Объекты муниципальных правоотношений. Муниципально-правовые отношения

Обязательные (особые)

  • население МО (принятие решений на референдуме)
  • МО и их объединения (союзы и т.д.)
  • группы жителей МО (создание территориально-общественных объединений)
  • органы МСУ
  • должностные лица МСУ, депутаты, муниципальные служащие

Иные субъекты

  • государственные органы (администрация области, правительство области)
  • общественные объединения (активно участвуют во время выборов)
  • предприятия, учреждения, организации (решение о местном налоге, проведение благоустройства вокруг предприятия)
  • физические лица (иностранные граждане и т.д.)

Объекты правоотношений :

Административно-политическая сфера

  • муниципальная власть, проведение выборов
  • муниципальное правотворчество (НПА и т.д.)
  • территория МО (границы, соединение, разделение)

2. гражданско-правовая и иная сфера

  • отношения, связанные с муниципальным имуществом
  • отношения по поводу предоставления муниципальных услуг

Отношения в финансовой сфере

  • бюджетные (местный бюджет)
  • налоговые (местные налоги)
  • финансовый контроль (контроль за финансами)

1. публичный характер (право принимать планы по бюджету)

Муниципальные правоотношения – это общественные отношения, возникающие в процессе организации деятельности местного самоуправления и урегулированные нормами муниципального права.

Отношения: субъекты, объекты и содержание.

Особенности субъектов муниципальных правоотношений:

1. Обязательные субъекты муниципальных правоотношений.

2. Иные субъекты муниципальных правоотношений, которые могут присутствовать в данных правоотношениях.

Чтобы какое-нибудь правоотношение считалось муниципальным, обязательно хотя бы один из субъектов должен быть из группы обязательных субъектов.

Круг обязательных субъектов:

1) Население муниципального образования, как синоним – местное население, местное сообщество, территориальный коллектив.

В каких правоотношениях: выборы, референдум…

2) Муниципальное образование и их объединение. Примеров таких правоотношений немного. Чаще всего на практике встречается при объединении в какие-то союзы (к примеру, союз российских городов…).

3) Органы местного самоуправления. Это самый распространённый субъект: отношения, связанные с предоставлением льгот, реализацией компетенции.

4) Депутаты представительных органов местного самоуправления, должностные лица органов местного самоуправления и муниципальные служащие. Депутаты отчитываются перед избирателями… Или аттестация муниципального служащего.

5) Иные органы. Это весь остальной широкий круг субъектов, которые могут вступать в отношения с депутатами и т.д. Это могу быть государственные органы: прокуратура с протестом на решение воронежской государственной думы… Взаимоотношения между органами государственной власти и местного самоуправления, в ходе которого ему делегируются какие-либо полномочия.


6) Различные общественные объединения. Тоже могут быть участниками. Например, политические партии выдвигают кандидатов на муниципальных выборов. Или выступать с инициативой на обсуждении какого-то вопроса.

7) Предприятия, учреждения и организации. Органы местного самоуправления принимают какие-то решения о правилах сдачи в аренду муниципального имущества…

8) Отдельные физические лица: граждане РФ, иностранцы, лица без гражданства. Также могут быть участниками: участвовать в собраниях, вносить предложения…

Вывод: круг этих субъектов достаточно широк и разнообразен.

Объекты муниципальных правоотношений.

Совокупность муниципальных правоотношений является важнейшей сферой в правовой системе российского государства. Возникают такие отношения в процессе формирования и функционирования органов местного самоуправления, действующих в том или ином муниципальном образовании. Понятию местного самоуправления посвящена отдельная глава российской Конституции, а также множество кодексов и федеральных законов. В этой статье будет подробно разобрано содержание, методы и особенности муниципальных правоотношений.

Понятие муниципального права

Что представляет собой муниципальное правоотношение? Пример такого отношения можно встретить в любом российском регионе: это работа местного органа, занимающегося самоуправлением. Население российского государства обладает правом на самостоятельную организацию в некоторых общественных сферах. Такое право закреплено основным законом страны - Конституцией РФ. Образование и работа местных самоуправленческих инстанций регулируются муниципальным правом. В представленном виде права присутствуют отношения муниципального характера, которые могут возникать по воле одной или двух сторон. Одной стороной является население того или иного органа, а другой - муниципальный орган, сформированный этим населением.

Муниципальные правоотношения имеют организационный характер, так как способствуют организации определенных общественных процессов. Также отношения связаны с реализацией полномочий, функций и задач местных самоуправленческих органов.

Структура муниципального права

Как и любая другая отрасль права, муниципальная сфера состоит из объектов, субъектов и содержания. Основным элементом в рассматриваемых правоотношениях является субъект. В виде субъекта могут выступать разные элементы:

  • гражданские группы;
  • органы местного самоуправления;
  • муниципальные образования;
  • союзы, ассоциации и прочие виды объединений;
  • население РФ;
  • органы общественного самоуправления;
  • органы государственной власти и т. д.

Таким образом, субъекты муниципальных правоотношений наделены рядом полномочий и обязанностей, которые составляют содержание отношений. Есть также объекты: это то, по поводу чего могут возникать правоотношения. Здесь стоит выделить муниципальные акты, поведение муниципальных служащих, различные территориальные образования и т. д.

Отдельно следует рассказать о методах муниципальных правоотношений. Рассматриваемая область права базируется на совмещении императивных (обязующих или запрещающих) и диспозитивных (дозволительных) начал с преобладанием последних. Все-таки в организации местного самоуправления российским гражданам дана некоторая свобода действий.

Система правоотношений

Рассматриваемая отрасль права делится на институты и составляющие их элементы. При этом муниципальная область отношений совмещает в себе нормы финансового, земельного, гражданского и административного права.

Все муниципальные нормы делятся на общие и особенные. К общей части относятся нормы, которые распространяют свое действие на составные части отрасли. Сюда также входят конституционные нормы. Они закрепляют принципы, гарантии и цели муниципальных правоотношений. Особенная же часть включает в себя нормы, которые регулируют отдельные группы муниципальных отношений. Стоит также отметить, что группа особенных норм содержит ряд общественных институтов. О них будет подробно рассказано далее.

Институты муниципальных правоотношений

Группа особенных муниципальных норм содержит в себе ряд институтов, которые включают процессуальные и муниципальные элементы. Такие институты регулируют отдельные стороны местного самоуправления, закрепляют статус субъектов рассматриваемой отрасли права. Какие именно институты здесь следует выделить?

Во-первых, это институт муниципально-территориального устройства, который включает в себя субинституты территориального деления. Сформированная область должна иметь определенный статус. За него ответственен институт статуса и определения функций представителей муниципальных образований. Здесь речь идет о должностных лицах, а также о депутатах от представительных, контрольных, исполнительных и прочих органов.

Не менее важны и особые институты - например, связанные с муниципальными наградами и почетными званиями, символиками, собственностью, порядком управления, финансами и т. д.

Виды муниципальных отношений

Специалисты в области юриспруденции выделяют несколько основных видов рассматриваемых правоотношений. Все виды делятся по специальным классификациям. Самая распространенная группа связана с формой осуществления власти. В нее входят следующие группы отношений:

  • возникающие в процессе реализации самоуправленческими органами государственных полномочий;
  • возникающие в процессе решения местных вопросов путем выражения народной воли;
  • связанные с функционированием выборных органов местного самоуправления.

Еще одна группа правоотношений связана с ролью самоуправления в системе федерализма РФ. Специалисты выделяют три вида:

  • полномочия самоуправленческих органов, делегированные федеральными органами;
  • реализация отдельных полномочий, делегированных российскими субъектами;
  • отношения, связанные с самостоятельной деятельностью населения по вопросам местного значения.

Есть также классификация, связанная с общественными сферами. Здесь следует выделить следующие виды отношений:

  • административно-политическая жизнь;
  • область местного хозяйства;
  • социально-культурная жизнь.

Существуют и другие классификации, однако выше были названы лишь самые основные из них.

