Конституция рсфср 1937 о местных советах.

Появление этой Конституций, как и любых других, конечно, имело в своей основе и социально-экономические, и политические причины. Их трудно расслоить на объективные и субъективные, поскольку оба этих начала, наличествующие везде, в данном случае особенно переплелись, объясняя появление Конституций.

Методами государственного регулирования, поощрений и запретов из сфер политических и экономических отношений вытеснялись социальные слои и формы деятельности, считавшиеся уже отжившими, оставшимися от прежнего общества, и, наоборот, закреплялись в качестве господствующих новые, угодные организационные механизмы. При необходимости не только осуществлялась фактически, но и получала конституционные предпосылки борьба с противниками строя, вплоть до их изоляции и уничтожения.

Конституция РСФСР была утверждена 21 января 1937 г. Чрезвычайным XVII Всероссийским съездом Советов, хотя она и имела ряд особенностей по структуре и содержанию в сравнении с союзной Конституцией. Так, в ней подробнее определялись вопросы ведения РСФСР, были более развернутыми главы о компетенции высших органов государственной власти и органов государственного управления РСФСР. Несколько большей по объему, в сравнении с Конституцией СССР, была глава о высших органах государственной власти АССР; появились новые главы - об органах государственного управления автономных республик, органах государственной власти автономных областей. Более подробной - в сопоставлении с Конституцией СССР - была глава о местных органах государственной власти. Есть в Основном Законе РСФСР 1937 г. глава о бюджете РСФСР, не имеющая аналога в союзной Конституции (Здесь продолжалась традиция предшествующих российских Конституций: Конституция 1918 г. имела раздел пятый "Бюджетное право", представленный главой шестнадцатой; а в Конституции 1925 г. был раздел V, состоявший из главы 7 "О бюджетном праве".

В связи с ликвидацией всех антисоциалистических слоев и групп устанавливались демократические принципы избирательной системы: всеобщее равное прямое избирательное право при тайном голосовании (ст. 138). Отныне никто не лишался политических прав, и все граждане могли избирать и быть избранными в Советы. Закреплялись новые органы государственной власти. Высшим органом власти являлся Верховный Совет РСФСР, единственный законодательный орган РСФСР, избираемый гражданами РСФСР по избирательным округам сроком на 4 года (ст. 22, 24). Работал Верховный Совет РСФСР сессионным образом, сессии созывались два раза в год (ст. 30). Между сессиями высшим органом власти был Президиум Верховного Совета РСФСР в составе Председателя Президиума, 17 его заместителей по числу автономных республик, секретаря Президиума и 20 членов Президиума (ст. 31). Устанавливалась независимость судей и подчинение их только закону (ст. 116). Расширялись права граждан. Впервые конституция закрепила особую роль партии большевиков в государственной и общественной жизни, отводя для этого специальную статью: "…наиболее активные и сознательные граждане из рядов рабочего класса и других слоев трудящихся объединяются во Всесоюзную коммунистическую партию (большевиков), являющуюся передовым отрядом трудящихся в их борьбе за укрепление и развитие социалистического строя и представляющую руководящее ядро всех организаций трудящихся, как общественных, так и государственных" (ст. 130).

На практике реализация новых конституционных принципов демократизма, прав и свобод граждан длительное время осуществлялась под руководством партии большевиков далеко не демократическими методами, с грубейшими нарушениями прав граждан. Практически после принятия новой конституции репрессии населения не только не прекратились, а резко усилились и продолжались непрерывно (включая и период Великой Отечественной войны) вплоть до 1953 г. Своеобразно проходили и выборы во все Советы депутатов трудящихся. Если анализировать качественный состав всех Советов, то следует отметить, что представительство в Советах было идеальное. Большинство всех депутатов являлись представителями рабочего класса и крестьянства, по национальному составу в депутатском корпусе были представители почти всех наций и народностей, населяющих территорию России, по профессиональному признаку - представители всех профессий и специальностей, всегда около одной трети депутатов были представлены женщинами, около четверти - представители молодежи и т. д. Такую идеальную "картинку" представительных органов власти марксистская политическая идеология объясняла всему миру реально выросшим новым социалистическим сознанием всех трудящихся. На самом же деле подобная "демократия" формировалась на основе жесткой руководящей силы Коммунистической партии в силу ст. 130 Конституции РСФСР. Исходя из этого конституционного закрепления партия большевиков руководила всеми общественными процессами: назначение и выборы руководителей общественных организаций (профсоюзы, комсомол, союз писателей, художников, архитекторов, артистов и т. д.), государственные должностные лица после их официального назначения в обязательном порядке утверждались партийным комитетом (министры, директора предприятий, главные инженеры заводов и т. д.). Разумеется, органы государственной власти в лице Советов депутатов трудящихся всех уровней - от Верховного Совета до сельского, поселкового - не могли остаться без особого внимания партийных органов. На основе Конституции РСФСР были приняты положения о выборах депутатов всех уровней Советов, в соответствии с которыми избиратели могли выдвигать, а окружные комиссии регистрировать какое угодно количество кандидатов в депутаты. Согласно этому положению партийные комитеты всех уровней регулировали процесс выдвижения, регистрации, а затем и избрания депутатов. Суть контроля заключалась в том, что в каждый избирательный округ соответствующий партийный комитет рекомендовал кандидата в депутаты. Одна организация его выдвигала, другие поддерживали. В итоге в каждом избирательном округе регистрировался лишь один кандидат в депутаты, в бюллетене для голосования значился один кандидат, который и избирался депутатом. Поэтому со всей уверенностью можно сказать, что во все годы проведения советских выборов в Советы депутатов трудящихся настоящих демократических выборов никогда не было, было лишь чисто механическое голосование по одной кандидатуре, занесенной в избирательный бюллетень. Вот таким путем и достигалось "совершенство социалистической демократии при проведении выборов депутатов".

В ходе последующего развития страны с учетом результатов политического, государственного и хозяйственного строительства в Конституцию СССР, а соответственно и в Конституцию РСФСР, конституции других союзных, а также автономных республик, вносились изменения. Если характеризовать кратко, они в основном отражают следующее:

  • - изменения в структуре государства (расширение числа союзных республик в СССР за счет образования в 1940 г. Литовской, Латвийской, Эстонской, Молдавской союзных республик, преобразования в 1940 г. Карельской АССР в Карело-Финскую ССР; уменьшение их числа с 16 до 15 с преобразованием в 1956 г. Карело-Финской ССР в Карельскую автономную республику с вхождением ее в РСФСР; принятие в 1944 г. в СССР Тувинской народной республики с включением ее в состав РСФСР на правах автономной области, а с 1961 г. - автономной республики; включение в состав СССР ряда территорий перед войной и после войны; образование новых областей);
  • - расширение прав субъектов Федерации (предоставление союзным республикам права внешних сношений, права иметь войсковые формирования; передача им от СССР права решать вопросы административно-территориального устройства; расширение прав республик в управлении народным хозяйством с передачей из союзного в республиканское ведение многих предприятий, создание в связи с этим новых союзно-республиканских министерств; отнесение к ведению республик законодательства об устройстве судов республик, принятие гражданского, уголовного и процессуальных кодексов; расширение в 1966 г. представительства союзных республик в Совете Национальностей Верховного Совета СССР с 25 до 32 депутатов, добавление к представительству в Верховном Совете и Президиуме Верховного Совета СССР также представительства союзных республик в Правительстве и Верховном Суде СССР);
  • - совершенствование системы, уточнение наименования и компетенции государственных органов (переименование 15 марта 1946 г. Правительства СССР, правительств республик из Советов Народных Комиссаров в Советы Министров, соответственно и наркомы стали министрами; довольно частое изменение Конституции СССР, а значит, и конституций республик в связи с образованием и преобразованием общесоюзных, союзно-республиканских и республиканских министерств и ведомств, перечень которых тогда содержался в Основных Законах; отражение на этой части норм конституций реформ государственного управления в стране - например, сначала в связи с созданием, а затем ликвидацией территориальных (вместо отраслевых) органов управления экономикой - советов народного хозяйства (совнархозов));
  • - принятие в стране мер по преодолению последствий произвола и беззакония, а также режима личной власти (культа личности) после 1953 г.; в частности, ликвидация не предусмотренных Конституцией внесудебных карательных органов, реабилитация жертв репрессий, обеспечение неприкосновенности личности и т.д.;
  • - расширение гарантий ряда конституционных социально-экономических прав граждан (на труд, отдых, образование, пенсионное обеспечение и др.).

Конституция РСФСР 1936 года утверждает новые конституционные принципы. Такими принципами явились: диктатура пролетариата как подлинно демократическая власть самих трудящихся и эксплуатируемых масс во главе с рабочим классом; Союз рабочего класса с трудящимися крестьянством как высший принцип диктатуры пролетариата; социалистической демократизм. Особая роль принадлежала большевикам в государственной и общественной жизни. Закреплялись новые органы государственной власти.

Конституция и по форме, и по содержанию отличалась от предыдущих, она содержала новые положения, соответствующие новому времени и изменениям, произошедшим в экономической, политической и социальной жизни государства и общества.

Ключевые слова: особенности, Конституции, РСФСР, 1937, года

Принятие Конституции РСФСР 1937 г. было следствием введения в действие Конституции СССР 1936 г. Обновление всей конституционной системы Союза объяснялось вступлением страны в новый этап своего развития, знаменовавший, как считалось, построение основ социализма , полную ликвидацию эксплуататорских классов и элементов, что привело к значительному расширению социалистической демократии.

