Международный билль о правах. Международный биль о правах человека

Современный человек имеет больше прав, чем любой из его предков, живших, по крайней мере, 100 лет назад.

Однако путь к этой свободе (пусть и ограниченной) был долог и тернист. Давайте узнаем о наиболее важных документах в истории, которые повлияли на формирование современного Международного Билля о правах человека. А также рассмотрим основные его постулаты.

Права человека

Как бы люди не носились с собственной уникальностью, все они вместе и каждый по отдельности живут в обществе. А раз так, то волей-неволей приходится взаимодействовать с ближними в частности, и с обществом в целом.

Чтобы этот процесс проходил максимально безболезненно для обеих сторон, в каждой стране разработаны правила поведения - законы. Соблюдая их, человек может рассчитывать на то, что государство предоставит ему ряд прав и свобод. Кроме того, оно поможет защитить их, если один гражданин попытается лишить их другого. В идеале все устроено таким образом, что соблюдая законы, люди сохраняют свои свободы и не ущемляют чужие. На практике всегда найдется тот, кто будет стремиться распространить свои права дальше положенного. А это всегда ведет к ущемлению чужих, закон сохранения энергии в действии.

Например, человек посадил у себя во дворе абрикос. Когда дерево начало плодоносить, абрикосов хватало не только наесться до отвала, но и приготовить варенье на зиму. Сосед этого человека также мог посадить в своем дворе дерево. Но он этого не сделал. Когда же дерево стало приносить плоды, он позавидовал соседу и попытался залезть в его двор, чтобы украсть фруктов. В результате был пойман и оштрафован.

Эта история примитивно иллюстрирует понятие "права человека". Так оба соседа изначально имеют одинаковые возможности есть собственные абрикосы, если они их вырастили или купили. Однако один воспользовался ими, а другой - нет. Более того, обозлившись, последний решил, что он может просто отобрать фрукты соседа. То есть посягнул на право человека обладать собственным имуществом (абрикосами). За это посягательство одного гражданина на свободы другого, государство (выступающее их гарантом) и наказало нарушителя.

Краткая история появления равенства

Однако вечно так продолжаться не могло. То и дело крестьяне бунтовали, и шаг за шагом добивались для себя лучших условий, естественно, ограничивая свободы своих "хозяев". Наиболее яркими примерами таких достижений считается британский Билль о правах, принятый в 1689 г.

Как бы знать не пыталась подчеркивать собственную важность и необходимость для народа, со временем выяснилось, что уникальность дворянской породы - фикция. Практика показала, что среди родовитых господ в равной степени было и дураков, и гениев, как и среди простолюдинов. Однако у последних было меньше шансов реализовать свой потенциал, тем самым принеся пользу обществу. В то же время большинство благоденствующих дворян не особо стремились развивать что-то (включая самих себя). Они не просто не способствовали прогрессу, а, наоборот, замедляли его.

Постепенно человечество пришло к пониманию, что все его обитатели должны иметь равные возможности и права (хотя бы в теории). Тогда каждый сможет реализовать себя и принести пользу окружающим. Эта идея, хотя и со скрипом, но постепенно была принята большинством развитых стран и именно благодаря ей, мир стал таким, как мы его знаем сегодня.

Как возник Международный Билль?

Поскольку все государства разные, то и способы реализации принципа равных свобод и возможностей для их граждан у них отличались. Например, Билль о правах в США закрепляет право хранить и носить огнестрельное оружие. А в той же Украине у ее граждан такой свободы нет. Так что в одних государствах их гражданам предоставляется больше прав, а в других - меньше.

Подобная разница изначально не играла особой роли. Тем более, что у соседних государств, как правило, законы были очень похожи. Это позволяло без особых трудностей строить торговые отношения.

Благодаря появлению железнодорожного транспорта, автомобилей и авиации уже к началу ХХ в. даже самые отдаленные друг от друга государства получили возможность сотрудничать. Вот только оказалось, что разность законодательной базы часто мешала им. Поэтому было решено создать универсальный документ, в котором будут описаны права человека. Они будут одинаково применимы для граждан любой страны-участника ООН. Так появился Международный Билль о правах человека.

Составляющие

Вышеупомянутый акт - это 3 международных документа.

Оба пакта, входящие в Билль о правах человека, обязательны для исполнения. Однако это не распространяется на декларацию. Она имеет статус рекомендательной. Почему так?

После Второй мировой войны мир негласно был разделен на 2 блока: проамериканский и просоветский. Вышеупомянутая декларация была основана на таких документах, как британская Великая хартия вольностей, французская Декларация прав человека и гражданина, Декларация независимости США и Билль о правах. Хотя в составлении данного сборника законов принимали участие и советские представители, соответствовала она больше интересам проамериканских держав.

СССР и государства, находившиеся с ним в дружеских отношениях, имели несколько иное представление о свободах граждан. Они не были согласны следовать указаниям "вражеской декларации". Возникала патовая ситуация: СССР не готов был соблюдать все пункты, но предложить достойного собственного аналога не мог. Ведь права, которые Советский Союз предоставлял своим гражданам, не могли быть взяты за основу Декларации, хотя бы потому, что в них очень плохо относились к частной собственности. В тоже время не брать в расчет интересы этой страны и ее союзников было нельзя. Чтобы не испортить и без того напряженные отношения, Декларацию объявили вариативной составляющей в Международном Билле о правах человека.

