Эксперт строительно технической экспертизы. Независимая строительно-техническая экспертиза зданий

Научное исследование можно определить как целенаправленное познание. Проводить исследование – значит изучать, познавать закономерности, систематизируя факты.

Научное исследование обладает рядом отличительных признаков: наличие четкой сформулированной цели; стремление к открытию неизвестного; систематичность процесса и результатов; обоснование и верификация полученных выводов и обобщений.

Следует отличать научное и обыденное познание. Научное познание в отличие от обыденного предполагает использование особых методов исследования. В связи с этим возникает необходимость постоянного поиска новых методов для изучения неисследованных объектов.

Что такое методы исследования

Методы исследования – это способы достижения цели в научной работе. Наука, занимающаяся изучением данных методов называется “Методология”.

Любая деятельность человека зависит не только от объекта (на что направлена) и действующего лица (субъекта), но и от того, каким образом она осуществляется, какие средства и способы применяются. В этом и заключается суть метода.

В переводе с греческого языка «метод» означает «способ познания». Правильно выбранный метод способствует более быстрому и точному достижению цели, служит особым компасом, который помогает исследователю избежать большинства ошибок, прокладывая свой путь.

Отличие метода от методики и методологии

Очень часто происходит путаница в понятиях метода и методики. Методика представляет собой систему способов познания. Например, при проведении социологического исследования, могут сочетаться количественные и качественные методы. Вся совокупность этих методов будет представлять собой методику исследования.

Понятие методики близко по значению к процедуре исследования, его последовательности, алгоритму. Без качественной методики даже верно подобранный метод не даст хорошего результата.

Если методика – это способ воплощения метода, то методология – это учение о методах. В широком смысле методология представляет собой

Классификация методов научного исследования

Все методы научного исследования подразделяются на несколько уровней.

Философские методы

Наиболее известными среди них являются древнейшие методы: диалектический и метафизический. Кроме них к философским методам относятся феноменологический, герменевтический, интуитивный, аналитический, эклектический, догматический, софистический и другие.

Общенаучные методы

Анализ процесса познания позволяет выделить методы, на которых строится не только научное, но и любое повседневное человеческое познание. К ним относятся методы теоретического уровня:

  1. Анализ – расчленение единого целого на отдельные части, стороны и свойства для дальнейшего их детального изучения.
  2. Синтез – соединение отдельных частей в единое целое.
  3. Абстрагирование – мысленное выделение каких-либо существенных свойств рассматриваемого предмета при одновременном отвлечении от ряда других присущих ему признаков.
  4. Обобщение – установление объединяющего свойства предметов.
  5. Индукция – способ построения общего вывода на основе известных отдельных фактов.

Примеры методов исследования

Например, изучая свойства определенных жидкостей, выявляют, что им присуще свойство упругости. Опираясь на тот факт, что вода и спирт – это жидкости, делают заключение, что все жидкости обладают свойством упругости.

Дедукция – способ построения частного вывода, опираясь на общее суждение.

Например, известно два факта: 1) все металлы обладают свойством электропроводности; 2) медь – металл. Можно сделать вывод о том, что медь обладает свойством электропроводности.

Аналогия – такой метод познания, при котором знание ряда общих признаков для объектов позволяет сделать вывод об их сходстве и по другим признакам.

Например, науке известно, что свету присущи такие свойства как интерференция и дифракция. Кроме этого ранее были установлено, что звук обладает этими же свойствами и связано этого с его волновой природой. На основе этой аналогии был сделан вывод о волновой природе света (по аналогии со звуком).

Моделирование – создание модели (копии) объекта изучения с целью его исследования.

Помимо методов теоретического уровня, выделяют методы эмпирического уровня.

Классификация общенаучных методов

Методы эмпирического уровня

Метод Определение Пример
Наблюдение Исследование, опирающееся на органы чувств; восприятие явлений С целью изучения одной из стадий развития детей Ж.Пиаже наблюдал за манипулятивными играми детей с определенными игрушками. На основе наблюдения им был сделан вывод о том, что способность ребенка составлять предметы друг в друга возникает позже, чем необходимые для этого моторные навыки.
Описание Фиксация сведений Антрополог записывает все факты з жизни племени, не оказывая никакого влияния на него
Измерение Сравнение по общим признакам Определение температуры тела с помощью термометра; определение веса с помощью уравновешивания гирь на рычажных весах; определение расстояния с помощью радиолокатора
Эксперимент Исследование, основанное на наблюдении в условиях, созданных специально для этого На оживленной городской улице останавливались группы людей в различных количествах (2,3,4,5,6 и т.д. человек) и смотрели вверх. Рядом останавливались прохожие и также начинали смотреть вверх. Выяснилось, что процент присоединившихся значительно возрастал при достижении экспериментальной группы 5 человек.
Сравнение Исследование, основанное на изучении сходств и различий предметов; сопоставление одного предмета с другим Сопоставление экономических показателей базового года с прошедшим, на основе чего делается вывод об экономических тенденциях