Юридические факты

Правоотношения в муниципальном праве могут формироваться и динамично развиваться лишь при наличии определенных юридических фактов. Что является юридическим фактом? Это конкретное социальное обстоятельство, вызывающее наступление, возникновение, прекращение или изменение правоотношений. В муниципальном праве юридический факт - явление реальной жизни, которое приводит муниципальную норму в движение. Это особенный элемент механизма муниципального регулирования, выполняющий главную функцию - обеспечение возникновения, изменения или прекращения правоотношений.

Юридические факты создают переход от общей поведенческой модели к конкретному виду поведения, который воплощается в муниципальных правоотношениях. В этом и состоит основная задача юридического факта. Самая распространенная классификация делит юридические факты на события и действия. Действие - это результат осознанной деятельности, а событие - это не зависящий от человека факт.

Источники муниципального права

Российская муниципальная правовая сфера базируется на множестве самых разных источников. Все они делятся на несколько видов. Так, следует выделить законодательные и подзаконные акты, международные и федеральные, субъектные и локальные. Все они регулируют вопросы местного значения, а также деятельность самоуправленческих органов.

Какие существуют международные источники? В 1985 году в Страсбурге была принята Европейская хартия о местном самоуправлении. Именно этот документ закрепляет государственные и муниципальные субъекты правоотношений, примерное устройство системы и т. д. Именно на Европейской хартии должны базироваться все российские документы о местном самоуправлении. Подобное правило закрепляет статья 15 Конституции, в которой провозглашается приоритет международного права над национальным.

В России действует ряд федеральных источников. Самый важный - российская Конституция. Модели местного самоуправления (МС) закрепляются в статьях 12 и 130-132. Есть также ряд федеральных законов. Это ФЗ № 131 "О принципах организации МС в РФ", ФЗ от 2007 года "О муниципальной службе" и др. Согласно статье 72 Конституции, субъекты РФ имеют право на самостоятельную организацию местного самоуправления.

Система гарантий

Как и любая другая отрасль права, область муниципальных отношений имеет некоторое количество гарантий. Первая группа именуется общими гарантиями. Деятельность органов самоуправления реализуется на политических, экономических и социальных началах. Все это есть основы жизнедеятельности людей.

Имеются также специальные гарантии. Они представляют собой средства, при помощи которых обеспечивается деятельность местных органов самоуправления. В качестве специальных гарантий могут выступать принимаемые уставы, положения, подзаконные акты и т. д. Существуют также судебные гарантии. Каждый муниципальный орган имеет право на защиту своих прав в судебном порядке.

Контроль

Муниципальное образование как субъект правоотношений в рассматриваемой сфере права должен контролироваться самими российскими гражданами. Любой гражданин, проживающий на территории своего территориального образования, имеет право на выбор должностных лиц, заслушивание депутатских отчетов, надзор над проведением сходов, собраний и т. д. Подобная форма контроля именуется общественной, то есть народной.

Немалую роль в контрольно-надзорной деятельности играет и прокуратура. Этот орган проверяет документацию, изучает нормативные акты и требует устранения выявленных нарушений. Таким образом прокуратура следит за грамотным исполнением местными самоуправленческими инстанциями своих полномочий. Сами органы самоуправления могут выдвигать отдельных должностных лиц, которые следили бы за соответствием издаваемых актов уставу муниципального образования.

businessman.ru

17. Муниципально-правовые отношения: понятие, особенности, виды.

Муниципальные правоотношения – это реальное фактическое общественное отношение в сфере МС, участники которого наделены муниципально-правовыми формами, соответствующими правами и обязанностями и реализуют их в рамках того или иного отношения.

Особенности:

    Они осуществляются в локальных границах, установленных законодательным путем, прежде всего КРФ ст. 131.

    Некоторые нормы муниципального права регулирующие имущественные, финансовые, земельные и иные отношения одновременно являются нормами гражданского, финансового, земельного и иных отраслей права.

    Муниципальные-правоотношения носят властный характер.

    Присущ особый субъектный состав (граждане, само население, ОМС, соответствующие органы государственной власти и т. д.)

К1. По субъекту:

    Индивидуальные субъекты:

а) общие – граждане, иностранные гр, ЛБГ.

б) специальные – избиратели, депутаты, ДЛ.

    Коллективные (ОГВ, ОМС).

    Политико-территориальные образования (РФ, субъекты РФ).

    Социальные общности (население МО, народ РФ).

1. Возникающие в сфере организации МС (например: в связи с проведением местных выборов, связанные с образованием МО)

2. Возникающие в сфере решения вопросов местного значения (например: по управлению муниципальной собственностью, по формированию местного бюджета)

3. Возникающие, при осуществлении ОМС отдельных гос. полномочий.

К3. Основание возникновения: отношения, возникшие на основе материальных норм и отношения на основе процессуальных.

Субъекты муниципальных правоотношений: понятие особенности, виды.

Субъект муниципальных правоотношений - это физ. или юр лицо, наделенное нормами муниципального права, субъективными правами и обязанностями и реализуемые их в конкретном правоотношении.

Субъекты:

    Граждане РФ, обладающие муниципальной правосубъектностью. В соответствии с КРФ гражданам гарантируется вся полнота прав по участию в местном самоуправлении и не допускаются какие-либо ограничения данных прав по каким-либо основаниям (ч. 2ст.19 КРФ). Конкретно, содержание права на участие в МС гражданина состоит в возможности. Возможности: участвовать в решении вопросов местного значения непосредственно в составе коллектива, избирать и быть избранным в ОМС, доступа к гос службе, получать информацию о деятельности ОМС и ДЛ, принимать участие в деятельности ОМС, обращаться с иском в суд о восстановлении нарушенного права.

    Иностранные граждане постоянно проживающие в РФ с гос гражданства которых у РФ есть соответствующий договор (Беларуси, Казахстан). Ограничены их права.

    Территориальный коллектив. Им признается определённая социальная общность, объединяющая на основе общих интересов граждан, проживающих на территории муниципального образования и осуществляющих полномочия в различных сферах жизнедеятельности.

Черты коллектива:

Является определенной общностью;

В основе формирования территориального коллектива находятся местные интересы и обусловленные ими вопросы местного значения;

Территориальные коллективы образуются с учетом экономических, социально-исторических и природно-географических факторов;

Территориальные коллективы выполняют в обществе специфические функции, так как в них присутствуют все элементы структуры общества.

Виды территориальных коллективов:

    Первичный, который складывается на части территории муниципального образования (ТОС).

    Территориальный коллектив, объединяющий жителей всего муниципального образования, является основным субъектом местного самоуправления с учетом КРФ.

Правовой статус территориального коллектива – это его место в системе МС, определяемое нормами МП.

Элементы статуса:

а) Права и обязанности, которые могут быть реализованы либо непосредственно самим коллективом, либо опосредованно, через образуемые органы.

б) Гарантии - это определённые условия, обеспечивающие реализацию прав и обязанностей. Примеры гарантий: экономические, финансовые (бюджет, фонды), правовые (наличие системы законодательства).

в) Ответственность. Население нельзя привлечь к юр ответственности. Ответственность территориального коллектива выражается в осознании им и принятии на себя возможных, в том числе не благоприятных последствий, которые могут возникнуть вследствие неправомерности, неоправданности решений.

studfiles.net

Муниципально-правовые отношения. Виды и особенности субъектов и объектов муниципальных правоотношений.

⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 25Следующая ⇒

Муниципальные правоотношения – это общественные отношения, возникающие в процессе организации деятельности местного самоуправления и урегулированные нормами муниципального права.

Отношения: субъекты, объекты и содержание.

Особенности субъектов муниципальных правоотношений:

1. Обязательные субъекты муниципальных правоотношений.

2. Иные субъекты муниципальных правоотношений, которые могут присутствовать в данных правоотношениях.

Чтобы какое-нибудь правоотношение считалось муниципальным, обязательно хотя бы один из субъектов должен быть из группы обязательных субъектов.