Также иногда к его составу причисляют и факультативные протоколы 1989 г., принятые в дополнение к МПГПП.

Основные права человека

Согласно Биллю, все свободы личности делятся на 5 категорий:

  1. Личные.
  2. Социально-экономические.
  3. Культурные.
  4. Экологические.
  5. Политические.

Давайте подробнее ознакомимся с этими составляющими Международного Билля о правах человека.

К личным относятся:

  • жизнь;
  • брак и семья;
  • имущество;
  • гражданство;
  • убежище;
  • неприкосновенность личности и ее достоинства, жилья, переписки, собственности;
  • свобода вероисповедания и совести;
  • свобода места жительства и передвижения;
  • запрет внесудебной расправы;
  • запрет принудительного труда.

Социально-экономические права связаны с производственной сферой, а также касаются распоряжения материальными благами страны.

Культурная составляющая Билля о правах человека сосредоточена на его образовании. Точнее на возможностях его получения. Также она предусматривает возможность обучения на родном языке. А также свободу преподавать или заниматься любым видом творчества.

С экологическими правами все просто. Они касаются возможности человека обитать в благоприятной среде, а также предоставления ему достоверных данных о ситуации в районе его проживания.

Политическая составляющая стоит особняком от других категорий. Она тесно связана с гражданством, так как законодательство разных держав отличается. Однако есть общие права, которые не зависят от национальности.

  • Равенство в плане требований и ответственности перед законом, без учета происхождения, социального или материального положения.
  • Возможность самостоятельно формировать любые убеждения и выбирать вероисповедание.
  • Свобода слова устного и печатного.
  • Право проводить собрания и создавать союзы, не прося на это разрешения.
  • Возможность бастовать.
  • Право обращения.
  • Свобода участвовать в управлении государством, гражданином которого личность является.

Как ни печально, но за 70 лет существования Декларации прав человека очень многие из перечисленных выше свобод личности так и остались лишь на бумаге. Но не стоит впадать в уныние. Ведь наши пра-пра-пра-пра-бабушки и дедушки (которые до 1861 г. были крепостными) даже в теории не могли мечтать ни о чем подобном. Так что надежда есть всегда.

Британский Билль о правах 1689 г.

Декларация 1948 г. и Конституция США не могли бы существовать, если бы в XVII в. английским народом не был бы принят другой документ. И этим документом был Билль о правах 1689 г.

Этот исторический акт в значительно мере ограничил свободы монарха, даровав его подданным немало новых привилегий. Во многом, именно этот документ позволил сохранить институт монархии в эпоху возникновения республик в Европе. Причем не только в Великобритании, но и в Нидерландах и Швеции.

Итак, какие же права предоставлял этот акт британцам?

  • Свобода выборов в Парламент.
  • Свобода обращения с петициями к королю.
  • Свобода слова и возможность участвовать в дебатах без преследований.
  • Запрет конфискации имущества и назначения штрафов без решения суда.
  • Право иметь оружие для самообороны. Это привилегия была доступной только протестантам.

Историческая подоплека

Почему у столь монархолюбивой Великобритании возникла необходимость в таком Билле о правах?

Все началось с восхождения на престол в 1685 г. короля-католика Якова ІІ. Надо знать, что за 151 год до этого другой британский монарх Генрих VIII сделал свое государство протестантским, утвердив так называемую Церковь Англии. Таким образом, он обеспечил своей стране независимость от папской власти, прибрал к рукам земли и деньги монастырей, получил возможность разводиться сколько его любвеобильной душе было угодно и заложил основы будущей независимой экономики Великобритании.

Народу его нововведение пришлось по вкусу. Они больше не желали становиться католиками, хотя после смерти монарха-реформатора правители не раз пытались вернуть корону под власть Папы. Последнюю подобную попытку как раз и предпринял Яков ІІ.

Он не просто начал открыто притеснять протестантов, но и стал набирать армию и государственный аппарат исключительно из католиков. А если учесть, что стараниями Генриха и его потомков вся верхушка давно уже была протестантской, политика Якова фактически была попуткой лишить правящую элиту власти.

Также особо рьяный монарх рискнул распустить парламент. Это стало последней каплей. Против него был организован заговор, с целью посадить на трон его дочь-протестантку Марию и ее голландского супруга Вильгельма.

Эта революция названа Славной или Бескровной. Хотя последний эпитет явно преувеличение. Но факт остается фактом - кровопролития как такового почти не было. Армия Вильгельма и Марии почти беспрепятственно завоевала Англию, большую часть которой населяли протестанты. Ненавидя короля-католика, они массово переходили на сторону восставших. Так что меньше месяца понадобилось супругам чтобы занять престол. Однако большинство знати и политиков, поддержавших их притязания, потребовали принять тот самый Билль о правах. Ведь помимо расширений гражданских свобод британцев, он также расширял власть Парламента, за счет сокращения привилегий короля.

Американский Билль о правах

Кто хоть немного знает историю США помнит, что львиная доля этого государства долгое время была ранее британской колонией. Не удивительно, что после завоевания независимости американцы взяли за основу своей Конституции некоторые положения из британского акта 1689 года.

