Формы организации адвокатской деятельности. Формы адвокатской деятельности

1

Затянувшийся переходный период реформирования экономики в нашей стране во многом связан с повальной экономической безграмотностью населения, отсутствием знаний, практических умений и навыков поведения в условиях рыночной экономики.

Обвальное падение производства, технологическое отставание во многих отраслях хозяйствования (исключая, пожалуй, BПK, космическую и энергетическую отрасль промышленности) вызвало сокращение рабочих мест, массовую официальную (и еще большую - неофициальную) безработицу.

В условиях, когда рынок труда требует молодого (до 35 лет), но уже профессионального специалиста, причем обладающего профессиональной мобильностью (способного быстро, на профессиональном уровне освоить новую, смежную профессию), шансов у молодежи - выпускников школ на обретение работы очень мало.

При этом Россию постиг кризис такого масштаба, что общество рискует не получить полноценной смены поколений (И.В. Авдеев "Ценностные ориентации", И.М. Кириллов "Социально - экономический анализ положения молодежи в обществе на основе системных показателей"). Впервые в истории темпы развития технологий, смены орудий труда и другое опережают темпы смены поколений. Это нарушает приспосабливаемость молодежи к усложняющимся условиям жизни с возрастающими конкуренцией и требованиями к личности. В результате - потеря частью молодежи "ориентиров", развитие неуверенности в себе, в невозможность самоутвердиться, реализовать уровень своих притязаний.

Таким образом, улучшая условия жизни за счет создания новых промышленных технологий, повышая качество жилья, комфортность рабочего места, человечество в то же время платит за это нарушением экологического баланса, ухудшением здоровья, стрессами и психологическими (массовыми) срывами.

Экономические кризисы, вспыхивающие в мире, затрагивают все страны, но ведущие страны с рыночной экономикой лучше справляются с этими проблемами. И не только потому, что их финансовая система и промышленность лучше защищены, а правительства экономически более грамотно решает возникающие проблемы, но и потому еще, что живущие в этих странах люди в большинстве своем имеет достаточную для непрофессионала экономическую грамотность. Их меньше пугают "гримасы" рынка (они не бегут скупать товары, вызывая инфляцию), они лучше умеют бороться за свои права, проявляют инициативу и творчество в борьбе с трудностями, умеют взвешенно вести свой семейный бюджет.

Поэтому экономическое образование школьников служит идеям гуманизации образования, воспитанию поколения людей, не враждебных законам рыночной экономики, позволяет развивать такие качества личности, как творческое отношение к труду, целеустремленность в решении задач по самореализации в жизни и профессии, т.е. выступает как один из важнейших аспектов самореализации.

Сложившаяся в РФ социально-экономическая и политическая ситуация предопределяет и особенности социально-экономической подготовки учащейся молодежи. Следует рассматривать экономическую подготовку школьников как процесс и результат усвоения экономических знаний и умений; формирование качеств личности, мышления и нравственного поведения, способности ориентироваться в нестабильной экономической ситуации, находить себе применение и сферу деятельности, руководствуясь как личными, так и общественными интересами; понимание того, как создаются, распределяются и потребляются материальные и духовные блага. Одно из направлений экономической подготовки - формирование гуманистических ценностей, понимания роли личности в обществе, умения анализировать свои потребности и способности, готовить к необходимости быстрой смены сферы деятельности (выработка профессиональной мобильности). Объяснить природу экономических сил, вторгающихся в современную жизнь, законов, управляющих силами; наконец, значение новых, часто непонятных российскому человеку, слов, которые ежедневно встречаются в прессе ("денежная масса", "валовый национальный продукт", "денежная эмиссия" и т.д.), которые каким-то образом связаны с личными и общественными потрясениями и победами.

Молодым необходимо понимать проблемы экономики для жизни в реальном мире и не только для того, чтобы разбогатеть, но просто, чтобы в будущем стать толковыми инвесторами, образованными людьми, информированными работниками в любой сфере деятельности, наконец, просто хорошими гражданами и патриотами своей страны.

Социальные преобразования в обществе отражаются и на жизни школы. Резкое снижение государственного финансирования вступает в противоречие с провозглашенными приоритетами, в частности, с необходимостью удовлетворять запросы индивидуума в реализации его образовательных потребностей в планируемой им траектории развития.

Социально-экономическое образование учащихся - важная составляющая их социализации - социального созревания и взросления, самореализации личности в социуме, а, следовательно, адаптации молодежи к жизни в условиях рыночной экономики (и даже в затянувшемся переходном периоде). Системная экономическая подготовка школьников облегчает им поиск путей трудоустройства, развивает творческое начало, воспитывает готовность и способность выявлять проблемы и находить пути решения (часто нетрадиционные) возникающих жизненных задач.

В ряде работ показано, что содержательной составляющей социализации является социальное становление личности, подразумевающее гуманистическое и гуманитарное развитие школьника, социальное и профессиональное самоопределение личности и др.

