Порядок информирования компетентного органа транспортной безопасности. Порядок информирования компетентного органа и уполномоченных подразделений органов фсб, мвд о непосредственных и прямых угрозах совершения анв

Порядок информирования компетентного органа и уполномоченных подразделений органов ФСБ, МВД о непосредственных и прямых угрозах совершения АНВ разрабатывается для ОТИ в соответствии с «Порядком информирования субъектами транспортной инфраструктуры и перевозчиками об угрозах совершения и о совершении актов незаконного вмешательства на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах», утвержденным приказом Минтранса России от 16.02.2011 № 56.

Порядок приведенв приложении.

7.2. Порядок реагирования на подготовку совершения АНВ в отношении ОТИ.

Любая информация, касающаяся подготовки к совершению АНВ в отношении ОТИ или ТС, находящихся на его территории, должна быть установленным порядком передана силам обеспечения ТБ на ОТИ для своевременного принятии адекватных мер.

В этих целях руководителями подразделений ОТИ и юридических лиц, осуществляющих на законных основаниях деятельность в зоне ТБ и на критических элементах ОТИ, должны быть доведены до работников требования по действиям в сложившейся обстановке.

В наглядной и доступной форме персонал и посетители ОТИ должны быть проинформированы о доступных средствах связи и номерах телефонов для передачи информации оперативным службам ОТИ и силам обеспечения ТБ ОТИ.

В обязанности подразделения ТБ входит:

1. Воспрепятствование проникновению любых лиц в зону транспортной безопасности или на критические элементы ОТИ или ТС вне установленных (обозначенных) КПП (постов).

Работники подразделения ТБ должны воспрепятствовать проникновению в зону свободного доступа, зону транспортной безопасности и на критические элементы ОТИ нарушителя, оснащенного специальными техническими средствами или с использованием автотранспортных средств, самоходной техники и машин.

2. Воспрепятствование преодолению любыми лицами КПП (постов) без соблюдения условий допуска, наличия и действительности пропусков и иных установленных видов разрешений в зону ТБ или на критические элементы ОТИ или ТС.

3. Передача уполномоченным представителям подразделений федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, нарушителей пропускного и внутриобъектового режима, лиц проносящих или провозящих предметы и вещества, которые запрещены или ограничены для перемещения в зону ТБ и на критический элемент ОТИ или ТС, лиц, совершающих или подготавливающих АНВ.



4. Не допущение попадания предметов или веществ, которые запрещены или ограничены для перемещения в зону ТБ и на КЭ ОТИ или ТС, путем их выявления и передачи представителям уполномоченных подразделений федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, а также локализации и устранения последствия их применения.

Реагирование на подготовку совершения АНВ в отношении ОТИ должно учитывать:

Источник информации,

Характеристику установленных признаков подготовки совершения АНВ,

Полноту и достоверность информации,

Оценку характера и степени угрозы.

Информация о подготовке к совершению АНВ может исходить от внешних и от внутренних источников.

К внешним источникам может быть отнесена информация, полученная от уполномоченных должностных лиц подразделений федеральных органов исполнительной власти, находящихся вне территории ОТИ.

К внутренним источникам может быть отнесена информация, полученная от должностных лиц ТС, персонала ОТИ, пассажиров и посетителей находящихся на ОТИ.

Меры, принимаемые на ОТИ при реагировании на подготовку совершения АНВ :

1. При угрозе захвата:

2. При угрозе взрыва:

Оперативное доведение информации до руководства СТИ и сил обеспечения ТБ.

Информирование установленным порядком (раздел ___ Плана, приложение ___).



Усиление охраны объекта по периметру и на критических элементах.

Приведение в немедленную готовность ГБР.

Проведение досмотра в целях обеспечения ТБ всех проходящих, проезжающих (перемещаемых) через КПП физических лиц и материальных объектов

3. При угрозе размещения или попытки размещения на ОТИ и/или ТС взрывных устройств (взрывчатых веществ):

Оперативное доведение информации до руководства СТИ и сил обеспечения ТБ.

Информирование установленным порядком (раздел ___ Плана, приложение ___).

Усиление охраны объекта по периметру и на критических элементах.

Приведение в немедленную готовность ГБР.

Проведение досмотра в целях обеспечения ТБ всех проходящих, проезжающих (перемещаемых) через КПП физических лиц и материальных объектов

Введение запрета на допуск посетителей на территорию ОТИ.

Введение ограничений или запрет на использование технических средств и средств связи.

Привлечение кинологических служб для выявления взрывных устройств.

Подготовка и проведение мероприятий по эвакуации персонала и посетителей.

4. При угрозе поражения опасными веществами:

Оперативное доведение информации до руководства СТИ и сил обеспечения ТБ.

Информирование установленным порядком (раздел ___ Плана, приложение ___).

Усиление охраны объекта по периметру и на критических элементах.

Приведение в немедленную готовность ГБР.

Проведение досмотра в целях обеспечения ТБ всех проходящих, проезжающих (перемещаемых) через КПП физических лиц и материальных объектов

Введение запрета на допуск посетителей на территорию ОТИ.

