Тревожная статистика чрезвычайных ситуаций и здоровья населения. Статистика чрезвычайных ситуаций: анализ, уроки, выводы

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

Министерство образования и науки российской федерации

Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова

Кафедра химии и физики

Реферат

По дисциплине: «Безопасность жизнедеятельности»

На тему: «Чрезвычайные ситуации в России за 2011-2015 годы. Уроки и выводы»

Выполнила студентка 1 курса, гр. 414

Кулешова Дарья Дмитриевна

Проверил: Осетров Георгий Васильевич

Москва 2015г.

  • Введение
  • 1. Понятие чрезвычайная ситуация и классификация
  • 2. Статистические данные о чрезвычайных ситуациях в 2011 году
  • 2.1 Общие показатели чрезвычайных ситуаций за 2011 год
  • 2.2 Наиболее крупные ЧС в 2011 году в техносфере
  • 3. Статистические данные о чрезвычайных ситуациях в 2012 году
  • 3.1 Общие показатели чрезвычайных ситуаций за 2012 год
  • 3.2 Наиболее крупные ЧС в 2012 году в техносфере
  • 3.3 Чрезвычайные ситуации природного характера
  • 4. Статистические данные о чрезвычайных ситуациях в 2013 году
  • 4.1 Общие показатели чрезвычайных ситуаций за 2013 год
  • 4.2 Наиболее крупные ЧС в России за 2013 год
  • 5. Статистические данные о чрезвычайных ситуациях в 2014 году
  • 5.1 Общие показатели чрезвычайных ситуаций за 2014 год
  • 5.2 Крупные техногенные ЧС и происшествия, произошедшие в 2014 году в Российской Федерации
  • 5.3 Крупные природные ЧС, произошедшие в 2014 г. в Российской Федерации
  • 6. Статистические данные о чрезвычайных ситуациях за 6 месяцев 2015 года
  • 6.1 Общие показатели чрезвычайных ситуаций за 2014 год
  • 6.2 Крупные природные ЧС, произошедшие в 2015 году в Российской Федерации
  • 6.3 Крупные техногенные ЧС, произошедшие в 2015 году в Российской Федерации
  • 7. Уроки и выводы
  • Заключение
  • Список литературы
  • Приложение

Введение

Россия постоянно живёт в условиях чрезвычайных ситуаций, когда на определённой территории нарушаются нормальные условия жизни и деятельности людей, возникает угроза их жизни или здоровья, наносится ущерб имуществу населения, экономике и окружающей природной среде.

Работа, направленная на проведение мероприятий по прогнозированию и предупреждению чрезвычайных ситуаций, имеет важное социальное и экономическое значение. К сожалению, индустриализация современного общества, усложнение технологических процессов производства неизбежно ведут к появлению негативных явлений, связанных с возникновением чрезвычайных ситуаций. Разрушение зданий, сооружений, промышленных объектов, а также гибель людей и потеря материальных ценностей имеют место не только во время войны, но и в мирное время в результате производственных аварий и катастроф.

За последние пять лет в России, да и вообще во всем мире произошло немало чрезвычайных ситуаций: различные войны, катастрофы, бедствия. Это достаточно актуальная тема нашего времени. Данная проблема нуждается в тщательном подходе и решении ее, так как она несет глобальный международный характер. Заданием работы является понять, что такое чрезвычайная ситуация, выяснить ее основные причины, а также рассмотреть и разобрать масштабные чрезвычайные ситуации за последние пять лет и дать оценку их последствий.

1. Понятие чрезвычайная ситуация и классификация

Чрезвычайная ситуация (ЧС) - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которая может повлечь или повлекла за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, а также значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности.

Ч резвычайные ситуации по происхождению классифицируются на:

Природные;

Техногенные;

Экологические;

Биолого-социальные.

Таблица 1. Классификация ЧС по масштабу распространения и тяжести последствий Источник: Предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций: Учебное пособие для органов управления РСЧС / Под общ. ред. Ю.Л. Воробьева. М.: Крук-Престиж, 2002.

Масштаб ЧС

Кол-во пострадавших, чел.

Кол-во людей, у которых нарушены условия жизнедеятельности

Размер материального ущерба, (мрот) мин. размер оплаты труда

Границы зон распространения поражающего фактора (ПФ)

Локальные

Зона ЧС не выходит за пределы территории объекта производства.

Зона ЧС не выходит за пределы нас. пункта, города, района

Территориальные

В пределах субъекта РФ

Региональные

0,5 млн.-5 млн.

В пределах двух субъектов РФ

Федеральные

Более 5 млн.

Зона ЧС выходит за пределы более чем двух субъектов РФ

Трансграничные

ПФ ЧС выходят за пределы РФ, либо ЧС за рубежом затрагивает территорию РФ

2. Статистические данные о чрезвычайных ситуациях в 2011 году

2.1 Общие показатели чрезвычайных ситуаций за 2011 год

На территории Российской Федерации в 2011 г. произошло 297 чрезвычайных ситуаций (ЧС), в том числе локальных - 153, муниципальных - 118, межмуниципальных - 10, региональных - 10, межрегиональных - 6. В результате ЧС погиб 791 чел., пострадало 23 716 человек.

Наибольшее количество ЧС произошло в Приволжском (54), Сибирском (52) и Южном (46) федеральных округах.

На территории Российской Федерации не зарегистрировано техногенных ЧС, связанных с взрывами, авариями на магистральных трубопроводах и внутри промысловых нефтепроводах, на тепловых сетях в холодное время года, авариями с выбросом радиоактивных веществ (РВ), а также природных ЧС, связанных с опасными геологическими явлениями, морскими опасными гидрологическими явлениями и снежными лавинами.

Рис. 1. Структура количественных показателей по видам ЧС за 2011 г.

По характеру и виду источников возникновения техногенных ЧС в 2011 г. преобладали: дорожно-транспортные происшествия (ДТП) с тяжкими последствиями (88); авиационные катастрофы (47); аварии, крушения грузовых и пассажирских поездов (11); аварии грузовых и пассажирских судов (9).

Наибольшее количество техногенных ЧС было зарегистрировано в:

Центральном федеральном округе, включая г. Москву - 32 ЧС;

Приволжском федеральном округе - 28 ЧС;

Северо-Кавказском федеральном округе - 27 ЧС;

Сибирском федеральном округе - 27 ЧС.

2.2 Наиболее кру пные ЧС в 2011 г оду в техносфере

Террористический акт в международном аэропорту «Домодедово», г. Москва (пострадало 190 чел., в т. ч. погибло 35 чел.). В международном зале аэропорта произошел взрыв неустановленного взрывного устройства.

Авиакатастрофа под Петрозаводском (пострадало 52 чел., из них погибло 47 чел.).

Авиакатастрофа на аэродроме «Туношна», г. Ярославль (погибло 44 чел., пострадал 1 чел.). При взлете с аэропорта самолет Як-42 упал в воду в районе слияния р. Волга и р. Туношна, следовавшего по маршруту «Ярославль - Минск», с возгоранием.

Крушение теплохода «Булгария» (погибло 122 чел., пострадал 201 чел., спасено 79 чел.). Двухпалубный дизель-электроход шел из города Болгар в Казань, затонул в трех километрах от берега. Одним из факторов, предположительно приведших к катастрофе, называют перегруженность корабля.

Крушение плавучей буровой платформы «Кольская» (погибло 17 чел., спасено 14 чел., 36 чел. пропали без вести).

Основными источниками возникновения техногенных ЧС в 2011 г. являлись:

Нарушение правил и требований при эксплуатации железнодорожного, морского и авиационного транспорта;

Высокий уровень износа основных и производственных фондов и систем защиты;

Низкий уровень подготовленности и практических навыков обслуживающего персонала;

Недостаточный уровень надзора за состоянием технических средств противоаварийной защиты;

Ухудшение материально-технического обеспечения, снижение качества регламентных работ, повышенный износ и разрушение оборудования;

Нарушение правил и техники пожарной безопасности, неосторожное обращение с огнем и умышленные поджоги;

Высокий уровень выработки ресурса основного технологического оборудования и неудовлетворительное состояние основных фондов в целом;

Нарушение правил дорожного движения, а также правил и требований при эксплуатации всех видов транспорта.

3. Статистические данные о чрезвычайных ситуациях в 2012 году

3.1 Общие показатели чрезвычайных ситуаций за 2012 год

На территории Российской Федерации в 2012 г. произошло 437 чрезвычайных ситуаций (ЧС), в том числе локальных - 198, муниципальных - 196, межмуниципальных - 19, региональных - 22, федеральных - 2. В результате ЧС погибло 819 чел., пострадало 95 105 человек.

