Декреты о суде 1 2 и 3. Советская судебная система по первым декретам советской власти о суде

    • Суд, судебная власть: генезис и эволюция
      • Суд, судебная власть: генезис и эволюция - страница 2
      • Суд, судебная власть: генезис и эволюция - страница 3
      • Суд, судебная власть: генезис и эволюция - страница 4
    • Стадии генезиса судебной власти
    • Судебная власть: понятие, сущностные характеристики
      • Судебная власть: понятие, сущностные характеристики - страница 2
      • Судебная власть: понятие, сущностные характеристики - страница 3
      • Судебная власть: понятие, сущностные характеристики - страница 4
      • Судебная власть: понятие, сущностные характеристики - страница 5
      • Судебная власть: понятие, сущностные характеристики - страница 6
      • Судебная власть: понятие, сущностные характеристики - страница 7
    • Судебно-властное отношение: критерии эффективности
      • Судебно-властное отношение: критерии эффективности - страница 2
      • Судебно-властное отношение: критерии эффективности - страница 3
      • Судебно-властное отношение: критерии эффективности - страница 4
      • Судебно-властное отношение: критерии эффективности - страница 5
  • Судебные органы в Древнерусском государстве
    • Восстановление нарушенных прав на Руси в период возникновения государственности
    • Судопроизводство в Древнерусском государстве
  • Особенности суда в Новгороде и Пскове
    • Судные грамоты Новгорода и Пскова
    • Структура судебных органов в Новгороде и Пскове
  • Судебная власть в Московском государстве
    • Развитие судебного законодательства в XIV-XVI вв.
    • Соборное Уложение 1649 г.
  • Система судебных органов в Московском государстве
    • Боярская дума и Расправная Палата
    • Приказы
    • Церковный суд
    • Вотчинные суды
    • Участие населения в суде
  • Судебный процесс в Московском государстве
    • Организация судопроизводства и подсудность
    • Розыск
    • Исполнение судебных решений
  • Судебные органы Российской империи в XVIII - первой половине XIX в.
    • Принципы организации судебной системы в России в конце XVII - первой половине XVIII в.
    • Высшие судебные учреждения
    • Центральные судебные учреждения
    • Местные судебные учреждения
    • Изменения в судебной системе во второй четверти XVIII в.
      • Изменения в судебной системе во второй четверти XVIII в. - страница 2
  • Развитие судебной системы во второй половине XVIII - начале XIX в.
    • Судебная реформа Екатерины II
    • Изменения в судебной системе в 1796-1800 гг.
    • Судебные преобразования в первой половине XIX в.
  • Судебный процесс в XVIII - первой половине XIX в.
    • Гражданское судопроизводство
      • Гражданское судопроизводство в XVIII - первой половине XIX в. - страница 2
      • Гражданское судопроизводство в XVIII - первой половине XIX в. - страница 3
      • Гражданское судопроизводство в XVIII - первой половине XIX в. - страница 4
      • Гражданское судопроизводство в XVIII - первой половине XIX в. - страница 5
    • Уголовный процесс в XVIII - первой половине XIX в.
  • Великая судебная реформа в 60-х годах XIX в.
    • Проекты реформы суда
    • Судоустройство в Российской империи по законам 1864 г.
    • Институт судей
  • Специальные суды в России второй половины XIX - начала XX в.
    • Крестьянские суды
    • Коммерческие суды
    • Военные суды
    • Церковный суд
  • Развитие гражданского судопроизводства в России
    • Реформирование гражданского процесса в общих судах
    • Гражданский процесс в специальных судах
    • Исполнительное производство по Уставу гражданского судопроизводства 1864 г.
      • Исполнительное производство по Уставу гражданского судопроизводства 1864 г. - страница 2
  • Развитие уголовного процесса в России во второй половине XIX в.
    • Уголовное судопроизводство
    • Устройство суда присяжных
    • Судопроизводство с участием присяжных заседателей
  • Судебная система России в начале XX в.
    • Совершенствование законодательства в начале XX в., новые организационные формы правосудия
    • Разработка нового Уголовного уложения
    • Положение о военно-полевых судах
    • Попытка восстановления института мировых судей
    • Воссоздание военно-полевых судов
    • Российский суд в феврале-октябре 1917 г.
  • Реформирование судебной системы после Октября 1917 г.
    • Создание основ советского права
    • Ликвидация старой системы судопроизводства и создание новой
    • Стихийное возникновение революционных судов
    • Декрет о суде № 1
    • Декрет о суде № 2
    • Декрет о суде № 3
  • Развитие советского права в период Гражданской войны
    • Общие тенденции в становлении советского права
    • Уголовное право в период Гражданской войны
  • Судебная система Советского государства в 1920-1930-е годы
    • Судебная реформа 1922 г.
    • Судейские кадры
    • Специальные сессии суда
    • Губернские суды
    • Создание советской прокуратуры
    • Становление советской адвокатуры
  • Развитие советского права в 1920-1930-е годы
    • Уголовный кодекс РСФСР 1922 г.
    • Процессуальное право
    • Гражданский процессуальный кодекс РСФСР
    • Развитие судебной системы в 1920-1930-е годы
    • Уголовное право и уголовный процесс в период репрессий
  • Судебные органы СССР в период Великой Отечественной войны
    • Советское право в период Великой Отечественной войны
    • Расширение подсудности и укрепление системы военных трибуналов
    • Развитие судебного права в годы войны
    • Судебное управление в годы войны
  • Судебная система в СССР во второй половине 1940-х - конце 1980-х годов
    • Развитие советского права
    • Кодификация советского законодательства
    • Перестройка судебной системы
    • Развитие правовой системы в период перестройки
  • Конституционные основы судебной власти в Российской Федерации
    • Институт судебной власти в постсоветской России
      • Институт судебной власти в постсоветской России - страница 2
      • Институт судебной власти в постсоветской России - страница 3
    • Развитие законодательства Российской Федерации о судебной системе
    • Реформа принудительного исполнения 1997 г.
    • Ход судебной реформы России в 2002-2006 гг.
      • Ход судебной реформы России в 2002-2006 гг. - страница 2
      • Ход судебной реформы России в 2002-2006 гг. - страница 3
      • Ход судебной реформы России в 2002-2006 гг. - страница 4

