Уполномоченный представитель юр лица. Законные и уполномоченные представители юридических и физических лиц

Налогоплательщик вправе направить налоговую декларацию в инспекцию через своего представителя. Об этом говорится в пункте 4 статьи 80 Налогового кодекса РФ. Выразитель интересов организации в ИФНС может быть законным или уполномоченным. Обязательным условием сдачи отчетности при помощи посредника является документальное подтверждение его полномочий в соответствии с Налоговым кодексом РФ и иными федеральными законами (ст. 26 НК РФ).

Законный представитель

Законным представителем организации признается лицо, уполномоченное выражать ее интересы на основании закона или учредительных документов (то есть без доверенности). Основание - пункт 1 статьи 27 НК РФ. Например, таким посредником является:

  • для общества с ограниченной ответственностью и акционерного общества — их единоличный исполнительный орган. Это генеральный директор, президент или другое лицо (ст. 40 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ, ст. 69 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ);
  • для производственного кооператива - его председатель (ст. 17 Федерального закона от 8 мая 1996 г. № 41-ФЗ);
  • для полного товарищества - его участник, если учредительным договором не установлено, что все его участники ведут дела совместно, либо ведение дел поручено отдельным участникам (ст. 72 ГК РФ).

Полномочия законного представителя организации подтверждают документы, удостоверяющие его служебное положение, в том числе копии учредительных документов.

Отметим, что руководители представительств и филиалов организации являются ее уполномоченными, а не законными представителями. Ведь они действуют на основании доверенности организации (п. 3 ст. 55 ГК РФ).

Важный момент

Личное участие налогоплательщика в налоговых правоотношениях не лишает его права иметь представителей. И наоборот, если хозяйствующий субъект действует в налоговых правоотношениях через посредников, это не значит, что он лишен права на участие в указанных правоотношениях персонально (п. 2 ст. 26 НК РФ).

Уполномоченный представитель

Выражать интересы организации в отношениях с налоговыми органами могут также иные физические и юридические лица. Свои полномочия они вправе осуществлять только на основании доверенности, выдаваемой в порядке, установленном Гражданским кодексом (ст. 29 НК РФ). В качестве уполномоченных представителей могут выступать работники организации (главный бухгалтер, финансовый директор, заместитель генерального директора и прочие руководители различных служб организации), частные аудиторы или специализированные фирмы.

Для представления интересов в налоговых органах организация может иметь несколько уполномоченных представителей. Каждому из них она должна выдать доверенность. Эта бумага должна содержать (статьи 185-187 ГК РФ):

  • дату и указание на место составления. Доверенность, в которой не указана дата ее совершения, ничтожна (п. 1 ст. 186 ГК РФ);
  • данные организации: ее полное наименование, ИНН, место нахождения;
  • должность, Ф.И.О., паспортные данные, адрес представителя - работника организации (полное наименование, место нахождения представителя - юридического лица, Ф.И.О., паспортные данные, адрес - представителя - стороннего физического лица);
  • сообщение о представлении посредником интересов организации отношениях с налоговыми органами;
  • права уполномоченного лица;
  • срок действия доверенности. Он не может превышать трех лет. Если этот срок не указан, доверенность сохраняет силу в течение года со дня ее подписания (ч. 1 ст. 186 ГК РФ);
  • подпись представителя;
  • подпись руководителя организации, выдавшей доверенность, или иного лица, уполномоченного на это ее учредительными документами;
  • оттиск печати доверителя.

Образец доверенности на представление уполномоченным представителем интересов организации в отношениях с налоговыми органами, в том числе на сдачу налоговых деклараций

Доверенность № 22

на представление интересов организации в отношениях с налоговыми органами

г. Москва Первое октября две тысячи одиннадцатого года

Общество с ограниченноей ответственностью «Орбита» в лице генерального директора Ступина Л.Э., действующего на основании Устава, в соответствии со статьей 29 Налогового кодекса, доверяет аудитору Альберту Михайловичу Ремезову паспорт серии 97 03 N 864256, выдан ОВД «Раменское» г. Москвы 29 сентября 2002 г., проживающему по адресу: 111141, г. Москва, ул. Кусковская, д. 32, кв. 54, представлять его интересы в отношениях с налоговыми органами.

В целях выполнения этого поручения Ремезову А.М. предоставляются следующие права:

Представлять интересы ООО «Орбита» в налоговых органах по всем вопросам, связанным с данным поручением;

Представлять в налоговые органы декларации ООО «Орбита»;

Получать и передавать документы;

Вести переписку во исполнение данного поручения;

Расписываться и совершать иные законные действия, связанные с выполнением данного поручения.

Полномочия по настоящей доверенности не могут быть переданы другим лицам.

Образец подписи Ремезова А. М. Ремезов удостоверяю.

Генеральный директор ООО «Орбита» Ступин /Ступин Л.Э./

Внимание

Не могут быть уполномоченными представителями налогоплательщика должностные лица налоговых, таможенных органов, органов внутренних дел, судьи, следователи и прокуроры (п. 2 ст. 29 НК РФ).

