Регулятивные (статические и динамические) и охранительная функции. Характеристика основных функций права и формы их реализации
В системе функций права главенствующее) определяющее место занимает регулятивная функция. Выражается ли право в форме нормативных или правоприменительных актов, осуществляется в общих или конкретных правоотношениях, устанавливает ли правовой статус, правосубъектность граждан, определяет ли компетенцию государственных органов и юридических лиц - во всех этих формах проявляется его основное назначение - регулировать общественные отношения.
Особенности этой функции заключаются прежде всего в установлении позитивных правил поведения, в организации общественных отношений, в координации социальных взаимосвязей.
В рамках регулятивной функции выделяют две подфункции: регулятивную статическую и регулятивную динамическую * .
* См. Алексеев С. С. Общая теория права. Курс в 2 т. М., 1981. T . 1. C . 192.
Регулятивная статическая функция выражается в воздействии права на общественные отношения путем их закрепления в тех или иных правовых институтах. В этом состоит одна из задач (назначений) правового регулирования. Право прежде всего юридически закрепляет, возводит в разряд четко урегулированных те общественные отношения, которые представляют собой основу нормального, стабильного существования общества, соответствуют интересам его большинства или силам, стоящим у власти.
Решающее значение в проведении статической функции принадлежит институтам права собственности, юридическая суть которых в том и состоит, чтобы закрепить экономические основы общественного устройства. Статическая функция отчетливо выражена и в ряде других институтов (в том числе в институтах политических прав и обязанностей граждан, избирательном, авторском и изобретательском праве).
Регулятивная динамическая функция выражается в воздействии права на общественные отношения путем оформления их движения (динамики). Она воплощена, например, в институтах гражданского, административного, трудового права, опосредующих процессы в экономике и других сферах общественной жизни.
Характеристика регулятивной функции права предполагает выяснение важнейших путей ее осуществления, поскольку любой из них играет существенную роль во всем регулятивном процессе, осуществляемом правовой системой.
Наиболее характерными путями (элементами) осуществления регулятивной функции права являются:
Определение посредством норм права праводееспособности (правосубъектности) граждан;
Закрепление и изменение правового статуса граждан;
Определение компетенции государственных органов, в том числе и компетенции (полномочий) должностных лиц;
Установление правового статуса юридических лиц;
Определение (предусмотрение) юридических фактов, направленных на возникновение, изменение и прекращение правоотношений;
Установление конкретной правовой связи между субъектами права (регулятивные правоотношения);
Определение оптимального типа правового регулирования (общедозволительного, разрешительного) применительно к конкретным общественным отношениям.
С учетом сказанного регулятивную функцию права можно определить как обусловленное его социальным назначением направление правового воздействия, выражающееся в установлении позитивных правил поведения, предоставлении субъективных прав и возложении юридических обязанностей на субъектов права.
Другая собственно-юридическая функция права - охранительная.
Необходимость в охране общественных отношений существовала всегда и будет существовать до тех пор, пока будет существовать общество. Право, как известно, существовало не всегда, но с того момента, как оно появляется, оно становится одним из важнейших средств охраны общественных отношений. Данное проявление правового воздействия представляет собой охранительную функцию.
Охранительная функция права - это обусловленное социальным назначением направление правового воздействия, нацеленное на охрану общезначимых, наиболее важных экономических, политических, национальных, личных отношений, вытеснение явлений, чуждых данному обществу.
Из предложенного определения вытекает, что право охраняет общепризнанные, фундаментальные общественные отношения и нацелено на вытеснение чуждых конкретному обществу отношений. Почему на это следует обратить внимание? Дело в том, что ряд ученых полагают, что главная цель охранительной функции права - это вытеснение явлений, чуждых обществу.
Искоренение нежелательных явлений из жизни общества - это уже вторичный результат действия права, которое первоначально выступает как средство охраны тех отношений, которые в такой охране нуждаются. А охраняя эти отношения, право пресекает, запрещает, карает действия, нарушающие условия нормального развития, противоречащие интересам общества, государства и граждан и тем самым вытесняет их.