Декрет о суде № 1

Объективные трудности создания нового суда усугублялись из-за борьбы левых эсеров против большевиков по вопросам судебной политики. Особенно острые дискуссии вызвал составленный большевиком П.И. Стучкой проект Декрета о суде № 1. Этот документ в соответствии с теоретическими воззрениями В.И. Ленина предусматривал полную ликвидацию всех органов буржуазной юстиции, включая и систему мировой юстиции.

Новые суды при рассмотрении дел должны были руководствоваться не законами свергнутых правительств, а декретами Совета народных комиссаров, революционной совестью и революционным правосознанием. Такой подход к праву как комплексу политизированных эмоций имел место в первые месяцы советской власти. В условиях правового вакуума (отсутствия собственных советских законов) он заполнял все правовое пространство.

Проект Декрета о суде № 1 многократно обсуждался в СНК, а также в комиссиях и фракциях ВЦИК. Но прохождение проекта через ВЦИК сдерживалось оппозицией левых эсеров, поэтому 22 ноября 1917 г. СНК самостоятельно, минуя ВЦИК, принял Декрет о суде (который и стал известен под названием Декрет о суде № 1).

Декрет упразднял все общие судебные установления: окружные суды, судебные палаты. Правительствующий Сенат со всеми департаментами, военные и морские суды всех наименований, коммерческие суды. Упразднялись также институты судебных следователей, прокурорского надзора и адвокатуры. Исключения допускались только для системы мировых судей, деятельность которых, однако, приостанавливалась.

Декрет имел важное значение, ибо до его принятия в стране наряду со стихийно образуемыми новыми судами продолжала как ни в чем ни бывало работать старая судебная система. «В незначительном расстоянии от Зимнего дворца, где закончился последний акт 8-мссячной драмы Временного правительства, заседал Правительствующий Сенат несуществующего правительства, упрямо - наперекор стихиям - выносивший определения именем этого правительства.

В районе Смольного, цитадели нового строя, где заседали верховные его органы, находился коммерческий суд, вершивший споры по "сделкам торговым и торговле свойственным", но совершенно чуждым идеям нового социалистического правительства. Наконец, в здании печальной памяти департамента полиции, где еще витали тени Хвостовых и Протопоповых, помещался окружной суд». Таким образом, опубликованный в газете «Правда» от 24 ноября (7 декабря) 1917 г. Декрет положил конец колебаниям и надеждам старых судебных и адвокатских сословий на сохранение или возрождение прежних институтов.

Вместе с тем п. 2 Декрета предусматривал возможность избрания в новые местные суды прежних мировых судей, большинство из которых, как уже отмечалось, отнеслось к этому акту резко отрицательно или прямо враждебно. В некоторых случаях для закрытия суда и передачи дел ликвидатору-комиссару требовалось применение принудительной силы и вооруженных людей.

Причем процесс этот был достаточно медленный; Правительство, занятое вопросами обороны и подавления открытых контрреволюционных мятежей, уделяло ему мало внимания. Достаточно сказать, что если в столицах суды закрыли через одну-две недели после опубликования Декрета то в других местах это затянулось на месяцы. Так, в Самаре суд был закрыт 2 января, в Екатеринбурге - 19 января, в Нижнем Новгороде - 15 января 1918 г. Лишь 11 января 1918 г. бывший председатель съезда мировых судей в г. Москве передал вновь избранному Совету народных судей документы, денежные ведомости и т.п.

