Структура правовой системы общества. Национальная правовая система

регулятивной системы общества

Общество - сложная совокупность разнообразных социальных отношений, нуждающаяся во внутреннем упорядочении в целях обеспечения эффективного развития и обеспечения выживания человека как вида.

Социальный порядок устанавливается в обществе в результате действия разнообразным механизмов.

- «Стихийные» регуляторы.

Они представляют собой «непосредственное проявление естественных законов природы и общества» - демографические процессы, инфляционные ожидания, стихийные бедствия, увеличение продолжительности жизни, оказывающие влияние на поведение отдельного человека;

Социальные регуляторы.

Социальное регулирование есть влияние правил вырабатываемых обществом на поведение человека, определение рамок этого поведения с целью такого воздействия на социальные процессы, которое бы обеспечивало упорядоченность и стабильность существования социума. Поэтому объектом социального регулирования всегда в конечном счете является человек, путем определения заранее социально желаемого акта его внешнего поведения в конкретной ситуации.

Способы социального регулирования по характеру воздействия делятся на три основные группы:

Побуждение – это воздействие, представляющее собой формирование у человека убеждения в выгодности определенного поведения. Этот способ основывается на воздействии на индивидуальное или групповое сознание и силе авторитета.

Понуждение – это воздействие, представляющее собой стимулирование (формирование потребности) желаемого поведения. Этот способ основывается на поощрении (материальном, моральном) за поведение следующее правилу.

Принуждение – это такое воздействие, когда социально необходимое поведение человека достигается возможностью применения насилия, в случае отклонения от установленных правил поведения

Социальное регулирование - это субъективный процесс упорядочивания общественных отношений путем подчинения их определенным правилам.

Социальный регулятор - это механизм, обеспечивающий упорядочения общественных отношений.

Социальные регуляторы бывают следующих видов:

Ненормативные (индивидуальные) регуляторы – это такие формы воздействия на общественные отношений, которые не представляют собой общий масштаб социальных действий, а предстают как. индивидуальное упорядочение поведения людей при помощи разовых, персональных регулирующих акций, относящихся только к строго определенному случаю, к конкретным лицам.

К ненормативным регуляторам относятся:

Ценностный регулятор представляющий собой систему исторически сложившихся социальных ценностей, социально-психологических установок и стереотипов. Он имеет сложную структуру и проявляется, прежде всего, в культуре различных социальных общностей (социальных групп, этносов и т.д.). Ценности отдельной группы оказывают определяющее влияния на обеспечение поддержания состояния упорядоченности общественных отношений, обеспечивая глубинный пласт стабильных отношений. Этот регулятор проявляется, прежде всего, в культуре всего общества и в культуре национальных общностей, а также формируется среди отдельных социальных, профессиональных, половозрастных и иных групп. Примером данной группы социальных регуляторов могут служить принципы взаимопомощи, уважения достоинства, национальная гордость и т.д.

Директивный регулятор представляет собой такое воздействие на поведение человека, когда от социально–властного органа исходит общее указание на необходимость решения той или иной социальной задачи, но конкретные средства и способы ее достижения не предусматриваются, и человек может их выбирать самостоятельно (к ним относятся, например политические программы и платформы).

Способ воздействия информационного регулятора на социальные процессы сводится к публичному распространению сведений о конкретных случаях социального поведения, которые служат образцами для подражания, либо для осуждения. Большую роль при использовании такого регулятора играют средства массовой информации, сеть интернет.

Социальный институт предсказаний формировался одновременно со становлением человеческой цивилизации, обеспечивая благополучие тех или иных кланов, общин и т.д. Предсказание как регулятор возникает на основе донаучных форм предвидения, которые развиваются первоначально в рамках практической деятельности людей. Предвидение в форме пророчеств, прорицаний, гаданий было известно в глубокой древности. Уже в Древней Греции, Индии, Китае, Египте и Вавилонии происходило первое фундаментальное разграничение областей предвидения на область явлений природы (солнечное затмение, предсказание урожая, изменение погоды и т.п.); область социальных явлений (наступление и исход войны, победа или поражение политической группировки и т.п.); область событий в жизни отдельного человека (смерть, болезнь, рождение, бракосочетание, обогащение и т.п.)

Этот регулятор использовался в древности весьма эффективно для управления. Так римские жрецы авгуры , ритуалы которых были связаны первоначально с божествами плодородия, улавливали поданные божеством знаки и их толковали. С течением времени выработалась целая наука авгуров, которые для своих предсказаний (авгурий) пользовались атмосферными явлениями, полетом птиц, кормлением священных кур, встречами с дикими животными и т.д. Особое значение придавалось гаданию по полету птиц (ауспиция). Римские государственные деятели должны были прибегнуть к ауспиции перед каждым политическим или военным актом, который совершался только при благополучном исходе гадания. Интересно отметить, что логическая структура предсказаний очень схожа со структурой некоторых социальных норм.

Индивидуальное регулирование - это простейшее социальное регулирование. Оно имеет известные достоинства: позволяет решать жизненные проблемы с учетом данной ситуации, персональных качеств лиц, характера возникших отношений. Но очевидны и его значительные недостатки: оно социально неэкономично, не вполне обеспечивает необходимую одинаковость в повторяемых актах в процессе производства, обмена, жизнедеятельности людей, а так как каждый раз проблему надо разрешать заново, существуют широкие возможности для субъективных, произвольных решений

Нормативные – это такие регуляторы, которые обеспечивают достижения желаемого поведения человека в обществе путем установления масштаба (меры) поведения, для тех, кто может оказаться в тех или иных социальных ситуациях, то есть социальных норм. Социальная норма, как правило поведения, характеризуется четким описанием возможной ситуации, формулированием социально требуемого поведения в описанной ситуации и установлением мер принуждения, если индивид не выполняет требования правила.

Социальная норма - это обусловленное объективными обстоятельствами правило поведения общего характера, регулирующее неопределенное количество раз социально-значимое поведение людей оказавшихся в условиях, предусмотренных нормой.

Социальные нормы регулируют поведение человека в таких сферах, как поведение личности по отношению к другим, поведение личности по отношению к обществу в целом и его ценностям, поведение личности по отношению к самой себе.

Возможно выделить следующие признаки социальной нормы:

Она является по своей природе образцами, стандартами поведения;

Это мера позитивного общественного поведения, направленного на достижение определенного результата, интереса;

Носит обязательный характер;

Обладает неперсонифицированностью адресатов, поскольку выражается обычно в форме безличных и всеобщих императивов и таким образом, является носителем прескриптивной информации;

Представляет собой только такое правило, которое может применяться неопределенное количество раз в типичных ситуациях, то есть имеют общий, а не индивидуальных характер.

Создается в результате социально-волевой деятельности людей;

Обеспечивается соответствующими средствами и объединениями людей;

Исторически создается самим обществом, людьми в процессе их взаимоотношений, а будучи созданной - упорядочивает их поведение.

Обусловлена уровнем развития общества;

В качестве социальной нормы выступает такое поведение, которое выражает типичные социальные связи и отношения. Качественной характеристикой социальной нормы является то, что она - проявление и отражение естественной или общественной закономерности. Социальные нормы выражают и конкретизируют действия объективных законов в общественных отношениях, тенденций общественного развития;

Норма - это мера полезного, а по тому типичного функционирования. Нормальным является такое функционирование системы, которое отвечает ее природе и ее свойствам, является оптимальным либо, по меньшей мере, допустимым для данного процесса. Иными словами, социальная норма выражает не только "должное", но и "сущее";

Регулирует общественные отношения путем разрешения, запрещения и обзывания людей действовать определенным образом в конкретной ситуации;

Имеет следующую структуру “если…, то…., а в противном случае”.

Социальная норма – это первичный элемент нормативно-регулятивной системы общества.

Нормативно-регулятивная система общества - это особая совокупность социальных норм общества, представляющая единое целое для решения задачи упорядочения, регулирования общественных отношений.