С педагогической, воспитательной точки зрения социализация понимается (по И.А. Сасовой и И.И. Нагумановой) как процесс и результат формирования качеств личности, ЗУНов, опыта, системы нравственно-ценностной мотивации и ориентации в процессе включения выпускников в систему социальных отношений, значимых для личности и общества.

Социальное становление личности - процесс многофакторный, различные аспекты которого можно рассматривать с точки зрения различных наук.

Как показывают различные исследования, социальное становление личности начинается в 10 - 16 лет, в основном завершается к 30 годам, а в дальнейшем происходит коррекция и дальнейшая реализация "жизненного плана".

Важно уже в ранние школьные годы формировать социальное становление личности, рассматривать его как важнейшую задачу учебно-воспитательного процесса; основываясь на личностно ориентированном подходе развивать природные способности учащегося, организовывать разнообразную среду, позволяющую ему самореализовываться как в учебе, так и в жизни.

Экономическое образование учащихся школ должно органично вписываться в концепцию реформирования общего образования, сочетающую в себе требования к образовательной системе, разработанные Президиумом РАО, и базовые принципы министерской концепции реформирования (бывшего министра, академика Э.Д. Днепрова). Требования и принципы во многом совпадают и в чем-то дополняют друг друга.

Констатируется, что образование - ведущий фактор развития человека и общества, является важнейшим инструментом выработки и реализации новой социальной идеологии, фактор стабильности общества, условия для формирования рыночной грамотности, эффективного развития экономики. Кроме того, образование должно быть опережающим - необходимое условие развития общества, оно должно переориентироваться на личностно ориентированное обучение, стать многоукладным, вариативным, гуманным, гуманитарным и т.д.

Гуманизация и гуманитаризация образования, в первую очередь, направлены на формирование личности, готовят к жизни в меняющемся мире, эколого-информационном, экономико-технологическом обществе. Гуманитаризация работает не только на духовное развитие и воспитание ребенка, но и является производительной силой, влияющей на качество, уровень, интенсивность, скорость НТП, т.к. координирует его с развитием личности и экологии.

Современная система образования не имеет подлинно гуманистического характера, не готово удовлетворить повышенные запросы духовного мира человека, не развивает творческое выполнение функций, не помогает в развитии и саморазвитии. Таким образом, на данном этапе образование не является опережающим, не предусматривает переход от индустриального к постиндустриальному обществу, т.к. не готовит человека к выполнению своего назначения, своей роли в новом обществе.

Поэтому содержание, методы и формы обучения должны изменяться в сторону удовлетворения индивидуальных запросов и потребностей личности, развивать обучение вариативное и по выбору; необходимо от ориентации на среднего ученика перейти к дифференциации достижений в учебе и воспитании в моральной, гражданской и творческой сферах. Переход от стандартов образования к качеству их исполнения, от потребности среднего ученика к лучшему - ориентир на реализацию прав ребенка, на соответствие потребностей личности и общества.

Учитывая специфику образовательной и социально-экономической ситуации в РФ, можно констатировать, что как на федеральном, так и на региональном уровне не существует прогноза приоритетов в развертывании экономической подготовки молодежи; слабо разработана и практически не имеет научной основы система непрерывной экономической подготовки; отсутствие учителей, обладающих достаточной педагогической и экономической квалификацией; медленная переориентация школ на запросы рыночной экономики; недостаточность учебной литературы - все это порождает разобщенность в создании цельной системы экономической подготовки школьников.

Поскольку одной из задач экономической подготовки является адаптация выпускников школ к жизни в рыночных условиях, по-видимому, следует говорить не об экономической, а о социально-экономической подготовке школьников.

Экономическое образование учащихся преследует различные цели в обычных классах и в классах экономической направленности. В обычных классах должны выдерживаться I и II уровни в трехуровневой системе, в экономических классах необходимо осуществлять трехуровневое обучение: третий уровень - начальная профессиональная подготовка.

Это не означает, что 3-ий уровень закрыт для желающих его освоить школьников из неэкономических классов. Они могут его освоить за счет резервов - дополнительного образования.

Экономическая подготовка школьников, особенно в инновационных учебных заведениях, должна строиться на принципах системности, непрерывности и преемственности экономического образования. В то же время ее успех в значительной степени зависит от всей системы обучения в образовательной системе учебного заведения. Успешность экономической подготовки будет обеспечена, если на каждом уроке (независимо от предмета) учат анализировать, ставить вопросы и принимать решения, развивают творческое воображение. Именно так возводится база для анализа экономических явлений. Практически все традиционно изучаемые в общеобразовательной школе курсы в той или иной степени должны отражать законы общественного развития, экономические сферы жизни общества, экономические отношения и др.