Примерно такая же картина наблюдалась и в Петрограде. В январе 1918 г. комиссар над упраздненными судебными местами Петрограда даже поместил в газете объявление с предложением судебным следователям и приставам сдать находящиеся у них на руках дела документы и имущество. К упорствующим применялись репрессивные меры.

Вместе с тем комиссары по судебным делам в начале 1918 г. уже имелись в большинстве областей не только Европейской России, но и Сибири, не исключая и далекого Якутска. При этом везде новая судебная власть встречала молчаливое сопротивление. В истории судебной системы запечатлен такой факт. В Тюмени 15 января 1918 г. заседала выездная сессия Тобольского окружного суда с присяжными заседателями, приводящим их к присяге священником и прочими непременными атрибутами старого суда.

Резолюции того периода, принятые общими собраниями адвокатов, носили ярко выраженный антисоветский политический характер. Примером может служить декларация Омской коллегии адвокатов, объясняющая причины отказа ее членов от выступления в ревтрибуналах. В ней содержится ссылка на такие условия общественной и государственной жизни, которые исключают всякую возможность правозаступничества. При этих условиях «нет и не может быть суда, есть только расправа где господствует грубая сила дикаря, в таком суде не место служителям права и закона и не приличествует им своим участием в нем создавать видимость подлинного суда». Поэтому, несмотря на то, что петроградская адвокатура 31 января 1918 г. разрешила своим членам выступать в советском суде, случаи таких демаршей были не единичными.

Правовой хаос - вот картина первых недель после октября 1917 г. Самосуд - исконная форма расправы над лицами, посягнувшими на личные и имущественные права, - стал в этот период обычным явлением.

Декрет о суде № 1 предусматривал две формы судебной организации. Прежний единоличный мировой судья был заменен коллегиальным местным судом, избираемым местным Советом. Была определена его подсудность, указано, что они «решают все гражданские дела ценою до 3000 рублей и уголовные дела, если обвиняемому угрожает наказание не свыше 2 лет лишения свободы... Кассационной инстанцией является уездный, а в столицах - столичный съезд местных судей». Декрет упразднял не только старую судебную систему, но и ранее существовавшие институты судебных следователей, прокурорского надзора, а равно институты присяжной и частной адвокатуры.

Декрет устанавливал принцип сменяемости судей и заседателей, что способствовало, по мнению большевиков, созданию действительно народного суда. Вводился и суд политический «для борьбы против контрреволюционных сил, в видах принятия мер ограждения от них революции и ее завоеваний, а равно для решения дел о борьбе с мародерством и хищничеством, саботажем и прочими злоупотреблениями промышленников, торговцев, чиновников и т.п.», были учреждены революционные трибуналы, действовавшие в составе председателя и шести народных заседателей.

В ревтрибуналы заседатели и судьи должны были избираться Советами. Для производства предварительного следствия при Советах создавались особые следственные комиссии.

По Инструкции Наркомата юстиции от 19 декабря 1917 г. при Ревтрибунале учреждалась коллегия лиц, посвящавших себя правозаступничеству как форме общественного обвинения, так и в форме общественной защиты. Такая коллегия образовывалась путем свободной записи лиц, желавших оказать помощь революционному правосудию и представивших рекомендацию Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов.

Очевидец тех далеких событий вспоминает: «...если для местного суда была дана директива руководствоваться законами свергнутых правительств постольку, поскольку они не отменены революцией и не противоречат революционной совести и революционному правосознанию, то для ревтрибуналов был предоставлен широкий простор, как в определении составов преступных деяний, так и определении тех или иных мер наказания за них».

В начале 1918 г. быта предпринята попытка создать прокурорский надзор путем организации так называемого Комиссариата публичного обвинения. Однако Коллегия НКЮ РСФСР, рассмотрев этот вопрос, постановила: «Центрального комиссариата обвинения не учреждать. Предложить революционным трибуналам организовать камеры обвинения при трибуналах, подчинив их президиумам революционных трибуналов».

22 ноября (5 декабря) 1917 г. Советом Народных Комиссаров Российской Советской Федеративной Социалистической Республики (СНК РСФСР) был принят декрет «О суде» - первый среди декретов, реформировавших и регламентировавших деятельность судебных органов. Декрет о суде № 1, разработанный при активном участии председателя СНК В. И. Ленина , законодательно закрепил основные начала, на которых создавались и действовали первые революционные суды.