Билль о правах, принятый в США, это список из 10 поправок к главному Закону этой страны. Они закрепляют за жителями этого государства основные гражданские права и свободы, а также обеспечивают механизм их реализации.

История его принятия

Хотя американцы жутко гордятся прогрессивностью своей Конституции, стоит знать, что когда она была принята, в ней не было особых упоминаний о правах жителей новообразованного государства. Так что люди, которые еще вчера доблестно сражались против британской экспансии, фактически не получили ни привилегий, ни обещанного равенства и прочих "пряников", ради которых и взялись за оружие.

Быть может, правительство новообразованной страны плевало бы и дальше на свои обещания, как это в свое время сделал Ленин с лозунгом "Землю - крестьянам". Но стволы винтовок восставших еще не успели остыть, и они были готовы снова ринуться в бой, если им не дадут обещанного.

Чтобы разрядить ситуацию, через 2 года после принятия Конституции Джеймс Мэдисон предложил Конгрессу внести в основной Закон 12 поправок. Не всем это понравилось, и еще 2 года правительство США совещалось и пыталось как-то обойти этот вопрос. Ведь, дав права и свободы гражданам, они тем самым ограничивали собственное влияние.

Однако британцы все еще стремились вернуть колонию, да и Европа относилась к Америке прохладно. Поэтому, дабы сплотить собственный народ и не допустить смуты, 15 декабря 1791 г. 10 из предложенных Мэдисоном поправок были приняты. С этого дня Конституция и Билль о правах стали в США главными законами.

Какие права есть у американских граждан?

Что же за свободы предоставил жителям США этот документ? Вот перечень основных из них.

  • Право на свободу слова, вероисповедания. А также возможность проводить собрания и подавать петиции в Конгресс.
  • Право обладать оружием и носить его с собой. Кстати, стрелять из него тоже можно.
  • Правительству и его представителям запрещается проводить обыски или аресты в домах граждан без постановления суда.
  • Нельзя квартировать солдат в домах гражданских без согласия последних.
  • Граждане США имеют право на частную собственность.
  • Особы, арестованные по подозрению в преступлениях, также имеют ряд прав. В том числе, чтобы их дело рассматривалось судом присяжных. Причем и в уголовных, и в гражданских делах. Также они не должны свидетельствовать против себя.
  • Билль запрещает Конгрессу вводить завышенные штрафы и залоги для граждан. А также назначать особо жестокие или необычные наказания.

В 1951 году в целях разрешения трудностей по объединению в одном договоре гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав было решено подготовить два пакта. После многих лет напряженной работы Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Международный пакт о гражданских и политических правах и Факультативный протокол к нему были открыты в 1966 г. для подписания и вступили в силу в 1976 г.

Вместе со Всеобщей декларацией эти два Пакта и Факультативные протоколы образуют Международный билль о правах. Многие государства включили его нормы в свои национальные конституции или признают их частью своей правовой системы.

Так, напомним еще раз, что, ч. 4 ст. 15 Конституции РФ гласит: «Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы». В рамках ООН разработано большое число процедур контроля за соблюдением признанных международным сообществом прав человека.

В этом контексте можно выделить четыре главных метода:

  • рассмотрение докладов государств-участников комитетами независимых экспертов. Проблемы соблюдения гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав, устранения дискриминации по расовому и половому признаку, запрещения пыток и им подобные обсуждаются с представителями государств - часто на уровне министров;
  • рассмотрение Комиссией по правам человека (см. стр.86) индивидуальных сообщений о наиболее серьезных нарушениях прав человека, таких как произвольные или внесудебные казни, пытки, исчезновения и произвольные задержания, с помощью специальных докладчиков или рабочих групп. Каждый год свыше тысячи безотлагательных дел передается правительствам срочными сообщениями и намного большее их число посылается почтой. Результаты этих инициатив и ответы правительств содержатся в публикуемых докладах, рассматриваемых в Комиссии по правам человека;
  • изучение Комиссией по правам человека и Генеральной Ассамблеей ситуации с правами человека в определенных государствах или территориях. Например, были рассмотрены ситуации на оккупированных арабских территориях, включая Палестину, в Афганистане, Беларуси, Демократической Республике Конго, Иране, Ираке, Мьянме, Сьерра-Леоне, Туркменистане, Чеченской Республике Российской Федерации, Юго-Восточной Европе и Экваториальной Гвинее, а также с ливанцами, задержанными в Израиле. Для установления фактов назначаются рабочие группы, комитеты или специальные докладчики. Их сообщения с заключениями и рекомендациями обсуждаются политическими органами ООН, включая Генеральную Ассамблею;
  • рассмотрение органами по правам человека петиций («сообщений») от отдельных лиц и организаций (НПО), которые ссылаются на грубые и систематические нарушения прав человека

В последнее время ежегодно обрабатывается около 100 тыс. таких обращений, на основе которых правительствам направляются запросы. Дела по обращениям готовятся к рассмотрению органами, наделенными соответствующей компетенцией. Эти органы стремятся обнаружить систематические нарушения, требующие дальнейшего вмешательства ООН.

Дела о систематических нарушениях прав человека («ситуации») изучаются на закрытых заседаниях Комиссией по правам человека. Таким образом, можно сделать вывод, что ООН путем установления стандартов и осуществления прав человека на международном уровне оказала существенное воздействие на улучшение ситуации с правами человека во многих частях мира.