Поэтому к важнейшим целям экономической подготовки следует отнести:

  • Формирование функциональной экономической грамотности с учетом личностной ориентации учащихся, облегчающей их социализацию.
  • Формирование культуры экономического мышления.
  • Постоянное развитие личности как субъекта экономической деятельности. Формирование системы ценностей и развитие экономически значимых качеств, обеспечивающих жизнеспособность учащихся, их саморазвитие.
  • Привитие умений и навыков практической экономической деятельности.
  • Оказание помощи в профессиональном самоопределении.

Непрерывность экономической подготовки предусматривает постоянное продвижение от простого к сложному за счет осуществления набора путей, средств, способов и форм, приобретения, углубления и расширения экономических знаний, умений, если экономические курсы распределяются по годам обучения так, что движение экономического содержания происходит как бы вокруг стержня по спирали с выходом на более высокий содержательный уровень на каждом следующем ее витке. Непрерывность предусматривает и формирование экономического мышления, способности к деловому общению, воспитанию таких качеств характера, как инициативность, предприимчивость, стремление к получению запланированного результата. Очень важно развивать творческое воображение, творческое отношение к делу, умение получать результат с минимальными затратами всех видов ресурсов (как материальных, так и интеллектуальных).

Целью непрерывного образования является также постоянное развитие личности как субъекта экономической деятельности, овладение школьниками такими знаниями и умениями, которые позволили бы им заниматься самообразованием, более легко включаться в трудовую предпринимательскую деятельность, осознавать себя хозяином, способным эффективно трудиться, планировать и предвидеть результаты своего труда с точки зрения экономической целесообразности.

Системность экономического образования предполагает, что в каждой образовательной области учебного плана будут использоваться определенные экономические знания.

В образовательной области "Обществознание" необходимо давать знания по вопросам экономических особенностей, общественного устройства стран с различным экономическим укладом, экономико-географических закономерностей, экономических сфер жизни общества, истории развития экономики; о материальных потребностях, экономических отношениях, законах предложения, спроса и стоимости, формах собственности и многообразии видов предприятий; дать понятия экономического цикла, о рыночной экономике, о возможности государственного регулирования ее, экономической культуре, экологии и ее связи с экономикой и др.

Очень эффективно использование межпредметных связей экономики с математикой. Действительно, в экономической теории широко используется математический аппарат. Учитель экономики может постоянно на своих занятиях обращаться к математике (переменные величины, функции, запись функциональной зависимости в виде алгебраической формы, графическая форма функции, математические модели в экономике и др.), при этом в каждом классе следует учитывать уровень излагаемого материала и математической подготовки учащихся. В то же время учитель математики должен будет при изложении соответствующего материала показывать его прикладной характер, в частности в экономике.

Образовательная область "Технология" включает в себя вопросы экономики:

При изучении произведений русской и зарубежной литературы (Н.В. Гоголь "Мертвые души", А.Н. Островский "Доходное место", "Бешеные деньги", М.Ф. Достоевский "Преступление и наказание", М. Митчелл "Унесенные ветром", О. Бальзак "Гобсек" и многих других авторов) можно иллюстрировать экономические явления, отражать особенности экономических систем и явлений в различных государствах и эпохах, знакомить с типами поведения людей в различных экономических ситуациях. На этих уроках необходимо учить школьников анализировать экономические проблемы, этику и мораль предпринимательства. Этот благодатный материал может широко использовать и учитель экономики при проработке различных тем дисциплин экономического цикла.

На уроках естественно-научного цикла необходимо рассматривать связь вопросов экологии, производственных процессов, влияния развития научной мысли и техники с экономическими процессами, взаимосвязи научно-технического прогресса и развития социально-экономических отношений в обществе и т.д. Учитель экономики также может использовать эти взаимосвязи. Широко можно использовать экономические связи с русским и иностранным языками (например, предложить дать экономическую трактовку поговоркам и пословицам: "Время - деньги", "Убыток - уму прибыток" и др.).

Экономическая подготовка требует преемственности, которая находит свое выражение в том, что социально-экономическая подготовка на каждой из ступеней общеобразовательной школы, решая общие задачи экономического образования, имеет свою специфику, учитывающую возрастные особенности детей. Одной из важнейших задач социально-экономической подготовки является формирование готовности школьников к участию в конкретной экономической деятельности. Необходимо создавать различные структуры малого бизнеса при школе, организовывать их работу (ремонт мебели, изготовление инструмента и изделий для приусадебных участков, изготовление различных рекламных материалов, организация выставок и аукционов с целью реализации собственной продукции и т.д.). Эффективность экономической подготовки будет повышаться при включении в учебный процесс новых информационных технологий, в частности, использования деловых игр на ЭВТ.

Развитие общего образования в направлении усиления экономической подготовки школьников и насыщения различных дисциплин элементами экономических знаний обеспечивает на этой основе усиление его гуманизации. Однако данная задача является весьма сложной и трудоемкой, требует не только пересмотра учебных программ, но и изменения привычных подходов и частных методик, во многом это - изменение мировоззренческое, обусловленное переходом к личностно ориентированному обучению.