Декрет о суде упразднил все ранее существовавшие судебные учреждения: прокуратуру, адвокатуру, институт судебных следователей. Одновременно были отменены окружные суды, судебные палаты, Правительствующий сенат со всеми департаментами, военные и морские, а также коммерческие суды. Деятельность мировых судов была приостановлена. Взамен этих органов были созданы местные коллегиальные суды, состоящие из постоянного судьи и двух народных заседателей. Таким образом, Декрет законодательно закрепил демократические основы организации и деятельности советских судов: выборность, участие в отправлении правосудия народных заседателей, открытое рассмотрение дел в судах, право обвиняемого на защиту.

Состав нового суда избирался местными советами. Обвинителями, защитниками и поверенными в суде могли выступать любые лица, пользующиеся гражданскими правами. Предварительное следствие судьи осуществляли единолично. Кассационными инстанциями, рассматривавшими не вступившие в законную силу приговоры и решения нижестоящих местных судов, были уездные и столичные съезды местных судей. Если вышестоящий суд устанавливал неправильность проведённого следствия, нарушения процессуальных норм, несправедливость приговора или отсутствие состава преступления в деянии осуждённого, дело могло быть возвращено на новое рассмотрение, а приговор отменён или изменён в сторону смягчения наказания.

В феврале и в июле 1918 г. Всероссийским Центральным Исполнительным комитетом РСФСР были приняты новые Декреты о суде (№ 2 и № 3), которые значительно расширили подсудность и компетенцию местных судов, а также определили компетенцию окружных и народных судов, установили порядок подачи и рассмотрения кассационных жалоб на решения судов, и порядок судопроизводства.

О значении Декрета о суде № 1 Ленин высказался в январе 1918 г. на III Всероссийском съезде Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов : «Пусть кричат, что мы, не реформируя старый суд, сразу отдали его на слом. Мы расчистили этим дорогу для настоящего народного суда и не столько силой репрессии, сколько примером масс, авторитетом трудящихся, без формальностей, из суда, как орудия эксплуатации, сделали орудие воспитания на прочных основах социалистического общества».

Лит.: Антонова Л. И. Великая Октябрьская революция и создание народных судов (1917-1918 гг.) [Электронный ресурс] // Юридическая Россия. 2002-2006. URL : http :// law . edu . ru / doc / document . asp ? docID =1133185 ; Бабенко В. Н. Судебная система России: история и современность. М., 2007; Власов В. И. История судебной власти в России. Кн. 2: 1917-2003 гг. М., 2004; Голубев В. М. Исполнение судебных решений и возникновение института судебных исполнителей в первые годы советской власти (1917-1930-е гг.) // Практика исполнительного производства. 2009. № 2. С. 26-47; Декрет о суде. 22 ноября (5 декабря) 1917 г. // Декреты Советской власти. Т. 1. М., 1957; То же [Электронный ресурс]. URL : http :// constitution . garant . ru / history / act 1600-1918/5312/ ; Кожевников М. В. История советского суда. 1917-1947 гг. М., 1948; Полянский Н. П. Первые страницы советской науки о суде // Правоведение. № 1. Л., 1957. С. 107-111; Революционное правотворчество до издания первого декрета о суде // Герцензон А. А., Грингауз Ш. С., др. История советского уголовного права. М., 1947. Гл. IV . С. 99-114.

См. также в Президентской библиотеке:

Сразу же после свершения революции назрела необходимость создания новой судебной системы. Революционеры, в частности, В.И. Ленин и А.В. Луначарский, считали, что не следует заниматься реформированием старых прогнивших судов, «готовых на свежей могиле безраздельного господства капитала продолжать пить кровь живых» (А.В. Луначарский), все дореволюционные судебные учреждения следует смести до основания и выстроить совершенно новую судебную систему. Другой причиной реформирования судебной системы послужило то, что на местах сразу после революции началось стихийное формирование новых судов, деятельность которых основывалась на местных обычаях или же на «революционном правосознании». При этом продолжали действовать и официальные судебные органы. Советская власть стремилась как можно скорее покончить с подобным дуализмом.

Декрет о суде № 1 был принят СНК 22 ноября 1917 г. 1) Он упразднял все ранее существовавшие судебные органы. Течение всех процессуальных сроков приостанавливалось начиная с 25 октября и вплоть до особого декрета. 2)Приостанавливалось действие института мировых судей. Мировые судьи заменялись местными судами в составе постоянного местного судьи и двух очередных заседателей. Объявлялось, что местные судьи впредь избираются путем прямых демократических выборов (ранее мировые судьи избирались непрямыми выборами). 3) Упразднялись сущестовавшие ранее институты судебного следствия, адвокатуры и прокуратуры. «Впредь до преобразования всего порядка судопроизводства» функции следствия возлагались на местного судью. В роли обвинителей и защитников могли выступать «неопороченные граждане обоего пола, пользующиеся гражданскими правами». 4) «Местные суды решают дела именем Российской Республики и руководятся в своих решениях и приговорах законами свергнутых правительств лишь постольку, поскольку таковые не отменены революцией и не противоречат революционной совести и революционному правосознанию ». (Революционное правосознание вообще стало в революционный период главным источником права, если отсутствовали писаные нормы). 5) Особо отмечалось, что право помилования и восстановения в правах лиц, осужденных по уголовным делам, впредь принадлежит судебной власти. 6) Для борьбы против контрреволюционных сил учреждались рабочие и крестьянские революционные трибуналы.