Не следует понимать охранительную функцию и так, будто она проявляется лишь тогда, когда совершается правонарушение. Основное назначение данной функции заключается, прежде всего, в превентивной охране общественных отношений, предотвращении нарушений норм права. Эффективность охранительной функции тем выше, чем больше субъектов права подчиняются предписанию норм права, выполняют требование запрета. Сам факт установления запрета или санкции оказывает серьезное влияние на некоторых лиц, побуждает их воздерживаться от совершения наказуемого поступка. А это означает, что достигается одна из целей воздействия права - охраняется определенное общественное отношение.
Охранительную функцию не следует противопоставлять регулятивной в том смысле, что одна из них - это негативная (поскольку включает в себя запреты, санкции, ответственность), а вторая - позитивная, так как направлена на координацию положительной деятельности субъектов права. Обе эти функции, но каждая по-своему, выполняют важную задачу закрепления и охраны прав личности, содействия развитию и укреплению общественных отношений.
Специфика охранительной функции состоит в следующем.
Во-первых, она характеризует право как особый способ воздействия на поведение людей, выражающийся во влиянии на их волю угрозой санкции, установлением запретов и реализацией юридической ответственности.
Во-вторых, она служит информатором для субъектов общественных отношений о том, какие социальные ценности взяты под охрану посредством правовых предписаний.
В-третьих, она является показателем политического и культурного уровня общества, гуманных начал, содержащихся в праве. Способ охраны зависит от гражданской развитости общества.
Характерные черты охранительной функции права прослеживаются более четко, если рассматривать ее в контексте правоохранительной деятельности государства.
Приступая к рассмотрению социальных функций права, следует отметить, что проблема функций права возникла первоначально как проблема социальных функций права.
Известный французский юрист Леон Дюги в 1901 г. издал книгу «Государство, объективное право и позитивный закон», в которой отмечал, что право, имея общественную природу, осуществляет определенные социальные функции.
В 1907 г. в России вышла книга одного из создателей психологической школы права, профессора Л. Петражицкого «Теория права и государства в связи с теорией нравственности», в которой обосновывалось наличие у права двух социальных (общественных) функций: распорядительной и организационной.
Другой известный русский юрист Н.М. Коркунов полагал, что право осуществляет главным образом разделяющую функцию, поскольку в обществе живут и действуют лица с различными потребностями и желаниями, урегулировать которые удается посредством разграничения их правом.
Классификация социальных функций в определенной степени условна, поскольку в действительности достаточно сложно провести четкое разграничение правового воздействия на решение экономических, социальных, политических и идеологических (воспитательных) задач. Так, элементы одной из функций, например экономической, могут проявляться в других функциях и наоборот. Обусловлено это двумя причинами. Во-первых, каждая из функций действует в рамках единой системы функций права и, исходя из этого, тесно взаимодействует с другими. Во-вторых, сферы общественной жизни, на которые воздействует право, в свою очередь неразрывно взаимосвязаны, поскольку сами являются подсистемами по отношению к обществу в целом. Поэтому исходить следует из положения, что функции права существуют не изолированно друг от друга, а тесно взаимодействуют между собой, взаимопроникают и взаимодополняют друг друга.
В чем конкретно проявляется осуществление правом своих основных социальных функций?
Функции права: понятие и классификация.
Функции права – основные направления правового воздействия, выражающие роль права в упорядочении общественных отношений.
С помощью понятия функции права можно познать предназначение права в обществе, его динамику, действие.
Функции права рассматривают в двух плоскостях в зависимости от того, освещаются ли они в рамках специально–юридических или общесоциальных. Если следовать широкому смыслу функций права, то среди них можно выделить, например, такие, как экономическая (право упорядочивает производственные отношения, закрепляет формы собственности и т. п.), политическая (регламентирует политические отношения, регулирует деятельность субъектов политической системы и пр.), воспитательная (отражает определенную идеологию, оказывает специфическое педагогическое воздействие на лиц, связана с формированием у субъектов мотивов правомерного поведения), коммуникативная (выступает способом связи между субъектом и объектом управления).
1) регулятивно–статистическая функция или функция закрепления, стабилизации общественных отношений. Данная функция отражает природу права: гражданам и организациям предоставляется правомочия, в границах которых они действуют свободно, по своему усмотрению. Реализуется с помощью управомачивающих и запрещающих норм.