Конституции этого этапа и Союза, и РСФСР , а также других союзных республик отличаются следующими чертами.

1. Они сохранили, как и прежние, классовую сущность, воплощали диктатуру пролетариата , о чем прямо упоминалось, в частности, в ст. 2 Конституции РСФСР 1937 г. Однако форма выражения этой сущности изменилась. В связи с ликвидацией эксплуататорских классов было отменено лишение политических прав граждан по социальному признаку, введено всеобщее, равное, прямое избирательное право при тайном голосовании . Конституция впервые закрепила принцип равноправия граждан, однако в весьма усеченном виде. В ст. 127 Конституции РСФСР 1937г. предусматривалось равноправие граждан только "независимо от их национальности и расы".

2. В конституции впервые были введены главы об основных правах и обязанностях граждан, включавшие широкий спектр этих прав и обязанностей. В частности, впервые было закреплено право на труд. Однако возможность использования политических прав гарантировалась по конституциям только "в соответствии с интересами трудящихся и в целях укрепления социалистического строя". Таким образом, эти демократические установления конституций были классово, идеологически ориентированы.

3. О сохранении классовой сущности всех конституций рассматриваемого этапа свидетельствует закрепление руководящей роли коммунистической партии , тогда именовавшейся ВКП (б). Норма о партии была введена в конституцию впервые. В ст. 126 Конституции СССР 1936 г. и в соответствующих статьях конституций союзных республик устанавливалось, что "наиболее активные и сознательные граждане из рядов рабочего класса и других слоев трудящихся объединяются во Всесоюзную Коммунистическую партию (большевиков), являющуюся передовым отрядом трудящихся в их борьбе за укрепление и развитие социалистического строя и представляющую руководящее ядро всех организаций трудящихся, как общественных, так и государственных".

Эта конституционная норма ярко выразила все укреплявшуюся тенденцию превращения партии, по сути дела, в государственную структуру.

4. Рассматриваемые конституции впервые утверждались, в отличие от прежних, как конституции построенного социализма. В них уже закреплялись все главные экономические основы социализма: отмена частной собственности, господство социалистической системы хозяйства и социалистической собственности на орудия и средства производства, установление государственного народнохозяйственного плана, которым определялась и направлялась вся хозяйственная жизнь государства, и др.

5. Конституции этого этапа по своей юридической форме приобрели более совершенный вид. В них четко выделены основные государственно-правовые институты , на объективных основах систематизированы конституционные нормы. Появились главы: "Общественное устройство", "Государственное устройство", "Основные права и обязанности граждан".

6. В Конституции РСФСР 1937 г. более развернуто, чем в прежних, закреплены принципы ее вхождения в Союз ССР . Включена норма о том, что вне пределов прав Союза ССР РСФСР осуществляет государственную власть самостоятельно, сохраняя полностью свои суверенные права. Впервые в Конституцию была включена норма о сохранении за РСФСР права выхода из Союза ССР. В отдельной статье (19) определялись предметы ведения РСФСР.

С 1937 по 1978 год. Заменила Всероссийский Съезд советов рабочих, крестьянских, красноармейских и казачьих депутатов и ВЦИК Советов новым высшим органом государственной власти - Верховным Советом, местные Съезды Советов рабочих и крестьянских депутатов - Советами депутатов трудящихся.

Причины принятия

В 1934 году в государствах Европы усилилась угроза прихода к власти ультра-правых партий и установления их лидерами диктатуры. Эта угроза вынудила коммунистические партии сблизиться с социалистическими партиями, что в свою очередь вынудило коммунистические партии отказаться от требования передачи власти рабочим советам и признания ими необходимости сохранения власти парламентов, а также дало основания для отказа от системы советов рабочих и крестьянских депутатов (формировавшихся по классовому признаку) и создания непосредственно избираемого общегосударственного парламента. [ ] Решение о составлении новой конституции было принято XVI Всероссийским Съездом Советов рабочих и крестьянских депутатов и она была принята Постановлением XVII чрезвычайного Всероссийского Съезда Советов рабочих и крестьянских депутатов от 21 января 1937 года «Об Утверждении Конституции (Основного Закона) РСФСР».

Политические изменения

Органы государственной власти

Конституция 1937 года учреждала в республике новый высший орган государственной власти - Верховный Совет РСФСР состоящий из одной палаты, избираемый на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании гражданами старше 18 лет, без различия пола, религии и национальности, сроком на 4 года. Верховный Совет принимал законы, устанавливал размеры налогов и пошлин, принимал государственный бюджет. Ратификация и денонсация международных договоров были прерогативой Президиума Верховного Совета СССР, а заключение государственных займов прерогативой Верховного Совета СССР. Провозглашая Верховный Совет высшим органом государственной власти конституция 1937 года имела оговорку что Верховный Совет осуществляет все полномочия кроме тех полномочий которые предусмотрены конституцией за Президиумом Верховного Совета и Советом Народных Комиссаров. При этом Верховный Совет, вопреки формальному конституционному положению фактически не являлся единственным законодательным органом - Президиум Верховного Совета мог издавать указы и давать толкование законов. [ ] Заседания Верховного Совета вёл Председатель Верховного Совета (имел восемь заместителей), избираемый Верховным Советом.

К Верховному Совету переходило право формирования и подотчётность Совета Народных Комиссаров (в 1946 году переименован в Совет Министров). Конституция 1937 года также сохранила народные комиссариаты (в 1946 году переименованы в министерства) в качестве центральных исполнительно-распорядительных органов, во главе которых стояли народные комиссары.

Коллективный глава государства

Конституцией также создавался Президиум Верховного Совета РСФСР (в составе председателя, заместителя председателя, заместителей Председателя от автономий, секретаря и 14 членов) - высший государственный совет осуществлявший полномочия главы государства (введенные Конституцией 1937 года - созыв сессий ВС, назначение выборов в новый состав, установление и присвоение почётных званий, осуществление помилования). Вместе с тем Президиум Верховного Совета провозглашался постоянно-действующим органом Верховного Совета, осуществлявшим его полномочия между сессиями. [ ] Указы Президиума Верховного Совета издавались за подписью Председателя Президиума Верховного Совета и Секретаря Президиума Верховного Совета. Президиум Верховного Совета избирался Верховным Советом до окончания полномочий действующего созыва Верховного Совета и был ему подотчётен.

Органы местной власти

Органами государственной власти в краях, областях, автономных областях, национальных округах, административных округах, районах, городах, поселках, селах (станицах, деревнях, хуторах, аулах) становились Советы депутатов трудящихся избираемые на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании гражданами старше 18 лет сроком на 2 года. Заседания Совета депутатов трудящихся вели избираемые им председатель Совета и секретаря Совета депутатов трудящихся. С момента принятия Конституции 1937 года существовали следующие уровни местной власти - областной уровень (областные советы депутатов трудящихся и областные исполнительные комитеты), районный уровень (районные советы депутатов трудящихся и районные исполнительные комитеты), сельский уровень в крупных сёлах и посёлках (сельские советы депутатов трудящихся и сельские исполнительные комитеты, в городах - городские советы депутатов трудящихся и городские исполнительные комитеты, в посёлках - поселковые советы и поселковые исполнительные комитеты), сельский уровень в мелких сёлах (сельские собрания и сельские комитеты , в городах уличные собрания и уличные комитеты, у крупных улиц - квартальные собрания и квартальные комитеты, в средних сёлах не имевших исполнительных комитетов, разница между сельским советом и сельским комитетов только в обязательности решений).

К Советам депутатов трудящихся переходило право избрания местных исполнительных комитетов. Конституция 1937 года также сохранила местные отделы в качестве местных исполнительно-распорядительных органов, во главе которых стояли начальники отделов.

Автономия

Конституция 1937 года предусматривала существование в составе России автономных республик, в каждой из которых существовал свой Верховный Совет, а также автономных областей и национальных округов. Каждая автономная республика имела свою конституцию, принимаемую Верховным Советом данной автономной республики и утверждавшуюся Верховным Советом РСФСР. Автономные области принимали положение о данной автономной области которая утверждалась Верховным Советом РСФСР. Каждая автономная республика, автономная область и каждый национальный округ имели свой официальный язык.

Суды

К Верховному Совету также переходило право избрания Верховного Суда, а к областным советам депутатов трудящихся право избрания областных судов. Районные народные суды избирались совершеннолетними жителями района. Конституционно закреплялась независимость судей и открытость разбирательства дел.

Права граждан

В Конституцию 1937 года, были включены все права и свободы, предусматривавшиеся российскими конституциями 1918 и 1925 годов - свобода слова, печати, собраний, союзов, неприкосновенность личности и жилища. Наряду с этим в них были закреплен ряд новых прав и свобод - семичасовой рабочий день, ежегодные отпуска с сохранением заработной платы, бесплатная медицинская помощь, всеобщее обязательное восьмилетнее образование, бесплатность всех видов образования, система государственных стипендий, обучение в школах на родном языке, бесплатное производственное техническое и агрономическое обучение, предоставление женщине при беременности отпусков с сохранением содержания.

Значение

Политическая система, установленная Конституцией 1937 года, практически не была изменена Конституцией 1978 года и просуществовала до 1990 года.