Декрет о суде № 2 был принят ВЦИК 18 февраля 1918 г. 1) Были созданы окружные народные суды для рассмотрения дел, превышающих подсудность местного народного суда. Они избирались по округам Советами рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. 2) Отменялось обжалование в апелляционном порядке и допускалась только кассация решения. Для рассмотрения кассационных жалоб постоянные члены окружных судов на общем собрании области избирали и своей среди членов областного народного суда. Притом кассационная инстанция могла отменить решение не только потому, что были допущены процессуальные нарушения, но и в случае, если решение было явно несправедливым. Кассационному суду также передавалось право помилования и смягчения наказания. 3) В целях достижения единообразия кассационной практики в Петрограде учреждался Верховный судебный контроль. Верховный судебный контроль, в случае отмеченных им противоречий в толковании законов различными кассационными инстанциями выносит объединяющие принципиальные решения, которые кассационными инстанциями принимаются впредь к руководству. Отменять решения Верховного судебного контроля мог законодательный орган Советской власти. 4) В судах всех инстанций разрешалось судопроизводство на всех местных языках. Установление правил о том, на каком языке будет вестись судопроизводство, предоставлялось судам совместно с Советами рабочих, крестьянских и солдатских депутатов. Судопроизводство как по гражданским, так и по уголовным делам проводилось в соответстивии с судебными уставами 1864 года в той мере, в какой эти уставы не были отменены декретами ЦИК и СНК и не противоречат правосознанию трудящихся классов. 5) Обязательное участие обвинения и защиты в суде. 6) Провозглашалось участие в суде народных заседателей. Им предоставлялось право отвода назначенного для данного заседания председателя. Народным заседателям давалось право решать вопрос не только о виновности, но и о мере наказания, причем заседатели могли по своему убеждению смягчить наказание вплоть до условного или полного освобождения от наказания. 6) Особо отмечалось, что суд руководствуется прежде всего сображениями справедливости, и поэтому «суд может отвергнуть всякую ссылку на пропуск давностного или иного срока и, вопреки таким или иным возражениям формального характера, присудить явно справедливое требование». 7) Предварительное следствие по уголовным делам, превышающим подсудность местного суда, возлагалось на следственные комиссии из трех лиц, избираемых Советами рабочих, солдатских и крестьянских депутатов.

Декрет о суде № 3 был принят СНК 20 июня 1918 г. в развитие и дополнение декретов №№ 1 и 2. 1)На местные суды возлагалось рассмотрение всех уголовных дел, за исключением дел о посягательствах на человеческую жизнь, изнасиловании, разбое и бандитизме, подделке денежных знаков, взяточничестве и спекуляции, рассмотрение которых передавалось в ведение окружных народных судов. 2) На местные народные суды возлагалось рассмотрение всх гражданских дел при цене иска до 10.000 р. 3) Дела о взяточничестве и спекуляции изымались из ведения Революционных трибуналов и передавались в ведение окружных народных судов. 3) Для рассмотрения кассационных жалоб на решения окружных народных судов вместо Судебного Контроля учреждался Кассационный Суд в г. Москве. Члены Кассационного Суда могли быть отозваны ВЦИКом. 4) По всем делам, течение сроков по которым было приостанвлено с 25 октября вплоть до особого декрета (это положение, напомню, содержалось в Декрете о суде № 1), течение сроков возобновлялось с 1 августа 1918 г. (т. е. Декрет о суде № 3 - это и есть тот особый декрет)).