Круг обязательных субъектов:

1) Население муниципального образования, как синоним – местное население, местное сообщество, территориальный коллектив.

В каких правоотношениях: выборы, референдум…

2) Муниципальное образование и их объединение. Примеров таких правоотношений немного. Чаще всего на практике встречается при объединении в какие-то союзы (к примеру, союз российских городов…).

3) Органы местного самоуправления. Это самый распространённый субъект: отношения, связанные с предоставлением льгот, реализацией компетенции.

4) Депутаты представительных органов местного самоуправления, должностные лица органов местного самоуправления и муниципальные служащие. Депутаты отчитываются перед избирателями… Или аттестация муниципального служащего.

5) Иные органы. Это весь остальной широкий круг субъектов, которые могут вступать в отношения с депутатами и т.д. Это могу быть государственные органы: прокуратура с протестом на решение воронежской государственной думы… Взаимоотношения между органами государственной власти и местного самоуправления, в ходе которого ему делегируются какие-либо полномочия.

6) Различные общественные объединения. Тоже могут быть участниками. Например, политические партии выдвигают кандидатов на муниципальных выборов. Или выступать с инициативой на обсуждении какого-то вопроса.

7) Предприятия, учреждения и организации. Органы местного самоуправления принимают какие-то решения о правилах сдачи в аренду муниципального имущества…

8) Отдельные физические лица: граждане РФ, иностранцы, лица без гражданства. Также могут быть участниками: участвовать в собраниях, вносить предложения…

Вывод: круг этих субъектов достаточно широк и разнообразен.

Объекты муниципальных правоотношений.

Круг объектов также весьма обширен.

Классификация профессора Костюкова из Омска. Он предлагает разделить все объекты муниципально-правовых отношений разделить на 3 группы исходя из их содержания:

1) Объекты, складывающие в административно-политической сфере. Прежде всего, это отношения, вытекающие из самой власти; это вопросы, связанные с муниципальным правотворчеством; это вопросы, связанные с определением статуса депутатов, служащих, должностных лиц; это отношения, которые возникают по поводу территориальных границ, по поводу территории муниципального образования…

2) Объекты, складывающиеся в имущественной сфере (сфере имущественного характера). Отношения, возникающие по поводу муниципальной собственности. Самые разные отношения, связанные с её приватизацией, арендой… Сюда же входят отношения, связанные с предоставлением муниципальных услуг населению.

3) Это объекты, складывающиеся в финансовой сфере, в сфере финансовых отношений. Это такие объекты, как местный бюджет, налогообложение, местные налоги, осуществление муниципального финансового контроля.

Особенности: права и обязанности публичных правовых участников обычно называются таким термином, как «полномочия». То есть полномочие – это совокупность прав и обязанностей публичных правовых участников. Зачастую права являются и одновременно обязанностью, то есть право и обязанность принимать бюджет, «правообязанность».

©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.

arhivinfo.ru

§ 4. Муниципальные правоотношения. Муниципальное право России

Муниципальные правоотношения (муниципально-правовые отношения) - ϶ᴛᴏ отношения, урегулированные нормами муниципального права и складывающиеся между субъектами муниципального права в сфере местного самоуправления. Как и любые правоотношения, муниципальные правоотношения складываются из следующих структурных элементов: субъекты, объекты и содержание правоотношений.

Субъектов муниципальных правоотношений, т.е. тех, кто наделен правами, обязанностями, полномочиями в сфере местного самоуправления, можно разделить на четыре группы: индивидуальные субъекты; коллективные субъекты; политико-территориальные образования; социальные общности.

В первой группе следует выделить общих и специальных субъектов. К общим субъектам ᴏᴛʜᴏϲᴙтся граждане, иностранцы, лица без гражданства, к специальным - избиратели, депутаты представительных органов местного самоуправления, должностные лица органов местного самоуправления, муниципальных организаций, негосударственных объединений, государственных органов, муниципальные служащие. Круг специальных субъектов настолько многообразен, насколько многообразны муниципальные отношения.

В группу коллективных субъектов входят органы местного самоуправления, государственные органы, органы территориального общественного самоуправления, другие негосударственные (не муниципальные) объединения, как коммерческие, так и некоммерческие.

В группу политико-территориальных образований входят муниципальные образования, субъекты Федерации, сама Российская Федерация.

В группе социальных общностей - население муниципальных образований (местные сообщества жителей), население (народы) субъектов Федерации, многонациональный народ России.

Объекты правоотношений - то, по поводу чего взаимодействуют субъекты правоотношений на базе ϲʙᴏих прав, обязанностей, полномочий. К числу объектов муниципальных отношений ᴏᴛʜᴏϲᴙтся территория муниципальных образований, муниципальное имущество, муниципальные правовые акты.

Содержание муниципальных правоотношений составляют полномочия, права и обязанности их субъектов (участников). Эти полномочия, права, обязанности возникают в сфере осуществления функций местного самоуправления. Стоит заметить, что они включают, к примеру, право жителей поселений на создание муниципальных образований и корреспондирующую ему обязанность органов власти обеспечить ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующее волеизъявление людей и принять меры к учреждению нового муниципального образования, если решение об ϶ᴛᴏм принято жителями.

По ϲʙᴏей природе рассматриваемые правоотношения могут быть основаны на нормах как материального, так и процессуального права. Так, избиратели на муниципальных выборах осуществляют ϲʙᴏе избирательное право, имеющее материальную природу. При всем этом порядок реализации ϶ᴛᴏго права определяется нормами процессуальными.

Пользовательское соглашение: Интеллектуальные права на материал - Муниципальное право России - Кокотов А.Н., Саломаткин А.С. принадлежат её автору. Данное пособие/книга размещена исключительно для ознакомительных целей без вовлечения в коммерческий оборот. Вся информация (в том числе и "§ 4. Муниципальные правоотношения") собрана из открытых источников, либо добавлена пользователями на безвозмездной основе. Для полноценного использования размещённой информации Администрация проекта Зачётка.рф настоятельно рекомендует приобрести книгу / пособие Муниципальное право России - Кокотов А.Н., Саломаткин А.С. в любом онлайн-магазине.

Тег-блок: Муниципальное право России - Кокотов А.Н., Саломаткин А.С., 2015. § 4. Муниципальные правоотношения.

xn--80aatn3b3a4e.xn--p1ai

Муниципально-правовые отношения: классификация и понятие

В гл. 8 Конституции утверждается самостоятельность населения при решении вопросов территориального значения, пользования, распоряжения и владения муниципальной собственностью. В ст. 131 основного закона установлены пределы районов, в которых осуществляется самоуправление. К ним, в частности, относят сельские/городские поселения, прочие территории с учетом сложившихся исторических, культурных и прочих традиций. Рассмотрим далее особенности муниципально-правовых отношений, возникающих в связи с реализацией функции самоуправления.

Ключевые термины

ФЗ №154 определяет общие принципы организации территориального самоуправления в России. В данном нормативном акте также закреплены ключевые понятия, необходимые для изучения сферы его распространения. К ним относят:

  1. Вопросы территориального значения. В их число входят проблемы, касающиеся непосредственного обеспечения жизни и деятельности населения в МО, отнесенные к категории местных уставом муниципального образования на основе законодательства.
  2. Референдум. Он представляет собой один из способов непосредственной реализации воли населения. Референдум – это голосование граждан по вопросам территориального значения.
  3. Органы местного управления. Ими являются выборные и прочие структуры, имеющие полномочия на решение вопросов территориального значения. Эти институты не входят в систему госорганов.
  4. Должностное лицо территориального самоуправления. Им является выборный либо работающий по контракту гражданин, исполняющий организационно-распорядительные функции в местных органах и не относящийся к категории госслужащих.