Наибольшее количество ЧС произошло в Сибирском (112), Южном (86) и Приволжском (84) федеральных округах.

На территории Российской Федерации не зарегистрировано техногенных ЧС, связанных с обнаружением (утратой) неразорвавшихся боеприпасов, взрывчатых веществ, авариями с выбросом (угрозой выброса) опасных биологических веществ (ОБВ), гидродинамическими авариями, а также природных ЧС с повышением уровня грунтовых вод, снежными лавинами и морскими опасными гидрологическими явлениями.

Рис. 2 Структура количественных показателей по видам ЧС за 2012 г.

Количество ЧС техногенного характера в 2012 г. по сравнению с 2011 г. (без учета пожаров на коммуникациях, технологическом оборудовании промышленных объектов, в зданиях и сооружениях жилого, социально-бытового и культурного назначения) увеличилось с 185 до 228 (на 23%).

По характеру и виду источников возникновения техногенных ЧС в 2012 г. преобладали: дорожно-транспортные происшествия (ДТП) с тяжкими последствиями (109); авиационные катастрофы (38); аварии, крушения грузовых и пассажирских поездов (14); взрывы в зданиях и сооружениях жилого, социально-бытового и культурного назначения (10); аварии на магистральных газопроводах (9); аварии на электроэнергетических системах (9).

3.2 Наиболее крупны е ЧС в 2012 г оду в техно сфере

Авиакатастрофа в 45 км от г. Тюмени (пострадало 12 чел., погиб 33 чел.);

Авиакатастрофа в районе поселка Палана на Камчатке (пострадало 14 чел., погибло 10 чел.);

Авиакатастрофа в аэропорту Внуково, г. Москва (пострадало 4 чел., погибло 4 чел.).

На железнодорожном транспорте произошло 14 ЧС, связанных с авариями, крушениями грузовых и пассажирских поездов (в 2011 г. - 11 ЧС). Число погибших составило 1 чел. (в 2011 г. - 6 чел.); пострадало 4 чел. (в 2011 г. - 3 чел.).

В 2012 г. на воздушном транспорте произошло 38 ЧС техногенного характера, связанных с авиационными катастрофами (в 2011 г. - 47 ЧС), при этом погибло 93 чел. (в 2011 г. - 162 чел.) и пострадало 152 чел. (в 2011 г. - 149 чел.).

В г. Москве 9 января 2012 г. на первом этаже здания ресторана «Иль Питторе» произошел взрыв газового баллона с последующим возгоранием и частичным обрушением конструкций здания на первом и втором этажах. В результате взрыва газового баллона пострадало 43 чел., из них 2 чел. погибло.

В г. Астрахани 27 января 2012 г. произошел взрыв газового баллона, в результате которого в 9- этажном жилом доме обрушился один из шести подъездов здания (погибло 10 чел., пострадало 18 чел., спасено 26 чел.).

3.3 Чрезвычайные ситуации природного характера

Наводнение в Краснодарском крае в 2012 году --стихийное бедствие, вызванное проливными дождями. В течение 6--7 июля 2012 года выпало более чем трёх-пятимесячная норма осадков. Число пострадавших -- более 34 тысяч человек, погиб 171 человек. Российские специалисты присвоили данному наводнению статус выдающегося, зарубежные отнесли его к категории «внезапный паводок».

В 2012 году в России произошло 162 510 пожаров, что на 3,6% меньше, чем в 2011 году. Число погибших составило 11 570 человек, что на 3,7% ниже, чем в 2011 году.

4. Статистические данные о чрезвычайных ситуациях в 201 3 г оду

4.1 Общие показатели чрезвычайных ситуаций за 2013 г од

На территории Российской Федерации в 2013 г. произошло 332 чрезвычайные ситуации (ЧС), в том числе локальных - 155, муниципальных - 123, межмуниципальных - 11, региональных - 39, федеральных - 4. В результате ЧС погибло 631 чел., пострадало 208 439 человек.

Наибольшее количество ЧС произошло в Приволжском (121), Южном (51) и Центральном (50) федеральных округах.

На территории Российской Федерации не зарегистрировано техногенных ЧС, связанных с авариями с выбросом (угрозой выброса) опасных биологических веществ, авариями на тепловых сетях в холодное время года, гидродинамическими авариями, внезапным обрушением производственных зданий, сооружений, пород, гидродинамическими авариями, а также природных ЧС с повышением уровня грунтовых вод.

В 2013 году на территории Российской Федерации обнаружено 62 195 взрывоопасных предметов, в том числе 294 авиабомбы.

Рис. 3 Структура количественных показателей по видам ЧС за 2013 г., ед.

4.2 Наиболее крупные ЧС в России за 2013 г од

Самолет «Боинг-737», выполнявший регулярный рейс Москва - Казань, с 50 пассажирами и членами экипажа на борту разбился на ВПП международного казанского аэропорта 17.11.2013 года. Все находившиеся на борту пассажиры и члены экипажа погибли.

На 2013 год МЧС России прогнозировало увеличение биолого-социальных чрезвычайных ситуаций по сравнению с предыдущими годами. Наибольшее количество таких ситуаций, по оценкам экспертов, обусловлено дальнейшим распространением африканской чумы свиней. Данная инфекция не предоставляет никакой опасности для человека, но для животноводства она чрезвычайно опасна, так как не поддается лечению.

В августе был введен режим ЧС в Хабаровске, из-за повышения уровня Амура до критических значений. Также в Якутии, Амурской области, Приморском крае, Европейской автономной области. Наиболее сложная ситуация складывалась на Большом Уссурийском острове, где долгое время продолжалась эвакуация населения и сосредотачивались значительные силы МЧС.

Особенно сложная обстановка в Комсомольске-на-Амуре, где уровень воды превысил девять метров. А в городе проживают 250 тысяч человек.

От паводка пострадали более 135тыс. человек, 14 тысяч домов, 1,6 тысячи километров дорог, 174 моста и 825 социальных объектов.

С подтопленных территорий эвакуировано 32 тысяч человек.

Рис. 4 Уровни потенциальных опасностей для жизнедеятельности населения, обусловленные террористическими актами, техногенными, природными и биолого-социальными ЧС в 2013 г.

5. Статистические данные о чрезвычайных ситуациях в 2014 году

5.1 Общие показатели чрезвычайных ситуаций за 2014 год

На территории Российской Федерации в 2014 г. произошли 262 чрезвычайные ситуации, в том числе локальных -- 146, муниципальных -- 76, межмуниципальных -- 10, региональных -- 27, межрегиональных -- 1, федеральных -- 2. В результате ЧС погибло 567 чел., пострадало 129 869 чел., спасено 34 735 чел. Наибольшее количество ЧС произошло в Центральном (58), Южном (52) и Приволжском (44) федеральных округах (ФО).

В 2014 г. на территории Российской Федерации обнаружено 46 463 взрывоопасных предмета, в том числе 550 авиабомб.

чрезвычайный техногенный природный последствие

Таблица 2 Источник: Государственный доклад «О состоянии защиты населения и территорий Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в 2014 году» / -- М.: МЧС России. ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2015, 352 с

Количество, ед.

Прирост (^), %

Снижение (v), %

Материальный ущерб (млн. руб.)

Прирост (^), %

Снижение (v), %

Техногенные

Крупные теракты

Природные

Биолого-социальные

Рис. 5 Структура количественных показателей по видам ЧС за 2014 г.

5.2 Крупные техногенные ЧС и происшествия, произоше д шие в 2014 году в Российской Федерации

Авария в Московском метрополитене . В 08.39 15 июля 2014 г. в результате экстренного срабатывания тормозной системы электропоезда на перегоне между станциями метро «Парк Победы» -- «Славянский бульвар» Арбатско-Покровской линии Московского метрополитена произошел сход с рельс трех головных вагонов подвижного состава. В результате аварии погибло 24 человека, спасено 175 человек. Из метрополитена на аварийном участке эвакуировано 1100 человек.

Аварии грузовых и пассажирских поездов . 20 мая 2014 г. на перегоне «Бекасово -- Наро-Фоминск» Наро-Фоминского района Московской области произошло падение с платформы товарного поезда железнодорожного контейнера с последующим столкновением с вагоном пассажирского поезда, следовавшего рейсом «Москва -- Кишинёв». В результате столкновения поездов погибло 6 чел., спасено 25 человек.

