Институт конституционного права регулирующий общественные отношения. Основные институты конституционного права

Государственное право, как и иная отрасль права, состоит из норм, что и определяет его нормативный характер. Правовые нормы, составляющие в своей совокупности государственное право, называются государственно-правовыми нормами.

Государственно-правовая норма, как и правовая норма другой отрасли права, это правило, определяющее поведение участников государственно-правовых отношений. Государственно-правовая норма устанавливается уполномоченным на то государственным органом или органом местного самоуправления, а в установленных законом случаях и референдумом. Исполнение ее обеспечивается авторитетом государства, а при необходимости и принудительной силой. В государственно-правовой норме непосредственно проявляется государственная воля, сформулированная как официальное установление.

По сравнению с нормами других отраслей права, нормы государственного права имеют некоторые особенности. Специфические черты государственно-правовых норм, обусловленные их отраслевой принадлежностью. К числу таких особенностей следует отнести:

34 См. И.А. Конюхова. Конституционное право Российской Федерации. Вводный курс лекций. С. 159-160. И.А. Конюхова к числу особенностей конституционных норм относит также особенности их по источникам, по юридической силе, по степени обязательности, особо выделяет тесную связь с нормами нравственности - Преамбула. С. 178184.

1) Своеобразие вида государственно-правовых норм. В государственном праве значительно больше, чем в других отраслях, норм общерегулятивного, а не конкретно регулятивного характера. К таким нормам относятся: нормы-определения, с помощью которых вносится ясность в понятие основных государственно-правовых институтов и терминов государственного права - в ст. 94 Конституции дается определение Федерального Собрания как представительного и законодательного органа Российской Федерации; нормы-принципы - значительная часть таких норм содержится в главе I-ой Конституции, которая закрепляет приверженность Российской Федерации идеям народного суверенитета, разделения властей, правового государства и т.д. (ст. ст. 3, 4, 8, 10, 13 и др.); в государственном праве есть нормы - цели, нормы - задачи, нормы - программы. Так, в статье 7 Конституции дано определение России не только как социального государства, но и устанавливается положение о том, что политика Российской Федерации направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Существует особая категория норм-разъяснений о времени применения тех или иных положений. Такие нормы чаще всего встречаются в федеральных законах, когда определяется время вступления федерального закона или отдельных его статей в силу. Можно также выделить нормы, в которых адресат четко определен (Президент Российской Федерации) и нормы, которые не имеют четко выраженного адресата (человек и гражданин). Многие государствоведы, проводящие соответствующую классификацию, выделяют и другие особенности государственно-правовых норм. Однако вряд ли можно согласиться с И.А. Конюховой относительно наличия в государственном (конституционном) праве норм-символов. В качестве примера приводятся федеральные конституционные законы от 25 декабря 2000 года о государственных символах Российской Федерации34. Сразу же возникает вопрос: с каких это пор федеральный конституционный закон является символом? Символ - это знак или опознавательная примета. Герб, действительно, эмблема, с помощью которой придается символическое значение, выражающее исторические, национальные и иные традиции владельца, а государственный герб - это официальная эмблема государства и ее описание устанавливается государственно-правовыми нормами.

2) Государственно-правовым нормам присущ учредительный характер содержащихся в них предписаний. Именно государственно- правовыми нормами определяется наименование государства, форма его правления, форма государственного устройства. Государственно-правовые нормы первично устанавливают наименование нормативных правовых ак- тов всех других государственных органов, порядок их принятия, их юри- дические свойства, порядок их опубликования и вступления в силу; опре- деляют компетенцию государственных органов и органов местного само- управления; права, свободы и обязанности человека и гражданина и др.

Особый механизм реализации государственно-правовых норм - также одна из особенностей государственно-правовых норм. Многие государственно-правовые нормы в процессе реализации связаны не с возникновением конкретных правоотношений, а с особого вида отношениями общего характера или правового состояния. Например, состояние в гражданстве Российской Федерации, состояние субъекта в составе Российской Федерации, состояние субъекта в составе Российской Федерации, быть студентом высшего учебного заведения и др.

Государственные нормы отличаются от норм других отраслей права своей структурой. - Обычно правовая норма состоит из трех частей: диспозиции, гипотезы и санкции. Однако, трехчленная структура правовой нормы - это лишь образец. Что касается государственно-правовых норм, то их специфика состоит в том, что они в своем подавляющем большинстве не содержат всех трех указанных элементов. Структура одних государственно-правовых норм может соответствовать традиционной модели, структура других, а таких большинство, может быть представлена в виде различных модификаций.

Во-первых, подавляющее большинство государственно-правовых норм состоят из одной диспозиции. Диспозиция присутствует (обязательно) в каждой правовой норме, поскольку определяет само ее существование. Диспозиция составляет сущность правовой нормы, которые мы называли: нормы-определения, программно-целевые, учредительные, нормы-принципы и др. Так, первая статья Конституции Российской Федерации устанавливает: "Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления"; статья 80-я - "Президент Российской Федерации является главой государства" и др.

Во-вторых, имеются государственно-правовые нормы, которые состоят из двух элементов - диспозиции и гипотезы. Гипотеза служит целям установления сферы действия диспозиции. Она как бы обслуживает применение диспозиции, определяет условия, границы ее осуществления. Например, в ч. 4 статьи 105 Конституции сказано: "Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты либо если в течение четырнадцати дней он не был одобрен Советом Федерации". А вот иная формулировка в п. 6 статьи 125 Конституции: "акты или отдельные поло-

жения, признанные неконституционными, утрачивают силу" .

В-третьих, многие государствоведы считают, что наиболее характерной особенностью государственно-правовых норм является отсутствие в их структуре санкций. Действительно, подавляющее большинство государственно-правовых норм не имеют санкции. Обычно под санкцией понимают определение юридического последствия, наступающее при нарушении или несоблюдении диспозиции данной правовой нормы. Вопрос о санкции как структурном элементе государственно-правовой нормы неразрывно связано с вопросом о средствах, способах их охраны со стороны государства. В связи с этим следует отметить два основных варианта защиты государственно-правовых норм при их нарушении.