Специфика решения территориальных проблем

Реализация полномочий в рамках местного самоуправления предполагает активность со стороны граждан. Для решения территориальных проблем МО имеет собственный бюджет. Для пополнения этого фонда уполномоченными местными органами устанавливаются сборы и налоги. Обобщая сказанное, можно определить местное самоуправление как деятельность населения, гарантируемую Конституцией, по решению вопросов территориального значения, осуществляемую гражданами самостоятельно и под их ответственность в соответствии с собственными интересами.

Понятие муниципально-правовых отношений

В процессе организации и функционирования местного самоуправления в сельских, городских поселениях и на прочих территориях возникают взаимодействия, регулируемые юридическими актами. Они рассматриваются как муниципально-правовые отношения. Структура этих взаимодействий имеет традиционную конструкцию.

Муниципально-правовые отношения РФ: признаки

В рамках рассматриваемой сферы воздействия отличаются определенной спецификой. Они обладают локально-территориальным характером и относятся к области муниципально-правового регулирования. Взаимодействия являются комплексными. Особенности муниципально-правовых отношений обуславливаются тем, что проблемы территориального значения охватывают все ключевые области жизни и деятельности граждан. Это и культура, и охрана порядка, и финансы, и экономика. Несмотря на то что муниципально-правовые нормы и отношения достаточно разнообразны, они обладают общим признаком. Все они возникают в связи с необходимостью решения территориальных вопросов. Субъектами муниципально-правовых отношений являются граждане, проживающие в пределах МО, местные органы власти и их сотрудники.

Типы взаимодействий

В зависимости от круга участников, выделяют следующие виды муниципально-правовых отношений:

  1. Возникающие в ходе решения территориальных вопросов путем непосредственного волеизъявления граждан.
  2. Связанные с функционированием выборных и прочих структур, осуществляющих управление собственностью, формирование и выполнение статей бюджета, прочую деятельность.
  3. Возникающие при реализации территориальными органами отдельных полномочий государственного характера. Они передаются органам в соответствии с действующим законодательством.
  4. Возникающие при исполнении местными структурами положений актов федеральной и региональной власти.

Круг вопросов

Объекты муниципально-правовых отношений – это действия местного населения и сформированных ими органов, ориентированные на решение проблем территориального значения. Эти вопросы определяются в Уставе соответствующего МО. Кроме этого, как выше было сказано, местные органы реализуют отдельные госполномочия, переданные им в соответствии с законодательством. Исходя из этого, формируется следующая классификация муниципально-правовых отношений:

  1. Связанные с организацией территориального самоуправления. В частности, речь о создании, объединении, преобразовании МО, установлении и изменении наименований и границ, утверждении символики, определении системы органов, контроле их деятельности.
  2. Характеризующие деятельность, касающуюся непосредственного обеспечения населения, решения вопросов социально-экономического развития, управления собственностью, регулирования застройки и планировки территории, содержания, организации, расширения учреждений образования и здравоохранения, предприятий газо-, водо-, энерго-, теплоснабжения, строительства, транспорта, торговли, бытовых услуг, питания и пр.

Муниципально-правовые нормы и отношения, связанные с реализацией отдельных госполномочий, формируются в каждой конкретной ситуации индивидуально. В законодательстве не установлен четкий перечень задач, которые возлагают федеральные органы на территориальную власть.

Участники взаимодействий

В зависимости от того, какие именно субъекты муниципально-правовых отношений участвуют в решении тех или иных вопросов, взаимодействия разделяются на:

  1. Связи, в которых в качестве одной из сторон выступает МО. В таких отношениях выражается правовой статус муниципалитета. К ним в частности относят установление символики, формирование бюджета, управление собственностью и пр.
  2. Взаимодействия, в которых участником является население – непосредственное волеизъявление граждан.
  3. Связи, в которых стороной выступает должностное лицо либо орган самоуправления. В данном случае можно привести следующие примеры муниципально-правовых отношений: решение территориальных вопросов, исполнение статей бюджета, реализация госполномочий.

МО

В законодательстве присутствует следующее определение муниципального образования. Оно представляет собой сельское, городское поселение или несколько таких местностей, объединенных единой территорией, часть района, другая населенная площадь, предусмотренная в ФЗ, в границах которых реализуется самоуправление, присутствует собственность, есть свой бюджет, сформированы выборные структуры. Муниципальное образование наделяется правом распоряжаться, владеть и пользоваться имуществом, принадлежащим ему. При этом МО не выступает в качестве юрлица, однако в гражданско-правовых взаимодействиях имеет равные юридические возможности вместе с другими их участниками. Муниципалитет может формировать объединения в виде союзов или ассоциаций для координации своей работы, наиболее эффективной реализации принадлежащих ему прав и интересов, иметь свою символику.

Граждане

Эти субъекты муниципально-правовых отношений выбирают представительный орган, должностных лиц, решают иные актуальные вопросы территориального значения. Население вне зависимости от своей численности имеет юридическую возможность осуществления самоуправления. Непосредственно гражданами может приниматься Устав МО, выражаться недоверие выборным институтам. Мнение населения принимается во внимание при формировании, объединении, преобразовании либо упразднении муниципальных образований, определении их территории. Согласно положениям Устава, граждане обладают законотворческой инициативой в вопросах территориального значения. В отдельных населенных пунктах полномочия представительного органа может реализовывать общее собрание (сход). Оно является не только способом решения гражданами территориальных вопросов, но и формой организации общественного самоуправления. Собрание образуется на части МО и обеспечивает реализацию населением инициатив, касающихся актуальных проблем.

Выборные и прочие органы самоуправления

К этим структурам относят:

  1. Представительный орган самоуправления. Он обладает правом представлять интересы граждан и принимать решения от их имени.
  2. Выборное лицо МО. Оно наделяется, в соответствии с Уставом, полномочиями на решение конкретных проблем территориального значения. В данном акте может предусматриваться должность главы МО и иные посты.

Вступая в муниципально-правовые отношения, эти участники управляют собственностью, формируют, принимают и исполняют бюджет, утверждают различные решения, касающиеся обеспечения интересов населения.

Юридические возможности

Гражданам РФ предоставляется равное право на самоуправление. Оно не зависит от их вероисповедания, пола, расы, должностного и имущественного статуса, национальности и иных обстоятельств. Физлица реализуют эту возможность, вступая в муниципально-правовые отношения различными способами. В частности, это осуществляется путем участия в референдуме, выборах и иными формами прямого волеизъявления, через выборные институты и пр. Граждане обладают равными правами на ознакомление с материалами и документами, которые непосредственно касаются их свобод и интересов, в том числе о деятельности органов самоуправления. В полномочия депутатов представительных институтов территориальной власти входит участие в решении вопросов, касающихся утверждения местного бюджета, отчета о его выполнении, введении сборов и налогов в пределах МО, принятия программ и планов развития населенного пункта.

Содействие самоуправлению

В муниципально-правовые отношения могут вступать не только граждане и местные органы. По месту своего проживания население создает органы общественного самоуправления. Они могут выступать в качестве юрлиц, формировать ассоциации. Эти органы также реализуют инициативы при решении территориальных проблем. Муниципалитеты могут объединяться в союзы и ассоциации. Они обеспечивают координацию деятельности МО, способствуют повышению результативности при реализации их интересов. Между тем такие ассоциации и союзы не могут осуществлять те полномочия, которыми наделяются органы самоуправления. В муниципально-правовые отношения вступают и государственные институты власти. В их задачи входит обеспечение поддержки самоуправления, создание необходимых организационных, юридических, материально-финансовых условий для развития территорий. На территории МО функционируют разные учреждения, организации, предприятия. Они также могут вступать в муниципально-правовые взаимодействия. Если они в собственности МО, то порядок, условия и цели их деятельности устанавливаются органами самоуправления. Взаимодействие с другими учреждениями, предприятиями и организациями формируется на договорной основе. На территории МО могут функционировать также и общественные объединения. Согласно положениям своих уставов, они участвуют в избрании органов самоуправления, представляют и обеспечивают защиту собственных интересов и прав своих членов и других граждан. Если проблемы, которые решают территориальные институты власти, касаются общественных объединений, то они должны обсуждаться с участием последних.