Техногенные пожары . 13 февраля 2014 г. на ЗАО «Рязанская нефтеперерабатывающая компания» железнодорожный состав из 14 цистерн с нефтепродуктами самопроизвольно «выкатился» к сливо-наливной эстакаде, что привело к столкновению и деформации цистерн, в результате чего произошли разлив и интенсивное горение нефтепродуктов на площади более 12 тыс. м 2 . Ударной волной были разрушены технологические трубопроводы эстакады, из которых под давлением вытекали нефтепродукты. В результате пожара уничтожены две насосные станции, два складских здания, железнодорожная эстакада, разрушены семь цистерн, повреждена теплоизоляция трех резервуаров -- «трехтысячников», сгорело 1500 м 3 вакуумного газойля и др.

5.3 Крупные природные ЧС, произошедшие в 2014 г. в Российской Федерации

Подтопление населенных пунктов на территории Сибирского ФО . В результате ливневых дождей в период с мая по июнь на территории Сибирского ФО было подтоплено 48 муниципальных районов, 250 населенных пунктов, более 24,5 тыс. жилых домов, 320 автомобильных мостов, 141 социально значимый объект.

Все граждане, пострадавшие в результате паводка, получили финансовую помощь на общую сумму более 5,9 млрд руб., выделено 376 государственных жилищных сертификатов.

Природные пожары в Дальневосточном, Сибирском и Центральном ФО . В связи с аномально высоким температурным режимом, на территории Дальневосточного, Сибирского и Центрального ФО в период с июня по август возникла сложная обстановка, связанная с природными пожарами.

При активном участии авиации МЧС России?потушено пожаров на площади около 3,7 млн га, на очаги пожаров было сброшено более 56 тыс. т огнегасящей жидкости, вследствие чего распространение огня в сторону населенных пунктов допущено не было.

6. Статистические данные о чрезвычайных ситуациях за 6 месяцев 2015 года

6.1 Общие показатели чрезвычайных ситуаций за 2014 год

На территории Российской Федерации за первое полугодие 2015 г. произошли 115 чрезвычайных ситуаций, в том числе локальных -- 60, муниципальных -- 39, межмуниципальных -- 5, региональных -- 11, федеральных -- 0. В результате ЧС погибло 323 чел., пострадало 9630 чел.

Рис. 6 Структура количественных показателей по видам ЧС за 6 месяцев 2015 г.

6.2 Крупные природные ЧС, произошедшие в 2015 году в Российской Федерации

В апреле 2015 года в Сибири сложилась чрезвычайная ситуация в связи с масштабными пожарами. Наиболее сложной обстановка оказалась на территориях Хакасии, Красноярского и Забайкальского краев. В результате ЧС пострадали жилые дома, объекты социальной инфраструктуры, сельского хозяйства, энергетики и связи. Жертвами пожаров стали 34 человека, более 7,5 тыс. жителей пострадали.

В июне в Сочи начался сильный дождь, который шел весь день с небольшими перерывами. В результате обильных осадков ливневые канализации в разных районах города не справились с нагрузкой, и улицы, дворы и дороги оказались подтопленными. Жители были эвакуированы, в некоторых районах объявили режим ЧС.

6.3 Крупные техногенные ЧС, произошедшие в 2015 г оду в Ро с сийской Федерации

В январе в г. Калининград произошло разрушение Берлинского моста. Опора старой конструкции при демонтаже рухнула, придавив рабочих (6 рабочих пострадало, из них 4 погибло)

В феврале в Московской области г. Домодедово произошел взрыв газа, который разрушил несущую конструкцию и появилась угроза обрушения (погибли 2 человека).

В марте на Камчатском крае разбился вертолет Ми-2, погибло 2 человека - командир и техник.

Рис. 7 Субъекты Российской Федерации, в которых значение средней величины индивидуального риска, обусловленного совокупностью факторов, больше 1 % индекса смертности (выделены красным цветом)

1.С развитием техносферы в жизнь человека вторглись техногенные бедствия - чрезвычайные ситуации техногенного характера (аварии и катастрофы на объектах экономики).

2.Анализ опасностей техногенного характера и причин их возникновения свидетельствует о том, что возникают они в процессе хозяйственной деятельности человека, а главная причина их возникновения обусловлена человеческим фактором, т. е. в большинстве своём они являются рукотворными.

3.Анализ опасностей техногенного характера и их причин, проведённый специалистами МЧС России, позволяет сделать вывод, что основные причины аварий и промышленных катастроф обусловлены ростом сложности производства с применением как новых технологий, требующих высоких концентраций энергии, так и опасных для жизни человека веществ, которые оказывают ощутимое воздействие на окружающую природную среду; снижением надёжности производственного оборудования, транспортных средств, несовершенством и устарелостью производственных технологий; человеческим фактором, выражающимся в нарушениях технологий производства, трудовой дисциплины, в низком уровне профессиональной подготовки.

7. Уроки и выводы

Любая чрезвычайная ситуация несет за собой последствия. Которые оказывают влияние практически на все сферы жизни человеческого общества и прежде всего это на жизнедеятельность людей и в огромном количестве на окружающую природную среду.

Ущерб от катастроф носит разнообразный характер. Чтобы его измерить используют различные измерения, среди которых главную роль играют экономические показатели. В последнее время государство уделяет огромное значение в выделение средств на мероприятия по предупреждению и ликвидации возможных и уже реально действующих чрезвычайных ситуаций, а также на ликвидации их последствий. Данное выделение денежных средств и осуществление мероприятий помогает защитить население от возможных катастроф, а также снизить социально-экономический ущерб и повысить уровень безопасности.

К экономическим последствиям чрезвычайных ситуаций в целом относятся:

Сокращение основных производственных механизмов за счет их полного или частичного разрушения;

Выход сельскохозяйственных, лесных и водных угодий из хозяйственного оборота;

Разрушение объектов социально-культурной сферы;

Сокращение трудовых ресурсов и рабочей силы;

Снижение уровня жизни населения;

Косвенные убытки и ущерб упущенной выгоды в сфере материального производства и услуг;

Расходы государства на ликвидацию чрезвычайных ситуаций.

При оценивание экономического ущерба принимаются во внимание только прямые материальные ценности. С принятием федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 11 ноября 1994 года Россия сделала первые шаги к стандартизации понятия экономических последствий от чрезвычайных ситуаций. Одна из основных целей этого закона - снижение размеров ущерба и потерь от чрезвычайных ситуаций.

Заключение

С развитием цивилизации растет частота экстремальных техногенных и природных явлений, сопровождающихся увеличением человеческих жертв и материального ущерба. Статистика техногенных и природных аварий и катастроф, произошедших в России за последние 5 лет, показывает, что их последствия становятся все более опасными для объектов экономики, населения и окружающей среды. Уже в настоящее время прямые и косвенные ущербы от них составляют 4-5% от валового национального продукта. Подобное положение вещей вынуждает учитывать возможный экономический ущерб при разработке государственной экономической политики, прогнозов социально-экономического развития государства и макроэкономических программ. Его учет руководителями предприятий позволяет разрабатывать более реальные стратегические планы развития.

Социальный ущерб населению и территории в результате воздействия факторов чрезвычайной ситуации; оказывают отрицательное влияние на физическое, материальное и моральное состояние людей, снижают их благополучие и жизнедеятельность. Одним из важных видов социальных последствий чрезвычайных ситуаций является снижение качества жизни, особенно таких её показателей как: состояние здоровья, степень удовлетворения жизненных требований населения, утрата достояния, резкое нарушение привычного уклада жизни, личные невзгоды, физические и моральные страдания.

Социальные последствия чрезвычайных ситуаций оказывают существенное влияние на демографическую ситуацию в стране, выражающуюся в снижении численности населения в районах бедствия за счет вынужденных переселенцев из этих районов, в изменении профессиональной структуры населения, его возрастного состава и т.д. Социальные и другие последствия могут негативно сказываться на реализации социальных и экономических программ, тем самым снижая экономические возможности государства. Анализ последствий крупных аварий и катастроф показывает, что затраты на их ликвидацию, создание приемлемых условий для жизнедеятельности населения могут существенно влиять на социально-экономическое развитие государства и даже подрывать его основы.

Список литературы

1. Предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций: Учебное пособие для органов управления РСЧС / Под общ. ред. Ю.Л. Воробьева. М.: Крук-Престиж, 2002.

2. Государственный доклад «О состоянии защиты населения и территорий Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в 2014 году» / -- М.: МЧС России. ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2015.