Отметим, что подтверждением полномочий представителя служит оригинал доверенности или ее заверенная копия. Это следует из постановлений ФАС Дальневосточного округа от 28 декабря 2009 г. № Ф03-7808/2009 по делу № А51-2623/2009, от 24 декабря 2009 г. № Ф03-7569/2009 по делу № А51-7172/2009, от 23 декабря 2009 г. № Ф03-7520/2009 по делу № А51-2622/2009 и от 21 декабря 2009 г. № Ф03-7420/2009 по делу № А51-4697/2009. Кроме того, наличие доверенности - обязательное условие даже, если интересы в сфере налогообложения представляются по договору поручения (см. постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 25 декабря 2009 г. по делу № А32-16230/2007-66/102-2008-3/385-2009-29/188, ФАС Северо-Кавказского округа от 29 мая 2009 г. по делу № А32-16233/2007-66/100-2008-3/384).

Передоверие полномочий

Уполномоченный представитель должен лично совершать те действия, которые обозначены в выданной ему доверенности. Он может передоверить их выполнение другому гражданину или организации. Для этого надо, чтобы в документе было указано, что ему разрешается это сделать. Передоверие без такого указания возможно только в силу обстоятельств для охраны интересов лица, чьи интересы выражаются.

Допустим компания оформила доверенность сторонней фирме с правом передоверия полномочий ее сотруднику. Тогда в этой бумаге ей следует указать на такое право.

Уполномоченный представитель, передавший полномочия, должен известить об этом доверителя и сообщить ему необходимые сведения о новом обладателе полномочий. Неисполнение этой обязанности возлагает на передоверителя ответственность за действия лица, которому он отдал полномочия, как за свои собственные.

Доверенность, выданная в порядке передоверия, должна быть нотариально удостоверена. Период ее действия не может превышать срока действия доверенности, на основании которой она выдана (ст. 187 ГК РФ).

Внимание

О том, что представить пользователю бухгалтерскую отчетность организация может через представителя, говорится в пункте 5 статьи 15 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ.

Предположим ведение учета фирма передала специализированной организации. Вместе с тем, руководитель последней вручил свои полномочия по подписанию налоговой и бухгалтерской отчетности своему работнику. В этой ситуации при представлении в налоговый орган деклараций фирмы сторонняя организация должна приложить к отчетности:

  • документ, подтверждающий полномочия своего руководителя, на подписание декларации;
  • документ, который подтверждает полномочия физического лица, подписавшего декларацию, на такие действия.

Кроме того, необходимо руководствоваться установленным порядком заполнения формы налоговых деклараций по конкретному налогу, в том числе предусматривающим положения о подтверждении достоверности и полноты сведений в налоговой декларации уполномоченным представителем налогоплательщика (см. письма Минфина России от 31 января 2011 г. № 03-02-07/1-28 и от 27 ноября 2009 г. № 03-02-07/1-523).

Отчетность представляется по ТКС

При представлении отчетности в электронном виде по ТКС необходимо руководствоваться Методическими рекомендациями, которые утверждены приказом ФНС России от 2 ноября 2009 г. № ММ-7-6/534@. Согласно им, доверенность (ее копию), удостоверяющую право подтверждать достоверность и полноту сведений, указанных в декларации, представитель налогоплательщика направляет в инспекцию до сдачи им налоговой отчетности в электронном виде. Ее копия сохраняется в ИФНС в течение трех лет после истечения срока действия названного документа.

Программным обеспечением на стороне представителя последовательно выполняются действия по формированию:

  • налоговой декларации в электронном виде в соответствии с утвержденным форматом и порядком ее заполнения;
  • информационного сообщения о реквизитах доверенности, выданной данному представителю;
  • транспортного сообщения, содержащего зашифрованные для налогового органа декларацию и информационное сообщение о реквизитах доверенности.

Сформированные отчетность, информационное и транспортное сообщения представитель подписывает своей электронной цифровой подписью.

Представитель сохраняет подписанные своей электронной цифровой подписью декларацию и информационное сообщение о реквизитах доверенности.

Сообщение о выданной доверенности

Форма информационного сообщения о доверенности, выданной представителю о наделении его полномочиями по исполнению обязанностей в налоговых органах, установлена в Приложении № 1 к указанным выше Методическим рекомендациям.

В сообщении указываются срок, на который выдана доверенность, ее номер, сведения о представляемом лице, доверителе, уполномоченном представителе, полномочиях представителя. Отметим, что в рассматриваемом документе предусмотрено 16 видов полномочий представителя:

  • подписывать налоговую декларацию, другую отчетность;
  • представлять налоговую декларацию, другую отчетность;
  • получать документы в инспекции ФНС России;
  • вносить изменения в документы налоговой отчетности;
  • подписывать документы по постановке и снятию с учета;
  • представлять документы по постановке и снятию с учета;
  • получать в инспекции ФНС России документы по постановке и снятию с учета, кроме свидетельства;
  • подписывать документы по учету банковских счетов;
  • представлять документы по учету банковских счетов;
  • представлять документы по применению специальных налоговых режимов и консолидации учета по обособленным подразделениям;
  • получать в инспекции ФНС России документы по применению специальных налоговых режимов и консолидации учета по обособленным подразделениям;
  • подписывать документы по консолидации учета по обособленным подразделениям;
  • представлять заявления и запросы на проведение сверки расчетов с бюджетом, получение справок о состоянии расчетов с бюджетом;
  • получать в инспекции ФНС России акты сверок и справки о состоянии расчетов с бюджетом;
  • подписывать акт сверки расчетов с бюджетом;
  • подписывать акт и решение налоговой проверки.