Методы теоретического уровня

Метод Определение Пример
Формализация Раскрытие сущности процессов за счет их отображения в знаково-символическом виде Моделирование полета на основе знаний основных характеристик летательного аппарата
Аксиоматизация Применение аксиом для построения теорий Геометрия Эвклида
Гипотетико-дедуктивный Создание системы гипотез и выведение из этого заключений Открытие планеты Нептун было основано на выдвижении нескольких гипотез. В результате их анализа было сделано заключение, что Уран не является последней планетой солнечной системы. Теоретическое обоснование нахождения новой планеты в определенном месте, подтвердилось затем эмпирическим путем

Конкретно-научные (специальные) методы

В любой научной дисциплине применяется совокупность определенных методов, относящихся к различным «уровням» методологии. Привязать какой-либо метод к определенной дисциплине довольно сложно. Тем не менее, каждая дисциплина опирается на ряд методов. Приведем некоторые из них.

Биология:

  • генеалогический – изучение наследственности, составление родословных;
  • исторический – определение взаимосвязи между явлениями, которые имели место на протяжение долгого времени (миллиарды лет);
  • биохимический – изучение химических процессов организма и др.

Юриспруденция:

  • историко-правовой – получение знаний о юридической практике, законодательстве в разные периоды времени;
  • сравнительно-правовой – поиск и изучение сходств и различий между государственно-правовыми институтами стран;
  • правосоциологический метод – исследование действительности в области государства и права с применением анкетирования, опросов и т.д.

В медицине выделяют три основные группы методов исследования организма:

  • лабораторная диагностика – изучение свойств и состава биологических жидкостей;
  • функциональная диагностика – исследование органов по их проявлениям (механическим, электрическим, звуковым);
  • структурная диагностика – выявление изменений в строении организма.

Экономика:

  • экономический анализ – изучение составных частей изучаемого целого;
  • статистико-экономический метод – анализ и обработка статистических показателей;
  • социологический метод – анкетирование, опрос, интервьюирование и т.д.
  • расчетно-конструктивный, экономическое моделирование и т.д.

Психология:

  • метод эксперимента – создание таких обстоятельств, которые провоцируют проявление какого-либо психического явления;
  • метод наблюдения – путем организованного восприятия явления объясняют психическое явление;
  • биографический метод, сравнительно-генетический метод и т.д.

Анализ данных эмпирического исследования

Эмпирическое исследование направлено на получение эмпирических данных – данных, полученных путем опыта, практики.

Анализ таких данных происходит в несколько этапов:

  1. Описание данных. На этом этапе описываются обобщенные результаты с помощью показателей и графиков.
  2. Сравнение. Происходит выявление сходств и различий двух выборок.
  3. Изучение зависимостей. Установление взаимозависимостей (корреляционный, регрессионный анализ).
  4. Уменьшение объема. Изучение всех переменных при наличии их в большом количестве, выявление наиболее информативных.
  5. Группировка.

Итоги любого проведенного исследования – анализ и интерпретация данных – оформляются на бумаге. Спектр таких исследовательских работ достаточно широк: контрольные работы, рефераты, доклады, курсовые работы, тезисы, дипломные работы, диссертации, монографии, учебники и т.д. Лишь после всестороннего изучения и оценки полученных выводов, результаты исследований используются на практике.

Вместо заключения

А. М. Новиков и Д. А. Новикова в книге “ ” в методах теоретического и эмпирического исследования выделяет также методы-операции (способ достижения цели) и методы-действия (решение конкретное задачи). Такая конкретизация не случайна. Более жесткая систематизация научного познания увеличивает его эффективность.

Методы исследования, как они есть обновлено: Февраль 15, 2019 автором: Научные Статьи.Ру

Под методологическими основами исследований понимают те или иные теории, концепции, на которых строится исследование, и которые помогают понять, объяснить, решить рассматриваемую проблему. От выбора метода исследования зависит надежность и достоверность полученных в нем результатов (цифр, утверждений, формул и т. д.).

Существуют две основные группы общих методов научных исследований – теоретические и эмпирические методы, а также группа смешанных, эмпирико-теоретических методов.

Теоретические методы исследований. Теоретические изыскания представляют собой такой вид исследований, когда изучению подвергается новая проблема, вопрос, тема, о которых мало что известно. В процессе исследования требуется определить, какие теории и концепции могут быть применены, а если необходимо, разработать новые теории. Кроме того, нужно определить, можно ли пользоваться существующими методиками.

Распространенными примерами теоретических методов исследования являются идеализация и формализация .