3. Безопасность жизнедеятельности. Учебник. Под редакцией Э.А. Арустамова 10-е изд., перераб. И доп. - М.: Изд-во «Дашков и К», 2006 - 476с

4. Деятельность МЧС России-Статистика чрезвычайных ситуаций за 2011-2015 http://www.mchs.gov.ru/activities/stats/CHrezvichajnie_situacii

5. Портал безопасности и анализа - Статистика чрезвычайных ситуаций за 2011-2014 http://i-risk.ru/statistics/

Приложение

Рис. 8 Количество ЧС за период с 2011 до середины 2015 г.

Рис. 9 Количество пострадавших в ЧС за период с 2011 до середины 2015 г.

Рис. 10 Количество погибших ЧС за период с 2011 до середины 2015 г.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Способы коррекции фигуры при помощи одежды. Типы женских фигур и предъявляемые требования. Направления моды на 2010-2011 годы. Определение тенденций для демисезонного женского пальто. Разработка чертежа конструкции, выполняющего корректирующую функцию.

    курсовая работа , добавлен 25.08.2011

    Разработка эскизов моделей-аналогов. Тренч женский прямого силуэта умеренного объема для повседневной носки, для женщин младшей возрастной группы, из габардина, с втачным покроем рукава. Модные тенденции осень-зима 2014–2015 годы: стиль 80–90-х.

    курсовая работа , добавлен 14.01.2014

    Патентно-конъюнктурное исследование, направленное на выявление патентной, научно-технической и конъюнктурной ситуации относительно объекта техники "Ветровой двигатель". Патентная ситуация и динамика патентования. Структуры взаимного патентования.

    дипломная работа , добавлен 14.05.2009

    Создание современной, огнеупорной промышленности в России. Определение огнеупорности с помощью пироскопов, классификация по химико-минеральному составу, по пористости, по способу формования. Описание транспортировки и хранения огнеупорных изделий.

    реферат , добавлен 10.04.2019

    Особенности макетного способа проектирования воротников. Рассмотрение метода ассоциации при создании новых форм деталей одежды. Анализ краткой истории развития воротников в мире. Характеристика модных тенденций сезона осень-зима 2014-2015 годов.

    курсовая работа , добавлен 20.02.2015

    Конструктивная специфика судна-танкера, его технические данные. Выбор расчетного отсека и компоновка миделевого сечения, категории и марки судостроительной стали судна. Набор элементов судового корпуса по Правилам Морского Регистра судоходства 2011 года.

    курсовая работа , добавлен 16.11.2012

    История свадебного платья. Цветовое разнообразие: свадебная мода 2010-2011 гг. Модели современных российских дизайнеров: Артем Скрипник, Валентин Юдашкин, Нелли Агафонова. Композиция, цвет в свадебном платье. Механические и гигиенические свойства тканей.

    дипломная работа , добавлен 28.08.2014

    История и этапы развития моторостроения за рубежом. Создание газового двигателя, определение его преимуществ и недостатков, сферы применения на современном этапе. События, разработки и достижения, произошедшие за последние десятилетия в этой отрасли.

    контрольная работа , добавлен 24.07.2011

    Описание технологического процесса сборки изделия. Выбор наиболее эффективного варианта. Определение захода партии деталей в производство, требуемого времени на их обработку и вычисление выхода из операции. Определение суммы рабочего времени по операциям.

    контрольная работа , добавлен 09.03.2012

    Технічний опис моделі, конструктивні особливості. Структурна таблиця деталей взуття. Припуски на шви. Проектування деталей верху. Коефіцієнти для розрахунку положення базисних ліній. Опис процесу проектування деталей низу в середовищі AutoCAD 2011.

ситуация чрезвычайный население защита

К началу 21 века третьего тысячелетия МЧС России регистрировало от 900 до 1500 чрезвычайных ситуаций на территории России ежегодно. Много это или мало? Ответ понятен, если помнить, что достаточно одной ситуации по типу Чернобыльской, чтобы потом десятилетиями всей мощью страны преодолевать последствия.

Статистика ЧС не отличается точностью. Показатели по реализации острой опасности государственных надзорных органов разнятся. К началу века, да и сейчас статистика и учёт пожаров ведутся отдельно. Количество пожаров перекрывает показатели по остальным чрезвычайным ситуациям почти на два порядка.

Некоторые события, не отражаемые в государственных отчетах, уже демонстрируют опасные тенденции. Например, гибель рабочего, обслуживавшего силовой трансформатор на одном из предприятий Екатеринбурга показала крайнюю опасность эксплуатации старого трансформаторного масла «Совтол-10» в системах охлаждения энергоустановок. Такие ситуации не классифицируются в статистике, хотя о многом говорят.

Статистика - инструмент анализа ситуации, позволяющий планировать и распределять меры противодействия, оценивать эффективность работы Единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС. Статистика ЧС в современной России родилась вместе с МЧС, вместе с определением и классификацией таких ситуаций. Статистика аварий и катастроф в СССР не только не велась, но и скрывалась от гражданского общества. Ретроспективное изучение чрезвычайных ситуаций в России и за рубежом говорит о том, что крупные промышленно развитые страны не избежали тех же проблем, что и наше государство.

Как видно из ежегодных государственных докладов за прошедшие года, наибольшее число ЧС приходится на промышленно развитые территории. Значительное увеличение числа ЧС отмечается в Приволжском, Сибирском, Северо-Западном и Центральном федеральных округах.

На территории Российской Федерации в 2008 году произошло 2 155 чрезвычайных ситуаций (ЧС), из них - 1 966 ЧС техногенного характера, в результате которых погибло 4 455 чел., пострадало 2 176 человек. Наибольшее количество ЧС техногенного характера за 2008 год зарегистрировано в Приволжском (461) и Центральном (393) федеральных округах.

Анализ данных по произошедшим ЧС за последние 2 года показал, что количество ЧС техногенного характера в 2008 г. по сравнению с 2007 г. уменьшилось на 11,08 % (с 2 211 в 2007 г. до 1 966 в 2008 г.).

Значительное снижение количества ЧС техногенного характера имело место:

по взрывам в зданиях, на коммуникациях, технологическом оборудовании промышленных и сельскохозяйственных объектов - с 13 в 2007 г. до 7 в 2008 г.;

по обрушениям зданий и сооружений в жилом секторе - с 13 в 2007 г. до 7 в 2008 г.;

по авариям, крушениям грузовых и пассажирских поездов - с 20 в 2007 г. до 11 в 2008 г.;

по авариям на грузовых и пассажирских судах - с 23 в 2007 г. до 15 в 2008 г.;

по авариям с выбросом радиоактивных веществ - с 10 в 2007 г. до 7 в 2008 г.;

по авариям на коммунальных системах жизнеобеспечения - с 14 в 2007 г. до 10 в 2008 г.

Отмечается увеличение количества аварий с внезапным обрушением производственных зданий - с 7 в 2007 г. до 12 в 2008 г., аварий с выбросом опасных химических веществ (ОХВ) - с 12 в 2007 г. до 17 в 2008 г., аварий со взрывами в зданиях, сооружениях жилого и социально-бытового назначения - с 24 в 2007 г. до 30 в 2008 г.

По прежнему наибольшее количество людей гибнет на пожарах в зданиях жилого сектора (3 628 чел. в 2008 г., 4 150 чел. в 2007 г.). В ЧС, связанных с ДТП с тяжкими последствиями, в 2008 г. погибло 498 чел., в 2007 г. - 568 человек.

Увеличение количества погибших произошло также при ЧС, связанных с:

крупными пожарами на коммуникациях, технологическом оборудовании промышленных объектов - с 31 чел. в 2007 г. до 45 чел. в 2008 г.;

обрушением зданий и сооружений жилого, социально-бытового и культурного назначения - с 14 чел. в 2007 г. до17 чел. в 2008 г.;

внезапным обрушением производственных зданий, сооружений и пород - с 24 чел. в 2007 г. до 28 чел. в 2008 г.;

авариями на грузовых и пассажирских судах - с 29 чел. в 2007 г. до 31 чел. в 2008 г.

По остальным видам техногенных ЧС в 2008 г. имело место снижение числа погибших. Так, по взрывам в зданиях, на коммуникациях, технологическом оборудовании промышленных объектов снижение составило со 170 чел. в 2007 г. до 11 чел. в 2008 г.

Увеличилось количество пострадавших при:

авариях, крушениях грузовых и пассажирских поездов - с 2 чел. в 2007 г. до 33 чел. в 2008 г.;

внезапных обрушениях производственных зданий, сооружений и пород - с 10 чел. в 2007 г. до 32 чел. в 2008 г.;

взрывах в зданиях и сооружениях жилого и социально-бытового назначения - с 192 чел. в 2007 г. до 306 чел. в 2008 г.;

террористических актах - с 26 чел. в 2007 г. до 39 чел. в 2008 г.;

авариях на грузовых и пассажирских судах - с 98 чел. в 2007 г. до 144 чел. в 2008 г.