  • 6.Общественно-политический строй Галицко-Волынского и Владимиро-Суздальского (Ростово-Суздальского) княжеств в период феодальной раздробленности.
  • 7.Общественно-политический строй Новгорода и Пскова в период феодальной раздробленности.
  • 8.Псковская судная грамота как памятник права. Общая характеристика.
  • 9.Гражданское и наследственное право по Псковской судной грамоте.
  • 11.​Образование Русского централизованного государства
  • 12.​Сословно-представительная монархия (XVI-XVII вв.)
  • 14.Основные формы феодальной собственности на землю в XV – XVII веках. Права крестьян на землю.
  • 15. Юридическое оформление крепостного права в России
  • 16.​Соборное уложение 1649 г.
  • 17.Вещное и обязательственное право по Соборному Уложению 1649 г.
  • 18.Наследственное и семейное право по Соборному Уложению 1649 г.
  • 19.Уголовное право по Соборному Уложению 1649 года.
  • 20.​Абсолютная монархия в России
  • 20.​Развитие государственной системы в период просвещенного абсолютизм.
  • 22.Государственные реформы периода «просвещенного абсолютизма»: губернская, местной администрации, судебная, полицейская (Устав благочиния 1782 г.).
  • 23. Гражданское, наследственное и семейное право в первой четверти xviiIв.
  • 24. Воинские артикулы 1715 г. Общая характеристика.
  • 25. Эволюция судебного процесса в период абсолютизма. Система судебных органов (Сенат, юстиц-коллегия, надворные и нижние суды).
  • 26. Правовое положение сословий в хviii веке. Жалованные грамоты 1785 года. Личные и имущественные права подданных.
  • 27. Судопроизводство во второй половине XVIII в – первой половине XIX века. Развитие полицейского аппарата.
  • 29. Реформы 60-х – 70-х гг. XIX в.: цели, содержание, результаты, значение.
  • 30. Отмена крепостного права в России: правовые принципы крестьянской реформы1861 г. И их реализация.
  • 31. Формирование всесословного самоуправления: земская реформа 1864г. И городская реформа 1870г.
  • 32. Судебная реформа 1864 года.
  • 33. Военная реформа 1874 года.
  • 34. Контрреформы 80-90-х гг. XX в.
  • 35. Уголовное право и процесс в конце XIX – начале XX века. Уголовное уложение 1903 г.
  • 36. Формирование конституционной монархии в России: Манифест 17 октября 1905 г., Основные законы 1906 года. Власть Императора.
  • 37. Государственная Дума в России в начале XX века: образование, полномочия, избирательные законы.
  • 38. Система государственного управления в России в период буржуазно-демократической республики (март 1917 г. – октябрь 1917 г.).
  • 39. Учредительное собрание: история созыва, задачи, партийный состав; отношение Временного рабоче-крестьянского правительства.
  • 40. Октябрьская революция 1917 г. II Всероссийский съезд Советов и его решения.
  • 41. Формирование советской судебной системы. Декрет о суде № 1, 2, 3.
  • 42. Создание основ советского права (октябрь 1917 г. – июнь 1918 г.). Декреты в сфере гражданского, трудового, семейного и уголовного права.
  • 43. Создание основ социалистической экономики и формы ее правового регулирования (октябрь 1917г. - июнь 1918 г).
  • 44. Первый этап кодификации советского права: кзот 1918г., кзагс 1918. Руководящие начала по уголовному праву 1919.
  • 10 Декабря 1918 г.
  • 45.. Конституция рсфср 1918 года. Разработка, основные принципы, система органов власти и управления, права граждан.
  • 47. Проблемы государственного строительства в 1917 – 22 годах. Создание ссср.
  • 48. Кодификация советского права в 1922-1923 годах. Общая характеристика Уголовного кодекса 1922 года. Уголовно-процессуальный кодекс.
  • 49. Кодификация советского права в 1922-1923 годах. Основные принципы Гражданского и Земельного кодекса 1922 года.
  • 50. .Формирование и законодательное закрепление однопартийной системы в России после октября 1917 года.
  • 51. Судебно-правовая реформа 1922-1924 гг.
  • 52. Конституция ссср 1924 года. Разработка, структура, система органов власти и управления Союзом. Права союзных республик
  • Декларация об образовании ссср
  • Договор об образовании ссср
  • 53. Развитие земельного и колхозного права в 1920-х - первая половина 1930-х годов. Первые уставы сельхозартели.
  • 54. Преобразования в государственном аппарате в период социалистической реконструкции (1927 - 1932 гг.). Формирование административно-командной системы управления народным хозяйством.
  • 55.Кодификация советского права в 1920-е годы. Кодекс законов о труде рсфср. Трудовое право.
  • 56.Уголовное право и процесс в 1920-е гг. Уголовный кодекс рсфср 1922 г. Уголовно-процессуальный кодекс 1923 г.
  • 60. Изменения в советском праве в годы Великой Отечественной войны. Гражданское право, трудовое, семейное, колхозное право.
  • 61. Изменения в советском праве в годы Великой Отечественной войны. Уголовное и судебное право.
  • 62. Перестройка государственного аппарата в годы Великой Отечественной войны. Чрезвычайные органы власти и управления.