Идеализация. Для осуществления научного исследования широко используются идеальные объекты, не существующие в действительности. Например, в природе не бывает «свободного пространства», идеальных точек, прямых линий, квадратов, окружностей. Однако мы используем их при изучении движения тел, расчетах площадей и расстояний. С помощью идеализации исключаются те свойства и отношения объектов, которые мешают понять сущность изучаемого процесса. Идеальные объекты позволяют значительно упростить сложные процессы и системы, что облегчает выявление существенных связей и отношений, формулирование законов.

Формализация. Метод изучения объектов путем отображения их содержания и структуры в знаковой форме. Это происходит при помощи разных «искусственных» языков – математического, химического и других. Метод обеспечивает полноту обозрения определенной области проблем и использует обобщенный подход к их решению. Формализации свойственна краткость и точность фиксации знания, однозначность терминов, отсюда – четкость и строгость рассуждений, доказательность выводов при использовании метода. Эффективность метода определяется тем, насколько правильно выявлено главное в содержании объекта, его сущность.

Эмпирические методы исследований. Эмпирические исследованияпозволяют проверять применимость разработанных теорий,определять пределы сделанных ранее обобщений. В процессе проверки методом уточнений и прояснений можно находить новые приложения ранее полученным знаниям, раздвигать их границы, делать новые обобщения. К эмпирическим методам исследований относят наблюдение, измерение, сравнение, эксперимент.

Наблюдение. Основная задача этого метода – выявить и зафиксировать поведение объекта познания в естественных условиях, в соответствии с программой исследования.

Результат наблюдения не должен зависеть от воли, чувств и желаний субъекта (наблюдателя). Субъект в этом методе получает первичную информацию о мире, об объективных свойствах и отношениях реально существующих предметов и явлений. Приборы, используемые в современной науке для наблюдений, должны только усиливать работу органов чувств субъекта, не искажая при этом реальной картины мира.

Измерение. Метод предполагает определение численного значения некоторой величины посредством измерений. Достоинство метода в возможности обработки накопленных данных. Недостаток – необходимость иметь достаточно точные и надежные измерительные приборы.

Сравнение. Метод основан на выявлении сходств и различий предметов и явлений действительности. В результате сравнения устанавливается то общее, что присуще двум или нескольким объектам. Сравниваться могут как результаты непосредственных наблюдений и измерений, так и результаты их обработки. Например, их статистические характеристики.

Эксперимент (частный случай наблюдения). Данный метод подразумевает вмешательство в естественные условия существования предметов и явлений. Изучаются реакции исследуемых объектов на специально создаваемые воздействия. Чтобы выделить эти реакции, группа исследуемых объектов может сравниваться с контрольной группой, которая таким воздействиям не подвергается. Эксперимент удобен тем, что может повторяться и проводиться как с реальными объектами, так и с их моделями – «заместителями» объекта в познании.

Эмпирико-теоретические методы исследований. К этому типу методов относят методы аналогии, абстрагирования, анализа, синтеза, индукции, дедукции и др.

Аналогия. На основе установления сходства между несколькими предметами по ряду существенных признаков делается умозаключение о возможности сходства и по другим признакам. При таком подходе после исследования одного предмета (например, модели ) делается вывод, хотя и не окончательный, не доказательный в полном смысле этого слова, о другом предмете (системе ).

Абстрагирование. Этот метод предполагает мысленное отвлечение от несущественных свойств, связей, отношений, предметов и одновременное выделение, фиксирование одной или нескольких интересующих исследователя сторон этих предметов. Результатом процесса абстрагирования является построение абстракции в виде теории, закона, гипотезы и т. д., что формирует новое знание о некоторых сторонах изучаемых объектов.

Индукция. Это метод умозаключения, при котором на основе эмпирических данных строятся теоретические обобщения. Этим методом, например, в математике выводится формула бинома Ньютона. Здесь движение мысли происходит от частных положений к более общим.

Дедукция. Этот метод подразумевает применение общих научных положений для исследования конкретных явлений, движение от более общих суждений к частным логическим выводам. Если накопленный нами опыт говорит, что во время дождя земля становится мокрой, то, узнав, что на улице дождь, мы, даже не глядя в окно, сразу представляем себе лужи во дворе. Если после дождя видим на мокрой земле сухое пятно прямоугольной формы, то полагаем, что здесь стояла чья-то машина.

Наверное, можно сказать, что индукция – это метод логического обобщения частных эмпирических фактов, а дедукция – метод применения накопленного опыта в принятии частных решений.

К специальным методам исследований , широко применяемым в диссертациях, можно отнести методы системного анализа, теории вероятностей и математической статистики, теории принятия решений, моделирования, теории управления и т.д.

Эффективность применения методов зависит от того, насколько их выбор согласован с требованиями и ограничениями, предъявляемыми к ним со стороны объекта, предмета и задач исследования, а также от уровня подготовки соискателя.

ТИПОВОЙ ПЛАН НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

План научного исследования нужен для того, чтобы помочь соискателю составить общее представление как о работе в целом, так и об ее отдельных частях.