2) Регулятивно–динамическая функция определяет каким должно быть будущее поведение людей.осуществляется с помощью обязывающих норм (обязанность воинского долга, платить налоги, соблюдать дисциплину, охранять природу, выполнять обязанности контракта).
3) Охранительная функция осуществляется органами государства, принимающими индивидуальные властные решения, исполнение которых гарантировано государственным принуждением.
4) Оценочная функция позволяет праву выступать в качестве критерия правомерности или неправомерности чьих–либо решений и поступков. Если человек действует правомерно то государство и общество не должны предъявлять к нему претензий. Особую роль играют охранительные и поощрительные нормы, в которых в общем виде содержится отрицательная или положительная оценка тех или иных возможных действий. (Н–р наказание по приговору суда или награждение орденом или грамотой).
5) Экономическая, право упорядочивает производственные отношения, закрепляет формы собственности).
6) воспитательная, отражая определенную идеологию, оказывает воздействие на лиц;
7) политическая, право в своих нормах закрепляет политический строй общества, механизм функционирования государства).
Функции права - это основные направления юридического воздействия права на общественные отношения . Функции права можно разделить на две группы : социальные функции права и собственно юридические .
1. К социальным функциям права относят политическую, экономическую, воспитательную, компенсационную и восстановительную, информационную .
1.1. Политическая функция права выражается в регулировании отношений власти по поводу устройства государства и организации государственной власти: виды и количество государственных органов, порядок их образования, осуществления полномочий, порядок взаимодействия между собой и обществом, порядок прекращения полномочий.
1.2. Экономическая функция выражена, во-первых, в нормативном закреплении гарантий различных форм собственности и свободы предпринимательства. Во-вторых, важной правовой формой таких экономических отношений был и остается договор. Экономическая функция права реализуется как непосредственно через установление правомерных моделей поведения участников экономических отношений, так и косвенно - путем угрозы наступления санкций или их реализации за совершение правонарушения в сфере экономики.
1.3. Воспитательная функция права выражается в способности права оказывать влияние на мысли и чувства людей, в воспитании правосознания, формировании стимулов правомерного поведения у граждан.
1.4. Компенсационная и восстановительная функции права состоит в восстановлении социальной справедливости.
Например, в случаях незаконного использования товарного знака законодательство предусматривает одновременную реализацию восстановительной и компенсационной функций: запрет нарушителю использовать чужой товарный знак - восстановление исключительного права владельца (ст. 4 Закона о товарных знаках, знаках обслуживания и наименования мест происхождения товаров) и компенсацию причиненных убытков.
1.5. Информационная функция права заключается в том, что благодаря знакомству с правовыми актами граждане узнают о структуре органов власти и управления, что правомерно и что запрещено, как можно поступать и как нельзя действовать, какие последствия наступят вследствие совершения того или иного поступка.
2. Ксобственно юридическим относят регулятивную и охранительную функции .
2.1. Регулятивная функция выражается в воздействии права на общественные отношения путем их закрепления в правовых актах, а затем в реальном воздействии на различные процессы, происходящие в государстве и обществе.
Способами осуществления регулятивной функции права являются:
Определение праводееспособности граждан;
Закрепление и изменение правового статуса физических и юридических лиц;
Определение компетенции органов власти, полномочий должностных лиц;
Определение юридических фактов, связанных с возникновением, изменением и прекращением правоотношений;
Установление конкретной правовой связи между субъектами права (регулятивные правоотношения);
Определение оптимального типа правового регулирования (общедозволительного, разрешительного) применительно к конкретным общественным отношениям.
2.2. Охранительная функция права - это такое направление правового воздействия, которое нацелено на охрану наиболее важных экономических, политических, национальных, личных отношений, их неприкосновенность. Эта функция производна от регулятивной и призвана ее обеспечивать. Охранительная функция характеризуется тем, что право особым способом воздействует на поведение людей, то есть влияет на их волю угрозой санкций, установлением запретов и реализацией юридической ответственности.
Если охранительная функция права - это действие самого права, то правоохранительная деятельность государства является материальной гарантией соблюдения требований права, поскольку это - действие специальных учреждений (МВД, прокуратуры, суда) по охране права. Охранительная функция направлена на охрану общественных отношений, а правоохранительная деятельность - на охрану самого права.