В ОАО «АНК «Башнефть» протяженность промысловых трубопроводов со степенью износа 50,1% составляет более 22,5 тыс. км, со степенью износа 43% - более 15,5 тыс. км., что является основной причиной аварийности на трубопроводном транспорте.

ОАО «АК «Транснефтепродукт» располагает развитой сетью магистральных и распределительных нефтепродуктопроводов, общая протяженность которых составляет 19,5 тыс. км, и резервуарным парком общей вместимостью 4,9 млн. м3. Средний срок службы линейной части магистральных нефтепроводов составляет 25,9 лет, эксплуатации насосного парка - 17,3 года, резервуаров - 33,4 года, электрооборудования - 18 лет.

По данным Минэнерго России, в нефтяной и нефтеперерабатывающей промышленности основными причинами ЧС являются дефекты трубопроводов (трещины поперечных сварных швов, локальные коррозионные повреждения) и нештатные ситуации, связанные с их разгерметизацией из-за криминальных врезок, несоблюдение персоналом объектов правил техники безопасности, недостаточная организация безопасности околотрассовых сооружений нефтепроводов и продуктопроводов.

Расчеты показывают, что количество аварий будет оставаться на уровне 0,04 на 1 тыс. км. В результате криминальных врезок на продуктопроводах ежегодные потери превышают 10 тыс. тонн топлива.

Технические и технологические причины аварий на продуктопроводах - взрывы при розжиге газоиспользующих установок, механические повреждения газопроводов автотранспортом, коррозия или плохое качество наружных газопроводов, разрывы стальных стыков, повышение давления после газорегуляторных пунктов; износ основных фондов (более 20 лет эксплуатируются 35 % газопроводов и 75 % нефтепроводов от их общей протяженности, более 30 лет - 15 % газопроводов и 37 % нефтепроводов).

До 40% общей протяженности продуктопроводов полностью амортизированы; сохраняются предпосылки к нарушению норм и правил при строительстве новых.

Статистика показывает временные циклы работы территориальных органов управления МЧС России. Весна, лето, осень - природные пожары; весна и осень - сезонные паводки и наводнения; август-сентябрь характеризуются увеличением транспортных катастроф, пожары в жилом секторе (более 70 % от всех) и в промышленности круглый год. Для каждого региона свои характеристики.

За 2010 год произошло более 190 тысяч дорожно-транспортных происшествий. Из них по техническим причинам лишь 1127 случаев. Соотношение почти 1 к 200. Этот яркий пример говорит об основной причине ЧС - человеческом факторе.

Большинство крупных техногенных чрезвычайных ситуаций уникальны по своей природе, сценарию реализации основных опасностей, причинам и последствиям. Сочетание нескольких незначительных отклонений от нормальных условий вдруг приводит к катастрофе. Часто для этого достаточно просто ничего не делать тем, кто эксплуатирует сложные технические системы.

Заслуживают внимания историческая хроника событий и последствия первых радиационных аварий. В 1957 году в России и в Англии произошли аварии на производствах ружейного плутония. Последствия сказываются и сегодня. Счет крупным радиационным авариям на энергетических ядерных реакторах открыли не мы, а мощнейшее государство мира - США. Через три месяца после пуска новой АЭС Три Майл Айленд в апреле 1979 года произошла авария с расплавом активной зоны реактора. Несколько часов персонал станции не мог понять, что происходит. Интенсивность аварийных сигналов на пульте доходила до 100 в минуту. Причина - человеческий фактор. Ликвидация последствий аварии заняла более 10 лет.

Каждая из подобных ЧС имеет свои особенности и демонстрирует определенные тенденции развития общества.

«Тунгусский взрыв» в 1908 году на территории России ознаменовал открытие новой эпохи катастроф в двадцатом столетии, напомнил развивающемуся человечеству о неукротимых и опасных силах природы. Генезис произошедшего до сих пор документально не установлен.

Гибель «Титаника» с многочисленными жертвами еще раз показала уязвимость человека перед силами и явлениями природы, опасность его неоправданной самоуверенности. Соотношение спасшихся в той катастрофе с учетом их социального положения говорит о разделении общества перед лицом опасности.

Первая мировая война принесла миру реальность масштабного применения химического оружия и открыла эпоху химической опасности, как в военном деле, так и в промышленном производстве. В годы Первой мировой войны разразилась пандемия гриппа. «Испанка» охватила все континенты и унесла жизни более 50 млн человек.

Взрыв сухогруза «Монблан» в проливе Те-Нарроус близ Галифакса, уничтоживший полностью город на Канадском побережье, - один из самых мощных неядерных взрывов последнего столетия. В радиусе 60 миль от воздушной ударной волны зазвонили церковные колокола.

Взрывы в развитых странах Европы на промышленных предприятиях показали необходимость обеспечения безопасности в промышленности не только в соответствии с уровнем технического и экономического развития, но и адекватно техногенным угрозам.

Вторая мировая война показала уязвимость в первую очередь мирного гражданского населения, объектов экономики и транспорта. Бомбардировки союзными войсками Гамбурга и Дрездена унесли более 80 тыс. жизней гражданских жителей.

Гонка вооружений привела к опасным инцидентам на производстве оружейного плутония. В Англии и России (СССР) одновременно в 1957 году две радиационные аварии; холодная война привела к авариям носителей ядерного оружия и утратам этого оружия. К началу мирового экономического кризиса известно о потере 51 ядерного боеприпаса. Это то, что останется потомкам. История катастроф демонстрирует опаснейшие для человечества факты. Противостояние и боевая подготовка вероятного противника и собственных вооруженных сил стали угрозой для защищаемого населения.

Создание атомной энергетики в свою очередь привело к чрезвычайным ситуациям в новой для человека области деятельности. Авариями на АЭС отмечены Англия, США, СССР, Япония.

Ошибки в технологии хранения радиоактивных отходов и ядерных материалов привели к Кыштымской трагедии - радиационной аварии, последствия которой до сих пор не ликвидированы на территории трех областей. Даже эксплуатация первой атомной подводной лодки СССР привела к аварии реактора и угрозе ядерной катастрофы. В СССР было произведено более 250 атомных подводных лодок.

Знаменательна авария на химическом производстве в маленьком итальянском городке Севезо. Последствия аварии окончательно подтвердили чрезвычайно токсичные свойства соединений семейства диоксинов и заставили научную общественность и власти разработать нормативно-правовую базу обеспечения безопасности в промышленности.

Авария на американской атомной станции Три Майл Айленд стала предвестником Чернобыля. Ее масштабы были меньше тех, которые принес 1986 год, но ликвидация последствий аварии в США остановила эксплуатацию объекта и посеяла сомнения в безопасности ядерной энергетики. Причиной аварии стал «человеческий фактор». Через 30 лет эта АЭС вновь преподнесла очередной инцидент с утечкой радиоактивных материалов.

Авария ракетной сборки после запуска ракеты с космодрома Плесецк привела к угрозе загрязнения Северной Двины. Ликвидировали последствия аварии войска Гражданской обороны. В той ситуации стало очевидным, что не отработана технология и отсутствуют технические средства для утилизации накопленного в огромных количествах высокотоксичного компонента ракетного топлива.

Выброс метилизоцианата на химическом производстве удобрений американской фирмы «Юнион Карбайд» в 800 тысячном Индийском городе Бхопал (сейчас проживает более 2 млн.) вскрыл целый ряд проблем:

реализация возможности размещения опасных производств иностранных компаний вне действия жестких требований нормативных документов в области промышленной безопасности на территории других государств;

возможность обойти международные соглашения о запрещении разработки, хранения и применения химического оружия под видом использования опасных химических веществ в промышленности, либо опасных промежуточных продуктов химических производств;

отсутствие должного внимания к проблемам обеспечения безопасности населения и предупреждению ЧС техногенного характера в развивающихся странах.

Трагедия унесла более 20 тысяч жизней. Суд над виновниками по «горячим следам» так и не состоялся. Осуждены были спустя 25 лет лишь 3 человека.

О чернобыльской катастрофе написано и сказано много, но точка в истории этой проблемы поставлена будет не скоро. О Чернобыле наслышан весь мир. Однако мало кто знает, что буквально через несколько месяцев мир вновь оказался на грани ядерной катастрофы. Такая ситуация сложилась в результате аварии атомной подводной лодки К-219 (СССР), находившейся на боевом дежурстве у берегов Америки. Необходимая и вынужденная деятельность вооруженных сил даже вне вооруженного конфликта несет в себе опасность для населения. Безопасная эксплуатация такого вооружения возможна лишь в устойчивой экономической системе защищаемого государства. Безопасность вооружения торпедируется экономическими кризисами.