Типовая последовательность этапов проведения исследования может быть представлена следующим списком :

I. Подготовительный этап (Глава 1)

Анализ современного состояния конкретной области знания, выявление актуальных научных и практических проблем;

Выбор собственной темы и формирование гипотезы исследования;

Определение объекта и предмета исследования;

Постановка цели и конкретных задач исследования;

Выбор методов (методик) проведения исследования;

II. Основной этап (Главы 2 и 3)

Проведение исследования;

Описание процесса исследования, фиксация, анализ и оценка результатов;

Обсуждение результатов исследования на научных семинарах кафедры и конференциях с целью получения общественной оценки и накопления критических замечаний;

III. Заключительный этап (Заключение и Введение)

Публикация материалов диссертации;

Все эти этапы должны быть обязательно пройдены, хотя, может быть, и не с первой попытки. Надо быть готовыми к тому, что к неудавшимся моментам до окончания работы придется вернуться еще не раз, поскольку переделка и корректировка являются неотъемлемыми элементами процесса исследования.

ПРИМЕРЫ ТИПОВЫХ ПЛАНОВ ДИССЕРТАЦИИ

- характеристику современного состояния области исследования , которая составляется с помощью обзора научной литературы. В обзоре должны быть отражены разработки и дискуссии, которые в настоящее время ведутся в данной области. Здесь важно представить собственный взгляд на эту область с оценкой вклада в науку, сделанного другими учеными, с указанием направлений проводимых научных исследований, с определением слабых мест в теоретической и практической науке и обоснованием своих критических замечаний по этому поводу.

- определение направления исследования (поиск «белых пятен» и выбор собственной темы) . Здесь должны быть приведены подробные объяснения, что и почему выбрано автором для исследования.

- обоснование достоверности данных и корректности их применения . В этой части диссертации должны быть приведены доказательства уместности и достоверности используемых источников информации, методов ее сбора, обработки и интерпретации.

- описание вклада в развитие науки . Проведенное исследование должно вносить оригинальный (новый, свежий, своеобразный, незаимствованный ) вклад в исследуемую область и развитие избранной научной дисциплины. В заключительной части диссертации необходимо дать четкую формулировку этого вклада и оценить его значимость. Нужно убедительно объяснить, почему другие ученые, работающие в данной области, заинтересованы в использовании представленных результатов и станут учитывать их при планировании своей деятельности.

Эксперты считают, что научное исследование можно признать оригинальным в тех случаях, когда в его основе лежит что-либо из следующего списка:

1. Развитие области знаний способом, до этого не применявшимся.

2. Рассмотрение новых разделов научной дисциплины, до этого специалистами не изучавшихся.

3. Выполнение никем ранее не проводимой эмпирической работы.

4. Проявление оригинальности при проверке чужих замыслов.

5. Получение и описание новых фактов по известному вопросу.

6. Использование известного материала, но в новой интерпретации.

7. Изучение определенного метода и применение его в другой области.

8. Испытание в данной стране чего-то такого, что ранее выполнялось только в других странах.

9. Работа на стыке нескольких научных дисциплин и применение различных методик.

Диссертация, удовлетворяющая таким требованиям, могла бы, по мнения авторов , иметь следующую структуру:

Введение (с четкой формулировкой цели исследования)

1. Обзор литературы

2. Используемые методы

3. Полученные результаты

4. Обсуждение результатов

Приложения

В методическом пособии предлагается оригинальный метод подготовки аспирантов и магистрантов к проведению диссертационного исследования и приведен своего рода шаблон плана диссертации:

Введение (Постановка проблемы)

Глава 1. Познание предмета исследования (познание сущности и форм предмета )

1.1. Предмет во внешней системе

1.2. Внутреннее содержание предмета

1.3. Развитие форм предмета

Глава 2. Методологическое решение проблемы (разработка системы требований к решению проблемы )

2.1. Отдельные требования

2.2. Взаимосвязь требований

Глава 3. Методическое решение проблемы (совершенствование методических документов )

3.1. Разработка новых методик

3.2. Улучшение действующих методик

4.2. Расчеты улучшения показателей

4.3. Ход и результаты эксперимента по апробированию рекомендаций

Заключение

Приложения

В учебно-методическом пособии – еще один, достаточно общий вариант:

Введение

Глава 1. Критический анализ состояния проблемы

1.1 Развернутая постановка проблемы с учетом ее исходного состояния

1.3. Обоснование и принятие метода исследования.

1.4. Генеральный замысел решения проблемы – теоретическое и методическое обоснование.

Глава 2. Предлагаемые способы решения проблемы.

2.1. Расчленение проблемы на составляющие ее подпроблемы.

2.2. Способы и пути решения подпроблем.

2.3. Соединение результатов решения подпроблем и предлагаемое на этой основе решение всей проблемы.

