Что такое органы местного самоуправления определение. Какие вопросы решает местное самоуправление в Российской Федерации? Что такое местное самоуправление? Политико-социальное и функциональное назначение местного самоуправления

Решение суда часто вызывает недовольство у одной или другой стороны. Здесь уж ничего не поделаешь.

Правда бывают ситуации, когда в процессе принятия решения суд не в полной мере учел факты, или решение суда принято неправомерно. Такое решение нужно обжаловать.

Процесс обжалования называется кассацией. Отличие кассации от апелляции в том, что в порядке кассации обжалуются такие решения судов, которые уже вступили в законную силу.

Апелляция направляется на решение суда, которое было оглашено, но в законную силу еще не вступило. И, соответственно, срок апелляции составляет 10 дней.

Для подачи кассационных жалоб предусматривается от 2х месяцев (если речь идет об уголовном деле) до 6 месяцев (в гражданско-правовом судопроизводстве). Кассация подается в высшую судебную инстанцию.

Что такое кассация

Жалоба подается в непосредственно в судебный орган, где должна и будет рассматриваться. В отличие от жалобы, апелляцией обращаются в тот судебный орган, который вынес решение.

При ее составлении указываются следующее:

  • судебный орган, куда жалоба направляется;
  • данные лица, которое подает жалобу, сведения о его местонахождении;
  • сведения о лицах, которые также участвуют в деле;
  • сведения о суде, где рассматривалось дело первой, а также апелляционной инстанции, включая результаты рассмотрения;
  • сведения о нарушениях и противоречиях решений и постановлений фактам дела, о нарушениях правовых норм.

Кассацию должен подписать сам заявитель или его представитель. Представитель обязательно обязан приложить доверенность для подтверждения своего права представлять интересы заявителя.

Кассация рассматривается в срок до 3х месяцев, но не мене одного. В жалобе важно правильно учесть все нюансы и особенности дела.

В ходе рассмотрения дела суд снова проверит все обстоятельства дела и выявит, насколько законные постановления выносились по данному делу. В рамках проверки уголовного дела суд обязан проверить материалы дела полностью.

Что касается тех лиц, которые не подавали жалобу, то в их отношении также будет проведена проверка, насколько правомерно было вынесено решение. Кроме того будет проверена и обоснованность и самой жалобы.

В рамках проверки по гражданско-правовому делу суд лишь имеет право провести полный пересмотр дела. Обычно же рассматриваются материалы дела только в рамках требований, изложенных в жалобе. Поэтому к составлению жалобы нужно подойти очень ответственно и учесть все нюансы.

Мелочей здесь быть не может. Иначе жалоба может быть признана неправомерной, или результаты ее рассмотрения не устроят заявителя.

Кассационное производство – это пересмотр гражданского, уголовного или административного дела судом последней инстанции. Трактовка термина предполагает, что вынесенное решение будет окончательным и оспорить его невозможно. В нашей стране таким учреждением является Верховный Суд РФ. Рассмотрим более детально, что же представляет собой кассационное производство и какие его особенности.

Чем отличается кассация от апелляции?

По общему правилу у гражданина, который не согласен с вердиктом судьи, есть две возможности законно выразить свое негодование: подать апелляцию или кассацию. Возникает вполне логичный вопрос, чем одно отличается от другого.

Апелляция – это обращение лица в суд второй инстанции. Сугубо с юридической точки зрения она имеет очень узкую специфику. В апелляционном производстве коллегия не пересматривает суть дела, а только проверяет законность и обоснованность вердикта. Другими словами, решение суда первой инстанции может быть отменено только в том случае, если нарушены какие-либо процессуальные нормы.

Поскольку в большинстве случаев такого узкого подхода к ситуации недостаточно, в праве существует кассация. Она направлена на глобальный пересмотр всех материалов по делу, проверку законности решений, вынесенных судами общей юрисдикции. Как видим, апелляционное и кассационное производство существенно отличаются друг от друга.