Юридическая регламентация

Правовое регулирование муниципальных отношений обладает рядом специфических черт. Его характер определяется комплексом приемов, посредством которых осуществляется влияние на общественные взаимодействия. Ими, в частности, являются запреты, дозволения, предписания. В зависимости от того, какой именно прием преобладает в системе, правовое регулирование муниципальных отношений может быть:

  1. Императивным. Для этого способа характерно преобладание предписаний. Юридическое положение участников взаимодействий строится на принципах прямого подчинения, субординации. В качестве факта, обуславливающего возникновение отношения, выступает властное предписание.
  2. Диспозитивным. Этот метод базируется на дозволении, предоставляющем право выбора поведения. В качестве основания возникновения взаимодействия выступает в данном случае договор.

Важный момент

Особенностью предмета муниципального права выступает то, что он распространяется и на частные, и на публичные правоотношения. Из этого следует и широкое применение диспозитивного и императивного приемов. В частности, невыполнение либо ненадлежащее исполнение принятых органами самоуправления решений предполагает ответственность. Взаимодействия между служащими выстраиваются по принципу субординации. В этих случаях применяется императивный метод. Вместе с этим органы самоуправления не только реализуют публично-властную деятельность, но и пользуются правами собственника по отношению к имуществу, находящемуся в распоряжении муниципалитета, от имени МО. Взаимодействия между участниками в этом случае регламентируются диспозитивным методом. Следует сказать, что и в том, и в другом способе регулирования предусматривается запрет.

Метод гарантий

Он применяется наряду с императивным и диспозитивным способами регулирования. Метод гарантий наиболее распространен на федеральном уровне. В частности, государство возлагает на себя обязанность обеспечивать экономическую, финансовую, организационную самостоятельность территориального самоуправления, его судебную защиту.

Как выше было сказано, органы самоуправления не включаются в систему государственных властных институтов. Между тем последние оказывают определенное влияние на деятельность территориальных структур. Это влияние обеспечивается посредством рекомендаций. Они содержатся в президентских указах, правительственных постановлениях, а также юридических актах региональной власти.

Дополнительно

Отдельно следует осветить вопрос, касающийся муниципально-правовых норм. В качестве них выступают акты, в которых закрепляются и регламентируются общественные взаимодействия, которые возникают в ходе организации и работы территориального самоуправления. Эти нормы – результат правотворческой деятельности государственных и муниципальных органов. Они группируются по различным признакам. Так, в зависимости от объекта, выделяют акты, закрепляющие:

  1. Самоуправление в системе народовластия.
  2. Гарантии, полномочия, предметы ведения.
  3. Основы деятельности.
  4. Ответственность органов и служащих.

В зависимости от характера предписаний, нормы могут быть:

  1. Управомочивающими. Они устанавливают пределы допустимого поведения.
  2. Обязывающими. Ими определяются действия, которые надлежит совершить.
  3. Запрещающими.

Кроме этого, существует разделение актов на материально- и процессуально-правовые. Первые закрепляют полномочия, которыми наделяются органы самоуправления. Процессуальные юридические акты устанавливают порядок формирования выборных институтов (процедуры создания, назначения должностных лиц и пр.) территориальной власти. Муниципально-правовые нормы группируются также по отраслевому признаку. Эти комплексы актов охватывают определенные категории взаимосвязанных взаимодействий.

fb.ru

Муниципально-правовые отношения.

⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 13Следующая ⇒

Муниципально-правовые отношения являются разновидностью правоотношений, т.е. общественных отношений, урегулированных нормами права, участники которых выступают в качестве носителей взаимно корреспондирующих друг другу юридических прав и обязанностей. Посредством правоотношений требования юридических норм воплощаются в поведении людей.

Характер муниципально-правовых отношений определяется в первую очередь их социальной природой, местом и ролью в системе общественных отношений, а также спецификой муниципально-правовых норм.

Муниципальные правоотношения обладают основными признаками, которые присущи правоотношениям в целом. В то же время они по сравнению с другими видами правоотношений имеют свою специфику, им свойственна качественная обособленность, неповторимость.

Муниципально-правовые отношения могут возникать по воле как одной стороны, так и двух или нескольких сторон. Они носят организационный характер, т.е. способствуют организации процессов, и возникают при практической реализации задач, функций и полномочий органов местного самоуправления в процессе осуществления управленческой деятельности, т.е. складываются в сфере местного самоуправления. Одной из сторон муниципально-правовых отношений всегда выступает население муниципального образование либо его представители (органы местного самоуправления и др.). Споры, возникающие в рамках муниципально-правовых отношений, могут разрешаться как в административном (внесудебном), так и в судебном порядке.

К особенностям муниципально-правовых отношений можно отнести следующее.

1) Основной, определяющей особенностью этих отношений является то, что они складываются в специфической области - в сфере местного самоуправления.

2) Они имеют особые территориальные пределы распространения – те территории, в границах которых в соответствии с действующим законодательством осуществляется местное самоуправление, которые названы муниципальными образованиями.

4) Эти отношения носят комплексный характер, они возникают практически во всех сферах жизнедеятельности – политической, социально-экономической, духовной. Это связано с необходимостью достижения цели местного самоуправления – обеспечения благоприятных условий проживания граждан в конкретной местности, их постоянного улучшения.

5) Обязательными субъектами муниципально-правовых отношений всегда выступает либо население муниципального образование, либо его представители (органы местного самоуправления, собрания, сходы граждан, органы территориального общественного самоуправления и др.). Другими участниками этих могут быть разнообразные субъекты (органы государственной власти, физические и юридические лица, общественные объединения), чьи интересы каким-либо образом связаны с осуществлением местного самоуправления.

Таким образом, муниципально-правовое отношения - это урегулированные нормами муниципального права общественные отношения, т.е. складывающиеся в сфере местного самоуправления.

Структура любого правоотношения, в т.ч. и муниципального складывается из следующих элементов: 1) субъекты; 2) объект; 3) содержание правоотношения.

1. Субъекты - это стороны-участники правоотношения, носители субъективных прав и юридических обязанностей. Необходимо разграничивать понятия «субъекты муниципального права» и «субъекты муниципально-правовых отношений». Субъект муниципально-правовых отношений - это субъект права, вступивший в конкретные правоотношения, а субъект права есть возможный участник такого правоотношения.

Все субъекты муниципально-правовых отношений могут быть разделены на социальные и организационные. Социальные субъекты, в свою очередь делятся на индивидуальных (гражданин, иностранный гражданин, лицо без гражданства) и коллективных (население муниципального образования, собрание граждан).

Некоторые авторы среди индивидуальных субъектов выделяют также общих и специальных субъектов. К общим субъектам относятся граждане, иностранцы, лица без гражданства, к специальным - избиратели, депутаты представительных органов местного самоуправления, должностные лица органов местного самоуправления, муниципальных организаций, негосударственных объединений, государственных органов, муниципальные служащие. Круг специальных субъектов настолько многообразен, насколько многообразны муниципальные отношения.

Организационные субъекты бывают публичные (муниципальное образование, государство, субъект Федерации, органы государственной власти и местного самоуправления) и общественные (общественные организации, органы территориального общественного самоуправления).

2. Объект правоотношений- это то, на что направлена деятельность определенных участников в этом отношении, то, по поводу чего могут возникать правовые связи между участниками муниципально-правовых отношений, на что направлены права и обязанности субъектов.

В юридической науке существуют по меньшей мере две теории, различно объясняющие, что может выступать в качестве такого объекта. Одна из них называется монистической (теория единого объекта), другая - плюралистической (теория множественности объектов).

В соответствии с первой теорией объектом правоотношения является то, на что направлено или на что воздействует правоотношение. Но воздействовать право может только на поведение людей. При этом как субъективные права, так и юридические обязанности направлены на обеспечение в интересах управомоченного определенного поведения обязанного лица. То поведение обязанного лица, на которое вправе притязать управомоченный, и составляет по этой теории юридический объект правоотношения.