Вместе с сохранением мира и безопасности во всем мире, а также экономическим и социальным развитием, содействие в поощрении и защите прав человека на глобальном, региональном и национальном уровнях составляет одну из трех основных задач ООН. Эта задача подверглась значительному расширению и в мандатах, и в практике работы ООН.

Венская Всемирная конференция по правам человека

Всемирная конференция по правам человека состоялась в Вене в июне 1993 г. На ней представители более 170 государств собрались впервые за последние 25 лет, чтобы вновь подтвердить свои обязательства по защите прав человека. Конференция недвусмысленно подтвердила универсальность, неделимость, взаимозависимость и взаимосвязанность всех прав и основных свобод человека.

Всемирная конференция по правам человека настоятельно призвала правительства включить стандарты, содержащиеся в международных договорах по правам человека, во внутреннее законодательство и укрепить национальные структуры, институты и органы общества, которые играют определенную роль в деле поощрения и защиты прав человека.

Конференция подробно рассмотрела прогресс, достигнутый в области прав человека, и препятствия на пути к их полной реализации, а также применение международных инструментов и эффективность методов и механизмов ООН в области прав человека.

Акцент был сделан на защите прав наиболее уязвимых групп, включая расовые, религиозные и этнические меньшинства, коренные народы, женщин и детей, жертв войны, беднейшие слои населения и инвалидов.

В Венской декларации и Программе действий, принятых на Всемирной конференции, было подтверждено, что «поощрение и защиту всех прав человека и основных свобод необходимо рассматривать в качестве первоочередной задачи Организации Объединенных Наций».

Устав - свод правил, регулирующих организацию и порядок деятельности в какой-либо определённой сфере отношений или какого-либо государственного органа, предприятия, учреждения. Общие уставы утверждаются, как правило, высшими органами государственной власти, уставы отдельных организаций - их учредителями либо соответствующими министерствами и ведомствами. Уставы имеют общественные организации (добровольные спортивные общества, творческие союзы и др.). Уставы имеются у большинства международных организаций в качестве основных актов, определяющих задачи, принципы образования и деятельности данной организации.

Международный Билль о правах человека - совокупность международных документов, содержащая Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах.

Организация Объединенных Наций преследует Цели:

  • 1. Поддерживать международный мир и безопасность и с этой целью принимать эффективные коллективные меры для предотвращения и устранения угрозы миру и подавления актов агрессии или других нарушений мира и проводить мирными средствами, в согласии с принципами справедливости и международного права, улаживание или разрешение международных споров или ситуаций, которые могут привести к нарушению мира;
  • 2. Развивать дружественные отношения между нациями на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов, а также принимать другие соответствующие меры для укрепления всеобщего мира;
  • 3. Осуществлять международное сотрудничество в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера и в поощрении и развитии уважения к правам человека и основным свободам для всех, без различия расы, пола, языка и религии, и
  • 4. Быть центром для согласования действий наций в достижении этих общих целей.

Для достижения целей Организация и ее Члены действуют в соответствии со следующими Принципами:

  • 1. Организация основана на принципе суверенного равенства всех ее Членов;
  • 2. Все Члены Организации Объединенных Наций добросовестно выполняют принятые на себя по Уставу обязательства, чтобы обеспечить им всем в совокупности права и преимущества, вытекающие из принадлежности к составу Членов Организации;
  • 3. Все Члены Организации Объединенных Наций разрешают свои международные споры мирными средствами таким образом, чтобы не подвергать угрозе международный мир и безопасность и справедливость;
  • 4. Все Члены Организации Объединенных Наций воздерживаются в их международных отношениях от угрозы силой или ее применения как против территориальной неприкосновенности или политической независимости любого государства, так и каким-либо другим образом, несовместимым с Целями Объединенных Наций;
  • 5. Все Члены Организации Объединенных Наций оказывают ей всемерную помощь во всех действиях, предпринимаемых ею в соответствии с Уставом, и воздерживаются от оказания помощи любому государству, против которого Организация Объединенных Наций предпринимает действия превентивного или принудительного характера;
  • 6. Организация обеспечивает, чтобы государства, которые не являются ее Членами, действовали в соответствии с этими Принципами, поскольку это может оказаться необходимым для поддержания международного мира и безопасности;

объединенная нация пакт право

7. Устав ни в коей мере не дает Организации Объединенных Наций права на вмешательство в дела, по существу входящие во внутреннюю компетенцию любого государства, и не требует от Членов Организации Объединенных Наций представлять такие дела на разрешение в порядке настоящего Устава; однако этот принцип не затрагивает применения принудительных мер на основании Главы VII.

Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, а также Международный пакт о гражданских и политических правах и его два факультативных протокола в совокупности с Всеобщей декларацией прав человека составляют Международный билль о правах человека.

В период с 1948 года, когда была принята и провозглашена Всеобщая декларация прав человека, до 1976 года, когда вступили в силу Международные пакты о правах человека, Декларация являлась единственной полностью завершенной частью Международного билля о правах человека. Как Декларация, так и впоследствии Пакты оказали серьезное влияние на умы и деятельность людей и их правительств во всех частях света.