Понятие кассационного производства

Если рассматривать в широком смысле, кассация проявляется в трех ипостасях. Во-первых, это пересмотр материального состава дела по решению, которое еще не вступило в законную силу. Во-вторых, детальная проверка соблюдения судом низшей инстанции процессуальных норм. В-третьих, пересмотр или отмена приговора, внесение изменений или дополнений в судебное решение.

Кассационное производство в узком понимании – это деятельность, направленная на обеспечение законности и обоснованности судебных решений. Это один из основных элементов системы издержек и противовесов.

Другими словами, данное утверждение можно объяснить следующим образом: если служитель Фемиды принимает решение, противоречащее нормам материального и процессуального права, значит, он некомпетентен. Следовательно, на коллегии судей могут вынести вопрос о профессиональной пригодности судьи. Самая серьезная мера наказания – увольнение с занимаемой должности.

Таким образом, значение кассационного производства - не только в обеспечении конституционного принципа защиты прав и законных интересов каждого гражданина, но также и в мотивации судей принимать действительно обоснованные решения, которые впоследствии не будут отменены.

Арбитраж

В России достаточно успешно действует система внегосударственных судебных учреждений. Речь идет о мировых судьях. Их деятельность называется арбитражным производством. Особенность в том, что вынесенное по спору решение сразу же является обязательным для исполнения. Не всегда оно устраивает вторую сторону, поэтому можно прибегнуть к процедуре обжалования. Кассационное производство в арбитражном процессе допускает пересмотр, изменение или отмену вердикта, вступившего в законную силу.

В данном случае действует общее правило для всех видов обжалования решений суда первой инстанции. Заинтересованное лицо подает заявление в канцелярию учреждения, которое вынесло вердикт, далее материалы готовятся и передаются на рассмотрение в высшую инстанцию.

Это значит, что кассационное производство в арбитражном суде не проводится. Такими вопросами занимается соответствующая палата Верховного Суда РФ или Высший Арбитражный Суд.

Гражданские споры

Большая часть судебной практики посвящена именно рассмотрению споров между гражданами. Эта тенденция наблюдается еще со времен Римской империи, в которой и зародилось право. Гражданский и Гражданско-Процессуальный кодексы представляют собой документы с максимально детально прописанными нормами и принципами, на основе которых судья должен выносить решение.

Кассационное производство в гражданском процессе – это редкость. Тем не менее такие случаи также встречаются. В основном это касается споров, в которых фигурируют крупные денежные суммы. Данная категория дел - в ведении Гражданской палаты Верховного Суда РФ.

Уголовная кассация

Наиболее актуально кассационное производство в уголовном процессе. Это очевидно, поскольку ни один человек не хочет получить наказание в виде лишения свободы, особенно если он действительно не виноват.

В данном случае кассационное производство включает не только пересмотр материальных и процессуальных норм, но и полное разбирательство по делу. Что самое главное, на этой стадии как у защиты, так и у государственного обвинения есть возможность предъявить важные доказательства по делу и раскрыть новые, не известные ранее обстоятельства совершения преступления.

Кассационное и надзорное производство

О таком понятии следует говорить только в рамках уголовного производства. В случае если прокурор или адвокат считает, что принятое решение незаконно, дело отправляется в Уголовную палату Верховного Суда РФ.

Далее ответственный судья проверяет все факты по делу, изучает процессуальную сторону вопроса и готовит материалы для заседания коллегии. Затем выносится коллективное решение, в котором приговор либо оставят без изменений, либо исправят, либо отменят.

Деятельность ответственного судьи и называется надзором за соблюдением законности. Если он находит нарушение процессуальных норм, то к ответственности привлекаются лица, которые допустили эти ошибки. Далее выясняется, специально они были сделаны или по незнанию. И в том и в другом случае виновные понесут наказание. Как правило, оно связано со снятием с должности.

Когда можно подавать кассацию

И по гражданским, и по уголовным делам материалы изначально рассматриваются в суде первой инстанции. После рассмотрения доказательств, заслушивания показаний свидетелей и сторон судья единолично принимает решение.

Оно может быть обжаловано в десятидневный срок. Для этого необходимо подать заявление на апелляцию в суд, который принял решение. Он подготовит материалы и передаст дело во вторую инстанцию.