Подготовка и проведение мероприятий по эвакуации персонала и посетителей.

Привлечение специализированных подразделений для проведения радиационного и химического контроля на территории ОТИ

5. При угрозе захвата КЭ ОТИ и/или ТС:

Оперативное доведение информации до руководства СТИ и сил обеспечения ТБ.

Информирование установленным порядком (раздел ___ Плана, приложение ___).

Усиление охраны и наблюдения и на КЭ ОТИ и/или ТС.

Приведение в немедленную готовность ГБР.

Проведение досмотра в целях обеспечения ТБ всех проходящих, проезжающих (перемещаемых) через КПП физических лиц и материальных объектов

6. При угрозе взрыва КЭ ОТИ и/или ТС:

Оперативное доведение информации до руководства СТИ и сил обеспечения ТБ.

Информирование установленным порядком (раздел ___ Плана, приложение ___).

Усиление охраны объекта по периметру и на критических элементах.

Приведение в немедленную готовность ГБР.

Проведение досмотра в целях обеспечения ТБ всех проходящих, проезжающих (перемещаемых) через КПП физических лиц и материальных объектов

Введение запрета на допуск посетителей на территорию ОТИ.

Введение ограничений или запрет на использование технических средств и средств связи.

Привлечение кинологических служб для выявления взрывных устройств.

Подготовка и проведение мероприятий по эвакуации персонала и посетителей.

7. При угрозе размещения или попытки размещения на КЭ ОТИ взрывных устройств (взрывчатых веществ):

Оперативное доведение информации до руководства СТИ и сил обеспечения ТБ.

Информирование установленным порядком (раздел ___ Плана, приложение ___).

Усиление наблюдения за КЭ ОТИ.

Усиление охраны объекта на критических элементах.

Приведение в немедленную готовность ГБР.

Проведение досмотра в целях обеспечения ТБ всех проходящих, проезжающих (перемещаемых) через КПП физических лиц и материальных объектов.

Введение ограничений или запрет на использование технических средств и средств связи.

Привлечение кинологических служб для выявления взрывных устройств.

Введение запрета на допуск посетителей на КЭ ОТИ.

8. При угрозе блокирования:

Оперативное доведение информации до руководства СТИ и сил обеспечения ТБ.

Информирование установленным порядком (раздел ___ Плана, приложение ___).

Усиление наблюдения за движением автотранспорта на въезд и выезд в районе КПП.

Усиление охраны объекта по периметру и на критических элементах.

Приведение в немедленную готовность ГБР.

Проведение досмотра в целях обеспечения ТБ всех проходящих, проезжающих (перемещаемых) через КПП физических лиц и материальных объектов

Введение ограничений или запрета на допуск посетителей на территорию ОТИ.

9. При угрозе хищения:

Оперативное доведение информации до руководства СТИ и сил обеспечения ТБ.

Информирование установленным порядком (раздел ___ Плана, приложение ___).

Усиление охраны объекта по периметру и на критических элементах.

Приведение в немедленную готовность ГБР.

Проведение досмотра в целях обеспечения ТБ всех проходящих, проезжающих (перемещаемых) через КПП физических лиц и материальных объектов

Введение ограничений или запрета на допуск посетителей на территорию ОТИ.

Приказ Минтранса РФ от 16 февраля 2011 г. N 56
"О Порядке информирования субъектами транспортной инфраструктуры и перевозчиками об угрозах совершения и о совершении актов незаконного вмешательства на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах"

С изменениями и дополнениями от:

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 12 Федерального закона от 9 февраля 2007 г. N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 7 (ч. I), ст. 837; 2008, N 30 (ч. II), ст. 3616; 2009, N 29, ст. 3634; 2010, N 27, ст. 3415) и пунктом 5.2.53.40 Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 395 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 32, ст. 3342; 2006, N 15, ст. 1612; N 24, ст. 2601; N 52 (ч. III), ст. 5587; 2008, N 8, ст. 740; N 11 (ч. I), ст. 1029; N 17, ст. 1883; N 18, ст. 2060; N 22, ст. 2576; N 42, ст. 4825; N 46, ст. 5337; 2009, N 3, ст. 378; N 4, ст. 506; N 6, ст. 738; N 13, ст. 1558; N 18 (ч. II), ст. 2249; N 32, ст. 4046; N 33, ст. 4088; N 36,ст. 4361; N 51, ст. 6332; 2010, N 6, ст. 650; N 6, ст. 652; N 11, ст. 1222; N 12, ст. 1348; N 13, ст. 1502; N 15, ст. 1805; N 25, ст. 3172; N 26, ст. 3350; N 31, ст. 4251), приказываю:

Утвердить прилагаемый Порядок информирования субъектами транспортной инфраструктуры и перевозчиками об угрозах совершения и о совершении актов незаконного вмешательства на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах.

И.Е. Левитин

Регистрационный N 20147

Субъекты транспортной инфраструктуры и перевозчики обязаны незамедлительно информировать компетентные органы о совершении актов незаконного вмешательства и их угрозах на объектах транспортной инфраструктуры (ОТИ) и транспортных средствах (ТС). Установлены формы и порядок передачи указанных сведений.