Формат представления сведений информационного сообщения о доверенности, выданной представителю о наделении его полномочиями по исполнению обязанностей в налоговых органах в электронном виде (версия 5.03), часть LXXXVI, установлен Приложением № 1 к приказу ФНС России от 9 ноября 2010 г. № ММВ-7-6/534@.

Иные требования

Также при формировании информационного сообщения о доверенности, выданной представителю, необходимо руководствоваться Методическими рекомендациями, которые утверждены заместителем руководителя ФНС России А.С. Петрушиным 21 ноября 2011 г. Они доведены до сведения нижестоящих налоговых органов письмом ФНС России от 24 января 2011 г. № 6-8-04/0002@. Согласно этим Методическим рекомендациям информационное сообщение о доверенности, уполномоченный представитель направляет в ИФНС только в электронном виде по ТКС одновременно с электронным документом. Обязательно он должен подать в инспекцию копию доверенности на бумажном носителе до начала совершения доверенных ему действий.

В этом информационном сообщении должны быть указаны реквизиты доверенности и полномочия лица, владельца сертификата ключа подписи, которое подписывает и представляет электронный документ. При этом реквизиты подписанта в налоговой декларации (фамилия, имя, отчество) должны совпадать с реквизитами (фамилия, имя, отчество) владельца сертификата ключа подписи.

Заполнение полей информационного сообщения о доверенности в электронном виде по сути является отражением информации, находящейся на бумажном носителе - оригинале доверенности, выданной налогоплательщиком уполномоченному представителю.

  • номер доверенности;
  • дата выдачи доверенности;
  • срок действия доверенности (не более трех лет);
  • отражение права передоверия полномочий в случае наличия;
  • реквизиты организации-налогоплательщика, от имени которой (выдается прямая доверенность) или за которую (в случае передоверия полномочий) уполномоченный представитель представляет интересы;
  • реквизиты доверителя (лица, выдавшего и подписавшего доверенность, если оно не является руководителем организации или индивидуальным предпринимателем, то есть в случае передоверия);
  • реквизиты уполномоченного(ых) представителя(ей) (лица), которому предоставляется право взаимодействовать и подписывать отчетность;
  • сведения о полномочиях.

Перечень полномочий является обязательным для заполнения. Для сдачи деклараций в электронном виде по ТКС уполномоченным представителем, как минимум, должен быть указан код - «01» (подписывать налоговую декларацию). При предоставлении уполномоченному представителю полных полномочий - указывается код «99».

Важный момент

Действующий перечень полномочий размещается в виде справочника на Интернет-сайте ФГУП ГНИВЦ ФНС России: www.gnivc.ru - Информационное обеспечение - Классификаторы и справочники - «СППР». Справочник полномочий, представителя налогоплательщика.

Типы уполномоченных представителей

Уполномоченные представители, подписывающие налоговую декларацию, подтверждая достоверность и полноту сведений, указанных в ней, подразделяются на два типа.

Первый тип имеет место в следующей ситуации. Налоговую декларацию представляет сам налогоплательщик, а подписывает декларацию сотрудник организации-налогоплательщика, не являющийся руководителем. В этом случае в наименовании файлов налоговой декларации и информационного сообщения о доверенности заносится ИНН и КПП налогоплательщика, в налоговой декларации в блоке «Достоверность и полноту сведений, указанных в настоящей декларации, подтверждаю» заносится код «02» (уполномоченный представитель) и фамилия, имя, отчество сотрудника организации-налогоплательщика;

Второй тип - налоговую декларацию сдает уполномоченный представитель, являющийся организацией или индивидуальным предпринимателем. Тогда в наименовании файлов налоговой декларации и информационного сообщения о доверенности заносится ИНН и КПП представителя, в налоговой декларации в блоке «Достоверность и полноту сведений, указанных в настоящей декларации, подтверждаю» заносятся: код «02» (уполномоченный представитель), фамилия, имя, отчество сотрудника уполномоченной организации (фамилия, имя, отчество уполномоченного индивидуального предпринимателя) и полное наименование уполномоченного представителя.

Информационные сообщения о доверенности формируются в различных ситуациях, в том числе, когда:

  • руководитель организации подписал доверенность, в которой он уполномочивает своих сотрудников совершать при представлении в налоговые органы налоговой отчетности действия от имени организации;
  • руководитель организации подписал доверенность на уполномоченного представителя, которым является сторонняя фирма, в лице руководителя и сотрудников последней;
  • руководитель организации подписал доверенность на уполномоченного представителя в лице индивидуального предпринимателя;
  • законный представитель организации подписал доверенность на ее сотрудника (сотрудников);
  • руководитель организации подписал доверенность на уполномоченного представителя, в качестве которой выступает фирма, в лице руководителя последней. В свою очередь, при наличии соответствующих прав, этот руководитель подписал доверенности на своих сотрудников;
  • руководитель организации подписал доверенность, в которой уполномочивает директора ее филиала совершать действия от имени организации только в части филиала в ИФНС России по месту нахождения такого подразделения.

Сдача отчетности по страховым взносам

Возможность сдавать отчетность во внебюджетные фонды через законного или уполномоченного представителя предоставлена с 1 января 2011 года. Ведь с этой даты вступили в силу изменения, внесенные Законом от 8 декабря 2010 г. № 339-ФЗ в Закон от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ (далее - Закон № 212-ФЗ).