Признаки (основные черты) нормативно-регулятивной системы общества:

Нормативно-регулятивная система общества - это искусственная система. Она возникает как результат деятельности человека и является принадлежностью ноосферы (то есть области планеты, охваченной разумной человеческой деятельностью);

Нормативно-регулятивная система общества – это организационная система. Любой системе присуща организация ее подсистем и элементов, но существуют специфические образования – организационные системы, для которых организация является назначением и хотя элементы такой системы материальны, они обмениваются информационными и вещественными продуктами. Одним из назначений такой системы является поддержание определенного социального порядка, который в процессе функционирования системы может трансформироваться. Нормативно-регулятивная система общества как образование, предназначенное для упорядочения общественных отношений, является примером таких систем, поддерживая и модифицируя общественный порядок в процессе своего функционирования;

Структура нормативно-регулятивной системы общества состоит из ряда специфических по решаемым задачам элементов – социальных норм. Но их функционирование и реализация подчинены единой глобальной цели, преследуемой системой и являющейся ее назначением – поддержание общественного порядка, обеспечение такой согласованности в действиях людей, которая бы обеспечивала максимально эффективное взаимодействие людей для осуществления ими своих потребностей;

Нормативно-регулятивная система общества представляет собой единство связанных между собой элементов – социальных норм. Многообразие их видов отражает объективный мир и отношение людей к действительности;

Нормативно-регулятивная система общества как всякая система несет в себе избыточность, обусловленную необходимостью поддержания достигнутой упорядоченности социальных связей в условиях быстро развивающего общества. В структуре нормативно-регулятивной системы содержатся правила поведения, не использующиеся в данных конкретных исторических рамках и не вносящие свой вклад в достижение целей всей системы. Вместе с тем, они могут быть снова востребованы и стать даже основными в других общественных рамках;

Нормативно-регулятивной системе общества присуще свойство развиваться, адаптироваться к новым условиям, путем создания новых связей и новых правил со своими частными целями и средствами их достижения;

Еще одним качеством нормативно-регулятивная система общества является ее целостность, несводимость ее свойств к свойствам составляющих ее социальных норм и наоборот;

Нормативно-регулятивная система общества – это устойчивая система. Она характеризуется относительной устойчивостью введенных правил поведения и, следовательно, стабильностью свойств структурированной, урегулированной среды – социальных связей. Наиболее устойчивым способом обеспечения устойчивости социальных процессов является введения отрицательной обратной связей. Поэтому правила социального поведения предусматривают наличие санкции – наказания за нарушение, устанавливаемого нормой порядка.

Причины возникновения нормативно-регулятивная система общества

В первоначальный хаос – гомогенность (однородность) социальных связей, характеризующаяся слабой чувствительностью к внешним воздействиям и стабильными детерминированными оценками вероятностного описания, в целях обеспечения выживания отдельной человеческой группы вносится порядок и организованность с помощью установления некоторого правила взаимоотношения людей между собой в конкретном случае, что приводит к уменьшению энтропии.

Социальные связи в этой группе больше коррелируют с начальными условиями и более эффективно обеспечивают достижение целей выживания, создаются и предпосылки к возможности прогнозирования дальнейших событий в этой группе. Динамические процессы информационной стабилизации в системе регуляции социального поведения отдельного индивида приводят к уменьшению степеней свободы выбора поведенческих актов.

Появление упорядоченных элементов, обладающих большей устойчивостью нарушает первоначальную неорганизованность, а последующее развитие сформировавшихся устойчивых элементов выражается в росте числа правил поведения и появлении у них новых функциональных качеств.

Нормативно-регулятивная система отражает достигнутую ступень экономического, социально-политического и духовного развития общества. В ней находят отражение исторические и национальные особенности, жизни страны, характер государственной власти, качество жизни людей.

Нормативно-регулятивная система - целостная, динамичная система социальных норм, являющаяся необходимым условием жизни общества, средством общественного управления, организации и функционирования государства, она состоит из различных групп норм, действующих во взаимосвязи друг с другом.

В процессе регуляции общественных отношений активная роль одной группы норм дополняется и корректируется другими социальными нормами. Взаимодействие отдельных норм в единой нормативно-регулятивной системе раскрывает комплексные свойства у входящих в эту систему отдельных составных частей.

7.2 Виды социальных норм. Соотношение права и других

социальных регуляторов

Социальные нормы отличаются друг от друга по происхождению, по способу формирования, по способам обеспечения. Выделяются следующие виды социальных норм:

Моральные нормы

Религиозные нормы

Правовые нормы

Политические нормы

Корпоративные нормы

Некоторыми исследователями выделяются так же эстетические норм, нормы этикета (в том числе дипломатического), экономические, технические.

Моральные нормы, представляющие собой правила поведения, регулирующие отношения между людьми на основе критериев добра и зла, добродетели и порока, чести и бесчестья. Эти оценочные понятия применяются к поведению человека и его деятельности.

Норма морали формируются в практических отношениях людей между собой. То, что плохо и вредно для общества, (то есть поведение, не способствующее его стабильности) осуждалось и запрещалось, а то что способствовало согласию и мирному сосуществованию людей и обеспечивало выживание вида в условиях борьбы за существование, оценивалось положительно и одобрялось большинством.

Носителями общественной морали является как общество в целом, так и отдельные люди. Придерживаясь положительных моральных норм, человек руководствуется ими в своих действиях и осуждает тех, кто их нарушает.

Реализация норм морали контролируется общественным мнением, поддерживается мерами духовного воздействия, а их нарушение пресекается с помощью общественного порицания и осуждения со стороны авторитетных для человека лиц.

В обществе со сложной социальной структурой каждая из них имеет в соответствии со своими специфическими интересами разные понятия о справедливости и морали, в пределах группы обязательность той или иной нормы определяется степенью усвоения ее групповым или общественным сознанием. Более того, индивидуальные представления о содержании норм порой противоречивы, причем могут меняться в процессе спора, обсуждений или сдвигов в общественном климате.

В морали не существует четкой разницы между нормой и взглядами. То, что для одного является правилом поведения, для другого – не более чем возможная, но необязательная оценка (взгляд).

Тем не менее, существует общественная мораль. Она включает те нормы, которые признаются общераспространенными и необходимыми во всем обществе. Это, прежде всего, нормы выражающие социальные качества человека по отношению к другим людям – гуманизм, милосердие, доброжелательность, правдивость, порядочность, трудолюбие, справедливость. Эти нормы представляют собой нравственные ценности и являются системообразующими началами, защита их объединяет большинство членов общества.

Религиозные нормы представляют собой правила поведения, установленные различными вероисповедованиями.

Религиозные нормы содержатся в религиозных текстах: Коран, Сунна, Пятикнижие, Талмуд, многочисленные священные книги буддистов); в решениях собраний верующих и духовенства (постановление соборов, коллегий, конфессий); в произведениях авторитетных религиозных писателей.

Нормы религии регулируют отношения верующих к Богу, церкви, друг к другу и иноверцам, организацию и функции религиозных организационных структур.

Реализация этих норм подкрепляется божественным авторитетом их происхождения, понятием “грех”.

Свод религиозных канонов представляют собой регулятивную систему, действующую с самых ранних этапов развития человечества. Мировые религии оказали влияние не только на духовную жизни общества, но и на развитие правовых систем.

Обычай – это такая социальная норма, которая представляет собой правило поведения, утвердившееся в обществе в результате многократного применения, устоявшегося подхода к оценке определенного образа отношений, действий человека, коллектива, социальной группы.

Обычай представляет собой привычную (то есть вытекающую из привычки) для членов общества, социальной группы форму общественной регуляции. Обычай, как правило поведения, связан с той частью общественного сознания, которая состоит из исторически сложившихся и в значительной степени развивающихся по стихийно проявляющимся законам чувств, эмоций, иллюзий, образцов, нравов. Обычай - это правило, соблюдаемое вследствие осознания его как необходимого общественным и групповым сознанием и обеспеченного общественной санкцией.

Реализация обычая обычно осуществляется без размышлений о том, каково происхождение реализуемой нормы. Переходя в обычай, та или иная норма теряет оценочный характер, а критерии, лежащие в основе ее выполнения отходят на второй план перед привычностью ее существования. Обычай оказывает регулирующее воздействие в силу его эмоционального восприятия членами общества, привыкшими к ее соблюдению настолько, что его реализация стала потребностью.

К сфере обычаев относится и такое явление как традиции. Их возникновение не связано обязательно с длительным существованием какой-либо нормы. Традиции выражают стремление сохранить унаследованные от предыдущих поколений формы поведения: они возникают в силу распространения какого-либо примера, воспринятого и одобренного обществом. В области бытовых отношений обычаи предстают в обрядах и ритуалах. Традиции представляют собой способ передачи социальной информации.

Обычаи при возникновении не были связаны с государством, но в последующем многие обычаи были санкционированы государством и стали правовыми нормами.

Обычай вырабатывается внутри социальной группы и никогда не навязывается извне, поэтому он “представляет собой механизм саморегулирования группы…действующей как самоуправляющаяся, то есть самодеятельная,. самоорганизующая и саморегулирующая структура”

Место обычая в системе источников права в разные эпохи и в различных правовых системах было различным:

1. Вначале он занимал доминирующее положение в процессе становления правовых систем (кутюмы, например, на севере Франции)

2. Затем, на ранних этапах формирования современных правовых систем появляются известные памятники права (Законы XII Таблиц, законы Драконта, Саллическая правда, Русская правда) являющиеся памятниками обычного права, то есть созданные правотворческими государственными органами на базе ранее сложившихся обычаев; В результате отпадала как необходимость доказывать в суде факта существование обычая, а в некоторых случая (Законы XII Таблиц) изменение формы права означало превращение обычая в норму права.