Тем не менее, решать эту задачу необходимо, поскольку экономическая грамотность выпускников школ не только облегчит им адаптацию к рыночным условиям жизни, но и возможности интеллектуально-духовного развития личности, повышения эффективности деятельности в реальной среде жизнедеятельности человека, уменьшит опасные последствия социосреды и экономической ситуации через повышение общей и экономической грамотности и культуры человека и общества. Поэтому экономическое образование должно стать неотъемлемой частью общего образования учащегося, причем его системообразующей частью совместно с предметами естественно-научного цикла, обществоведения и человековедения.

Следует добиваться системности, преемственности и непрерывности экономического образования учащихся, необходимо выработать у них мотивацию к экономическому и общему самообразованию, к нахождению еще в школе вектора своего саморазвития, профессионального самоопределения.

Работа представлена на III научную конференцию с международным участием «Приоритетные направления развития науки, технологий и техники», 22-29 октября 2005г., Хургада (Египет). Поступила в редакцию 07.09.2005г.

Библиографическая ссылка

Базайкина Т.В., Кундозерова Л.И., Милинис С.М., Ростовцев А.Н. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ УЧАЩИХСЯ КАК ПРОЦЕСС ИХ СОЦИАЛИЗАЦИИ // Фундаментальные исследования. – 2005. – № 9. – С. 50-53;
URL: http://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=6595 (дата обращения: 31.03.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

В процессе социализации ребенок усваивает большое количество знаний об обществе, общественных отношениях, социальных статусах и ролях, нормах и правилах социального поведения и многом другом. Он также приобретает различные умения и навыки, которые способствуют его интеграции в общество. Причем наиболее интенсивно этот процесс протекает в детстве. Известно, что ребенок до пяти лет усваивает огромное количество знаний, которые в дальнейшей его жизни, в основном, корректируются и дополняются.

Напомним некоторые положения из анатомии, физиологии, психологии, педагогики и других дисциплин, которые характеризуют специфику освоения социума ребенком, имеющим отклонения от нормы.

Если рождается нормальный (физически и психически здоровый) ребенок в нормальной семье, то его физическое, психическое и социальное становление происходит по известным законам. Благодаря органам зрения, слуха, осязания ребенок вначале осваивает физическое пространство, учится ориентироваться в нем: ползать, сидеть, ходить, бегать и т. д. Вначале это - пространство, которое окружает ребенка дома, затем он осваивает улицу, знакомится с природой, новыми предметами, окружающими его. Одновременно с этим ребенок осваивает социально-психологическое пространство. Этот процесс вживания в социальную жизнь, врастания в человеческую культуру - довольно сложный и продолжительный. Вначале происходит восприятие людей как живых существ, затем выделение близких (отца, матери, родных, окружающих ребенка). Ребенок рано привыкает к тому, что он имеет свое имя, рано начинает реагировать на него: улыбаться, поворачивать голову; дальше он привыкает к определенным действиям по отношению к себе со стороны матери, отца, окружающих его близких людей. У ребенка формируются социальные симпатии, чувства, формируется первоначальный социальный опыт. Дети приучаются к тому, что у них есть свое «место» в окружающей их социальной среде. Затем они начинают выделять себя из окружающей обстановки, осознавать однородность своей личности и личностей окружающих людей.

Особая роль в социальном становлении ребенка отводится освоению им речи. Развитие речи связано у ребенка с длительным и сложным процессом, в котором ребенок научается владеть формами того языка, в атмосфере которого он развивается. При вступлении в жизнь ребенок получает готовый и сложившийся язык, которым он должен овладеть, чтобы вступить в общение с окружающими его людьми. Вместе с языком ребенок незаметно для себя усваивает целую систему идей, понимания мира и человека в нем. Все, что хранится в сокровищнице народного духа, переходит в душу ребенка с помощью языка. В языке запечатляется история народа, его характер, традиции, обычаи. Осваивая язык, ребенок осваивает и народную культуру, социальный опыт и социальные традиции. Если ребенок не осваивает эти знания, то у него могут возникнуть сложности в понимании окружающей действительности, сложности интеграции его в общество.
Социальное созревание ребенка, развитие и формирование социальных умений и навыков лишь частично происходит в серьезном и деловом взаимодействии с окружающей средой, окружающими его людьми. Самое же главное социальное развитие ребенка происходит в играх; с помощью игр дети знакомятся с различными социальными позициями, вживаются в мир других людей, проникают в сущность взаимоотношений людей. Например, дети, играя «в родителей», совершают те действия, которые они замечали у родителей, повторяют их движения, воспроизводят речи, которые они слышали, повторяют позиции родителей; через игру происходит определенное эмоциональное вживание ребенка «в чужую душу». В процессе игры дети не только копируют то, что они видели, но и проявляют самостоятельность, активность; в игре обязательно присутствует полет фантазии. Так происходит творческое усвоение социального опыта, социальных ролей, вживание в разнообразные социальные позиции, знакомство с бесконечным многообразием социальных отношений.