Согласно положениям статьи 5.1 Закона № 212-ФЗ, личное участие плательщика страховых взносов в отношениях с соответствующими внебюджетными фондами, не лишает его права иметь представителя, равно как участие последнего не лишает плательщика права на личное участие в указанных правоотношениях.

Полномочия представителя плательщика страховых взносов должны быть документально подтверждены в соответствии с Законом № 212-ФЗ и иными федеральными законами.

Законными представителями организации во внебюджетных фондах признаются лица, уполномоченные представлять эту организацию на основании закона или ее учредительных документов.

Уполномоченным представителем признается физическое или юридическое лицо, уполномоченное организацией представлять ее интересы в отношениях с органами контроля за уплатой страховых взносов, иными участниками отношений, регулируемых законодательством РФ о страховых взносах.

Уполномоченный представитель организации во внебюджетных фондах осуществляет свои полномочия на основании доверенности, которая оформляется и выдается согласно требованиям, указанным в статьях 185-187 Гражданского кодекса.

Не могут быть уполномоченными представителями плательщика страховых взносов должностные лица органов контроля за уплатой страховых взносов, налоговых органов, таможенных органов, органов внутренних дел, судьи, следователи и прокуроры.

Налоговый консультант Д.П. Харитонов

Статья 29. Уполномоченный представитель налогоплательщика

1. Уполномоченным представителем налогоплательщика признается физическое или юридическое лицо, уполномоченное налогоплательщиком представлять его интересы в отношениях с налоговыми органами (таможенными органами), иными участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах.

2. Не могут быть уполномоченными представителями налогоплательщика должностные лица налоговых органов, таможенных органов, органов внутренних дел, судьи, следователи и прокуроры.

3. Уполномоченный представитель налогоплательщика - организации осуществляет свои полномочия на основании доверенности, выдаваемой в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Уполномоченный представитель налогоплательщика - физического лица осуществляет свои полномочия на основании нотариально удостоверенной доверенности или доверенности, приравненной к нотариально удостоверенной в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 16 ноября 2011 г. N 321-ФЗ статья 29 настоящего Кодекса дополнена пунктом 4, вступающим в силу официального опубликования

4. Ответственный участник консолидированной группы налогоплательщиков является уполномоченным представителем всех участников консолидированной группы налогоплательщиков на основании закона. Независимо от положений договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков ответственный участник этой группы вправе представлять интересы участников указанной консолидированной группы в следующих правоотношениях:

1) в правоотношениях, связанных с регистрацией в налоговых органах договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков, а также изменений указанного договора, решения о продлении срока действия договора и его прекращения;

2) в правоотношениях, связанных с принудительным взысканием с участника консолидированной группы налогоплательщиков недоимки по налогу на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков;

3) в правоотношениях, связанных с привлечением организации к ответственности за налоговые правонарушения, совершенные в связи с участием в консолидированной группе налогоплательщиков;

4) в других случаях, когда по характеру совершаемых налоговым органом действий (бездействия) они непосредственно затрагивают права организации, являющейся участником консолидированной группы налогоплательщиков.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 16 ноября 2011 г. N 321-ФЗ статья 29 настоящего Кодекса дополнена пунктом 5, вступающим в силу с 1 января 2012 г., но не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона

5. По окончании срока действия, при досрочном расторжении или прекращении договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков лицо, являвшееся ответственным участником этой группы, сохраняет полномочия, предусмотренные пунктом 4 настоящей статьи.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 16 ноября 2011 г. N 321-ФЗ статья 29 настоящего Кодекса дополнена пунктом 6, вступающим в силу с 1 января 2012 г., но не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона

6. Лицо, являющееся ответственным участником консолидированной группы налогоплательщиков, вправе делегировать предоставленные ему настоящим Кодексом полномочия по представлению интересов участников этой группы третьим лицам на основании доверенности, выданной в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации.

Кто является законным представителем юридического лица?

Законный представитель организации — термин, обозначающий физическое лицо, полномочия которого основаны на законе и учредительных документах. Он не является общепринятым, хотя и встречается в законодательных актах. Подробности — в статье ниже.

Как полномочия законного представителя юридического лица подтверждаются по ГК РФ

Кто является законным представителем юридического лица? Такой вопрос может возникнуть при знакомстве со ст. 27 Налогового кодекса и ст. 25.4 Кодекса об административных правонарушениях. Гражданскому кодексу законный представитель юридического лица неизвестен. В ст. 53 ГК указано:

  • полномочия могут быть предоставлены одному или нескольким лицам, действующим совместно или по отдельности, в соответствии с учредительными документами;
  • сведения о них должны быть указаны в Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ).

Информация вносится в ЕГРЮЛ согласно заявлению по одной из форм, утв. приказом ФНС РФ «Об утверждении форм…» от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25@ (например, при учреждении подается заявление по ф. Р11001, сведения о лице, действующем без доверенности, вносятся в лист Е).

В письме «Об обязанности представлять заявление…» от 16.06.2017 № ГД-4-14/11530@ ФНС РФ указывает, что внешний или конкурсный управляющий также является лицом, которое действует от имени юрлица без доверенности, и в 3-дневный срок после его назначения арбитражным судом сведения о нем должны быть внесены в ЕГРЮЛ.