Данные направляются в органы обеспечения транспортной безопасности, Ространснадзора, ФСБ России и внутренних дел по месту нахождения ОТИ (регистрации ТС). Информация сообщается через телефонную, радио-, факсимильную или электронную связь. Сведения передаются в имеющемся объеме и дополняются по мере поступления новых данных. Это касается и анонимных сообщений.

Субъекты транспортной инфраструктуры и перевозчики фиксируют факт, дату и время передачи сведений в компетентные органы. Носители информации об акте незаконного вмешательства (его угрозе) хранятся в течение 1 месяца.

  1. Общие сведения об информационном обеспечении в области ТБ
  2. Единая государственная информационная система ОТБ
  3. Порядок получения СТИ и перевозчиками информации по вопросам ОТБ
  4. Порядок информирования СТИ и перевозчиками об угрозах совершения и о совершении АНВ на ОТИ и ТС

1. В целях осуществления мер по ОТБ федеральным органом исполнительной власти создается единая государственная информационная система ОТБ (ЕГИС ОТБ), являющаяся собственностью РФ. Информационная система состоит, в том числе из автоматизированных централизованных баз персональных данных о пассажирах и персонале ТС. Такие базы формируются при осуществлении следующих видов перевозок:

1) внутренние и международные воздушные перевозки;

2) железнодорожные перевозки в дальнем следовании;

3) перевозки морским, внутренним водным транспортом в международном сообщении и в сообщении между портами, расположенными на территориях разных субъектов РФ (за исключением перевозок между городом федерального значения Москвой и Московской областью, а также между городом федерального значения Санкт-Петербургом и Ленинградской областью);

4) перевозки автомобильным транспортом в международном сообщении и в междугородном сообщении между населенными пунктами, расположенными на территориях разных субъектов РФ (за исключением перевозок между городом федерального значения Москвой и Московской областью, а также между городом федерального значения Санкт-Петербургом и Ленинградской областью).

Информационные ресурсы ЕГИС ОТБ являются информацией ограниченного доступа.

2. Автоматизированные централизованные базы персональных данных о пассажирах и персонале ТС (далее – Базы данных) формируются на основании информации, предоставленной:

1) субъектами транспортной инфраструктуры и перевозчиками;

2) федеральными органами исполнительной власти;

3) иностранными государствами и организациями в рамках международного сотрудничества по вопросам ОТБ.

При оформлении проездных документов (билетов) и формировании персонала (экипажей) ТС передаче в Базы данных подлежат следующие данные:

1) фамилия, имя, отчество;

2) дата и место рождения;

3) вид и номер документа, удостоверяющего личность, по которому приобретается проездной документ (билет);

4) пункт отправления, пункт назначения, вид маршрута следования (беспересадочный, транзитный);

5) дата поездки;

7) гражданство.

Для персонала ТС (экипажа) обязательной передаче в Базы данных подлежит информация о занимаемой должности в экипаже ТС. Информация о персонале (экипаже) передается по завершении формирования экипажей, но не позднее, чем за 24 часа до момента отправления ТС. В случае изменения (дополнения) состава экипажа ТС сведения о включенных в состав экипажа ТС лицах передаются в Базы данных незамедлительно, но не позднее момента отправления ТС.


Порядок формирования и ведения Баз данных, а также предоставления содержащихся в них данных устанавливается федеральным органом исполнительной власти. Передача сведений в Базы данных осуществляется на русском языке и (или) языке, на котором составлен документ, удостоверяющий личность.

Федеральным органом исполнительной власти могут быть установлены дополнительные сведения, передаваемые в Базы данных, применительно к отдельным видам транспорта.

Субъект транспортной инфраструктуры или перевозчик иностранного государства обеспечивают передачу данных в соответствии с ФЗ "О персональных данных" и ФЗ «О транспортной безопасности.

Проверка соблюдения порядка передачи сведений в Базы данных проводится федеральным органом исполнительной власти при осуществлении им государственного контроля (надзора) в области ТБ.

3. Порядок получения субъектами транспортной инфраструктуры (далее – СТИ) и перевозчиками информации по вопросам ОТБ (далее - Порядок) разработан в соответствии с ФЗ "О транспортной безопасности". Порядок устанавливает процедуру получения СТИ и перевозчиками информации по вопросам ОТБ от федеральных органов исполнительной власти.

Для получения информации по вопросам ОТБ СТИ и перевозчик направляют в федеральный орган исполнительной власти письменный запрос, содержащий сведения о запрашиваемой информации, целях ее получения. Федеральный орган исполнительной власти в пределах своей компетенции предоставляет СТИ и перевозчику информацию по вопросам ОТБ в порядке и в сроки, установленные законодательством РФ. Федеральный орган исполнительной власти вправе не предоставлять информацию по вопросам ОТБ по запросу, если запрашиваемая информация опубликована в средствах массовой информации или размещена в сети Интернет. В этом случае в ответе на запрос федеральный орган исполнительной власти указывают наименование, дату выхода и номер средства массовой информации и (или) электронный адрес сайта, на котором размещена запрашиваемая информация. Запрос и ответ на запрос подлежат обязательной регистрации в федеральном органе исполнительной власти.