Глава 3. Проверка и подтверждение результатов исследования.

3.1. Проверка предложенного способа решения проблемы на основе собственных расчетов, опытов, экспериментов, данных.

3.2. Сопоставление полученного результата с другими имеющимися данными, подтверждающими достоверность, прогрессивность, перспективность полученных в диссертации результатов.

3.3. Практическое приложение результатов решения проблемы.

3.4. Перспектива, которую открывают науке и практике итоги диссертационного исследования.

Заключение

Приложения

Много вариантов можно найти в других методических пособиях и авторефератах. Они могут отличаться названиями, количеством глав и разделов, но общие рекомендации, приведенные в , относительно того, что диссертация должна состоять из обзора литературы, описания того, что было сделано, обсуждения полученных результатов и заключения с выводами и рекомендациями относительно дальнейшей работы, во всех случаях остаются неизменными.


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31

Методом финансового анализа является способ познания, путь исследования своего предмета, то есть финансовых процессов и явлений в их взаимо­связи и взаимозависимости.

Характерными особенностями метода экономического ана­лиза являются:

Использование системы аналитических показателей, все­сторонне характеризующих финансово-хозяйственную де­ятельность организации;

Изучение причин изменения этих показателей;

Выявление и измерение причинно-следственных связей между ними.

Методика анализа - это система правил и требований, га­рантирующих эффективное применение метода.

В совокупности метод и методика представляют собой мето­дологическую основу финансового анализа.

Все аналитические методы можно разделить на две большие группы: качественные (логические) и количественные (форма­лизованные).

К качественным методам относятся аналитические приемы и способы, основанные на логическом мышлении, на использовании профессионального опыта аналитика, на профессиональной интуиции. К ним отно­сятся: метод сравнения; метод построения систем аналитических таблиц; метод построения систем аналитических показателей; метод экспертных оценок; метод сценариев; психологические и морфологические методы и т.п.

Количественные методы - это приемы, использующие математику. Вследствие их применения можно получить довольно точный результат или несколько результатов для дальнейшего выбора верного уже с помощью логических методов. Количественные методы можно разделить на бухгалтерские, статистические, классические, экономико-математические ме­тоды анализа и т.д.

В процессе сбора данных получают информацию о значени­ях тех или иных признаков, характеризующих каждую единицу, каждый элемент исследуемого процесса или явления. Эта информация, как правило, представлена в виде показателей. Многообразная характеристика всех сторон исследуемых экономических процессов и явлений мо­жет быть дана лишь с помощью всех видов обобщающих пока­зателей. Вместе с тем, каждый вид показателей имеет опреде­ленное значение и занимает важное место в аналитическом про­цессе.



Анализируя финансовую отчетность, можно использовать различные методы (логические, формализованные). Но к наиболее часто используемым методам финансового анализа относятся:

1. Метод абсолютных, относительных и средних величин.

Абсолютные показатели характеризуют численность, объем, размер изучаемого процесса. Они всегда имеют какую-либо единицу измерения: натуральную, условно-натуральную, стоимостную (денежную).

Относительные показатели представляют собой соотношение абсолютных (или других относительных) показателей, то есть количество единиц одного показателя, приходящееся на единицу другого показателя.

Средняя величина – это показатель «середины» или «центра» исследуемых данных. Она является обобщающей характеристикой изучаемого признака в анализируемой совокупности данных.

2. Метод сравнения.

Метод сравнения - универсальный логический способ познания, посредством которого устанавливается по определенному характерному признаку равенство или различие исследуемых объектов, явлений путем их сопоставления.

3. Вертикальный анализ.

Вертикальный анализ- представление финансового отчета в виде относительных показателей. Такое представление позво­ляет увидеть удельный вес каждой статьи баланса в его общем итоге. Обязательным элементом анализа являются динамичес­кие ряды этих величин, посредством которых можно отслежи­вать и прогнозировать структурные изменения в составе акти­вов и источников их покрытия.

4. Горизонтальный анализ.

Горизонтальный анализфинансового отчета заключается в построении одной или нескольких аналитических таблиц, в которых абсолютные балансовые показатели дополняются относительными темпами роста (снижения). Степень агрегирования показателей определяет аналитик. Как правило, берут базисные темпы роста за ряд лет, что позволяет анализировать изменение отдельных балансовых статей, а также прогнозиро­вать их значения.

Горизонтальный и вертикальный анализы взаимно до­полняют друг друга. Поэтому на практике используются аналитические таблицы, характеризующие как структуру от­четной финансовой формы, так и динамику отдельных ее показателей.

5. Трендовый анализ.

Трендовый анализ- часть перспективного анализа, используется для финансового прогнозирования. Тренд - это путь развития; он определяется на основе анализа времен­ных рядов следующим образом: строится график возможного развития основных показателей предприятия, определяется сред­негодовой темп прироста и рассчитывается прогнозное значе­ние показателя.