  • 63. Изменения политического режима в ссср в 1930 - 1940-х годах. Сращивание партийного и государственного аппарата. Установление режима личной власти.
  • 64. Внешнеполитическая деятельность советского государства в первое послевоенное десятилетие.
  • 65. Деятельность судебных органов в первое послевоенное десятилетие.
  • 66. Основные тенденции развития хозяйственного (гражданского), колхозного и трудового права (1945-1955 гг.)
  • 67. Уголовное право и процесс в первое послевоенное десятилетие.
  • 68. Советская Федерация в 1936-1950 годах. Создание новых советских республик. Проблемы автономий и национальных меньшинств.
  • Формирование новой судебной системы началось с Декрета о суде № 1, принятого СНК 22 ноября 1917 г. Этим декретом упразднялись все дореволюционные судебные органы, созданные судебной реформой 1864 г.: окружные и судебные палаты, правительствующий сенат, военные, морские и коммерческие суды. Ликвидировались прокуратура, адвокатура, . институт судебных следователей. На их месте создавалась новая судебная система. Первым звеном этой системы были местные суды, состоявшие из постоянного судьи и двух очередных народных заседателей. Суды действовали на принципал выборности и участия населения в отправлении правосудия.. Состав суда избирался местными Советами. Предварительное следствие осуществляли единолично судьи, тем самым нарушался принцип отделения следствия от суда. Обвинителями, защитниками и поверенными в суде могли быть любые лица, пользующиеся гражданскими правами. В качестве кассационных инстанций, рассматривавших не вступившие в законную с илу приговоры и решения нижестоящих местных судов, выступали уездные и столичные съезды местных судей. Местные суды решали дела именем Российской Республики, в своей деятельности они должны были руководствоваться декретами ВЦИК, СНК, положениями политических программ партий большевиков и левых эсеров, а также законами свергнутых правительств, если те не противоречат установленным нормам и принципам. В ноябре 1918 г. декретом СНК ссылки на старые законы были запрещены. 2. 15 февраля 1918г. был принят Декрет о суде № 2. Главные положения этого документа сводились к расширению подсудности местных судов и образованию новой судебной инстанции - окружных судов. Окружные суды выносили решения по гражданским делам в составе трех постоянных членов и четырех народных заседателей, приговоры по уголовным делам - в составе двенадцати заседателей под председательством постоянного члена суда. Заседатели принимали решение как о факте преступления, так и о мере наказания. Предварительное следствие проводили состоявшие при окружных судах следственные комиссии из трех человек, избираемые местными Советами. Создавались коллегии правозаступников, члены которых поддерживали обвинение и осуществляли защиту в суде. В суде допускалось судоговорение на местных языках. Предполагалось создание областных судов, однако эти органы не были сформированы в силу политических обстоятельств. По тем же причинам осенью 1918 г. окружные суды были ликвидированы. Отменялся апелляционный порядок обжалования, по декрету допускался только кассационный порядок. 3. 13июля 1918 г. СНК был принят ^ Декрет о суде №3. Этим актом значительно расширялась компетенция местных судов. Следственные комиссии передавались в подчинение местным Советам. Кассационные жалобы на решения и приговоры местных народных судов рассматривали Советы местных народных судей, сформированные из постоянных судей нижестоящих судов. Жалобы на решения и приговоры окружных судов рассматривались в кассационном суде в Москве. В ноябре 1918г. ВЦИК утвердил ^ Положение о народном суде РСФСР. Учреждалась единая форма суда - народный суд, состоявший из одного народного судьи и нескольких заседателей. Защита и обвинение были возложены на коллегии при уездных и губернских исполкомах, избираемые Советами. Предварительное следствие осуществляли следственные комиссии, милиция или сами судьи. 4. Декретом о суде № 1 наряду с местными судами учреждались революционные трибуналы. Процесс образования революционных трибуналов опережал процесс создания местных судов. Поэтому на первых порах им пришлось рассматривать все уголовные и даже гражданские дела. Революционные трибуналы состояли из председателя и шести заседателей, избираемых Советами. Предварительное следствие осуществляли особые следственные комиссии. С созданием местных судов и в соответствии с Декретом СНК от 4 мая 1918 г. «О революционных трибуналах» трибуналы освобождались от многих уголовных дел и должны были направить свои усилия на борьбу с контрреволюционными преступлениями. В июне 1918 г. при ВЦИК учреждается Кассационный отдел, который рассматривал кассационные жалобы и протесты на приговоры революционных трибуналов. В 1922 г. революционные трибуналы были ликвидированы.