Федеральные органы исполнительной власти информируют СТИ и перевозчиков о:

Об известных им сведениях о прямых или непосредственных угрозах совершения АНВ в деятельность ОТИ и ТС;

О решениях Министра транспорта РФ об объявлении (установлении) либо отмене уровней безопасности N 2 и N 3 при изменении степени угрозы совершения АНВ в деятельность транспортного комплекса;

4. Порядок информирования субъектами транспортной инфраструктуры и перевозчиками об угрозах совершения и о совершении АНВ на ОТИ и ТС (далее - Порядок) разработан в соответствии с ФЗ "О транспортной безопасности" и Положения о Министерстве транспорта РФ.

СТИ и перевозчики обязаны незамедлительно представлять информацию в компетентные органы в области ОТБ, Федеральную службу по надзору в сфере транспорта, органы ФСБ РФ, органы внутренних дел РФ (далее – Государственные органы) согласно Перечню потенциальных угроз совершения АНВ в деятельность ОТИ и ТС.

Информирование об угрозах совершения и о совершении АНВ на ОТИ и ТС субъектами транспортной инфраструктуры и перевозчиками (далее – Угрозах) осуществляется по месту фактического нахождения ОТИ, месту регистрации и фактического нахождения ТС.

СТИ и перевозчики при информировании об Угрозах используют телефонные и радиосредства связи, в случае их отсутствия используют электронные и/или факсимильные средства связи.

СТИ и перевозчики представляют информацию об Угрозах согласно приложениям № 1 - 10 к настоящему Порядку применительно к конкретным видам транспорта (далее - Приложения).

При получении анонимной информации об Угрозах СТИ и перевозчики представляют информацию согласно разделу III Приложения к настоящему Порядку.

При представлении информации в Государственные органы в первую очередь называется фамилия, имя и отчество лица, передающего сообщение, занимаемая им должность на ОТИ и ТС, в СТИ или перевозчике, их наименование. Далее сообщается информация согласно Приложению.

Лицо, передавшее сообщение, фиксирует в разделе IV Приложения фамилии, имена, отчества, занимаемые должности лиц Государственных органов, принявших сообщение об Угрозах, указывает дату и время ее передачи и удостоверяет своей подписью.

При представлении информации в электронном виде, информация подписывается электронно-цифровой подписью лица, заполнившего Приложение. При представлении информации по средствам факсимильной связи лицо, заполнившее Приложение на бумажном носителе, удостоверяет его своей подписью.

При заполнении соответствующего Приложения на бумажном носителе рукописным способом запись производится на русском языке разборчивым почерком или печатными буквами чернилами синего либо черного цвета. Помарки, подчистки и исправления не допускаются.

СТИ и перевозчики фиксируют факт передачи, дату и время передачи информации об Угрозах органам по средствам электронной, факсимильной связи в соответствии с их программными и техническими средствами. При передаче информации по средствам телефонной и радиосвязи лицо, передавшее информацию, фиксирует факт ее передачи, дату и время посредством аудио- и/или видеосредств.

Срок хранения носителей информации об угрозах совершения и о совершении АНВ на ОТИ и ТС составляет не менее одного месяца.

ВАРИАНТ № 2

Ответы на вопросы для проверки соответствия

знаний, умений и навыков, являющихся обязательными

для работников, назначенных в качестве лиц,

ответственных за обеспечение ТБ на ОТИ и (или) ТС
ОБОЗНАЧЕНИЯ И СОКРАЩЕНИЯ
АНВ: Акт незаконного вмешательства

АЦБПДП: Автоматизированные централизованные базы персональных данных о пассажирах и персонале ТС

ЕГИС ОТБ: Единая государственная информационная система обеспечения транспортной безопасности

ИСО ТБ: Инженерные сооружения обеспечения ТБ

ИТСО ТБ: Инженерно-технические системы обеспечения ТБ

КПП: Контрольно-пропускной пункт

КЭ: Критический элемент ОТИ или транспортного средства

ОТИ: Объекты транспортной инфраструктуры

ОУ: Оценка уязвимости

ОТБ: Обеспечение транспортной безопасности

СТИ: Субъекты транспортной инфраструктуры

ТБ: Транспортная безопасность

ТС: Транспортные средства

ТСО ТБ: Технические средства обеспечения транспортной безопасности

ФОИВ: Федеральный орган исполнительной власти


  1. Цели и задачи обеспечения транспортной безопасности.
Целями обеспечения ТБ являются устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства.

Основными задачами обеспечения ТБ являются:

1) нормативное правовое регулирование в области обеспечения ТБ;

2) определение угроз совершения актов незаконного вмешательства;

3) оценка уязвимости ОТИ и ТС;

5) разработка и реализация требований по обеспечению ТБ;

6) разработка и реализация мер по обеспечению ТБ;

7) подготовка и аттестация сил обеспечения ТБ

8) осуществление федерального гос. контроля (надзора) в области обеспечения ТБ;

9) информационное, материально-техническое и научно-техническое обеспечение ТБ;

10) сертификация технических средств обеспечения ТБ.