Напишите отзыв о статье "Конституция РСФСР 1937 года"

Ссылки

Отрывок, характеризующий Конституция РСФСР 1937 года

Казалось бы, что в тех, почти невообразимо тяжелых условиях существования, в которых находились в то время русские солдаты, – без теплых сапог, без полушубков, без крыши над головой, в снегу при 18° мороза, без полного даже количества провианта, не всегда поспевавшего за армией, – казалось, солдаты должны бы были представлять самое печальное и унылое зрелище.
Напротив, никогда, в самых лучших материальных условиях, войско не представляло более веселого, оживленного зрелища. Это происходило оттого, что каждый день выбрасывалось из войска все то, что начинало унывать или слабеть. Все, что было физически и нравственно слабого, давно уже осталось назади: оставался один цвет войска – по силе духа и тела.
К осьмой роте, пригородившей плетень, собралось больше всего народа. Два фельдфебеля присели к ним, и костер их пылал ярче других. Они требовали за право сиденья под плетнем приношения дров.
– Эй, Макеев, что ж ты …. запропал или тебя волки съели? Неси дров то, – кричал один краснорожий рыжий солдат, щурившийся и мигавший от дыма, но не отодвигавшийся от огня. – Поди хоть ты, ворона, неси дров, – обратился этот солдат к другому. Рыжий был не унтер офицер и не ефрейтор, но был здоровый солдат, и потому повелевал теми, которые были слабее его. Худенький, маленький, с вострым носиком солдат, которого назвали вороной, покорно встал и пошел было исполнять приказание, но в это время в свет костра вступила уже тонкая красивая фигура молодого солдата, несшего беремя дров.
– Давай сюда. Во важно то!
Дрова наломали, надавили, поддули ртами и полами шинелей, и пламя зашипело и затрещало. Солдаты, придвинувшись, закурили трубки. Молодой, красивый солдат, который притащил дрова, подперся руками в бока и стал быстро и ловко топотать озябшими ногами на месте.
– Ах, маменька, холодная роса, да хороша, да в мушкатера… – припевал он, как будто икая на каждом слоге песни.
– Эй, подметки отлетят! – крикнул рыжий, заметив, что у плясуна болталась подметка. – Экой яд плясать!
Плясун остановился, оторвал болтавшуюся кожу и бросил в огонь.
– И то, брат, – сказал он; и, сев, достал из ранца обрывок французского синего сукна и стал обвертывать им ногу. – С пару зашлись, – прибавил он, вытягивая ноги к огню.
– Скоро новые отпустят. Говорят, перебьем до копца, тогда всем по двойному товару.
– А вишь, сукин сын Петров, отстал таки, – сказал фельдфебель.
– Я его давно замечал, – сказал другой.
– Да что, солдатенок…
– А в третьей роте, сказывали, за вчерашний день девять человек недосчитали.
– Да, вот суди, как ноги зазнобишь, куда пойдешь?
– Э, пустое болтать! – сказал фельдфебель.
– Али и тебе хочется того же? – сказал старый солдат, с упреком обращаясь к тому, который сказал, что ноги зазнобил.
– А ты что же думаешь? – вдруг приподнявшись из за костра, пискливым и дрожащим голосом заговорил востроносенький солдат, которого называли ворона. – Кто гладок, так похудает, а худому смерть. Вот хоть бы я. Мочи моей нет, – сказал он вдруг решительно, обращаясь к фельдфебелю, – вели в госпиталь отослать, ломота одолела; а то все одно отстанешь…
– Ну буде, буде, – спокойно сказал фельдфебель. Солдатик замолчал, и разговор продолжался.
– Нынче мало ли французов этих побрали; а сапог, прямо сказать, ни на одном настоящих нет, так, одна названье, – начал один из солдат новый разговор.
– Всё казаки поразули. Чистили для полковника избу, выносили их. Жалости смотреть, ребята, – сказал плясун. – Разворочали их: так живой один, веришь ли, лопочет что то по своему.
– А чистый народ, ребята, – сказал первый. – Белый, вот как береза белый, и бравые есть, скажи, благородные.
– А ты думаешь как? У него от всех званий набраны.
– А ничего не знают по нашему, – с улыбкой недоумения сказал плясун. – Я ему говорю: «Чьей короны?», а он свое лопочет. Чудесный народ!
– Ведь то мудрено, братцы мои, – продолжал тот, который удивлялся их белизне, – сказывали мужики под Можайским, как стали убирать битых, где страженья то была, так ведь что, говорит, почитай месяц лежали мертвые ихние то. Что ж, говорит, лежит, говорит, ихний то, как бумага белый, чистый, ни синь пороха не пахнет.
– Что ж, от холода, что ль? – спросил один.
– Эка ты умный! От холода! Жарко ведь было. Кабы от стужи, так и наши бы тоже не протухли. А то, говорит, подойдешь к нашему, весь, говорит, прогнил в червях. Так, говорит, платками обвяжемся, да, отворотя морду, и тащим; мочи нет. А ихний, говорит, как бумага белый; ни синь пороха не пахнет.
Все помолчали.
– Должно, от пищи, – сказал фельдфебель, – господскую пищу жрали.
Никто не возражал.
– Сказывал мужик то этот, под Можайским, где страженья то была, их с десяти деревень согнали, двадцать дён возили, не свозили всех, мертвых то. Волков этих что, говорит…
– Та страженья была настоящая, – сказал старый солдат. – Только и было чем помянуть; а то всё после того… Так, только народу мученье.
– И то, дядюшка. Позавчера набежали мы, так куда те, до себя не допущают. Живо ружья покидали. На коленки. Пардон – говорит. Так, только пример один. Сказывали, самого Полиона то Платов два раза брал. Слова не знает. Возьмет возьмет: вот на те, в руках прикинется птицей, улетит, да и улетит. И убить тоже нет положенья.
– Эка врать здоров ты, Киселев, посмотрю я на тебя.
– Какое врать, правда истинная.
– А кабы на мой обычай, я бы его, изловимши, да в землю бы закопал. Да осиновым колом. А то что народу загубил.
– Все одно конец сделаем, не будет ходить, – зевая, сказал старый солдат.
Разговор замолк, солдаты стали укладываться.
– Вишь, звезды то, страсть, так и горят! Скажи, бабы холсты разложили, – сказал солдат, любуясь на Млечный Путь.
– Это, ребята, к урожайному году.
– Дровец то еще надо будет.
– Спину погреешь, а брюха замерзла. Вот чуда.
– О, господи!
– Что толкаешься то, – про тебя одного огонь, что ли? Вишь… развалился.
Из за устанавливающегося молчания послышался храп некоторых заснувших; остальные поворачивались и грелись, изредка переговариваясь. От дальнего, шагов за сто, костра послышался дружный, веселый хохот.
– Вишь, грохочат в пятой роте, – сказал один солдат. – И народу что – страсть!
Один солдат поднялся и пошел к пятой роте.
– То то смеху, – сказал он, возвращаясь. – Два хранцуза пристали. Один мерзлый вовсе, а другой такой куражный, бяда! Песни играет.
– О о? пойти посмотреть… – Несколько солдат направились к пятой роте.

Пятая рота стояла подле самого леса. Огромный костер ярко горел посреди снега, освещая отягченные инеем ветви деревьев.
В середине ночи солдаты пятой роты услыхали в лесу шаги по снегу и хряск сучьев.
– Ребята, ведмедь, – сказал один солдат. Все подняли головы, прислушались, и из леса, в яркий свет костра, выступили две, держащиеся друг за друга, человеческие, странно одетые фигуры.
Это были два прятавшиеся в лесу француза. Хрипло говоря что то на непонятном солдатам языке, они подошли к костру. Один был повыше ростом, в офицерской шляпе, и казался совсем ослабевшим. Подойдя к костру, он хотел сесть, но упал на землю. Другой, маленький, коренастый, обвязанный платком по щекам солдат, был сильнее. Он поднял своего товарища и, указывая на свой рот, говорил что то. Солдаты окружили французов, подстелили больному шинель и обоим принесли каши и водки.
Ослабевший французский офицер был Рамбаль; повязанный платком был его денщик Морель.
Когда Морель выпил водки и доел котелок каши, он вдруг болезненно развеселился и начал не переставая говорить что то не понимавшим его солдатам. Рамбаль отказывался от еды и молча лежал на локте у костра, бессмысленными красными глазами глядя на русских солдат. Изредка он издавал протяжный стон и опять замолкал. Морель, показывая на плечи, внушал солдатам, что это был офицер и что его надо отогреть. Офицер русский, подошедший к костру, послал спросить у полковника, не возьмет ли он к себе отогреть французского офицера; и когда вернулись и сказали, что полковник велел привести офицера, Рамбалю передали, чтобы он шел. Он встал и хотел идти, но пошатнулся и упал бы, если бы подле стоящий солдат не поддержал его.

Принятие Конституции РСФСР 1937 г . явилось следствием введения в действие Конституции СССР 1936 г. Обновление всей конституционной системы Союза объяснялось вступлением страны в новый этап своего развития, знаменовавший, как считалось, построение основ социализма, полную ликвидацию эксплуататорских классов и элементов, что дало возможность значительного расширения социалистической демократии.