Авария на производстве оружейного плутония в Томске-7 показала общественности в те годы возрождаемого Российского государства отсутствие механизма своевременного информирования населения и органов местной исполнительной власти. Желание руководителей аварийных предприятий скрыть масштабы ЧС и тем самым избежать ответственности приводит к увеличению величины риска для населения.

Пожар в ночном клубе в Перми в декабре 2009 года унес жизни более 120 человек. Более 100 оказались в больницах страны. Трагедия привела к отставке правительства Пермского края. Расследование показало масштабы коррупции, бездеятельности органов надзора и органов исполнительной власти, безответственности бизнеса, разрушившие усилия МЧС по соблюдению элементарных требований безопасности. Впервые за многие годы проявилась решимость Правительства РФ покончить с безответственностью в сфере безопасности.

Последнее десятилетие ушедшего века и века нового принесло новую масштабную проблему - терроризм. Террористические акции стали реальной действительностью нашего времени. В сочетании с опасностями, которые нас окружают, террористические акты и акции на территории мегаполисов многократно увеличивают актуальность мероприятий по предупреждению ЧС в техносфере. Очевидно, что дальнейшее развитие общества возможно лишь вместе с решением вопросов его безопасности.

История повторяется. 11 марта 2011 года мощнейшее землетрясение, эпицентр которого находился на Тихоокеанском дне, привело к образованию волны цунами, уничтожившей часть береговых районов Японии и повредившей системы охлаждения 4 реакторов АЭС «Фукусима-1». Мир узнал о чрезвычайной радиационной катастрофе. Фрагменты сценариев аварии американских реакторов на этой станции похожи на ситуацию на АЭС «Три Майл Айленд».

Основными причинами роста аварий и катастроф в техногенной сфере являются, во-первых, неприемлемый уровень износа основных производс-твенных фондов (по некоторым отраслям промышленности он достигает 80 - 100%), несвоевременная реконструкция предприятий и модернизация технологического оборудования; во-вторых, нарушения технологической и производственной дисциплины; в-третьих, снижение требовательности и эффективности работы надзорных органов и государственных инспекций.

Отмечается рост случаев массовых инфекционных заболеваний и отравлений людей, эпизоотий и эпифитотий. Основными причинами их возникновения являются естественные природные очаги, а также неудовлетворительные условия водоснабжения, использование некачественных пищевых продуктов, низкий уровень санитарного благоустройства населенных пунктов, неконтролируемая миграция населения, занос инфекций на территорию страны при закупках за рубежом сельскохозяйственных животных и пищевого сырья.

  • 1. Количество ЧС в техносфере имеет тенденцию к сокращению при увеличении масштабов последствий единичных случаев.
  • 2. Существует тенденция увеличения видов ЧС.
  • 3. Масштаб ущерба от ЧС может быть сравним с последствиями боевых действий.
  • 4. Крайне важно знать причины ЧС и научиться их предупреждать.
  • 5. Отставание нормативно-правовой базы в области промышленной безопасности, защиты населения и территорий от передовых подходов приводит к угрозе экспансии опасных технологий, производств и материалов из-за рубежа
  • 6. Возможна «маскировка» враждебных действий под аварии и катастрофы.
  • 7. ЧС? реальная угроза безопасности государства.
  • 8. Наибольшее количество чрезвычайных ситуаций - техногенные.
  • 9. Наибольшее количество жертв - на пожарах.

На основе приведенных в пп. 1.2 классификаций в Рос­сийской Федерации ведется статистика чрезвычайных ситуаций. По статистическим характеристикам проводится оценка общей обстановки на территории Российской Федерации по природным и техногенным угрозам и выявляются тенденции ее возможного развития. Диаграммы, отражающие тренды количества чрезвы­чайных ситуаций, численности погибшего и пострадавшего насе­ления с 1996 по 2002 г. представлены на рис. 2.1-2.3. Научный анализ статистических данных по чрезвычайным ситуациям с вы­явлением положительных и отрицательных тенденций в их дина­мике ежегодно публикуется начиная с 1996 г., в государственном докладе о состоянии защиты населения и территорий от чрезвы­чайных ситуаций природного и техногенного характера.

Динамический анализ статистических данных о чрезвычайных ситуациях имеет большое значение в оценке общей эффективно­сти деятельности по повышению безопасности жизнедеятельно­сти и выявлению негативных тенденций, которые могут прояв­ляться в ближайшем будущем. Покажем это на примере техноген­ных чрезвычайных ситуаций.

Анализ динамики количества техногенных аварий и катастроф в Российской Федерации в последнем десятилетии XXвека, начале XXIвека свидетельствуют о скачкообразном ее характере.

Первый скачок (почти в 4 раза) произошел после социаль­но-политических потрясений в августе 1991 г. за счет резкого роста аварийности в промышленности, на железнодорожном транспорте, в ряде других отраслей (1991 г. - 209 ЧС, 1994 г. - 905 ЧС, 1996 - 1031 ЧС, далее см. рис. 2.1).

Происходящие в стране 90-х годов процессы, обусловившие снижение внимания и капиталовложений на обеспечение без­опасности производств, обновление их основных производствен­ных фондов и самой культуры труда, вызвали устойчивый рост ко­личества техногенных чрезвычайных ситуаций вплоть до 1997 г.(1997 г. - 1174 ЧС). В этот период наблюдался рост аварий на ма­гистральных трубопроводах (в 1,5 раза), на морских и речных судах (в 1,5 раза), аварий с выбросом (угрозой выброса) аварийно хими­чески опасных веществ и радиоактивных веществ, аварий на ком­мунальных системах жизнеобеспечения (в 2 раза).

В то же время, начиная с 1995 г., наблюдался спад аварийности на потенциально опасных промышленных объектах, на железно­дорожном транспорте, крупных автомобильных аварий, в жилищ­ной сфере, гидродинамических аварий. Эти положительные тен­денции были напрямую связаны с принятием в стране мер по во­просам техногенной безопасности, предупреждения катастроф, снижения их последствий. Спаду уровня аварийности способство­вало принятие федеральных законов «О защите населения и тер­риторий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (1994) и «О промышленной безопасности опасных про­изводственных объектов» (1997), постановлений Правительства Российской Федерации, определивших порядок декларирования безопасности, лицензирования опасной промышленной деятельности и объектов, страховой защиты, других законодательных и нормативных актов, а также повышение требовательности к вопросам безопасности со стороны органов, осуществляющих надзор и контроль в области безопасности.

Вместе с тем, несмотря на снижение общего количества чрезвычайных ситуаций техногенного характера, экономика стране продолжает нести от аварий, катастроф, а также от стихийных бедствий большой материальный ущерб, исчисляемый десяткаммиллиардов рублей. Более того, в начале XXI века в связи с оживлением экономики возможен новый определенный всплеск аварий и катастроф различного масштаба.

Анализ состояния промышленной безопасности в стране позволяет в общих чертах назвать некоторые общие принципы неблагополучия в этой области, характерные для отечественной экономики.

Прежде всего, необходимо указать на нерациональное, с точки зрения техногенной безопасности, размещение по территории страны некоторых потенциально опасных объектов производственного назначения, хозяйственной и социальной инфраструкту­ры. Имеют место просчеты в технической политике проектирова­ния, строительства, модернизации и эксплуатации потенциально опасных объектов, упадок проектно-конструкторского дела и культуры труда, низкое качество прикладных исследований, проектирования, производства и произведенной продукции. Распространены технологическая отсталость производства, низкие темпы внедрения ресурсо-, энергосберегающих и других технически совершенных и безопасных технологий. Повсеместно наблюдается значительный износ средств производства, достигающий в некоторых случаях предаварийного уровня.

Начало XXIвека охарактеризовалось ростом числа природных бедствий. Бичом последних лет стали катастрофические наводнения и опасные метеорологические явления, связанные с сильным ветром и метелями, сильными дождями и снегопадами, дождевыми паводками. Так, 2002 г. был по природным чрезвычайным ситуациям одним из самых неблагополучных. Число пострадавши» составило свыше 300 тысяч человек, 332 человека погибли. Это в десятки раз превосходит показатели прошлых лет. Наблюдаемое увеличение частоты и тяжести последствий стихийных бедствий связывают с общими тенденциями изменения климата на нашей планете, обусловленных глобальным потеплением.