  1. Понятия транспортной безопасности, субъекта транспортной инфраструктуры, объекта транспортной инфраструктуры, транспортных средств, акта незаконного вмешательства.
Транспортная безопасность - состояние защищенности ОТИ и ТС от АНВ.

Субъекты транспортной инфраструктуры - юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица, являющиеся собственниками ОТИ и (или) ТС или использующие их на ином законном основании;

Объекты транспортной инфраструктуры - технологический комплекс, включающий железнодорожные, трамвайные и внутренние водные пути, контактные линии, автомобильные дороги, тоннели, эстакады, мосты, вокзалы, железнодорожные и автобусные станции, метрополитены, морские торговые, рыбные, специализированные и речные порты, портовые средства, судоходные гидротехнические сооружения, аэродромы, аэропорты, объекты систем связи, навигации и управления движением ТС, а также иные здания, сооружения, устройства и оборудование, обеспечивающие функционирование транспортного комплекса.

Транспортные средства - устройства, предназначенные для перевозки физических лиц, грузов, багажа, ручной клади, личных вещей, животных или оборудования, установленных на указанных ТС устройств, в значениях, определенных транспортными кодексами и уставами.

Акт незаконного вмешательства - противоправное действие (бездействие), в том числе террористический акт, угрожающее безопасной деятельности транспортного комплекса, повлекшее за собой причинение вреда жизни и здоровью людей, материальный ущерб либо создавшее угрозу наступления таких последствий.
3. Оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и ТС от актов незаконного вмешательства.

Оценка уязвимости ОТИ и/или транспортного средства проводится в целях определения степени защищенности ОТИ и ТС от потенциальных угроз совершения АНВ в деятельность ОТИ и ТС.

Решение об утверждении (об отказе в утверждении) результатов проведенной ОУ либо об отказе в их утверждении принимается компетентным органом в срок, не превышающий 30 дней, оформляется в виде заключения и утверждается руководителем компетентного органа, заверяется гербовой печатью и направляется в специализированную организацию, осуществлявшую оценку уязвимости. При изменении конструктивных, технических и технологических характеристик ОТИ и ТС, и/или потенциальных угроз совершения АНВ в деятельность ОТИ и ТС, требований по ОТБ ОТИ и ТС, в месячный срок проводится дополнительная оценка уязвимости в части, касающейся произошедших изменений.
4. Планирование и реализация мер по обеспечению ТБ ОТИ и ТС.

Согласно требований нормативных документов существует система мер, реализуемая СТИ для защиты ОТИ и ТС от потенциальных, непосредственных и прямых угроз совершения АНВ.

Система принятых на ОТИ мер по защите от АНВ состоит из следующих составных частей:


  1. Организационные меры по обеспечению ТБ ОТИ:
- назначение лиц, ответственных за ТБ;

Номенклатура должностей, работающих в зоне ТБ, связанных с обеспечением ТБ;

Положение о пропускном и внутриобъектовом режимах;

Порядок реагирования на подготовку АНВ, выявления физических лиц, проверки документов, информирования вышестоящих органов, функционирования ИТС;

Установление конфигураций зон ТБ, свободного доступа;

Установление единых видов пропусков;

И т.д.


  1. Инженерно-технические системы обеспечения ТБ ОТИ:
- обеспечение видеонаблюдения за действиями сил ТБ на КПП и посту (пункте) управления обеспечением ТБ ОТИ;

Обеспечение защиты ИТСО ТБ ОТИ от несанкционированного доступа к элементам управления, обработки и хранения данных;

Постоянная готовность к использованию и исправность средств связи;

Наличие инженерно-технических систем обеспечения ТБ (ограждения, противотаранные устройства, решетки, усиленные двери, шлюзы, системы контроля доступа, досмотра, видеонаблюдения, сигнализации, охранного освещения).


  1. Силы обеспечения ТБ ОТИ:
Силы обеспечения транспортной безопасности - лица, ответственные за обеспечение транспортной безопасности в субъекте транспортной инфраструктуры, на объекте транспортной инфраструктуры, транспортном средстве, включая персонал субъекта транспортной инфраструктуры или подразделения транспортной безопасности, непосредственно связанный с обеспечением транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры или транспортных средств
5. Подготовка и аттестация сил обеспечения ТБ, аккредитация подразделений ТБ.

Порядок подготовки сил ОТБ разработан в соответствии с частью 1 статьи 12.1 Федерального закона от 9 февраля 2007 г. № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» и утвержден приказом Минтранса России от 31.07.2014 г. № 212.

Порядком определено, что подготовка сил ОТБ направлена на приобретение знаний, умений, навыков, необходимых для выполнения работ, непосредственно связанных с ОТБ, а также на непрерывное профессиональное образование сил ОТБ, и осуществляется посредством реализации программ основного и дополнительного профессионального обучения.