Конституции этого этапа как Союза, так и РСФСР, а также других союзных республик, отличают следующие черты˸

1. Они сохранили, как и прежние, классовую сущность, воплощали диктатуру пролетариата, о чем прямо упоминалось, в частности, в ст. 2 Конституции РСФСР. Однако форма выражения этой сущности изменилась. В связи с ликвидацией эксплуататорских классов было отменено лишение политических прав граждан по социальному признаку, введено всеобщее, равное, прямое избирательное право при тайном голосовании. Конституция впервые закрепила принцип равноправия граждан, однако в весьма усеченном виде. Ст. 127 Конституции РСФСР 1937 г. предусматривала равноправие граждан только ʼʼнезависимо от их национальности и расыʼʼ.

2. В Конституциях впервые были введены главы об основных правах и обязанностях граждан, в которых был представлен их широкий спектр.
Размещено на реф.рф
В частности, впервые было закреплено право на труд. Однако возможность использования политических прав гарантировалась по конституциям только ʼʼв соответствии с интересами трудящихся и в целом укрепления социалистического строяʼʼ. Таким образом, эти демократические установления конституций были классово ориентированы.

3. О сохранении классовой сущности всех Конституций этого этапа свидетельствует закрепление руководящей роли коммунистической партии (тогда именовавшейся ВКП(б)). Норма о партии была впервые введена в Конституцию. В ст. 126 Конституции СССР 1936 г. и в соответствующих статьях конституций союзных республик устанавливалось, что ʼʼнаиболее активные и сознательные граждане из рядов рабочего класса и других слоев трудящихся объединяются во Всесоюзную коммунистическую партию (большевиков), являющуюся передовым отрядом трудящихся в их борьбе за укрепление и развитие социалистического строя и представляющую руководящее ядро всех организаций трудящихся, как общественных, так и государственныхʼʼ.

Эта конституционная норма ярко выразила все укрепляющуюся тенденцию превращения партии по сути дела в государственную структуру.

4. Рассматриваемые конституции впервые утверждались, в отличие от прежних, как ʼʼконституции построенного социализмаʼʼ. Они уже закрепляли все главные экономические основы социализма˸ отмену частной собственности, господство социалистической системы хозяйства и социалистической собственности на орудия и средства производства, установление государственного народнохозяйственного плана, которым определялась и направлялась вся хозяйственная жизнь государства и др.

Конституция РСФСР 1937 года была принята Постановлением Чрезвычайного XVII Всероссийского Съезда Советов от 21.01.1937 и просуществовала до 1978 года, когда была принята новая Конституция РСФСР 1978 года (утверждена Декларацией ВС РСФСР от 12.04.1978).

Принятие конституции 1937 года связано с приведением ее в соответствие с принятой годом ранее Конституцией СССР 1936 года . Так, Конституция РСФСР 1937 года включила в себя принципы социализма, заявленные в Конституции СССР:

"Статья 12. Труд в РСФСР является обязанностью и делом чести каждого способного к труду гражданина по принципу: "кто не работает, тот не ест".

В РСФСР осуществляется принцип социализма: "от каждого по его способностям, каждому - по его труду"."

Постановление Чрезвычайного XVII Всероссийского Съезда Советов от 21.01.1937

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНСТИТУЦИИ (ОСНОВНОГО ЗАКОНА) РОССИЙСКОЙ СОВЕТСКОЙ ФЕДЕРАТИВНОЙ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

(с изменениями и дополнениями, принятыми ВС РСФСР 16.07.1938, 29.07.1939, 02.06.1940, 05.04.1941)

Чрезвычайный XVII Всероссийский Съезд Советов постановляет:
Проект Конституции (Основного Закона) Российской Советской Федеративной Социалистической Республики в редакции, представленной Редакционной Комиссией Съезда, - утвердить.

Президиум Съезда

Конституция (Основной Закон) Российской Социалистической Федеративной Советской Республики" 1937 года

(с изм. и доп., принятыми ВС РСФСР 16.07.1938, 29.07.1939, 02.06.1940, 05.04.1941)

Глава I. ОБЩЕСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО

Статья 1. Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика есть социалистическое государство рабочих и крестьян.

Статья 2. Политическую основу РСФСР составляют Советы депутатов трудящихся, выросшие и окрепшие в результате свержения власти помещиков и капиталистов и завоевания диктатуры пролетариата.

Статья 3. Вся власть в РСФСР принадлежит трудящимся города и деревни в лице Советов депутатов трудящихся.

Статья 4. Экономическую основу РСФСР составляют социалистическая система хозяйства и социалистическая собственность на орудия и средства производства, утвердившиеся в результате ликвидации капиталистической системы хозяйства, отмены частной собственности на орудия и средства производства и уничтожения эксплуатации человека человеком.

Статья 5. Социалистическая собственность в РСФСР имеет либо форму государственной собственности (всенародное достояние), либо форму кооперативно - колхозной собственности (собственность отдельных колхозов, собственность кооперативных объединений).

Статья 6. Земля, ее недра, воды, леса, заводы, фабрики, шахты, рудники, железнодорожный, водный и воздушный транспорт, банки, средства связи, организованные государством крупные сельскохозяйственные предприятия (совхозы, машинотракторные станции и т.п.), а также коммунальные предприятия и основной жилищный фонд в городах и промышленных пунктах являются государственной собственностью, то-есть всенародным достоянием.

Статья 7. Общественные предприятия в колхозах и кооперативных организациях с их живым и мертвым инвентарем, проводимая колхозами и кооперативными организациями продукция, равно как их общественные постройки составляют общественную, социалистическую собственность колхозов и кооперативных организаций.
Каждый колхозный двор, кроме основного дохода от общественного колхозного хозяйства, имеет в личном пользовании небольшой приусадебный участок земли и в личной собственности подсобное хозяйство на приусадебном участке, жилой дом, продуктивный скот, птицу и мелкий сельскохозяйственный инвентарь - согласно устава сельскохозяйственной артели.

Статья 8. Земля, занимаемая колхозами, закрепляется за ними в бесплатное и бессрочное пользование, то-есть навечно.

Статья 9. Наряду с социалистической системой хозяйства, являющейся господствующей формой хозяйства в РСФСР, допускается законом мелкое частное хозяйство единоличных крестьян и кустарей, основанное на личном труде и исключающее эксплуатацию чужого труда.

Статья 10. Право личной собственности граждан на их трудовые доходы и сбережения, на жилой дом и подсобное домашнее хозяйство, на предметы домашнего хозяйства и обихода, на предметы личного потребления и удобства, равно как право наследования личной собственности граждан - охраняются законом.

Статья 11. Хозяйственная жизнь РСФСР определяется и направляется государственным народнохозяйственным планом в интересах увеличения общественного богатства, неуклонного подъема материального и культурного уровня трудящихся, укрепления независимости социалистического государства и усиления его обороноспособности.

Статья 12. Труд в РСФСР является обязанностью и делом чести каждого способного к труду гражданина по принципу: "кто не работает, тот не ест".
В РСФСР осуществляется принцип социализма: "от каждого по его способностям, каждому - по его труду".

Глава II. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО

Статья 13. В целях осуществления взаимопомощи по линии экономической и политической, равно как и по линии обороны Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика добровольно объединилась с равноправными Советскими Социалистическими Республиками: Украинской ССР, Белорусской ССР, Азербайджанской ССР, Грузинской ССР, Армянской ССР, Туркменской ССР, Узбекской ССР, Таджикской ССР, Казахской ССР, Киргизской ССР, Карело - Финской ССР, Молдавской ССР, Литовской ССР, Латвийской ССР, Эстонской ССР в союзное государство - Союз Советских Социалистических Республик.
Исходя из этого, РСФСР обеспечивает за СССР в лице его высших органов власти и органов государственного управления права, определенные статьей 14 Конституции СССР.
Вне пределов статьи 14 Конституции СССР, РСФСР осуществляет государственную власть самостоятельно, сохраняя полностью свои суверенные права.

Статья 14. Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика состоит из краев: Алтайского, Краснодарского, Красноярского, Орджоникидзевского, Приморского, Хабаровского; областей: Архангельской, Вологодской, Воронежской, Горьковской, Ивановской. Иркутской, Калининской, Кировской, Куйбышевской, Курской, Ленинградской, Молотовской, Московской, Мурманской, Новосибирской, Омской, Орловской, Пензенской, Ростовской, Рязанской, Саратовской, Свердловской, Смоленской, Сталинградской, Тамбовской, Тульской, Челябинской, Читинской, Чкаловской, Ярославской; автономных советских социалистических республик: Татарской, Башкирской, Дагестанской, Бурят - Монгольской, Кабардино - Балкарской, Калмыцкой, Коми, Крымской, Марийской, Мордовской, Немцев Поволжья, Северо - Осетинской, Удмуртской, Чечено - Ингушской, Чувашской, Якутской; автономных областей: Адыгейской, Еврейской, Карачаевской, Ойротской, Хакасской, Черкесской.

Статья 15. Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика сохраняет за собой право выхода из Союза Советских Социалистических Республик.

Статья 16. Территория РСФСР не может быть изменяема без согласия РСФСР.

Статья 17. Законы СССР обязательны на территории РСФСР.

Статья 18. Каждый гражданин РСФСР является гражданином СССР.
Граждане всех других союзных республик пользуются на территории РСФСР одинаковыми правами с гражданами РСФСР.

