного самоуправления в законах и других нормативных правовых актах субъектов РФ, можно говорить о наличии не только российского федерального муниципального права, но и о региональном муниципальном праве, т. е. о муниципальном праве соответствующих республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов. И в этом смысле муниципальное право по мере дальнейшего развития федеральной и региональной законодательной базы местного самоуправления все больше будет приобретать черты самостоятельной основной отрасли российского права.

Вместе с тем на сегодняшний день еще значительное количество муниципально-правовых норм проистекают из других отраслей. Особенно это характерно для такого института муниципального права, как предметы ведения и полномочия местного самоуправления. Именно здесь наблюдается большое число норм административного, гражданского, финансового, земельного, жилищного и других отраслей права и законодательства, из которых в итоге и складывается названный институт, занимающий существенное место в системе муниципального права.

В процессе рассмотрения данной темы также выяснилось, что для норм муниципального права характерны все признаки норм все иных правовых отраслей. В работе использованы различные литературные источники.

Список источников

1. Конституция РФ. - М.: ИНФРА-М, 1997.

2. Федеральный закон от 6. 10. 2003г. 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»/Российская газета (дополнительный выпуск) от 8. 10. 2003г. №3316.

3. Выдрин И.В., Кокотов А.Н. Муниципальное право России. Учебник для вузов. - М.: Норма - ИНФРА-М, 1999г.

4. Казанчев Ю.Д., Писарев А.Н. Муниципальное право: Учебник. - М.: Новый Юрист, 1998.

5. Ковешников Е.М. Государство и местное самоуправление в России: теоретико-правовые основы взаимодействия. - М.: Норма, 2002.

6. Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право РФ: Учебник. - М.: Юристъ, 2000.

Подобные документы

    Муниципальное право как совокупность связанных между собой правовых норм, закрепляющих и регулирующих определенный круг общественных отношений. Характеристика муниципально-правовых норм, дефинитивные и коллизионные нормы. Институты муниципального права.

    реферат , добавлен 08.05.2009

    Понятие и признаки норм права, способы выражения правовых норм и предписаний. Классификация и виды правовых норм, степени определенности изложения элементов правовой нормы в статьях, нормативно-правовых актах и характер предписанных правил поведения.

    контрольная работа , добавлен 21.05.2012

    Источники муниципального права, три уровня. Нормативные правовые акты Российской Федерации и субьектов. Специфика муниципально-правовых норм. Нормативные правовые акты местного самоуправления. Муниципально-правовые отношения.

    контрольная работа , добавлен 03.08.2007

    Муниципально-правовые нормы. Источники отрасли муниципального права. Европейская Хартия местного самоуправления. Конституция Российской Федерации в системе источников муниципального права. Классификация муниципально-правовых отношений, их субъекты.

    презентация , добавлен 27.09.2014

    Понятие юридических и правовых норм права, действующих в обществе. Общие черты и отличия социальных и юридических норм. Разновидности общеобязательных правовых предписаний. Элементы структуры норм права: диспозиция, гипотеза и санкция. Виды правовых норм.

    реферат , добавлен 24.11.2009

    Понятие и признаки нормы права, его специфические признаки и характерные черты с точки зрения юридической науки. Структура правовых норм. Классификация международных правовых норм. Способы изложения норм права в статьях нормативных правовых актов.

    курсовая работа , добавлен 19.02.2011

    Понятие и особенности административно-правовых норм, виды административно-правовых норм, административно-правовые нормы в росийском праве. Реализация административно-правовых норм. Действие их во времени, пространстве и по круг лиц.

    курсовая работа , добавлен 18.04.2003

    Понятие и особенности конституционно-правовых норм, их структура и классификация, специфические черты современного развития. Становление институтов этой ветви права в современной Российской Федерации. Характеристика материальных и процессуальных норм.

    курсовая работа , добавлен 01.06.2014

    Понятие и особенности административно-правовых норм, их структура и основные части, классификация и разновидности, отличительные черты. Порядок реализации административно-правовых норм на практике, формы их выражения в законодательстве государства.

    курсовая работа , добавлен 14.04.2010

    Финансовые правовые нормы и их особенности. Классификация финансово-правовых норм по характеру воздействия на участников финансовых отношений. Функции Центрального банка РФ и кредитных организаций. Характеристика современного состояния банковской системы.



Просмотров