Подготовка сил ОТБ включает в себя теоретическую , тренажерную и практическую подготовку.

Аттестация сил ОТБ.

Силы ОТБ подлежат обязательной аттестации, проводимой органами аттестации в порядке, установленном Правительством РФ.

Аттестация заключается в установлении соответствия знаний, умений и навыков аттестуемых лиц и личностных (психофизиологических) качеств, уровня физической подготовки отдельных категорий аттестуемых лиц требованиям законодательства РФ о ТБ в целях принятия СТИ решения о допуске аттестуемого лица к выполнению работ, непосредственно связанных с ОТБ.

Аттестация проводится со следующей периодичностью:

а) один раз в 5 лет - для работников СТИ, ответственных за обеспечение ТБ в СТИ, на ОТИ или ТС.
6. Цели и задачи досмотра, дополнительного досмотра и повторного досмотра, осуществляемых на объектах транспортной инфраструктуры и ТС в целях обеспечения ТБ.

Досмотр, дополнительный досмотр, повторный досмотр осуществляются уполномоченными лицами из числа работников подразделений ТБ, аттестованными в соответствии с законодательством Российской Федерации на соответствие требованиям к работникам сил обеспечения ТБ, осуществляющим досмотр, дополнительный досмотр, повторный досмотр (далее - работники досмотра).

В ходе досмотра в целях обеспечения ТБ (далее - досмотр) осуществляются мероприятия по обследованию физических лиц, а также ТС, грузов, багажа, ручной клади и личных вещей, находящихся у физических лиц, и иных материальных объектов живой или неживой природы (далее - объекты досмотра), в целях обнаружения оружия, взрывчатых веществ или других устройств, предметов и веществ, в отношении которых установлен запрет или ограничение на перемещение в зону ТБ или ее часть.

В ходе дополнительного досмотра в целях обеспечения ТБ осуществляются мероприятия по обследованию объектов досмотра в целях обнаружения, распознавания и идентификации, выявленных в ходе досмотра предметов и веществ, которые запрещены или ограничены для перемещения, а также по обследованию материально-технических объектов, которые могут быть использованы для совершения АНВ.

В ходе повторного досмотра в целях обеспечения ТБ осуществляются мероприятия по повторному обследованию объектов досмотра для выявления физических лиц, в действиях которых усматриваются признаки подготовки к совершению АНВ, либо материально-технических объектов, которые могут быть использованы для совершения АНВ. Повторный досмотр проводится при получении СТИ или перевозчиком информации об угрозе совершения АНВ.
7. Силы обеспечения ТБ.

Силы обеспечения транспортной безопасности - лица, ответственные за ОТБ, и персонал, непосредственно связанный с ОТБ ОТИ, а также подразделения ТБ.

8. Предметы и вещества, запрещенные или ограниченные к перемещению в зону ТБ объектов транспортной инфраструктуры и ТС, на КЭ ОТИ и ТС.

1. Взрывчатые вещества, средства взрывания и предметы ими начиненные:

Взрывные устройства и их отдельные элементы;

Патроны боевые (в том числе малокалиберные) и строительно-монтажные;

Патроны к газовому оружию; капсюли (пистоны) охотничьи;

Заряды твердого топлива и изделия, содержащие их в своем составе;

Пиротехнические средства (воспламенительные, дымообразующие, зажигательные, имитационные, осветительные, фотоосветительные, сигнальные, трассирующие, специальные средства, средства активного воздействия, газогенераторы, средства пироавтоматики, средства помех и другие средства, содержащие пиротехнические составы);

Пиротехнические изделия (фейерверки, хлопушки, салюты, петарды, бенгальские огни, спички, фонтаны и другие пиротехнические изделия, содержащие пиротехнические составы);

Капсюли-детонаторы, электродетонаторы, электровоспламенители, детонирующие и огнепроводные шнуры и т.д.

2. Огнестрельное оружие и его составные части, включая стволы, затворы и др.

3. Газовое и пневматическое оружие.

4. Копии и имитации огнестрельного оружия.

5. Легковоспламеняющиеся жидкости и вещества.

6. Сжатые и сжиженные горючие газы.

7. Ядовитые и отравляющие вещества.

8. Едкие и коррозирующие вещества (кислоты, щелочи, бром и т.п.)

9. Токсичные вещества.
9. Знания и умения, являющиеся обязательными для работников, назначенных в качестве лиц, ответственных за обеспечение ТБ на ОТИ.

Работник должен знать:

1) положения законодательных и нормативных правовых актов в области обеспечения ТБ на ОТИ и (или) ТС;

2) структуру и полномочия федеральных органов исполнительной власти в области обеспечения ТБ;

3) перечень потенциальных угроз совершения АНВ, порядок объявления (установления) уровней безопасности ОТИ и (или) ТС;

4) требования по обеспечению ТБ ОТИ и (или) ТС, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности;

5) особенности организации пропускного и внутриобъектового режимов на ОТИ и (или) ТС;

6) порядок обращения с информацией ограниченного доступа и сведениями, составляющими государственную тайну;

7) порядок информирования СТИ и перевозчиками об угрозах совершения или о совершении АНВ в деятельность ОТИ и (или) ТС;

8) особенности осуществления федерального государственного контроля (надзора) в области ТБ;

9) положения законодательства, регламентирующие уголовную и административную ответственность за нарушение требований в области обеспечения ТБ, административную ответственность за нарушение установленных в области обеспечения ТБ порядков и правил.