Таким образом, основным подтверждением статуса законного представителя юрлица является запись в ЕГРЮЛ, сделанная на основании учредительных документов и документа о назначении (протокола или решения). В дополнение к этому может представляться договор на управление (выписка из него), если управление возложено на управляющего.

Наиболее сложная для применения трактовка понятия «законный представитель» содержится в КоАП РФ.

Применение термина «законный представитель юридического лица»

Законоположения, в которых содержится термин «законный представитель», отражены в таблице.

Как видим, законодатель использует разнообразные формулировки и понятия (так, НК РФ не требует, чтобы законный представитель был органом юрлица). В научной литературе встречаются такие возражения против использования выражения «законный представитель»:

  • Осуществление полномочий руководителем или другим лицом, действующим без доверенности, — это не представительство, а непосредственная реализация дееспособности юрлица, в связи с чем применение термина «законный представитель» юридически некорректно.
  • Существует общепризнанная терминология для обозначения органов юрлица, которая закреплена в отраслевом (гражданском и трудовом) законодательстве: единоличный исполнительный орган, руководитель (ст. 273 Трудового кодекса). И нет никакой необходимости дублировать ее. В ст. 53 ГК РФ приводится обозначение «лицо, действующее без доверенности от имени юридического лица», перечень таких лиц закрепляется в ЕГРЮЛ, и нет никакой необходимости переименовывать их в законных представителей.

Кто законный представитель по КоАП — управляющая компания или ее директор?

Возможность передачи управления организацией другому юрлицу или индивидуальному предпринимателю (ИП) предусмотрена:

  • п. 1 ст. 42 закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 08.02.1998 № 14-ФЗ;
  • п. 1 ст. 69 закона «Об акционерных обществах» от 26.12.1995 № 208-ФЗ.

При учреждении юрлица сведения об управляющей компании вносятся в лист Ж ф. Р11001. В п. 14.2.05.36 письма ФНС РФ «О направлении правовых позиций…» от 31.01.2014 № СА-4-14/1645 указано, что сведения о физлице, непосредственно осуществляющем управленческие функции, в ЕГРЮЛ не вносятся.

Поскольку сведения о руководителе управляющей организации есть в ЕГРЮЛ, на практике он представляет интересы управляемого лица без доверенности. Поскольку законный представитель — физлицо, директор управляющей компании является законным представителем двух организаций: управляющей и управляемой (см. также решение Мосгорсуда от 10.04.2018 по делу № 7-4128/2018).

Может ли директор филиала быть законным представителем юрлица по КоАП

Юрлица вправе создавать филиалы и представительства, в том числе в других регионах (ст. 55 ГК РФ). Эти подразделения вносятся в ЕГРЮЛ, а их руководители действуют на основании доверенности. При этом филиалы могут быть территориально отдалены от головной организации. Исходя из ст. 25.4 КоАП РФ, законным представителем является орган юрлица.

Во многих нормах КоАП РФ содержится требование о непосредственных действиях законного представителя:

  • подписать протокол осмотра (ст. 27.8 КоАП РФ);
  • воспользоваться правом на ознакомление с протоколом об административном правонарушении (п. 4 ст. 28.2 КоАП РФ) и др.

В судебной практике встречаются разные подходы при рассмотрении дел о нарушениях филиалов. Так, в определении ВАС РФ от 18.01.2008 № 7617/08 поддержана позиция ФАС СКО по делу № А-32-11471/2007-23/274-57АЖ: директор филиала не может быть законным представителем, о возбуждении дела должен был быть извещен именно руководитель организации. Подтверждением извещения была бы выдача доверенности на представительство по конкретному делу.

В п. 24 постановления Пленума ВАС РФ «О некоторых вопросах…» от 02.06.2004 № 10 (далее — постановление № 10) сделан акцент на том, что перечень законных представителей закрытый и директор филиала к ним не относится.

Вместе с тем исполняющий обязанности директора организации вполне считается законным представителем (см. постановление ФАС МО от 06.02.2013 по делу № А40-52047/12-93-522).

Когда по КоАП может быть допущен уполномоченный представитель

ВАС РФ в пп. 24, 24.1 постановления № 10 дал толкование норм о производстве по КоАП РФ, по которому можно сделать следующие выводы:

  • в деле об административном правонарушении определяющее значение для соблюдения прав юрлица является извещение о возбуждении дела, а также разъяснение прав и обязанностей, следует контролировать, чтобы проинформирован был именно законный представитель (ст. 25.15, п. 3 ст. 28.2 КоАП РФ);
  • дальнейшая реализация прав зависит от руководства юрлица, которое может направить представителя или защитника для участия на всех этапах процедуры (в соответствии со ст. 25.5 КоАП РФ).

При этом в доверенности, выданной представителю, должны быть перечислены конкретные полномочия по делу об административном правонарушении, общая доверенность в данном случае может быть отклонена (см. постановление ВС РФ от 01.09.2017 по делу № 18-АД17-22). Это касается и абстрактной судебной доверенности, которая при судебном обжаловании постановлений по делам об административных правонарушениях не принимается (см. решение ВС РФ от 07.06.2018 № 47-ААД18-9).

В соответствии с выводами ВС РФ, изложенными в приведенных судебных актах, если в доверенности указаны полномочия на представительство именно по этому делу, такой документ является подтверждением, что законный представитель надлежаще извещен и выразил свою волю на участие в данном деле представителя по доверенности.