Право как социальный институт функционирует наряду с государственным аппаратом, моралью и другими социальными регуляторами.
Функции права – это основные направления правового воздействия, выражающие роль права в упорядочении общественных отношений. С их помощью можно познать предназначение права в обществе, его динамику, действия.
Функции права классифицируют по различным критериям:
1. По направленности действия:
Экономическая;
Социальная;
Политическая;
Экономическая.
2. По основным субъектам правоотношения:
Законодательная;
Исполнительная;
Судебная.
3. По социальному назначению:
Воспитательная;
Культурная;
Информационная.
Если иметь в виду собственно юридические функции права, то выделяют две функции: регулятивную и информационную.
Регулятивная функция имеет первичное значение, носит творческий характер. Подобную функцию обеспечивают, как правило, правовые стимулы – поощрения, льготы, дозволения, рекомендации. Данные средства способствуют удовлетворению интересов лиц, открывая простор для их активности, инициативы.
Правовое регулирование – есть часть воздействия права на общественные отношения. Данная функция реализуется в основном путем закрепления соответствующих правил поведения (прав и обязанностей), а так же средств их реализации в нормативно правовых актах.
Охранительная функция выполняется с помощью правовых ограничений – обязанностей запретов, наказаний, приостановлении и имеет вторичный характер. Она производна от регулятивной функции и призвана ее обеспечивать, ибо охрана и защита начинают действовать тогда, когда нарушается нормальный процесс развития тех или иных социальных связей.
Данная функция осуществляется в основном в принятии и применении запрещающих норм, которые представляют юридическую ответственность в случае нарушений правовых запретов.
Наиболее ярко эта функция выражается в таких отраслях права, как уголовное, уголовно – процессуальное, уголовно – исполнительное, административное.
В системе функций права главенствующее, определяющее место занимает регулятивная функция. Регулятивная функция выражается в воздействии права на нормальные, естественные и полезные для человека и общества отношения.
В.Н. Синюков видит суть регулятивной функции права в фиксации субъектного состава правоотношений, в определении круга юридических фактов, с которыми нормы права связывают наступление тех или иных юридических последствий, в формировании прав и обязанностей Синюков В.Н. Функции права. С. 157.. Н.Н. Вопленко акцентирует внимание на такой специфике осуществления регулятивной функции права, как формулирование составов правомерного поведения Вопленко Н.Н. Сущность, функции и принципы права. Волгоград, 2010. С. 48..
Под структурными частями регулятивной функции понимаются наиболее характерные формы регулятивного воздействия права на общественные отношения: определение посредством норм права правосубъектности граждан; закрепление и изменение их правового статуса и статуса юридических лиц; определение компетенции государственных органов и должностных лиц; определение юридических фактов, направленных на возникновение, изменение и прекращение регулятивных правоотношений; установление правовой связи между субъектами права.
Регулятивная функция права образуются из регулятивно-статической и регулятивной динамической функций Алексеев С. Указ. соч. С. 96-97; Байтин М. И. Сущность права… С. 138-139., а точнее будет сказать подфункций, которые и образуют регулятивную функцию.
Регулятивно-статическая функция права направлена на закрепление в соответствующих нормах и правовых институтах того, что реально достигнуто и составляет экономический, политический, социально-культурный фундамент общества и государства, их последующего развития Байтин М.И. Сущность права… С. 140.. Содержанием регулятивно-статической функции охватывается, в частности, закрепление основ конституционного строя, народовластия, форм собственности и их защиты, правового статуса граждан, форм правления и государственного устройства, политического режима, разделения властей, порядка формирования и полномочий органов государственной власти и местного самоуправления, основ различных отраслей права.
Регулятивно-статическая функция закрепляет в правовых нормах, предусматривающих юридическую ответственность, как разрешенный, так и запрещенный вариант поведения и юридически значимые последствия, которые могут наступить как в случае совершения правомерных поступков, так и в случае совершения противоправных поступков.
Примером таких норм может являться статья 29 Конституции РФ, которая декларирует право каждого свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом; статья 44 Конституции РФ гарантирует охрану интеллектуальной собственности.