Статья 19. Ведению Российской Советской Федеративной Социалистической Республики в лице ее высших органов власти и органов государственного управления подлежат:
а) установление Конституции РСФСР и контроль за ее исполнением;
б) утверждение Конституций автономных советских социалистических республик;
в) представление на утверждение Верховного Совета СССР образования новых краев и областей, а также новых автономных республик и областей в составе РСФСР;
г) утверждение границ и районного деления автономных советских социалистических республик и автономных областей;
д) установление границ и районного деления краев и областей;
е) законодательство РСФСР;
ж) охрана государственного порядка и прав граждан;
з) утверждение народнохозяйственного плана РСФСР;
и) утверждение государственного бюджета РСФСР;
к) установление, в соответствии с законодательством СССР, государственных и местных налогов, сборов и неналоговых доходов;
л) руководство осуществлением бюджетов автономных республик и местных бюджетов краев и областей;
м) руководство страховым и сберегательным делом;
н) управление банками, промышленными, сельскохозяйственными и торговыми предприятиями и организациями республиканского подчинения, а также руководству местной промышленностью;
о) контроль и наблюдение за состоянием и управлением предприятий союзного подчинения;
п) установление порядка пользования землей, недрами, лесами и водами;
р) руководство жилищным и коммунальным хозяйством, жилищным строительством и благоустройством городов и других населенных мест;
с) дорожное строительство, руководство местным транспортом и связью;
т) законодательство о труде;
у) руководство делом здравоохранения;
ф) руководство делом социального обеспечения;
х) руководство делом начального, среднего и высшего образования;
ц) руководство культурно - просветительными и научными организациями и учреждениями РСФСР и управление культурно - просветительными и научными организациями и учреждениями общереспубликанского значения;
ч) руководство и организация дела физической культуры и спорта;
ш) организация судебных органов РСФСР;
щ) предоставление прав гражданства РСФСР;
э) амнистия и помилование граждан, осужденных судебными органами РСФСР.

Статья 20. Каждая Автономная республика имеет свою Конституцию, учитывающую особенности Автономной республики и построенную в полном соответствии с Конституцией РСФСР и Конституцией СССР.

Статья 21. Законы РСФСР обязательны на территории Автономной республики. В случае расхождения закона Автономной республики с законом РСФСР, действует закон РСФСР.

Глава III. ВЫСШИЕ ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ВЛАСТИ РОССИЙСКОЙ СОВЕТСКОЙ ФЕДЕРАТИВНОЙ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Статья 22. Высшим органом государственной власти РСФСР является Верховный Совет РСФСР.

Статья 23. Верховный Совет РСФСР осуществляет все права, присвоенные РСФСР согласно статей 13 и 19 Конституции РСФСР, поскольку они не входят, в силу Конституции, в компетенцию подотчетных Верховному Совету РСФСР органов РСФСР: Президиума Верховного Совета РСФСР, Совета Народных Комиссаров РСФСР и Народных Комиссариатов РСФСР.

Статья 24. Верховный Совет РСФСР является единственным законодательным органом РСФСР.

Статья 25. Верховный Совет РСФСР избирается гражданами РСФСР по избирательным округам сроком на 4 года по норме: один депутат на 150 тысяч населения.

Статья 26. Закон считается утвержденным, если он принят Верховным Советом РСФСР простым большинством голосов.

Статья 27. Законы, принятые Верховным Советом РСФСР, публикуются за подписями председателя и секретаря Президиума Верховного Совета РСФСР.

Статья 28. Верховный Совет РСФСР избирает председателя Верховного Совета РСФСР и двух его заместителей.

Статья 29. Председатель Верховного Совета РСФСР руководит заседаниями Верховного Совета РСФСР и ведает его внутренним распорядком.

Статья 30. Сессии Верховного Совета РСФСР созываются Президиумом Верховного Совета РСФСР два раза в год.
Внеочередные сессии созываются Президиумом Верховного Совета РСФСР по его усмотрению или по требованию одной трети депутатов Верховного Совета.

Статья 31. Верховный Совет РСФСР избирает Президиум Верховного Совета РСФСР в составе: председателя Президиума Верховного Совета РСФСР, 16 его заместителей по числу автономных республик, секретаря Президиума и 20 членов Президиума.

Статья 32. Президиум Верховного Совета РСФСР подотчетен Верховному Совету РСФСР во всей своей деятельности.

Статья 33. Президиум Верховного Совета РСФСР:
а) созывает сессии Верховного Совета РСФСР;
б) дает толкование законов РСФСР, издает указы;
в) производит всенародный опрос (референдум);
г) отменяет постановления и распоряжения Совета Народных Комиссаров РСФСР, Советов Народных Комиссаров автономных республик, а также решения и распоряжения краевых (областных) Советов депутатов трудящихся и Советов депутатов трудящихся автономных областей в случае их несоответствия закону;
д) в период между сессиями Верховного Совета РСФСР освобождает от должности и назначает отдельных Народных Комиссаров РСФСР по представлению председателя Совета Народных Комиссаров РСФСР с последующим внесением на утверждение Верховного Совета РСФСР;
е) присваивает почетные звания РСФСР;
ж) осуществляет право помилования граждан, осужденных судебными органами РСФСР.

Статья 34. Верховный Совет РСФСР избирает мандатную комиссию, которая проверяет полномочия депутатов Верховного Совета РСФСР.
По представлению мандатной Комиссии Верховный Совет РСФСР решает либо признать полномочия, либо кассировать выборы отдельных депутатов.

Статья 35. Верховный Совет РСФСР назначает, когда он сочтет необходимым, следственные и ревизионные комиссии по любому вопросу.
Все учреждения и должностные лица обязаны выполнять требования этих комиссий и представлять им необходимые материалы и документы.

Статья 36. Депутат Верховного Совета РСФСР не может быть привлечен к судебной ответственности или арестован без согласия Верховного Совета РСФСР, а в период между сессиями Верховного Совета РСФСР - без согласия Президиума Верховного Совета РСФСР.

Статья 37. По истечении полномочий Верховного Совета РСФСР Президиум Верховного Совета РСФСР назначает новые выборы в срок не более двух месяцев со дня истечения полномочий Верховного Совета РСФСР.

Статья 38. По истечении полномочий Верховного Совета РСФСР Президиум Верховного Совета РСФСР сохраняет свои полномочия вплоть до образования вновь избранным Верховным Советом РСФСР нового Президиума Верховного Совета РСФСР.

Статья 39. Вновь избранный Верховный Совет РСФСР созывается Президиумом Верховного Совета РСФСР прежнего созыва не позже, как через месяц после выборов.

Статья 40. Верховный Совет РСФСР образует Правительство РСФСР - Совет Народных Комиссаров РСФСР.

Глава IV. ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО
УПРАВЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ СОВЕТСКОЙ ФЕДЕРАТИВНОЙ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Статья 41. Высшим исполнительным и распорядительным органом государственной власти РСФСР является Совет Народных Комиссаров РСФСР.

Статья 42. Совет Народных Комиссаров РСФСР ответственен перед Верховным Советом РСФСР и ему подотчетен, а в период между сессиями Верховного Совета РСФСР - перед Президиумом Верховного Совета РСФСР, которому подотчетен.

Статья 43. Совет Народных Комиссаров РСФСР издает постановления и распоряжения на основе и во исполнение законов СССР и РСФСР, постановлений и распоряжений Совета Народных Комиссаров СССР и проверяет их исполнение.

Статья 44. Постановления и распоряжения Совета Народных Комиссаров РСФСР обязательны к исполнению на всей территории РСФСР.

Статья 45. Совет Народных Комиссаров РСФСР:
а) объединяет и направляет работу Народных Комиссариатов РСФСР и других подведомственных ему хозяйственных и культурных учреждений; объединяет и проверяет работу уполномоченных общесоюзных Народных Комиссариатов;
б) принимает меры по осуществлению народнохозяйственного плана;
в) принимает меры по осуществлению государственного и местного бюджетов РСФСР;
г) принимает меры по обеспечению общественного порядка, защите интересов государства и охране прав граждан;
д) направляет и проверяет работу Советов Народных Комиссаров автономных республик, руководит и проверяет работу исполнительных комитетов краевых и областных Советов депутатов трудящихся;
е) образует, в случае необходимости, специальные комитеты и Главные Управления при Совете Народных Комиссаров РСФСР по делам хозяйственного и культурного строительства.

Статья 46. Совет Народных Комиссаров РСФСР имеет право отменять решения и распоряжения исполнительных комитетов краевых и областных Советов депутатов трудящихся и исполнительных комитетов Советов депутатов трудящихся автономных областей, а также приостанавливать постановления и распоряжения Советов Народных Комиссаров автономных республик, решения и распоряжения краевых и областных Советов депутатов трудящихся и Советов депутатов трудящихся автономных областей.
Совет Народных Комиссаров РСФСР имеет право отменять приказы и инструкции Народных Комиссаров РСФСР.

Статья 47. Совет Народных Комиссаров РСФСР образуется Верховным Советом РСФСР в составе:
Председателя Совета Народных Комиссаров РСФСР;
Заместителей Председателя Совета Народных Комиссаров РСФСР;
Председателя Государственной Плановой Комиссии РСФСР;
Народных Комиссаров РСФСР:
Пищевой промышленности;
Рыбной промышленности;

Легкой промышленности;
Текстильной промышленности;
Лесной промышленности;

Земледелия;

Финансов;
Торговли;
Внутренних дел;

Юстиции;
Здравоохранения;
Государственного Контроля;
Просвещения;
Местной промышленности;
Коммунального хозяйства;
Социального обеспечения;
Автомобильного транспорта;
Местной топливной промышленности;
Начальника Управления по делам искусств;
Уполномоченных общесоюзных Народных Комиссариатов.