Тенденция к увеличению риска стихийных бедствий вызвана кроме причин природного характера, также и социально-экономическими причинами:

медленным решением вопросов предупреждения и ликвида­ции источников чрезвычайных ситуаций;

освоением территорий, считавшихся ранее малопригодными для проживания;

снижением расходов на предупреждение чрезвычайных ситуа­ций на местном уровне;

развитием специфического комплекса опасных техноприродных процессов, продуцируемых человеческой деятельностью (подтопление территорий, переработка берегов водохранилищ, оползни и др.);

стратегическими просчетами на региональных уровнях в поли­тике обеспечения безопасности населения и объектов экономики, направленной на ликвидацию последствий стихийных бедствий, а не на их профилактику;

нарушением системы метеонаблюдения и всестороннего гид­рометеорологического контроля.

Анализируя подобным образом статистические данные о чрез­вычайных ситуациях и сопоставляя их с выявленными причина­ми, соответствующими органами государственной власти выраба­тываются и осуществляются меры правового, организационного, технического, экономического и научного характера, направлен­ные на предупреждение чрезвычайных ситуаций, повышение воз­можностей по их ликвидации, сокращение потерь, совершенство­вание жизнеобеспечения населения. Эти меры осуществляются на основе вырабатываемой государственной политики в области обеспечения безопасности жизнедеятельности путем координа­ции деятельности функциональной и территориальной подсистем РСЧС на всех уровнях.

Статистические данные свидетельствуют о том, что люди погибают, становятся инвалидами и больными от опасностей природного и техногенного происхождения. На территории России за год в среднем происходит до 230-250 событий чрезвычайного характера, связанных с опасными природными процессами, и до 900-950 ЧС, связанных с производственной деятельностью человека. Доля ЧС природного и техногенного характера на рисунке 4.

Рисунок 4 - Доля ЧС природного и техногенного характера

Рост производственных аварий и катастроф, стихийных бедствий последних лет создает чрезвычайные ситуации (ЧС) с тяжелыми последствиями для жизни людей и усугубляет экологическую обстановку. Так за десять месяцев 2009г. на территории РФ произошло 932 ЧС различного характера. Более чем в 3 раза увеличилось число террористических актов, в результате которых пострадало 382 человека, 42 погибло. Наибольшее число ЧС возникло в Дальневосточном, Северо-Западном, Центральном и Южном регионах. В бедствиях и катастрофах пострадало свыше 50 тыс. человек, спасено более 11 тыс. граждан России. Самое тревожное - динамика роста ЧС, особенно техногенного характера.

Значительная часть чрезвычайных ситуаций техногенного характера составляют пожары. В мире ежегодно регистрируется 6-7 млн. пожаров. В результате воздействия опасных факторов пожара погибает 65-75 тыс. человек, получают ожоги и травмы свыше 6 млн. человек. В нашей стране ежегодно происходит около 250 тыс. пожаров, в огне погибают свыше 15 тыс. человек, примерно столько же получают травмы и ожоги различной степени тяжести. Увеличение количества ЧС техногенного характера возможно в настоящее время также от разрушения потенциально опасных объектов в ходе международных конфликтов и локальных войн. Таким образом, среднегодовой рост социально-политических и экономических потерь от природных и техногенных чрезвычайных ситуаций составляет по числу погибших - 43%, по числу пострадавших 9% и материальному ущербу свыше 10%.

Это количество могло быть меньше, если бы все население было подготовлено качественно по действиям в условиях различных чрезвычайных ситуаций. В связи с этим важное социальное значение имеют профилактика, прогнозирование, заблаговременная подготовка к ликвидации последствий ЧС. Для успешного решения этих задач необходимо знание характеристик стихийных бедствий, аварий и катастроф, современных средств поражения, особенностей зон ЧС, и очагов поражения. Для обеспечения безопасности, в частности на производстве, во многих странах разрабатываются специальные законодательные акты, директивы, стандарты, регламентирующие правила и мероприятия по предупреждению аварийных ситуаций. Во всех высокоразвитых странах в последние годы уделяется все большее внимание совершенствованию системы подготовки кадров, особенно руководителей высоко рискованных производств, разнообразных служб безопасности, экспертизы и страхования.

Техногенных пожаров в зданиях жилого, социально-бытового и культурного назначения за 10 месяцев 2011 г. (134958 пожаров) произошло на 7,9% меньше, чем за аналогичный период 2010 г. (146578 пожаров) и на 27% ниже среднемноголетних значений данного периода(185385 пожаров). Погибло 9127 человек, что на 10% меньше, чем в 2010 г. (10168 чел.).

За 10 месяцев 2011 г. зарегистрированы три случая крупных пожаров в учреждениях социальной сферы (за аналогичный период 2010 года - 3 случая) в том числе с пребыванием маломобильных групп населения:

03 августа 2011 года, Красноярский край, д. Осиновый Мыс - пожар в участковой больнице (22 пострадавших);

10 февраля 2011 года, Пермский край, г. Пермь - пожар на оптовом торговом складе (16 погибших, 18 пострадавших);

08 января 2011 года, Новосибирская область, г. Новосибирск - пожар в общежитии ЖКХ Мэрии (2 погибших, 7 пострадавших).

Количество взрывов сетевого и баллонного газа (за 10 месяцев 2011 года 19 происшествий) уменьшилось по сравнению с аналогичным периодом прошлого года(31 происшествие), на уровне среднемноголетних значений (20 происшествий. Наибольшее количество случаев зарегистрировано в Центральном (38%), Северо-Кавказском (29%), Южном (10%) федеральных округах. Это связано со значительным износом домового газового оборудования и жилого фонда, практической утратой системы надзора за его состоянием, а так же несовершенством нормативно правовой базы, допускающей возможность приобретение и использования домового газового оборудования, у которого отсутствует система «газ контроль».

Количество дорожно-транспортных происшествий (за 10 месяцев 2011 г. - 164403 ДТП) на уровне аналогичного периода 2010 г. (164370 ДТП). При этом количество погибших при ДТП (за 10 месяцев 2011 г. - 22842 человек), увеличилось на 5,9% (за аналогичный период 2010 г. - 21575 человек), количество пострадавших (за 10 месяцев 2011 г. - 207215 человек), на уровне (за аналогичный период 2010 г. - 207023 человек). Тяжесть последствий ДТП (количество пострадавших на количество погибших) в 2011 г. составила 9,1 (в 2010 году 9,6).

Количество крупных (5 и более погибших, 10 и более пострадавших)дорожно-транспортных происшествий (КДТП) за 10 месяцев 2011 года составило 74 ед., что в 1,17 раз выше показателей аналогичного периода 2010 года (63 КДТП), и на 28% ниже среднемноголетних значений (103 КДТП). Количество пострадавших в крупных дорожно-транспортных происшествиях по отношению к аналогичному периоду 2010 году уменьшилось на 3,25%. Количество погибших в крупных дорожно-транспортных происшествиях по отношению к аналогичному периоду 2010 году выросло на 30,8% соответственно. По среднемноголетним данным наибольшее количество крупных ДТП происходит в Центральном ФО (27%), в 2011 г. наибольшее количество крупных ДТП произошло в Северо-Кавказском ФО (25%).

Количество чрезвычайных ситуаций на авиационном транспорте (за 10 месяцев 2011 года 41 ЧС) выше показателей аналогичного периода 2010 года в 1,8 раз (23 ЧС), и выше среднемноголетних значений (31 ЧС) в 1,3 раза. Зарегистрировано 16 авиационных происшествий с авиацией общего назначения («малой авиацией»), что больше аналогичного периода 2010 г. - 10 ЧС в 1,6 раза, что в значительной степени связано с несовершенством нормативно-правовой базы в этой сфере, а также с низким уровнем контроля технического состояния малой авиации, с нарушениями правил выполнения полетов.

Количество погибших при авиационных катастрофах в 2011 году (152 чел.) увеличение в 4 раза по сравнению с аналогичным периодом 2010 года (38 чел.), количество погибших на уровне среднемноголетних значений (152 чел.). Количество пострадавших при авиационных катастрофах за 10 месяцев 2011года (141 чел.) увеличение в 1,4 раза, по сравнению с аналогичным периодом 2010 года (103 чел.) и выше среднемноголетних показателей (82 чел.) в 1,7 раз.

Наибольшее количество авиационных происшествий и катастроф произошло в Центральном ФО - 19%, Дальневосточном и Сибирском ФО - по 17%, при этом наибольшее количество ЧС с самолетами зарегистрировано в Центральном ФО (24%), а с вертолетами в Северо-Кавказском ФО 24%. Наибольшая аварийность - самолетов типа Ан-24, АН-2, Як-52, а вертолетов - МИ-8, Ми-2 и Робинсон.