На состоявшейся в Тегеране в 1968 году Международной конференции по правам человека был проведен обзор работы, проделанной за двадцать лет со времени принятия Всеобщей декларации прав человека, и составлена программа на будущее. В принятом на Конференции воззвании торжественно заявляется, что:

  • 1. Настоятельно необходимо, чтобы члены международного сообщества выполняли свои торжественные обязательства соблюдать и поощрять уважение прав человека и основных свобод для всех, без каких-либо различий по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или других взглядов;
  • 2. Всеобщая декларация прав человека отражает общую договоренность народов мира в отношении неотъемлемых и нерушимых прав каждого человека и является обязательством для членов международного сообщества;
  • 3. Международный пакт о гражданских и политических правах, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Декларация о предоставлении независимости колониальным странам и народам, Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации, а также другие конвенции и декларации в области прав человека, принятые в рамках Организации Объединенных Наций, специализированных учреждений и региональных межправительственных организаций, установили новые международные принципы и обязательства, которые должны соблюдаться государствами.

Таким образом, в течение более 25 лет Всеобщая декларация прав человека "являлась общим мерилом достижений всех народов и всех стран в области прав человека". Она обрела популярность и завоевала авторитет как в станах, которые присоединились к одному или обоим пактам, так и в тех, которые их не ратифицировали и к ним не присоединились. Ее положения стали правовой основой многих важных решений, принятых органами ООН, они вдохновили разработчиков ряда международных документов в области прав человека как в рамках системы ООН, так и вне ее, оказали значительное влияние на целый ряд многосторонних и двусторонних договоров. Кроме того, они стали основой при подготовке многих новых национальных конституций и сводов национальных законов.

Всеобщая декларация прав человека стала признанным историческим документом, в котором закреплены общие определения человеческого достоинства и человеческих ценностей. Декларация является мерилом достижений всех народов и всех стран в части уважения и соблюдения международных стандартов в области прав человека.

Вступление в силу Пактов, присоединяясь к которым государства берут на себя как юридические, так и моральные обязательства поощрять и защищать права человека и основные свободы ни в коей мере не уменьшили общепризнанного значения Всеобщей декларации. Наоборот, сам факт существования Пактов и наличия в них механизмов, обеспечивающих реализацию прав и свобод, закрепленных в Декларации, придает новую силу самой Декларации.

Кроме того, Всеобщая декларация имеет поистине всеобъемлющий охват, поскольку повсеместно сохраняет свою ценность для каждого члена человеческой семьи, независимо от того, разделяет или нет его правительство эти принципы или ратифицировало оно или нет эти Пакты. С другой стороны, Пакты по своей природе есть ничто иное, как многосторонние конвенции, имеющие юридически обязательный характер только для тех государств, которые принимают их путем ратификации или присоединения.

Во многих важных резолюциях и решениях органов ООН, включая Генеральную Ассамблею и Совет Безопасности, Всеобщая декларация прав человека и один либо оба Пакта берутс за основу.

Почти все международные договоры в области прав человека, принятые органами ООН с 1948 года, основаны на принципах, заложенных во Всеобщей декларация прав человека.

В преамбуле Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах признается, что "согласно Всеобщей декларации прав человека, идеал свободной человеческой личности, свободной от страха и нужды, может быть осуществлен только, если будут созданы такие условия, при которых каждый может пользоваться своими экономическими, социальными и культурными правами, так же как и своими гражданскими и политическими правами".

Аналогичное заявление содержится и в преамбуле Международного пакта о гражданских и политических правах.

В Декларации о защите всех лиц от пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, утвержденной резолюцией 3452 (XXX) Генеральной Ассамблеи от 9 декабря 1975 года, "учитывается статья 5 Всеобщей декларации прав человека и статья 7 Международного пакта о гражданских и политических правах, обе из которых предусматривают, что никто не может подвергаться пыткам или жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство видам обращения и наказания". Это положение нашло дальнейшее развитие с принятием в 1984 году Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (резолюция 39/46 Генеральной Ассамблеи). Аналогичным образом Декларация о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений, принятая резолюцией 36/55 Генеральной Ассамблеи от 25 ноября 1981 года, четко определяет характер и охват "принципов недискриминации и равенства перед законом и право на свободу мысли, совести, религии или убеждении, провозглашенные во Всеобщей декларации прав человека и в Международных пактах".

Похожая ситуация складывается и в отношении международных договоров в области прав человека, принятых соответствующими организациями, не входящими в систему Организации Объединенных Наций. Например, Конвенция о защите прав человека и основных свобод, принятая Советом Европы в 1950 году в Риме, заканчивается следующими словами:

"Преисполненные решимости, как Правительства европейских государств, движимые единым стремлением и имеющие общее наследие политических традиций, идеалов, свободы и верховенства права, сделать первые шаги на пути обеспечения коллективного осуществления некоторых из прав, изложенных во Всеобщей декларации".

В Статье II Устава Организации африканского единства, принятом в Аддис-Абебе в 1963 году, говорится о том, что одной из целей Организации является "содействие международному сотрудничеству с должным учетом положений Устава ООН и Всеобщей декларации прав человека".