Порядок рассмотрения

Кассационное производство начинается с детального анализа материалов по делу. В начале проверяются процессуальные нормы, т.е. ответственный за подготовку судья изучает, правильно ли применены положения Процессуального кодекса. Несоблюдение хотя бы одной нормы может стать причиной для отмены решения.

Далее дело рассматривается по существу, т.е. заново поднимаются все факты, изучаются доказательства, оцениваются заявления сторон и свидетелей. На основе услышанного и увиденного судьи делают выводы и сравнивают их с тем, что указано в решениях судов первой и второй инстанций.

Производство в суде кассационной инстанции заканчивается вынесением вердикта. В рамках государства оно не может быть оспорено или обжаловано и является обязательным для выполнения.

Международный уровень

Иногда в судебной практике встречаются случаи, когда одна из сторон категорически не согласна даже с решением Верховного Суда. В этом случае необходимо обращаться в международные инстанции. Естественно, речь идет о Европейском суде по правам человека. Для того чтобы заявление дошло до адресата, необходимо заручиться помощью квалифицированного юриста, который сможет грамотно обосновать целесообразность рассмотрения вопроса на таком уровне.

В данном случае производство в кассационной инстанции предполагает не просто пересмотр материальных и процессуальных норм, а сравнение их с международным правом. Это длительный процесс, который может затянуться на несколько месяцев или даже лет.

В заключение

Подводя итог, можно сказать, что стадия кассационного производства – это последняя инстанция в борьбе за свои права. К сожалению, существующая система правосудия не идеальна, она имеет много пробелов. Закон может быть в некоторых случаях истолкован двояко. Есть и такие случаи, когда у третьих лиц по делу появляется личная заинтересованность. В результате факты подаются неправдиво или извращенно.

Тем не менее Россия – это правовое государство. Правительство стремится всячески помогать гражданам и защищать их законные интересы. Именно с этой целью судебное производство поделено на три независимых друг от друга звена.

Главенствующую позицию в этой структуре занимает кассация. Это не только инструмент оспаривания несправедливых решений, но и мощная мера воздействия на судей.

Особое значение кассация имеет в уголовном производстве. Очень часто сотрудники правоохранительных органов не желают доподлинно разобраться в ситуации и делают выводы только на основе косвенных доказательств. Результатом служебной халатности становится обвинительный приговор, хотя на самом деле человек не виноват в содеянном.

Спустя неделю, месяц или даже год после решения суда могут открыться новые обстоятельства, которые существенно повлияют на ситуацию. В этом случае уже вступившее в силу решение может быть пересмотрено. Важно это не только для гражданских лиц, но и для государства. Инструмент часто используют прокуроры, которые расследуют финансовые махинации. Несколько раз мошенники могут выкрутиться, но если доказательственная база будет достаточной, то решение однозначно будет пересмотрено.

Таким образом, сущность кассационного производства – это совокупность материальных и процессуальных норм, которые направлены на соблюдение законов всеми субъектами судопроизводства, включая не только стороны, но и самих слуг Фемиды.

Люди, которые отстаивают свои права в суде, часто задают вопрос о том, что такое кассация. Попробуем доступно и наиболее корректно дать объяснение.

Основные понятия

Апелляция и кассация - это следующие этапы после первой инстанции. Некоторые юристы после судебной реформы 2012 года сами немного запутались в этих терминах, а многие обычные граждане тем более не знают о них. Так что такое кассация? В чем ее отличие от первых двух инстанций? Постараемся выяснить.

Кассация - вторая апелляция?

Рассмотрим понятия апелляция и кассация. В чем же существенные отличия между ними? Многие даже практикующие юристы ошибочно полагают, что кассация - это третья попытка судебных состязаний. «Особые профессионалы» часто лишь меняют формулировку жалобы с апелляционной на кассационную, что справедливо приводит к отрицательным результатам.

Апелляция - это вторая инстанция судебных споров. Она рассматривает еще не вступившие в силу решения. Например, первая инстанция - районный суд. Проигравшая сторона в течение месяца после него имеет право подать апелляцию в Судебную коллегию. Подается она через тот орган, который вынес первоначальное решение. обязан рассмотреть жалобу заявителя. Только после этого решение первой инстанции вступает в силу.