Количество чрезвычайных ситуаций на железнодорожном транспорте за 10 месяцев 2011 г. (10 ЧС) уменьшение по сравнению с аналогичным периодом прошлого года в 1,3 раза (13 ЧС), и ниже среднемноголетних показателей (20 ЧС) в 2 раза.

Количество пострадавших в ЧС на железнодорожном транспорте за 10 месяцев 2011 года (3 чел.) на уровне 2010 года (3 чел.), по сравнению со среднемноголетними значениями (22 чел.) уменьшение в 7,3 раза. В результате ЧС на железнодорожном транспорте за 10 месяцев 2011 года погибло 6 человек, что в 6 раз выше показателей 2010 года (1 чел.) и ниже средне многолетних значений (7 чел.) в 1,1 раз.

Наибольшая аварийность на железнодорожном транспорте в 2011 году наблюдалась в Центральном ФО - 40%.

Основные причины аварийности: выработка ресурса подвижного и локомотивного парка; высокий уровень нарушений технологии производства ремонтных и регламентных работ транспортных средств, в том числе предназначенных для перевозки опасных грузов; отсутствие эффективных средств контроля исправности и деформации пути; большое количество опасных участков подверженных воздействию природные процессов и явлений (подтопления, оползни, осыпи, карст, снежные заносы, лавины).

На магистральных линиях железных дорог насчитывается 7398 опасных участков железных дорог, подверженных воздействию природных и природно-техногенных факторов (снежные заносы, оползни, лавины, сели, подмывы, размывы и подтопления железнодорожного полотна).

За 10 месяцев 2011 года произошло 6 чрезвычайных ситуаций на морских и речных пассажирских и грузовых судах и судах флота рыбной промышленности, что в 4 раза ниже среднемноголетних значений (25 ЧС), и в 1,3 раза ниже показателей аналогичного периода 2010 года (8 ЧС).

Количество пострадавших при авариях на грузовых и пассажирских судах за 10 месяцев 2011 года (98 чел.) увеличение по сравнению с аналогичным периодом 2010 года (6 чел.) в 16 раз и ниже средне многолетних показателей в 1,2 раза (116 ЧС).

Количество погибших при авариях на грузовых и пассажирских судах за 10 мес. 2011 года (131 чел.) увеличение по сравнению с аналогичным периодом 2010 года (20 чел.) в 6,5 раз, выше среднемноголетних значений (34 чел.) в 3,8 раз.

Наибольшая аварийность на водном транспорте отмечалась в Северо-Западном, Центральном, Приволжском, Южном ФО (по 17% аварий от общего количества).

Самыми распространенными видами аварии стали посадка судна на мель - 33%, затопление 33%, а наиболее частой причиной аварий стала ошибка судовождения - 32%.

В 2011 году (за 10 месяцев) аварий на гидротехнических сооружениях не зарегистрировано (среднемноголетние значение - 3 аварии).

На территории Российской Федерации выявлено 8036 гидротехнических сооружений, не имеющих собственника (с начала 2011 г. количество бесхозяйных ГТС увеличилось на 9,5%). Наибольшее количество бесхозяйных ГТС зарегистрировано на территории Центрального ФО (39% от общего количества бесхозяйных ГТС), Приволжского (27%) и Южного ФО (18%). По состоянию на 01.10.2011г. выполняются мероприятия по ликвидации 26 бесхозяйных ГТС (Республика Башкортостан - 1; Республика Калмыкия - 2; Оренбургская область - 15; Тамбовская область - 7; Тверская область - 1); ликвидировано 418 бесхозяйных ГТС (наибольшее количество на территории Южного ФО - 174 и Сибирского ФО - 154).

Наибольшее количество ГТС, требующих капитального ремонта и реконструкции находится на территории Приволжского (31%), Южного (23%) и Центрального (18%) федеральных округов, требующих ликвидации - на территории Сибирского (34%) и Уральского (31%) федеральных округов.

В 2011 г. за 10 месяцев зарегистрировано 2 ЧС на магистральных трубопроводах (нефтепроводах и газопроводах), что ниже показателя за аналогичный период 2010 года (7 ЧС) в 3,5 раза и в 18 раз ниже среднемноголетних значений (36 ЧС). Наиболее подверженными к авариям данного типа являются Центральный (50%) и Уральский (50%) федеральные округа. Основными причинами аварий на магистральных газопроводах являются - механические повреждения подземных путепроводов, коррозионные повреждения наружных путепроводов, взрывы при розжиге газозапускающих установок и повышение давления после газораспределительных пунктов. Основными причинами аварий на магистральных нефтепроводах являются - несанкционированная врезка, износ и коррозия металла, механические повреждения путепроводов. Особую опасность представляют участки пересечения магистральных трубопроводов с автомобильными и железными дорогами, наибольшее количество таких участков - на территории Пермского края, Республики Башкортостан, Нижегородской области (Приволжский ФО), Свердловской области (Уральский ФО), Ненецкого АО (Северо-Западный ФО), Калужская область (Центральный ФО) и Республики Дагестан (Северо-Кавказский ФО).

В 2011 г. (за 10 месяцев) было зарегистрирована 1 ЧС на коммунальных системах жизнеобеспечения, что ниже показателей 2010 года (7 ЧС) в 7 раз, и в 20 раз ниже среднемноголетнего значения (20 ЧС). Наибольшее количество чрезвычайных ситуаций произошло в Приволжском ФО - 100%. Одной из основных причин аварий является износ основных фондов тепловых, водопроводных и канализационных сетей. По состоянию на сентябрь 2011 г. изношенность генерирующего оборудования ТЭЦ более 80% (12 ТЭЦ) отмечается на территории Сибирского ФО (Алтайский край - г. Бийск, Республика Хакасия - г. Абаза, Республика Тыва - г. Кызыл, Забайкальский край - пос. Первомайский, пос. Приаргунск, пос. Шерловая Гора); Южного ФО (Республика Дагестан - г. Махачкала); Центрального ФО (Тверская область - г. Вышний Волочек, Смоленская область - г. Смоленск, п. Верхнеднепровский, Костромская область - г. Шарья; г. Москва). На территории Российской Федерации имеется ряд крупных ТЭЦ, с высоким износом и не имеющих резервного генерирующего оборудования. По состоянию на аналогичный период прошлого года изношенность генерирующего оборудования ТЭЦ более 85% отмечалась на 17 ТЭЦ Сибирского, Уральского, Приволжского, Северо-Кавказского и Центрального ФО. Из них не имели резервного генерирующего оборудования 5 крупных ТЭЦ в Красноярском крае, Республике Башкортостан, Тюменской и Оренбургской областях.

На электроэнергетических системах за 10 месяцев 2011 года произошло 6 ЧС, что ниже среднемноголетних значений (13 ЧС) в 2,2 раза и выше показателей аналогичного периода 2010 года (4 ЧС) на 50%. Наибольшее количество ЧС произошло в Сибирском ФО (50%) и Центральном ФО (16%). Одной из основных причин аварий является износ основных фондов электросетей и трансформаторных подстанций. Продолжается рост аварий на ЛЭП, причиной которых является падения деревьев.

Справочно: Федеральным законом №143 от 22 июля 2008 г. были внесены изменения в Лесной Кодекс РФ о использовании лесов для вырубки деревьев и кустарников без предоставления лесных участков в целях создания необходимых условий для эксплуатации линий электропередач и других линейных объектов. Таким образом, были устранены нормативно-правовые препятствия для более эффективной работы по предупреждению обрывов ЛЭП и аварий на ТП. Однако количество обрывов ЛЭП по причине падения деревьев из лесного массива на провода продолжает увеличиваться. Наибольшие увеличения аварий на ЛЭП отмечаются на территории обслуживания следующих субъектов энергетики: ОАО «МРСК Центра и Приволжья», ОАО «Янтарьэнерго», ОАО «МРСК Северо-Запада».

За 10 месяцев 2011 года произошло 5 чрезвычайных ситуаций, связанных с обрушением зданий и сооружений (за аналогичный период 2010 года - 0 ЧС). По сравнению со среднемноголетним количеством (8 ЧС), произошло уменьшение в 1,6 раз.

Наибольшее количество ЧС отмечалась в Центральном и Дальневосточном ФО (по 40%). По среднемноголетним данным основными причинами ЧС данного вида являются: снеговые нагрузки на крыши, ветхость зданий, ремонтные работы и демонтаж, физическая усталость конструкций.

Годовые колебания количества нарушений на АЭС, находятся в пределах статистической нормы.



Просмотров