6. Факторный анализ.

Под факторным анализомпо­нимается методика комплексного и системного изучения и из­мерения воздействия факторов на величину результативных по­казателей.

7. Анализ с помощью финансовых коэффициентов.

Финансовые коэффициенты применяются для анализа фи­нансового состояния предприятия и представляют собой отно­сительные показатели, определяемые по данным финансовых отчетов, главным образом по данным отчетного баланса и отче­та о прибылях и убытках.

Предпочтительные значения коэффициентов зависят от от­раслевых особенностей предприятий, от размеров предприятий, оцениваемых обычно годовым объемом продаж и среднегодо­вой стоимостью активов. На предпочтительные величины коэф­фициентов, кроме того, может влиять общее состояние эконо­мику, фаза экономического цикла.

8. Метод экспертных оценок.

Экспертные методыиспользуются в тех случаях, когда не подходят инструментальные и при измерениях нельзя опереться на физические явления или они пока еще очень сложны. Экс­пертные методы основываются на интуиции, в них преобладает субъективное начало.

ВВЕДЕНИЕ 3

1. МЕТОДЫ АНАЛИЗА ДЕТЕРМИНИРОВАННЫХ МОДЕЛЕЙ 5

2. МЕТОДЫ АНАЛИЗА СТОХАСТИЧЕСКИХ МОДЕЛЕЙ 15

3. МЕТОДЫ ОПТИМИЗАЦИИ В ЭКОНОМИЧЕСКОМ АНАЛИЗЕ 21

4. МЕТОДЫ КОМПЛЕКСНОГО АНАЛИЗА 35

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 44

ВВЕДЕНИЕ

Анализ – весьма емкое понятие, лежащее в основе всей практической и научной деятельности человека. Аналитические методы настолько распространены, что зачастую под словом «анализ» понимают любое исследование вообще, как в естественных и гуманитарных науках, так и в практической деятельности. Процедуры и методологические принципы анализа входят составной частью в любое научно-практическое исследование, когда исследователь переходит от простого описания явления к изучению его строения.

По классическому определению анализ представляется лишь как один из логических приемов мышления. «Мышлению свойственны такие процессы, как абстракция, обобщение, анализ и синтез, постановка определенных задач и нахождение путей их решения» .

Характеристика анализа как способа мышления предполагает, что с его помощью можно выявить структуру процесса или явления, свести сложное к простому, построить классификацию явлений, выделить сущность объекта. «Логический анализ заключается в мысленном расчленении исследуемого объекта на составные части и является методом получения новых знаний. Цель анализа – познание частей как элементов сложного целого». Таким образом, исследование как понятие процесса познания все-таки шире. Существование аналитического и синтетического методов познания позволяет сформулировать анализ как первую, наиболее важную, незаменимую стадию любого исследования.

Если исходить из этого, термин «экономический анализ» подразумевает аналитический этап исследования в области экономики экономических систем, отношений, процессов, то есть как объектов, так и субъектов экономики. Учебными планами высших экономических учебных заведений, как правило, предусматривается поэтапное изучение экономического анализа. Основное внимание при этом уделяется обзору различных приемов, которые могут быть использованы при проведении аналитических расчетов, обосновывающих какое-либо управленческое решение. Любой специалист, имеющий отношение к организации и управлению бизнесом, должен владеть определенным аналитическим инструментарием, знать и понимать логику проведения аналитических процедур. Принятию всякого решения предшествуют аналитические расчеты, поэтому любой представитель аппарата управления предприятием – от топ-менеджеров до рядовых специалистов – просто обязан быть хорошим аналитиком. Угроза потенциального банкротства незримо присутствует при принятии управленческих решений, особенно если речь идет о стратегическом решении финансового характера. Значит, анализ должен выполняться не только в ретроспективе, но и в перспективе. При этом не нужно стремиться к абсолютной точности – необходимо выявить тенденции, как уже сложившиеся, так и только складывающиеся. Для этого аналитик должен обладать такими качествами, как способность к обобщению, умение сопоставить и оценить взаимное влияние большого количества факторов, умение замечать незначительные на первый взгляд признаки изменения ситуации. Кроме того, проведение квалифицированного анализа требует знания многих наук – экономики, бухгалтерского учета, маркетинга, основ промышленной психологии. В основе всех аналитических процедур лежит знание математического анализа, статистики и эконометрики. В современных условиях анализ невозможен без применения компьютерных технологий, а значит, проведение экономического анализа невозможно без знания информатики.

Объектом исследования данной работы является методология исследования.

Предметом является процесс и методика использования соответствующих методов.

Целью работы является исследования методов, методологических принципов их построения и подходов по их использованию.

Для достижения цели работы будут решены следующие задачи:

Исследованы основные методы анализа;

Определены принципы их построения и подходы по использованию.