Законный представитель и уполномоченный представитель по НК РФ

В налоговом законодательстве применение норм о представительстве не потребовало разъяснений высшей судебной инстанции, поскольку выстроены они более последовательно:

  • участвовать в налоговых правоотношениях можно через законного или уполномоченного представителя (п. 1 ст. 26 НК РФ);
  • действия законного представителя юрлица приравниваются к действиям самого юрлица (ст. 28 НК РФ);
  • уполномоченным представителем является физическое или юрлицо, действующее на основании доверенности (ст. 29 НК РФ).

Отметим также, что в отдельных нормах НК РФ допускается вручение документов как самому налогоплательщику, так и его представителю (п. 5 ст. 100 НК РФ).

В других законодательных актах терминология, являющаяся темой статьи, не используется. Так, в п. 5 ст. 54 Кодекса административного судопроизводства РФ, относящегося к другой ветви административного процесса и принятого позднее (закон от 08.03.2015 № 21-ФЗ), указано, что дела организации могут вести в суде единоличный орган управления или уполномоченные лица в пределах полномочий, предоставленных им законами, иными нормативными правовыми актами или учредительными документами, либо представители организации.

Итак, законный представитель юридического лица — это термин для обозначения руководителя юрлица и других лиц, внесенных в ЕГРЮЛ в качестве действующих без доверенности. Наиболее сложный порядок представительства, связанный в том числе с введением этого термина, предусмотрен КоАП РФ. Его требования можно найти в статье выше.

От имени юридического или физического лица во взаимоотношениях с контрагентами, налоговыми, таможенными и иными органами вправе действовать его законный или уполномоченный...

От имени юридического или физического лица во взаимоотношениях с контрагентами, налоговыми, таможенными и иными органами вправе действовать его законный или уполномоченный представитель. Например, в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, налогоплательщик (организация или физическое лицо) может участвовать лично либо через своего законного или уполномоченного представителя (подп. 6 п. 1 ст. 21 и п. 1 ст. 26 НК РФ). Аналогично в отношениях, регулируемых законодательством РФ о страховых взносах во внебюджетные фонды, интересы плательщика страховых взносов вправе представлять он сам либо его законный или уполномоченный представитель. Это указано в части 1 статьи 5.1 и пункте 4 части 1 статьи 28 Федерального закона от 24.07.09 № 212-ФЗ (далее — Закон № 212-ФЗ).

Законными представителями организации признаются лица, уполномоченные представлять эту организацию на основании закона или ее учредительных документов. Законный представитель без доверенности действует от имени организации, в том числе представляет ее интересы и совершает сделки. Как правило, таким представителем является руководитель организации (ее директор, генеральный директор). Полномочия законного представителя организации подтверждаются документами, удостоверяющими его служебное положение.

Законными представителями физического лица признаются лица, выступающие в качестве его законного представителя в соответствии с нормами гражданского и семейного законодательства (родители, усыновители, опекуны, попечители). Так, законные представители имеются у несовершеннолетних, недееспособных граждан и граждан, ограниченных в дееспособности. Остальные физические лица, как правило, представляют свои интересы лично или через уполномоченного представителя. Информация о том, кто является законным представителем физических, а также юридических лиц различных организационно-правовых форм, приведена в таблице.

Уполномоченным представителем организации (физического лица) может быть другое юридическое или физическое лицо, наделенное этой организацией (физическим лицом) соответствующими полномочиями. Основанием представительства является доверенность. Доверенность, выдаваемая уполномоченному представителю организации, должна быть подписана ее руководителем или иным лицом, уполномоченным на это учредительными документами, и заверена печатью данной организации (п. 5 ст. 185 ГК РФ). Удостоверять такую доверенность у нотариуса не обязательно.

Доверенность уполномоченному представителю физического лица на представление его интересов в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах или законодательством РФ о страховых взносах во внебюджетные фонды, должна быть удостоверена нотариально. Это указано в пункте 3 статьи 29 НК РФ и части 9 статьи 5.1 Закона № 212-ФЗ. Вместо нотариально удостоверенной доверенности полномочия представителя физического лица могут подтверждаться доверенностью, приравниваемой к нотариально удостоверенной согласно пункту 3 статьи 185 ГК РФ. Любая организация или физическое лицо вправе одновременно иметь несколько уполномоченных представителей, которым предоставлены одинаковые или разные полномочия 1 .

Юридическое или физическое лицо, интересы которого представляются

Законный представитель

Основание представительства

З аконные представители юридических лиц

Общество с ограниченной ответственностью

Подпункт 1 пункта 3 статьи 40 Федерального закона от 08.02.98 № 14 ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»

Общество с дополнительной ответственностью

Единоличный исполнительный орган общества (генеральный директор, президент и др.)