Прежде всего, о государственно-правовой санкции можно говорить только в том случае, когда соответствующая санкция закреплена в самой государственно-правовой норме. Такие нормы с соответствующими санкциями содержатся в Конституции Российской Федерации. К ним следует отнести: отрешение от должности Президента Российской Федерации (ст. 93); роспуск Государственной Думы (ст. 109); отставка Правительства Российской Федерации в случае выражения ему недоверия Государственной Думой (ч. I и ст. 117). Конституционные санкции могут состоять в устранении конституционных нарушений: отмена законов (ч. 3 ст. 115), приостановление действий законов (ч. 2 ст. 85), запрещение применения актов при определенных условиях (ч. 3 ст. 15). Соответствующие санкции также содержатся в федеральных конституционных законах, например в ФКЗ о референдуме Российской Федерации, в федеральных законах о выборах государственных органов Российской Федерации (отмена решения о регистрации, признание выборов по одномандатному округу недействительными и др.). В случае установления фактов нарушения Конституции Российской Федерации или федеральных законов государственными органами субъектов Российской Федерации, Президент Российской Федерации на условиях и в порядке, установленных федеральным законом, принимает решение о приостановлении решений исполнительных органов субъектов РФ, досрочном роспуске законодательных (представительных) органов го-

В.О. Лучин выделяет простые гипотезы, сложные гипотезы, альтернативные, абсолютно-определенные. См.: В.О. Лучин. Конституционные нормы и правоотношения. Учебное пособие. М. 1997. С. 58-60. Больше всего различных вариантов сложных гипотез содержится в федеральных законах о выборах Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы. См., например, ст.ст. 76 и 77 Федерального закона от 10 января 2003 г. "О выборах Президента Российской Федерации". Отдельное издание. М. 2003.

сударственной власти субъектов РФ и об отрешении от должности высших должностных лиц субъектов Федерации36.

Из рассмотренного следует, что при нарушении требований Конституции и федеральных законов, в которых содержатся государственно-правовые нормы, всегда наступает государственно-правовая ответственность. Однако, в зависимости от тяжести содеянного при нарушении государственно-правовой нормы и с учетом личности виновника характер содеянного может быть квалифицирован применительно к требованиям административного или уголовного законодательства. Административная ответственность может наступить за нарушение отдельных требований законодательства о выборах и референдума - ст. 5.1-5.25, 5.45-5.52 (например, за нарушение в ходе избирательной кампании условий рекламы предпринимательской и иной деятельности - штраф на граждан в размере до 15 МРОТ, а на должностных лиц - до 30 МРОТ; подкуп избирателей, участников референдума - штраф на граждан в размере до 25 МРОТ, а на юридических лиц - до 500 МРОТ и др.). Более тяжкие нарушения избирательного законодательства расцениваются как уголовное преступление и ответственность наступает по статьям 141-141.1, 142-142.1 УК РФ (например, воспрепятствование осуществлению гражданином своих избирательных прав или права участвовать в референдуме - вплоть до лишения свободы на срок до 5 лет; а фальсификация избирательных документов, документов референдума или неправильный подсчет голосов - вплоть до лишения свободы на срок до 4 лет).

Итак, что же характерно для государственно-правовых санкций? Во-первых, они применяются в связи с необходимостью обеспечения надлежащего исполнения норм государственного права; во-вторых, государственно-правовые санкции применяются не только тогда, когда о субъекте правоотношения можно сказать, что он преступил федеральный закон, но и в том случае, когда можно сказать, что он "не справился с обязанностями", "не оправдал доверия" (отзыв депутатов представительных органов местного самоуправления); в-третьих, государственно-правовые санкции могут применяться и как санкции, и как не санкции. Так, санкцию в виде отставки Правительства можно рассматривать как возможную меру его ответственности за осуществление полномочий, предоставленных ему Конституцией; в-четвертых, это особая система тех органов, которые вправе решать вопрос о применении государственно-правовых санкций.

36 Федеральный закон от 6 октября 1999 г. с последующими изменениями "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации". //СЗ РФ. 1999. № 42. Ст. 5005; 2000. № 19. Ст. 1792.

Безусловно, санкции не играют ведущей роли в государственном праве и применение принуждения не являются доминирующим способом государственно-правового воздействия на общественные отношения. Реализация государственно-правовых норм происходит преимущественно через беспрепятственное осуществление субъективных прав, выполнение обязанностей и соблюдение запретов.

Обладая специфическими чертами по сравнению с правовыми нормами других отраслей права, государственно-правовые нормы сами по себе (внутри отрасли) очень многообразны и отличаются друг от друга по многим признакам. В этом плане важное значение имеет вопрос о классификации государственно-правовых норм. Именно систематизация позволяет достаточно полно показать их особенности. В юридической литературе

выдвинуто немало классификаций государственно-правовых норм. В зависимости от целей классификации может быть применено то или иное основание, тот или иной критерий. Мы не ставим своей целью анализировать все имеющиеся точки зрения по этому вопросу. Наша цель - учебная и потому мы предлагаем следующую классификацию государственно-правовых норм внутри отрасли государственного права. Итак, государственно-правовые нормы классифицируются:

По содержанию или по закрепляемому и регулируемому ими объекту, т.е. по кругу регулируемых общественных отношений государственно-правовые нормы подразделяются на нормы, закрепляющие основы конституционного строя, основы правового положения человека и гражданина, федеративное устройство, систему, принципы организации и деятельности государственных органов Российской Федерации, ее субъектов и органов местного самоуправления, а также формы непосредственной демократии. Внутри этих крупных группировок (государственно-правовых институтов) выделяются и другие близкие и взаимосвязанные комплексы норм, регулирующих относительно близкие сферы общественных отношений, например, порядок избрания Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы и порядок формирования Совета Федерации, юридические свойства принимаемых этими органами нормативных правовых актов и др.

Государственно-правовые нормы могут быть разделены по форме их выражения или по источникам, т.е. по характеру и юридической силе актов, в которых они содержатся. - Этот фактор находится в прямой зависимости от того, в каком правовом акте выражена та или иная норма и места правовых актов данного вида в общей системе нормативно-правовых актов.

Наиболее значимые по форме и уровню правового регулирования нормы содержатся в Конституции Российской Федерации. Конституци-

Одной из последних, предложенных в печати, является классификация И.А. Конюховой. По - ее мнению, конституционные нормы классифицируются по характеру и степени определенности, по функциональному назначению, по методу правового регулирования, по времени своего действия, по территории действия, по юридической силе, по их содержанию. //См. указ. соч. С. 195-202.