Статья 48. Правительство РСФСР или Народный Комиссар РСФСР, к которому обращен запрос депутата Верховного Совета РСФСР, обязаны не более, чем в трехдневный срок дать устный или письменный ответ в Верховном Совете РСФСР.

Статья 49. Народные Комиссары РСФСР руководят отраслями государственного управления, входящими в компетенцию РСФСР.

Статья 50. Народные Комиссары РСФСР издают в пределах компетенции соответствующих Народных Комиссариатов приказы и инструкции на основании и во исполнение законов СССР и РСФСР, постановлений и распоряжений Совета Народных Комиссаров СССР и Совета Народных Комиссаров РСФСР, приказов и инструкций союзно - республиканских Народных Комиссариатов СССР и проверяют их исполнение.

Статья 51. Народные Комиссариаты РСФСР являются или союзно - республиканскими или республиканскими.

Статья 52. Союзно - республиканские Народные Комиссариаты РСФСР руководят порученными им отраслями государственного управления РСФСР, за исключением лишь ограниченного числа предприятий по списку, утверждаемому Президиумом Верховного Совета СССР, подчиняясь как Совету Народных Комиссаров РСФСР, так и соответствующим союзно - республиканским Народным Комиссариатам СССР.

Статья 53. Республиканские Народные Комиссариаты РСФСР руководят порученными им отраслями государственного управления, подчиняясь непосредственно Совету Народных Комиссаров РСФСР.

Статья 54. К союзно - республиканским Народным Комиссариатам РСФСР относятся Народные Комиссариаты РСФСР:
Пищевой промышленности;
Рыбной промышленности;
Мясной и Молочной промышленности;
Легкой промышленности;
Текстильной промышленности;
Лесной промышленности;
Промышленности строительных материалов;
Земледелия;
Зерновых и Животноводческих совхозов;
Финансов;
Торговли;
Внутренних дел;
Государственной Безопасности;
Юстиции;
Здравоохранения;
Государственного Контроля.

Статья 55. К республиканским Народным Комиссариатам относятся Народные Комиссариаты РСФСР:
Просвещения;
Местной промышленности;
Коммунального хозяйства;
Социального обеспечения;
Автомобильного транспорта;
Местной топливной промышленности.

Глава V. ВЫСШИЕ ОРГАНЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ АВТОНОМНЫХ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК

Статья 56. Высшим органом государственной власти Автономной республики является Верховный Совет АССР.

Статья 57. Верховный Совет Автономной республики избирается гражданами республики сроком на 4 года по нормам представительства, устанавливаемым Конституцией Автономной республики.

Статья 58. Верховный Совет Автономной республики является единственным законодательным органом АССР.

Статья 59. Верховный Совет Автономной республики:
а) принимает Конституцию Автономной республики и вносит ее на утверждение Верховного Совета РСФСР;
б) устанавливает районное деление Автономной республики и границы районов и городов и вносит на утверждение Верховного Совета РСФСР;
в) утверждает народнохозяйственный план и бюджет Автономной республики;
г) присваивает почетные звания Автономной республики.

Статья 60. Верховный Совет Автономной республики избирает Президиум Верховного Совета АССР в составе: председателя Президиума Верховного Совета АССР, его заместителей, секретаря Президиума и членов Президиума Верховного Совета АССР.

Статья 61. Президиум Верховного Совета Автономной республики подотчетен Верховному Совету АССР.

Статья 62. Полномочия Президиума Верховного Совета Автономной республики определяются Конституцией АССР.

Статья 63. Для ведения заседаний Верховный Совет Автономной республики избирает председателя Верховного Совета АССР и его заместителей.

Статья 64. Верховный Совет Автономной республики образует Правительство Автономной республики - Совет Народных Комиссаров АССР.

Глава VI. ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО
УПРАВЛЕНИЯ АВТОНОМНЫХ СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК

Статья 65. Высшим исполнительным и распорядительным органом государственной власти АССР является Совет Народных Комиссаров АССР.

Статья 66. Совет Народных Комиссаров Автономной республики ответственен перед Верховным Советом АССР и ему подотчетен, а в период между сессиями Верховного Совета Автономной республики - перед Президиумом Верховного Совета Автономной республики, которому подотчетен.

Статья 67. Совет Народных Комиссаров Автономной республики издает постановления и распоряжения на основе и во исполнение законов СССР, РСФСР и Автономной республики, постановлений и распоряжений Советов Народных Комиссаров СССР и РСФСР и проверяет их исполнение.

Статья 68. Совет Народных Комиссаров Автономной республики имеет право отменять приказы и инструкции Народных Комиссаров АССР, решения и распоряжения исполнительных комитетов окружных, городских и районных Советов депутатов трудящихся на территории АССР, а также приостанавливать решения и распоряжения окружных, городских и районных Советов депутатов трудящихся.

Статья 69. Совет Народных Комиссаров Автономной республики образуется Верховным Советом Автономной республики в составе:
Председателя Совета Народных Комиссаров Автономной республики;
Заместителей Председателя Совета Народных Комиссаров;
Председателя Государственной Плановой Комиссии;
Народных Комиссаров:
Земледелия;
Финансов;
Торговли;
Внутренних дел;
Государственной Безопасности;
Юстиции;
Здравоохранения;
Просвещения;
Местной промышленности;
Коммунального хозяйства;
Социального обеспечения;
Начальника Управления промышленности строительных материалов;
Начальника дорожного управления;
Начальника Управления автомобильного транспорта;
Начальника Управления местной топливной промышленности;
Уполномоченного Народного Комиссариата Заготовок СССР;
Начальника Управления по делам искусств,
и, кроме того, в соответствии с особенностями хозяйства республики, с утверждения Верховного Совета РСФСР, - Народных Комиссаров:
Пищевой промышленности;
Рыбной промышленности;
Мясной и Молочной промышленности,
Легкой промышленности;
Текстильной промышленности;
Лесной промышленности.

Статья 70. Народные Комиссары Автономной республики руководят отраслями государственного управления, входящими в компетенцию Автономной республики, согласно Конституций РСФСР и АССР.

Статья 71. Народные Комиссары Автономной республики издают в пределах компетенции соответствующих Народных Комиссариатов приказы и инструкции на основании и во исполнение законов СССР, РСФСР и АССР, постановлений и распоряжений Советов Народных Комиссаров СССР, РСФСР и АССР, приказов и инструкций Народных Комиссаров РСФСР.

Статья 72. Народные Комиссариаты Автономной республики руководят порученными им отраслями государственного управления, подчиняясь как Совету Народных Комиссаров АССР, так и соответствующим Народным Комиссариатам РСФСР.

Глава VII. ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ВЛАСТИ АВТОНОМНЫХ ОБЛАСТЕЙ

Статья 73. Органом государственной власти автономной области является Совет депутатов трудящихся автономной области.

Статья 74. Совет депутатов трудящихся автономной области избирается гражданами автономной области сроком на два года по нормам представительства, определяемым Конституцией РСФСР.

Статья 75. Исполнительным и распорядительным органом Совета депутатов трудящихся автономной области является избираемый им исполнительный комитет.

Статья 76. Совет депутатов трудящихся каждой автономной области представляет на утверждение Верховного Совета РСФСР "Положение об автономной области", учитывающее национальные особенности автономной области.

Глава VIII. МЕСТНЫЕ ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ

Статья 77. Органами государственной власти в краях, областях, автономных областях, национальных округах, административных округах, районах, городах, поселках, селах (станицах, деревнях, хуторах, аулах) являются Советы депутатов трудящихся.

Статья 78. Краевые, областные Советы депутатов трудящихся, Советы депутатов трудящихся национальных и административных округов, районные, городские, районные в крупных городах, поселковые, сельские (станиц, деревень, хуторов, аулов) Советы депутатов трудящихся избираются соответственно трудящимися края, области, национального округа, административного округа, района, города, села сроком на 2 года.

Статья 79. Советы депутатов трудящихся (края, области, округа, района, города, поселка, села) руководят культурно - политическим и хозяйственным строительством на своей территории, устанавливают местный бюджет, руководят деятельностью подчиненных им органов управления, обеспечивают охрану государственного порядка, содействуют усилению обороноспособности страны, обеспечивают соблюдение законов и охрану прав граждан.

Статья 80. Советы депутатов трудящихся принимают решения и дают распоряжения в пределах прав, предоставленных им законами СССР, РСФСР и Автономной республики.

Статья 81. Исполнительными и распорядительными органами краевых, областных Советов депутатов трудящихся, Советов депутатов трудящихся национальных и административных округов, районных, городских и сельских Советов депутатов трудящихся являются избираемые ими исполнительные комитеты в составе: председателя, его заместителей, секретаря и членов.

Статья 82. Исполнительным и распорядительным органом сельских Советов депутатов трудящихся (станиц, хуторов, аулов) в небольших поселениях являются избираемые ими председатель, его заместитель и секретарь.

Статья 83. Исполнительные комитеты Советов депутатов трудящихся (края, области, округа, района, города, поселка, села) осуществляют руководство культурно - политическим и хозяйственным строительством на своей территории на основе решений соответствующих Советов депутатов трудящихся и вышестоящих государственных органов.

Статья 84. Сессии краевых и областных Советов депутатов трудящихся созываются их исполнительными комитетами не реже 4 раз в год.