Обычай и закон были для римских юристов в равной мере источниками права при составлении юридических формул, а по декрету папы Григория IX при конфликте закона и обычая применялся обычай. Если он был древним, не противоречил разуму.

3. С выдвижением на первый план государственного правотворчества и доминирования в правовых системах иных источников права (нормативно-правовых актов и юридических прецедентов) включение обычае в правовую систему происходит с использованием следующих механизмов

Значительная часть обычаев просто поглощается нормами права

Складывается новый пласт обычаев (конституционных, судебных и т.д.) которые не будучи источниками права тем не менее оказывают значительное влияние на политико-правовую жизнь

Часть обычаев продолжает действовать в чистом виде, но в довольно узкой сфере. При этом именно эти обычаи могут трансформироваться в правовые следующим образом:

В Англии местный обычай, действующий с «незапамятных времен», считается правовым уже в силу самого этого факта

В странах романо-германской правовой семьи обычай становиться правовым с санкции государства. Что может происходить на двух уровнях

а) санкционирование обычая – то есть отсылка к нему в тексте норма в законе - например, п. 2 ст. 481 ГК РФ 1994 «если договором купли-продажи не определены требования к таре и упаковке, то товар должен быть затарен и (или) упакован обычным для такого товара способом», п.2 ст. 478 ГК РФ 1994 «В случае, когда договором купли-продажи не определена комплектность товара, продавец обязан передать покупателю товар, комплектность которого определяется обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями» тут сразу вопрос – соотношение понятия обычай и «деловое обыкновение» Термин «обычай» в современных правовых системах трактуется, как правило, неоднозначно. Нередко наряду с ним используется понятие «обыкновение». Обыкновение, играющее большую роль в регулировании торговых отношений, определяется как правило, сложившееся на основе столь постоянного и единообразного повторения данных фактических отношений, что оно считается входящим в состав волеизъявления сторон по сделке в случае соответствия их намерениям. Автор обстоятельного исследования обыкновений в области внешней торговли И.С. Зыкин считает, что обычай и обыкновение должны разграничиваться по своей правовой природе. Лишь первый является источником права. Обыкновение же, по его мнению, неправовой обычай, действующий в сфере, опосредуемой правом. Однако такой подход не является общепризнанным. Так, в правовой доктрине и законодательстве афро-азиатских развивающихся стран термины «правовой обычай» и «обыкновение» используются как взаимозаменяемые. Обыкновение там, как правило, является источником права, причем для его становления совсем не обязательно длительное применение данного правила. В то же время в праве ФРГ обыкновения именуются обычаями торгового оборота.

б) использование обычая в качестве основы судебного решения ч. 2 ст. 218 РСФСР 1964 « Ношение, изготовление или сбыт кинжалов, финских ножей или иного холодного оружия без соответствующего разрешения, за исключением тех местностей., где ношение холодного оружия является принадлежностью национального костюма или связано с охотничьим промыслом – наказывается лишением свободы на срок до двух лет или исправительными работами на тот же срок»

Особую роль играет обычай (адат) в мусульманском праве. В мусульманском праве обычай имеет второстепенное значение. Причина этого – в значительном вытеснении обычая мусульманским правом у арабов Аравии – родины ислама, а также в поверхностном, компромиссном характере исламизации народов, которые к моменту принятия ислама уже имели свое обычное право. Восприятие ислама как религии сочеталось у них с сохранением действия собственных обычаев, порой противоречивших принципам мусульманского права. Речь шла, по существу, о юридической фикции: формально второстепенный источник права – обычай нередко сохранял свою ведущую роль, действуя вопреки предписаниям Корана и Сунны. Поэтому, чтобы сохранить единство исламской общины, такого рода обычаи рассматривались просто как факт, а не как элемент права.

Правовые нормы – в совокупности предстают как система формально-определенных общеобязательных правил поведения общего характера, исходящих или санкционированных государством и обеспеченные силой государственного принуждения.

Нормы права – это предписания государства и обязательны для исполнения под угрозой государственного принуждения всеми физическими и юридическими лицами, которых они касаются.

Нормы права различны по способам воздействия на людей - запрет, обязывание, дозволение. Нормы права четко регулируют поведение людей, требуя от них однозначного внешнего поведения.

Нормы права могут быть выражены только в строго определенных данным государством формах - нормативно-правовой акт, юридический прецедент, нормативный договор, правовой обычай, и другие. Четко установлена и форма каждого вида юридического акта. Конкретное содержание нормы можно подтвердить использованием ее официального текста.

Реализация норм права обеспечивается угрозой применения законного насилия, исходящего от государства.

Для норм права характерна системность, они организованы в структурированную систему и действуют комплексно

Политические нормы – это правила поведения регулирующие отношения между социальными группами по поводу захвата, удержания и использования публичной политической власти.

Политические нормы регулируют участие народа, социальных групп в государственной власти и жизни государства, его организации, взаимоотношениях государства с другими организациями политической системы общества.

Политические нормы различны по объему содержания регулируемых отношений. Нормы, обладающие наибольшей широтой содержания, общественно-политической значимостью, называются политическими принципами, к которым относятся – принцип народовластия, равноправия наций и народностей, единства государственной власти, мирного, ненасильственного разрешения политических конфликтов.

Политические нормы находят выражение в различных формах – в политических декларациях, программных документах политических партий, политических соглашениях и заявлениях политических лидеров.

Соблюдение политических норм обеспечивается необходимостью постоянного включения в политический процесс, постоянное функционирование политической системы общества, страхом осуждения со стороны других политических субъектов и исключения из политической игры. Меры, применяемые к нарушителю, чаще всего заключаются в масштабном доведении до сведения всех через средства массовой информации не устраивающего поведения и его осуждения со стороны наиболее влиятельных политических фигур.

Корпоративные нормы – это правила поведения, принятые в отдельных организациях, трудовых и иных коллективах.

Корпоративные нормы устанавливаются самими объединениями, и выражают волю тех, кто создал и вошел в эти организации. Корпоративные нормы принадлежат структурным единицам гражданского общества и отражают их специфику.

Корпоративные нормы выражаются в уставах, положениях, внутрикорпоративных кодексах поведения, правилах внутреннего трудового распорядка. Большая часть корпоративных норм регулирует правила организационного характера. Они закрепляют порядок формирования, организации и построения общественных объединений и предприятий, а также права, обязанности, ответственность и взаимоотношение членов этих организаций.

Корпоративные нормы соблюдаются в силу их целесообразности, принятии этих правил как своих каждым членом этих организаций, их согласии с ними. Нарушение корпоративных норм вызывают определенные организацией санкции, меры воздействия на нарушителя.

Как самостоятельный вид социальных норм рядом исследователей выделяются так же нормы этикета.

Исходя из средств, при помощи которых оказывается воздействие на людей, ведущих себя в соответствии с социальными нормами, последние делятся на социальные предписания и технические правила.

Социальные предписания – это социальные нормы в узком смысле слова. Это социальные нормы, которые определяют социальное поведение человека, т.е. отношение человека к другим членам общества. Когда люди поступают в соответствии с общественными предписаниями, устанавливается такое социальное состояние, которое является полезным, т.е. такое, которое может считаться полезным для общества, создающего данные правила. Социальное предписание регулирует отношения между людьми в государстве и в более узких общностях, т.е. в социальных группах. Для того чтобы обеспечить уважительное отношение к данным нормам, общность принимает определенные меры, начиная с воспитания и вплоть до санкций, при помощи которых нарушителя социальных норм лишают тех или иных благ. Социальное предписание состоит из диспозиции и санкции. Диспозиция представляет собой ту часть социального предписания, которая определяет поведение индивида таким образом, чтобы был соблюден интерес общности, коллектива. Санкция предусматривает лишение того, кто нарушил диспозицию, известных благ, тем самым удовлетворятся стремление общности к наказанию тех членов общества, которые не придерживаются принятого способа поведения. Более суровые санкции по отношению к нарушителю предусматривают те общественные предписания, которые созданы организованными социальными общностями, т.е. социальными организациями. Правовые нормы являются типичным представителем данных социальных предписаний.