Подобный подход подвергся критике в научной литературе в связи с тем, что он не может быть применен ко всем правоотношениям. Поэтому плюралистическая теория объекта правоотношения не сводит последний только к поведению обязанного лица, а понимает под объектом различные социальные блага (социальной ценности).Это могут быть материальные блага - вещи, а также продукты духовного творчества, личные неимущественные блага (жизнь, здоровье, честь, достоинство человека), само поведение участников правоотношения и результаты поведения (доставка груза к месту назначения по договору перевозки, возврат долга). Такую теорию объекта точнее было бы назвать не «плюралистической», а ценностной. Действительно, поскольку правовое отношение представляет собой телеологическое (целенаправленное) отношение, то объектом такого отношения будет то, на что направлены действия участников отношения по реализации своих прав и обязанностей и соответственно, на что интенционально направлено их правовое сознание. Поскольку действия правообязанного направлены на удовлетворение интересов управомоченного, а реализация правомочных интересов есть эйдетическая ценность, то и общим объектом правовых отношений являются самые разнообразные ценности. (Специальным объектом правоотношений можно считать конкретные материальные и нематериальные объекты - носители ценностных свойств).

В качестве общего объекта муниципально-правовых отношений можно назвать деятельность населения муниципального образования и формируемых им муниципальных органов, направленную на решение вопросов местного значения и реализацию отдельных государственных полномочий.

К числу конкретных объектов муниципально-правовых отношений относятся те реальные блага, к обладанию которыми стремятся стороны правоотношения. В качестве конкретных объектов муниципальных правоотношений могут выступать:

а) материальные блага (объекты материального мира): например, территория муниципального образования, отдельные природные ресурсы (земля, недра и т.д.), находящееся в муниципальной собственности имущество;

б) личные нематериальные и духовные блага (нематериальные объекты - образование, культура, здравоохранение).

Большинство авторов придерживается точки зрения, согласно которой содержание любых (в т.ч. муниципальных) правоотношений имеет двойственный характер. Поскольку правоотношение - это опосредованное правом общественное отношение, оно представляет собой своеобразный синтез фактического и юридического. Соответственно и различают материально-фактический и формально-юридический аспекты содержания правоотношения, последовательно выступающие на первый план в процессе его реализации.

Фактическим содержанием правоотношения является поведение участников общественных отношений. Юридическое содержание правоотношения составляют права и обязанности их субъектов (участников, сторон).

Более аргументированной по этому вопросу представляется точка зрения А.В. Полякова. Он предлагает выделять содержание и форму правоотношений. Содержанием правового отношения является само поведение участников правового отношения, реализующих свои права и исполняющих свои обязанности. Правовое отношение не существует вне поведения его участников. Причем содержанием правоотношения является лишь та часть поведения субъектов, которое имеет юридическое значение. Однако поведение, не имеющее формы, не является содержательным поведением. Содержательное, осмысленное поведение есть поведение соразмерное, соответствующее определенной мере. Такой мерой для субъекта является правовая норма. Поэтому поведенческие акты, совершаемые в соответствии с правовой нормой, получают свою правовую форму, форму субъективных прав и юридических обязанностей. Таким образом, субъективные права и юридические обязанности являются формой правоотношения.

Применительно к муниципально-правовым отношениям права и обязанности субъектов (полномочия органов, должностных лиц) возникают в сфере осуществления функций местного самоуправления. Так, к примеру, праву граждан на правотворческую инициативу корреспондирует обязанность органов муниципальной власти рассмотреть вносимые предложения и довести мотивированное решение по результатам рассмотрения в письменной форме до сведения внесшей предложения инициативной группы граждан (ст. 26 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»).

Классификация муниципально-правовых отношений может проводиться по различным основаниям.

В.И. Фадеев с учетом их содержания выделяет следующие группы муниципально-правовых отношений: а) отношения, связанные с организацией местного самоуправления; б) отношения, характеризующие муниципальную деятельность по непосредственному жизнеобеспечению населения муниципальных образований; в) отношения, в которых находит свое воплощение деятельность органов местного самоуправления по осуществлению отдельных государственных полномочий.

В зависимости от выполняемых функций можно выделить учредительные, правоустановительные, охранительные муниципально-правовые правоотношения.

Учредительные правоотношения выражают особое правовое состояние субъектов таких отношений, наиболее значимые, универсальные связи между ними. Примером может служить отношения, возникающие из предписаний ст. 12 Конституции РФ. Таковыми являются отношения самостоятельности и гарантированности института местного самоуправления в правовой связи с государством, общие отношения, вытекающие из закрепленной конституционной нормой обособленности органов местного самоуправления от системы органов государственной власти. Такие отношения некоторые авторы именуют статутными. Эти отношения предопределяют все иные, более конкретные муниципально-правовые отношения.

Правоустановительные (регулятивные) правоотношения возникают при реализации прав и обязанностей субъектов, определенных установительной нормой.

В отличие от учредительных и правоустановительных правоотношений охранительные правоотношения возникают прежде всего в результате неправомерного поведения их субъектов как негативная реакция на это со стороны государства. Таковыми являются, прежде всего, отношения ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления. Они не имеют широко распространения, но это не умаляет их роль в обеспечении правопорядка. Потребность в них обнаруживается всякий раз, когда права каких-либо субъектов местного самоуправления, интересы местного сообщества нуждаются в государственно-правовой защите.

По характеру действий муниципально-правовые отношения делятся на материальные и процессуальные. В материальных правоотношениях реализуется само содержание права и обязанности, через процессуальные - порядок реализации правовых действий, т.е. некая процедура (например, порядок выдвижения инициативы о проведении местного референдума).

Основанием для возникновения, изменения или прекращения муниципально-правовых отношений являются разнообразные юридические факты. Например, основанием учредительных муниципально-правовых отношений является факт признания и закрепления в Конституции РФ института местного самоуправления. Нередко для возникновения или прекращения правоотношения требуется не один, а несколько юридических фактов, необходимая совокупность которых называется юридическим составом.

Myниципально-правовые отношения - отношения, урегулированные нормами муниципального права и возникающие в процессе организации и деятельности органов местного самоуправления в границах муниципального образования при реализации населением права на местное самоуправление.

Муниципально-правовые отношения могут возникать как по воле одной стороны, так и по инициативе двух сторон. Эти отношения носят организационный характер, т. е. способствуют организации процессов. Муниципально-правовые отношения связаны с практической реализа­цией задач, функций и полномочий органов местного самоуправления в процессе осуществления управленческой деятельности, т.е. складываются в сфере местного самоуправления. Одной из сторон муниципально-правовых отношений всегда выступает население муниципального образования или орган местного самоуправления, причем одна из сто­рон муниципально-правовых отношений выступает от имени населения муниципального образования. Споры, возникающие в рамках муници­пально-правовых отношений, могут разрешаться как в административ­ном (внесудебном), так и в судебном порядке.

Основным элементом муниципально-правовых отношений являют­ся субъекты правоотношений , в качестве которых могут выступать:

  • муниципальное образование;
  • органы местного самоуправления;
  • ассоциации, союзы, иные объединения муниципальных образований, органов местного самоуправления;
  • Российской Федерации;
  • население;
  • группы граждан;
  • органы территориального общественного самоуправления;
  • органы государственной власти.

Совокупность муниципальных правоотношений является важнейшей сферой в правовой системе российского государства. Возникают такие отношения в процессе формирования и функционирования органов местного самоуправления, действующих в том или ином муниципальном образовании. Понятию местного самоуправления посвящена отдельная глава российской Конституции, а также множество кодексов и федеральных законов. В этой статье будет подробно разобрано содержание, методы и особенности муниципальных правоотношений.