Если же ребенок рождается с физическими или психическими недостатками, то естественный путь освоения и физического, и социально-психологического пространства значительно затруднен. Так, ребенку, от рождения слепому, гораздо труднее осваивать физическое пространство. И путь его движения от естественной домашней среды во внешнюю, более обширную сопряжен с различными трудностями; еще большие сложности возникают у ребенка, если к этим недостаткам прибавляются другие, например, слепота, нарушение координации движений, сложности в освоении речи и др.

У такого ребенка возникают серьезные затруднения и при освоении социально-психологического пространства, в общении и взаимодействии его как со взрослыми, так и со сверстниками: здоровыми детьми и детьми с проблемами. Если такой ребенок развивается в обычной семье, то решение задачи его социального становления падает на родителей, которые к этому не всегда, а чаще просто не готовы.

Другая ситуация, когда ребенок в силу каких-либо причин, воспитывается и развивается вне обычной, необходимой для него среды, например, в доме малютки, затем в детском доме. В этом случае невозможно освоение естественным путем некоторых социальных ролей: матери, отца, брата, других родственников.

В таких и других подобных случаях должны существовать специальные методики и технологии, позволяющие формировать у детей определенные знания и умения, способствующие освоению ими социального опыта и интеграции их в общество. Итак, в процессе физического и психического созревания, вхождения в социум, освоения социальных норм, ролей, позиций ребенок приобретает ценностные ориентации и социальные установки; у него активно развивается самосознание, происходит творческая его самореализация, раскрывается собственный индивидуальный жизненный путь. Нормальное развитие детства вообще и индивидуальное развитие каждого ребенка в частности это сложный процесс социального развития ребенка, овладения опытом социальных действий. Отличительной особенностью социализации детей является то, что ребенку трудно оценивать и контролировать предлагаемые обществом и социумом нормы поведения, он их может, в основном, только усваивать. Поэтому на социализацию детей большое влияние оказывают родители, родственники, профессионалы, которые работают с детьми (медики, психологи, педагоги и др.). Именно от них зависит, чтобы дети как можно раньше и лучше осваивали необходимые социальные знания и умения и стремились применять их в жизни.

Применительно к социальной педагогике это означает следующее. В процессе обучения в школе или другом образовательном учреждении ребенок, как известно, получает прежде всего академические знания и необходимые для их усвоения и использования умения. Однако одновременно с этим он должен приобретать определенные систематизированные социальные знания, умения и навыки, которые дополнят стихийно получаемый ребенком социальный опыт и обеспечат ему более успешное освоение социальных норм, установок, ценностей, ролей. Особенно важными такие знания, умения, и навыки становятся в тех случаях, когда ребенку необходима специальная помощь в его социализации.

Целенаправленный процесс передачи социальных знаний и формирования социальных умений и навыков, способствующих социализации ребенка, называется социальным обучением.
Наряду с понятием социального обучения в научной литературе в последнее время широко используется термин социальное образование. Термин социальное образование появился в России в первой половине 90-х годов в связи с открытием институтов социальной педагогики и социальной работы. Однако его значение до сих пор остается недостаточно четко определенным. Различают два основных случая употребления этого словосочетания.

В первом случае под социальным образованием понимается профессиональная подготовка специалистов для работы в социальной сфере, включающая все виды профессионального образования: начальное, среднее, высшее и послевузовское, а также курсовую подготовку и переподготовку специалистов. В этом употреблении термин аналогичен обозначениям других разновидностей профессионального образования, таких как педагогическое образование, медицинское образование, юридическое образование и др.

Во втором употреблении под этим термином подразумевается образование, в процессе которого происходит обучение основным правилам жизнедеятельности человека в обществе, освоение социальной культуры, социального мышления и действия, культуры социальных чувств и культуры социальной организации. В этом значении термин «социальное образование» близок понятию «социальное обучение».



Понятие «социальное образование». Феномен социального образования. Функции социального образования. Соотношение понятий «образование», «воспитание», «обучение». Генезис понятия «социальное образование». Основные теоретические подходы к социальному образованию. История социального образования в России. Международные и российские нормативно-правовые документы в области образования. Защита прав детей в сфере образования. Инклюзивное образование. Защита прав инвалидов на образование. Закон РФ «Об образовании» (2013 год). Место бакалавра социальной работы в образовательных учреждениях. Проблемы современного образования и социального образования.