Технические правила по существу представляют собой такие нормы поведения, которые являются социальными лишь опосредованно, поскольку, они регулируют не отношения человека к другим людям, а отношения человека к природе. Это те нормы, которые основываются на знаниях о природе и определяют поведение человека в процессе взаимодействия с природой. Однако человек относится к природе не только как биологическое, но и как общественное существо, т.е. его отношения к природе и обществу является социальными отношениями. В этом смысле рассматриваемые нормы также являются социальными нормами. Данные нормы определяют деятельность по преобразованию природы в широком смысле слова, служат достижению определенной цели, в которой заинтересованы либо отдельный человек, либо множество людей. Это не только правила организации работ на производстве, но и «нормы телесного развития» или «техника владения телом» (преобладание правой руки, привычка сидеть определенным образом), при этом «установлено, что все это подчиняется не только инстинктам, но и регулируется также другими, неотслеживаемыми факторами»

Что касается поведения в соответствии с этими правилами, то здесь существует полное совпадение интересов общества и индивида: как общество, так и индивид заинтересованы в соблюдении технических норм, и между ними нет разногласий. Технические нормы по существу представляют собой инструкции индивиду по поводу того, каким образом ему следует поступать, они выступают в качестве помощи индивиду со стороны общества, а не в качестве приказов.

Существование и развитие нормативно-регулятивной системы, ее место и функции в общественной жизни характеризуется рядом закономерностей.

Во-первых, каждое исторически конкретное общество объективно требует строго определенной меры социального регулирования, иначе неизбежны отрицательные последствия для социальной системы - ее неорганизованность или, наоборот, ее излишняя регламентация. Эта мера, выражающая объем и интенсивность социального регулирования, зависит от этапа развития общества, уровня его внутренней организованности. Такая мера тем значительней, чем сложнее общественные отношения.

Во-вторых, в процессе развития регулирования в обществе все более возрастает удельный вес социальных форм. Не порывая с психобиологическими факторами человеческого поведения и поначалу сливаясь с ними, регулирование, тем не менее, все более освобождается от стихийно-естественных природных элементов и сторон, все более связывается с потребностью выражения и обеспечения объективных социальных интересов в поведении людей. В современных условиях, требующих во все большей степени конкретизации границ свободы человека как автономной личности; в социальном регулировании наряду с повышением конкретности и определенности возрастает нормативность и в связи с этим абстрактность, всеобщность - то, что, так или иначе, относится к общественному сознанию.

В-третьих, тенденцией развития социального регулирования является формирование относительно обособленных регулятивных средств и механизмов.

В-четвертых, по мере развития социальной жизни происходит изменение качества регулирования, усложнение, утончение, и совершенствование регулятивных средств и механизмов, их нарастающая дифференциация и интеграция; создается в единстве со всей системой регулятивных факторов своего рода инфраструктура регулятивных механизмов - процесс, который является как бы ответом социального регулирования на потребности общественной системы, общественного развития, в том числе на необходимость в условиях современной цивилизации выражения и обеспечения социальной свободы. Изменение качества социального регулирования, в свою очередь, выражается в ряде направлений, сторон и характеристик развития и функционирования инфраструктуры нормативно-регулятивной системы.

Инфраструктура - это не просто его разделение социального регулирования в обществе на виды, а сложившееся объективно обусловленное построение системы, выражающееся в устойчивой модели нормативных форм регулирования, причем такой модели, узловые звенья которой опираются на определенные, тоже устойчивые организационные формы. Поэтому инфраструктура - это организационный "базис", "или "скелет", особое построение нормативно-организационных форм, от которых непосредственно зависит и развитие, и само функционирование социального регулирования.

Следует строго разделять идеальную и фактическую инфраструктуру социального регулирования. Идеальная инфраструктура - это такая модель основных организационно-нормативных форм социальных регуляторов, которая объективно обусловлена данным социальным строем и является оптимальной для обеспечения функционирования общественной системы в соответствии с ее объективными законами.

Фактическая же инфраструктура представляет собой реальное сочетание организационно-нормативных форм социальных регуляторов, действующих в данном обществе в данное время, их реально существующую взаимодействие, которое, выражая идеальную инфраструктуру, в то же время исторически находится под влиянием целого ряда разнообразных условий, обстоятельств, причин (в том числе и таких, которые относятся к субъективной стороне жизни общества: к сложившимся традициям, науке, даже личностным особенностям отдельных людей). В соответствии с этим фактическая инфраструктура есть особое, в наличии существующее бытие нормативно-регулятивной системы.

Появление нормативного регулирования - один из наиболее значительных поворотных пунктов в становлении социального регулирования, знаменующий качественный скачек в его развитии. При помощи общих правил оказывается возможным достигнуть единого, непрерывно действующего порядка в общественных отношениях, подчинить поведение людей общим и одинаковым условиям, продиктованным требованиями социальной жизни. Резко снижаются возможности для господства случая и произвола, и тем самым с максимальной полнотой достигается главная цель социального регулирования - наличие устойчивости в общественной жизни.

Нормативное регулирование имеет и свои минусы. Социальные нормы легко становится орудием социальной власти авторитарного типа, носителем авторитарной идеологии. И с точки зрения регулятивных особенностей, оно само по себе не обеспечивает того, что достигается при индивидуальном, разовом решении жизненных проблем: учета конкретной, индивидуальной ситуации, неповторимых особенностей данного случая. Этими недостатками и объясняется потребность, которая остро ощущается в процессе функционирования нормативно-регулятивной системы общества - заполнить в необходимой мере нормативное регулирование, в том числе, правовое, индивидуальным содержанием. Так, отмечаемая в современных правовых системах тенденция ко все большему вмешательству публичной власти в различные сферы жизнедеятельности человека (некогда индифферентные в правовом смысле поступки человеку сейчас ставятся в ряд социально-значимых, а следовательно подлежащих государственному урегулированию), приводящая к увеличению общего числа правовых норм и к их все более изощренно детализированному характеру, ведет не столько к единообразному социальному регулированию общественных процессов, сколько к образованию пустот и противоречий во многократно налагающихся друг на друга социальных нормах, и как следствие - правовой нигилизм и социальная дезориентация человека.

Еще одним немаловажным фактором функционирования нормативно-регулятивной системы в обществе становится знание социальных норм, как предпосылка определенного поведения конкретного человека. Современные механизмы накопления информации о различных социальных нормах не справляются с огромным количеством этих норм, а формирование массива необходимых человеку для жизни правовых норм рассматривается в качестве одной из современных задач государства.

Особо необходимо отметить тенденцию к вовлечению в сферу правового социального регулирования ненормативных регуляторов, в частности директивный. Это проявляется как в функционировании нашей правовой системы в «советский период» - роль решений съездов КПСС как формирующих содержание нормативно-правовых актов, так и в существовании в Европейском праве особого вида актов - директив (издаваемых институтами Европейского Союза и содержащих цели и результаты, которые должны быть достигнуты, но предоставляющих национальным властям право самим определять в какой форме, с помощью каких процедур и механизмов эти цели могут быть достигнуты; в них по общему правилу указываются и сроки достижения результатов), имеющих две разновидности:

Рамочные - образующие самостоятельную группу актов, иерархически не подчиненных регламенту (являющемуся актом общего характера, подлежащим применению во всех своих элементах всеми органами государств-членов Европейского Союза);

Необходимо отметить, что в условиях существования большого числа разнообразных социальных правил, отличающихся по многом основаниям от правил (норм) юридических, особая задача права состоит в том, чтобы «суметь усвоить любое другое социальное правило» . То есть имеется ввиду «нейтральный характер» юридической нормы, которая как «прозрачный сосуд» в зависимости от конкретной системы может получать любое содержание, приспособленное к требованиям, которое она должна выполнять. Некоторые правила неприменимы как «узаконенные средства управления», они как бы умалчиваются содержании конкретной формы права, потому что они слишком абстрактны «для того, что бы быть адаптированными к тонким нюансам реальной жизни и частным случаям: принято говорить, что традиционное китайское право в большей мере основывается на чувстве приличия и знании обычаев, а так же на умении чувствовать другого человека, чем собственно на нормах» .

Таким образом, можно констатировать, что социальное регулирование является результатом взаимодействия большого числа систем нормативного и ненормативного порядка, существующих в недрах общества, одни из которых формируются в социальном пространстве, а другие находят место в индивидуальном сознании.