Кассация в гражданском процессе - особая инстанция. Она подается на уже вступившее в Кроме того, инстанция не обязана рассматривать жалобу на заседании. Все может закончиться в кабинете у судьи, к которому попала просьба об отмене решения. Подавать жалобу необходимо:

  • В президиумы субъектов.
  • В Верховный Суд.

В чем существенное отличие от апелляции? выявляет существенные нарушения процессуальных и материальных норм, которые повлияли на исход дела. Никакую дополнительную оценку доказательствам, которые есть в деле, заявитель не должен давать. Это бесполезно. Если гражданин уверен, что суд недостаточно исследовал доказательства, то обращать внимания на это не стоит. Если в деле есть противоречия между свидетелями, например, то кассация также оставит это без внимания. Более бессмысленным занятием является ходатайство о приобщении к делу новых доказательств, даже если они существенно влияют на исход. Это основания для пересмотра в первой инстанции. Надеемся, что теперь становится понятно, что такое кассация, и чем она отличается от апелляции. Перейдем к еще одному важному отличию.

Кассация: определение судьи

Мы уже отметили, что существуют две инстанции внутри кассации, однако внутри каждой жалоба проходит три этапа:

  • Формальный этап - рассматривается жалоба с точки зрения правильности ее содержания. Необходимо к ней приложить соответствующие копии решений первых двух инстанций. Должна содержать наименование суда, в который подается, заявителя (истец, ответчик), а также сведения о других лица в деле. Кроме этого, в жалобе необходимо указать все предыдущие решения, в ней должны быть перечислены нарушения процессуальных и материальных норм. В конце идет просьба и приложение.

  • Определение судьи. Жалоба заявителя сначала попадает к судье. Он не видит дело, так как оно находится в первой инстанции. Однако изучает доводы жалобы и копии решений двух инстанций. Как правило, на этом этапе все и заканчивается. Коллегия не обязана собираться при подаче жалобы, в отличие от апелляции. Поэтому многие судьбы губятся именно на этом этапе. Далее судья принимает решение созывать или не созывать судебную коллегию для рассмотрения. В любом случае его решение должно быть как-то мотивированно.
  • Заседание судебной коллегии. Если судья принял решение о возбуждении кассационного производства, то это хороший знак для заявителя. Судебная коллегия соберется. Как правило, она принимает положительные решения для заявителя. Однако практика показывает, что таких дел очень мало, менее 10 процентов.

Сроки кассации

Для подачи жалобы дается шесть месяцев с момента вступления законного решения в силу. Для непосвященных скажем, что это с момента апелляции, так как при ее пропуске шанса для кассации уже не будет. Начинается исчисляться срок на следующий день после оглашения резолютивной части. Это значит, что, не имея на руках обоснование апелляции, необходимо уже готовиться к кассации. Как это сделать -вопрос другой, но срок начинает исчисляться именно с этого момента, а не со дня получения определения на руки. Срок для двух кассаций единый. Неверно думать, что шесть месяцев будет исчисляться заново после регионального Президиума. В Верховный суд также нельзя подавать жалобу, минуя областной этап.

Если судья вынес определение об отказе возбуждения кассационного производства, то это будет основанием для подачи в вышестоящую инстанцию. Однако отклоненных дел в Верховном суде меньше, чем у всех нижестоящих судов вместе взятых. Поэтому необходимо подумать, есть ли смысл это делать.

Компетенция кассации

Кассационная инстанция имеет право:

  • Отклонить жалобу, оставить ее без удовлетворения.
  • Отменить решение нижестоящих судов и направить дело на новое рассмотрение.
  • Принять новое решение.

Последний вариант из области фантастики, поэтому победой на этом этапе считается определение о новом рассмотрении дела. В этом случае появляется шанс на справедливое разрешение.

Что такое нарушение норм права?

Особую сложность вызывает такое понятие, как нарушение норм права. Что касается материальных, то здесь необходимо выявить такое нарушение, как неправильное истолкование закона или применение ненужной нормы. Например, суд использовал статьи из гражданского кодекса в семейном праве.