Работник должен уметь:

1) организовать исполнение внутренних организационно-распорядительных документов, регламентированных положениями законодательства о ТБ в части, касающейся ОТИ и (или) ТС;

2) осуществлять информирование федеральных органов исполнительной власти об угрозах совершения или совершении АНВ в деятельность ОТИ и (или) ТС;

3) организовать инструктаж сил ОТБ;

4) обеспечить реализацию плана обеспечения ТБ ОТИ и (или) ТС в пределах своей компетенции.
10-12. Единая государственная информационная система обеспечения ТБ (ЕГИС ОТБ). Область применения, задачи и цели создания. Структура ЕГИС ОТБ.

Единая государственная информационная система обеспечения ТБ (ЕГИС ОТБ) предназначена для информационного обеспечения деятельности федеральных органов исполнительной власти (ФОИВ) по реализации установленных государством правовых, экономических, организационных и иных мер в сфере транспортного комплекса, соответствующих угрозам совершения актов незаконного вмешательства.

Основными целями ЕГИС ОТБ являются:

Сбор, обработка, накопление и хранение информации, а также предоставление доступа к ней;

Обеспечение информационного взаимодействия между оператором, поставщиками, пользователями и потребителями информации ЕГИС ОТБ;

Организация совместного использования информационных ресурсов в области ТБ в рамках единого защищенного закрытого информационного пространства;

Осуществление мониторинга и анализа текущего состояния защищенности ОТИ и ТС от АНВ и принимаемых мер в области ТБ;

Интеграция информационных ресурсов по отдельным видам транспорта для формирования целостного представления о состоянии ТБ транспортного комплекса в целом и для информационного обеспечения деятельности по ее совершенствованию.

Структура системы.

ЕГИС ОТБ является централизованной территориально распределенной информационной системой на базе главного (ГЦОД) и резервного (РЦОД) центров обработки данных с территориально распределенными программно-техническими комплексами (ПТК) федеральных органов исполнительной власти и подведомственных им территориальных органов и организаций, сопряженными с центрами обработки данных ЕГИС ОТБ с использованием защищенных каналов связи.

13. Порядок получения СТИ и перевозчиками информации по вопросам обеспечения ТБ.

СТИ и перевозчики имеют право в установленном порядке получать от уполномоченных ФОИВ информацию по вопросам обеспечения ТБ.

Для получения информации по вопросам обеспечения ТБ субъект транспортной инфраструктуры и перевозчик направляют в ФОИВ или в его территориальные подразделения письменный запрос, содержащий сведения о запрашиваемой информации и целях ее получения. ФОИВ или его территориальные подразделения в пределах своей компетенции предоставляет СТИ и перевозчику информацию по вопросам обеспечения ТБ в порядке и в сроки, установленные законодательством Российской Федерации. Запрос и ответ на запрос подлежат обязательной регистрации в федеральном органе исполнительной власти или его территориальном подразделении.
14. Порядок информирования субъектами транспортной инфраструктуры и перевозчиками об угрозах совершения и о совершении актов незаконного вмешательства на ОТИ и ТС.

СТИ и перевозчики обязаны незамедлительно представлять информацию об угрозах совершения и о совершении АНВ на ОТИ и ТС в компетентные органы в области ОТБ, Федеральную службу по надзору в сфере транспорта и ее территориальные органы, органы Федеральной службы безопасности РФ, органы внутренних дел РФ или их уполномоченные структурные подразделения согласно Перечню потенциальных угроз совершения АНВ в деятельность ОТИ и ТС, утвержденному Приказом Минтранса России, ФСБ России, МВД России от 5 марта 2010 г. № 52/112/134, используя телефонные и радиосредства связи, в случае их отсутствия - электронные и/или факсимильные средства связи.

При представлении информации об угрозах совершения и о совершении АНВ на ОТИ и ТС в государственные органы по средствам телефонной или радиосвязи, в первую очередь называется фамилия, имя и отчество лица, передающего сообщение об угрозах совершения и о совершении АНВ на ОТИ или ТС, занимаемая им должность на ОТИ или ТС, в СТИ или перевозчике, их наименование. Далее сообщается информация согласно соответствующему приложению к Порядку информирования.

Лицо, передавшее сообщение, фиксирует в разделе IV соответствующего приложения фамилии, имена, отчества, занимаемые должности лиц государственных органов, принявших сообщение об угрозах совершения и о совершении АНВ на ОТИ и ТС, указывает дату и время ее передачи и удостоверяет своей подписью.

Срок хранения носителей информации об угрозах совершения и о совершении АНВ на ОТИ и ТС, подтверждающих факт передачи информации, дату и время, а также заполненное соответствующее приложение (приложения) к настоящему Порядку составляет не менее одного месяца.
15. Уровни безопасности ОТИ и ТС. Порядок их объявления (установления).