По мнению Тарасова Н.Н. в кн.: Теория государства и права. Учебник для юридических вузов и факультетов. Под редакцией В.М. Корельского и В.Д. Перевалова. -М.: Норма-Инфра, 1999, стр. 243

См. подробнее: А.В. Венгеров. Теория государства и права. учебник для юридических вузов.-М. : Новый юрист, 1998, стр. 354

Мальцев Г.В. Понимание права. Подходы и проблемы – М., Прометей, 1999, стр 121

Авгуры (Augures), в Древнем Риме одна из древнейших жреческих коллегий, толковавшая волю богов на основании ауспиций. По древне-римскому преданию, учреждена Ромулом в 300 до н. э. насчитывала 9 чел. (из них 5 плебеев); при Ю. Цезаре их число возросло до 16. Принадлежность к авгурам высоко ценилась римскими аристократами, так как давала возможность влиять на законодательство. С течением времени их деятельность превратилась в формальную процедуру, при совершении которой, по сообщению Цицерона, авгуры с трудом удерживались от смеха, т. к. сами не верили в неё.

Казимирчук В.П., Кудрявцев В.Н. Современная социология права: Учебник для вузов.- М.: Юристъ, 1995,стр.45

Мальцев Г.В. “Очерк теории обычая и обычного права” в кн. “Обычное право в России: проблемы теории, истории и практики”, Ростов-на-Дону, 1999, стр.8

Маркович Д. Общая социология: Пер. с серб.-хорв. Ростов-на-Дону: Изд-во Рост. Ун-та,1993

J.Carbonier, Essaissurleslois, 1979, pp.251

См. например: Европейское права. Учебник для вузов. Ответсв. редактор- Л.М.Энтин. - М, -Норма.-2000

Жан-Луи Бержель. Общая теория права. - М., NotaBene,- 2000, стр. 95

G. Marty et P. Raynaud, Traité de droit Civil, “Introduction générale”, n. 5

Политические нормы более удалены от экономических основ общественной жизни, чем нормы права , поэтому они менее стабильны. Политические нормы всегда направлены на определенную часть общества , социальную группу (или класс, как раньше было принято это называть). Нормы права устанавливаются всегда единым субъектом — государством . Безусловно, политические партии и иные организации влияют на него и даже участвуют в государственной власти . Но принимают эти правовые нормы они все равно от имени и в интересах государства, а не как политические силы. Если же происходит наоборот, тогда налицо доминирование политических норм над правовыми, чего быть не должно. Политические нормы фиксируются в праве. В таком случае они перестают быть политическими и становятся нормами права, рассчитанными на все общество, а не только на отдельную его часть. В этом заключается отличие правовых норм от политических.

Взаимодействие норм права с религиозными нормами

Религиозные и правовые нормы очень многое объединяет. Верования практически всегда выступают мерилом добропорядочного поведения субъекта, уровня его законопослушания. Это происходит потому, что правовые нормы в значительной степени базируются на религиозных постулатах, на требованиях морали , которая, в свою очередь, напрямую вытекает из религии.

Сходство религиозных и правовых норм заключается в следующем:

  • они всегда формализованы, то есть содержат определения и понятия;
  • документально зафиксированы и оформлены (нормы права — в законах , религиозные нормы — в религиозных книгах).

Существуют и отличия религиозных норм от правовых:

  • сфера действия религиозных норм всегда уже, чем правовых;
  • правовым нормам субъект следует во многом вынужденно, религиозным — добровольно и осознанно;
  • различен механизм действия этих норм. Религиозные нормы неизменны, непреложны и всегда ссылаются на «высший авторитет».

Взаимодействие норм права с корпоративными нормами

Корпоративные нормы — это правила поведения, создаваемые в организованных сообществах (фирмах, учреждениях и в иных крупных и малых организациях, профсоюзах и политических партиях), распространяющиеся лишь на их членов и направленные на обеспечение организации и функционирования данного сообщества.

Сходство правовых и корпоративных норм заключается в следующем:

  • их тексты всегда закрепляются в соответствующих документах (правовых — в законах и подзаконных актах, корпоративных — в локальных актах руководителя предприятия , организации);
  • всегда принимаются по определенной процедуре;
  • всегда систематизированы.

Различия правовых и корпоративных норм.

Причины и условия, вызвавшие к жизни право, во многом аналогичны причинам, породившим государство, однако между мононормами первобытного общества и нормами права существовала более глубокая преемственность, чем между органами родового самоуправления и органами государства.

Вековые, проверенные многими поколениями обычаи, расценивались как данные свыше, правильные и справедливые и нередко назывались «право», «правда», наиболее ценные из них были санкционированы государством и стали важными источниками права (обычным правом).

Появление права во многом связано с отделением индивида от коллектива, с осознанием им своей обособленности, свободы, право по сути своей выражает меру свободы и ответственности в обществе.

У индивидов, обладающих частной собственностью, появляется не только сознание собственной независимости от членов рода, но и притязания к другим индивидам, связанные с желанием максимально полно реализовывать свои возможности в своих интересах.

На определенном этапе человек перестает быть неотъемлемой частью общины, племени, он становится более или менее независимым индивидом, частные (собственные) интересы которого могут уже не совпадать с интересами общества в целом, в этой ситуации неопределенные и немногочисленные нормы родовой организации уже не могут справляться с функцией упорядочения отношений в обществе.

Обычаи архаичны, они не способны решить многие коллизии развивающегося общества, к тому же лица-обладатели частной собственности стремятся к установлению определенных правил, которые защитили бы их права и интересы, все эти вопросы и должно решать право как особая система формализованных общеобязательных норм, которые бы поддерживались от нарушений достаточно действенными средствами принуждения.

В процессе возникновения права можно выделить три способа формированию права:

  1. Санкционирование обычаев;
  2. Юридическая практика;
  3. Прямое нормотворчество государства;

Санкционирование обычаев - Государство санкционирует, то есть разрешает действие, берет под свою защиту определенные обычаи, выгодные и угодные господствующему классу или лицам, стоящим у власти.

В результате формируется такой источник права как санкционированный обычай - исторически сложившееся общее правило поведения людей, вошедшее в привычку в результате многократного повторения и поддерживаемое силой государственного принуждения, подчеркнем, государство санкционирует не все обычаи, а лишь те, которые объективно необходимы, угодны и выгодны правящему классу.

Юридическая практика - При разрешении конкретных споров, конфликтов судебные (административные) органы выносят решения, основываясь на обычаях, собственных представлениях о справедливости, на эти решения ориентируются в дальнейшем при разрешении аналогичных конфликтов, так формируется юридическая практика, в результате этого способа формирования права складывается такой источник права как правовой (судебный, административный) прецедент, формируется т. н. прецедентное право.

Правовой прецедент – это решение суда по конкретному делу, которое в дальнейшем становится обязательным для других судов при разрешении аналогичных дел, этот источник характерен для англосаксонской правовой системы.

Прямое нормотворчество государства- для достижения своих целей, закрепления выгодных для себя порядков государственная власть издает особые акты (указы, уложения, декреты, законы и др.), обязательные для исполнения в данном государстве и поддерживаемые силой государственного принуждения.

В результате прямого нормотворчества государства формируется такой источник права как нормативно-правовой акт, нормативно-правовой акт - это официальный документ компетентного государственного органа, направленный на установление, изменение или отмену норм права.

Обратим внимание, способы формирования права и источники права - не одно и тоже, способы формирования права - это определенная деятельность, процесс создания того или иного источника права.

Правовая система

Правовая система - это информационно-регулятивная система общества, определяемая социально-экономическим строем, которая обладает собственными историко-правовыми и этно-культурными особенностями и состоит из взаимообусловленных элементов (законодательство, правоприменение, правосознание), объединённых статическими и динамическими отношениями в структурно упорядоченное целостное единство, обладающая передаточной функцией (с помощью которой индивид с достаточностью и необходимостью преобразует информацию о внешней ситуации, в которой он находится, в информацию о своём должном поведении в интересах общества); а также регулятивной функций (с помощью которой господствующий класс общества оказывает регулятивно-организующее и стабилизирующее воздействие на общественные отношения, поведение людей) .

Введение в научный оборот категории «правовая система» вызывало много споров, ещё С. С. Алексеев задавался вопросом, каким же понятием возможно охватить все нормативные и поднормативные элементы правовой действительности, чтобы в полной мере сохранить чёткость, «неразмытость» научной категории, выражающей объективное право, и пришёл к выводу, что «им может служить понятие правовой системы» . Однако существует и противоположная точка зрения: некоторые исследователи полагают, что понятие «правовая система» не должно входить в категориальный аппарат правовой теории, поскольку не обладает научным статусом и является условным и размытым. Например, с точки зрения В. С. Нерсесянца «трактовки „правовой системы“ в качестве какого-то нового правового понятия, охватывающие всё право (все правовые феномены и категории), по существу означают подмену общего понятия права неким довольно условным (и случайным) словосочетанием „правовая система“», и далее дополняет, что «Под правовой системой стали понимать совокупность всех правовых явлений и понятий, то есть фактически всё то, что в марксизме называется „юридической надстройкой“, возвышающейся над „юридическим базисом“» .