онные нормы отличаются от иных государственно-правовых норм своей особой юридической природой, т.е. они имеют свой только им присущий предмет правового регулирования, которым являются конституционные отношения, как важнейшие государственно-правовые отношения. Особый предмет регулирования определяет и иные особенности конституционных норм: их высшая юридическая сила по сравнению с иными государственно-правовыми нормами и нормами иных отраслей права (ч. 1 ст. 15 Конституции); их наиболее высокая стабильность по сравнению с другими правовыми нормами (ст. ст. 135 и 136 Конституции).

В государственное право, как мы уже говорили, входят все конституционные нормы. Однако государственное право не исчерпывается конституционными нормами. Многие его нормы устанавливаются федеральными законами (федеральным конституционным законом и собственно федеральным законом), содержатся в отдельных нормативных правовых актах Президента и Правительства Российской Федерации, постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации; государственно-правовые нормы содержатся также в конституциях республик и уставах иных субъектов Российской Федерации, представительных органов местного самоуправления, а также в актах, принимаемых на референдумах.

Юридическая сила государственно-правовых норм не всегда зависит от вертикальной иерархии правовых актов, в которых они выражены.

Их юридическая сила обусловливается федеративным характером Российского государства, характером взаимоотношений между соответствующими государственными органами, особым правовым положением органов местного самоуправления (ст. 76, ч. 2 ст. 85, 90, ст.115 Конституции).

Государственно-правовые нормы могут подразделяться по территории действия. - Поэтому признаку различают нормы, действующие на всей территории Российской Федерации; на территории субъектов Российской Федерации; на территории, подчиненной соответствующим органам местного самоуправления; а также на территориях, в пределах которых действует режим чрезвычайного или военного положения. Эти нормы регулируют отношения на основе конституционно установленного разграничения компетенции между Федерацией и ее субъектами, а также между субъектами Федерации и органами местного самоуправления. Есть и такие государственно-правовые нормы, которые регулируют сравнительно узкий и специфический круг общественных отношений. К примеру, Регламенты палат Федерального Собрания, представительных органов субъектов Федерации и местного самоуправления, которые определяют порядок деятельности соответствующих органов по реализации ими своих конституционных полномочий.

Государственно-правовые нормы отличаются по действию их во времени. - В этом случае государственно-правовые нормы подразделяются на нормы постоянные, временные, исключительные.

Большинство государственно-правовых норма - постоянные, т. е. у них неопределенный срок действия - Конституция Российской Федерации, федеральные законы, конституции субъектов Федерации, уставы других субъектов и др.

Временные нормы содержатся обычно в переходных положениях Конституции Российской Федерации (раздел второй), которые регулируют переход от действовавшего состояния, до вступления в силу нового нормативного акта. Временными также были Указы Президента РФ от 11 декабря 1993 г. об утверждении Положения о Государственном флаге Российской Федерации и от 30 ноября 1993 г. об утверждении Положения о Государственном гербе Российской Федерации. Названные указы действовали до принятия соответствующих федеральных конституционных законов, которыми должна утверждаться новая государственная символика (ст. 70 Конституции). Такие федеральные конституционные законы были приняты 29 декабря 2000 г.

Исключительные нормы устанавливаются, например, на случай чрезвычайного положения при наличии чрезвычайных обстоятельств, а также на случай военного положения. Такими нормами устанавливаются ограничения на действие отдельных постоянных норм, и предусматривается возможность временного правового регулирования отдельных групп

общественных отношений.

5. Государственно-правовые нормы отличаются по характеру регулятивного воздействия или по характеру содержащихся в них предписаний. - Этот признак раскрывает механизм регулирующего воздействия государственно-правовой нормы. Предписания, содержащиеся в государственно-правовой норме, могут носить различный характер, определять в своеобразной форме права и обязанности субъектов государственно-правовых отношений. В общей теории права известно деление правовых норм по этому признаку на три группы: управомочивающие, обязывающие, запрещающие.

Управомочивающие нормы закрепляют право субъектов осуществлять предусмотренные в них действия, определяют рамки их полномочий и условия реализации. При общей принципиальной оценке государственно-правовых норм есть все основания основную их массу отнести к управо-мочивающим. Эти нормы определяют предметы ведения Российской Федерации и ее субъектов (ст. ст. 71-73 Конституции), компетенцию государственных органов (например, ст. 103 определяет компетенцию Государственной Думы, а ст. 114 - компетенцию Правительства). Этими нормами закрепляются также права, свободы человека и гражданина и др. Управо-

В Российской Федерации в настоящее время действует ФКЗ "О военном положении" от 30 января 2002 г. и ФКЗ "О чрезвычайном положении" от 30 мая 2001 г. В практике Российской Федерации чрезвычайное положение вводилось Указами Президента Российской Федерации в 1994-1995 гг.

мочивающая норма более лаконична, однако она полностью учитывает широкую степень усмотрения, которая свойственна, например, представительным (законодательным) органам государственной власти при определении направления своей работы.

Обязывающая норма предписывает субъекту право совершать определенные (положительные) действия конкретным способом, соотносить свое поведение, свои действия с установками данных норм, избирать тот вариант поведения, который соответствует ее требованиям. К этой группе относятся нормы, закрепляющие обязанности граждан, а также все нормы, в которых исключается иной вариант поведения, чем тот, который предусмотрен в норме. Например, статья 58 Конституции устанавливает: "Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам"; в статье 106 Конституции сказано: "Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые государственной Думой законы по вопросам: а) федерального бюджета; б) федеральных налогов и сборов...", а также по другим вопросам, перечисленным в этой статье.

Запрещающие нормы (нормы-запреты), содержат в своих предписаниях требования воздержаться от определенного поведения, запреты на совершение определенных действий, в них предусмотренных. Это оформляется в правовых установлениях такого рода: "запрещается", "не допускается", "не в праве" и т.д. Так, в ч. 1 74 Конституции установлено: "На территории Российской Федерации не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств". В п. 2 ст. 97 Конституции сказано: "Одно и то же лицо не может одновременно является членом Совета Федерации и депутатом Государственной Думы".

Определение вида государственно-правовых норм по характеру содержащихся в них предписаний важно при их применении для точного понимания содержащихся в них предписаний, границ и объема прав и обязанностей субъектов регулируемых отношений.

6. Государственно-правовые нормы можно различать по степени определенности содержащихся в них предписаний. - В теории права нормы по этому основанию делятся на три большие группы: императивные, т. е. категорические, диспозитивные и рекомендательные.