Подпункт 1 пункта 3 статьи 40 Федерального закона от 08.02.98 № 14 ФЗ и пункт 3 статьи 95 ГК РФ

Закрытое акционерное общество

Единоличный исполнительный орган общества (директор, генеральный директор)

Пункт 2 статьи 69 Федерального закона от 26.12.95 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»

Открытое акционерное общество

Полное товарищество

Каждый участник полного товарищества (при условии, что учредительным договором не установлено, что все его участники ведут дела совместно)

Пункт 1 статьи 72 ГК РФ

Участник полного товарищества, которому поручено ведение дел (если учредительным договором ведение дел поручено одному или некоторым из участников)

Пункт 1 статьи 72 ГК РФ

Товарищество на вере (коммандитное товарищество)

Каждый из полных товарищей2 (при условии, что учредительным договором не установлено, что все его участники ведут дела совместно)

Полный товарищ, которому поручено ведение дел (если учредительным договором ведение дел поручено одному или некоторым из участников)

Пункт 2 статьи 82 и пункт 1 статьи 84 ГК РФ

Производственный кооператив (артель)

Председатель кооператива

Пункт 5 статьи 17 Федерального закона от 08.05.96 № 41-ФЗ «О производственных кооперативах»

Государственное унитарное предприятие

Руководитель унитарного предприятия (директор, генеральный директор)

Пункт 1 статьи 21 Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»

Муниципальное унитарное предприятие

Кредитный потребительский кооператив

Единоличный исполнительный орган кредитного кооператива (председатель кредитного кооператива, председатель правления кредитного кооператива, директор, исполнительный директор)

Пункт 3 статьи 22 Федерального закона от 18.07.2009 № 190-ФЗ «О кредитной кооперации»

Жилищный кооператив

Председатель правления жилищного кооператива

Подпункт 2 пункта 2 статьи 119 Жилищного кодекса

Жилищно-строительный кооператив

Жилищный накопительный кооператив

Единоличный исполнительный орган кооператива (директор)

Пункт 3 статьи 44 Федерального закона от 30.12.2004 № 215-ФЗ «О жилищных накопительных кооперативах»

Сельскохозяйственный кооператив

Председатель кооператива

Пункт 7 статьи 26 Федерального закона от 08.12.95 № 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации»

Товарищество собственников жилья

Председатель правления товарищества

Пункт 2 статьи 149 Жилищного кодекса

Садоводческое некоммерческое объединение граждан (садоводческое некоммерческое товарищество, садоводческий потребительский кооператив, садоводческое некоммерческое партнерство)

Председатель правления садоводческого некоммерческого объединения (товарищества, партнерства, потребительского кооператива)

Пункт 2 статьи 23 Федерального закона от 15.04.98 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» (далее — Закон № 66-ФЗ)

Огородническое некоммерческое объединение граждан (огородническое некоммерческое товарищество, огороднический потребительский кооператив, огородническое некоммерческое партнерство)

Председатель правления огороднического некоммерческого объединения (товарищества, партнерства, потребительского кооператива)

Дачное некоммерческое объединение граждан (дачное некоммерческое товарищество, дачный потребительский кооператив, дачное некоммерческое партнерство)

Председатель правления дачного некоммерческого объединения (товарищества, партнерства, потребительского кооператива)

Пункт 2 статьи 23 Закона № 66-ФЗ

Потребительское общество

Председатель совета потребительского общества, председатель правления потребительского общества

Пункты 2 и 12 статьи 19 Закона РФ от 19.06.92 № 3085-1 «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации»

Союз потребительских обществ

Председатель совета союза потребительских обществ, председатель правления союза потребительских обществ

Пункты 5 и 10 статьи 37 Закона РФ от 19.06.92 № 3085-1

Общество взаимного страхования

Директор общества

Пункт 6 статьи 15 Федерального закона от 29.11.2007 № 286-ФЗ «О взаимном страховании»

Негосударственный пенсионный фонд

Единоличный исполнительный орган фонда (исполнительный директор, президент), а в случае приостановления полномочий исполнительных органов фонда — руководитель временной администрации

Статья 30 и пункт 10 статьи 34.1 Федерального закона от 07.05.98 № 75 ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах»

Автономное учреждение

Руководитель автономного учреждения (директор, генеральный директор, ректор, главный врач, художественный руководитель, управляющий и др.)

Пункт 2 статьи 13 Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях»

З аконные представители физических лиц

Несовершеннолетний гражданин, не достигший возраста 14 лет (малолетний гражданин)

Родители, усыновители, опекун (опекуны)

Статья 28 ГК РФ и статья 64 Семейного кодекса

Несовершеннолетний гражданин в возрасте от 14 до 18 лет

Родители, усыновители, попечитель (попечители)

Статья 26 ГК РФ и статья 64 Семейного кодекса

Ребенок, оставшийся без попечения родителей, до момента передачи его в семью на воспитание (усыновление, удочерение, под опеку или попечительство, в приемную либо патронатную семью), а при отсутствии такой возможности — до устройства ребенка в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Органы опеки и попечительства3

Пункт 2 статьи 123 Семейного кодекса, подпункт 1 пункта 1 статьи 7 и подпункт 8 пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» (далее — Закон № 48-ФЗ)

Несовершеннолетний гражданин, находящийся под опекой или попечительством (если действия его опекуна или попечителя противоречат законодательству РФ, законодательству субъекта РФ или интересам подопечного либо если опекун или попечитель не осуществляет защиту законных интересов подопечного)

Органы опеки и попечительства

Гражданин, признанный судом недееспособным вследствие психического расстройства

Статья 32 ГК РФ

Гражданин, ограниченный судом в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами

Попечитель

Статья 33 ГК РФ

Недееспособный (ограниченный судом в дееспособности) гражданин, находящийся под опекой или попечительством (если действия его опекуна или попечителя противоречат законодательству РФ, законодательству субъекта РФ или интересам подопечного либо если опекун или попечитель не осуществляет защиту законных интересов подопечного)