В целом можно сказать, что появление понятия «правовой системы» было своеобразным компромиссом между сторонниками широкого и нормативного понимания права, или, как точнее было указано Ю.А Тихомировым, «Ещё одна грань в правопонимании - попытка углубить представление о праве как о едином и целом с помощью понятия „правовая система“» . Однако, несмотря на то, что правовая система изучается в России уже несколько десятилетий, в современной теории права единообразия в определении предмета, объёма и содержания понятия «правовой системы» так и не появилось: «Одни юристы отождествляют её с системой правовых норм, другие объединяют право как нормативное образование, правотворчество и правоприменение, третьи охватывают этим понятием внутренние связи правовых явлений, их организацию и структуру. Наконец, она характеризуется как совокупность юридических норм, принципов и институтов (нормативный элемент), как совокупность правовых учреждений (организационный элемент), как совокупность правовых идей и взглядов (идеологический элемент)» . Некоторые исследователи даже полагают, что категория правовой системы «до сих пор остаётся слабо разработанной» .

Существует множество определений понятия «правовой системы» , которые можно свести к нескольким подходам. Например, по мнению В. В. Гаврилова в отечественной теории права таких подходов существует три .

Согласно первому подходу содержание понятия «правовая система» рассматривается в контексте различных форм внешнего выражения и закрепления правовых норм, а также их взаимодействия друг с другом. Так, например, Ю.А Тихомиров определяет правовую систему как «структурно и функционально упорядоченный массив взаимосвязанных нормативно-правовых актов, создаваемых и действующих на основе единых принципов» , другими словами правовая система это «базовое юридическое понятие, охватывающее все правовые акты и их связи в национально государственном масштабе» . Здесь необходимо отметить, что, по мнению Ю.А Тихомирова, доктринальная трактовка позволяет охарактеризовать правовую систему как «взаимодействие правовых идей и принципов правотворчества, правового массива и правоприменения. Именно в таком плане автор высказывал свой мнение около двадцати лет назад» . К сторонникам первого подхода В. В. Гаврилов также относит С. Н. Егорова, который рассматривает правовую систему как «совокупность норм, изложенных в иерархической системе нормативных правовых актов, принятых политической властью» .

В соответствии со вторым подходом понятие «правовая система» характеризуется через призму не только позитивного права, но и некоторых других тесно связанных с ним и между собой активных элементов правовой действительности. Сторонником этой точки зрения, по мнению В. В. Гаврилова, является С. С. Алексеев, согласно которому, правовая система - «это всё позитивное право, рассматриваемое в единстве с активными элементами правовой действительности - правовой идеологией и судебной (юридической) практикой» .

Третий подход отличает стремление относиться к понятию «правовая система» как категории, отражающей все правовые явления и всю правовую действительность, существующие в обществе. Данная позиция прослеживается в работах Н. И. Матузова, который считает, что «правовая система охватывает весь юридический аппарат, всю юридическую деятельность, осуществляемую в разных формах» .

Необходимо также привести уже ставшую традиционной классификацию, согласно которой понятие «правовая система» рассматривается в широком и узком смыслах.

В широком смысле правовая система представляет собой правовую организацию общества, «совокупность внутренне согласованных и взаимосвязанных социально однородных юридических средств (явлений), с помощью которых официальная (публичная) власть оказывает регулятивно-организующее и стабилизирующее воздействие на общественные отношения, поведение людей» . Указанное определение близко согласуется с мнением Ж. Карбонье, согласно которому правовая система является «вместилищем, средоточием разнообразных юридических явлений, существующих в обществе в одно и то же время на одном и том же пространстве» .

В узком смысле правовая система сводится к объективному праву и рассматривается как «целостное единство правовых актов и норм национального права, разделённых на основе внутреннего согласования на части (правовые институты и отрасли права) в соответствии с предметом и методом правового регулирования, связанные между собой иерархическими и координационными отношениями и имеющие своим центром правовые принципы, в концентрированной форме выражающие сущность, цель, основные задачи и функции права» .

В настоящее время многими исследователями отмечается, что наиболее емкими и точным является определение С. В. Швакина, согласно которому правовая система понимается как «информационно-регулятивная система общества, определяемая социально-экономическим строем, которая обладает собственными историко-правовыми и этно-культурными особенностями и состоит из взаимообусловленных элементов (законодательство, правоприменение, правосознание), объединённых статическими и динамическими отношениями в структурно упорядоченное целостное единство, обладающая передаточной функцией (с помощью которой индивид с достаточностью и необходимостью преобразует информацию о внешней ситуации, в которой он находится, в информацию о своём должном поведении в интересах общества); а также регулятивной функций (с помощью которой господствующий класс общества оказывает регулятивно-организующее и стабилизирующее воздействие на общественные отношения, поведение людей)» .

Система права - совокупность норм, институтов и отраслей права в их взаимосвязи.

Система права включает в себя четыре компонента:

  1. отрасли;
  2. суботрасли (подотрасли);
  3. правовые институты;
  4. нормы права.

Характеристика норм права будет дана в отдельном разделе. Что касается правового института , то он представляет собой группу норм права, регулирующих типичные общественные отношения и в силу этого приобретающих относительную самостоятельность и устойчивость функционирования. Правовой институт чаще всего регулирует определенный вид общественных отношений, причем это регулирование имеет достаточно законченный характер. Выделяют отраслевые и межотраслевые правовые институты . Отраслевой институт объединяет нормы внутри конкретной отрасли, например, институты дарения, наследования в гражданском праве, институт президентства в конституционном праве и др. К межотраслевым принадлежат институты, которые регулируют общественные отношения, относящиеся к двум или более отраслям права, например, институт собственности, юридической ответственности, институт договора и пр.

Несколько близких по характеру регулирования правовых институтов образуют подотрасль права. Например, в составе гражданского права выделяют авторское, жилищное, патентное право, в составе финансового права выделяется подотрасль налогового права.

Самым крупным элементом в системе права является отрасль права . Ее образует совокупность норм права, регулирующих качественно однородную группу общественных отношений, она характеризуется своеобразием предмета и метода правового регулирования. Если правовой институт регулирует вид общественных отношений, то отрасль - род общественных отношений.

Таким образом, для деления права на отрасли используются главным образом два критерия - предмет и метод правового регулирования. По этим критериям и отличают одну отрасль права от другой.

Предметом правового регулирования принято считать общественные отношения, регулируемые данной совокупностью норм права. Каждой отрасли соответствует свой предмет регулирования, иначе говоря, каждая отрасль отличается предметным своеобразием, спецификой регулируемых общественных отношений. Предмет регулирования складывается объективно и не зависит от усмотрения законодателя. Не любые общественные отношения могут выступать предметом правового регулирования. Необходимо, чтобы эти отношения отличались, во-первых, устойчивостью и повторяемостью; во-вторых, заинтересованностью общества и государства в том, чтобы эти отношения существовали именно в правовой форме и подлежали правовой защите со стороны государства; в-третьих, способностью к внешнему контролю, например, со стороны судебных, административных органов. Так, внутренние семейные отношения, как правило, не поддаются внешнему контролю, поэтому их трудно урегулировать нормами права.

Метод правового регулирования - это обусловленный предметом способ воздействия права на общественные отношения.

Методы правового регулирования характеризуются тремя обстоятельствами:

  1. порядком установления субъективных прав и обязанностей субъектов общественных отношений;
  2. средствами их обеспечения (санкциями);
  3. степенью самостоятельности (усмотрения) действий субъектов.

В соответствии с этими критериями в юридической науке выделяют два главных метода правового регулирования: императивный и диспозитивный.

Императивный метод (его еще называют авторитарным, властным) основан на подчиненности, субординации участников общественных отношений. Этим методом жестко регулируется поведение (действия) субъектов, они, как правило, ставятся в неравное положение, например, - гражданин и административный орган. Этот метод характерен для уголовного, административного, налогового права.

Диспозитивный метод (автономный), устанавливая права и обязанности субъектов, одновременно предоставляет им возможность выбрать вариант поведения или дополнительно своим соглашением урегулировать свои взаимоотношения. Этот метод присущ гражданскому, семейному, трудовому праву.

Среди отраслей права выделяют и комплексные отрасли, которые для регулирования общественных отношений используют комбинирование различных методов и имеют сложный, многоаспектный предмет регулирования. Например, к комплексным отраслям относят в настоящее время аграрное право. В его предмет включаются земельные, имущественные, трудовые, а также организационно-управленческие отношения в сфере сельскохозяйственной деятельности. А поскольку предмет включает разнородные общественные отношения, то в этой отрасли применяется как императивный, так и диспозитивный методы, а также дополнительный метод - координации в организационно-управленческих отношениях.