Императивными называются такие нормы, которые предусматривают для участников правоотношения только один вариант поведения. Для императивных норм характерна однозначность, исключение многовариантности действий, строгое следование субъекта правоотношения предписываемому. Так, в ч. 1 ст.16 Конституции сказано: "Положения настоящей главы (речь идет о главе 1-й) составляют основы конституционного строя Российской Федерации и не могут быть изменены иначе как в порядке, установленном настоящей Конституцией". Особо выразительны в этом отношении нормы, посвященные исключительным полномочиям (предметам ведения) Российской Федерации - ст. 71, государственных органов Российской Федерации - ст. ст. 102 и 103 Конституции, определяющие полномочия палат Федерального Собрания; ст. 15 Федерального закона от 12 августа 1995 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", установившая предметы исключительного ведения представительных органов местного самоуправления.

Диспозитивными называются нормы, которые дают сторонам правоотношения урегулировать свои взаимоотношения. Если же они этого не сделали, то действует правило, установленное диспозитивной нормой. Эти нормы допускают возможность альтернативы, т.е. различных вариантов поведения в зависимости от конкретных обстоятельств. Так, в ч. 2 статьи 85 Конституции содержится положение о том, что Президент Российской Федерации "в праве приостановить действие актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации" при указанных в этой статье обстоятельствах, в частности "в случае противоречия этих актов Конституции Российской Федерации, федеральным законам, международным обязательствам Российской Федерации"... и др.; в ч. 1 статьи 117 Конституции предусматривается возможность Правительства Российской Федерации подать в отставку.

О рекомендательном характере государственно-правовой нормы можно судить по таким включаемым в нее терминам, как "рекомендовать", "целесообразно", "желательно" и т.п. Такие рекомендации содержатся, например, в Регламенте Самарской Губернской Думы в разделе VI "Этика и ответственность депутата Думы". В ней содержатся рекомендации депутату "воздержаться от действий, заявлений и поступков, компрометирующих его самого, избирателей и Думу", "использовать предоставленную информацию для извлечения личной выгоды" и др. Рекомендуется также в виде меры воздействия, "принести извинения или отказаться от публично сделанного заявления". Целый ряд рекомендаций содержится и в Регламенте Государственной Думы. В федеральном конституционном законе "О военном положении" от 31 января 2002 г. также содержится целый ряд рекомендаций, которые выражены в форме "может быть введено", "могут быть введены" те или иные ограничения на свободное передвижение товаров, иной режим трудовой деятельности и др. (статья 8).

7. По назначению в механизме правового регулирования государственно-правовые нормы можно подразделить на материальные и процессуальные. Такое подразделение связано с тем, какую служебную роль выполняют соответствующие нормы и на какие стороны деятельности субъекта они воздействуют. Поводом и основанием для деления государственно-правовых норм на материальные и процессуальные является

Материальная группа государственно-правовых норм направлена на то, чтобы закрепить правовой статус участников государственно-правовых отношений, урегулировать содержание правил поведения, т.е. отвечают на вопрос можно или что нужно делать или не делать.

Процессуальные государственно-правовые нормы касаются порядка реализации материальных государственно-правовых норм, включая в себя приемы и способы достижения задач, возложенных на них Конституцией и федеральными законами: организацию работы представительных органов, процедуру принятия федеральных законов и иных нормативных правовых актов; порядок организации и проведения выборов любого уровня. Нормативными актами, которыми регулируется тот или иной процесс в названных случаях являются Регламенты Совета Федерации и Государственной Думы, регламенты представительных органов субъектов Федерации и местного самоуправления; федеральные законодательные акты о выборах и соответствующие законодательные акты субъектов Федерации. Процессуальными по своей природе являются конституционные нормы, устанавливающие процедуру отрешения Президента Российской Федерации от должности (ст. 93 Конституции) и др.

В отличие от гражданского и уголовного права, где материальные и процессуальные нормы объединяются в различные, хотя и тесно связанные отрасли - уголовное и уголовно-процессуальное, гражданское и гражданско-процессуальное, административное и административно- процессуальное право, государственное право представляет собой единство материальных и процессуальных норм. Отдельные конституционные нормы содержат одновременно и материальные, и процессуальные нормы. Так, положения ч. ч. 1, 4 ст. 105 Конституции о том, что федеральные законы принимаются Государственной Думой и одобряются Советом Федерации, являются по своей природе материальным нормами. Вместе с тем в этой же статье имеются процессуальные нормы, а именно, правила о том, что федеральные законы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы и одобряются более половиной от общего числа членов Совета Федерации. Эти конституционные нормы составили основу для регламентов каждой из палат Федерального Собрания. А вот федеральные законы о выборах содержат одновременно и нормы материального и процессуального права. Поэтому в науке и практике все больше утверждается термин - "избирательный процесс", а отдельные субъекты Федерации приняли нормативные акты с названием - "Избирательный кодекс". Преобладание в государственном праве материальных норм не умаляет значимости содержащихся в ней процессуальных норм. Именно посредством последних обеспечивается реализация материальных норм.

8. Классификация государственно-правовых норм содействует правильному их пониманию и практическому применению. Однако этим не завершается характеристика особенностей государственно-правовых норм.

Наряду с указанными особенностями, государственно-правовые нормы группируются и по правовым институтам.

Правовой институт - это законодательно обособленный комплекс юридических норм, регулирующих однородные и взаимосвязанные общественные отношения, образующие относительно самостоятельную группу. Правовой институт - это основа отрасли права. Юридические нормы образуют отрасль права не непосредственно, а через правовые институты. При этом юридическое своеобразие той или иной государственно-правовой нормы обнаруживается с учетом особенностей всего комплекса норм соответствующей их группы. Таким образом, если система права складывается из отраслей права, то сами отрасли права состоят из правовых институтов.

Понятие правового института может применяться как к достаточно узкой группе однородных, близких по содержанию правовых норм, так и к более широкой, вплоть до обозначения этим понятием максимально крупных правовых образований.

Между институтами внутри отрасли права могут существовать отдельные субординации, соподчинения. "Дробные" части правового института образуют подразделения, которые называются субинститутами или подинститутами. В тех же случаях, когда наблюдается подобная "много-этажность", всегда существует заверщающее звено - институт, объединяющий группу институтов и подинститутов, который может быть назван генеральным институтом. В качестве государственно-правового генерального института рассматриваются нормы, устанавливающие основы конституционного строя, основы правового положения человека и гражданина и другие комплексные нормы, выступающие как главные части системы отрасли государственного права (федеративное устройство, государственные органы Российской Федерации, государственные органы субъектов Федерации и органы местного самоуправления).