Регулятивно-динамическая функция права направлена на обеспечение процесса достижения намеченных задач, определенного запрограммированного результата Там же.. Здесь воздействие права сказывается на отношениях между людьми, находящихся в движении, динамике. Оно нацелено на развитие, изменение и совершенствование существующих, а также возникновение новых общественных отношений. Особенно наглядно данная функция получает выражение в нормах и институтах административного, финансового, налогового, гражданского, трудового, экологического и других отраслей права.
В этой связи некоторыми авторами предприняты конструктивные попытки рассмотрения данных ипостасей регулятивной функции права применительно к договорной проблематике, поскольку договор в условиях возрастающей роли начал саморегуляции приобретает важное значение. Так, М.Е. Некрасова динамические и статические свойства регулятивной функции договора именует подфункциями Некрасова М.Е. Договор как теоретико-правовая категория. М., 2009. С. 14.. Такой прием вполне оправдан и заслуживает поддержки. Применительно к правоотношениям, возникающим из договора, выделение данных подфункций представляется также оправданным, поскольку договор имеет в своей основе как статику (закрепляя статус, положение сторон), так и динамику (выражается в закреплении субъективных прав и обязанностей его участников). Договор выступает формой установления правовых связей между участниками экономического оборота, а также основанием возникновения их взаимных прав и обязанностей (регулятивная статическая функция договора) Кравченко О.А. Регулятивные и охранительные правоотношения как относительно самостоятельные типы // Вест. Владимирского юрид. ин-та. 2010. № 4. С. 151..
Реализация регулятивной функции осуществляется через регулятивные правоотношения, которые возникают на основе правомерных юридических фактов и в соответствии с предписаниями регулятивных правовых норм. Поэтому именно регулятивные правоотношения составляют основу правопорядка как конечной цели осуществления регулятивной функции права Константинова А.В. Реализация функций права // Юристъ - Правоведъ. 2012. № 1. С. 123..
Например, регулятивная функция конституционного права закрепляет порядок и основания выборов, незыблемость основ конституционного строя; регулятивная функция уголовной ответственности - запреты насильственного захвата власти (ст. 278 УК), вооруженного мятежа (ст. 279 УК), помогая, таким образом, участвует в регулировании поведения субъектов общественных отношений. Запрет действовать определенным образом означает одновременно и обязанность действовать соответствующим образом, а поведение субъекта, проходя через систему запретов, упорядочивается.
Проявлением регулятивной функции права выступает установление системы льгот для различных субъектов права. Малько А.В. Стимулы и ограничения в праве // Правоведение. 2012. № 3. С. 130. Льготы служат средством правовой поддержки для различных слоев населения. И. С. Морозова указывает, что «льготы выполняют стимулирующую функцию, побуждая субъекта к совершению действий, в которых заинтересовано государство» Морозова И.С. Место и роль льгот в правовой политике // Правоведение. 2011. № 4. С. 151..
Таким образом, регулятивная функция -- это такое направление правового воздействия, которое призвано обеспечить четкую организацию общественных отношений, их функционирование и развитие в соответствии с потребностями общественного прогресса.
Правовое воздействие, рассматриваемое с точки зрения его юридического своеобразия, имеет две стороны: положительное регулирование и охрану господствующих общественных отношений. В соответствии с этим специально-юридические функции, выражающие своеобразие правового воздействия, подразделяются на две главные группы – регулятивные и охранительную функции.
Регулятивные функции – направления правового воздействия, на-
целенные на то, чтобы обеспечить надлежащую организацию социалистических общественных отношений, их функционирование в соответствии с требованиями объективных законов общественного развития. Не случайно поэтому регулятивные функции иногда обобщенно именуют «функцией организации».
Охранительная функция – направление правового воздействия, на-
целенное на охрану социалистических общественных отношений, их неприкосновенность и сообразно этому – на вытеснение отношений, чуждых социалистическому обществу.
Однако указанным делением не исчерпывается классификация специально-юридических функций. То, что называлось «регулятивными функциями» (или функцией организации), по сути дела, представляет собой обобщенное наименование двух функций – регулятивной статической и регулятивной динамической.