Понятие муниципального права

Что представляет собой муниципальное правоотношение? Пример такого отношения можно встретить в любом российском регионе: это работа местного органа, занимающегося самоуправлением. Население российского государства обладает правом на самостоятельную организацию в некоторых общественных сферах. Такое право закреплено основным законом страны - Конституцией РФ. Образование и работа местных самоуправленческих инстанций регулируются муниципальным правом. В представленном виде права присутствуют отношения муниципального характера, которые могут возникать по воле одной или двух сторон. Одной стороной является население того или иного органа, а другой - муниципальный орган, сформированный этим населением.

Муниципальные правоотношения имеют организационный характер, так как способствуют организации определенных общественных процессов. Также отношения связаны с реализацией полномочий, функций и задач местных самоуправленческих органов.

Структура муниципального права

Как и любая другая отрасль права, муниципальная сфера состоит из объектов, субъектов и содержания. Основным элементом в рассматриваемых правоотношениях является субъект. В виде субъекта могут выступать разные элементы:

  • гражданские группы;
  • органы местного самоуправления;
  • муниципальные образования;
  • союзы, ассоциации и прочие виды объединений;
  • население РФ;
  • органы общественного самоуправления;
  • органы государственной власти и т. д.

Таким образом, субъекты муниципальных правоотношений наделены рядом полномочий и обязанностей, которые составляют содержание отношений. Есть также объекты: это то, по поводу чего могут возникать правоотношения. Здесь стоит выделить муниципальные акты, поведение муниципальных служащих, различные территориальные образования и т. д.

Отдельно следует рассказать о методах муниципальных правоотношений. Рассматриваемая область права базируется на совмещении императивных (обязующих или запрещающих) и диспозитивных (дозволительных) начал с преобладанием последних. Все-таки в организации местного самоуправления российским гражданам дана некоторая свобода действий.

Система правоотношений

Рассматриваемая отрасль права делится на институты и составляющие их элементы. При этом муниципальная область отношений совмещает в себе нормы финансового, земельного, гражданского и административного права.

Все муниципальные нормы делятся на общие и особенные. К общей части относятся нормы, которые распространяют свое действие на составные части отрасли. Сюда также входят конституционные нормы. Они закрепляют принципы, гарантии и цели муниципальных правоотношений. Особенная же часть включает в себя нормы, которые регулируют отдельные группы муниципальных отношений. Стоит также отметить, что группа особенных норм содержит ряд общественных институтов. О них будет подробно рассказано далее.

Институты муниципальных правоотношений

Группа особенных муниципальных норм содержит в себе ряд институтов, которые включают процессуальные и муниципальные элементы. Такие институты регулируют отдельные стороны местного самоуправления, закрепляют статус субъектов рассматриваемой отрасли права. Какие именно институты здесь следует выделить?

Во-первых, это институт муниципально-территориального устройства, который включает в себя субинституты территориального деления. Сформированная область должна иметь определенный статус. За него ответственен институт статуса и определения функций представителей муниципальных образований. Здесь речь идет о должностных лицах, а также о депутатах от представительных, контрольных, исполнительных и прочих органов.

Не менее важны и особые институты - например, связанные с муниципальными наградами и почетными званиями, символиками, собственностью, порядком управления, финансами и т. д.

Виды муниципальных отношений

Специалисты в области юриспруденции выделяют несколько основных видов рассматриваемых правоотношений. Все виды делятся по специальным классификациям. Самая распространенная группа связана с формой осуществления власти. В нее входят следующие группы отношений:

  • возникающие в процессе реализации самоуправленческими органами государственных полномочий;
  • возникающие в процессе решения местных вопросов путем выражения народной воли;
  • связанные с функционированием выборных органов местного самоуправления.

Еще одна группа правоотношений связана с ролью самоуправления в системе федерализма РФ. Специалисты выделяют три вида:

  • полномочия самоуправленческих органов, делегированные федеральными органами;
  • реализация отдельных полномочий, делегированных российскими субъектами;
  • отношения, связанные с самостоятельной деятельностью населения по вопросам местного значения.

Есть также классификация, связанная с общественными сферами. Здесь следует выделить следующие виды отношений:

  • административно-политическая жизнь;
  • область местного хозяйства;
  • социально-культурная жизнь.

Существуют и другие классификации, однако выше были названы лишь самые основные из них.

Юридические факты

Правоотношения в муниципальном праве могут формироваться и динамично развиваться лишь при наличии определенных юридических фактов. Что является юридическим фактом? Это конкретное социальное обстоятельство, вызывающее наступление, возникновение, прекращение или изменение правоотношений. В муниципальном праве юридический факт - явление реальной жизни, которое приводит муниципальную норму в движение. Это особенный элемент механизма муниципального регулирования, выполняющий главную функцию - обеспечение возникновения, изменения или прекращения правоотношений.

Юридические факты создают переход от общей поведенческой модели к конкретному виду поведения, который воплощается в муниципальных правоотношениях. В этом и состоит основная задача юридического факта. Самая распространенная классификация делит юридические факты на события и действия. Действие - это результат осознанной деятельности, а событие - это не зависящий от человека факт.

Источники муниципального права

Российская муниципальная правовая сфера базируется на множестве самых разных источников. Все они делятся на несколько видов. Так, следует выделить законодательные и подзаконные акты, международные и федеральные, субъектные и локальные. Все они регулируют вопросы местного значения, а также деятельность самоуправленческих органов.

Какие существуют международные источники? В 1985 году в Страсбурге была принята Европейская хартия о местном самоуправлении. Именно этот документ закрепляет государственные и муниципальные субъекты правоотношений, примерное устройство системы и т. д. Именно на Европейской хартии должны базироваться все российские документы о местном самоуправлении. Подобное правило закрепляет статья 15 Конституции, в которой провозглашается приоритет международного права над национальным.

В России действует ряд федеральных источников. Самый важный - российская Конституция. Модели местного самоуправления (МС) закрепляются в статьях 12 и 130-132. Есть также ряд федеральных законов. Это ФЗ № 131 "О принципах организации МС в РФ", ФЗ от 2007 года "О муниципальной службе" и др. Согласно статье 72 Конституции, субъекты РФ имеют право на самостоятельную организацию местного самоуправления.

Система гарантий

Как и любая другая отрасль права, область муниципальных отношений имеет некоторое количество гарантий. Первая группа именуется общими гарантиями. Деятельность органов самоуправления реализуется на политических, экономических и социальных началах. Все это есть основы жизнедеятельности людей.

Имеются также специальные гарантии. Они представляют собой средства, при помощи которых обеспечивается деятельность местных органов самоуправления. В качестве специальных гарантий могут выступать принимаемые уставы, положения, подзаконные акты и т. д. Существуют также судебные гарантии. Каждый муниципальный орган имеет право на защиту своих прав в судебном порядке.

Контроль

Муниципальное образование как субъект правоотношений в рассматриваемой сфере права должен контролироваться самими российскими гражданами. Любой гражданин, проживающий на территории своего территориального образования, имеет право на выбор должностных лиц, заслушивание депутатских отчетов, надзор над проведением сходов, собраний и т. д. Подобная форма контроля именуется общественной, то есть народной.

Немалую роль в контрольно-надзорной деятельности играет и прокуратура. Этот орган проверяет документацию, изучает нормативные акты и требует устранения выявленных нарушений. Таким образом прокуратура следит за грамотным исполнением местными самоуправленческими инстанциями своих полномочий. Сами органы самоуправления могут выдвигать отдельных должностных лиц, которые следили бы за соответствием издаваемых актов уставу муниципального образования.

Введение

Европейская Хартия Местного Самоуправления, принятая Советом Европы 15 октября 1985 года говорит, что «местные сообщества представляют собой один из основных элементов любого демократического режима, считая, что право граждан на участие в управлении общественными делами является составной частью демократических принципов … будучи убеждены, что наиболее непосредственным образом это право может быть реализовано именно на местном уровне…»

Институт муниципального права в Российской Федерации является сравнительно молодым. Хотя он и получил свое закрепление в главном законодательном акте страны, Конституции Российской Федерации, многие вопросы организации и деятельности местного самоуправления до сих пор остаются не решенными, о чем свидетельствует большое количество принятых и находящихся на рассмотрении законов по данному вопросу.