В правовом институте объединяются нормы самого разного вида с учетом той классификации, о чем мы говорили ранее. В него могут входить нормы Конституции и нормы текущего законодательства, т.е. нормы, обладающие различной юридической силой. В его составе могут быть нормы, различные по территории и времени действия, по степени определенности правового предписания и по другим признакам. Например, институт основ правового положения человека и гражданина представляет собой весьма обширный генеральный институт. В него включаются ряд субинститутов - институт гражданства, институт основных прав и свобод, институт основных обязанностей, институт правового положения иностранных граждан в Российской Федерации. В свою очередь, внутри каждого из названных субинститутов имеются более мелкие его звенья - институт приобретения российского гражданства, институт выхода из российского гражданства, институт права граждан на объединение и др.

Из сказанного следует, что в правовой теории и практике не сложилось другого понятия для обозначения более узкого круга взаимосвязанных правовых норм. В этом случае применяется расширительное толкование понятия - субинститут. Полагаем, что эту группу обособленных частей субинститута следовало бы именовать группой частных институтов. В результате, государственно-правовые институты можно было бы классифицировать на генеральные, субинституты и частные государственно-правовые институты.

Система конституционного права — его устройство, деление на подотрасли, институты и их целостное соединение. В науке нет единого взгляда на указанную систему. Автор одного из наиболее развернутых понятий системы конституционного права О. Е. Кутафин полагал, что она складывается из институтов основ конституционного строя, гражданства, основ правового статуса человека и гражданина, федеративного устройства, избирательного права, системы государственной власти, системы местного самоуправления.

Система российского конституционного права включает следующие основные правовые институты с их основными внутренними подразделениями (подсистемами):

  • основы конституционного строя;
  • права и свободы человека и гражданина;
  • федеративное устройство;
  • избирательная система (избирательное право);
  • президентская власть;
  • законодательная власть;
  • исполнительная власть;
  • судебная власть;
  • государственная власть в субъектах РФ;
  • местное самоуправление;
  • порядок внесения поправок и пересмотр Конституции РФ.

Общая часть

С нашей точки зрения, систему конституционного права предопределяют ее общеправовые и иные функции. В результате в рамках конституционного права обособляется его Общая часть — совокупность общеконституционных принципов, распространяющих свое действие на все составные части данной отрасли. К ним, в частности, относятся положения гл. 1, 2 Конституции РФ. закрепляющие основы конституционного строя, правового статуса граждан, их объединений, народов России, государственных органов, устанавливающие исходные начала отношений этих субъектов между собой, определяющие назначение конституционного законодательства, его иерархию. Указанные положения, интегрируя общество, государство, национальное право, объединяют в единое целое и само конституционное право.

Особенная часть

В рамках Особенной части обособляются две группы норм. Одна из них — государственное право; вторая — гражданско-публичное право. Разделение этих нормативных совокупностей обусловлено относительным размежеванием государственных форм отправления верховной власти и форм негосударственного гражданского бытия индивидов, общественных объединений, социальных общностей, тех форм, которые являются публичными. Ко второй группе форм относятся, например, способы участия негосударственных субъектов в деятельности политической системы. Поскольку государство и политическая система взаимопроникают друг в друга, то взаимопроникают друг в друга и государственно-правовые, и гражданско-публичные институты в сфере того же избирательного процесса. Общими для государственного и гражданско-публичного права являются институт гражданства, конституционно-правовые основы информационных отношений, право социальных общностей, хотя структурно они в большей степени тяготеют к гражданско-нубличному праву.

Две группы, составляющие Особенную часть конституционного права, неравновесны ни по объему, ни по внутренней упорядоченности и организованности, ни по их социальной действенности. По-прежнему в нашем обществе гипертрофировано государственное начало и недоразвиты формы гражданской самоорганизации, что определяет отставание граждане ко-публично го права от права государственного. Даже на формально-структурном уровне государственное право представлено крупными подотраслями, тогда как гражданско-публичное право включает, как правило, слабо систематизированные, разрозненные, требующие детализации институты. Следовательно, одна из главных задач конституционно-правового развития заключается в изменении баланса этих составляющих конституционного права, в подтягивании гражданско-публичного права до уровня государственного.

Государственное право включает:

  • парламентское право;
  • право верховного управления (президентское право, дополненное конституционно-правовым институтом правительства);
  • избирательное право, право референдумов и отзывов;
  • конституционно-судебное право, определяющее статус и деятельность Конституционного Суда РФ, конституционных (уставных) судов субъектов Федерации, иных действующих в стране судебных органов и само в определенной степени порождаемое ими;
  • прокурорско-надзорное право, закрепляющее статус органов прокуратуры и регламентирующее сферу прокурорского надзора;
  • институт уполномоченного по правам человека, устанавливающий статус и порядок деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, уполномоченных по правам человека, комиссий по правам человека в субъектах Федерации;
  • комплексный институт государственно-территориального устройства, объединяющий следующие подинституты: федеративно-территориального устройства государства; административно-территориального устройства субъектов Федерации; ведомственно-территориального деления; режима Государственной границы РФ и внутригосударственных границ; образования, принятия, преобразования, упразднения субъектов Федерации;
  • институт правового статуса языков, определяющий правовое положение языков российских народов в качестве государственных, официальных, национальных;
  • институт государственной символики, устанавливающий государственные символы Российской Федерации, субъектов Федерации, их статус и порядок обращения с ними;
  • институт государственных наград, степеней отличия, почетных званий, премий, устанавливающий виды наград, степеней отличия, почетных званий, премий Российской Федерации, субъектов Федерации, порядок награждения ими (их присвоения, присуждения);
  • институт государственных праздников, памятных дат, определяющий порядок их установления и их правовое значение.

Гражданско-публичное право включает:

  • институты гражданства, статуса иностранных граждан и лиц без гражданства, беженцев и вынужденных переселенцев, предоставления политического убежища;
  • право общественных объединений;
  • конфессионально-публичное право;
  • конституционно-правовые основы информационных отношений;
  • право социальных общностей (народов, меньшинств), строящееся на детализации права народов на самоопределение и права меньшинств на пользование своей культурой;
  • ряд иных институтов.