Американская конвенция о правах человека, подписанная Сан-Хосе, Коста-Рика, в 1969 году, в своей преамбуле обязуется уважать принципы, изложенные в Уставе Организации американских государств, Американской декларации прав и обязанностей человека и Всеобщей декларации прав человека.

Судьи Международного уголовного суда нередко упоминают в качестве основы для своих решений принципы Международного билля о правах человека.

Национальные и местные трибуналы часто ссылаются на принципы, изложенные в Международном билле о правах человека. Кроме того, в последние годы в текстах национальных конституций и законодательных актов все чаще стали предусматриваться меры юридической защиты этих принципов. Фактически многие из недавних национальных или местных законодательств создавались на основе положений Всеобщей декларации прав человека и Международных пактов, которые продолжают оставаться ориентиром для всей текущей и будущей деятельности в области прав человека, как на национальном, так и на международном уровне.

Наконец, в принятых путем аккламации Всемирной конференцией по правам человека, в июне 1993 года, Венской декларации и Программе действий приветствовался "прогресс, достигнутый в области кодификации договоров о правах человека", и содержался настоятельный призыв "к универсальной ратификации договоров о правах человека. В адрес всех государств обращается призыв. по мере возможности избегать делать оговорки". (Часть 1, пункт 26).

Таким образом, Международный билль о правах человека является крупной вехой в истории прав человека, настоящей "Великой хартией", знаменующей собой жизненно важный этап развития человечества: осознанное обретение человеческого достоинства и ценности человеческой жизни.

МБ о правах человека:

· всеобщая декларация прав человека

· Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах.

· Международный пакт о гражданских и политических правах.

· Факультативный протокол к МПоГиПП. (гражданам разрешено отправлять жалобы на свое государство, и государство не должно препятствовать)

· 2й факультативный протокол к МПоГиПП направлен на отмену смертной казни.

В Беларуси смертная казнь есть, а в конституции написано что нет.


Конституция, основной закон РБ.

Конституция – гарантирующий права и обязанности граждан действия законодательной, исполнительной, и судебной власти, полномочия президента РБ, порядок избирательной системы.

Права и обязанности граждан.

1 группа – личные права. Право на имя, на жизнь, на создание семьи, на здоровье.

2 группа – политические права. Право на свободу слова, на участие в выборах, право избирать и быть избранным. Право создавать и право участвовать в общественных организациях. Право участвовать в митингах, собраниях и шествиях.

3 группа – социально экономические и культурные права. Право на образование, на труд, на жилище. Сохранение памятников и умножение и их.

Функции конституции:

· Юридическая – т.к. это основной закон РБ.

· Экономическая (закрепляет две формы собственности, государственную и частную.

· Политическая – выборы президента, депутатов и пр. муть.

· Социальная.

Ветви власти

1. Законодательная - Национальное собрание состоящее из 2х палат. (Парламент).

2. Исполнительная власть – премьер-министр, и министры. Административно территориальные органы.

3. Судебная власть – кроме конституции есть закон о судах, судьи неприкосновенны, есть два вида судов: они делятся по территориальности и …
По территориальности: верховные суды, областные и городские суды, районные суды и города Минска, военные суд (высший военные суды и еще какой-то)
По специализации – высший хозяйственный суд, хозяйственные суды областей и города Минска, и конституционный суд (он не рассматривает никаких дел, он следит за соблюдением законности).

Гражданство. Понятие гражданство.

Закон о гражданстве в РБ от 13.12.2001 года. Гражданство ­ – это связь человека со страной основанная на взаимных юридических правах и обязанностях влекущих ответственность.

Виды приобретения гражданства:

1. По рождению. Если оба граждане РБ и проживают в РБ, то и ребенок гражданин. Если 1н родитель то по заявлению ребенок тоже становится ГРБ. Если оба за границей но по заяве могут забадягать ему ГРБ. Если иностр. Граждане проживают в РБ. И т.д.

2. По заявлению. Любой человек который не имеет гражданства может стать ГРБ. Для этого нужно не быть никаким гражданином другой страны, проживать на территории не менее 7ми лет, работать по трудовому договору и знать один из языков. Бывшим гражданам РБ им мб скидки, заслуженным бывшим белорусам тоже можно быстро восстановится.

Права и обязанности несовершеннолетних (н/л) по гражданскому праву.

Праводееспособность – это права, обязанности и ответственность за них. Полная с 18 лет, ограниченная с 16, в гражданском с 14.

До 6ти лет в гражданском праве ребенок не дееспособен, до 14 частично, с 14-16 ограниченная. Недееспособные и нетрудоспособные это разное.

Деликтоспособность – это способность лица в определенном законом возрасте сознавать своих противоправных действий и нести за это юридическую ответственность: гражданско-правовая с 18; дисциплинарная с 16; административная с 16 лет; уголовная с 16 лет, с 14 за тяжкие преступления; (это все виды юридической ответственности).

Трудовое право с 16 лет, на легкой работе с разрешения одного из родителей в 14. Семейное право замуж с 18, возраст мб снижен до 3х лет:

· Справка о постановке на учет по беременности.

· Рождение совместного ребенка.

· Признание одного из супругов полностью эмонсипированным (полностью самостоятельным).

Ребенок с 10ти лет имеет право решать с кем он останется после развода.

Права ребенка:

1. Имеет право на имя. (быть зарегистрированным).