На мой взгляд, решение всех вопросов нужно искать не в мнимом будущем, а в осмыслении первооснов, а именно того, что представляют из себя муниципально-правовые отношения и что они включают. Давайте попробуем в этом разобраться.

Преамбула

Муниципально-правовые отношения - это регулируемые нормами муниципального права общественные отношения, возникающие в процессе организации и деятельности местного самоуправления в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций.

Основу данных отношений составляют:

1. субъекты муниципальных правоотношений

2. объекты муниципальных правоотношений

4. юридические факты, вызывающие динамику муниципальных правоотношений.

Субъекты муниципальных

правоотношений

Муниципальные правоотношения, являясь сравнительно новым институтом в системе современного российского права, несут в себе много сложности в понимании. И, на мой взгляд, рассмотрение данного вопроса следовало бы начать прежде всего с определения того, кто является субъектом данных правоотношений.

Я склоняюсь к точке зрения Фадеева В.И. и ряда других ученых, которые предлагают условное деление субъектов муниципальных правоотношений на три вида.

К первому виду относится особый субъект - муниципальное образование. Федеральный Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определяет муниципальное образование как городское, сельское поселение, несколько поселений, объединенных общей территорией, часть поселения, иную населенную территорию, в пределах которой осуществляется местное самоуправление, имеются муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления.

Муниципальному образованию принадлежат права собственника в отношении имущества, входящего в состав муниципальной собственности. Согласно ст.124 ГК РФ муниципальные образования не являются юридическими лицами. Однако они выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами. К муниципальным образованиям в этом случае применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в имущественных отношениях.

Особый правовой статус муниципальных образований проявляется также и в том, что именно к ведению муниципальных образований Закон относит вопросы местного значения, а также отдельные государственные полномочия, которыми могут наделяться органы местного самоуправления.

Муниципальным образованиям как субъектам муниципально-правовых отношений принадлежит право объединений в форме ассоциаций или союзов в целях координации своей деятельности, более эффективного осуществления своих прав и интересов. Права и обязанности от имени муниципальных образований реализуют своими действиями соответствующие органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органв, либо население муниципального образования непосредственно.

Ко второму виду относятся субъекты, наделенные правом принимать решения по вопросам местного значения. Это прежде всего население муниципального образования. Формы, порядок и гарантии непосредственного осуществления населением местного самоуправления закрепляются в уставе муниципального образования в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Федерации. Население избирает представительный орган местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, определяет структуру оргнов местного самоуправления; оно также вправе решать и другие вопросы местного значения. Закон гарантирует право населения городского, сельского поселения на осуществление местного самоуправления См.: ст. 12 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 15.08.1995 г. №154-ФЗ. Непосредственно населением может быть принят устав муниципального образования, выражено недоверие выборным органам местного самоуправления

Законодательством о местном самоуправлении некоторых субъектов Федерации население муниципального образования именуется местным сообществом. Так, в соответствии со ст. 3 Закона Московской области от 13 июня 1996 г. «О местном самоуправлении в Московской области» См.: Вестник Московской областной Думы. 1996. № 8. С. 9. население. Проживающее на территории муниципального образования, объединенное общими интересами в решении вопросов местного значения, образует местное сообщество. Членом местного сообщества является гражданин Российской Федерации, проживающий на территории муниципального образования.

Вопросы местного значения могут решаться собранием (сходом) граждан. Так, на собрании (сходе) граждан может быть принято решение о разовом добровольном внесении жителями средств для финансирования решения вопросов местного значения. Собрание (сход) граждан в отдельных поселениях может осуществлять полномочия представительного органа местного самоуправления, который в данном случае не образуется.

Субъектами муниципальных правоотношений, наделенных полномочиями на решение вопросов местного значения, являются выборные и другие органы местного самоуправления. К ним относятся: представительный орган местного самоуправления, обладающий правом представлять интересы населения и принимать от его имени решения; выборное должностное лицо местного самоуправления, наделенное согласно уставу муниципального образования полномочиями на решение вопросов местного значения. Уставом муниципального образования могут быть предусмотрены должность главы муниципального образования - выборного должностного лица, возглавляющего деятельность по осуществлению местного самоуправления на территории муниципального образования, а также должности иных выборных должностных лиц местного самоуправления.

Помимо представительных органов и выборных должностных лиц местного самоуправления в уставе муниципального образования могут быть предусмотрены и иные органы местного самоуправления и должностные лица, наделенные полномочиями по решению вопросов местного значения. В соответствии со своей компетенцией выборные и другие органы местного самоуправления управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, принимают решения по самым разнообразным вопросам местной жизни, отнесенным к ведению муниципального образования.

Право на осуществление местного самоуправления принадлежит также гражданам Российской Федерации.

В соответствии со ст. 3 Федерального Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» граждане имеют равные права на местное самоуправление как непосредственно, так и через своих представителей независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного или должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям. Реализация наиболее важных прав граждан - субъектов муниципальных правоотношений связывается законом с достижением определенного возраста. Так, избирать в выборные органы местного самоуправления вправе граждане, достигшие 18 лет, а быть избранными в выборные органы местного самоуправления граждане имеют право по достижении возраста, установленного законами и иными нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации. При этом закон предусматривает, что минимальный возраст кандидата при выборах в органы местного самоуправления не может быть ниже 21 года См.: ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12.06.2002 г. № 93-ФЗ.

Наконец, к третьему виду относятся субъекты, которые в той или иной форме содействуют осуществлению местного самоуправления (органы территориального общественного самоуправления; ассоциации и союзы муниципальных образований; государственные органы; общественные объединения; предприятия, учреждения, организации).

Органы территориального общественного самоуправления, создаваемые гражданами по месту их жительства на части территории муниципального образования, осуществляют инициативы в вопросах местного значения; в соответствии с уставом муниципального образования они могут являться юридическими лицами. Данные органы участвуют в организации акций милосердия и благотворительности, общественного контроля за использованием муниципальной собственности и т.д.

Объединения муниципальных образований в форме ассоциаций и союзов (Союз малых городов Российской Федерации и др.) своей целью имеют координацию деятельности, более эффективное осуществление прав и интересов муниципальных образований. Однако ассоциациям и союзам не могут передаваться полномочия органов местного самоуправления. Они регистрируются в порядке, предусмотренном для некоммерческих организаций.

Государственные органы вступают во взаимодействие с другими субъектами муниципальных правоотношений, оказывая поддержку местному самоуправлению, создавая необходимые правовые, организационные, материально-финансовые условия для становления и развития местного самоуправления. Государственные органы в соответствии с законом содействуют населению в осуществлении права на местное самоуправление.

К участникам муниципальных правоотношений данного вида относятся предприятия, учреждения и организации, находящиеся на территории муниципального образования. Взаимоотношения органов местного самоуправления с предприятиями, учреждениями и организациями, не находящимися в муниципальной собственности, строятся на основе договоров.

Субъектами муниципальных правоотношений выступают общественные объединения, которые в соответствии со своими уставами принимают участие в выборах органов местного самоуправления, представляют и защищают свои права, законные интересы своих членов и участников, а также других граждан в органах местного самоуправления.

Сначала вроде бы все просто. Но это лишь казуальная простота. Население муниципального образования получает право по статье 25 Федерального Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» на правотворческую инициативу, а рассмотрение этих предложений предусматривает открытое заседание представительного органа с участием местного населения. Во-первых, такой порядок может нарушить нормальную работу муниципальных органов; во-вторых, в подавляющем большинстве случаев профессиональный уровень «инициатив» будет очень низким. И это лишь верхушка айсберга тех нерешенных проблем, стоящих сейчас перед российским законодательством, а рассмотрение их и принятие решений требует безотлагательной инициативы, как органов власти, так и самих граждан.



Просмотров