В основе системы гражданско-публичного права находятся, таким образом, во-первых, основные права и свободы, обязанности индивидов, их объединений; во-вторых, отдельные организационные институты и сферы жизнедеятельности гражданского общества. На современном этапе развития гражданско-публичного права его главным структурообразующим фактором выступают вторые. Видимо, после того, как сложится развитая сеть правовых институтов гражданского общества, последние станут материалом для более фундаментальной систематизации гражданско-публичного права на базе основных прав и свобод человека и гражданина, хотя некоторые проявления подобной систематизации можно наблюдать уже сегодня. Так, в информационном нраве главными объединяющими элементами выступают сама информация как объект регулирования и организационные институты, обеспечивающие се производство, распространение, поиск. В ближайшей перспективе место главного объединительного элемента способна занять конституционная свобода мысли и слова.

В составе отдельных подотраслей и институтов государственного и гражданско-публичного права выделяются собственные правовые обобщения. Думается, что развитые подотрасли государственного права (парламентское, избирательное) распадаются на вполне сложившиеся Общую и Особенную части. Надо иметь в виду, что подотрасли и институты конституционного права состоят из материальной и процессуальной частей или тяготеют к этому. В качестве структурной части российского конституционного права при его территориальном членении выделяются федеральное конституционное право и конституционное (уставное) право субъектов Федерации.

Нормы конституционного права многофункциональны и в разных своих проявлениях включаются в разные структурные подразделения названной отрасли, следовательно, между отдельными составными частями конституционного права нет жестких границ. Так, основные права, свободы индивидов входят в ткань и Общей, и Особенной его частей; конституционно-судебное право в части судебных решений входит практически во все сферы конституционного регулирования.

Как отмечалось, определенный правовой результат достигается обычно действием не одной правовой нормы, а достаточно широкой совокупности конституционно-правовых норм. Вот почему важно установить принадлежность соответствующей нормы к этой совокупности. Такие совокупности родственных правовых норм именуются конституционно-правовыми институтами. Рамки этого понятия как в теории, так и на практике очень подвижны. Оно может обозначать и достаточно узкую группу однородных, близких по содержанию норм, и значительно более широкую их группу, вплоть до максимально крупных правовых образований, рассматриваемых как основные элементы системы отрасли конституционного права. Главный критерий объединения норм в правовой институт – однородность регулируемых ими отношений, что влечет за собой и правовое единство соответствующих норм, объединенных в институт, общую для них правовую специфику.

Высказываются суждения, что конституционно-правовыми институтами являются только комплексы норм, выступающие как часть, элемент системы конституционного права. Только такие комплексы и можно именовать конституционно-правовыми гражданства, хотя входящие в него нормы являются составной частью института основ правового статуса личности.

В конституционно-правовом институте объединяются нормы самых различных видов с учетом той их классификации, которая была изложена выше. В него могут входить и нормы Конституции, и нормы текущего законодательства, т.е. нормы, обладающие различной юридической силой. В составе конституционно-правового института могут быть нормы, различные по территории действия, по степени определенности правового предписания и по другим признакам.

В качестве примера можно сослаться на тот же институт гражданства. Его образуют нормы, содержащиеся в Конституции Российской Федерации, в конституциях республик, в федеральных законах и законах республик в нем имеются нормы диспозитивные и императивные, управомочивающие и запрещающие, материальные и процессуальные.

Установление принадлежности нормы к тому или иному правовому институту необходимо, ибо не каждая отдельно взятая норма проявляет все свойства, присущие институту в целом, а их следует учитывать, чтобы правильно уяснить механизм ее реализации.

2. Виды конституционно-правовых институтов

Главный критерий объединения норм в правовой институт - однородность регулируемых ими отношений, что влечёт за собой правовое единство соответствующих норм, объединенных в институт, общую для них правовую специфику.

В конституционно-правовом институте объединяются нормы самых различных видов: нормы Конституции, нормы текущего законодательства (нормы, обладающие различной юридической силой). В составе конституционно-правового института могут быть нормы, различные по территории действия, по степени определенности правового предписания и по другим признакам.


М.В. Баглай считает, что система российского конституционного права включает следующие основные правовые институты с их внутренними подразделениями (подсистемами):

    • основы конституционного строя;
    • основные права и свободы человека и гражданина;
    • федеративное устройство;
    • избирательная система (избирательное право);
    • президентская власть;
    • законодательная власть; исполнительная власть;
    • государственная власть субъектов;
    • судебная власть и прокуратура;
    • местное самоуправление;
    • порядок внесения поправок и пересмотр конституции 4 .

Система конституционно-правовых институтов представляет собой сложную систему: более крупные институты объединяют в себе более мелкие, а те, в свою очередь, также подразделяются на институты.

Основными критериями выделения конституционно-правовых институтов, их отграничения друг от друга выступают несколько признаков:

1)круг общественных отношений, на регулирование которых направлены нормы правового института;

2) специфика правовых норм института, а также правовых отношений, возникающих под воздействием этих норм;

3) круг источников, содержащих нормы правового института 5 .

В юридической литературе по конституционному праву не выработано единого подхода к делению отрасли конституционного права на правовые институты. Наиболее принятой является их классификация исходя из строения Конституции как основного источника конституционного права. Так как главным критерием разделения отрасли на институты является существование в ее рамках относительно обособленных и групп общественных отношений - объектов конституционно-правового регулирования, система конституционного права выглядит следующим образом:

1. Институт основ конституционного строя. Данный институт является центральным в системе конституционного права, базой для всей отрасли. В свою очередь, институт основ конституционного строя делится на подинституты:

1) основные принципы отношений человека и государства:

2) основные принципы устройства государства и организации государственной власти.

Институт основ конституционного строя направлен на регулирование концептуальных отношений между обществом и государством, своеобразного их соглашения, устанавливающего основные характеристики государства и места в нем личности.

Данный институт имеет в основном конституционное закрепление, ему посвящена первая глава Конституции РФ. В институте основ конституционного строя преобладают общие и декларативные нормы, в результате действия которых возникают, по большей части, общерегулятивные отношения. Свойством норм этого института является повышенная степень их стабильности, гарантированная сложной процедурой внесения изменений в первую главу Конституции РФ.