  • КонсультантПлюс: примечание.

    Ввиду того, что технически невозможно полностью отобразить правописание источника публикации данного документа, буква "ять" в тексте заменена на букву "е", а буква "фита" заменена на букву "ф".

    СОВЕТЪ НАРОДНЫХЪ КОМИССАРОВЪ РСФСР

    ДЕКРЕТЪ

    О СУДЕ

    Советъ Народныхъ Комиссаровъ постановляетъ:

    1) Упразднить доныне существующiя общiя судебныя установленiя, как-то: окружные суды, судебныя палаты и правительствующiй сенатъ со всеми департаментами, военные и морскiе суды всехъ наименованiй, а также коммерческiе суды, заменяя все эти установленiя судами, образуемыми на основанiи демократическихъ выборовъ.

    О порядке дальнейшаго направленiя и движенiя неоконченныхъ делъ будетъ изданъ особый декретъ.

    Теченiе всехъ сроковъ прiостанавливается, считая съ 25 октября с.г. впредь до особаго декрета.

    2) Прiостановить действiе существующаго доныне института мировыхъ судей, - заменяя мировыхъ судей, избираемыхъ доныне непрямыми выборами, местными судами въ лице постояннаго местнаго судьи и двухъ очередныхъ заседателей, приглашаемыхъ на каждую сессiю по особымъ спискамъ очередныхъ судей. Местные судьи избираются впредь на основанiи прямыхъ демократическихъ выборовъ, а до назначенiя таковыхъ выборовъ временно - районными и волостными, а где таковыхъ нетъ, уездными, городскими и губернскими Советами Раб., Солд. и Кр. Депутатовъ.

    Этими же Советами составляются списки очередныхъ заседателей и определяется очередь ихъ явки на сессiю.

    Прежнiе мировые судьи не лишаются права, при изъявленiи ими на то согласiя, быть избранными въ местные судьи какъ временно Советами, такъ и окончательно на демократическихъ выборахъ.

    Местные суды решаютъ все гражданскiя дела ценою до 3.000 р. и уголовныя дела, если обвиняемому угрожаетъ наказанiе не свыше 2 летъ лишенiя свободы и если гражданскiй искъ не превышаетъ 3.000 р. Приговоры и решенiя местныхъ судовъ окончательны и обжалованiю въ апелляцiонномъ порядке не подлежатъ. По деламъ, по коимъ присуждено денежное взысканiе свыше 100 р. или лишенiе свободы свыше 7 дней, допускается просьба о кассацiи. Кассацiонной инстанцiей является уездный, а въ столицахъ - столичный съездъ местных судей.

    Для разрешенiя уголовныхъ делъ на фронтахъ местные суды темъ же порядкомъ избираются полковыми советами, а где ихъ нетъ - полковыми комитетами.

    О судопроизводстве по прочимъ судебнымъ деламъ будетъ изданъ особый декретъ.

    3) Упразднить доныне существовавшие институты судебныхъ следователей, прокурорского надзора, а равно и институты присяжной и частной адвокатуры.

    Впредь до преобразованiя всего порядка судопроизводства предварительное следствiе по уголовнымъ деламъ возлагается на местныхъ судей единолично, причемъ постановленiя ихъ о личномъ задержанiи и о преданiи суду должны быть подтверждены постановленiемъ всего местнаго суда.

    Въ роли же обвинителей и защитниковъ, допускаемыхъ и въ стадiи предварительнаго следствiя, а по гражданскимъ деламъ - поверенными, допускаются все неопороченные граждане обоего пола, пользующiеся гражданскими правами.

    4) Для принятiя и дальнейшаго направленiя делъ и производствъ, какъ судебныхъ установленiй, такъ и чиновъ предварительнаго следствiя и прокурорскаго надзора, а равно и советовъ присяжныхъ поверенныхъ, соответствующiе местные Советы Р., С. и Кр. Депутатовъ избираютъ особыхъ комиссаровъ, которые принимаютъ въ свое веденiе архивы и имущества этих учрежденiй.

    Всемъ низшимъ и канцелярскимъ чинамъ упраздняемыхъ учрежденiй предписывается оставаться на своихъ местахъ и подъ общимъ руководствомъ комиссаровъ исполнять все необходимыя работы по направленiю незаконченныхъ делъ, а равно и давать, въ назначенные дни, заинтересованнымъ лицамъ справки о положенiи ихъ делъ.

    5) Местные суды решаютъ дела именемъ Россiйской Республики и руководятся въ своихъ решенiяхъ и приговорахъ законами свергнутыхъ правительствъ лишь постольку, поскольку таковые не отменены революцiей и не противоречатъ революцiонной совести и революцiонному правосознанiю.

    Примечанiе. Отмененными признаются все законы, противоречащiе декретамъ Ц.И.К. Советовъ Р., С. и Кр. Деп. и Рабочаго и Крестьянскаго Правительства, а также программамъ - минимумъ Р. С. - Д. Р. Партiи и Партiи С. Р.

    6) По всемъ спорнымъ гражданскимъ, а также и частно - уголовнымъ деламъ стороны могутъ обращаться къ третейскому суду. Порядокъ третейскаго суда будетъ определенъ особымъ декретомъ.

    7) Право помилованiя и возстановленiя въ правахъ лицъ, осужденныхъ по уголовнымъ деламъ, впредь принадлежитъ судебной власти.



    Просмотров