Что касается процессуальных нарушений, то в качестве примера могут быть:

  • Отсутствие протокола.
  • Нарушение подсудности.
  • Нарушение принципа равенства сторон и т.д.

Таким образом, мы надеемся, что теперь стало понятно, что такое кассация и чем она отличается от апелляции. Главное - всегда необходимо добиваться справедливости законными методами.

Кассация - это опротестование судебных решений, еще не вступивших в законную силу, в вышестоящие судебные инстанции. Кассация является основанием для проверки дела вышестоящим судом (кассационной инстанцией) в полном объеме. Дело не пересматривается по существу, кассационная проверка касается лишь формальной стороны дела - неправильного применения положений закона, нарушение процессуальных норм и правил.

Термин «кассация» означает как процедуру обжалования, опротестования судебных решений по делу в вышестоящий суд, так и собственно проверку обоснованности и законности приговоров и решений суда по дополнительно представленным и уже имеющимся в деле материалам.

Отмена ранее принятых судебных решений и приговоров вышестоящими судебными инстанциями на основании обнаруженных нарушений закона или процессуальных нарушений также называется кассацией.

Кассация выборов означает признание недействительными состоявшиеся выборы и отмену их результата вследствие обнаружения нарушений избирательного закона или конституции.

Для подачи кассационной жалобы существует ограничение по срокам, различным в зависимости от характера дела. Так, для гражданских дел срок кассации составляет 10 дней после вынесения судебного решения, по уголовным делам срок подачи кассационной жалобы - 7 дней, в арбитражном процессе кассацию можно подавать в течение одного месяца после вступления постановления суда в законную силу.

Конституция Российской Федерации определяет местное самоуправление как одну из самостоятельных форм осуществления власти народом. При этом Конституция различает государственную власть и местное самоуправление (ст. 12) и соответственно их органы. Властные, самостоятельные в рамках их компетенции органы местного самоуправления образуют «в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и местных традиций» (ст.131 Конституции).

На территории Российской Федерации образовано 24035 муниципальных образований, из них: 506 городских округов, 1809 муниципальных районов, 1746 городских поселений, 19738 сельских поселений и 235 внутригородских муниципальных образований.

Органами местного самоуправления являются органы, избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Органы местного самоуправления подразделяются на коллегиальные (представительный орган, контрольный орган, избирательная комиссия и другие) и единоличные (глава муниципального образования, глава местной администрации).

Правовые основы местного самоуправления закреплены в Конституции Российской Федерации и в Федеральном законе № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Так, в числе основных принципов организации местного самоуправления можно выделить следующие:

Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти (ст.12 Конституции РФ).

Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно (ч.1 ст. 131 Конституции РФ).
Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения (ч.1 ст.132 Конституции РФ).
Обязательность наличия представительного органа местного самоуправления в муниципальном образовании либо осуществление его полномочий сходом граждан (ч.1 ст.34 и ч.3 ст.35 Федерального закона № 131-ФЗ).
Депутату, члену выборного органа, выборному должностному лицу местного самоуправления обеспечиваются условия для беспрепятственного осуществления своих полномочий (ч.1 ст.40 Федерального закона № 131-ФЗ).
Муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования (ч.3 ст.7 Федерального закона № 131-ФЗ).

Органы и должностные лица местного самоуправления несут ответственность перед населением муниципального образования, государством, физическими и юридическими лицами (ст.70 Федерального закона № 131-ФЗ).

Систему органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, Глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования, иные органы местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Выборные и иные органы местного самоуправления, а также органы местной администрации могут наделяться в соответствии с Федеральным законом № 131-ФЗ и уставом муниципального образования правами юридического лица. В этом случае они подлежат государственной регистрации в качестве юридических лиц. Представительный орган муниципального образования и местная администрация как юридические лица действуют на основании общих для организаций данного вида положений Федерального закона № 131-ФЗ в соответствии с Федеральным законом № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» применительно к учреждениям.

Органы местного самоуправления, которые наделяются правами юридического лица, являются муниципальными учреждениями, образуемыми для осуществления управленческих функций.