Транспортная безопасность в Российской Федерации регулируется законами, нормативными актами, постановлениями правительства. Законодательные акты составляются в официально-деловом стиле, сухим юридическим языком, довольно сложным к прочтению и пониманию.
Для человека, впервые столкнувшегося с необходимостью обеспечения транспортной безопасности для собственного предприятия, довольно сложно разобраться в многообразии определений, используемых в законодательных актах и разобраться в этом предмете.

В этой статье приведены основные понятия, используемые при описании транспортной безопасности, с пояснениями и примерами.

Акт незаконного вмешательства (АНВ) – противоправное действие (бездействие), в том числе террористический акт, повлекшее за собой причинение вреда жизни и здоровью людей либо материальный ущерб.
Например: незаконное проникновение на автовокзал, захват автобуса террористами, размещение взрывчатки в поезде.

Компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности – федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные Правительством Российской Федерации осуществлять функции по оказанию государственных услуг в области обеспечения транспортной безопасности.
К ним относятся: Росавтодор, Росморречфлот, Росжелдор, Росавиация.

Защищенность объектов транспортной инфраструктуры – состояние, при котором обеспечиваются условия для предотвращения АНВ в деятельность ОТИ.
Оценка уязвимости и реализация плана транспортной безопасности проводятся для обеспечения защищенности ОТИ и ТС.

Зона свободного доступа – конфигурация и границы территории ОТИ, доступ в которую физических лиц, пронос (провоз) материальных объектов не ограничивается.

Зона транспортной безопасности - территория или часть (наземной, подземной, воздушной, надводной, подводной) ОТИ и ТС, проход (проезд) в которые осуществляется через контрольно-пропускные пункты (посты).
К примеру , это может быть зал ожидания вокзала, салон автобуса.

Перевозочный сектор зоны транспортной безопасности – участок зоны транспортной безопасности ОТИ, допуск физических лиц и перемещение материальных объектов в которые осуществляется по перевозочным документам и/или пропускам установленных видов в соответствии с перечнями должностей.

Технологический сектор зоны транспортной безопасности – зона транспортной безопасности ОТИ, доступ в которую ограничен для пассажиров и осуществляется для физических лиц и материальных объектов по пропускам установленных видов в соответствии с перечнями должностей.

Критический элемент объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства) – строения, помещения, конструктивные, технологические и технические элементы ОТИ, АНВ в отношении которых приведет к полному или частичному прекращению его функционирования и/или возникновению чрезвычайных ситуаций.

Инженерные сооружения обеспечения транспортной безопасности - конструкции ОТИ (заграждения, противотаранные устройства, решетки, усиленные двери, заборы, шлюзы и т.д.), предназначенные для воспрепятствования несанкционированному проникновению лиц, пытающихся совершить АНВ в зону транспортной безопасности.

Технические средства обеспечения транспортной безопасности (далее – ТСО) - системы и средства сигнализации, контроля доступа, досмотра, видеонаблюдения, аудио и видеозаписи, связи, освещения, сбора, обработки, приема и передачи информации.

(далее - ИТСО) – состав инженерных сооружений обеспечения транспортной безопасности и технических средств обеспечения транспортной безопасности, используемых на ОТИ в целях защиты от актов незаконного вмешательства.

Контрольно-пропускной пункт (далее - КПП) – специально оборудованное место на объекте транспортной инфраструктуры для осуществления контроля в установленном порядке за проходом людей и проездом транспортных средств в зону транспортной безопасности.

Пункт управления обеспечением транспортной безопасности ОТИ – специально оборудованное помещение, из которого осуществляется управление инженерно-техническими системами и силами обеспечения транспортной безопасности.

Модель нарушителя – способы реализации потенциальных угроз совершения АНВ в деятельность ОТИ с использованием совокупности сведений о численности, оснащенности, подготовленности, осведомленности, а также действий потенциальных нарушителей, преследуемых целей при совершении АНВ в деятельность ОТИ.

Нарушитель – лицо (группа лиц), совершившее или пытающееся совершить АНВ, а также лицо, оказывающее ему содействие в этом.

Силы обеспечения транспортной безопасности – лица, ответственные за обеспечение транспортной безопасности и персонал, непосредственно связанный с обеспечением транспортной безопасности ОТИ, а также подразделения транспортной безопасности.

Подразделения транспортной безопасности – подразделения субъектов транспортной инфраструктуры, а также подразделения коммерческих предприятий и иных организаций, привлеченные на законном основании для осуществления функций по защите ОТИ от АНВ.

Внутриобъектовый режим – порядок передвижения физических лиц и транспортных средств в зоне транспортной безопасности в целях обеспечения транспортной безопасности ОТИ.

Пропускной режим – порядок допуска физических лиц и транспортных средств в зону транспортной безопасности.

Транспортная безопасность – состояние защищенности ОТИ и ТС от АНВ.

Уровень безопасности – степень защищенности транспортного комплекса, соответствующая степени угрозы совершения АНВ.



Просмотров