Ответ:

Под социальным образованием стали понимать: подготовку и переподготовку специалистов в области социальных наук; обучение специалистов различного профиля социальным наукам, их социальное воспитание; · подготовку и переподготовку специалистов для учреждений социальной сферы и управления;

· социальное просвещение, воспитание широких масс населения, формирование у них умения взаимодействовать в социуме в рамках определенного социально-исторического пространства - времени;

· формирование, воспроизводство определенного менталитета, систем социокультурных принципов, смысложизненных ориентации, социальных идеалов, составляющих фундамент социальной культуры, общественного интеллекта, образа жизни народа того или иного государства, нации, человеческой общности.

Совершенствование содержания социального образования является дифференциация общего социального образования в зависимости от сферы деятельности, где предстоит работать специалисту (образование, медицина, управление, журналистика, энергетика, промышленность, сельское хозяйство, финансы).

Во-первых, потребности практики, проблематика, которая является предметом забот современного общества Во-вторых, на них оказывают влияние предпочтения, симпатии преподавательского корпуса, их подготовленность, научные интересы. В-третьих, на выбор моделей подготовки социальных работников, на формирование программ их обучения, повышения квалификации влияет развитие теорий социальной работы.



При этом требуется массовое просвещение к достоверному информированию людей о реальных масштабах социальных проблем и путях их решения в каждом поселении, районе, области, крае. Информирование населения о работе системы учреждений управления и социальной защиты каждого района, поселения, области, края, республики. Подготовка людей к социальной самозащите, обучение основам сохранения, безопасности жизни.

Совершенствование содержания социального образования в современной России связано с фундаментальными основами бытия человека и общества, типами их жизнедеятельности, социальной культуры. Это в главном связано с развитием представлений о смысле жизни и справедливости, о социальных идеалах.

Организация подготовки и переподготовки кадров различной квалификации имеет в нашей стране давние и прочные традиции. Цель социальной работы состоит в оказании помощи нуждающимся в ней членам общества, в стимулировании их к преодолению собственными усилиями возникающих у них личностных, семейных, групповых, производственных. Основные функции социального работника состоят в том, чтобы определить (диагностировать) эти проблемы, оказать помощь, поддержку, а затем осуществить коррекцию его поведения и социальную реабилитацию. подготовка специалистов в таком многостороннем, сложном по содержанию и формам реализации виде деятельности не может сразу сложиться и начать функционировать как целостная система, тем более в тех условиях социально-экономических преобразований, в которых сейчас находится Россия. Наиболее полной является модель, предложенная профессором И. А. Зимней.

1.Подготовка специалиста в области социальной работы осуществляется по уровням, последовательно решаются задачи введения студента в обучение, обеспечения программ самообучения и саморазвития.

2.Подготовка специалиста может рассматриваться как сложная многоаспектная деятельность, совокупным субъектом реализации которой выступает учебно-методически-административный состав учебного заведения совместно с кафедрами, преподавателями, самими студентами.

3.В области социальной работы как любая сложная развернутая во времени деятельность имеет несколько уровней, этапов. 1 уровень - ориентировочно-исследовательский есть по сути знакомство с субъектами, средствами, способами и условиями будущей профессиональной деятельности, прогнозирование ее осуществления. 2 уровень - исполнение самой деятельности в форме обучения, что предполагает определение подходов, организацию учебного процесса и его обеспечение. 3 уровень - саморазвитие, самосовершенствование специалиста.

4.Подготовка специалиста по социальной работе требует от него принятия определенных этических норм (профессиональных кодексов) и следование им, формирование определенных личностных (индивидуально-психологических) качеств, таких, например, как гуманистическая направленность, эмпатичность, альтруистическая доминанта и др.

5. Предметом подготовки по специальности «социальная работа» является практическое умение оказать эффективную квалифицированную помощь клиенту в решении его личностных проблем, трудностей (с детьми, родителями, сотрудниками, самим собой), таких, как, например, неадекватность уровня притязаний, самооценки, дезадаптация, наркотическая или алкогольная зависимость, импотенция, старость, потеря смысла жизни, инвалидность.

Положения определяют содержательную основу подготовки социальных работников, процесс которой представлен отдельными блоками, что отражает формально-организационную сторону процесса подготовки.

Рассмотрим подробнее каждый из блоков трех основных уровней подготовки, первый из которых - подготовительно-ориентировочный, второй - реализация и контроль, третий - саморазвитие.

I блок 1 уровня подготовки предполагает на основе ознакомления с отечественным и зарубежным опытом приобретение профессиональной ориентировки в содержании, целях, специфике социальной работы как профессиональной деятельности. Реальным субъектом такой деятельности являются научно-исследовательские и методические объединения, кафедры вуза.

II блок подготовки предполагает изучение, анализ и систематизацию нормативных документов. Он связан с освоением обобщенной ориентировки в нормативно-правовойбазе: а) самой социальной работы, б) процесса подготовки к ней в вузе. Субъектами блока являются: юридическая служба вуза, учебно-методические объединения.