Регулятивная статическая функция выражается в воздействии пра-
ва на общественные отношения путем их закрепления в тех или иных правовых институтах. В этом состоит одна из коренных задач (назначений) правового регулирования. Социалистическое право прежде всего закрепляет, т.е. утверждает, возводит в разряд неприкосновен-
1 Две из указанных плоскости общетеоретического анализа функций права в настоящее время четко различает Т.Н. Радько. Если ранее автор вслед за И.Е. Фарбером в «одном ряду» рассматривал регулятивную, охранительную и воспитательную функции (Радько Т.Н. Функции социалистического общенародного права: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 1967), то ныне Т.Н. Радько, обособив первые две из упомянутых функций, с другой уже плоскости указывает на существование экономического, политического и воспитательного направления в правовом регулировании (Радько Т.Н. Основные функции социалистического права. Волгоград, 1970. С. 38–42).
Глава V. Активная роль и функции социалистического права
ных господствующие общественные отношения, выражающие волю и интересы народа.
Решающее значение в проведении статической функции принадлежит институтам права собственности, юридическая суть которых в том и состоит, чтобы закрепить существующие имущественные порядки путем предоставления отдельным лицам (государству, общественным и кооперативным организациям, гражданам) наиболее широких и непосредственно осуществляемых правомочий владения, использования и распоряжения вещами. Статическая функция права отчетливо выражена и в ряде других институтов (в том числе в институтах политических прав и обязанностей граждан, избирательном, авторском и изобретательском праве и т.д.).
Регулятивная динамическая функция выражается в воздействии пра-
ва на общественные отношения путем оформления их движения (динамики).
При помощи правового регулирования, в частности, оказывается возможным способствовать изменению и совершенствованию существующих отношений, а также вызывать к жизни новые общественные отношения.
Конечно, было бы неправильным противопоставлять динамическую функцию права статической. Способствовать развитию общественных отношений можно лишь постольку, поскольку господствующие отношения закреплены, утверждены в качестве незыблемых, неприкосновенных. Да и само закрепление общественных отношений является средством, обеспечивающим их дальнейшее развитие. В то же время нельзя не видеть, что в определенных правовых институтах активное («действенное») начало социалистического права выражено особо отчетливо и ярко; отчетливо и ярко потому, что эти институты оформляют движение, динамику общественных отношений.
К такого рода институтам относятся, например, институты административного, гражданского, трудового права, опосредствующие хозяйственные процессы в нашей экономике; правовые институты, оформляющие процесс распределения производимых продуктов, и др. Так, нормы трудового права возлагают на рабочего или служащего обязанности точно и полно выполнять трудовые функции, соблюдать дисциплину труда и т.п., а на работодателя– предоставлять необходимые условия, обеспечивать безопасность работ, оплачивать работу и т.д. При помощи указанных обязанностей оформляются движение трудовых отношений, их динамика.
Таким образом, в более конкретизированном виде функции права, рассматриваемые под углом зрения своеобразия правового воздей-
Раздел первый. Право в социалистическом обществе
ствия, таковы: а) регулятивная статическая, б) регулятивная динамическая, в) охранительная.
Различия между этими тремя функциями непосредственно влияют
на внутреннее строение права, определяют важные моменты его структуры. Регулятивные (статическая и динамическая) и охранительная функции осуществляются при помощи различных по своим свойствам норм, типов правоотношений. Им соответствуют качественно разнородные пласты «правовой материи», охватывающие все отрасли права. Чтобы оттенить качественный характер различий между видами норм и типами правоотношений, соответствующих функциям права, их целесообразно именовать «функциональными различиями». При таком подходе оказывается, что некоторые подразделения юридических норм (деление норм на регулятивные и охранительные, а регулятивных – на обязывающие, управомочивающие и запрещающие), а также совпадающие подразделения правоотношений – это не одна из возможных классификаций, а группировка норм и правоотноше-
ний, непосредственно отражающая функции права.
Функциональные различия между нормами права и правоотношениями в ряде пунктов оказываются довольно существенными: настолько существенными, что нормы и правоотношения становятся подчас несопоставимыми; и, следовательно, без учета функциональных различий невозможно решать многие теоретические вопросы (см. гл. XIII, XVIII, XIX).