В системе права выделяют также отрасли материального и процессуального права . Отрасли материального права оказывают непосредственное воздействие на общественные отношения. Большинство отраслей относится к категории материального права (уголовное, государственное, предпринимательское, семейное и др.). Процессуальное право регулирует порядок, процедуру осуществления прав и обязанностей сторон. В настоящее время выделяют уголовно-процессуальное, гражданское процессуальное право, арбитражный процесс. Процессуальные нормы существуют практически в любой отрасли, но не все из них выделяются в самостоятельную отрасль. Ближе всего к выделению - нормы административного процесса. Обе системы отраслей тесно связаны, хотя процессуальное обслуживает материальное право.

Система права включает в себя отрасли публичного и частного права . Со времени действия римского права было принято относить к отраслям публичного права те из них, где присутствуют интересы государства, а к частному - отрасли, где господствуют интересы частных лиц, граждан, отдельной личности, объединений людей. К отраслям публичного права относят государственное, административное, финансовое, уголовное и др., а к частному праву - гражданское, семейное, торговое, трудовое. Частное право призвано обслуживать потребности людей, вытекающие из имущественных и личных неимущественных отношений.

Наконец, выделяют внутригосударственное (или национальное) право и международное право .

К национальному праву принято относить совокупный массив отраслей, которые регулируют отношения внутри данного государства и отличаются своеобразием национальных, исторических, культурных особенностей конкретного народа. Международное же право концентрирует совокупный опыт человеческой цивилизации и является результатом согласования воль субъектов международного общения главным образом - государств.

В Конституции РФ провозглашено, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Это означает, что международное право служит ориентиром внутригосударственного законодательства и правоприменительной практики. Кроме того, нормы международного права непосредственно применяются во внутригосударственных отношениях.

Конституция РФ устанавливает также приоритет норм международного права перед внутригосударственным правом: если нормы российского законодательства противоречат установлениям международно-правового характера, то должны применяться нормы международного права. Однако конституция любого государства имеет приоритет перед нормами международного права.

Правовая культура

Право как продукт общественного развития характеризует культуру общества в целом. Правовая культура - одна из форм человеческой культуры вообще. В переводе с лат. слово «cultura» означает воспитание, образование. Более полно культуру можно определить как совокупность материальных и духовных ценностей, созданных и создаваемых человечеством в процессе общественно-исторической практики и характеризующих исторически достигнутую ступень в развитии общества. Культура может быть материальной и духовной. При этом основополагающее понятие в ее характеристике - категория «ценность». Правовая культура принадлежит к духовной культуре общества (хотя есть точка зрения, что правовая культура не совпадает ни с одним из видов общественной культуры и содержит как духовные, так и материальные компоненты), а право представляет собой существенную, важнейшую общественную ценность - элемент цивилизации. Правовая культура - это состояние правосознания, законности, совершенства законодательства и юридической практики, выражающее утверждение и развитие права как социальной ценности, то есть своего рода «юридическое богатство» общества (проф. С. С. Алексеев). Проф. В. В. Лазарев отмечает, что можно выделить четыре разновидности проявлений правовой культуры:

  1. правовые идеи,
  2. правовые нормы и институты,
  3. правовые поступки,
  4. правовые учреждения.

Эти проявления правовой культуры являются, по существу, и сферами ее действия. В целом возможна оценка правовой культуры, как и культуры вообще, по ее уровню, который определяется прежде всего уровнем развития компонентов правовой системы. При этом оцениваются:

  1. уровень общественного и индивидуального правосознания, в том числе уровень развития юридической науки и юридического образования;
  2. уровень законности;
  3. уровень совершенства законодательства;
  4. уровень совершенства юридической практики, прежде всего практики судебной, то

есть состояние правосудия в обществе.

Данные уровни можно расценивать как элементы правовой культуры. В правовой культуре можно выделять также общечеловеческий и национальный компоненты. По видам правовую культуру можно разделить, на правовую культуру общества в целом и правовую культуру индивида, а также правовые культуры социальных общностей (классов, наций, народа) и цивилизаций.

Реализация права

Реализация права - возложение предписаний правовых норм в поведение людей и осуществление данных предписаний в реальной жизни.

Формами реализации права являются:

1. Использование.

Осуществление использование права - активная реализация субъектами, гражданами, государственными органами тех возможностей, которые заключены в праве, то есть использование тех субъективных прав, которые закреплены в праве.

2. Исполнение - это воплощение в жизнь обязывающих норм.

3. Соблюдение - реализация защищающих норм, не совершение действий, которые могут принести вред обществу, государству, личности.

4. Применение.

Особой формой реализации права является его применение. Спецификой данной формы является то, что она осуществляется компетентными органами, имеет цель воплотить содержание правовых норм в жизнь и может распространяться на неопределённый круг лиц.

Классификация правовых систем

Каждая правовая система уникальна, однако сравнительное правоведение позволяет произвести типологию правовых систем на основе анализа их сходств и различий. Таким образом формируются типы правовых систем, называемые правовыми семьями .

Основная статья: Правовая система

Для выделения основных правовых семей наиболее существенными, по мнению большинства ученых [кто? ] , являются три группы критериев: исторический генезис (то есть возникновение их развития); система институтов права и структура правовых семей. С учетом этих критериев выделяют [кто? ] : страны континентальной Европы (а также латинской Америки, некоторые страны Африки и Турции); англосаксонскую правовую семью (Англия, США, Канада, Австралия, Новая Зеландия); религиозно-правовые семьи (ислам, иудаизм); социалистическую семью (Китай, Вьетнам) и семью обычного права (экваториальная Африка, Мадагаскар).

Карта правовых систем мира

Наиболее распространенными и известными являются классификация французского учёного Рене Давида и классификация, предложенная К. Цвайгертом и Г. Котцем. В соответствии с классификацией Рене Давида (в основе которой лежат два критерия - идеологический фактор (религия, философия) и юридическая техника) выделяют романо-германскую; англо-саксонскую; религиозную (восточную); социалистическую, а также ряд других правовых семей. Подход К. Цвайгерта и Г. Котца основывается на понятии правового стиля, которое учитывает пять факторов - происхождение и эволюция правовой системы; своеобразие юридического мышления; специфические правовые институты; природа правовых институтов и способы их толкования; идеологический фактор. По ней различаются романская, германская, скандинавская, английская, американская, социалистическая и индуистская семьи, а также право ислама.

Романо-германская правовая система

В результате колонизации романо-германская система распространилась на обширные территории, где в настоящее время действуют правовые системы, принадлежащие к этой семье или родственные ей. Вместе с тем происходила и ее добровольная рецепция, в результате которой мы сталкиваемся с романо-германской системой в ряде стран, которые не были под господством европейцев, но куда проникали европейские идеи и где были сильны прозападные тенденции. Вне Европы относящиеся к романо-германской семье правовые системы обрели некоторые специфические черты, которые требуют их разбивки по разным подгруппам. Во многих странах сумели «освоить» европейское право. Но во всех этих странах существовала еще до рецепции собственная цивилизация, имевшая свои правила оценки поведения и свои институты. Рецепция поэтому во многих случаях была лишь частичной: определенная часть правоотношений (и особенно личный статус) регламентировалась традиционными нормами. Рене Давид «Основные правовые системы современности»

Основная статья: Англо-саксонская правовая система

К англо-саксонской правовой семье относятся среди прочих правовые системы Великобритании (кроме Шотландии), Канады , США , Ямайки , Австралии и Новой Зеландии. Прародительницей этой правовой семьи была Англия .

В основах этой правовой системы - принцип stare decisis (лат. стоять на решенном ), означающий, что при выработке решения судом господствующая сила принадлежит прецеденту .

Религиозная правовая система

Религиозная правовая система - это правовая система, где основным источником права выступает священный памятник. Наиболее известными примерами являются исламское право (шариат) и иудейское право (галаха).

См. также

Примечания

НАЦИОНАЛЬНАЯ ПРАВОВАЯ СИСТЕМА ОБЩЕСТВА: ПОНЯТИЕ, СТРУКТУРЫ, ФУНКЦИИ

, Ярославский государственный университет им.

А. Понятия и сущности национальных правовых систем обстоятельно исследуются отечественными (, и др.) и зарубежными (Р. Давидом, Р. Леже, Н. Руланом, К. Цвайгертом, Л. Фридмэном и др.) авторами.

Анализ мнений указанных и иных авторов привел нас к выводу о том, что под правовой системой общества следует понимать единый комплекс органически взаимосвязанных и взаимодействующих между собой правовых явлений (права, правосознания , юридической практики и т. п.), с помощью которого осуществляется целенаправленное воздействие на поведение людей, их коллективов и организаций и юридическое обеспечение (обслуживание) разнообразных сфер общественной жизни .