2. Институт нрав и свобод человека и гражданина. Это самый крупный институт конституционного права, закрепленный в большом количестве источников, начиная с международных конвенций о правах человека. Конституция РФ признает и гарантирует права и свободы человека и гражданина, признает их неотчуждаемость. Механизм реализации конституционных прав человека и гражданина воплощается в различных нормативных правовых актах. Нормы этого института также носят общий характер, как и возникающие правоотношения. Составные части института прав и свобод человека:

1) гражданство;

2) права, свободы и обязанности личности и механизмы их реализации;

3) пределы ограничения прав и свобод в условиях чрезвычайного положения;

4) гарантии реализации прав и свобод.

3. Институт федеративного устройства. Нормы данного института закрепляют федеративные отношения, лежащие в основе построения российского государства. В основном, нормы данного института отражены в Конституции РФ (гл. 2), а также в конституционно-правовых договорах (Федеративном договоре, договорах о разграничении предметов ведения между Федерацией и ее субъектами). Круг субъектов - адресатов норм института федеративного устройства - состоит из Российской Федерации и ее субъектов.

4. Институт референдума и выборов как высших непосредственных форм народовластия. Нормы данного института определяют порядок реализации прав граждан на участие в референдуме и в выборах. Основной массив норм находится не в Конституции РФ, а в федеральных конституционных и федеральных законах (например, о референдуме Российской Федерации, об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации).

5. Институт системы органов государственной власти и местного самоуправления. Структура института включает следующие части:

1) Президент РФ;

2) Федеральное Собрание Российской Федерации;

3) Правительство РФ:

4) конституционно-правовые основы организации судебной власти в Российской Федерации;

5) конституционно-правовые основы организации органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Нормы данного института закреплены как в Конституции РФ, так и в иных актах (например, федеральные конституционные законы о Конституционном Суде, о Правительстве РФ). На основе данных норм возникают как общие, так и конкретные правоотношения, в институте организации государственной власти и местного самоуправления значительную часть занимают так называемые «компетенционные» нормы, определяющие полномочия государственных органов.

6. Институт местного самоуправления. Нормы данного института определяют организацию местного самоуправления, которое наряду с государственной властью является формой осуществления народовластия. Конституция РФ содержит основные положения о местном самоуправлении, которые развиваются в текущем законодательстве (федеральные законы об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации, о финансовых основах местного самоуправления в Российской федерации и др.).

7. Институт Конституции. Конституция - самостоятельный объект конституционно-правового регулирования, точнее, саморегулирования, так как именно в ней установлены положения о ее верховенстве, непосредственном действии, о порядке изменения положений Конституции. Необходимость выделения этого института обоснована важностью для конституционного права такого объекта регулирования, как Конституция. Ее нормы во многом являются служебными, так как объектом их регулирования выступают также правовые нормы. Однако данный институт содержит немало процессуальных норм, определяющих порядок принятия поправок к Конституции, пересмотра Конституции. Источником данного института является сама Конституция, а также Федеральный закон «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации».

Многие институты конституционного права имеют межотраслевой характер и регулируются нормами других отраслей права. Например, в регламентации института избирательного процесса принимает участие административное право; институт общественных объединений широко регулируется также гражданским правом.

Вопрос 1. Понятие, предмет и значение конституционного права как отрасли.

Конституционное право - отрасль права, закрепляющая в себе основы взаимоотношения личности и государства, конституционные характеристики государства, регламентирующая организацию государственной власти в стране и иные отношения конституционно-правового характера. Предметом КП, как отрасли, являются базовые наиболее важные основополагающие общественные отношения, складывающиеся во всех сферах жизнедеятельности общества и государства: политическая, экономическая, социальная, духовная, культурная и т.д. Предметом КП являются общественные отношения, возникающие при установлении и регулировании: 1. Основ конституционного строя; 2. Основ правового положения личности; 3. Организации и деятельности государственных органов; 4. Государственного правления и административно-территориального деления; 5. Организация местного самоуправления и управления; 6. Порядка принятия конституции и законодательных актов.

Правовые методы воздействия:

Метод дозволения. Метод запрещения. Метод обязывания. Метод императивно-властного воздействия.

КП является базовой ведущей отраслью права, составляет основу национальной правовой системы. Роль КП как ведущей отрасли права обусловлено и тем, что именно её нормами регулируется сам процесс создания права. Они определяют виды правовых актов, органы их, издающие и соотношение их юридической силы.

Вопрос 2. Особенности норм конституционного права, их классификация.

Конституционно-правовые нормы – это санкционированные государством общеобязательные правила поведения в сфере отношений, составляющих предмет КП. Конституционно-правовые нормы имеют признаки: общие, специфические.

Общие признаки: Исходит из государства; Излагаются в письменной форме; Подкрепляются силой государства.

Специфические признаки: 1. Особая сфера регулирования общественных отношений; 2. Особые источники, в которых они выражены (конституция, международный договор, закон, указы, декреты президента); 3. Базовый характер, содержащихся в них предписаний; 4. Широкий спектр субъектов; 5. Особая структура конституционно-правовой нормы.

Отличие от конституции: в конституционно-правовой норме отсутствует гипотеза и санкция.

Классификация конституционно-правовой нормы:

По юридической силе.

2. По методу правового регулирования (регулятивные – метод убеждения; охранительные – способ принуждения).

3. По характеру предписания:

Управомочивающие

Обязывающие

Запрещающие

4. По степени определенности содержащихся в них предписаний:

Диспозитивные (право выбора вариантов поведения).

Санкционированные

5. По назначению в механизме правового регулирования:

Материальные

Процессуальные

6. По территории действия:

На всей территории РБ

Действующие в границах административно-территориальной единицы.

Вопрос 3. Основные институты конституционного права, их характеристика.

Конституционно-правовые институты – это определенные звенья данной отрасли, действующие во взаимосвязи, совокупность конкретных правовых норм.

Основные конституционно-правовые институты:

Государственное устройство:

1) унитарное (единое цельное государство, состоящее из административно-территориальных единиц, которые подчиняются центральным органам власти и признаками государственности не обладают. Унитарная форма государственного устройства имеет ряд признаков, которые характеризуют ее с различных аспектов. На территории унитарного государства действует одна конституция, единая система законодательства, одно гражданство).

На основе объективно существующих взаимосвязей, но субъективно (исследователями) правовые нормы объединяются в правовые институты.

Институт конституционного права — это система норм, регулирующих обособленную группу однородных общественных отношений в рамках отношений конституционно-правового характера, что и создает основу для определенного правового единства.