1. МЕТОДЫ АНАЛИЗА ДЕТЕРМИНИРОВАННЫХ МОДЕЛЕЙ

1.1. Построение моделей факторного анализа

По характеру взаимосвязи между показателями различают модели детерминированные и стохастические. Детерминированная (функциональная) связь – связь, при которой каждому значению факторного признака соответствует вполне определенное неслучайное значение результативного признака. Связь, при которой каждому значению факторного признака соответствует множество значений результативного признака, называется стохастической или вероятностной.

Для применения приемов факторного анализа необходимо составить модель, то есть представить формулу расчета анализируемого показателя. Модели могут быть :

1. Аддитивные . Значение анализируемого показателя определяется как сумма показателей-факторов. Такая модель имеет вид

У = А + В + С.

Примером аддитивной модели может быть валовая прибыль предприятия, которая складывается из таких составляющих, как прибыль от реализации, результат от прочей деятельности и сальдо операционных и внереализационных доходов и расходов.

2. Мультипликативные . Значение анализируемого показателя определяется как произведение показателей – факторов. Такая модель имеет вид

У = А * В * С.

Большинство моделей, используемых в факторном анализе - мультипликативные. Например, выручку можно представить как произведение количество продукции на стоимость единицы продукции. Суммарные материальные затраты предприятия – произведение трех факторов – количество произведенной продукции, норма расхода материала на единицу продукции, стоимость единицы материальных ресурсов.

3. Кратные . Значение анализируемого показателя определяется как частное от деления двух факторов. Такая модель имеет вид

В качестве примера можно привести показатель фондовооруженности, определяемый делением стоимости основных средств на численность работающих.

4. Смешанные . Такие модели могут иметь разную форму и представлять собой различные комбинации аддитивных, мультипликативных и кратных моделей:

У = А * (В + С);

У = А / (В + С);

У = (А / В) * С.

Примером такой модели может быть определение фонда оплаты труда как произведения средней заработной платы и численности. При этом средняя заработная плата представляет собой сумму нескольких составляющих - тарифной составляющей, доплат стимулирующего характера и доплат компенсирующего характера:

ФОТ = (ЗП тар + ЗП стим + ЗП комп) * Ч.

При составлении любых моделей факторного анализа необходимо учитывать причинно-следственные отношения показателей. Например, с точки зрения арифметики два приведенных ниже выражения справедливы:

Выручка = Производительность труда * Численность;

Производительность труда = Выручка / Численность.

Оба этих выражения можно использовать для расчета неизвестной величины. Однако только одно из них можно использовать в качестве аналитической модели - можно сказать, что объем производства зависит от производительности труда, но нельзя сказать, что производительность труда зависит от выручки предприятия.

При проведении факторного анализа часто используется метод расширения факторных моделей. Например:

У = А / В.

Ту же модель можно записать в виде

У = (А/С)* (С/В).

В этом случае вместо двух абсолютных (количественных) факторов получаем для анализа два относительных (качественных) фактора.

Наиболее известным примером является формула Дюпона:

Рентабельность активов = Прибыль / Активы;

Рентабельность активов = (Прибыль/ Выручка)* (Выручка/Активы).

При этом первый сомножитель – рентабельность продаж, второй сомножитель – оборачиваемость активов. Действительно, рентабельность (отдача) активов зависит от того, насколько рентабельную продукцию производит предприятие, и от того, насколько быстро происходит оборот вложенного в активы капитала:

Рентабельность собственного капитала = Прибыль / Собственный капитал;

Рентабельность СК = (Прибыль/Выручка)*(Выручка/Активы)*(Активы/СК).

При этом первый сомножитель – рентабельность продаж, второй – оборачиваемость активов, третий – структура капитала.

1.2. Метод цепных подстановок и абсолютных разниц

Метод цепных подстановок является одним из базовых методов экономического анализа, который применяется для анализа мультипликативных моделей. При этом каждый фактор последовательно изменяется с базисного на отчетное значение, тогда как остальные остаются без изменения.

Можно проводить расчеты в таблице. Предположим, что анализируемый показатель «А» представляет собой произведение трех факторов (Ф1, Ф2, Ф3).

Абсолютное изменение показателя известно. Необходимо определить суммы факторного влияния – насколько изменился результирующий показатель под влиянием изменения конкретного фактора. Размер факторного влияния Аф1, Аф2, Аф3 будет определяться следующим образом :

Таблица 1.1.

Общая сумма факторных отклонений дает абсолютное отклонение (изменение) показателя. Достоинством приема является то, что количество факторов не имеет значения и не влияет на методику расчета, увеличивается только количество «шагов» расчета.

Методология экономического анализа как основа методики.

Единственным средством, характеристики экономики коммерческого предприятия является бухгалтерский учет, а средством изучения жизнедеятельности предприятия – анализ, позволяющий правильно определять состояние предприятия и его развитие и принимать наиболее рациональные решения в условиях постоянно изменяющихся событий.