Статья 85. Сессии районных Советов депутатов трудящихся и Советов депутатов трудящихся административных округов созываются их исполнительными комитетами не реже 6 раз в год.

Статья 86. Сессии городских и сельских Советов депутатов трудящихся созываются их исполнительными органами не реже одного раза в месяц.

Статья 87. Краевые, областные Советы депутатов трудящихся, Советы депутатов трудящихся национальных и административных округов, районные и городские Советы депутатов трудящихся избирают на время своей сессии председателя и секретаря для ведения заседаний сессии.

Статья 88. Председатель сельского Совета созывает сельский Совет и ведет его заседания.

Статья 89. Исполнительные органы Советов депутатов трудящихся непосредственно подотчетны как Совету депутатов трудящихся, их избравшему, так и исполнительному органу вышестоящего Совета депутатов трудящихся.

Статья 90. Вышестоящие исполнительные комитеты Советов депутатов трудящихся имеют право отменять решения и распоряжения нижестоящих исполнительных комитетов и приостанавливать решения и распоряжения нижестоящих Советов депутатов трудящихся.

Статья 91. Вышестоящие Советы депутатов трудящихся имеют право отменять решения и распоряжения нижестоящих Советов депутатов трудящихся и их исполнительных комитетов.

Статья 92. Краевые (областные) Советы депутатов трудящихся образуют нижеследующие отделы исполнительных комитетов:
земельный;
финансовый;
торговли;
здравоохранения;
народного образования;
местной промышленности;
коммунального хозяйства;
социального обеспечения;
дорожный;
общий;
по делам искусств;
управление Народного Комиссариата Юстиции РСФСР;
управление промышленности строительных материалов;
управление местной топливной промышленности;
управление автомобильного транспорта;
плановую комиссию;

и, кроме того, в соответствии с особенностями хозяйства края (области), с утверждения союзно - республиканских Народных Комиссариатов Легкой промышленности, Текстильной промышленности, Пищевой промышленности, Рыбной промышленности, Мясной и Молочной промышленности, Лесной промышленности, Зерновых и Животноводческих совхозов, краевые (областные) Советы депутатов трудящихся образуют отделы или управления:
легкой промышленности;
текстильной промышленности;
пищевой промышленности;
рыбной промышленности;
мясной и молочной промышленности;
лесной промышленности;
зерновых и животноводческих совхозов.

Статья 93. В соответствии с условиями края (области), на основе законов СССР и РСФСР, общесоюзные Народные Комиссариаты, Народный Комиссариат Внутренних дел и Народный Комиссариат Государственной Безопасности образуют при краевых (областных) Советах депутатов трудящихся свои управления.

Статья 94. Отделы и управления краевых (областных) Советов депутатов трудящихся подчиняются в своей деятельности как соответствующему краевому (областному) Совету депутатов трудящихся и его исполнительному комитету, так и соответствующему Народному Комиссариату РСФСР.

Статья 95. Советы депутатов трудящихся административных округов и их исполнительные комитеты образуют отделы и ведут свою работу на основе законов и указов верховных органов РСФСР и решений краевых (областных) Советов депутатов трудящихся.

Статья 96. Районные Советы депутатов трудящихся образуют нижеследующие отделы исполнительных комитетов:
земельный;
народного образования;
финансовый;
торговли;
здравоохранения;
социального обеспечения;
общий;
дорожный;
плановую комиссию;
сектор кадров при председателе исполкома,
и, кроме того, в соответствии с особенностями хозяйства района, с утверждения краевого (областного) Совета депутатов трудящихся, районные Советы депутатов трудящихся образуют отделы:
коммунальный;
местной промышленности.

Статья 97. В соответствии с условиями района, на основе законов СССР и РСФСР, с утверждения соответствующего краевого (областного) Совета депутатов трудящихся, Народный Комиссариат Внутренних дел и Народный Комиссариат Государственной Безопасности образуют при районных Советах депутатов трудящихся свои управления.

Статья 98. Отделы районных Советов депутатов трудящихся подчиняются в своей деятельности как районному Совету депутатов трудящихся и его исполнительному комитету, так и соответствующему отделу краевого (областного) Совета депутатов трудящихся.

Статья 99. Городские Советы депутатов трудящихся образуют следующие отделы исполнительных комитетов:
финансовый;
коммунального хозяйства;
торговли;
здравоохранения;
народного образования;
социального обеспечения;
общий;
плановую комиссию;
сектор кадров при председателе исполкома,
и, кроме того, в соответствии с особенностями промышленности города, его городского и пригородного хозяйства:
местной промышленности;
земельный.

Статья 100. Отделы городских Советов депутатов трудящихся подчиняются в своей деятельности как городскому Совету депутатов трудящихся и его исполнительному комитету, так и соответствующему отделу районного Совета депутатов трудящихся или непосредственно соответствующему отделу краевого (областного) Совета депутатов трудящихся.

Статья 101. Отделы городских Советов депутатов трудящихся Москвы и Ленинграда подчиняются в своей деятельности как Совету депутатов трудящихся Москвы и Ленинграда и его исполнительному комитету, так и соответствующему Народному Комиссариату РСФСР непосредственно.

Статья 102. Советы депутатов трудящихся национальных округов и их исполнительные комитеты осуществляют на территории округа права и обязанности, возлагаемые на них "Положением о национальных округах", а также решениями соответствующего краевого (областного) Совета депутатов трудящихся.
"Положение о национальных округах" устанавливается Верховным Советом РСФСР.

Глава IX. БЮДЖЕТ РОССИЙСКОЙ СОВЕТСКОЙ ФЕДЕРАТИВНОЙ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Статья 103. Государственный бюджет РСФСР составляется Советом Народных Комиссаров РСФСР и вносится им на утверждение Верховного Совета РСФСР.
Утвержденный Верховным Советом РСФСР государственный бюджет РСФСР публикуется во всеобщее сведение.

Статья 104. Верховный Совет РСФСР избирает бюджетную комиссию, которая докладывает Верховному Совету свое заключение по государственному бюджету РСФСР.

Статья 105. Отчет об исполнении государственного бюджета РСФСР утверждается Верховным Советом РСФСР и публикуется во всеобщее сведение.

Статья 106. В бюджеты автономных республик и в местные краевые (областные) бюджеты, а также в бюджеты автономных областей, национальных и административных округов, районных, городских и сельских Советов включаются доходы от местного хозяйства, отчисления от поступающих на их территории государственных доходов, а также поступления от местных налогов и сборов в размерах, устанавливаемых законодательством СССР и РСФСР.

Глава X. СУД И ПРОКУРАТУРА

Статья 107. Правосудие в РСФСР осуществляется Верховным Судом РСФСР, Верховными Судами автономных республик, краевыми, областными судами, судами автономных областей, судами национальных округов, судами административных округов, специальными судами СССР, создаваемыми по постановлению Верховного Совета СССР, народными судами.

Статья 108. Рассмотрение дел во всех судах осуществляется с участием народных заседателей, кроме случаев, специально предусмотренных законом.

Статья 109. Верховный Суд РСФСР является высшим судебным органом РСФСР. На Верховный Суд РСФСР возлагается надзор за судебной деятельностью всех судебных органов РСФСР, автономных республик и областей.

Статья 110. Верховный Совет РСФСР избирается Верховным Советом РСФСР сроком на пять лет.

Статья 111. Верховные суды автономных республик избираются Верховными Советами автономных республик сроком на пять лет.

Статья 112. Краевые и областные суды, суды автономных областей, суды национальных и административных округов избираются краевыми, областными Советами депутатов трудящихся, или Советами депутатов трудящихся автономных областей, или Советами депутатов трудящихся национальных и административных округов сроком на пять лет.

Статья 113. Народные суды избираются гражданами района на основе всеобщего, прямого и равного избирательного права при тайном голосовании сроком на три года.

Статья 114. Судопроизводство в РСФСР ведется на русском языке, или на языке автономной республики, или автономной области, или национального округа с обеспечением для лиц, не владеющих этим языком, полного ознакомления с материалами дела через переводчика, а также права выступать на суде на родном языке.

Статья 115. Разбирательство дел во всех судах РСФСР открытое, поскольку законом не предусмотрены исключения, с обеспечением обвиняемому права на защиту.

Статья 116. Судьи независимы и подчиняются только закону.

Статья 117. Высший надзор за точным исполнением законов всеми Народными Комиссариатами и подведомственными им учреждениями, равно как отдельными должностными лицами, а также гражданами на территории РСФСР осуществляется как Прокурором СССР непосредственно, так и через Прокурора РСФСР.

Статья 118. Прокурор РСФСР назначается Прокурором СССР сроком на пять лет.

Статья 119. Краевые и областные прокуроры, а также прокуроры автономных республик и автономных областей назначаются Прокурором СССР сроком на пять лет.

Статья 120. Прокуроры национальных и административных округов, районные и городские прокуроры назначаются Прокурором РСФСР с утверждения Прокурора СССР сроком на пять лет.

Статья 121. Органы прокуратуры осуществляют свои функции независимо от каких бы то ни было местных органов, подчиняясь только Прокурору СССР.

Глава XI. ОСНОВНЫЕ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ГРАЖДАН

Статья 122. Граждане РСФСР имеют право на труд, то-есть право на получение гарантированной работы с оплатой их труда в соответствии с его количеством и качеством.
Право на труд обеспечивается социалистической организацией народного хозяйства, неуклонным ростом производительных сил советского общества, устранением возможности хозяйственных кризисов и ликвидацией безработицы.