2. Имеет право на наследство со дня рождения.

3. Зачатый при жизни наследодателя и родившийся живым имеет право на наследство.

4. Он имеет право до 14 лет самостоятельно совершать мелкие бытовые сделки (продукты питания в магазине).

5. Сделки на безвозмездное получение выгоды.

6. Сделки по распоряжению средствами предоставленными законных представителей.

7. До 14ти лет не отвечай за вред причиненный другим людям, а за него отвечают законные представители.

8. С 14 лет частичная дееспособность.

С 16 ограниченная.

10. Имеет право на бесплатную юридическую помощь (бесплатного адвоката).

11. В 16 лет он может стать членом кооператива и работать на основании трудового действия, может вступить в брак.

12. И несет уголовную и дисциплинарную ответственность.

13. В 18ть лет он становится полностью праводееспособным.

Закон о правах ребенка.

Глава 1. Общие положения.

Статья 4я право на жизнь. К н\л которым на день оглашение приговора не исполнилось 18 лет смертная казнь и пожизненное заключение не применяются.

Статья 5. Охрана и укрепление здоровья.

Статья 7е право на гражданство.

Статья 8. Право на достойный уровень жизни.

Статья 9. право на неприкосновенность, защиту от эксплуатации и насилия.

Статья 10. Право на имущество и право распоряжаться своим имуществом.

Статья 11. Право на получение, хранение и распространение информации.

Статья 12. Право на льготы на проезд.

Статья 13. Защита ребенком своих прав и интересов.

Обязанности ребенка

Глава 2. Ребенок и семья.

Статья 15. Право на проживание в семье.

Статья 16. Права ребенка живущего отдельно без родителей.

Статья 17. Ответственность семьи за ребенка.

Статья 18. Право на жилище.

Статья 19. Право на имущество. И распоряжаться этим имуществом.

Наследство:

1. Наследование по завещанию. Обязательная доля - она выделяется несовершеннолетним и нетрудоспособным детям, нетрудоспособным жене или мужу и таким же родителям. – не более 50% от наследуемого.

2. Наследование по закону. Первая очередь: жене, детям, родителям умершего.

Статья 20. Право на Имя. Можно поменять до года и в 16 при получении паспорта.

Статья 21. Социальная защита семьи государством.

Вопросы для выступлений:

1. Многодетная семья:

a. Мат помощ детям.

b. Льготы матерям.

2. Дети сироты.

d. Мат. Помощь со стороны гос-ва.

3. Дети инвалиды.

4. Неполная семья.

a. Пособие.

b. Льготы.

5. Мат. Помощь женщинам родившим детей. Какое пособие, сколько.

Просто сообщение.

Ребенок и общество

Статья 22. Приобщение к национальной культуре.

Статья 23. Право на образование. (бесплатное базовое образование).

Статья 24. Право на труд. Нельзя на вредных, тяжелых, горных, подземных работах. Не могут: быть материально ответственными, быть на испытательным сроком, заниматься предпринимательской деятельностью.

Статья 25 право на отдых. Работающие – отпуск только летом, или по желанию. Работают сокращенное рабочее время, а засчитывается как полное.

Статья 26. Право на свободу объединений.

Статья 27. Право на защиту чести и достоинства.

Статья 28. Право на защиту от незаконного вмешательства в личную жизнь корреспонденции.

Ребенок в неблагоприятных условиях и экстремальных ситуациях.

Статья 29. Защита прав ребенка оставшегося без попечения родителей. Опека – до 14 лет, попечительство с 14 до 18.
Усыновителем быть не может:

· Недееспособные люди.

· Алкоголики, наркоманы.

· Ведущие аморальный образ жизни.

· Бывшие усыновители.

· Не имеющие жилья средств к существованию и здоровью.

· Нетрудоспособные. (пенсионеры).

Приемная семья – альтернатива усыновлению. Закл. Два договора:

1. Гражданско правовой о взятии ребенка в семью,

2. Трудовой договор, о начислении маме трудового стажа и з\п.

Лишение родительских прав:

· Не принимает участия в воспитании ребенка.

· Если они признаны не дееспособными.

· Жестокое обращение с детьми.

· Алкоголикии и наркоманы.

· Письменно отказались от ребенка.

Статья 30. Содержание и воспитание детей в интернатах и детских учреждениях.

Статья 31. Права детей инвалидов и детей с ОПФР.

Статья 32. Права детей беженцев.

Статья 34. Права детей беженцев.

Статья 35. Защита прав ребенка при привлечении его к ответственности.

Статья 36. Соблюдение прав ребенка в специальных воспитательных учреждениях.

Ребенок направляется в спец-школу, только по решению суда. На срок не более 2х лет.

Статья 37. Защита ребенка от насильственного перемещения.

КАТИФИЦИРОВАННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО В ОТНОШЕНИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ.

1. Гражданское право. Правоспособность с рождения. Праводееспособность с 18ти лет. Эмансипация – это право дееспособность признанная судом (для этого нужно быть нормальным, и работать).

До 6ти лет ребенок является недееспомсобным, до 14 лет ограниченно недееспособный.

Пропускаем трудовое право.


Административное право.

Административное право – общественные отношения в сфере государственного управления.