III блок подготовки реализуется на основе актуальной оценки и прогностического анализа социальной ситуации. Определение характера (качество, направление, количество социальных работников) социального заказа, определение квалификационных требований и уровня профессионализма социального работника составляет его содержание, которое выступает также в качестве образца - результата деятельности в процессе подготовки. Субъектом является организационно-административная и психологическая службы вуза, его научно-исследовательские подразделения и кафедры.

IV блок - разработка новой парадигмы содержания и формы учебно-методического обеспечения на основе личностно-деятельностного подхода и гуманистической психологии. Субъекты - учебно-методические объединения, исследовательские группы.

V блок подготовки включает профессиональный отбор преподавателей и студентов на основе соответствия квалификационным требованиям по личностным, коммуникативным и интерактивным характеристикам. Субъект деятельности - социально-психологическая служба вуза.

VI блок подготовки - комплектование учебных групп. Субъекты деятельности - администрация вуза, психологическая служба.

VII блок профессиональной подготовки - организация учебного процесса по четырехкомпонентной схеме (освоение знаний, практика, тренинг, исследовательская работа) при параллельном освоении каждого из компонентов, модульной организации преподавания учебных дисциплин, разграничении на основные (базисные), элективные курсы, факультативы. Субъектами являются: учебно-методические объединения, преподавательский корпус.

VIII блок профессиональной подготовки включает организацию учебного процесса как управление учебной деятельностью студента и группы. Субъекты - преподаватели и сами студенты.

IX блок подготовки - обеспечение условий и положительного подкрепления практики в социальных службах, пансионатах, интернатах и т.д., формирование и деятельность института супервизоров. Субъекты деятельности - администрации вузов, научно-методические объединения, администрации социальных учреждений, супервизоры, студенты.

X блок подготовки предполагает организацию управляемой дифференциации обучения по специализациям с учетом интересов, способностей, возможностей обучающихся, результатов их предшествующего обучения. Субъект - кафедры.

XI блок подготовки - руководство саморазвитием студентов. Субъекты этой деятельности - как преподаватели, так и сами студенты.

Подготовка социальных работников основана на принципах гуманизма, толерантности, практической направленности, представляет собой многоуровневый процесс, каждый из уровней которого (ориентировочный, исполнительный, практический) имеет свой субъект, цель, задачи, способы и средства реализации. При этом системообразующим фактором является соответствие личностных качеств студентов практике обучения, соответствующего целям, условиям работы и задачам практической деятельности будущего специалиста.

Исходя из анализа явлений образования и представленного определения социального, можно сделать следующее суждение о социальных образованиях.

Прежде всего, выделим объективный характер образования социального явления. Как только те или иные условия жизнеобитания людей становятся воспроизводимыми их совместными усилиями, то сам факт воспроизведения некоторого условия жизнеобитания можно рассматривать как момент завершения образования объективного социального (общественного) явления. Прошла не одна сотня лет, прежде чем человечество создало объективную социальную действительность, вне которой оно никогда не могло бы стать тем, кем стало, а также целый мир социальных образований, в котором оно существует и развивается. Долгие годы человечество даже не подозревало, что этот мир развивается по специфическим законам.

Это предыстория собственно социального. А социальное как таковое, или истинное, существенное, появилось тогда, когда человек не просто осознал нечто как социальное, но и понял его как социальное, как результат своей деятельности и деятельности других людей. Общественное, социальное происхождение сознания позволяет и само сознание рассматривать как социальное образование. Но социальным продуктом является не только сознание, но и понимание.

Дело в том, что человек, осознавая нечто, должен найти подтверждение этому, он должен убедиться, что осознанное им соответствует действительности, что это не его вымысел и не его фантазия. Такое подтверждение он может найти только у другого человека. Это потом, когда его опыт окрепнет, он сможет сам при помощи инструментов получить подтверждение фактам и продуктам сознания, но и тогда он вынужден найденное и созданное им вынести на суд других людей, чтобы достигнутое им одним стало достоянием других, и здесь возможны как признания, подтверждения, так и отрицания, опровержения. Поэтому человек и вынужден обратиться к другому, себе подобному. Он обращается к нему (совсем не важно, в какой форме), предлагая, чтобы другой совершил нечто желаемое первым. Когда этот другой совершает именно такой акт, которого желал первый, появляется подтверждение того, что было осознано первым, и между ними появляется понимание. Этот факт понимания (понявших друг друга субъектов) и есть истинное социальное . Человек как носитель и производитель социального осознает и понимает социальное.

Таким образом, если общественным, или социальным, продуктом является сознание, то понимание между людьми на основе имеющейся у них способности осознания является как бы высшей ступенью социального. Это социальное возникает только во взаимодействии людей, способных осознавать, достигать понимания. Благодаря пониманию как социальному явлению (образованию), общество обрело способность и стремление понимать окружающее, что сделало возможным превращать «вещи в себе» – в «вещи для себя», для человечества.