При помощи экономического анализа изучают реальную действительность - факты и процессы, т.е. первичный материал, который подлежит исследованию. Однако факты сами по себе иногда мало что объясняют. Поэтому задача экономического исследования состоит не только в том, чтобы их регистрировать, но и в том, чтобы раскрыть сущность явлений, связь между ними, познать причины их возникновения, тенденции развития. Проникновение в сущность изучаемых экономических явлений возможно лишь с помощью применения научных методов исследования.

Методология важный элемент теории, совокупность методов исследования, применяемых в какой-либо науке.

Теория – система обобщенного достоверного знания о том или ином «фрагменте» действительности, которых описывает, объясняет и предсказывает функционирование составляющих его объектов.

Практика – критерий правильности, достоверности теории.

Каждая наука, кроме специфических предмета и объекта изучения, имеет свой метод как общий подход к исследованию, путь исследования, способ достижения какой-либо цели, совокупность приемов исследования действительности. Термин «метод» получил в науке двоякое значение:

∙ метод как общий подход в исследовании и

∙ метод как прием решения какой-либо конкретной задачи.

Метод как общий подход конкретизируется в методике как совокупности приемов (методов) решения задач.

Методология (ее можно назвать – философией методики) экономического анализа состоит из метода как общего подхода к исследованиям и конкретной методики как совокупности специальных приемов (методов), применяемых для обработки и анализа экономической информации.

Метод экономического анализа как общий подход к исследованиям базируется на диалектике. Основные принципы метода экономического анализа отражает, например, следующие основные черты диалектики:

единство анализа и синтеза. Изучаемые экономические явления обладают совокупностью признаков, свойств. Чтобы правильно понять данное явление, необходимо разделить его на простейшие составные элементы, детально изучить каждый элемент, выявить его роль и значение внутри единого целого, т.е. провести анализ . После того как познана природа каждого из составных элементов, выяснены роль и значение внутри внутри данного целого явления, нужно снова соединять эти элементы в соответствии с их ролью и назначением в единое целое, т.е. выполнить синтез , который позволяет сформулировать диагностику и оценить явление в целом. Анализ и синтез представляют собой две стороны единого процесса познания явлений;

изучение экономических явлений в их взаимосвязи. Все явления экономической жизни не только тесно связаны, но и определенным образом влияют друг на друга: между многими из них существует причинная зависимость – одно является причиной другого. Например, между наиболее важными показателями хозяйственной деятельности – объемом производства и себестоимостью продукции – существует непосредственное взаимодействие: рост объема производства ведет к снижению себестоимости за счет так называемых постоянных расходов, которые не увеличиваются с ростом выпуска продукции; снижение себестоимости, в свою стоимость, позволяет при наличных ресурсах выпустить больше продукции.

Взаимосвязь и взаимообусловленность обусловливают необходимость комплексного подхода к изучению хозяйственной деятельности. Понятие комплексности охватывает комплексное изучение как всех показателей в их связи и взаимозависимости, так и всех сторон хозяйственной деятельности, т.е. экономики, организации, техники и технологии социальных наук и природопользования, ибо только комплексное изучение дает возможность правильно оценить результаты работы, вскрыть глубинные резервы в экономике предприятий;

изучение экономических явлений в развитии. Цифра продаж продукции за год на каком-нибудь предприятии сама по себе мало что означает, тем более если объем продаж дается в отвлеченном стоимостном выражении. Если же рядом с этой цифрой поставить другие, показывающие продажу продукции за предыдущие годы, а также предусмотренные планом на будущие годы, то цифра «заговорит». Вот почему необходимо изучать показатели экономики не только в статике, но и в динамике, получая возможность судить о скорости экономического развития.

Развитие предприятия – это не просто количественный рост продукции. производство растет и развивается по восходящей – от простого к сложному, от низшего уровня к высшему, от старого качественного состояния к новому. За рядом возрастающих цифр продажи продукции надо видеть коренное изменение в технике и технологии производства, организационное и экономическое совершенствование предприятия.

Изучение экономических явлений в развитии обусловливает необходимость применения такого аналитического приема, как сравнение. Дать правильную оценку деятельности предприятия можно, только сравнивая его показатели во времени (месяцы, годы и т.д.) и пространстве (со среднеотраслевым уровнем, с показателями аналогичных предприятий).

Итак, метод экономического анализа как общий подход к изучению хозяйственных процессов базируется на материалистической диалектике. Особенности метода экономического анализа являются использование системы показателей и факторов хозяйственной деятельности, выбор измерителей и оценки в зависимости от особенностей анализируемых явлений, изучение причин изменения показателей и выявление влияния факторов на результативный показатель с использованием приемов математики, статистики и хозяйственного учета.



Просмотров