Субъекты административных правонарушений. Ответственность с 16 лет, субъекты физические лица, юридические лица, лица занимающиеся административно-хозяйственной деятельностью.

Объекты: то на что направленно общественное отношение.

Ответственность не наступает: Если субъект недееспособный (больной на голову),

Совершенные в состоянии необходимой обороны.

Совершенные в состоянии крайней необходимости.

Виды административных взысканий (наизусть).

1. Предупреждение.

3. Лишение специального права. (водительские права, охота, ловля рыбы и т.д.).

4. Лишение права занимать определенную должность, и заниматься определенной деятельностью.

5. Департация для иностранных граждан.

6. Безвозмездное изъятие предмета. (бабуля семки продает в неустановленном месте).

7. Возмездное изъятие предмета. (забрали машину в нетрезвом состоянии)

8. Арест до 15 суток. Если повторно то до 25.

9. Общественные работы до 180 часов.

10. Исправительные работы до 3х месяцев с вычитанием из заработной платы до 25%, у детей до 15%.

Сроки задержания.

До 3х часов для выяснения личности.

До 24х часов с уведомлением прокурора.и

До 3х суток с разрешения прокурора.

С несовершеннолетними все действия совершаются в присутствии родителей.

УГОЛОВНОЕ ПРАВО

УП (преступление) – это виновное деяние предусмотренное уголовным кодексом и влекущее им наказание.

Субъект УП – мб только физическое лицо, вменяемое и достигшее определенного возраста.

Виды наказаний(выучить):

2. Конфискация имущества

3. Лишение специального звания

4. Лишение права заниматься определенной должностью, опр.деятельностью.

5. Общественные работы до 240 часов,

6. Исправительные работы до 2х лет. (с основной работы высчитывают проценты).

7. Ограничение свободы. (тем кто учатся не дают).

8. Лишение свободы. (дается всем).

9. Пожизненное заключение.

10. Смертная казнь (высшая мера или исключительная мера.), (не даются несовершеннолетним которым на день исполнения приговора не исполнилось 18 лет.)

Выучить наизусть: Мера присечения: подписка о невыезде, залог, заключение под стражу.

Условно без назначения наказания.

Гуманность со стороны гос-ва к несовершеннолетним.

1. Помилование. (каждый осужденный может подать просьбу о помиловании).

2. Амнистия.

3. Условно-досрочное освобождение. (в зависимости от преступления).

В ходе II Мировой войны обнаружились недостатки в международном регулировании основных прав и свобод человека. Ее опыт и итоги особенно ярко показали неразрывную связь между поддержанием международного мира и безопасности с одной стороны, и соблюдением основных прав и свобод человека – с другой. Создание в 1945 году Организации Объединенных Наций и принятие ее Устава положили начало качественно новому этапу межгосударственных отношений в области прав человека. Устав ООН явился первым в истории международных отношений многосторонним договором, который заложил основы широкомасштабного сотрудничества в области прав человека. Также следует отметить, что Устав ООН обязывает государства развивать международное сотрудничество в целях содействия «всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод для всех без различия расы, пола, языка и религии». Таким образом, Устав ООН возлагает на государства юридическое обязательство соблюдать основные права и свободы человека, не допуская при этом какой бы то ни было дискриминации.

Организация Объединенных Наций возникла в ответ на агрессию и преступлений против человечности, совершенные фашизмом в годы 11 Мировой войны. Уже в Декларации ООН , подписанной в 1942 году от имени 26 стран (позднее присоединилось еще 21 государство), было заявлено о том, что «полная победа над врагами необходима для защиты жизни, свободы, независимости... и для сохранения человеческих прав и справедливости».

Одним из великих достижений ООН явилось создание компетентного органа по законодательству в области прав человека, который впервые в истории человечества разработал поддержанный на международном уровне всеобщий свод законов о правах человека. Под ним готовы подписаться все страны, и все люди стремятся к его осуществлению. ООН не только определила широкий круг международно-признанных прав, включающих экономические, социальные и культурные наряду с политическими и гражданскими, она установила механизмы их поощрения и защиты, а также оказала помощь правительствам в выполнении взятых на себя международных обязательств.

Практически все главные органы ООН, а именно: Генеральная Ассамблея, Экономический и Социальный Совет, Совет Безопасности, Международный Суд, Секретариат, Генеральный секретарь и Совет по опеке и попечительству (уже к 1975 году все бывшие подопечные территории обрели независимость, за исключением Микронезии (опека США), в результате отпала необходимость в Совете), в той или иной степени занимаются вопросами обеспечения и защиты прав человека. Однако, основную ответственность в этой области несут Генеральная Ассамблея (ГА) и Экономический и Социальный Совет (ЭКОСОС).

В 1946 году ЭКОСОС учредил в качестве своего вспомогательного органа Комиссию по правам человека и поручил ей представить свои соображения относительно Международного билля по правам человека.

В настоящее время Международный билль включает следующие основные международные соглашения:

· Всеобщая декларация прав человека 1948.;

· Международный пакт о гражданских и политических права 1966г.;

· Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966г.;

· I Факультативный протокол к пакту о гражданских и политических права 1966г. (предусматривает процедуру обращения и подачи индивидуальных петиций);

· II Факультативный протокол к пакту о гражданских и политических правах 1989г (вводит запрет на смертную казнь).



Просмотров