Итак, социальное образование – это реальное образование, и, как всякое реальное, воздействуя на человека, оставляет в его головном мозгу свой след. Именно это явление позволяет не только говорить, ставить вопрос о социальном образовании человека, но и подойти к его решению. Социальные образования представляют собой любые явления и предметы действительности, так или иначе оказавшиеся вовлеченными в деятельность человека без изменения своей природной формы, приобретшие на время деятельности социальное качество. Этот вид социальных образований недолговечен, поскольку прекращает свое существование, как только завершается вовлеченность в деятельность того или иного предмета или явления. Но это недолговечное вовлечение в деятельность не мешает нам выделить в связи с этим первый вид социальных образований.

Второй вид – представляет собой продукты деятельности и труда, предназначенные для удовлетворения различных потребностей человека, которые хранят в себе социальное и после того, как деятельность и труд завершены. Социальное в продуктах представлено измененной формой природных материалов и скрытой в ней функцией, предназначенной для удовлетворения природных и социальных потребностей человека (социальное, отмеченное нами в продуктах труда человека, есть лишь всего одна из сторон социального).

Третий вид социальных образований – это продукты труда и духовной деятельности человека, представленные в форме знания и умений пользоваться этим знанием. При осознании и понимании явлений естественной природы и явлений социальной природы человек располагает средствами фиксации осознанного и понятого, находящимися за пределами его мозга. Благодаря этим средствам фиксации он получает возможность в любое время вернуться к уже осознанным и понятым явлениям, а поскольку взаимодействие с ними оставило след в головном мозгу, то мозг выдает в качестве ответа на след цепочку следов, приведших к осознанию и пониманию, позволяющих исправлять и углублять осознанное и понятое.

Четвертый вид социальных образований – это деятельность человека. Именно деятельность в охваченных ее процессом объектах и предметах оставляет свои следы, сообщая им социальное качество, превращает их в социальные образования.

Пятый вид социальных образований – социально образованный человек, единственный исполнитель деятельности и живой носитель социального, способный осознавать, понимать природное, социальное и самого себя как природное и социальное существо, живущее в обществе себе подобных, организованных в объединения (общества, государства), благодаря чему реализуются все виды социальных образований посредством его практической и мысленной деятельности. Без него невозможна ни деятельность, ни само социальное.

Все выделенные виды социальных образований объединены наличием в них деятельности. Это не означает, что невозможны иные основания для выделения видов социальных образований.

Когда человек в своей деятельности создает какой-либо продукт, то он предстает и как природное, и как социальное существо одновременно: как природное он тратит свои физические силы, напрягает мышцы, глаза и т.п., а в качестве социального существа использует знания и умения по созданию данного продукта. Человек не в единстве природного и социального, а только как природное существо не изготавливает социальные предметы, хотя и может затратить свои физические силы. Только человек как социальное существо может использовать физические (природные) силы для достижения поставленных целей.

Личность также может быть рассмотрена в качестве вида социальных образований. Если личность – это совокупность различных социальных качеств, которые представляют социальные образования: научные, религиозные, философские, политические, правовые, моральные, эстетические, экономические, – то должно быть совершенно ясным, что личность – не природное физическое тело. Поэтому ни один из видов социальных образований не может быть познан и изучен ни одной из естественных наук. Личность не в состоянии выполнить какую-либо деятельность. Если возьмем один из видов социальных образований – деятельность, – то она может быть выполнена реально образованным человеком. Как природное существо, человек имеет мозг и психику, как социальное существо, – только социальные качества, к каковым относится и деятельность. Таким образом, деятельность сама по себе не имеет ни мозга, ни психики, ни способности сознавать. В связи с этим она не может быть предметом изучения естественных наук, например психологии.

Если взять такой вид социальных образований, как, например, одежду человека, то она не может быть предметом изучения психологии. Одежда не имеет психики, хотя одежда может нравиться человеку, вызывать хорошее или плохое настроение, т. е. воздействовать на мозг и вызывать психические состояния человека.

Проводя эти воображаемые эксперименты, подчеркнем, что различия социального и несоциального не только существуют, но что и каждый исследователь, встретивший в своей деятельности социальные явления, должен учитывать эти различия, не стирая их в своих рассуждениях. Без этого нельзя выйти к действительной сущности исследуемого предмета, нельзя выйти наукам – психологии и педагогике – на действительный простор.

«Не в одиночку, а с кем-нибудь вдвоем приходим мы к понятиям, приходим вообще к разуму. Два лица необходимы для порождения человека как в физиологическом, так и в духовном смысле: сообщество людей есть изначальный принцип и критерий истинности и всеобщности. Даже достоверность бытия других внешних мне вещей для меня опосредована достоверностью наличности другого человека, вне меня сущего. Что я вижу в одиночку, в том я сомневаюсь, а то, что видит другой человек, становится для меня достоверным» .



Просмотров