Институт может объединять нормы различных : , конституций республик, законов РФ и законов республик и т. д. Таков, например, институт референдума, регулируемый Конституцией и законами РФ, а также конституциями (уставами) и законами субъектов РФ, уставами муниципальных образований (в зависимости от уровня референдума). Конституционно-правовой институт может включать только федеральные нормы (например, институт президентства РФ) или только нормы актов определенного субъекта РФ (например, институт отзыва депутатов законодательных органов в некоторых субъектах РФ).

В системе конституционного права принято выделять следующие институты:

  • основы конституционного строя;
  • основы правового статуса человека и гражданина;
  • федеративное устройство государства;
  • систему государственной власти и систему местного самоуправления.

С точки зрения структуры выделяют унитарные (простые) и комплексные (сложные) институты.

Унитарный институт не может быть расчленен на меньшие по объему институты (например, институт импичмента, т. е. отрешения Президента РФ от должности — ст. 93 Конституции РФ).

Комплексные институты состоят из подинститутов, которые, в свою очередь, могут иметь более дробные деления (например, институт главы государства (президентства) включает, в частности, институты президентского вето — отказа в подписи принятого парламентом закона с последствиями этого, импичмента, инаугурации — вступления в должность, а последний включает обязательную президентскую присягу и т. д.).

В зависимости от сферы действия, ее масштабов различают институты федерального конституционного права (например, президентства Российской Федерации) и конституционного (уставного) права субъектов Федерации (например, президентства республики в составе Российской Федерации или главы администрации иного субъекта РФ). Существуют муниципальные институты конституционного права (например, институт главы муниципального образования). Однако основы конституционных институтов субъектов РФ и муниципальных образований регулируются федеральной Конституцией и федеральными законами.

В российской научной и учебной литературе нет единой классификации институтов конституционного права по их содержанию. Обычно имеются только упоминания о тех или иных комплексных институтах (исследователи называют шесть-восемь, до 13 крупных институтов).

Подотрасль — наиболее крупное членение внутри конституционного права. Это система однородных институтов, включающих близкие по своему содержанию нормы и общие принципы. Часто к числу подотраслей относят избирательное право, парламентское право (главным образом это институты и нормы, регулирующие структуру и деятельность парламента), конституционное правосудие (деятельность судебных органов конституционного контроля), право народовластия, федеральное право (нормы, регулирующие федерализм), гуманитарное право (права и обязанности личности) и др. Иногда называют до 11 подотраслей. Вопрос о делении конституционного права на подотрасли, как и проблема институтов, остается дисскуссионным. В любой классификации всегда много субъективного отношения.

Система и институты конституционного права

Система конституционного права представляет собой его внутреннюю структуру, состоящую из институтов, регулирующих качественно однородные виды (группы) общественных отношений.

Все конституционные установления обладают единством с точки зрения их основного назначения, роли и места в механизме правового регулирования. Однако, регулируя разнообразные общественные отношения, они не могут не иметь некоторые отличительные свойства, которые обеспечивают выполнение ими своих специфических функций. Сочетание общего и особенного делает возможным объединение конституционных установлений в определенные институты, т. е. группы норм, регулирующих специфический вид (группу) общественных отношений.

Система конституционного права, как правило, определяется структурой конституции (за небольшим исключением).

Конституционные установления, составляющие , закрепляют суверенитет, полновластие народа, гарантии и главные формы его осуществления; провозглашают человека, его права и свободы высшей ценностью; учреждают суверенное государство, определяют характер, место и роль государства в обществе, основные задачи и функции государства, принципы организации государственной власти; устанавливают и гарантируют организацию и функционирование местного самоуправления. В данный институт конституционного права входят также конституционные положения, устанавливающие федеративное устройство государства, состав, статус и государственные символы федерации, а также статус субъектов РФ с указанием предметов их ведения и полномочий.

Конституционные установления института основных прав и свобод человека и гражданина закрепляют принцип правового положения и правового статуса личности, основные права и свободы в различных сферах жизнедеятельности личности, гарантии основных прав и свобод, основные обязанности как граждан, так и иностранных лиц и лиц без гражданства.

Институт федеративного устройства России охватывает конституционные установления, раскрывающие природу, состав Российской Федерации, статус Российской Федерации и ее субъектов, принципы их взаимоотношений.

Институт государственной власти включает конституционные установления, регулирующие организацию и функционирование органов государственной власти в качестве единого, системного образования на основе принципа разделения властей. Данный институт конституционного права формирует основы организации и функционирования главы государства, парламента, правительства, судебной власти.

Институт местного самоуправления образуют конституционные установления, определяющие принципы организации и функционирования местного самоуправления, его взаимодействие с государственной властью.

Самостоятельный институт конституционного права составляют конституционные установления, определяющие порядок пересмотра Конституции РФ, внесения конституционных поправок.

Особо обобщенный характер носит институт основ конституционного строя , положения которого находят конкретизацию и развитие в иных институтах конституционного нрава.

Институты конституционного права, как правило, характеризуются высокой степенью обобщения, преобладанием в них установлений общерегулятивного характера, что не исключает и известной конкретики в содержании некоторые из них.

В научной литературе нередко ставится вопрос о выделении таких структурных элементов в системе конституционного права, как субинститут в рамках института конституционного права и подотрасли, состоящие из институтов и субинститутов конституционного права. Так, институт основ конституционного строя либо институт государственной власти могут рассматриваться в качестве подотраслей конституционного права, состоящих, в свою очередь, из институтов и субинститутов. Однако следует предостеречь от «свободного» конструирования подотраслей и институтов конституционного права, исходя из субъективных предпочтений и желания подчеркнуть значимость той или иной рассматриваемой темы исследования.

Так, в качестве подотрасли конституционного права, предлагается рассматривать конституционное процессуальное право, т. е. комплекс установлений, определяющих процедуру реализации материального конституционного права. Такое деление конституционного права на материальное и процессуальное является условным, ибо отнесение той или иной конституционной нормы к материальному или процессуальному праву зависит от отношения, в котором она находится и какую роль играет. Поэтому в конституционном праве речь, скорее, может идти о преимущественно процессуальных по характеру правовых институтах, таких как институт разработки и принятия конституции, внесения в нее поправок, институт избирательного процесса, институт законодательного процесса, институт конституционного судопроизводства.



Просмотров