Статья 123. Граждане РСФСР имеют право на отдых.
Право на отдых обеспечивается сокращением рабочего дня для подавляющего большинства рабочих до 7 часов, установлением ежегодных отпусков рабочим и служащим с сохранением заработной платы, предоставлением для обслуживания трудящихся широкой сети санаториев, домов отдыха, клубов.

Статья 124. Граждане РСФСР имеют право на материальное обеспечение в старости, а также в случае болезни и потери трудоспособности.
Это право обеспечивается широким развитием социального страхования рабочих и служащих за счет государства, бесплатной медицинской помощью трудящимся, предоставлением в пользование трудящимся широкой сети курортов.

Статья 125. Граждане РСФСР имеют право на образование.
Это право обеспечивается всеобще - обязательным начальным образованием, бесплатностью образования, включая высшее образование, системой государственных стипендий подавляющему большинству учащихся в высшей школе, обучением в школах на родном языке, организацией на заводах, в совхозах, машинотракторных станциях и колхозах бесплатного производственного, технического и агрономического обучения трудящихся.

Статья 126. Женщине в РСФСР предоставляются равные права с мужчиной во всех областях хозяйственной, государственной, культурной и общественно - политической жизни.
Возможность осуществления этих прав женщин обеспечивается предоставлением женщине равного с мужчиной права на труд, оплату труда, отдых, социальное страхование и образование, государственной охраной интересов матери и ребенка, предоставлением женщине при беременности отпусков с сохранением содержания, широкой сетью родильных домов, детских ясель и садов.

Статья 127. Равноправие граждан РСФСР, независимо от их национальности и расы, во всех областях хозяйственной, государственной, культурной и общественно - политической жизни является непреложным законом.
Какое бы то ни было прямое или косвенное ограничение прав или, наоборот, установление прямых или косвенных преимуществ граждан в зависимости от их расовой и национальной принадлежности, равно как всякая проповедь расовой или национальной исключительности, или ненависти и пренебрежения - караются законом.

Статья 128. В целях обеспечения за гражданами свободы совести церковь в РСФСР отделена от государства и школа от церкви. Свобода отправления религиозных культов и свобода антирелигиозной пропаганды признается за всеми гражданами.

Статья 129. В соответствии с интересами трудящихся и в целях укрепления социалистического строя гражданам РСФСР гарантируются законом:
а) свобода слова;
б) свобода печати;
в) свобода собраний и митингов;
г) свобода уличных шествий и демонстраций.
Эти права граждан обеспечиваются предоставлением трудящимся и их организациям типографий, запасов бумаги, общественных зданий, улиц, средств связи и других материальных условий, необходимых для их осуществления.

Статья 130. В соответствии с интересами трудящихся и в целях развития организационной самодеятельности и политической активности народных масс гражданам РСФСР обеспечивается право объединения в общественные организации: профессиональные союзы, кооперативные объединения, организации молодежи, спортивные и оборонные организации, культурные, технические и научные общества, а наиболее активные и сознательные граждане из рядов рабочего класса и других слоев трудящихся объединяются во Всесоюзную коммунистическую партию (большевиков), являющуюся передовым отрядом трудящихся в их борьбе за укрепление и развитие социалистического строя и представляющую руководящее ядро всех организаций трудящихся, как общественных, так и государственных.

Статья 131. Гражданам РСФСР обеспечивается неприкосновенность личности. Никто не может быть подвергнут аресту иначе, как по постановлению суда или с санкции прокурора.

Статья 132. Неприкосновенность жилища граждан и тайна переписки охраняются законом.

Статья 133. РСФСР предоставляет право убежища иностранным гражданам, преследуемым за защиту интересов трудящихся, или научную деятельность, или национально - освободительную борьбу.

Статья 134. Каждый гражданин РСФСР обязан соблюдать Конституцию Российской Советской Федеративной Социалистической Республики, исполнять законы, блюсти дисциплину труда, честно относиться к общественному долгу, уважать правила социалистического общежития.

Статья 135. Каждый гражданин РСФСР обязан беречь и укреплять общественную, социалистическую собственность, как священную и неприкосновенную основу советского строя, как источник богатства и могущества родины, как источник зажиточной и культурной жизни всех трудящихся.
Лица, покушающиеся на общественную, социалистическую собственность, являются врагами народа.

Статья 136. Всеобщая воинская обязанность является законом.
Воинская служба в Рабоче - Крестьянской Красной Армии представляет почетную обязанность граждан РСФСР.

Статья 137. Защита отечества есть священный долг каждого гражданина РСФСР. Измена родине: нарушение присяги, переход на сторону врага, нанесение ущерба воинской мощи государства, шпионаж - караются по всей строгости закона, как самое тяжкое злодеяние.

Глава XII. ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА

Статья 138. Выборы депутатов во все Советы депутатов трудящихся: Верховный Совет РСФСР, краевые и областные Советы депутатов трудящихся, Верховные Советы автономных республик, Советы депутатов трудящихся автономных областей, Советы депутатов трудящихся национальных и административных округов, районные, городские и сельские (станицы, деревни, хутора, аулы) Советы депутатов трудящихся, - производятся избирателями на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Статья 139. Выборы депутатов являются всеобщими: все граждане РСФСР, достигшие 18 лет, независимо от расовой и национальной принадлежности, вероисповедания, образовательного ценза, оседлости, социального происхождения, имущественного положения и прошлой деятельности, имеют право участвовать в выборах депутатов и быть избранными, за исключением умалишенных и лиц, осужденных судом с лишением избирательных прав.

Статья 140. Выборы депутатов являются равными: каждый гражданин имеет один голос; все граждане участвуют в выборах на равных основаниях.

Статья 141. Женщины пользуются правом избирать и быть избранными наравне с мужчинами.

Статья 142. Граждане, состоящие в рядах Красной Армии, пользуются правом избирать и быть избранными наравне со всеми гражданами.

Статья 143. Выборы депутатов являются прямыми: выборы во все Советы депутатов трудящихся, начиная от сельского и городского Совета депутатов трудящихся вплоть до Верховного Совета РСФСР, производятся гражданами непосредственно путем прямых выборов.

Статья 145. Выборы в Советы депутатов трудящихся РСФСР производятся по избирательным округам по следующим нормам:
краевого, областного Совета, в зависимости от размеров края или области, - один депутат не менее, чем от 1500, и не более, чем от 60000 человек населения;
областного Совета автономной области, в зависимости от размеров автономной области, - один депутат не менее, чем от 1500, и не более, чем от 3500 человек населения;
окружного Совета национального округа, в зависимости от размеров национального округа, - один депутат не менее, чем от 300, и не более, чем от 3000 человек населения;
окружного Совета административного округа, в зависимости от размеров административного округа, - один депутат не менее, чем от 500, и не более, чем от 10000 человек населения;
районного Совета - один депутат от 1000 человек населения; в районе с населением до 25000 человек избирается 25 депутатов; в районе с населением свыше 60000 человек избирается не более 60 депутатов;
городского Совета и районного Совета в городах, в зависимости от размеров города или городского района, - один депутат не менее, чем от 350 человек населения, и не более, чем от 1000 человек населения; в городе и в городском районе с населением до 12000 человек избирается 35 депутатов;
городских Советов в городах Москве и Ленинграде - один депутат от 3000 человек населения;
сельского и поселкового Советов - один депутат от 100 человек населения; в селах (станицах, деревнях, аулах) и поселках с населением до 1000 человек избирается 9 депутатов, а с населением свыше 2500 - не более 25 депутатов.
Избирательные нормы для каждого краевого, областного Совета депутатов трудящихся, Совета депутатов трудящихся автономной области, Совета депутатов трудящихся национального и административного округа, районного, городского, сельского и поселкового Совета депутатов трудящихся устанавливаются "Положением о выборах в краевые, областные, окружные, районные, городские, сельские и поселковые Советы депутатов трудящихся РСФСР" в пределах избирательных норм, указанных в настоящей статье.

Статья 146. Кандидаты при выборах выставляются по избирательным округам.
Право выставления кандидатов обеспечивается за общественными организациями и обществами трудящихся: коммунистическими партийными организациями, профессиональными союзами, кооперативами, организациями молодежи, культурными обществами.

Статья 147. Каждый депутат обязан отчитываться перед избирателями в своей работе и в работе Совета депутатов трудящихся и может быть в любое время отозван по решению большинства избирателей в установленном законом порядке.

Глава XIII. ГЕРБ, ФЛАГ, СТОЛИЦА

Статья 148. Государственный герб Российской Советской Федеративной Социалистической Республики состоит из изображения золотых серпа и молота, помещенных крест на крест, рукоятками книзу, на красном фоне в лучах солнца и в обрамлении колосьев, с надписью: "РСФСР" и "Пролетарии всех стран, соединяйтесь!".

Статья 149. Государственный флаг Российской Советской Федеративной Социалистической Республики состоит из красного полотнища, в левом углу которого, у древка наверху, помещены золотые буквы "РСФСР".

Статья 150. Столицею Российской Советской Федеративной Социалистической Республики является город Москва.

Глава XIV. ПОРЯДОК ИЗМЕНЕНИЯ КОНСТИТУЦИИ

Статья 151. Изменение Конституции РСФСР производится лишь по решению Верховного Совета РСФСР, принятому большинством не менее двух третей голосов Верховного Совета.



Просмотров