Функция права вобрала в себя самые существенные его черты, а служит для решения главных задач права. В повседневной жизни функции права имеют достаточную крепкую взаимосвязь. Каждая из них оказывает свое влияние в пределах одной системы функций. Также взаимосвязанными остаются сферы социальной жизни, так как служат частями целостной системы – социума.
Понятие
В правовой системе главная роль отведена регулятивной функции. Она представлена в форме правовых актов. Достигается в четко обозначенных правоотношениях, устанавливает правой статус, правосубъективность населения. Основная роль регулятивного права заключается в контролировании отношений в социуме.
Отличительными чертами этой функции являются становление положительных правил поведения, организация сотрудничества в обществе. Подразделяется регулятивная функция на две разновидности: статическую и регулятивную декоративную.
На видео-регулятивная функция права:
Статическая
Данный вид функции выражен во влиянии права на сотрудничество в обществе. Причем достигается это методом фиксирования сотрудничества в определенных институтах. Именно это и есть одна из самых основных задач правового регулирования.
Статическое назначение позволяет контролировать и создавать те отношения в социуме, которые позволили нормально и стабильно в нем существовать. Эта подфункция обязательно должна быть юридически закреплена, а все ее предпринимаемые акты обязаны соответствовать всем интересам в социуме.
Главная роль в выполнении статического назначения возложена на институты собственности. Их юридическая суть состоит в том, чтобы закрепить основы экономики социального устройства. Статическая функции четко отмечена в ряде других учреждений, которые предопределяют права и обязательства населения.
Цель регулятивно-статической функции – это закрепление необходимых норм и актов, которые были реально достигнуты и являются основой всех сфер жизни государства. Содержит этот вид функции закрепление основ конституционного строя, власти народа, форм собственности, правового статуса населения.
Регулятивно-динамическая
Эта функция проявляет себя во влиянии права на сотрудничество в социуме. Достигается это конкретным способом, который предполагает оформление динамики общественных отношений. Данный вид функционирования находит свое применение в институтах различных его отраслей.
Цель регулятивно-динамической деятельности состоит в том, чтобы наладить процесс выполнения запланированных задач, а также получения конкретного результата. Правовое влияние воздействует на сотрудничество между гражданами, которые находятся в динамике. Его цели – это изменить и усовершенствовать имеющие, а также формирующееся сотрудничество в социуме. Очень наглядно этот вид функции отображается в нормах и актах различных сфер данной нормы.
Сравнение регулятивной и охранительной
Если говорить про охранительную роль, то его суть состоит в том, чтобы направить воздействие правового характера на контролирование отношений, возникающих в трудовом. Причем это достигается только в случае, когда в правонарушителю предъявляют предусмотрение в праве мероприятий обязательного влияния.
Регулятивная функция показывает ее участникам, что они вправе выполнять все, что они могут и должны в определенных ситуациях, какими юридическими правами они наделены. А вот охранительная функция доносит до получателей правовых норм сведения о том, какие социальные ценности были взяты под государственный контроль, какие исходы отрицательного характера формируются в ходе посягательства на них.
Регулятивная функция действует в правомерной сфере, а вот охранительная реализуется по специфичной форме.
Каким путем реализуется
Назначение права – это главное направление правового влияния, которые играют важную роль в упорядочении отношений в социуме. К особенностям функции можно отнести:
- Функционирование зависит от его сущности и определенного назначения в социуме.
- Функция – это методы влияния права на сотрудничество в обществе, надобность в реализации которых порождает необходимость существования права, как общественного явления.
- Функции содержат самые главные черты права, а служат для выполнения коренных задач, которые установлены перед правом на этом этапе развития социума.
- Назначение – это направления активного его влияния, благодаря которым удается упорядочить конкретный вид отношений в социуме.Функция имеет такое характерный признак, как постоянство. Он характеризует непрерывность, продолжительность действий данной функции.
Право – это явление, которое существует только благодаря общественным отношениям. Именно в результате поведения людей, их взаимоотношения и формируются основные функции права. За каждой из них закреплен свой порядок выполнения мероприятия, влияющих на общественное сотрудничество.