Ей присущи такие основные свойства :

1. Правовая система представляет собой важнейший компонент любого гражданского общества . Это особая разновидность социальной (общественной) системы , возникновение, развитие и функционирование которой тесным образом связано с экономической и политической системами общества, его культурой и духовной средой в целом.

2. Это сложноорганизованная система. Правовая система любого общества состоит из следующих основных компонентов: а) объективного права , взятого в единстве содержания и форм его выражения (указанное единство обозначается термином "система права"); б)юридической практики (правотворческой, правоприменительной и др.), осуществляемой в рамках правовых отношений; в) правосознания (совокупности юридических идей, взглядов, представлений и т. п.), которое находит выражение в праве, юридических практиках и правоотношениях.

3. Правовой системе общества свойственны не только определенная дифференциация , но и единство. Это комплекс взаимосвязанных и взаимодействующих правовых явлений, процессов и состояний, составляющий органически целостное образование .

4. Она является важным элементом государственного суверенитета, законности и правопорядка. С помощью права, юридической практики и идеологии государство делает свои веления обязательными, проводит внутреннюю и внешнюю политику в жизнь.

5. Как правовая система общества в целом , так и отдельные ее крупные компоненты (право, юридическая практика, правосознание ) также отличаются суверенностью . Так, правовая система обладает определенной независимостью по отношению к экономической и политической системам. Право, например, обладает «верховенством» среди других социальных регуляторов внутри страны и обязательностью, относительной самостоятельностью на международной арене (другие государства не должны, например, нарушать законы и другие нормативные правовые акты России).

6. В любом обществе правовая система обладает определеннойстабильностью и динамизмом. Стабильность правовой системы в значительной степени детерминирована определенными общественными отношениями, стабильностью экономики, политики, социальной и духовной сфер жизни общества. Динамизм правовой системы обусловлен интенсивностью развития и изменения общественных отношений.

7. Правовая система - управляемая (со стороны государства и общественных институтов) и управляющая система. В последнем случае речь идет об активном воздействии права, юридической практики и пр. на поведение людей, экономические, политические и иные процессы.

8. Целенаправленность правовой системы заключается в том, что ее формирование, развитие и функционирование подчинено соответствующим задачам и целям. Так, устранение пробелов в праве с необходимостью требует повышения уровня правосознания и правовой культуры «законодателей», качества и оперативности правотворческой, интерпретационной и правосистематизирующей практик.

9. Адаптивность правовой системы в целом и отдельных ее типов и элементов выражается в их «приспособляемости» к изменяющимся условиям реальной жизни. Так, тенденция взаимного сближения и/ или конвергенции англосаксонской и романо-германской правовых семей обусловлены прежде всего тем, что между странами , в рамках которых формировались данные правовые семьи, устанавливались и углублялись разносторонние и достаточно прочные связи, приведшие, в частности, к созданию в Западной Европе Европейского Сообщества, значительной унификации расположенных на ее территории национальных правовых систем.

10. В качестве самостоятельных можно выделить такие существенные признаки правовой системы, как ее самоорганизованность и органичность . В связи с изменением целей и задач, стоящих перед нею, изменяются ее свойства, структуры, основные элементы, содержания и формы, связи между ними, закономерности развития, функционирования. Как органичная система она представляет собой самоорганизованное целое, которое в процессе своего индивидуального развития проходит последовательные этапы усложнения, дифференциации, интеграции и т. п. ее компонентов и элементов.

11.Она является результатом сознательно-волевой деятельности людей, их коллективов и организаций, т. е. объективно-субъективным образованием.

12. Это открытая система, в которую постоянно вводится новая информация (экономическая, юридическая и т. д.), нормативно-правовые и иные предписания, идеи, средства и способы их осуществления.

13. Иерархичность – это свойство не только строения, морфологии правовой системы, но и ее «жизнедеятельности», функционирования. Так, в США действуют федеральная правовая система и правовые системы отдельных штатов. При всей их относительной самостоятельности первая относится к образованию более высокого уровня, которая в значительной степени определяет качество и эффективность развития и функционирования правовых систем в различных субъектах Федерации.

Можно выделять и другие признаки (коммуникативность, юстициабельность и т. п.), которые в целом и раскрывают понятие правовой системы, ее особенности, относительно самостоятельное место и роль в любом гражданском обществе.

Б. Правовая система представляет собой полиструктурное образование, включающее, в частности, генетическую, функциональную, логическую (логико-философскую), психологическую, пространственную, временную, горизонтальную, вертикальную, стохастическую, синергетическую, рекурсивную, циклическую и иные структуры.

В литературе существуют разнообразные мнения по поводу логической структуры и элементного состава правовой системы . Анализ существующих точек зрения позволил нам сделать выводы о том, что необходимо выделять, во-первых, основные компоненты, т. е. наиболее крупные образования, составляющие относительно самостоятельные подсистемы в правовой системе общества. К ним, как мы уже отмечали, относится объективное право, юридическая практика и правосознание.

к «частям» правовой системы относит собственно объективное (позитивное) право как совокупность общеобязательных норм, выраженных в законе, иных признаваемых государством формах позитивного права; правовую идеологию – активную сторону правосознания; судебную (юридическую) практику .

Недооценка автором психологического элемента в правовом поведении людей и их коллективов, как свидетельствуют «цветные революции», а также отождествление судебной практики с юридической в целом представляют правовую систему в качестве ущербного образования.

относит к ней все правовые явления, процессы и состояния. «Помимо права, – пишет он, – как стержневого элемента правовая система включает в себя множество других слагаемых: правотворчество, правосудие, юридическую практику, нормативные, правоприменительные и правотолкующие акты, правоотношения, субъективные права и обязанности, правовые учреждения (суды, прокуратура, адвокатура), законность, ответственность, механизмы правового регулирования, правосознание и др.» .

в качестве компонентов ПСО предлагает выделять следующие: позитивное право, правообразование, реализацию права, правосознание. Не совсем ясно, почему в ее состав не включены интерпретационная и правосистематизирующая практика, а правотворчество ограничивается только правообразованием.

в качестве ядра, или нормативной основы правовой системы рассматривает право конкретно взятого государства, а также юридическую практику, правосознание и правовую культуру национального сообщества .

Исследование разнообразных точек зрения позволил нам сделать вывод о том, что необходимо выделять элементы (условно неделимые ее составные части) и компоненты , то есть более крупные образования, представляющие собой подсистемы однородных элементов. В самом общем плане к основным компонентам относятся: а) объективное право, взятое в единстве и взаимодействии его содержания и формы; б) юридическая практика (деятельность и социально-правовой опыт), осуществляемая в рамках правовых отношений и иных юридических связей; в) правосознание, которое находит выражение и в объективном праве, и в юридической деятельности, и в правоотношениях.

Под правом нужно понимать систему общих, обязательных нормативно-правовых предписаний, обеспеченную мерами государственного и иного воздействия, внешне выраженную в нормативных правовых актах, договорах и других формально-юридических источниках, отражающую идеи и состояния свободы и ответственности, справедливости и юридического равенства, добра и разумности, гуманизма и честности, личной и общественной безопасности, служащую особым (юстициабельным и т. п.) регулятором поведения людей, их коллективов и организаций.

Данное определение носит интегративный характер, позволяя соединить позитивистские и естественно-правовые, либертальные и психологические, социологические и иные качества права, четко выделить его признаки, элементы содержания и формы.

Юридическая практика – это деятельность по изданию (толкованию, реализации, применению, систематизации и т. п.) юридических предписаний, взятая в единстве с накопленным правовым опытом (социально-правовой памятью).

Изучение соответствующих теоретических источников создает впечатление, что многие авторы не всегда ясно представляют, о чем идет речь при характеристике отдельных типов (видов и т. п.) юридической практики. Иначе просто трудно объяснить следующие «пассажи». Так, Норбер Рулан считает, что термин «юридическая практика» обозначает «все, что связано с применением права». полагает, что под юридической практикой «понимается преимущественно правоприменительная и праворазъяснительная практика, ибо правотворческая деятельность изначально призвана создавать источники права, и ее структурные элементы имеют заранее заданную юридическую природу» (?) .

Раймон Леже пишет: «То, что называют судебной практикой, является совокупностью норм, из которых можно сделать вывод о преемственности судебных решений. Но одно решение, пусть даже и вынесенное высшим судебным органом, не лишает суды, которые в последующем столкнутся с подобным вопросом, свободы в принятии решения. … Судебные решения имеют только убеждающее значение» .



Просмотров