Представительный орган поселения – выборный орган, состоящий из депутатов, избираемых избирателями на основе всеобщего равного прямого при тайном голосовании, обладающий правом представлять интересы населения и принимать от его имени общеобязательные решения, действующие на территории муниципального образования.

Представительный орган муниципального образования может осуществлять свои полномочия в случае избрания не менее двух третей от установленной численности депутатов.

Срок полномочий представительного органа определяется уставом муниципального образования, но не может быть меньше 2 и более 5 лет. В настоящее время большинство представительных органов избирается на 4 года.

Численность депутатов представительного органа муниципального района определяется уставом муниципального района и не может быть менее 15 человек. Численность депутатов представительного органа поселения определяется также уставом и зависит от численности населения, проживающего на территории поселения. Например, не может быть менее 7 человек при численности населения менее 1000 человек.

Исполнительный орган местного самоуправления представляет собой правоприменительный, исполнительный и распорядительный орган общей компетенции, создаваемый специально для повседневного функционирования в системе местного самоуправления с целью проведения в жизнь (исполнения) принимаемых населением и представительным органом решений и общеобязательных правил в процессе управления и регулирования экономической, социально-культурной и административно-политической сферами жизни местных сообществ. Муниципальная исполнительная власть (местная администрация) состоит из ряда структурных подразделений – органов местной администрации муниципального образования. Например, в Нюксенском муниципальном районе из администрации района выделено несколько самостоятельных юридических лиц, занимающихся решением определенных задач – Управление образования, Управление по делам культуры и спорта, Финансовое управление, Управление социальной защиты населения, Комитет по управлению муниципальным имуществом. В своей деятельности они подотчетны Главе района.

Глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и в соответствии с уставом муниципального образования наделяется собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Глава муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования избирается на муниципальных выборах либо представительным органом муниципального образования из своего состава. Глава муниципального образования не может быть одновременно председателем представительного органа и главой местной администрации.

Местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется в соответствии с уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями по осуществлению отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

История формирования органов местного самоуправления в России

Начало формирования местного самоуправления в России положили Земская и Городская . Они, в свою очередь, стали следствием разложения сословно-крепостнического строя, вызвавшего к жизни крестьянскую реформу, когда от крепостной зависимости освободились десятки миллионов крестьян. Самодержавная власть не была готова к управлению такой массой в большинстве своем малограмотных и необразованных людей. Поэтому единственным выходом из положения стала децентрализация местного управления.

В соответствии с Положением о губернских и уездных земских учреждениях в губерниях и уездах создавались земские органы: выборные земские собрания и избираемые ими соответствующие земские управы. Земское избирательное право ограничивалось имущественным цензом; выборы строились на сословном начале. Положением о губернских т уездных земских учреждениях вводились два важнейших принципа организации местной власти: выборность и самофинансирование. В то время 60% собираемых на соответствующей территории платежей оставалось в распоряжении земства и до 20% уходило в казну и губернские фонды.

По опубликованному в июне 1890 года новому Положению о земских учреждениях, утвержденному Александром III, были лишены избирательных прав: духовенство, церковных притч, крестьянские товарищества, крестьяне, владеющие в уезде частной землей, лица, имеющие купеческие свидетельства, владельцы торговых и промышленных заведений, а также евреи.

Целью данных реформ являлось усиление государственного контроля за местным самоуправлением. Для надзора за земским и городским самоуправлением были созданы губернские присутствия.

Попытку провести реформу местного самоуправления предприняло после февральской революции 1917г. Временное правительство, приняв 21 мая 1917г. закон о земской реформе. Предполагалось, в частности, ввести земское самоуправление на волостном уровне. Но осуществить эту реформу в полной мере не удалось – помешала революция.

Споры о роли земского самоуправления велись и после 1917 года в эмигрантской литературе. «Земство явилось пагубным учреждением для России»,- делал вывод архиепископ Серафим (Соболев) в книге «Русская идеология» (1934г.). «В Московской Руси и самодержавие, и самоуправление неизменно поддерживали друг друга, - считал И.Солоневич, - только наследие крепостного права изувечило эту традицию. Реформы Александра II были только очень бледной тенью старинного земского самоуправления Москвы”.