Органы опеки и попечительства

Подпункт 1 пункта 1 статьи 7 и подпункт 8 пункта 1 статьи 8 Закона № 48-ФЗ

Гражданин, нуждающийся в установлении над ним опеки или попечительства

Органы опеки и попечительства

Подпункт 1 пункта 1 статьи 7 Закона № 48-ФЗ

Недееспособный (ограниченный судом в дееспособности) гражданин, помещенный под надзор в организацию, оказывающую социальные услуги, образовательную, медицинскую или иную организацию, в том числе в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Организация, в которую этот гражданин помещен под надзор

Пункт 4 статьи 35 ГК РФ

Пациент, находящийся на лечении или обследовании в психиатрическом стационаре и признанный недееспособным, но не имеющий законного представителя

Администрация и медицинский персонал психиатрического стационара

Статья 39 Закона РФ от 02.07.92 № 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании»

Издатель, имя или наименование которого указано на произведении (при отсутствии доказательств иного)4

Пункт 2 статьи 1265 ГК РФ

1 Наличие у налогоплательщика (плательщика страховых взносов) одного или нескольких уполномоченных представителей не лишает его права на личное участие в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах (законодательством РФ о страховых взносах во внебюджетные фонды). Вместе с тем личное участие налогоплательщика (плательщика страховых взносов) в соответствующих правоотношениях не лишает его права иметь одного или нескольких уполномоченных представителей (п. 2 ст. 26 НК РФ и ч. 2 ст. 5.1 Закона № 212-ФЗ).
2 Полными товарищами товарищества на вере (коммандитного товарищества) признаются участники такого товарищества, которые осуществляют от имени товарищества предпринимательскую деятельность и отвечают по его обязательствам своим имуществом (п. 1 ст. 82 ГК РФ).
3 Органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъекта РФ (п. 1 ст. 34 ГК РФ и п. 1 ст. 6 Закона № 48-ФЗ).
4 Издатель считается законным представителем автора до тех пор, пока автор произведения не раскроет свою личность и не заявит о своем авторстве (п. 2 ст. 1265 ГК РФ).

От имени юридического или физического лица во взаимоотношениях с контрагентами, налоговыми, таможенными и иными органами вправе действовать его законный или уполномоченный представитель. Например, в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, налогоплательщик (организация или физическое лицо) может участвовать лично либо через своего законного или уполномоченного представителя (подп. 6 п. 1 ст. 21 и п. 1 ст. 26 НК РФ). Аналогично в отношениях, регулируемых законодательством РФ о страховых взносах во внебюджетные фонды, интересы плательщика страховых взносов вправе представлять он сам либо его законный или уполномоченный представитель. Это указано в части 1 статьи 5.1 и пункте 4 части 1 статьи 28 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ (далее — Закон № 212-ФЗ).

Законными представителями организации признаются лица, уполномоченные представлять эту организацию на основании закона или ее учредительных документов. Законный представитель без доверенности действует от имени организации, в том числе представляет ее интересы и совершает сделки. Как правило, таким представителем является руководитель организации (ее директор, генеральный директор). Полномочия законного представителя организации подтверждаются документами, удостоверяющими его служебное положение.

Законными представителями физического лица признаются лица, выступающие в качестве его законного представителя в соответствии с нормами гражданского и семейного законодательства (родители, усыновители, опекуны, попечители). Так, законные представители имеются у несовершеннолетних, недееспособных граждан и граждан, ограниченных в дееспособности. Остальные физические лица, как правило, представляют свои интересы лично или через уполномоченного представителя. Информация о том, кто является законным представителем физических, а также юридических лиц различных организационно-правовых форм, приведена в таблице.

Уполномоченным представителем организации (физического лица) может быть другое юридическое или физическое лицо, наделенное этой организацией (физическим лицом) соответствующими полномочиями. Основанием представительства является доверенность. Доверенность, выдаваемая уполномоченному представителю организации, должна быть подписана ее руководителем или иным лицом, уполномоченным на это учредительными документами, и заверена печатью данной организации (п. 5 ст. 185 ГК РФ). Удостоверять такую доверенность у нотариуса не обязательно.

Доверенность уполномоченному представителю физического лица на представление его интересов в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах или законодательством РФ о страховых взносах во внебюджетные фонды, должна быть удостоверена нотариально. Это указано в пункте 3 статьи 29 НК РФ и части 9 статьи 5.1 Закона № 212-ФЗ. Вместо нотариально удостоверенной доверенности полномочия представителя физического лица могут подтверждаться доверенностью, приравниваемой к нотариально удостоверенной согласно пункту 3 статьи 185 ГК РФ. Любая организация или физическое лицо вправе одновременно иметь несколько уполномоченных представителей, которым предоставлены одинаковые или разные полномочия.

Юридическое или физическое лицо, интересы которого представляются Законный представитель Основание представительства
Законные представители юридических лиц
Общество с ограниченной ответственностью Подпункт 1 пункта 3 статьи 40 Федерального закона от 08.02.98 № 14 ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»
Общество с дополнительной ответственностью Единоличный исполнительный орган общества (генеральный директор, президент и др.) Подпункт 1 пункта 3 статьи 40 Федерального закона от 08.02.98 № 14 ФЗ и пункт 3 статьи 95 ГК РФ


Просмотров