Исторический период с 1917 по 1990 годы не относится к периоду развития местного самоуправления. В январе 1918г. был издан циркуляр Наркомата внутренних дел «Об организации местного самоуправления», который правильнее было бы назвать актом о ликвидации местного самоуправления. Согласно этому документу, Советы должны были подчинить себе все учреждения административного, хозяйственного, финансового и культурно-просветительского значения.

Конституция Российской Советской Федеративной Социалистической Республики, принятая 10 июля 1918 года, закрепила и систематизировала сложившуюся в центре и на местах организацию власти. Было определено, что к местным органам власти относятся областные, губернские, уездные и волостные съезды Советов и их исполнительные комитеты. В городах и сельских поселениях образуются Советы депутатов и их исполкомы. Главная цель местной власти – «проведение в жизнь всех постановлений советской власти».

После принятия Конституции СССР 1936г. и Конституции РСФСР 1937г. представительные органы государственной власти стали избираться непосредственно населением, устанавливалась обязательная периодичность проведения сессий Советов.

В дальнейшем, вплоть до 1990 года, органы местного самоуправления в России не претерпели значительных изменений. Таким образом, можно выделить типичные черты, характеризующие правовое положение местных Советов.

Местные Советы, включая и низший уровень (районные в городах, поселковые и сельские), - органы государственной власти и управления, органически встроенные в общую систему Советов. Единство системы власти Советов базировалось на так называемом принципе демократического централизма, допускающего самостоятельность низших звеньев власти в строго определенных пределах и жестко отсекающего любые попытки выйти за установленные рамки.

По ряду вопросов поселковые и сельские Советы как часть системы государственных органов выполняли ряд государственных функций: регистрировали акты гражданского состояния, ведали пропиской граждан, совершали отдельные нотариальные действия, принимали меры, связанные с опекой и попечительством, вели первичный учет призывников. Кроме того, они подготавливали списки избирателей, регистрировали имущественный раздел колхозных дворов, руководили добровольными пожарными .

В организации территориального устройства права сельских и поселковых Советов ограничивались переименованием улиц и других составных частей поселка и села. Они практически не участвовали в решении вопросов об упразднении, объединении или изменении границ их территорий, которые принимались органами власти областного уровня.

Советы были лишены права и на самостоятельное формирование доходной части бюджета сверх жестко определенных источников таких поступлений, причем расходование этих средств строго регламентировалось вышестоящими органами. Единственным источником финансовых поступлений, которыми местные Советы могли относительно свободно распоряжаться, были средства самообложения сельского населения, но они не могли превышать 4 рубля с одного хозяйства в год.

В сфере руководства промышленностью, сельским хозяйством и строительством поселковые и сельские Советы обладали правом лишь заслушивать руководителей предприятий и организаций и давать рекомендации. Все остальные вопросы находились в ведении органов власти более высокого уровня.

Советы нижнего уровня не имели реальных возможностей самостоятельно и эффективно управлять местными делами, полноправно обеспечивать интересы и нужды населения, так как реальная власть в стране по существу принадлежала коммунистической партии, точнее, ее руководящим органам. Партийное руководство включало в себя формирование всех уровней власти Советов, подбор и расстановку кадров, конкретные указания по основным направлениям советской работы и контроль за исполнением партийных директив. Таким образом, в советское время реальная власть находилась в руках партийного аппарата, волю которого и выполняли Советы.

9 апреля 1990 года был принят Закон СССР «Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства», который определил основные направления развития местных органов власти, принципы их формирования и деятельности. Основным звеном в системе местного самоуправления становились местные Советы как органы представительной власти. Они образовывали свои исполнительные органы, определяли в соответствии с Законом их полномочия, структуру и штаты. Законом было также введено понятие коммунальной собственности и определены пути ее формирования.

Новый этап государственного строительства начался с принятием Декларации «О государственном суверенитете Российской Советской Федеративной Социалистической Республики». Законом РСФСР № 1550-1 «О местном самоуправлении в РСФСР» был установлен порядок формирования органов местной власти и управления при активном участии населения, сделана попытка на законодательном уровне провести принцип



Просмотров